Методы и приемы активизации познавательной деятельности обучающихся. Методы активизации процесса обучения


Международный университет природы, общества и человека «Дубна»

Кафедра социальной работы

Доклад на тему: «Активизация обучения. Методы и формы.»

                    Выполнила:
                    студентка 3 курса, гр. 3052
                    Васильева К.М.
                    Руководитель:
                    Прислонов Н.Н.
Дубна, 2011

Введение

«Учитель всегда невольно стремится к тому, чтобы
выбрать самый для себя удобный способ преподавания. Чем
способ преподавания удобнее для учителя, тем он не
удобнее для учеников. Только тот образ преподавания
верен, которым довольны ученики»
Л. Н. Толстой

Активизация познавательной деятельности учащегося без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически не возможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
Педагогикой накоплен богатый арсенал методов обучения. Их классифицируют на различные группы в зависимости от источников восприятия информации и дидактических задач. Методы сочетаются и комбинируются в модели обучения, позволяющие активизировать познавательную деятельность учащихся. Для этого используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности - словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы, а также методы самостоятельной работы.
Каждый из методов организации учебно-познавательной деятельности обладает не только информативно обучающим, но и мотивационным воздействием. В этом смысле можно говорить о стимулирующее-мотивационной функции любого метода обучения. Опытом работы учителей и наукой накоплен большой арсенал методов, которые специально направлены на формирование положительных мотивов учения, стимулирующих познавательную активность, одновременно содействуя обогащению школьников учебной информацией. Функция стимулирования в этом случае как бы выходит на первый план, содействуя осуществлению образовательной функции всех других методов. Но деятельность не может протекать успешно, если при этом в комплексе не используются методы активизации познавательной деятельности такие как: стимулирования, контроля, самоконтроля и самооценки.
Я считаю, что снижение уровня знаний учащихся в большей степени объясняется качеством уроков: шаблоном, однообразием, формализмом, скукой. Многие педагоги ищут разные способы «оживления» урока, привлечения учащихся к активной работе, разнообразию форм объяснения нового материала. Разумеется, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Но придать уроку нестандартные, оригинальные приемы необходимо для активизации познавательной деятельности учащихся. Это не замена старых уроков, а их дополнения и переработка, внесение оживления, разнообразия, которым повышают интерес, способствуя совершенствованию учебного процесса. На таких уроках учащиеся увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает.
Но надо заметить, что в выборе нестандартных уроков нужна мера. Учащиеся привыкают к необычным способам работы, теряют интерес, успеваемость заметно понижается. Место нетрадиционных уроков в общей системе должно, определятся самим учителем в зависимости от конкретной ситуации, условий содержания материала и индивидуальных особенностей самого учителя.
Данная проблема остается актуальной на протяжении многих лет. Накоплен опыт, написано множество статей и книг как Российских, так и зарубежных педагогов. Это очень помогает учителю и мастеру обучения в осознании цели и задачи, в более рациональном и четком планировании поурочных планов и внеклассной работе, поиске новых методов и приемов для организации учебного процесса. Как и многие педагоги, нужно искать разные способы привлечения учащихся к активной деятельности, используем разнообразные формы объяснения нового материала и закрепления пройденного.

Активизация обучения. Методы и формы.

Активизация познавательной деятельности учащихся – это создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют наши знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся, студентов – одна из острейших проблем, над решением которой работает психолого-педагогическая, методическая науки и национальная школа. В ней, как в фокусе, пересекаются социальные, психолого-педагогические и методологические проблемы современной школы. Вышеуказанное подтверждает актуальность научно-педагогического и методического обоснования вопросов активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Активизация обучения может идти как посредством совершенствования форм и методов обучения, так и по пути совершенствования организации и управления учебным процессом или государственной системы образования . Условием достижения серьёзных положительных результатов считается активное участие в процессе активизации как преподавательского, так и управленческого субъектов учебного процесса, и возможно более широкое использование ими различных средств и методов активизации. Большой вклад в развитие данной проблемы внесли Г.И. Щукина, Т.И. Шамова, И.Ф. Харламов, А. Маслоу, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Т.С. Панина, А.М. Смолкин и др. Вместе с тем в существующих работах практически отсутствует обобщающие материалы относительно вопроса активизации обучения как педагогической проблемы.
В русле деятельностного подхода психологической основой обучения является «активная познавательная деятельность самого учащегося, приводящая к формированию умения творчески мыслить, используя приобретаемые в процессе деятельности знания, навыки и умения». 1 Проблема активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и творчества обучающихся была и остается одной из актуальных задач педагогики. Современная ориентация образования на формирование компетенций как готовности и способности человека к деятельности и общению предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых обучающийся может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, выразить себя как субъект обучения.
Обучающийся включается в процесс учебной деятельности с разной степенью активности. Г.И. Щукина выделяет:
    репродуктивно-подражательный уровень активности;
    поисково-исполнительский уровень активности;
    творческий уровень активности.
Это соответствует одной из классификаций методов обучения. Т. И. Шамова также различает три уровня познавательной активности:
    воспроизводящий (характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить, воспроизвести полученные знания, овладеть способами выполнения действий по образцу);
    интерпретирующий (предполагает желание постичь смысл изучаемого, применить знания и освоенные способы деятельности в новых учебных условиях);
    творческий (предусматривает готовность учащихся к теоретическому осмыслению знаний, пониманию связей между предметами и явлениями, самостоятельному поиску решения проблем).
В зависимости от уровня познавательной активности обучающихся в учебном процессе различают пассивное и активное обучение.
При пассивном обучении учащийся выступает в роли объекта учебной деятельности: он должен усвоить и воспроизвести материал, который передается ему преподавателем или другим источником знаний. Обычно это происходит при использовании лекции-монолога, чтении литературы, демонстрации. Обучающиеся при этом, как правило, не сотрудничают друг с другом и не выполняют каких-либо проблемных, поисковых заданий.
При активном обучении учащийся в большей степени становится субъектом учебной деятельности, вступает в диалог с преподавателем, активно участвует в познавательном процессе, выполняя творческие, поисковые, проблемные задания. Осуществляется взаимодействие обучающихся друг с другом при выполнении заданий в паре, группе.
В соответствии с характером познавательной деятельности учащихся И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин предложили свою классификацию методов обучения, причем в каждом из последующих методов степень активности и самостоятельности обучающихся нарастает:
      объяснительно-иллюстративный метод,
      репродуктивный метод,
      проблемное изложение,
      частично-поисковый (эвристический) метод,
      исследовательский метод. 2
Источник активности большинство практиков и теоретиков ищут в самом человеке, его мотивах и потребностях; познавательная активность определяется как «личностное свойство, которое приобретается, закрепляется и развивается в особым образом организованном процессе познания с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся» 3 .
Вторая группа исследователей ищет источники активности в естественной среде, окружающей человека, и рассматривает факторы, стимулирующие активность обучающихся. К таким факторам, в частности, относят:
      познавательный и профессиональный интерес;
      творческий характер учебно-познавательной деятельности;
      состязательность;
      игровой характер проведения занятий;
      эмоциональное воздействие вышеназванных факторов.
Третий подход связывает источники активности с личностью преподавателя и способами его работы. В качестве способов активизации обучения исследователи выделяют:
      проблемность,
      взаимообучение,
      исследование,
      индивидуализацию и самообучение,
      механизм самоконтроля и саморегулирования;
      создание условий «для новых и более высоких форм мотивации (например, стремление к самоактуализации своей личности, или мотив роста по А. Маслоу…);
      вооружение учащихся новыми и более эффективными средствами «для реализации своих установок на активное овладение новыми видами деятельности, знаниями и умениями»; интенсификацию умственной работы учащегося «за счет более рационального использования времени учебного занятия, интенсификации общения ученика с учителем и учеников между собой».
Ряд исследователей (Б.Ц. Бадмаев, М. Новик, С.Д. Смирнов, А.М. Смолкин, Л. Г. Семушина, Н.Г.Ярошенко и др.) выделяют активные методы обучения, подразумевая под ними «…те методы, которые реализуют установку на большую активность субъекта в учебном процессе». 4 «К таким методам В.Я. Ляудис, Б.Ц. Бадмаев относят:
    методы программированного обучения;
    методы проблемного обучения;
    методы интерактивного (коммуникативного) обучения». 5
Четвертая группа авторов видит источник активности в формах взаимоотношения и взаимодействия преподавателя и обучающихся и полагает, что проблема развития активности обучающихся и их потребности в самообразовании успешно решается в рамках интерактивного обучения (В.Б. Гаргай, Е.В. Коротаева, М. В. Кларин и др.). Многие исследователи отмечают, что для преподавателей любой ступени образования очень важны установки на выстраивание открытых, доверительных, доброжелательных отношений с учащимися, умение использовать для этого специальные социально-психологические, дидактические и личностные средства. Интерактивное обучение является одним из современных направлений «активного социально-психологического обучения» и пока еще недостаточно описано в отечественной педагогической литературе.
Принципы активизации познавательной деятельности учащихся:
    принцип самостоятельной активности учащихся;
    принцип осознанности познания;
    принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся, в том числе наиболее слабых;
Методы активизации познавательной деятельности учащихся:
    Поворот от обучения в условиях класса к обучению в малых группах. Учащиеся работают индивидуально, в парах или в группах по 3-4 человека.
    Поворот от сообщения знаний и их запоминания к самостоятельному поиску и кооперированию усилий. Учитель руководит поиском нужной информации, стимулируя учащихся на поиск и овладение знаниями, далеко выходящими за рамки школьной программы и требований учителя.
    Поворот от работы с более успевающими учениками к работе со всеми учащимися. Группа учеников, работая над проектом, выполняют большую часть работы самостоятельно, освобождая учителя для работы с отдельными учениками или группами.
    Поворот к значительному увеличению активности учащихся. Метод проектов и кооперирование существенно повышает активность каждого ученика его занятость, степень осмысления материала.
    Контроль знаний, базирующийся на тестировании, может использовать и результаты работы над проектом, отслеживанием промежуточных результатов. Компьютер может оказать помощь учителю для наблюдения динамики процесса овладения каждым учеником определенной темы.
    Соревновательный подход заменяется кооперированием, сотрудничеством. Такое обучение существенно повышает положительный настрой учащихся, их мотивацию.
    Поворот от овладения всеми учениками одного и того же материала к овладению разными учащимися разного материала. Учителя разрешают учащимся самим выбирать, что и каким образом (в пределах стандарта образования)они будут изучать с тем, чтобы каждый ученик имел возможность достигнуть максимального результата. В группах учащиеся легче и быстрее раскрывают свои сильные стороны и развивают слабые, поскольку последние не оцениваются негативно.
    Поворот от вербального мышления к интеграции визуального и вербального. мышления. Можно выделить общие подходы: активизация мышления и познавательных способностей ученика в процессе обучения; развитие мотивации к учению и познавательных интересов учащихся; стремление к осознанности усвоения учебного материала школьниками.
    Обучение в творческой деятельности: развитие через творчество, обучение через открытие. Вовлечение детей в творческую деятельность в процессе обучения: дискуссия, самостоятельное создание продуктов труда, воображения, письменной и устной речи, работа над учебно-исследовательскими проектами и др. Учитель может помочь – вооружить средствами поиска или бросить “яблоко” (намек, подсказку).
    Эвристический метод обучения в школе. Различные операции творческого мышления, приемы эвристической деятельности: определение типа задачи, выяснение того, что представляют собой неизвестное, данные, условие; составление плана решения; осуществление плана решения; изучение полученного решения. Это: “мозговой штурм”, “мозговая атака”, брейнсторминг, ТРИЗ и др.
    Метод эвристических вопросов. Эвристический вопрос должен стимулировать мысль, но не подсказывать идею решения для развития интуиции и тренировки логической схемы в поиске решения задач.
    Метод инверсии. На поиск решения творческой задачи используются противоположные процедуры мышления: анализ и синтез, логическое и интуитивное, конкретное и абстрактное, разъединение и объединение для развития диалектики мышления учащихся.
    Метод эмпатии (метод личной аналогии). Происходит отождествление личности человека с личностью другого или с каким-либо предметом, процессом, системой, что требует фантазии и воображения.
    Метод многомерных матриц. Основан этот метод на том, что новое зачастую представляет собой иную комбинацию известных элементов (идей, действий, явлений и др.).
    Проблемное обучение. Основано на создании учителем проблемных ситуаций и на самостоятельном поиске вариантов их решения: 1.создание проблемной ситуации; 2.формирование гипотез разрешения; 3.проверка решения с систематизацией полученной информации. Главное условие – наличие мотивации учащихся.
    Технология “обучения в диалоге”. Примером может быть исследовательская работа. Любимый девиз: “Подвергай все сомнению” для формирования у детей собственных, индивидуальных представлений об объектах и явлениях окружающего мира.
    Метод проектов. В основе метода лежит развитие познавательных, творческих навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления и ориентирован на самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность учащихся на отрезок времени.
    Метод открытий. Создаются подвижные группы детей по интересам, уровню подготовки, способностям, где каждый ребенок идет своим темпом для психического, социального, духовного развития, повышения общеобразовательного уровня. Личность ребенка развивается своеобразно и ярко в развивающих играх.
    Поворот от традиционного урока к нетрадиционным формам и методам урока. Это может быть урок: аукцион, сочинение по биологии, деловая игра, пресс-конференция, диспут, общественный смотр знаний, турнир, эстафета, семинар, диспут, путешествие, зачет, игра и др.. Особый интерес представляют формы работы с учебником: репродуктивно-поисковая (составление плана, схемы, конспекта,…по тексту), сравнительно-аналитическая (таблиц, схем, рисунков) и творческая (тексты с ошибками, тесты, кроссворды,…).
Существенное преимущество нетрадиционных учебных занятий, их эффективность определяют следующие факторы:
    организация учебной деятельности учащихся чаще всего построена на групповых или коллективных способах обучения;
    изменяется характер домашних заданий, которые направлены на самостоятельную, творческую деятельность и способствуют выработке умений переноса и применения полученных знаний на практике;
    усиливается роль сопутствующего закрепления, когда новый материал усваивается на уроке с помощью методов, выводящих учащихся на эмоциональный путь усвоения знаний;
    и т.д.................

Движущей силой любой деятельности (в том числе и учебной) является ее мотивация. Мотив служит внутренней побудительной причиной к действию. При этом необходимо учитывать, что действительным побудительным началом мыслительной деятельности является желание обучаемого решить поставленную учебную проблему, познать истину, доказать, оспорить и т. п. Если его вынуждать к активности, то она не будет мотивированной и продуктивной.

В педагогике существует ряд методов, направленных на формирование положительной мотивации обучения за счет активизации деятельности обучаемых. Все они основываются на создании ситуации, исключающей пассивность обучаемого: либо каждому ученику дается свое задание, за выполнение которого он должен отчитаться, либо от его деятельности зависит успешность деятельности группы и т. п. Практически, все эти методы стимулируют познавательную деятельность.

Драматизация в обучении заключается в инсценировке учебного материала по ролям (ими могут быть не только живые персонажи, но и любые неживые предметы).

Инверсия состоит в перестановке слов, нарушающей их привычный порядок, или в доказательстве тезиса, противоположного тому, что только что был доказан.

Метод морфологического анализа заключается в выделении главных характеристик объекта и разнесении их по осям. По каждой из этих осей впоследствии записываются возможные варианты-элементы. Имея записи по всем осям, можно комбинировать различные сочетания элементов, получая при этом большое количество возможных вариантов, подчас самых неожиданных.

При реализации метода фокальных объектов 1 признаки нескольких случайно выбранных объектов переносятся на рассматриваемый объект. В результате получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инертность и косность. Рассматривая полученные сочетания, можно прийти к оригинальным идеям.

Метод эвристических вопросов применяется для сбора дополнительной информации при решении проблемных задач или для упорядочения имеющейся информации при решении творческих задач. Для этого необходимо ответить на семь вопросов: кто? (субъект), что? (объект), зачем? (цель), где? (место), чем? (средства), как? (метод), когда? (время). Различные сочетания этих вопросов порождают массу новых, порой совершенно неожиданных.

Мозговая атака используется при совместном поиске решения трудной проблемы. При этом обстановка в группе должна быть непринужденной, люди раскованы, недопустимы критика и самокритика, все идеи (даже самые парадоксальные и нереальные) принимаются и проходят групповую экспертизу. Наиболее наглядный пример этого метода – работа команды знатоков в игре «Что? Где? Когда?».

Театрализация в обучении заключается в инсценировке ранжированных театральных представлений по учебному материалу во внеурочное время с большим количеством участников, с декорациями и прочими театральными атрибутами.

Особое место в военно-морской психопедагогике занимают комплексные методы активизации познавательной деятельности. К ним относятся методы проблемного и программированного обучения, обучение с использованием комплекта опорных сигналов, смысловых структур, структурно-функциональный.

Проблемное обучение направлено на развитие творческого мышления обучаемых. В его основе лежит активная учебно-познавательная деятельность (под руководством преподавателя) по поиску решения новой для ученика задачи с использованием имеющихся знаний и практического опыта. Проблемное обучение не следует понимать как обучение, полностью построенное на решении проблем. Только определенную часть знаний и способов деятельности можно самостоятельно усвоить в ходе решения учебных проблем. Но при этом формируется структура мышления, обеспечивающая успешную деятельность в незнакомой и неожиданной ситуации. Поэтому его элементы применяются при формировании умения действовать в быстро меняющейся, нестандартной обстановке.

Программированное обучение обеспечивает самостоятельное приобретение знаний по заданной программе при индивидуальном контроле качества усвоения учебного материала. В настоящее время наиболее перспективной реализацией программированного обучения являются контролирующе-обучающие программы персональных ЭВМ. Наиболее часто этот метод сегодня применяется при организации контроля в процессе обучения. Он также более подробно рассматривается во второй главе.

Обучение с использованием комплекта опорных сигналов направлено на активизацию зрительной и ассоциативной памяти человека, за счет чего повышается прочность полученных знаний. Опорный сигнал представляет собой графический символ (условный знак, слово, символ и т. п.), который вызывает в памяти соответствующую информацию и дает возможность развернуть ее в расширенные понятия. Группа таких сигналов, связанная между собой логическими зависимостями (показываются стрелками и линиями), образует блок. Из нескольких блоков, объединенных логикой темы и ограниченным объемом, составляется опорный конспект, в котором реализуется минимум обязательных знаний по данной теме. Он должен соответствовать следующим требованиям: логичности изложения, возможности письменного воспроизведения за короткое время, единой символике, автономности блоков и их отличия друг от друга.

При организации обучения по такой методике необходимо предусмотреть:

Распределение учебного материала по логическим блокам;

Поэтапное изучение блоков (усвоение основного материала, его закрепление и расширение знаний);

Двукратное объяснение нового материала с многократным (до 3–5 раз) повторением при закреплении и контроле;

Систематический контроль усвоения на каждом занятии;

Четкую систему ликвидации пробелов в знаниях.

Применение опорных конспектов кроме повышения эффективности обучения позволяет значительно сократить время на освоение материала, его закрепление и текущий контроль знаний.

Метод смысловых структур заключается в целенаправленном формировании в сознании обучаемого логических моделей, помогающих специалисту эффективно управлять работой сложного технического комплекса. Он основывается на том, что при эксплуатации комплекса в сознании специалиста формируются алгоритмы его функционирования в различных ситуациях. Эти алгоритмы (логические модели) позволяют человеку осуществлять информационное слежение за работой комплекса в реальном масштабе времени.

Для реализации метода комплекс по различным признакам (конструктивным, функциональным, временным и т. п.) разделяется на несколько иерархических уровней:

1) детали, элементы;

2) узлы, сборки, функциональные элементы;

3) блоки, устройства;

4) приборы, стойки, агрегаты;

5) системы;

6) комплекс в целом.

На каждом уровне выделяются типовые элементы, которые рассматриваются как обобщенные понятия. Элементы первых трех уровней строятся от частного к общему и изучаются как понятия (с обобщением их свойств). Кроме этого изучаются признаки распознавания элементов, что особенно важно при информационном слежении за функционированием комплекса. В дальнейшем используются функциональные временные и информационно-логические смысловые схемы, раскрывающие физическую сущность процессов функционирования техники. При этом основное внимание уделяется изучению основных режимов работы комплекса.

Схемы разрабатываются с соблюдением следующих требований:

1. Информационные потоки должны идти слева направо и сверху вниз.

2. Должны быть показаны все связи (физические, логические, информационные); каждый сигнал должен иметь название, соответствующее его содержанию; при необходимости указывается форма сигнала.

3. Логические операции выделяются особо.

4. В определенной части схемы с соблюдением временной последовательности размещаются указания, инструкции о порядке выполнения операций, органах управления и индикации.

5. Схемы могут содержать элементы различных иерархических уровней.

6. Они должны содержать информацию для быстрого перехода к другим схемам или элементам материальной части.

7. Схемы разного иерархического уровня должны иметь преемственность, т. е. схемы более низкого уровня раскрывают информацию предшествующих схем.

При реализации данного метода обучения у человека вырабатываются умения и навыки оперативного мышления, облегчающие анализ нестандартных ситуаций при эксплуатации сложных технических систем.

Структурно-функциональный метод базируется на изучении структуры и функциональных связях трактов, каналов и устройств в целом, а не отдельных приборов и блоков. Так же как и предыдущий, он применяется при обучении специалиста, обслуживающего сложные технические системы. При этом в процессе обучения активно применяются структурные, функциональные, логические и различные комбинированные схемы, что позволяет принципы построения и правила эксплуатации сложных технических комплексов представить в графическом виде.

В основном этот метод применяется при самостоятельном освоении сложного комплекса. Изучая техническую документацию, специалист разрабатывает структурно-функциональные схемы, раскрывающие структуру и функциональные связи всех подсистем комплекса в целом. В учебном заведении такие схемы составляет преподаватель.

Обучение производится в три этапа. Сначала изучаются общие принципы построения основных функциональных устройств, типичных для соответствующих комплексов и систем. Основная цель – определить назначение, размещение, конструктивное исполнение и количество основных функциональных устройств. После этого выявляются общие принципы объединения основных устройств в функционально законченную структуру с целью составления структурно-функциональной схемы соответствующего канала и тракта. На последнем этапе осуществляется доработка составленных схем с учетом рабочих особенностей изучаемой аппаратуры. При этом изучаемая техника разбивается на четыре части:

Задающая (моторная часть пульта управления);

Информирующая (совокупность информационных элементов);

Преобразующая (устройства преобразования управляющих и информационных сигналов);

Энергетическая (обеспечивает комплекс необходимыми видами энергии).

Из этих частей вычленяются простейшие элементы (операции), из которых складывается структура устройства:

Исполнительный преобразует энергетические возможности в функцию, соответствующую целевому назначению канала (тракта);

Информационный обеспечивает получение необходимых данных и передачу сигналов управления;

Управляющий перерабатывает полученную информацию и вырабатывает сигналы управления.

Кроме этих основных элементов схемы могут содержать и вспомогательные компоненты.

Существуют основные способы активизации познавательной деятельности:

  1. опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивы учения, среди которых на первом месте выступают познавательные интересы, профессиональные склонности;
  2. включать учеников в решение проблемных ситуаций, а проблемное обучение, в процессе поиска и решения научного и практических проблем;
  3. использовать дидактические игры и дискуссии;
  4. использовать такие методы обучения, как беседа, пример, наглядный показ;
  5. стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие учеников в учении.

В активизации познавательной деятельности учащихся большую роль играет умение учителя побуждать своих учеников к осмыслению логики и последовательности в изложении учебного материала, к выделению в нем главных и наиболее существенных положений. Уже в младших классах полезно приучать ребят самостоятельно выделять самое существенное в объяснении учителя и формулировать важнейшие вопросы, которые объяснены на уроке. В средних же и старших классах этот прием служит действенным стимулом познавательной активности учащихся. Если учитель предлагает по ходу своего изложения выделить основные вопросы, т.е. составить план изучаемого материала, это задание заставляет ребят глубже вникать в сущность новой темы, мысленно расчленять материал на важнейшие логические части.

Данные способы активизации познавательной деятельности осуществляются с помощью методов обучения. Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности учащихся, побуждают их к старательному учению.

2.1 Методы активизации познавательной деятельности учащегося

Степень активности учащихся является реакцией, методы, и приемы работы преподавателя являются показателем его педагогического мастерства.

Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.

В педагогической практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний: словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение), наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов) и практические (лабораторные и практические работы). Каждый из них может быть и более активным и менее активным, пассивным.

Словесные методы.

1. Метод дискуссии применяю по вопросам, требующим размышлений, добиваюсь, на своих уроках, чтобы учащиеся могли свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих.

2. Метод самостоятельной работы с учащимися. С целью лучшего выявления логической структуры нового материала дается задание самостоятельно составить план рассказа преподавателя или план-конспект с выполнением установки: минимум текста - максимум информации.

Используя этот план-конспект, учащиеся всегда успешно воспроизводят содержание темы при проверке домашнего задания. Умение конспектировать, составлять план рассказа, ответа, комментированное чтение литературы, отыскивание в нем главной мысли, работа со справочниками, научно-популярной литературой помогают формированию у учащихся теоретического и образно-предметного мышления при анализе и обобщении закономерностей природы.

Для закрепления навыка работы с литературой дают учащимся различные посильные задания.

В классе учащийся должны постараться не прочитать, а пересказать свое сообщение. При таком виде работы учащиеся учатся анализировать и обобщать материал, а также развивается устная речь. Благодаря этому, учащиеся в последствии не стесняются высказывать свои мысли и суждения.

3. Метод самостоятельной работы с дидактическими материалами.

Организую самостоятельную работу следующим образом: дается классу конкретное учебное задание. Пытаясь довести его до сознания каждого учащегося.

Здесь есть свои требования:

Текст нужно воспринимать зрительно (на слух задания воспринимаются неточно, детали быстро забываются, учащиеся вынуждены часто переспрашивать)

Нужно как можно меньше времени тратить на запись текста задания.

Для этой цели хорошо подходят тетради на печатной основе и сборники заданий для учащихся.

Многие преподаватели, пользуются самодельными раздаточными дидактическими материалами.

Их условно делят на три типа:

  • Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью восприятия и осмысления, новых знаний без предварительного объяснения их учителем.
  • Карточка с заданием преобразовать текст учебника в таблицу или план.
  • Карточка с заданием преобразовать рисунки, схемы в словесные ответы.
  • Карточка с заданием для самонаблюдения, наблюдения демонстрационных наглядных пособий.

2. Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью закрепления и применения знаний и умений.

1) Карточка с вопросами для размышлений.

2) Карточка с заданием выполнить рисунок.

3. Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью контроля знаний и умений.

1) Карточка с немым рисунком.

Использую в нескольких вариантах. Для всего класса - 2-4 варианта. И как индивидуальные задания. Может проводиться с целью повторения и закрепления знаний.

2) Тестовые задания.

Их применяю также и в индивидуальном порядке и для класса в целом.

В последнее время более эффективными являются текстовые задания, хотя и у них есть свой недостаток. Иногда учащиеся пытаются просто угадать ответ.

4) Метод проблемного изложения.

На уроках использую проблемный подход в обучении учащихся. Основой данного метода является создание на уроке проблемной ситуации. Учащиеся не обладают знаниями или способами деятельности для объяснения фактов и явлений, выдвигают свои гипотезы решения данной проблемной ситуации. Данный метод способствует формированию у учащихся приемов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей.

Проблемный подход включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразного решения.

Данный метод включает в себя:

Выдвижение проблемного вопроса,

Создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого,

Создание проблемной ситуации на основе приведенных противоположных точек зрения по одному и тому же вопросу,

Демонстрацию опыта или сообщение о нем - основу для создания проблемной ситуации; решение задач познавательного характера. Роль преподавателя при использовании данного метода сводится к созданию на уроке проблемной ситуации и управлению познавательной деятельностью учащихся.

Наглядные методы.

Частично-поисковый.

При применении этого метода преподаватель руководит работой класса. Организуется работа учащихся таким образом, чтобы часть новых заданий они добыли сами. Для этого демонстрируется опыт до объяснения нового материала; сообщается лишь цель. А учащиеся путем наблюдения и обсуждения решают проблемный вопрос.

Практические методы.

Частично-поисковый лабораторный метод.

Учащиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем самостоятельного выполнения и обсуждения ученического эксперимента. До лабораторной работы учащимся известна лишь цель, но не ожидаемые результаты.

Также используются методы устного изложения - рассказ и лекции.

При подготовке лекций планируется последовательность изложения материала, подбираются точные факты, яркие сравнения, высказывания авторитетных ученых, общественных деятелей.

Также используются приемы управления познавательной деятельностью учащихся:

1) Активизирующие деятельность учащихся на этапе восприятия и сопутствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу:

а) прием новизны - включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных;

б) прием семантизации - в основе лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слов;

в) прием динамичности - создание установки на изучение процессов и явлений в динамике и развитии;

г) прием значимости - создание установки на необходимость изучения материала;

2) Приемы активизации деятельности учащихся на этапе усвоения изучаемого материала:

а) эвристический прием - задаются трудные вопросы и с помощью наводящих вопросов приводят к ответу.

б) эвристический прием - обсуждение спорных вопросов, что позволяет развить у учащихся умение доказывать и обосновывать свои суждения.

в) исследовательский прием - учащиеся на основе проведенных наблюдений, опытов, анализа литературы, решения познавательных задач должны сформулировать вывод.

3) Приемы активизации познавательной деятельности на этапе воспроизведения полученных знаний:

прием натурализации - выполнение заданий с использованием натуральных объектов, коллекций;

Использовать можно различные варианты оценки работы учащихся на уроке. Для того, чтобы высокая познавательная активность сохранилась на уроке, нужно:

1) компетентное и независимое жюри (преподаватель и учащиеся-консультанты из других групп).

2) задания распределять самим преподавателем по правилам, иначе слабым ученикам будет не интересно выполнять сложные задания, а сильным - простые.

3) оценивать деятельность группы и индивидуально каждого ученика.

5) давать творческие домашние задания к обобщающему уроку. При этом могут проявлять себя учащиеся тихие, незаметные на фоне более активных.

Активизацию познавательной деятельности можно проводить также на внеклассных мероприятиях.

2.2 Приемы активизации познавательной деятельности.

В процессе приобретения учащимися знаний, умений и навыков важное место занимает их познавательная активность, умение преподавателя активно руководить ею. Со стороны преподавателя учебный процесс может быть управляемым пассивно и активно. Пассивно управляемым процессом считается такой его способ организации, где основное внимание уделяется формам передачи новой информации, а процесс приобретения знаний для учащихся остается стихийным. В этом случае на первое место выступает репродуктивный путь приобретения знаний. Активно управляемый процесс направлен на обеспечение глубоких и прочных знаний всех учащихся, на усиление обратной связи. Здесь предполагается учет индивидуальных особенностей учащихся, моделирование учебного процесса, его прогнозирование, четкое планирование, активное управление обучением и развитием каждого учащегося.

В процессе обучения учащийся также может проявить пассивную и активную познавательную деятельность.

Существуют разные подходы к понятию познавательной активности учащихся. Б. П. Есипов считает, что активизация познавательной деятельности - сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями, навыками. Г. М. Лебедев указывает, что "познавательная активность - это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении". В первом случае идет речь о самостоятельной деятельности преподавателя и учащихся, а во втором - о деятельности учащихся. Во втором случае в понятие познавательной активности автор включает интерес, самостоятельность и волевые усилия учащихся.

В обучении активную роль играют учебные проблемы, сущность которых состоит в преодолении практических и теоретических препятствий в сознании таких ситуаций в процессе учебной деятельности, которые приводят учащихся к индивидуальной поисково-исследовательской деятельности.

Метод проблемного обучения составляет органическую часть системы проблемного обучения. Основой метода проблемного обучения является создание ситуаций, формировка проблем, подведение учащихся к проблеме. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Ее задача - направить деятельность учащихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней.

Метод алгоритмизированного обучения. Деятельность человека всегда можно рассматривать как определенную последовательность его действий и операций, т. е. она может быть представлена в виде некоторого алгоритма с начальными и конечными действиями.

Для построения алгоритма решений той или иной проблемы нужно знать наиболее рациональный способ ее решения. Рациональным способом решения владеют самые способные учащиеся. Поэтому для описания алгоритма решения проблемы учитывается путь его получения этими учащимися. Для остальных учащихся такой алгоритм будет служить образцом деятельности.

Метод эвристического обучения . Основной целью эвристики является поиск и сопровождение способов и правил, по которым человек приходит к открытию определенных законов, закономерностей решения проблем.

Метод исследовательского обучения. Если эвристическое обучение рассматривает способы подхода к решению проблем, то исследовательский метод - правила правдоподобных истинных результатов, последующую их проверку, отыскание границ их применения.

В процессе творческой деятельности эти методы действуют в органическом единстве.

Важнейшим методом исследования познавательного интереса учащихся является наблюдение, смыкающиеся с педагогическим экспериментом в тех случаях, когда точно вычислена задача, когда наблюдение нацелено на выявление и запечатления всех условий, приемов, факторов, процессов, связанных именно с этой поставленной задачей. Наблюдение за протекающим процессом деятельности учащегося либо на уроке, в естественных, либо в экспериментальных условиях дает убедительный материал о становлении и характерных особенностях познавательного интереса.

Для наблюдения необходимо иметь ввиду те показатели, по которым можно определить проявление познавательного интереса.

  1. Выработка методики активизации познавательной деятельности учащихся

Для успешной педагогической деятельности преподаватель должен владеть эффективными методами, методическими приемами и средствами обучения. Большое значение имеет и качество подготовки к занятиям. Готовясь к занятиям, преподаватель проектирует, «моделирует» деятельность свою и учащихся. Очень важно, чтобы эта предварительная модель была как можно ближе к реальности. Естественно, реальное проектирование предстоящего учебного процесса требует глубокого знания теории обучения и воспитания, большого личного опыта практической работы, творческого анализа достижений передовых педагогов.

Подготовительная работа преподавателя включает два основных этапа: перспективная подготовка - к учебному году, теме и текущая - к уроку. Содержание подготовительной работы на каждом этапе складывается из личной подготовки преподавателя, подготовки учебно-материальной базы и планирования учебного процесса.

Система уроков предполагает включение в учебный процесс изучения темы всех его основных звеньев: сообщение нового материала; систематизация, закрепление и совершенствование знаний учащихся; применение усвоенного учебного материала, формирование у учащихся умений и навыков; контроль ученических успехов учащихся. Планируя систему уроков, преподаватель разделяет материал темы на части соответственно содержанию уроков, и располагает их в порядке изучения.

В перспективно-тематическом плане система уроков фиксируется так: указываются номера уроков по теме, количество часов на их проведение, темы уроков и краткое их содержание, а также цель каждого урока.

Методическая характеристика урока отражается в перспективно-тематическом плане. Это определяет методическую направленность подготовки как к теме в целом, так и к каждому уроку.

В перспективно-тематическом плане отражаются также межпредметные связи материала темы.

Записи в перспективно-тематическом плане должны быть краткими, четкими, показывающими, с каким конкретно материалом взаимосвязанных предметов должна быть установлена связь.

В перспективно-тематическом плане фиксируются основные объекты материально-технического оснащения по каждому уроку. При отсутствии намечаемых средств наглядности, оборудования, ТСО в перспективно-тематическом плане преподаватель делает пометку о необходимости их приобретения, изготовления, ремонта.

Степень активности учащихся является реакцией, методы, и приемы работы преподавателя являются показателем его педагогического мастерства.

Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.

В педагогической практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний: словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение), наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов) и практические (лабораторные и практические работы). Каждый из них может быть и более активным и менее активным, пассивным.

Словесные методы.

  • 1. Метод дискуссии применяю по вопросам, требующим размышлений, добиваюсь, на своих уроках, чтобы учщиеся могли свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих.
  • 2. Метод самостоятельной работы с учащимися. С целью лучшего выявления логической структуры нового материала дается задание самостоятельно составить план рассказа преподавателя или план-конспект с выполнением установки: минимум текста - максимум информации.

Используя этот план-конспект, учащиеся всегда успешно воспроизводят содержание темы при проверке домашнего задания. Умение конспектировать, составлять план рассказа, ответа, комментированное чтение литературы, отыскивание в нем главной мысли, работа со справочниками, научно-популярной литературой помогают формированию у учащихся теоретического и образно-предметного мышления при анализе и обобщении закономерностей природы.

Для закрепления навыка работы с литературой дают учащимся различные посильные задания.

В классе учащийся должны постараться не прочитать, а пересказать свое сообщение. При таком виде работы учащиеся учатся анализировать и обобщать материал, а также развивается устная речь. Благодаря этому, учащиеся в последствии не стесняются высказывать свои мысли и суждения.

3. Метод самостоятельной работы с дидактическими материалами.

Организую самостоятельную работу следующим образом: дается классу конкретное учебное задание. Пытаясь довести его до сознания каждого учащегося.

Здесь есть свои требования:

  • - текст нужно воспринимать зрительно (на слух задания воспринимаются неточно, детали быстро забываются, учащиеся вынуждены часто переспрашивать)
  • - нужно как можно меньше времени тратить на запись текста задания.

Для этой цели хорошо подходят тетради на печатной основе и сборники заданий для учащихся.

Многие преподаватели, пользуются самодельными раздаточными дидактическими материалами.

Их условно делят на три типа:

Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью восприятия и осмысления, новых знаний без предварительного объяснения их учителем.

Карточка с заданием преобразовать текст учебника в таблицу или план.

Карточка с заданием преобразовать рисунки, схемы в словесные ответы.

Карточка с заданием для самонаблюдения, наблюдения демонстрационных наглядных пособий.

  • 2. Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью закрепления и применения знаний и умений.
  • 1) Карточка с вопросами для размышлений.
  • 2) Карточка с расчетной задачей.
  • 3) Карточка с заданием выполнить рисунок.
  • 3. Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью контроля знаний и умений.
  • 1) Карточка с немым рисунком.

Использую в нескольких вариантах. Для всего класса - 2-4 варианта. И как индивидуальные задания. Может проводиться с целью повторения и закрепления знаний.

2) Тестовые задания.

Их применяю также и в индивидуальном порядке и для класса в целом.

В последнее время более эффективными являются текстовые задания, хотя и у них есть свой недостаток. Иногда учащиеся пытаются просто угадать ответ.

4) Метод проблемного изложения.

На уроках использую проблемный подход в обучении учащихся. Основой данного метода является создание на уроке проблемной ситуации. Учащиеся не обладают знаниями или способами деятельности для объяснения фактов и явлений, выдвигают свои гипотезы, решения данной проблемной ситуации. Данный метод способствует формированию у учащихся приемов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей.

Проблемный подход включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразного решения.

Данный метод включает в себя:

  • - выдвижение проблемного вопроса,
  • - создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого,
  • - создание проблемной ситуации на основе приведенных противоположных точек зрения по одному и тому же вопросу,
  • - демонстрацию опыта или сообщение о нем - основу для создания проблемной ситуации; решение задач познавательного характера. Роль преподавателя при использовании данного метода сводится к созданию на уроке проблемной ситуации и управлению познавательной деятельностью учащихся.

Метод самостоятельного решения расчетных и логических задач. Все учащиеся по заданиям самостоятельно решают расчетные или логические (требующие вычислений, размышлений и умозаключений) задачи по аналогии или творческого характера.

Но в каждой параллели задачи дифференцирую - более сложные, творческого характера - сильным учащимся.

А аналогичные - слабым. При этом у самих учащихся на этом не акцентирую внимание. Каждый учащийся получает задание по своим возможностям и способностям. При этом не снижается интерес к обучению.

Наглядные методы.

Частично-поисковый.

При применении этого метода преподаватель руководит работой класса. Организуется работа учащихся таким образом, чтобы часть новых заданий они добыли сами. Для этого демонстрируется опыт до объяснения нового материала; сообщается лишь цель. А учащиеся путем наблюдения и обсуждения решают проблемный вопрос.

Практические методы.

Частично-поисковый лабораторный метод.

Учащиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем самостоятельного выполнения и обсуждения ученического эксперимента. До лабораторной работы учащимся известна лишь цель, но не ожидаемые результаты.

Также используются методы устного изложения - рассказ и лекции.

При подготовке лекций планируется последовательность изложения материала, подбираются точные факты, яркие сравнения, высказывания авторитетных ученых, общественных деятелей.

Также используются приемы управления познавательной деятельностью учащихся:

  • 1) Активизирующие деятельность учащихся на этапе восприятия и сопутствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу:
    • а) прием новизны - включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных;
    • б) прием семантизации - в основе лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слов;
    • в) прием динамичности - создание установки на изучение процессов и явлений в динамике и развитии;
    • г) прием значимости - создание установки на необходимость изучения материала в связи с его биологической, народнохозяйственной и эстетической ценностью;
  • 2) Приемы активизации деятельности учащихся на этапе усвоения изучаемого материала.
  • а) эвристический прием - задаются трудные вопросы и с помощью наводящих вопросов приводят к ответу.
  • б) эвристический прием - обсуждение спорных вопросов, что позволяет развить у учащихся умение доказывать и обосновывать свои суждения.
  • в) исследовательский прием - учащиеся на основе проведенных наблюдений, опытов, анализа литературы, решения познавательных задач должны сформулировать вывод.
  • 3) Приемы активизации познавательной деятельности на этапе воспроизведения полученных знаний.

прием натурализации - выполнение заданий с использованием натуральных объектов, коллекций;

Использовать можно различные варианты оценки работы учащихся на уроке. Для того, чтобы высокая познавательная активность сохранилась на уроке, нужно:

  • 1) компетентное и независимое жюри (преподаватель и учащиеся-консультанты из других групп).
  • 2) задания распределять самим преподавателем по правилам, иначе слабым ученикам будет не интересно выполнять сложные задания, а сильным - простые.
  • 3) оценивать деятельность группы и индивидуально каждого ученика.
  • 5) давать творческие домашние задания к обобщающему уроку. При этом могут проявлять себя учащиеся тихие, незаметные на фоне более активных.

Активизацию познавательной деятельности можно проводить также на внеклассных мероприятиях.

В учебном пособии охарактеризованы современные методы активизации обучения взрослых, даны рекомендации по их использованию в системе дополнительного профессионального образования педагогов. Авторы акцентируют внимание на интерактивных методах обучения (работа в малых группах, модерация, дискуссии, «мозговой штурм» и др.), которые могут успешно использоваться при проведении методических семинаров, совещаний, педсоветов, для разработки планов и решения трудных проблем. В адаптированном варианте многие из предложенных методов и приемов могут применяться в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования.
Для студентов высших педагогических учебных заведений. Пособие будет интересно преподавателям системы повышения квалификации, методистам образовательных учреждений, руководителям методических объединений, творческих групп, преподавателям ВУЗов, техникумов, колледжей, профессиональных училищ.

Сущность интерактивного обучения.
Понятие «интеракция» (от англ. interaction - взаимодействие) возникло впервые в социологии и социальной психологии. Для теории символического интеракционизма (основоположник - американский философ Дж. Мид) характерно рассмотрение развития и жизнедеятельности личности, созидания человеком своего «Я» в ситуациях общения и взаимодействия с другими людьми . Идеи интеракционизма оказывают существенное влияние на общую, возрастную и педагогическую психологию, что, в свою очередь, находит отражение в современной практике образования и воспитания.

В психологии интеракция - это «способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо (человеком)» , а социальная интеракция - процесс, при котором индивиды в ходе коммуникации
в группе своим поведением влияют на других индивидов, вызывая ответные реакции.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Интерактивное обучение как современное направление активизации познавательной деятельности обучающихся 5
1.1. Активизация обучения как педагогическая проблема 5
1.2. Сущность интерактивного обучения 7
1.3. Педагогическая эффективность интерактивного обучения 12
1.4. Интерактивное обучение в образовании взрослых 14
Глава 2. Психолого-педагогические условия эффективности интерактивного обучения 18
2.1. Создание благоприятного психологического климата 18
2.2. Организация межличностного диалога 22
2.3. Организация групповой учебной деятельности 26
2.4. Рефлексивное подведение итогов 34
Глава 3. Дискуссия как метод интерактивного обучения 39
3.1. Дискуссия как метод группового взаимодействия и ее использование в процессе обучения 39
3.2. Советы преподавателю по подготовке и проведению дискуссий 41
3.3. Современные виды групповых дискуссий и техники их организации 45
3.4. Возможные трудности при проведении дискуссий Советы и рекомендации ведущему 62
Глава 4. Игровые методы обучения 67
4.1. Роль игры в профессиональном образовании 67
4.2. Деловые игры 69
4.3. Ролевые игры 75
4.4. Организационно-деятельностные игры в обучении взрослых 78
4.5. Общие рекомендации по использованию игр в обучении взрослых 85
Глава 5. Кейс-метод - метод коллективного анализа ситуаций 92
5.1. Понятие о кейс-методе, его возможности в профессиональном обучении 92
5.2. Источники и этапы создания кейса 94
5.3. Работа над ситуацией в аудитории 98
Глава 6. Тренинг как форма комплексного использования интерактивных методов и приемов обучения 103
6.1. Тренинг как форма социально-психологической работы и групповая форма организации обучения 103
6.2. Виды тренингов в обучении взрослых 107
6.3. Подготовка и проведение тренинга 115
Глава 7. Модерация - инновационная форма повышения квалификации специалистов 125
7.1. Понятие о модерации 125
7.2. Основные этапы (фазы) модерации 128
7.3. Содержание деятельности модератора 141
7.4. Возможности, ограничения и трудности в использовании модерации 144
7.5. Практические указания модератору по использованию визуализации 146
Глава 8. Как подвести итоги. Техники получения обратной связи в аудитории 150
Заключение 169
Литература 171.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Современные способы активизации обучения, Панина Т.С., Вавилова Л.Н., 2008 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать файл № 1 - pdf
Скачать файл № 2 - djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Последние материалы раздела:

Страна с трагической судьбой
Страна с трагической судьбой

Апофеозом гражданской войны в Анголе и Войны за независимость Намибии стала оборона ангольскими правительственными войсками, кубинскими...

Все, что нужно знать о бактериях
Все, что нужно знать о бактериях

Бактерии представляют собой одноклеточные безъядерные микроорганизмы, относящиеся к классу прокариотов. На сегодняшний день существует более 10...

Кислотные свойства аминокислот
Кислотные свойства аминокислот

Cвойства аминокислот можно разделить на две группы: химические и физические.Химические свойства аминокислотВ зависимости от соединений,...