Личная самоорганизация. Методы самоорганизации для успеха в жизни

Самое тяжелое и трудное для всех нас — все, что начинается с приставки «само». Самоорганизация , самодисциплина, самообразование, самомотивация, и тому подобное само.

Запустить гораздо труднее, чем учить других. Вот других учить — это запросто. Каждый из нас может дать другим кучу советов о том, как правильно себя вести, как достигать успеха, как найти прибыльную нишу, как сделать сайт и как зарабатывать в Интернете.

Наведите порядок на своем рабочем месте, в квартире, в одежде, в личной жизни и так далее, и поддерживайте его

Почему это важно? Беспорядок вокруг Вас порождает беспорядок в голове. Нельзя быть самоорганизованным в работе, и ходить в чем придется, выглядеть кое-как и есть, что попало, и вообще, вести беспорядочный образ жизни. Хаос в окружающем мире порождает хаос в голове, а это, в свою очередь, влияет на Ваши поступки и решения.

Записывайте Ваши мысли, планы, решения и идеи на бумаге

Это — один из самых мощных путей к самоорганизации. Пишите то, что Вам приходит в голову, текстом, рисуйте схемы и майнд-карты. Это быстро приучит Вас мыслить связно, а не сумбурно, и разовьет привычку точно излагать свои мысли. Это, в свою очередь, приведет к резкому росту эффективности Ваших действий.

Осваивайте майнд-карты

Они наводят порядок в Вашей голове, и, кроме того, приучают к важному принципу — все должно находиться на своих местах. Каждой идеи, каждой мысли, каждому решению свое место и время . Привычка регулярно составлять избавляет от каши в голове, и приучаете делать все дела по порядку их очередности, а не хаотично.

Превратитесь в «жаворонка»

Возможно, этот совет покажется Вам странным, но давно известно, что самые продуктивные часы для работы — утренние. Если Вы любите засиживаться за работой до поздней ночи, и просыпаться к обеду, и считаете, что так и нужно, что Вы «сова», все же ради эксперимента попробуйте наоборот — ложиться пораньше и пораньше вставать. Возможно, Вы будете удивлены результатом. Я сам считал себя «совой», пока не перешел на новый режим, и не убедился в обратном. Некоторые наши иллюзии относительно самих себя могут исчезнуть только путем эксперимента.

Планируйте свой день

Обычно советуют это делать вечером, но лично я делаю это утром, на свежую голову. Это — самое мое первое дело, когда я сажусь за компьютер: планирование дел на день и просмотр почты . Все дела, которые необходимо сделать, я разделяю на , приближающие к моим целям, и , которые являются необходимым фоном для жизни, и следовательно, для выполнения важных дел. Например, написать статью на блог — это важное дело, потому что каждая новая статья приближает меня к цели: достойному заработку с блога. А обналичить очередной чек Google Adsense — это срочное дело, потому что таким образом я получаю наличность, необходимую для жизни.

Выбрасывайте мусор

У меня, например, достаточно чистый почтовый ящик. Я подписан только на те рассылки, которые мне нужны. Периодически я подписываюсь и на новые рассылки, которые меня заинтересовали, но примерно с такой же частотой и отписываюсь. Курсы, которые я еще не прочитал, уменя находятся в отдельных папках, и рассортированы по срочности изучения. Конечно, совсем их выбрасывать жалко, если они не срочные, но они меня, в принципе, не беспокоят. Пусть лежат до поры до времени. В квартире я тоже стараюсь избавиться от всего лишнего, что мне не нужно. Мусору место на помойке, или еще где-то, но не рядом.

Не избегайте скучных дел

Все даже поначалу интересные новые дела со временем становятся скучной рутиной, если выполнять их постоянно. Но все равно делать их надо, если Вы не хотите, как бабочка, порхать от одного дела к другому, не доводя до ума ни одно из них. Так успеха добиться невозможно. Правильнее принять установку на то, что дела придется все равно делать , иначе ничего не получится. Есть масса способов сделать скучные дела интересными. Один из них — принять происходящее, как игру, и наблюдать немного за собой со стороны. Вы как бы ставите перед собой квест — задание, которое нужно выполнить, чтобы перейти на новый уровень. Также хвалите себя, и поощряйте за выполненные задания. И в конце концов Вы приучите себя с легкостью выполнять все скучные дела.

Прямо сейчас выберите себе один из этих пунктов, и сделайте что-то для его выполнения . Это будет не так уж и трудно, а пользу принесет громадную.

В идеале каждый день нужно делать что-то для каждого из этих пунктов , и тогда самоорганизация для Вас будет не пустым звуком, или абстрактной теорией. Уже через месяц Вы поразитесь тому, насколько поднимется продуктивность Вашего труда, и насколько четко Вы будете понимать, что именно Вам необходимо и целесообразно делать для продвижения к своим целям.

Более подробные сведения Вы можете получить в разделах "Все курсы" и "Полезности", в которые можно перейти через верхнее меню сайта. В этих разделах статьи сгруппированы по тематикам в блоки, содержащие максимально развернутую (насколько это было возможно) информацию по различным темам.

Также Вы можете подписаться на блог, и узнавать о всех новых статьях.
Это не займет много времени. Просто нажмите на ссылку ниже:

    Основа личности – внутренняя самоорганизация

    Организованность и самоорганизация как качества личности: сравнительный анализ понятий

Основа личности – внутренняя самоорганизация

Наиболее доступный человеку путь познания мира и самого себя начинается на уровне его собственной личности. Личность является внешним проявлением внутреннего ядра человеческого существа, состоящего из сознания (своего рода высокоорганизованной операционной системы, действующей на основе причинно-следственного анализа), подсознания (по всей видимости, хаотического скопления эмоций, образов и интуитивных побуждений) и, возможно, души (некой обобщающей сущности, связующей отдельного индивидуума с общим духовным миром одухотворенных существ, если таковой имеет место быть).

Сама по себе личность чаще всего определяется как совокупность выработанных привычек и предпочтений, психических настроений и общего тонуса, социокультурного опыта и приобретенных знаний, иными словами, личность – это набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющий повседневное поведение и связь с обществом и мирозданием.

В более узком понимании личность наблюдается как проявление «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.

Итак, проявления личности представляют собой внешнюю сторону работы сознания, подсознания и души. На уровне собственного сознания человек может подвергнуть свою личность анализу и установить ее основные свойства. Таким образом, личность – это отражение внутреннего мира человека, отбрасываемое на зеркальную поверхность мира внешнего.

По всей видимости, сознание является единственным высокоорганизованным уровнем внутреннего мира человека, где, с одной стороны, собственно и может происходить построение личности, способной к плодотворному существованию во внешнем мире, так называемой повседневной реальности, и, с другой стороны, происходит некоторое взаимодействие с подсознанием и, возможно, душой, вследствие которого обеспечивается развитие мира внутреннего. Таким образом, насколько бытие определяет сознание, настолько и сознание определяет бытие.

Для успешной работы сознания необходимо устранение отвлекающих факторов, атакующих его как из внешнего мира, так и из мира внутреннего. Для того чтобы избежать коллапса своих структур, сознание работает на нескольких уровнях. Наиболее поверхностный и простой уровень – это повседневные операции, обеспечивающие жизнедеятельность человека. Когда вопросы повседневности ставятся наиболее остро, то этот уровень сознания бомбардируется наиболее интенсивно проблемами внешнего мира, а другие уровни сознания не способны эффективно работать, поскольку все внимание индивида захвачено решением житейских проблем. Этот поверхностный уровень так или иначе задействован практически всегда, за исключением погружения в глубокие размышления или медитацию.

Более глубинный уровень отвечает за анализ тех или иных поведенческих линий, обобщений, построенных на взаимодействии с сознанием других индивидов посредством диалогов, конфликтов и взаимообмена внешним опытом. На этом уровне закладываются основы деловых, научных и отчасти творческих успехов индивида. Этот уровень сознания обычно атакуется интеллектуальными конфликтами между индивидуумами и прочими проблемами, связанными с деловой и научной деятельностью. Загруженность этого уровня нередко препятствует работе еще более глубинного уровня, оставляя нерешенными многочисленные внутренние вопросы, проистекающие из подсознания и души.

Наконец, третий уровень сознания включается в состоянии глубокого самопогружения, напряженного мыслительного процесса второго уровня, когда его предметом становится собственное «я», или в состоянии гипноза, медитации и так называемых внутренних прозрений. Этот уровень сознания глубоко погружен в человеческое «я» и несет ответственность за внутренний анализ собственного подсознания и, если такое возможно, то и души. На этом уровне решаются основные концептуальные проблемы творчества, искренних верований, эмоциональной любви и самореализации человека как существа общего духовного мира одухотворенных существ. Этот уровень подвергается прямым атакам неразрешенных душевных конфликтов, психологических травм, нереализованных ожиданий, неразделенной любви. Неумение задействовать этот уровень сознания приводит к тому, что внутренние проблемы, проистекающие из подсознания, начинают атаковать более внешние уровни сознания, занятые рабочими или научными проблемами, а также повседневными вопросами. В итоге происходит дестабилизация работы сознания на всех уровнях, что приводит к развитию неврозов, а также, говоря простым языком, к возникновению проблем на работе и дома.

Мыслящий человек подспудно наблюдает подобное разделение своего сознания на уровни. Умение самоорганизовываться, последовательно задействуя разные уровни сознания, необходимо для нормального функционирования индивида и, таким образом, составляет основу человеческой личности.

Можно сказать, что такое деление на уровни сознания универсально. Различие лишь в том, насколько эта организация хорошо выражена и поддерживается в функциональном порядке.

Обзаведясь столь эффективным инструментом, каким является развитое трехуровневое сознание, личность может позволить себе поступательное движение в направлении удовлетворения своих потребностей. Наилучшим описанием этих потребностей является иерархия потребностей Маслоу . В своей эпохальной работе «Мотивация и личность» Абрахам Маслоу сформулировал позитивную теорию мотивации, которая удовлетворяла теоретическим требованиям и вместе с тем соответствовала уже имеющимся эмпирическим данным, как клиническим, так и экспериментальным. Его теория во многом опиралась на клинический опыт, но в то же время продолжала функционалистскую традицию Джеймса и Дьюи; кроме того, она вобрала в себя лучшие черты холизма Вертхаймера, Гольдштейна и гештальт-психологии, а также динамический подход Фрейда, Фромма, Хорни, Райха, Юнга и Адлера.

Маслоу назвал свою теорию холистическо-динамической – по названиям интегрированных в ней подходов.

Разработанная Маслоу теория человеческой мотивации может быть приложена почти к любому аспекту индивидуальной и социальной жизни. По мнению Маслоу, каждый индивидуум представляет собой интегрированное, организованное целое. Однако при этом можно выделить семь групп потребностей: базовые потребности, включающие в себя прежде всего физиологические: дыхание, вода, пища, жилище, сон, секс, безопасность, а также потребность в любви и потребность быть принятым обществом; высшие потребности: стремление к познанию, красоте, и, наконец, самоактуализация.

Понимание этих двух концепций (наличие трех уровней сознания, позволяющих эффективно анализировать и удовлетворять потребности личности, и осознание этих потребностей во всей их полноте) является залогом счастливого и осмысленного бытия.

Список потребностей достаточно универсален для всех людей. Просто пути удовлетворения этих потребностей могут значительно различаться, что и выражается в широком разнообразии версий человеческой морали, которая ни в коем случае не может служить примером универсальности. Так, каннибал попытается удовлетворить свою потребность в пище путем убийства и съедания другого человека, тогда как убежденный вегетарианец для утоления голода не прибегнет даже к опосредованному убийству животного.

Сложно установить высшие потребности дикаря-каннибала, но можно с натяжкой предположить, что зачатки этих потребностей присутствуют практически во всех представителях человеческих сообществ, другое дело, что в большинстве случаев они остаются неудовлетворенными. Даже в развитых обществах только десять процентов населения достигает уровня самоактуализации, а тех, кто поднимается на более высокий уровень и помогает самоактуализироваться другим, и того меньше.

Достижения компьютерных технологий, приведшие к созданию виртуальной среды обитания, могут способствовать работе трехуровневого сознания по удовлетворению высших потребностей, а автоматизация производств и реорганизация политических структур – удовлетворению базисных потребностей человека.

Организованность и самоорганизация как качества личности: сравнительный анализ понятий

Представим сравнительный анализ терминов «организованность» и «самоорганизация».

Современный толковый словарь под редакцией С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой рассматривает прилагательное «организованный» как планомерный, отличающийся стройным порядком, дисциплинированный, действующий точно и планомерно. Общепринятое понимание в ряд основных характеристик организованности ставит планомерность, упорядоченность и дисциплину, т.е. характеристики, определяющие стилевые особенности реализации организованного поведения. С житейских позиций организованность есть инструментально-стилевое качество, формирующееся индивидуально.

Самоорганизация относится к числу волевых качеств личности. Проявление воли (точнее было бы - «силы воли», волевого усилия) в различных специфических ситуациях заставляет говорить о волевых качествах (свойствах) личности. При этом как само понятие «волевые качества», так и конкретный набор этих качеств остаются весьма неопределенными, что заставляет некоторых ученых сомневаться в действительном существовании этих качеств. Итак, до сих пор имеются большие трудности в разведении или идентификации понятий «организованность» и «самоорганизация», обозначающих волевую активность.

В одной из своих работ В.А. Иванников отмечает, что все волевые качества могут иметь различную основу и лишь феноменологически объединяются в единое целое - волю. «Анализ показывает, - пишет он, - что все эти качества выводятся из других источников и связаны не только с волей, а значит, не могут претендовать на роль отличительных признаков воли». Кроме того, в одной ситуации человек демонстрирует волевые качества, а в другой ситуации проявляет их отсутствие. Поэтому он говорит о так называемых волевых качествах, хотя и не отрицает, что они отражают психические реальности. Однако через несколько лет В.А. Иванников меняет свою позицию. В совместной работе В.А. Иванникова и Е.В. Эйдмана уже утверждается, что имеются волевые качества как частные (ситуативные) характеристики волевого поведения и волевые качества как постоянные (инвариантные) характеристики волевого поведения, т.е. как личностные свойства.

Ф.Н. Гоноболин делит волевые качества на две группы, связанные с активностью и с торможением нежелательных действий и психических процессов. К качествам первой группы он относит решительность, смелость, настойчивость и самостоятельность, к качествам второй - выдержку (самообладание), выносливость, терпение, дисциплинированность и организованность. Подчеркиваем значимость сформированности этих волевых качеств у любой современной личности.

В.И. Селиванов объективным основанием для разграничения различных волевых качеств тоже считает динамику процессов возбуждения и торможения. В связи с этим он делит волевые качества на вызывающие, усиливающие или ускоряющие активность, и на тормозящие, ослабляющие или замедляющие ее. К первой группе он относит инициативность, решительность, смелость, энергичность, храбрость; ко второй группе - выдержку, выносливость, терпение.

В современных отечественных исследованиях организованность выделяется как одно из базовых свойств личности. Несмотря на такое выделение, феномен организованности является до настоящего времени мало изученным, отчасти в силу того, что в современной психологической науке нет единого мнения относительно природы данного свойства. Подобным образом можно объяснить феномен самоорганизации.

А.Н. Лутошкин, И.С. Мангутов, Л.И. Уманский рассматривают проблему организованности в процессе изучения особенностей организаторской деятельности; С.Л. Чернер - в процессе формирования деловых качеств личности; Ю.К. Васильев и И.А. Мельничук обращаются к организованности, исследуя вопросы экономического воспитания и образования. Ряд ученых связывают организованность будущих менеджеров с их учебной деятельностью, но не с профессиональной направленностью. А.Д. Алферов рассматривает организованность как необходимую предпосылку воспитания ответственного отношения студента к учению; Е.С. Рабунский связывает воспитание организованности студентов с их самостоятельной учебной деятельностью; М.И. Шилова считает, что организованность в учении отражает отношение студента к умственному труду.

Вообще в психолого-педагогических исследованиях (Л.И. Божович, А.В. Зосимовский, Т.Е. Конникова, Т.Н. Мальковская и др.) организованность рассматривают как усиленную, напряжённую деятельность, направленную на реализацию поставленных задач. Это и форма самовыражения и самоутверждения личности, обусловленная не внешней, принудительной необходимостью, осознанно принятым решением напряжённо приобретать знания, умения и навыки ради профессионального становления. Эти аспекты применительно к учащейся молодежи в современных условиях являются особо актуальными. К сожалению, анализ практики показывает, что в процессе обучения в образовательных учреждениях этому не уделяется должного внимания, а школьники и бакалавры не осознают значимость вышеназванных характеристик, а чаще видят лишь привлекательную внешнюю сторону той или иной профессии.

Продолжая анализировать научные работы, посвященные изучению организованности, нужно разделить их на теоретико-методологические (Н.Д. Левитов, Н.И. Рейнвальд, В.И. Селиванов, А.А. Смирнов) и практико-методические (А.И. Высоцкий, Т.А. Егорова, Н.Ф. Прокина, С.Г. Якобсон).

Представители первого направления скорее заинтересованы в исследованиях природы организованности, характеристике ее отличительных особенностей, представители же второго направления основное внимание уделяют разработке конкретных приемов и способов развития этого свойства, опираясь на определенные концепции в его трактовке.

Анализ философской, психологической, педагогической литературы позволил сделать вывод о том, что организованность рассматривается как качество личности, свойственное любому человеку с нормальной психикой (В.Н. Мясищев, Л.И. Уманский), как условие формирования способностей (А.Г. Ковалёв), как волевое качество, свойство, черта, привычка характера (Е.П. Ильин, Н.Д. Левитов, В.И. Селиванов, B.C. Юркевич).

В исследованиях В. И. Селиванова, В.И. Высоцкого, Т.А. Егоровой особо уделялось внимание поведенческим и мотивационным характеристикам организованности. Здесь рассматриваются как регуляторно-динамические - постоянный самоконтроль за поведением, доведение начатого дела до конца, так и мотивационно-смысловые - наличие потребности планировать и самому создавать условия и средства для реализации своего поведения по плану, умственные умения ориентировки и планирования своих действий во времени - характеристики организованности. Причем в качестве параметров измерения организованности чаще всего выступают такие внешне-поведенческие (формально-динамические) признаки, как соблюдение внешнего порядка на рабочем месте и в процессе деятельности, рациональное расходование времени с учетом обстановки, планирование своих действий и разумное их чередование, умение вносить в деятельность определенную организацию при изменении обстоятельств. Важным фактором, определяющим динамические проявления организованности, выступает степень сформированности волевых привычек личности: доведение начатого до конца, систематичность и последовательность действий, умение преодолевать трудности, выполнять намеченное в срок и др. В целом для большинства перечисленных авторов характерно основной акцент в анализе природы организованности ставить на её волевой компонент, утверждая приоритетную роль формально-динамических характеристик в структуре изучаемого свойства. Подтверждением этого является факт отнесения организованности к группе волевых качеств, характеризующих динамичность, мобильность личности (Н.Д. Левитов), а также введение в психологическую терминологию понятия «организованность воли» (В.И. Селиванов). Данное положение кажется обоснованным, так как, по мнению С.Л. Рубинштейна, характер теснейшим образом связан с волей, являющейся как бы «хребтом характера» и определяющей его твердость, решительность, настойчивость. В волевых поступках характер, с одной стороны, складывается, а с другой - проявляется. Отдельно необходимо подчеркнуть, что в самоорганизации также важное место занимают сила воли и волевые качества.

А.К. Осницкий, в частности, отмечает, что значительные сдвиги в формировании качества самоорганизованности наблюдаются в подростковом и юношеском возрасте, когда саморегуляция деятельности и саморегуляция личности достигают расцвета, когда личность интересуется уже не только результатами своих усилий, но и своей позицией, своими возможностями во взаимодействии с другими людьми. Свои исследования А.К. Осницкий посвятил изучению качеств самоорганизации у подростков.

Он отмечает, что к этому времени в сознании учащегося в той или иной мере сформирована система представлений о своих возможностях: 1) в целеобразовании и целеудержании (нужно не только уметь понимать предложенные цели, уметь формировать их самому, но и удерживать цели до их реализации, чтобы их место не заняли другие, тоже представляющие интерес); 2) в моделировании (надо уметь выделить условия, важные для реализации цели, отыскать в своем опыте представление о предмете потребности, а в окружающей ситуации отыскать объект, соответствующий этому предмету); 3) в программировании (нужно уметь выбрать соответствующий цели деятельности и условиям способ преобразования заданных условий, подобрать соответствующие средства осуществления этого преобразования, определить последовательность отдельных действий; 4) в оценивании (нужно уметь оценивать конечные и промежуточные результаты своих действий; субъективные критерии оценки результатов не должны сильно отличаться от заданных); 5) в коррекции (нужно представлять, какие изменения можно привнести в результат, если какие-то детали не соответствуют предъявляемым требованиям).

Рассмотрев понятия самостоятельности и организованности, мы представляем определение термина «самоорганизация». Самоорганизация - это деятельность и способность личности, связанные с умением организовать себя, которые проявляются в целеустремленности, активности, обоснованности мотивации, планировании своей деятельности, самостоятельности, быстроте принятия решений и ответственности за них, критичности оценки результатов своих действий, чувстве долга. Итак, в основе самоорганизованности как качества личности лежат не только знаниевые и деятельностные характеристики, но и волевые и оценочные. Однако это лишь основа для дальнейшего формирования этого качества в процессе обучения. Анализ практики и наш эмпирический опыт показывает, что в образовательных учреждениях этому не уделяется внимание. На первый план, как правило, выходит знаниевый компонент, т.е. овладение общегуманитарными и профессиональными знаниями.

Изучение основных требований к образованию и сравнительный анализ понятий «организованность» и «самоорганизация» позволило определить ведущие научно-методологические подходы, лежащие в основе процесса развития культуры самоорганизации учащейся молодежи: психолого-педагогический, объективационный, культурологический, интегративно-модульный, системный, личностно ориентированный, уровневый. Сущность этих подходов заключается в следующем:

    психолого-педагогический подход. В контексте данного направления изучались взаимосвязи самоорганизации с различными феноменами учебной деятельности - самостоятельной работой школьников и студентов (В. Граф, И.И. Ильясов, П.И. Пидкасистый и др.), творческой активностью обучаемых (Р.М. Грановская, Ю.С. Крижанская, В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин и др.), самосознанием личности и т.п. Авторы исследований, относящихся к указанному подходу, считают, что поскольку центральным, интегрирующим элементом личности является ее самосознание, то самоорганизация основывается на процессах самодетерминации и выступает как активное освоение и превращение личностью внешних условий жизни в собственное отношение;

    объективационный подход. Ученые, разрабатывающие данный подход (Г.А. Волковицкий), считают самоорганизацию личности необходимой формой ее объективации в процессах самоопределения, самовыражения, самореализации, самоосуществления. Этим они подчеркивают, что процесс личностной самоорганизации является двухвекторным - от осмысления и переосмысления содержания своего самосознания к высшим отношениям личности и от высших отношений к способам их объективации;

    культурологический подход. Группа авторов (В. Граф, И.И. Ильясов, В.Я. Ляудис), обращаясь к проблеме личностной самоорганизации, указывает в качестве ее атрибутивного критерия временную организацию деятельности. Они считают, что временная организация всего поведения человека в условиях современной культуры становится особой осознанной задачей и что действие организации времени неотделимо от смыслообразования и целеполагания - этих важных компонентов самоорганизации личности;

    интегративно-модульный подход. По мнению ученых, этот подход обеспечивает обоснование структуры содержания общей и профессиональной подготовки на основе базовых и специальных курсов, их обобщения на уровне законов, понятий, основных положений, формирования целостной системы знаний, действий, что способствует пониманию целостной профессиональной деятельности и развитию у студентов культуры самоорганизации;

    системный подход. Подход обеспечивает целостность построения и взаимосвязь отдельных компонентов содержания базовых и специальных дисциплин. В рамках системного подхода ученые обращают внимание на различные особенности саморегуляции, оказывающие влияние на эффективность деятельности и поведения личности. Это изучение саморегуляции поведения человека (Б.М. Ананьев, В.А. Ядов, Н.Н. Ярушкин и др.), саморегуляции процессов принятия решения (Т.В. Корнилова, В.В. Кочетков, И.Г. Скотникова и др.);

    личностно-ориентированный. В рамках этого подхода обеспечивается направленность процесса общего и профессионального обучения на развитие личностных качеств, способного к активной творческой деятельности, осознание себя субъектом общей и профессиональной культуры в новых социально-экономических и социокультурных условиях;

    уровневый подход. В базовых положениях данного подхода исследователями обозначается достаточно своеобразное соотношение психологической саморегуляции и личностной самоорганизации. Под термином «психологическая саморегуляция» (О.А. Конопкин) в широком смысле понимается один из уровней регуляции активности живых систем, для которого характерно использование психических средств отражения и моделирования реальности.

Кроме того, при обосновании процесса развития культуры самоорганизации учащейся молодежи мы учитывали деятельностный (В.П. Беспалько, Т.А. Ильина, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) и компетентностный (И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, Г.Н. Серикова, В.А. Сластенин, Ю.Н. Петров и др.) подходы.

Таким образом, в соответствии с обозначенными понятиями и ведущими научно-методологическими подходами была определена структура самоорганизации личности, которая в процессе обучения и профессиональной подготовки трансформируется в параметры будущей профессиональной деятельности (проектировочные, исполнительские, контрольно-оценочные). В структуру самоорганизации учащейся молодежи включаются следующие качества и умения: проектировочные (умение планировать свою деятельность, ориентироваться во времени, прогнозировать последствия своих решений, формировать стратегии своего развития и самосовершенствования); исполнительские (самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность, конструктивно вести деловое общение); контрольно-оценочные (адекватно оценивать результаты своей деятельности, контролировать свою деятельность).

Список литературы

1. Гоноболин Ф.Н. Воля, характер, деятельность. - Минск: Нар. света, 1966. - 211 с.

2. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции.- М., 1991.- С.49.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов/ под ред. Н.Ю.Шиловой.- М. : Рус. яз., 1989.- 924с.

4. Осницкий А.К. Саморегуляция деятельности и подготовка к профессиональному самоопределению // Психологическое сопровождение выбора профессии: науч.-метод. пособ. - М. : Флинта, 1998. - С. 14-26.

5. Педагогика: большая современная энциклопедия / сост. Е.С.Рапацевич. - Минск: Современное слово, 2005. - 720 с.

6. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - Изд. 2-е. - М., 1976. - С. 85.

7. Селиванов В.И. Избранные психологические произведения: воля, ее развитие и воспитание. - Рязань: Изд-во Рязанского гос. пед. ун-та, 1992. - 574 с.

Многих людей, всерьез задумывающихся об искусстве тайм-менеджмента, волнуют вопросы, связанные с организацией времени. Бизнесмены и начинающие фрилансеры сумели почувствовать на себе, насколько важно и значимо правильно распоряжаться своим

«Как жаль, что в сутках только двадцать четыре часа! Сколько дел можно было бы переделать!» - вздыхают они.

Необходимо заметить, что очень важно грамотно подходить к процессу планирования, тогда и двадцать минут в день можно употребить с пользой и большой выгодой для себя. Самоорганизация - это ответственный и трудоемкий процесс, которому можно и нужно учиться. Данная статья посвящена людям, которые хотят с пользой распорядиться волшебным сокровищем - временем - и достичь в жизни своих целей.

Почему важно планировать время?

Время - единственный невосполнимый ресурс. К примеру, если у человека пропали деньги, то это, конечно, неприятно, но их всегда можно заработать, тем самым, утрата будет восполнена. Приятного в этой ситуации мало, но из нее всегда есть выход. Время же вернуть нельзя. Никому еще не удавалось возвратиться в прошлое, чтобы исправить ошибки молодости. У нас есть только настоящее. «Здесь и сейчас» - вот лозунг уверенных в себе, Неудачники живут либо в прошлом, либо в будущем, они постоянно упускают реальные возможности, которые жизнь предлагает в данную минуту.

Теория самоорганизации подразумевает, что личность, осознавшая необходимость четкого планирования своей деятельности, будет неотступно контролировать собственные желания и следить за временными промежутками, которые уходят на выполнение того или иного занятия. Как правило, такие люди преследуют высокие цели и хотят стать успешными.

Как правильно организовать день

Чтобы четко ответить на этот вопрос, личность должна представлять себе цель и задачи целого дня. Ведь если утро началось бесцельно, вы лениво болтали с домашними, потом чуточку смотрели телевизор, все мечтая попозже заняться планированием, скорее всего, этот день уже потерян. Вы запустили программу лени, и вам совершенно не хочется предпринимать активные шаги. Тогда лучше сделайте его выходным, и вам не придется ни о чем жалеть.

Заниматься планированием будущего дня лучше накануне вечером. Так больше вероятности, что вы не упустите значимые детали, и у вас возрастут шансы подружиться со временем, чтобы в дальнейшем оно работало на вас, а не вы на него. Развитие самоорганизации начинается с твердого желания и умения ограничить себя в том, что мешает вашему движению вперед.

Эффективная деятельность

Чтобы работа была в радость, и в понедельник утром вам хотелось бежать в офис, она, безусловно, должна быть любимой. Если вам надоело изо дня в день выполнять один и тот же регламентированный набор определенных действий, задумайтесь, возможно, вы занимаетесь не своим делом. Никогда не поздно все исправить, однако, вы должны располагать необходимыми ресурсами и силами.

Самоорганизация - это умение построить дело таким образом, чтобы оно эффективно работало и приносило пользу. Заметьте, что среднестатистический человек работает в неделю 40-45 часов. Бизнесмен, желающий стать успешным, проводит в работе более 80-100 часов за семь дней. Разница огромна. Кроме того, у наемного работника иногда отсутствует мотивация плодотворно работать: с понедельника он начинает мечтать о пятнице, когда приблизятся, наконец, выходные. Тот, кто развивает собственное дело, устает гораздо меньше, потому что деятельность приносит радость и состояние вдохновения. Хочется работать, самосовершенствоваться.

Время для отдыха

Никогда не забывайте вовремя восстанавливать силы. Иначе можно даже на любимой работе дойти до перенапряжения, что способно негативно отразиться не только на производительности труда, но и на здоровье. Копирайтеру, например, следует заботиться о сохранности своего зрения, правильной осанке. Часто от сидячей работы и вес незаметно начинает прибавляться, поэтому совершенно нелишним становится делать физические упражнения и больше двигаться. Делайте разумные перерывы в работе, не забывайте о здоровье. Если почувствовали боль в глазах, немедленно остановитесь.

Семейные задачи

Несмотря на всю важность нельзя обходить вниманием близких людей. Да, очень важно сделаться успешным, но если это достигается за счет сокращения взаимодействия с вашей семьей и друзьями, то в итоге плоды этих титанических усилий не принесут вам ожидаемого удовлетворения. Условия самоорганизации не должны вгонять вас в настолько жесткие рамки, которые вы не могли бы изменить при желании. Больше занимайтесь детьми, устраивайте себе выходные. Пусть это станут четко фиксированные дни недели, так будет проще всем. И когда вы не работаете, дарите любимым радость!

Самореализация

Самоорганизация - это, прежде всего, эффективное движение к намеченной цели. Чтобы стать успешным, вы должны быть уверены в том, что движетесь в правильном направлении. Поэтому так важно найти свое предназначение, а не просто заниматься вслед за лучшим другом. Ищите себя, пробуйте, а когда найдите, уделяйте побольше времени саморазвитию. Социальная самоорганизация выражается в необходимости нести другим людям свет и добро, служить им через эффективно выполняемую деятельность. Состоявшийся человек счастлив от того, что приносит пользу окружающим.

Таким образом, самоорганизация - это необходимый шаг для От того, насколько эффективно человек использует свое время, целиком и полностью зависит его будущее.

Приветствую Вас, дорогие друзья! Вот и подошли к концу Новогодние каникулы, надеюсь, Вы успели хорошенько отдохнуть и набраться сил. После затяжного отдыха порой довольно сложно влиться в работу и заставить себя продуктивно трудиться. В большинстве своем это относится к проблеме самоорганизации. Наверное, ни у кого не возникает сомнений, что умение организовывать себя и заставлять себя работать – очень полезный навык. Если же вы думаете, что одолеть эту науку чрезвычайно сложно, продолжайте читать, я постараюсь развеять эти мифы.

И так… давайте приступим!

1. Расставьте приоритеты

Расстановка приоритетов — это то, чем вы должны заниматься каждый день. Лучшим способом организации рабочего дня является расстановка дел в порядке их важности. Просмотр фильма – безусловно, хорошая мысль, но ее стоит поместить самым последним пунктом списка дел (конечно, если вы не кинокритик и ваша трудовая деятельность не связана непосредственно с кино), и сосредоточиться на вещах, которые имеют решающее значение в вашей работе, здоровье или отношениях.

2. Планируйте заранее максимальное количество дел

Далее, нужно научиться планированию. То есть если у вас назначена встреча в определенном месте и в заранее оговоренное время, спланируйте остальные дела «вокруг» этой основной встречи. Таким образом, вы сможете более продуктивно тратить свое время, вместо того чтобы метаться из одной части города в другую и впустую его терять.

3. Удостоверьтесь, что все на своих местах

Знание, где находятся предметы, необходимые для выполнения задания, поможет не тратить время на их поиски. Вы, наверное, на собственном опыте замечали, что ключи теряются, в тот момент, когда вы в спешке убегаете из дома, а клочок бумаги прячется под ворохом других вещей именно тогда, когда быстро нужно сделать пометку. Это может привести вас в состояние стресса и выбить из привычного ритма работы. Разложите вещи, востребованные во время выполнения дел (и после использования не забывайте возвращать их обратно). Это поможет достичь большего прогресса.

4. Не бойтесь делегировать

Делегирование задач приводит к большей эффективности рабочего процесса, но задание нужно не просто «спихнуть», а потратить несколько лишних минут для четкой постановки задачи исполнителю. В противном случае, пожалев несколько минут, вы рискуете потратить несколько часов на исправление ситуации.

5. Составляйте списки

Разноцветные стикеры и блокнот должны стать вашими лучшим друзьями и помощниками в деле повышения самоорганизованности. Развешанные повсюду яркие листочки будут напоминать вам о делах, которые нужно завершить, и о порядке их важности. Не стоит полагаться только на свою память, нужно время от времени просматривать список и вычеркивать выполненные задачи. Так наглядный пример прогресса в делах придаст вам душевный и эмоциональный подъем, что поможет в таком же продуктивном темпе завершить остаток запланированных дел.

6. Придерживайтесь графика

Наличие графика заставит вас выполнять поставленные задачи в срок и, как следствие, совершить больше «подвигов». Единственная проблема – адекватно оценить время, требуемое для выполнения той или иной задачи. Неверный расчет загонит вас в жесткие временные рамки, что приведет к повышению уровня стресса, увеличению ошибок и снижению продуктивности. Предоставьте себе некоторую свободу действий при составлении плана на день. Если вы считаете, что выполнение задачи займет у вас 10 минут, запланируйте 15, и когда вы увидите, что идете с опережением графика, это поможет в поддержании высокой мотивации, и вы сможете сделать даже больше, чем ожидали и планировали.

7. Будьте дисциплинированы

Наконец, вы должны быть дисциплинированы, иначе разрушите всю работу, направленную на повышение самоорганизации. У вас есть дело, на котором нужно сконцентрироваться. Поэтому устраните все внешние раздражители и соблазнители, иначе сильно осложните себе жизнь. Убедитесь, что окружающие вас люди знают, когда вас нужно оставить в покое, а если кто-то захочет выпить кофе в вашей компании, просто напомните, что любимая кофейня и завтра останется на своем месте. Праздные разговоры – не повод игнорировать свои обязанности.

На этом все! Желаю Вам как можно быстрее войти в свой рабочий ритм!

P . S .: А как Вы входите в свой нормальный рабочий ритм? Поделитесь своими методами ниже в комментариях к данной статье.

3 308 0

Пожалуй каждый человек желающий добиться успеха в жизни понимает, что важную роль в этом играет внутренняя самоорганизация. Именно благодаря ей можно ставить перед собой цели и добиваться их. В этой статье мы поговорим, какие бывают уровни самоорганизации и каком образом развить этот немаловажный навык.

Что такое самоорганизация личности

Самоорганизация личности включает в себя развитие воли, интеллекта с помощью самодисциплины, самообразования, приобретения навыков и выработки устоявшихся привычек для выполнения поставленных задач. Если проще, то вы должны нести ответственность за свои действия, критически их оценивать, ограничивать себя в желаниях .

Самоорганизованные люди умеют ставить задачи, планировать каждый день, преодолевать трудности, встречающиеся на пути, не сворачивать с выбранной дороги. Они стремятся к личностному, карьерному росту, умеют мотивировать себя, отличать главное от второстепенного.

Самоорганизации не поддаются люди инфантильные, бесхарактерные, не осознающие себя как отдельную личность, с отсутствующим чувством долга.

К принципам самоорганизации относятся: креативность, толерантность, самоотдача, открытость, постоянное развитие.

Если желание и цель совпадают, это хорошо, но недостаточно. Желание может быстро измениться, все усилия пропадут даром. Намерение без волевых усилий тоже ведёт в никуда. Только поставленная цель самоорганизованной личностью приводит к результату.

Нужно , неуверенность. После принятия решения для сомнений места нет. Если на начальном этапе приходится себя преодолевать, то впоследствии ежедневные действия входят в привычку, становятся само собой разумеющимся.

Умение управлять собой, позволяет впоследствии руководить другими.

Комплекс действий, который включает в себя самоорганизация

Для воспитания самоорганизованной личности нужно работать в трёх направлениях:

  • вырабатывать необходимые качества, свойства, которые отсутствуют;
  • развивать полезные для дела уже существующие навыки, черты характера;
  • избавляться от недостатков, мешающих управлять своей жизнью.

Понятие самоорганизации личности включает в себя комплекс действий:

  • постановку долгосрочных задач;
  • анализ;
  • составление краткосрочных и долгосрочных планов;
  • контроль над своими действиями, их корректировку.

После постановки цели выбирают или создают способы, средства, приёмы её достижения.

Каждое из основных действий можно разложить на несколько детализированных. Например, планирование. Сначала анализируют способы планирования, осуществляют самоконтроль над ним и при необходимости корректируют.

При выполнении основных действий требуется воля для преодоления препятствий, активизации усилий, направленных на выполнение поставленной задачи.

Начинают с упорядочения своей жизнедеятельности, выражающейся в самодисциплине, самоограничении, критической самооценке, умении жить и мыслить рационально .

Нужно планировать не только работу, но и отдых, экономно тратить временные и финансовые ресурсы, принимать продуманные решения, стремиться к их реализации.

Кроме рациональности помните о развитии духовной культуры, включающей:

  1. желания, потребности, мечты;
  2. образование;
  3. религиозные убеждения;
  4. развитие способностей.

Чтобы сделать мир лучше, изучайте гуманитарные науки. Развитый интеллект, видение прекрасного в природе, произведениях классиков делает жизнь более красочной и чувственной. Самосовершенствование культурного уровня -неотъемлемая часть самоорганизации. Используя эти пункты можно также или что-то новое для своей жизни.

Какие бывают уровни самоорганизации

Различают три уровня самоорганизации личности :

  • Низкий

Психоэмоциональная защита проявляется на уровне подсознания, защищающего психику от тревожности, неспокойной совести, переживаний за конфликтные состояния. Подсознание ограждает от неприятных, трагических воспоминаний с помощью вытеснения, изоляции, сублимации, отрицания событий.

У человека с низким уровнем самоорганизации отсутствует мотивация, он не склонен к планированию и рациональному использованию времени.

  • Средний

Средний уровень самоорганизации предполагает преобладание эмоционального перед рациональным. В этом случае человек осознаёт себя как личность, обладает характером, понимает ценность времени, планирования. Но у него слабая мотивация, рефлексивные умения, поэтому он не способен на самоконтроль, неактивен, склонен к промедлению.

  • Высокий

Высокий уровень самоорганизации включает личностные характеристики, помогающие идти к цели, высокую мотивацию, образование, профессионализм, доведённый до совершенства. Человек с высоким уровнем организации своей жизнедеятельности чётко осознаёт свои потребности, умеет ломать стереотипы, использует тайм-менеджмент.

К комплексу свойств личности обеспечивающему высокий уровень самоорганизации относится:

  1. высокое чувство долга;
  2. чувство собственного достоинства;
  3. духовное развитие;
  4. активная жизненная позиция;
  5. умение творить, созидать;
  6. способность к постоянному обучению и изменению себя;
  7. высокоразвитый интеллект.

Высокоорганизованная личность является носителем культурных, духовных, нравственных ценностей. Умеет любить и сопереживать.

Качества личности и умения, способствующие владению навыками самоорганизации

Самоорганизация требует комплексного подхода, предъявляет определённые требования к личностным качествам человека.

Чтобы организовать своё время, работу, учёбу нужно:

  • Быть целеустремлённым

Целеустремлённость - направление деятельности на достижение цели несмотря на препятствия. Но это не значит что нужно действовать импульсивно. Иногда ради дела выжидают удобный момент.

  • Иметь уверенность и решительность

Такой аспект самоорганизации как уверенность подразумевает отсутствие тревожности за репутацию, престиж. Люди, уверенные в себе, действуют по своему усмотрению без оглядки на окружение.

Решительные личности выполняют поставленные задачи без раскачек и проволочек. У них отсутствуют сомнения, копание в себе.

Они встают по первому звонку будильника, придя в офис, сразу включаются в рабочий процесс, а не обсуждают последние новости за чашечкой кофе, как некоторые коллеги.

  • Проявлять инициативу

Инициативность основывается на идеях, планах, воображении. Люди, обладающие этим качеством, умеют сплачивать коллектив вокруг яркой идеи.

  • Быть настойчивым и энергичным

Идя к цели, настойчивые люди не сбавляют активности при внутренних препятствиях, внешних противодействиях.

  • Уметь планировать

Чтобы достигнуть результатов, нужно уметь составлять план действий, заранее рассчитывать шаги, правильно распределять нагрузку. Разделять пункты плана на дела первостепенной и второстепенной важности.

  • Контролировать эмоции

Эмоции отвлекают от дела, мешают концентрировать внимание на выполняемом действии. При умении владеть собой, вы становитесь хозяином своей жизни.

  • Нести ответственность за свои поступки

Если родители научили не искать виновных в своих неудачах, находить пути преодоления трудностей, не перекладывать ответственность на других, то это качество значительно облегчит процесс самоорганизации.

  • Не лгать окружающим и себе

Ложь - порождение страхов. А страх и управление своей жизнью несовместимы. Только правдивый человек может донести до окружающих объективную информацию.

Как развивать в себе навыки самоорганизации

Развитие самоорганизации личности подразумевает действия, направленные на выработку, приобретение знаний, умений, привычек:

  • Самообразовывайтесь

Обучайтесь в образовательных учреждениях и самостоятельно. Чем больше знаний, тем точнее и рациональнее постановка цели, выбор способов её достижения. Образование ведёт к накоплению знаний, уважению окружающих, помогает реализовываться в жизни.

  • Познавайте себя

Имейте убеждения, постигните смысл жизни, определитесь со своими потребностями, желаниями. Осознайте себя как личность, Самооценка позволяет объективно определить свои недостатки и достоинства, манеру взаимодействия с другими людьми.

  • Ставьте конкретные цели

Только ясное представление о том, чего хотите достигнуть, придаст сил в ежедневной работе, сделает вас преуспевающей личностью. Определите критерии по которым будете судить о своём приближении к цели. Не торопите события, радуйтесь скромным победам. Кроме профессиональных, ставьте перед собой жизненные цели.

Автор многих бестселлеров Лотар Зайверт предложил сначала изучить теорию и технологию поиска целей, а затем их сформулировать. Дифференцировать задачи по жизненным этапам, периодически проводить их инвентаризацию.

  • Учитесь подстраиваться под ситуацию

Будьте гибкими, умейте подстраиваться под сложившиеся обстоятельства.

  • Избавляйтесь от беспокойства

Учитесь на прошлых ошибках. Анализируйте беспокоящие мысли. Спросите себя, насколько существенно то, чего вы боитесь, что случится если это произойдёт. Принимайте неизбежное, уйдите полностью в дела, чтобы для ненужных мыслей не оставалось времени.

  • Вовремя расслабляйтесь

Если сделаете передышку в работе до того, как поймёте, что очень устали, вам понадобится меньше времени на отдых. Этим увеличите свою продуктивность.

  • Разделяйте дела по степени важности

Научитесь планировать. Определите ближайшие и долговременные задачи. Пользуйтесь органайзером. Планы должны быть задокументированы и подвергаться проверке на предмет выполнения пунктов. То, что не успели сделать, переносите на следующий день.

Обязательно указывайте временные рамки, планируйте рабочее и личное время. Оставляйте свободное место для непредвиденных дел. Оценивайте реально свои возможности, не планируйте большой объём дел, который не в силах выполнить.

  • Учитесь правильно общаться

Перед тем как донести идею окружающим, тщательно её обдумайте, проанализируйте. Не превращайте диалог в монолог, выслушайте собеседника. Избегайте двусмысленных слов, жестов, следите за артикуляцией, культурой речи.

  • Организовывайте рабочее место и жизненное пространство

Чтобы не тратить время на поиски предметов, нужных для выполнения действия, подготовьте всё необходимое заранее. Иначе вы можете надолго отвлечься от рабочего процесса из-за эмоциональной нестабильности.

  • Развивайте самодисциплину

После постановки цели идите к ней независимо от психоэмоционального состояния, желаний, других субъективных отвлекающих факторов.

Примеры самоорганизации и самодисциплины. Если вам рано вставать на работу, выработайте привычку ложиться спать в одно и то же время, чтобы на сон оставалось время достаточное для восполнения сил. Забудьте про поздний просмотр телевизионных программ или компьютерные игры. Исключите из жизни пустые телефонные разговоры, бесцельное просиживание в социальных сетях. Будьте пунктуальны. Если назначили встречу, не опаздывайте, придите на 5 минут раньше срока.

Книги по самоорганизации личности

  • «Сила воли. Как развить и укрепить»

Практический психолог доктор философских наук даёт рекомендации по развитию силы воли, поясняет какое отношение к этому качеству имеют сон и отдых. Советует не бросать начатое дело, а доводить его до конца несмотря на внешние и внутренние препятствия, уметь устоять перед соблазном и влечением.

Писатель доносит мысль о том, что самоорганизация построена не только на психологических аспектах, но и на физиологических ограничениях.

  • «Самоорганизация «изнутри наружу»

Чтобы не дезориентироваться в потоке событий и добиться успеха в жизни, нужно уметь организовывать своё жизненное пространство. Автор перечисляет важнейшие основы самоорганизации личности :

  1. эффективное планирование;
  2. правильный выбор средств для успешного выполнения поставленных задач;
  3. обустройство личного пространства под конкретные цели;
  4. приобретение навыков работы с большим объёмом информации, организация хранения документов.

Джулия Моргенстерн предлагает воспользоваться её советами, создать свою методику самоорганизации с учетом целей, потребностей, индивидуальных особенностей.

  • «Визуальные заметки на практике»

Книга учит читателя создавать, пользоваться ситуационными визуальными заметками или скетчами, с их помощью фиксировать идеи, мысли, эмоции от увиденного.

Заметки представляют собой графики, рисунки, тексты, схемы. Ими отображается любая полезная информация, удобная для использования, запоминания.

Скетчи помогают планированию, мозговым штурмам, управлению делами, временем. С ними проще изучать языки, конспектировать лекции.

  • «Безумно занят. Как выбраться из водоворота бесконечных дел»

Жизнь современника проходит в условиях многозадачности, когда все дни похожи друг на друга и человек живёт от отпуска до отпуска. Считается, что карьерный рост, новые проекты, контракты превыше семьи, здоровья, отдыха.

Книга побуждает читателя взглянуть на жизнь по-другому. Вырваться из круговорота дел, прислушаться к своим желаниям. Понять, что ежедневная многочасовая работа ведёт к нервозности, преждевременному старению мозга, тела.

  • «Не отвлекайте меня. Как сохранить высокую концентрацию несмотря ни на что»

Быстрый темп жизни, ежедневно меняющиеся события не должны мешать максимальной концентрации, выполнению первостепенных пунктов плана. Автор учит приёмам продуктивной работы, предлагает брать ситуацию под контроль.

Первая половина издания посвящена выявлению причин неумения сфокусироваться на главном. Во второй части автор предлагает методы тренировки концентрации для повышения профессионализма, личностного роста.

  • «Стрессоустойчивость»

Психолог с практическим стажем описала в книги методы противостояния стрессовым ситуациям. Шерон советует научиться управлять чувствами и эмоциями, не забывать про полноценный отдых. Главное, - душевное равновесие независимо от того, что происходит вокруг. Автор призывает не пытаться контролировать те аспекты, которые вам неподвластны, определить границы своей ответственности.

Последние материалы раздела:

Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков
Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков

Географические открытия русских путешественников XVIII-XIX вв. Восемнадцатый век. Российская империя широко и вольно разворачивает плечи и...

Система управления временем Б
Система управления временем Б

Бюджетный дефицит и государственный долг. Финансирование бюджетного дефицита. Управление государственным долгом.В тот момент, когда управление...

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....