Лаборатория работа по химии 9.

Лабораторная работа №5

«Качественное определение углерода, водорода, хлора в органических веществах»

Цель: научиться собирать установку по качественному определению углерода и водорода в органических веществах, экспериментально доказывать наличие хлора в хлорсодержащих веществах.

Оборудование:

    реактивы: CuO (порошок), органическое вещество (парафин, бензин или вазелин), CuSO 4 (безводн.), известковая вода, медная проволока, органическое вещество, содержащее хлор (тетрахлорметан или др.)

    штатив, спиртовка, пробирки, газоотводные трубки с пробками для пробирок.

Ход работы:

    1. Качественное определение углерода и водорода.

1)В сухую пробирку поместите около 1г порошка оксида меди (II ) и 0,2г органического вещества. (Если в опыте используется парафин, тогда пробирку нагрейте до плавления парафина, и затем содержимое ее встряхните, чтобы вещества хорошо перемешались).

    Пробирку закрепите в штативе в горизонтальном положении (см. рис.) и поместите в нее недалеко от открытого конца немного безводного сульфата меди (II ).

    Пробирку закройте пробкой с газоотводной трубкой, конец которой опустите в другую пробирку с известковой водой (см. рис.).

    Содержимое пробирки слегка нагрейте и наблюдайте за происходящими изменениями.

    Качественное определение хлора.

    Из медной проволоки сделайте спираль и прокалите ее в пламени спиртовки;

    Опустите раскаленную проволоку в пробирку с тетрахлорметаном или в другое органическое вещество, содержащее хлор;

    Затем вновь нагрейте проволоку.

4. Оформите работу.

    1. Сделайте выводы по работе.

а) задания для выводов к опыту 1:

    Почему изменяется цвет сульфата меди (II )? О содержании какого элемента в исследуемом веществе это свидетельствует?

    Что образовалось из оксида меди (II ) и какие наблюдения это подтверждают?

б) задание для выводов к опыту 2:

От присутствия какого элемента пламя окрашивается в зеленый цвет?

6. Получите индивидуальное задание у преподавателя и выполните его.

Индивидуальное задание к лабораторной работе №5

Задание 1

CH 3

CH 3 -CH 2 -CH-CH-CH 3 , CH 3 -CH 2 -CH 2 -CH-CH 2 -CH-CH 3 , CH-CH 2 -CH-CH 3 .

CH 3 CH 3 CH 3 CH 3 CH 3

2.Решите задачу:

Какой объём воздуха потребуется для сжигания 67,2 л этана.

Задание 2

1.Назовите по систематической номенклатуре следующие соединения:

CH 3

CH 3 -CH-CH 2 -CH-CH 3 , CH 3 -CH 2 -CH 2 -CH-CH 2 -CH-CH 3 , CH 3 -CH-CH-CH 3 .

CH 3 CH 3 CH 3 C 2 H 5 CH 3 CH 3

2.Решите задачу:

Какой объём воздуха потребуется для сжигания 67,2 л пропана.

Задание 3

1.Назовите по систематической номенклатуре следующие соединения:

CH 3

CH 3 -CH-CH 2 -CH- CH 2 -CH 3 , CH 3 -CH-CH 2 -CH-CH 3 , CH 3 - CH 2 -CH- CH 2 -CH-CH 3 .

CH 3 CH 3 C 2 H 5 CH 3

2.Решите задачу:

Какой объём воздуха потребуется для сжигания 67,2 л пентана.

Задание 4

1.Назовите по систематической номенклатуре следующие соединения:

CH 3 CH 3 CH 3

CH 3 -CH-CH –CH-CH 3 , CH 3 -CH-CH 2 -CH-CH 3 , CH 3 - CH 2 - C - CH 2 - C - CH 3 .

CH 3 CH 3 CH 3 CH 3 CH 3 CH 3

2.Решите задачу:

Какой объём воздуха потребуется для сжигания 67,2 л гексана.

Задание 5 *

1.Назовите по систематической номенклатуре следующие соединения:

CH 3 -CH-CH 2 -CH-CH 3 , CH 3 -CH 2 -CH 2 -CH 2 -CH 2 -CH 3 , CH 3 -CH-CH-CH 2 -CH 3 .

CH 3 CH 3 CH 3 CH 3

2.Решите задачу:

Какой объём воздуха потребуется для сжигания 67,2 л метана.

Пособие является частью учебно-методического комплекта для 9 класса О. С. Габриеляна. Тетрадь содержит инструкции к 17 лабораторным опытам и б практическим работам, предусмотренным программой.

Ознакомление с физическими свойствами металлов.
Цель. Ознакомиться с физическими свойствами простых веществ - металлов.
Оборудование и реактивы: образцы металлов (магний, алюминий, цинк, железо, свинец, медь).
Содержание и порядок выполнения опыта
1. Изучите физические свойства выданных веществ, используя следующий план.
1. Агрегатное состояние при комнатной температуре.
2. Цвет.
3. Блеск.
4. Пластичность.
5. Теплопроводность (сделайте вывод о данном свойстве металлов, наблюдая за опытом, показанным учителем).
6. Электропроводность (сделайте вывод о данном свойстве металлов, наблюдая за опытом, показанным учителем).
7. Твердость по относительной шкале твердости - шкале Мооса - (приложение 1)
8. Плотность (приложение 2).
9. Температуры плавления и кипения (приложение 2).
2. Составьте отчет, заполнив таблицу 1.

Предисловие.
Знаки, обозначающие правила техники безопасности при выполнении химических опытов, и их расшифровка.
ЛАБОРАТОРНЫЕ ОПЫТЫ
Лабораторный опыт № 7
Получение гидроксида цинка и изучение его свойств
Лабораторный опыт № 2
Ознакомление с физическими свойствами металлов.
Лабораторный опыт № 3
Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.
Лабораторный опыт № 4
Ознакомление с образцами природных соединений металлов.
Лабораторный опыт № 5
Получение гидроксида алюминия и его
взаимодействие с растворами кислот и щелочей.
Лабораторный опыт № б
Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+.
Лабораторный опыт № 7
Качественная реакция на хлорид-ион.
Лабораторный опыт № 8
Качественная реакция на сульфат-ион.
Лабораторный опыт № 9
Распознавание солей аммония.
Лабораторный опыт № 10
Получение углекислого газа и его распознавание.
Лабораторный опыт № 11
Качественная реакция на карбонат-ион.
Лабораторный опыт №12
Ознакомление с природными соединениями кремния.
Лабораторный опыт № 13
Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.
Лабораторный опыт № 14
Изготовление моделей молекул углеводородов.
Лабораторный опыт № 15
Свойства глицерина.
Лабораторный опыт № 16
Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II)
без нагревания и с аммиачным раствором
оксида серебра при нагревании.
Лабораторный опыт № 17
Взаимодействие крахмала с иодом.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
Практическая работа № 1
Осуществление цепочки химических превращений металлов
Практическая работа № 2
Получение и свойства соединений металлов.
Практическая работа № 3
Решение экспериментальных задач на распознавание
и получение веществ.
Практическая работа № 4 Экспериментальные задачи
по теме «Подгруппа кислорода».
Практическая работа № 5 Экспериментальные задачи
по теме «Подгруппы азота и углерода».
Практическая работа № 6
Получение, собирание и распознавание газов.
Приложения
1. Определение твердости веществ по шкале Мооса.
2. Плотность, температуры плавления
и кипения некоторых веществ и минералов.
3. Названия природных соединений некоторых химических элементов и формулы их основной составной части.
4. Рекомендации по осуществлению цепочек превращений.
5. Классификация химических реакций.
6. Определение ионов.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Химия, 9 класс, тетрадь для лабораторных опытов и практических работ к учебнику Габриеляна О.С., «Химия, 9 класс», Габриелян О.С., Купцова А.В., 2014 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Тетрадь для оценки качества знаний по химии к учебнику Габриеляна О.С. «Химия. 9 класс», Габриелян О.С., Купцова А.В., 2014
  • Химия, 9 класс, рабочая тетрадь к учебнику Габриеляна О.С. «Химия, 9 класс», Габриелян О.С., Сладков С.А., 2014
  • Рабочая тетрадь по химии, 9 класс, к учебнику Габриеляна О.С. «Химия. 9 класс», Микитюк А.Д., 2014

Следующие учебники и книги.

Практическая работа №1.

Влияние различных факторов на скорость химической реакции.

Цель: рассмотреть влияние различных факторов на скорость химической реакции.

Оборудование и реактивы: пробирки, спиртовка, держатель, штатив для пробирок, цинк, магний, железо: гранулы и порошок, растворы серной (1:5, 1:10) и соляной кислоты, пероксид водорода, оксид марганца (IV), оксид меди (II).

Ход работы:

ОПЫТ 1. Влияние природы реагирующих веществ.

ОПЫТ 2. Влияние концентрации реагирующих веществ.

ОПЫТ 3. Влияние площади соприкосновения реагирующих веществ.

ОПЫТ 4. Влияние температуры.

В де пробирки поместите немного черного порошка оксида меди (II), прилейте в обе пробирки раствор серной кислоты. Одну из пробирок нагрейте

ОПЫТ 5. Влияние катализатора.

2 О 2 2 . В какой из пробирок реакция идет быстрее? Почему?

Оформите работу в виде таблицы:

Рассматриваемый фактор, влияющий на скорость хим. реакции

Описание эксперимента

Наблюдения, позволяющие судить о скорости реакции

Уравнения реакций

Вывод

Опыт 1. Влияние природы реагирующих веществ.

Налейте в три пробирки по 2 мл раствора соляной кислоты. Положите в первый стакан кусочек магния, во второй стакан - гранулу цинка, в третий – кусочек железа. Наблюдайте скорость трех реакций. Какая из реакций самая быстрая и почему?

Выделение газа наиболее бурно происходит в пробирке с магнием.

Мg + 2HCl → MgCl 2 +H 2

Zn + 2HCl → ZnCl 2 + H 2

Fe + 2HCl → FeCl 2 + H 2

Скорость химической реакции зависит от природы реагирующих веществ. Магний обладает наиболее сильными восстановительными свойствами.

Опыт 2. Влияние концентрации реагирующих веществ.

В две пробирки, наклонив их, опустите по грануле цинка, осторожно прилейте растворы серной кислоты: в первую пробирку раствор кислоты 1:5, во вторую – 1:10. В какой из них реакция идет быстрее?

В первой пробирке газ выделяется более интенсивно.

Zn + H 2 SO 4 → ZnSO 4 + H 2

Чем выше концентрация реагирующих веществ, тем чаще столкновения их частиц и тем выше скорость химической реакции.

Опыт 3. Влияние площади соприкосновения реагирующих веществ.

В одну пробирку насыпьте немного порошка железа, в другую – положите железную скрепку и в обе пробирки прилить по 2 мл разбавленной соляной кислоты (1:2). В какой из пробирок реакция идет быстрее? Почему?

Выделение газа идет быстрее в пробирке с порошком железа.

Fe + 2HCl → FeCl 2 + H 2

Чем больше площадь соприкосновения реагирующих веществ, тем выше скорость химической реакции.

Опыт 4. Влияние температуры.

В две пробирки поместите немного черного порошка оксида меди (II), прилейте в обе пробирки раствор серной кислоты. Одну из пробирок нагрейте. В какой из пробирок реакция идет быстрее? Почему?

Растворение оксида меди (II) и образование раствора голубого цвета идет быстрее при нагревании.

СuO + H 2 SO 4 CuSO 4 + H 2 O

При повышении температуры возрастает скорость движения частиц и скорость химической реакции.

Опыт 5. Влияние катализатора.

В две пробирки налейте по 2 мл пероксида водорода Н 2 О 2 , в одну из пробирок добавьте несколько кристалликов оксида марганца (IV) MnO 2 . В какой из пробирок реакция идет быстрее? Почему?

В присутствии оксида марганца (IV) происходит бурное выделение пузырьков газа.

2Н 2 О 2

2Н 2 О + О 2

Оксид марганца (IV) – катализатор, ускоряет реакцию разложения пероксида водорода.

Вывод: Скорость химической реакции зависит от условий: от природы реагирующих веществ, от площади соприкосновения, от концентрации, от температуры, от присутствия катализаторов.

Практическая работа №2.

Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация».

Цель: научиться применять теоретические знания для экспериментального решения задач.

Оборудование и реактивы: пробирки, растворы серной кислоты, хлорида натрия, сульфата натрия, соляной кислоты, нитрата серебра, хлорида бария, индикаторы, сульфата меди (II), гидроксида натрия.

Ход работы:

Вспомните правила техники безопасности при выполнении химического эксперимента.

  • Многие вещества при попадании на кожу могут вызвать ожоги. Никогда не берите вещества руками.
  • Некоторые вещества имеют неприятный запах, а их пары могут вызвать отравление. Не подносите близко к лицу открытую склянку.
  • В химической лаборатории не пробуют на вкус даже известные вещества, они могут содержать примеси, ядовитые для человека.
  • Кислоты – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки.
  • Если кислота или щёлочь попала на кожу, её надо немедленно промыть большим количеством проточной воды.
  • Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.
  • Опыты проводить с таким количеством веществ, которые указаны в методическом руководстве по проведению каждого опыта.
  • Без разрешения учителя, ничего на столах не трогать.
  • Во время проведения эксперимента или оформлении отчёта соблюдайте тишину.
  • После работы приведи порядок на рабочем месте.

Задание №1. Определите опытным путем состав растворов, находящихся без этикеток: серная кислота, хлорид натрия, сульфат натрия.

Вещество

реактив

Н 2 SO 4

NaCl

Na 2 SO 4

лакмус

красный цвет

нет изменений

нет изменений

BaCl 2

нет изменений

BaSO 4 ↓

белый

AgNO 3

AgCl↓

белый творожистый

№ пробирки:

Н 2 SO 4 → 2H + + SO 4 2-

Ba 2+ + SO 4 2- → BaSO 4 ↓

NaCl + AgNO 3 → NaNO 3 + AgCl↓

Ag + + Cl - → AgCl ↓

Задание №2. Подтвердите качественный состав веществ:

1) Соляная кислота.

Соляная кислота диссоциирует на ионы: НCl → H + + Cl -

Качественная реакция на катион водорода - лакмус. Образуется красное окрашивание.

Качественная реакция на хлорид-анион - взаимодействие с нитратом серебра, образуется белый творожистый осадок.

НCl + AgNO 3 → НNO 3 + AgCl↓

Ag + + Cl - → AgCl ↓

2) Сульфат меди (II).

Сульфат меди (II) диссоциирует на ионы: CuSO 4 → Cu 2+ + SO 4 2-

Качественная реакция на сульфат ион - взаимодействие с хлоридом бария. Образуется белый осадок сульфата бария:

CuSO 4 + BaCl 2 → CuCl 2 + BaSO 4 ↓

Ba 2+ + SO 4 2- → BaSO 4 ↓

Качественная реакция на катион меди Cu 2+ - взаимодействие с раствором гидроксида натрия. Образуется голубой студенистый осадк гидроксида меди (II):

CuSO 4 + 2NaOH → Na 2 SO 4 + Cu(OH) 2 ↓

Cu 2+ + 2OH - → Cu(OH) 2 ↓

Вывод:

Практическая работа №3.

Получение аммиака и исследование его свойств. Ознакомление с химическими свойствами водного раствора аммиака.

Цель: 1. Закрепить умение получать газы и собирать их с учетом относительной плотности по воздуху.

2. Изучить свойства аммиака и аммиачной воды, научиться получать и распознавать соли аммония.

Оборудование и реактивы: штатив лабораторный, спиртовка, пробка с газоотводной трубкой, шпатель, фарфоровая ступка с пестиком, кристаллизатор с водой, лучинка, ватный тампон, пробирки, лакмусовая бумажка, хлорид аммония, сульфат аммония, гидроксид кальция, 1% раствор аммиака, растворы соляной и серной кислот, гидроксида натрия.

Ход работы:

Вспомните правила техники безопасности при выполнении химического эксперимента.

  • Многие вещества при попадании на кожу могут вызвать ожоги. Никогда не берите вещества руками.
  • Некоторые вещества имеют неприятный запах, а их пары могут вызвать отравление. Не подносите близко к лицу открытую склянку.
  • В химической лаборатории не пробуют на вкус даже известные вещества, они могут содержать примеси, ядовитые для человека.
  • Кислоты – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки.
  • Щёлочи – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки. От них возможна полная потеря зрения.
  • Если кислота или щёлочь попала на кожу, её надо немедленно промыть большим количеством проточной воды.
  • Аммиак требует осторожного обращения из-за физиологической активности, он поражает дыхательные пути (обезвоживание). Аммиак, который будет выделяться при взаимодействии солей аммония со щелочами, очень хорошо растворим в воде, а значит и во влаге слизистой оболочки глаз. Может наступить их раздражение. Если это случилось – промыть глаза водой.
  • Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров. Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя.
  • Зажигать спиртовку только спичками, гасить крышкой или колпачком, накрывая сверху.
  • Запрещается передавать зажжённую спиртовку и зажигать одну спиртовку от другой.
  • При нагревании вещества в пробирке её необходимо сначала прогреть, отверстие пробирки во время нагревания должно быть направлено от себя и соседа.
  • Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.
  • Опыты проводить с таким количеством веществ, которые указаны в методическом руководстве по проведению каждого опыта.
  • Без разрешения учителя, ничего на столах не трогать.
  • Во время проведения эксперимента или оформлении отчёта соблюдайте тишину.
  • После работы приведи порядок на рабочем месте.

Стр. 116-117

Название опыта

Что делали

Наблюдения, рисунки

Уравнения реакций

Вывод

Опыт 1. Получение аммиака и растворение его в воде.

В фарфоровой ступке перемешайте равные объемы твердых хлорида аммония NH 4 Cl и гидроксида кальция Ca(OH) 2 . Приготовленную смесь насыпать в пробирку на 1/3 ее объема. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Закрепите пробирку наклонно, чтобы дно было немного выше пробки. Объясните почему?

Наденьте на конец газоотводной трубки сухую пробирку, закрыв снизу отверстие ватным тампоном. Нагревайте смесь: сначала всю пробирку, затем реакционную смесь.

Почему аммиак собирают в перевернутую вверх дном пробирку?

Когда почувствуете запах аммиака, заткните пробирку пальцем и, не переворачивая, погрузите в кристаллизатор с водой. Что вы наблюдаете? Чем вызвано это явление?

Переверните пробирку с раствором, испытайте фенолфталеином. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод.

рисунок ris1.jpg

Пары воды конденсируются у пробки.

Ощущается запах аммиака.

Быстрое засасывание воды в пробирку.

Появление малиновой окраски.

Са(ОН) 2 + 2NH 4 C1 СаС1 2 + 2NH 3 + 2Н 2 О

NH 3 + H 2 O ⇄ NH 3 · H 2 O ⇄ NH 4 + +OH -

Горлышко пробирки наклонено немного вниз, чтобы капли воды не стекали на более нагретые стенки пробирки, иначе она может треснуть.

Аммиак – газ, почти в 2 раза легче воздуха, поэтому его собирают в перевернутую вверх дном пробирку.

Аммиак очень хорошо растворяется в воде, в пробирке создается вакуум.

Среда щелочная.

Опыт 2. Взаимодействие аммиака с кислотами.

Опустите газоотводную трубку в пробирки на ¼ заполненные растворами соляной с серной кислот. Что вы наблюдаете?

Над поверхностью растворов кислот появляется «белый дым» -кристаллический хлорид и сульфат аммония.

NH 3 + HCl → NH 4 Cl

NH 3 + H 2 SO 4 → (NH 4 ) 2 SO 4

Аммиак активно реагирует с кислотами.

Опыт 3. Взаимодействие солей аммония со щелочами (распознавание солей аммония)

В пробирку поместите немного кристаллического сульфата аммония прилейте 2 мл раствора гидроксида натрия, слегка нагрейте. Что вы ощущаете?

Поднесите к отверстию пробирки влажную лакмусовую бумажку. Что вы наблюдаете?

Сделайте вывод, как распознать соли аммония.

Выделяется газ с резким запахом.

Она синеет.

(NH 4 ) 2 SO 4 + 2NaOH →Na 2 SO 4 + 2NH 3 + 2H 2 O

NH 3 + H 2 O ⇄ NH 3 · H 2 O ⇄ NH 4 + +OH -

Среда щелочная.

Качественной реакцией на соли аммония является их взаимодействие со щелочами при нагревании.

Вывод: Изучили свойства аммиака, научиться получать и распознавать соли аммония.

Практическая работа №4.

Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.

Цель: 1. Закрепить знания о свойствах углекислого газа и карбонатов.

2. Научиться получать углекислый газ реакцией обмена и распознавать его.

Оборудование и реактивы: штатив лабораторный, пробка с газоотводной трубкой, химический стакан, пробирки, лакмус, растворы соляной кислоты, хлорида натрия, карбоната натрия, сульфата натрия, хлорида бария, нитрата серебра, мрамор, известковая вода.

Ход работы:

Вспомните правила техники безопасности при выполнении химического эксперимента.

  • В химической лаборатории не пробуют на вкус даже известные вещества, они могут содержать примеси, ядовитые для человека.
  • Кислоты – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки.
  • Если кислота или щёлочь попала на кожу, её надо немедленно промыть большим количеством проточной воды.
  • Работать с соединениями бария нужно так, чтобы не допустить попадания их в рот, так как они токсичны. Для получения тяжёлого отравления достаточно дозы массой менее 0,5г. После завершения работы тщательно помыть руки с мылом под проточной водой.
  • Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.
  • Пробирку закрепляют в держателе так, чтобы от горлышка пробирки до держателя было расстояние 1 – 1, 5 см.
  • Опыты проводить с таким количеством веществ, которые указаны в методическом руководстве по проведению каждого опыта.
  • Без разрешения учителя, ничего на столах не трогать.
  • Во время проведения эксперимента или оформлении отчёта соблюдайте тишину.
  • После работы приведи порядок на рабочем месте.

Опыт 1 . Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Стр. 158-159

Что делали

Наблюдения, рисунки

Уравнения реакций

Вывод

Соберите прибор для получения газов. Проверьте его на герметичность. Поместите в пробирку несколько кусочков мрамора и прилейте 2 мл разб. соляной кислоты.

Что вы наблюдаете?

Пробирку закройте пробкой с газоотводной трубкой и пропускайте выделяющийся газ через известковую воду. Что вы наблюдаете?

Несколько минут продолжайте пропускать газ. Что вы наблюдаете?

Поместите конец газоотводной трубки в пробирку с 2-3 мл дистиллированной воды и несколькими каплями лакмуса и пропустите через нее углекислый газ. Что вы наблюдаете?

рисунок ris2

Бурное выделение газа.

Помутнение известковой воды.

Образовавшийся осадок растворяется.

Лакмус краснеет.

CaCO 3 + 2HCl →CaCl 2 + CO 2 + H 2 O

CaCO 3 + 2H + →Ca 2+ + CO 2 + H 2 O

CO 2 + Ca(OH) 2 → CaCO 3 ↓ + H 2 O

CaCO 3 + H 2 O + CO 2 → Ca(HCO 3 ) 2

CaCO 3 + H 2 O + CO 2 → Ca 2+ +2HCO 3 -

CO 2 +H 2 O ↔ H 2 CO 3

В лаборатории для получения углекислого газа на карбонаты действуют сильной кислотой.

Для обнаружения углекислого газа используют известковую воду.

При избытке углекислого газа нерастворимые карбонаты переходят в растворимые гидрокарбонаты.

При растворении углекислого газа образуется угольная кислота, т.о. углекислый газ – кислотный оксид.

Вывод: 1. В лаборатории углекислый газ получают действием соляной кислоты на карбонаты.

2. Качественной реакцией на углекислый газ является помутнение известковой воды.

Опыт 2 . Распознавание карбонатов.

В трех пробирках находятся растворы следующих веществ: хлорида натрия, сульфата натрия, карбоната натрия. Распознайте эти вещества, определив последовательность выполнения операций.

Вещество

реактив

NaCl

Na 2 SO 4

Na 2 CO 3

нет изменений

нет изменений

«вскипание» СО 2

BaCl 2

нет изменений

BaSO 4 ↓

белый

AgNO 3

AgCl↓

белый творожистый

№ пробирки:

Na 2 CO 3 + 2HCl → 2NaCl + CO 2 + H 2 O

2H + + CO 3 2- → CO 2 + H 2 O

Na 2 SO 4 + BaCl 2 → 2NaCl + BaSO 4 ↓

Ba 2+ + SO 4 2- → BaSO 4 ↓

NaCl + AgNO 3 → NaNO 3 + AgCl↓

Ag + + Cl - → AgCl ↓

Вывод: 1.Распознать вещества можно с помощью качественных реакций.

2. Качественная реакция на карбонат-ион – взаимодействие карбонатов с сильными кислотами.

Практическая работа №5.

Определение качественного состава органического вещества.

Цель: научиться опытным путем определять качественный состав органических веществ.

Оборудование и реактивы: штатив лабораторный, спиртовка, пробка с газоотводной трубкой, пробирки, безводный сульфат меди (II), оксид меди (II), вазелин, известковая вода.

Ход работы:

Вспомните правила техники безопасности при выполнении химического эксперимента.

  • Щёлочи – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки. От них возможна полная потеря зрения.
  • Если кислота или щёлочь попала на кожу, её надо немедленно промыть большим количеством проточной воды.
  • Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров. Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя.
  • Зажигать спиртовку только спичками, гасить крышкой или колпачком, накрывая сверху.
  • Запрещается передавать зажжённую спиртовку и зажигать одну спиртовку от другой.
  • Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.
  • Опыты проводить с таким количеством веществ, которые указаны в методическом руководстве по проведению каждого опыта.
  • Без разрешения учителя, ничего на столах не трогать.
  • Во время проведения эксперимента или оформлении отчёта соблюдайте тишину.
  • После работы приведи порядок на рабочем месте.

Стр. 184

Что делали

Наблюдения, рисунки

Уравнения реакций

Вывод

Соберите прибор.

На дно пробирки поместите (с горошинку) вазелина, оксид меди (II) (возьмите в 3 раза больше), перемешайте. На внутреннюю сторону пробирки, ближе к отверстию поместите с помощью шпателя безводный сульфат меди (II) – порошок белого цвета. В пробирку-приемник налейте раствор известковой воды и опустите в нее газоотводную трубку. Прогрейте сначала всю пробирку, затем дно пробирки.

Отметьте признаки реакций, происходящих:

а) со смесью вазелина и оксида меди (II);

б) с белым порошком сульфата меди (II);

в) с известковой водой.

рисунок ris3

а) Образование красного налета на смеси вазелина и оксида меди (II).

б) Белый порошок CuSO 4 приобретает голубой цвет.

в) Известковая вода мутнеет.

С 15 Н 32 + 46CuO →15CO 2 + 16H 2 O + 46Cu

CuSO 4 +5Н 2 О→ CuSO 4 ·5Н 2 О

CO 2 + Ca(OH) 2 → CaCO 3 ↓ + H 2 O

.

Происходит восстановление CuO до меди. CuO – окислитель, вазелин – восстановитель.

При окислении вазелина CuO образуются пары воды, которая реагирует с безводным CuSO 4 . Т.о. вазелин содержит водород.

При окислении вазелина CuO образуется углекислый газ, который реагируют с известковой водой. Т.о. вазелин содержит углерод.

Вывод: В состав вазелина входят атомы углерода и водорода, т.к. в результате окисления вазелина оксидом меди (II) образуются углекислый газ и вода.

Практическая работа №6.

Решение экспериментальных задач по теме «Металлы».

Цель: изучить свойства металлов и их соединений.

Оборудование и реактивы:

1 вариант: штатив для пробирок, пробирки, железо, растворы азотной кислоты, серной кислоты, соляной кислоты, гидроксида натрия, хлорида калия, карбоната калия, хлорида меди (II), хлорида железа (II) сульфата никеля (II), нитрата серебра.

2 вариант: штатив для пробирок, пробирки, растворы азотной и соляной кислоты, хлорида железа (III), гидроксида натрия, роданида калия, фосфата натрия, сульфата цинка, бромида натрия, нитрат серебра.

Ход работы:

Вспомните правила техники безопасности при выполнении химического эксперимента.

  • В химической лаборатории не пробуют на вкус даже известные вещества, они могут содержать примеси, ядовитые для человека.
  • Кислоты – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки.
  • Щёлочи – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки. От них возможна полная потеря зрения.
  • Если кислота или щёлочь попала на кожу, её надо немедленно промыть большим количеством проточной воды.
  • Соединения меди в виде пыли при попадании на кожу, особенно в местах микротравм, могут вызвать раздражения, привести к аллергии в лёгкой форме.
  • Все нитраты оказывают сжигающее действие на кожу и слизистые оболочки. Нитрат серебра (ляпис) разлагается под действием солнечного света. При попадании на кожу вызывает её потемнение.
  • Роданиды являются соединениями повышенной физиологической активности. При работе с ними следует применять индивидуальные средства защиты, соблюдать правила личной гигиены. Не допускать попадания препаратов внутрь организма!
  • Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.
  • Пробирку закрепляют в держателе так, чтобы от горлышка пробирки до держателя было расстояние 1 – 1, 5 см.
  • Опыты проводить с таким количеством веществ, которые указаны в методическом руководстве по проведению каждого опыта.
  • Без разрешения учителя, ничего на столах не трогать.
  • Во время проведения эксперимента или оформлении отчёта соблюдайте тишину.
  • После работы приведи порядок на рабочем месте.

Стр. 255

I вариант

Задание 1.

Используя необходимые реактивы и оборудование, выполните следующие превращения:

Fe → FeSO 4 → Fe (OH) 2 → Fe(NO 3 ) 2

Что делали

Наблюдения

Уравнения реакций

1. В раствор серной кислоты поместим железные стружки.

Выделение газа.

Fe + Н 2 SO 4 →FeSO 4 + Н 2

Fe + 2Н + →Fe 2+ + Н 2

2. Через некоторое время добавим к полученному раствору несколько капель щелочи.

Образуется зеленоватый студенистый осадок.

FeSO 4 + 2NaOH → Fe(OH) 2 ↓ + Na 2 SO 4

Fe 2+ + 2OH - → Fe(OH) 2

3.

Осадок растворяется. Уравнения реакций

1. К раствору сульфата никеля (II) добавим несколько капель щелочи.

Образуется осадок светло-зеленого цвета.

NiSO 4 + 2NaOH → Ni(OH) 2 ↓ + Na 2 SO 4

Ni 2+ + 2OH - → Ni(OH) 2

Осадок растворяется.

Ni(OH) 2 + 2HCl → NiCl 2 + 2H 2 O

Ni(OH) 2 + 2H + → Ni 2+ + 2H 2 O

3. В другую пробирку к полученному осадку добавим конц. раствор щелочи.

Изменений нет.

Вывод: Гидроксид никеля (II) – осадок светло-зеленого цвета, проявляет основные свойства.

Задание 3. Предложите наиболее рациональный путь определения солей, растворы которых находятся в пронумерованных пробирках: KCl, K 2 CO 3 , CuCl 2 , FeCl 2. ↓ голубой студенистый

Fe(OH) 2 ↓ зеленоватый студенистый

HCl

нет изменений

«вскипание» СО 2

AgNO 3

AgCl↓

белый

творожистый

№ пробирки:

CuCl 2 + 2NaOH → Cu(OH) 2 ↓ + 2NaCl

Cu 2+ + 2OH - → Cu(OH) 2

FeCl 2 + 2NaOH → Fe(OH) 2 ↓ + 2NaCl

Fe 2+ + 2OH - → Fe(OH) 2

K 2 CO 3 + 2HCl → 2KCl + CO 2 + H 2 O

2H + + CO 3 2- → CO 2 + H 2 O

KCl + AgNO 3 → KNO 3 + AgCl↓

Ag + + Cl - → AgCl ↓

Вывод: Распознать вещества можно с помощью качественных реакций.

II вариант:

Задание 1.

Используя необходимые реактивы и оборудование, выполните следующие превращения

FeCl 3 → Fe(OH)

2. К полученному осадку добавим раствор азотной кислоты.

Осадок растворяется, образуется раствор желтого цвета.

Fe(OH) 3 + 3HNO 3 → Fe(NO 3 ) 3 + 3H 2 O

Fe(OH) 3 + 3H + → Fe 3+ + 3H 2 O

3. К раствору нитрата железа (III) добавим несколько капель роданида калия.

Появление кроваво-красного окрашивания.

Fe(NO 3 ) 3 + 3KCNS → Fe(CNS) 3 + 3KNO 3

Fe 3+ + 3CNS - ↔ Fe(CNS) 3

Вывод: Экспериментально осуществили превращения химических реакций.

Задание 2. Приготовьте гидроксид железа (III) и исследуйте его свойства.

Что делали

Наблюдения

Уравнения реакций

1. К раствору хлорида железа (III) добавим несколько капель щелочи.

Образуется осадок бурого цвета.

FeCl 3 + 3NaOH → Fe(OH) 3 ↓ + 3NaCl

Fe 3+ + 3OH - → Fe(OH) 3

2. Полученный осадок раздел на 2 части. В одну пробирку к полученному осадку добавим раствор соляной кислоты.

Осадок растворяется.

Fe(OH) 3 + 3HCl → FeCl 3 + 3H 2 O

Fe(OH) 3 + 3H + → Fe 3+ + 3H 2 O

3. В другую пробирку к полученному осадку добавим конц. раствор щелочи, нагреем.

Осадок растворяется.

t

Fe(OH) 3 + 3NaOH → Na 3

Fe(OH) 3 + 3OH - 3-

Вывод: Гидроксид железа (III) – осадок бурого цвета, проявляет амфотерные свойства.

Задание 3. Предложите наиболее рациональный путь определения солей, растворы которых находятся в пронумерованных пробирках: Na 3 PO 4

Fe(OH) 3

бурый

Zn(OH) 2

белый

нет изменений

AgNO 3

Ag 3 PO 4

желтый

AgBr↓

желтоватый

творожистый

№ пробирки:

FeCl 3 + 3NaOH → Fe(OH) 3 ↓ + 3NaCl

Fe 3+ + 3OH - → Fe(OH) 3

ZnSO 4 + 2NaOH → Zn(OH) 2 ↓ + Na 2 SO 4

Zn 2+ + 2OH - → Zn(OH) 2

Na 3 PO 4 + 3AgNO 3 → 3NaNO 3 + Ag 3 PO 4

3Ag + + PO 4 3- → Ag 3 PO 4

NaBr + AgNO 3 → NaNO 3 + AgBr↓

Ag + + Br - → AgBr ↓

Вывод: Распознать вещества можно с помощью качественных реакций.


Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...