Методические рекомендации по составлению и оформлению учебно-методических изданий. Что такое учебно-методическое пособие

Учебное пособие - инструмент, который вы можете применить, чтобы исключить элемент стресса из своего учебного процесса. Когда у вас есть учебник, папка с множеством конспектов лекций, гора домашних заданий и рабочих тетрадей, может быть трудно решить, с чего начать. Но если выучить несколько особенностей форматирования, искать информацию в нужном месте и использовать учебное пособие, наилучшим образом используя пределы своих возможностей, вы сможете сделать обучение намного более эффективным. Интересно? Начните с Шага 1, чтобы узнать об этом больше.

Шаги

Часть 1

Структурирование вашего учебного пособия

    Пусть форма соответствует содержанию. Есть много разных типов учебных пособий, и каждый из них имеет формат, соответствующий определенной цели и стилю обучения. Для чего бы вы его ни применяли, есть учебные пособия, подходящие не только данному учебному предмету, но и определенной цели обучения при изучении этого предмета. Структурируйте информацию в наиболее удобное в использовании именно вам учебное пособие.

    • Если вам легче учиться визуально , подумайте об использовании расцвеченных блоков в учебном пособии или используйте технику картографирования идей, чтобы выделить информацию и сделать ее легкодоступной.
    • Если у вас линейный ум , организуйте информацию хронологически или в алфавитном порядке, чтобы вы могли выучить что-то одно из ряда, и потом перейти к следующему.
    • Если вам нужна эмоциональная связь с материалом , чтобы его понимать, придайте своим записям повествовательную форму; так их будет легче учить. Переведите понятия с языка математики на язык повествования, рассказа, к которому можно чувствовать причастность, затем организуйте ваше учебное пособие как короткий рассказ, который вы можете изложить в деталях, чтобы запомнить применение формул.
    • Если вы можете быстро запоминать информацию , используйте формат, который поможет вам эффективно запоминать, например, в форме записи своим голосом словарных слов и определений, затем вновь прослушивайте на своем плеере весь день или создайте анимированные флэш-карточки и регулярно себя проверяйте.
  1. Нарисуйте когнитивные карты, чтобы соединить основные идеи и расставить приоритеты в информации. При создании когнитивных карт каждую важную идею пишите в отдельном прямоугольнике, которые потом соединяйте в соответствии с их хронологией и важностью. Потом свяжите ветки связанной информации, производные от основных идей. Такой метод создания учебного пособия обеспечивает хорошую визуальную схему того, как сочетается друг с другом изучаемый материал в общую концепцию.

    Используйте схемы сравнений, чтобы выделить отличия в ключевых понятиях. Создавайте учебные пособия, используя схемы сравнений или таблицы, когда нужно сравнить и показать разницу в связанной группе идей. Вы можете использовать таблицы для создания четких параллелей в истории или биологии, или для того, чтобы сравнить разных писателей по литературе.

    • К примеру, в названиях колонок схемы сравнения особенностей разных видов растений, скорее всего, будут царство, семейство и род. Это поможет организовать информацию для быстрого сравнения и просмотра.
    • Вы также можете получить пользу от схемы сравнений при изучении литературы, выписывая имена героев рассказа в заголовки разных колонок, под которыми выписать их отличительные особенности или другую информацию. Подобным образом, информация из двух разных новелл может быть удобно структурирована в подобную таблицу.
  2. Используйте флэш-карточки или карточки понятий, чтобы запомнить терминологию. Флэш-карточки обычно делают из пустых учетных карточек 13 x 18 см, и они могут содержать настолько много или настолько мало информации, как вы того захотите, потому это один из самых эффективных приемов запоминания отдельных слов, или определений отдельных понятий. Благодаря этому они наиболее эффективны в изучении иностранных языков и истории.

    • Выпишите 1 ключевое понятие на лицевой стороне каждой карточки, а на обратной стороне напишите те факты и ключевые концепции, которые ассоциируются с этим фактом. Просматривайте карточки сами или попросите кого-то вразброс поспрашивать вас, используя эти карточки. Чтобы убедиться, что вы действительно запомнили то, что нужно, пройдитесь назад-вперед, начиная с лицевой стороны карточки, а потом с оборота. Это особенно хорошо работает при запоминании новых иностранных слов.
  3. Напишите собственный образец теста в учебных целях. Написание примера теста может быть исключительным способом проанализировать информацию, по которой вас будут спрашивать, с двух точек зрения: если вы будете думать, что стоит включить в тест, вы будете думать как учитель, и если вы сможете предвидеть эти вопросы, вы будете на шаг впереди.

    • Попробуйте выяснить, будут ли вам давать тест с набором вариантов ответов, текстом, в котором нужно заполнить пробелы или нужно будет письменно ответить на вопросы. Подготовьтесь соответственно, выписывая вопросы того типа, с помощью которых вас будут проверять.
    • Многие учителя захотят снабдить вас старыми версиями теста, если таковые имеются, чтобы вы могли использовать их в качестве учебного пособия. В учебники часто включены образцы тестов, которые являются превосходным способом обучения. Хотя прохождение теста более одного раза может оказаться дополнительным стрессом, это может быть отличным способом обучения, и даже может навести вас на типы вопросов, которые будут в тесте.
  4. Учитесь, используя много учебных пособий сразу. Создайте учебное пособие комбинированного типа, используя основные понятия и уточняющую информацию, которую вы отобрали из учебных материалов. Вы можете написать черновой вариант пособия на бумаге, от руки или с помощью компьютера, используя текстовый редактор, таблицу или специализированную программу по созданию учебных пособий, чтобы структурировать вашу информацию.

  5. Занимайтесь по расписанию. Сделайте учебное пособие как можно раньше, и выделите достаточно времени, чтобы учиться по ним, перед тем, как на вас свалится тест. За несколько недель перед тестом, разделите свое время для изучения всех разных предметов и выделите свое место каждому изучаемому предмету, чтобы быть уверенными, что вам хватает времени на каждый отдельный блок информации. Не откладывайте все на последнюю минуту.

    • Если вы страдаете от стресса, беспокойства и имеете склонность паниковать перед тестированием, может быть особенно хорошей идеей своевременно выставить предельные сроки выучивания отдельных глав или тем. Если вы знаете, что вам нужно на этой неделе пройти первые два параграфа, перед тем, как преступать к третьему и четвертому на будущей неделе, значит, вы можете посвятить этому всю неделю, и в течение этого времени вы не сможете волноваться по поводу 3 и 4 глав.
    • Выделите учебе разные временные промежутки, и фокусируйтесь на одном предмете за раз. Не нужно переключаться туда и обратно между пятью разными предметами, пока вы не выучили все по первому.
  • Выделенные слова и определения из учебника часто являются ключевыми пунктами и хорошими показателями материала для учебного пособия.
  • Помните, что каждый тип пособия имеет свои сильные и слабые стороны и есть много разных стилей обучения. Потому, правильно подбирайте тип учебного пособия к нужному предмету или к разным стилям обучения, для чего может понадобиться использовать более одного типа пособий. К примеру, визуалам могут лучше всего подойти карты и диаграммы, в то время как слушателям могут более подойти карточки, с которых они смогут зачитывать вслух.
  • Постарайтесь быть как можно более лаконичными. Избегайте ненужной информации.

Любой из нас учится или учился в университете, причем имеет колоссальный багаж знаний, а вот на вопросе, что такое учебно-методическое пособие, «сдувается» каждый второй. Нет, конечно, все мы понимаем, что речь идет об учебнике, справочнике, литературе, которая помогает учиться; но вот что это такое конкретно, знают лишь единицы. Что же, попробуем разобраться вместе.

Что такое учебно-методическое пособие и его особенности

Итак, учебно-методическое пособие — это официальное печатное издание, содержание которого полностью соответствует учебной программе по той или иной специальности в вузе.

Если говорить простым и доступным языком, то это самая обыкновенная методичка , которая из курса в курс передается студентам во временное пользование.

Это небольшой справочник, подсказка или даже конспект, который чаще всего затрагивает лишь одну тему, но зато в подробностях.

По методичкам не только выполняют практические и лабораторные работы в аудитории, но и правильно оформляют отчеты, согласно всем предъявляемым Министерством Образования требованиям.

Так что можно смело сказать, что учебно-методическое пособие – это незаменимый помощник на лекционных и практических занятиях в университете.

Раз уж я так сильно восторгаюсь этим печатным изданием, самое время поговорить о его весомых преимуществах, на фоне остальной литературы, которая в открытом доступе имеется в каждой студенческой библиотеке или читательском зале.

Преимущества учебно-методического пособия

1. Данное издание предлагает краткую тезисную информацию по заданной теме, которая гораздо проще переваривается сознанием и запоминается.

2. Методичка – это своего рода инструкция или шпаргалка, как выполнять задания на практике, и на какие аспекты своей работы обязательно обращать внимание.

3. Методичка помогает с оформлением и презентацией работы, а, как известно, за это также добавляется дополнительный балл к итоговой оценке.

4. Количество страниц методички не превышает 30 – 50, а это означает, что носить такую книжку в рюкзаке или сумке совсем нетяжело.

5. Методичкой при желании и навыках можно воспользоваться на экзамене в качестве реальной подсказки по теме. Когда своих шпаргалок нет, а в голове сквозняк – это идеальное решение, так что лучше методичку не забывать на ответственный экзамен.

Однако данное учебно-методическое пособие имеет свои существенные недостатки, о которых также требуется знать заблаговременно, чтобы не остаться «с носом»:

1. Методички пользуются повышенным спросом у студентов , поэтому выбить в библиотеке на абонемент лишний экземпляр порой просто не предоставляется возможности. Приходится просить у соседа по парте, либо копировать на ксероксе за своей счет, естественно.

2. Методички имеют невидимые «ноги» . Да-да, это то печатное издание, которое может посредине пары исчезнуть в неизвестном направлении и уже не вернуться.

Опять-таки повышенный спрос сказывается, так что лучше всего держать ухо востро, а собственную методичку в поле зрения, иначе проблем со строгим библиотекарем в будущем просто не избежать.

3. Методички имеют субъективное мнение на ту или иную тему , а объясняется это просто – они создаются под редакцией одного из педагогов кафедры.

Личная неприязнь и извечная конкуренция преподавателей, и твой ответ по методичке является не просто ошибочным, а «самым настоящим издевательством» над наукой (по себе помню).

Но в целом, не стоит обращать внимание на такие мелочи, ведь учебно-методическое пособие, как не крути, несет просвещенность в массы, а это для узкомыслящих студентов грандиозное преимущество.

Так что запасайтесь методичками и в бой за новыми знаниями. Главное, чтобы от вашей рассеянности, гвардия не разбежалась.

Потеря методички

Никого не хочу пугать, но предупредить просто обязана, что потеря методички – это не просто неприятность, это трагедия вселенского масштаба для библиотекарей.

Сначала они начинают вздыхать и охать от услышанного признания, потом передают эту информацию из смены в смену, затем придумывают наказание студенту рассеянному и, наконец, запоминают его фамилию и ставят «на карандаш».

Поверьте, в момент, когда вы потеряли учебно-методическое пособие, нажили врагов в лице всего обслуживающего персонала библиотеки, включая уборщицу. Выхода из ситуации два:

1. Отксерить такую же методичку и предоставить в библиотеку;

2. Купить новую книгу в библиотеку по своему принудительному желанию.

После этого конфликт исчерпан, но библиотекарь еще долго будет вас подкалывать при каждом посещении библиотеки и, тем более, взятии книжки на руки.

Откуда берутся методички?

Вопрос, конечно, глуповат, но в данной теме весьма актуален. Итак, кто издает такие инструкции?

Ответ очевиден: открой первую страницу и прочитай имя автора. Как правило, авторами являются преподаватели своей же кафедры, которые и рекомендуют приобретение конкретной методички. Ну, от скромности наши педагоги никогда не умрут, зато методичек настрочили порядком.

Самое смешное, что каждый автор хвалит только собственное творение, а на методички своих условных конкурентов и вовсе не советует обращать внимание. Но, хочешь – не хочешь, а мы все учились по методичкам и продолжаем это делать в современном студенчестве.

Вот тут мы подобрались ко второму главному вопросу, который стоит на повестке дня и особенно волнует многих аспирантов и преподавателей, которые еще не имели дела с написанием таких печатных изданий.

Как правильно написать и составить методичку?

Чтобы не писать ничего лишнего, перейдем сразу к теме, а процесс написания методички также распишем по плану, для большего удобства, так сказать.

1. Необходимо определиться с темой, которой будет посвящено запланированное печатное издание. Начинать можно с легкой информации, ну а в последующих методичках затрагивать уже более глобальные научные вопросы.

2. Изучать информацию по теме желательно не из интернета, который многие считают «помойной ямой». Не стоит рисковать, ведь в сети можно взять за основу недостоверный источник, причем по большой случайности. Обращать внимание лучше на проверенных авторов, реальные книги и фактически первоисточники, которых в библиотеке предостаточно.

3. Чтобы выученная теория не казалась бессмысленной, нужно мысленно перевести ее на свои практические знания, чтобы в итоге иметь четкое представление, о чем в дальнейшем будете писать учебно-методическое пособие.

4. Начинать свою работу желательно с предварительного плана, который может состоять из коротких предложений или емких тезисов. Это очень важно, иначе можно упустить какую-то важную информацию изучаемой темы.

5. Методичка – это шпаргалка, поэтому она должна подробно отвечать на перечень главных вопросов. Именно поэтому желательно заранее продумать их содержание, и ни один не упустить из виду.

6. Методичка по своему содержанию не должна быть сложной, а весь представленный материал должен быть описан емко, но простым и легко читаемым языком, чтобы студент не потерял интерес и не забросил ее уже после скучного прочтения первого абзаца.

7. Вся используемая литература должна быть засвидетельствована после содержания, а ее оформление также соответствует определенным нормам и правилам, которые важно соблюдать.

8. Изучить все правила оформления работы и преступить к дальнейшему написанию своего первого учебно-методического пособия.

9. Готовую работу проверить, воспользовавшись услугами корректора (если вы, конечно, не филолог).

10. Сдать на проверку, а потом в публикацию.

Если вы решили написать свое учебно-методическое пособие, то обязательно должны помнить элементарные правила, которые поднимут рейтинг вашего труда, а не оставят его долгие годы пылиться на полке в библиотеке без надобности.

Правило первое . Очень важно изучить учебную программу, чтобы методичка соответствовала теме, а не оказалась бесполезной либо неактуальной.

Правило второе . Структура должна не только соответствовать одной тематике и не вилять, но и содержать актуальную информацию, последние сведения и новые открытия, познания. В общем, учебно-методическое пособие не должно попадать в категорию «морально-устаревшая литература».

Правило третье . Подобранный для написания материал обязательно должен быть структурированный, доступный, логичный, закономерный и понятный для студентов. Желательно использовать короткие фразы и небольшие абзацы, нумерованные и маркированные списки, тезисы, различные графические выделения, а по необходимости таблицы и графики.

Правило четвертое . Список литературы должен быть ёмким и подробным, а составлен в соответствии требованиям.

Правило пятое . Сложная терминология не приветствуется, а, если без ее участия не обойтись, то желательно объяснить подробно значение того или иного слова, фразы, выражения.

В противном случае ваше учебно-методическое пособие вряд ли окажет содействие в учебе доброй половине студентов.

Вывод : Вам нужна методичка? Выбирайте самую потрепанную – она явно популярная и востребованная в массах! Вы решили написать свое учебно-методическое пособие, тогда излагайте свои мысли просто, доступно, лаконично.

Только тогда такое увлекательное издание студенты обязательно возьмут на заметку.

Теперь ты знаешь о том, что такое учебно-методическое пособие .

Для начала необходимо разобраться, что именно вы хотите написать. Я имею ввиду будет ли это методическое пособие по предмету или учебное пособие, а может быть учебно-методическое. Вроде бы слова практически одинаковые, но за ними стоят разные понятия. Разобраться не сложно. Сегодня мы предоставим вам нехитрое руководство: как написать пособие. А для начала узнаем подробнее о его видах.

Методическим пособием называют документ с подробным изложением оптимальной последовательности в изучении определенного учебного или научного материала. Методическое пособие основано на достоверных научных трудах по предмету, а также на практике и полученном опыте. Методическое пособие можно назвать изложением авторского мнения об эффективных способах реализации поставленных заданий.

Учебно-методические пособия содержат в своей структуре материал, который отличается от традиционных учебников и трудов ученых. Основной задачей такого пособия является предоставление информации об алгоритме выполнения заданий по данной дисциплине, представление о задачах, которые эта дисциплина изучает.

Учебное пособие представляет собой частичное и полное дополнение к учебнику. Оно может быть посвящено не всей дисциплине, а лишь некоторым темам. Отличием от учебника является наличие не только официально утвержденных апробированных знаний и положений, но и различных спорных мнений. Это издание обычно рекомендуется в помощь студентам для более качественного усвоения темы.

Как написать методическое пособие?

Как написать учебно - методическое пособие?

  1. Изучите материалы по теме пособия.
  2. Подбирайте качественные солидные источники.
  3. Свяжите излагаемую теорию с собственной практикой.
  4. Составьте план, продумайте тезисы и короткие замечания.
  5. Продумайте контрольные вопросы по поднятой вами теме.
  6. Текст следует дополнить иллюстрациями, диаграммами и фото.
  7. Приведите примеры, как грамотно использовать изложенную методику.
  8. Излагайте материал простым и понятным языком.
  9. Список использованной литературы указывайте в конце. Рекомендуйте к дополнительному прочтению еще литературу.
  1. Внимательно изучите рабочую учебную программу, по которой проходит обучение.
  2. Следите за тем, чтобы структура вашего будущего пособия соответствовала программе и раскрывала содержащиеся в ней темы.
  3. Собранный теоретический материал должен быть хорошо структурирован, логичен и понятен для студентов.
  4. Так как читать пособие будут не профессора, а студенты старайтесь не писать сложными, длинными фразами и большими параграфами. Если употребляете термины, обязательно делайте сноски, или расшифровку.
  5. Включите в пособие различные схемы, графики, рисунки, таблицы.
  6. К каждой теме продумайте практические задания, вопросы для самоконтроля, темы для рефератов.
  7. Список литературы составьте полный, дополните его учебниками и оригинальными трудами ученых.
  1. Изучите программу и темы. Ваше пособие должно строго соответствовать им.
  2. Выбрав тему, просмотрите какие цели у курса подготовки конкретного специалиста.
  3. Четко структурируйте учебное пособие.
  4. Пишите для простых людей в помощь, а не для запутывания.
  5. Все иностранные понятия и термины растолковывайте.
  6. Кроме вопросов для самопроверки, тем рефератов, каждую главу заканчивайте выводами.
  7. Каждое учебное пособие оформляйте в соответствии с требованиями, обращайте внимание на сноски, схемы и т.д.
  8. Внимательно составляйте список литературы, в котором указывайте полные данные об авторах, названии, дате выхода и издательстве.

Методическое пособие

Методическое пособие - разновидность учебно-методического издания, включающего в себя обширный систематизированный материал, раскрывающий содержание, отличительные особенности методики обучения по какому-либо учебному курсу в целом, либо значительному разделу(ам) курса, либо по направлению учебно-воспитательной работы. Помимо теоретического материала может содержать планы и конспекты уроков, а также дидактический материал в виде иллюстраций, таблиц, диаграмм, рисунков и т.п. Характеризуется ярко выраженной практической направленностью, доступностью, предназначается в помощь учителю в его повседневной работе.

Методическое пособие – это издание, предназначенное в помощь педагогам для практического применения на практике, в котором основной упор делается на методику преподавания. В основе любого пособия лежат конкретные примеры и рекомендации.

Методическое пособие отличается от методических рекомендаций тем, что содержит, наряду с практическими рекомендациями, ещё и теоретические положения, раскрывающие существующие точки зрения на излагаемый вопрос в педагогической науке. В методических рекомендациях теория вопроса дается минимально.

Авторами методических пособий являются, как правило, опытные педагоги и методисты, способные систематизировать практический материал собственной работы и работы коллег по профессии, учесть и использовать в обосновании предлагаемых методик теоретические разработки современной педагогики.

Задачей методического пособия является оказание практической помощи педагогам и методистам образовательного учреждения в приобретении и освоении передовых знаний как теоретического, так и практического характера.

Требования к методическим пособиям

Информативность, максимальная насыщенность (не должно быть общих фраз).

Ясность и четкость изложения (популярность).

Ясность структуры.

Наличие оригинальных способов организации соответственной деятельности.

Наличие либо новых методических приемов форм деятельности, либо их нового сочетания.

Наличие подтверждения эффективности предлагаемых подходов примерами, иллюстрациями, или материалами экспериментальной апробации.

Структура методического пособия включает:

Введение или пояснительная записка – до 15 % текста, где раскрывается история вопроса, анализируется состояние науки по данной проблеме, наличие или отсутствие сходных методик, технологий, обосновывающих необходимость данного пособия. Описываются особенности построения пособия, цель, кому адресовано.

Основная часть – до 75 % текста, в основной части пособия в зависимости от назначения и целей могут быть различные разделы (главы). Их название, количество, последовательность определяется и логически выстраивается в зависимости от замысла автора.

Например:

Глава 1 - излагается изучаемый теоретический материал;

Глава 2 - описываются основные методики, технологии, используемые или рекомендуемые для успешного решения вопроса;

Глава 3 - перечень и описание практических работ с рекомендацией по их выполнению;

Глава 4 - контрольные задания для проверки усвоения материала.

В теоретической части излагается в краткой форме (при необходимости с отсылкой к соответствующим работам) научно-педагогическое обоснование содержания пособия, характеризуется собственная методологическая позиция автора применительно к системе образования детей, обладающей своими специфическими чертами.

В практической части систематизируется и классифицируется фактический материал, содержатся практические рекомендации, приводятся характерные примеры тех или иных форм и методик работы в образовательном учреждении.

В дидактической части сосредоточены дидактические материалы (схемы, таблицы, рисунки и т. п.), иллюстрирующие практический материал.

Заключение – до 10% текста, излагаются краткие, четкие выводы и результаты, логически вытекающие из содержания методического пособия, в каком направлении предполагается работать дальше.

Литература – список литературы дается в алфавитном порядке с указанием автора, полного названия, места издания, издательства, года издания.

Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуе­мого вида деятельности с использованием данного методического пособия, но не вошедших в основной текст. В числе приложений могут быть различные необходимые нормативные документы, в том числе образовательного учреждения, использование которых позволит педагогу или методисту организовать свою работу в соответствии с имеющимися требованиями.

Приложения располагаются в самом конце работы в порядке их упоминания в тексте. Каждое приложение начинается с новой страницы и имеет свое название. В правом верхнем углу страницы пишут слово «Приложение» и ставят его номер (например «Приложение 1»). Приложения имеют сквозную нумерацию страниц (методические рекомендации заканчиваются 16 страницей, приложение начинается с 17).

Методическое пособие должно содержать все составные части, которые входят в издание, при этом помимо основного текста рукопись должна включать обложку, титульный лист и оборот титульного листа.

На обложке по центру располагается заглавие работы, И.О.Ф. автора помещается выше заглавия. Вам следует помнить, что сначала пишутся инициалы, а затем фамилия. Внизу, по центру листа, указывается название города или района и год. Никаких знаков препинания не ставится.

Рисунки и фотографии на обложке должны соответствовать содержанию рукописи.

На титульном листе прописывается заглавие, выше заглавия И.О.Ф. автора. Вверху по центру пишется название организации, от имени которой выпускается издание, с названием вышестоящей организации. Внизу, по центру листа, указывается название города или района и год. Никаких знаков препинания не ставится.

Оборот титульного листа содержит фамилию, имя, отчество автора, должность, место работы, квалификационную категорию или ученую степень, а также аннотацию к работе. Аннотация содержит следующие лаконичные сведения:

Указывается, чему посвящено данное пособие;

Предназначение данного методического пособия, т.е. какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа;

возможные сферы приложения предлагаемого вида методической продукции (где может быть использовано настоящее пособие).

Технические требования к оформлению методического пособия

Текстовая часть рукописи должна быть обязательно набрана на компьютере (А4: 210Х297), формат А 4. Интервал между строками – 1или 1,5. Для набора текста, формул и таблиц необходимо использовать редактор Microsoft Word для Windows. Шрифт - Times New Roman, кегль 14. Если необходимо в тексте выделить слово или предложение, выделяем жирным или курсивом, но обязательно 14 шрифтом. Подчеркивания не допускается. Абзацы начинаются с красной строки. Красная строка – 1.27. В тексте не допускаются переносы, выравнивание по ширине. Переносы слов в заголовках и подзаголовках не делаются. Подчеркивание их не допускается, точка в конце заголовка не ставится. Тексты структурных элементов - разделов - следует начинать с нового абзаца. Необходимо помнить о важности деления (рубрикации) текста с помощью абзацев - отступов в строке при начале новой смысловой части. Номера страниц - арабскими цифрами, внизу страницы, выравнивание по центру, титульный лист включается в общую нумерацию. Нумерация проставляется с основного текста.

Поля постоянные:

Верхнее поле – 2 см. Нижнее поле – 2,5 см.

Левое поле – 3 см. Правое поле – 1 см.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ


  • Пузырев А.В.
    «Эстетика языка и оценка содержательной основы массовых песен»
  • Филимонова Л.В., Быкова Е.А.
    Математика и информатика.
    (для студентов гуманитарных факультетов ВУЗов)

    Предлагаемое учебное пособие предназначено для студентов вузов, обучающихся на факультетах, где математика и информатика не являются предметами специализации. Оно составлено с учетом требований государственного стандарта и в нем на доступном уровне изложены некоторые основополагающие вопросы, вошедшие в учебную программу по новому предмету "Математика и информатика". Данное пособие содержит 11 параграфов, каждый из которых посвящен изучению фундаментальных вопросов математики и информатики. Его цель - воспитать у человека культуру рациональных методов оперирования имеющимися и приобретения новых знаний, ознакомить студентов с некоторыми разделами высшей математики, углубить знания, полученные в школе по информатике и информационным технологиям, дать необходимые сведения о современных аспектах использования ЭВМ и последних достижениях.

  • Кравченко В.А.
    Справочный материал для составления курсового проекта (работы) по системе применения удобрений в севооборотах
    (для студентов сельскохозяйственного факультета дневной и заочной форм обучения)

  • Методические указания по выполнению и защите выпускных квалификационных (дипломных) работ
    (для студентов сельскохозяйственного факультета по направлению подготовки дипломированного специалиста - 660200 "Агрономия")

    Настоящие методические указания переработаны на основе методических указаний разработанных преподавателями агрономического факультета Воронежского Государственного Аграрного Университета им. К.Д. Глинки - Козлобаева В.В. Федотова В.А. Попова А.Ф. и имеют своей целью дать необходимую информацию студентам сельскохозяйственного факультета Елецкого Государственного Университета им И.А. Бунина для самостоятельной подготовки и защиты выпускной (дипломной) работы.

  • Подаева Н.Г., Жук Д.А.
    Лекции поосновам геометрии
  • Подаева Н.Г., Красникова Л.В.
    Линии и поверхности в евклидовом пространстве
    (для студентов физико-математического факультет)
  • Подаева Н.Г., Евсиков С.В.
    Лекции по элементам топологии
    (для студентов физико-математического факультет)
  • Носов В.А.
    Комбинаторика и теория графов
  • Губина Т.Н., Таров Д.А., Масина О.Н., Тарова И.Н.
    Методические рекомендации по подготовке к государственному итоговому экзамену "Информатика" выпускников физико-математического факультета
  • Губина Т.Н., Масина О.Н., Губин М.А.
    Работа в Microsoft Office
  • Позняк Т.А., Тарова И.Н., Карпачева И.А., Будякова Т.П.
    Производственная практика будущих учителей информатики
  • Таров Д.А., Тарова И.Н., Губина Т.Н., Масина О.Н., Дякина В.А.
    Контрольно-измерительные материалы по дисциплинам информационного профиля.
  • Таров Д.А.
    Методические указания по написанию курсовых работ по дисциплинам информационного профиля.
  • Тарова И.Н., Терехов Ю.П., Масина О.Н., Скоков А.В.
    Практикум по решению задач на ЭВМ.
  • Балашова Т.Н.
    Наследственное право
    (для студентов дневного и заочного отделений)

    В данном пособии поставлена задача - оказать методическую помощь студентам, изучающим дисциплину Наследственное право. В нем рассматриваются все основные разделы дисциплины, предлагаются контрольные задания, тесты и задачи к каждой теме. Методические указания составлены в соответствии с программой по наследственному праву для высших учебных заведений. Рекомендуется студентам юридического факультета. Пособие предназначено для студентов юридического факультета очной и заочной форм обучения.

  • Зубова О.В.
    Учебно-методические материалы по гражданскому праву (общая часть)

    Данные учебно-методические материалы предназначены для студентов и преподавателей юридического факультета. Целью пособия является оказание помощи в изучении общей части гражданского права, а также облегчение поиска нормативного материала и юридической литературы, необходимой для выполнения практических заданий.
    В сборнике даются практические задания, которые студенты могут использовать для освоения основных положений учебного курса в процессе самоподготовки к занятиям по гражданскому праву, а преподаватели - для осуществления контроля знаний студентов.


  • Курсы по выбору студентов факультета педагогики и психологии (дошкольной): Рабочие программы [Текст]

    Учебно-методическое пособие содержит темы и содержание курсов по выбору для студентов факультета педагогики и психологии (дошкольной). Пособие состоит из предисловия, программ курсов по выбору. В предисловии раскрывается место дисциплин по выбору в учебном процессе факультета и их значение в подготовке высококвалифицированных специалистов. Тематика и содержание курсов по выбору разработаны преподавателями кафедры дошкольной и коррекционной педагогики. Учебно-методическое пособие адресовано студентам дневной и заочной форм обучения, преподавателям вузов, практическим работникам.


  • Сборник рабочих программ психолого-педагогических дисциплин по специальности 050703 дошкольная педагогика и психология

    Сборник содержит рабочие программы по основному перечню психолого-педагогических дисциплин по специальности "Дошкольная педагогика и психология", разработанных преподавателями кафедр дошкольной и коррекционной педагогики, возрастной и педагогической психологии согласно ГОСТам 2005 года, современным требованиям и уровню развития науки. Каждая рабочая программа включает цель и задачи данной дисциплины, основное содержание, практические и лабораторные занятия, задания к самостоятельной работе, вопросы к зачетам и экзаменам, списки основной и дополнительной литературы, примерный перечень тем рефератов и курсовых работ, варианты тестов и контрольных работ по семестрам и т.д. Рабочие программы одобрены методическим Советом факультета педагогики и психологии дошкольной. Данное учебно-программное издание адресовано студентам факультетов педагогики и психологии дошкольной, может быть полезно преподавателям педагогических колледжей и вузов, готовящих специалистов данного профиля.

  • Чуйкова Ж.В.
    Историко-педагогический анализ проблемы обучения дошкольников родному языку
    (к курсу по выбору)
  • В.Н. Карташова
    Deutsch 4: Mein Beruf ist Fr?hfremdsprachenlehrer
    (Учебное пособие по практике немецкого языка для студентов 4 курса факультета педагогики и психологии дошкольной с дополнительной специальностью "Иностранный язык")

    Пособие предполагает реализацию принципов профессиональной и коммуникативной направленности, обеспечивающих активное формирование в процессе учебной деятельности иноязычных навыков у студентов - будущих учителей иностранного языка для дошкольников и младших школьников. Ориентация на будущую специальность студента определила отбор учебного материала. Пособие содержит оригинальные тексты для чтения по педагогической и страноведческой тематике. Учебное пособие предназначено для студентов 4 курса факультета педагогики и психологии (дошкольной), изучающих немецкий язык как вторую специальность.

  • Ануфриева О. В.
    Изобразительное искусство Германии.
    (для студентов факультета дизайна)

  • Конституционное (государственное) право зарубежных стран.
    (для студентов специальности 030501 - Юриспруденция всех форм обучения)
  • Захарова М.А.
    Педагогическое исследование в формате курсовой и ВКР
  • И.А. Карпачева, Т.А. Позняк
    Педагогическая практика.
    (для студентов физико-математического факультета)

    Учебно-методическое пособие предназначено для студентов физико-математического факультета, обучающихся по специальности 032100.00 - Математика с дополнительной специальностью (квалификация учитель математики). В пособии нашли отражение общие положения организации учебной и производственной практики студентов - будущих учителей, права и обязанности студентов-практикантов, требования к оформлению документов, критерии оценивания деятельности студентов. В соответствии с этапами организации практик последовательно раскрыто их содержание, сформулированы общепедагогические и методические рекомендации по организации современного урока, разработаны исследовательские задания и предложены рекомендации по их выполнению. Пособие содержит диагностические методики, планы и конспекты уроков.

  • Карпачева И.А., Крикунов А.Е.
    Методические рекомендации по изучению педагогики для студентов-заочников.
    (для студентов-заочников)

    Учебно-методическое пособие предназначено для студентов-заочников физико-математического факультета, обучающихся по сокращенной программе. Вместе с тем, оно будет полезно студентам заочной формы обучения всех педагогических специальностей. В пособии представлены логика и структура изучения курса педагогики в течение всего срока обучения в университете, предлагаются методические рекомендации и задания к семинарским занятиям, задания для самостоятельной работы. Студенты заочники найдут в пособии задания по педагогике, которые необходимо выполнить в период педагогической практики, а также рекомендации по выполнению курсовой и выпускной квалификационной работы.

  • В. Н. Мезинов
    Введение в педагогическую деятельность
  • Т.П. Будякова
    Курсовая работа по психологии

    В учебно-методическом пособии рассматриваются общие методические вопросы написания и оформления курсовой работы по психологии. Предлагаются способы описания результатов научного эмпирического исследования. Для студентов непсихологических специальностей.

  • Т.П. Будякова
    Знаково-символическая деятельность и её генез
    (к курсу "Возрастная и педагогическая психология" для специальности 031200 "Педагогика и методика начального обучения")

    В учебном пособии раскрывается один из наиболее сложных в изучении разделов возрастной и педагогической психологии: развитие знаково-символической деятельности в онтогенезе. Даётся определение знаково-символической деятельности, описываются пути её формирования и развития в дошкольном и младшем школьном возрасте. Пособие адресовано студентам, изучающим психологию.

  • Т.П. Будякова
    Юридико-психологические аспекты правового института компенсации морального вреда
    (к курсу "Юридическая психология" (для студентов, обучающихся по специальности 021100 "Юриспруденция"))

    Учебное пособие посвящено малоразработанным проблемам юридической психологии. В частности рассматриваются юридико-психологические аспекты в применении норм гражданско-правового института компенсации морального вреда.

  • Морозова М.А.
    Современный русский язык. Морфология (глагол, глагольные формы). Планы подготовки к практическим и индивидуальным занятиям.
    (для самостоятельной работы студентов очного и заочного отделения специальности "050301 - Русский язык и литература" с доп. специальностью "050401 - История".)

    Пособие содержит программу по морфологии русского языка (глагол и глагольные формы) для студентов 3 курса филологического факультета, планы практических занятий с указанием литературы, аудиторными и домашними заданиями и образцами их выполнения, перечень основной и дополнительной литературы по курсу, две контрольные работы, которые могут быть использованы также для самостоятельной подготовки к занятиям и зачёту. Пособие предназначено для студентов и преподавателей, ведущих курс морфологии русского языка (глагол, глагольные формы).

  • Воеводина Г.А.
    Уникальные аффиксы в современном русском языке.
    (для студентов филологического факультета)

    В учебном пособии по спецкурсу исследуются вопросы, связанные со статусом уникальных аффиксов, не имеющие однозначного ответа в силу их недостаточной изученности. Рассмотрение вопросов об уникальных аффиксах способствует уточнению понятия морфемы и её основных признаков. Данное пособие может быть использовано для теоретического и практического осмысления языкового материала, при изучении "Курса по выбору", факультатива, при подготовке курсовых и квалификационных работ.

  • Бирюкова Т.Г.
    Анализ и синтез текста

    Пособие представляет собой теоретико-практический курс, помогающий освоить приемы восприятия чужих и создания собственных текстов. Его основная задача - развить умение общаться в различных сферах на основе овладения наиболее распространенными жанрами устной и письменной речи, научить использовать выразительные средства языка для эффективного общения. В пособии предусмотрена разнообразная работа с текстом, задания носят творческий характер, имеют практическое значение. Книга предназначена для выпускников школ, а также для студентов различных специальностей, желающих повысить речевую культуру.

  • В.И. Казарина
    Современный русский синтаксис: структурная организация простого предложения

    Учебное пособие, включающее материал по проблемам присловных и предложенческих связей, структурной схеме простого предложения как языкового знака, означаемым которого является типовая пропозиция, и позиционной схеме как речевого знака высказывания, структурной и семантической организации предложений, традиционно квалифицируемых односоставными с экскурсами в историю изучения, предназначено прежде всего для студентов филологического факультета, оно будет полезным для аспирантов и учителей школ, а также и для всех, кого интересуют проблемы русского синтаксиса.

  • Филимонова Л.В., Боброва Т.М.
    Методические рекомендации для лабораторных занятий по изучению раздела общей физики "Механика". В двух частях.
    (для студентов инженерно-физического и физическо-математического факультетов)

    Целью данного пособия является оказание помощи студентам в подготовке и выполнении лабораторных работ по темам из раздела общей физики "Механика". В пособии приводятся описания к 13 лабораторным работам. Работы первой части затрагивают преимущественно материал по кинематике, колебаниям и волнам, движению тел в вязкой жидкости во второй части содержатся работы по динамике материальной точки и твердого тела. К каждой работе дается формулировка цели ее выполнения, перечень используемого оборудования, краткие основы теории по теме работы, описание метода, вопросы к допуску, содержание экспериментальных заданий, вопросы к отчету. Представленный в каждой работе материал достаточен для ее выполнения, но требует изучения дополнительных литературных источников для подготовки отчета. В приложениях приводятся краткая справка по вычислению погрешности результатов учебного эксперимента по физике, необходимые справочные таблицы, дополнительный материал. Учебно-методическое пособие рекомендуется к использованию на лабораторных занятиях со студентами инженерно-физического и физико-математического факультетов ЕГУ в лаборатории механики.

  • Филимонова Л.В.
    Методические указания для практических занятий по общей и экспериментальной физике. Часть вторая. МКТ и термодинамика.
    (для студентов физико-математического факультета)

    Целью данных указаний является оказание помощи студентам в усвоении программного материала по физике через решение типовых задач по разделу "МКТ и термодинамика". В методических указаниях приводится материал к 6 практическим занятиям, содержащий вопросы для теоретической подготовки к занятию, подробные указания по решению типовых задач, задачи для самостоятельного решения. Темы практических занятий взяты из рабочей программы дисциплины "Общая и экспериментальная физика" и охватывают теоретический материал по основам молекулярно-кинетической теории вещества и термодинамики. К каждому практическому занятию приводятся подробные указания по решению широкого круга задач, освещая основные законы, понятия и методы, отраженные в лекционном материале. Представленный в каждой теме через методические указания материал достаточен для самостоятельного решения студентами всех приведенных в конце каждого занятия задач. В приложениях содержатся дополнительный материал, посвященный понятию "число степеней свободы", математическим методам решения сложных задач, перечень используемых обозначений и справочный материал. Методические указания рекомендуются к использованию на практических занятиях по физике со студентами физико-математического факультета ЕГУ им. И.А. Бунина при изучении раздела физики "МКТ и термодинамика".

  • Филимонова Л.В.
    Методические указания для практических занятий по общей и экспериментальной физике. Часть третья. Электричество.
    (для студентов физико-математического факультета)

    Целью данных указаний является оказание помощи студентам в усвоении программного материала по физике через решение типовых задач по разделу общей и экспериментальной физики "Электричество". В методических указаниях приводится материал к 7 практическим занятиям, содержащий вопросы для теоретической подготовки к занятию, некоторые замечания к теоретическому материалу, подробные указания по решению типовых задач, задачи для самостоятельного решения. Темы практических занятий охватывают соответствующий лекционный материал, раскрывая законы и принципы, понятия и термины электростатики и электродинамики, освещая практические аспекты и методы применения теории. Представленная в указаниях информация достаточна для самостоятельного решения студентами всех приведенных в конце каждого занятия задач. В приложениях приводятся перечень используемых обозначений, список основных формул, необходимый справочный материал, дополнительный материал, посвященный математической теории векторного поля, и др. Методические указания рекомендуются к использованию на практических занятиях по физике со студентами физико-математического факультета ЕГУ им. И.А. Бунина при изучении раздела физики "Электричество".

  • Филимонова Л.В.
    Методические указания для практических занятий по общей и экспериментальной физике. Часть четвертая. Электромагнетизм.
    (для студентов физикоматематического факультета)

    Целью данного пособия является оказание помощи студентам в усвоении программного материала по физике через решение типовых задач по разделу "Электромагнетизм". В пособии приводится материал к 6 практическим занятиям, содержащий вопросы для теоретической подготовки к занятию, подробные указания по решению типовых задач, задачи для самостоятельного решения. Темы практических занятий взяты из рабочей программы дисциплины "Общая и экспериментальная физика" и охватывают теоретический материал по основам магнитостатики, системе уравнений Максвелла для электромагнитного поля и электромагнитным волнам. К каждому практическому занятию приводятся подробные указания по решению широкого круга задач, освещая основные законы, понятия и методы, отраженные в лекционном материале. Представленный в каждой теме через методические указания материал достаточен для самостоятельного решения студентами всех приведенных в конце каждого занятия задач. В приложениях приводятся дополнительный материал, посвященный, перечень используемых обозначений и справочный материал. Учебно-методическое пособие рекомендуется к использованию на практических занятиях по физике со студентами физико-математического факультета ЕГУ им. И.А. Бунина при изучении раздела физики "Электромагнетизм".

  • Вобликов С.Н.
    Методическое пособие по написанию курсовых работ по теории государства и права
  • В.И. Коротких, А.В. Усачев
    История философии
    (Сборник учебно-методических материалов для студентов ЕГУ им. И.А. Бунина, обучающихся по специальности "Религиоведение" с хрестоматией, прологом и эпилогом)
  • Горичева В.Л., Левашова О.В.
    Учебно-методическое пособие по написанию курсовых работ по кафедре уголовного права и процесса.

    В данном пособии поставлена задача - оказать методическую помощь студентам, осуществляющим написание курсовых работ по кафедре уголовного права и процесса. В пособии дается подробное описание процесса подготовки курсовой работы от выбора темы до публичной защиты. Особое внимание уделяется требованиям, предъявляемым к объему, структуре, содержанию и оформлению работы, этапам и методике ее выполнения. Пособие предназначено для студентов юридического факультета очной и заочной форм обучения.

  • Е.В. Исаева
    Методические указания для студентов стационара и ОЗО филологического факультета по подготовке к практическим занятиям по курсу "История зарубежной литературы XVII-XVIII веков"
  • С.В. Воробьев, Е.Г. Есина, Н.С. Трубицына
    Информационные системы в экономике: СУБД Access
    (Укороченный вариант)

    Данное учебно-методическое пособие посвящено проблемам, связанным с автомати-зацией обработки больших объемов информации, а именно, её организации в системе управ-ления базой данных Microsoft Access. Указанное приложение содержит широкий диапазон средств для эффективного управления информацией, в том числе, и экономической. Изуче-ние СУБД Access входит в содержание дисциплины "Информационные системы в экономи-ке" и, прежде всего, предназначена для студентов экономического факультета. Цель работы - дать студентам знания и практические умения в области прикладной информатики, показать методы автоматизированного решения различных экономических задач. Пособие содержит пять, достаточно объемных, лабораторных работ, в которых имеет-ся необходимый минимум теоретического материала, рассмотрены примеры решения задач с их подробным описанием, предлагаются задания для самостоятельного выполнения. Издание будет полезно не только студентам и аспирантам экономического профиля, но и бухгалтерам, аудиторам, аналитикам и иным категориям специалистов, занимающихся экономическими расчетами.

  • В.Е. Медведев, С.В. Воробьев
    Практикум по информационным системам в экономике: расчеты в электронной таблице Excel
    (Укороченный вариант)

    Данное издание предназначено для того, чтобы помочь читателям научиться эффектив-но применять встроенные средства электронной таблицы Microsoft Excel в процессе решения экономических задач. Пособие разделено на темы, каждая из которых содержит минималь-ный объем теоретической информации, необходимой для решения поставленных задач, практические задания с подробным объяснением технологии их решения, а также задачи для самостоятельного выполнения. Материал излагается в доступной форме по принципу от про-стого к сложному. Практикум может использоваться на лабораторных занятиях в процессе изучения дис-циплины "Информационные системы в экономике" и других подобных дисциплин. Пособие будет полезно студентам, аспирантам и преподавателям экономических специальностей, практикующим бухгалтерам и экономистам, которые желают самостоятельно повысить и за-крепить свой уровень знаний и умений в области экономических информационных систем и технологий.

  • Артюхова Г.А., Воробьев С.В.
    Автоматизация торговых операций и складского учета
    (Укороченный вариант)

    В настоящем учебно-методическом пособии излагаются основные принципы ведения автоматизированного складского учета и торговых операций фирмы в системе "1С: Предприятие", а именно, в конфигурации "Торговля и Склад". Теоретический материал пособия сопровождается практическими заданиями, большинство из которых имеет подробное описание хода решения. Кроме того, в каждой теме предлагаются за-дачи для самостоятельного решения. Данное пособие ориентировано на студентов экономических специальностей, может быть использовано в рамках информационных дисциплин, на спецкурсах или факультативах по информационным технологиям. Пособие будет полезно работникам экономических подразделений торговых фирм, бухгалтерам, а также программистам.


  • Практикум по решению задачи ведения бухгалтерского учета в системе 1С: ПРЕДПРИЯТИЕ
    (Укороченный вариант)

    Учебно-методическое пособие представляет собой комплексный набор за-даний по бухгалтерскому учету, представленный в виде сквозной задачи по ос-новным разделам учета. Задания предусмотрены для типовой конфигурации 1С: Бухгалтерия, входящей в систему 1С: Предприятие версии 7.7. Настоящее издание будет полезно студентам и аспирантам экономических специальностей, а также практикующим бухгалтерам и экономистам, которые желают повысить и закрепить свой уровень знаний и умений в области экономи-ческих информационных систем и технологий.

  • Воробьев С.В.
    Автоматизация управления предприятием в интегрированной системе "галактика"
    (Укороченный вариант)

    Учебно-методическое пособие содержит в себе описание основных принципов работы в отечественной корпоративной информационной системе "Галактика". Рас-сматриваются технологии организации процесса управления предприятием на приме-рах таких внутренних контуров, как "Управление персоналом", "Логистика", "Бухгал-терский учет". Каждая тема содержит теоретический материал, который сопровождает-ся практическими заданиями с подробным описанием хода решения, а также в каждой теме предлагаются задачи для самостоятельного решения. Данное пособие ориентировано на студентов экономических специальностей, может быть использовано в рамках дисциплин информационно-технологического цик-ла, на спецкурсах или факультативах по информационным технологиям. Пособие будет полезно для ознакомления работникам экономических подразделений производствен-ных предприятий, бухгалтерам, а также программистам.

  • М.В. Ильяшенко
    Программа педагогической практики в учреждениях системы среднего профессионального образования для студентов отделения заочного обучения факультета педагогики и психологии (дошкольной)
    (для студентов отделения заочного обучения факультета ПиПД)
  • Бакаева О.Н., Гожина О.Л., Емельянова И.Д., Краковская В.С., Красова Т.Д., Ильяшенко М.В., Мартынова Л.Н., Пеньковская О.В., Пронина А.Н., Фаустова И.В., Фоменко Л.К., Чуйкова Ж.В.
    Педагогическая практика студентов факультета педагогики и психологии (дошкольной)

    В пособии излагаются цели, задачи, содержание и методы орга-низации всех видов педагогической практики студентов по специаль-ности "Дошкольная педагогика и психология", с дополнительными специальностями "Логопедия", "Педагогика и психология", "Ино-странный язык". Представлены задания для студентов-практикантов, позволяющие выявить и сформировать у них необходимые профес-сиональные умения. Сообщаются требования к оформлению докумен-тации по каждому виду практики, приводятся необходимые образцы. Разработаны критерии оценки студента-практиканта. Описаны обя-занности руководителей практики и студентов-практикантов.
    Учебно-методическое пособие может быть использовано сту-дентами и преподавателями факультета дошкольной педагогики и психологии.

  • Р.Н. Перелетов
    ИСТОРИЯ РОССИИ (с древнейших времен до XVIII в.)
    (учебно-методическое пособие к практическим занятиям и самостоятельной работе для студентов заочной формы обучения по специальности «история»)

    В учебно-методическом пособии публикуются необходимые для студентов заочной формы обучения материалы по специальности «история». Они включают в себя практические занятия, историческую термино-логию, тесты, задания по историческим картам и др.

  • Белькова Н.А., Краснова Т.В., Тропин Н.А.
    Музейная и археологические практики
    (программы практик и методические рекомендации)

    Данные учебные материалы подготовлены опытными преподавателями, воз-главляющими в течение ряда лет учебные практики студентов исторического и филологического факультетов. Издание предназначено для студентов этих факультетов.

  • Д.А. Ляпин
    Служилое землевладение елецкого уезда в конце XVI-XVII вв.
    (программа спецкурса)

    Учебно-методическое пособие включает авторское содер-жание спецкурса (дисциплины специализации), тестовые зада-ния, тематику рефератов, перечень вопросов к отчетности, об-ширный список библиографии. Для студентов исторического факультета по специальности «история».

Последние материалы раздела:

Английский с носителем языка по skype Занятия английским по скайпу с носителем
Английский с носителем языка по skype Занятия английским по скайпу с носителем

Вы могли слышать о таком замечательном сайте для языкового обмена, как SharedTalk. К сожалению, он закрылся, но его создатель возродил проект в...

Исследовательская работа
Исследовательская работа " Кристаллы" Что называется кристаллом

КРИСТАЛЛЫ И КРИСТАЛЛОГРАФИЯ Кристаллом (от греч. krystallos - "прозрачный лед") вначале называли прозрачный кварц (горный хрусталь),...

«Морские» идиомы на английском языке
«Морские» идиомы на английском языке

“Попридержи коней!” – редкий случай, когда английская идиома переводится на русский слово в слово. Английские идиомы – это интересная,...