М.А. Шолохов


Мятущаяся натура, сложная судьба, сильный характер, человек на границе двух эпох – основные эпитеты главного персонажа шолоховского романа.Образ и характеристика Григория Мелехова в романе «Тихий Дон» - это художественное описание судьбы одного казака. Но за ним стоит целое поколение донских мужиков, родившихся в смутное и непонятное время, когда рушились семейные связи, менялась судьба всей многоликой страны.

Внешность и семья Григория

Представить Григория Пантелеевича Мелехова несложно. Молодой казак – младший сын Пантелея Прокофьевича. В семье трое детей: Петр, Григорий и Дуняша. Корни фамилии пошли от скрещивания турецкой крови (бабушка) с казачьей (дед). Такое происхождение наложило свой отпечаток и на характер героя. Сколько сейчас научных работ посвящено турецким корням, изменившим русский характер. Двор Мелеховых расположился на окраине хутора. Семья не богатая, но и не бедная. Средний достаток для одних завидный, значит, есть в селе и беднее семьи. Для отца Натальи, невесты Григория, казак небогатый. В начале романа Гришке примерно 19-20 лет. Высчитывать возраст следует по началу службы. Призывной возраст тех лет – 21 год. Григорий ждет призыва.

Черты внешности персонажа:

  • нос: горбоносый, коршунячий;
  • взгляд: диковатый;
  • скулы: острые;
  • кожа: смуглая, коричневая румянеющая;
  • черный, как цыган;
  • зубы: волчьи, ослепительно белые:
  • рост: не особенно высокий, на полголовы выше брата, старше его на 6 лет;
  • глаза: подсиненные миндалины, горячие, черные, нерусские;
  • улыбка: звероватая.
О красоте парня говорят по-разному: красивый, красивенький. Эпитет красивый сопровождает Григория весь роман, даже, постарев, он сохраняет привлекательность и притягательность. Но в его привлекательности много мужского: жесткие волосы, неподатливые на ласку мужские руки, курчавая поросль на груди, ноги, поросшие густым волосом. Даже для тех, кого он пугает, Григорий выделяется из толпы: переродок, дик, рожа бандитская. Чувствуется, что по взгляду казака можно определить его настроение. Одним кажется, что на лице только глаза, жгучие, четкие и пронизывающие.

Одежда казака

Мелехов одевается в привычную казачью форму. Традиционный казачий набор:
  • будничные шаровары;
  • праздничные с яркими лампасами;
  • белые шерстяные чулки;
  • чирики;
  • сатиновые рубахи;
  • полушубок;
  • папаха.
Из нарядной одежды у казака есть сюртук, в нем он идет свататься к Наталье. Но он не удобен парню. Гриша дергает полы сюртука, стремится быстрее его снять.

Отношение к детям

Григорий любит детей, но осознание полной любви приходит к нему очень поздно. Сын Мишатка – последняя ниточка, которая связывает его с жизнью после потери любимой. Он принимает Танюшку, дочь Аксиньи, но мучается мыслями, что она может быть не его. В письме мужчина признается, что девчушка снится ему в красном платье. Строк о казаке и детях мало, они скупые и не яркие. Наверное, это правильно. Сложно представить сильного казака за игрой с ребенком. Он увлечен общением с детьми от Натальи, когда возвращается на побывку с войны. Ему хочется забыть все пережитое, погрузившись в домашние дела. Для Григория дети – это не просто продолжение рода, это святыня, часть родины.

Мужские черты характера

Григорий Мелехов – мужской образ. Он яркий представитель казачества. Черты характера помогают разобраться в сложных проблемах, происходящих вокруг.

Своенравность. Парень не боится своего мнения, не может от него отступить. Он не прислушивается к советам, не терпит насмешек, не боится драк и потасовок.

Физическая сила. Парень нравится за молодецкую удаль, силу и выносливость. Свой первый Георгиевский крест получает за терпение и выдержку. Превозмогая усталость и боль, выносит раненого с поля боя.

Трудолюбие. Работящий казак не боится любого труда. Он готов заниматься чем угодно, чтобы содержать свою семью, помочь родителям.

Честность. Совесть Григория постоянно с ним, он мучается, совершая поступки, не по своей воле, а в силу обстоятельств. Казак не готов к мародерству. Он отказывает даже отцу, когда тот приезжает к нему за награбленным.

Гордость. Сын не позволяет отцу бить себя. Он не просит помощи, когда в ней нуждается.

Образованность. Григорий - грамотный казак. Он умеет писать, причем передает мысли на бумаге четко и понятно. Пишет Мелехов редко, как и положено скрытным натурам. Все у них в душе, на бумаге только скупые, точные фразы.

Григорий любит свой хутор, деревенскую жизнь. Ему нравится природа и Дон. Он может любоваться водой и плещущимися в ней конями.

Григорий, война и родина

Самая сложная сюжетная линия – это казак и власть. Война с разных сторон предстает перед глазами читателя так, как видел ее герой романа. Отличий между белыми и красными, бандитами и простыми солдатами практически нет. Те и другие убивают, мародерствуют, насилуют, унижают. Мелехов мучается, он не понимает смысла в убийстве людей. Его поражают казаки, которые живут на войне, получая удовольствие от смертей вокруг. Но время меняет. Григорий становится черствее, хладнокровнее, хотя с ненужными убийствами так и не соглашается. Человечность – основа его души. Нет у Мелехова и категоричности Мишки Коршунова, прообраза активистов революционеров, видящих вокруг себя только врагов. Мелехов не позволяет начальству разговаривать с ним грубо. Он дает отпор, сразу ставит на место тех, кто хочет им командовать.

Крушение векового уклада народной жизни запечатлел в сво­ем романе «Тихий Дон» М. Шолохов (первая книга была опублико­вана в 1928 г., заключительные главы четвертой книги — в 1940 г.). Подчеркнем: это не просто книга о революции и гражданской войне, но произведение о судьбе народа в переломные моменты исторического развития, повествование о коренных проблемах бытия «на стрежне века». В романе Шолохова проявилось стремле­ние «охватить все» и «дойти до сути», показать ситуацию «начала времен», начала новой истории. Для произведения характерна масштабность и глубина изображения жизни. Достаточно вспом­нить, что сюжет, начавшийся возле мелеховского куреня на бере­гу Дона, постепенно расширяясь, захватывает в орбиту авторско­го изображения хутор, станицу, степь, свои и чужие земли, раз­ные города, большое число героев, представляющих все социальные слои и важнейшие оттенки политических взглядов, картины мира и ожесточенные баталии первой мировой и граж­данской войн. Все это, как и «мысль народная», определяющая взгляд писателя на происходящее, позволяет говорить о произве­дении Шолохова как эпопее. Автор запечатлел конфликтное со­стояние мира, показал, как трагические события истории разру­шили мирную жизнь человека на земле, традиционные связи лю­дей по родству, братству, землячеству, совместному труду, противопоставив им непримиримость классового противоборства. Этот разлом особенно ярко виден в истории семьи Мелеховых. Исторические события Шолохов показывает через частные судь­бы конкретных людей, продолжая тем самым традиции Пушкина и Толстого. Но впервые центральным героем романа-эпопеи ста­новится простой казак, ищущий правды не только для себя, а для всего народа. Путь Григория полон мучительных сомнений, мета­ний, ошибок и потерь. Автор не скрывает, сколь многим отлича­ется поседевший и «уморившийся душой» Григорий в финале ро­мана от того зверовато-красивого и молодцеватого казака, каким мы встретили его в начале повествования. Но никогда и нигде ему не изменяет «очарование человека» искреннего, честного, страс­тно желающего разобраться в происходящем, нигде герой не про­тивопоставлен своему народу. Несмотря на откровенное давление и многочисленные кампании против Шолохова, автор не привел Григория к какому-либо однозначному политическому выбору, не завершил произведение эпизодами службы Мелехова,в Красной Армии. В финале произведения сюжетное кольцо замыкается: ус­тав от крови и боев, не дожидаясь амнистии, герой идет к родно­му дому, от которого ушел в большой и враждебный мир. Его, простого труженика, отвлеченного от любимого дела войной, вла­стно зовет к себе родная земля, несмотря ни на что ждущая по весне хозяина. Его ждут Дон-батюшка, олицетворяющий саму душу вольнолюбивого трудового казачества, и земля-матушка. Символично, что в воды родной реки, единой для всех, бросает Григорий оружие, выражая тем самым отношение к братоубий­ственной и бессмысленной войне. И, наконец, еще один образ, символизирующий то, что дает человеку опору: образ дома, раз­рушенного войной, но единственного, родного.

Григорий Мелехов — это подлинно эпический герой. В его индивидуальной судьбе воплотилась целая гамма противоречий народной жизни в переломную эпоху, тоска по правде, кровь, боль и любовь, «отменить» которые не в состоянии никакие ис­торические взрывы. В «Тихом Доне», вопреки традиции револю­ционных 20-х годов, классовые критерии оценки жизни отсту­пают перед эпической широтой и аналитической глубиной изображения времени и человека, перед многоголосием мне­ний и чувств, мудростью философского взгляда писателя, ут­верждающего вечные ценности жизни человека на земле.

Григорий Мелехов - самый известный и запоминающийся персонаж романа Шолохова «Тихий Дон». Но мало кто знает, что в первой редакции произведения такого героя не было вообще. Его место занимал некто Абрам Ермаков, который внешне очень походил на Григория. Почему автор решил внести в роман изменения, до сих пор неизвестно.

Внешность героя

Григорий Мелехов (характеристика персонажа будет подробно рассмотрена в этой статье) наделен автором «диковатой» красотой, как и все казаки его рода. Он был выше своего старшего брата, черноволосый и горбоносый, что делало его похожим на цыгана. Глаза чуть раскосы, миндалевидные и «подсиненные», а «острые плиты скул обтянуты коричневой кожей». Улыбка у него была «звероватая», «волчьи зубы» белоснежные. Руки неподатливы и черствы на ласку.

Во всем его облике чувствуется дикость и грубость, сочетающаяся с невероятной красотой. Даже во время войны он не утратил привлекательности. Хотя сильно исхудал и больше стал похож на азиата.

Григорий Мелихов носил традиционную казачью одежду: широкие шаровары, шерстяные белые чулки, чирики (туфли), зипун, просторную рубаху, полушубок. В одежде имеется прямое указание на национальную принадлежность. Автор подчеркивает казачье происхождение своего героя.

Кто главный герой романа?

Начнем с того, что в центре внимания Шолохова находится народ, а не конкретная личность. А Григорий выделяется на общем фоне лишь потому, что является воплощением народных черт. Он стал отражением казацкой удали и «любви к хозяйству, к работе» - двух главных заповедей казаков, которые были воинами и земледельцами одновременно.

Но славен не только этим Григорий Мелехов («Тихий Дон»). Отличительными чертами его характера стали своеволие, стремление к истине и независимость в поступках. Он всегда стремится во всем убедиться лично и не верит никому на слово. Для него истина рождается медленно, из конкретной действительности, тягостно и мучительно. Вся его жизнь и есть поиск правды. Эти же мысли мучили и казаков, впервые столкнувшихся с новой властью.

Григорий Мелехов и Аксинья

Любовный конфликт является одним из главных в романе. Отношения главного героя с Аксиньей проходят красной нитью через все произведение. Их чувство было высоким, но трагичным.

Поговорим немного о героине. Аксинья - статная, красивая и гордая казачка, очень эмоционально воспринимающая происходящее. На ее долю выпала нелегкая судьба. В шестнадцать лет Аксинью изнасиловал отец, а через год выдали замуж за Степана Астахова, который бил ее. За этим последовала гибель ребенка. Нелюбимый муж и тяжелая работа - вот вся жизнь молодой женщины. Такова была судьба многих крестьянок и казачек, поэтому и принято считать, что отражает целую эпоху «Тихий Дон».

Судьба Григория Мелехова оказалась тесно переплетена с жизнью Аксиньи. Женщина хотела настоящей любви, поэтому она с такой готовностью откликнулась на ухаживания соседа. Между молодыми людьми вспыхнула страсть, сжегшая страх, стыд и сомнения.

Даже женитьба на Наталье не остановила Григория. Он продолжал встречаться с Аксиньей, за что и был изгнан отцом из дома. Но и тут влюбленные не сдались. Их жизнь в работниках не приносит счастья. А измена Аксиньи с хозяйским сыном заставляет Григория вернуться к жене.

Однако окончательного разрыва не происходит. Влюбленные снова начинают встречаться. Они проносят свои чувства через всю жизнь, несмотря на все несчастья и трагедии.

Характер

Григорий Мелехов не бежит от реальности. Он трезво оценивает все происходящее вокруг и принимает активное участие во всех событиях. Это считается самым ярким и запоминающимся в его образе. Ему свойственны широта души и благородство. Так, он спасает жизнь Степану Астахову, рискуя собой, хотя не питает к нему никаких дружеских чувств. Затем он отважно бросается на спасения тех, кто убил его брата.

Образ Мелехова сложен и неоднозначен. Ему свойственны метания, чувство внутренней неудовлетворенности своими поступками. Именно поэтому он постоянно мечется, для него сделать выбор - непростая задача.

Социальный аспект

Характер героя определяется его происхождением. Например, Листницкий является помещиком, а Кошевой - батраком, поэтому на них нельзя положиться. Совсем другое происхождение имеет Григорий Мелехов. «Тихий Дон» писался во время расцвета соцреализма и жесткой критики. Поэтому не удивительно, что главный герой имеет крестьянское происхождение, которое считалось самым «правильным». Однако то, что он был из середняков, стало причиной всех его метаний. В герое уживаются одновременно труженик и собственник. Это и является причиной внутреннего разлада.

Григорий Мелехов на войне практически не заботится о своей семье, даже Аксинья уходит на второй план. В это время он пытается понять общественное устройство и свое место в нем. На войне герой не ищет для себя выгоды, главное - отыскать правду. Именно поэтому он так пристально всматривается в окружающий мир. Он не разделяет восторга других казаков относительно прихода революции. Григорий не понимает, зачем она им нужна.

Раньше казаки сами решали, кто будет ими править, выбирали атамана, а теперь за такое сажают. На Дону не нужны ни генералы, ни мужики, народ и сам разберется, как разбирался и до этого. Да и обещания большевиков ложны. Говорят, что все равны, а вот идет Красная армия, на взводном хромовые сапоги, а солдаты все в обмотках. И где равенство?

Поиски

Григорий Мелехов очень ясно видит действительность и трезво оценивает происходящее. В этом он похож на многих казаков, однако есть и одно отличие - герой ищет правду. Именно это не дает ему покоя. Сам Шолохов писал, что в Мелехове воплотилось мнение всех казаков, но сила его в том, что он не боялся высказываться и пытался разрешить противоречия, а не принял смиренно происходящее, прикрываясь словами о братстве и равенстве.

Григорий мог бы признать правоту красных, но чувствовал ложь в их лозунгах и обещаниях. Он не мог принять все на веру, а когда проверял на деле, получалось, что ему врали.

Закрыть же глаза на ложь было равносильно предательству себя, своей земли и своего народа.

Как поступить с ненужным человеком?

Григорий Мелехов (характеристика это подтверждает) выделялся на фоне других представителей казачества. Это и привлекло к нему внимание Штокмана. У этого человека не было времени переубеждать таких, как наш герой, поэтому он сразу же решил его устранить. Неповинный Григорий был обречен на арест и смерть. А что еще делать с ненужными людьми, которые задают лишние вопросы?

Приказ отдается Кошевому, который приходит в удивление и смущение. Григория, его друга, обвиняют в опасном образе мыслей. Здесь мы видим основной конфликт романа, где сталкиваются две стороны, каждая из которых права. Штокман предпринимает все меры, чтобы не допустить восстания, которое могло бы помешать воцарению советской власти, которой он служит. Характер же Григория не позволяет ему смириться ни со своей участью, ни с участью своего народа.

Однако приказ Штокмана становится началом того самого восстания, которое он хотел предупредить. Вместе с Мелеховым, вступившим в бой с Кошевым, поднимается все казачество. В этой сцене читатель с отчетливой ясностью может убедиться в том, что Григорий действительно является отражение народной воли.

Мелехов принимает решение бороться с властью красных. И это решение обусловлено чередой происшествий: арест отца, многочисленные расстрелы в Татарском, угроза жизни самому герою, оскорбления красноармейцев, разместившихся на его базу.

Григорий сделал свой выбор и уверен в нем. Однако не все так просто. Это еще не последний поворот в его судьбе.

Метания

Образ Григория Мелехова в романе «Тихий Дон» очень неоднозначен. Он постоянно в метаниях и не уверен в правильности выбора. Так происходит и с решением противостоять Красной армии. Он видит пленных и погибших, участвовавших в его восстании, понимает, кому это может быть выгодно. Окончательно прозрение наступает, когда Григорий один мчится на пулемет и убивает матросов, управлявших им. Мелехов после этого катается по снегу и восклицает: «Кого же я убил!»

Герой снова оказывается в конфликте с миром. Все метания Мелехова отражают колебания всего казачества, которое сначала пришло от монархизма к большевизму, затем решило строить автономию, а потом опять вернулось к большевизму. Только на примере Григория мы видим все более отчетливо, чем это происходило в действительности. Связано это с самим характером героя, с его непримиримостью, страстностью, необузданностью. Строго Мелехов судит себя и окружающих. Он готов ответить за свои неверные поступки, но хочет, чтобы ответили и другие.

Подводя итоги

Образ Григория Мелехова в романе «Тихий Дон» полон трагизма. На протяжении всей своей жизни он пытался найти правду, но что получил в конце? В последней главе книги мы видим, как герой теряет самое дорогое - любимую женщину. Смерть Аксиньи стала самым страшным ударом для Мелехова. В этот момент у него отняли смысл жизни. В этом мире у него не осталось больше близких людей. Душевное опустошение приводит его в лес. Он пытается жить один, но не выдерживает и возвращается в хутор, где живет его сын - единственное, что осталось от Аксиньи и их любви.

В чем трагедия Григория Мелехова? Он вступил в конфликт с миром, не смог смириться с его новыми законами, попытки что-то изменить завершились провалом. Но смириться с происходящим герой так и не смог. Новая эпоха «перемолола» и исковеркала его судьбу. Григорий просто оказался человеком, который не смог приспособиться к переменам.

Создавая образ Григория Мелехова, главного героя романа «Тихий

Дон», М. А. Шолохов добивается художественной цельности в изображении его поступков, мыслей и чувств, насколько бы ни были они разными и противоречивыми. Основа личности Григория – это совершенная правдивость перед самим собой, непосредственность, бескомпромиссность. Он не умеет скрывать своих чувств. И эта черта характера неоднократно приводит его к столкновению с окружающими. Но при всей своей сложности и противоречивости Григорий Мелехов остается цельным, верным самому себе, своим мыслям, идеям, убеждениям.

Писатель не обосабливает своего героя, не отделяет от остальных казаков. Хорошо зная историю донского казачества, Михаил Александрович показывает читателю быт и нравы этих людей. Донские казаки, не знавшие крепостного права, были особым типом крестьянства. Казаки отличались от крестьян не только тем, что с малых лет их готовили к военной службе, с детства воспитывали смелость, лихость, находчивость. Царское правительство культивировало среди казаков чувство сословной обособленности, презирая к «мужику» и «городскому» - рабочему. Из них воспитывали верных «царю, престолу и отечеству» слуг.

Казачья семья строилась на патриархальных началах. Отец был старшим в ней и полновластным хозяином в доме. По его просьбе сход мог публично выпороть непослушного сына. С детства казак должен был впитать боязнь ослушания. Послушание, почтение к старшим воспитывались не только в детстве, но внушались и на военной службе. Так, казакам старших годов службы давалось право наказывать молодых казаков.

Среда, которая воспитала и взрастила Григория Мелехова, всесторонне показана в «Тихом Доне». Это, прежде всего, конечно же, семья Мелеховых – дед Григорий Мелехов, который привез из Турции пленную турчанку. «С тех пор и пошла турецкая кровь скрещиваться с казачьей. Отсюда и повелись в хуторе горбоносые, диковато – красивые Мелеховы, а по-уличному – Турки.»

«…младший, Григорий, в отца попер: на полголовы выше Петра, хотя на шесть лет моложе, такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей. Так же сутулиться Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое.»

Как жила семья середняков Мелеховых, видно из слов её главы Пантелея Прокофьевича: «…у нас и без нынешнего урожая года на два хлеба хватит. У нас, слава богу, и в закромах его по ноздри, да ишо кое – где есть». Но Мелеховы – прежде всего трудовая семья. Изображая ее, М. А. Шолохов не умалчивает ни о крутом нраве Пантелея Прокофьевича, ни о тяжкой доле женщины, ни о собственнических повадках под крышей мелеховского куреня. Но, несмотря на то, что своенравный хозяин утверждал свою власть с помощью костыля, в семье царила атмосфера дружбы, взаимной заботливости, любви. В доме обитали фактически три семьи, но между ними не возникало столкновений, не вспыхивало ссор, которые разрушали бы семейные отношения.

Не только верностью патриархальному укладу, но и духом вольнолюбия, гордой непокорности были известны Мелеховы. У истоков повествования о них – овеянная романтикой трагическая история Прокофия, который не пожелал подчиняться хуторским порядкам и стал жертвой предрассудков. И Пантелей Прокофьевич, и его дети, и даже внуки изображаются как люди высокой человеческой полноценности.

Изображение трагической судьбы семьи Мелеховых – одно из

наибольших художественных достижений в романе Шолохова. История семьи Мелеховых - это, в сущности, история того, как разрушались устои социальной несправедливости в старой деревне. На тихом Дону пробудились и встретились непримиримые течения. Могучие удары сотрясают мелеховский дом. Чувствует Пантелей Прокофьевич, как неведомые и пугающие своей новизной силы рвут корни, навечно, казалось, соединившие казачество с монаршей, с атаманской властью. Бьется, не в силах вырваться из круга обступивших его противоречий, Григорий.

Во всей современной мировой литературе не найти фигуры столь же выразительной, сколь и противоречивой. Столь же приковывающей к себе взоры читателей и побуждающей их, оглядываясь вокруг, искать Григория Мелехова среди людей невымышленных, живущих.1

Григорий Мелехов рос в обстановке преклонения перед казачьими воинскими доблестями. В церковь, на станичный сход шли казаки в мундирах с погонами, при всех знаках отличия. Георгиевские кресты, медали вызывали почтение, глубокое уважение, и это почтительное отношение к званиям, царским наградам внушалось с детства.

«Ты служи, как полагается, - внушал отец Григорию, призванному перед империалистической войной в армию. За царем служба не пропадет». И подписывал письмо: «Твой родитель, старший урядник Пантелей Мелехов». Отец был не просто отцом, но и старшим урядником. Это воинское звание, по глубокому убеждению Пантелея Прокофьевича, обязывало к дополнительному уважению.

Труд был потребностью Григория, он не мыслил свою жизнь вне работы. И не раз во время войны с глухой, хватающей за сердце тоской вспоминал Григорий близких людей, родной хутор, работу на полях: «Хорошо бы взяться руками за чапиги и пойти по влажной борозде за плугом, жадно вбирая ноздрями сырой и пресный запах взрыхленной земли, горький аромат порезанной лемехом травы».

В Григории с детства воспитывались человечность, любовь к земле, природе, животному миру. На покосе Григорий случайно перерезал надвое птенца, поднял его, «с внезапным чувством острой жалости глядел на мертвый комочек, лежавший у него на ладони».

Григорий Мелехов до войны и революции, всколыхнувшей всю страну, не задумывался над социальными вопросами. Он любит свою семью, свой курень, привязан к родному хутору. У него никогда не возникало чувства неприятия того жизненного порядка, в котором он вырос. Даже разрыв с семьей и уход в батраки не отдалили Григория от хуторской жизни. А когда Аксинья предложила бросить все и уйти на рудники, на шахты, «далеко», Григорий

В тяжелой семейной драме, в мелочах обыденной жизни, в испытаниях войны раскрывается глубокая человечность Григория Мелехова. Его характеру свойственно обостренное чувство справедливости, сознание достоинства своей человеческой личности, сильная, страстная любовь по всем неисчислимым проявлениям жизни. И естественно, что Григорий, брошенный в пекло войны, тяжко, мучительно переживает первый свой бой, не может забыть убитого им австрийца. «Срубил зря человека и хвораю через него, гада, душой», - жалуется он брату Петру. У Григория рождается чувство неприятия империалистической войны, смутное сознание ее бесцельности, губительности…

Григорий, как и все казаки, человек земледельческого труда, наделен чувством нерасторжимо крепкой связи с окружающим миром жизни, он чутко восприимчив ко всему прекрасному. Свойственное Григорию чувство понимания человека раскрывается и в истории его отношений с Аксиньей и Натальей. Любовь к гордой Аксинье, огневая, губительная красота которой не блекнет с годами, жизни С Натальей – прекрасной женщиной другого склада, верной и любящей женой – матерью – помогают нам многое уловить, понять в Григории.

Григорий – человек сильных страстей, решительных поступков и действий. Его любовь к Аксинье, полная драматических превратностей, потрясает своей силой и глубиной. Вернувшись после ранения в отпуск из госпиталя, Григорий узнает, что Аксинья «спуталась» с молодым Лисницким… Страшно и жестоко избил Григорий, простой казак, пухлогрудого сотника, бросил Аксинью, вернулся на хутор, в родной курень. Но ни измена Аксиньи, ни жизнь с Натальей, ни дети не угасили сильного, страстного чувства. В долгие фронтовые ночи вспоминал он, тосковал об Аксинье.

Григория отличает развитое чувство собственного достоинства, сознание себя полноправным человеком. В классовом обществе, построенном на подчинении и угнетении одних другими, оно неизбежно должно было приводить и приводило к резким столкновениям.

Во время призыва группа офицеров осматривала снаряжение казаков – новобранцев. Офицеры – белоручки вызывают враждебное чувство у Григория. Пальцы его, «шероховатые и смуглые», прикоснулись к «белым, сахарным пальцам» одного из офицеров. Тот отдернул руку и, брезгливо морщась, вытер о подкладку шинели. Со злой улыбкой смотрит Григорий на офицера, и тот, столкнувшись взглядом, не выдержал, закричал: «Как смотришь? Как смотришь, казак?» Этот же Григорий, когда возле колодца налетел на него с кулаками вахмистр, со страшной силой ненависти говорит: «Вот что… ежели когда ты вдаришь меня – все одно убью! Понял?» И вахмистр поспешно отошел от Григория.

В серых буднях армейской службы Григорий остро чувствует «неперелазную немую стену» между собой и нарядными офицерами – бездельниками. Это чувство человека – труженика, который кормиться трудом рук своих и, не сознавая классового деления общества, тем не менее отчетливо понимает, что помещики, офицеры – люди другого мира, и презирает этот стоящий над ними мир тунеядцев и бездельников. Эти чувства будут расти в Григории и в годы гражданской войны не раз прорвутся тяжелой, опаляющей ненавистью к угнетателям и дармоедам.

Григорий всегда готов вступиться за попираемое достоинство человека. Он бросается на казаков, насиловавших горничную Франю, те связали его, пригрозили убить. И когда офицер на осмотре спросил, почему оторвана пуговица на его шинели, Григорий, вспомнив, что произошло в конюшне, впервые за долгий период времени едва не заплакал от стыда и сознания своего бессилия. Таким застает Григория Мелехова империалистическая война.

Кажется, многое мы узнали о Григории из той бытовой обстановки, В которой жили он и его семья, из тех сложных и запутанных отношений, которые сложились у него с Натальей и Аксиньей. Как живой стоит перед нами смуглый казак с угрюмым, звероватым взглядом, вспыльчивый до безрассудства, гордо оберегающий свое человеческое достоинство, решительный, резкий, нежный и грубый… Недюжинная сила ощущается в его сутуловатой фигуре, в быстром взгляде, а ловкой трудовой ухватке, в лихой казачьей посадке. И все же известная неполнота будет в наших представлениях о Григории Мелехове до тех пор, пока мы не уясним, что думал он о войне, с какими представлениями о характере ее смысле был ввергнут он в кровавую пучину боев.

В госпитале встретился Григорию умный и язвительный солдат – большевик Гаранжа. Под пламенной силой и правдой его слов задымились устои, на которых покоилось сознание Григория. «Подгнили эти устои, ржавью подточила их чудовищная нелепица войны, и нужен был только толчок. Толчок был дан, проснулась мысль, она изнуряла, придавливала простой, бесхитростный ум Григория». Страшной показалась Григорию правда о ненужности войны, открытая ему Гаранжой. Сон уходит от него, Будит Григорий ночью Гаранжу, гневно и тревожно спрашивает: «Ты говоришь, что на потребу богатым нас гонят на смерть, а как же народ? Аль он не понимает?» Григорий бьется над вопросом: как же прекратить войну? «… Все вверх ногами надо поставить?.. А при новой власти куда денешь?.. Войне чем укорот дашь?..» На все отвечал Гаранжа. И Григорий, расставаясь с ним, взволнованно благодарил: «Ну, хохол, спасибо, что глаза мне открыл. Теперь я зрячий и … злой!»

Нельзя недооценивать значение первой политической школы Григория. В полной мере сказалась она в первые месяцы после Октябрьской революции, когда Григорий, став на сторону большевиков, повел за собой казаков против белогвардейцев.

Пусть недолго владела им правда, открытая Гаранжой, все же дала она сильнейший толчок небывалым размышлениям, чувствам…

Григорий едет на побывку домой. Недовольство войной, ярость против тех, кто гнал людей на убой, соединившись с оскорбленным личным чувством, прорвались в сцене жестокого избиения Листницкого. Семья, хутор, замаслили его растревоженное сердце, заласкали почетом, неприкрытой лестью. Как же, первый в хуторе георгиевский кавалер приехал на побывку! Старики беседовали с ним как с равным. Григорий ловил на себе почтительно – изумленные взгляды, на его поклон снимали шапки, не скрывали восхищения бабы и девушки. Внимательно, почти заискивая ухаживали за ним в семье. Гордо по дороге на майдан или в церковь вышагивал рядом с ним Пантелей Прокофьевич. Ну как было не закружиться бедной голове! Такой почет выпадал не каждому. В туманной дали воспоминаний меркла большая правда, открытая Гаранжой, забывалась суровая горечь его слов. Нерушимым казался порядок, установленный извечно, понятия о казачьей чести, воинской доблести, воспитанные всей жизнью, приобретали вновь свою волнующую первозданную ценность. «Пришел с фронта Григорий одним человеком, а ушел другим. Не мирясь в душе с бессмыслицей войны, он честно берег свою казачью славу…» И этот Григорий «ловил случай высказать беззаветную храбрость, рисковал, сумасбродничал, ходил переодетым к австрийцам, снимал без крови заставы, джигитовал казак и чувствовал, что ушла безвозвратно та боль по человеку, которая давила его в первые дни войны».

С началом такого исторического события, как война, чреватого самыми серьезными и неожиданными последствиями, в обстановке назревания революционного кризиса важно было выяснить, вывести на первый план социально – политические чувства Григория. М. А. Шолохов сталкивает Мелехова с людьми резко выраженных противоположных социальных симпатий и антипатий. Казак Чубатый и солдат Гаранжа, словно лакмусовые бумажки, способствуют проявлению разных черт в образе Мелехова.

С Чубатым свела Григория на фронте империалистическая война. Чубатый исповедует отвратительную и убогую философию ненависти и презрения к человеку. Вот уж в ком полно выразился тот идеал казака – рубаки, верного слуги «царя, престола и отечества», который был так люб господствующим классам царской России! Григория, который с обостренной болезненностью вспоминал убитого им австрийца, Чубатый цинично поучал: «Человека руби смело… Ты не думай, как и что. Ты – казак, твое дело – рубить не спрашивая… Животную без потребы нельзя губить – телка, скажем, или ишо что, - а человека уничтожай. Поганый он, человек… Нечисть, смердит на земле, живет вроде гриба – поганки». Григорий поначалу враждебно относился к Чубатому. Он стреляет в Чубатого, когда тот ни за что ни про что срубил взятого в плен мадьяра. «Убил бы тебя – одним грехом на душе меньше стало», - прямо и открыто говорит Григорий впоследствии, когда Чубатый напомнил о стычке.

Тот бессознательный гуманизм, который был впитан с молоком матери – труженицы, побеждал в душе Григория разрушительную философию Чубатого. Очевидная бессмыслица войны побуждает в нем беспокойные мысли, тоску, острое недовольство. Тем самым писатель как бы подводит Григория к встрече с Гаранжой, к восприятию большой человеческой правды. Демократизм, гуманизм одерживают в Григории на какое - то время победу над собственническими и сословными предрассудками.

Начинаются напряженные поиски Григорием великой правды, пригодной для всего народа. Создавая этот образ мятущегося искателя правды, писатель раскрыл в нём сложную тему трагедии человека, которого искалечили силы прошлого, опутавшие и ослепившие его на трудном пути.1 Впоследствии он откажется от этих поисков как от наивных детских мечтаний и будет думать, искать правду, пригодную лишь для казаков. Домой из госпиталя Григорий едет твердо уверенным в том, что он знает, где, на какой стороне живет в мире правда.

После возвращения из дома, отдохнувший, пропитанный вновь своим, «казачьим», Григорий близко сходиться с Чубатым. Между ними больше не возникает стычек и ссор. Влияние Чубатого сказалось на психике и характере Григория. «Пропала жалость к человеку», «очерствело, огрубело» сердце Григория. И мы вдруг совершенно отчетливо ощущаем ту ужасную связь, которая существует между устоявшимся веками казачьим бытом и античеловеческой, вырожденческой философией Чубатого. Семья Мелеховых, обстоятельства их жизни и Чубатый чем–то весьма существенным соприкоснулись в читательском восприятии…

Писатель сравнительно мало освещает фронтовую жизнь Григория после возвращения из дома. Об этом сказано или в общих словах, или в воспоминаниях Григория. М. А. Шолохов сосредотачивает внимание на внутренних превращениях героя. «С холодным презрением играл он чужой и своей жизнью… он знал, что больше не засмеяться ему, как прежде; знал, что ввалились у него глаза и остро торчат скулы; знал, что трудно ему, целуя ребенка, открыто глянуть в ясные глаза; знал Григорий, какой ценой заплатил за полный бант крестов и производства». Это как бы итог того, с чем Григорий – человек пришел к революции.

Но Гаранжа заронил живое семя в его душу. Не забылись слова умного, злого соседа по больничной палате. Григорий однажды изложил Чубатому

Поиск смысла жизни, своего пути

Великая Октябрьская революция, Гражданская война поставили перед Григорием Мелеховым, как и перед всем казачеством, вопрос: с кем идти и куда идти?

Большевики несли мир исстрадавшейся стране. Большинство казаков – фронтовиков, истомленных войной, стало на сторону большевиков. В их числе оказался и Григорий Мелехов.

Григорий пришел к революции со слабыми, неразвившимися симпатиями к большевикам. Твердых политических убеждений у него не было, не будет их и на всем протяжении гражданской войны. Но события, связанные с восстанием, имели определяющее значение для всей дальнейшей судьбы Григория. Необходимо было показать Мелехова со всех сторон: отношение к нему казаков, мучительные сомнения в правильности выбранного пути, поведение в бою матросов, любовь к Аксинье, горе после смерти Натальи… Самохарактеристики, выступающие на первый план в психологическом анализе, психологическая значимость событий должны были передать напряженную внутреннюю жизнь Григория, поиски им правильного пути.

Соединение казаков – повстанцев с белыми обостряет в Григории понимание несовместимости интересов казачества с целями контрреволюционного движения. Следует целый ряд сцен: стычка с Фицхалауровым, возмущение англичанином – офицером. В этой цепи событий писатель раскрывает нарастающую антипатию Григория к белогвардейцам, показывает глубокую связь стихийного патриотического чувства с трудовой природой Мелехова. Враждебное отношение к «кадетам» проявляется в самой резкой форме: отказ выполнять приказы Фицхалаурова, отмена боевой задачи Ермакова.

Дальнейшее пребывания Мелехова в белой армии становится неинтересным. И не случайно Шолохов почти ничего не говорит об этом периоде жизни Григория. С ним не связано ни одного события. Больного тифом его привозят домой накануне контрреволюционного движения. Фактически он уже не принимает участие в борьбе. Он следует вместе с отступающими не в составе воинской части, а сам по себе. Он как бы со стороны наблюдает разложение, развал армии. Ночью, в степи, вслушиваясь в старинную казачью песню, которую пел проходивший мимо кавалерийский полк, повторяя про себя ее слова, Григорий со щемящей тоской, со слезами переживает весь позор бесславной борьбы против русского народа. Это одно из тех событий, которые подготовили Григория к переходу на службу в Красную Армию.

Последовательность событий вскрывает внутреннюю логику поступков Мелехова, закономерность его судьбы. В соответствии с правдой бурной революционной эпохи писатель все время ставит своего героя перед необходимостью немедленного действия. Всякий раз Григорию приходиться выбирать из двух: жизнь не даст ему возможностей уклониться от решений. Выжидать, прятаться он и сам не умел, да и не хотел. Создается цепь поступков, крепко связанных, обуславливающих друг друга. Внешне он попал в какой–то заколдованный круг: на войне стал офицером; за это красноармейцы одного из полков, вошедших в Татарский, едва не убили его; он бежал; затем вновь ему пришлось скрываться от ареста; примкнул к восстанию.

Последовательность поступков, их характер вскрывают сочетание объективных и субъективных факторов в судьбе Григория Мелехова. М. А. Шолохов достигает здесь полного слияния правды истории и правды характера. Именно в этом слиянии величайшая художественная убедительность и достоверность образа Григория Мелехова. Колебания его, перелеты с одной стороны на другую в годы гражданской войны были неизбежны. Мучительные поиски пути, по которому следует идти далее, продолжаются. «Хотелось отвернуться от всего бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного мира. Там, позади, все было путано, противоречиво. Трудно нащупывалась верная тропа; как в топкой гати, забилась под ногами почва, тропа дробилась, и не было уверенности – по той ли, по которой надо, идет. Тянуло к большевикам – шел, других вел за собой, а потом брало раздумье, холодел сердцем. «… К кому же прислониться?»

Но жизнь не один раз давала Григорию возможность выбора. Перед казнью Подтёлкова он мог уйти в Красную Армию, не ушел и оказался в лагере белоказаков; в период восстания мог повиниться вовремя перед советской властью, не сделал этого и докатился с разбитой белой армией до моря; в Красной Армии мог дослужить до конца войны, но вернулся в хутор, в тяжелую обстановку назревшего антисоветского восстания, и оказался в банде Фомина. В критике была высказана мысль о том, что, приведя Григория Мелехова в банду Фомина, писатель казнил своего героя зрелищем кровавой пародии на идеалы, которые он некогда исповедовал и защищал с оружием в руках в дни вёшенского мятежа.1

Четвертый том «Тихого дона» - книга итогов. Каждая сцена, картина, деталь исполнены здесь глубокого смысла и значения. Они отобраны и оценены с той мерой художественного такта, целесообразности, которая не допускает ничего лишнего, ненужного. Шолохов держит читателя в предельном напряжении.

В восьмой части «Тихого дона» демобилизированный из Красной Армии Григорий возвращается домой. В бурной, поблекшей осенней степи вспоминает он далекое детство, мечтает о мирной жизни, о счастье с Аксиньей.

Мы его давно не видели. Простились мы с ним в Новороссийске, когда на встречу Григорию и его спутникам, тоже участникам Верхнедонского, выехал из–за угла разъезд красных конников. Со слов Прохора Зыкова мы узнали, что Григорий служил в Красной Армии, воевал с Врангелем с белополяками. Многие события совершились за это время в хуторе. Умерла мать Григория, так и не дождавшись своего «младшенького», «желанного».

Дуняша вышла замуж за Кошевого, который стал председателем Совета. Вернулась в свой курень Аксинья, выздоровевшая после тифа. Что же произошло с Григорием? Каким он стал теперь?

Как бы заново, после долгой разлуки, когда все перемены видятся резче, отчетливее, всматриваемся мы в Григория глазами его случайной спутницы–«зовутки». В таком выборе жизненной ситуации проявилось зрелое мастерство автора. Ведь Шолохов мог передать облик теперешнего Григория в самых различных обстоятельствах: при встрече с близкими людьми – Аксиньей,

Дуняшкой, Прохором, наконец, в объектевизированном авторском описании Шолохов дает облик Григория в восприятии случайной женщины–поводчицы. Авторскому портрету в этом месте не хватало бы непосредственности чувства; Аксинья, Дуняшка от волнения, радости встречи не смогли бы увидеть Григория так, как увидели его изучающие, любопытные, житейские опытные глаза «зовутки»: «Он не дюже старый, хоть и седой. И какой–то чудаковатый, - думала она. – Все глаза нахмуряет, чего их прижмуряет? Как, скажи, уж такой он уморенный, как, скажи, на нём воза возили… А он из себя ничего. Только седых волос много и усы вон почти седые. А так ничего из себя. Чего он все думает?»

Немудрая бабёнка как бы беседует сама с собой, тут даже разговорная интонация слышится. И этот увиденный ею «прижмуряющий глаза» Григорий, «уморенный, как, скажи, на нём воза возили», не только напоминает нам те семь лет войны, которые он «с коня не слазил». Этот Григорий будит жалость, щемящее – тоскливое предчувствие. Ох, не верится, что достиг он мирной семейной пристани! Много еще горя и утрат готовила ему жизнь…

Писатель нашел образ большой эмоциональной силы и выразительности, не только воссоздавший облик Григория, «уморенного» тяжкими заблуждениями, войной, напомнившей о его прошлом, но и образ, в котором звучит предчувствие трагического финала. Умение так видеть, чувствовать и волновать отличает совершенного мастера.

Критики о трагедии Григория Мелехова

Нелегко сложилась жизнь Григория Мелехова, трагически завершается его путь в «Тихом Доне» Кто же он: жертва ли заблуждений, испытавший всю тяжесть исторического возмездия, или индивидуалист, порвавший с народом, ставший жалким отщепенцем? В критической литературе о Шолохове и его романе до сих пор не прекращаются споры о сущности трагедии Григория Мелехова. На первых порах преобладало мнение, что это трагедия отщепенца. Этот взгляд наиболее резко выражен в работе Л. Якименко:

«...трагедия Григория Мелехова в конечном счете -- именно в отрыве от революционного народа, утверждающего в жизни высокие идеалы нового общества. Разрыв Григория Мелехова с трудовым казачеством и отщепенство явились следствием непреодоленных колебаний, анархического отрицания новой действительности. Отщепенство его становится трагическим, поскольку этот запутавшийся человек из народа пошел против самого себя, против миллионов таких же тружеников, как и он сам»1.

Но доктор филологических наук В. В. Агеносов опровергает эту точку зрения: «Отщепенец не вызывает сочувствия – над судьбой Григория плакали даже те, кто в рядах Красной Армии беспощадно расправлялся с реальными Мелеховыми. Не стал Григорий зверем, не потерял способности чувствовать, страдать, не потерял желания жить».

«Трагедия Григория Мелехова есть трагедия исторического заблуждения»,- данная точка зрения, восходя еще к статье Б. Емельянова «О «Тихом Доне» и его критиках», появившейся в 1940 году, в настоящее время наиболее остро и последовательно проводится А. Бритиковым и Н. Маслиным. Согласно этой теории, Григорий нёс в себе многие черты русского национального характера, русского крестьянства. «С этим нельзя не согласиться, но «блукает, как метель в степи» он не потому, что собственник, как всякий крестьянин, а потому, что в каждой из воюющих сторон не находит абсолютной нравственной правды, к которой он стремится с присущим русским людям максимализмом», - пишет В. В. Агеносов.

В. Гоффеншефер утверждал, что в восьмой части романа кончается история трагедии Григория как типичного представителя казачества и начинается повесть о несчастном, сломленном испытаниями человеке.2

Существует ещё и другой взгляд на этот вопрос. Г. А. Фролов, исследователь творчества М. А. Шолохова, пишет: «Истоки трагедии Григория Мелехова заключаются в том, что он типичнейший представитель донского казачества, ставшего жертвой революционного насилия. Судьба Григория в романе универсализируется, в ней актуализируется важная для XX века проблематика: человек - революция - власть - свобода. Через изломанную судьбу Григория, через крушение мелеховскои семьи Шолохов показал судьбу русского крестьян ства в переломную историческую эпоху, в его неприятии или противоречивом отношении к революции. И Григорий Мелехов, будучи одним из руководителей восстания, сражается не только за свой курень и надел земли. Это борьба против насилия, против бесчеловечного режима, против форм порабощения, борьба за свободный Дон, за идею свободы. И это истинно правильный "третий путь" шолоховского героя, выбранный в муках и сомнениях».

Много написано о романе Шолохова, о его героях спорят критики не один десяток лет, а характер Григория Мелехова, его трагическая судьба по-прежнему остаются загадочными, ибо ни одна из существующих концепций не охватывает образ в его целостности.

Трагедия Григория Мелехова – это трагедия донского да и всего русского казачества в целом. Вот что об этом говорил сам М. А. Шолохов корреспонденту «Советской России»: «Григорий, в моём мнении, является своеобразным символом середняцкого казачества. Те, кто знает историю гражданской войны на Дону, кто знает её ход, знают, что не один Григорий Мелехов и не десятки Григориев Мелеховых шатались до 1920года».1

А в беседе с В. Васильевым он заметил: «...в социальном облике Григория Мелехова воплощены черты, характерные не только для известного слоя казачества, но и для крестьянства вообще. Ведь то, что происходило в среде донского казачества в годы революции и гражданской войны, происходило в сходных формах и в среде уральского, кубанского, сибирского, семиреченского, забайкальского, терского казачества и среди русского крестьянства»2.

Давно уже стало бесспорным утверждение, что судьба Григория своеобразно преломляет путь исторических заблуждений казачества в годы гражданской войны. Если шаг за шагом пройти вслед за Григорием на всем его пути, от памятных встреч с Извариным и Подтёлковым до Новороссийска, до вступления в ряды конницы Буденного, то можно заметить удивительную общность его судьбы, созвучность настроений, родственность иллюзий с судьбой, настроениями и иллюзиями казачества.

Даже контур внешней судьбы Григория Мелехова во время вёшенского восстания своеобразно отражает приливы и отливы в настроениях казачьих масс

[Шолохову важнее показать, что не только внешняя судьба Григория совпадает с судьбами казачества в дни восстания, но и его мысли, настроения удивительно созвучны тем мыслям и настроениям, которыми были охвачены казаки. Писатель с поразительной последов Как будто и нехотя Григорий Мелехов втянулся в борьбу с красными, но постепенно и к нему пришло ожесточение. Но этими же настроениями были охвачены и казаки, которые тоже, поддавшись ожесточению, все реже брали в плен, все чаще занимались грабежами. Мысль об идеологической и нравственной общности Григория Мелехова с казацкой массой получает свое художественное претворение в композиционном строе, в логике развития сюжета.

Григорий Мелехов кровно связан с казацкой массой, олицетворяя ее разум и предрассудки, те черты казачества, которые складывались исторически и проявились в накаленной обстановке гражданской войны. Путь исторического заблуждения, выпавший казачеству, социальные корни, породившие «донскую Вандею», своеобразно определили и судьбу Григория Мелехова: он оказался участником движения реакционного, исторически обреченного. Но это было движение масс, разбуженных революцией, поэтому неизбежен был процесс преодоления предрассудков, разрушения иллюзий, которые толкнули людей на неправый путь борьбы с революцией. То были тяжкие уроки, ставшие поворотным пунктом в движении казачества к новой жизни.

Григорий Мелехов в полной мере познал и горечь крушения иллюзий и мучительное чувство позора. Однако тяжкие опыты поисков правды и для него не прошли бесследно. Стихийные порывы сменяются способностью к размышлению. Намечаются нравственно-психологические предпосылки эволюции характера в том направлении, которое нелегкой ценой было выстрадано массами казачества.

Григорий Мелехов – главный герой романа-эпопеи М.Шолохова «Тихий Дон». Его образ нельзя назвать типическим, потому что в нём также присутствуют особые индивидуальные черты.

Григорий Мелехов – это обычный донской казак, выросший в достаточно обеспеченной семье с патриархальным укладом жизни. С первых же страниц романа он изображается в повседневной крестьянской жизни, что помогает читателю сразу же увидеть основные черты характера Григория. В нём обнаруживается любовь к природе и ко всему живому: «с внезапным чувством острой жалости» смотрит он на нечаянно порезанного косой утёнка во время лугового покоса. Кроме того герою присущи искренность и честность. Любовь к Аксинье он навсегда сохраняет в своей душе, а жене Наталье сразу же признаётся, что ничего к ней не испытывает: «И жалко тебя…кубыть, за эти деньки и сроднились, а нету на сердце ничего… Пусто». Однако я думаю, что это всё можно отнести к типическим чертам героя.

К индивидуальным чертам Григория Мелехова, на мой взгляд, можно отнести его стремление найти свой путь в жизни, найти самого себя. Герой ищет правду, несмотря на все трудности и превратности судьбы. Он необразованный и политически неграмотный человек, поэтому ему легко прививают различные взгляды на войну и жизнь в целом. Однако Григорий не сдаётся и, когда окружающие предлагают ему различные пути, твёрдо отвечает: «Сам ищу входа».

На протяжении всей своей жизни герой часто совершает страшные проступки, однако корень всех ошибок Григорий ищет в себе, в своих деяниях. Он не лишён самоосуждения. Война не смогла загубить его душу и всё то доброе и хорошее, что изначально было в ней. Она надломила героя, но не сломила его окончательно. К концу романа для Мелехова самыми главными ценностями становятся родной дом, семья, дети. Война, убийства и смерть вызывают у него лишь отвращение. Поэтому можно даже сказать, что Григорий – это эпический герой, который берёт на себя всю историческую ответственность. Его образ равновелик образу целого народа. А путь Мелехова к правде – это трагический путь скитаний человека, полный ошибок и потерь, свидетельство глубокой связи человека с историей. В этом и заключается та особая индивидуальность, присущая лишь образу Григория.

Мелехов – это сложный герой, соединяющий в себе как типические, так и индивидуальные черты. Однако это придаёт его образу многогранность и трагизм, делает его запоминающимся и очень оригинальным.

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....