Методики по речевой готовности ребенка к школе. Диагностика школьной готовности детей с речевыми нарушениями

Речевая готовность ребенка к школе

Поступление ребенка в школу - важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребенка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развернутой речью, объемом знаний, умений, навыков, определенных программой подготовительной группы дошкольных учреждений общего типа. Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.

Почему так важна речевая готовность к школе?

Низкий уровень развития устной речи ребенка приводит к значительным трудностям в овладении им в школьном возрасте письменной речью. Исследования доказывают, что не менее трети детей с трудностями в обучении чтению и письму в начальной школе имеют недостатки в развитии устной речи: нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, грамматические ошибки (неправильное согласование слов в предложении, искажения окончаний слов и т.д.), низкий уровень связности речи и др).

Критерии речевого развития ребенка семи лет

Ребенок, поступающий в школу, должен:

  • правильно произносить все звуки родного языка;
  • различать и называть слова с определенным звуком;
  • уметь определять место звука в слове (начало, середина, конец);
  • делить слова на слоги;
  • составлять слова из слогов;
  • иметь представление о предложении;
  • уметь согласовывать слова в роде, числе и падеже;
  • подбирать синонимы и антонимы;
  • использовать разные способы образования слов;
  • пересказывать знакомые сказки и рассказы;
  • составлять рассказы и сказки по картинке (серии картинок)

Как улучшить речевую готовность ребёнка к школьному обучению?

Для формирования чистого звукопроизношения необходимо систематическое выполнение артикуляционной гимнастики; заучивание стихотворений, скороговорок.

Игры для развития звуко-слогового анализа и синтеза:

Игра «Посмотри и назови» . При рассмотрении иллюстраций, ребёнку предлагают найти и перечислить лишь те, в названии которых есть определённые звуки.

Игра «Собери слово» . Ребёнку предлагается на слух слово из нескольких звуков, причём звуки предъявляются по одному, с паузой. Прослушав, ребёнок произносит слово целиком. Начинать надо с простых слов из 3х букв, постепенно увеличивая их количество. Например: [к], [о], [т]- кот, [д],[о],[м]- дом; [р],[у],[к],[а]- рука;

Игра «Назови слова с нужным звуком». После заучивания небольших стихотворений, в которых часто встречаются определённые пары звуков , ребёнку предлагают назвать лишь те слова, в которых есть дифференцируемые звуки (Напр звуки С и Ш). Вымыли мышки миски для мишки. Назвать слова сначала только со звуком С, а потом только со звуком Ш.

Игра «Раздели на слоги слово» можно с помощью хлопков, ладони, поднесённой к подбородку при произношении, предметов (кубики, кирпичики, пуговицы, фасоль).

Для обогащения словарного запаса регулярно читайте детям книги, особенно, детские энциклопедии. Чем шире знания ребёнка об окружающем мире, тем богаче его словарь.

Игра «Назови одним словом». Молоток, пила, отвёртка – всё это…(инструменты). Берёза, ель, тополь – это…(деревья) и т. д.

Игра «Подбери действия» (что делает врач, что можно делать ножом); слов, называющих какой предмет (какое может быть яблоко, погода).

Игра «Скажи наоборот». Добро – зло, трусливый – храбрый, нашёл – потерял.

Игра «Помоги Незнайке» . Ребенок должен объяснить значения слов (что такое хлебница?)

Чтобы сформировать грамматический строй речи , всегда поправляйте грамматические ошибки в речи детей.

Игра «Назови детёнышей различных животных» (у лошади – жеребенок, два жеребенка, пять жеребят). Проверьте, как легко удается изменять фразу «варенье из клубники», какое варенье? – «Клубничное варенье». А если варенье из смородины?

Игра «Покажи стрелкой» «Чей хвост? – Лисий», «Чья грива? – Лошадиная» и т.д.

Игра «Прятки» и закрепить предлоги «под», «за», «перед», «между», «из-за», «из-под». Возьмите шкатулку, несколько игрушек и прячьте их.

Для развития связной речи и в дальнейшем овладения письмом, необходимо умение составлять из слов предложения и делить предложения на слова

Игра «Сосчитай, сколько всего слов в предложении» (Карандаш лежит на столе) Напишите его схемой. Одна клетка сверху вниз три по горизонтали клетки первое слово в предложении, далее слова писать, через клетку, одно слово (три клеточки). Составляйте разные по интонации предложения. Ребёнок должен ответить на вопрос сколько в предложении слов. Развита ли у ребёнка 6-7 лет связная речь, можно узнать, предложив ему пересказать любимый мультфильм, знакомую сказку или только что прочитанный рассказ. Составлять рассказ по картине или серии картинок. Обратите внимание, соблюдается ли логическая последовательность событий, связно ли ребёнок соединяет предложения или просто перечисляет действия.


Только с помощью речи ребенок в школе может усвоить всю систему знаний. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, задать вопросы.

Благодаря речи развиваются важные психические процессы абстрактно-логическое мышление, произвольная память и внимание. Поэтому наряду с физиологической и психологической очень важна диагностика речевой готовности к школе.

Чем лучше у ребёнка будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением и письмом.

Еще до начала обучения в школе у ребенка должны быть сформированы необходимые для этого предпосылки:

  • полноценность владения речевыми звуками. Отчётливое произношение ребенком звуков в различных словах, во фразовой речи. Он не должен их пропускать, искажать, заменять другими;
  • достаточность словарного запаса. К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (использование синонимов, антонимов, слов действий и слов-признаков);
  • сформированность грамматических систем. К достижению школьного возраста ребёнок должен уметь понимать различные грамматические конструкции. А также правильно образовывать слова и предложения;
  • владение связной речью. К 7 годам ребёнок должен уметь пересказывать небольшие по объёму незнакомые рассказы и сказки. При этом он должен правильно сформулировать основную мысль, последовательно строить пересказ, правильно строить предложения, особенно сложные.

Речь является главным средством коммуникации.

Диагностика речевой готовности к школе в Центре детского коррекционного развития и нейропсихологии это исследование:

  • состояния словарного запаса;
  • сформированности грамматического строя речи;
  • правильности произношения звуков;
  • умения различать звуки речи на слух;
  • владения связной речью.

Оценка речевой готовности к школе проводится логопедом-дефектологом. Проходить диагностика может в индивидуальной или групповой форме (малые группы).

Материал для диагностики предоставляется в формате игровой деятельности, для того, чтобы исключить искажение результатов в случае утомления ребенка.

Что мы рекомендуем родителям, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе:

  • создание правильного речевого окружения ребенка и благоприятных условий для развития речи. При общении с ребенком, взрослая речь должна быть четкой, ясной, грамотной. Необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей;
  • проводить целенаправленную систематическую работу по речевому развитию детей и своевременную коррекцию недостатков в развитии речи;
  • важно не ругать ребенка за неправильную речь, а ненавязчиво исправлять неправильное произношение; не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов.

Диагностика речевой готовности

к школьному обучению

детей подготовительной группы

Целью диагностики речевой готовности к школе является определение уровня речевого развития детей, поступающих в школу, направленное на предупреждение возникновения вторичных речевых нарушений.

Описание методики диагностики

Для определения речевой готовности к школе используется «Комплект диагностических материалов по оценке и учету индивидуальных особенностей развития детей 5-7 лет» под редакцией академика РАО М. М. Безруких.

Задание 1.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок с придумыванием последующих событий

Оборудование: серия сюжетных картинок «Бабушка и котенок».

В данном задании оценивается умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок, словарный запас ребенка, грамматический строй речи

Инструкция ребенку:

1. Разложи картинки так, чтобы получилась история.

2. Расскажи историю

3. Продолжи эту историю

Параметры оценки:

3 балла - ребенок способен составить развернутый рассказ по картинкам, предложения грамматически правильные, словарный запас богатый, задания выполняются самостоятельно;

2 балла - рассказ составлен с помощью наводящих вопросов и (или) имеются аграмматизмы (нарушения согласования слов по роду, числу, падежу, неточное употребление предлогов); затрудняется в ответах на вопросы;

1 балла - ребенок не может составить рассказ даже по наводящим вопросам, называет отдельные слова или действия героев на каждой картинке.

Задание 2.

Выделение звука в начале, середине, конце слова. Определение количества звуков в слове

Педагог просит ребенка определить место звука в слове, определить количество звуков в слове. Все слова педагог произносит медленно и четко.

Инструкция ребенку:

«Какой звук первый в слове «Удочка», «Лист», «Стол»?

«Какой звук последний в слове «Зонт», «Кенгуру», «Грибы»?

«Какой звук в середине в слове «Сок», «Оса»?

«Сколько звуков в слове «Мак», «Стул», «Лимоны»?

Параметры оценки:

3 балла - нет нарушения звукопроизношения, ребенок хорошо дифференцирует все звуки;

Задание 3.

Составление предложений по данным словам

Педагог читает ребенку слова и просит составить из них предложения. Добавлять, убирать или заменять слова нельзя. Ребенку предлагается составить три предложения.

Инструкция ребенку: «Я назову тебе слова, составь из них предложение».

1. ЯМКИ, И, Я, МОЯ, МАМА, КОПАЛИ.

2. БАБУШКА, ТАНЯ, ЛЕТОМ, У, В, ЖИЛА, ДЕРЕВНЯ.

3. Угол, из-за, девочка, выглядовала, дом.

Параметры оценки:

2 балла - задание выполняется после стимулирующей помощи, требуется повтор слов, допускаются ошибки; задание выполняется не полностью;

1 балла - задание не выполняется даже с помощью.

Задание 4.

Понимание пространственных отношений с помощью предлогов

Оборудование: детская игровая мебель: стол, стул, шкаф, холодильник, зеркало, кукла.

Педагог прячет девочку за зеркалом, под столом, слева от холодильника и т.д.

Инструкция ребенку: «Скажи, куда спряталась девочка?», «Скажи, откуда выглядывает девочка» и т.д.

Предлоги: в, на, под, за, над, перед, через, около, между, из-за, из-под.

Параметры оценки:

3 балла - задание не вызывает трудностей, выполняется самостоятельно;

2 балла - задание выполняется после стимулирующей помощи, требуется повтор слов, допускаются ошибки; задание выполняется не полностью;

1 балла - задание не выполняется даже с помощью.

Задание 5.

Обследование состояния звукопроизношения

Правильность и четкость звукопроизношения оценивается в ходе всего обследования.

Дополнительное задание проводится логопедом. Используется только если у ребенка в ходе обследования обнаруживается нарушение звукопроизношения. Для углубленного анализа нарушения звукопроизношения ребенку предлагаются предметные картинки.

Параметры оценки:

3 балла - звукопроизношение не нарушено;

2 балла - нарушено произношение 1-2-х звуков;

1 балла - нарушено произношение 3-х и более звуков.

Факторы риска:

    Бедный словарный запас;

    Неумение грамматически правильно строить предложение;

    Нарушение звукопроизношения;

    Трудность звукобуквенного анализа;

    Трудности при составлении рассказа.

Задание 6.

Внимание и память.

Педагог предлагает запомнить серию слов: слон, дочь, мыло, шум, весна, стул, рука.

Педагог просит запомнить предложение: Под старой елью дети нашли большой белый гриб.

Педагог просит запомнить предметы: шапка, самолет, лампа, аист.

Параметры оценки:

3 балла - задание не вызывает трудностей, выполняется самостоятельно;

2 балла - задание выполняется после стимулирующей помощи, требуется повтор слов, допускаются ошибки; задание выполняется не полностью;

1 балла - задание не выполняется даже с помощью.

Лариса Леонова
Диагностика школьной готовности детей с речевыми нарушениями

Консультация для воспитателей

Тема : «Диагностика школьной готовности детей с речевыми нарушениями »

Леонова Лариса Петровна

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 6»

Введение

Школьное обучение – один из серьёзнейших этапов в жизни ребёнка, поэтому вполне понятна та озабоченность, которые проявляют взрослые при приближении того времени, когда ребёнок пойдёт в школу . Перед взрослыми встаёт вопрос : А готов ли ребёнок к обучению в школе ?». Этот вопрос не лишён смысла, так как то, что ребёнок приобрёл в период дошкольного детства понадобится ему для обучения в школе . Поэтому важно заранее, ещё до начала школьного обучения , выяснить, насколько возможности ребёнка соответствуют требованиям школьного обучения .

Проблема готовности детей к школе - одна из важнейших в педагогике и психологии. Особую актуальность она приобретает по отношению к детям с речевыми нарушениями . Картина нарушений речи у детей не исчерпывается речевыми симптомами , она включает в себя отставание в формировании высших психических функций.

Большинство исследователей понимают под «готовностью к школе » наличие комплекса определённых качеств, которые можно диагностировать с помощью специальных методик, это :

Формирование определённых умений и навыков, необходимых для обучения в школе ;

Личностная готовность ;

Интеллектуальная готовность ;

Мотивационная готовность ;

Эмоционально - волевая готовность ;

Коммуникативная готовность .

Отражением интеллектуального и психического развития ребёнка является состояние его речи. В подготовительной группе окончательно определяется дальнейший образовательный «маршрут» ребёнка и большую значимость имеет речевая готовность ребёнка к обучению в школе , особенно у детей с речевыми нарушениями . С этой целью и проводится диагностика речевого развития ребёнка .

Диагностика устной речи детей с речевыми нарушениями .

Диагностика речевой готовности к школе предполагает обследование всех компонентов речи : умение слушать и слышать других, состояние словарного запаса, сформированность грамматического строя, умение пользоваться разными способами словообразования, правильность произношения звуков, умение различать звуки речи на слух, сформированность звукового и звукобуквенного анализа и синтеза, владение связной речью.

Основными методами диагностики речевого развития являются : наблюдение и беседа. Они дают возможность составить предварительное представление о развитии речи каждого ребёнка.

При диагностике экспрессивной речи необходимо оценить уровень моторной реализации, осуществить проверку сформированности словообразовательных навыков, проверить синтаксис или возможности грамматического структурирования, обследовать состояние связной речи, проверить номинативную функцию речи.

При диагностике импрессивной речи необходима проверка акустического анализа, слухо- речевой памяти , семантической дифференциации слов, понимания сложных логико – грамматических конструкций и обследование фонематического восприятия.

В методике использованы речевые пробы , предложенные Р. И. Лалаевой и Е. В. Мальцевой. Она включает в себя шесть серий, каждая из которых объединяет речевые пробы нарастающей трудности.

Первая серия- это исследование сенсомоторного уровня речи, она включает в себя четыре группы заданий.

Первая группа состоит из 15 проб, представляющих собой цепочки слогов с фонетически сходными звуками. В логопедической практике этот прием используется для проверки фонематического восприятия. Однако следует помнить, что на успешность выполнения такого рода заданий влияют и трудности переключения, которые проявляются в инертности, «застревании» на каком либо слоге. Таким образом, первое задание носит комплексный характер.

Вторая группа заданий направлена на исследование звукопроизношения через отраженное проговаривание специально подобранных слов. Окончательная оценка звукопроизношения производится на основе всего обследования, которое дает возможность проверить произношение различных звуков в разных речевых ситуациях .

Третья группа проб нацелена на исследование состояния артикуляционной моторики путем выполнения 10 движений по показу экспериментатора.

Четвёртая группа направлена на выявление нарушений звуко – слоговой структуры слова. Она включает в себя 10 слов с постепенным усложнением слоговой структуры.

2 серия –это исследование навыков языкового анализа – состоит из 10 заданий, выявляющих, в какой мере ребенок овладел понятиями «звук» , «слог» , «слово» , «предложение» и навыками выделения их из потока речи.

3 серия – Исследование сформированности грамматического строя речи – состоит из пяти групп заданий, по 10 проб в каждой.

Первая группа заданий предусматривает повторение предложений различной грамматической сложности. По мнению психолингвистов, способность к такому повторению есть показатель общего уровня языковой компетенции. Дети в состоянии воспроизвести предложения того уровня грамматической сложности. Которым они овладели в собственной речи. На успешность выполнения этих заданий влияет также объем вербального материала и качество слухоречевой памяти ребенка . При анализе выполнения проб на повторение следует обратить внимание не только на грамматические, но и на лексические ошибки, такие как пропуск слов, словесные замены (например, вместо предъявленного «над водой летали белые чайки» ребенок воспроизводит : «Над водой летали галки» ).

Во второй группе заданий испытуемому предлагается оценить правильность предложений, составленных как в соответствии с нормами языка. Так и с их нарушениями .

Третья группа проб предусматривает составление предложений из слов, данных в начальной форме. Выполнение таких заданий требует от ребенка построения внутренней программы высказывания, а также его правильного грамматического оформления, что вызывает большие трудности у детей с системной речевой патологией .

Четвертая группа заданий связана с необходимостью вставить в предложение пропущенный предлог.

В пробах пятой группы детям предлагается образовать формы существительных множественного числа в именительном и родительном падеже.

4 серия – Исследование словаря и словообразовательных процессов – состоит из трех групп заданий.

Первая группа включает 10 проб на проверку знания словоформ, обозначающих названия детенышей , и умения образовывать такие формы от названия взрослого животного.

Вторая группа состоит из пяти проб, связанных с образованием уменьшительно-ласкательной формы слова.

Третья группа заданий самая большая : в ней 35 проб, предусматривающих образование качественных, относительных и притяжательных прилагательных (по 15, 10 и 10 соответственно) от существительных. Имя прилагательное – одна из наиболее абстрактных частей речи. Оперирование ею требует высокого уровня анализа, синтеза и обобщения. Умение использовать в речи прилагательные требует более быстрого формирования мыслительных операций.

5 серия – Исследование понимания сложных логико-грамматических отношений – направлена на проверку понимания обращенной речи. Для этого использованы пробы, предложенные А. Р. Лурия. Понимание сложных логико-грамматических конструкций требует сложной аналитико-синтетической деятельности, способности одновременно схватывать информацию, включать кратковременную и долговременную память, сохраняя пространственное восприятие. Всего используется 10 проб, в том числе на понимание конструкций с предлогами. Отражающими на речевом уровне реальные пространственные отношения, сравнительные конструкции (Ваня выше Пети. Кто меньше ростом, обратимые и флективные инвертированные словосочетания (показать ключ карандашом) .

6 серия – Исследование сформированности связной речи. Детям предлагаются два задания : составление рассказа по серии сюжетных картинок и пересказ. Задания носят комплексный характер и выявляют дефекты всех сторон речи. Кроме того, пересказ требует достаточного уровня сформированности слухоречевой памяти , а такие характеристики связной речи, как логичность, умение передать причинно- следственные связи, опираются на мыслительную деятельность.

Для того, чтобы учесть как смысловую сторону, так и качество лексико-грамматического оформления связного высказывания, выполнение заданий оценивается по трем критериям, предложенным Р. и. Лалаевой.

Предлагаемая методика направлена на выявление актуального уровня речевого развития ребенка , поэтому большинство заданий не предусматривают оказания помощи. Исключения составляют пробы, в которых помощь, как показывает практика, действительно эффективна. Так, например, при обследовании словообразовательных процессов стимулирующая помощь (Неверно, подумай еще) не редко приводит к актуализации правильной формы слова.

Заключение.

Данная методика достаточно полно выявляет структуру дефекта сторон речи, таких как :

Фонематическое восприятие;

Артикуляционная моторика;

Звукопроизношение;

Слоговая структура слова;

Навыки языкового анализа;

Грамматический строй речи;

Словарь и словообразовательные процессы;

Понимание логико-грамматических отношений;

Связная речь.

Используя эту методику можно сразу вычленить как наиболее несформированные, так и наиболее благополучные компоненты речевой системы ребенка и , основываясь на этом, разработать коррекционную программу.

Список литературы.

1. Т. А. Фотекова «Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников »

М.: АРКТИ, 2000

2. Т. А. Фотекова, Т. В. Ахутина «Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов»

М. ; АРКТИ, 2002

3. Филичева Т. Б. «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста »

М. ; Айрис- пресс, 2007

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3

РАЗДЕЛ І. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЧЕВОЙ ПОДКОТОВКИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ………………………..6

1.1. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………6

1.2. Характеристика средств, методов и приемов развития речи старших дошкольников……………………………………………………………………...14

1.3. Сущность речевой подготовки детей к школе………………………..24

Выводы по первому разделу……………………………………………..36

РАЗДЕЛ ІІ. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА МЕТОДИКИ РЕЧЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ……………………………38

2.1. Критерии и показатели выявления уровня речевой готовности детей к школе…………………………………………………………………….38

2.2. Методика речевой подготовки детей к школе……………………...51

2.3. Сравнительный анализ результатов экспериментальной работы…69

Выводы по второму разделу

ВЫВОДЫ…………………………………………………………………81

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………85

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….93

Введение

На переломных этапах истории обостряется самосознание народа, возрастает интерес к своим истокам, корням, культуре, всему тому, что характеризует его самобытность. Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Программа «Я у світі» в Украине определяет основное задание дошкольного образования – не столько вооружить ребенка системой отраслевых знаний, сколько наукой жизни. Обществу необходимы жизнеспособные, самостоятельные, практически умелые, творческие люди с развитым ощущением ответственности, достоинства, совести, потому приоритетным является ценностное, морально социальное развитие личности с первых годов ее жизни.

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве, что обуславливает особую актуальность выбранной темы. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Актуальность исследуемой темы связана с тем, что в наши дни существует достаточно много различных методик и педагогических школ, как продолжающих традиции, так и основывающиеся на новых технологиях обучения. Поэтому следует изучать особенности формирования словарного запаса и его взаимосвязь с воспитанием ребенка на современном этапе развития общества. Система занятий по развитию речи одна из основных элементов общего языкового и нравственно-эстетического воспитания дошкольников.

Общетеоретические вопросы развития речи детей дошкольного возраста раскрыты в трудах Л. Выготского, А. Гвоздева, Д. Эльконина.

Основу исследования составили теории развития детской речи: М. Алексеева, М. Богуш, А. Бородич, Н. Гавриш, Г. Люблинская, Т. Пониманская, С. Русова, Н. Рыбников, Ф. Сохин, Е. Тихеева, А. Усова, К. Ушинский, К. Чуковский, В. Яшина; психолого-педагогические исследования речевого развития дошкольников: Л. Выготский, С. Ильинский, С. Рубинштейн, В. Штерн, Д. Эльконин.

Невзирая на изученность темы, на наличие работ по речевой подготовке детей к школе, у педагогов возникает потребность в разработке методики развития речи детей дошкольного возраста на комплексных и специальных занятиях, так как меняются условия воспитания и образования в связи с изменениями в программах, законах, объективной реальности современности. Этот процесс должен происходить не только на специально организованных занятиях, но и в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения. Для решения данной задачи важно, чтобы педагоги дошкольного образования были заинтересованы, а дети были активными субъектами этого процесса (проявляли интерес, самостоятельность в получении знаний).

На современном этапе возникает необходимость исследования и внедрения таких методик развития речи дошкольников, которые бы соответствовали объективной необходимости подготовке ребенка к самостоятельной жизни. Поэтому тема нашего исследования «Речевая подготовка детей к школе на современном этапе» посвящена актуальной проблеме современной педагогики.

Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка методики речевой полготовки детей к школе на современном этапе.

Задачи исследования:

1. Выявить особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

2. Охарактеризовать средства, методы и приемы развития речи старших дошкольников.

3. Выявить критерии показатели уровня речевой готовности детей к школе.

4. Теоретически обосновать и экспериментально проверить методику речевой подготовки детей к школе в условиях дошкольного заведения.

Объект исследования: речевая подготовка детей к школе.

Предмет исследования: методика речевой подготовки детей к школе.

Методы исследования: теоретические: анализ педагогической литературы; имперические: наблюдение, изучение резервов педагогической деятельности, педагогический эксперимент.

Последние материалы раздела:

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...

Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий
Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий

Одним из крупнейших военных конфликтов начала XX века является русско-японская война 1904-1905 гг. Ее результатом была первая, в новейшей истории,...