Крымское ханство. История Крымского ханства

Qırım Yurtu , قريم يورتى ‎). Помимо степной и предгорной части собственно Крыма занимало земли между Дунаем и Днепром , Приазовье и большую часть современного Краснодарского края России. В 1478 году Крымское ханство официально стало союзником Османского государства и сохранилось в этом качестве до Кючук-Кайнарджийского мира 1774 года . Было аннексировано Российской империей в 1783 году. В настоящее время большая часть земель ханства (территории к западу от Дона) принадлежит Украине, а оставшаяся часть (земли к востоку от Дона) - России.

Столицы ханства

Главным городом Крымского Юрта был город Кырым, известный также как Солхат (современный Старый Крым), ставший столицей хана Оран-Тимура в 1266 году . По наиболее распространенной версии название Кырым происходит от чагатайского qırım - яма, окоп , существует также мнение, что оно происходит от западно-кипчакского qırım - «мой холм» (qır - холм, возвышенность, -ım - аффикс принадлежности I лица единственного числа).

При образовании в Крыму независимого от Орды государства столица была перенесена в укреплённую горную крепость Кырк-Ер , затем в расположенный в долине у подножия Кырк-Ера Салачик и, наконец, в 1532 году во вновь построенный город Бахчисарай .

История

Предыстория

В ордынский период верховными правителями Крыма были ханы Золотой Орды, но непосредственное управление осуществляли их наместники - эмиры . Первым формально признанным властителем в Крыму считается Аран-Тимур, племянник Батыя , получивший эту область от Менгу-Тимура . Это название затем распространилось постепенно и на весь полуостров. Вторым центром Крыма стала долина, примыкающая к Кырк-Еру и Бахчисараю .

Многонациональное население Крыма тогда состояло в основном из обитавших в степной и предгорной части полуострова кыпчаков (половцев), государство которых было разгромлено монголами, греков, готов, аланов, и армян, живших в основном в городах и горных селениях, а также русинов, обитавших в некоторых торговых городах. Крымская знать была в основном смешанного кыпчакско-монгольского происхождения.

Ордынское правление, хотя и имело положительные стороны, в целом было тягостно для крымского населения. В частности правители Золотой Орды неоднократно устраивали карательные походы в Крым, когда местное население отказывалось выплачивать дань. Известен поход Ногая в 1299 году , в результате которого пострадал ряд крымских городов. Как и в других регионах Орды, в Крыму уже вскорости стали проявляться сепаратистские тенденции.

Существуют неподтвержденные крымскими источниками предания о том, что в XIV веке Крым якобы неоднократно подвергался разорению армией Великого княжества Литовского . Великий князь Литовский Ольгерд разбил татарское войско в 1363 году близ устья Днепра, а затем якобы вторгся в Крым, опустошил Херсонес и захватил здесь все ценные церковные предметы. Подобное предание существует и о его преемнике по имени Витовт , который в 1397 году якобы дошёл в крымском походе до самой Каффы и вновь разрушил Херсонес. Витовт в крымской истории известен также тем, что во время ордынской смуты конца XIV века предоставил убежище в Великом княжестве Литовском значительному количеству татар и караимов , потомки которых живут теперь в Литве и Гродненской области Беларуси. В 1399 году Витовт , выступивший на помощь ордынскому хану Тохтамышу , был разбит на берегах Ворсклы соперником Тохтамыша Тимур-Кутлуком, от лица которого Ордой управлял эмир Едигей , и заключил мир.

Обретение независимости

Вассалитет у Османской империи

Войны с Русским Царством и Речью Посполитой в ранний период

C конца XV века Крымское ханство совершало постоянные набеги на Русское Царство и Польшу . Крымские татары и ногаи владели в совершенстве тактикой набегов , выбирая путь по водоразделам. Главным из их путей к Москве был Муравский шлях , шедший от Перекопа до Тулы между верховьями рек двух бассейнов, Днепра и Северского Донца . Углубившись в пограничную область на 100-200 километров, татары поворачивали назад и, развернув от главного отряда широкие крылья, занимались грабежом и захватом рабов. Захват пленников - ясыря - и торговля рабами были важной статьей экономики ханства. Пленники продавались в Турцию, на Средний Восток и даже в европейские страны. Крымский город Кафа был главным невольничьим рынком. По оценкам некоторых исследователей, на крымских работорговых рынках было продано за два века более трех миллионов людей, преимущественно украинцев, поляков и русских. Ежегодно Москва собирала весной до 65 тысяч ратников, чтобы они несли пограничную службу на берегах Оки до глубокой осени. Для защиты страны применялись укрепленные оборонительные линии, состоящие из цепи острогов и городов, засек и завалов. На юго-востоке древнейшая из таких линий шла по Оке от Нижнего Новгорода до Серпухова , отсюда поворачивала на юг до Тулы и продолжалась до Козельска . Вторая линия, построенная при Иване Грозном , шла от города Алатыря через Шацк на Орёл , продолжалась до Новгорода-Северского и поворачивала к Путивлю . При царе Фёдоре возникла третья линия, проходящая через города Ливны , Елец , Курск , Воронеж , Белгород . Первоначальное население этих городов состояло из казаков , стрельцов и других служилых людей. Большое количество казаков и служилых людей находилось в составе сторожевой и станичной служб, которые наблюдали за движением крымцев и ногаев в степи.

В самом Крыму ясыря татары оставляли немного. По старинному крымскому обычаю рабов отпускали в вольноотпущенники через 5−6 лет неволи - есть ряд свидетельств русских и украинских документов о возвращенцах из-за Перекопа, которые «отработались». Некоторые из отпущенных на волю предпочитали остаться в Крыму. Известен описанный украинским историком Дмитрием Яворницким случай, когда напавший на Крым в 1675 году атаман запорожских казаков Иван Сирко захватил огромную добычу, в том числе около семи тысяч христианских пленников и вольноотпущенников. Атаман обратился к ним с вопросом, желают ли они идти с казаками на родину или вернуться в Крым. Три тысячи изъявили желание остаться и Сирко приказал перебить их . Тех, кто в рабстве менял веру, отпускали сразу , так как шариат запрещает держать в неволе мусульманина. По данным российского историка Валерия Возгрина , рабство в самом Крыму почти полностью исчезло уже в XVI-XVII вв. Больша́я часть пленников, захватывавшихся во время нападений на северных соседей (пик их интенсивности пришёлся на XVI век), продавалась в Турцию, где рабский труд широко использовался в основном на галерах и на строительных работах.

XVII - начало XVIII века

6-12 января 1711 г крымская армия вышла за Перекоп. К Киеву направились Мехмед Герай с 40 тыс. крымцев в сопровождении 7-8 тыс. орликовцев и запорожцев, 3-5 тыс. поляков, 400 янычар и 700 шведов полковника Цюлиха.

В течение первой половины февраля 1711 г крымцы легко овладели Брацлавом , Богуславом , Немировом , немногочисленные гарнизоны которых не оказали практически никакого сопротивления.

Летом 1711 г, когда Пётр I с 80-тысячной армией отправился в Прутский поход , крымская конница численностью в 70 тысяч сабель совместно с турецкой армией окружила войска Петра, оказавшиеся в безнадежном положении. Сам Пётр I чуть не попал в плен и был вынужден подписать мирный договор на крайне невыгодных для России условиях. В итоге Прутского мира Россия потеряла выход к Азовскому морю и свой флот в азовско-черноморской акватории. В результате Прутской победы объединенных турецко-крымских войн российская экспансия в Причерноморье была остановлена на четверть столетия.

Русско-турецкая война 1735-39 годов и полное разорение Крыма

Последние ханы и аннексия Крыма Российской империей

После вывода русских войск, в Крыму произошло повсеместное восстание. В Алуште высадился турецкий десант; русский резидент в Крыму Веселицкий был взят в плен ханом Шахином и передан турецкому главнокомандующему. Произошли нападения на русские отряды в Алуште, Ялте и других местах. Крымцы избрали ханом Девлета IV. В это время получен был из Константинополя текст Кучук-Кайнарджийского договора. Но крымцы и теперь не хотели принимать независимости и уступить русским указанные города в Крыму, а Порта сочла нужным войти в новые переговоры с Россией. Преемник Долгорукова , князь Прозоровский вёл переговоры с ханом в самом примирительном тоне, но мурзы и простые крымцы не скрывали своих симпатий к Османской империи. У Шахина Герая же сторонников было мало. Русская партия в Крыму была невелика. Но на Кубани он был провозглашён ханом, а в 1776 году сделался, наконец, ханом Крыма и въехал в Бахчисарай. Народ присягнул ему.

Шахин Гирей стал последним ханом Крыма. Он пытался провести в государстве реформы и реорганизовать управление по европейскому образцу, но эти меры были крайне запоздалыми. Вскоре после его воцарения началось восстание против русского присутствия. Крымцы повсеместно нападали на русские войска, причём погибло до 900 человек русских, и разграбили дворец. Шахин смутился, давал разные обещания, но был свергнут, а ханом избрали Бахадыра II Гирея. Турция готовилась отправить к берегам Крыма флот и начать новую войну. Восстание было решительно подавлено русским войсками, Шахин Гирей беспощадно наказал своих противников. Преемником Прозоровского на посту командующего русскими войсками в Крыму был назначен А. В. Суворов , но и к новому русскому советнику хан относился весьма настороженно, особенно после депортации им в 1778 году всех крымских христиан (ок. 30 000 человек) в Приазовье: греков - в Мариуполь , армян - в Нор-Нахичевань .

Только теперь Шахин обратился к султану как к халифу, за благословительной грамотой, и Порта признала его ханом, при условии выхода из Крыма русских войск. Между тем в 1782 году в Крыму началось новое восстание, и Шахин вынужден был бежать в Еникале, а оттуда на Кубань. В ханы был избран Бахадыр II Герай, который не был признан Россией. В 1783 году русские войска без предупреждения вошли в Крым. Вскоре Шахин Герай отрёкся от престола. Ему было предложено избрать в России город для жительства и отпущена сумма на его переезд с небольшой свитой и содержание. Он жил сначала в Воронеже , а потом в Калуге , откуда, по его просьбе и с согласия Порты, отпущен в Турцию и поселён на острове Родосе, где был лишён жизни.

Существовали «малый» и «большой» диваны , игравшие очень серьёзную роль в жизни государства.

«Малым диваном» назывался совет, если в нём принимал участие узкий круг знати, решавший вопросы, требующие срочных и конкретных решений.

«Большой диван» - это собрание «всей земли», когда в нём принимали участие вообще все мурзы и представители «лучших» чёрных людей. За карачеями по традиции сохранилось право санкционировать назначение султаном ханов из рода Гераев, выражавшееся в обряде посажения их на престол в Бахчисарае.

В государственном устройстве Крыма во многом были использованы золотоордынская и османская структура государственной власти. Чаще всего высшие государственные должности занимались сыновьями, братьями хана или другими лицами знатного происхождения.

Первым должностным лицом после хана был калга-султан. На эту должность назначался младший брат хана либо другой его родственник. Калга управлял восточной частью полуострова, левым крылом ханского войска и администрировал государство в случае смерти хана до назначения на престол нового. Он же был главнокомандующим, если хан лично не отправлялся на войну. Вторую должность - нуреддин - также занимал член ханской фамилии. Он был управляющим западной части полуострова, председателем в малых и местных судах, командовал в походах меньшими корпусами правого крыла.

Муфтий - это глава мусульманского духовенства Крыма, толкователь законов, обладающий правом смещать судей - кадиев , если они судили неправильно.

Каймаканы - в поздний период (конец XVIII в.) управляющие областями ханства. Ор-бей - начальник крепости Ор-Капы (Перекоп). Чаще всего эту должность занимали члены ханской фамилии, либо член фамилии Ширин. Он охранял границы и наблюдал за ногайскими ордами вне Крыма. Должности кадия, визиря и других министров аналогичны тем же должностям в Османском государстве.

Кроме вышеуказанных существовали две важные женские должности: ана-беим (аналог османского поста валиде), которую занимала мать или сестра хана и улу-беим (улу-султани), старшая жена правящего хана. По значимости и роли в государстве они имели ранг, следующий за нурэддином.

Важным явлением в государственной жизни Крыма была очень сильная независимость знатных бейских родов, в чём-то сближавшая Крым с Речью Посполитой. Беи управляли своим владениями (бейликами) как полунезависимым государствами, сами вершили суд и имели своё ополчнеие. Беи регулярно принимали участие в бунтах и заговорах, как против хана, так и между собой, и часто писали доносы на не угодивших им ханов османскому правительству в Стамбул.

Общественная жизнь

Государственной религией Крыма был ислам , а в обычаях ногайских племён существовали отдельные пережитки шаманизма . Наряду с крымскими татарами и ногайцами, ислам исповедовали и проживающие в Крыму турки и черкесы.

Постоянное немусульманское население Крыма было представлено христианами различных деноминаций: православными (эллиноязычные и тюркоязычные греки), грегорианами (армяне), армянокатоликами, римокатоликами (потомки генуэзцев), а также иудеями и караимами.

Примечания

  1. Будагов. Сравнительный словарь турецко-татарских наречий, Т.2, с.51
  2. О.Гайворонский. Повелители двух материков.т.1.Киев-Бахчисарай. Оранта.2007 г.
  3. Тунманн. «Крымское ханство»
  4. Сигизмунд Герберштейн, Записки о Московии, Москва 1988, с. 175
  5. Яворницкий Д. И. История Запорожских казаков. Киев, 1990.
  6. В. Е. Сыроечковский, Мухаммед-Герай и его вассалы, «Ученые записки Московского государственного университета», вып. 61, 1940, с. 16.

Бахчисарай - небольшой городок между Симферополем и Севастополем. Столица Крымского ханства. Название города переводится с крымскотатарского как «сад-дворец».

Легенда о происхождении Бахчисарая
Однажды сын хана Менгли-Гирея поехал на охоту. Он спустился из крепости в долину. Сразу же за крепостными стенами начались дремучие леса, полные дичи. Для охоты выдался удачный день, гончими и борзыми затравили много лисиц, зайцев и даже трех диких козлов. Захотелось ханскому сыну побыть одному. Отправил он слуг с добычей в крепость, сам забрался в чащу, спрыгнул с коня и присел на пне у речки Чурук-Су, Верхушки деревьев, позолоченные заходящим Солнцев, отражались в струях воды. Только шум реки, бежавшей по камням, нарушал тишину. Вдруг послышался шорох на том берегу Чурук-Су. Из прибрежного кустарника быстро выползла змея. Еe преследовала другая. Завязалась смертельная схватка. Обвив одна другую, змеи острыми зубами рвали друг у друга куски тела. Долго длилась схватка. Одна змея, вся искусанная, обессиленная, перестала сопротивляться и безжизненно опустила голову. А из чащи по густой траве спешила к месту боя третья змея. Она накинулась на победительницу и началось новое кровавое побоище. Кольца змеиных тел мелькали в траве, освещаемые солнцем, невозможно было уследить, где одна, где другая. В азарте борьбы змеи отползли от берега и скрылись за стеной кустарника. Оттуда доносились злобное шипение и треск веток. Сын хана не спускал глаз с побежденной змеи. Он думал о своем отце, о своем роде. Они сейчас подобны этой полумертвой змее. Вот такие же искусанные убежали в крепость, сидят в ней, дрожа за жизнь. Где-то идет битва, а кто в ней одолеет: золотоордынцы – турок или турки – золотоордынцев? А ему и отцу его, Менгли-Гирею, уже не подняться, как этой змее… Прошло некоторое время. Молодой хан заметил, что змея стала шевелиться, силится поднять голову. С трудом ей это удалось. Медленно поползла она к воде. Напрягши остаток сил, приблизилась к реке и погрузилась в нее. Извиваясь все быстрее и быстрее, полуживая приобрела гибкость в движениях. Когда она выползла на берег, на ней даже следов от ран не осталось. Затем змея снова окунулась в воду, быстро переплыла реку и невдалеке от изумленного человека скрылась в кустах. Возликовал сын Менгли-Гирея. Это счастливый знак! Им суждено подняться! Они еще живут, как эта змея… Он вскочил на коня и помчался в крепость. Рассказал отцу,что видел у реки. Они стали ждать известий с поля битвы. И пришла долгожданная весть: Оттоманская Порта одолела ордынского хана Ахмеда, который когда-то истребил всех воинов Гирея, а самого загнал в крепость на крутой скале. На том месте, где схватились в смертельной битве две змеи, старый хан велел построить дворец. Так возник Бахчисарай. Двух перевившихся в схватке змей, хан велел высечь на дворцовом гербе.

У этого маленького городка богатая история, окрестности города просто клад для археологов из-за многочисленности памятников разных эпох.
Обнаружены стоянки неандертальцев в Староселье. Есть стоянки кроманьонцев возрастом около 40 тыс. лет – Качинский навес, Сюрень и др. К памятникам медно-каменного века (III тыс. до н. э.) относятся менгиры и антропоморфные стелы, наскальная роспись Таш-Аира. В конце прошлой эры в горах проживали тавры, а в степи было несколько скифских поселений, входивших в состав позднескифского государства. Под натиском сарматов, готов, а затем гуннов оно слабеет и окончательно прекращает свое существование в III веке нашей эры. Скифское население постепенно покидает свои поселения в степи и уходит в горную Таврику, сливаясь с таврами. Оседают в здешних горах и часть готов с сарматами (аланами). Были здесь и римляне. Их небольшая крепость на месте позднескифского укрепления Алма-Кермен (с. Заветное) возникает во II веке. Но просуществовала она недолго.

В период V-VI вв. здесь возникают крупные поселения и крепости. Сейчас они известны под общим названием «пещерные города», т. к. наземные постройки в значительной мере разрушились, а вспомогательные помещения, вырубленные в скалах (оборонительные, культовые, хозяйственные) – сохранились. Эти города-крепости возводились местными жителями в период существования реальной угрозы нашествий кочевников (гуннов, тюрок) и служили для защиты и укрытия населения от этих набегов. В сооружении «пещерных городов» была заинтересована и Византия, в сферу политических интересов которой входила юго-западная Таврика.
Чуть позднее (VIII–IX вв.) бежавшие из Византии иконопочитатели основывают здесь ряд пещерных монастырей. В этот период практически весь этот район захвачен хазарами.
К XI веку здесь вновь восстановлено влияние Византии. К этому времени в юго-западной Таврике уже сложилась из потомков разных народов единая этническая общность, перенявшая греческий язык, православную христианскую веру, воспринявшая византийскую культуру. Их называли крымскими греками. Здесь стали набирать силу отдельные христианские княжества. Самыми крупными из них были княжество Феодоро с центром в Мангупе и Кырк-Орское княжество с центром в Чуфут-Кале.
В XIII веке в Таврике стали оседать татары, а с начала XIV века они постепенно захватывают земли в юго-западной части Крыма. Первым татарским поселением на юго-западе полуострова стал Эски-Юрт (район нынешнего ж/д вокзала в Бахчисарае).
К середине XV века, когда Золотая Орда значительно ослабла, образовалось Крымское ханство, первым ханом которого стал Хаджи-Девлет-Гирей, внук Тохтамыша. Он стал основателем династии Гиреев, правившей Крымом следующие 350 лет. В начале XVI века столицей ханства становится Бахчисарай. Здесь, помимо ханского дворца, возводились мечети, дюрбе (мавзолеи) знатных татар, жилые дома и другие строения. Город стал не только административным, но и культурным, и экономическим центром ханства. В нём проживало до 25 тыс. человек. Помимо татар, здесь жили греки, караимы, армяне.
После присоединения Крыма к России Бахчисарай теряет свое значение и становится заштатным городком Симферопольского уезда. Во время Великой Отечественной войны леса юго-западного Крыма стали одним из центров партизанского движения на полуострове. После освобождения Крыма всех крымских татар выселили в восточные районы страны. В ночь на 18 мая 1944 г. началась депортация, которая за два дня была закончена. 15 июня 1944 г. судьбу крымских татар разделили крымские греки, болгары и армяне. Многие села Бахчисарайского района обезлюдели. Лишь в девяностые годы прошлого века стали возвращаться в Бахчисарай крымские татары, придав городу определенный восточный колорит.
Сейчас Бахчисарай - это небольшой городок с восточным колоритом, узкими кривыми улочками, множеством татарских кафе с тахтами и диванчиками. В городе проживают крымские татары, русские, караимы, армяне. Слышны мусульманские эзаны, и тут же развиваются русские флаги над домами.
Главным историческим памятником и туристическим объектом Бахчисарая является дворец крымских ханов - Хансарай. Фонтан слёз в ханском дворце прославлен в романтической поэме А. С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан» (1822). В городе много мечетей, среди них можно выделить Тахталы-Джами. Вблизи города также расположены Свято-Успенский мужской монастырь и средневековая крепость Чуфут-Кале.

1. Крымское ханство образовалось в 1443 г.

2. Крымский полуостров, а также земли от Дуная на западе до Дона и Кубани на востоке. Сочетание плодородных земель, степей и лесных массивов. Столица - Салачик, затем Бахчисарай.

3. Крымское ханство - многонациональное государство. Его населяли тюркоязычные народы (татары, караимы, турки, ногайцы), греки, армяне, евреи.

4. Во главе ханства стояла правящая династия - Гиреи. С 1478 г. крымское ханство стало вассалом Османского государства. Законосовещательный орган - большой и малые диваны. Глава мусульманского духовенства - муфтий, который имел право смещать судей-кадиев, если на них поступали жалобы.

5. Основным родом деятельности крымских феодалов было коневодство, скотоводство и торговля рабами. Население приморских городов занималось рыболовством. Земли обрабатывались зависимыми крестьянами, платившими десятину хану. Пленники продавались в Турцию, на Средний восток и в Европу. Хан получал пятую часть военной добычи. Главным невольничьим рынком был город Кефе. По оценкам историков, на крымскпх работорговых рынках за 200 лет было продано более 3 млн жителей, преимущественно русских, украинцев и поляков.

Армия нерегулярная. В случае военной угрозы объявлялась всеобщая воинская повинность, от которой жители горных рай­онов и городов могли откупиться, заплатив налог в казну.

При въезде на полуостров располагалась главная крепость крымских та­тар - Ор (Перекоп), выполнявшая задачу не допустить в Крым противников с суши. Для защиты с моря были выстроены крепости Керчь и Арабат. Во­енные гарнизоны, располагались также в Балаклаве и Судаке. Продуманная система обороны позволяла крымским ханам долгое время обходиться без регулярной армии, что экономило большие средства.

Набеги крымских татар для их соседей, как правило, были неожиданными и молниеносными. В открытый бой с противником крымские татары вступали только в случае своего численного превосходства. Они вели сражения лишь на открытом пространстве, не предпринимая осады и взятия крепостей.

6. Развиты ремесла (ювелирное дело, изготовление одежды, медной посуды, холодного оружия, ковров и войлочных изделий, резьба и инкрустация по дереву). Большое место в архитектуре занимали мечети и дюрбе - усыпальницы правителей. Зодчие со­четали архитектурные стили Востока и Византии, но использо­вали местные строительные материалы.

7. Один из крупнейших в Европе торговых центров. Торговля осуществлялась через города Кёзлев(Евпатория) и Кефе(Феодосия). Вывозилась сырая кожа, овечья шерсть, сафьян(крашеная козья кожа), овечьи шубы, скот, ювелирные изделия, оружие. Сабли, изготовленные в Бахчисарае, были очень высокого качества, ножи - пичаки, пользовавшиеся большой популярностью в Осман­ской империи, России, Европе, изготавливались из великолепной стали и были богато украшены узорами и изображениями из кусочков мрамора, керамики, металла, перламутра и т. п.

8. Захват Османской империей южного побережья Крыма со­здал серьезную опасность для России со стороны крымских татар­ских ханов, которые совершали грабительские набеги, захватывая рабов для огромного турецкого невольничьего рынка. В 1521 г. крымчаки осадили Москву, а в 1552 г. - Тулу.

Словарь терминов

Веш-баш - малые военные отряды, совершавшие набеги ради пленных и добычи.

Кадии - мусульманский судья-чиновник, назначаемый правителем и вершащий правосудие на основе шариата.

Муфтий - высшее духовное лицо, глава мусульманского ду­ховенства.

Пичаки - ножи ручной работы, богато инкрустированные и гравированные.

Сауга- пятая часть военной добычи, передаваемая хану.

В 1475 г.. Начался новый период в истории ханства. В этом году турки-османы, напав на Крымский полуостров, подчинили себе крымско-татарское государство. Правители Крыму стали подвластными Стамбул.

Придя в Крым, османы завладели его юго-восточной береговой и перед горной частью - от Инкермана до Кафы, составлявшей едва 1/10 территории полуострова, даже учитывая заняты турецкими гарнизонами крепости Перекоп, Гезлев, Арабат и Еникале. Получив, таким образом, в свое владение важнейшие прибрежные стратегические пункты, султан не мог силой небольших янычарских гарнизонов контролировать всю военно-политическую ситуацию в ханстве.

Менгли-Гирей подчинился султану добровольно, на условиях, которые, очевидно, были обусловлены с Мухаммедом II. Вряд ли правы некоторые авторы, которые считали, что здесь был заключен формальный договор о вассалитет Крыму. Скорее вассальные отношения устанавливались более или менее спонтанно в зависимости от конкретного положения обоих государств на данный момент. Так, при первых Гиреев - вассал Турции - они проявлялись в постоянном безнаказанного нарушения турками чингизидськои тере - права наследования престола.

В своей крымской форме этот ордынский кодекс предусматривал избрание нового хана строго по старшинству. Итак, чаще таким кандидатом становился не сын ли, брат бывшего хана. Турки же, что придерживались шариата в его чистом виде, нередко выдвигали на этот пост какого-либо из ханских сыновей. Они постоянно держали у себя в Стамбуле одного или нескольких из них под предлогом получения образования и вообще воспитания при дворе наместника Аллаха. На деле же они разжигали в юных принцах жажда власти, соблазняя их вполне реальной возможностью рано или поздно отведать "халву властвования".

Нельзя сказать, чтобы крымчане воспринимали внедрения законов шариата безропотно. И если турки, понимая опасность национального единения татар в заморской провинции, всячески ему препятствовали, выбрав орудием шариат, то татары с меньшей упорством делали этом сопротивление. И даже если на бахчисарайском троне оказывался послушный хан Порте, безропотно обещал ей любую поддержку, то взамен он просил, как правило, разрешения сохранить освященный временем и традицией закон тере, в частности порядок выбора хана, калги и Нуреддин.

Там же, где тере не противоречило шариату, ханы, конечно, оставались правоверными мусульманами. Более того, оценивая что религию как опору своей власти, обоснование ее законности и необходимости, они уделяли немало внимания тому, что сейчас называют "религиозной пропагандой". Казалось бы, мелочи, но каждый новый хан, прибывая от султана с атрибутами власти, ступал на крымскую землю в и-том же месте в гелевых.

Что касается первого крымского калги, затем хана Мухаммед-Гирея, то он, как бы в насмешку над стремлением Менгли укрепить таким образом престол Гиреев, был в 1523 убит вместе с очередным калгою. Причем сделали это двойное убийство сами крымские аристократы, создали с этой целью оплот с беев-оппозиционеров. Не исключено, конечно, что они были связаны со Стамбулом, откуда сразу был прислан другой, воспитывался к тому при султанском дворе, новый хан Сеадет-Гирей. То, что он был сыном погибшего в Крыму Мухаммеда, никакой роли, конечно, не играло: его постфактум "выбрали" на трон те же беи, что убили отца. О чувствах Сеадет-Гирея к своему дивану можно только догадываться.

Как видим, "избрание" хана беями стало отныне простой формальностью. Но и она была отменена чуть позже, в 1584 г.., При утверждении на троне Ислам-Гирея, кстати, первого, при ком на торжественных службах в мечетях имя султана стало добавляться к имени обладателя Крыма. Отныне султану было достаточно прислать из-за моря одном из беев ханские аксессуары (почетный соболиную шубу, саблю и шапку), а также хаттишериф (указ), как правящий хан безропотно уступал место избраннику Порты и готовился в дальний путь. В основном всего на о. Родос - обычное место ссылки опальных вассалов султана.

Чем же руководствовались турки, устраивая подобную бесконечную чехарду? Прежде всего тем, чтобы у власти не оказался хан, который бы пользовался единодушной поддержкой татар и популярностью среди крымчан. Так, Мюрад-Гирей (1678-1683 гг.), Который был весьма авторитетный как среди дворян, так и среди простого народа благодаря своей удачной независимой политике, а также из-за приверженности к древним традициям (он поддерживал чингизськи обычаи, причем открыто), был снят Стамбулом именно за это. Однако, когда выяснилось, что место правителя не решается добровольно занять ни один бей, турки решили назначить преемника силой. Выбрали они Хаджи-Гирея И, руководствуясь единственно важным для них аргументом в пользу последнего - крайней неприязнью к нему крымчан, которые, между прочим, и сбросили его через полгода.

Это далеко не единственный пример нарушения населением Крыма установленного Стамбулом порядке. Таких случаев было много, хотя действующие лица менялись (ими могли быть и аристократы, и массы простого народа), как менялся и сценарий переворотов.

Религиозная жизнь населения полуострова также оказалось под протекторатом Стамбула. Все высшие духовные лица назначались с участием представителей султана, имя которого было священным и ежедневно вихвалялося в крымских мечетях. Влиятельной силой в ханстве стали высшие духовные лица. Главным среди них был муфтий. Он считался вторым персоной после наместника султана и входил в состав Государственного совета - дивана;

Это был сан духовенства, верховный толкователь законов шариата. В его руках было назначение и замещения судей (кади), что давало ему прерогативу неограниченного влияния на все общественное экономическую жизнь населения. И если в Крым направлялись ценные подарки от зарубежных правителей, то муфтий получал их наравне с ханом. Самостоятельно мог он вести и переписку с заграницей.

Муфтию, его ближайшим помощникам (Сеит) и менее значительным духовным лицам принадлежали за их состоянием территории в разных частях полуострова, входивших в духовной домен (ходжалик). Число сел ходжалика достигало двадцати. Другой формой духовного недвижимого имущества были Вакуфные земли. Прибыль с каждой такой участки полностью шел на содержание какой-то определенной мечети, медресе, мектебе, приюта для одиноких стариков, иногда даже вполне светской сооружения - дороги, моста, фонтана.

Муфтий осуществлял верховный надзор за использованием вакуфных средств строго по назначению и следил за тем, чтобы пожертвования ханов, мурз, купцов шли на расширение вакуфов - этой экономической основы всех культурно-религиозных учреждений, а также части общественных институтов государства. Благодаря деятельности муфтиев размер земель вакуфов (в него входили не только земледельческие производственные единицы) достиг 90 тыс. Десятин.

Под благотворным влиянием идей и норм ислама сформировалась национальная культура крымско-татарского народа, его бытовые и семейные традиции, язык, образ жизни, система воспитания детей, литература, книжное дело, музыка, резьба по камню и дереву, орнаментальное искусство, архитектура. На территории Крыма остались следы мусульманской цивилизации.

Ценными памятниками архитектуры периода Крымского ханства богатый Старый Крым с мечетями Узбека и Бейбарса, Куршун-Джами и Тахталы-Джами, медресе, караван-сараем и фонтанами. Чрезвычайно богат достопримечательностями мусульманской культуры Бахчисарай - административный центр ханства с его дворцом, мечетями, фонтанами, ценной библиотекой. Центрами мусульманской культуры средневекового Крыма были также Карасу-базар, Кафа, Евпатория с уникальной мечетью Джума-Джами.

Выдающимся деятелем мусульманской культуры был хан Ходжа-Девлет Гирей. Он активно поддерживал ислам, при нем было построено множество мечетей с минаретами, медресе. Известным культурным деятелем был Реммаль-ходжа, живший позже. Он был литератором, ученым, медиком. Летописцем и историком был Сеид-Мухаммед-Риза, написавший книги "Розовый цветник ханов" и "Семь планет относительно сведений по истории татар".

В те далекие времена зародилась и столетиями существовала местная традиция посещения особо почитаемых мест. Хотя ислам и осуждает такие формы почитания, все же на протяжении столетий в Крыму существовала традиция посещения мусульманских святынь. Их было много, но особо почитаемыми были "Азиз Инкерманский" в рамках нынешнего Севастополя, "Азиз Сагликсу" вблизи Бахчисарая и Чуфут-Кале, почитались также "тюрбе Мелек-Хайдер" и Тазы-Мансур ". Местная традиция чтит первых мусульман-сахабов, сподвижников пророка Мухаммеда. Неподалеку от Симферополя находился "Кырк-Азиз", где в большой пещере и почиталось захоронения сорока шахидов-мучеников, отдавших свою жизнь за ислам. Паломничество осуществлялось также к другому азнзу близ Симферополя "Салгир-баба", а также к Азизу у лимана Мойнаки в Евпатории. У Азиза конечно селились, встречной паломников и отправляли обряды шейхи и дервиши. Почитание местных святынь сохранялось очень долго, практически до середины XX в..

Крым как форпост мусульманской цивилизации на землях будущей независимой Украины сыграл значительную роль и в распространении ислама на южно землях, и в сложных взаимоотношениях.мусульман Крыму с их северными соседями. С ним связаны немало ярких страниц истории ислама на землях нынешней Украины.

Мусульмане систематически начали появляться на южно землях более 500 лет назад, способствуя распространению ислама. С вхождением земель Киевской Руси в состав Великого княжества Литовского (XIV в.), А затем Речи Посполитой восточный капама распространения ислама в Украине практически тратил свое значение. Преобладающим стал южное направление. Однако дальнейшее ознакомление украинском с основными идеями ислама, из (мусульманским образом жизни происходило в обстановке острых вооруженных конфликтов с их южными соседями. Долгое время возможность влияния ислама на коренное население целиком зависела от политических отношений и результатов военных действий между ханским Крымом, гетманской Украиной и Турцией.

Отношения Украины с южными соседями, исповедующих ислам, имеют давнюю историю с ее светлыми и темными страницами. Они доносят до нас отголоски почти трехсотлетней трагедии - военных экспедиций крымских и ногайских татар на земли Украины и историю противодействия украинской стороны. Украина граничила со степью, и отношения украинском с народами, населявшими степи, были связаны не только с противостоянием. По Д.Яворницким, сначала между соседями были мирные отношения. Однако в 1447 Густинский летопись сообщил о начале набегов на Украину. их целью было получение живого ясыря - людей-пленников. Наезды осуществлялись почти ежегодно. Пленников забирали в Крым, а оттуда через невольничьи рынки, крупнейшими среди которых были Кафа и Гезлев, отправляли во все концы Османской империи.

Однако набеги не оставались безнаказанными. Украинское казачество, то организовалось для их отражения, проводило активные кампании в ответ, чтобы освободить пленников. Казаки на малых судах - чайках выходили в Черное море и атаковали центры невольничьей торговли в Крыму, достигая и самой Анатолии.

Но для нас особенно важно, что эти войны не были чисто религиозными, то есть не велись ради наворачивания противника в свою веру. Именно на это обратил внимание Д. Яворницкий. Причины походов крымчан к северу были другими. Прежде всего, не было проявление борьбы между земледельческой и кочевой цивилизациями. Наиболее вероятной причиной набегов была ограниченность территории Крыма для кочевой жизни. Ведь примитивное животноводство не могло прокормить население Крымского ханства, росло. Выход видели в получении материальных ресурсов с севера. Идея джихада в первые десятилетия крымского ханства не распространился.

Положение меняется с началом турецкого периода Крымского ханства. Объединение высшей светской и религиозной власти в одних руках добавляет выраженного религиозную окраску военно-политическим действиям ханства. Крымские власти усваивает идею распределения географических территорий на "дар уль-Ислам (состояние, мир ислама) и" дар уль-харб "(состояние неверных)". Оправдание экспансии на земли северного соседа начали искать не в сфере экономических интересов, а в религиозных соображениях. Однако в "неверных" видели тогда не тех, кого надо обратить в ислам. Это понятие было своеобразным признаком, отличием, символом чужого, не сп кого, то, что можно обратить в раба.

Крымчане не ставили перед собой иной цели, кроме военно-экономической. Они не стремились закрепиться где-нибудь севернее мест своего проживания, учредить для Украинской религиозно-просветительские центры. Ислам возгордился внутренним делом южных соседей Украины, отнюдь не стремились к его внедрению в ней. Способы мирного наворачивания-к исламу в этом регионе в те времена не применялись.

Однако не надо представлять себе, что два народа только и делали, что враждовали. В мирные времена налаживалась торговля, совместное использование природных угодий татар принимали казаками в Запорожскую Сечь, а некоторые казаки годами жили и Крыму. Сюда свободно приходили на заработки строители, специалисты солеварного и других промыслов; легко устанавливались родственные связи, взаимодействовали культуры.

Крупные политические деятели Украины периода Гетманщины в поисках выхода из сложных политических ситуаций порой обращали свои взоры на юг к соседям - мусульман. В феврале 1648 в Бахчисарае был заключен известный союз между украинским гетманом Богданом - Зиновием Хмельницким и Крымским ханом Ислам-Гиреем ИИИ. А в 1654 Хмельницкий уже серьезно размышлял об установлении государственного протектората Турции над Украиной, пригласив турецких послов на казацкую раду в Чигирин. Откровенным сторонником турецкой ориентации был гетман Петр Дорошенко (1627-1698). В связи с его попыткой сделать Турцию защитницей Украины в народе существовало поверье, что Петр Дорошенко тайно принял ислам. В 1669 г.. Он подписал соглашение с Турцией о ее фактическом протекторат над Правобережной Украины. Договор с Крымским ханством подписал также один из казацких вожаков - Петрик-Иваненко, признанный Крымом гетманом. И хотя эти союзы оказались неустойчивыми, не выдержав испытание временем, они свидетельствовали о доброжелательном, заинтересованное отношение части украинских политических деятелей к соседям-мусульманам.

Известно также, что другой казацкий лидер - М. Дорошенко, оказав помощь хану в защите Бахчисарая, имел высокий авторитет в Крыму. После кровавой трагедии в Батурине в 1709 запорожское войско поддерживало союзнические отношения с Крымом до 1733 А после запрета и разрушения Запорожской Сечи в 1775 г.. Россией крымский хан приютил у себя часть запорожцев.

Особое внимание в связи с этим заслуживает вопрос о украинском-мусульман. Одним из первых о украинском, принявших ислам, писал Д. Яворницкий. Турецкие источники свидетельствуют о массовом осадки Украинской из числа пленных в Турции. Они, приняв ислам, становились домоправителя, кузнецами, конюхов, садовниками и т. Д. Часть невольников оставалась и в Крыму. Впоследствии они становились свободными людьми (только без возможности выезда), заводили хозяйство. В летописи С. Величко упоминалось о нескольких тысячах уволенных казаками бывших невольников, которые не захотели вернуться в Украину, приняв ислам. Женщина, родив ребенка, также считалась свободной, если меняла веру. Вплоть до начала XX в. в Крыму вспоминали о четырех поселения Ак-Чора ("белый раб"), в которых жили потомки Украинских невольников. Естественно, они теряли язык, принимали ислам, культурно ассимилировались. Употреблялись в мусульманскую среду и те, что поселялись с целью заработка - АРГАТ.

Отличительной и история старинного казацкого рода Кочубеев (Кучук-бей - по происхождению), которые десятилетиями тайно хранили молитвенную комнату для совершения намаза в своем имении па Полтавщине, а родовую церковь в Диканьке построили в традициях мавританской архитектуры.

Примерно в XV в. возникают очаги мусульманской цивилизации на южных землях Украины, просуществовали до их завоевания русскими войсками, а также на Подолье. Мусульманские общины в разное время находились в Хаджибее (Одесса), азан (Азов), Аккермане (Белгород-Днестровский) и Ачи-Калси (Очаков), а также в Каменце-Подольском, где сохранились минарет и минбар, привезенный из Турции. Остатки турецкой мечети обнаружены в Меджибоже. Сферой мусульманского влияния оставалось и множество поселений в районах Южной Бессарабии, входящий ныне в состав Украины.

Однако существование этих «островков» мусульманской культуры было непродолжительным. Они находились в изоляции от местного населения, существовали в чужом для себя социально-этнической среде. Мусульманские общины держались обособленно, ни искали себе союзников среди коренных жителей. В этих случаях речь идет о проживании мусульман в Украине, а не о мусульманизации местного населения.

Вследствие драматических контактов с мусульманскими соседями Украины периода Гетманщины НЕ познакомилась подробно с духовными ценностями ислама из-за отсутствия высшего света и взаимной религиозную терпимость. Развитие экономики и социально-государственного устройства Украины шли другими путями, чем в Крыму и Турции. Она принадлежала к другому, западного типа цивилизации.

Вскоре после изложенных событий, в XVIII в. - Под натиском Российской империи был полностью ликвидирован украинскую государственность. Чуть позже дошла очередь и до Крымского государства. Для мусульман Крыма наступила длительная, почти двухсотлетняя эпоха тяжелых испытаний.

С включением гетманской Украины и ханского Крыма в состав Российской империи мусульмане. Крыму и Северного Причерноморья были поставлены на грань этнического вымирания. Перед ними встала угроза вытеснения, вынужденной эмиграции или принудительной ассимиляции и христианизации. Потерпев поражение в борьбе с Российской империей, Турция по Кучук-Кайнарджийский договор от 10 июня 1774 вынуждена была признать независимость (от себя) Крымского ханства. Россия же признана только духовную власть султана над крымскими татарами только как халифа всех мусульман. Однако и этот религиозный связь была прервана 8 апреля 1783, когда с фиктивной независимостью Крыма было покончено и он был открыт присоединен к России. Крымская государство был ликвидирован. С этого момента началось систематическое угнетение мусульман с целью ослабления и вытеснения ислама из земель Крыма. С падением ханства была уничтожена самобытная государственная структура с ее теократическим способом организации. Мусульманские общины в результате специальных акций против них падали и исчезали. Мусульмане Крыма начали вынужденно покидать свою историческую родину и переселяться в Турцию и другие страны. Всего в 1783-1917 гг. Из Крыма эмигрировало в 4 млн мусульман.

Проф. В.Е. Возгрин, занимавшийся изучением религиозного угнетения мусульман Крыма, пишет, что с начала XIX в. из Крыма были выселены вглубь России много людей, которых отбирали для выселения по мере их авторитетности среди верующих. Высланным навсегда было запрещено возвращаться. Вдоль границ Крыма были расставлены специальные сторожевые посты. По всем хаджи в Крыму был установлен контроль. Паспорт на выезд в хадж с начала XIX в. издавался только с разрешения новороссийского генерал-губернатора или губернатора Таврического, что слишком затрудняло выезд с целью паломничества.

По данным В.Е. Возгрина, с 1836 г.. Занять духовную должность мог лишь тот мулла, который отмечался "надежностью, верностью и хорошим поведением". Права занять духовную должность лишали всех, кто хотя бы раз побывал в Турции. Во абсолютный запрет подпадали те образованные муллы, которые получили высшее мусульманское духовное образование. Так же закрывало путь к работе по духовному образованию наугад в "новометодных", европейски ориентированных медресе - Галеевському, галлий, Хусаинивському. Муфтия выбирали все верующие, но только из трех кандидатов, утвержденных губернатором.

XIX в. стало действие мусульман Крыма возрасте новых страданий и ограничений. Так, в 1876 министр внутренних дел окончательно и без исключений запретил выдавать паспорта для совершения хаджа. В 1890 г.. Мусульманским общинам был нанесен страшный удар - полное отчуждение вакуфных земель, которые были единственным источником средств на организацию религиозной жизни и мусульманское образование. Татар вытесняли с плодородных земель русские переселенцы. Очередной Антимусульманская акцией стал новый закон о воинской повинности, опубликованный 1 января 1874 Татарское население вовсе не отказывалось от военной службы как таковой, речь шла лишь о том, что в общевойсковых частях солдаты-мусульмане будут вынуждены регулярно есть запрещенную исламом свинину, не смогут соблюдать поста - язвы и осуществлять обязательную пятикратную молитву (намаз). Указ о воинской повинности подтолкнул многих мусульман в эмиграции.

Болезненно была воспринята коренным населением Крыма и известие о создании протимусульманськои Лиги (в 1901 г..), Не имела непосредственной цели борьбы с исламом, но известие о которой заставила многих решиться на отъезд.

Как пишет В.Е. Возгрин, до начала господства Российской империи в каждом селе, где стояла мечеть, были и приходские школы - мектебы, их было не менее 1550. В каждой школе обучалось 500-700 учеников. Вследствие всякого угнетения на 1890 осталось лишь 275 мектебе, притом, что новых школ (светских) не было открыто совсем. Деньги, собранные на устройство современной мусульманской гимназии, под разными предлогами были удалены. К началу XX в. действующими оставались лишь 23 медресе - мусульманские школы среднего типа. И те из них, где вводились современные светские предметы, закрывались. Муллы как наиболее образованная часть крымскотатарского общества находились преимущественно в городах, в горах же и в стену их было очень мало, что негативно сказывалось на уровне образованности народа.

Царской администрацией проводилась последовательная линия на культурную изоляцию коренного населения. Подавлялась пресса (например. "Крым-Седасы" в Карасу-Базаре), не пропускали мусульманскую прессу через границу. Все это было практическим осуществлением линии правителей империи па то, что ислам в ней был только терпимым, но не желанной религией. В XX в. правительство издало Указ на установление открытой цензуры по содержанию проповедей в мечетях Бахчисарая. И хотя в Российской империи 12 декабря 1904 г. был принят Указ о расширении религиозных прав, об отмене административного подавления, об укреплении веротерпимости, он никогда так и не был воплощен в жизнь, оставаясь лишь прикрытием старой вредной практики угнетения "иноверцев" и "инородцев ".

В Российской империи проводилась последовательная политика уничтожения основ мусульманской цивилизации Крыма. Были разрушены или превращены в казармы более 900 мечетей. Вскоре после событий 1783 в Карасу-Базаре обманом были собраны и физически уничтожены многие (по народным преданиям - тысячи) местных мусульманских ученых (в том числе ишанов, улемов, мулл). В 1833 г.. Произошло трагическое для культуры мусульманского народа событие - организованное по инициативе власти массовое сожжение старинных крымскотатарских книг (второе было в 1929 г.). Уже не щадили даже мусульманских кладбищ, забирая оттуда надгробные плиты и камни. Однако несмотря на систематическое угнетение, мусульманская культура Крыма продолжала жить и обновляться. В XIX-XX вв. ее выдающимися представителями были Асан Нури, Абдурефи Боданинский, Исмаил бей Гаспринский и др. Усилиями Исмаила бея Гаспринского в религиозно-культурной жизни мусульман Крыма начались долгожданные для всех образованных мусульман новации. Они развивались в рамках реформистской течения в мусульманском богословии, которое называлось "новометодных" (джадидизм). Отражая настроения, в паши дни на Западе называют "европейским исламом", Исмаил бей Гаспринский в 188? г.. издает книгу "Русское мусульманство", а с 1883 г.. - еженедельник "Терджиман" (переводчик), в которых отстаивал идеи соединения духовных ценностей ислама с европейским образом жизни. Ему же принадлежит утопия о создании раза в Европе высоко развитой мусульманской страны, которая была бы образцом сочетания преимуществ ислама с европейским гуманизмом. Деятельность этого просветителя способствовала сохранению национального достоинства крымскотатарского народа, ослабляла исторически обусловлено недоверие между этим народом и Украинской.

Типография в Бахчисарае время от времени выпускала мусульманскую литературу, в том числе и арабский текст Корана.

Политика имперской власти в отношении мусульман в материковой части Украины после эйфории, вызванной победами над Турцией, изменилась к концу XIX в. более терпимым отношением к "своим" мусульман, граждан Российской империи. После.циннисним материальных следов мусульманской цивилизации на южных землях Украины (например, камни с развалин Хаджибей были заключены в фундамент Одесского порта) власть будто успокоилась. Вследствие экономической миграции в середине XIX в. начинается массовое расселение в Украине представителей народов, которые традиционно исповедовали ислам. Да. на украинских землях поселяются выходцы из волжских (казанских и нижегородских) татар. Количество переселенцев измеряется десятками тысяч. В промышленном поясе Украины - на востоке и и юге формируется своеобразная диаспора тюркоязычных народов Украины. После печально известных побед российского воинства на Кавказе появляются на украинских землях репатрианты с Кавказа. Самым известным среди них, безусловно, является имам Шамиль. С декабря 1869 он жил в Киеве, остановившись в доме госпожи масонов на Дворцовой площади на Печерске. Прожив здесь до весны, Шамиль 12 мая 1870 отплыл на пароходе из Одессы в Стамбул с целью совершения хаджа. Имам с глубокой симпатией относился к украинскому народу, увлекался гражданским мужеством Тараса Шевченко.

Царское правительство позволял мусульманам иметь в Украине мечети, но в ограниченном количестве. Поэтому, кроме мечетей, мусульмане на землях "Юго-Западной России" молились в основном в молитвенных Будник. Так в Донецкой области в начале XX в. функционировало две мечети - в г.. Луганске и поселке Макеевка, в мелких поселениях действовало еще несколько молитвенных возбудителей. В Киеве татары жили на Подоле, Лукьяновке, Святейший. На Лукьяновке в 40-х годах XIX в. образовалось целое поселение татар, занимались здесь мыловарением. В 60-х годах XIX в. одна из улиц этого поселения получила название Татарского. На нынешней улице Мирной существовал молитвенный дом. В 15) 10 г. Был заложен фундамент мечети, которую так и не был построен. В Киеве существовали 2 мусульманских кладбища. Мусульманские общины действовали также во многих городах Украины: Екатеринославе, Николаеве, Запорожье, Харькове. Херсоне, Юзовке и др.: за пределами Российской империи - во Львове, а также в местах проживания татар на бывших украинских землях - Холмщине и Подляшье. Эти земли были под духовным покровительством имама-хатиба Петербургской соборной мечети Атаудлы Баязитова, специально для которых он написал и издал брошюру "Шариат аль-Ислам" (1897 г.).

В первые десятилетия XX в. среди мусульман Крыма начался демократическое движение, вылившийся в самобытные формы. Так, в духовное управление были выбраны мусульманские депутаты, а 25 марта 1917 в Симферополе был образован Мусульманский исполнительный комитет, имел четкую национально демократическую программу. Его поддерживали не все мусульмане Крыма, но он стал ценным опытом самоорганизации крымскотатарского народа.

В 20-30-х гг. XX в. в советской Украине развернулась невиданная по своей жестокости и масштабам борьба против религии. Это беда не обошла н мусульман, живших в Украине, в том числе и в Крыму. Приходило в упадок религиозное жития мусульман. В массовом порядке были принудительно закрыты мечети, мусульманские школы - мектебы и медресе, отменялись последние элементы сулу по шариату, был репрессирован духовных лиц. Большевистская пропаганда прямо связывала приверженность к исламу "социалистической бессознательностью", "буржуазно-националистическими предрассудками". Под давлением "социалистической действительности" верующие обрекались на отступничество от веры предков или же, не подчинившись, жили в постоянном страхе репрессий. Административно были созданы искусственные препятствия для недопущения организованной деятельности мусульманских общин. Практически до конца 30-х годов почти весь мусульманский актив был репрессирован. Был расстрелян или сослан почти весь мусульманский провод, причем под предлогом того, что его члены якобы возглавляли националистические группировки и движения после "нейтрализации" лидеров.

Мечети приспосабливались под хозяйственные нужды, а часто обрекались па запустение в разрушение. Так, известная каменная Севастопольская мечеть после 1921 года. Не функционировала, а ее здание было отдано под архив Черноморского флота. В 1930 г.. Была закрыта каменная мечеть в с. Тенистав Бахчисарайского района и передана под колхозный склад. Такая же судьба постигла и расположенную неподалеку мечеть в с. Зеленое. К 1 марта 1931 в Крыму было закрыто 100 мечетей и 2 молитвенных дома мусульман, из которых сразу разрушено 51 (Государственный архив Российской Федерации. Фонд Р-5 263).

В 1932 г.. Прошла вторая, еще более драматична волна закрытия мечетей, и это при том, что уже и так остро ощущалась нехватка помещений для молитвы. Например, в Бахчисарайском районе при наличии 84 религиозных общин мусульман в них до 1931 г.. Были отобраны 24 здания, а еще 5 снесено (тот же архив, фонд Р-5263). В Бахчисарае здание мечети было приспособлено пол состав хлебопродуктов, другую Бахчисарайский мечеть - под весовую мастерскую. Самая красивая главная мечеть Евпатории, номинально отдана под краеведческий музей, была запущена и доведена до такого состояния, что в 1970-х годах ее с большим трудом отреставрировали. На склад превратили главную мечеть Феодосии - муфты-Джами. А закрыта в 1936 г.. Мечеть в с. Серове была отдана под квартиры колхозникам. Многие мечетей постигла такая же горькая участь. К 1921 в одной только Ялте и ближайших поселениях было 29 мечетей и 30-35 мечетей в других крупных крымских городах. Все они до конца 30-х годов практически перестали действовать (за очень небольшим исключением). И если закрыта еще в 1927 г.. Симферопольская соборная мечеть была просто обречена на разрушение, то некоторые еще и целенаправленно унижались. Так, в мечети Джума-Джами был открыт музей атеизма, а в мечети XVI в., Возведенной по проекту стамбульских архитекторов, разместили наркологический пункт. Вследствие всех этих акций до 90-х годов на территории Крыма в удовлетворительном состоянии не сохранилось ни одной мечети.

В 30-40-е годы безжалостно уничтожалась самобытная мусульманская цивилизация Крыму: ликвидировано письменность (категорический запрет использования арабской графики), собирались и уничтожались книги, устранялась система мусульманского суда по шариату. Переписывалась история мусульман Крыма, уничтожалась, стиралась с карты национально-религиозная топонимика, во время поисков драгоценных металлов раскапывались мусульманские захоронения, а надгробные камни использовались фундаменты домов и под ограждения (Карасу-Базар, Белогорск). Целенаправленно разыскивались и уничтожались религиозные фолианты п архитектурные национальные комплексы. Удаление следов мусульманской цивилизации вылилось даже в уничтожение фонтанов при мечетях. Серьезно пострадали около сотни фонтанов в Бахчисарайском районе, восемьдесят шестой Кафе, семидесятых Евпатории, сорок пятый Судаке, 35 - в Алуште, тридцатые Старом Крыму. В дальнейшем по всем справочников и путеводителей, энциклопедий и учебников были изъяты почти все материалы о жизни здесь мусульман, их религию и культуру. Так произошло одно из крупнейших культурных катастроф XX в.

В самой материковой Украины также были закрыты все мечети и молитвенные дома мусульман. Уже до 1926 г.. В Украине осталось всего 4 зарегистрированные общины с численностью 200 мусульман, хотя верующих, традиционно исповедовали ислам, проживаю в УССР десятки тысяч. Мусульмане подвергались репрессиям. Так, в списках с 50 тыс. Репрессированных в Донецкой области немалую часть составляли фамилии татар, которых репрессировали именно как "агентов вредных националистических и религиозных организаций". Трудно полностью оценить масштабы антимусульманского террора за годы советской власти в Украине. Но итог его общеизвестный - до полувекового юбилея советской власти ни мусульманской группы или даже общества в Украине не осталось.

Тоталитарное государство в 30-е годы именно Украина сделала местом административной депортации активных участников мусульманского движения в Средней Азии. Спецпереселенцев (преимущественно из Ферганской долины) селили в основном в южных областях - Херсонской, Николаевской, Запорожской. Планировалось организовать из них (с сохранением спецкомендатур) несколько совхозов по выращиванию южно хлопка. Узбеки-мусульмане, отнесенные к категории феодально-байских элементов, жили, трудились, страдали, умирали в Украине. Только немногим удалось вернуться на родину. Многие из них был уничтожен в 1937

Таким образом, в течение почти 40 лет, вплоть до конца 80-х годов XX в., Религиозную жизнь мусульман в Украине было полностью подавлено. Согласно отчетам уполномоченных по делам религии, в этот период в УССР не было ни одной мусульманской общины. В Украине же практика дискриминации мусульман как религиозного меньшинства сохранялась и во времена "перестройки".

Золотая Орда. Генуя

В XIV столетии Орда переживала кризис, вызванный исламизацией. Орда утратила значительную часть наступательной мощи, и её силы были направлены на внутреннюю грызню, которая в итоге и погубила великую державу.


После очередной междоусобной резни в шестидесятых годах XIV века Золотая Орда была разделена на две части - восточную и западную (на Руси эту междоусобицу назвали «великой заметней»). В западной части - в Северном Причерноморье и Крыму - власть захватил темник Мамай, опиравшийся на половцев, которые в это время получили название «татары», ясов и касогов. Мамай был женат на дочери золотоордынского хана Бердибека и хотя не был из рода Чингисхана, но претендовал на ханскую власть. Его союзником была Генуя, создавшая колонии по всему южному побережью Крымского полуострова. Транзитная торговля и контроль над коммуникациями превратили Мамая в богатейшего вельможу, который мог содержать огромную армию и сажать на ханский престол своих марионеток.

Большое значение в этот период в Крыму приобрела Генуэзская республика. Генуя, торговый город-порт на берегу Лигурийского моря в Северной Италии, к началу XII столетия превратилась в крупную морскую державу. Победив своего конкурента Венецию, Генуя стала монопольным хозяином морских торговых путей, которые проходили вдоль Крыма. Византия во второй половине XII века предоставила Генуе исключительные права в Чёрном море. Венеция утратила свои владения в Крыму. В середине XIII века ордынцы передали во владение генуэзцам небольшой прибрежный поселок Феодосию. Генуэзцы назвали город Кафой и превратили его в свой главный опорный пункт в Крыму. Затем генуэзцы заключили договор и с Константинополем, который ранее владел южной частью Крыма. Византийцы в это время нуждались в помощи и постоянно уступали Генуе и Венеции, поэтому генуэзцы получили округ с Кафой во владение, и право монопольной торговли в Причерноморье было подтверждено.

В конце XIII века Венеция и Генуя снова вступили в войну за сферы влияния. Венецианская республика была разбита. 1299 году итальянские города-государства подписали «вечный мир». Генуя осталась единственной хозяйкой торговых коммуникаций Северного Причерноморья и Крыма. Ордынцы несколько раз пытались выжить наглых «гостей», но те уже хорошо укрепились и устояли. В итоге Орде пришлось смириться с наличием генуэзских земель в Крыму. Венецианцы в середине XIV века смогли проникнуть в Крым, но большого влияния не добились. Во время «замятни» в Орде генуэзцы расширили свои владения в Крыму. Они захватили Балаклаву и Судак. В дальнейшем в руках предприимчивых итальянцев оказалось все крымское побережье от Керчи до Балаклавской бухты под Севастополем. На южном берегу полуострова генуэзцы основали и новые укрепленные пункты, включая Воспоро, основанный на месте бывшего Корчева. В 1380 году ордынский хан Тохтамыш признал все территориальные захваты генуэзцев.

Генуя получала большую прибыль от посреднической торговли. Через Крымский полуостров проходили многие сухопутные караванные пути из Европы, русских княжеств, Приуралья, Средней Азии, Персии, Индии и Китая. Морские пути соединяли Крым с Византией, Италией, регионом Ближнего Востока. Генуэзцы покупали и перепродавали захваченных людей, всё добро награбленное кочевниками, различные ткани, украшения, меха, кожи, мёд, воск, соль, зерно, рыбу, икру, оливковое масло, вино и т. д.

Время от времени ордынцы захватывали и разоряли опорные пункты генуэзцев. В 1299 году войска Ногая разорили Кафу, Судак, Керчь и Херсонес. Громил итальянские владения хан Тохта. В 1395 году Железный Хромец разгромил Кафу и Тану (современный Азов). В 1399 году властителем Золотой Орды стал главнокомандующий ее войсками эмир Едигей, в этом же году он совершил поход на Крым, во время которого разгромил и сжег многие его города. Херсонес поле этого погрома больше не восстановился и через несколько лет прекратил существование. Однако огромные прибыли от посреднической торговли позволяли генуэзцам вновь и вновь отстраивать свои опорные пункты. Кафа в конце XIV века была крупным городом и насчитывала около 70 тыс. человек.

Генуэзцы поддержали Мамая в походе на Русь, выставив наёмную пехоту. Однако в Куликовской битве армия Мамая потерпела сокрушительное поражение. После этого Мамай потерпел поражение от войск Тохтамыша. Он бежал в Кафу к своим союзникам. Однако они его предали. Мамая убили.

В начале XV столетия шла борьбе между Тохтамышем и Едигеем. После гибели Тохтамыша, борьбу продолжил его сын Джелал ад-Дин. Крым не раз становился ареной ожесточенных схваток. Различные претенденты на ордынский престол считали Крым, из-за его изолированного положения, наиболее надежным убежищем в случае поражения. Они охотно раздавали земли на полуострове своим сторонникам и приближенным. Сюда стекались остатки разбитых войск, отрядов различных ханов, претендентов на престол, военачальников. Поэтому тюркский элемент постепенно занял господствующее положение в Крыму и освоил не только степную часть полуострова, но и проник далее к гористому побережью.

Генуэзская крепость Кафа

Крымское ханство

В первой половине XV века Золотая Орда как единая держава прекратила существование. Появилось несколько государственных образований со своими династиями. Самым большим осколком была Большая Орда, занявшая степи между Волгой и Днепром. В междуречье Иртыша и Тобола образовалось Сибирское ханство. На средней Волге возникло Казанское царство, занявшее земли бывшей Волжской Булгарии. От Большой Орды отпали ногаи, кочевавшие по берегам Азовского и Черного морей. Крымский улус также стал самостоятельным.

Родоначальником крымской династии стал Хаджи I Гирей (Герай). Хаджи Гирей был из рода Чингиса и проживал в Великом княжестве Литовском и Русском. В 1428 году Хаджи Гирей при поддержке великого князя литовского Витовта захватил Крымский улус. Литве были выгодно поддерживать часть ордынской элиты, сея смуту в Орде и прибирая к рукам её области в бывшей Южной Руси. Кроме того, Крым имел важное экономическое значение. Однако войска Улу-Мухаммеда выгнали его. В 1431 году во главе нового войска, собранного в Литовском княжестве, Хаджи Гирей предпринял новый поход в Крым и занял город Солхат (Кырым, Старый Крым).

В 1433 году хан заключил союз с княжеством Феодоро против генуэзцев. Готский князь Алексей захватил генуэзскую крепость Чембало (Балаклаву). Генуя нанесла ответный удар. Генуэзцы отбили Чембало, затем взяли штурмом и разорили феодорийскую крепость Каламиту (Инкерман), которая сторожила единственный порт христианского княжества. Генуэзцы продолжили наступление, но татары разгромили их под Солхатом. Хаджи Гирей осадил Кафу. Генуэзцы признали его крымским ханом и выплатили дань.

В 1434 году хан Золотой Орды Улу-Мухаммед снова разбил Хаджи Гирея, тот бежал в Литву. Тем временем в причерноморских степях продолжались усобицы ханов. Татарские войска несколько раз опустошали полуостров. Около 1440 года крымско-татарская знать во главе со знатными кланами Ширин и Барын попросила великого князя Казимира отпустить Хаджи Гирея в Крым. Хаджи Гирей был посажен на трон литовским маршалком Радзивиллом. С 1441 года Хаджи Гирей правил в Крыме. После нескольких лет борьбы с ханом Большой Орды Сеид-Ахмедом, Крымское ханство окончательно стало независимым. Хаджи Гирей заключил союз с Феодоро, направленный против генуэзской Кафы, помог отбить Каламиту. Кроме того, Крымское ханство было в союзе с Литвой в противостоянии с Большой Ордой. Хаджи Гирей нанес ряд тяжелых поражений ханам Большой Орды Сеид-Ахмеду и Махмуду, к нему перебежало большое количество воинов, что серьёзно увеличило военную мощь нового ханства. Действия Хаджи Гирея способствовали окончательному развалу Орды.

Столицей ханства стал город Крым-Солхат. Недалеко от Чуфут-Кале, на берегах реки Чуруксу Хаджи Гирей основал «Дворец в садах» - город Бахчисарай, который стал при его сыне Менгли Гирее новой столицей ханства. Большинство населения ханства составили крымские татары. Первое упоминание этого этнонима - «крымские татары» - отмечено в начале XVI века в работах С. Герберштейна и М. Броневского. До этого кочевое население Крыма называли «татарами». Крымские татары сформировались как народность в Крым в XV-XVII вв., то есть это очень молодой народ.

Основу «крымских татар» составили ассимилированные и издревле здесь жившие потомки арийцев - киммерийцев, тавров, скифов, сарматов, аланов, готов, славян, а также бежавших на полуостров обломков племен хазар, печенегов, половцев. Сыграли свою роль и волны миграции тюрков с Малой Азии. Ордынцы-«татары» объединили всех политически, а ислам - идеологически. В итоге тюркизация и исламизация привела к появлению крымско-татарской народности.

Последние генетические исследования это подтверждают. На основе наследования по Y-хромосоме большинство крымских татар относится к гаплогруппе R1a1 (арийская гаплогруппа, сформировавшаяся в Южной России). Затем значительную долю среди татар Крыма имеют носители гаплогрупп J1 (ближневосточная группа, характерная для евреев) и G (западнокавказская). Также имеет значительный процент гаплогруппа J2 (ближневосточная группа), уступает ей гаплогруппа C, характерная для Центральной Азии. Таким образом, этнографическая основа у крымских татар - арийская. Однако присутствует большой процент «хазар», «черкесов» и тюрков. Тюркизация и исламизация в течение нескольких столетий всех превратила в «крымских татар». Этому удивляться не стоит. Все процессы управляемы. Буквально на наших глазах из части русского народа с успехом создают отдельный этнос - «украинцев». А также конструируют «поморов», «казаков» и «сибиряков».

В южной части Крыма ассимиляция шла медленнее. Здесь в сельской местности преобладали христиане. Поэтому там довольно долго жили ещё греки, армяне, готы итальянцы, славяне, выходцы из Кавказа и др. Однако к моменту присоединения Крымского полуострова к Российской империи практически все были ассимилированы, устояли только общины греков и армян, но и они были обречены, если бы не вхождение состав России. Так последние готы исчезли в XVIII веке.

На территории Крымского ханства возникло несколько форм распределения земли: ханское землевладение, владения знати (бейлики) и мурзинские земли, земли османского султана, вакуфные земли, принадлежавшие духовенству и общинные земли. Крымской знати - родам Ширин, Барын, Аргын, Седжеут, Мангит и др., принадлежали довольно крупные земельные владения. Их владельцы беки были богаты и имели возможность содержать большие отряды. Они стояли во главе ведущих родов, объединявших племена. Беки владели землей, что обеспечивало их власть над скотоводами, т. н. «чёрным народом», они имели право суда, устанавливали размеры налогов и барщины. От беков зависели и военные дворяне. Именно беки определяли политику ханства, часто решали судьбу крымских ханов. Кроме того, в крымскую элиту входили огланы - царевичи-чингизиды, военные дворяне (мурзы), мусульманского духовенство (муллы) и богословы-улемы.

Официально вся власть принадлежала хану и ханскому совету (дивану), в который входили сам хан, калга-султан - второе по значимости лицо в ханстве (наследник, его назначал хан из числа братьев, сыновей или племянников), старшая жена или мать хана, муфтий - глава мусульманского духовенства, главные беки и огланы. Третьего по значимости после хана и калги лица в иерархии Крымского ханства, второго наследника престола называли нуррадином-султаном (нурэддин).

Территория ханства в период расцвета включала в себя не только Крымский полуостров, но и приазовские и северно-причерноморские степи, вплоть до Дуная и Северного Кавказа. Главными центрами крымской торговли были Перекоп, Кафа и Гёзлев. В Крым везли кожи, меха, ткани, железо, оружие, зерно и другое продовольствие. В Крыму производили сафьян (обработанная кожа козы), сафьяновую обувь, смушки (шкуры, снятые с новорожденных ягнят). Также из Крыма везли шёлк, вино, доставленные из других стран, и соль. Особую статью экспорта составляли верблюды, которых покупали в Польше и России. Но исторически Крым прославился как крупнейший центр работорговли. Он наследовал печальную славу Хазарии.

Надо отметить, что генуэзские купцы и потомки хазар на первых порах сыграли ведущую роль в становлении работорговли на полуострове. Крымские порты на долгие столетия превратились в ведущих поставщиков живого товара - русских, польских, черкесских (кавказских), татарских (в степи постоянно шли усобицы) девушек и детей. Мужчин продавали намного меньше: здоровые мужчины сопротивлялись до последнего, стоили меньше, да и были источником бунта и всяческого неповиновения. Женщин и детей было намного легче «выдрессировать». Живой товар в основном не оставался в Крыму, а вывозился в Османскую империю, Южную Европу, в Персию и Африку.

Константинополю было выгодно поощрять агрессию Крымского ханства против Русского государства и Польши. Удары крымских татар в основном приходились по южным и западным русским землям, бывшим в составе Речи Посполитой, хотя бывало, что захватчики прорывались и собственно польские земли. Крымское ханства должно было помочь Блистательной Порте в период её расцвета продвинуться дальше на восток. Кроме того, работорговля приносила большие барыши османским купцам. Позднее, когда Османская империя утратила большую часть наступательного потенциала, Крымское ханство позволяло удерживать контроль над Северным Причерноморьем. С другой стороны, военные гарнизоны, ударные отряды янычар, османская артиллерия усиливали военную мощь Крымского ханства, что позволяло ему долго сдерживать давление Русского государства.

Земледельческим трудов в Крыму занималось в основном зависимое население, которое подвергалось ассимиляции, исламизации и постепенно превращалось в «татар». Сами крымские татары предпочитали занятие «благородных людей» - разбойные набеги с целью захвата полона, что было весьма прибыльным делом. Понятно, что почти вся прибыль уходила в карманы знати, «чёрный народ» едва сводил концы с концами. В степных районах Крыма было развито животноводство, в первую очередь разведение овец и коней, но этим занимались нищие пастухи. Основой же экономики ханства на долгий период времени стала торговля живым товаром. С конца XV века крымские отряды стали совершать регулярные набеги и масштабные походы на соседей - Кавказ, Русское государство, земли подвластные Польше. Людей угоняли и во время конфликтов с другими степняками.

Посланник короля Польши Мартин Броневский, несколько месяцев живший в Крыму в 1578 году, отмечал: «Народ этот хищный и голодный, не дорожит никакими клятвами, ни союзами, ни дружбой, но имеет в виду только свои выгоды и живет грабежами и постоянной изменническою войною».

Регулярной армии у Крымского ханства не было. При больших походах и набегах крымские ханы и мурзы набирали добровольцев, зависимых от них людей. В походе могло участвовать от 20 до 100 тыс. всадников. В крупном походе могло участвовать почти всё свободное татарское население полуострова. В набеге участвовало от нескольких сотен до нескольких тысяч воинов. Обоза с собой не брали, питались в набегах лепёшками из ячменной или просяной муки и кониной, кормились награбленным. Артиллерию брали редко, только в очень больших походах, когда участвовали османы. Передвигались быстро, сменяя уставших лошадей на свежих. Вооружены были саблями, ножами, луками, позднее появилось огнестрельное оружие. Доспехи в основном были только у знати.

Набеги обычно устраивали летом, когда основная масса людей (крестьяне) участвовала в полевых работах и не могла быстро спрятаться в городах или лесах. Вперёд выслали разведку, если путь был свободен, выходили основные силы орды или набегового отряда. Обычно орда шла в поход не для ведения боевых действий. Если противник узнавал о противнике и успевал вывести на границу значительные силы, татары обычно не принимали боя и уходили, или старались обхитрить врага, обойти его, прорваться в тыл, быстро ограбить селения, захватить пленных и уйти от ответного удара. Легковооруженные всадники обычно успешно уходили от ударов тяжелых дружин и полков.

Прорвавшись в русские земли, всадники устраивали загонную охоту (облаву). Города и крепости обходили. Села брали с ходу или поджигали, а затем рубили тех, кто сопротивлялся, грабили и уводили в плен людей. Взрослых пленников и молодежь гнали как скот, расставляли в ряды по нескольку человек, связывали им назад руки сыромятными ремнями, сквозь эти ремни продевали деревянные шесты, а на шеи набрасывали веревки. Затем держа за концы веревок, окружали всех несчастных цепью всадников и гнали по степи, подхлестывая нагайками. Такой мучительный путь «отсеивал» слабых, больных. Их убивали. Наиболее ценный «товар» (детей, молоденьких девушек) везли. Достигнув относительно безопасных земель, где они уже не ждали погони, сортировали и делили «товар». Больных, пожилых сразу убивали или отдавали молодежи - для «тренировки» хищных навыков.

Находившийся в польско-татарской армии во время похода короля Яна Казимира на Левобережную Украину в 1663-1664 гг. герцог Антуан де Грамон оставил описание этого процесса. Разбойники убили всех стариков, которые были не способны к тяжелой работе, здоровых мужчин оставили для турецких галер (на них использовали рабов как гребцов). Молодых мальчиков оставили для «наслаждений», девушек и женщин - для насилия и продажи. Раздел пленных проходил по жребию.

Английский посланник в Русском государстве Д. Флетчер писал: «Главную добычу, которой татары домогаются во всех войнах своих, составляет большое количество пленных, особенно мальчиков и девочек, коих они продают туркам и другим соседям». Для перевозки детей крымские татары брали большие корзины, ослабевших или заболевших в дороге пленников безжалостно убивали, чтобы не задерживаться.

На полуострове полон продавался на невольничьих рынках. Крупные рынки были в Кафе, Карасубазаре, Бахчисарае и Гёзлеве. Купцы-перекупщики - турки, евреи, арабы, греки и др., скупали людей по минимальной цене. Некоторая часть людей оставлялась в Крыму. Мужчины использовались на тяжелых и грязных работах: добыча соли, рытье колодцев, сбор навоза и т. д. Женщины становились обслугой, в том числе сексуальными рабынями. Большую часть полона развозили по другим странам и регионам - в Порту, её многочисленные провинции - от Балкан и Малой Азии до Северной Африки, Персию. Славянские рабы попадали в Среднюю Азию, Индию. Во время перевозки морем с «товаром» не церемонились, более или менее нормальные условия создавались только для наиболее драгоценного «товара». Большое число рабов и «неистощимый» источник «товара», как и в торговле неграми из Африки, окупало все расходы. Поэтому смертность была ужасная.

После перевозки мужчин отправляли на галеры, где скудная пища, болезни, изнурительный труд и побои быстро их убивали. Часть отправляли на земледельческие и иные тяжелые работы. Некоторых превращали в евнухов, прислугу. Девушек и детей скупали в качестве прислуги и для плотских утех. Незначительное число красавиц имело шанс стать законной женой. Так, до сих пор у многих на слуху имя Роксоланы. Анастасия-Роксолана стала наложницей, а затем женой османского султана Сулеймана Великолепного, матерью султана Селима II. Она оказывала большое влияние на политику мужа. Однако это было редкое исключение из правил. Славянок-рабынь в Османской империи было так много, что многие турки стали их детьми и внуками, включая видных военных и государственных деятелей.

Последние материалы раздела:

Скачать Тесты по психологии на андроид v
Скачать Тесты по психологии на андроид v

– приложение на андроид с развлекательным характером. С его помощью пользователь узнает свои стороны личности, а также познакомится ос страхами и...

Вузы курска Курские высшие учебные заведения государственные
Вузы курска Курские высшие учебные заведения государственные

Какую профессию можно получить, поступив в высшие учебные заведения нашего города. На этой неделе во всех школах региона прозвенит последний...

Слои атмосферы по порядку от поверхности земли
Слои атмосферы по порядку от поверхности земли

Космос наполнен энергией. Энергия наполняет пространство неравномерно. Есть места её концентрации и разряжения. Так можно оценить плотность....