Мцыри почему повествование передано герою. Контрольный тест по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри

Сочинение

Тема: Мцыри: В чем видит Мцыри счастье и смысл жизни(М. Ю. Лермонтов)

Что за огненная душа,

Что за могучий дух,

Что за исполинская

натура у этого Мцыри?

‘’Мцыри” — романтическая поэма М. Ю. Лермонтова. Сюжет этого произведения, его идея, конфликт и композиция тесно связаны с образом главного героя, с его стремлениями и переживаниями. М.Ю. Лермонтов пытается найти образ героя-бойца, и находит его в образе мальчишки Мцыри, в котором он передает читателю все свои чувства и переживания, воплощает лучшие черты людей своего времени.

Мцыри — человек, жаждущий жизни и счастья, стремящийся к людям, близким и родным по духу. Мы видим, что уже с самых юных лет Мцыри был лишен всего, что составляет радость и смысл человеческой жизни: семьи, близких, друзей, родины.

После того как Мцыри попал в монастырь, и его выходил один монах, перед нами предстает мальчик, обреченный с детства на унылое свое существование в мрачных стенах монастыря. Мцыри чувствовал себя в неволи. Окружающие его люди — монахи были враждебны ему, они не могли понять его. Они отняли у мальчика свободу, но стремление к ней убить не смогли.

Мцыри очень ценит те три дня, которые он пробыл на воле. Мальчик убедился в том, что человек рожден свободным, что он “быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов”. Перед юношей впервые раскрылся мир, который был недосягаем для него в монастырских стенах. Мцыри обращает внимание на каждое явление природы, на каждое поле, на каждый кустик, травинку. Он увидел горные хребты своей родины. В произведении горы сравниваются как люди, которые хоть и близко, но не со всеми можно объединиться. Яркость красок, многообразие звуков, великолепие голубого свода ранним утром — все это богатство пейзажа наполнило душу героя ощущением слияния с природой. Он чувствует ту гармонию, единение, братство, которые не дано было ему познать в обществе людей. Важным эпизодом в поэме является встреча с грузинской девушкой. Мцыри готов к любви, но он отказывается от этого ради цели пройти в родную страну.

В произведении также есть эпизод схватки Мцыри с барсом. Юноша видел в нем достойного соперника и злобного врага, как и он жаждущего свободы. Поединок, состоявшийся между ними, был поединком физической силы и силы духа. Пусть герой слаб и изможден болезнью, но им движет огромная воля к победе, поэтому в этой битве зверь и человек равны.

В скитаниях, Мцыри окончательно уверовал, что на свободе несмотря на все невзгоды жизнь действительно прекрасна, а главное узнал себя, поверил в свои возможности.

Герой сломлен физически, но духовно не побежден, об этом свидетельствует желание Мцыри похоронить его в саду, из которого виден горный хребет, видна его родина.

В образе Мцыри Лермонтов отразил реальные черты лучших людей эпохи 30-х годов XIX столетия, попытался заставить своих современников отказаться от пассивности, апатии, безразличия, восславил внутреннюю свободу человека.

25.01.2013 38164 2265

Урок 31 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОЭМЕ ЛЕРМОНТОВА «МЦЫРИ»

Цели урока: проверить и обобщить знания учащихся по поэме Лермонтова; закрепить литературоведческие понятия: «романтическая поэма», «романтический герой»; учить дискутировать, аргументированно высказывая свое мнение.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Дискуссия по поэме Лермонтова.

Слово учителя.

В одной из школ ученикам был предложен вопрос: что им непонятно в поэме Лермонтова «Мцыри»? И вот что они написали (проецируется на экран):

«Непонятно, почему Мцыри бежал во время грозы без всякой подготовки. Он должен был подготовиться к побегу, запасти хлеба, соли, хорошо одеться. А то он взял и выскочил напропалую».

«Почему Мцыри не пошел за грузинкой в саклю, к свободным людям, к которым он стремился всю жизнь?»

«Непонятно, почему Мцыри сразился с барсом. Ведь он мог спокойно уйти, пока барс его не почуял. Из-за этого он обессилел и погиб, а если бы ушел, может быть, добрался бы до своей родины».

– А как бы вы ответили на эти недоуменные вопросы?

– Все ли вам понятно в этой поэме? Нет ли своих вопросов?

IV. Контрольная работа по карточкам-вариантам.

Вариант 1.

1. Что называется поэмой? К какому роду литературы относят поэму? Почему?

(Поэма – крупное стихотворное произведение с развернутым сюжетом. Поэму обычно относят к лироэпическим произведениям, так как, рассказывая о судьбах своих героев, рисуя картины жизни, поэт высказывает в поэме собственные мысли, чувства, переживания.)

2. В романтических произведениях (в том числе и в поэме) исключительный герой действует в исключительных обстоятельствах на фоне необычных картин. Перечитайте отрывок из VI главы поэмы «Мцыри». Докажите, что поэт нарисовал романтический пейзаж. Какие художественные средства использовал Лермонтов?

(Этот пейзаж, конечно, можно назвать романтическим, потому что каждая его деталь необыкновенна, экзотична – «горные хребты, причудливые, как мечты», курятся на заре; по берегам горного потока – «груды темных скал», снежные вершины гор скрываются в облаках. Главные художественные приемы в поэме – олицетворение и сравнение. В основе метафоры-олицетворения о двух берегах горного потока лежит русская народная загадка («Два братца в воду глядятся, никогда не сойдутся»). Сравнения: вершины гор «курилися, как алтари»; снега горят, «как алмаз», облака сравниваются с караваном белых птиц. п ейзаж показан глазами героя и передает его мысли и чувства. Первая картина (разделенные потоком берега) – одиночество, отчаяние. Заключительная картина (облака, направляющиеся на восток, к Кавказу) – непреодолимое стремление на родину).

3. Каким размером, с помощью каких рифм написана поэма? Как это влияет на характер стихотворной речи?


(Поэма написана 4-стопным ямбом. Рифмы только мужские. Это помогает передать взволнованность речи рассказчика (ведь перед нами исповедь) и, кроме того, придает мужественность, чеканность, красоту стихам.)

4. Вспомните сцену боя с барсом. Какие качества героя проявились в этой схватке? Почему юноша победил могучего зверя?

(Эта сцена прекрасно характеризует главного героя. Мцыри предстает здесь человеком необыкновенным: ему все по плечу, даже удается почти безоружному в рукопашной схватке победить хищного зверя. Жажда подвига, удаль, отвага заставляют юношу вступить в смертельную битву. Поэт постоянно подчеркивает, что его герой чужой среди людей (по крайней мере среди тех, с кем он вынужден жить), но в мире дикой природы он чувствует себя своим (как зверь степной).

Вариант 2.

1. Вспомните эпиграф к поэме «Мцыри». Как он связан с идеей произведения?

(Эпиграф Лермонтовым взят из Библии: «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю». Идея – лучше три дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря, где человек не живет полнокровно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.)

2. Поэма М. Ю. Лермонтова – романтическая. Ее герой не похож на окружающих его людей, он отрицает их жизненные ценности, стремится к иному. Докажите эту мысль строчками из исповеди Мцыри.

(Мцыри признается старику-монаху:

Я знал одной лишь думы власть,

Одну, – но пламенную страсть:

Она, как червь, во мне жила,

Изгрызла душу и сожгла.

Она мечты мои звала

От келий душных и молитв

В тот чудный мир тревог и битв...

Главная страсть героя – стремление жить полно, в мире борьбы и свободы, вне стен монастыря, на далекой любимой родине.)

3. Пейзаж в поэме играет существенную роль, тем более, что он дан в восприятии героя, значит, становится средством характеристики Мцыри. Перечитайте описание утра из XI главы. Что особенного вы отметите? Что можно сказать о человеке, так воспринимающем природу?

(Пейзаж необыкновенно красив, для героя он вдвойне привлекателен тем, что это для Мцыри первое утро на воле. С этого утра начинается для него познание мира, и романтически настроенный юноша населяет его фантастическими, незримыми существами, знающими тайны «неба и земли». Синеву и чистоту небес герой также воспринимает необыкновенно, готов видеть «ангела полет». Поэтическая возвышенная душа и стремление к свободе позволяют Мцыри сравнивать вольную жизнь, дикую природу с раем. Перед смертью это сравнение приобретает еще более мятежный, бунтарский характер. Мцыри готов грядущие после смерти «рай и вечность» променять на осуществление своей мечты.)

4. Какими художественными средствами пользуется автор, рисуя своего героя? Приведите примеры.

(В поэме мы находим гиперболы :

О, я как брат

Обняться с бурей был бы рад!

Глазами тучи я следил,

Рукою молнии ловил...

Сравнения:

Я сам, как зверь, был чужд людей

И полз и прятался, как змей.

Эпитеты :

Но юность вольная сильна,

И смерть казалась не страшна!)

V. Подведение итогов урока.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Поэма "Мцыри" - одно из самых известных сочинений М. Ю. Лермонтова. В этих вопросах и ответах содержатся наиболее значимые факты об истории написания поэмы и о ее сюжете.

1. Какое событие подвело Лермонтова к написанию поэмы?

Путешествуя по Военно-Грузинской дороге, Лермонтов познакомился с монахом, рассказавшим ему историю своей жизни. Лермонтова очень впечатлил этот рассказ и он изложил историю монаха Бэри в поэме, опубликованной в 1840 году.

2.Что означает слово "Мцыри"?

Мцыри в переводе с грузинского - "послушник".

3. Как Мцыри попал в монастырь?

В возрасте 6 лет юный Мцыри был взят в плен русским генералом. На пути к Тифлису герой заболел, и генерал оставил его в монастыре. Там он и прожил всю свою жизнь.

4. Почему Мцыри бежал из монастыря?

Мцыри чувствовал одиночество и тоску, живя в монастыре. Спокойное существование не устраивало его, он променял бы это на жизнь, полную сражений и трудностей.

Мцыри мечтал вспомнить, что такое жизнь на воле и скучал по своему родному краю.

5. Достиг ли Мцыри родины?

Нет, пробыв на воле три дня, Мцыри сбился с пути и заболел. Его нашли и вернули в монастырь.

6. С какими природными явлениями испытывает родство Мцыри?

В своем побеге Мцыри испытывает родство с бурей:

Я как брат обняться с бурей был бы рад.

С молнией и грозой:

Той дружбы краткой, но живой,
Меж бурным сердцем и грозой.

7. С кем произошла схватка Мцыри в лесу?

Мцыри в тяжелой схватке, измотавшей его, сразился с барсом.

8. О чем Мцыри поведал монаху, воспитавшему его, после возвращения в монастырь?

Мцыри рассказал старому монаху о том, что он видел на воле:

Ты хочешь знать, что видел я
На воле? - Пышные поля,
Холмы, покрытые венцом
Дерев, разросшихся кругом,
Шумящих свежею толпой,
Как братья в пляске круговой.

Мцыри вспоминал родной аул, отцовский дом и юных сестер, звуки их речей и песен. Мцыри рассказал о том, как спустившись к потоку он видел юную стройную, как тополь, грузинку, и мысли его "смутились". Подводя итог своему рассказу, Мцыри говорит своему монаху-воспитателю:

Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил - и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.

9. Что для Мцыри значит жить?

Мцыри не видит жизни в идеалах монахов - покое, самоотречении ради "высшей" цели, отказе от земных радостей. Для него жизнь - это борьба, это блаженство вольности, жизнь взаперти подобна аду для свободной души Мцыри. Герой открыт для любви, он счастлив в воссоединении с природой, он мечтал вернуться на родину, к семье и родным краям. Именно в свободе видит Мцыри счастливую жизнь.

10. Какие нравственные ценности заложил Лермонтов в поэму "Мцыри"?

В поэме "Мцыри", как и в других ранних произведениях Лермонтова, утверждаются такие ценности как свобода и независимость личности, любовь и верность своей родине, постоянный поиск себя и духовная неуспокоенность, но при этом важность мира с самим собой и душевной гармонии.

Как возник у М. Ю. Лермонтова замысел написать поэму?

В 1840 году, путешествуя по Военно-Грузинской дороге, Лермонтов встретил одинокого монаха, последнего из упраздненного близлежащего монастыря. Монах рассказал Лермонтову свою историю. Любопытный рассказ произвел на Лермонтова живое впечатление, и он изложил историю монаха Бэри в поэме. Поэма была опубликована в 1840 году.

Кто такой и как он появился в монастыре? Как вел себя Мцыри в монастыре и что побудило его к побегу? О чем поведал юноша посетившему его старому монаху?

Мцыри рассказал старому монаху о том, что видел на воле: пышные поля, покрытые деревьями холмы, горные хребты и "в снегах, горящих, как алмаз, седой незыблемый Кавказ". Он вспоминает отцовский , родной аул, своих молодых сестер, звуки их песен и речей. Юноша рассказал, как спустившись к потоку, увидел молодую, стройную, как тополь, грузинку, и думы его "смутились". "Ты хочешь знать, что делал я на воле? - спрашивает Мцыри монаха и отвечает: - Жил, и жизнь моя без этих трех блаженных дней была б печальней и мрачней бессильной старости твоей".

Почему для Мцыри три дня побега были такими счастливыми? В каком эпизоде поэмы особенно ярко раскрываются черты характера Мцыри - его мужество и неудержимое стремление к воле? Как был найден беглец?

После сражения с барсом, победив его, Мцыри вышел из леса обессиленным. Он чувствовал близость конца, его томил предсмертный бред. Он находился близ монастыря, видел его сверкающие зубчатые стены. Таким, больным и слабым, его и нашли монахи.

Каково было последнее желание юноши?

Мцыри просил перенести его в сад, откуда были видны горы Кавказа, чтобы он мог попрощаться с ними и получить прощальный привет с родной стороны.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Вопросы и ответы к поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Мцыри - романтический герой. Появление Мцыри в монастыре. (Пленного шестилетнего мальчика привез в монастырь русский генерал. Постепенно он стал понимать чужой язык, принял христианскую веру, готовился стать монахом.) Побег из плена. (Монастырь не стал домом для мальчика. Он чувствовал себя пленником, поэтому и задумал побег. Он бежал в неизвестность, не зная, что его ждет, мечтая о жизни, "где люди вольны, как орлы".) На свободе. (Три дня свободы были самыми счастливыми
    Заметное место в художественном насле­дии Лермонтова занимает поэма «Мцыри» - плод деятельной и напряженной творческой работы автора. В воображении поэта давно возник образ юноши, произносящего на по­роге смерти гневную, протестующую речь пе­ред своим слушателем - старшим монахом. В поэме «Исповедь» (1830 год, действие про­исходит в Испании) герой, заключенный в темницу, провозглашает право на любовь, ко­торая выше монастырских уставов. Увлечение в которых с сильный характер героя, приводит Лермонтова в пору высшего
    В 1837 году, во время своих поездок по Кавказу, М. Ю. Лермонтов встретил в одном из грузинских монастырей монаха и узнал от него, что родом он горец, плененный генералом Ермоловым во время военной экспедиции. Генерал оставил заболевшего мальчика в монастыре, где тот и вырос, хотя долго не мог свыкнуться с неволей, тосковал и делал попытки к бегству; однако со временем он смирился со своей участью и принял монашеский сан. Эта история
    А душу можно ль рассказать? М. Лермонтов. Мцыри Замечательная поэма М. Ю. Лермонтова "Мцыри" - о несостоявшемся монахе, но стойком, смелом, непокорном бойце. Лермонтов создал драматический образ юноши, который волей случая был оторван в раннем детстве от родины, спасен от смерти, а впоследствии и воспитан в монастыре. Замкнутый и одинокий, он постепенно привыкает к новой жизни, но вдруг, неожиданно для "святых отцов", совершает побег. Лишь через три дня удалось найти лежащего без
    "Через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека (Михаила Юрьевича Лермонтова) - грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями, волей и проницательным, беспощадным умом", - говорил И. А. Андронников. Эта краткая, но очень емкая характеристика поэта раскрывает тайну личности Михаила Юрьевича Лермонтова, поражавшей всех монолитной противоречивостью натуры и характерными особенностями художественного метода. Несомненно, Лермонтов - поэт-романтик. Им написано в ранний период творчества
    1. Чем любовная лирика А. С. Пушкина отличается от лирики М. Ю. Лермонтова? Любовь у А. С. Пушкина - это "чудное мгновенье", радость, свет; женщина - мадонна. Герой А. С. Пушкина, даже отвергнутый, желает любимой счастья, пусть и с другим. Любовь М. Ю. Лермонтова окрашена драматизмом, неудовлетворенностью, претензиями к любимой, не способной понять героя. Неразделенность любви, измена, обман со стороны женщины - постоянные мотивы любовной лирики М. Ю. Лермонтова. 2. В чем
    "Ты хочешь знать, что видел я на воле?" М. Ю. Лермонтов. "Мцыри" Поэма М. Ю. Лермонтова "Мцыри" была написана в 1839 году. Она стала результатом странствий поэта по Военно-Грузинской дороге. Поэма рассказывает о жизни пленного мальчика с гор, которого однажды привез русский генерал и оставил в монастыре. Мальчика назвали Мцыри, что по-грузински означает "чужеземец". Мальчик жил в монастыре и готовился стать монахом. Но однажды он исчез, и нашли его, обессиленного и больного, только через
  • Популярные эссе

      8 Клас Тема 1. 1. Які мегоди дослідження використовуються в учбових закладах? а) довідниковий; б) експедиційний; вдрадиційний; г) аеро та

      Професійна підготовка майбутніх учителів історії перебуває у стані концептуального переосмислення. Місце соціально-гуманітарних дисциплін (у тому числі - історії) у системі

      На сцену під музичний супровід виходять учасники агітбригади. Учень 1. Хоч іноді, хоч раз в житті На самоті з природою

Контрольный тест по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

    В каком году была написана поэма?

    Где разворачивается действие поэмы?

    Откуда взят эпиграф к поэме?

    За три дня скитаний Мцыри видит то, что не видел и не испытывал никогда в жизни (исключите лишнее): А) свободу, Б) страсть, В) тревогу, Г) любовь Д) безумную радость.

    В какой главе описывается заброшенный монастырь? А) в 1 главе Б) в 3 главе В) в 5 главе Г) во 2 главе

    В какой главе перед нами предстает жизнь послушника? А) в 1 главе Б) в 3 главе В) во 2 главе Г) в 5 главе

    Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил - и жизнь мояБез этих трех блаженных дней

Была б печальней и мрачней… Мцыри рассказывает, что он видел, что почувствовал за «три блаженных дня». В какой главе? А) в 3 главе Б) в 8 главе В) во 7 главе Г) в 10 главе

    На что направлена композиция произведения? А) раскрытие характера героя Б) раскрытие внутреннего мира героя В) создание портретной характеристики героя

    Кто произнес эти слова: Я видел груды темных скал,

Когда поток их разделял,И думы их я угадал:Мне было свыше то дано! А) Старик Б) автор поэмы В) Мцыри Г) монах

    Поставьте поэму "Мцыри" в ряд других известных вам стихов поэта.

    Почему Лермонтов сменил эпиграф поэмы (сначала была французская пословица "Родина бывает только одна") (исключите лишнее)? А) - по неорганичности для данного произведения французского языка; Б) по причине сужения темы поэмы до темы "побега на Родину" (в то время как главная тема "Мцыри" - побег из "тюрьмы" на свободу); В) в первом варианте эпиграфа акцент на чувстве патриотизма, во втором - на чувстве жизни; Г) второй эпиграф - ключ к пониманию идеи поэмы: смерть Мцыри - плата за три дня истинной (в его понимании) жизни. Д) по причине расширения темы.

    Как построено художественное время в поэме? Почему мы заранее знаем, что произойдет с героем? (исключите лишнее).

А) художественное время направлено противоположно реальному: от настоящего к прошлому; Б) художественное время направлено реальному: от прошлого к настоящему; В) мы заранее знаем о неизбежной смерти героя - это придает героический и трагический тон его рассказу-исповеди о трех днях свободы. 13. Что видел Мцыри на воле? А) родственность ("деревья... как братья в пляске круговой", "приросли к скале две сакли дружною четой", "семейство барсов"); или разлученную родственность ("... груды темных скал, когда поток их разделял", "облачко за облачком... как будто белый караван залетных птиц из дальних стран"). Б) любовь, которая окрылила его, и он стал героем, жаждущим счастья и любви, родственность душ.Что значит для Мцыри жить? А) - жить на свободе, Б) жить на Родине, В) жить с людьми Г) жить с родными, Д)жить единой с природой жизнью.

    С чем связан весь бред Мцыри? А) с горами Б) с Родиной В) с барсом Г) с дорогой Д) с водой, влагой, утолением жажды и свежестью.

15. Какой образ повторяется в поэме? А) образ огня, пламени, палящего зноя Б) образ гор, снежных вершин В) образ птицы Г) образ дороги.

16. К какому жанру относится поэма Лермонтова? А) психологическая поэма Б) героическая поэма В) романтическая поэма Г) эпическая поэма

    В 1839 году.

    В Грузии (на Кавказе)

    Эпиграфом к поэме послужила фраза из библейской легенды об израильском царе Саулу и его сыне Ионафане, который нарушил запрет отца не принимать пищу до вечера. Вся земля источала мед, а воины были голодны после сражения. Ионафан нарушил запрет и фразу «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю» он произносит в ожидании казни.

    Поэма "Мцыри" ассоциируется (связывается, соотносится)

- по психологическому состоянию одиночества героя со стихами "Парус", "На севере диком...", "Листок", "Утес", "И скучно и грустно...";- по мечтам героя о Родине со стихами "Тучи", "Родина", "Завещание", "Сон";- по мятежности, мужеству, воинственности героя со стихами "Парус", "Песня про царя Ивана Васильевича...";- по взаимоотношениям героя с природой со стихами "Когда волнуется...", "Горные вершины...", "Тучи";
11. Д12. Б13. А14. Д15. А16. В

Последние материалы раздела:

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...

Третичное образование Третичное образование
Третичное образование Третичное образование

Чешская система образования развивалась на протяжении длительного периода. Обязательное образование было введено с 1774 года. На сегодняшний день в...

Презентация земля, ее развитие как планеты Презентация на тему возникновения земли
Презентация земля, ее развитие как планеты Презентация на тему возникновения земли

Слайд 2 В одной галактике насчитывается около 100 миллиардов звезд, а всего в нашей Вселенной, предполагают учёные, существует 100 млрд...