Лексическая тема космос средняя группа. Конспект нод по развитию речи в старшей группе на день космонавтики

Марина Викторовна Собянина
Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Космос»

Тема: «Космос».

1. Коррекционно-образовательные задачи: уточнять, активизировать словарь по теме «Космос». Упражнять детей в образовании существительных Р. п. мн. ч., в согласовании сущ. с числительными.

2. Коррекционно-развивающие задачи: развивать мышление, внимание, память, мелкую моторику рук.

3. Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Оборудование: картинка с изображением ракеты, счетные палочки для выкладывания ракеты, карточки для игр «Найди отличия» и «Объясни, что это», мяч («метеорит»).

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Ребята, часто, когда мы выходим вечером на улицу, мы поднимаем наши глаза вверх и пытаемся рассмотреть, что там, в космосе. Космический мир очень широк и разнообразен. Иногда мы можем вечером рассмотреть на небе множество для нас кажущихся маленьких звезд. На самом же деле, звезды это огромнейшие небесные светила, похожие на Солнце и вокруг них есть свои планеты. А кто знает, на какой планете живем мы с вами? (Земля). Земля вращается вокруг огромнейшего огненного шара – Солнце. Вокруг этого шара вращаются и другие планеты: Плутон, Нептун, Уран, Сатурн, Юпитер, Меркурий, Марс, Венера.

2. Сообщение темы.

А вы хотели бы отправиться в космическое путешествие? Но прежде, чем мы отправимся с вами в космическое путешествие, я проверю, насколько вы сообразительны и внимательны. Я вам загадаю космические загадки.

а) В чёрном небе до зари

Тускло светят Фонари.

Фонари - Фонарики

Меньше, чем комарики.

б) Ни пера, ни крыла, а быстрее орла,

Только выпустит хвост -

Понесется до звезд.

в) Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все …

г) Не шофер и не пилот,

Водит он не самолет,

А огромную ракету.

Дети, кто скажите это? (космонавт)

д)Вокруг земли она летает,

А вот зачем – сама не знает. (Луна)

3. Основная часть.

1. Игра «Постой ракету».

А на чем же можно отправиться в космос? (На ракете).

Правильно, чтобы отправиться в космическое путешествие, мы построим с вами ракеты. (Дети выкладывают ракеты из палочек).

2. Игра «Найди отличия».

Ребята, а каким должен быть настоящий космонавт?

Вот сейчас мы посмотрим, насколько вы внимательны.

Дети находят отличия между двумя картинками.

3. Игра «Один – много».

Наши ракеты готовы, космонавты очень внимательны и сосредоточены. Можем отправляться в путь. Но в космосе могут случиться самые непредвиденные происшествия. Ребята вот и мы с вами пролетаем сейчас в зоне метеоритного дождя.

Чтобы благополучно преодолеть эту зону, мы должны включить противометеоритную оборону и отбросить метеориты. Дети встают в круг.

Игра с «метеоритом» «Один – много». Слова: звезда, космонавт, спутник, комета, планета, ракета, инопланетянин, скафандр, орбита, станция, метеорит.

Физминутка

Чтобы в космос полететь, надо многое уметь.

Быть здоровым не лениться, в школе хорошо учиться.

И зарядку каждый день будем делать – нам не лень!

Влево, вправо повернуться и опять назад вернуться,

Приседать, поскакать и бежать, бежать, бежать.

А потом все тише, тише походить – и сесть опять.

4. Игра «Четвертый лишний»

Немножко отдохнули и теперь можем двигаться дальше. Но, ребята, кажется, у нас возникла еще одна проблема. Из центра управления полетами мне сообщили, что на нашем космическом корабле возникла перегрузка. Поэтому нам срочно нужно избавиться от всего лишнего.

Упражнение «Четвертый лишний»

Солнце, сон, солнечный, солнышко.

Космос, косматый, космонавт, космический.

Планета, план, планетный, планетарий.

А какие слова остались? Как мы называем эти слова? (слова-родственники).

5. «Сосчитай, что увидел».

Ребята, пока мы летели, мы много чего увидели. Давайте посчитаем, что мы увидели.

Одно созвездие, два созвездия, три созвездия, четыре созвездия, пять созвездий.

Одна далёкая планета, две… .

Один искусственный спутник… .

6. «Познакомь инопланетянина с земными словами».

Детям предлагаются картинки с изображение различных предметов. (Н-р, гайка – болт и др.)

Ребята, расскажите инопланетянину, как называются эти предметы, чем ни похожи, чем отличаются.

4. Итог.

Ребята, наше космическое путешествие подходит к концу. Нам пора возвращаться на нашу планету. А о чем же мы сможем рассказать нашим близким, вернувшись обратно, на планету Земля?

Грамматическая тема – «Предложно-падежные конструкции, приставочные глаголы».

Цели: 1. Расширять номинативный, предикативный и атрибутивный словарь;

2. Отрабатывать практическое употребление предлогов и существительных в косвенных падежах;

3. Тренировать умение изменять приставочные глаголы из несовершенного вида в совершенный;

4. Тренировать умение составлять сложные слова, работать над слоговой структурой слов;

5. Закреплять умения подбирать однокоренные и синонимичные слова, образовывать притяжательные прилагательные;

6. Закреплять умение составлять связный рассказ по плану;

7. Продолжать развивать фонематический анализ и синтез;

8. Следить за правильным звукопроизношением;

9. Развивать конструктивные навыки, зрительное внимание, фантазию, самостоятельность суждений;

10. Воспитывать толерантное отношение к представителям других цивилизаций, расширять общекультурный кругозор.

Оборудование: Карточка ребуса «Вова», игрушка-инопланетянин Вова, фотографии-монтаж космических объектов с Вовой, игрушки-скафандры для животных, плакат с «космическим лабиринтом» и буквами, картинки других инопланетян и их планеты, плакат с движущимися на ниточках космическими объектами, модели летательных аппаратов, сделанных детьми заранее из различных конструкторов и «лего», фишки и полоски для фонематического анализа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе.

Лексическая тема – «Космос»

Грамматическая тема – «Предложно-падежные конструкции, приставочные глаголы».

Цели:

  1. Расширять номинативный, предикативный и атрибутивный словарь;
  2. Отрабатывать практическое употребление предлогов и существительных в косвенных падежах;
  3. Тренировать умение изменять приставочные глаголы из несовершенного вида в совершенный;
  4. Тренировать умение составлять сложные слова, работать над слоговой структурой слов;
  5. Закреплять умения подбирать однокоренные и синонимичные слова, образовывать притяжательные прилагательные;
  6. Закреплять умение составлять связный рассказ по плану;
  7. Продолжать развивать фонематический анализ и синтез;
  8. Следить за правильным звукопроизношением;
  9. Развивать конструктивные навыки, зрительное внимание, фантазию, самостоятельность суждений;
  10. Воспитывать толерантное отношение к представителям других цивилизаций, расширять общекультурный кругозор.

Оборудование:

Карточка ребуса «Вова», игрушка-инопланетянин Вова, фотографии-монтаж космических объектов с Вовой, игрушки-скафандры для животных, плакат с «космическим лабиринтом» и буквами, картинки других инопланетян и их планеты, плакат с движущимися на ниточках космическими объектами, модели летательных аппаратов, сделанных детьми заранее из различных конструкторов и «лего», фишки и полоски для фонематического анализа.

План

I. Организация начала

Подбор однокоренных слов;

Подбор синонимичных слов;

Употребление косвенных падежей существительных;

Образование притяжательных прилагательных;

Развитие фонематического анализа и синтеза (ребус, определение ударного звука, определение количества слогов в слове «инопланетянин»).

II. Основная часть

Сюрпризный момент – появление инопланетянина.

1. Лексико-грамматические упражнения:

Подбор прилагательных, в т. ч. сложно-составных (какой инопланетянин?);

Составление словосочетаний с предлогами по фотографиям (где он?);

Подбор наречий (как в космосе?);

Игра «Лабиринт» – развитие зрительного внимания и чтение слова «планеты» в лабиринте по буквам;

Согласование прилагательных с существительными, в т.ч. сложно-составных (другие инопланетяне);

2. Физ. минутка, речь с движением.

3. Составление предложений с приставочными глаголами и их изменение по виду.

4. Фонематический анализ и анализ предложения.

5. Развитие связной речи

Составление рассказа-описания по плану, используя модели самостоятельно сделанных космических аппаратов.

Ш. Организация окончания занятия (подведение итогов).

План-конспект

I Организация начала занятия

– Дети, сегодня я приглашаю вас в путешествие. Если хотите – выполняйте мои задания.

Подбор однокоренных

Слов

Назовите родственные слова к слову «космос»

– космонавт, космонавты, космический, космодром, космолёт, космостарс, космонавтика

Подбор синонимов

Какой космонавт?

Смелый, решительный,

отважный, сильный,

тренированный, умный,

миролюбивый

Употребление косвенных

Падежей

Без чего нельзя полететь в космос?

Без ракеты, шлемов, скафандров, горючего,

баллонов с воздухом, еды,

знаний…

Образов притяжательных

прилагательных

– А это чей скафандр?

– мышиный

– заячий

– собачий

Элементы фонематического синтеза

– Садитесь, дети. Разгадайте ребус и узнайте имя нашего помощника.

На какой звук падает ударение?

– Вова.

– [ о ]

II Основная

часть

– Сюрпризный момент (показ героя)

Дети, это – Вова. Он – инопланетянин.

Кто он?

Сколько слогов в этом слове?

Инопланетянин

Подбор

прилагательных

– Какой он?

(поставить игрушку рядом)

– оранжевый, пятнистый, 3-х глазый, 4-х рукий, смешной, лохматый улыбчивый, рогатый, звездный, толстый, маленький…

Употребление

предлогов

и согласование с

существительными по теме

– Вова принёс свои фотографии.

Скажите, где он?

(показать по одной фотографии, спрашивая детей по одному. Они выходят и ставят на наб. полотно)

Где он?

Откуда выглядывает?

– под летающей тарелкой, около (возле, рядом) ракеты,

между кометой и ракетой, в орбитальной станции,

на спутнике за луноходом

из-за космического корабля

Подбор

Наречий

– Дети, как в космосе?

– Темно, страшно, интересно, опасно, звездно, красиво, одинаково, холодно, невыносимо

Зрительное внимание

и чтение

– Давайте решим космический лабиринт и прочитаем загаданное слово.

– планеты

Подбор прилагательных и

их согласование с существительными

Физминутка.

– В космосе мы видим разные планеты и разных инопланетян.

Скажите, какой он?

С какой планеты?

(дети ставят картинку инопланетянина рядом с картинкой планеты)

– Скажите, какая она?(ставим другую картинку инопланетянки)

С какой планеты?

А сейчас вставайте. Команда мальчиков и команда девочек встают напротив друг друга.

На ракете мы летим,

(руки вверх «Л»)

Во все стороны глядим. (вертим головой)

Справа – звезды, (показывать правой рукой вправо)

Слева – Марс, (показать левой рукой влево)

А потом увидим вас. (показать на другую команду)

(Дети садятся)

– длиннорукий, полосатый, смешной, коротконогий, пятнистый, добрый

С полосатой

– зеленая, скользкая, рогатая, глазастая, длинная, короткохвостая, безрукая

С зеленой

Изменение

Приставочных глаголов по виду

–Давайте посмотрим картинку звездного неба. Что мы видим?

– ракеты, солнце, землю, луну, летающую тарелку

Составьте предложения:

Что делает ракета?

Что сделала ракета?

Ракета подлетает к солнцу.

Ракета подлетела к солнцу.

Что делает луна?

Что сделала луна? –

Луна облетает Землю.

Луна облетела Землю.

Анализ предложений

Анализ слова

Будем составлять схему предложения:

«Ракета полетела в космос.»

Какие три правила написания предложений мы знаем?

Составьте схему слова «Сатурн».

Составление.

связного рассказа

по плану

– Дети возьмите модели космических кораблей и расскажите о них.

– Это космический корабль. У него есть антенны, иллюминаторы, кабина пилота, нос, хвост, двигатели. Им управляет пилот (капитан корабля, борт-инженер). Он нужен, чтобы работать в космосе.

Ш. Организация окончания занятия

Мы с вами говорили о космосе.

Может быть, когда вы подрастёте

и выучитесь, полетите в космос.

Молодцы, хорошо отвечали.

Вова принес вам космическое

угощение.


Домашние задания по лексической теме: «Космос»


Объясните ребёнку, почему 12 апреля во всём мире отмечают День космонавтики. Рассмотрите картинки и иллюстрации в книгах, газетах, журналах с изображением космоса, космонавтов и космической техники. Расскажите ребёнку о первом космонавте – Юрии Гагарине. Объясните ребёнку, что такое ракета, спутник, космодром, скафандр, телескоп.Проверьте, как ребёнок запомнил то, о чём Вы с ним беседовали. Попросите его ответить на вопросы самостоятельно, и, если он затрудняется, помогите ему с ответами.

Какой праздник отмечают 12 апреля? 12 апреля отмечают День космонавтики.

Что такое космос? Космос – это то, что окружает землю и другие планеты. Что люди запускают в космос? Люди запускают в космос спутники, ракеты, космические корабли и станции.

Как называют человека, который летит на ракете в космос? Человека, который летит на ракете в космос, называют космонавтом.

Кто был первым космонавтом? Первым космонавтом был Юрий Гагарин.

Как называется место, откуда запускают в космос космические корабли? Это место называется космодром.

Что надевает космонавт для полёта в космос? Космонавт надевает космический скафандр.

Как называется планета, на которой мы живём? Наша планета называется Земля.

Какой прибор нужен человеку, чтобы рассмотреть луну, далёкие звёзды и планеты? Чтобы рассмотреть луну, звёзды и планеты, человеку нужен телескоп.

Игра «Один – много » (множественное число): спутник – спутники корабль - … космонавт - … звезда – … планета - … скафандр - … ракета - …

Игра «Есть – нет» (родительный падеж): космонавт – нет космонавта спутник – … корабль - … звезда – … планета - … скафандр - … ракета - … связь – …

Игра «Посчитай»: одна ракета, две …, три …, четыре …, пять …. один космонавт, два …, три…, четыре…, пять…

Словесная игра «Подскажи словечко».

Взрослый читает стихотворные строчки, но перед последним словом делает паузу, предлагая ребёнку самому закончить стишок. Если ребёнок затрудняется с ответом, подскажите ему сами. Игру можно повторить несколько раз.
Специальный космический есть аппарат,
Сигналы на Землю он шлёт всем подряд,
И как одинокий путник
Летит по орбите …
(спутник).

У ракеты есть водитель, Невесомости любитель По-английски: “астронавт”, А по-русски … (космонавт) .

На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несёмся на … (ракете).

Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
И называется … (Земля)


Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звёзд калейдоскоп
Астрономы в … (телескоп).

Самый первый в Космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень
Наш космонавт … (Гагарин).

Освещает ночью путь,
Звёздам не даёт заснуть
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе не заснёт … (луна).


Тема : « Составление описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу»

Вид: фронтальное занятие.

Количество детей : 10 человек.

Дата : 11.04.16г.

Этапы НОД:

1.Организационный момент.

2.Проблемная ситуация.

3.Основная часть:

Творческие и интеллектуальные задания;

Физминутка «Мышки-крошки»;

Знакомство с мнемотаблицами;

Рассказ по мнемотаблице.

4. Рефлексия.

Образовательная область : «Речевое развитие».

Цель: Формировать у детей умение составлять описательные рассказы с использованием мнемотаблиц.

Обучающие задачи:

1. закрепить и расширить словарь детей по теме «Космос»;

2. упражнять детей в умении рассказывать о космосе, с использованием наглядных пособий, связно в логической последовательности;

3. формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в космических явлениях.

Развивающие задачи:

1. развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;

2. продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление.

3. развивать связную речь, умение слушать товарища, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста; стимулировать и поощрять творческие проявления детей;

4. закреплять знания детей о космосе и использовать их в составлении рассказов.

Воспитательные задачи:

1. пробуждать интерес к космосу у детей;

2. пробуждать эмоциональную отзывчивость детей - пожалеть, сочувствовать, помочь.

Коррекционные задачи:

1. Расширение словаря названий планет.

2. Развитие словесно-логического мышления у детей.

3. Активизация внимания памяти.

Методы и приемы:

Словесный: беседа, диалог, чтение письма от астронавта, пример рассказа о космосе с применением мнемотаблицы, вопросы, слушание музыки.

Метод проблемного обучения: решение проблемной ситуации.

Наглядный: рассматривание мнемотаблиц.

Игровой: дидактические игры «Найди тень от ракеты», «Солнце ищет свою тень», «Проложи путь к планете», «Что лишнее в ряду?».

Игровые упражнения «Расшифруй знаки-символы», «Исправь ошибку».

Практический: раскрашивание планеты Земля по номерам.

Оборудование: мнемотаблица «Я хочу рассказать о космосе…», письмо в конверте, макет ракеты, карандаши, альбомные листы, магнитофон и аудиозапись «Космическая музыка» (источник- интернет).

Предварительная работа:

Экскурсия в планетарий, беседы о космосе;

Чтение стихов, рассказов, загадок, сказок о космосе;

Рассматривание картин о космосе, альбомов, иллюстраций по теме «Космос» беседы о солнечной системе, просмотр презентации «Этот загадочный космос», просмотр мультфильма «Тайна третей планеты»;

Рисование по теме «Космос»;

Ход проведения:

Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад прилетела ракета. Посмотрите, а что необычного в ней?

Ответы детей : На ней письмо, послание.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что там?

Ответы детей : Давайте!

Воспитатель читает письмо.

«Дорогие ребята, мы астронавты международной космической станции «Мир». Мы попали в трудную ситуацию и просим помощи у ребят. На космической станции случилась поломка, чтобы её устранить нужно пройти несколько испытаний (задания прилагаются). А запустить вновь станцию помогут волшебные символы(мнемотаблица), но они зашифрованы. Ребята должны расшифровать их и составить с их помощью рассказ о космосе. С Уважением к вам, Космонавты МКС.»

Проблемная ситуация.

Воспитатель - Давайте вместе подумаем, как мы сможем помочь нашим космонавтам?

Ответы детей : мы можем помочь починить станцию.

Мы выполним задание космонавтов.

-Воспитатель -Правильно, мы можем поговорить о космосе, рассказать о нем всё, что мы знаем, загадать загадки о космосе, нарисовать рисунок, послушать космические мелодии.

Воспитатель - Ребята, а как называется наша планета?

Дети: Земля!

Воспитатель - А система, в которой находится Земля?

Дети : Солнечная система!

Воспитатель -Молодцы, правильно! А как вы думаете, где живут космонавты, когда прилетают в космос?

Дети : на космической станции.

Воспитатель -Итак, давайте поговорим о космосе ещё. Что же такое «космос»?

Дети: Это небо, звезды, планеты, метеориты, кометы.

Воспитатель -назовите самую большую звезду?

Дети: солнце.

Воспитатель -Какие планеты вы знаете?

Дети: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

Воспитатель - Ребята, как вы думаете, почему днем не видно звёзд?

Дети: Потому, что солнечный свет очень яркий.

Воспитатель -Как называется естественный спутник Земли?

Дети: Луна.

Воспитатель -Какая планета самая большая?

Дети: Сатурн.

Воспитатель -А теперь пора посмотреть, что же за задания нам передали космонавты! (карточки-задания на каждого ребенка в виде игр: «Найди тень от ракеты», «Солнце ищет свою тень», «Обведи пунктирную линию-помоги ракетам добраться до планет»).

Творческие задания: «Раскрась планету Земля по номерам».

Воспитатель : Молодцы, отлично справились с заданием!

Физминутка «Мышки- крошки»:

Мышки-кошки засмеялись: (бегают как мышки, руки в стороны.)

Мы летали, не боялись,

Высота-красота,

Ни единого кота!

Даже плюшевый медведь (ходят как мишки.)

Хочет к звездам полететь (руки поднимают вверх.)

И с Большой Медведицей (хлопают в ладоши.)

В синем небе встретиться. (руки поднимают вверх и смотрят на потолок, кружатся.)

Воспитатель -Ребята, слышите? Что же за необычная музыка звучит?! (Космическая музыка). Как вы думаете, куда можно отправится под такую музыку?

Дети: в космос, в путешествие.

Воспитатель -Ну, что ж, полетели!?

Воспитатель -Ребята, мы подлетаем к космической станции. Чтобы её запустить вновь, как нам написали космонавты, нужно разгадать волшебные символы. А вот и они (Показ мнемотаблицы)

Воспитатель -Смотрите здесь есть символы, слова. Давайте поиграем в игру «Расшифруй знаки-символы». (Воспитатель показывает таблицу, а ребенок объясняет значение символа).

Воспитатель -Молодцы! А теперь поиграем так: я буду показывать таблицу, и объясню, что на ней изображено (заведомо воспитатель пропускает некоторые фрагменты), а вы-должны меня исправить. Так

(Также можно провести игру «Покажи правильный символ», где взрослый показывает предмет и называет любой его признак или свойство. Ребенок же отыскивает и показывает в таблице соответствующую клеточку).

Воспитатель -Ребята, у нас получились карточки, с помощью которых можно составить небольшой рассказ о Космосе, вот послушайте.

Пример рассказа:

Я хочу рассказать о космосе. Космос – это огромное пространство без границ и края, которое окружает нашу планету. В этом пространстве движутся огромные скопления и отдельные звезды, вокруг них кружатся планеты, летают кометы и метеоры. Скопление звезд называют галактикой, в космосе очень много галактик. Галактики имеют разную форму и строение. Галактика, в которой мы живем называется млечный Путь. В нашей галактике много звезд, вокруг которых вращаются планеты. Вокруг звезды Солнце вращается 8 планет, образуя Солнечную систему: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер. Сатурн, Уран, Нептун. Земля – это планета на которой мы живем. Из космоса она выглядит как прекрасный голубой шар. Большая часть Земли покрыта голубой водой огромных океанов. Белые пятна – это облака, снег и лед. Суша – это огромные пространства зелено-коричневого цвета, пространства, покрытые камнем и почвой. На Земле есть вода для питья и воздух для дыхания. У земли в космосе есть спутник- луна. Люди всегда стремились узнать, что же находится в космосе. Они построили космические корабли, которые могут подниматься с поверхности Земли в космическое пространство. Люди долетали до Луны, даже путешествовали по ее поверхности. Сейчас люди осваивают солнечную Систему: запускают космические спутники к планетам, готовят ракеты и космонавтов для путешествия к ним. Следующим шагом будут полеты к звездам.

Воспитатель -А теперь, ребята, я предлагаю вам составить описательный рассказ самостоятельно

(ответы детей).

Воспитатель -Молодцы, справились с заданием! И станция кажется начинает работать!

Но находить в такой близости от нее опасно-нужно срочно вернуться в группу (под звуки «Космической музыки» дети «возвращаются» в группу).

Рефлексия

Воспитатель -Ну, вот мы и на месте! Давайте приземлимся на наш ковер и вспомним, где же мы сегодня побывали!?

Дети: в космосе, на МКС.

Воспитатель -А что нового вы сегодня узнали?

Дети : мы узнали, что наша галактика называется Млечный путь; что белые пятна на нашей планете - это облака, снег и лед; что люди летают на Луну и хотят полететь к другим планетам.

Воспитатель -А какие новые слова вы услышали сегодня?

Дети : галактика, Млечный путь, кометы, метеоры.

Воспитатель -А вам понравилось путешествовать в космосе?

Дети : да!

Ну, тогда я думаю, что это не последнее наше путешествие и очень скоро мы снова отправимся в путь…

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД в логопедической

(подготовительной к школе) группе.

по лексической теме «Космос».

Тема : « Составление описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу»

Вид: фронтальное занятие.

Количество детей : 10 человек.

Дата : 11.04.16г.

Этапы НОД:

1.Организационный момент.

2.Проблемная ситуация.

3.Основная часть:

Беседа;

Творческие и интеллектуальные задания;

Физминутка «Мышки-крошки»;

Знакомство с мнемотаблицами;

Рассказ по мнемотаблице.

4. Рефлексия.

Образовательная область : «Речевое развитие».

Цель: Формировать у детей умение составлять описательные рассказы с использованием мнемотаблиц.

Обучающие задачи:

  1. закрепить и расширить словарь детей по теме «Космос»;
  2. упражнять детей в умении рассказывать о космосе, с использованием наглядных пособий, связно в логической последовательности;
  3. формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в космических явлениях.

Развивающие задачи:

  1. развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;
  2. продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление.
  3. развивать связную речь, умение слушать товарища, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста; стимулировать и поощрять творческие проявления детей;
  4. закреплять знания детей о космосе и использовать их в составлении рассказов.

Воспитательные задачи:

  1. пробуждать интерес к космосу у детей;
  2. пробуждать эмоциональную отзывчивость детей - пожалеть, сочувствовать, помочь.

Коррекционные задачи:

  1. Расширение словаря названий планет.
  2. Развитие словесно-логического мышления у детей.
  3. Активизация внимания памяти.

Методы и приемы:

Словесный: беседа, диалог, чтение письма от астронавта, пример рассказа о космосе с применением мнемотаблицы, вопросы, слушание музыки.

Метод проблемного обучения: решение проблемной ситуации.

Наглядный: рассматривание мнемотаблиц.

Игровой: дидактические игры «Найди тень от ракеты», «Солнце ищет свою тень», «Проложи путь к планете», «Что лишнее в ряду?».

Игровые упражнения «Расшифруй знаки-символы», «Исправь ошибку».

Практический: раскрашивание планеты Земля по номерам.


Оборудование: мнемотаблица «Я хочу рассказать о космосе…», письмо в конверте, макет ракеты, карандаши, альбомные листы, магнитофон и аудиозапись «Космическая музыка» (источник- интернет).

Предварительная работа:

Экскурсия в планетарий, беседы о космосе;

Чтение стихов, рассказов, загадок, сказок о космосе;

Рассматривание картин о космосе, альбомов, иллюстраций по теме «Космос» беседы о солнечной системе, просмотр презентации «Этот загадочный космос», просмотр мультфильма «Тайна третей планеты»;

Рисование по теме «Космос»;

Ход проведения:

Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад прилетела ракета. Посмотрите, а что необычного в ней?

Ответы детей : На ней письмо, послание.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что там?

Ответы детей : Давайте!

Воспитатель читает письмо.

«Дорогие ребята, мы астронавты международной космической станции «Мир». Мы попали в трудную ситуацию и просим помощи у ребят. На космической станции случилась поломка, чтобы её устранить нужно пройти несколько испытаний (задания прилагаются). А запустить вновь станцию помогут волшебные символы(мнемотаблица), но они зашифрованы. Ребята должны расшифровать их и составить с их помощью рассказ о космосе. С Уважением к вам, Космонавты МКС.»

Проблемная ситуация.

Воспитатель - Давайте вместе подумаем, как мы сможем помочь нашим космонавтам?

Ответы детей : мы можем помочь починить станцию.

Мы выполним задание космонавтов.

Воспитатель -Правильно, мы можем поговорить о космосе, рассказать о нем всё, что мы знаем, загадать загадки о космосе, нарисовать рисунок, послушать космические мелодии.

Воспитатель - Ребята, а как называется наша планета?

Дети: Земля!

Воспитатель - А система, в которой находится Земля?

Дети : Солнечная система!

Воспитатель -Молодцы, правильно! А как вы думаете, где живут космонавты, когда прилетают в космос?

Дети : на космической станции.

Воспитатель -Итак, давайте поговорим о космосе ещё. Что же такое «космос»?

Дети: Это небо, звезды, планеты, метеориты, кометы.

Воспитатель -назовите самую большую звезду?

Дети: солнце.

Воспитатель -Какие планеты вы знаете?

Дети: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

Воспитатель - Ребята, как вы думаете, почему днем не видно звёзд?

Дети: Потому, что солнечный свет очень яркий.

Воспитатель -Как называется естественный спутник Земли?

Дети: Луна.

Воспитатель -Какая планета самая большая?

Дети: Сатурн.

Воспитатель -А теперь пора посмотреть, что же за задания нам передали космонавты! (карточки-задания на каждого ребенка в виде игр: «Найди тень от ракеты», «Солнце ищет свою тень», «Обведи пунктирную линию-помоги ракетам добраться до планет»).

Творческие задания: «Раскрась планету Земля по номерам».

Воспитатель : Молодцы, отлично справились с заданием!

Физминутка «Мышки- крошки»:

Мышки-кошки засмеялись: (бегают как мышки, руки в стороны.)

Мы летали, не боялись,

Высота-красота,

Ни единого кота!

Даже плюшевый медведь (ходят как мишки.)

Хочет к звездам полететь (руки поднимают вверх.)

И с Большой Медведицей (хлопают в ладоши.)

В синем небе встретиться. (руки поднимают вверх и смотрят на потолок, кружатся.)

Воспитатель -Ребята, слышите? Что же за необычная музыка звучит?! (Космическая музыка). Как вы думаете, куда можно отправится под такую музыку?

Дети: в космос, в путешествие.

Воспитатель -Ну, что ж, полетели!?

Дети представляют себя в ракете, и «летят» в космос. Выполняются соответствующие движения.

Воспитатель -Ребята, мы подлетаем к космической станции. Чтобы её запустить вновь, как нам написали космонавты, нужно разгадать волшебные символы. А вот и они (Показ мнемотаблицы)

Воспитатель -Смотрите здесь есть символы, слова. Давайте поиграем в игру «Расшифруй знаки-символы». (Воспитатель показывает таблицу, а ребенок объясняет значение символа).

Воспитатель -Молодцы! А теперь поиграем так: я буду показывать таблицу, и объясню, что на ней изображено (заведомо воспитатель пропускает некоторые фрагменты), а вы-должны меня исправить. Так проводится игра «Исправь ошибку».

(Также можно провести игру «Покажи правильный символ», где взрослый показывает предмет и называет любой его признак или свойство. Ребенок же отыскивает и показывает в таблице соответствующую клеточку).

Воспитатель -Ребята, у нас получились карточки, с помощью которых можно составить небольшой рассказ о Космосе, вот послушайте.

Пример рассказа:

Я хочу рассказать о космосе. Космос – это огромное пространство без границ и края, которое окружает нашу планету. В этом пространстве движутся огромные скопления и отдельные звезды, вокруг них кружатся планеты, летают кометы и метеоры. Скопление звезд называют галактикой, в космосе очень много галактик. Галактики имеют разную форму и строение. Галактика, в которой мы живем называется млечный Путь. В нашей галактике много звезд, вокруг которых вращаются планеты. Вокруг звезды Солнце вращается 8 планет, образуя Солнечную систему: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер. Сатурн, Уран, Нептун. Земля – это планета на которой мы живем. Из космоса она выглядит как прекрасный голубой шар. Большая часть Земли покрыта голубой водой огромных океанов. Белые пятна – это облака, снег и лед. Суша – это огромные пространства зелено-коричневого цвета, пространства, покрытые камнем и почвой. На Земле есть вода для питья и воздух для дыхания. У земли в космосе есть спутник- луна. Люди всегда стремились узнать, что же находится в космосе. Они построили космические корабли, которые могут подниматься с поверхности Земли в космическое пространство. Люди долетали до Луны, даже путешествовали по ее поверхности. Сейчас люди осваивают солнечную Систему: запускают космические спутники к планетам, готовят ракеты и космонавтов для путешествия к ним. Следующим шагом будут полеты к звездам.

Воспитатель -А теперь, ребята, я предлагаю вам составить описательный рассказ самостоятельно

(ответы детей).

Воспитатель -Молодцы, справились с заданием! И станция кажется начинает работать!

Но находить в такой близости от нее опасно-нужно срочно вернуться в группу (под звуки «Космической музыки» дети «возвращаются» в группу).

Рефлексия

Воспитатель -Ну, вот мы и на месте! Давайте приземлимся на наш ковер и вспомним, где же мы сегодня побывали!?

Дети: в космосе, на МКС.

Воспитатель -А что нового вы сегодня узнали?

Дети : мы узнали, что наша галактика называется Млечный путь; что белые пятна на нашей планете - это облака, снег и лед; что люди летают на Луну и хотят полететь к другим планетам.

Воспитатель -А какие новые слова вы услышали сегодня?

Дети : галактика, Млечный путь, кометы, метеоры.

Воспитатель -А вам понравилось путешествовать в космосе?

Дети : да!

Ну, тогда я думаю, что это не последнее наше путешествие и очень скоро мы снова отправимся в путь…


ТЕМАТИЧЕСКАЯ НЕДЕЛЯ
"КОСМОС"

Физическое развитие

Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения «Заботливое солнышко»

Солнце с неба посылает (Дети ритмично скрещивают руки над головой. плавно покачивают руками вверху .)
Лучик, лучик, лучик.
И им смело разгоняет
Тучи, тучи, тучи.
Летом нежно согревает
Щечки, щечки, щечки. (
Ритмично потирают щеки.)
А весной на носик ставит
Точки-точки-точки. (
Ритмично постукивают пальцем по носу.)
Золотят веснушки деток.
Очень нравится им это! (
Ритмично постукивают руками по плечам.)

Пальчиковая гимнастика «Космонавт»

В звёздном небе звёзды светят

(показываем звёзды, пальчики переплетаются)

Космонавт летит в ракете

(изображаем полёт ракеты: руки вверху соединить)

День летит, ночь летит (загибаем пальцы)

И на землю вниз глядит (изображаем иллюминатор)

Физминутка «Полет»

А сейчас мы с вами, дети, (маршировать)

Улетаем на ракете. (потянуться, подняв руки над головой)

На носки поднимись, (подняться на носки, руки сомкнуть над головой)

А теперь руки вниз. (опустить руки вниз)

Раз, два, три, потянись (потянуться)

Вот летит ракета ввысь. (кружиться на месте)

Психогимнастика «Солнце и тучка»

Вдох

За тучку солнышко зашло, (съежиться, обнимая себя за плечи)

Стало зябко и темно (выдох)

Солнце вышло из-за тучки, (расправить плечи)

Мы теперь погреем ручки. (задержать дыхание, выдох, расслабиться)

Этюд на выразительность жестов «Я не знаю!»

Незнайку о чем-то спрашивают, а он только пожимает плечами да разводит руками: «Не знаю», «Не имею понятия», «Ничего не видел». Выразительные движения: брови приподняты, уголки рта опущены, плечи на миг приподнимаются, руки слегка разведены, ладони раскрыты.

Пальчиковая гимнастика «Космический отряд»

Раз, два, три, четыре, пять -

По одному загибают пальчики на обеих руках.

В космос полетел отряд.

Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.

Командир в бинокль глядит,

Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль».

Что он видит впереди?

Солнце, планеты, спутники, кометы,

Загибают пальчики обеих рук

Большую желтую луну.

Психомышечная тренировка «Солнышко и тучка»

(на напряжение и расслабление мышц туловища).

Солнце зашло за тучку, стало свежо сжаться в комок, чтобы со-греться. Солнце вышло из-за тучки, стало жарко расслабиться, пото-му что разморило на солнце. Повторить 2-3 раза.

ТЕМАТИЧЕСКАЯ НЕДЕЛЯ
"КОСМОС"

Физическое развитие

«Астрономическая считалка»

На Луне жил звездочет.

Он планетам вел учет:

Раз - Меркурий,

Два - Венера,

Три - Земля,

Четыре - Марс,

Пять - Юпитер,

Шесть - Сатурн,

Семь - Уран,

Восьмой - Нептун.

Подвижная игра «Космонавты» (старший возраст)

На полу раскладывают обручи-ракеты (обручей на 1 меньше, чем детей в парах). Встать в обруч могут не более 2 человек. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят слова:

Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок по планетам.

На какую захотим -

На такую полетим!

Но в игре один секрет -

Опоздавшим места нет!

После последних слов все разбегаются и стараются быстрее занять ракету-обруч по двое. В паре повернуться спиной друг к другу, плотно прижавшись спинами и затылками, принять красивую позу с правильной осанкой.

Подвижная игра «Звездные ловишки»

Дети находятся на площадке. Ловишка, назначенный воспитателем или выбранный играющими, становится на середине площадки, в руках у него объемная звездочка. По сигналу: «Раз, два, три — лови!» — все дети разбегаются по площадке, увертываются от ловишки, который старается догнать одного из играющих и коснуться его звездочкой (запятнать). Тот, кого ловишка коснулся звездочкой, отходит в сторону. Когда будет запятнано 3—4 ребёнка, то выбирается новый ловишка.

Подвижная игра «Выше ноги от земли!»

Игра проводится так же, но с условием: нельзя ловить тех детей, которые вовремя успели встать на какой-нибудь возвышающийся предмет — стул, доску и другие предметы.

Подвижная игра «Космонавты»

Игра проводится под музыкальное сопровождение.

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого - повторение звука «У».

Запускаем мы ракету «У-У-У!»: руки над головой в форме конуса

Завели моторы «Р - р - р»: движение по кругу друг за другом

Загудели: «У-у-у!»: Руки расставили в стороны.

На заправку полетели: присели -руки вперёд, заправились - руки опустили.

Игра повторяется несколько раз по желанию детей.

Подвижная игра «Космические спасатели или Собери космический мусор» (средний возраст)

Дети делятся на 2 команды с равным количеством человек за линией на одной стороне площадки. У детей в руках пустые ведерки разного цвета, а на полу небольшие мячи (кубики) такого же цвета, как и ведёрки.

По сигналу воспитателя дети собирают мячи (кубики) в своё ведёрко в соответствии с его цветом.

Усложнение:

Передвигаться только гигантскими шагами;

Передвигаться только прыжками на 2-х ногах.

Игровое упражнение * «Невесомость» (равновесие)

Дети свободно располагаются в зале, делают «ласточку» и стоят как можно дольше. Дети, вставшие на вторую ногу, садятся на места. Выигрывает ребенок, простоявший на одной ноге дольше всех.

Последние материалы раздела:

Все, что нужно знать о бактериях
Все, что нужно знать о бактериях

Бактерии представляют собой одноклеточные безъядерные микроорганизмы, относящиеся к классу прокариотов. На сегодняшний день существует более 10...

Кислотные свойства аминокислот
Кислотные свойства аминокислот

Cвойства аминокислот можно разделить на две группы: химические и физические.Химические свойства аминокислотВ зависимости от соединений,...

Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков
Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков

Географические открытия русских путешественников XVIII-XIX вв. Восемнадцатый век. Российская империя широко и вольно разворачивает плечи и...