Кто такие печенеги? Печенеги - какими были первые враги руси.

Второе место после византийской торговли занимала торговля с мусульманским востоком, которая велась при посредстве двух приволжских народов, Хазар и Камских Болгар, руссы ходили к этим народам из Азовского моря Доном до того места где он сближался с Волгою и где стояла хазарская крепость Саркел, построенная с помощью византийских зодчих. Тут Русь переволакивалась из Дона в Волгу и затем отправлялась или вниз по этой реке в столицу хазарского царства Итиль, или вверх до города Великие Болгары.

Итиль лежал на обоих берегах Волги недалеко от ее устьев. Здесь на одном из островов находился дворец хазарского кагана, окруженный стенами. Каган, его двор и некоторая часть народа исповедовали еврейскую религию; остальные жители Хазарии были частью мусульмане, частью христиане, более всего язычники. Только на зиму обитатели Итиля собирались в этот город; а летом большинство их расходилось по окрестным равнинам и жило в палатках, занимаясь скотоводством, садами и земледелием. Главную пищу их составляли сарацинское пшено и рыба. В столицу Хазарскую стекались купцы даже из отдаленных стран Европы и Азии. Между прочим, здесь была часть города, занятая русскими и вообще славянскими торговцами. Приезжавшие сюда русские гости обыкновенно платили в пользу кагана десятину, или десятую часть своих товаров. Многие из Руссов служили также наемниками в его войсках. Между Хазарией и Камской Болгарией лежала страна Буртасов, в которой русские торговцы выменивали меха пушных зверей, особенно меха куньи.

Камская Болгария имела своим средоточием город Великие Болгары, который лежал немного ниже Камского устья на левой стороне Волги, в некотором расстоянии от самой реки. Здесь жил Болгарский царь, который принял с своим народом мусульманскую веру, и с тех пор этот край вступил в деятельные торговые сношения с мусульманской Азией.

Сюда приходили не только арабские купцы, но и разного рода ремесленники, между прочим зодчие, которые помогли Болгарам построить каменные мечети, царские дворцы и городские стены. Любимою пищею Болгар служили конина и просо. Источники не бросают почти никакого луча света на происхождение этого царства. По всей вероятности, оно было основано подвинувшеюся сюда с юга небольшою частью великого Славяно-болгарского племени. Эта горсть Славян, последующими народными движениями совершенно оторванная от своих соплеменников, мало-помалу смешалась с туземными обитателями Финского и Турецкого корня. Но она долго оживляла этот край своим предприимчивым, торговым характером; а в X веке, по-видимому, еще сохранила отчасти и свою народность; по крайней мере арабский путешественник Ибн Фадлан иногда Камских Болгар именует Славянами.

Арабы, посещавшие Итиль и Великие Болгары, оставили нам любопытные рассказы о Руссах, которых они там встречали. Особенно занимательны рассказы Ибн Фадлана, который находился в числе послов, отправленных багдадским халифом к Альмасу, царю Камских Болгар, в первой четверти X века. Он описывает Руссов людьми высокого роста, статными, светлорусыми, с острым взором; они носили короткий плащ, наброшенный на одно плечо, секиру, нож и меч с широким волнообразным клинком франкской работы и были очень склонны к крепким напиткам. Жены их носили на груди металлические украшения (сустуги?) с кольцом, на котором висел нож, а на шее составленные из монет (преимущественно арабских) золотые и серебряные цепи, число которых определялось состоянием мужа; но особенно они любили ожерелья из зеленых бус (доселе любимое украшение великорусских женщин).

Приплыв к Болгарской столице, Руссы прежде всего направлялись к своим идолам, которые имели вид столбов или болванов с человечьими головами; подходили к самому высокому из них (конечно, к Перуну), падали ниц, молили его о помощи в торговле и клали перед ним свои приношения, состоявшие из съестных припасов, каковы мясо, хлеб, молоко, лук, и, кроме того, из горячих напитков, т.е. меда или вина.

Затем они строили себе на берегу Волги большие деревянные помещения и располагались в них по 10 или по 20 человек со своими товарами, которые преимущественно состояли из пушных мехов и невольниц. Если продажа идет туго, купец в другой и в третий раз несет подарки главному идолу; в случае продолжающейся неудачи он кладет приношения перед меньшими идолами, которые изображали жен и детей главного бога, и просит их о ходатайстве. Когда же торговля пойдет удачно, то русский купец убивает несколько волов и овец, часть мяса раздает бедным, а остальное кладет перед идолами в знак своей благодарности. По ночам приходят собаки и пожирают это жертвенное мясо; а язычник думает, что сами боги удостоили съесть его приношение.

Замечательны погребальные обычаи Руссов, по описанию того же Ибн Фадлана. Бедного покойника они просто сожигали в маленькой лодке, а богатого – с разными церемониями. Фадлану удалось присутствовать при погребении одного знатного и богатого Русина. Покойника сначала положили в могилу, где оставили его на десять дней, а между тем занялись приготовлениями к торжественному погребению, или к тризне. Для этого наличное имущество его разделили на три части: одну треть отделили семье, другую на погребальные одежды, а третью – на вино и вообще на погребальное пиршество (от этой третьей части названное тризною). Так как у каждого Русина, а особенно у богатого, было по нескольку жен или наложниц, то обыкновенно одна из них вызывалась умереть вместе со своим господином, чтобы вместе с ним попасть в рай, который представлялся языческой Руси прекрасным зеленым садом. В день, назначенный для погребения, вытащили из воды ладью покойного и поставили ее на четырех столбах; в ладье устроили ложе с подушками, покрытое коврами и греческою парчою. Затем вынули мертвеца из могилы; надели на него шаровары, сапоги, куртку и кафтан из греческой парчи с золотыми пуговицами, а на голову – парчовую шапку с собольим околышем; посадили его на ложе и подперли подушками. В ладью положили благовонные растения, плоды, вино, собаку, рассеченную на две части, двух коней и двух быков, разрубленных на куски, а также зарезанных петуха и курицу; о бок с покойником положили и все его оружие. Когда день стал близиться к закату, какая-то старуха, называемая "ангелом смерти", ввела в ладью невольницу, вызвавшуюся умереть вместе с своим господином; с помощью нескольких мужчин начала душить ее веревкой и докончила ножом. В это время другие мужчины, стоя подле ладьи, ударяли в свои щиты, чтобы не было слышно криков девушки. Тогда ближайший родственник покойного взял зажженную лучину, задом приблизился к ладье и зажег сложенные под нею дрова. Затем и другие начали бросать туда же дрова и горящие лучины. Огонь, раздуваемый сильным ветром, быстро охватил судно и превратил его в пепел вместе с трупами. На том месте Руссы насыпали курган и поставили на нем столп, на котором начертали имя покойника и имя русского князя.

Волжская торговля, свидетельствуя о богатстве и роскоши мусульманских стран, возбуждала предприимчивых, жадных к добыче Руссов попытать иногда счастья на берегах Каспийского моря. По известию арабского писателя Масуди, в 913 году собралась на Азовском море русская судовая рать, заключавшая в себе будто бы до 500 ладей и до 50 000 человек. Рекою Доном Руссы поднялись до волока, около которого находилась хазарская крепость (вероятно, Саркел), и послали к хазарскому кагану просить пропуска в Каспийское море, обещая отдать ему половину всей будущей добычи. Каган согласился. Тогда Русь перебралась на Волгу, спустилась в море и рассеялась по его юго-западным берегам, убивая жителей, грабя их имущество и забирая в плен женщин и детей. Народы, там обитавшие, пришли в ужас; им с давнего времени не случалось видеть неприятелей; только купцы да рыболовы посещали их берега. Наконец собралось большое ополчение из соседних стран: оно село на лодки и направилось к островам, лежавшим против Нефтяной земли (Бакинская область), на которых Русь имела сборное место и прятала награбленную добычу. Руссы устремились на это ополчение и большую часть его избили или потопили. После того они в течение нескольких месяцев свободно распоряжались на каспийских берегах, пока такая жизнь им не наскучила. Тогда они поплыли обратно в Волгу и послали хазарскому кагану условленную часть добычи. Хазарское войско состояло отчасти из мусульман. Последние сильно озлобились на Руссов за пролитую ими мусульманскую кровь и испросили у кагана позволение отомстить за нее, а может быть, они желали отнять и другую часть добычи. Враги собрались в числе 15 000, загородили дорогу Руссам и принудили их выйти на берег. После трехдневной битвы большая часть Руси была избита; только 5000 ушли на судах вверх по Волге и там были окончательно истреблены Буртасами и мусульманами из Камской Болгарии.

Этот набег Руси на каспийские берега был не первый; но по своей опустошительности он сделал ее имя грозным между восточными народами, и писатели арабские стали часто упоминать о ней с этого времени; подобно тому, как со времени нападения на Константинополь в 860 г. заговорили о Руси писатели византийские.

Около той же эпохи, именно в конце IX века, в степях Южной России поселились новые кочевые орды, которые стали беспокоить своими набегами все соседние народы. Это было турецкое племя Печенегов, издавна обитавших в стране между Уралом и Волгою. Чтобы удалить от своих границ таких беспокойных соседей, Хазары заключили союз с их соплеменниками Узами, которые кочевали далее к востоку. Узы потеснили Печенегов и заняли их места; а Печенеги в свою очередь двинулись на запад и напали на Угров, которые обитали в степях Азовских и Днепровских, Угры не выдержали их напора и перешли в Дунайскую равнину, или древнюю Паннонию, где они в союзе с Немцами разрушили Славяно-Моравскую державу и основали свое Венгерское королевство. А Печенеги между тем захватили огромное пространство от нижнего Дуная до берегов Дона. Они делились в то время на восемь больших орд состоявших под управлением родовых князей. Четыре орды поселились на запад от Днепра, а остальные четыре – на восток. Они заняли также степную часть Таврического полуострова и стали, таким образом, соседями греческих владений на северных берегах Черного моря. Чтобы удержать их от нападений на эти области, византийское правительство старалось быть с ними в мире и посылало богатые подарки их старшинам. Кроме того, с помощью золота оно вооружало их против других соседних народов, когда последние грозили опасностию северным пределам империи, именно против Угров, Дунайских Болгар, Руссов и Хазар. В мирное время Печенеги помогали торговым сношениям Руси с Корсунскою областью, нанимаясь перевозить товары; изобилуя скотом, они продавали Руси большое количество коней, быков, овец и пр. Но в случае враждебных отношений Печенеги много мешали сообщениям Руси с ее владениями Азовскими и Таврическо-Таманскими, а также торговым сношениям с Греками. Особенно они пользовались Днепровскими порогами, чтобы нападать и грабить русские караваны. Кроме того, эти хищные наездники врывались иногда в самую Киевскую область и опустошали ее. Киевская Русь обыкновенно не могла предпринимать дальних походов, если она находилась во вражде с Печенегами. Поэтому киевские князья должны были или вступать в упорную борьбу с этим народом, или привлекать его к своему союзу и в случае войны с соседями нанимать вспомогательные печенежские дружины. Русь пользовалась и тою враждою, которая существовала между Печенегами и их восточными соседями Узами: последние своими нападениями на Печенегов нередко отвлекали силы последних в другую сторону и тем доставляли Киевской Руси свободный путь к берегам Черного и Азовского морей.

Вторжение многочисленных турецких кочевников в южную Россию имело для нее важные последствия. Они особенно потеснили жилища славяноболгарских племен, т.е. Угличей и Тиверцев. Часть этих народов была оттеснена в область верхнего Днепра и Буга, где примкнула к своей Карпатской, или Древляно-Волынской, ветви; а другая часть, оставшаяся в Черноморье и отрезанная Печенегами от Днепровской Руси, мало-помалу потом исчезает из истории. Истребляя греческие и славянские поселения, уничтожая нивы, сожигая остатки лесов, Печенеги расширили область степей и внесли в эти края еще большее запустение .


Источники и пособия для истории Хазар: Френа – De Chasaris excerpta ex scriptoribus arabicis. Petropol. MDCCCXXII. Сума – О Хазарах (с датского перевод Сабинина в Чтен. Об. Ист. и Др. 1846. № 3). Стриттера – Chasarica в Memor. Pep. т. III. Дорна – Tabary"s Nachrichten liber die Chasaren в Memoires de l"Acad, des sciences. Vl-me serie. 1844. Григорьева – о Хазарах в журнале "Сын Отечества и Северн. Архив" за 1835, т. XLVIII и в Журн. М. Н. Пр. 1834. часть III. Лерберга – Исследование о положении Саркела. Языкова "Опыт в истории Хазаров". Труды Российской Академии. Ч. I. 1840. Хвольсона – Известия о Хазарах, Буртасах, Болгарах и пр. Ибн Даста. СПб. 1869. Гаркави – Сказания мусульманских писателей о славянах и руссах. СПб. 1870. Его же – Сказания еврейских писателей о Хазарах и Хазарском царстве (Труды Восточ. отдел. Археол. общ. ч. XVII, 1874 г.). Мои соображения о двойственной народности Хазар в исследовании "Русь и Болгаре на Азовском поморье". Письмо Хаздая и ответ Иосифа см. в. Чт. Об. И. и Др. 1847. VI и у Белевского Monumenta. I т.

Из истории и древностей Камско-Волжских болгар: Френа – Alteste Nachrichten iiber die Wolga Bulgaren в Mem. de l"Acad. Vl-me serie. Лепехина о Болгарских развалинах в его Путешествии. Ч. I изд. 2-е. СПб. 1795. 266 – 282. Кеппена – о Волжских болгарах в Жур. М. Н. Пр. 1836. ч. XII. Эрдмана – Die Ruinen Bulgars в Beirage zur Kenntniss des Inneren van Russland т. I. Григорьева – Булгары Волжские в Библиотеке для чтения. 1836 г. Ноябрь. (Труды ориенталиста Григорьева о Хазарах и Булгарах перепечатаны в Сборнике его исследований "Россия и Азия". СПб. 1876). Березина – Булгар на Волге в Учен. Известиях Казан. Универс. 1853 н. Вельяминова-Зернова "Памятник в Башкирии" (труды Восточ. отд. Археолог. Общества. IV. СПб. 1859). Хвольсона – Известия Ибн Даста. Гаркави – Сказания мусульман, писат. Савельева – Мухаммеданская Нумизматика в отношении к Русской истории. СПб. 1846. Charmoy – Relation de Massoudy et d"auters auteurs в Mem. de l"Academie 1834. Невоструева – "О городищах древнего Волжско-Болгарского и Казанского царств" и "Ананьинский могильник". (Труды первого Археологич. съезда. М. 1871). Относительно государственного и частного быта Хазар и Камских Болгар хотя мы имеем довольно много известий, преимущественно арабских; но они так сбивчивы и разноречивы, что более точное изображение этих народов ожидает еще исследователей, и мы ограничиваемся пока только необходимыми указаниями. О славянстве болгар, кроме Фадлана, говорит и Масуди (Гаркави в Жур. М. Н. Пр. 1872. № 4).

Отрывки из описания Ибн-Фадлана сохранились в т. наз. Большом Географическом Словаре, который был составлен арабским географом Якутом, жившим в XIII веке. См. Френа – Ibn Foszlan"s und anderer Araber Berichte uber die Russen. St. P. 1823. С рассказом арабского писателя согласуется в общих чертах известие нашей летописи о языческом погребении у русских славян. "Когда кто умирал, говорит она, то над ним творили тризну; потом воздвигали большой костер, сожигали на нем мертвеца; собравши кости, клали их в небольшой сосуд и ставили его на столпе при дороге". О том же обычае сожжения трупов у славян упоминают и другие арабские писатели X века, именно Масуди и Ибн Даста. Последний говорит, что при этом жены покойного изрезывают себе ножами руки и лица в знак печали, а одна из них добровольно подвергает себя удушению и сожигается вместе с ним. Пепел собирают в сосуд и ставят на холме (вероятно, в кургане, который насыпали в честь покойника). По истечении года родные собирались на этой могиле с кувшинами меду и устроивали пиршество в память умершего (У Хвольсона 29). Но собственно о Руссах Ибн Даста рассказывает, что когда у них умрет знатный человек, то ему выкапывают большую могилу в виде покоя и кладут туда вместе с покойником его одежду, золотые обручи, съестные припасы, сосуды с напитками и монеты; туда же помещают живою и любимую его жену, и затем отверстие могилы закладывают (ibid. 40). Это известие указывает, что одновременно с сожжением существовал у Руссов и другой обычай погребения, т.е. закапывание в землю. Но, конечно, различие в обычаях и в их подробностях относилось к разным ветвям, к разным местам жительства русского племени. Ибн Даста по всем признакам разумеет здесь ту Русь, которая жила на берегах Боспора Киммерийского, т.е. в Тмутараканском крае, в стране собственно Черных Болгар, и упомянутый обычай относится столько же к этим последним, сколько и к Руссам Боспорским. В этом мнении еще более утверждает нас Масуди. Он также говорит об обычае русских славян сожигать покойников вместе с его женою, оружием, украшениями и некоторыми животными. А о болгарах замечает, что, кроме сожжения, у них существует обычай заключать покойников в какую-то храмину вместе с его женою и несколькими рабами. (Гаркави, 127). Ясно, что тут идет речь о катакомбах; а подобные катакомбы найдены около Керчи, т.е. в стране Черных Болгар. Между прочим, любопытна в этом отношении катакомба с фресками, открытая в 1872 г. Копии с фресок и объяснения к ним г. Стасова см. в Отчете Импер. Археологич. Комиссии. СПб. 1875 г. (Некоторые замечания о том же см. в моих " Разысканиях о начале Руси "). Наиболее подробное и критическое рассмотрение всех относящихся сюда известий заключается в исследовании А.А. Котляревского "О погребальных обычаях языческих славян". М. 1868. Произведенные в 1872 – 73 г. проф. Самоквасовым в Черниговском краю раскопки некоторых курганов, заключавших в себе глиняные сосуды с перегоревшими костями, а также пережженные остатки металлических украшений и оружия, замечательным образом подтвердили достоверность арабских известий и свидетельства нашей летописи о погребальных обычаях у древних Руссов. Он также нашел в Приднепровье и языческие могилы с целыми остовами, свидетельствующие, что одновременно с сожжением трупов существовал и простой обычай погребения. Данные, выведенные из этих раскопок, были сообщены им на Третьем археологич. съезде в Киеве, в 1874 г. и потом в сборнике Древняя и Новая Россия за 1876 г. №№ 3 и 4.

Френа Ibn Foszlan"s и пр. стр. 244. Наиболее обстоятельное известие о походе 913 года находится у арабского писателя X века Масуди в его сочинении "Золотые луга". Так как Хазары не имели флота, по замечанию арабских писателей, то мы думаем, что неприятели могли загородить Руссам дорогу и принудить их к полевому бою или при проходе через город Итиль, или при волоке из Волги в Дон-. Вероятно, битва происходила и там, и здесь. Очевидно, Русь была отбита от волока, и потому остатки ее принуждены уходить вверх по Волге. Поход 913 года показывает, что Руссам хорошо был известен судовой путь к южным берегам Каспийского моря, и действительно, по вновь открытым известиям у восточных писателей, Руссы еще прежде того совершили два набега в Каспийское море: первый около 880 г. и второй в 909 г. См. Каспий, или О походах древних русских в Табаристан – академика Дорна. 1875. (Приложение к XXVI тому Записок Акад. Наук).

Что касается торговли и вообще сношений Руссов с мусульманским востоком, то наглядным памятником этих сношений служат многочисленные клады с арабскими, или так наз. куфическими, монетами. Они обнимают время арабских халифов от VIII до XI века. Эти клады были находимы на пространстве почти целой России, а также в Швеции и Померании. Ясно, что Руссы уже с VIII века служили деятельными посредниками в торговле между восточными мусульманскими народами и Прибалтийскими краями. Григорьева – "О куфических монетах, находимых в России и Прибалтийских странах" в Зап. Од. Об. И. и Др. том I. 1844 г. и в "Мухаммед, нумизматике" Савельева.

Главным источником для истории и этнографии печенегов служит Константин Багр. в своем сочинении De administrando imperio. Потом следуют Лев Граматик, Кедрин, Анна Комнен и некоторые др. См. Стритера Memor. Pop. т. III. часть 2-я. Сума – "О Пацинаках" в Чтен. Об. И. и Д. 1846. кн. 1-я. Васильевского "Византия и Печенеги" в Журн.М.Н. Пр. 1872 г. №№11 и 12.

Печенеги (ст.-слав. печенѣзи, др.-греч. πατζινάκοι, пачинакия), союз племён, образовавшийся в заволжских степях в результате смешения кочевников-тюрков с сарматскими и угро-финскими племенами.

Греческие писатели называли их патцинаками (πατζινακϊται). У западных писателей (Дитмара Брунона) они называются Pezineigi и Pezenegi; в польских хрониках мы находим искаженные имена Piecinigi, Pincenakili и т. д.; в венгерских источниках они называются Bessi, Bysseni, Picenati, всего чаще Besenyö; арабские писатели называют страну печенегов Баджнак. Весьма вероятно, что все это - варианты одного и того же названия, вызываемые звуковыми особенностями разных языков.

Этнически представляли европеоидов с небольшой примесью монголоидности. Печенежский язык относят к тюркским языкам.

Некогда печенеги кочевали в степях Средней Азии и составляли один народ с торками и половцами . О родстве этих трех народов и общем их тюркском происхождении свидетельствуют и русские, и арабские, и византийские, и западные писатели.

Неизвестно в точности, когда печенеги переселились из Азии в Европу. В VIII - веках они обитали между Волгой и Уралом, откуда ушли на запад под напором огузов , кипчаков и хазар . Разгромив в веке в причерноморских степях кочевавших там венгров , печенеги заняли огромную территорию от нижней Волги до устья Дуная.

Основным занятием печенегов было кочевое скотоводство. Жили родовым строем. В веке делились на две ветви (восточную и западную), которые состояли из 8 племён (40 родов). Племена возглавлялись "великими князьями", роды -"меньшими князьями", избиравшимися племенными и родовыми собраниями. У печенегов существовала и наследственная власть. Захваченных на войне пленников продавали в рабство или отпускали на родину за выкуп. Часть пленников принимали в состав родов на условиях полного равноправия.

Киевская Русь подвергалась печенежским нашествиям в , , годах. В и годах киевские князья Игорь и Святослав Игоревич водили отряды печенегов в походы на Византию и Дунайскую Болгарию . В году войска печенегов, возглавляемые ханом Курей , по подстрекательству византийцев уничтожили дружину Святослава Игоревича у днепровских порогов. В продолжение с лишком полувека борьба Руси с печенегами была беспрестанная. Русь старалась оградить себя от них укреплениями и городами. Владимир строил укрепления по р. Стугне, Ярослав Мудрый по р. Росе (южнее). В году Ярослав Мудрый нанёс печенегам сокрушительное поражение под Киевом и положил конец их набегам на Русь.

В это же время на них надвинулись торки , заставившие их передвинуться на Запад - от Днепра до Дуная. Среди печенегов были внутренние несогласия; они ослабели, подвинулись еще ближе к Дунаю, за Дунай и, наконец, на Балканский полуостров. Хозяевами южнорусских степей в это время сделались половцы , вытеснившие оттуда и торков.

В -XII веках многие печенеги были расселены на юге Киевской Руси для защиты её рубежей. В

  • Плетнева С. А., Печенеги, торки и половцы в южнорусских степях, в кн.: Материалы и исследования по археологии СССР, М.- Л., 1958.
  • Пашуто В. Т., Внешняя политика Древней Руси, М., 1968; Фёдоров-Давыдов Г. А., Курганы, идолы, монеты, М., 1968.
  • Использованные материалы

    • Большая советская энциклопедия, ст. "Печенеги".
    • Д. Б-ый "Печенеги", Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

    Про печенегов Википедия сообщает, что это были племена тюркоязычных кочевников, и упоминания о них в VIII и IX веках часто встречаются в древних русских, западноевропейских, арабских и византийских летописях. Их родиной учёные считают Хорезм, печенежский язык относят к огузской подгруппе тюркских языков. По территории древней Средней Азии кочевали скотоводческие племена и других современников печенегов торков и половцев.

    При таком образе жизни печенеги не возводили укреплений или городищ, а доходы получали за счёт военных походов и нападений на соседей . Жили родовым строем, племенами руководили великие князья, во главе всех племён стоял хан, или каган . Власть каганов передавалась по наследству. Важные проблемы решались на советах старейшин и собраниях с участием всего взрослого населения. В условиях войны в боевом построении применяли клин, состоявший из отрядов, между отрядами ставили телеги, за телегами находился резерв.

    Происхождение названия

    Древние греки и славяне называли их «пацинаки» (Πατζινάκοι) и «пєчєнѣзи», китайцы «кангюй», венгры «besenyö», арабы - «беджнак», армяне - «бадзинаги». Возможно, здесь где-то слышны отзвуки имени Бече – так звали предполагаемого предводителя, объединившего разрозненные племена в мощный союз. Имеется, также, гипотеза, что название «печенег» произошло от слова «паджанак», т. е. свояк, а это говорит о вероятном родстве печенежских хаганов с русскими князьями.




    История

    • Печенеги и Хазария

    Учёные сходятся во мнении, что изначально печенеги были частью древнего племени канглы , игравшего важную роль в средневековых государствах Средней Азии, особенно в Государстве Хорезмшахов. Регулярные грабежи и разорение своих разрозненных соседей позволяли получать лёгкие доходы от захвата пленных, которых потом продавали в рабство, или требовали за их возвращение солидный выкуп. Современник этих событий архиепископ Орхида Феофилакт писал: «Их набег - удар молнии, их отступление тяжело и легко в одно и то же время: тяжело от множества добычи, легко - от быстроты бегства… А главное - они опустошают чужую страну, а своей не имеют…»

    Но в конце IX века сильные племена огузов и хазар вынудили печенегов покинуть евразийские территории. Преодолев Волгу, они обосновались в степях восточной Европы, назвав их Падзинакией. Печенежские орды дошли до Крыма, впервые столкнувшись там со славянами, и вступили в затяжной конфликт с киевскими князьями. Когда в 965 году пал Хазарский каганат, к ним перешла власть над всеми землями к западу от Волги. Огромные пространства степей между Киевской Русью, Болгарией, Венгрией и Аланией, с одной стороны, и территорией Западного Казахстана, где обитали племена огузов, с другой. Были разграблены и сожжены мирные поселения безоружных земледельцев, оседлая культура целых народов пришла в упадок.

    • Ранняя борьба Руси с печенегами

    В X веке за участие в защите Константинополя от набегов киевских князей византийцы регулярно платили золотом печенежским ханам . В 968 году подстрекаемые ими печенеги предприняли попытку осадить Киев, но были разгромлены. После этого степняки некоторое время даже состояли на службе у русского великого князя Святослава, ходили с ним в поход на Византию. Но, получив во владение новые земли, они опять стали враждебны Киевской Руси, и набеги на славян продолжились.

    Именно руками печенегов византийцы сумели расправиться с самым опасным из своих врагов . В 972 году в битве у Днепровских порогов была полностью истреблена дружина киевского князя Святослава Игоревича, сам князь погиб, а хан Куря повелел сделать себе из его черепа окованную золотом чашу для питья. Потери от нападений печенегов на Русь нельзя называть незначительными. Здесь и непосредственные жертвы варварских набегов, и разорение приграничных областей, и разрушение древних торговых взаимоотношений со странами Причерноморья и Прикаспия.

    В 992 году великий князь Владимир нанёс поражение печенегам у реки Трубеж, но, спустя четыре года, уже сам был побеждён под Васильевом. Именно князь Владимир первым начал строить на пограничных со степью реках Стугне, Трубежу, Ирпени города-крепости , оснащённые специальной системой оповещения. Яркие огни их сигнальных костров давали знать Киеву о надвигающейся на русские земли опасности. Кроме того, были насыпаны валы, мешавшие кочевникам пасти стада, оттесняя их в южном направлении.

    К XI веку печенеги под натиском половцев и куманов уже кочевали между реками Дунай и Днепр. Есть данные, что к 1010 году в их рядах возник раскол на религиозной почве. Воины князя Тираха к этому времени уже приняли ислам, а племена князя Кегена перешли Дунай и приняли там христианство. Византийский император намеревался их силами охранять свои границы. Однако в 1048 году орды печенегов под началом Тираха пересекли Дунай и заняли балканские владения Византии.

    • Роль Ярослава Мудрого в окончательной победе над печенегами

    В рядах Святополка Окаянного, который пользовался самыми грязными методами ведения войны, в т. ч. и коварным убийством братьев, кочевники воевали против киевского князя Ярослава Мудрого. Как и имя Святополка, слово «печенеги» до наших дней используется как синоним бесчеловечного, варварского поведения . Но их участие в битве под Любечем в 1016 году, а в 1019 году в битве на Альте не принесло Святополку успеха.

    Последним большим походом для печенегов стала осада Киева 1036 года в отсутствие Ярослава Мудрого, посещавшего в это время Новгород. При этом войска противника были окончательно разбиты дружиной великого князя Ярослава, которая вовремя пришла в Киев на помощь осаждённым. Ярославу тогда принесло успех построение, расчленённое по фронту : в центре войска были расположены норманны, а с фланги укреплены киевлянами и новгородцами. Тут уже племена торков напали на обескровленное войско печенегов, выгоняя их с занятых земель. Побеждённым пришлось отступить на Балканы, где они совсем потеряли свою былую самостоятельность, став частью нового племени берендеев, т. н. чёрных клобуков.

    Разгромленные печенеги скрывались в степях Северо-Западного Причерноморья . Византийские императоры то сами вели с ними жестокие войны, то баловали подаркам, посылая воевать против сельджуков. В результате часть из них поступила на византийскую службу, кто-то нанялся охранять границы венгров и русских княжеств, а иные и вовсе растворились среди кочевых соседей.

    • Печенеги и русская государственность

    Несколько десятков лет борьба Руси с печенегами отнимала много сил и средств, хотя, по утверждению историков, для Древнерусского государства они не являлись настолько непобедимыми. Строились под руководством Киева пограничные крепости с постоянными гарнизонами, возрастала его роль как организатора общенародного отпора кочевникам. Это позволило сосредоточить в руках великих князей огромные военные силы, которые обеспечивали мощную поддержку их власти.

    Даже само принятие Русью христианства, в какой-то степени было вызвано тем, что с печенегами боролись под лозунгом защиты православной веры от «поганых». Этот ход способствовал также укреплению добрососедских взаимоотношений с Византией, а это защищало русские тылы в борьбе против степняков и предотвращало их заговоры с недружественными племенами.

    Как выглядели печенеги

    По свидетельствам древних летописцев печенеги, впервые появившиеся в Причерноморье, невзирая на свои тюркские корни, имели европеоидные черты с небольшой примесью монголоидности, и киевлянин, при необходимости, мог легко среди них затеряться. Невысокого роста брюнеты брили себе бороды, оставляя чуб и усы, их лица были узкими, а глаза маленькими. Если учесть, что после успешных набегов пленённые местные жительницы становились наложницами, а кто-то из пленников-мужчин пополнял ряды воинов на условиях всеобщего равноправия, то эти свидетельства совершенно объяснимы.

    Археология

    Существующие сегодня на территории Белгородской и Волгоградской областей и в Молдавии захоронения печенегов имеют вид невысоких курганов. Покойник там лежит головой на запад, при нём останки лошади, стремена, сабли, наконечники стрел, украшения, серебряная упряжь, золотые монеты византийской чеканки.

    В памяти народа имя печенегов сохранилось намного дольше их самих, уже в XV веке в «Сказании о Мамаевом побоище» тюркский воин Челубей, начавший Куликовскую битву поединком с иноком Пересветом, будет назван «печенегом».

    В соответствии с последними научными данными, потомками печенегов являются молдавские гагаузы, узбекские каракалпаки и башкирские юрматы. Киргизский род Бечен тоже претендует на происхождение от них.

    Считается, что печенеги вышли из Кангюя (Хорезма). Этот народ представлял собой смешение европеоидной и монголоидной рас. Язык печенегов относился к тюркской группе языков. Существовало две ветви племен, каждая из которых состояла из 40 родов. Одна из ветвей - западная - располагалась в бассейне рек Днепр и Волга, а другая - восточная - соседствовала с Русью и Болгарией. Печенеги занимались скотоводством, вели кочевой образ жизни. Главой племени был великий князь, рода - меньший князь. Выбор князей путем племенного или родового собрания. В основном власть передавалась по родству.

    История печенежских племен

    Известно, что изначально печенеги странствовали по Средней Азии. В то время торки, половцы и печенеги принадлежали к одному народу. Записи об этом можно найти как у русских, так и арабских, византийских и даже некоторых западных летописцев. Печенеги совершали регулярные нашествия на разрозненные народы Европы, захватывая пленников, которых либо продавали в рабство, либо возвращали на родину за выкуп. Некоторые из пленников становились частью народа. Затем печенеги стали переселяться из Азии в Европу. Заняв бассейн Волги до Урала в 8-9 веке, они были вынуждены бежать со своих территорий под натиском враждебных племен огузов и хазар. В 9 веке им удалось согнать венгров-кочевников с низин Волги и занять эту территорию.

    Печенеги нападали на Киевскую Русь в 915, 920 и 968 годах, а в 944 и 971 участвовали в походах на Византию и Болгарию под предводительством киевских князей. Печенеги предали русскую дружину, убив Святослава Игоревича в 972 г. с подачи византийцев. С тех пор началось более, чем полувековое противостояние Руси печенегам. И лишь в 1036 г. Ярославу Мудрому удалось разбить печенегов под Киевом, завершив череду бесконечных набегов на русские земли.

    Воспользовавшись ситуацией, торки напали на ослабленное войско печенегов, согнав их с занятых земель. Им пришлось мигрировать на Балканы. В 11- печенегам было разрешено поселиться на южных границах Киевской Руси для ее защиты. Византийцы, неустанно пытавшиеся привлечь печенегов на свою сторону в борьбе против Руси, расселили племена в Венгрии. Окончательная ассимиляция печенегов произошла на рубеже 13-14 веков, когда печенеги, смешавшись с торками, венграми, русскими, византийцами и монголами, окончательно потеряли свою принадлежность и перестали существовать в качестве единого народа.

    Термин «ассимиляция», происходящий от латинского similus – похожий, аналогичный, – буквально означает «уподобление». Этим словом называют процессы со сходной механикой в совершенно разных областях знания: в биологии, лингвистике, социологии и этнографии.

    Ассимиляцией называется вся совокупность созидательных процессов в организме – как на уровне клетки, так и всего живого тела. В ходе обмена веществ, поступающие в него сложные вещества расщепляются на простые, которые усваиваются (то есть, обретают структуру, свойственную данному организму). Этот процесс усвоения с созданием новых сложных веществ и называется ассимиляцией. Он всегда сопровождается накоплением энергии. Ассимиляция уравновешивается диссимиляцией – обратным действием, во время которого происходит выброс энергии. Доказано, что обмен веществ происходит у и подростков интенсивнее, чем у людей старшего возраста.

    Ассимиляция в социальных процессах

    В народов мира было множество примеров ассимиляции – определенного энтокультурного сдвига, когда одна группа заимствовала черты другой, утрачивая свои отличительные признаки. Ассимиляция может носить добровольный характер, например, в результате знакомства с другой, более развитой, привлекательной культурой, или насильственный. Принудительное уподобление чаще всего становится следствием завоевания народности (колонизации или включения в состав более крупного государства), в результате чего среди ее представителей насаждаются обычаи и нравы, религия и повседневные нормы доминирующей культуры. Примером ассимиляции может служить политика мультикультурализма современных государств Западной Европы, которая пропагандирует светский характер и стирание межэтнических особенностей.

    Ассимиляция в лингвистике

    Лингвистика также использует термин «ассимиляция» для описания фонетических особенностей некоторых языков. Уподобляются друг другу звуки одного типа – гласные или . Так, в требуют, чтобы на стыке двух согласных соседствовали два звука, уподобленных по признаку или глухости, твердости или мягкости. Примером может служить правило чередования гласных в приставке без-/бес-: безграмотный и бесправный. Это не обязательно отражается на письме: слово «сдать» читается как [здать] – последующий звук влияет на предшествующий, поэтому такой тип ассимиляции называется регрессивным. Прогрессивная ассимиляция в встречается гораздо реже, зато ее можно найти в английском. К примеру, в cats последняя буква читается как [с], а не [з], так как следует за глухим звуком [т].

    Видео по теме

    Источники:

    • ассимиляция в биологии

    Племена половцев были южными соседями Киевской Руси. По данным некоторых источников половцы были прародителями таких народов как казахи, башкиры, крымские татары и карачаевцы. В начале XI века этот кочевой народ обосновался в причерноморских степях, выгнав оттуда торков и печенегов.

    Инструкция

    Кочевники-пловцы дошли до низовьев Дуная и стали хозяевами великой степи, которая стала носить название Половецкая . Половцы были отличными наездниками и вояками. Надев на себя шлемы и доспехи, вооружившись луками, саблями и копьями, войска половцев смело шли в бой. Они вели бой так: устраивали засаду, дождались появления противника, а затем резко и неожиданно устраивали разгром. До начала монголо-татарского нашествия племена половцев совершали набеги на южную Русь. Они варварски грабили избы, опустошали плодородные земли, захватывали пленных, которых превращали в рабов или продавали на рынках. Пленников они часто возвращали назад за награду в виде серебра и золота. Награбленные богатства командиры половецких войск делили поровну между собой.

    Вопреки некоторым представлениям, не были оборванцами-разбойниками, то и дело разорявшими земли своих соседей. Историки нередко называют этот народ «аристократами степей». Несмотря на кочевой образ жизни у половцев были свои города. Только их города не стояли на месте, а передвигались по миру. Половцы занимались скотоводством. Как только кони и овцы опустошали луга, племена перебирались на новое место. Степная природа создавала прекрасные условия для кочевого образа жизни и выпаса скота. Однако в холодные зимы из-за отсутствия прочных утеплённых жилищ кочевникам приходилось несладко.

    Питались половцы преимущественно тем, что получали благодаря выращиванию скота. Их основной рацион составляли молоко, мясо и просо. Любимым напитком половцев был кумыс. Домашний скот не только кормил, но и одевал своих хозяев. Из шерсти из шкур животных половцы ткали рубахи, шили кафтаны и штаны. Домашнее хозяйство чаще всего вели женщины, в то время как мужчины участвовали в набегах и военных походах.

    Половцы были язычниками. Они поклонялись силам природы и животным, олицетворённым в виде тотемов. Верховным божеством половцев был Бог грозы и молнии – Тенгри-хан. К нему народ относился с почтением и страхом. Из-за боязни быть наказанными, люди не осмеливались стирать свою одежду. Среди них существовало поверье, что Тенгри-хан, заметив человека за стиркой, сразу убьет его громом. Не желая гневить божество, богачи незамедлительно выбрасывали грязную и пропахшую одежду. Бедняки не могли себе этого позволить, поэтому ходили в засаленных оборках, и от них всегда жутко пахло. На особом счету у половцев были шаманы. Они считались проводниками в загробный мир и посредниками между миром людей и миром мертвых. Шаманы умели предсказывать будущее, излечивать недруги и общаться добрыми и злыми духами.

    Печенеги – кочевые племена, которые в VIII-XI веках населяли восточные степи Европы и противостояли таким государствам как Киевская Русь и Византийская империя. В IX веке в печенежские кочевья стала проникать мусульманская пропаганда. Ей противостояла христианская пропаганда. Но она потерпела поражение, и племена печенегов приняли ислам. В результате этого они сделались врагами христианского мира.

    В 1036 году войско печенегов совершило набег на Киев. Ярослава Мудрого в это время в городе не было. Но он вовремя подоспел с варягами и новгородской дружиной. Князь пополнил войско киевлянами и дал бой захватчикам. Битва была очень жестокой, но русская дружина одолела врага. Разгром кочевников был сокрушительным, и они больше не тревожили Киевскую Русь.

    В это же время Византия вела неудачную борьбу с туркменами-сельджуками. Последние приходились печенегам родственным народом, так как принадлежали к той же ветви тюркских народов, которую называли огузами. Сельджуки также исповедовали ислам и, объединившись с печенегами, стали представлять собой грозную силу.

    Туркмены-сельджуки захватили часть Малой Азии и дошли до пролива Босфор. А на Балканском полуострове племена печенегов значительно потеснили византийцев. Во второй половине XI века сельджуки и печенеги стали реальной угрозой для Византии, так как могли завоевать всю Малую Азию.

    Половцы (куманы) – тюркский кочевой народ. В середине XI века эти кочевники безраздельно властвовали на территории современного Казахстана. Но этих земель им показалось мало. Они переправились через Волгу в её нижнем течении и появились в южных степях Киевской Руси.

    Внешне куманы были голубоглазыми и светловолосыми. Именно на Руси их начали называть половцами от слова «полова» - рублёная солома матово-жёлтого цвета. Печенеги и половцы были заклятыми врагами. Их вражда продолжалась сотни лет, а в XI веке достигла пика из-за вероисповедания. Племена печенегов приняли ислам, а у половцев сохранились языческие верования, унаследованные от предков.

    Когда умер Ярослав Мудрый, то князь Всеволод сделал попытку установить дружеские отношения с половцами. Но его инициатива закончилась ничем. Отношения с этим народом остались враждебными. Половецкие отряды постоянно вступали в стычки с русскими дружинами, а завершилось это противостояние большой войной.

    Киевская Русь, печенеги и половцы в IX-XI веках на карте

    В 1068 году сильное половецкое войско двинулось на Киевскую Русь. Трое сыновей Ярослава Мудрого (Изяслав, Всеволод, Святослав) собрали хорошо укомплектованную дружину и выступили навстречу врагу. Войска противников встретились на реке Альте. Этот бой закончился разгромом русской дружины. Князь Изяслав бежал в Киев, где жители города потребовали у него коней и оружие, чтобы вновь вступить в сражение с половцами. Но великий князь хорошо знал, что не пользуется популярностью у киевлян, поэтому не решился выдать оружие. Это возмутило жителей Киева, и Изяслав, взяв с собой сына Мстислава, поспешно бежал в Польшу.

    В том же 1068 году князь Святослав, княживший в Чернигове, собрал войско в 3 тыс. ратников. С этой небольшой дружиной он вышел навстречу 12-тысячному половецкому войску. В сражении на реке Снови половцы были наголову разбиты.

    Причина победы русской дружины заключалась в том, что половецкие всадники проявляли мастерство в коротких набегах и стычках с небольшими конными отрядами противника. Но когда они столкнулись с противостоянием русских городов и русской пехоты, то показали полную неподготовленность к такому ведению войны. В результате всего этого, воинственный кочевой народ перестал представлять серьёзную угрозу для Киевской Руси.

    Зато половцами заинтересовалась Византийская империя. Её земли подвергались набегам печенегов, и византийцы призвали на помощь куманов. Половецкие ханы Шарукан и Боняк привели на Балканский полуостров огромную конную рать. Так печенеги и половцы вступили в противостояние по инициативе византийского императора. К 1091 году половецкие ханы покончили с печенегами на Балканском полуострове. Оставшиеся отряды прижали к морю у мыса Лебурн и часть вырезали, а часть захватили в плен.

    Византийцы и половцы по-разному распорядились судьбой пленённых врагов. Греки своих пленников перебили, а половецкие ханы присоединили их к собственному войску. Из оставшихся печенегов впоследствии сложился поныне существующий народ гагаузы.

    Алексей Стариков

    Последние материалы раздела:

    Вузы курска Курские высшие учебные заведения государственные
    Вузы курска Курские высшие учебные заведения государственные

    Какую профессию можно получить, поступив в высшие учебные заведения нашего города. На этой неделе во всех школах региона прозвенит последний...

    Слои атмосферы по порядку от поверхности земли
    Слои атмосферы по порядку от поверхности земли

    Космос наполнен энергией. Энергия наполняет пространство неравномерно. Есть места её концентрации и разряжения. Так можно оценить плотность....

    Берестяная трубочка — Михаил Пришвин
    Берестяная трубочка — Михаил Пришвин

    Жанр: рассказГлавные герои: рассказчик - авторЛюди все меньше времени и внимания уделяют природе, а краткое содержание рассказа «Берестяная...