Методика проведения звукового анализа слова. Звуковой анализ слова в курсе русского языка развивающей системы обучения

Балашова О.П.


ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА


Одно из направлений в современной логопедии - формирование навыков звукового анализа и синтеза. Что же такое звуковой анализ? И почему эти навыки должны быть сформированы к началу школьного обучения?
Анализ – это разделение целого на составные части. Звуковой анализ – разделение целого – (целым выступает слово) на составные части – (составные части слова – звуки). Т.е. – звуковой анализ – разделение слова на звуки, из которых оно состоит.
Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность звуков его составляющих.
Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает: «апельсиновый, яблочный …а еще Фанта!»
Для чего нам нужен звуковой анализ? Мы с Вами используем его каждый день, т.к. звуковой анализ лежит в основе процесса письма.
При обучении как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности.
Перед началом письма ребенку необходимо произвести анализ слова, однако уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетание звуковых элементов в единое целое.
Т.о. обучение письму невозможно без формирования звукового анализа. Если звуковой анализ не сформирован или сформирован не до конца, то дети будут писать с ошибками, например: вместо страна – сана, тана или др.
Это то, что касается звукового анализа. Теперь о звуковом синтезе. Синтез – это соединение частей в целое, а звуковой синтез -. соединение звуков в слова. Звуковой синтез лежит в основе процесса чтения.
Прочитать слово – значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они со-ставили реальное, «живое» слово. Полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов.
При нарушении синтеза ребенок не в состоянии из ряда звуков составить слово. К примеру, на вопрос взрослого: - Какое слово получится, если соединить звуки К, О, Р, М? Ребенок отвечает РОМА.
При нарушении формирования звукового анализа и синтеза возможно побуквенное чтение, т.е. вместо звука произносится буква (не м, н, в, а ме, не, ве). Дети читают: ам – аме, вы – веы и т.д. Вы скажите, что все дети в период обучения чтению так читают. Побуквенное чтение в норме возможно до того момента, пока взрослый не объяснит ребенку, как читать правильно, т.е. 1-2 занятия. А мы «читаем» звуки уже около 15 занятий. Это свидетельствует о том, что большинство ваших детей без коррекционной работы «правильно» читать и писать не научатся, т.к. у них нарушения нормального речевого развития.
Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.
Для чтения детей, у которых сохранилось (даже в неярко выраженном варианте) речевые нарушения, характерны:
-трудности слияния звуков в слоги и слова, взаимные замены фонетически или артикуляционно-близких согласных звуков: свистящих - шипящих, твердых – мягких, звонких – глухих (каска-кашка, помощь-помочь, жевать-зевать),
-искажение слоговой структуры слов (поправился вместо переправился, операция вместо операционная, вынула вместо вытянула),
-грамматические ошибки (лодку перевернулась, с двумя друзьями),
-побуквенное чтение (К,А,Ш,А),
-нарушение понимания прочитанного,
-слишком медленный темп чтения,
-«угадывающее чтение».
Для письма детей, у которых общее недоразвитие речи (по разным причинам) сохранилось, характерны:
-замены – звуков: свистящих - шипящих, звонких – глухих, мягких – твердых, и пр.;
- искажение слоговой структуры слов – перестановки, пропуски, добавления слогов, раздельное написание частей слова и слитное двух слов, указывающее на несформированность звукового анализа;
- грамматические ошибки – недочеты, связанные с переносом аграмматизмов в письменную речь (неверное употребление предлогов и приставок, падежных окончаний, согласований различных частей речи и пр.).
Подготовка к обучению грамоте - это формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
Фонематическое восприятие – способность различать особенности и порядок звуков, чтобы воспроизводить их в устной речи, а звуковой анализ – способность различать то же самое, но чтобы воспроизводить их на письме.
Почему я использую символы а не сразу буквы? Буквы – это абстрактный знак, он ни как не связан со звуком. Некоторым детям с нарушениями речи трудно их запомнить. А символ связан со звуком. Символы гласных звуков соответствуют положению губ при их произнесении, символы согласных звуков представляют собой зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук.
Формирование навыков звукового анализа и синтеза осуществляется в принятой в современной логопедии последовательности:
 выделение в словах первого гласного звука;
 анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков;
 определение последнего гласного звука в словах;
 определение первого и последнего гласного звука в словах;
 определение наличия либо отсутствия в словах звука;
 определение первого согласного звука в словах;
 определение последнего согласного звука в словах;
 определение гласного звука в середине односложных слов;
 синтез односложных слов, состоящих из трех звуков;
 определение позиции согласного звука в словах;
 определение количества слогов в словах;
 синтез двусложных слов, состоящих из двух открытых слогов.

Таким образом, овладение навыками звукового анализа и синтеза:
1. обеспечивает готовность к освоению грамоты;
2. способствует предупреждению появления нарушений в письмен-ной речи в период школьного обучения.

В современной методике звуковой анализ слов понимают как:

1) выяснение порядка расположения фонем в слове;

2) установление различительной функции фонем;

3) выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных этом языке (Д. Эльконин).

Это значит, что дети должны уметь не только устанавливать последовательность звуков в слове, но и давать им качественную характеристику (громкий, согласный, твердый, мягкий, звонкий, глухой).

Методика формирования звукового анализа разработал Д.Б.Эльконин на основе теории П. Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий. К дошкольного возраста методику адаптировала Л. Е. Журова. На этой основе была разработана специальная методика формирования операций звукового анализа и синтеза у детей с ПМР (Г. А. Каше).

Действие звукового анализа рассматривается как особая умственная действие, формирование которой проходит ряд этапов, как и любая умственная действие.

I этап - формирование фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства и внешние воздействия. Начальная работа проводится с опорой на такие вспомогательные средства, как графическая схема слова и фишки. При выделении звуков ребенок заполняет схему фишками. Это практической действием по моделированию последовательности звуков в слове.

II этап - формирование навыка фонематического анализа переводится в речевой план без опоры на материализацию действия. Дети называют слово, определяют последовательно звуки, устанавливают их количество.

III этап - формирование действия фонематического анализа в умственном плане. Дети выполняют все операции фонематического анализа на основе представлений, то есть когда сами слова не называют и не воспринимают на слух.

Показателем высокого уровня овладения всеми формами фонематического анализа является осуществление их при любых фонетических условиях именно во внутреннем умственном плане.

Для решения задачи подготовки детей к звуковому анализу необходимо научить их воспринимать слово не как единственный звуковой комплекс, а как структурное образование, состоящее из отдельных звуков, то есть научить слышать в слове отдельные звуки. Способом выделения звука в слове есть особая произношение слова - с интонационным, особенно подчеркнутым выделением в нем одного звука (удлиненная произношение отдельного звука). Ребенка специально обучают удлиненной произношении звука, интонационном его выделению (сссобака, мааак). При этом слово нужно произносить вместе, нельзя отрывать один звук от другого. В этом случае артикуляция выполняет функцию ориентирования в слове. Применяют приемы сравнения звуков речи с "песенками" ветра - , ш-ш-ш ", насоса -« с-с-с "и другие.

Детям дают понятие "звук, речевое звук" и постепенно вместо слова "песенка" начинают использовать этот термин.

Далее обучают определять место звука в слове - в начале, в середине, в конце. Дети также приобретают навыки самостоятельно подбирать слова, в которых заданный звук. Широко применяют наглядный материал (игрушки, картинки).

Следующий этап работы - формирование умения называть изолированный звук и выделять в слове первый звук.

Когда дети научились интонационно выделять звуки и на основе этого определять их место в слове, их знакомят со схемой звукового состава слова (начало звукового анализа). Обычно это происходит на примере звукосочетания "ау": его произносят продлен, выделяют первый звук "а" и выкладывают его фишкой (или рисуют на доске - О). Затем определяется второй звук «у» и происходит его обозначения.

После знакомства со схемой переходят к формированию действия звукового анализа. Сначала предлагают слова, состоящие из трех звуков: гласных и согласных (мак, кит, кот, дым, дом и т.п.). Особенно выделяется громкий звук, который можно спеть. Дети учатся находить гласные звуки. Далее их знакомят с согласными звуками, которые невозможно спеть, потому что есть препятствие в виде губ, зубов, языка. Вводится понятие твердого и мягкого согласного звука и дается соответствующее их обозначения (твердого -, мягкого =).

После знакомства с гласными и согласными звуками переходят к анализу слов из четырех звуков (вата, дом, маки, ноги, эхо, гуси и т.д.). Осложнения происходит за счет сравнения слов, звуковых игр.

Следующий этап работы - обучение выделение ударного звука. Сначала выделяют ударный состав. В процессе звукового анализа слов ребенок точно фиксирует на схеме место ударения.

Постепенно количество звуков в словах для анализа увеличивается. Определяют количество и порядок расположения звуков в слове. Дети должны научиться анализировать любое предложенное слово, различать гласные звуки, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки, свободно ориентироваться в звуковой структуре слова, подбирать слова по предложенным моделям.

Таким образом, звуковой анализ проходит в своем формировании следующие стадии:

1) интонационное выделение последовательности фонем и общий фонемный анализ слова с опорой на картинку, фишки и схему;

2) дифференциация гласных и согласных фонем, установление места ударения в слове;

3) дифференциация согласных фонем по твердости - мягкости (в дальнейшем - по звонкостью - глухотой) и моделирование основных фонематических отношений в слове;

4) перевод звукового анализа без опоры на наглядность - графическую схему, а затем постепенно и отказ от фишек. Полный звуковой анализ осуществляется в уме.

В течение всего периода обучения дети выполняют различные задачи, которые закрепляют их представления о звуковой состав слова и умение делать звуковой анализ: определять место звука в слове; подбирать слова с заданным звуком; определять первый и последний звук в слове; определять последовательность звуков в слове; сравнивать звуковой состав слов, состоящих из одинаковых звуков (соль - лес) или отличаются одним звуком (мак - рак).

Детей с ПМР старшего возраста сначала знакомят с гласными буквами а, в, в, е, согласными м, п, т, к, с, далее - е, н, х , и, ф, б, д, г, в, и. Дети составляют из разрезной азбуки слоги типа па, са, м, то, а также простые односложные слова типа суп, мак. Порядок изучения букв определяется артикуляционной сложностью соответствующего звука. По мере обучения расширяется объем звуков и букв языки: с дв, р-л, с, з, ц, ч, щ, осложняется звуко- буквенный анализ слов.

На основе звуко- буквенного анализа детей учат послогового чтения.

  • II. Порядок формирования экспертных групп, организация экспертизы заявленных на Конкурс проектов и регламент работы Конкурсной комиссии
  • II. ТАКТИКА СОВЕТСКИХ ВОЙСК В БОРЬБЕ С ВООРУЖЕННЫМИ ФОРМИРОВАНИЯМИ ОППОЗИЦИИ.
  • III. СТРУКТУРА И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО СОВЕТА
  • Методика - (греч. methodike) – часть педагогики, излагающая правила обучения различным предметам.

    Звуковой анализ слов в современной методикепонимается как:

    1) выяснение порядка следования фонем в слове;

    2) установление различительной функции фонем;

    3) выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку.

    Это значит, что дети должны уметь не только устанавливать последовательность звуков в слове, но и давать им качественную характеристику (гласный, согласный, твердый, мягкий).

    Звуковой анализ помогает раскрыть перед ребенком «основной принцип построения звуковой формы слова, по которому звуки в слове расположены в определенной последовательности».

    В настоящее время обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом, который предполагает разделение связной речи на предложения, предложения на слова, слов на слоги, слогов на звуки, соединение звуков в слоги и т.д. Предшественниками данного метода были буквослагательный и звуковой.

    Разновидности звукового метода:

    Звуковой аналитический метод (от слова к звуку)

    Звуковой синтетический метод (от звука к слову)

    Изначально звуковой метод обучения возник в Германии (1527 г.), и его первооткрывателем стал В. Икельзамер.

    Только после К.Д. Ушинского стало развиваться аналитико – синтетическая деятельность учащихся. Она заключалась в следующем: текст и слова расчленялись на слоги и звуки, а в произношении и письме из них снова строили слова и их сочетания. Над совершенствованием методики в этом направлении работали: Н.А.Корфа, В.И. Водовозова, И.И. Паульсона и других, а в 20 веке – С.П. Редозубова, А.И. Воскресенской, Л.К. Назаровой, В.А. Кирюшкина и др.

    На уроках обучения грамоте немало времени отводится на звуковой анализ слов и слогов, звуковой синтез слов и слогов, анализ звуков и их артикулирование, работа над дикцией, логопедическая работа.

    Работа над звуками смыкается с буквенной работой, особенно в приемах синтеза (составление слов из букв разрезной азбуки и другие приемы): постоянное соотнесение звука и буквы полезно и для формирования навыка чтения, и для выработки основ орфографически грамотного письма.

    Приемы звукового анализа и синтеза наиболее полно разработаны С. П. Редозубовым; он указал и описал шесть приемов анализа и семь приемов синтеза, способы и варианты их применения. Осветим одни из основных приемов.

    К приемам анализа относятся следующие позиции:

    1. Выделение слов из речевого потока (из предложения); отчетливое произношение отдельного слова; деление слова на слоги и отчетливое произношение слогов, входящих в него; выделение ударного слога, произношение слова с усиленным, выделенным ударением, отчетливое произношение слов по слогам с выделением отдельного звука (мы-ллло, по-шлиии, шаррр).

    2. Выделение звука нового, т. е. предназначенного для изучения на данном уроке. Известно несколько приемов первичного выделения нового звука:

    а) выделение из предложения звука-слова «и» из предложения по картинке «Слива и груша», звука-слова «а» из предложения: «Это собака, а это кошка»;

    б) прием звукоподражания: жжжжук, жжжж;

    в) выделение согласного звука из закрытого слога, где он наименее прочно связан с предшествующим гласным: аааммм - ам, сааа-ммм, соо-ммм; ммааа-к, ма-к;

    г) выделение согласного звука из открытого слога (рекомендуется преимущественно для «длительных» согласных): Шшшуу-ра, Ссааа-ша; .

    д) выделение гласного, образующего целый слог: о-сы, у-сы (желательно, чтобы слог был ударным); так же выделяется и йотированные: ю-ла, я-ма, е-ду и т. п.;

    е) перечисление слов с одним начальным звуком (слова произносит учитель, а звук называют учащиеся): конь, камень, кисель, крыша;

    ж) договаривание слова, произнесенного по картинке (на картинке - лук); учительница говорит: луу, дети добавляют: к.

    Обычно на уроке знакомства с новым звуком, вслед за первичным выделением звука, его выделяют дополнительно из разнообразных позиций и сочетаний с другими звуками. Например: звук [д] - дом, заводы, подвал, Дима, два, лошади, отдал. Не рекомендуется приводить примеры, где происходит позиционное чередование.: сад [сат], подставка [потстафка].

    3. Перечисление звуков в слове, их последовательное называние, подсчет количества звуков в слове; то же - по слоговому составу, например: Слава - Сла-ва - с-л-а-в-а, пять звуков, пять букв, два гласных, три согласных, два слога, ударный [а]. Можно указать также: согласные с, л, в - твердые.

    Данный прием анализа продолжается во втором полугодии, а также в последующих классах, под названием фонетического разбора.

    4. Сопоставление, сравнение слов по звучанию и по начертанию особенно эффективно при знакомстве с парами мягких и твердых, звонких и глухих согласных.

    В обучении грамоте анализ всегда идет несколько впереди синтеза, но в целом они неразрывны: анализ создает основу для овладения процессом чтения, синтез формирует сам навык чтения.

    Приемы синтеза:

    1. Произношение слога или слова, предварительно подвергнутого звуковому анализу, и последующее составление из разрезной азбуки; чтение этого слога или слова (иными словами, сам процесс чтения представляет собой синтетическую деятельность, так как, узнав все звуки или все буквы, мы их объединяем и таким образом прочитываем).

    2. Образование слоговых таблиц на основе согласного (ма, мо, му, мы) или на основе гласного (са, ма, ра, ша и т. д.); чтение таких таблиц по букварю или по плакату; составление таблиц из букв разрезной азбуки.

    3. Чтение слов по подобию: мама - Маша - Саша (слова различаются одной согласной буквой). Примеры для чтения по подобию могут составляться и самими учащимися: сыр - сор - сом - сок.

    4. Группа приемов, которые требует соединения звуковой работы с буквенной: дети манипулируют с разрезной азбукой, что дает им реальную, зрительную опору в синтезе. Для организации таких работ на уроке следует иметь такие дидактические пособия, как разрезная азбука, разрезные слоги и наборное полотно (общеклассное - на доске и индивидуальные - на партах у каждого учащегося); буквенный или слоговой абак - планшет с подвижными лентами, на которых напечатаны буквы или слоги: передвигая ленты, можно составлять на планшете слова; кадоскоп, позволяющий проецировать буквы на экране, составлять из них слоги и слова.

    Наращивание гласных или согласных в начале или в конце слова; при этом должно получиться новое слово: мал - мала, сор - сорт, рот - крот, мел - смел. Добавление звука в середине слова: плот - пилот, трава - травка. Перестановка звуков: пи-ла - липа, хорош - шорох, лиса - сила и т. п. Перестановка слогов: сос-на - на-сос, но-ра - ра-но и т. п.

    Отбрасывание звука или слога: сухари - сухарь, машина -: маши и т. п.

    Добавление слога: на-ша - На-та-ша, мы - мы-ло, са-ни - са-ни-тар; ро-сли - сли-вы и т. п.

    Все эти приемы занимательны, дают возможность организовать полуигровые моменты на уроке.

    Отдельно рассмотрим игровую методику обучения фонемному анализу слова, разработанную Е.А.Бугрименко и Г.А.Цукерман – последователями метода Д.Б.Эльконина. Все звуки выделяются способом усиленного интонирования, т.е. протяжного произнесения звуков в произносимом слове (с-с-с-он, со-о-о-н, сон-н-н). Этот способ акцентирования, интонационного выделения звуков в слове используется в учебнике «Грамота» Л.Е.Журовой и др. (УМК «Начальная школа XXI века») в процессе звукового анализа полного слова. На подготовительном этапе он включает следующие действия:

    1. Прочитай слово так, чтобы оно соответствовало движению указки по схеме;

    2. Интонационно выдели звук в слове (последовательно выделяются все звуки по порядку, при этом каждый раз слово повторяется полностью, а выделяемый звук произносится протяжно);

    3. Назови этот звук отдельно;

    4. Обозначь выделенный звук в слове фишкой.

    При изучении гласных и согласных звуков и букв данный анализ дополняется:

    1. // -- // -- //

    2. // -- // -- //

    3. // -- // -- //

    4. Определи, гласный он или согласный;

    5. Если согласный, то твердый или мягкий;

    6. Определи, какой фишкой этот звук обозначается;

    7. Обозначь выделенный звук фишкой.

    При проведении звукового анализа важны две детали:

    1) пусть ребенок, выделяя тот или иной звук, договаривает слово до конца – это поможет ему не подменить звук, т.е. будет служить средством контроля;

    2) последней операцией анализа должна быть проверка: «чтение» по схеме для того, чтобы установить, получилось ли слово.

    В «Русской азбуке» В.Г.Горецкого и др., а также в «Азбуке» Н.В.Нечаевой и К.Е.Белорусец (развивающая система Л.В.Занкова) используется слого-звуковой анализ слов, который проводится в таком порядке:

    1. Определи, сколько в слове слогов. Какой по счету слог ударный?

    2. Произнеси и послушай первый слог. Какие звуки образуют его? Есть ли здесь слияние? (Сочетание согласного с гласным СГ выступает как единый произносительный комплекс (слияние):ты, но, му и т.д.)

    3. Обозначь выделенные звуки карточкой. Объясни свой выбор.

    4. Охарактеризуй новый звук.

    Слого-звуковой анализ проводится с опорой на схемы, которые представляют собой модели анализируемых слов. Схемы помогают определить в произнесенном слове количество слогов, соотнеся его с количеством гласных звуков в слове; установить место ударения в слове; выявить количество звуков в слогах и в слове в целом; выяснить характер связей между звуками; разграничить единые комплексы (слияния СГ) и звуки, не входящие в СГ; выделить, назвать и охарактеризовать изучаемые на данном уроке звуки.

    Работа со схемами начинается, когда первоклассники учатся делить слова на слоги и находить ударный слог. Слоговая схема вводится одновременно с началом формирования понятия о слоге. Слог – минимальная произносительная единица. Дети легко осваивают слогоделение, используя прием скандирования. Данный прием был разработан в системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова и в настоящее время применяется в учебнике «Грамота» Л.Е.Журовой и др.

    Знакомство учащихся с данным приемом проводится на основе разыгрывания ситуации «Болельщики на стадионе».

    К сожалению, часто учителя навязывают детям неправильное деление из-за боязни, что впоследствии правильное деление может помешать им членить слово на морфемы и правильно переносить слова. Это ложные опасения. Экспериментально доказано, что типичным для русского языка является открытый слог: при стечении согласных граница между слогами проходит после гласного перед согласным. Когда учащиеся пробуют «по кусочкам» прокричать слово, оно у них само собой делится на слоги: ша-шки, а не шаш-ки, те-традь, а не тет-радь. При произнесении по слогам должно сохраняться орфоэпическое произношение слова.

    Авторы «Русской азбуки» предлагают деление на слоги с расчетом, чтобы при чтении стечение согласных распадалось, т.е. согласные оказывались в разных слогах (Ан-тон, кус-ты). На такое деление нужно смотреть как на членение слова не на слоги, а на специальные единицы чтения.

    В практике начального обучения широко используется известный прием слогоделения упора в подбородок, именуемый «прием кулачка». Подставленной к подбородку ладонью, сложенной в кулак, дети чувствуют прикосновение нижней челюсти, а по количеству прикосновений могут точно определить число слогов в слове – сколько раз подбородок ударился о кулак, столько в произносимом слове слогов. (УМК «Школа России»).

    Кроме вышеперечисленных приемов (значительно реже) используются приемы отстукивания, отхлопывания, дирижирования, пальцы на голосовых связках.

    Одновременно с обучением детей делению слова на слоги ведется работа по определению ударного слога. Для того, чтобы облегчить его нахождение, учителя предлагают «позвать» или «спросить» слово, т.е. применяют такое произношение слов, при котором акцентируется (выделяется) ударный слог. Это объясняется тем, что ударный слог в русском языке всегда длиннее безударного.

    Есть еще один прием, помогающий первоклассникам научиться безошибочно находить ударный слог. Это последовательное перемещение ударения в слове со слога на слог. Только после того, как школьник научится произносить одно и то же слово, искусственно перемещая ударение, можно считать, что он овладел способом определения ударного слога. Освоить действие перемещения ударения в слове помогает игра «Русский, польский и французский». В этой игре учитель объясняет особенности этих языков: во французском языке ударение всегда падает на последний слог, в польском – на предпоследний. И предлагает детям попробовать прочитать слова так, как их прочли бы француз и поляк.

    Обобщая, подчеркнем, что не может быть ни чистого анализа, ни чистого синтеза: речь может идти лишь о ведущей роли того или иного вида мыслительной деятельности. Анализируя слово, учащийся осознает его как единое целое, обладающее лексическим значением,- это синтез; синтезируя слово, он не может и не должен отвлекаться от его звукового состава, а это анализ. В целом же надо подчеркнуть, что система аналитико-синтетической работы обеспечивает высокий уровень мыслительной активности учащихся в процессе обучения грамоте. Именно приемы аналитико-синтетической работы обеспечивают познавательную самостоятельность учащихся, создают «проблемные» ситуации - развивают - наблюдательность, сообразительность детей, исключают механическую работу.

    Решение лингвометодических задач №15, 16, 22, 26, 31, 33, 65, 90, 93, 94, 95, представленные в пособии В.В. Антохиной «Тренажер по методики формирования профессиональной компетенции в развитии умения учиться».

    15. Ученики должны были выделить первый звук в слове ЭТАЖ. Укажите ошибочный ответ:

    1) [э]

    прием последовательного интонирования звуков в составе слова.

    16. Ученики выделили первый звук в слове ОКНО.

    Укажите ошибочный ответ.

    Варианты ответа:

    1) [о];

    Какой приём следует использовать для формирования у школьников УУД самоконтроля? – Интонирование звуков в слове.

    22. Первоклассники выделяли 1-ый звук в слове КОТ.

    Укажите ошибочные ответы.

    Варианты ответа:

    1)[кэ];

    3) [ка].

    Какие типичные ошибки допущены ошибки?

    Дети смешали буквы и звуки, не обнаружили навыка УУД осознания способа действия и самоконтроля.

    26. Какие из слов, предложенных учителем на уроке чтения для выделения звука [о] отобраны правильно с лингвистической точки зрения?

    Варианты ответа:

    1) огурец;


    1 | | |

    Следуя этой схеме, мы перешли в обучении наших детей ко второй ступени - формированию действия словоизменения. Первая стадия этого действия заключается в ознакомлении детей с буквами, обозначающими гласные звуки - а, о, у, ы, и. Мы познако­мили детей с этими буквами в течение пяти занятий - на каждом занятии детям показывалась одна новая буква. Вторая стадия формирования действия словоизменения - формирование действия изменения звуковой формы слова при изменении одного из гласных звуков, входящих в его состав. Продолжая обучать детей чтению, пользуясь методикой, разработанной Д.Б. Элькониным, мы модифицировали ее, изменив этап словоизменения. Смысл этого этапа по Д.Б. Эльконину, заключается в том, что, производя действие словоизменения, дети еще до знакомства с согласными, только на основании действий с гласными, должны научиться воссоздавать звуковую форму слога, минуя, таким образом, все трудности слияния звуков. Хотя словоизменение и проходит на основе звукового анализа, но принцип его отличен от принципа звукового анализа, так как здесь, как и в чтении, происходит «воссоздание звуковой формы слова на основе его графического изображения». То есть между этапом овладения действием звукового анализа и этапом собственно чтения Д.Б. Эльконин вставляет этап словоизменения, являющийся собственно обучением чтению. Мы заменили такого рода словоизменение другим, основанным только на принципе звукового анализа. Действие словоизменения, предлагаемое Д.Б. Элькониным, заключается в том, что детям, разобравшим слово с помощью звукового анализа, предлагалось изменить в нем гласную букву и сказать, какое новое слово при этом получится. То есть действуя таким образом, ребенок совершает действие, подобное чтению в том смысле, что он должен был «прочесть» новое неизвестное ему еще слово.

    Мы же на этом этапе давали ребенку слово и спрашивали, какой звук нужно в нем заменить для того, чтобы получить такое-то определенное, названное слово. Таким образом, слово, которое должно получиться в результате изменения гласного звука, ребенку уже известно, он не должен самостоятельно «воссоздавать» его звуковую форму. В этом случае ребенок имеет дело с задачей звукового анализа: он должен, произведя в уме звуковой анализ обоих данных ему слов, обнаружить, каким звуком они отличаются друг от друга, и, найдя эти звуки, поменять их. Давая нашим детям словоизменение в таком виде, мы продолжали тренировать их в проведении звукового анализа слов, не обучая их ничему другому. Таким образом, нам удалось выяс­нить, является ли умение произвести звуковой анализ слов доста­точным для того, чтобы дети 5-6 летнего возраста, познакомив­шись с буквами, сразу начали читать. Познакомив детей с согласными, мы обнаружили, что все наши испытуемые легко складывают из разрезной азбуки любое слово, состоящее из известных им букв, т. е. пишут его, но не могут его прочесть. Причина этого явле­ния заключается в том, что при складывании из разрезной азбуки ребенок фактически проделывает все тот же звуковой анализ, толь­ко вместо фишек ставит буквы. В этом случае ребенок движется последовательно от первого звука к последнему и, следовательно, от первой буквы к последней. Чтение же строится на прямо противоположном принципе. При чтении, как указывает Д.Б. Эльконин, «в связи с особенностями русского консонантизма (наличие твердых и мягких согласных) для воссоздания правильной звуко­вой формы слова при выборе фонемы и ее варианта, обозначаемого буквой, необходима ориентировка на последующую за данной согласной гласную букву. Воссоздание звуковой формы слога и слова в русском языке невозможно без такой ориентировки». То есть при чтении слога ребенок должен читать как бы «задом наперед» - сначала посмотреть па последующую гласную, затем вернуться к предшествующей ей согласной и только после этого прочесть слог. Тот способ формирования действия словоизменения, который предлагает Д.Б. Эльконин, знакомит ребенка с принципом позиционного чтения еще до того, как ребенок приступает к чтению: в слове с одной гласной, которое «читает» при этом ребенок, он привыкает читать слово, ориентируясь не на согласную, а на гласную.



    Мы лишили наших испытуемых этого этапа, благодаря чему получили в чистом виде переход от звукового анализа к чтению по буквам. В результате мы можем сделать вывод: действия звукового анализа слов, как бы хорошо оно ни было отработано, далеко не достаточно для формирования чтения. На звуковом анализе слов основана другая сторона обучения грамоте - письмо, которое становится орфографически правильным только при условии отработки действия звукового анализа (мы не имеем здесь, конечно, в виду правил грамматики). Для обучения же чтению необходимо познакомить детей спринципом позиционного чтения. Продолжая обучение этой группы, мы научили детей принципу позиционного чтения. Для этого мы использовали предложенное Д. Б. Элькониным пособие, которое он называет «полосочка». Это картонная планка, в которой прорезаны четыре окошечка. Установив в одном окошечке букву, обозначающую согласный звук (любой), в следующем окошечке по очереди меняют буквы, обозначающие гласные звуки. Перед ребенком проходят все возможные с данной буквой слоги - га, го, ту, гы, ги. Так как согласная закреплена и поэтому неизменна, ребенок невольно смотрит все время па меняющуюся гласную, усваивая таким образом позиционный принцип чтения.

    После такой тренировки с «полосочкой» (а с работы с ней начиналось знакомство с каждой новой буквой) дети очень быстро начали читать.

    Для того, чтобы научить читать детей 5-6-летнего возраста, было потрачено 60 двадцатиминутных занятий (включая 18 заня­тий по обучению действию звукового анализа слов и 11 занятий по формированию способа словоизменения, которые фактически явились продолжением занятий по отработке действия звукового анализа слов).

    В свете полученных нами данных мы должны констатировать, что в ходе дошкольного обучения возможности ребенка в отношении осознания им звуковой стороны слова используются далеко не полностью. В наших детских учреждениях с детьми дошкольного возраста не проводится работы, связанной со звуковой характеристикой речи (исключением является логопедическая работа).

    Мы показали, что дети дошкольного возраста в определенных ситуациях принимают задачу формального речевого анализа - анализа звуков речи - и успешно с нею справляются. Поэтому было бы, по-видимому, целесообразным проводить обучение детей звуковому анализу слов в дошкольном возрасте. Пользуясь особой чувствительностью ребенка младшего дошкольного возраста к звуковой стороне речи, опираясь на эту «особую языковую одаренность», нужно учить детей способу интонационного выделения звука в слове уже в младшем дошкольном возрасте, С помощью разного рода «потешек» можно организовать с детьми специальные речевые игры, целью которых является выделение в словах определенного звука. Таким образом, уже к пятилетнему возрасту можно научить детей новому для них способу деятельности, необходимому для обучения грамоте. Дети, владеющие способом интонационного выделения звука в слове, легко усваивают действие полного звукового анализа слов. Все это даст возможность целиком перенести обучение начальному чтению из школы в детский сад.

    Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

    1. Практика речевого общения ребенка не ставит перед ним задачу звукового анализа слов, встающую только в связи с обучением грамоте.

    2. Средством проведения звукового анализа слов служит такое расчленение структуры слова, при котором сохраняется специфика произнесения звука, обусловленная его положением в слове. Ребенок, пользуясь особым способом произнесения слова - интонированием - производит выделение нужного звука уже при самом произнесении слова. При интонировании разрушается привычный ребенку способ произнесения слова, артикуляция приобретает самостоятельное значение, выполняя функцию ориентировки в слове.

    3. Выделение отдельного звука в слове представляет собой сложную деятельность, проходящую в процессе своего формирования ряд последовательных ступеней, определяемых не только возрастом ребенка, но и тем речевым материалом, с которым работает ребенок.

    Неправильная артикуляция ребенком отдельных звуков не мешает проведению звукового анализа, что свидетельствует об особой роли артикуляции в звуковом анализе.

    4. Действие звукового анализа слов само по себе не формирует способа чтения. Чтение возникает только после овладения ребенка особым способом ориентировки в читаемом слове - прин­ципом позиционного чтения, которому детей-дошкольников нужно специально учить.

    5. Успешное обучение группы детей пятилетнего возраста чте­нию заставляет поставить вопрос о перенесении обучения началь­ному чтению целиком в дошкольный возраст.

    1. Исследование развития звукового анализа слов у детей дошкольного возраста. «Доклады АПН РСФСР», 1961, № 1.

    2. Психологический анализ процесса обучения чтению дошкольников. Сообщение I. Роль интонирования в звуковом анализе слова «Доклады АПН РСФСР», 1962, № 5.

    3. Психологический анализ процесса обучения чтению дошкольников. Сообщение 2. Значение звукового анализа слов. «Доклады АПН РСФСР», 1962, № 6.

    4. Развитие звукового анализа слов у детей дошкольного возраста. «Вопросы психологии», 1963, № 3.

    5. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста (совместно с Д.Б.Элькониным). Сб. «Сенсорное воспитание дошкольников», ред. А. В. Запорожец и А.П. Усова. М., Изд-во АПН РСФСР, 1963.

    6. Развитие звукового анализа слов у детей дошкольного возраста. «Тезисы докладов на II съезде Общества психологов», М., Изд-во АПН РСФСР, 1963, вып. 2.

    Из звуков состоят слова. Звуки звучат по-разному и похоже. Они произносятся в определенной последовательности. По длительности звучания слов – короткие и длинные. Соответственно в них звуков много и мало.

    Ознакомление детей со звуковой стороной речи начинается еще в младших группах. Дети в играх и упражнениях учатся внятно и четко произносить звуки. Сначала это песенка. Например, песенка жука – жжж. Затем это звук – жжж.

    Методику звукового анализа создал на опыте других известных исследований психолог Д.Б. Эльконин. Эльконин разработал позиционный принцип чтения. Его суть - ориентация на последующую букву. Его задача научить детей ориентироваться на последующую букву. Т.е. произнесение согласной фонемы при чтении должно производиться с учетом позиции следующей за ней гласной фонемы. Например, в словах мал, мел, мял, мыл, мул согласный звук м произносится всякий раз по-разному в зависимости от того, какой звук за ним следует.

    Итак, важно то, чтобы дети учились ориентироваться на букву гласного, следующего за буквой согласного. Для этого, главное в добуквенный период научить дошкольников различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные мягкие и твердые. Адаптировала систему Д.Б. Эльконин для дошкольников Л.Е. Журова.

    Процесс звукового анализа – это особый мыслительный процесс. И как любое умственное действие оно проходит несколько этапов.

    1. этап. Интонационное выделение звуков.

    Его задачи:

    · научить детей выделять любые звуки в словах – интонационно (дддом). Слово следует произносить слитно – нельзя отрывать один звук от другого.

    · выделять и называть слова, в которых есть нужный звук (сначала с опорой на наглядность – картинку, предмет).

    · формировать умение произносить звуки изолированно и выделять первый звук в слове.

    · определять место звука – в начале, середине, конце слова.

    То есть, первое чему надо научить детей в звуковом анализе это интонационно выделять звук.

    Важно ! К схеме надо обращаться тогда, когда дети научаться интонационно выделять звуки и на основе этого определять их мест о в слове. Со схемой звукового анализа педагог знакомит на примере слова ау.

    Алгоритм (последовательность выполнения) – слово произносится протяжно – выделяется 1 звук ааа – выделяется 2 звук ууу. Дошкольникам сложно в силу своих особенностей опираться только на произношение, устанавливая порядок следование звуков. Нужна своеобразная метка, наглядность, фишка.

    И Эльконин предложил моделировать слова в виде картинки-схемы звукового состава. На картинке изображен предмет, слово-название которого должно быть проанализировано. Под картинкой дается графическая схема звукового анализа в виде горизонтальных клеток по числу фонем. Вместе со схемой детям дается несколько одноцветных фишек. Например, картон, пластик; круглый, квадратный; серый, желтый. Фишками заполняется схема на основе последовательного выделения звуков.

    Картинка и схема позволяет наглядно показать слово в предметном плане. Схема подсказывает ребенку количество звуков в слове и одновременно помогает контролировать действия по выделению звуков. А фишки или другое графическое обозначение являются заместителями – символами звуков. В дальнейшем можно совершать звуковой анализ без заданной схемы.

    2. этап. Дифференциация гласных, согласных звуков.

    Алгоритм – выделение гласного звука + отметка на схеме фишкой - выделение согласного звука + отметка на схеме фишкой. На этом же этапе происходит установление места ударения в слове, т.е. ударный гласный. В слове только одно ударение.

    Важно правильное ударение, иначе слово нельзя будет узнать и понять. Алгоритм – выделение ударного слога – выделение ударного гласного звука + отметка на схеме места ударения.

    3. этап. Дифференциация согласных звуков по твердости и мягкости (в дальнейшем по глухости и звонки, это уже школа).

    Алгоритм – выделение согласного звука + определение мягкости-твердости + отметка на схеме определенной фишкой. Дети определяют мягкие и твердые звуки. Объяснить это можно разными способами. Например, Л.Е. Журова делает это в игровой форме. Парные звуки (м-м/) называются «Братцами», твердые звуки – «Сердитыми», мягкие звуки – «Добрыми».

    Так же через игровую ситуацию происходит знакомство детей с твердыми и мягкими звуками. Например, вносят 2 куклы. Кукла в синем костюме, нахмуренная, сердитая. Кукла в зеленом костюме, веселая. У детей есть картинки. Они их распределяют так – несут кукле в синем костюме картинку с первым твердым звуком в слове (как вариант). Далее дети замещают куклы фишками синего и зеленого цвета.

    4. этап.

    Проведение звукового анализа без опоры на наглядность – графической схемы, а затем постепенно и отказ от фишек. В итоге полный звуковой анализ в уме (во внутреннем плане).

    Работа на уроке над звуковым анализом слова.

    Учитель: Власова О.Г.

    В работе над звуковым анализом слов использую пособие Н.Ю. Костылевой. Применяю его систематически. Это рабочая тетрадь. Распечатываю листами, на каждого ученика по мере изучения каждой буквы алфавита.

    Игровой характер заданий интересен детям. Различные подобранные упражнения помогают ребёнку лучше понять абстрактный мир звуков, сформировать фонематические представления.

    Так сначала: выделяются гласные и согласные звуки, стоящие в начале и в конце слов. Например, дети без особых трудностей могут назвать начальные и конечные звуки в таких словах: аист, улитка, арбуз, ананас.

    Дети учатся слышать звуки, устанавливать их местонахождение и последовательность, различать качество звуков (гласные, согласные, твёрдые, мягкие, звонкие, глухие), соотносить буквы и звуки, читать слоги, слова и предложения, а также логически мыслить.

    Особое внимание уделяю при этом развитию памяти, а помогают предметные картинки. Они удерживают в памяти анализируемое слово. Под картинкой – схема слова, отражающая его звуковой состав, где количество кружков соответствует количеству звуков. При этом, произнося слово по звукам ученик отмечает звуки цветовыми символами. Гласный – красный, твёрдый согласный – синий и т.д.

    Под графической схемой в клеточки ученик вписывает слово печатными буквами. Запись слов позволяет закрепить навык звукового анализа слова, перевести звуки в буквы и упражняться в чтении записанных слов.

    Для построения звуковых моделей слова на самом начальном этапе овладения этим навыком применяла также графические схемы – модели звуков в виде квадратных карточек (согласные) и круглых (гласные) у каждого ученика. Так на уроках мы моделировали простые слоги и слова из одного слога, двух слогов (лиса, пума, удод, олень, слон, аист, волк, ослик, волки).

    Работа проводилась фронтально. Один ребёнок выполнял около доски, на демонстрационном наборном полотне, остальные за партами моделировали слова.

    Работа также проводилась и самостоятельно в парах.

    Индивидуально некоторым сильным ученикам (осуществлялся дифференцированный подход) предлагались для анализа трехсложные слова типа малина, лимоны.

    Самостоятельное построение учащимися звуковых моделей слов использую в заданиях на дом регулярно. Проверяю эту работу систематически, что позволяет мне анализировать допущенные учащимися ошибки и устранять пробелы знаний в звуковом анализе слов.

    Последние материалы раздела:

    Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков
    Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков

    Географические открытия русских путешественников XVIII-XIX вв. Восемнадцатый век. Российская империя широко и вольно разворачивает плечи и...

    Система управления временем Б
    Система управления временем Б

    Бюджетный дефицит и государственный долг. Финансирование бюджетного дефицита. Управление государственным долгом.В тот момент, когда управление...

    Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
    Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

    ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....