Методы научно педагогического исследования кратко. Теоретические методы педагогического исследования

Методы педагогического исследования - это способы и приемы познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.

Методика педагогического исследования - это упорядо­ченная совокупность приемов, способов организации и ре­гуляции педагогического исследования, порядок их приме­нения и интерпретации полученных результатов при дости­жении определенной научной цели.

Принципы отбора методов исследования:

1. Использование разнообразных взаимодополняющих методов
исследования, неоднократной проверки на большом материале полу­
чаемых результатов,
длительных наблюдений. Это вызвано тем,
что педагогические явления и процессы очень сложны и прак­
тически нет возможности воспроизвести любой процесс абсо­
лютно точно, как в предыдущий раз. На результаты влияет
большое количество разнообразных факторов и условий. Полу­
чаемые каждым исследователем выводы формулируются кор­
ректно, избегая категоричности, в усредненной, обобщенной
форме.

2. Соответствие методов исследования существу изучаемого яв­
ления и возможностям исследователя и исследуемых.
Так, при
работе с дошкольниками и младшими школьниками нельзя
использовать многие тесты; письменные опросники - кон­
кретные, понятные и ясные, не требующие развернутых отве­
тов - можно использовать не ранее 2-3 классов. Педагогиче-


скую деятельность учителя нецелесообразно изучать только по документам и опросам: надо провести длительное наблюде­ние за работой учителя на уроке или во внеурочной деятельно­сти (в зависимости от предмета исследования).

3. Запрет применения методов исследования, противоречащих нравственным нормам, способным нанести вред участникам иссле­дования, учебно-воспитательному процессу.

Методологическим обоснованием методов педагогического исследования в отечественной науке являются деятельност-ный, личностный и системный подходы. Деятельностный под­ход предполагает рассматривать педагогические явления с по­зиции целостного рассмотрения всех компонентов деятельно­сти: ее целей, мотивов, действий, операций, способов регули­рования, корректировки, контроля и анализа достигаемых ре­зультатов. Личностный подход предполагает рассматривать все педагогические процессы и явления с позиции личности, ее структуры, закономерностей развития. Системный подход на­правлен на выявление множества элементов в изучаемых пе­дагогических явлениях и связей между ними. Это предполага­ет рассмотрение объекта изучения как системы, выявление некоторого множества элементов системы, которые будут под­вергнуты изучению, установление связей между элементами и их классификация, выявление связей (системообразующих), которые обеспечивают соединение разных элементов в единую систему, выявление структуры и организации системы, путей управления ею как целостным образованием.

Каждая наука широко использует методы других наук. В педагогике используются различные группы общенаучных методов: общетеоретические: анализ и синтез, сравнение, ин­дукция и дедукция, абстракция и конкретизация, классифи­кация; социологические: анкетирование, интервьюирование, рейтинг; социально-психологические: социометрия, тестирова­ние, тренинг; математические: ранжирование, шкалирование, корреляция.

Все применяемые методы исследования в ходе педагогиче­ского поиска условно можно разделить на теоретические и эм­пирические (практические).

Теоретические методы: сравнительно-исторический анализ, методы моделирования, анализ литературы, архивных материалов и документов; анализ базовых понятий исследования; методы причин­но-следственного анализа изучаемых явлений; методы прогнозиро­вания, математические и статистические методы. Эти методы слу-

Жат для интерпретации, анализа и обобщения теоретических положений и эмпирических данных.

Эмпирические методы: методы сбора и накопления данных ^наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, интер­вьюирование, анализ документов и продуктов деятельности, опыта работы учителей и др.); методы оценивания (самооценка, рейтинг, педагогический консилиум); методы контроля и изме­рения (шкалирование, срезы, тесты); методы изучения педагоги­ческого процесса в измененных и точно учитываемых условиях (пе­дагогический эксперимент и опытная проверка выводов иссле­дования в условиях массовой школы); методы обработки данных (математические, статистические, графические, табличные).

Любое исследование начинается с формулировки проблемы. Сама проблема может возникнуть в ходе практической деятельности исследователя или его теоретических изысканий, но незави­симо от этого, ее анализ, четкое определение и обоснование осуществляются прежде всего с помощью теоретических мето­дов исследования.

Метод сравнительно-исторического анализа предполагает знакомство исследователя с состоянием вопроса в литературе, историческом наследии, научных монографиях и публикаци­ях. Исследователь изучает историю развития вопроса, сравни­вает и анализирует различные подходы к проблеме, делает вы­воды и обобщения, определяя свое отношение к раскрытию их сущности используемых научных понятий.

Метод моделирования - наглядно-образная характери­стика изучаемых процессов и явлений с помощью схем, чертежей, кратких словесных характеристик, описаний. В отдельных случаях моделирование позволяет описать педа­гогические явления с помощью матриц, символов, математи­ческих формул. Модель не отражает полностью изучаемое явление, а является его идеализацией, определенным упроще­нием. В моделях значителен элемент условности и творческо­го домысливания исследователем. Однако это не снижает научной ценности моделирования, так как оно позволяет от­влечься от несущественных, второстепенных составляющих изучаемого явления, выделить основные, системообразующие и системоопределяющие связи и факторы.

Причинно-следственный анализ. Причиной называется то явление, которое вызывает или изменяет другое явление. Яв­ление, вызываемое или изменяемое причиной, называется


следствием. Причинность - это такая связь явлений, при которой явление-причина всегда порождает явление-следствие. Причина и следствие, как правило, имеют сложные взаимосвязи. Следст­вие не только порождается причиной, но и само в свою очередь влияет на причину, что значительно осложняет процесс уста­новления факта причинности. Выявление, анализ и объясне­ние этих связей позволит исследователю глубже проникнуть в суть изучаемого явления, сделать правильные выводы.

Теоретические методы связаны с изучением литературы и умением работать с ней. Определив область исследования и его проблему, ученый составляет библиографию - список ото­бранных источников, который сразу надо оформлять правиль­но в соответствии с библиографическими требованиями.

В процессе анализа литературы составляются аннотации - краткое, лаконичное изложение основного содержания источ­ника. Цитирование - дословное и с соблюдением всех авторских особенностей текста выписывание понравившихся или спор­ных мыслей из изучаемого источника. Каждая цитата должна иметь правильно оформленную сноску. Тезисы - краткое в ви­де цитат или сжатых выдержек перечисление основных идей источника. Рефераты - краткое, но более развернутое по срав­нению с тезисами, изложение основных положений одного ис­точника или состояния проблемы по нескольким источникам. Конспекты - более детальное изложение основных идей источ­ника с использованием краткого изложения (пересказа), цити­рования, определения своего отношения к идеям автора.

Математические и статистические методы - установление количественных зависимостей между изучаемыми явления­ми. К ним относятся: ранжирование, метод графопостроения, методы получения средних величин (среднее арифметическое, медиана, коэффициент вариации и др.) и т. д. Обработка полу­ченных результатов математическими методами по специаль­ным формулам позволяет наглядно отобразить выявляемые зависимости в виде графиков, диаграмм, таблиц. Однако в си­лу сложности измерения педагогических феноменов и выра­жения их в количественных показателях эти методы большо­го распространения в педагогике не имеют.


Педагогические наблюдения - непосредственное, целенапра­вленное восприятие педагоги-

Когда какой ожидается результат. Приступать к наблюдению можно лишь при наличии необходимых знаний, умений в изучаемой сфере. Наблюдение эффективно при продуманном и четком плане. Надо уметь правильно его вести, объективно вы­бирать факты, фиксировать результаты, выявлять причинно-следственные связи, делать правильные выводы и обобщения.

Собираемые в ходе наблюдения факты можно записывать, вести дневник, оформлять в виде протоколов, стенографиро­вать, записывать на видеопленку, магнитофон, фотографиро­вать, производить киносъемку.

Наблюдения по связи с объектом изучения могут быть не­посредственными и опосредованными, открытыми и закрытыми, по признаку времени - непрерывными, дискретными (прерыви­стыми), монографическими (очень длительными и обстоятель­ными). Эффективным является так называемое включенное на­блюдение, когда исследователь активно участвует в жизни и деятельности объекта (например, изучая детей в условиях учебно-воспитательного процесса, наблюдатель становится их учителем или классным руководителем). При включенном на­блюдении складываются естественные отношения.

В последнее время широко используется метод скрытого на­блюдения - проведение наблюдения в специально предназна­ченных классах через зеркально отражающую стену или с по­мощью замкнутой телеустановки. Это позволяет изучать пове­дение исследуемых в естественных условиях. Организация скрытого наблюдения требует от исследователя соблюдения такта. В отдельных случаях может использоваться метод са­монаблюдения.

Условия проведения наблюдений: целенаправленность, сис­тематичность, длительность, разносторонность, объективность, массовость, соблюдение такта.

Метод наблюдения позволяет изучать исследуемые явле­ния и процессы в естественных условиях - в этом его цен­ность. Однако наблюдение требует длительного времени, изу­чаемое явление не всегда может быть доступно наблюдению, один исследователь наблюдением не может охватить большое количество объектов, при использовании данного метода фик­сации фактов и их интерпретации имеет место субъективный подход исследователя, обращается внимание только на внеш­ние проявления изучаемого.

Опросы: беседы, анкетирование, интервью. Беседа - диа­лог исследователя с испытуемым по заранее составленной про­грамме. Беседа, проводимая по специально составленным воп-


росникам, позволяет выяснить многие аспекты изучаемых явлений, оценки и позиции исследуемых, их чувства и пере­живания, мотивы тех или иных поступков и др. Эффектив­ность этого метода зависит от умения исследователя устано­вить дружеские отношения в ходе беседы, вызвать собеседника на откровенность. Беседа позволяет корректно направлять разговор в нужное русло, варьировать вопросы для лучшего и однозначного понимания их собеседником. Ответы испытуе­мого дополняются личными впечатлениями от общения с ним. Беседу необходимо фиксировать, но лучше на диктофон, убранный из поля зрения (опрашиваемый знает, что идет за­пись), или сразу после беседы по памяти.

Это сложный метод, которым умеют пользоваться далеко не все педагоги. В беседе исследуемый может скрыть свои ис­тинные мысли и переживания, ввести собеседника в заблуж­дение.

Интервью, по существу, разновидность беседы, но оно [больше ориентировано на выяснение оценок и позиций опра-[шиваемого. Интервью, как правило, проводится по заранее [подготовленным вопросам одной стороны, и подготовленным [ответам другой стороны, что делает их искренность и точность [достаточно относительной.

В ходе бесед и интервью может использоваться и так назы­ваемая проективная методика, сущность которой заключается в [том, что опрашиваемого мысленно ставят на место другого че­ловека в специально конструированной воображаемой ситуа­ции: «Как бы вы поступили, если бы...»

Получение информации о типичности того или иного явле­ния в большой группе исследуемых, выявление отношения, запросов, пожеланий возможно с помощью анкетирования. При j этом необходимо знать и соблюдать следующие требования:

Тщательный подбор точных и корректных вопросов,
наиболее полно отражающих изучаемое явление и даю­
щих надежную информацию;

Использование прямых и косвенных вопросов, позволя­
ющих уточнить ответы, определить их правдивость;

Однозначность задаваемых вопросов и отсутствие под­
сказки в их формулировке;

Использование открытых (когда опрашиваемый может
высказать свое собственное мнение), закрытых (с огра­
ниченным вариантом ответов), смешанных анкет;

Проверка подготовленной анкеты на небольшом количе­
стве испытуемых и внесение необходимых корректив.

Интересны полярные анкеты с балловой оценкой. Такие ан­кеты используют для самооценки и оценки других. Напри­мер, надо оценить всех членов группы по ряду нравственных показателей:

«справедливый 5 4 3 2 1 несправедливый», «добрый 5 4 3 21 недобрый».

В последнее время, изучая отношения в коллективе, педа­гоги часто используют метод социометрических анкет (социомет­рии): «С кем бы ты хотел быть в одной группе (в первую оче­редь, вторую и т. д.)?» и др.

Полученные результаты анкетных опросов, бесед и интер­вью обрабатываются специальными статистическими или ма­шинными методами.

Методы опроса позволяют собрать разнообразную, интересу­ющую исследователя информацию. С помощью анкет можно охватить очень большие группы опрашиваемых, грамотно со­ставленные закрытые анкеты обрабатываются с помощью элек­тронных счетных машин. Недостатком этого метода является то, что в любом опроснике всегда есть элемент неискренности, а нередко и ложности даваемых ответов, не для всех возрастов и не во всех ситуациях возможно проведение анкетирования.

Метод рейтинга и самооценки. Метод рейтинга - метод оценки тех или иных сторон деятельности компетентными (знающими) судьями (экспертами). К отбору экспертов предъ­являют определенные требования: они должны быть ком­петентными, способными решать творческие задачи, поло­жительно относиться к экспертизе, быть справедливыми, объективными, самокритичными.

Для объективно получаемой информации полезно исполь­зовать методы самооценки по определенной программе, соста­вленной исследователем.

В ходе анализа полученной информации можно применять и метод ранговых оценок, когда выявленные причины распола­гаются в порядке возрастания (убывания) степени их проявле­ния или признаки (явления) располагаются в зависимости от их значимости с позиции того, кто осуществляет оценку. На­пример, дается задание расположить по степени значимости для испытуемых предложенные мотивы учения.

Метод обобщения независимых характеристик повышает объек­тивность выводов. Суть метода сводится к обработке информа­ции, поступившей из разных источников. Например, изучая личность школьника, исследователь узнает о нем от учителя,


воспитателя группы продленного дня, классного руководите­ля, родителей, сверстников и т. д.

Метод педагогического консилиума (разработан Ю.К. Ба-банским) предполагает коллективное обсуждение результатов изучения воспитанников по определенной программе и единым признакам, коллективное оценивание тех или иных сторон личности, выявление причин возможных отклонений в сфор­мированное™ тех или иных черт личности, коллективную вы­работку средств преодоления обнаруживаемых недостатков.

Изучение и анализ документации, продуктов деятельно­сти позволяет собрать конкретный материал о интересую­щих исследователя процессах и явлениях. Так, изучение ученических тетрадей может дать не только полезную информацию об уровне знаний и умений учащихся, но и о работе учителя. Изучение ученических работ (рисунков, сочинений, дневников и т. д.) помогает выявить различные интересы детей, определить особенности их мышления, представлений, суждений и оценок, уровень сформированно-сти учебных умений.

Педагогическое тестирование - целенаправленное об­следование, проводимое в строго контролируемых услови­ях, позволяющее с помощью специально разработанных задач (заданий, опросников) объективно измерять изучае­мые характеристики педагогического процесса.

Большинство педагогических тестов достаточно просты, доступны, возможно автоматизированное предъявление и об­работка результатов (с помощью компьютера, простейших технических устройств). В педагогических целях чаще всего применяются тесты успеваемости, тесты элементарных умений, тесты диагностики уровня обученное™ и воспитанности. Широкое применение в педагогической практике и педагогических исследованиях получили психологические тесты. При работе с ними надо соблюдать такт, не разглашать полученные результаты, не делать их предметом обсуждения, соблюдать конфиденциальность и анонимность при обработке и анализе полученных данных. Целый ряд специальных психологиче­ских тестов (MMPI, Векслера, цветовые пятна Роршаха и др.), применяемых в работе профессиональных психологов, само­стоятельно или без предварительной и тщательной консульта­ции со специалистами лучше не использовать: они нередко трудоемки и занимают много времени при проведении и требу­ют специальных знаний и умений для обработки полученных

Результатов. При необходимости их применения в своей ис­следовательской работе целесообразнее обращаться за помо­щью к квалифицированным психологам.

Изучение и обобщение педагогического опыта дает ценный материал для исследователя. Нередко учитель в своем творче­ском поиске находит интересные решения сложных проблем (поиск В.Ф. Шаталова, С.Н. Лысенковой и др.). Объектом изу­чения может быть массовый опыт - для выявления ведущих тенденций; отрицательный опыт - для выявления характерных недостатков и ошибок; передовой опыт - для выявления и обобщения инновационного поиска учителей.

Выделяют два вида передового педагогического опыта: пе­дагогическое мастерство и новаторство.

Мастерство - умелое, рациональное и комплексное ис­пользование педагогом рекомендаций науки. Изучение того, как и что делает учитель-мастер, вносит ясное понимание тех­нологии внедрения науки в практику.

Педагогическое новаторство - педагогический опыт, со­держащий инновационные подходы в организации педагоги­ческой деятельности.

Критерии передового опыта:

а) новизна: от внесения новых до эффективного применения
уже известных положений и рационализации отдельных сто­
рон педагогической деятельности;

б) результативность и эффективность: высокий уровень обу-
ченности, воспитанности и развития детей;

в) соответствие требованиям педагогики, методик и психологии
(высокие результаты могут быть получены за счет использова­
ния неприемлемых методов обучения, воспитания и стимули­
рования, тогда опыт не имеет положительной ценности);

г) стабильность и повторяемость результатов в течение дли­
тельного периода времени использования;

д) воспроизводимость опыта: возможность повторения други­
ми педагогами с таким же результатом;

е) оптимальность опыта в целостном педагогическом процессе:
достижение высоких результатов при минимальной затрате
сил и времени как учителя, так и учащихся, без необходимо­
сти отказа от решения каких-то других не менее важных педа­
гогических задач.

Изучение и обобщение опыта осуществляется в следующей последовательности:

1) описание опыта на основе наблюдения, бесед, опросов, изучения документов;


2) классификация наблюдаемых явлений, их истолкова­
ние, подведение под известные определения и правила;

3) установление причинно-следственных связей и механиз­
ма взаимодействия различных сторон учебно-воспитательного
процесса, их оценка: уяснение способов и средств деятельно­
сти педагога и воспитанников, приводящих к высокому ре­
зультату.

Внедрение передового опыта осуществляется через шефст­во (наставничество) педагогов-мастеров, педагогические прак­тикумы, семинары и тренинги, через различные формы науч­ного и методического обобщения, доклады, брошюры, статьи, бюллетени, методические разработки и т. п.

В исследовании педагогических явлений есть такое поня­тие, как опытная работа. Один из методологов педагогики М.Н. Скаткин считал, что она становится самостоятельным методом исследования, если она:

Поставлена на основе добытых наукой данных в соответ­
ствии с теоретически обоснованной гипотезой;

Преобразует действительность, создает новые явления;

Сопровождается глубоким анализом и выводами.

Опытная работа используется в период пробного примене­ния гипотезы до и после эксперимента для проверки на прак­тике полученных выводов и рекомендаций.

Опытная работа - широко поставленная проверка ре­зультатов внедрения чего-то нового, экспериментального в массовую практику по заранее разработанной программе. Многолетнюю опытную проверку проходили эксперименталь­ные программы обучения в начальной школе, разработанные под руководством Л.В. Занкова и В.В. Давыдова, новые учеб­ники и учебные пособия, прежде чем стать массовыми. Опытная работа дает только общие представления об эффек­тивности или нецелесообразности применения того или иного средства, той или иной системы. Что именно оказалось суще­ственным в применении изучаемой системы, при каких условиях она эффективна, что явилось причиной, а что следст­вием, можно выяснить только с помощью специально органи­зованного педагогического эксперимента.

Педагогический эксперимент. Наблюдение в естественно протекающем педагогическом процессе не всегда бывает резуль­тативным, кроме того, бывает необходимо проверить те или иные предположения, возникшие у исследователя, выявить не случайные, а закономерные связи, испытать предлагаемую

Методику. С целью решения этих задач проводится педагогиче­ский эксперимент, сущность которого заключается в том, что исследователь создает планомерно организуемые ситуации. Эксперимент - активное вмешательство в предмет исследо­вания с заранее заданными исследовательскими целями; на­учно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. Он позволяет искус­ственно выделять изучаемое явление из ряда других, целенапра­вленно изменять условия его протекания, повторять отдельные изучаемые явления в подобных или измененных условиях.

Эксперимент может быть констатирующим, когда изучаются существующие педагогические факты, уточняющим, когда про­веряется гипотеза, преобразующим (созидательным, формиру­ющим), когда на основе констатации и теоретического осмыс­ления выделяются и вводятся новые педагогические явления и проверяется их истинность. Эксперимент может быть дли­тельным и кратковременным. Наиболее объективную оценку достоверности разработанной модели дает опытная проверка выводов исследования в условиях массовой школы.

Есть и другая классификация педагогического эксперимен­та: естественный и лабораторный. Естественный экспери­мент - это эксперимент, протекающий в естественных или близких к ним условиях, когда участники не знают о вклю­ченности в него. Сам исследователь может выступать в роли учителя (воспитателя) или все наблюдение за его ходом ведет­ся скрыто, и учитель знает о нем, а дети - нет. Лабораторный эксперимент - эксперимент, проводимый в специально оборудованной лаборатории (классе, аудитории и т. п.). Могут использоваться специальные лабораторные методы и средства исследования (компьютерное тестирование в начале и по ходу эксперимента, постоянный наблюдатель, находя­щийся в классе, и др.).

При проведении педагогического эксперимента всегда ор­ганизуются, как минимум, две группы испытуемых: контроль­ная и экспериментальная. Сравнение результатов в этих группах при равенстве общих условий осуществляемой педагогиче­ской деятельности позволяет сделать вывод об эффективности или неэффективности проводимого эксперимента.

Сильной стороной педагогического эксперимента являет­ся то, что изучаемые явления искусственно организуются, корректируются в процессе их реализации и отрабатывают­ся определенные подходы к их пониманию и осуществле-


нию. Это требует значительно меньше затрат времени, чем при наблюдении, делает полученные результаты доказа­тельными и воспроизводимыми. Недостатком данного мето­да является следующее: люди, знающие, что они являются участниками эксперимента (будь то учитель или воспитан­ник), не всегда ведут себя так, как бы они вели себя в обыч­ных условиях, а это может исказить реальную картину изучаемого педагогического феномена. Большое влияние на результаты эксперимента оказывает личность самого экспе­риментатора.

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте основные методы педагогического исследования
по следующей схеме: определение метода, перечисление и характери­
стика его видов (если они есть), требования к использованию, сильные и
слабые стороны.

2. Совместно с преподавателем разработайте программу несложного
педагогического эксперимента по профилю своей специальности или об­
щепедагогического характера. Если есть возможность, проведите его и
проанализируйте, насколько успешно он был осуществлен, что надо
учесть при разработке экспериментальных программ в следующий раз.
(Эксперимент ни в коем случае не должен нанести вред включенным в
него испытуемым. Эксперимент можно разработать для академической
студенческой группы, в которой вы учитесь.)

3. Пользуясь одним из доступных вам методов педагогического ис­
следования, проведите микроисследование какого-либо педагогического
вопроса. Проанализируйте и обобщите полученные результаты, сделай­
те педагогические выводы. Пользуясь одним из доступных вам методов
педагогического исследования, проведите микроисследование какого-
либо педагогического вопроса. Проанализируйте и обобщите получен­
ные результаты, сделайте педагогические выводы.

Литература

Введение в научное исследование по педагогике. М., 1988.

Внедрение достижений педагогики в практику школы. М., 1981.

Введение…………………………………………………………..........………….2

1. Особенности изучения педагогического процесса………………..................3

2. Традиционно-педагогические методы изучения педагогической действительности………………………………………………………………....6

3. Методы изучения коллективных явлений………………………….................8

4. Количественные методы в педагогике……………………………..................9

Заключение……………………………………………………………….............11

Список литературы………………………………………………………............12


Введение

Всем известно, что ход мышления исследователя, пути, которые его привели к определенным заключениям, решающим образом сказываются на качестве этих заключений и выводов. Поэтому познание предмета педагогики в отрыве от способов получения информации о нем не может быть успешным.

Пути, способы познания объективной реальности, принято называть методами исследования. С помощью методов исследования наука добывает информацию об изучаемом предмете, анализирует и обрабатывает полученные данные, включается в систему известных знаний. Именно поэтому так сильна зависимость темпов и уровня развития науки от применяемых в ней методов исследования.

Объективность и надежность научных выводов зависит также от общего подхода к пониманию сущности изучаемых явлений и процессов. Методологическая платформа исследований педагогической деятельности – теория познания, методология. Общий метод научного познания, требования, которые имеют универсальный характер, выполняют направляющую функцию.

Методы научного исследования всегда тесно связаны с объектами познания. Средства извлечения информации должны соответствовать специфике изучаемого предмета. Это обозначает, что каждая наука должна разрабатывать и использовать свои собственные методы, отражающие особенности изучаемых явлений.


1. Особенности изучение педагогического процесса

Характерная черта педагогических процессов – неоднозначность их протекания. Результаты обучения, образования, воспитания, развития зависят от одновременного воздействия очень многих причин. Достаточно изменить влияние даже одного-двух факторов, чтобы эти результаты существенно отличались между собой.

Неопределенный, неоднозначный характер педагогических процессов ограничивает возможности применения известных в науке методов исследования, вынуждает педагогов прибегать к различным ухищрениям для извлечения правдивой информации.

Педагогические процессы характерны своей неповторимостью. В области естественных наук (физики, химии) исследователь может многократно повторять эксперимент, используя одни и те же материалы и создавая неизменные условия. В результате он приходит к однозначному заключению – связь между исследуемыми факторами существует или же ее нет. Педагог-исследователь же такой возможности лишен. При повторном исследовании он уже имеет дело фактически с другим «материалом», да и условия почти никогда не удается сохранить прежними. В результате проведенной ранее работы характеристики используемых данных изменяются необратимо. Вот почему «чистый» эксперимент в педагогике невозможен, как бы тщательно он не был подготовлен и проведен. Учитывая это обстоятельство, педагоги формулируют свои выводы корректно и осторожно, понимая относительность условий, в которых они были получены.

Также имеет смысл подчеркнуть еще одну важную особенность педагогических процессов. В них участвуют люди всех возрастов, начиная от грудных младенцев.

Педагогические исследования должны быть спланированы, организованы и проведены так, чтобы не нанести ни малейшего вреда здоровью и развитию испытуемых. Желательным является и то, чтобы они давали также положительный учебный и воспитательный результат.

Компенсировать переменчивость педагогических процессов и получить объективные выводы при их изучении можно только одним способом – многократно увеличив число наблюдателей. В этом случае недостатки отдельных исследований сглаживаются за счет массовости. В общественных науках, к которым относится и педагогика, выводы формулируются не иначе как в усредненной, обобщенной форме. Крайние отклонения обычно отсекаются, уступая место спокойной массовой тенденции.

Конечная цель любого педагогического исследования – выявление порядка, регулярности в изучаемом процессе, то есть установление закономерности. Понятие закономерности может быть определено как факт наличия постоянной и необходимой взаимосвязи между явлениями. Если она (закономерность) существует всегда при определенных условиях, проявляется постоянно, то здесь очевидна закономерность. Науковеды пытаются уточнить пределы этой категории, установить различия между понятиями «закономерность» и «закон», которые в своей сущности совпадают. Когда говорят о закономерности, то здесь прежде всего подчеркивается факт наличия постоянной и необходимой связи между явлениями, хотя сама эта связь может быть до конца не исследована. Иногда говорят, что закономерность – это не до конца познанный закон или что это закон, пределы действия которого и форма еще не установлены. Часто понятие закономерности употребляют для обозначения такой связи между явлениями, особенностью которого является массовость. Им пользуются также для обозначения такой связи между явлениями объективной действительности. Именно в таком значении понятие закономерности используется в педагогике.

Закон – строго зафиксированная закономерность. Философы определяют его как внутреннюю постоянную и необходимую связь между явлениями, процессами или системами. Подчеркивается также, что научный закон отражает объективные, существенные, необходимые, общие, устойчивые и повторяющиеся при определенных условиях связи между явлениями действительности.

Сводя разнообразие явлений к существенным отношениям, закономерности и законы одновременно как бы упрощают знания, проясняют их, придают им более рациональную форму, удобную для хранения и передачи. Благодаря закономерностям и законам человечество может оперировать несравненно меньшим количеством информации, но информации более высокого качества.

Диалектический путь познания истины состоит в установлении закономерностей и законов. Познать закон – значит понять его действие. Объяснить закон – значит ответить на вопрос: почему он таков, как он есть, или, что то же самое, почему он не может быть другим, чем есть в действительности?

Отменить закон нельзя, но его можно правильно использовать в своих интересах.

Научные законы классифицируются по критерию общности в зависимости от того, на какой круг явлений распространяется их действие. К первой группе относятся законы, сфера действия которых сравнительно узка, это так называемые конкретные, специфические законы. Вторую группу составляют общие законы, сфера действия которых достаточно широка и не ограничивается одним или несколькими видами явлений. Третью группу составляют всеобщие законы материального мира, действие которых проявляется во всех областях.

Научные законы распределяются и по другим признакам. Так, например, различают законы отражающие связи между явлениями во времени, в пространстве, законы динамические и статические. Есть законы, выражающие функциональные, вероятностные, статические связи. Законы делятся также на количественные и качественные. Первые допускают выполнение математических действий для расчетов изменений тех процессов, на которые они распространяются. Вторые количественных манипуляций не допускают. Но это не означает, что закон неверен. Подчеркнем, что объективность закона не зависит от формы выражения. Если он правильно отражает связь, то не имеет значения, в какой форме она выражается.

2. Традиционно-педагогические методы изучения педагогической действительности

Традиционными принято называть методы, доставшиеся современной педагогике по наследству от исследователей, стоявших у истоков педагогической науки. Это методы, которыми пользовались Платон и Квинтилиан, Коменский и Песталоцци; применяются они в науке и поныне. К традиционным методам педагогических исследований относятся: наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной документации, изучение ученического творчества, беседы.

Наблюдение – наиболее доступный и распространенный метод изучения педагогической практики. Под научным наблюдением понимается специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Научное наблюдение существенно отличается от обыденного, житейского. Главные отличия следующие: 1. Определяются задачи, выделяются объекты4 2. результаты обязательно фиксируются; 3. Полученные данные обрабатываются.

Для повышения эффективности наблюдения оно должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным и массовым. Подчеркивая важность метода наблюдения, его доступность и распространенность, необходимо вместе с тем указать и на его недостатки. Так, наблюдение не вскрывает внутренние стороны педагогических явлений. При использовании этого метода невозможно обеспечить полную объективность информации. Поэтому наблюдение чаще всего применяется на начальных этапах исследования в сочетании с другими методами.

Изучение опыта – еще один издавна применяемый метод педагогического исследования. В широком смысле означает организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах. С помощью данного метода анализируются пути решения конкретных проблем, выводятся взвешенные заключения о целесообразности их применения в новых исторических условиях. Поэтому рассматриваемый метод нередко называют еще историческим. Тесно смыкается с другим методом – изучением первоисточников, называемым также архивным. Тщательному научному анализу подвергаются памятники древней письменности, законодательные акты, проекты, циркуляры, отчеты, доклады, постановления, материалы конференций. Изучаются также учебные и воспитательные программы, учебные книги, расписания занятий – словом, все материалы, помогающие понять сущность, истоки и последовательность развития той или иной проблемы.

Пути, способы познания объективной реальности принято называть методами исследования .

Методами педагогического исследования называют способы изучения педагогических явлений.

Все многообразие методов педагогического исследования можно разделить на три группы: методы изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования и математические методы.

Классификация методов педагогического исследования представлена в таблице 2.

Таблица 2

Классификация методов педагогического исследования

1. Методы изучения педагогического опыта – это способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса.

Наблюдение – целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдения.

Этапы наблюдения:

Определение целей и задач (для чего, с какой целью ведется наблюдение);

Выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать);

Выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать);

Выбор способов регистрации результатов наблюдения (как вести записи);

Обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).

Различают наблюдение включенное, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение, и невключенное – наблюдение «со стороны»; открытое и скрытое (инкогнито); сплошное и выборочное.

Наблюдение – очень доступный метод, но он имеет свои недостатки, связанные с тем, что на результаты наблюдения оказывают влияние личностные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя.



Беседа – самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или уточнения того, что не было достаточно ясным при наблюдении.

Беседа проходит по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения, ведется в свободной форме без записывания ответов собеседника.

Интервьюирование – разновидность беседы, при которой исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.

Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Беседу и интервью называют опросом лицом к лицу, анкетирование – заочным опросом.

Результативность беседы, интервьюирования и анкетирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов.

Изучение работ учащихся. Ценный материал может дать изучение продуктов деятельности учащихся: письменных, графических, творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, деталей, тетрадей по отдельным дисциплинам и т.д. Эти работы могут предоставить сведения об индивидуальности учащегося, о его отношении к работе и о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области.

Изучение школьной документации (личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний) вооружает исследователя некоторыми объективными данными, характеризующими реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.

Педагогический эксперимент – исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях.

Исследовательская деятельность предполагает:

Опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания;

Активное воздействие исследователя на педагогическое явление;

Измерение отклика, результатов педагогического воздействия и взаимодействия;

Неоднократную воспроизводимость педагогических явлений и процессов.

Выделяют 4 этапа эксперимента:

Теоретический – постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотезы;

Методический – разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов;

Собственно эксперимент – проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых);

Аналитический – количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.

По условиям организации различают эксперимент естественный (в условиях обычного образовательного процесса) и лабораторный (создание искусственных условий).

По конечным целям эксперимент делится на констатирующий, устанавливающий только реальное состояние дел в процессе, и преобразующий (развивающий), когда проводится целенаправленная его организация для определения условий (содержания методов, форм) развития личности школьника или детского коллектива. Преобразующий эксперимент требует наличия контрольных групп для сравнения.

2. Методы теоретического исследования.

В ходе теоретического анализа обычно выделяют и рассматривают отдельные стороны, признаки, особенности или свойства педагогических явлений. Анализируя отдельные факты, группируя и систематизируя их, исследователи выявляют в них общее и особенное, устанавливают общие принципы или правила.

В теоретических исследованиях используются индуктивные и дедуктивные методы. Это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный – наоборот, от общего суждения к частному выводу.

Теоретические методы необходимы для определения проблем, формулирования гипотез, оценки собранных фактов. Они связаны с изучением литературы: трудов классиков по вопросам человекознания в целом и педагогики в частности; общих и специальных работ по педагогике; историко-педагогических работ и документов; периодической педагогической печати; художественной литературы о школе, воспитании, учителе; справочной педагогической литературы, учебников и методических пособий по педагогике и смежным наукам.

3. Математические методы применяются для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями.

Математические методы помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. Наиболее распространенными математическими методами, применяемыми в педагогике, являются регистрация, ранжирование, шкалирование.

Регистрация – выявление наличия определенного качества у каждого члена группы и общий подсчет тех, у кого данное качество имеется или отсутствует (например, число учеников, активно работающих на занятии, и часто пассивных).

Ранжирование – расположение собранных данных в определенной последовательности (в порядке убывания или нарастания каких-либо показателей) и соответственно определение места в этом ряду каждого исследуемого.

Шкалирование – введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон педагогических явлений. Для этой цели испытуемым задают вопросы, отвечая на которые они должны выбрать одну из указанных оценок.

Принцип (от лат. principium - основа, первоначало) - основоположение, руководящая идея, основное правило поведения, деятельности. (71). Так как специальная педагогика взаимосвязана с множеством различных наук – её первым (1) принципом является - принцип комплексности заимствования форм, методов, средств, инструментария смежных наук.

С целью изучения психофизических особенностей развития нетипичных детей и закономерностей их обучения и воспитания коррекционная педагогика использует систему методов научно-педагогических исследований. Особое значение имеют методы, направленные на изучение индивидуальных психофизических отклонений и особенностей различных категорий нетипичных детей, так как данное знание способствует повышению уровня образования в целом. Данное исследование проводится сначала в семье ребенка, затем - в школе на протяжении всех лет обучения, впоследствии - в условиях самостоятельной жизни.

Отсюда, второй(2) принцип - принцип коплексности изучения нетипичных людей , то есть сравнение данных, полученных учителями, воспитателями, психологами, врачами и т.д. Основная задача всех научных исследований в коррекционной педагогике - это разработка эффективных способов (методов) предупреждения и преодоления отклонений в развитии детей.

Остановимся кратко на методах педагогического исследования .

Метод (от греч. methodos - исследование) - прием, способ или образ действия (71). Методы исследования (по Бабанскому Ю.К.) представляют собой совокупность приемов и операций, направленных на изучение педагогических явлений и решение разнообразных научно-педагогических проблем. Философ Ф.Бэкон сравнивал метод с фонарем, который освещает путнику дорогу.

· По источникам накопления информации методы исследования делятся на методы изучения теоретических источников и методы анализа реального педагогического процесса . К методам изучения процесса в естественных условиях относятся: методы наблюдения, беседы, анкетирования, интервьюирования, анализа документов и продуктов деятельности, анализа опыта работы педагогов и др. К методам изучения процесса в специально измененных условиях относятся методы педагогического эксперимента и опытной проверки выводов исследования в массовой школе.

· По способу обработки и анализу данных исследования выделяют методы качественного анализа и методы количественной обработки результатов (статистическая и нестатистическая обработка).

Кратко охарактеризуем методы первой группы.

Метод наблюдения . Данный метод характеризуется непосредственным, в большинстве случаев - целеустремленным и систематическим, зрительным восприятием явлений и процессов в их цельности и динамике. Наблюдения могут быть стандартизированными (по определенной форме, плану) и нестандартизированными, выборочными и сплошными, включенными (совместная деятельность) и невключенными, прямыми и косвенными - инкогнито ("исподтишка").


Задачей наблюдения является накопление фактов и их научно-педагогический анализ. Результаты наблюдений дают педагогу основу для корректировки учебно-воспитательных воздействий, позволяют верно оценить сложившуюся педагогическую ситуацию, спроектировать дальнейшее изучение детей. Объективность выводов по данным наблюдений возрастает, если педагоги сопоставляют полученную ими информацию с данными коллег, используют специальные технические аудио-визуальные средства (например, видеозапись или наблюдение через, так называемое, "зеркало Гизелла").

Недостатком наблюдений является их субъективность, так как каждый человек воспринимает явления по-своему, используя свой социокультурный и психо-эмоциональный капитал.

Метод беседы и интервью. Это вопросно-ответные методы устного опроса, сбора психолого-педагогических и социокультурных данных, при которых источником информации выступает вербальное сообщение людей.

Применение данных методов в научных исследованиях дает наибольшую эффективность в том случае, когда четко намечена цель предстоящей беседы или интервью, намечен круг основных и вспомогательных вопросов, которые позволяют выяснить сущность интересующих исследователя проблем. При продумывании вспомогательных вопросов необходимо учитывать возможные варианты беседы и предусматривать ход ее развития в случае позитивных или отрицательных ответов. Успешность беседы во многом зависит от умения педагога:

1.Создавать в общении благоприятную морально- эмоциональную, психологическую атмосферу;

2.Считывать и адекватно трактовать невербальные компоненты речи респондента;

3.Выбрать удобные формы фиксации получаемой информации по ходу беседы и интервью (83).

Метод анкетирования. Один из методов письменного опроса, который служит получению информации о типичности тех или иных явлений. На результативность анкетирования влияют: подбор вопросов, наиболее точно характеризующих изучаемое явление, дающих валидную (правдивую) информацию; постановка как прямых, так и косвенных вопросов (например: прямой вопрос: - Вы хотите быть учителем? и косвенный вопрос: - Вам нравится профессия учителя?); исключение подсказок в формулировках вопросов; предупреждение двойственного понимания смысла вопросов; предварительная проверка степени понимания вопросов анкеты на небольшом числе респондентов и внесение соответствующих корректировок в содержание анкеты. В роли респондентов (анкетируемых) могут выступать учащиеся, их родители, учителя, воспитатели и т.д.

Классификация вопросов:

2. По форме: прямые и косвенные;

3. По структуре:

открытые - характер ответов, их форма, вид заранее не предусмотрены; закрытые - респондент самостоятельно выбирает один или несколько ответов из предложенных; полузакрытые - опрашиваемый выбирает один или несколько ответов, плюс ему дается возможность самостоятельно сформулировать ответ.

4. По функциям:

основные ; "ловушки ", предназначены выявить противоречие в ответах респондента. Например, "Вы бьете своего ребенка? - НЕТ. Через несколько вопросов: "Вы используете ремень как средство воспитания своего ребенка? – ДА; фильтрующие , которые часто подразумевают положительный ответ, раскрепощающий человека и сравнительно легки. Например, вопрос: "Нужно ли обучать человека?", или это может быть вопрос уточнения адреса, пола анкетируемого (83).

Метод рейтинга является ценным средством изучения педагогической деятельности. Это метод оценки тех или иных сторон учебно-воспитательной деятельности компетентными судьями (экспертами). К подбору экспертов предъявляются определенные требования: компетентность, аналитичность, конструктивность и креативность (способность решать творческие задачи), позитивное отношение к экспертизе, отсутствие склонности к конформизму, научная объективность, способность к продуктивной работе в команде, самокритичность.

Метод обобщения независимых характеристик. Суть метода в обработке информации, поступившей на ученика из разных источников: от родителей, врачей, социальных работников, воспитателей, психологов, учителей-дефектологов, логопедов и т.д., - в рамках деятельности ПМПК (психолого-медико-педагогический консилиум) коррекционного учреждения. Результатом работы ПМПК является разработка направлений индивидуальной программы развития (абилитации и реабилитации) ребенка.

Метод изучения продуктов деятельности детей включает анализ детских рисунков, сочинений и формуляров, школьных тетрадей и дневников, поделок и др.

Биографический метод. Сущность метода в исследовании субъективных (личностных) сторон жизни определенного человека, ребенка, на основе анализа его медицинских (медицинская карта) или других личных документов (дневников, писем, записок, сочинений, мемуаров). Ценность последних в том, что в них выражается личное видение человеком мира, мнение об особенностях его жизни, общественной ситуации, отношение к чему-либо или кому-либо.

Метод изучения документации образовательных учреждений. Осуществляется анализ общешкольных годовых планов работы, планов работы методических объединений, календарно - тематических планов учителей по преподаваемым предметам, индивдуальных программ, планов воспитательной работы, отчетов педагогов, классных журналов. Результаты анализа могут служить не только формированию адекватного представления о том, чем "дышит " учреждение, но и источником постановки научной проблемы.

Метод педагогического эксперимента (от лат. experimentum - проба, опыт). Эксперимент - это активная форма познания объективной действительности в науке, когда явления изучаются при помощи целесообразно выбранных (естественный ) или искусственно созданных (лабораторный ) контролируемых условий с целью установления закономерных связей между ними. Это комплексный метод научного исследования, который предполагает одновременное использование целого ряда других, более частных методов: беседы, интервью, анкетирования, диагностирующих контрольных работ, создания специальных учебно-воспитательных ситуаций. Педагогический эксперимент применяется для объективной и доказательной проверки достоверности педагогических гипотез.

При лабораторном эксперименте создается специальная ситуация эксперимента, где вмешательство исследователя постоянно. Он, для большего подтверждения гипотезы или для ее изменения, может преобразовать ход эксперимента в нужном ему русле. В рамках естественного (полевого) эксперимента исследователь является пассивным наблюдателем и констатателем того, что он видит. Таким образом, подтверждение или опровержение гипотезы происходит без какого-либо вмешательства извне.

Недостатком лабораторного эксперимента является возможная значительная оторванность результатов исследования от реальной ситуации, от реальных закономерностей образовательного процесса. Во втором случае - эксперимент менее контролируем.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ в педагогике

приёмы, процедуры и операции эмпирич. и теоретич. познания и изучения явлений действительности. Система М. и, определяется исходной концепцией исследователя, его представлениями о сущности и структуре изучаемого, общей методологич. ориентации, целей и задач конкретного исследования.

В зависимости от аспекта рассмотрения М. и, в педагогике подразделяются: на общенаучные, собственно педагогические и методы др. наук; констатирующие и преобразующие; эмпирические и теоретические; качественные и количественные; частные и общие; содержательные и формальные; методы сбора эмпирич. данных, проверки и опровержения гипотез и теории; методы описания, объяснения и прогноза; спец. методы, используемые в отд. пед. науках; методы обработки результатов исследования.

Для выбора методов на каждом этапе пед. исследования необходимо знать общие и конкретные возможности каждого метода, его место в системе иссл. процедур. Так, эмпирич. М. и, создают фундамент для дальнейшего познания путём наблюдений, бесед, экспериментов и т. п.

Задача исследователя состоит в том, чтобы для каждого этапа исследования определить оптимальный комплекс методов, руководствуясь при этом след, требованиями: применять методы сравнительно-ист. анализа, позволяющие выявить эволюцию изучения проблемы и прогнозировать её дальнейшее ; использовать такое сочетание методов, к-рое позволяет получить разносторонние системные сведения о развитии личности, коллектива или др. объекта обучения (воспитания).

Уч.-воспитат. процесс в школе требует системного изучения. Системный подход применяется к явлениям, имеющим множество взаимосвязанных элементов, объединённых общностью функций и цели, единством управления и функционирования. Исследователь должен выявить компоненты и системообразующие связи пед. процесса или явления; определить осн. факторы, влияющие на функционирование этой системы; оценить и место данной системы как целостного образования в системе др. явлений; выявить отд. элементы или группы, на к-рые будет осуществлено преобразующее ; изучить процессы управления, обеспечивающие достижение поставленных целей; создать систему с улучшенным функционированием; внедрить полученные результаты в практику.

В фундаментальном исследовании применяются в основном теоретич. методы исследования и эксперимент. Прикладные пед. исследования и разработки требуют эмпирич. М. и. Существует определённое различие между методами изучения пед. систем в статике и динамике; отдельного, но представительного объекта (моногра-фич. метод) и множества объектов; между панельным и лангитюдным исследованием. Панельное исследование предполагает изучение одного и того же пед. объекта с определённым временным интервалом по одной и той же методике и программе. В лангитюдном исследовании изменение одного и того же объекта рассматривается прежде всего как функция времени.

Российская педагогическая энциклопедия. - М: «Большая Российская Энциклопедия» . Под ред. В. Г. Панова . 1993 .

Смотреть что такое "МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ в педагогике" в других словарях:

    Методы исследования(в педагогике) - приёмы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности. Система М.и. определяется исходной концепцией исследователя, его представлениями о сущности и структуре изучаемого, общей… … Педагогический терминологический словарь

    В педагогике, приёмы, процедуры и операции эмпирич. и теоретич. познания и изучения явлений действительности. Система М. и, определяется исходной концепцией исследователя, его представлениями о сущности и структуре изучаемого, общей методологич.… …

    МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ - в педагогике это приемы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности; должны обеспечить выбор оптимальной системы способов решения педагогической проблемы, создать фундамент для дальнейшего… …

    МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКИЕ - (в педагогике) – методы, обеспечивающие возможность непосредственного познания педагогического исследования. Различают группы эмпирических методов исследования: накопление фактов: изучение литературы, наблюдение, опрос, изучение документов,… … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

    Процесс и результат науч. деятельности, направленной на получение общественно значимых новых знаний о закономерностях, структуре, механизме обучения и воспитания, теории и истории педагогики, методике организации уч. воспитат. работы, её… … Российская педагогическая энциклопедия

    ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ Профессиональное образование. Словарь

    Инструментальные методы - специальные эмпирические методы исследования в профессиональной педагогике, связанные с применением приборов, инструментов, аппаратов, предназначенных для изучения явлений и процессов, недоступных непосредственному восприятию и используемых с… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

    Один из методов психолого пед. исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии поведения с целью выявления его смысла и содержания. Система Н. состоит в объективной, детальной и точной регистрации внеш.… … Российская педагогическая энциклопедия

    Теоретические исследования - анализ, оценка, систематизация эмпирического и обобщенного материала с позиции определенного мировоззрения. Суть обобщения в вычленении наиболее существенных черт, особенностей передового или новаторского опыта, что обеспечивает возможность… … Исследовательская деятельность. Словарь

Последние материалы раздела:

Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков
Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков

Географические открытия русских путешественников XVIII-XIX вв. Восемнадцатый век. Российская империя широко и вольно разворачивает плечи и...

Система управления временем Б
Система управления временем Б

Бюджетный дефицит и государственный долг. Финансирование бюджетного дефицита. Управление государственным долгом.В тот момент, когда управление...

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....