Логопед знакомство со звуком и буквой м. Обучение грамоте "Звуки – и буква "М"
Тихоненкова Елена Павловна
Учитель-логопед, МБДОУ общеразвивающего вида детский сад № 62 "Жемчужинка г. Мытищи, г. Москва
Тихоненкова Е.П. Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте: "Звуки М, Мь и буква М" // Совушка. 2016. N4(6)..10.2019).
Цель: уточнение знаний о звуках [М], [М"]
Задачи:
- Образовательные : Познакомить со звуком [М] и графическим образом буквы, учить детей правильно давать акустико-артикуляционную характеристику, формировать навыки звукового анализа.
- Развивающие : развивать навыки словообразования прилагательных от существительных, развивать мелкую и общую моторику, речевое дыхание и силу голоса, фонематический слух, внимание, мышление, пространственное восприятие;
- Воспитательные : Воспитывать уважение к ответам товарища.
Оборудование:
Демонстрационный материал : красивый конверт с указанным адресом группы, листочки из лёгкой бумаги, “камни” - буквы, ковёр-“речка”, большой лабиринт c “норками”, игрушка мышка, рисунок дома, образец буквы, образцы заданий из рабочего листочка, три короба разной величины.
Раздаточный материал : разрезные картинки на подгруппу детей, рабочие листочки с заданиями, карандаши, подносы с элементами букв, полоски-слова, кружочки (зеленый, красный, синий).
Ход занятия
1. Оргмомент
Детей встречают на входе в группу. “Доброе утро, ребята! Многие из вас пришли в садик очень рано, а вы не забыли умыться и почистить зубы? Давайте вспомним, как мы это делаем”
- Самомассаж и артикуляционная гимнастика
Водичка, водичка, умой моё личико (ладошками рук ведём по лбу от центра к вискам)
Чтобы глазки блестели (от уголков глаз по скулам к вискам )
Чтобы щёчки краснели (круговыми движениями ладошками растираем щёчки)
Чтоб смеялся роток (указательными пальцами рук от центра над верхней губой, а затем под нижней губой ведём к краям губ)
Чист и бел был зубок (улыбнуться, показать зубки и удержать продолжительное время)
Логопед: Сегодня в садик пришло для вас послание из страны звуков и букв! (Показывает конверт) “Дорогие ребята! Приглашаем вас посетить нашу страну, познакомиться с новым звуком и научиться писать букву, обозначающую этот звук”
- работа над силой речевого дыхания
Когда дети дадут своё согласие и отправятся в путь, дорогу перекрывает “быстрая речка”. Но нет переправы.
Логопед спрашивает детей, какое время года на улице и предлагает обосновать ответ. (Дети называют признаки зимы.)
Логопед: И у нас снежинки закрыли всё на подносе. Давайте все вместе глубоко вдохнём носиками и сильно подуем на снежинки, сложив губы трубочкой.
Дети сдувают листочки и видят “камни ”с буквами А, О, У, Э, И.
Логопед: Эти камни мы используем для переправы через речку.
Камни помещают поперёк речки, и каждый ребёнок по образцу учителя перепрыгивает с камня на камень, называет букву громко и чётко на твёрдой атаке.
Перебравшись на другой берег, дети видят дом. “Кто в домике живёт?” Дети отгадывают загадку:
В подполье, в коморке
Живет она в норке
Серая малышка
Кто же это?... (Мышка)
3. Сообщение темы.
- Работа над словообразованием прилагательного от существительного
Логопед достаёт мышку-хозяйку. “Мышь бывает разная. Как можно назвать мышь, которая живёт в доме человека? (домашняя мышь). Мышь у компьютера? (компьютерная). А мышь, живущая в поле?” (полевая) Вот полевая мышка Мила и приготовила вам сегодня задания.
- Работа над ориентировкой на листе бумаги и развитием слухового внимания.
Перед детьми появляется планшет - лабиринт.
Логопед: У полевой мыши много кладовых и все они соединены подземными ходами. По моей подсказке пройдём в первую кладовую и узнаем, с каким звуком нас хотят познакомить.
Логопед говорит маршрут, а ребёнок ведёт по нему мышку: “Идём от стрелки вверх, поворачиваем направо, вниз, мимо цветочка”. Норку снимают с планшета, переворачивают и видят “?” (вопрос). Учитель показывает карточку с предметами: цветы, стол, стул, кровать. Просит перечислить предметы: ”Что на карточке лишнее? (Машина. Почему?(ответы детей) Эта лишняя картинка поможет нам в раскрытии темы занятия. Произнесём ещё раз слово “машина” и назовём первый звук” (мммашина).
Дети выделяют звук [М].
А вот еще одно задание, кто же лишний на этой карточке?
Произнесём ещё раз слово “медведь” и назовём первый звук” (мммедведь).
Дети выделяют звук [Мь].
Назовите еще раз первые звуки этих слов.
Мммашина. [М]
Мммедведь. [Мь]
Логопед: Да и именно об этих звуках мы сегодня будем говорить.
4. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.
Логопед: Посмотрите в зеркало и произнесите сначала звук [М]. А теперь звук [Мь]. (хором, затем индивидуально)
Вопросы по схеме:
Губы открыты или смыкаются? (Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.)
Где находится язык? (он лежит на дне рта)
Мешает ли что-либо выходить воздушной струе изо рта? (да, губы)
Вывод: Как мы называем звуки, при произношении которых воздушная струя встречает преграду? (согласные) Значит, звуки [М] и [Мь] какие? (согласные).
Логопед: А мы знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Давайте определим, какие наши звуки звонкие или глухие. Для этого приложим ладонь к горлу, и произнесём звуки [М] и [Мь]. … Чувствуете как звенит голос? Значит звуки [М] и [Мь] какие? (звонкие).
Логопед: Да, а еще согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми. Твердые звуки мы каким цветом обозначаем? (синим). А мягкие? (зеленым).
5. Развитие фонематическо восприятия.
Логопед предлагает пройти ко второй норке другому ребёнку с мышкой. (Идём вверх, поворачиваем налево, вверх, мимо колокольчика, мимо гриба боровика) С другой стороны норки нарисовано ухо.
Логопед: Поиграем в игру «Поймай звук». Я буду называть разные звуки. Если вы услышите [М], хлопните в ладоши, а если [Мь], топните ногой... (Небольшим экраном логопед прикрывает рот от глаз детей и произносит звуки) О-в-м-у-м-ы-мь-м-ш-н-нь-м-мь-мь-м. (Затем слоги) Ма-со-мы-ми-ты-ым-ом-им-ни-но-не. Затем слова: ложка, рыба, мед, коты, дым, помидор, малина, лыжи, ручка, мир, бык, дым…
А теперь физминутка.
Физминутка
6. Произношение звука в словах. Определение позиции звука в слове
Дети на столах работают с разрезными картинками на каждого ребёнка: на 1 ряду лежат 5 разрезных картинок: малина, морковь, мед, лимон, мороженое, помидоры.
На 2 ряду лежат разрезные картинки: самолет, машина, трамвай, самосвал, мотоцикл, метро.
Логопед: Назовите собранные картинки одним словом. (продукты (еда), транспорт)
Каждый ребёнок ещё раз называет собранную картинку, выделяя голосом звук [м] или [мь], и объясняет, где услышал заданный звук. (В начале, в середине, в конце слова). И выставляет кружочек в нужном месте.
7. Обозначение звуков [М] и [Мь] буквой “ЭМ”.
Один из детей снова подходит к лабиринту и проходит путь к норке по инструкции. На обратной стороне норки нарисован карандаш. “Ребята, как вы думаете, что мы с вами будем делать сейчас?” (учиться писать букву М).
Ребята, вот мы с вами говорили о звуках М и М. Мы их слышали, произносили, а что сделать, чтобы их увидеть. Что нам для этого нужно? (Буква).
Логопед: Да, нам нужна буква, которая обозначает эти звуки. Вот она.
Дети садятся за столы для письменных работ. Учитель показывает на карточке букву М. Сколько элементов в букве? Какие? (четыре вертикальных палочки),
Логопед: Соберите букву М по образцу из 4 элементов, которые лежат у каждого на столе.
- Развитие зрительного восприятия.
Логопед: Карандаш решил проверить вас и почти полностью закрыл букву от наших глаз, спрятал ее за рисунком (показывает карточку и направляет внимание детей на их рабочие листочки) (Приложение)
Найдите букву за линиями и раскрасьте её наполовину синим, наполовину зеленым карандашом. А чтобы буква получилась красивой, надо размять пальчики.
- Пальчиковая гимнастика.
В нашем маленьком домишке |
|
Завелись серые мышки |
|
Так и шмыгают кругом Все на кухне кувырком |
Круговые движения пальцами |
То топочут под столом Лакомятся молоком |
|
На скамейку сесть хотят И пугают там ребят |
«Скамейка» |
То на шкаф залезут мышки |
|
То на стуле шалунишки |
|
Так и хочется поймать А они шмыг под кровать |
Быстро прячут мышек |
Затем дети раскрашивают букву.
Логопед: А теперь напишем букву в воздухе: (Логопед объясняет и показывает)
Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква М.
Несколько раз дети вместе с логопедом “пишут” букву в воздухе. Затем логопед ставит образец следующего задания на доску. У детей задание напечатано на рабочих листках. Ребята учатся писать букву простым карандашом по пунктирным линиям. Дети обводят букву на листочках, затем по образцу пишут букву самостоятельно.
8. Развитие фонематических представлений и работа над звуковым анализом и схемой слова “дом”.
В нашем конверте-приглашении находятся звуки: мы их не можем увидеть, но можем услышать. Если звуки назвать быстро в той очерёдности как вы их ловили, то узнаете слово из конверта.
Логопед достаёт и “кидает” звуки [д] (Маша, какой ты звук поймала?) , [о] (Иван, какой ты звук поймал?),[м]. Какое слово было в конверте? (дом). Молодцы, вы хорошо справились с заданием.
У детей на столах есть конверты с кружочками для звукового анализа. Им необходимо составить из кружочков правильную схему.
А теперь придумайте красивые предложения с этим словом.
9. Организация окончания занятия.
Наше занятие подошло к концу.
С какими звуками познакомились?
Какое задание понравилось больше всего?
Логопед: Мне понравилось с вами путешествовать, поэтому на память для вас приготовлен сюрприз. Он находится не в первом и не в высоком коробе.
Дети отгадывают. Это картинка с последним заданием из рабочего листочка. Детям предлагается выполнить задание - провести мышку по лабиринту к сыру -по желанию самостоятельно или с родителями дома.
Наш очередной интернет урок по обучению грамоте посвящен новым звуком и новой букве. Какой? Сначала поиграем в эхо. Что такое эхо?
Игра «Эхо»
…
Дом - … мммм
Дым - …
Альбом - …
Том -….
Там - …
Ком - …
Сом - …
Догадались, о каком звуке будет сегодня наш интернет — урок?
Звук [м] … Какой он гласный или согласный? Звонкий или глухой?
Запомните слова со звуками [м] , [м`] , которые встретятся в сказке Г. Юдина «Поэты».
Мышонок Мыша и медвежонок Миша лежали на полянке и ели малину. Мыша и говорит:
– Давай стихи придумывать. Вот слушай, какой я сочинил:
Каждый день и каждый час
Мы твердим упрямо:
Нет на свете никого
Лучше нашей…
– Малины! – заорал Миша.
– Да при чем здесь «малина»! Я хотел сказать: «Лучше нашей мамы».
– Это тоже здорово! А теперь я сочиню… А про что?
– Ну, хотя бы про этот мухомор.
– Не ешьте белые макароны,
А ешьте красные мухоморы!
– Что ты, что ты! – испугался мышонок. – Мухоморы нельзя есть, в больницу попадешь. Вот, слушай стих про доктора:
В лесу нет доктора важней,
Чем бойкий рыжий…
– Айболит! – заорал медвежонок.
– Да не Айболит, а муравей. Айболит лечит зверей, а муравей – лес.
– Откуда ты так много знаешь?
– Кто много читает, тот много знает! – важно ответил мышонок Мыша.
1. Назовите слова , в которых есть звук [м] ….
2. Отгадайте загадку …
Зимой спит,
Летом ульи ворошит
Произнесите это слово несколько раз. Какой звук слышите в начале слова? Чем отличается звук [м’] от звука [м] ?
3. Назовите слова с мягким звуком [м’] (мяч, мир, семь, восемь, мел, месяц)
4.Чистоговорки
Ма-ма-ма – дома я сама.
Му-му-му – молоко кому?
Мо-мо-мо – едим эскимо.
Мы-мы мы – прочитали мы.
Ми-ми-ми – поем ноту ми.
5. И г р а «Кто больше?»
1. Вспомните, какая ягода начинается со звука [м ] и заканчивается звуком [а ] . (Малина, морошка.)
2. Назовите цветы, в названии которых есть звук [м ] . (Мак, маргаритка, мальва, ромашка.)
3. Перечислите продукты, в названии которых есть звук [м ] . (Мясо, маргарин, масло, макароны, манная крупа, молоко, мука, мандарины.)
6. Доскажи словечко
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Этот зверь – лесной… (медведь)
В черном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел.
Кто же этот заяц?.. (Мел)
В подполье, в каморке
Живет она в норке,
Серая малышка.
Кто же это?.. (Мышка).
Летом много их бывает,
А зимой все вымирают.
Прыгают, жужжат над ухом,
Как они зовутся?.. (Мухи).
Каждый тут в лесу талант –
И певец, и… (музыкант).
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку… (мячик)
Хоть на холоде лежат,
Но от стужи не дрожат.
Пусть ветра с водой свежи,
Покрывают пляж… (моржи).
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?.. (Май).
Мы щенка в воде и в мыле
Два часа мочалкой… (мыли).
7. И г р а «Доскажи фразу»
- Конь ржет, а корова… (мычит).
- Собака лает, а кошка… (мяучит).
- Луна светит, а звезды… (мерцают).
8.
Представляю букву — М !
1. Найди спрятанные буквы М . Обведи их.
2. Раскрась большую букву синим, а маленькую - зелёным цветом. Поставь в букве точки по образцу. Найди и раскрась букву М справа.
3. Соедини с буквой М только те предметы, названия которых начинаются со звуков [м] [м`] .
4. Подчеркни такую же букву, как внизу с левой стороны рисунка. Обведи в кружок все буквы М справа.
5. Соедини точки по порядку номеров и раскрась то, что получилось. Чем отличаются квадраты?
6. И г р а «Волшебная цепочка»
Превратите мышку в миску .
(Мышка – мошка – мишка – миска.)
7. И г р а «Буква потерялась»
Найдите потерявшуюся букву.
– сква, – инск, – ак, – етро, – а – а, – ир.
8. И г р а «Наоборот»
Назовите слова, которые начинаются со звука [м ], противоположные по смыслу данным словам,
Война – (мир ), ссориться – (мириться ), быстро – (медленно ), твердый – (мягкий ), глупый – (мудрый ), большой – (маленький ).
9. И г р а «Один – много»
Представьте данные слова во множественном числе: мост – (мосты ), музей – (музеи ), мука – (мука ), мыло – (мыло ), метро – (метро ).
10. И г р а «Полсловечка за вами»
Мак… (-ушки ), маска… (-рад ), мясо… (-рубка ), мышь… (-як ).
11. И г р а «Подберите пару»
машина маленький
море малиновый
мужчина медленный
мяч мирный
мел мелкий
музей мороженое
мясо музыкальный
12. И г р а «Шесть магов»
1. м – – – а – г.
Этот придумали люди в Австралии.
2. маг – – – – – – –.
Этот и джаз, и частушки, и арии.
3. маг – – – – –.
Этот – прекрасный восточный цветок.
4. – – – – – – маг.
В этом – различных товаров поток.
5. ма – г – – – – – –.
Этот на клумбе, он мал, но красив.
6. – – маг –.
Если б не этот, вернее, не эта,
Я бы от вас не дождался ответа.
О т в е т: мустанг, магнитофон, магнолия, универмаг, маргаритка, бумага.
13. И г р а «Найди слова»
14. И г р а «Играем в прятки»
Вопрос. А кто еще жил в доме? Внимательно прочитайте предложение. Может, увидите еще кого-нибудь.
15. И г р а «Слоговое лото»
1. Прочитайте слоги и составьте с ними слова. (Молоко, мама, мыло, мороз и т. д.)
2. На наборном полотне печатается слог ма , нужно добавить еще слог (слоги), чтобы получилось целое слово. (Ма-ма, ма-лина, ма-ки. )
3. Составьте слова, в которых один из слогов должен начинаться
с буквы «м»: ма, ти, ма, си, ма, ра, ма, ро, ма, му, ло, ла, ма, ло, мы. (Например: мама, мало, мыло, Рома, мука, рама, Сима, Тима. )
16. И г р а «Магическая буква»
Л
А Р? И Я
О т ве т: армия, лампа
17. И г р а «Хвостоглав»
Мы – малышки-коротышки.
Будем рады, если ты
Поразмыслишь и отыщешь
И начала и хвосты.
Мель мол мак
О т в е т: шмель, мельница, хмель; молоко, молодец, моль, смола, молекула; макароны, гамак, макет и т. д.
18. Читаем..
19. Пишем..
20.
Пословицы и поговорки
1. Мир строит, а война разрушает.
2. Много снега – много хлеба.
3. Мало хотеть, надо уметь.
Словарь
- Маркет — от английского market — рынок
- Мастер-класс — обмена опытом
- Мегаполис — это город, который достиг населения одного миллиона человек
- Менеджер — специалист управленец.
Крылатые выражения или фразеологизмы
- Метать громы и молнии — приходить в ярость, сильно сердиться.
- Мир тесен — о неожиданной встрече со старым знакомым.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Алёнка» г. Советский»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте
Тема: « Знакомство с согласными звуками [М] и [М"] и буквой « М»
в подготовительной к школе группе № 12 «Радуга»
Воспитатель : Постовалова Е.А.
г. Советский
октябрь 2014г.
Интеграция ОО:
Цель : познакомить детей с согласными звуками [М] и [М"] и буквой (М);
Образовательные задачи:
Характеристика звука с использованием схем;
Упражнять в различении твердых - мягких согласных звуков в слогах, словах;
Совершенствовать фонематический слух (определять место звука в слове); выделение заданного звука из потока звуков;
Закреплять умение отвечать на вопросы;
Учить составлять и анализировать предложения со словом « Мак»;
Познакомить с буквой М;
Активизировать словарь;
Развивающие задачи:
Развивать зрительное восприятие, движение органов артикуляционного аппарата, фонематический слух, память, внимание, мышление, мелкую моторику рук.
Воспитательные задачи:
Воспитывать умение уступать друг другу, быть внимательными к ответам других детей. Воспитывать навыки оказания взаимопомощи в коллективе.
Виды детской деятельности и приёмы работы:
виды детской деятельности | Методические приёмы |
|
игровая | игровые ситуации, дидактическая игра «Хлопни - топни»; игра « Весёлый язычок», д/и « Скажи наоборот», мотивация: «Приглашение в путешествие по волшебной стране звуков и букв » . |
|
познавательно - речевая | решение проблемных ситуаций |
|
продуктивная | буквенный конструктор (буква М) , мастерская по изготовлению продуктов детского творчества – « дорисуй букву по точкам». |
|
коммуникативная | ситуативная беседа, вопросы, отгадывание загадок; чтение стихов. |
Место проведения : группа
Количество детей : 10
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: карточка с изображением буквы и звука « М» (шрифт чёрный), картинка - схема слова «мак», кружки (зелёный, синий, красный), предметные картинки, где присутствует звук «М», схемы предложений, схема произношения звуков, фланелеграф, наборное полотно.
Раздаточный материал : схемы слова «мак» и фишки синего и красного цвета для звукового анализа слова, схемы для определения местоположения звука в слове и фишки, схемы для составления предложения, зеркала для артикуляционной гимнастики, карточки для определения твёрдых и мягких звуков(синие, зелёные), предметные картинки, где присутствует звук «М», картинки – сюрпризы.
Ход:
Звенит колокольчик (воспитатель даёт звонок для начала НОД) – дети встают полукругом.
Доброе утро дети, я рада видеть вас, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв, познакомимся с новыми звуками и буквой. Вы готовы? - да. Проходите и встаньте к своим стульчикам. – (дети подходят к стульчикам.)
I. Организационный момент :
Сядет тот, кто придумает слово со звуком (А) в начале.
– Сядьте правильно, сейчас мы с вами как всегда вначале поиграем в игру « Весёлый язычок», возьмите зеркала - артикуляционная гимнастика: «Улыбочка» - « Хоботок» «Заборчик» - « Птенчик», «Часики», «Качели», «Чашечка» (схемы – карточки для показа упражнений).
Повторение изученного материала:
С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Назовите их.
А, О, У, И, Э, Ы.
Они какие?
Гласные.
Почему мы их так называем?
Потому что их можно пропевать свободно, легко, с голосом, они не встречают препятствия.
Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? – красным.
II. Введение в тему :
Послушайте ребятки, я приготовила для вас загадки. Попробуйте их отгадать. Слушайте внимательно :
1.Сидит девица в темнице, а коса на улице! (Морковь)
Появляется соответствующая картинка
Следующая загадка :
2. Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней . (машина)
Слушайте третью загадку :
3.В подполье, в коморке
Живет она в норке,
Серая малышка
Кто же это? (Мышка.)
Появляется соответствующая картинка.
Ребята, давайте ещё раз назовём эти слова – отгадки. (морковь, машина, мышка)
А какой один и тот же звук слышится в начале слова? (М)
Мы сегодня будем знакомиться со звуком (М)
Характеристика звука (М) – по схеме
Возьмите зеркала в руки. Давайте сначала произнесём звук [М] (хором, индивидуально ) .
Что происходит с нашими губами?
Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.
Что происходит с нашими зубами?
Они смыкаются.
Где находится язык? (за зубами)
Да, а воздух выходит свободно?
Нет, воздух встречает преграду
Что ему мешает?
Губы.
Звук (М) какой?
Согласный, твёрдый.
Каким мы его обозначаем цветом?
Синим.
У нашего звука (М) есть братец звук (Мь)- произнесите звук (Мь)
Как мы его произносим – мягко, значит это звук какой?
Согласный, мягкий.
Каким цветом мы его обозначаем?
Зелёным. (в –ль выставляет кружок синего цвета)
А для того, чтобы это всё получше запомнить, я предлагаю поиграть в игру «Хлопни - топни»
(я буду называть звуки, а вы должны будете хлопнуть, если услышате звук М; а если Мь – топнуть) – дети играют за столами .
Физкультурная минутка.
Игра с мячом « Скажи наоборот»
(в – ль говорит например: мо – мо – мо, бросает мяч ребёнку, а ребёнок отвечает ми – ми – ми и т.д….) (садятся на места)
Работа со схемами.
Определение места звука (м) в слове.
Посмотрите на свои картинки, и определите, где находится звук (М)
(Каждый ребёнок берёт картинку и располагает её под соответствующей схемой на столе: (мыло, тумбочка, дом, сумка, аквариум, лимон, малина, мышка, бумага, чемодан)
Гимнастика для глаз.
Дети посмотрите вверх, затем вниз, поморгайте, закройте глазки.
Знакомство с буквой М.
Дети, что мы можем сказать про звуки?
Мы их слышим и произносим.
А буквы?
Пишем.
Итак, наш звук [ м ] на письме обозначается буквой М (м). Вот она.
(Изображение печатной буквы вывешивается на наборном полотне.)
На что похожа буква М? (ответы детей)
А теперь давайте напишем эту букву в воздухе.
Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква М.
Молодцы.
Звуко – буквенный анализ слова « Мак»
На доске - картинка-схема с изображением цветка (мака).
У детей на столах - карточки для анализа трехзвукового слова и фишки (синего и красного цветов).
Посмотрите, что нарисовано на этой картинке? (Мак.)
Под маком нарисованы клеточки,
Что это обозначает?
(Эти клеточки обозначают, сколько звуков в слове «мак».)
- Какой звук первый? - (м) – согласный, твёрдый, синим цветом.
Какой второй? - (а)- гласный, красный.
Какой третий?- (к) – согласный, синим цветом.
Мак - м-ааа-к - мак. (Каждый раз слова произносятся с выделением голосом нужного звука).- один ребёнок выполняет у доски.
Сколько звуков в слове «мак»? (Три.)
Сколько согласных?- два, какие?- (м), (к).
Сколько гласных? – один, какой?- (а)
Сколько слогов в слове « мак»? – определяют хлопками – один (обозначают полоской).
Оживите звуки, первый и второй. (дети ставят вместо фишек буквы)
4) Произнесение слова в соответствии с движением указки воспитателя по схеме звукового состава слова.
Молодцы справились с заданием.
Составление предложений со словом «Мак»
Составьте предложения со словом «Мак» из трёх слов (схема) –дети говорят свои предложения. В – ль предлагает одно предложение составить по схеме.
(звуковая схема остаётся на доске, под ней схема предложения, дети за столами составляют схему предложения самостоятельно)- один у доски.
Анализ предложения:
С какой буквы начинается предложение? – с заглавной.
Что ставится в конце предложения? – точка.
Сколько слов в предложении? – три
Какое первое?
Какое второе?
Какое третье?
Если я уберу одно слово, что получится? – ответы детей. Ставит обратно.
Молодцы, справились с заданием.
Давайте заселим букву М в наш буквенный домик (дети встают подходят к мольберту с домиком, говорят, в какого цвета квартиру, на какой этаж заселяют букву М).
- (дети встают в круг)
Рефлексия:
Итак, ребята, с какой буквой мы сегодня познакомились?
С буквой М (м).
Какой звук она обозначает?
Звук [ м ].
Какой это звук? (согласный)
А согласный звук бывает каким? (твёрдым и мягким)
Правильно.
А что вам больше понравилось?
Что интересного запомнилось?
- Вы очень хорошо работали, молодцы! - И за то, что вы справились со всеми заданиями я вам хочу подарить волшебные «картинки – невидимки» (с изображением буквы М точками.)
Вы можете соединить точки и увидите, что у вас получится.
, Конкурс «Презентация к уроку»
Презентация к уроку
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель урока: закрепить знания детей о согласных звуках и буквах; учиться различать звуки по артикуляции, отличать звуки и букву, которая их обозначает. Развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление, память, мелкую моторику.
Оборудование: презентация, мультимедийное устройство, тетради, ручки красного, синего и зелёного цвета.
Ход занятия
1. Организационный момент
.Сядет тот, в чьём имени есть звук [И].
Психогимнастика. Логопед : Какое бывает выражение лица у мамы и папы, когда они сердятся? Что вы делаете, когда вас ругают (Слайд 1)(плачем, грустим, прячемся, защищаемся, молчим, извиняемся – дети мимикой выражают разное эмоциональное состояние). Разыгрываются 2-3 сценки.
2. Сообщение темы занятия.
(Показ слайда 2)
Логопед: Что это? – Дом. Какой последний звук в слове дом? (Звук [М]). В этом доме живут бабушка, дедушка, папа, мама, дети – сын и дочка по фамилии Михайловы. Скажите одним словом – “семья” (Слайд 3).Какой третий звук в этом слове? (Звук [М’]) – Сегодня мы будем учиться различать звуки [М]– [М’] и букву, которая обозначает эти звуки на письме. Буква М.(Слайд 4)
3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.
Логопед: Посмотрите на мои губы, они чуть-чуть улыбаются, когда произносят звук [М’], и чуть-чуть сердятся, когда произносят звук [М].
М – нам губы звук смыкает!
Звуку голос помогает. (Профиль звука [М]– (Слайд 5),
Обозначение звуков цветовыми символами и “звоночками” (Слайд 6)
4. Развитие фонематического слуха. Игра “Твёрдый – мягкий”
Логопед: Семья Михайловых – дружная. Они вместе трудятся и вместе отдыхают, любят играть в различные игры. Папа Матвей предлагает вам поиграть в игру “Твёрдый – мягкий”. Если услышите звук [М], то поднимайте синий квадратик, а если услышитезвук [М’], то поднимайте зелёный квадратик. (Слова: самолет, малина, мёд, мост, милый, мала, мясо, мука, медведь, муха) Логопед: А на что же похожа буква М?
Буква М с двумя горбами, Как верблюд - смотрите сами (Слайд 6)
Взялись за руки друзья.
И сказали: “Ты да я – это мы!
А между тем
получилась буква М.
А.Шибаев (Слайд 7)
Логопед: Внукам Мите и Майе очень нравится играть и с бабушкой Машей.
5. Развитие внимания, памяти, логического мышления. Игра “Четвёртый лишний”.
Логопед: Посмотрите на картинки, назовите их, найдите “лишнее слово”, объясните, почему вы так считаете.
Образец ответа: Я считаю, что слово “дом” “лишнее”, потому что звук [М] в конце слова, а во всех словах слышится в начале слова.
(Масло, машина, малыш, дом – Слайд 9),
(Мяч, мёд, мелки, море -Слайд 10)
(Мороженое, мясо , мыло, муха -Слайд 11), (2 варианта ответа)
(Мама , монеты, мост, мотоцикл-Слайд 12).
Чем похожи слова? (молоко, молоток – Слайд 13) (Начинаются на твёрдый согласный звук [М], в каждом слове 3 слога, пишутся с гласной буквой О). В чём различие?(молоко–это продукт, а молоток-инструмент. В слове “молоко” – 6 букв и 6 звуков, в слове “молоток” -7 букв и 7 звуков)
Логопед: С дедушкой Мишей дети любят что-то мастерить, постучать молоточком и посмотреть интересные фильмы (слайд15)..
6. Физминутка – “Молоточки” (слайд14).
О.С. – ноги – на ширине плеч, руки опущены. Пальцы сжаты в кулачок.
– Кулачок об кулачок постучали – чок да чок. Молоточки тук-тук-тук. По гвоздочкам стук-стук-стук. Молоточки тук-тук, по гвоздочкам стук-стук. Молоточки тук-тук-тук. По гвоздочкам стук-стук-стук. (Повтор – 2 раза под музыку, дети выполняют соответствующие движения)
7. Чтение слогов и чистоговорок.
Ма-ма-ма - дома я сама.
Му-му-му - молоко кому?
Мо-мо-мо - едим эскимо.
Мы-мы-мы - прочитали книгу мы.
Ми-ми-ми - поем ноту ми. (Слайд 17).
8. Письмо слогов с буквой М (
разноцветными ручками) в тетради.Логопед: Мама учит Митю и Майю писать буквы, слоги и слова.
Слоги – МА, МУ, МО, МЫ, МИ,
Слова – Мама, ам, ум.
9. Итог занятия.
С какими звуками познакомились? Чем они похожи? В чём их различие?
Иванова Фарида Фануровна
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква М»
Тема : Звуки [М] , [М"] и буквы М , м.
Цели : уточнение знаний о звуках [М] , [М"]; упражнять детей в выделении звуков [М] , [М"] в словах и определении позиций звуков в словах ; знакомство с буквами М , м; учить читать обратные и прямые слоги; продолжать закреплять графические навыки; развивать зрительное восприятие, фонематический слух; развивать мелкую моторику рук.
Оборудование : игрушки Филя и Каркуша, цветные квадратики для составлений схем слов, игрушки – машина, мяч; неваляшки (синяя и зеленая, рисунки машины и мяча, рисунки к играм , карточка с буквой , домики для букв , слоговые таблицы, наборное полотно, касса букв ; на столе у каждого комплект : зеркало, сигнальные карточки, схема слова и цветные квадратики для звукового анализа , счетные палочки, цветные карандаши, простой карандаш, тетрадь.
Ход занятия:
I Организационный момент :
В : Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости . Кто это?
Филя и Каркуша.
В : Откуда они к нам пришли?
Из передачи «Спокойной ночи малыши»
В : Каркуша и Филя очень хотят сегодня позаниматься вместе с вами. Можно?
В : Тогда, проходите, занимайте свои места. И вы гости присаживайтесь. И мы начинаем наше занятие .
II. Повторение изученного материала :
В : Ребята, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв , познакомимся с новыми звуками и буквой . А скажите, чем отличается буква от звука ?
+ Звуки мы слышим , произносим, но не видим, а буквы мы видим , пишем, читаем.
В : С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Назовите их.
А, О, У, Э, И.
В : Они какие?
Гласные.
В : Как они произносятся?
В : Посмотрите на схему этого слова. Из каких звуков оно состоит ?
Из гласных.
В : Сколько их?
В : Подберите короткие слова для этой схемы.
Ау! Уа! Иа!
III. Усвоение нового материала :
1) Введение в тему.
К.: Ребята, а можно я загадаю вам загадку?
К.: Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней. /машина/
(показывается машина – игрушка)
К.: Прыг – скок, прыг – скок,
Разыгрался колобок,
Выше Ани скачет
Наш весёлый …
В : Ребята, давайте ещё раз назовём эти слова – отгадки.
Машина, мяч.
В : Назовите первые звуки этих слов . Мммашина.
В : Мммяч.
В : Да и именно об этих звуках мы сегодня будем говорить.
2) Уточнение артикуляции звука .
В : Возьмите зеркала, улыбнитесь. Давайте сначала произнесём звук [М] (хором, индивидуально) .
В : А теперь звук [М"] (хором, индивидуально)
В : Что происходит с нашими губами?
Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.
В : Да, а воздух выходит свободно?
В : Что ему мешает?
3) Характеристика звуков .
В : А как называются звуки , при произнесении которых нам что-либо мешает?
Согласными.
В : Значит, звуки [М] и [М"] какие ?
Согласные.
В : А мы знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Давайте определим, какие наши звуки звонкие или глухие . Для этого приложим ладонь к горлу, и произнесём звуки [М] и [М"] . … Чувствуете как звенит голос?
В : Значит звуки [М] и [М"] какие ?
Звонкие.
В : Да, а еще согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми. Твердые звуки мы каким цветом обозначаем?
В : А мягкие?
Зеленым.
В : Вот посмотрите на наших помощниц Неваляшек. У синей Неваляшки что лежит в кармашке?
Рисунок с машиной.
В : Какой первый звук в этом слове ?
В : А так как машина у синей Неваляшки значит звук [М] какой ?
Твердый и на схеме будет обозначаться, синим цветом.
В : А у зеленой Неваляшки, что нарисовано на кармашке?
В : Какой первый звук ?
В : Он какой твердый или мягкий?
Мягкий и на схеме будет обозначаться зелёным цветом.
В : Итак, давайте подведём итог. Звуки , [М] и [М"] какие?
Согласные, звонкие, [М] – твердый обозначается синим цветом, [М"] – мягкий, обозначается зелёным цветом.
4) Игры на развитие фонематического слуха
Ф : А для того, чтобы это все получше запомнить, я предлагаю поиграть в игру «Твердый, мягкий»
Ф : У вас на столах лежат сигнальные карточки, одна зелёная, а другая синя. Я буду называть слова на новые звуки , если вы слышите твердый звук поднимаем синюю карточку, если мягкий – зелёную.
Ф : Мак, мороз, метла, мёд, молоко. (показываю рисунки)
К : А я хочу с вами поиграть в слова. Назовите овощи со звуками М или М .
Морковь, помидор.
К : Назовите фрукты и ягоды с этими звуками .
Смородина, мандарин, малина, лимон.
К : А теперь назовите весенние месяца со звуком М .
Март, май.
В : А я знаю ещё одну игру, она называется «Где звук живет ?»
В : Вы должны определить место звука в слове , в середине, в конце или в начале, а также определить твердый он или мягкий и обозначить на схеме своим цветом.
(дети берут карточки и цветные квадратики)
В : Маска, гном, сом, мухомор, лимон, медуза. (показываю рисунки) .
5) Физкультурная минутка.
В : А теперь давайте немного отдохнём. (выходят на коврики)
Девочки и мальчики То по кругу побегут,
Прыгают как мячики. То присядут, отдохнут.
Ручками хлопают, И давай опять скакать.
Ножками топают. Ну никак их не унять!
6) Знакомство с буквами М м (заглавной и прописной) .
В : Ребята, вот мы с вами говорили о звуках М и М . Мы их слышали, произносили, а что сделать, чтобы их увидеть. Что нам для этого нужно?
+ Буква .
В : В : Да, нам нужна буква , которая обозначает эти звуки . Вот она.
Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем :
Получилась буква М .
В : Посмотрите на неё внимательно. На что она похожа?
В : Сколько в ней элементов?
В : Сложите её из палочек.
В : А теперь давайте напишем эту букву в воздухе .
В : А ещё нам нужно поселить эту букву в её квартиру . Скажите, в каком домике она будет жить?
С синей крышей.
В : Правильно, потому что это согласная буква – она обозначает два согласных звука . И так как они звонкие то квартира будет с левой стороны, во втором подъезде на третьем этаже. (селим букву )
В : А теперь откройте тетради и сделайте то же самое у себя. Сначала закрашиваем крышу дома, а затем вписываем букву в её квартиру .
+ (следить за осанкой, и правильностью выполнения задания, поощрения)
В : Обратите внимание на то, что в этой квартире будут жить два звука , которые обозначаются одной буквой .
7) Чтение слогов по слоговой таблице.
Ф : Ребята, а давайте почитаем слоги с новой буквой .
(индивидуально, хором)
IV. Работа в тетради.
В : А сейчас я предлагаю размять наши пальчики.
(пальчиковая гимнастика)
В : Молодцы. Посмотрите еще раз как пишется буква М . (показываю на доске) А теперь пишем по одной строчке заглавной и прописной буквы М .
V. Звуко – буквенный анализ .
В : ребята, скажите, а как вы думаете, какое самое любимое слово для всех детей в мире?
В : Давайте разберём это слово и составим его схему, а потом прочитаем.
(составление схемы слова, её подписывание буквами из кассы букв (у доски)
В : А теперь придумайте красивые предложения с этим словом.
VI. Итог. Обобщение.
Ф : Молодцы ребята, большое вам всем спасибо. Нам у вас очень понравилось. Но нам пора прощаться с вами и спешить на съемку новой передачи «Спокойной ночи малыши» . И мы обязательно к вам ещё не раз придём. До свидания!
В : Вот наше занятие подошло к концу , скажите с какими звуками мы познакомились ?
Они какие?
В : Какой буквой эти звуки обозначаются ?