М.А. Шолохов

М. А. Шолохов в своем романе "Тихий Дон" поэтизирует жизнь народа, глубоко анализирует ее уклад, а также истоки ее кризиса, который во многом отразился на судьбах главных героев произведения. Автор подчеркивает, что народ играет ключевую роль в истории. Именно он, по мнению Шолохова, является ее движущей силой. Безусловно, главным героем произведения Шолохова является один из представителей народа - Григорий Мелехов. Прототип его, как считается, - Харлампий Ермаков, донской казак (на фото ниже). Он воевал в Гражданской и в Первой мировой войне.

Григорий Мелехов, характеристика которого нас интересует, - малограмотный, простой казак, однако личность его многогранна и сложна. Лучшими чертами, которые присущи народу, наделил его автор.

в начале произведения

Шолохов в самом начале своего произведения рассказывает историю семьи Мелеховых. Казак Прокофий, предок Григория, возвращается домой с турецкой кампании. Он привозит с собой турчанку, которая становится его женой. С этого события начинается новая история рода Мелеховых. Характер Григория закладывается уже в ней. Этот персонаж не случайно схож внешне с другими мужчинами своего рода. Автор отмечает, что он "в отца": выше Петра на полголовы, хоть и моложе его на 6 лет. У него такой же "вислый коршунячий нос", как и у Пантелея Прокофьевича. Григорий Мелехов так же сутулится, как и его отец. У обоих даже в улыбке было нечто общее, "звероватое". Продолжателем рода Мелеховых является именно он, а не Петр, его старший брат.

Связь с природой

Григорий с первых же страниц изображен в повседневных занятиях, характерных для жизни крестьян. Как и все они, он водит на водопой коней, занимается рыбалкой, ходит на игрища, влюбляется, участвует в общем крестьянском труде. Характер этого героя ярко раскрывается в сцене лугового покоса. В ней Григорий Мелехов обнаруживает сочувствие чужой боли, любовь ко всему живому. Ему жаль утенка, порезанного нечаянно косой. На него Григорий смотрит, как отмечает автор, с "чувством острой жалости". Этот герой хорошо чувствует природу, с которой он кровно связан.

Как раскрывается характер героя в личной жизни?

Григория можно назвать человеком решительных действий и поступков, сильных страстей. Об этом красноречиво говорят многочисленные эпизоды с Аксиньей. Несмотря на наветы отца, в полночь, во время сенокоса, он все же отправляется к этой девушке. Пантелей Прокофьевич жестоко наказывает своего сына. Однако, не побоявшись отцовских угроз, Григорий все равно снова отправляется к своей возлюбленной ночью и возвращается лишь с зарей. Уже здесь в его характере проявляется желание дойти во всем до конца. Женитьба на женщине, которую он не любит, не смогла заставить этого героя отказаться от самого себя, от искреннего, естественного чувства. Он только немного успокоил Пантелея Прокофьевича, который взывает к нему: "Не страми отца!" Но не более того. Этот герой обладает способностью страстно любить, а также не терпит никаких насмешек над собой. Он не прощает шутки над своим чувством даже Петру и хватается за вилы. Григорий всегда искренен и честен. Он прямо говорит Наталье, своей супруге, что не любит ее.

Как повлияла жизнь у Листницких на Григория?

Сначала он не соглашается сбежать с хутора с Аксиньей. Однако невозможность подчинения и врожденное упрямство в итоге заставляют его покинуть родное хозяйство, уйти в имение к Листницким со своей возлюбленной. Григорий становится конюхом. Однако вовсе не по нему жизнь в отрыве от родительского дома. Автор отмечает, что его испортила легкая сытая жизнь. Главный герой растолстел, обленился, начал выглядеть старше своих лет.

В романе "Тихий Дон" обладает огромной внутренней силой. Сцена избиения этим героем Листницкого-младшего является ярким свидетельством этого. Григорий, невзирая на положение, которое занимает Листницкий, не желает прощать нанесенной им обиды. Он бьет его кнутом по рукам и лицу, не давая опомниться. Мелехов не страшится наказания, которое последует за этот поступок. И с Аксиньей он обходится сурово: уходя, даже ни разу не оглядывается.

Чувство собственного достоинства, которое присуще герою

Дополняя образ Григория Мелехова, отметим, что в характере его - ярко выраженное Именно в нем заключается его сила, которая способна воздействовать на других людей, независимо от положения и чина. Безусловно, в поединке на водопое с вахмистром побеждает Григорий, который не позволил ударить себя старшему по чину.

Этот герой способен вступиться не только за собственное достоинство, но также и за чужое. Именно он оказывается единственным защитившим Франю - девушку, над которой казаки надругались. Оказавшись в этой ситуации бессильным против совершаемого зла, Григорий в первый раз за долгое время едва не заплакал.

Смелость Григория в бою

События Первой мировой войны отразились на судьбах многих людей, в том числе и этого героя. Вихрем исторических событий был захвачен Григорий Мелехов. Судьба его - отражение судеб множества людей, представителей простого русского народа. Как истинный казак Григорий полностью отдается бою. Он смел и решителен. Григорий легко побеждает трех немцев и забирает их в плен, ловко отбивает вражескую батарею, а также спасает офицера. Медали и полученное им офицерское звание - вот свидетельства мужества этого героя.

Убийство человека, противоречащее природе Григория

Григорий великодушен. Он помогает в бою даже Степану Астахову, своему сопернику, который мечтает убить его. Мелехов показан умелым, мужественным воином. Однако убийство все-таки коренным образом противоречит гуманной природе Григория, его жизненным ценностям. Он признается Петру, что убил человека и через него "хворает душой".

Изменение мировоззрения под влиянием других людей

Довольно быстро Григорий Мелехов начинает испытывать разочарование и неимоверную усталость. Сначала он бесстрашно сражается, не задумываясь о том, что проливает в боях и свою, и чужую кровь. Однако жизнь и война сталкивают Григория со многими людьми, которые имеют совершенно иные взгляды на мир и события, происходящие в нем. После общения с ними Мелехов начинает задумываться о войне, а также о жизни, которой он живет. Истина, которую несет Чубатый, заключается в том, что человека нужно рубить смело. Этот герой легко говорит о смерти, о праве и возможности лишать других жизни. Внимательно слушает его Григорий и понимает, что для него чужда, неприемлема столь бесчеловечная позиция. Гаранжа - герой, который посеял семена сомнения в душу Григория. Он вдруг усомнился в ценностях, считавшихся прежде незыблемыми, таких как воинский казачий долг и царь, который "нам на шею". Гаранжа заставляет о многом задуматься главного героя. Начинаются духовные искания Григория Мелехова. Именно эти сомнения становятся началом трагического пути Мелехова к истине. Он отчаянно пытается найти смысл и правду жизни. Трагедия Григория Мелехова разворачивается в непростое в истории нашей страны время.

Безусловно, характер Григория поистине народный. Трагическая судьба Григория Мелехова, описанная автором, и сегодня вызывает сочувствие множества читателей "Тихого Дона". Шолохову (портрет его представлен выше) удалось создать яркий, сильный, сложный и правдивый характер русского казака Григория Мелехова.


Мятущаяся натура, сложная судьба, сильный характер, человек на границе двух эпох – основные эпитеты главного персонажа шолоховского романа.Образ и характеристика Григория Мелехова в романе «Тихий Дон» - это художественное описание судьбы одного казака. Но за ним стоит целое поколение донских мужиков, родившихся в смутное и непонятное время, когда рушились семейные связи, менялась судьба всей многоликой страны.

Внешность и семья Григория

Представить Григория Пантелеевича Мелехова несложно. Молодой казак – младший сын Пантелея Прокофьевича. В семье трое детей: Петр, Григорий и Дуняша. Корни фамилии пошли от скрещивания турецкой крови (бабушка) с казачьей (дед). Такое происхождение наложило свой отпечаток и на характер героя. Сколько сейчас научных работ посвящено турецким корням, изменившим русский характер. Двор Мелеховых расположился на окраине хутора. Семья не богатая, но и не бедная. Средний достаток для одних завидный, значит, есть в селе и беднее семьи. Для отца Натальи, невесты Григория, казак небогатый. В начале романа Гришке примерно 19-20 лет. Высчитывать возраст следует по началу службы. Призывной возраст тех лет – 21 год. Григорий ждет призыва.

Черты внешности персонажа:

  • нос: горбоносый, коршунячий;
  • взгляд: диковатый;
  • скулы: острые;
  • кожа: смуглая, коричневая румянеющая;
  • черный, как цыган;
  • зубы: волчьи, ослепительно белые:
  • рост: не особенно высокий, на полголовы выше брата, старше его на 6 лет;
  • глаза: подсиненные миндалины, горячие, черные, нерусские;
  • улыбка: звероватая.
О красоте парня говорят по-разному: красивый, красивенький. Эпитет красивый сопровождает Григория весь роман, даже, постарев, он сохраняет привлекательность и притягательность. Но в его привлекательности много мужского: жесткие волосы, неподатливые на ласку мужские руки, курчавая поросль на груди, ноги, поросшие густым волосом. Даже для тех, кого он пугает, Григорий выделяется из толпы: переродок, дик, рожа бандитская. Чувствуется, что по взгляду казака можно определить его настроение. Одним кажется, что на лице только глаза, жгучие, четкие и пронизывающие.

Одежда казака

Мелехов одевается в привычную казачью форму. Традиционный казачий набор:
  • будничные шаровары;
  • праздничные с яркими лампасами;
  • белые шерстяные чулки;
  • чирики;
  • сатиновые рубахи;
  • полушубок;
  • папаха.
Из нарядной одежды у казака есть сюртук, в нем он идет свататься к Наталье. Но он не удобен парню. Гриша дергает полы сюртука, стремится быстрее его снять.

Отношение к детям

Григорий любит детей, но осознание полной любви приходит к нему очень поздно. Сын Мишатка – последняя ниточка, которая связывает его с жизнью после потери любимой. Он принимает Танюшку, дочь Аксиньи, но мучается мыслями, что она может быть не его. В письме мужчина признается, что девчушка снится ему в красном платье. Строк о казаке и детях мало, они скупые и не яркие. Наверное, это правильно. Сложно представить сильного казака за игрой с ребенком. Он увлечен общением с детьми от Натальи, когда возвращается на побывку с войны. Ему хочется забыть все пережитое, погрузившись в домашние дела. Для Григория дети – это не просто продолжение рода, это святыня, часть родины.

Мужские черты характера

Григорий Мелехов – мужской образ. Он яркий представитель казачества. Черты характера помогают разобраться в сложных проблемах, происходящих вокруг.

Своенравность. Парень не боится своего мнения, не может от него отступить. Он не прислушивается к советам, не терпит насмешек, не боится драк и потасовок.

Физическая сила. Парень нравится за молодецкую удаль, силу и выносливость. Свой первый Георгиевский крест получает за терпение и выдержку. Превозмогая усталость и боль, выносит раненого с поля боя.

Трудолюбие. Работящий казак не боится любого труда. Он готов заниматься чем угодно, чтобы содержать свою семью, помочь родителям.

Честность. Совесть Григория постоянно с ним, он мучается, совершая поступки, не по своей воле, а в силу обстоятельств. Казак не готов к мародерству. Он отказывает даже отцу, когда тот приезжает к нему за награбленным.

Гордость. Сын не позволяет отцу бить себя. Он не просит помощи, когда в ней нуждается.

Образованность. Григорий - грамотный казак. Он умеет писать, причем передает мысли на бумаге четко и понятно. Пишет Мелехов редко, как и положено скрытным натурам. Все у них в душе, на бумаге только скупые, точные фразы.

Григорий любит свой хутор, деревенскую жизнь. Ему нравится природа и Дон. Он может любоваться водой и плещущимися в ней конями.

Григорий, война и родина

Самая сложная сюжетная линия – это казак и власть. Война с разных сторон предстает перед глазами читателя так, как видел ее герой романа. Отличий между белыми и красными, бандитами и простыми солдатами практически нет. Те и другие убивают, мародерствуют, насилуют, унижают. Мелехов мучается, он не понимает смысла в убийстве людей. Его поражают казаки, которые живут на войне, получая удовольствие от смертей вокруг. Но время меняет. Григорий становится черствее, хладнокровнее, хотя с ненужными убийствами так и не соглашается. Человечность – основа его души. Нет у Мелехова и категоричности Мишки Коршунова, прообраза активистов революционеров, видящих вокруг себя только врагов. Мелехов не позволяет начальству разговаривать с ним грубо. Он дает отпор, сразу ставит на место тех, кто хочет им командовать.

Первая экранизация - 1931 год. Исторический фон: 1930-31 годы - годы "великого перелома", сплошной коллективизации и ликвидации кулачества, как класса.

Вторая экранизация - 1955-1958 годы. Исторический фон: смерть И.В.Сталина, процессы либерализации во внутренней и внешней политике СССР, начало "хрущевской оттепели".

Третья экранизация: - 1990-1992 годы. Исторический фон: Декларация о независимости России, политический хаос, реформы.

Григорий Мелехов, донской казак

В первой экранизации "Тихого Дона" главную роль сыграл никому не известный актер - .
В 1925 году Абрикосов приехал в Москву, чтобы поступить в театральную студию, но опоздал. Случайно увидев объявление о наборе в кинематографическую студию А.С.Хохловой, пошел учиться туда, хотя о кино ничего не знал. С 1926 года он начал работать на театральной сцене, став сотрудником студии Малого театра. Однако ролей начинающему актеру не давали.

Из воспоминаний Андрея Абрикосова:
"Летом, должно быть двадцать девятого, точно, я не ошибаюсь, постановщики широко известной тогда картины и Иван Правов приступили к съемкам "Тихого Дона". Многие актеры тут же хлынули на студию.
Пошел и я попытать счастья. Тогда я работал на студии Малого театра. Еще не считался актером. Трепетал. Был застенчивым, робким и о кино-то имел самое отдаленное представление. Да и оказалось, что я опоздал - всех исполнителей уже набрали. У них не было только актера на роль Григория Мелехова. Я уже было собрался уходить, как услышал: "А вы погодите. Может быть, вы подойдете. Давайте попробуем. Вы читали "Тихий Дон""? Хотел чистосердечно признаться, да слукавил. И смотрю, меня тут же пригласили на пробу: надо было сыграть ссору Григория с отцом. Меня загримировали, одели, рассказали о задачах эпизода. И я старался, из кожи вон лез! Да! Стучал кулаками по столу, хлопал дверью, жестикулировал, становился в позу. Мне казалось, что это как раз и нужно в кинематографе, а получились - штампы. Ни о какой правде образа не могло быть и речи. Я ведь абсолютно ничего не знал о Григории. Я сыграл и чувствовал себя победителем. И каким же обидным и, главное, непонятным показался мне отказ. Прошел месяц. Я ехал играть с театром на юг. Лежу на верхней полке и вдруг вижу в руках у одного из пассажиров "Тихий Дон". Попросил у соседа книжку. Начал читать, потом стал наугад проглатывать отдельные куски. "Судьба!" - застучало в висках, аж сердце захолонуло. Внезапно я многое понял и решил! Собрал вещи, упросили администрацию, и сошел на первой же остановке. Вернулся в Москву и - прямо на студию. Там повезло. Исполнителя роли Мелехова все еще не удалось подобрать.
Я сказал, давайте снова пробоваться на Григория. Сейчас я готов!".
И фортуна наконец улыбнулась молодому актеру - не сыгравший ни одной роли в театре, Абрикосов был утверждён на роль Григория Мелехова в немом фильме "Тихий Дон", поразив режиссеров Ольгу Преображенскую и Ивана Правова сходством с их представлением о шолоховском герое. Выход в 1931 году фильма на экраны принёс актеру широкую известность. Ему удалось показать сильный, но противоречивый характер Григория, который считается одним из лучших среди экранизаций романа.

По словам Андрея Абрикосова, Григорий Мелехов - одна из самых любимых его киноролей. И сына своего он назвал - Григорием…

Удивительным образом пересеклись дороги Андрея Абрикосова и , исполнителя роли Григория Мелехова во второй экранизации "Тихого Дона". Не менее удивителен в свой "похожести" путь этих замечательных актеров к своей главной роли в кино.

Из воспоминаний Петра Глебова (по книге Ю.Папорова "Петр Глебов. Судьба актерская…"):
"Я познакомился с Андреем Львовичем Абрикосовым, когда мне было двенадцать лет и сразу был покорен его мужественной красотой. Более всего меня очаровывала обворожительная улыбка. Мне тогда, еще мальчишке, он казался идеалом во всем - высокий, с задорным чубом, он имел красивый, сильный голос с каким-то благородно окрашенным звучанием.
Приезжал он к нам в деревню зимой с группой актеров "Синей блузы". С азартом пилил со мной березовые дрова. Разница у нас была в десять лет.
В нашу семью его привел мой брат Гриша, когда они вместе посещали занятия у Зинаиды Сергеевны Соколовой, сестры Станиславского. Там занималась группа ассистентов будущей студии К. С. Станиславского. Потом, когда я увидел Абрикосова в роли Григория Мелехова в фильме "Тихий Дон", мне захотелось быть похожим на Андрея.
Это была его первая роль, но она меня ошеломила, и я по-юношески влюбился в моего старшего друга. Мне тогда еще больше захотелось стать актером".

В 1940 году Петр Глебов окончил Оперно-драматическую студию им.К.С.Станиславского. Актерская судьба складывалась вначале непросто. Эпизоды в кино, небольшие роли в московском Театре им. К.С. Станиславского. Потом началась война, и Петр Петрович вместе с другими молодыми актерами пошел добровольцем на фронт. Служил в зенитно-артиллерийском полку, а в конце войны стал совмещать службу с актерским делом. Известие о Победе пришло во время спектакля "Три сестры". И зрители, и актеры в сценических костюмах выбежали из театра, смешавшись с ликующей толпой

Прошли еще десять лет, не отмеченных для Глебова яркими ролями….

По материалам книги Ю.Папорова "Петр Глебов. Судьба актерская…":

Летом 1956 года приятель Петра Глебова, актер Александр Шворин, предложил вместе с ним пойти на "Дет-фильм", где проходили пробы на Григория Мелехова: "Ты там запросто казачьего офицера сыграешь. Приходи завтра к девяти".

На Киностудии им. Горького было шумнее обычного. В тот день режиссер Сергей Герасимов продолжал отбирать актеров на роли и для участия в эпизодах и массовках задуманной им экранизации шолоховского "Тихого Дона".

К столику помощника режиссера подошел и Петр Глебов. Помрежу Глебов действительно показался отличным казачьим офицером из окружения генерала Листницкого, которого должен был играть актер А. Шатов. Глебова одели и повели в павильон. Там сразу началась репетиция эпизода, в котором офицеры, примеряясь к тексту, играли в преферанс и громко спорили о февральской революции. Сергей Герасимов, пребывал в весьма удрученном состоянии, близком к отчаянию, поскольку все сроки уже вышли, а достойный исполнитель на главную роль Мелехова еще не был утвержден. Неожиданно Герасимов услышал голос одного из офицеров, который ему показался очень подходящим для Мелехова. Ассистент объяснил, что это артист театра Станиславского Глебов, который пробуется на роль второго офицера. Режиссер потребовал "дать полный свет". Когда вспыхнул свет, режиссер не нашел на лице Глебова ни единой характерной черты, описанной Шолоховым. Однако глаза привлекали, и голос звучал просто, не театрально, и особенно "казацкими" показались режиссеру руки актера. Несмотря на возражения второго режиссера, Герасимов назначил проведение проб в гриме.

И тут Глебов увидел, как художник-гример Алексей Смирнов заговорщически ему подмигивает. Когда они остались одни, мастер грима предложил Глебову:
"Появись в понедельник на студии у меня на час раньше. Я тебя так загримирую, что сам Шолохов признает в тебе Мелехова". И действительно, сделал такой грим, что Герасимов был просто огорошен - Глебов был даже лучше, чем на иллюстрациях книги "Тихий Дон" художника О.Верейского. В течение месяца Глебов "пробовался" в разных и по психологии и по возрасту сценах, режиссер хотел быть полностью убежденным, что сорокалетний актер сумеет правдиво сыграть двадцатилетнего Григория. Но сомнения оставались, и Герасимов назначил читку шолоховского текста. Не прошло и двадцати минут, как сомнения его полностью развеялись - Григорий Мелехов был найден. Оставалось только получить одобрение Михаила Шолохова и режиссер пригласил писателя на просмотр кинопроб. После первых же кадров раздался уверенный голос Шолохова: "Так это же он! Он и есть. Настоящий казак". И Петр Глебов был утвержден на роль и началась работа, которая продолжалась почти два года…

Петр Глебов: "Мы работали без дублеров. Пришлось подучиться верховой езде. У меня был добрый, умный конь. Я его полюбил. С ним было жаль расставаться по окончании съемок."

В умении Глебова сидеть в седле Герасимов убедился после съемок первой же, очень важной массовки. Первый конный бой Мелехова артист Петр Глебов провел с огромной силой, потрясшей даже режиссера.

Петр Глебов: "На съемках я жил жизнью Григория Мелехова, мучился его сомнениями, любил его любовью… Очень запомнилась одна сцена. Пьяный казацкий разгул в хате. Третья серия кинофильма. Моя была идея. Спеть очень хотелось. В станице, где съемки велись, казаки частенько вечерами собирались на бережку, распивали вино, пели хоровые песни, и я любил с ними попеть. Ну и Герасимов согласился: «Только чтобы тяжелая, грустная была песня, о судьбе». Я порасспросил старушек на хуторе, и одна мне подсказала песню «Пташка-канарейка». Песня и разгульная, и пронзительно-тоскливая. И в конце третьей серии, когда сцена пьяного разгула и полный раскосец уже: неизвестно, куда и за кем идти, - тут и красные, тут и белые, Григорий поет: «Ляти, пта-ашка, ка-анарейка, ляти в гору высоко… пропой песню про несчастье про мое…»"

Герасимов снимал фильм с азартом. Своим коллегам он не признавался, что его волновало то, как нелепо сложилась судьба казачества вслед за временем, описанным Шолоховым в "Тихом Доне". С особенным теплом Герасимов старался вместе с актером должным образом вывести на экране образ Григория Мелехова, достойного во всех отношениях человека.

Сергей Герасимов: "Я безоговорочно считаю, что для Глебова удача роли Мелехова не случайна. Он знал о Мелехове многое еще до того, как встретился с ролью. А затем, по-видимому, глубоко сочувствуя ему, полюбил этот характер. Я же всегда думаю об актере, как об авторе образа. Потому душевно радуюсь, поскольку жизнь свела меня с исполнителем, стоящим на такой позиции. Я благодарю судьбу за то, что она предоставила мне возможность работать с Петром Глебовым."

И наконец, ещё одна версия исполнителя роли Григория Мелехова - Руперт Эверетт.

Руперт Эверетт (Rupert Everett) родился 29 мая 1959 года в богатой и привилегированной семье в Норфолке, в Великобритании, учился в престижном католическом Эмплфорт-колледже. В возрасте 15 лет он оставил колледж и поступил в Центральную школу сценической речи и драмы в Лондоне, а свои актерские навыки оттачивал, обучаясь в Glasgow Citizen`s Theatre. Славу ему принесла роль в лондонской постановке "Другой страны" ("Another Country") в 1982 году. Дебют в киноверсии этого же спектакля два года спустя сделал Эверетта одной из ярчайших восходящих звезд Британии.

В 1990 году Руперт Эверетт, аристократ и эстет, обреченный играть королей и лордов, получил предложение сняться в роли Григория Мелехова.

Руперт Эверетт (по материалам различных интервью): "Когда меня пригласили сниматься по роману Шолохова, я очень удивился: мне казалось, что я не очень подхожу на роль Григория Мелехова, русского казака. Я был ошеломлен. У нас нет ничего общего. Я был, вероятно, самым странным выбором для этой роли. Я понимаю, что это роль-мечта для любого актера, но это в то же время и кошмарная роль. Прочитав роман, причем не один раз, я все равно смог приблизиться к этой роли очень ограниченно."

Сейчас сложно понять, почему выбор Сергея Бондарчука пал именно на этого актера. Безусловно, режиссер был связан условиями договора, заключенным с компанией Винченцо Рисполи - ведь одним из главных условий договора было участие зарубежных звезд, способных обеспечить широкий прокат на Западе. Возможно, режиссер увидел какие-то черты брутального Гришки Мелехова в лице британского дэнди. Возможно, выбор был ему просто навязан…

Руперт Эверетт (по материалам различных интервью): "Когда режиссер Сергей Бондарчук - очень пожилой человек - узнал, что пригласил на роль Григория Мелехова актера с нетрадиционной сексуальной ориентацией, он чуть не умер. Зато я оказался лучше всех приспособлен к спартанской жизни, спасибо детству в монастырской школе. В первую же неделю жилец соседней квартиры погиб при пожаре. Его тело и обгоревшую мебель долго таскали по лестницам, потом тело увезли, а мебель бросили во дворе. Это было летом. Осенью матрас с жженой дырой, диван и торшер засыпало листиками, зимой - припорошило снежком, а весной наконец-то куда-то смыло. А еще моего помощника, который готовил для меня, едва не зарезали за то, что он отдавал остатки еды голубям, а не нищим. Третьим сильным впечатлением стал непрекращающийся холод. Но мне все равно страшно понравилось. Мы все были включены в процесс по производству фильма, в дискуссии с Сергеем Бондарчуком, в сумасшествие "Мосфильма".

Для меня съемки в "Тихом Доне" и жизнь в России были важным поворотным периодом в жизни, удивительным опытом. Я жил в очень интересном времени: советская эпоха еще не кончилась, но уже назревали изменения. Быть там тогда и понимать, что ты - один из очень немногих людей, испытавших это... Настоящая эксклюзивность! Настоящий гламур!

Знаете, раньше меня всегда удивлял Чехов. Его персонаж может быть абсолютно счастлив и тотально несчастлив в течение одного часа. Как это получается? Загадка. Для меня это и есть проявление русской ментальности. В Америке, в Англии люди стараются найти логическое обоснование такой быстрой смене эмоционального фона. Когда я жил в России, я понял, что осмыслить это невозможно, но проблема существует: у русских людей действительно за подъемом следует стремительный спад. Я тоже начал испытывать нечто подобное - от эйфории к депрессии и обратно.

Сергей Бондарчук был невероятно талантливым, сильным, темпераментным человеком. Он был беспощаден со своими актерами. Мне от него тоже доставалось - тогда казалось, что я совершенно не подхожу к роли Григория Мелехова. Я не понимал, как его играть. Я неоднократно перечитывал роман и до приезда в Москву, и в самолете, и уже находясь здесь. Я все время пытался понять - почему пригласили меня? Да, эта роль - мечта для любого актера. Но какая же она трудная!!! Там такие страсти, страдания, сомнения, метания, которые человек, не родившийся в России, не сыграет никогда! Ведь все это надо понять, пропустить через себя. По крайней мере, я так думал раньше. Но, в конечном итоге, с ролью вроде бы справился."

Величайшее своё произведение роман "Тихий Дон" Михаил Александрович Шолохов пишет долго, двенадцать лет. Всё до мелочей в нём отточено, а в образе главного героя Григория Мелехова собраны все проблемы и искания донского казачества в необычайно сложный период, начиная с Первой мировой войны и заканчивая концом гражданской.

В самом начале романа читатель видит Григория ещё очень молодым человеком. Он допризывник, а значит ему около двадцати лет. Обыкновенный казачонок, в обыкновенной семье среднего достатка. Необычна его внешность, доставшаяся ему от бабки-турчанки, да своевольный, горячий характер. Он не шибко грамотен, но трудолюбив, живёт, как и положено в то время, под крылом семьи, подчиняясь старшим.

Всё меняет любовь к замужней казачке Аксинье. В начале эту любовь молодой казак всерьёз не воспринимает, но с каждым днём это чувство затягивает его навсегда. Он однолюб, и женитьба на другой женщине по воле родителей его от этого чувства не избавила. Ему приходилось возвращаться к жене, она родила ему двоих детей, но любви к ней он не испытывал и честно об этом ей говорил. А вот ради сохранения своей любви к Аксинье он проявляет редкую для того уклада жизни независимость, и несмотря на осуждение семьи и окружающих, уезжает с Аксиньей в другое село.

Ворвавшаяся в жизнь страны война, по-началу особого беспокойства у казаков не вызвала. Война для казака испокон веков дело привычное. Григорий храбро и достойно служит.Но именно на этой войне Григорий, видя страдания и смерти простых людей, начинает задумываться о смысле происходящего. Он по природе не жестокий человек ему ближе мирная, спокойная жизнь, наполненная трудом и привычными крестьянскими заботами. Но история распорядилась по-своему.

Революция и гражданская война на долгое время отбросили мечты людей о мирной жизни. Желание отыскать справедливость в этой жизни приводит Григория к красным, но его поиски безуспешны, он не видит справедливости, а только жестокость по отношению к противнику. Но и у белых, куда переходит Мелехов, тоже нет правды, и мечется неприкаянная душа Григория между двух полюсов, не находя себе места. К концу романа Григорий понимает, что не может быть правды и смысла в гражданской войне, только неоправданная жестокость и смерть. Он бросает своё оружие в Дон и возвращается к родному дому безоружным, разочарованным, потерявшим веру. И только маленький сын должен помочь ему вновь обрести себя и начать жизнь сначала.

Трудно отыскать свой путь в предлагаемых обстоятельствах человеку простому, не одержимому идеями. И на примере главного героя "Тихого Дона" Шолохов показал, как губительны для общества и каждого человека перемены, приводящие к гражданскому противостоянию.

Сочинение про Григория Мелехова

Григорий Мелехов добрый, справедливый и храбрый человек, он любил свои родные края и отчий дом. Григорий во всем пытается добиться справедливости и отправляется на войну. Там Мелехов сталкивается с предательством и убийствами, после того как он убивает своего врага, Мелехова мучает совесть. Григорий очень долго мучается и страдает от того что ему пришлось убить человека. Сослуживцы его подбадривают и говорят, что это вынужденное действие и по-другому поступить он не мог.

Мелехов влюбляется в замужнюю Аксинью и не представляет себе без нее жизни. У Аксиньи очень жестокий и ревнивый муж и после него с Мелеховым она чувствует себя защищенной и любимой. Они в открытую начинают встречаться, и отец Григория решает женить сына на другой. Девушка Наталья влюбляется в Григория Мелехова и выходит замуж за него.

Григорий Мелехов был трудолюбивым человеком, вырос он в семье, где отец был главой семьи. Мелехов не боится работы и выполняет ее без труда. Хоть Григорий и был крепким и мужественным, но ему не чуждо чувство жалости. Мелехов искренний и честный, он сохранил любовь к Аксинье на всю жизнь, а Наталье сразу сказал что к ней он ничего не испытывает и не обманул ее в этом.

На протяжении всего романа Григорий Мелехов пытается найти свой путь по жизни. Он не перестает верить в человеческую искренность и доброту и всегда старается прийти на помощь нуждающемуся. Мелехов необразованный человек и легко поддается мнению остальных. Он не раз менял свое мнение и шел на поводу у остальных. Григорий не сдается и пытается найти себя, и отвечает всем что пока его не найдет не успокоится.

Мелехов в своей жизни совершил очень много плохого, но всегда искал причины в себе и занимался самоосуждением. Григорий знал, что он плохо поступает, но в тот момент по-другому он поступить не мог. Мелехов долгое время находился на войне, но его душа осталась чистой и сострадающей. Война в жизни Григория сыграла огромную роль и надломила его, но окончательно Мелехов не сломался. Он всегда пытался помочь всем, кто нуждался в его помощи и никогда не отказал просившему.

На протяжении всего романа Мелехов натыкается на человеческую жестокость и насилие.

К концу романа Григорий Мелехов решает вернуться в родные края к семье. Он выбрал для себя воспитание детей и родную семью, а война это не для него. Она вызывает у него отвращение и неприязнь, он хочет избавиться от этого чувства, но не получается. Для Мелехова война стала большим жизненным уроком, что в достижении своих целей люди могут пойти по головам.

Григорий Мелехов является главным героем романа, в котором описано тяжелое время страны. Тяжелое время скитаний человека и несправедливости властей к народу. Мелехов долго метался от одной стороны к другой, пока не приехал домой к семье. В свои тридцать лет Григорий выглядел старше и был побит и потрепан жизнью, в которой была война и жестокость. Мелехов хотел помогать своим детям и родителям и выбрал правильный путь. Он понял, что не одна война не стоит его усилий и внимания. Главное, что есть в жизни у каждого это родители, дети и жена.

Вариант 3

романе-эпопее М.Шолохова “Тихий Дон” центральным персонажем является донской казак Григорий Мелехов. Все герои тесно связаны с ним. На примере его образа показаны все переживания, выпавшие на людей того времени. Главный герой переживает серьезные испытания.

С первых страниц главный герой притягивает внимание читателя к себе. Григорий Мелехов молод, силён и красив. Он вырос в семье казаков, где обрёл такие качества, как храбрость, трудолюбие. Даже когда он влюбляется в замужнюю Аксинью, не стал скрывать этого, потому что это ниже его достоинства. Свободолюбивый и гордый он принимает решение уйти с Аксиньей в Ягодное, надеясь жить, как пожелает. Но не всегда наши желания совпадают с действительностью.

Герой оказывается в центре военных событий, но не теряет мужества. Григорий не отступает от своих принципов и следует устоям чести. Он всё так же решителен и бесстрашен, ко всему ещё и самолюбив.

Лозунги о свободе и равенстве привлекли Мелехова присоединиться к рядам красных. К сожалению Григория ждало разочарование. Средствами в борьбе за свободу и счастливое будущее стали жестокость и насилие, которые были неприемлемы для героя. Он не поддерживал путь к победе, когда ему приходится смотреть на то, как убивают безоружных пленных, насилуют женщин и разграбливают хутора. Искания Григория дали понять ему, что обе стороны используют жестокость для получения своих целей. Он понял, что эта ненависть бесплодна. Ему хочется покоя и домашнего тепла, но время диктует свои правила.

Каждая сторона кажется правой по-своему, из-за этого у Григория возникают противоречия, которые он не может решить сам. Он перебегает из одного лагеря в другой, потому что многое осознает сердцем, но не все может передать словами. Зачастую ему приходится подчиняться чужой воле.

Герой постоянно находится в поисках правды, но при этом не хочет изменять своим принципам. Так Мелехов оказывается чужим, где бы он ни был. Он попадает в замкнутый круг: куда бы он ни пришёл, его недолюбливают из-за прошлого.

Мелехов пытается изменить то, что с ним происходит и принимает попытку скрыться с Аксиньей. В дороге девушка умирает, Григорий убит горем.

В конце произведения герой отказывается от всего и возвращается в родной хутор с надеждой на новую жизнь. Автор оставляет неизвестным продолжение жизни Григория.

Также читают:

Популярные сегодня темы

  • Анализ произведения Машенька (романа Набокова)

    Набоков написал огромное количество разных произведений. Но первым его прозаическим произведением является «Машенька». Наверное, нет такого человека, который бы не встретил однажды свою первую любовь.

(1905 - 1984)

1. Личность писателя.

2. «Донские рассказы».

3. Роман-эпопея «Тихий Дон». Образ Г. Мелехова в оценке критики. Проблема авторства «Тихого Дона». Поэтика романа.

4. «Поднятая целина».

5. «Судьба человека».

Имя Михаила Александровича Шолохова оказалось горячей точкой в литературе второй половины ХХ столетия. Высказывались самые противоречивые мнения по поводу созданных им произведений, поднимался вопрос об авторстве, и время от времени он обострялся. О характере полемики вокруг его творчества можно судить по многочисленным статьям и монографиям. Суммируя полемику, следует сказать, что здесь много недоразумений и противоречий. Шолохов – крупнейший писатель XX в., наиболее авторитетный художник слова.

М. А. Шолохов родился в1905 г., по некоторым сведениям в 1900 г. Отец, уроженец Рязанской губернии, разночинец, мать из крестьян. Он начал учиться в Каргинском церковноприходском училище, продолжил обучение в гимназии, в годы гражданской войны оставил ее. С 14 лет воевал на стороне красных, был членом продотряда. Все кровопролитные события на «тихом» Дону были пережиты Шолоховым до восемнадцати лет - он не только все видел, но во многом участвовал, несколько раз был на краю смерти (никакой возраст не даёт опыта такой эмоциональной силы).

В октябре 1922 года Михаил Шолохов уехал в Москву. Путь в литературу был нелегким. Он работал грузчиком, каменщиком, служил счетоводом. Тогда-то, по его словам, и появилась «настоящая тяга к литературной работе». С 1923 года Шолохов начал посещать собрания литературной группы «Молодая гвардия», вёл знакомство с молодыми писателями - Артемом Веселым, Михаилом Светловым, Юрием Либединским и др., пробовал себя в жанрах фельетона, рассказа. Он упорно занимался литературой. Пребывание в Москве было для Шолохова плодотворным. Однако он был прочно связан со своей малой родиной. В конце 1923 года Михаил Шолохов уехал на Дон, где обвенчался с Марией Петровной Громославской, а в следующем году они приехали в Москву, где он продолжает творческую работу.

2. Творчество М.А. Шолохова начинается «Донскими рассказами» (1926) -8 рассказов («Родинка», «Коловерть», «Бахчевник» и др.). Одновременно выходит сборник рассказов «Лазоревая степь», в который вошли 12 рассказов («Лазоревая степь», «Нахаленок» и др.). Главным в этих сборниках является изображение острых классовых и социальных конфликтов. Случается так, что в этих ранних рассказах «Родинка», «Чужая кровь», «Шибалково семя» и др.) брат выступает против брата, сын – против отца, муж казнит жену. Гражданская война, особенно на Дону и на Кубани, протекала очень трагически, унесла много жизней – этот драматизм мы обнаруживаем и в «Тихом Доне». В ранних произведениях Шолохова ощущается сила этих конфликтов, и конфликт социальный прорастал в семейный. Автору «Донских рассказов» ставили в вину «психоз ненависти», нравственную «глухоту», «романтику расстрела», возведение в культ насилия. Но так ли это?



Лучшим произведения М.А. Шолохова присуща не только историческая, но и психологическая правда: правда характеров и поступков. Таких рассказов немного, но они есть, например, «Чужая кровь». Здесь не только изображен острый конфликт времени, а также раскрывается и психология личности, и вместе с тем автор прослеживает смену одного настроения другим (речь идет о настроении старика Гаврилы). Шолохов изобразил гражданскую войну на Дону как войну кровавую, братоубийственную, в которой рушились даже самые близкие, родственные связи. В рассказе «Жеребенок» чувствуются философские раздумья писателя о том, как противоестественна война, кровь, гибель людей по сравнению с красотой и гармонией природы. И жеребенок воспринимается как кусочек природы, неотъемлемая часть мирной жизни.

«Донские рассказы» с точки зрения фактического материала, осмысления основного конфликта времени, художественного мастерства были подступом к теме «Тихого Дона». Своеобразие стиля молодого Шолохова проявилось в сочетании драматизма и лиризма, в изображении пейзажа. Природа у Шолохова-художника очеловечена, она наполнена грустью и тревогой. В рассказе «Родинка» впервые появляется поэтический образ темного солнца, который в «Тихом Доне» станет символом трагедии Григория Мелехова. Образ Дона в рассказах становится символом Родины, а в эпопее будет главным идейным стержнем. Рассказы М. Шолохова были значительным этапом его творчества.

В 1924 году Шолохов возвращается на родину и навсегда поселился в станице Вёшенской, чтобы постоянно видеть Дон, слушать шум его волн, вдыхать степные запахи, жить среди народа.

3. Роман-эпопея «Тихий Дон» создавался с 1926 по 1940 год. Первая книга появилась в 1928 году, последняя – в 1940г. Первая книга «Тихого Дона» (первоначальное название «Донщина») была закончена весной 1927 года, а вторая – осенью. После их публикации в журнале «Октябрь» (1928,№ 1 – 10) стало ясно, что в литературу вошел писатель мирового значения. М. Горький отмечал, что «Шолохов, судя по первому тому, талантлив…», а А.В. Луначарский назвал еще не законченный роман «произведением исключительной силы по широте картин, знанию жизни и людей, по горечи своей фабулы».

Третью книгу «Тихого Дона» начали печатать в 1929 году (работа над ней шла с 1929 по 1931 год), но публикацию несколько раз приостанавливали – критики РАППа обвиняли писателя в оправдании контрреволюционного Верхне-Донского восстания казаков, о котором шла речь в этой части эпопеи. Ему предлагали идеологическую корректировку событий, на что автор не шел. Шолохов стремился показать трагедию каждой из противостоящих сторон в Гражданской войне. Приходилось М. Шолохову оправдываться и за идейные «шатания» главного героя: «Я беру Григория таким, каков он есть, таким он был на самом деле… от исторической правды мне отходить не хочется».

По жанру «Тихий Дон» принадлежал к новому типу исторического романса. Центральная проблема – поиска личностью своего местав меняющемся мире. Сюжет исполнен драматизма. В романе переплетается множество сюжетных линий, через развитие которых преломляется основной социально – исторический конфликт произведения. Внесюжетными элементами являются авторские отступления, лирические пейзажи. Масштабное воссоздание эпохальной жизни народа, подчинение им многочисленных сюжетных линий, раскрытие судеб персонажей (более 700) определяют жанровое своеобразие – полифонию голосов, несущих свою правду понимания мира. Экспозиция: завязка любовной интриги и завязка социального конфликта – взаимосвязь и взаимообусловленность сюжетной линии.

Структура эпопеи – четыре книги. Действие в первой книге (части первая, вторая и третья) начинается с 1912 по 1914 годы, в ней описывается быт казачества и на первый план выдвигается семья Мелеховых, представлено формирование характера главного героя; действие второй книги (части четвертая и пятая) начинается в 1916 и заканчивается в мае 1918 года, ее содержание: Первая империалистическая война и революция. В третьей книге (часть шестая) в центре Верхне-Донской мятеж, гражданская война, судьбы Григория, Натальи, Аксиньи; книга четвертая (части седьмая и восьмая) – картина разрушения налаженной веками жизни. Действие заканчивается в 1922 году, когда на Дону отгремела гражданская война.

Одной из характерных особенностей романа-эпопеи является обращение писателя к быту людей, изображению семьи, традиций и т. д. В «Тихом Доне» Шолохов рассказывает о взаимоотношениях в семье, о том, как под одной крышей мирно уживались три семьи. В самостоятельные сцены превращаются картины покоса, ловли рыбы. Шолохов повествует о народных обычаях. Во всех деталях выписана сцена сватовства, женитьба Григория Мелехова. Автор с близкого расстояния повествует об отношениях соседей (Мелеховых и Астаховых), взаимоотношениях в хуторе. В 1-й и 2-й частях романа, где особенно заметен интерес к быту, обнаруживаются черты народного характера.

Изображение быта позволяет М. Шолохову затронуть наиболее глубокие проблемы – проблемы расслоения общества, обнаружить серьезные конфликты. Рассказывая о хуторе Татарском, Шолохов как бы мельком заметит, что семь лет воюют друг с другом соседи. Автор обращает внимание и на то, что хутор неоднозначно отнесся к приходу Штокмана. Одни восстали, враждебно отнеслись к нему, но среди хуторян есть те, кто готовы слушать эти вечерние беседы.

По-особому воспринимаются взаимоотношения между семьями Мелеховых и Коршуновых. Пантелей Прокофьевич Мелехов знает себе цену и пытается сохранить свое лицо в любой ситуации. Но нельзя не обратить внимания на ту робость, которую он испытывает в доме Коршуновых, когда выступает в качестве свата (Мелехов догадывается, что он не ровня богатому хозяину Коршунову). Следует отметить и своеобразный зачин, вставную новеллу об отце Пантелея Прокофьевича, о его трагической судьбе. Этот рассказ является своеобразным прологом к судьбе Григория.

Обращаясь к быту, Шолохов подводит читателя к выводу, что донское общество было не столь уж едино в своих настроениях, что Дон начинали раздирать противоречия. Здесь Шолохов расходится с буржуазной историографией, которая доказывает, что на Дону не было почвы для противоречий, а донское казачество было вольным и зажиточным, не знало крепостничества, и в дальнейшем делался вывод, что революция на Дону – явление не органическое, что не Дон пришел к революции, а революция – на Дон. Поэтому восстание 1919 году объясняется тем, что революция была навязана со стороны, и в 1919 Дон защищал свою свободу. Так главной задумкой Шолохова было создание правдивого образа народа в переломную эпоху.

Народный характер обнаруживает себя в особом трудолюбии Натальи, Григория, Пантелея Прокофьевича. Григорий в самую грустную минуту скажет, что единственное, с чем связана его мысль, это – крестьянские заботы, а все остальное надоело. Рисуя портрет Натальи, Шолохов обращает внимание читателя на «большие, раздавленные работой руки». Образ народа и черты его обнаруживаются в неистовстве Пантелея Прокофьевича, в гордости Аксиньи, в материнской мудрости Ильиничны. Шолохову первостепенно было не только создать образ из отдельных штрихов, зарисовок, а ему важно отношение самого народа к происходящим событиям: империалистической и гражданской войнам, революции, общественно-политическим переменам на Дону. Об империалистической войне речь идет даже тогда, когда хутор прощается с молодыми казаками, идущими в армию. Тут слышится тоскливое горестное «сегодня день кормит, хлеб созрел – надо убирать». О войне спорят офицеры, но Шолохову важно показать восприятие рядовых, тех, кто на передней линии фронта. Народная среда рождает и Михаила Кошевого, который, в отличие от Григория, принял правду большевиков, а потому готов за идею мстить и убивать бывших друзей.

Итак, в конце 1926 года Михаил Шолохов начал свою главную книгу - «Тихий Дон». Поездки по донским хуторам, беседы со старожилами, работа в архивах Ростова – «материал и природа», как говорил писатель, были под руками.

ОбразГригория Мелехова соединяет частный мир семьи, дома и огромный земной мир. Григорий Мелехов привлекает читателя глубокой народностью и самобытностью. С детства в нем воспитывалась любовь к земле, природе, животному миру. Как-то случайно на покосе он порезал косой дикого утенка и страдает от этого. Автор наделяет его такими чертами характера: диковат, у него неуемный темперамент, вместе с тем чуток, наблюдателен. Григорий – это волевая натура (на скачках на джигитовке снял первый приз), был красив и статен. Его уважали за любовь к хозяйству, работе. В начале повествования он девятнадцатилетний юноша. Ради своей цели он идет напролом: полюбил жену соседа Аксинью, с ее «порочной красотой», «охаживал ее с бугаиной настойчивостью…», сломал все преграды на пути к ней. Женили не по своей воле, и Григорий не захотел смириться с этим. Он не может идти против себя. Наталья ему не мила: «Не люблю я тебя, Наташка». Не в силах побороть страсть к Аксинье, вместе с ней Григорий уходит из дома. Невиданное дело - вольный казак идет батраком к пану Лесницкому.

Юным отцом, своенравным, слушающимся не обычаев, а своего сердца,- он уходит на службу, попадает на войну. Всем существом своим Григорий сопротивлялся лжи, насилию, несправедливости. Тяжело переживает он свой первый бой, чудится ему «австриец», которого срубил. «Я зараз утомился душой». Он не просто действует, но задумывается о причинах происходящего. Григорий Мелехов становится свидетелем того, как погибает Силантьев, «видел, как он падал, обнимая голубую даль...». Бессмысленность войны порождает определенные настроения у казачества, негативное отношение к войне. Вместе с тем Григорий сумел и на войне сохранить достоинство человека – с поля боя помогает выбраться мужу Аксиньи - раненному Степану Астахову, пытается защитить служанку Франю от озверевших казаков, обличает Чубатова за бессмысленный расстрел пленного австрийца, но и он ожесточается, перестает понимать границы добра и зла, теряет способность ощущать счастье.

Григорий встречается на своем жизненном пути как с вымышленными автором героями, так и с теми, у кого есть реальные исторические прототипы – Позняковым, Буденным, императорской семьей. Его бесконечные метания приводят к любимой женщине, к родному дому, детям. Личностными чертами Григория являются духовные искания и глубина переживаний.

У Григория не было ровных и гладких дорог. В 1917 году Григорий Мелехов решает, как ему поступить: вернуться домой на Дон или пойти с красными. Он, ориентируясь на настроения казачества, в начале 1918 года воюет на стороне красных и получает звание полковника. Возвративших на хутор, он ощущает душевный разлад. Опять встал вопрос: «К кому же прислониться?». Григорий снова оказывается поневоле в другом лагере. Жестокость становится страшной нормой. Не выдержав, снова возвращается домой, «седой наполовину». И снова вступает в Красную Армию, где он командует эскадроном. Потом выбор пал в пользу «мирной жизни», но в станице его преследуют как «беляка, офицера казачьего». Григорий попадает в банду Фомина, но не выдерживает бессмысленной жестокости, уходит из банды дезертиров, бежит, чтобы начать новую жизнь.

Любовь к Аксинье Астаховой, трудную и грешную, Григорий пронесет через всю жизнь. Их любовь выдержала немало испытаний: страсть, измены и бесконечные разлуки. Когда Григорий и Аксинья уже казалось бы соединились после долгих мучений (бегут вместе из хутора), произошла трагедия – шальная пуля отняла от него самое дорогое ему существо: «Григорий, мертвея от ужаса, понял, что все кончено, что самое страшное, что могло только случиться в его жизни, - уже случилось...». Григорий теряет свою Аксинью уже навсегда, а с ней привязанность к жизни, надежду. Похоронив любимую женщину, он «поднял голову и увидел над собой черное небо и ослепительно сияющий черный диск солнца». «Черный диск солнца» - поэтический образ монументальной силы, подчеркивает страшную утрату.

Теперь ему незачем было торопиться. Все было кончено. Григорий возвращается на стремя Тихого Дона в момент наступающей весны, в «иглистый ледок» бросает оружие и патроны и еще издали замечает сына Мишатку. «Опустившись на колени, целуя розовые холодные ручонки сына, он сдавленным голосом твердил только одно слово:

– Сынок…сынок…Это было все, что осталось у него в жизни».

Конец романа имеет философское звучание. Финал символизирует не только расставание с прошлым, но и идею продолжения жизни. Михаил Шолохов оставил своего героя на пороге новых жизненных испытаний. Какие ждут его пути-дороги? Как сложится его жизнь? Писатель не дает ответа на эти вопросы, а заставляет читателя задуматься.

Одной из особенностей «Тихого Дона» является отношение Шолохова к народной судьбе и личности. Поэтому автор выделил яркого представителя народа – Григория Мелехова. Г.Мелехов представляет собой народ, народное отношение к правде и жестокости, к войне, к жизни. Бесспорно, что образ Мелехова – великое художественное открытие М.Шолохова. Это наиболее сложный образ в литературе.

Образ Г. Мелехова в оценке критики. Начиная с 1940 года, со времени выхода романа, в литературной критике велись достаточно острые споры об образе Григория Мелехова. Наметилось как бы два направления в оценке героя. В первом случае исследователи (Л. Якименко и др.) делали акцент на том, что Григорий постепенно расходится со своим народом и превращается в «отщепенца», что Мелехов на этом пути расхождения постепенно утрачивает те привлекательные качества натуры, которые у него есть вначале. В работах 1940-х – 1950-х годов этот образ трактовался со знаком минус.

Вторая концепция, сформировавшаяся в 1960-е годы, «снимала» вину с Мелехова. В. Ковалев выступил против критиков, считавших, что Шолохов занят главным образом обличением слабых сторон народного характера, был против теории отщепенства. Ф.Бирюков полемизировал с теми, кто видел в романе нарушение исторической правды (Якименко, Гура и другие) - это касалось эпизода самосуда Подтелкова над Черенцовым. По мнению Бирюкова, Шолохов следовал правде истории и разрушал лишь прямолинейные схемы врагов революции. В «Тихом Доне» отражена вся сложность жизни, когда субъективная честность могла обернуться предательством перед народом (Каледин) и когда беспринципность руководителя бросала тень на коммунистов (Подтелков). А.Бритиков призывал не упрощать органическую социальную двойственность главного героя «Тихого Дона».

Трагедия Мелехова всецело объяснялась как историческое заблуждение, и делался вывод о трагической судьбе человека. Авторы, разделяющие эту концепцию, Хватов, Бирюков, Петелин, при определенном отличии между ними, делали акцент на обстоятельстве, толкнувшем героя на этот путь, на путь поступления Григория в банду Фомина и доказывали, что Григорий не одиночка, не отщепенец, и не вина, если крестьянин-труженик не мог разобраться в происходящем. Григорий Мелехов в поисках правды стал на грани двух начал, отрицая оба их, так и не поняв, что третьего не дано.

О противоречивости характера шолоховского героя говорил Щербина, а Метченко назвал Г.Мелехова «художественным типом эпохи». В конечном итоге литературоведами делается вывод о трагичности героя.

В настоящее время наивным было бы анализировать аргументы Л.Якименко и тех, кто пытался доказать, что Григорий разошелся с народом – они неубедительны. Те, кто говорил об отщепенстве, обращали внимание на трагический финал главного героя. В этом, конечно, есть смысл, но и трагедия. Григорий Мелехов свидетельствует о том, что писатель ставит перед своим героем высокие требования, и в то же время говорит об ответственности за совершенное преступление, и все же финал подводит к выводу о доверии автора своему герою. Для того, чтобы понять суть трагедии Мелехова, необходимо уяснить отношение автора к этому образу, и которое нельзя подменять (как делал Якименко) отношением к кому бы то ни было из героев. Отношение Шолохова к Г.Мелехову возникает на пересечении взглядов на Григория других действующих лиц: матери, Натальи, Аксиньи, Кошевого, Штокмана и др.

Конечно, мы берем во внимание представление о Григории большевика Кошевого, но и учитываем отношение к Григорию его матери. Неслучайно Ильинична среди других детей выделяла младшенького. В романе есть великолепная сцена, которая воспринимается глазами Аксиньи: мать перед смертью хочет встретиться именно с Григорием.

Правда проявляется и в сочувствии Григорию, и в его осуждении, мере требовательности и мере доверия. Трагизм образа видится в том, что он – человек определенного жизненного опыта и ему трудно понять во имя чего жертвы, страдания. Он не приемлет этих страданий и поэтому ищет свою правду то у красных, то у белых, но стремится идти своей дорогой. В такой ситуации нельзя объяснить противоречия героя социальным положением.

Метания Григория Мелехова объясняются сложностью его положения, противоречивостью времени и тем, что человек, знавший только крестьянское дело, не в состоянии был разобраться в этих событиях, не мог определиться «куда плыть». Его метания - «не вина, а беда его» (С.И. Шешуков). И вместе с тем, Григорий Мелехов современный человек, и выбор жизненного пути налагает ответственность за совершенные им поступки. Судьба Мелехова показывает, что народ воевал и на стороне красных, и белых» (П.Палиевский). Метания Григория – это не только личные противоречия, но и противоречия бытия.

Следует подчеркнуть, что преемственность в художественной литературе проявилась в том, что в национальных литературах создавались характеры (по типу Григория Мелехова), где диалектически сложно соединились разные оттенки борьбы добра со злом, трагические метания. Например, образ Казгирея Матханова у Алима Кешокова. Роднит героев и единство с народом.

Роман «Тихий Дон» автор не сводит к образу Григория Мелехова. Особый смысл в романе несут женские образы – в них продолжение традиций русской классической литературы. У каждой из них свой неповторимый мир, свои страдания и радости, своя боль души. Шолохов на новом историческом этапе показывает собирательный образ русской женщины. Несправедливо будет выводить характеристику отдельных героинь или противопоставлять одну другой.Образы Шолохова, как женские, так и мужские, имеют всемирно-историческое значение.

Одним из проявлений героического становятся принципы изображения Шолоховым народа, человека из народа. Народ автор раскрывает в типичных чертах и не показывает подвига народа ни в несправедливой империалистической войне, ни в белоказачьем восстании, «бесславной войне против русского народа». В этом писательская концепция подвига, героизма.

Проблема авторства «Тихого Дона». Почему авторство романа Михаила Шолохова подверглось сомнению? Впервые слухи и намеки, что автор воспользовался чужой рукописью, возникли в 1928 году, когда журнал «Октябрь» опубликовал первые две книги «Тихого Дона» - они сразу принесли Михаилу Шолохову всероссийскую и международную известность.

Изумление, а за ним подозрение вызвал возраст автора – Михаилу Шолохову к моменту публикации первой книги «Тихого Дона» было всего двадцать два года, а вторую он закончил в двадцать три. Казалось, откуда у совсем молодого человека такая зрелость суждений и такое блестящее владение литературной формой? Принять этот феномен не могли. Возникла версия о некоем белом офицере, который якобы на дорогах Гражданской войны написал и затем потерял рукопись книги, а Шолохов нашел и «присвоил». Была создана специальная комиссия, куда Михаил Шолохов, должен был представить черновики «Тихого Дона». Когда он их представил, подозрения тут же рассеялись.

В 1965 году, после присуждения Михаилу Шолохову Нобелевской премии, старые слухи всплыли. Однако главным аргументом «плагиата» Шолохова выдвигалось отсутствие рукописи «Тихого Дона», которая была утрачена во время Великой Отечественной войны.

Интерес к проблеме позже был подогрет книгой И. Томашевской, «Стремя Тихого Дона», выступившей под псевдонимом Д* (Париж, 1974), с предисловием и послесловием Александра Солженицына, книгой Роя Медведева (1975), журнальными статьями. Прокатилась волна соответствующих публикаций по страницам российской периодики и во времена перестроечных «сенсаций».

Книга «Кто написал «Тихий Дон»? (Проблема авторства «Тихого Дона»).-М., 1989) - перевод издания 1982 г. труда коллектива шведско-норвежской исследовательской группы: Г.Хьесто, С.Густавссон и др., которым был проведен компьютерный анализ исследования художественного текста в зарубежном вычислительном центре (так как Шолохов – лауреат Нобелевской премии). Анализу подвергалась авторская речь Шолохова («Тихий Дон», «Поднятая целина», «Донские рассказы») и казацкого писателя Федора Крюкова. Ученые в данной работе привели результаты своего анализа: таблицы, схемы и т. д. и пришли к следующему выводу, что у Шолохова и Крюкова разная структура словаря, частотность словоупотребления, длина предложения, то есть стиль Ф. Крюкова совершенно отличен от М.Шолохова, а Шолохов пишет поразительно похоже на автора «Тихого Дона». Таким образом, конкретно доказывается авторство «Тихого Дона». На данном этапе этот вопрос был приостановлен и больше не вызывал прежних дискуссий.

В 1999 году в Москве была обнаружена в одной из редакций рукопись «Тихого Дона». 4 декабря 1999 года «Российская газета» опубликовала статью директора Института мировой литературы имени А.М. Горького (ИМЛИ) Феликса Кузнецова «Кто держал Михаила Шолохова в заложниках?». В ней сообщалось, что ИМЛИ удалось разыскать и приобрести считавшиеся утерянными рукописи первой и второй книг «Тихого Дона»: «В рукописи 885 страниц. Из них 605 написаны рукой М.А. Шолохова, 280 страниц переписаны набело рукой жены писателя Марии Петровны Шолоховой и, видимо, ее сестер; многие из этих страниц содержат правку М. А. Шолохова. Страницы, написанные рукой М. А. Шолохова, включают в себя черновики, варианты и беловые страницы, а также наброски и вставки к тем или иным частям текста».

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...