Любовная лирика Тютчева. Мотивы лирики Тютчева

Любовная лирика Тютчева — одно из вершинных явлений мировой поэзии. Центральное место в ней занимает исследование «диалектики души», слож-ных и противоречивых процессов человеческой пси-хики.

Исследователи выделили у Тютчева особый цикл, связанный с его увлечением Е. А. Денисьевой и на-званный поэтому «денисьевским». Это своеобразный роман в стихах, потрясающий по мужеству самоана-лиза, искренности и психологической глубине. Ко-нечно, вам более интересны стихи о первой любви, но оцените полное внутреннего драматизма испове-дальное стихотворение Тютчева, которое называется «Последняя любовь»:

О, как на склоне наших лет Нежней мы любим и суеверней. Сияй, сияй, прощальный свет Любви последней, зари вечерней! Пускай скудеет в жилах кровь, Но в сердце не скудеет нежность. О ты, последняя любовь! Ты и блаженство и безнадежность.

Любовь, традиционно (по «преданию») представляю-щаяся как гармоничный «союз души с душой род-ной», воспринимается Тютчевым совсем иначе: это «поединок роковой», в котором неизбежна, предоп-ределена гибель любящего сердца («Предопределе-ние»):

И чем одно из них нежнее В борьбе неравной двух сердец, Тем неизбежней и вернее, Любя, страдая, грустно млея, Оно изноет наконец…

Роковая невозможность счастья зависит не толь-ко от «толпы», которая грубо вламывается в святи-лище человеческой души, не только от «бессмертной пошлости людской», но и от трагического, рокового неравенства людей в любви.

Новаторство любовной лирики Тютчева заключа-ется в том, что она по характеру своему диалогич-на: ее структура строится на сочетании двух уров-ней, двух голосов, в ней выражены два сознания: ее и его . При этом ее чувство оказывается сильнее, что и предопределяет неизбежную гибель глубоко любя-щей женщины, ее роковое поражение. «Тютчевский человек» ощущает свою неспособность ответить ей столь же сильным чувством. Материал с сайта

Примерно в это же время (50-е гг.) Некрасов со-здавал свою любовную лирику, в которой также на первый план был выдвинут образ женщины. Так в творчестве двух великих поэтов независимо друг от друга возникает образ другого человека, другое «я», придающее любовной лирике характер не монолога (как это бывает чаще всего в поэзии первой поло-вины XIX в.), а диалога. Вместо формы исповеди появляется зачастую драматическая сцена, передаю-щая конфликтное столкновение, вызванное сложны-ми психологическими коллизиями.

Федор Иванович Тютчев - личность, хорошо известная не только в профессиональных литературных кругах, но и среди всех, кто хотя бы раз брал в руки самый обычный школьный учебник по литературе. Творчество этого выдающегося поэта заучивается наизусть, цитируется и запоминается и сегодня - и это, наверное, самое главное, что может быть у каждого талантливого человека - память о нем, которая живет в его произведениях. Тютчев был человеком очень разносторонним, и это полностью отразилось на его творческой карьере - здесь есть и произведения об окружающем мире, и проникновенные любовные признания, и многие другие жанры. которые проникают в самое сердце.

С чем же связан такой ошеломительный успех поэта, почему его помнят до сих пор, почему его стихотворения многим людям открывают глаза на действительность и почему они актуальны и на сегодняшний день? Возможно, ответ на этот волнующий вопрос кроется в биографии автора, ведь, как и любой талантливый человек, Федор Иванович начал писать стихотворения в первую очередь о своей жизни, и только потом перешел к более серьезным темам, и только потом научился мастерски описывать свои живые чувства.

Краткая биография Федора Ивановича Тютчева

Федор Тютчев родился в далеком 1803 году пятого декабря в Брянском уезде - здесь, в родовой усадьбе, он провел свои ранние годы и получал образование на дому - именно так было принято в те времена в приличных и состоятельных семьях. Федор еще в ранние годы проявил тягу и любовь к литературе и стихосложению, и его учитель и наставник, поэт и переводчик, сделал все возможное для того, чтобы дар юноши не пропал даром - именно он помог ему с изучением латыни, посадил за переводы, и уже в двенадцать лет Федор Иванович осилил перевод оды Горация, что поистине является выдающимся фактом биографии и говорит о Тютчеве, как об очень развитом человеке.

В 1817 году Федор Иванович решает продолжить свое образование в интересном для него направлении и в качестве вольнослушателя посещает лекции Словесного отделения Московского университета, где не остается незамеченным и принимается в число членов общества любителей российской словесности еще задолго до официального зачисления в ряды учеников.

Тютчев за границей

Федор Иванович Тютчев уже в 1821 году получает аттестат об окончании учебного заведения и практически сразу отправляется в Мюнхен в составе делегации в качестве внешнего атташе от России. Именно здесь в 1826 году он встречает свою возлюбленную Элеонору Петерсон, на которой в скором времени женится и у пары появляется на свет трое замечательных дочерей, одна из которых в последствии связала род Тютчевых с не менее почетным родом Аксаковых - Анна вышла замуж за Ивана Аксакова, а их брак благословили родители с обоих сторон.

Несмотря на все безоблачные перспективы и самую настоящую, большую и искреннюю любовь в семье Федора и Элеоноры, совершенно неожиданно в жизнь поэта и его семьи ворвалась самая настоящая трагедия. Однажды во время путешествия на теплоходе из Петербурга в Турин случилось непредвиденное крушение и судно начало идти ко дну. Семью, конечно же, удалось спасти, во многом благодаря усилиям по счастливой случайности оказавшегося на теплоходе Ивана Тургенева, однако вся эта трагедия серьезно сказалась на здоровье Элеоноры Тютчевой, и уже в скором времени она сильно заболела и слегла. Поэт проводил у постели жены долгие часы, старался не оставлять ее ни на минуту и сильно волновался за ее судьбу, однако, несмотря на все старания лучших врачей, которых приглашал писатель, в скором времени супруга скончалась. Говорят, что трагедия настолько тяжело ударила по состоянию молодого поэта, что он буквально за несколько часов поседел - настолько сильно и горячо он переживал утрату возлюбленной.

Тем не менее, несмотря на все страдания и переживания, буквально через год после смерти законной супруги, Федор Иванович сочетается браком с молодой Эрнестиной Дёрнберг, с которой, по слухам, связь у писателя была еще задолго до кончины любимой супруги. Интересно, что и Эрнестина была замужем в то время, как был женат Федор Иванович - и именно ее супруг познакомил ее с поэтом на балу за несколько дней до собственной печальной кончины. Видимо, двое одиноких людей, потерявших в силу болезней так рано своих возлюбленных и супругов, просто обязаны быть вместе волею судеб - и именно так и сложилось у Федора Ивановича и Эрнестины.

В 1839 году совершенно неожиданно дипломатическая карьера Федора Ивановича обрывается, что совершенно не мешает ему на протяжении еще пяти лет спокойно проживать за границей в свое удовольствие. Именно в эти годы Тютчев с одобрения самых вышестоящих чинов России и самого императора поддерживает дипломатические отношения между Россией и Европой, публично открыто и самостоятельно выступает, высказывая свою точку зрения по поводу возможных конфликтов и успешно регулирует все возникающие между Россией и европейскими странами вопросы.

Возвращение в Россию

В 1844 году Федор Иванович возвращается в родное государство и вновь поступает на дипломатическую службу, что не является удивительным ни для него самого, ни для его коллег - все же в политике и дипломатии поэт разбирается отлично, и его вклад был оценен по заслугам как его современниками, так и будущими поколениями, которые удостоились чести разбираться в его биографии.

Тютчев активно участвует в публичных мероприятиях и организациях, помогая развивать дипломатические и политические движения, просвещает соотечественников о жизни за границей и описывает собственный образ "тысячелетней России". Уже тогда Тютчев будто предсказывает образование Советского Союза - еще за много лет до появления данного, поэт заявляет, что создание такого союза пошло бы на пользу не только России, но и всем ближайшим славянским государствам.

Тютчев успешно проработал и действующим статским советником, и, несмотря на множественные разногласия с властями и критику в его адрес, прослужил он на этой должности полноценных пятнадцать лет. До конца своей жизни поэт интересовался политической ситуацией не только в Родном государстве, но и в полюбившейся ему за несколько лет Европе. Умер поэт неожиданно - сначала у него отнялась левая рука, частично сковав его деятельность, а позже в момент прогулки с поэтом случился удар, который полностью парализовал всю левую половину тела.

Память о поэте живет до сих пор. К сожалению, его личная жизни и на сегодняшний день не раскрыта полностью, и подробно об этом могут рассказать только его произведения любовного характера, которым Тютчев уделял огромное место в своей жизни.

Любой творческий человек, а, тем более, поэт - это всегда очень тонко чувствующая и глубоко переживающая личность. Именно у таких людей рождаются самые проникновенные лирические произведения, которые часто задевают самую душу и сердце любого, кто прикоснется к этим бесценным строкам. Тютчев, конечно же, не был исключением, и любовная лирика занимает особое, отдельное место во всей его творческой деятельности.

Главными темами в произведениях Тютчева считаются:

Описание ситуации в горячо любимой стране;

Окружающая реальность и природа вокруг;

Искренняя любовная лирика.

Несмотря на то, что большинство произведений Тютчева отлично подходят под формат коротких од, именно любовная лирика в его стихах была максимально подробно раскрыта и описана так, что берет за душу даже того, кто взял книгу впервые.

Любовной лирике Тютчева, как это не удивительно, свойственна горечь и трагедия - здесь настолько остры переживания, что прочувствовать их можно с самых первых строк. Часто эксперты связывают лирику Тютчева в один цикл под названием "денисьевский" - так сложилось потому, что большинство любовных произведений поэт посвящал Е.Денисьевой. Конечно, не одна она удостоилась быть увековеченной в произведениях выдающегося автора - и супруги Федора Ивановича так же ярко и тепло, но с присущей лирике поэта трагедией, описаны в его строчках.


В своих лирических произведениях Федор Иванович полностью открыт и честен с каждой из своих возлюбленных - он не стесняется своих чувств даже несмотря на то, что они далеко не всегда оказываются взаимны. Он воспевает каждую свою любовь и выражает искреннюю благодарность дамам за возможность почувствовать себя влюбленным как мальчишка - наверное, именно это и говорит о тонкой душевной организации поэта, наверное, именно это и открывает глубины его души и полностью объясняет, что же двигало поистине гениальным человеком в его начинаниях и что же помогло ему добиться такого ошеломительного успеха.

Конечно, сегодня Тютчев увековечен и в памятниках, и в названиях улиц, в его честь созданы целые музеи, но самая главная и достоверная память о поэте, отдавшем всю свою жизнь не только родному государству и политике, но и тонкой, как будто кружева, литературе. Именно те строки, которые при жизни поэт сплетал умело и мастерски, дошли до нашего времени, и произведения эти будут актуальны еще многие годы. А что касается лирики - именно в произведениях Федора Ивановича Тютчева каждый способен найти родное и близкое для себя, открыть новые горизонты своих чувств и переоценить отношение к окружающим, а заодно почувствовать на себе, как чисто и искренне любили наши предки в прошлом - и ведь так любили не только поэты, но именно поэты того времени смогли донести эту чистую и настоящую любовь до нас.

Свою беззаветную веру в Родину Тютчев старался прививать и детям. Мне вспоминается маленький, но сосредоточивший в себе столько смысла отрывок из письма поэта к дочери, в котором он пишет, что в России она найдет больше любви, чем где бы то ни было, ощутит все доброе в ее народе и будет счастлива, что родилась русской.

Тема любви в лирике Ф.И. Тютчева занимает немалое место. Поэт был счастлив в любви, не мог жить без любви, любил с ранней молодости до глубокой старости. Для него это было время золотое - время сплошной влюбленности в жизнь, в блестящее общество молодых, прекрасных женщин.

Будучи некрасив внешне, маленького роста, лысоватый, худощавый, он пользовался большой популярностью среди дам высшего света Москвы, Петербурга, Парижа, Мюнхена. В чем же заключался секрет обаяния Тютчева? Я думаю, он покорял женщин своим интеллектом и незаурядной романтической натурой. В его любимых стихотворениях невыразимое чувство таинственности:

Люблю глаза твои, мой друг,

С игрой их пламенно-чудесной,

Когда их приподнимешь вдруг

И, словно молнией небесной,

Окинешь бегло целый круг…

В большей части своих произведений поэт тщательно скрывает своего адресата, и лишь по едва заметным приметам можно догадаться, к кому оно обращено:

Она сидела на полу

И груду писем разбирала,

И, как остывшую золу,

Брала их в руки и бросала.

Эти строки посвящены второй жене Тютчева - Эрнестине Федоровне. Наблюдая роман своего мужа, она сохранила самообладание, достоинство и любовь к нему. На склоне лет поэт оценит это и поймет, что ушло из его жизни со смертью жены:

Любима ты, и так, как ты, любить -

Нет, никому еще не удавалось!

О, господи!.. И это пережить…

И сердце на клочки не разорвалось…

15 лет длился «блаженно-роковой» роман Тютчева с Е.Л. Денисьевой, в течение которых автором был создан знаменитый денисьевский цикл, шедевр русской любовной лирики. В него вошли такие стихотворения, как «Предопределение», «О, не тревожь меня укорой справедливой!..», «В разлуке есть высокое значенье…», «Последняя любовь».

О, как убийственно мы любим

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей! -

Писал Тютчев.

Действительно, сам он стал причиной отторжения обществом его возлюбленной: связь их считалась порочной. Испытывая удушающее чувство стыда, поэт пишет свое обращение к Денисьевой:

Чему молилась ты с любовью,

Что, как святыню, берегла,

Судьба людскому суесловью

На поруганье предала.

Толпа вошла, толпа вломилась

В святилище души твоей,

И ты невольно постыдилась

И тайн и жертв, доступных ей…

Интересна еще одна сторона любовной лирики поэта. Эту особенность я наблюдала лишь у Пушкина в «Евгении Онегине»: пытаясь проникнуть в самые сокровенные уголки сердца, поэт-мужчина берет на себя роль женщины, он пишет от имени влюбленной женщины. Тютчев пытался понять и выразить чувства Денисьевой:

Не говори: меня он, как и прежде, любит,

Мной, как и прежде, дорожит…

О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,

Хоть вижу, нож в руке его дрожит.

Он мерит воздух мне так бережно и скудно…

Не мерят так и лютому врагу…

Ох, я дышу еще болезненно и трудно,

Могу дышать, но жить уж не могу.

Тем временем жизнь поэта уже подходит к концу. Кажется, должны зазвучать стихотворения, в которых автор подводит итоги своего бытия. Но наперекор болезням, старости продолжают звучать ноты любви:

О, как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней…

Сияй, сияй, прощальный свет

Любви последней, зари вечерней!

Я люблю творения Тютчева за то, что мысль любого его произведения не является просто мыслью, а всегда навеяна образами, взятыми из мира души или природы. Еще я люблю его стихи за тонкий вкус - «плод многостороннего образования». Для меня он отличается от всех единением талантливости и человечности. Поэт не ищет популярности. Его талант не направлен на толпу, понять его может не каждый. Я поняла только небольшую долю его творчества. Тютчев научил меня замечать то, что раньше я не замечала, любоваться тем, что не бросается в глаза.

Тютчева самобытна, эмоциональна, насыщена глубокими мыслями и яркими образами. Поэт - страстная, увлекающаяся , человек с «горячим» сердцем. Тема любви не могла не найти отражения в его .

В 1836 году он создал одно из лучших любовных стихотворений: «Люблю глаза твои, мой друг…» Это - признание в любви, в любви… глазам.

Глаза возлюбленной всегда воспевали поэты. И лирический герой в стихотворении Тютчева прямо говорит: «Люблю глаза твои, мой друг…» четко делится на две части. В первой описываются сверкающие глаза любимой. Они сравниваются с «молнией небесной».

Чувства восторга, страстного преклонения передает и метафора. Глаза покоряют «игрой пламенно-чудесной». Союз «но» не только делит стихотворение на две части. Он способствует созданию контраста.

Лирический герой без памяти от прекрасного взгляда, но для него «сильней очарованья» «глаза, потупленные ниц». «Опущенные ресницы» в «минуту страстного лобзанья» - такую красивую картину рисует поэт. В следующих строках «настораживает» метафора «угрюмый огнь желанья». Ее расшифровать достаточно сложно. Необходимо вспомнить обстоятельства, при которых создано стихотворение. Личная жизнь поэта была бурной, его любовь для многих оказывалась роковой, губительной силой.

По Тютчеву, любовь - это не только одно из самых глубоких наслаждений в жизни, но и источник страданий. Связь с поэтом приносила женщине и , и муки. Поэтому эпитет «угрюмый» точно передает мысль о двойственной природе любви.

Это чувство в стихах поэта - почти всегда губительная страсть. Он настойчиво повторяет эпитет «роковой»: «встреча роковая», «роковое слиянье», «поединок роковой», «страсти роковые», «взор, как страданье, роковой». В стихотворении, входящем в знаменитый «денисьевский цикл», любовь названа «убийственной». Именно в стихах, посвященных Елене Александровне Денисьевой, раскрывается «блаженно-роковая» любовь поэта. Стихотворение «О, как убийственно мы любим…

» написано в первой половине 1851 года. Прием кольцевой композиции усиливает мысль об убийственной силе любви. Обрамление из двух одинаковых строф напоминает траурную рамку; в словах поэта звучит страшное предсказание - о гибели любимого человека. Внутри своеобразной трагической рамки - повествование о последствиях «буйной слепоты страстей».

Строки, создающие обрамление, стали афоризмом. Они существуют вне стихотворения, потому что в них заключена глубокая скорбная мысль, а выражена она с невероятной силой: О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашем}’ милей! Восклицательный знак в конце строфы - не только средство выражения экспрессии, он еще указывает на неизбежность гибели глубокой, самоотверженной, страстной любви. Лирический герой неимоверно страдает, ведь Алл Соч. РУ 2005 он стал палачом для любимой женщины. Риторические вопросы и восклицания - яркое художественное средство, способное передать сильнейшие изменения, которые произошли с женщиной, посмевшей так полюбить!

Куда ланит девались розы, Улыбка уст и блеск очей? Слова «уста», «ланиты», «очи», «пепл», составное прилагательное «младенчески-живой смех» несут торжественный и книжный оттенок, придают образу возлюбленной-возвышенность. Лирический герой преклоняется перед красотой женщины и перед силой ее страсти. Риторическое восклицание «Жизнь отреченья, жизнь страданья!

» заключает в себе мысль о роковой судьбе женщины. Эти строки тоже стали крылатыми, в них заключен глубокий обобщающий смысл. Также в стихотворении Тютчев использует излюбленный прием противопоставления. С одной стороны, - яркая личность, способная на глубокое чувство, а с другой, - «толпа», которая «топчет» прекрасные душевные движения. «Толпа» - света, общественного мнения.

Именно «толпа» выносит «ужасный приговор», вторгается в святое, клеймит «незаслуженным позором» и обрекает человека на «долгие мученья». Повтор слова «боль» определяет то состояние любимой женщины, из которого ей уже не выйти: Боль, злую боль ожесточенья, Боль без отрады и без слез! Лирический герой испытывает неутихающее чувство вины перед возлюбленной за их «роковую встречу», за то, что он невольно стал палачом, слепым орудием судьбы. Драматическая любви в этом произведении стала не только отражением частной жизни Тютчева. Поэтический дар лирика расширил границы любовного романа.

Тонкий психологизм, сильные мысли сделали это стихотворение достоянием внутренней жизни каждого читателя. В последние годы жизни в лирике Тютчева утверждается мысль о том, что любовь, даже трагическая, - символ подлинного человеческого существования. Без любви немыслима жизнь. В 1870 году поэт написал стихотворение «Я встретил Вас - и все былое…

» По жанру это элегия. Тютчев воссоздает былую любовную атмосферу, когда герой и были молоды, когда оба были полны здоровьем, когда весна наполняла их души. В стихотворении Тютчев использует знаменитые образы из пушкинского шедевра «Я помню чудное мгновенье…

»: «упоенье», «милые черты». Оба произведения объединяет мотив воспоминания и мотив возрождения. Отсылка к Пушкину - это возвращение к истинно прекрасному и вечному.

Для Пушкина любовь - источник вдохновения, неумирающее блаженство, а для Тютчева - «время золотое», тоже самое лучшее, что может пережить человек. И, как у Пушкина, такова сила любви, что она способна разбудить даже «отжившее сердце»: Как после вековой разлуки, Гляжу на Вас как бы во сне, - И вот - слышнее стали звуки. Не умолкавшие во мне… Воспоминание исчезло, вместо него поэт ощутил прежнюю полнот}’ жизни, прежний рас цвет полнокровных и глубоких чувств.

Жизнь стала равном любви или любовь стала равной жизни. Они слились, и это состояние означает полноту существования: И то же в Вас очарованье, И та ж в душе моей любовь!.. Стихотворение-признание заканчивается ключевым словом «любовь». По Тютчеву, только любовью можно спастись и в «старости глубокой», только в любви заключается смысл человеческого существования. В любовной лирике Тютчева прослеживается сложная жизнь сердца.

Очень точно о поэте сказал А. И.Георгиевский: «Да, он умел любить, как редко любят в наши дни, и, как редко кто, умел выражать свои чувства…»

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Тема любви в лирике Ф. И. Тютчева . Литературные сочинения!

Мотив слияния становится и символом истинной любви в лирике Тютчева . Так, вспоминая о Е.А. Денисьевой, первых счастливых, еще ничем не омраченных месяцах их любви, Тютчев пишет:

Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло
С того блаженно-рокового дня,
Как душу всю свою она вдохнула,
Как всю себя перелила в меня.

Это слияние двух душ не приносит человеку счастья, ибо и отношения людей подчиняются все тем же законам, тем же силам - вражде и любви. Любовь - это «слиянье», но и «поединок». Характерно, что эпитет у «слиянья» и «поединка» один и тот же - «роковой», «роковое». В стихотворении «Предопределение» , написанном в первые годы любви к Е.А. Денисьевой, поэт признается:

Любовь, любовь - гласит преданье -
Союз души с душой родной -
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И... поединок роковой...

И чем одно из них нежнее
В борьбе неравной двух сердец,
Тем неизбежней и вернее,
Любя, страдая, грустно млея,
Оно изноет наконец.

В осмыслении любви можно увидеть и другой неизменный тютчевский образ: очарование. Любовь - это волшебство, но «чародеем» является сам человек, околдовавший другое сердце, другую душу и - погубивший ее:

О, не тревожь меня укорой справедливой!
Поверь, из нас из двух завидна часть твоя:
Ты любишь искренне и пламенно, а я -
Я на тебя гляжу с досадою ревнивой.

И, жалкий чародей, перед волшебным миром,
Мной созданным самим, без веры я стою -
И самого себя, краснея, узнаю
Живой души твоей безжизненным кумиром.

Чрезвычайно сильно в любовной лирике Тютчева выразилась трагическая сторона человеческих отношений. Любовь - это не только слияние и борьба двух родных душ, но и неизбежная гибель того, кто подчинился роковому чувству. Источник трагедии - не только недобрая судьба, но и общество, «толпа», в конфликт с законами которых вступает любящее сердце. «У Тютчева, - пишет В.Н. Касаткина, характеризуя своеобразие звучания темы любви у поэта, - любовь становится трагедией для людей не в силу виновности одного из них, а в силу несправедливого отношения общества, толпы к любящим». При этом общество выступает как орудие недоброй судьбы:

Чему молилась ты с любовью,
Что, как святыню, берегла,
Судьба людскому суесловью
На поруганье предала.

Толпа вошла, толпа вломилась
В святилище души твоей,
И ты невольно устыдилась
И тайн, и жертв, доступных ей <...>

Этот мотив рождается из драматических реалий действительных отношений Тютчева и Е.А. Денисьевой. Открывшаяся обществу любовь Е. Денисьевой, воспитанницы Смольного института, к Тютчеву, уже немолодому и семейному, сделала Е. Денисьеву, особенно в первые годы этой любви, парией в обществе. Весь тот сложный комплекс чувств, который был связан у поэта с этой любовью, - счастье разделенной любви, благоговение перед возлюбленной, сознание собственной вины в ее страданиях, понимание невозможности противостоять суровым законам общества, осудившего «незаконную страсть», - все это нашло отражение в «денисьевском цикле». Исследователи не случайно видят в героине «денисьевского цикла» предвосхищение образа Анны Карениной и некоторых психологических коллизий знаменитого толстовского романа.

Но все же доминирует в «денисьевском цикле» не мысль о губительном воздействии «толпы», а мысль о виновности человека в переживаниях и страданиях избранницы сердца. Многие стихотворения «денисьевского» цикла пронизаны чувством боли за страдания любимого человека, сознанием собственной вины в этом страдании:

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепости страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!

Завершая стихотворение теми же строками, которые его открывали, поэт тем самым возводит как бы во всеобщий закон мысль о губительной, а не благодатной силе любви. Этот мотив настойчиво звучит во многих стихотворениях, посвященных Е.А. Денисьевой. Мысль о любви-гибели лирический герой пытается внушить, передать и лирической героине, он стремится сделать ее словами слова об истинной - губительной силе любви, как бы жаждет услышать суровый и справедливый приговор из ее уст:

Не говори: меня он, как и прежде, любит,
Мной, как и прежде, дорожит...
О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,
Хоть, вижу, нож в его руке дрожит.

То в гневе, то в слезах, тоскуя, негодуя,
Увлечена, в душе уязвлена,
Я стражду, не живу...им, им одним живу я -
Но эта жизнь!.. О, как горька она!

Он мерит воздух мне так бережно и скудно...
Не мерят так и лютому врагу...
Ох, я дышу еще болезненно и трудно,
Могу дышать, но жить уж не могу.

Но любовь не только неизбежная трагедия, но и свет, не только «безнадежность», но и «блаженство». Метафора последней любви - вечерняя заря. В стихотворении «Последняя любовь», где дается этот образ, Тютчев рисует картину волшебного вечера, природы, пронизанной уходящим из мира солнцем. И эта картина глубоко и точно символизирует светлую печаль, безнадежное блаженство последней человеческой любви:

<...>Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье, -
Помедли, помедли, вечерний свет,
Продлись, продлись, очарованье.

Тютчевская лирика любви отчетливо обнаруживает точность закона истинного творчества, некогда сформулированного Л. Толстым: «Чем глубже зачерпнуть, тем общее всем, знакомее, роднее». Исповедь страдающего сердца только тогда становится выражением боли и других людей, когда слова и переживания предельно искренни и глубоки.

Еще одна особенность тютчевских стихотворений из «денисьевского цикла»: написанные в разные годы, они складываются в единую историю, роман в стихах, в котором читатель увидел полные драматизма перипетии любовного чувства, по которому составил историю человеческой любви. Глубокий психологизм этой лирики, поразительная точность в описании противоречивых, сложных человеческих чувств, действительно, позволяют говорить о влиянии поэта на развитие русского романа - ведущего жанра русской литературы конца XIX века.

Последние материалы раздела:

Роль Троцкого в Октябрьской революции и становлении советской власти
Роль Троцкого в Октябрьской революции и становлении советской власти

«Лента.ру»: Когда началась Февральская революция, Троцкий находился в США. Чем он там занимался и на какие деньги жил?Гусев: К началу Первой...

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...