Методики Зайцева • • Обучение чтению • Кубики Зайцева (собранные). Картотека игр и упражнений по методике обучения чтению Н

И методика Глена Домана, и многие другие.

Сегодня мы с вами поговорим о известной методике развития ребенка Николая Зайцева. Методика Зайцева или учимся читать основана на использовании специального развивающего материала, на определенных принципах построения работы в виде игры.

Кто такой Николай Александрович Зайцев? Почему Зайцев создал собственную методику для обучения детей чтению? Что такое кубики Зайцева? Каковы особенности методики Зайцева, а также ее преимущества и недостатки? На все эти вопросы вы узнаете ответы, прочитав статью «Методика Зайцева или учимся читать». А также в статье вы найдете видео про данную методику от самого основателя — Николая Александровича Зайцева.

Николай Александрович Зайцев – известный педагог-новатор из Санкт-Петербурга. Родился в 1939 году в семье сельских учителей. Являясь студентом пятого курса педагогического института, Зайцев поехал в Индонезию, где был переводчиком, учил индонезийский язык и обучал русскому языку иностранцев. Это время и положило начало новаторским идеям обучения чтению Николая Зайцева.

Зайцев является создателем знаменитых кубиков, благодаря которым появились новые возможности в обучении детей чтению. Николай Зайцев создал собственную методику, по которой дети учатся читать играя.

Николай Зайцев основал и руководит центром «Нестандартные технологии в образовании». Зайцев создал около 25 эффективных методик. Данные методики (обучение детей чтению, русскому языку, математике; обучение взрослых и детей иностранному языку и русскому языку, как иностранному) популярны во многих странах Западной Европы, Америки, СНГ, России.

Методика Зайцева (обучение чтению) основана на обучении чтению с помощью складов (используются кубики Зайцева) в виде веселой игры, используя песенки и подпевки.

Почему Николай Зайцев создал собственную методику обучению чтению?

  • часто дети, зная азбуку, не могут составить буквы в слоги и слова. Так как в азбуке на одну букву дается одна картинка. Ребенок запоминает и букву и картинку. А позже ему нужно объяснить, почему слово “сок” образовалась из слов-картинок “сорока”- “очки”- “коза”. Зайцев пришел к выводу, что для того, чтобы научится читать, не обязательно знать, как называется каждая буква по отдельности.
  • детям трудно читать по слогам. Ведь иногда встречаются слоги, которые тяжело произносить, например, слово “всплеск”.


Склад – что это?

Зайцев придумал альтернативу буквам и слогам – склад.

Склад – основа метода обучения детей чтению по методике Зайцева.

Складом можно назвать пару из согласной и гласной букв, из согласной и твердого или мягкого знака, из одной буквы. Например, А-И-С-Т, ВО-РО-НА.

Что такое кубики Зайцева?

Кубики Зайцева — развивающий материал для обучения новыми знаниями в ходе игры с помощью нескольких систем восприятия информации.

В набор включено 52 кубика, 7 из которых повторяются.

Кубики подразделены по нескольким признакам:

  • По размеру:

  1. большие (кубики с твердыми слогами)
  2. маленькие (кубики с мягкими слогами),
  • По наполнению или звуку:

  1. золотые (кубики с гласными),
  2. Железные (кубики со звонкими складами),
  3. Деревянные (кубики с приглушенными складами),
  4. деревянно-золотые (кубики для складов с мягким знаком)
  5. железно-деревянные (кубики для складов с твердым знаком),
  • По цвету написанных букв на кубиках:

  1. гласные — голубым;
  2. согласные — синим;
  3. твердый и мягкий знак — зеленым.
  • Кубики одинарные и двойные.
  • Белый кубик со знаками препинания на нем.
  • Кубики различаются по весу.

Зайцев написал склады на гранях кубиков. Так как кубики различаются по цвету, размеру и звуку или наполнению, то при игре с ними подключаются разные каналы восприятия информации. Дети могут именно почувствовать разницу между буквами. Игре-обучению с кубиками помогает пропевание слогов на несколько мелодий.

Предлагаю вам посмотреть видео о методике обучения чтению от самого автора. Итак, Николай Зайцев в эфире:

Какие отличительные особенности методики Зайцева ?

  • обучение с помощью игры
  • обучение-игра проходит в неформальной обстановке. Нет парт и тишины, дети могут переходить к таблицам, кубикам, искать и выбирать.
  • используется принцип наглядного представления материала. Занимаясь с помощью методики Зайцева, ребенок задействует слух, зрение и осязание.
  • занятие длится около 25 минут, однако можно играть и меньше, главное, чтобы у ребенка был интерес и азарт. Занятия должны проводиться регулярно.
  • развивающий материал представлен в одном месте в виде таблиц и кубиков, применяется принцип от частного – к общему, от общего – к частному
  • обучающие методики универсальны. Они подходят и для дошкольника, и для школьника, и для взрослого.

Из данной статьи мы узнали, об особенностях методики Зайцева, о кубиках Зайцева, а также рассмотрели преимущества и недостатки данной методики.

Родителям предстоит выбор как, когда, чему и в какой форме учить своего ребенка.

А вы используете, использовали или собираетесь использовать данную методику развития ребенка? Каков ваш опыт и ваши впечатления от методики Зайцева? Нужно ли обучать ребенка чтению до школы?

Подпишись на новости блога и получи бесплатно , а также все самое интересное из жизни блога себе на почту!

Все родители хотят, чтобы их дети были самыми умными, самыми развитыми. Сколько гордости они испытывают, когда 3-4-летний малыш, шагая по улице, отлично читает названия магазинов, рекламу.… И, начиная обучение ребенка чтению, сталкиваются с огромным выбором разнообразных методик. Кубики Зайцева – эффективная методика обучения чтению детей с самого раннего возраста. Это одна из тех методик, которая вызывает большой интерес у многих родителей.

Кто такой Николай Зайцев

Родители Николая Александровича Зайцева работали в сельской школе. Закончив учебу в школе, Николай проработал 2 года на заводе, после чего пошел по стопам своих родителей. В 1958 году он поступает в педагогический институт на филологический факультет. На пятом курсе его отправляют проходить практику в Индонезию, где он работает переводчиком.

Именно этот период времени, когда ему пришлось обучать взрослых людей не родному для них русскому языку, дал начало развитию его известнейшей методике обучения чтению и письму. Воплощая в жизнь новые приемы, создавая на ходу интересные таблицы, он старался «передать суть языка другим».

Разработав собственный метод обучения, молодой педагог решил протестировать его на средник классах общеобразовательной школы. Однако здесь его ждала огромная неудача. Ученики умели только заучивать правила, не пытаясь их понять. Привыкшие к такому обучению, они не могли перестроиться.

Тогда, Николай Александрович решил опробовать свой метод на малышах. Методика была пересмотрена, все занятия он проводил в игровой форме. И здесь его ждал огромный успех. Малышам, начиная с полутора лет, и детям дошкольникам, у которых были проблемы с обучением грамоты, требовалось всего лишь несколько занятий для того, чтобы начать читать. Некоторые школы стали полностью применять его систему обучения, используя «звенящее чудо» (как назвали кубики) в своей работе.

Наблюдая за малышами, педагог пришел к следующим заключениям:

  • Для того чтобы научиться читать, крохам совсем не нужно знать, как называются буквы. Чаще всего в азбуках буквы ассоциируются с картинками. Ребенок запоминает образ буквы и изображение, которое у него с ней ассоциируется. Потом очень сложно ему объяснить, что КОТ (буква К), НОЖНИЦЫ (буква Н), ИГРУШКА (буква И), ГРИБ (буква Г) и АИСТ (буква А) складываются в одно слово КНИГА.
  • Чтение по слогам для ребенка очень сложное. Даже если малыш выучит названия букв без картинок, ему будет тяжело понять как из букв М и А получается слог МА. Для понимания крохой принципа сливания слогов педагогам приходиться применять в своей работе различные хитрости. Но в русском языке встречаются слова из одного слога, в которых много идущих подряд согласных (например, ВСПЛЕСК). Чтение таких слов будет для читающего по слогам ребенка даваться очень тяжело.
  • Человеку легче сначала научиться писать, чем читать. Под письмом он понимал превращение звуков в знаки, а под чтением – превращение знаков в звуки. Малышу, будет намного легче научиться читать через письмо.

В следующем видео вы сможете узнать интересную информацию о Николее Зайцеве и его легендарных кубиках.

Общие принципы методики Зайцева

Единственной в своем роде авторской методике Зайцева уже более 20 лет. Однако знаменитый педагог не прекращает постоянно улучшать ее. Сейчас уже создано много различных методик и игр, дополняющих основу. С помощью методики можно с успехом обучать даже совсем маленьких детей грамоте. При этом для дошкольников 6 лет будет достаточно всего несколько занятий, и вы сможете увидеть, что он уже может начать читать.

Данный метод обучения подойдет не только для ребятишек, которым нравятся спокойные игры с кубиками, но и подвижным неусидчивым детям. Использование этой методики подходит для работы со слабослышащими, имеющими очень плохое зрение и отклонения в психическом развитии детьми. При работе с ними можно получить очень хорошие результаты. Можно увидеть хороший эффект при работе с детьми с аутизмом.

В своей методике Зайцев сделал акцент на том, что процессы познания у ребенка должны пройти через все виды восприятия: слуховое, зрительное, двигательную память, осязание и мышление. Педагог в работе с малышами должен уметь организовать веселую игровую обучающую среду, быть в роли наставника в процессе обучения.

С помощью игр с кубиками:

  • расширится словарь малыша;
  • будут вырабатываться навыки грамотного письма;
  • речь ребенка станет более внятной;
  • можно исправить ряд логопедических проблем;
  • развивать логику и мышление ребенка;
  • научить кроху работать самостоятельно.

Комплектация

В стандартный набор входит:

  • 61 шт. картонный кубик в собранном виде
  • 6 шт. картонных таблиц со слогами, буквами и другими графическими знаками
  • 4 шт. картонных таблицы формата В3
  • диск для прослушивания с попевками для кубиков и таблиц
  • методическое пособие, которое вы сможете использовать в качестве конспекта занятий.

Что такое склад

В своей методике Николай Зайцев предлагает альтернативу слогам – использует склады. У него – это основная единица языка. Складом может быть одна буква, сочетание гласной и согласной, согласной и твердого знака, согласной и твердого знака. Такой принцип чтения – складовой – является основой методики Зайцева. Такая методика очень похожа с букварем Федота Кузьмичева, XIX век, и азбукой Л.Толстого. В этих книгах тоже был использован принцип обучения по складам.

Склад можно определить, приложив руку ниже подбородка и произнеся слово. То усилие мускулов, которое вы почувствуете рукой и будет являться складом.

Склады по его методу располагаются на кубиках и в таблицах. Он использовал в помощь обучению зрение, слух и тактильные ощущения, т.к. аналитическое мышление, сформированность которого требуется при чтении, развивается только к 7 годам. Расположив склады на кубиках, Зайцев сделал их отличающимися по цвету, звучанию, размеру. С помощью этого, когда ребенок берет кубики, задействуются различные каналы восприятия.

Описание методики

Занятия должны проходить только в игровой форме. Дети не должны сидеть на одном месте, им надо двигаться, прыгать, танцевать и петь. Все движения на занятии проходят в игре с кубиками.

Кубики могут различаться по размеру. На кубиках большого размера изображены склады с твердым звучанием. На кубиках маленького размера – с мягким звучанием. Они могут быть одинарными и двойными. На сдвоенных кубиках расположены согласные, сочетающиеся не со всеми гласными (жа-жу-жи).

Звонкость склада указывается металлом, глухость – деревом.

Золото – гласные. Твердый знак изображен на железно-деревянных кубиках, мягкий – на деревянно-золотых. На кубике белого цвета располагаются знаки препинания. Цветовой подбор для букв отличается от школьного. Здесь для обозначения гласных используется голубой цвет, синим обозначены согласные, а твердый и мягкий знаки – зеленым. Такое отличие от школьных синих, красных и зеленых цветов, по мнению Зайцева, помогает детям начать читать бегло.

Наполнение кубиков также различно.

Кубиков 52 шт. в наборе, кроме них есть еще 7 повторных. Всего на кубиках изображено 200 складов.

Наборы могут быть различными:

  • может предлагаться раскладка для самостоятельного склеивания кубиков;
  • могут быть уже собранными;
  • с пластиковой основой.

Для того чтобы склеить кубики самостоятельно, потребуется немало времени. Их необходимо дополнительно укрепить изнутри. Сделать это можно с помощью картонного кубика такого же размера. После склейки лучше обтянуть резинками, это нужно, чтобы ваш кубик не развалился, пока сохнет. Для лучшей защиты каждый кубик оклейте пленкой или заламинируйте развертку кубика. Если вы выбрали такой вариант кубиков, то лучше сделать копию каждой развертки. Так в процессе игры вам точно будет хватать складов для написания слов.

Таблицы должны быть развешаны довольно высоко. Это способствует профилактике сколиоза и нарушений зрения. Если вы занимаетесь только со своим ребенком, то высоту лучше определить по поднятой вверх руке малыша. Ей он должен касаться верхнего края таблицы. Удобным будет развесить таблицы в углах комнаты, так крохе будет удобнее искать необходимые склады. Таблицы тоже можно обернуть пленкой для увеличения срока службы. Использование таблиц также важно, как и игры с кубиками.

По методике Николая Александровича, все склады на кубиках надо пропевать. Он считает, что эффект от этого намного лучше, да и заниматься с музыкой для малыша интереснее, что помогает привить интерес к обучению.

Предоставьте ребенку для игры сразу все кубики. Это учебное пособие никогда не надо у него забирать. Они должны быть всегда в поле его зрения. Пусть малыш познакомится с ними, внимательно рассмотрит.

Попросите выбрать один самый заинтересовавший его кубик. Склады написанные на его гранях, нужно показать пропевая. Попросите найти большой кубик, потом маленький, железный, деревянный, золотой. Ребенок должен понять, что все кубики различны по размеру и звучанию.

После того, как он усвоил эту информацию, познакомьте его со слоговыми таблицами. Пропойте один из столбиков таблицы и попросите малыша принести кубик с такими же складами. Пойте артистично, показывая ребенку, какими могут быть склады: звонкими или глухими, маленькими или большими. Можно даже использовать соответствующие движения. Не надо просить ребенка пропеть склады вам в ответ. Когда он созреет для этого, он начнет петь вместе с вами и самостоятельно.

Научите ребенка писать с помощью кубиков или указки. Пропевая склады и показывая их на таблице, малыш начнет понимать, как составляются слова. Можно учить ребенка писать и одновременно играть в подвижные игры. Попросите его написать имена близких людей в разных концах комнаты. А теперь пусть ребенок побегает в гости к близким.

Еще раз обращаем внимание, все занятия должны проходить только в игровой форме. Ребенок не должен сидеть на одном месте, предоставьте ему полную свободу движений. Каждый ребенок индивидуален. Он ничего не должен на занятии. Позвольте крохе развиваться в меру его возможностей, не торопите события. Не делайте из игры принудительное занятие. Конечно, заниматься лучше каждый день, хотя бы чуть-чуть, но если малыш сегодня не настроен на занятия никак, то лучше его отложить, чем заставлять. Играть можно как утром, так и вечером. Ориентируйтесь на настроение крохи.

Подбирайте игры, которые больше всего понравятся вашему ребенку. Если у вас непоседа, то лучше использовать на занятии подвижные игры. Если ваш малыш предпочитает спокойные игры, подолгу собирает пазлы, то тогда используйте игры, которые не предполагают активности во время занятия.

Если кроха любит строить, то предложите ему построить из кубиков паровозы с названиями, башни со складами, дороги, домики.

Основные моменты, касающиеся обучению детей, смотрите в следующем видео.

С какого возраста можно начинать обучение и в какие игры играть

Познакомить малыша с кубиками можно практически с рождения. Учитывайте, что в этом возрасте ребенок еще не способен на занятия. До полугода развитие ребенка идет очень быстрым темпом. Не стоит его сейчас дополнительно перегружать. Кубики можно использовать в качестве погремушки, лишь временами показывая ему склад или слово. Не пытайтесь в этот период увидеть каких-то результатов, не ждите их от ребенка. Сейчас с их помощью вы только подготовите ребенка к обучению, которое ждет его впереди.

После 6 месяцев ребенку уже становится не интересно играть с кубиками, как с погремушкой. Теперь можно начинать пропевать склады. До достижения годовалого возраста продолжайте показывать кубики, склады, простые слова. Позвольте крохе поползать среди них. Можете попробовать попросить его дать вам кубик с определенным складом. Оставляйте склады на предметах, названия которых вы составили и в течение дня, показывайте и пропевайте их малышу.

Чем старше становится ребенок, тем сложнее предлагаются ему игры. Годовалому крохе, вместе с теми играми, что были раньше, уже можно увеличивать уровень сложности, предлагая новые. Действуйте постепенно. Можно воспользоваться пособием Н.Зайцева «Письмо. Чтение. Счет», к котором предложена масса занимательных игр, а можно придумать свои. Подключайте фантазию малыша, спросите у него, в какие он хочет поиграть игры.

Поиграйте в «Зоопарк». Пусть малыш расселит по зоопарку различных животных, составляя их названия из складов. В «Магазине» он может разложить товар по полочкам. Отправляясь в «Путешествие» обязательно надо собрать чемодан. Пусть он побудет в роли повара, сложив в кастрюлю названия, необходимых для приготовления супа или любимого блюда, ингредиентов.

Предложите ребенку сыграть в игру «Кто больше назовет». Называйте слова, которые начинаются с заданного склада. Можно сделать эту игру тематической.

Положите перед ним кубики, из складов на них должно быть можно составить его имя. Пусть малыш попробует это сделать самостоятельно. В следующий раз усложните задачу, подходящие склады он должен найти сам. Пусть он складывает слова из кубиков, а потом ищет эти склады в таблице, показывая указкой на необходимый склад.

В игры, которые вы придумали вместе, ребенок будет играть с огромным удовольствием, ведь они для него гораздо занимательнее, чем предлагаемые автором. Эти игры будут именно такими, которые ему нравятся, придуманы с учетом его интересов.

Плюсы и минусы методики

Как и у каждой современной методики, обучение чтению с помощью кубиков Зайцева имеет как свои достоинства, так и недостатки. Рассмотрим подробнее.

Достоинства

  • Дети очень быстро учатся читать. Для того чтобы ребенок начал это делать требуется совсем немного времени. Причем чем он старше, тем быстрее протекает процесс обучения. По словам самого автора, даже ребята, которым только исполнилось 4 года, могут начать читать самостоятельно уже через 4 занятия. Конечно, это не относится ко всем детям. В среднем малышам 3-4 лет требуется полгода для обучения, дошкольнику постарше требуется 10-12 занятий, ребенку 6-7 лет уже будет достаточно недели.
  • Метод обучения по Зайцеву не привязан к какому-то определенному возрасту. Вы можете начинать заниматься когда ребенку исполнится 6 месяцев, а можно использовать и для первоклассников.
  • Разные по тембру, высоте и громкости звуки, издаваемые кубиками, поспособствуют развитию слуха, памяти, будут отлично развивать чувство ритма.
  • В результате игр с кубиками активно развивается мелкая моторика рук ребенка, которая очень важна для развития интеллекта.
  • Обучение проходит в темпе, который позволяют способности ребенка. Все очень индивидуально. Никто не торопит и не подгоняет ребят, не говорит им о том, что они что-то должны.
  • Освоить методику не составит труда. Ее с успехом можно применять в домашних условиях.
  • Дети сразу учатся грамотному письму. На кубиках отсутствуют склады, которые невозможны в русском языке (таких, как ЧЯ, ЖЫ).
  • Метод обучения по Зайцеву способствует профилактике, сохранению и укреплению здоровья. Играя, ребенок тренирует глазные мышцы. Это помогает сохранить зрение. Его сохранности содействует расположение крупного текста на таблицах в разных местах, яркий цвет кубиков, который не раздражает глаза.

Игровые пособия, расположенные с учетом требований методики на должной высоте и в разных местах, служат отличной профилактикой нарушений осанки, гиподинамии, загруженности дидактикой во время занятий.

В целом, такой игровой метод обучения чтению успешно помогает в развитии всесторонне развитой гармоничной личности.

  • Метод построен на принципах педагогики сотрудничества, что позволяет избежать конфликтов между детьми, родителями и педагогами.
  • Дети играют сами. Это отлично развивает самостоятельность и самоорганизованность. Хватает даже непродолжительных занятий для успешного обучения. Играя с ними постоянно, незаметность их проведения по принципу «между прочим», дадут отличный результат в обучении.
  • Методика очень простая, систематизированная, наглядная.
  • Ребенку не приходится осваивать способы слияния букв в слоги, он учит готовые склады, что содействует умению читать бегло и без запинок.

Недостатки

Несмотря на огромное количество достоинств при выборе этого способа обучения, можно столкнуться и с рядом проблем.

  • Педагоги дефектологи и логопеды говорят о том, что заучивая склады, не разобравшись в том, как сливать буквы, дети часто начинают пропускать окончания слов. Могут возникнуть проблемы при делении слов на слоги, разборе слов по составу.
  • Отличный от школьного цветовой окрас звуков (голубой, синий, зеленый вместо синего, зеленого, красного), создают проблемы у ученика при фонематическом разборе слов. Переучивать детей сложнее, чем учить с нуля.
  • Высокая стоимость пособий. Множество хлопот при самостоятельном склеивании кубиков.
  • Создаются определенные трудности при выборе написания букв Э и Е. На кубиках имеются такие склады, как БЭ, ВЭ. В русском языке их можно встретить очень редко. Придется постоянно останавливать желание ребенка написать букву Э в словах, где после твердого согласного мы слышим Э, а написать надо Е (например, слово ТЕННИС).
  • Использование методики будет эффективнее у детей, которых более развито правое полушарие мозга. У них более развито образное мышление.
  • У ребят могут возникать трудности с вычленением отдельного звука из слова, что повлияет на письмо.
  • Данный способ обучения практически не развивает творческие способности детей.

Сравнение с кубиками Чаплыгина

Свою методику Евгений Чаплыгин создавал с опорой на методику Зайцева. Однако его способ обучения является уникальным и запатентованным. Набор кубиков Чаплыгина содержит: 10 одинарных кубиков с буквами и 10 двойных кубиков, образующих блоки, инструкцию по применению. Кубики в блоках вращаются вокруг своей оси, образуя склады.

Рассмотрим основные отличия методик.

  • Кубики Чаплыгина более простые в использовании.
  • В методике Чаплыгина нет заучивания складов, как у Зайцева. Он использует буквы и слоги. Детям легче понять, как составлять слова.
  • Для кубиков Чаплыгина не требуется много места для хранения.
  • Кубики Зайцева сделаны из бумаги или пластика, а кубики Чаплыгина – деревянные.
  • Покупка кубиков Чаплыгина обходится намного дешевле, чем кубиков Зайцева.
  • Методика Зайцева содействует наибольшему развитию детей. Обучаясь по ней, ребенок знакомится с твердыми и мягкими согласными, звонкими и глухими.
  • Зайцев в своей методике использует попевки и таблицы, для лучшего усвоения материала детьми.
  • На кубиках Зайцева 52 склада, а из кубиков Чаплыгина можно составить только 32.

Все родители хотят, чтобы их дети стали успешными во взрослой жизни. А это во многом зависит от качества образования. Существует два способа реализовать поставленную цель: записать малыша в школу раннего развития и ждать как урожая осенью, когда же он станет вундеркиндом, или начать заниматься со своим чадом самостоятельно. Последний вариант наиболее предпочтительный. Тем более есть пособия, которые прекрасно помогают справиться с обучением ребёнка в раннем возрасте. Речь идёт о занятиях по кубикам и других методиках Зайцева.

Суть методик Зайцева

Вот уже более 20 лет методики петербургского педагога-новатора Николая Александровича Зайцева применяются на практике для обучения детей читать, писать и считать.

Когда начинать заниматься по методике

Это интересно. Святитель, архиепископ Кесарии Каппадокийской, церковный писатель и богослов говорил: «Насильное обучение не может быть твёрдым, но то, что с радостью и весельем входит, крепко западает в души внимающим».

Заниматься с детками можно уже с 2–3 лет, но, конечно, следует учитывать индивидуальные особенности развития малыша, главная из которых - любознательность, а именно:

  • желание проводить время за книжками (перебирать их, листать, внимательно слушать, когда читают взрослые);
  • любопытство (это касается не только чтения-счёта, но и всех аспектов жизни в целом);
  • способность усидеть на месте, занимаясь интересным делом, хотя бы 5–10 минут.
  • У каждого ребёнка эти проявления становятся явными в разном возрасте, поэтому родители должны, так сказать, поймать момент.

    Принципы техники обучения по Зайцеву

    За основу методики для детей Н.А. Зайцев взял психолого-педагогические особенности развития дошколят и адаптировал принципы их обучения к базовым аспектам целей образования в общем:

  • работа с новой информацией по схеме «к частному от общего»;
  • связка «образное - наглядно-действенное - словесно-логическое», что обеспечивается включением разных каналов восприятия малыша;
  • чёткая система разработки материала;
  • понятные алгоритмы работы;
  • учёт физиологических и психологических тонкостей развития ребёнка.
  • Благодаря таблицам ребёнок может моделировать и систематизировать те или иные учебные ситуации. Наглядные пособия выполняют роль посредника между объектом и субъектом обучения, помогая:

  • информировать маленького ученика;
  • ориентировать его в материале;
  • тренировать и формировать необходимые навыки ребёнка.
  • Каких результатов можно добиться

    Для занятий достаточно выделить около 1 часа 2–3 раза в неделю. И тогда через полгода вы увидите:

  • эффективность применения методики (после 20 часов работы малыш сможет складывать в пределах 100 и вычитать, а также читать по складам);
  • насколько легко использовать пособие, так как в комплекте есть все необходимое для занятий (упражнения, примеры, игры, песни);
  • насколько ваш ребёнок обучаем, что играет огромную роль для определения индивидуальной образовательной траектории в школе;
  • что ребёнок гораздо быстрее и прочнее хватает нужную информацию «на лету» в повседневной жизни, чем в отведённое для этого время, например, в детском саду.
  • Не стоит забывать и о том, что общая направленность упражнений всех методик способствует развитию логического мышления, а ряд заданий - решению логопедических проблем у ребёнка.

    Преимущества и недостатки изучения методик Зайцева

    Из всех существующих методик Зайцева особо жаркие споры вызывает пособие по обучению чтению. Связано это с тем, что, как правило, с занятием по кубикам Зайцева начинается методика обучения малыша. Но попробуем выделить достоинства, которые касаются всех пособий:

  • дети быстро осваивают методики;
  • систематическая работа способствует улучшению памяти, логического мышления, расширению словарного запаса;
  • малыш начинает «чище» говорить;
  • тренируется острота зрения, так как ребёнку нужно следить за указкой взрослого при работе с таблицами;
  • в предложенных играх ребята ещё и двигаются, что улучшает их физическое здоровье;
  • малыш учится работать самостоятельно;
  • для применения методик нет возрастных ограничений (лишь бы карапуз уже умел говорить);
  • доступность применения в домашних условиях.
  • Что касается методических недостатков пособий, то к ним можно отнести следующее:

  • несоответствие существующей школьной программе (в том числе это касается принципа чтения, цветов, обозначающих гласные-согласные, глухие-звонкие);
  • высокая цена;
  • громоздкость (пособия нужно собрать, прежде чем использовать);
  • необходимость терпеливого повторения и заучивания, что подходит по темпераменту далеко не всем взрослым.
  • Отзывы специалистов

    Я считаю, что использование моделей и таблиц в обучении связности высказывания совершенствовало составление описательных и повествовательных рассказов, развило умение употреблять точные и образные слова… Когда пишешь кубиками, удобно выделять ударный склад.

    Вериго Оксана, воспитатель, ясли-сад №21, г. Брест, Беларусь http://www.metodikinz.ru/post/?page=.gram.verigo

    Решилась проблема организации предметно-пространственной среды в группах благодаря уникальным пособиям и играм Зайцева (таблицы, кубики, 240 картинок). Все пособия помогают ребёнку развиваться, обучаться, играть и, главное, ДВИГАТЬСЯ.

    Щеголихина Татьяна ДОУ №7, г. Бор, Нижегородская область http://www.metodikinz.ru/post/?page=.gram.scheg

    Кто может обучать системе Николая Зайцева?

    Практичных родителей наверняка заинтересует, насколько долговечно пособие. Что ж, при правильной эксплуатации на этой развивающей игрушке может вырасти не одно поколение ребят.

    Условия для занятий дома

    Чтобы работа по методикам Зайцева была успешной, уроки должны проводиться в определённых условиях. Прежде всего, нужно соблюдать принцип наглядности: таблицы с буквами, цифрами, складами должны быть развешаны по всему дому, чтобы у малыша возникал «эффект присутствия», где бы он ни находился. Один существенный нюанс: если ваш карапуз невысокого роста, то таблицы имеет смысл развешивать по углам комнат, сложив их вдвое, чтобы маленькому ученику было удобно дотягиваться до нужного склада или цифры.

    Что собой представляют наборы

  • дома;
  • в детских дошкольных заведениях;
  • в 1–5 классах общеобразовательных школ.
  • Набор «Чтение»

    Набор для обучения чтению по технике Зайцева включает непосредственно сами кубики. Они представлены в 5 цветах:

  • «золотом» (гласные буквы);
  • «сером» (звонкие склады);
  • «коричневые» (глухие склады);
  • «белые» и «зелёные» (знаки препинания).
  • Звонкие и глухие склады, кроме разного цвета, имеют разное звучание: серые — «железное», а «коричневые» — деревянное. Таким образом, пособие воздействует на зрительное и слуховое восприятие ребёнка. Кроме кубиков, в набор включены:

  • картинки со складами (240 штук);
  • песенки;
  • чистоговорки и скороговорки;
  • картинки «Дорожные знаки» (для ознакомления с правилами дорожного движения и освоения навыка чтения целыми предложениями);
  • подробный видеокурс с методическими советами.
  • Набор «Каллиграфия»

    Для обучения каллиграфии состав набора следующий:

  • картинки с печатными буквами (с указанием последовательности их написания);
  • рабочая пропись;
  • картинки (240 штук с изображением животных, слова даны в разбивке на склады и обозначены пунктиром для обведения);
  • набор картинок, подписанных разными шрифтами (с вариантами для обведения заглавных и маленьких букв);
  • пособие «Кто вокруг меня живёт» для повторения правил чтения с последующим написанием слов.
  • Математический набор

  • счётными палочками (20 деревянных брусочков, из которых можно складывать фигуры и использовать для выполнения арифметических действий);
  • специальными учебными курсами («Пифагор», «Орнамент», «Пять в кубе», «Платоновы тела», «Твёрдая валюта», «Универсальная монетная система»), позволяющими наглядно познакомиться с теми или иными математическими законами и действиями с цифрами - сложением, вычитанием, умножением, делением и решением примеров в несколько действий;
  • видеокурсом с рекомендациями по обучению деток разного возраста.
  • Набор «Английский язык»

    Пособие для изучения английского языка включает:

  • кубики со словами и условными обозначениями, позволяющими составлять предложения на иностранном языке;
  • алгоритмы работы с грамматикой (16 таблиц с основными правилами чтения на английском);
  • аудио- и видео-приложения (для системного обучения и отработки правильного произношения).
  • Набор «Русский язык»

    Это 45 карточек, систематизирующих правила написания слов в русском языке, которые представлены в виде таблиц. Пособие включает два формата исполнения в одном наборе: А4 для индивидуальной работы и А2 для наглядности при работе с группой детей или для создания «эффекта присутствия» дома.

    Набор «Общее развитие»

    Это пособие называется «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». С его помощью ребёнок учится считать от 1 до 12, различать 12 цветов и усваивает элементарные навыки чтения по складам. В качестве учебного материала Зайцев предлагает кубики, на гранях которых нанесены изучаемые понятия.

    Как сделать кубики Зайцева и таблицы своими руками

    Одним из недостатков пособия, как было отмечено выше, является довольно высокая стоимость. Но если закрыть внимание на этический момент, то есть соблюдение авторских прав, то такие кубики, а также таблицы к ним можно смастерить самостоятельно. Для изготовления равносторонних геометрических фигур пособия можно использовать:

  • картонные пакеты из-под молока (из 1,5-литрового пака получается 2 кубика);
  • пластиковые кубики с алфавитом;
  • бруски дерева подходящего размера.
  • Кстати, размер кубиков лучше делать стандартный (50 мм на 50 мм и 60 мм на 60 мм), так как иначе вам придётся подгонять под «неформат» таблицы, что потребует много времени и точных расчётов.

    После того как кубики готовы, их нужно обклеить:

  • цветной бумагой;
  • самоклейкой.
  • Или покрасить акриловой краской. Заметьте, гуашь лучше не использовать, так как она мажет руки. После этого на кубики наносится изображение буквы, склада или знака препинания в том размере, в котором они представлены в оригинальном наборе (см. раскладку).

    Для распечатки таблиц используется обычная бумага для принтера подходящего формата плотностью 80.

    Применение методики в действии

    Лучше всего понять суть методик Н.А.Зайцева можно, конечно, своими руками разобрав и своими глазами рассмотрев комплект пособия. Но и в теории кое-какие моменты становятся очевидными.

    Схема работы с набором «Чтение»: пошаговая инструкция

    После того как вы стали счастливым обладателем набора «Чтение», необходимо последовательно выстроить систему работы с ним. Приведём пошаговую инструкцию.

  • Думаем наперёд. Чтобы не возникло ситуации, когда кубиков для составления длинных слов не хватает, заранее делаем ксерокопию раскладок наиболее употребительных складов (гласные, а также склады с буквами С, М, П).
  • Склеиваем кубики. Лучше для этого использовать клей «Момент». Наполняем их «звуками» (они даются в комплекте), кроме тех, которые сделали дополнительно. Обратите внимание, что эти кубики мы склеиваем, но пока откладываем в сторону, так как на этапе знакомства с глухими-звонкими, гласными складами, а также на уровне сложения коротких слов они нам не нужны.
  • Размещаем на стенах таблицы.
  • Учим попевки. Именно так, нараспев, мы учим склады, а не заучиваем их.
  • Играем с кубиками. Важно: все кубики набора предоставляем малышу сразу. Попросите выбрать понравившийся, пропойте ребёнку представленные на нём склады. Теперь попросите выбрать деревянный, маленький, «золотой», «железный». Пропеваем столбик складов с каждым, при этом встаём на большой и приседаем на маленький кубик. Не забудьте дать фигурам имена: например, большой со складами с буквой Б в сочетании с Э, А, Ы, У, О — «папа», а вот в связке с Ь, Я, Е, Ю, И – «ребёночек». Двойные кубики пусть будут «бабушками» и «дедушками».
  • Пишем кубиками. Да, именно! Не читаем, а пишем пальчиком или указкой по таблице, а затем складываем из кубиков эти слова. Начинаем с имени малыша, причём желательно имени-отчества, чтобы карапуз почувствовал себя значимым и взрослым. Затем переходим к составлению имён родственников и любимых игрушек. После этого занимаемся составлением небольших историй. Например: «Приехал ПАПА, к нему подбегает СЫН, они собираются к БАБУШКЕ, но МАЛЬЧИК хочет взять с собой любимого МИШКУ…». Вот где место разгуляться вашей фантазии! Если с воображением проблемы, то в методичке к пособию есть варианты таких «рассказок».
  • Регулярно играйте. Самое поразительное то, что для занятий нет ограничения по времени или месту: когда угодно и сколько угодно! Только делайте это каждый день.
  • Игры для дошкольников раннего возраста

    Оптимальный возраст для обучения чтению, как было сказано выше, 2–3 года. Однако Н.А. Зайцев утверждает, что ничто не мешает родителям заниматься с детьми раньше:

  • до 6 месяцев: используем кубики как погремушки, но при этом малыш запоминает их цвет, звук и размер;
  • до 1 года: проговариваем склады и собираем простейшие слова, которые называют предметы окружающего мира (стол, шкаф и т.д.);
  • после 1 года: вместе с малышом собираем кубики на определённую тему («зоопарк», «кухня» и т.д). Постепенно учимся составлять слова с повторяющимися буквами (жаба, баранка и т.д). Для малышей постарше и «поопытнее» задача может быть такой: составить слово, в котором есть буква К, но нет Ь, М.
  • И на любом этапе обучения не забываем про попевки. Петь склады можно параллельно с работой по таблице или же в процессе других заданий с кубиками.

    Видео: учимся читать по методике Зайцева

    Как научить математике: методика «Стосчёт»

    Начинать обучение азам математики необходимо с освоения счёта. Для этого используется методика «Стосчёт». Это карточки с цифрами до 100, состоящие из 2 строк по 5 столбиков, где цифра - это закрашенная ячейка. Для изучения десятков нужно 2 карточки, на которых закрашенные ячейки - это цифра десятка и единиц: слева - десятки, справа - единицы. Таблицы по математике развешиваются на уровне глаз маленького ученика, и после изучения новых чисел «банк» таблиц пополняется, образуя «паровозик», показывающий порядок чисел и их состав. После изучения первого десятка Н.А. Зайцев предлагает переходить к простейшим арифметическим действиям, когда малышу для сложения или вычитания нужно просто передвинуться по таблице вправо или влево, чтобы получить ответ.

    Видео: обучение математике по методу Зайцева

    Как учить русскому языку

    Это пособие предполагает отработку навыка чтения, но уже с мнемоническим запоминанием правил русского языка. Соответственно, освоение пособия предполагает, что ваш малыш уже хорошо читает и уже ходит в школу. Так, на таблицах сгруппированы правила написания приставок (например, на что начинается слово - на глухой-звонкий - на то и заканчивается приставка), правила чтения (например, твёрдый или мягкий шипящий в конце слова или в середине), разные варианты склонения прилагательных, сложности написания падежных окончаний существительных и т. д. Таким способом дети быстрее усваивают порой непонятные правила русского языка и запоминают нюансы правописания.

    Видео: как использовать пособие «Русский язык для всех» с дошкольниками

    Обучение английскому языку

    Что касается обучения иностранному языку по методике Зайцева, то отзывы об этом подходе очень неоднозначные. Дело в том, что автор предлагает запоминание образцов построения предложений, а это не даёт возможности реализации мыслительных процессов через речь. Другими словами, дети запоминают конкретные слова, конкретные предложения, а не языковые модели. Это связано, прежде всего, с отсутствием применения полученных навыков в неподготовленной ситуативной речи. Между тем занятия, как и в предыдущих методиках, проводятся в игровой форме и подходят для детей с 3–4 лет. Работа заключается в знакомстве с иностранными словами, представленными на гранях кубиков, а затем составлении из них предложений с использованием образцов данных в таблицах. Малыши компилируют повествовательные и вопросительные предложения разных типов (специальные вопросы, общие и альтернативные).

    Видео: составляем предложения на английском кубиками Зайцева

    Заниматься по методике Николая Зайцева можно не только в детском развивающем центре, но и дома. Приобретите пособия, таблицы, длинную указку и сами кубики. Начинаем?

    Как вы уже догадались, эта методика отличается от привычных абсолютно всем. Разве что буквы тут тоже учатся писать. Но не сразу в прописях для дошкольников или в тетрадях в клеточку. Нервная система малыша еще не готова к мелкому письму, пальчикам трудно. А по пособию «Пишу красиво» все происходит легче, ребенок не портит зрение и осанку, потому что пособие состоит из 46 карт, где буквы разбиты на элементы и написаны крупно.

    Можно упражняться в написании и печатных, и прописных букв, да и цифры тут тоже есть. И кто сказал, что делать это обязательно за столом? Прикрепи к доске магнитом – и обводи пальчиком по частям, а потом целиком букву, и тут же на доске пиши ее мелом! Многим нравятся работать на полу – позу легко переменить. И когда все буквы освоены, можно переходить к письму в тетрадях в крупную клетку. А до 4,5 лет лучше подольше задержаться на крупных и удобных картах.

    Отдельно хочется сказать о ребятах с особенностями в развитии . Их мамам и папам будет, наверное, интересно узнать, что их малышу подходит эта методика, как никому другому. И задержки в развитии вовсе не помешают ему научиться читать и писать. Попутно уменьшится и отставание в развитии: ребенок начнет лучше говорить, быстрее думать, научиться концентрироваться. Только нужен не простой педагог, а специалист – например, логопед, дефектолог или психолог.

    Параллельная работа над звукопроизношением всегда приносит удивительны плоды. С помощью кубиков можно развить ребенка всесторонне. Только времени потребуется немножко больше. Зато уж сразу – любовь к чтению на всю жизнь гарантирована!

    У домашнего обучения есть много плюсов. Один из них – ваш ребенок даже с простудой и насморком не будет отстранен от занятий, а значит, эффективность их будет выше. Однако на вас лежит и большая ответственность за конечный результат. Если малыш через 6-7 месяцев не научится читать, будет отказываться от занятий, вы не сможете высказать свои претензии педагогу. Все претензии – к себе!

    Но бывают ситуации, когда у вас просто нет иного выхода, как заниматься с ребенком самостоятельно. И пусть вашему малышу еще нет и 3 лет или он часто болеет, вам вполне под силу самостоятельно научить его читать и писать. Только делать это мы будем по всем правилам!


    Игры и упражнения для малышей 3-4 лет

    С чего же начать обучение? Надеемся, что у вас найдется местечко на стене для таблиц: они достаточно объемные. Собрав кубики (а на это у вас уйдет часа 1,5-2), положите их кучкой на стол под таблицами. Если с местом в квартире совсем беда, сложите кубики в коробку, которую будете доставать только для занятий. Из длинной рейки смастерите указку (не менее 1.1 м). Ну вот, можно начинать!

    Игра «Паровоз»

    Предложите малышу построить паровоз. Для этого на полку поставьте локомотив (игрушечный вагончик) и большой золотой кубик с буквой А (для первого занятия). Скажите, что все вагоны в паровозике будут с буквой А, и покажите на первом кубике (на любом большом), как надо находить сторону с буквой А. Поставьте его рядом с локомотивом. Остальные кубики пусть ребенок попробует ставить сам. Вмешивайтесь лишь в случае, если малыш не понял, как искать кубики с буквой А.

    Обязательно поясните, что буква А бывает только на больших кубиках. Таким образом, ребенок работает лишь с ними, постепенно выделяя их зрительно. Когда паровоз построен, он должен отправиться в путь, но для этого все «вагончики» надо прочитать: ПА, ТА, НА, СА, ФА, ША, ЧА и т.д.

    • Как это делается?

    Убедитесь, что взгляд ребенка направлен на паровоз. Указательным пальцем правой руки покажите первый большой золотой кубик и назовите его. Пусть малыш повторит. То же самое – с другими «вагончиками», причем сначала ваш палец передвигается к следующему кубику, а уже затем склад озвучивается.

    Вместо пальца можно использовать кубик с ударением, который двигается сверху «вагончиков». На следующих занятиях за образец берутся другие гласные буквы на большом и маленьком золотых кубиках. В дальнейшем ребенок сам решает, с какой буквой будут «вагончики» его поезда.

    Игра «Смешные слова»

    Предложите малышу написать из кубиков любое слово, какое он хочет. Для этого нужно просто набрать понравившиеся кубики и поставить их вместе. В процессе работы ненавязчиво напомните ребенку, как надо ставить кубики: слева направо, рядышком, «на ножки, а не на голову». Затем прочитайте написанное слово, как обычное. Получается, естественно, абракадабра.

    Малыши обычно веселятся из-за того, что вышла нелепица, и пробуют повторить игру. Поощряйте инициативу ребенка! Эта игра помогает научить малышей правильно ставить кубики и интуитивно ощущать границы слов (ведь слово не может быть чересчур длинным – из 9-12 кубиков). Это – этап подготовки к самостоятельному и осознанному написанию слов из кубиков.

    Упражнение «Какую песенку тебе спеть?»

    Оно – одно из главных на начальных стадиях обучения. Расскажите малышу, что наши кубики – не простые, у каждого есть своя песенка. Несколько кубиков «пропеваются» (см. ниже). Затем предложите малышу выбрать из общей массы кубик, который он хотел бы послушать. В дальнейшем такой свободный выбор ребенку необходим, так как он получает возможность работать по собственной программе, интуитивно уточняя те моменты, которые ему нужны.

    • Как петь по кубикам?

    Ваше лицо находится на одном уровне с лицом ребенка. Держите кубик двумя руками справа от рта. Пропеваемая сторона кубика обращена к малышу, то есть ребенок видит одновременно и склад на кубике, и ваш рот: что делают губы, как работает язык. Это важно для малышей, которые еще плохо, невнятно говорят.

    Пропевать кубик надо медленно, несколько утрированно. Это упражнение косвенно помогает при постановке звуков. Уже с первого кубика у детишек автоматически начинают двигаться губки – они повторяют услышанное. Особое внимание уделяйте взгляду ребенка, который должен быть направлен только на вас.

    Увидев, как вы спели несколько кубиков «по его заказу», малыш пытается сделать это сам. Пропеваемый склад направлен на него, то есть ребенок смотрит на пропеваемый склад. На заказ можно не только «петь кубик», но и читать выбранный малышом склад на нем. Ему надо просто ткнуть пальчиком в понравившуюся сторону, а мама с готовностью его прочитает, повернув к ребенку.

    Упражнения «Поющие ботинки», «Говорящие башенки»

    Если малыш сам пытается сделать постройку из кубиков, поощряйте его. В остальных случаях натолкните малыша на эту мысль. По окончании постройки скажите: «Ты знаешь, эта башня не простая, а волшебная. Кубики-то у нас умеют петь, а у каждого кубика есть своя песенка. Башня получилась поющая. Давай, я спою тебе какой хочешь кубик».

    Ребенок выбирает из башни любой кубик, вы пропеваете его так же, как в игре «Какой кубик тебе спеть?». Только помните о взгляде малыша – во время любого упражнения с кубиками он должен фиксировать его на том, что вы озвучиваете, иначе вся работа потеряет смысл.

    В этой игре башенки еще и «говорят», то есть вы озвучиваете тот склад на кубике, который выбрал малыш. Не забывайте характеризовать каждый пропетый или прочитанный кубик: «О, это у тебя большой железный». Спойте: «БУ БО БА БЭ БЫ Б». Петь необходимо очень медленно.

    Упражнение «Пропевание песенок по таблице»

    Ваш малыш стоит лицом к таблице. Вы находитесь справа от нее, держите в правой руке длинную указку. «Смотри, это таблица. На ней тоже есть песенки, такие же, как на кубиках. Я тебе спою эти песенки, а ты внимательно смотри на кончик указки, слушай и подпевай, если хочешь». Убедитесь, что ребенок внимательно смотрит на кончик указки, вы медленно подносите ее к большому золотому кубику: «Это большой золотой: УОАЭЫ». Пойте на мотив гаммы (от верхней ноты к нижней), указка при этом движется вниз не очень быстро.

    Пойте, как можно отчетливее произнося звуки, от этого во многом зависит желание малыша подпевать и вообще работать с таблицей. Хорошо, если малыш пытается подпевать. Так же, как большой золотой, пропойте остальные столбцы, внимательно поглядывая на ребенка и следя за его реакцией. Если малыш утомился, а таблица еще не допета, попробуйте поиграть так: когда поется большой кубик, руки подняты вверх, когда маленький – выполняйте приседания.

    А еще все песенки отличаются интонационно: большие поются более низким голосом, маленькие – более высоким. Этот прием позволяет развить координированную работу анализаторов: слухового, зрительного, двигательного, а также помогает малышу переключать внимание с одного на другое.

    Обычно ребенку очень хочется попробовать самому петь по таблице. Всячески побуждайте его к этому! Сначала пойте вместе – вы и ребенок. Малыш стоит на стульчике с указкой, а вы сбоку, чуть обняв малыша, рукой обхватываете его ручку. Чуть позже, когда ребенок освоит это упражнение, он с удовольствием будет пропевать песенки самостоятельно.

    Таблицу лучше пропевать целиком на каждом занятии, но если малыш очень устает, ее лучше дробить по частям. Главная задача – не потерять интерес ребенка к новой деятельности. Этого можно добиться, если он сам будет выбирать, какую песенку сейчас спеть, с какой сегодня начать

    Упражнение «Письмо слов по таблице»

    Малыш стоит на стульчике, вы сзади, приобняв его за плечи одной рукой и помогая держать указку другой (ваша рука обхватывает ручку ребенка вместе с указкой). Вдвоем решите, какое слово написать. Начинать лучше с имени ребенка, затем перейти к фамилии, именам мамы, папы, игрушек, мультиков и т.д.

    Если решено писать имя, например Степа, то четко произнесите первый склад: С, только после этого направляйте руку ребенка с указкой к столбцу СУ СО СА СЭ СЫ С к букве С. Так же и со складом ТЕ: столбец ТЮ ТЕ ТЯ ТИ ТЬ, квадратик ТЕ; ПА: ПУ ПО ПА ПЭ ПЫ П, квадратик ПА. Каждый склад озвучивается, а потом показывается (почти сразу – через 1-2 секунды).

    После первого написания слова обязательно напишите его второй раз, уже в более быстром темпе. Желательно, чтобы рука малыша не была безвольной, а тоже направляла указку. На следующих занятиях свое имя ребенок напишет уже сам.

    Пишем слова из кубиков
    • Игра «Обед»

    Предложите малышу «сварить обед». То есть написать из кубиков слова, которые обозначают различные блюда. Ваш ребенок вполне может вспомнить такие слова, как «суп», «компот», «макароны». Вместе с малышом ставьте нужные кубики на полочку. А затем обед «съешьте», то есть каждое слово прочитайте. Эти же слова можно написать указкой по таблице, если ваш малыш захочет «добавки».

    • Игра «Зоопарк»

    Пусть малыш назовет тех животных, которых помнит, и эти слова напишет кубиками на полке. Если трудновато вспомнить сразу, поставьте на полку фигурки зверей. При желании ребенок пишет эти же слова указкой по таблице (вместе с вами, конечно).


    Игры для детей 4-6 лет

    Все игры для трехлеток годятся и для детей постарше, но добавляются и новые, более сложные. Теперь не забудьте про кубик со знаками препинания. На каждое написанное слово из кубиков ставьте кубик с ударением. Имена и фамилии будем писать с заглавной буквы, для чего на первый кубик поставим ЗБ.

    И теперь, после 2-3 недель обучения начнем обводить пальчиком и маркером буквы на заламинированных картах из пособия «Пишу красиво». Итак, поиграв с ребенком в игры для трехлеток, начинаем осваивать новые, повторяя упражнение «Письмо слов по таблице» и «Пение по таблице» на каждом занятии.

    Упражнение «Загадки»

    Загадайте ребенку загадки. Он отгадывает, а вы пишете ответ кубиками. Например, такая загадка: «Кто над нами вверх ногами?» Если отгадать никак не удается, напишите ответ на бумаге. Но не читайте ему слово: пусть малыш попыхтит и попробует прочитать слово «муха» самостоятельно.

    Игра «Братики»

    Объясните: «У всех кубиков есть братики: у больших – маленькие, младшие, а у младших – большие, старшие. Видишь, они у нас все растерялись, в одной куче лежат. Давай найдем старших и младших братиков и поставим их вместе». Вы берете первый кубик (СЮ СЕ СЯ СИ СЬ), ставите на полку стороной СЯ и просите найти такого же брата, но старшего: СУ СО СА СЭ СЫ С (несколько раз повторите).

    Вот увидите, ваш малыш найдет его без труда, ставит стороной СА. Получилось СЯ-СА. Прочитываем, радуемся, что братики нашлись, потом ищем еще 5-6 пар. Когда все пары стоят на полке, снова их прочитайте.

    Игра «Посмотри и повтори»

    Предложите малышу написать из кубиков свое имя (или любое другое). Слово пишется кубиками, а затем вы предлагаете малышу отвернуться. В это время переставьте и перекрутите кубики в слове так, чтобы оно стало неузнаваемым. Пусть малыш попробует восстановить написанное им, опираясь на уже известный зрительный образ своего имени, которое вы писали не раз. Затем поиграйте с именами и фамилиями других людей. Больше подходят имена, так как они обычно короче и их проще восстанавливать.

    В дальнейшем игру можно проводить с любыми словами. Основное правило – не путать кубики слишком сильно. Вначале достаточно переставить два кубика местами, а на другом занятии добавить еще и переворот кубика, на третьем и последующих – поменять местами все кубики , два перевернуть и еще немного их раздвинуть. Если малыш не справляется и расстраивается по этому поводу, помогите ему.

    Игра «Задуманное слово»

    Загадочным тоном сообщите малышу, что вы придумали одно интересное словечко, а какое – не скажете. Ребенок должен угадать сам, выкладывая те кубики, которые будут называться. Например, вы задумали слово «стол».Скажите, что первый кубик в этом слове читается как С. Малыш, уже знакомый с поиском кубиков из общей массы, пытается найти кубик, опираясь только на свою память.

    Если кубик ни как не находится, называете его полную характеристику: «Это же большой деревянный, СУ СО СА СЭ СЫ С» и показываете 3 секунды соответствующий столбец на таблице. Когда все кубики поставлены, предложите прочитать слово и угадать, что вы же вы задумали. Если ребенок еще не догадался, прочитайте слово вместе с ним.

    Игра «Угадай-ка»

    Ребенок сидит на стульчике перед вами и столом с кубиками. Рядом с вами на другом столе или табуретке лежат 4-5 разных предметов или игрушек (мяч, ножницы, книга, кукла, зеркало). Малыш называет предметы, при этом очень важно договориться о названии слова: не мячик, а мяч, не книжка, а книга.

    Предложите угадать, какое из этих слов вы сейчас напишете. Выложите слово кубиками на глазах у ребенка. Он прочитывает слово (не забывайте вести пальцем по кубикам), потом берет соответствующий предмет и кладет около себя. В конце игры подсчитайте, сколько предметов выиграл малыш. В дальнейшем количество предметов на столе увеличиться до 8-10.

    Работа со складовыми картинками

    Это написание слов из кубиков по образцу, которым служит складовая картинка. Ребенок смотрит на слова на картинке и пишет такое же из кубиков. Это упражнение очень хорошо развивает зрительное восприятие, а шестилеток готовит к работе по переписыванию заданий.

    Каждый родитель мечтает о том, что его ребенок будет умным, развитым и пойдет в школу, умея читать и писать как минимум на родном языке. Вот почему на пике популярности сейчас различные системы, например методика Зайцева, позволяющая добиться неплохих результатов, занимаясь дома. Предлагаем познакомиться с этой методикой более подробно, узнать ее минусы и плюсы.

    Краткая история

    Сам Николай Александрович Зайцев родился в семье сельских учителей, закончил филологическое отделение пединститута, специализировался на преподавании русского языка иностранцам. Интересно, что практику он проходил в Индонезии, где обучал местных жителей чтению и письму на русском. Уже в это время он заинтересовался созданием уникальной системы, которая сделала бы процесс обучения более простым и доступным не только взрослым, но и детям.

    Долгие годы Зайцев занимался преподавательской деятельностью, пока окончательно не определился со своими интересами – его целью стало создание обучающих программ для малышей. Исследователь обратил внимание на недостатки классического метода и предложил свой вариант их разрешения.

    Сами проблемы и новшества Зайцева представлены в форме таблицы.

    Отметим, что система пользуется популярностью в наше время, многие используют ее для домашнего обучения.

    Описание

    Доказано, что малыши дошкольного возраста обладают очень пластичной памятью, схватывают все на лету, способны запомнить огромные потоки информации. Именно эти их особенности активно используются для раннего обучения. И если отдельные методисты, например Доман, предлагали делать упор на запоминание, используя карточки, то другие, в частности Николай Александрович Зайцев, искали свои подходы.

    В своей работе он использовал понятие «склад» – это элементарная речевая частица, состоящая из двух звуков (гласного и согласного) либо из пары «согласный + Ъ/Ь». Такие варианты педагог размещал на своих кубиках, которые пользуются огромной популярностью у тех родителей, которые хотят научить ребенка читать с раннего возраста. Кроме того, Зайцев разработал и слоговые таблицы, которые могут использоваться в качестве наглядного пособия.

    Основная особенность системы, отличающая ее от других, – использование складов. Большинство людей училось читать в начальной школе по такому алгоритму:

    1. знакомство с буквами и звуками;
    2. составление из них слогов;
    3. сложение целых слов из слогов.

    А Зайцев, ориентируясь на то, что в речи ребенка отдельные звуки практически никогда не присутствуют, предложил сразу работать с особой единицей – складом. Он полагал, что разделение слога на звуки носит противоестественный характер и затрудняет процесс обучения. Именно в этом разделении педагог видел ключевую причину сложностей, возникающих у многих детей, которых учат читать. Классическая методика – вредная, по его убеждению, – приводит к сильному психическому и эмоциональному напряжению, что, в свою очередь, может стать причиной более серьезных психических проблем.

    Лучший возраст

    Использовать методику раннего развития можно начиная с 3,5–4 лет. Главное – чтобы малыш не уставал и проявлял живой интерес к образовательному процессу. Недопустимо проводить уроки в те дни, когда кроха плохо себя чувствует, приболел или просто не хочет заниматься.

    Использовать кубики можно и для малышей от года, однако следует понимать, что в столь раннем возрасте они представляют собой скорее игрушку, чем дидактическое пособие. Но свое дело сделают – ребенок в дальнейшем освоит чтение гораздо быстрее и продуктивнее.

    Кубики

    Наиболее известным результатом трудов Зайцева считаются кубики. На их гранях написаны различные склады, в том числе состоящие из одной гласной буквы. Составляя их вместе, кроха может составлять слова, а затем и предложения. Интересно, что сами кубики отличаются друг от друга цветом, размером, даже звуком, вот почему ребенок очень просто узнает, чем глухой отличается от звонкого.

    Состав набора весьма интересен. Кубиков всего 52, на их гранях написаны повторяющиеся склады, используемые маленькими детьми (например, МА и МА, ПА и ПА). Различаются они по нескольким признакам:

    1. По размеру. На малых написаны мягкие склады (вроде МЯ), на крупных – твердые (МА).
    2. По цвету и материалу (железные содержат звонкие варианты, деревянные – глухие. На золотых гранях нанесены гласные. Железно-золотые содержат Ь, железно-деревянные – Ъ).

    В чем же особенность этого пособия?

    1. Сам создатель исходил из того, что ведущим видом деятельности для малышей является игра. Поэтому обучение чтению лучше проводить именно в такой легкой и доступной форме.
    2. Ребенок будет постигать важнейшие знания, получая от этого удовольствие.
    3. Подача материала в необычной форме не утомит кроху, а вызовет у него неподдельный интерес и желание учиться дальше.
    4. Заниматься можно как дома, так и в детском саду, как с одним ребенком, так и с несколькими.

    Педагог был уверен в том, что для успешного процесса обучения следует задействовать зрительное восприятие ребенка, а не слуховое, как это делается при традиционной системе обучения. Именно это положение и было взято за основу его теории.

    Принципы

    Технология обучения чтению Н. А.Зайцева базируется на следующих ключевых принципах:

    1. Материал должен подаваться системно.
    2. Идти нужно не только от частного к общему, но и от общего к частностям.
    3. Обязательно использовать наглядность, различные каналы подачи информации.
    4. Нужно создавать и использовать четкие алгоритмы подачи учебного материала.
    5. Обязательно делать все возможное, чтобы уроки не причиняли вреда хрупкому здоровью крохи.

    В современных условиях играть с кубиками можно самыми разными способами – например, придумать сказку и рассказать ее крохе. Допустим, в волшебном лесу живут фантастические звери, которые общаются между собой при помощи песен. После этого нужно «пропеть» все гласные на кубиках. Мотив при этом можно использовать любой. Когда с этими буквами малыш разобрался, можно приступить к знакомству со складами, содержащими согласные.

    Структура обучения

    Рассмотрим пошагово, как можно научить ребенка читать в раннем возрасте при помощи системы Зайцева.

    1. Первый урок – игра с кубиками по правилам малыша. Он знакомится с наглядным пособием.
    2. Далее кубики следует послушать, понять, как какой звучит, систематизировать.
    3. Изучение размера изделий, систематизация. На этом шаге следует объяснить, что мягкие слоги – совсем крошечные, а вот твердые – крепкие, потому и большие.
    4. Затем приступаем к пропевке. Сначала вместе с ребенком мама поет склады с кубиков, таблиц, затем переходят к построению и последующему пропеванию целых слов.
    5. Произносить склады нужно громко и четко, показывая детям пример.

    Как только изучение кубиков завершится, следует переходить к работе с таблицей: мама водит указкой, малыш произносит склады. Такая форма способствует быстрому запоминанию. Ребенок посмотрит на один и тот же склад в разных вариантах, что позволит ему гораздо быстрее усвоить материал.

    Результаты

    Обучение чтению по данной методике позволяет добиться весьма впечатляющих результатов:

    1. малыши в 3 года осваивают непростую науку уже через 6 месяцев;
    2. для четырехлетних хватит и 16 уроков;
    3. дети в 5 лет все понимают за 5-10 занятий;
    4. дошкольники в 6 лет – за 4-6 уроков.

    Поэтому в школу кроха пойдет полностью подготовленным.

    Преимущества

    Как и любая другая педагогическая находка, метод Зайцева имеет как плюсы, так и минусы. К числу его несомненных достоинств относится следующее:

    • Обучение в процессе игры приносит истинное удовольствие крохе. Ему интересно, уроки не вызывают скуки.
    • Занятия с кубиками помогают развивать мелкую моторику ребенка, что полезно уже само по себе.
    • Развитие памяти – как зрительной, так и слуховой.
    • Малыш имеет реальные шансы научиться читать гораздо раньше сверстников без нудной зубрежки и слез, с удовольствием.
    • Обучение грамотности. Склады составлены таким образом, что соответствуют правилам родного языка, поэтому с ранних лет кроха запомнит, что ШИ и ЖИ следует писать без буквы Ы.
    • Нет возрастных ограничений, заниматься чтением можно с любого возраста, главное, чтобы ребенку было интересно.

    Как видим, плюсов достаточно много, и они весомые.

    Недостатки

    Родителям следует познакомиться и с минусами методики.

    • Когда ребенок читает слог или склад, он не понимает полностью всего процесса образования отдельного звука. Поэтому может начать пропускать окончания при чтении и даже в устной речи.
    • В школе придется переучиваться. Педагоги, конечно, поразятся умениям крохи, но будут рассказывать ему про слоги, как того требует классическая программа. Кроме того, проблема возникнет и при выполнении заданий типа «раздели слово на слоги». Ребенок привык к складам, поэтому новые языковые единицы для него могут стать камнем преткновения.
    • Методика во многом основана на использовании ассоциаций (цвета, звуки), поэтому в школе, где таких подсказок нет, крохе придется довольно трудно.
    • Многие малыши начинают путать сходные слоги типа ВЭ и ВЕ. Особенно проблема заметна в письменной речи.
    • Полностью отсутствует развитие творческих способностей крохи.
    • Внушительная стоимость. Не каждому родителю по карману заветный набор.

    Последние материалы раздела:

    Английский с носителем языка по skype Занятия английским по скайпу с носителем
    Английский с носителем языка по skype Занятия английским по скайпу с носителем

    Вы могли слышать о таком замечательном сайте для языкового обмена, как SharedTalk. К сожалению, он закрылся, но его создатель возродил проект в...

    Исследовательская работа
    Исследовательская работа " Кристаллы" Что называется кристаллом

    КРИСТАЛЛЫ И КРИСТАЛЛОГРАФИЯ Кристаллом (от греч. krystallos - "прозрачный лед") вначале называли прозрачный кварц (горный хрусталь),...

    «Морские» идиомы на английском языке
    «Морские» идиомы на английском языке

    “Попридержи коней!” – редкий случай, когда английская идиома переводится на русский слово в слово. Английские идиомы – это интересная,...