Критерии ошибок в письменных работах логопеда. Как отличить логопедические ошибки от «физиологических» ошибок «роста»? Какую школу выбрать: речевую или обычную

В данной статье предлагается подборка возможных диагностических работ по выявлению несформированности процесса письма и проблем в его освоении у младших школьников общеобразовательных школ. Предлагаемые работы могут использоваться полностью или частично логопедами и учителями начальных классов для выявления проблем в овладении процессами письма у детей.

Проблема нарушений письменной речи (дисграфии), часто сочетаемой с нарушением процесса чтения (дислексией) у детей школьного возраста является одной из самых актуальных для обучения, поскольку письмо и чтение непосредственно влияют на успешность дальнейшего получения знаний учащимися.
Наличие специфических ошибок, не связанных с применением орфографических правил, является основным симптомом дисграфии. Эти ошибки носят стойкий характер, и возникновение их не связано с нарушениями интеллектуального развития ребенка или с нерегулярностью его школьного посещения.

В норме процесс письма осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций:

  • слуховой дифференциации звуков,
  • правильного их произношения,
  • языкового анализа и синтеза,
  • сформированности лексико-грамматической стороны речи,
  • зрительного анализа и синтеза,
  • пространственных представлений.

Несмотря на то, что учение о нарушениях письменной речи существует уже более ста лет, до настоящего времени вопросы диагностики и коррекции этих нарушений являются актуальными и сложными.

В первый класс школы дети приходят неподготовленными, имея проблемы с развитием различных функций, необходимых для успешного овладения процессами письма и обучения в дальнейшем.

Для составления полноценной картины об учащемся, диагностическая работа должна включать в себя не только диктант и списывание, но и ряд заданий, позволяющих оценить сформированность навыков языкового анализа, а также полноценное усвоение школьной программы за предыдущий период обучения.

Помимо этой работы необходимо оценить домашние, классные и контрольные работы ученика, поскольку порой встречаются дети, которые от волнения перед малознакомым учителем и перед ответственной работой испытывают растерянность и выполняют ее гораздо хуже своих реальных возможностей, допуская нелепые ошибки. Бывает же и наоборот, при успешном написании текста под диктовку дети не способны разделить слова на слоги, выполнить звуко-буквенный анализ, не понимают заданий.

Логопеду необходимо четко разграничивать ошибки учащихся. Не стоит вести учет всех орфографических и пунктуационных ошибок, даже если их количество превышает объем допустимых, и работа выполнена неудовлетворительно. Учитывается их характер. Особое внимание следует уделить способности ученика ориентироваться на листе, идеограммному — непроизвольному письму (имени, фамилии, адресу и т.п.). А так же ошибкам в отграничении речевых единиц (предложений, слов, предлогов, союзов), ошибкам звукового анализа (пропуски, вставки, упрощение структуры слова, перестановки, контаминации), ошибкам в обозначении мягкости согласных звуков (гласными 2-го ряда и буквой ь), смешению букв по акустико-артикуляционному сходству (гласных, глухих и звонких парных согласных, свистящих и шипящих, соноров Р-Л, африкат) смешению по кинетическому признаку, персеверациям, антиципациям, аграмматизмам (нарушениям словообразования, согласования, управления, употребления предлогов).

Данные виды ошибок указывают на:

  • несформированность психических и фонематических процессов;
  • нарушения лексико-грамматической стороны речи;
  • нарушения слухового и зрительного внимания, восприятия и памяти;
  • затруднения в переключении с одного вида деятельности на другой.

В пособии Садовниковой И. Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников» представлена таблица учета специфических ошибок письма, которая может быть полезна при обследовании письменной речи учащихся начальной школы.

При оценке письма как школьного навыка, так же учитывается его темп (средний норматив: 1 класс -15-20 слов в минуту; 2 класс – 35 -45 слов; 3 класс – 55-60 слов; 4 класс – 75-80 слов) и каллиграфический навык .

Задания для диагностики нарушений письменной речи у учеников начальной общеобразовательной школы

Ниже представлен примерный перечень заданий для диагностики нарушений письменной речи у учеников начальной общеобразовательной школы.

Не имеет существенного значения, если какие-то из них (например, предлагаемый диктант) уже выполнялись классом во время учебного года. Как показывает практика – это абсолютно не влияет на успешное написание работы детьми с проблемами в письменной речи. Более того, сопоставление и анализ записей текста одного и того же диктанта, который был написан ребенком неоднократно, позволит составить расширенную картину о возможностях ученика в разное время дня и с различными видами оказываемой ему помощи.

Цель всех заданий – выявить несформированность какой-либо из функций, вызывающей нарушения процесса овладения письмом. Одной из главных задач логопеда является правильное определение механизмов, которые лежат в основе нарушения письма у каждого конкретного ребенка. От этого будут зависеть методы и продолжительность обучения.

Диагностическая работа должна проводиться в начале и в конце каждого года обучения, начиная со 2-го по 4-й класс. Для составления предварительной картины об успеваемости детей 2-го класса, необходимо также проводить диагностику в конце 1-го класса. Стоит отметить, что в начале учебного года диагностическая работа будет более показательной, если обследовать детей по принципу убывания возраста.

Так, естественно, что для учеников 4-х классов процесс письма является более автоматизированным и отличается от характера письма ребенка 2-го класса. Поэтому целесообразно первые две недели сентября, отведенные для обследования речи у детей распределить следующим образом:

Каждая работа рассчитана на один школьный урок (40 минут)



у учащихся 1-го класса (конец обучения)

Задание №1

Послушайте слова и запишите только те из них, которые начинаются с согласного звука:

антилопа, тюлень, утконос, бизон, дельфин, носорог, рысь, олень, кенгуру, леопард.

Задание №2

Отметьте в задании №1 все твердые согласные звуки синим цветом, а мягкие зеленым.

Задание №3

Запишите по памяти:

Десять мальчиков живут в одном чуланчике.
(предложение повторяется только один раз)

Задание №4

К словам предметам запишите подходящие по смыслу слова, обозначающие их действия:

Ветер __________
Вода ___________
Река ___________
Солнце _________

Задание №5

«Весна пришла»

Светит солнышко. Тают снега. Плачут сосульки. На реке треснул лед. В лесу звонко стучит дятел. Звери и птицы рады теплу и весне.

Задание №6

Запишите только последние звуки, которые вы услышите в называемых словах:

дом, картина, шум, кукла.

Из записанных вами звуков должно получиться слово.

Диагностическая логопедическая работа
для выявления нарушений письма
у учащихся 2-го класса (начало обучения)

Задание №1

Составьте слово из предложенных букв:

Задание №2

уголь
мальчик
ёлка
маяк

Определите сколько букв и звуков в словах и запишите рядом с каждым словом.

Задание №3

Составьте звуковую схему к слову ЯБЛОКО.

Задание №4

Послушайте слова и запишите только названия ягод:

малина, помидор, картофель, смородина, лук, вишня, капуста.

Задание №5

Поставьте в словах из задания №3 ударение и разделите их на слоги.

Задание №6

«Наши собаки»

У нас живет собака Булька. У Бульки два щенка. Мы их назвали Тимка и Том. Мы часто ходили на речку. Тимка и Том бегали за нами.

Диагностическая логопедическая работа
для выявления нарушений письма
у учащихся 2-го класса (конец обучения)

Задание №1

Запишите следующие слова в столбик под диктовку:

болезнь
наводнение
покрошить
носатый
родители

Задание №2

огурчик, чайка, тетрадь.

Разделите их на слоги вертикальной чертой.

Задание №3

Составьте словосочетания с одним из слов из задания №2 существительное+прилагательное (предмет и его признак)

Задание №4

Составьте звуковые схемы к словам:

ЯЗЫК, ЕГОРКА

Задание №5

Пришла весна. Текут ручьи. Зеленеет травка. Появились первые весенние цветы. На деревьях распустились молодые листья. На березках появились сережки. В лесу слышны голоса птиц. Грачи вьют гнезда. Медведь вылез из берлоги. Зайцы меняют зимнюю шубку.

Диагностическая логопедическая работа
для выявления нарушений письма
у учащихся 3-го класса (начало обучения)

Задание №1

Запишите слова, которые я назову по звукам:

[й’энот], [брат’й’а], [й’ула]

Задание №2

Запишите следующие слова в строчку под диктовку:

Каша, грузы, сутки, кофе, соки, ведро, сетка, дрова, котик.

Подчеркните слова, в которых все согласные глухие.

Задание №3

Послушайте слова и запишите только имена прилагательные:

Счастье, жирная, выпущу, пушистые, урожай, быстро, чудесный.

Задание №4

Составьте словосочетания со словами из задания №3 существительное+прилагательное (предмет и его признак)

Задание №5

«Зайчик и белочка»

Наступила вьюжная зима. Пушистый снег каждый день укрывает землю белым ковром. Белочка сидела в гнезде, а зайка прыгал под елью. Белочка выглянула из дупла. Она схватила мерзлый гриб. Зайка был рядом. Белка не узнала друга. Он был белый.

Диагностическая логопедическая работа
для выявления нарушений письма
у учащихся 3-го класса (конец обучения)

Задание №1

Придумай и запиши 5 слов с разделительным мягким знаком.

Задание №2

Запишите следующие слова в столбик под диктовку:

боец
певец
продавец
сталевар
лесник
помощник
лекарь

Подберите проверочные слова к безударным гласным в корне слова.

Подчеркни слово, которое состоит из двух корней.

Задание №3

Составьте звуковую схему к слову КОЛОСЬЯ.

Задание №5

Сова – хищная птица. Она охотится на мышей и других мелких животных. Сова хорошо видит ночью, а днем она спит. У сов чуткие уши. Они спрятаны на голове под перьями. Сова летает беззвучно. Это помогает ей внезапно нападать на добычу.

Найдите в диктанте слово с удвоенной согласной и подчеркните его.

Диагностическая логопедическая работа
для выявления нарушений письма
у учащихся 4-го класса (начало обучения)

Задание №1

Запишите под диктовку 3 глагола в столбик:

бежит
бьет
идет

При помощи приставок вы-, при-, за- образуйте от каждого глагола по три новых слова.

Задание №2

Запишите под диктовку 5 существительных в столбик:

радость
грусть
прелесть
красота
дружба

Подберите к существительным однокоренные прилагательные женского рода, запишите их рядом и выделите корень.

Задание №3

«Птичьи дома»

Наступает весна. Пора встречать пернатых гостей. Ребята решили сделать для них домики. Они выбрали новые, гладкие доски. Красивые дома вышли. Но не стали жить в них птицы. Они не любят гладких досок. Скользко им, как людям на льду. Стайки птиц облюбовали сад. Они нашли старые скворечники. Закипела работа. Птицы носили мох, перья, солому. Чудное пение птиц разносилось по всей окрестности.

Задание №4

Найдете в диктанте слово ОКРЕСТНОСТИ, выпишите его и составьте звуковую схему.

Диагностическая логопедическая работа
для выявления нарушений письма
у учащихся 4-го класса (конец обучения)

Задание №1

Запишите под диктовку 2 слова в столбик:

полоса
сторожевой

Подберите проверочные слова к безударным гласным в корне. Обратите внимание, что в каждом слове по две безударные гласные одновременно.

Задание №2

Запишите под диктовку только существительные с предлогом:

подбежал, за рекой, по нему, подышать, подорожник, улететь, под мостом, под луной, над рекой

Определите их падеж.

Задание №3

Ответьте на вопросы и запишите ответы через запятую в строчку:

  • В названии какого дня недели пишется две буквы Б?
  • В каких именах девочек пишутся две буквы Н?
  • В названии какого вида транспорта пишутся две буквы Л?
  • В каких названиях мер веса пишутся две буквы М?
  • В названии какой страны пишется две буквы С?

Задание №4

Запишите только те существительные, которые употребляются всегда в форме множественного числа:

Перила, костюмы, часы, учебники, ворота, брюки, экраны, поезда, шорты, валенки, стулья, очки, сказки, сливки, качели, весы.

Задание №5

Составьте звуковую схему слова КОСТЮМЫ.

Задание №6

«Загадки леса»

Поздняя осень уже не может удержать тепло. Дует холодный ветер. Грустные стоят луга, поля. Облетела листва с деревьев. Мы подъехали к знакомой местности. Там на поляне царствует могучий дуб. Упрямо на дубе держатся желтые листья. Они тихо шумят. Кустики брусники покрыты блестящими листиками. Они и под снег уходят зелеными.

Список использованной литературы:

  1. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. Фак. Пед. Вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М. : Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1998. – С. 458.
  2. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М. : Владос, 1995. – 256 с.
  3. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. – М.: Книголюб, 2004. –с4.
  4. Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы. – М.: ГНОМ и Д, 2008.с. 62-63, 108.
  5. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей. Сборник методических рекомендаций. – С.-Пб. – М.: Сага – Форум, 2006. С. 172-173, 176-177, 197- 201.
  6. Кузнецова М.И. 5000 примеров по русскому языку. Задания для повторения и закрепления. 2 класс. — М.: экзамен, 2012.
  7. Барылкина Л.П., Давыдова Е.А., Русский язык. Повторяем на каникулах и после уроков (набор тетрадей 1-4 класс). – М.: 5 за знания, 2009.

Митина Ирина Михайловна,
учитель-логопед (1 кв. кат.),
Негосударственное Образовательное Учреждение
«Средняя Общеобразовательная Школа «Феникс», (12 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)

Прежде чем научиться хорошо читать и писать, все дети проходят через этап ошибок. У кого-то их бывает больше, у кого-то – меньше. Это нормальное и закономерное явление. Но как отличить естественные ошибки от признаков нарушения речевого развития? Дисграфические ошибки – что это такое, почему они появляются и как с ними бороться?

Выделяют несколько основных причин, вызывающих дефекты в речевом развитии:

  1. Внутриутробные: болезни матери, влияние патогенных факторов, кислородное голодание и другие осложнения во время беременности;
  2. Родовые травмы;
  3. Влияние негативных факторов в раннем детстве: менингиты, энцефалиты, черепно-мозговые травмы, повреждения шейного отдела позвоночника;
  4. Социально-психологические: двуязычие в семье, сильный стресс;
  5. Педагогическая запущенность (под этим термином в первую очередь подразумевается возникновение у ребенка отклонений в развитии из-за безразличия со стороны родителей), неблагоприятная социальная и языковая среда.

Все эти факторы негативно влияют на формирование речи в целом, провоцируя различные нарушения чтения, письменной и устной речи. Такие как: , алексия, афазия, алалия, аграфия и дисграфия, дискалькулия, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи.

Нарушения письма

Для начала следует выяснить, какие недостатки письменной речи существуют.

Дисграфия - это избирательное нарушение письма при нормальном зрении, слухе и интеллекте, обусловленное недостаточной сформированностью психических функций и проявляющееся в стойких специфических ошибках на письме. При тяжелых дефектах письма говорят про аграфию. Что это такое?

Аграфия - это крайняя степень дисграфии, характеризующаяся полной неспособностью овладеть навыком письма. Обычно этот диагноз ставят детям с первым уровнем речевого развития (не говорящие, использующие для коммуникации лепетные и звукоподражательные слова, жесты, мимику) и вторым (в словаре ребёнка присутствуют достаточно часто употребляющиеся слова, хотя и в сильно искаженном виде). При таких серьёзных нарушениях речевого развития возникает также алексия, то есть неспособность овладеть процессом чтения.

Отдельно следует отметить, что эти диагнозы могут поставить не ранее середины 2 класса. До этого момента могут выявить только предпосылки к возникновению нарушений письма.

Дисграфические ошибки


К специфическим ошибкам письма относят:

  • Существенные затруднения при изучении некоторых букв;
  • Пропуск, перестановка букв, замена их на похожие по написанию, добавление новых;
  • Пропуск, перестановка, замена слогов;
  • Пропуск и замена слов;
  • Зеркальное письмо;
  • Несогласованность слов в предложении;
  • Слитное написание слов с предлогами, раздельное написание слова с приставкой;
  • Нарушение границ предложений (в тексте вообще отсутствуют точки, либо стоят неправильно);
  • Не соблюдение строк при письме.

У ребёнка может наблюдаться один тип ошибок или все виды сразу в зависимости от степени нарушения.

Отличительные особенности дисграфических ошибок

Главная особенность специфических ошибок – неправильное написание буквы в сильной позиции. «Клат» вместо «клад» может написать любой ребёнок, не знающий соответствующего правила, но «клаты» вместо «клады» напишет только дисграфик. То же самое касается гласных под ударением: «карава» — «корова», «дим» — «дым». Если прочитать текст, написанный дисграфиком, то ошибки будет слышно, однако сам школьник во время проверки своей работы чаще всего их не замечает.

Эти ошибки носят стойкий характер, то есть появляются постоянно изо дня в день. Помощь взрослых, повторение орфографических правил и многократное переписывание домашнего задания не улучшают результат.

Если вы замечаете у своего ребёнка или ученика эти симптомы, советуем незамедлительно показать его учителю-логопеду. Он проведет всестороннюю диагностику психических функций (внимание, мышление, память) и речи (чтение, письмо, сформированность операций языкового синтеза и анализа, состояние активного и пассивного словаря), сделает заключение с рекомендациями по исправлению недостатков развития.

Профилактика дисграфических ошибок

Чем выше уровень речевого развития у ребёнка, тем больше вероятность, что проблемы с чтением и письмом его не коснутся.

С самых первых недель жизни малыша читайте ему сказки, пойте песни, рассказывайте стихи, разговаривайте с ним. Почему сказки нужно читать, а не рассказывать? У каждого человека есть определенный набор устойчивых фраз, которые он использует в речи чаще всего. Рассказывая что-то, взрослый будет пользоваться именно ими. Если же родители читают сказку, то они говорят «чужими» словами, обогащая лексикон ребёнка. Также видя у родителей в руках книгу, малыш с самого раннего возраста будет проявлять интерес к чтению.

Постарайтесь как можно дольше не знакомить своё чадо с телевизором, компьютером, телефоном и т.д. Исследования показали, что дети, которые начали пользоваться гаджетами ранее 2 лет, испытывали больше трудностей при обучении грамоте. Связано это с тем, что малыши привыкли к постоянно мелькающим ярким образам на экране. Им тяжело сосредоточиваться и длительное время удерживать внимание на неподвижных печатных символах.

Развивайте мелкую моторику ребёнка и умение ориентироваться на листе бумаги. Для этой цели прекрасно подойдут различные инструменты для рисования: восковые мелки, пальчиковые краски, акварель.

Как бороться с нарушениями письма

Как лечить нарушения письменной речи, если они всё же возникли? В зависимости от причин появления дефектов и степени их выраженности, лечить дисграфию будет один специалист или понадобится комплексная работа нескольких. Если недостатки письма появились на фоне двуязычия в семье, то для исправления такого нарушения будет достаточно грамотного логопеда. Если дисграфию вызвала педагогическая запущенность или недостатки развития психических функций, то наравне с логопедом ребенка следует водить к коррекционному педагогу. Если у школьника имеются какие-либо дополнительные заболевания (миопия, снижение слуха, сколиоз), необходимо, чтобы его ещё раз обследовали лечащие врачи. При этом нарушении необходимо проконсультироваться с неврологом. Он может выявить дополнительные неврологические проблемы, которые следует устранить.

Логопед, коррекционный педагог, психолог, невролог — каждый из них будет заниматься лечением и коррекцией нарушений в своём поле деятельности. Именно такой комплексный подход обеспечит наилучшие результаты лечения.

Логопедическое исправление дисграфических ошибок

В первую очередь учитель-логопед должен исправить ошибки в звукопроизношении , то есть поставить школьнику правильное произношение всех звуков (при этом правильным должно быть не только «звучание», но и движения речевого аппарата в момент произнесения звука).

Развитие навыков звукового, звуко-буквенного анализа и синтеза. То есть умения отличать один звук от другого, правильно соотносить звуки с буквами, понимать какой звук (или буква) в слове стоит в начале, в середине, в конце. Примеры упражнений: логопед называет цепочкой слова, а школьник должен поднять сигнальную табличку, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука; выписать из текста все слова, содержащие заданный слог; вписать пропущенную букву, слог; составить пары слов, отличающихся одним оппозиционным звуком (рак-лак, роза-роса). Так же данная стадия сопровождается заданиями на составление схем слов, предложений.

Обогащение активного и пассивного словаря. Этот этап обязательно включает в себя упражнения: на образование новых слов различными способами: подбор однокоренных слов, изменение слов по временам (боролись – боремся – будем бороться), числам (зелёный – зелёные), родам (стояла – стоял – стояло); употребление обобщающих слов (назови одним словом: яблоко, груша – фрукты; найди и запиши лишнее слово: собака, корова, лиса).

Следующий этап работы содержит задания на развитие грамматических навыков , то есть на понимание значения предлогов, умение строить предложения, связный текст. Логопед может предложить школьнику решить следующие задачи: расширить предложение или, наоборот, сократить его; построить предложение по сюжетной картинке и записать его; раскрасить кота, который сидит ОКОЛО стула.

Развитие связной устной и письменной речи. Ребёнок должен составить текст по серии картинок; написать сочинение по предложенному плану.

Бороться с дисграфией тяжело. Это потребует многолетних регулярных занятий.

Преодоление аграфии


При этом диагнозе всегда есть сопутствующие – алексия и общее недоразвитие речи. Коррекцию данных нарушений логопед будет начинать с развития устной речи, постановки звуков, расширения словаря. Только после обширной подготовительной работы, которая занимает несколько лет, он перейдёт к формированию навыков письма и чтения. План занятий будет включать перечисленные выше этапы.

Какую школу выбрать: речевую или обычную?

Родителям, чьи дети имеют трудности с чтением и письмом, учителя или руководство школы могут порекомендовать посетить с ребенком психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).

ПМПК включает в свой состав более 10 различных специалистов, среди которых обязательно присутствуют психолог, педагог-дефектолог, логопед, окулист, ЛОР, невролог, детский психиатр, ортопед, хирург. Они внимательно обследуют ребёнка и составят заключение, которое будет включать в себя рекомендации по индивидуальному образовательному маршруту школьника.

Если ребёнку порекомендовали обучение в речевой школе, то лучше остановить свой выбор именно на такой школе. В специальном образовательном учреждении будет программа, учитывающая наличие нарушений письма и речи у учеников, и дозированная нагрузка. Штат сотрудников включает в себя всех необходимых специалистов, проводятся дополнительные коррекционные занятия. Школьник не будет испытывать стресс из-за плохих оценок, выговоров от учителей или насмешек одноклассников.

Альтернативой речевой школе может стать коррекционный речевой класс в общеобразовательной школе.

Дисграфические ошибки можно преодолеть, если вовремя обратиться за квалифицированной помощью. Только логопед сможет поставить точный диагноз и составить индивидуальный план коррекционной работы, поэтому не затягивайте визит к специалисту.

Когда страдает устная речь — тут всё ясно, требуется логопед. Когда страдает письменная речь — требуется... что? Суровое наказание за отсутствие прилежания? Или "надо просто учить лучше", как говорят либерально настроенные родители?

Иногда — "лучше учить". А иногда — и учить, и чуть-чуть лечить. И вообще придётся обратиться к логопеду (да-да, и с письменной речью тоже), чтобы он разобрался, не нужна ли скорая логопедическая помощь. Некоторые родители очень удивляются, когда в школе им советуют провериться у логопеда. И ещё больше удивляются, когда логопед советует позаниматься. И ни в коем случае не использовать ремень и другие средневековые способы воздействия на личность. Ещё логопед говорит слово — дисграфия, что означает расстройство письменной речи.

Диагностика дисграфии

По каким признакам можно догадаться, что у ребёнка дисграфия? Прежде всего — если он допускает при письме ошибки... скажем так, странные. Они не связаны с нарушением грамматических правил. Под эти ошибки невозможно подобрать правила. Ошибки бывают в совершенно невинных словах, написание которых не допускает двусмысленности.

Вместо "дом" пишет "дон" или "том", вместо "для" пишет "дял", вместо "кот" — "кто", вместо "пришёл" — "присёл", "белка" превращается в "блка" и так далее. Ребёнок может не дописывать слова, вставлять лишние буквы или пропускать их.

Один мальчик 11 лет написал во время обследования: "Девочка спряталсь вдубло". Ему продиктовали фразу: "Белочка спряталась в дупло". На вопрос, как, мол, мы пишем предлоги, страдалец ответил правильно — "отдельно". Правило знает, а на практике его применить не может.

А ведь этот ребёнок не плохой, не глупый, он очень славный. Ему просто тяжело писать. Помочь смогут только специальные упражнения и уверенность в себе.

Часто у дисграфиков очень плохой почерк — мелкий или очень крупный, неразборчивый. Ребёнку тяжело соблюдать строку, слова заезжают на поля, друг на друга, сползают со строки или вдруг взлетают над ней, слово вольные птицы. Также юные дисграфики не дописывают окончания. Могут писать зеркально, переворачивая буквы, могут не дописать отдельные элементы буквы или добавить лишние.

Когда ребёнок только учится писать, у него ещё могут быть такие странные ошибки в самом начале обучения, но они быстро сходят на нет. А дисграфик очень медленно осваивает грамотное письмо. Создаётся ощущение, что ему некомфортно писать, он не любит это делать. И это действительно так. Часто школьнику кажется страшным сам объём того, что надо выучить, прочитать, написать. А когда за неудачи ещё и ругают, то руки совсем опускаются.

Лечение дисграфии

Лучше не пытаться сразу справиться со всеми проблемами. Надо выбрать одну — и сосредоточиться на ней. Например, ребёнок путает б-п, д-т, а ещё и предлоги путает с приставками. Если сразу взяться за всё — объём работы может испугать. А вот если попробовать справиться только с б-п, а потом обратить внимание школяра, что вот, дескать, ошибок-то стало меньше, то можно разбудить энтузиазм. И дальше борьба за всеобщую грамотность пойдёт гораздо веселее.

Логопед в поликлинике сможет при свое¬временном посещении (в три года, в пять лет и перед самой школой) определить, нет ли логопедических проблем, которые потом аукнутся дисграфией, при необходимости посоветует специальные занятия. К логопеду могут присоединиться нейропсихолог и невропатолог.

Часто на приёме мне приходится видеть очень унылых детей. Они морщатся, когда им предлагают написать диктант, сразу признаются, что "плохо учатся". Тогда, чтобы подбодрить их, я начинаю вспоминать разных известных людей, которые тоже не дружили с письмом и чтением. Может быть, современному ребёнку не интересно будет узнать, что Сергей Рахманинов, Никола Тесла, Альберт Эйнштейн, скорее всего, тоже были дисграфиками, но уж, я думаю, почти любого мальчишку тронет информация, что великий Нео, победитель страшных агентов Смитов из "Матрицы", тоже с трудом справлялся в детстве с буквами и словами. Ну, вернее, актёр Киану Ривз. Девочкам я обычно рассказываю про Агату Кристи. Несмотря на то, что создательница Пуаро и мисс Марпл училась плохо и писала с ошибками, она стала знаменитой писательницей. Главное — верить в себя.

Коротко о главном

Дисграфия — это специфическое и стойкое нарушение процесса письма, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают письмо.

Нарушение встречается как у детей, так и у взрослых. У детей поражение или недоразвитие соответствующих отделов коры чаще всего бывает связано с патологией беременности или родов у матери, травмами.

Симптомы: специфические и повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с незнанием грамматических правил. Особенность этих ошибок заключается в следующем: они допускаются там, где написание слов не вызывает, казалось бы, никаких затруднений.

Пять видов дисграфии

1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии

Ребёнок пишет так, как он слышит. Если к школьному периоду не поставлены все звуки — могут возникнуть проблемы с письмом.

Например, ребёнок заменяет в устной речи "р" на "л". И пишет вместо "рома" — "лома", вместо "порох" — "полох". Или, если звук совсем отсутствует в речи, может и вовсе пропускать. Например, написать "кошун" вместо "коршун".

2. Акустическая форма дисграфии

Ребёнок может произносить все звуки чисто, но при этом заменяет буквы, обозначающие фонетически схожие звуки. На письме чаще всего смешиваются пары букв д-т, б-п, ж-ш, в-ф, г-к или с-ш, з-ж, ч-щ, ч-ть, ц-т, ц-с.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Чаще всего встречается у детей, страдающих нарушениями письменной речи. При этой форме дисграфии дети пропускают буквы и слоги, переставляют их, не дописывают слова, слитно пишут предлоги или раздельно приставки. Иногда можно встретить такое нарушение, как контаминация: когда в слове встречаются слоги из разных слов. Например, "крабочки" — крабовые палочки.


4. Аграмматическая дисграфия

Как можно понять из названия, связана с недоразвитием грамматического строя речи. Правил грамматики для такого ребёнка не существует. Страдают согласования существительных и прилагательных, существительных и глаголов ("Маша бежал", "синяя пальто").

5. Оптическая дисграфия

Элементы, образующие буквы, немногочисленны: в основном это палочки, кружочки, крючочки... Но они по-разному комбинируются в пространстве, образуя различные буквы. А вот ребёнку, у которого недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления, зрительный анализ и синтез, тяжело уловить различия между буквами. То лишнюю палочку к т припишет, то у ш не допишет крючок.

Если ребёнок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведёт к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

Предупреждён — почти вооружён

Дисграфию лучше предупреждать в раннем возрасте, не дожидаясь, когда во втором или третьем классе вдруг возникнут проблемы, а у ребёнка появится отвращение к учёбе. Следует смотреть в оба за ребёнком, пристально наблюдать за процессом овладения письменной речью:

  1. если ребёнок посещал логопедический детский сад;
  2. если в 2-3 года была задержка речевого развития;
  3. если у ребёнка есть проблемы с памятью и вниманием;
  4. если ребёнок левша или переученный левша;
  5. если у ребёнка были травмы головы;
  6. если к семи годам не исправлены нарушения звукопроизношения.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Сеченовская средняя школа

Выступление на ШМО учителей начальных классов

Тема:

«Взаимодействие в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов по устранению специфических ошибок при нарушении чтения и письма у младших школьников»

Выполнила: учитель-логопед
Григорьева Мария Александровна

Сеченово, 2016 год

Проблема нарушений устной и письменной речи у детей начальной школы - одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение на начальных этапах обучения являются целью, а в дальнейшем – средством получения учащимися знаний.

Учитель начальных классов – это проводник детей в мире знаний, человек, который оказывает подавляющее влияние на ребенка, на его духовное и интеллектуальное развитие. Если рассматривать роль учителя начальных классов в жизни учащихся, имеющих отклонение в речевом развитии, то ее значение сложно переоценить. Именно поэтому при коррекции речевых нарушений у младших школьников совсем не лишним, если не сказать, необходимым, будет выстроить и структурировать процесс взаимодействия между учителем и логопедом. При наличии обоюдной заинтересованности и целенаправленной работы, этот тандем может значительно повысить качество работы и повысить успеваемость учащихся.

Задача учителя-логопеда устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе. В свою очередь, учитель продолжает речевое развитие ребёнка, опираясь на усвоенные им умения и навыки, то есть происходит интеграция логопедической работы и образовательно - воспитательного процесса.

Так как школы и детские сады переходят на работу по ФГОСам, то одним из важных механизмов требований стандарта являются планируемые результаты. К числу планируемых результатов относятся универсальные учебные действия. УУД формируются в комплексе на всех уроках и занятиях по внеурочной деятельности, значит, логопедические занятия являются звеном этой цепочки. При посещении логопедических занятий можно увидеть, что УУД носят надпредметный характер, обеспечивают преемственность в работе логопеда и учителя начальных классов. На логопедических занятиях развивают все виды УУД. Например, личностные УУД - формируется учебная мотивация, положительное отношение к школе и к занятиям через игровую деятельность. Основные этапы деятельности на логопедических занятиях - принятие и сохранение задачи, планирование, контроль, оценка, а это формирование регулятивных УД. Они просто необходимы на этапе автоматизации звуков, когда обучающийся должен контролировать положение языка при произношении звуков в слогах, словах, а особенно в спонтанной речи. Сознательно поправлять неправильно сказанные слова и оценивать свою речь, признавая ошибки. Познавательные УУД - включают решение проблемных заданий, моделирование. Например слоговые схемы-слияния соотносят схему и звук или слог в дальнейшем предупреждают ошибки в письменной речи (дисграфия на фоне несформированного звукового анализа и синтеза). Используются схемы предложений. Сравнение и классификация присутствуют на каждом логопедическом занятии по развитию речи. Невозможно представить логопедическое занятие без общения, что относится к коммуникативным УУД. Они формируются через работу в группе, в паре, принятие на себя различных ролей ученика или учителя. Ребята учатся вести диалог, строят высказывания тем самым развивается их речь, как на уроках в начальной школе, так и на занятиях с логопедом.

Предлагаю более подробно рассмотреть все плюсы этого взаимодействия.
Логопедическая работа в начальных классах нашего образовательного учреждения условно делится на четыре этапа: диагностический, подготовительный, коррекционный и оценочный.

Взаимосвязь в работе логопеда и учителя начальных классов осуществляется поэтапно:

Учитель-логопед

Учитель начальных классов

    Проводит полное обследование состояния речи первоклассников, имеющих речевые нарушения, и знакомит учителя с его результатами.

    Приступает к планированию коррекционной работы, учитывая программные требования по русскому языку, чтению и другим предметам, последовательность и время изучения тех или иных тем.

    Участвует в работе методических объединений учителей начальных классов.

    Проводит консультации для учителей начальных классов.

    Знакомит логопеда с учебной программой и стандартом начального образования.

    Сообщает о применяемых методах, приемах и технологиях обучения.

2 этап - подготовительный (октябрь)

Совместно учителем начальных классов и логопедом уточняются созданные в процессе обучения предпосылки овладения грамотой. Проводится работа по развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, сопоставление). Проводится работа по развитию свойств внимания и памяти. Проводятся мероприятия по коррекции почерка (с возможным использованием адаптированных для возраста упражнений, направленных на развитие мелкой моторики).

    Периодически информирует учителя начальных классов о специфике и содержании коррекционной работы с детьми, зачисленными на занятия.

    Показывает учителю начальных классов логопедические приемы, которые отрабатываются на логопедических занятиях.

    Для своевременного предупреждения, выявления нарушений письма, проводит анализ письменных работ детей и обращает внимание учителя начальных классов на ошибки, обусловленные речевыми отклонениями, которые следует отличать от простых грамматических ошибок.

    Ведет индивидуальные и тематические консультации для педагогов по вопросам развития и коррекции устной и письменной речи учащихся.

    Сообщает информацию об успеваемости учащихся.

    При помощи логопеда осуществляет контроль над правильной речью детей, участвует в воспитании у них самоконтроля.

    Помогает ребенку в оформлении ответа на уроках и в организации речевого общения школьника со сверстниками.

Взаимосвязь в работе логопедов и учителей начальной школы осуществляется также на совместных методических объединениях, совещаниях, где решаются разнообразные организационные вопросы, изучается передовой опыт.

4 этап – оценочный (май)

    Проведение анализа коррекционной работы.

    Проведение анализа учебно – воспитательной работы.

Совместное определение перспективы дальнейшей деятельности.

1. Соблюдать педагогический такт по отношению к детям-логопатам.

2. При изучении каждой новой буквы давать четкую артикуляцию звука (как он произносится), особое внимание уделять детям, которые не могут правильно произносить эти звуки.

3. Закреплять на уроках поставленные логопедом звуки.

4. Заучивать с детьми скороговорки, чистоговорки, стихотворения с контрольными звуками.

5. Следить за правильным произношением звуков детей-логопатов,

6. Давать упражнения на развитие фонематического слуха, предупреждая этим возникновение дисграфии.

7. Контролировать посещение детьми с дефектами речи логопедических занятий.

Результатом содружества учителя и логопеда становится повышение успеваемости и качества знаний у школьников, имевших на начало учебного года речевые на рушения. Очень много предметных умений, которые развивают и учитель и логопед (развитие фонематического слуха, словообразование, грамматического строя речи, связной речи) Если у ребёнка есть речевая проблема, то она отразится в комплексной работе,которую проводит учитель начальных классов. Работая в одном направлении по развитию речевых умений и учитель и логопед видят личностный рост ребёнка. Обязательно должны быть выработаны единые подходы, требования, приемы работы с каждым из детей, имеющих нарушения речи и посещающих занятия у логопеда.

Единые требования к занятиям с учениками-логопатами

На уроке в классе и на логопедическом занятии необходимо:

1.всесторонне развивать личность учащегося-логопата;

2. обучение должно носить воспитывающий характер;

3. учитывать возрастные особенности детей;

4. осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;

5.предъявлять программные требования с учетом возможных

6.специфических (речевых) ошибок;

7.учитывать структуру речевого дефекта и в соответствии с этим подбирать доступный материал;

8.добиваться прочности приобретенных знаний и навыков;

9.широко использовать наглядность, игровые приемы.

Таким образом, можно сделать вывод:

качественная реализация задач развития речи детей возможна только на основе комплексного подхода, т.е. взаимодействия педагогов и специалистов.

Литература.

1. Полякова М.А. Коррекция нарушений письменной речи.

2. Свободина Н.Г. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи.

3. Ахутина Т.В. Нейропсихологические методики диагностики и коррекции нарушений письма.

4. Семенович А.Ю. Эти невероятные левши.

5. Мисаренко Г.Г. Методика обучения младших школьников русскому языку с коррекционно-развивающими технологиями.

6. Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей.

7. Ишимова О.А., Бондарчук О.А. Логопедическая работа в школе.

Приложения

Логопедические упражнения на уроках русского языка и чтения

Вот некоторые приемы и упражнения.

1. Задания, направленные на трениров­ку артикуляционного аппарата и выработку правильного дыхания.

2. Задания, направленные на дифферен­циацию (различение) смешиваемых звуков.

На что похожи звуки?

Определение на слух пары звуков (ра­бота с сигнальными карточками).

Шутки-чистоговорки.

Ло-ол-ор - у Ромы топор; ло-ло-ро - у меня перо; ал-ал-ар - в бане пар; ла-ал-ал - темный подвал; ли-ри-ли - купили сухари; ри-ли-ли - улицу мели; ле-ре-ре - метель в декабре; ер-ре-ле - катались на осле.

Послушайте предложения и запом­ните.

Суп надо солить. На пол не надо сорить.

А теперь я начну предложение, а вы его закончите. Отвечает тот, до кого я дотро­нусь. Суп надо... На пол не надо...

Так же прорабатываем предложения: Коле купили лыжи. Наш кот рыжий. Мама жарит. Пчела жалит. В пруду рак. В бу­тылке лак.

Игра «Не торопись, подумай, что не так».

Серый вол (волк) голодный в лесу ходит злой, голодный.

У Кати коса (коза) рогатая, красивая, косматая.

3. Задания, направленные на развитие языкового анализа и синтеза.

Предложение.

Придумайте предложение по сюжетной картинке, увеличивая его до опреде­ленного количества слов.

Выделите предложение с определен­ным количеством слов из текста.

Поднимите карточку (табличку) - цифру, соответствующую количеству слов предъявляемого предложения.

Покажите схему предложения, соответ­ствующую этому предложению.

Разложите картинки (луна, астра, ка­ша, ручка, мука) под определенным со­четанием гласных.

А...А, У...А

Выделите из предложения слова, состо­ящие из определенного количества слогов, букв.

Вставьте нужный слог. (Ка...даш, ...рандаш.)

Изменяя один звук слова, составьте це­почки слов. (Сом, сок, сук, суп, сух, сох, сор, сыр, сын, сон, сор, сом.)

Составьте слова из букв одного слова. (Машина - шина, Маша, ниша.)

Добавьте звуки к одному и тому же сло­гу до получения слова.

Па-р, па -рк, па - ром, па - руса

Составьте цепочку слов так, чтобы каж­дое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего.

Игра с кубиком. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из оп­ределенного количества звуков (сло­гов) в соответствии с количеством то­чек на верхней грани кубика.

Выделение из предложения, рассказа слова с заданным звуком.

Игра «Лото» («Определите первый звук в слове»). Учащимся раздаются карточки с предметными картинками, их названия начинаются с различных звуков. У детей фишки с буквами. Не­обходимо закрыть фишкой то слово, которое начинается с этой буквы. По­беждает тот, кто правильно закрыл фишками все карточки. Можно изме­нить задание (звук на конце слова, в се­редине).

4. Задания, направленные на корректи­ровку грамматического оформления речи.

Измените слова по образцу. Листья клена - кленовые листья.

Улицы города - ...

Лист капусты - ...

Подставьте по очереди слова в предло­жение.

Я налью молоко в стакан из... (миска, би­дон, кувшин, графин).

Составьте словосочетания путем на­хождения пары слов из двух столбиков.

Составьте предложение, меняя одно слово или добавляя.

На поляне ель. На поляне стоит ель. На поляне стоит высокая, стройная ель. На широкой поляне стоит высокая, стройная ель и т.д.

5. Задания, направленные на предуп­реждение и устранение ошибок при чтении.

Найдите неправильно написанную бук­ву (о, с, а, э, е).

Отгадайте, какое это слово? (Верхняя или нижняя часть слова закрывается листом бумаги.)

Прочитайте слоги так, чтобы получи­лось слово

бе ли над мо цикл по жа мо пись то ло ба жу са жа си ня

Чтение или составление слов, отличаю­щихся одной буквой.

Кот - кол, мука - муха, следы - слезы и т.д.

Наращивание слов. То-сто-стол- столб-столбик

«Буксир». Дети следят за чтением учи­теля, читающего в разном темпе.

«Эхо». Ученики читают вслед за учите­лем.

«Жужжащее чтение». Чтение одновре­менно с учителем.

Упражнение 1.
Если ребёнок пропускает буквы, проводите «волшебные диктанты», в которых слова пишутся не буквами, а чёрточками: каждая буква – чёрточка.

Упражнение 2.
Ребёнок не дописывает окончания? Поможет такой же диктант, но окончания пусть пишет буквами: например, «здоровый» - «- - - - - - ый». Если ребёнок делает ошибки в суффиксах и окончаниях, предложите поиграть – придумать слова на предпоследнюю букву: вы говорите – «слон», ребёнок – слово, начинающееся на о .

Упражнение 3 .
В случае если ребёнок путает буквы, надо создать их устойчивый образ. Посоветуйте родителям вырезать с ним алфавит из бархатной бумаги, скрутить буквы из проволоки, слепить из пластилина, а затем пусть он с закрытыми глазами угадывает их на ощупь. Можно писать буквы в воздухе, на спине. А если занятия родителей будут идти параллельно со снижением требований по технике чтения – эффект обеспечен!

Упражнение 4 .
Предложите придумать и нарисовать картинки, в которых акцент сделан на проблемных буквах: например, «корова» - корова с глазами в виде букв о , «интеллигент» - рожица, у которой в каждом глазу по букве л .

Упражнение 5.
После каждых 20 минут занятий делайте небольшую паузу: пусть в младших классах это будут игровые дыхательные или двигательные упражнения, в старших – 2 минуты на что-то весёлое из истории предмета.

Упражнение 6.
Игра «Повторяй за мной» (развитие внимания).
Под любую считалку ведущий ритмично выполняет простые движения, например, хлопает в ладоши или по коленям, топает ногой, кивает головой. Дети повторяют его движения. Неожиданно ведущий меняет движение, и тот, кто вовремя не заметил этого и не сменил движения, выбывает из игры.

Упражнение 7.
Игра «Оркестр» (развитие активного внимания).
Выбирается ведущий. Он находится в центре круга. Каждый из детей выбирает себе какое-нибудь слово и по команде начинает произносить его одновременно со всеми без остановки, пока ведущий не скажет «Стоп!». Задача ведущего - услышать и запомнить все произнесенные слова и повторить их.

Упражнение 8.
Графический диктант . Можно проводить с целью дифференциации смешиваемых звуков, которые ребенок должен выделить из насыщенного звукового ряда: слово, фраза, текст.
Перед детьми ставится задача: определить по слуху только изучаемые звуки, например, звонкий [з] и глухой [с]. Слова, не содержащие указанных звуков, при записи обозначаются прочерком; содержащие один из звуков, обозначаются одной соответствующей буквой.
Предложение: «В сосновом лесу смолистый запах» - будет выглядеть так:
«- сс с сс з».

Упражнение 9.
Игра «Иностранные слова».
Детям предъявляются карточки «родога», «камош», «монли», и задание в стихотворной форме:

Даны слова вам странные,
Почти как иностранные.
На них вы посмотрите
И переведите! (Дорога, мошка, лимон.)

Упражнение 10.

Игра «Внимательные глазки».
Детям предъявляется запись на доске или на карточке фрфефчфкфаф и задание:
С этим словом что-то сталось,
Буква лишняя закралась.
Эту букву отними,
Слово ты освободи! (Речка.)

Игры со звуками

«Добавь звук»

Получится новое слово, если к этому слову добавить звук К:

Вол – вол(К), рыба - …, моря - …, завтра - …, пар - …

Какое новое слово получится, если добавить звук Т :

Спор – спор(Т), бор - …, бра - …, сор - …, стар - …

Вставьте в слово после первого звука Л :

Кок – к(Л)ок, пот - …, бок - …, сон - …, куб - …,

Сова - …, кубок - …, сух - …, газ - …, пан - …

Вставить в слово после первого звука Р :

Ковать – к(Р)овать, кошка - …, топка - …, такт - …, дама - …, кот - …, битва - …, тон - …,гаммы - …, каска - …,пуд - …,

сок - …, койка - …, мак - …

«Отними звук»

Какое слово получится, если убрать первый звук:

Косы – осы , крот - …, смех - …, гром - …, шмель - …,

зверь - …, клей - …, скот - …, плуг - …, укол - …

«Кто больше?»

Предложите ребенку придумывать слова, в которых есть (например) звук С. Можно чтобы этот звук был бы и в начале слова и в середине или в конце.

Затем задание можно усложнить, ограничивая наличие звука:

В начале слова – сахар, слон, сумка;

в середине – миска, мост, маска;

в конце слова – овес, автобус, насос.

За правильный ответ – фишка. В конце игры подсчитывается результат и выявляется победитель.

Аналогично можно играть и с другими звуками.

«Чем отличаются слова»

Дети слушают пары слов: (кит – кот, жук – сук, шар – шарф, Маша – каша, горка – норка и т.д.). Нужно определить разницу в звучании этих слов.

«Придумай словечко»

Учитель пишет на листе слог. Ребенку надо придумать с ним слово и дописать его. Например, КО (кони, коты, колечко, молоко и т.д.)

«Строители»

Собираем и разбираем слова по звукам. Учитель предлагает детям собрать слово, которое произносит по звукам.

Например: «б», «а», «р», «а», «н», «к», «а»  БАРАНКА.

Затем дети сами разбирают по звукам предложенные слова: КОТ  «к», «о», «т».

Деление слов на слоги

«Прошагай слово»

Детям предлагается отмеривать слово шагами: каждый слог – шаг.

«Волшебники»

Детям предлагается «превратить» слово, имеющее определенное количество слогов, в слово с большим или меньшим количеством слогов.

Например: измените слово КОТ так, чтобы в нем стало два слога  КОТИК,

измените слово ЛИСТОК так, чтобы в нем был один слог  ЛИСТ.

«Собери слово»

Детям предлагается сложить слово из отдельных слогов.

Например: ЛИТ, КА, У - УЛИТКА

« Найдислог»

Сначала детям предлагается найти слоги, состоящие из гласных букв, а затем из гласной и согласной буквы.

«Ударный слог»

Произносим громко толь ударный слог и сильно хлопаем, остальные произносим шепотом и хлопаем тихо-тихо: ко-РО-ва, по-ми-ДОР, ВА-лен-ки.

КОРРЕКЦИЯ ПИСЬМА НА УРОКАХ

Упражнение 1 .Назовите приведенные ниже слова по типу; один пень – два пня – пять пней.

один олень - … - …: один щенок - … - …:

одно дерево - … - …: одно ведро - … - …:

одна доска - … - …: один львенок - … - ….

Упражнение 2. Составьте слова из нескольких букв. Запишите их правильно.

олпк - …, …: ракп - …, …: уткс - …, …

аршм - …, …: ткна - …, …: купс - …, …:

алтс - …, …: опст - …, …: алз - …, …, …

Упражнение 3 . Внимательно прочитайте словосочетания. Найдите ошибки.

Кругый стол, моя кига, тудно узнать, майский ладыш, примеры в стобик, пламя оня

Упражнение 4 . Прочитайте ряд слов и запишите как запомнили.

фартук краска струйка

пальма костер кольцо стакан

верблюд журнал ветер шляпа

журавль портфель окно лодка фонтан

Упражнение 5 . Соберите из слогов слова и запишите их.

Муш, кор, ка: маш, ро, ка: трол, бус, лей ви, град, но:

кар, ка, тош: ди, ста, он: ка, гуш, ля ка, буш, ба

Упражнение 6 .Составьте предложения из слов.

Бежал, широкой, по, улице.

Тема, в, приехал, деревню, дедушке, к.

В, с, театр, дети, учителем, поехали.

Старой, под, грелась, рысь, сосной.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ ОШИБОК ЧТЕНИЯ

Задание 1. Прочитай в таблице сначала все слоги, со­ставленные из строчных букв, а потом все слоги, состав­ленные из заглавных букв. Читать нужно по строкам сле­ва направо.

Задание 2. Не считая буквы в словах, определи, ка­кие слова самые короткие, самые длинные, найди слова одинаковой длины.

КОТ ТАРЕЛКА КУКУРУЗА

ЧЕРЕПАХА СОБАКА СУП

ЛЕТО КИТ КНИГА

Таблица букв

Цель:

Выполнение:

1) в таблицах найди клетку с указанным числом, запиши соответствующую букву, прочи­тай шепотом полученное слово;

2) найди клетку с нужной буквой и запиши число, за­писанное в ней.

Таблица 1

Таблица 2.

Расшифруй фразу:

таблица 1: 20, 6, 25, 10, 26, 28, 10, 20, 6, 24, 4, 7, 30, 13,11.

таблица.2: 4, 18, 25, 22, 26, 28, 22, 4, 18, 1, 16, 19, 30, 32, 23.

Составь слова по таблице букв:

Т. 1 (веселый) - 6, 4, 24, 13, 3, 29, 34.

Т. 2 (смешной) - 1, 17, 16, 25, 3, 5, 10.

Корректурная проба

Цель: развитие зрительно­го анализа, синтеза.

Выполнение: зачеркни все указанные буквы, прочти по­лученную фразу.

Зачеркни букву м, прочти полученную фразу:

Тарабарские стихи (для де­тей с угадывающим чтением)

Цель: развитие зрительно­го анализа, синтеза, чувства ритма.

Выполнение: внимательно читай каждую строчку, про­износи слово с указанным уда­рением; постарайся прочитать так, чтобы получилось стихо­творение.

Басик, басик, мро лудачйк?

Ку рид фо сато курачик,

Мок фасотки сто курачик,

При ли мосик - залудачик.

Подсчитай, возьми, сложи

Цель: развитие фонемати­ческого восприятия, анализа, синтеза.


Выполнение: назови кар­тинку, определи указанную цифрой букву (если затруд­няешься, посмотри в подсказ­ку); запиши ее, прочитай по­лученное слово. (ОЛЕНЬ)

бегемот кукла заяц хлеб белка ель

бабочка петух книга обезьяна мышь волк кот

мартышки

морковь шар грибы утка рыба машина кружка флажки

телевизор яблоко груша лук шарф белка лиса

Поставь по порядку

Цель: развитие фонемати­ческого восприятия, анализа, синтеза, активизация словаря.

Выполнение:

1) поставь слоги по поряд­ку, назови полученное слово;

2) составь слово из предло­женных букв, поставив их по порядку.

Составь из букв названия овощей.

кровомь (морковь)

суткапа (капуста)

кул (лук)

ероцуг (огурец)

дропоми (помидор)

славек (свекла)

вытак (тыква)

чакокаб (кабачок)

В последние годы возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Проблема нарушений письма и чтения — одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний детьми.

Письменной речью ребенок овладевает к моменту поступления в школу или непосредственно в первом классе. Для того, чтобы этот вид речи сформировался без особых трудностей, необходимо овладеть основой письменной речи. К ней можно отнести:

  1. Правильно сформированную устную речь. Способность к аналитико-синтетической речевой деятельности: деление на слова, слоги, звуки, и синтез.
  2. Развитое восприятия: пространственное, зрительно-пространственный гнозис, сомато-пространственные ощущения, знание схемы тела.
  3. Сформированность двигательной сферы.
  4. Способность к саморегуляции.
  5. Сформированность абстрактного мышления.

Если данная основа является нарушенной, то могут возникнуть нарушения письменной речи.

Существуют 4 группы нарушений письма, которые обусловлены возрастной спецификой:

  1. Трудности в овладении письмом. Встречается в подготовительной группе в 6-7 лет и в первом классе, проявляется в нечетком знании алфавита. Дети испытывают сложности при переводе звука в букву, и при переходе от печатной буквы к письменной, кроме того испытывают трудности звукобуквенного анализа и синтеза.
  2. Нарушение формирования процесса письма. Встречается в 1-2 классе в 7-8 лет, когда дети смешивают печатные и письменные буквы, пропускают слоги, слова.
  3. Дисграфия — это частичное нарушение процесса письма, которое проявляется в многочисленных стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. Диагноз ставится логопедом тогда, когда ребенок овладел техникой письма, в 8-8,5 лет
    Симптомы дисграфии:
    • при списывании с печатного текста пропуск, замена букв, слогов, слов и их сращение и расщепление;
    • при диктовке текста наблюдается то же самое, что и в первом случае + расщепление и сращение предложений;
    • лавинообразное нарастание ошибок;
  4. Дизорфография. Наблюдается, когда ребенок не умеет применять орфографические правила, а также в работе встречаются многочисленные орфографические ошибки.

Виды дисграфии (в зависимости от причин возникновения)

Акустическая (возникает при нарушении фонематического восприятия).

Симптоматика: проявляется в заменах букв, соответствующих близким звукам: свистящие, шипящие, звонкие, глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав. Кроме того, проявляется в неправильных обозначениях мягкости на письме (ПИСМО ЛУБИТ), в смешениях лабиализованных гласных даже в ударном положении (ТУЧА — ТОЧА, ЛЕС — ЛИС).

Процесс распознавания фонем включает в себя разные операции:

  • слуховой анализ речи;
  • перевод акустического образа в артикулемы;
  • соотнесение аккустико-артикуляторного образа с фонемой, выбор фонемы.

Недостаточность какой-либо из этих операций влияет на весь процесс в целом.

Артикуляторно-акустическая (возникает при нарушенном звукопроизношении и фонематическом восприятии)

Симптоматика: замены, пропуски, соответствующие заменам и пропускам в устной речи (иногда такие ошибки могут быть и после коррекции устной речи).

  • замены и смешивания парных звонких и глухих согласных (б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш);
  • замены и смешения свистящих и шипящих (ж-ш);
  • замены и смешения аффрикат и компонентов, входящих в их состав (ч — т’);
  • замены и смешивания гласных первого ряда и второго ряда при обозначении мягкости согласных (а-я, о-ё, у-ю);
  • пропуски мягкого знака, при обозначении мягкости согласного;
  • замена и смешение гласных: о, у, е, и.

Аграмматическая (механизм нарушения заключается в морфологических и синтаксических обобщениях).

Наблюдаются следующие ошибки:

  • искажение морфемного строя слова;
  • замены приставок и суффиксов;
  • нарушение конструкции предложения;
  • изменение падежа, местоимений и числа существительных;
  • нарушение согласования.

Оптическая (возникает при нарушенном зрительном восприятии, а также при несовершенстве зрительной и речевой памяти).

Симптоматика проявляется в заменах и искажениях букв на письме:

  • графически сходные, состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенные в пространстве (в-д, т-ш);
  • включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами (и-ш, л-м, х-ж);
  • зеркальное написание букв;
  • отрыв элементов букв;
  • лишние элементы (шишки — шишшики).

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза (страдает зрительная и речевая память).

Симптоматика:

  • пропуски согласных при стечении (диктант — дитант);
  • пропуски гласных (собака — сбака);
  • перестановка букв (тропа — ртопа);
  • добавление букв (таскали — тасакали);
  • пропуски, добавления, перестановки слогов (табурет-бутарет);
  • нарушения деления предложения на слова.

Дисграфия проявляется в слитном написании слов, особенно предлогов, с другими словами (например, раздельное написание слова «по бежали»). Стоит отметить, что не всегда письменные ошибки являются признаком нарушения письменной речи. Они могут появляться из-за особого психофизиологического состояния (болезни, усталости), эмоционального напряжения, вида письменной работы (например, только на контрольной работе из-за сильного волнения), нарушения анализаторных систем.

Запишитесь на консультацию к логопеду-дефектологу в логопедический центр "Хуторок"

Последние материалы раздела:

Система управления временем Б
Система управления временем Б

Бюджетный дефицит и государственный долг. Финансирование бюджетного дефицита. Управление государственным долгом.В тот момент, когда управление...

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...