Крепость, не знавшая сражений. Основание и строительство петропавловской крепости











Петропавловская крепость в системе обороны Невы

Крепость Санкт-Петербург (Петропавловская) основана 16 (27) мая 1703 года на небольшом острове в дельте Невы для обороны русских земель, захваченных Швецией еще в XVII веке и отвоеванных в ходе Северной войны (1700-1721). Финны называли остров Енисаари (Заячий остров), а шведы - Люст-Эйланд (Веселый остров). Всего за четыре месяца здесь были возведены фортификационные сооружения из дерева, дерна и земли. Хотя за время своего существования Петропавловская крепость ни разу не принимала участия в боевых действиях, в годы Северной войны она была важным звеном в цепи укреплений Невы и Финского залива. В эту оборонительную систему также входили расположенная у истока Невы древняя новгородская крепость Орешек (Шлиссельбург), крепость-верфь Адмиралтейство, заложенная в 1704 году на левом берегу Невы, и новая русская крепость Кроншлот (Кронштадт) в Финском заливе.

Петропавловская крепость – исторический центр города

В истории Санкт-Петербурга Петропавловской крепости принадлежала особая роль. На Заячьем острове начинался город, будущая столица Российской империи. Здесь находился первый храм города - собор Св. Петра и Павла, были возведены лютеранская церковь Св. Анны (заложена в 1704), Главная аптека (1704-1720-е), деревянное здание Сената (1713-1717), Монетный двор (с 1724) и дом коменданта города. Рядом с Петропавловской крепостью формировался торговый и административный центр раннего Петербурга, располагался порт и первая городская площадь - Троицкая.

Строительство Петропавловской крепости

Петропавловская крепость была возведена по правилам западноевропейской бастионной системы по проекту Ж.-Г. Ламбера де Герэна, французского инженера на русской службе. Она имеет форму вытянутого шестиугольника с шестью массивными, выдвинутыми в сторону противника бастионами.

Первоначально крепость была деревоземляной. Фундаментом для стен куртин и бастионов служили ряжи - квадратные в плане срубы, наполненные камнем, на которые насыпали земляные валы. Общее руководство строительством в 1703-1705 годах осуществлял военный инженер из Саксонии В.-А. Кирштенштейн. За строительством одного из бастионов наблюдал сам государь. Надзор за возведением других он поручил своим ближайшим сподвижникам - А. Д. Меншикову, Г. И. Головкину, Н. М. Зотову, Ю. Ю. Трубецкому и К. А. Нарышкину. Их именами были названы пять бастионов, шестой получил название «Государев». Между собой бастионы соединены куртинами: Петровской, Невской, Екатерининской, Васильевской, Никольской, Кронверкской.

В сентябре 1703 года строительство первоначальной деревоземляной крепости было завершено. В восточной части Заячьего острова в 1704-1705 годах возвели дополнительное фортификационное сооружение - земляной равелин. В 1705-1709 годах на Березовом острове, к северу от крепостных стен построили Кронверк - укрепление, призванное усилить обороноспособность крепости в случае нового нападения. Под руководством инженера В.-А. Кирштенштейна в 1705 году в горже (тыльной части) Головкина бастиона был возведен пятиугольный в плане земляной кавальер - дополнительное фортификационное сооружение для ведения «верхнего огня».

В 1706 году началась перестройка крепости в камне по проекту инженера Ж.-Г. Ламбера де Герэна и архитектора Д. Трезини. В 1727 году надзор за строительством крепости был поручен военному инженеру Б.-Х. фон Миниху, под его руководством в 1740-х годах были завершены все основные строительные работы.

По проекту Миниха в 1731-1740-х годах на западной и восточной оконечностях Заячьего острова были возведены каменные равелины. В память об отце и деде императрицы Анны Иоанновны их назвали Иоанновским и Алексеевским. Рвы, отделившие равелины от основной территории острова, были отгорожены с помощью ботардо - плотин с подъемными решетками. В 1730-1733 годах по проекту Б.-Х. фон Миниха был перестроен в камне кавальер, который получил название в честь императрицы Анны Иоанновны.

Все куртины крепости, за исключением Екатерининской, имеют воротные проезды: это Петровские, Невские, Васильевские, Никольские и Кронверкские ворота. Первыми по времени создания стали Петровские ворота - главный вход в крепость, появившиеся еще в самом начале XVIII века. В 1707-1708 годах они были перестроены по проекту Д. Трезини в виде каменной триумфальной арки с деревянным верхним ярусом - аттиком (перестроен в камне в 1717-1718 годах), увенчанным деревянной статуей Св. апостола Петра, по которой и получили свое название. .

В дальнейшем каменные укрепления подвергались отдельным перестройкам и реконструкциям. При Екатерине II южный фасад крепости облицевали гранитными плитами (1779-1786, инженеры Р. Р. Томилов, Ф.-В. Бауэр), тогда же перестроили и Невские ворота, южный фасад которых был оформлен портиком (1784-1787, Н. А. Львов). Эти работы не имели оборонительного значения: крепость приобрела облик, соответствующий ее важной градостроительной роли в ансамбле центра Санкт-Петербурга. В царствование Николая I стены северных куртин и бастионов оштукатурили и покрасили «под вид гранита». Двухэтажные крепостные казематы в XIX веке почти повсеместно стали одноэтажными.

Заячий остров с Петроградской (Петербургской) стороной с XVIII столетия соединяет один из старейших городских мостов - Иоанновский (существует на нынешнем месте с 1736-1738 годов). Раньше в крепость вели еще два моста: Никольский (построен в 1820-х годах) и Кронверкский (возведен в 1853 году), оба были снесены в начале XX века. Лишь в 1938 году в северо-западной части острова был построен ныне существующий деревянный Кронверкский мост.

Архитектурный ансамбль Петропавловской крепости

Петропавловская крепость строилась как оборонительное сооружение. Однако начиная с 1704 года, когда на территории Заячьего острова начал формироваться первый центр Петербурга, здесь возводились различные здания и сооружения. Со временем они образовали уникальный архитектурный ансамбль, в котором памятники разных эпох и стилей слились в единое гармоничное целое.

Главная архитектурная и высотная доминанта крепости - величественный Петропавловский собор. Заложенный 29 июня 1703 года в центре строящейся крепости, деревянный собор стал первой церковью Петербурга. 8 июня 1712 года Петр I заложил здесь каменный храм. Петропавловский собор возведен в 1712-1733 годах по проекту Д. Трезини. Это здание - один из наиболее значительных памятников раннего русского барокко, которое также называют «петровским». До сих пор многоярусная колокольня с тонким позолоченным шпилем, увенчанным фигурой ангела, главенствует в панораме центральных набережных города и является самым высоким архитектурным сооружением Петербурга.

За свой долгий век собор претерпел немало изменений, и его современный облик несколько отличается от первоначального: так, пожар 30 апреля 1756 года уничтожил шпиль, крышу и купол храма. Восстановительные работы растянулись на несколько десятилетий - новый деревянный шпиль был воссоздан к 1773 году. Восстановление собора завершилось в 1780 году. В 1857-1858 годах по проекту инженера Д. И. Журавского деревянные конструкции шпиля были заменены на металлические. После установки нового шпиля общая высота колокольни увеличилась с 117 метров до 122,5.

На протяжении XVIII - начала XX столетия в создании ансамбля крепости принимали участие многие известные петербургские зодчие и инженеры. Среди них- Д. Трезини, X. фан Болес, А. Ф. Вист, Н. А. Львов, А. Ринальди, А. Порто, Д. И. Журавский, Д. И. Гримм, Л. Н. Бенуа и многие другие. Их творчество представляет архитектурные стили от петровского барокко до неоклассицизма. В первой половине XVIII века на территории крепости располагался целый комплекс разнообразных построек. В 1704-1718 годах был построен ряд деревянных (с 1711 года - мазанковых или фахверковых) зданий. Активное каменное строительство и благоустройство территории Заячьего острова развернулись при императрице Елизавете Петровне, когда были возведены здания Главной гауптвахты (1748, полностью перестроена в 1906-1907), а также Обер-комендантского дома (1743-1746) и Инженерного дома (1749). Эти сооружения и сейчас частично сохраняют свой первоначальный облик, характерный для рядовой застройки Петербурга периода раннего барокко. Во второй половине XVIII - начале XIX века в архитектурном облике и пространственной организации застройки крепости произошли существенные изменения. Новую эпоху в формировании ансамбля открыло строительство Ботного дома (1761-1765), созданного по проекту архитектора А. Ф. Виста в формах раннего классицизма. Здание было возведено для хранения легендарного ботика Петра I - «дедушки русского флота», в юности на этом корабле царь изучал морское дело. Важной доминантой для всего ансамбля стал комплекс зданий Монетного двора. Главный корпус этого промышленного предприятия, возведенный в 1799-1805 годах по проекту архитектора А. Порто, - образец архитектуры строгого классицизма. В 1839-1844 годах на участке между главным зданием Монетного двора, Екатерининской, Васильевской и Никольской куртинами по проектам архитекторов Э. X. Анерта и А. М. Куци были построены «провиантские магазины», лаборатория отделения золота от серебра, штемпельная кузница, цех медального передела и инструментальная, административный флигель. В период позднего классицизма были построены Депо образцовых Российских и иностранных мер и весов (1838), перестроены Обер-офицерский дом (1843) и Плац-майорский дом (1843-1844), возведены Главное Казначейство (1837), здание фондовых капиталов (1844), Каретник (1846). Они решены в безордерных формах, определивших характер застройки крепости в 1830-1840-х годах. В эпоху эклектики (вторая половина XIX века) наиболее существенным преобразованиям подверглась территория Алексеевского равелина, где в 1892-1900 годах был возведен комплекс новых зданий для размещения Архивов Военного министерства и их служащих.

Формирование архитектурного ансамбля Петропавловской крепости завершилось в начале XX века перестройкой здания Главной гауптвахты (1906-1907), получившего новое неоклассическое архитектурное убранство, и возведением рядом с Петропавловским собором Великокняжеской усыпальницы (1896-1908, архитекторы Д. И. Гримм, А. О. Томишко, Л. Н. Бенуа, мозаики - мастерская В. А. Фролова по эскизам Н. Н. Харламова) и Церковного дома (1906, Л. Н. Бенуа).

Праздники и церемонии в Петропавловской крепости

С первых лет своего существования Петропавловская крепость становится одним из центров проведения разнообразных церковных и общегородских праздников, торжеств, иллюминаций и фейерверков, посвященных славным победам русского оружия, другим важным событиям в жизни государства.

В годы Северной войны появилась традиция сопровождать триумфы в честь «преславных викторий» строительством триумфальных ворот. Таким сооружением были Петровские ворота Петропавловской крепости, украшенные аллегорической скульптурой, прославлявшей государственную мудрость Петра I, его полководческий талант и победы над шведским королем Карлом XII. В аттике помещен барельеф «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром» (К. Оснер-старший, 1708), в нишах по сторонам от арки ворот установлены созданные французским скульптором Н. Пино аллегорические фигуры «Храбрость» и «Благоразумие» (1716), над аркой находится свинцовый двуглавый орел (Ф.-П. Вассу, 1720-1722). В 1730 году резчик П. Федоров украсил ворота деревянными барельефами с военными атрибутами. Скульптурный декор включал не дошедшие до наших дней фигуры двух ангелов с трубами, рельефы с изображением воинских доспехов, которые размещались над нишами, аллегорические скульптуры «Благочестие» и «Надежда», статуи бога войны Марса и бога морей Нептуна на отдельных постаментах.

В годы царствования Петра I был учрежден праздник Дня вскрытия Невы ото льда, имевший особое значение для жителей Петербурга. Через Неву до середины XIX века не было постоянных мостов, поэтому во время ледохода сообщение между Васильевским островом, Петроградской стороной и Адмиралтейской частью прекращалось. Возобновлялось оно только после официального открытия речного судоходства.

Не менее торжественно отмечался праздник Крещения Господня. В самый разгар крещенских морозов, 6 января (по старому стилю), перед Петропавловской крепостью под звон колоколов собирались толпы горожан для совершения церемонии освящения невской воды. На льду реки вблизи стен крепости строили часовню, а рядом делали крестообразную полынью - «иордань» (от названия реки Иордан, где был крещен Иисус Христос). Церемония всегда проходила при участии императорской фамилии. В среду четвертой недели после Пасхи отмечался праздник Дня Преполовения святой Пятидесятницы - двадцать пятый день после Пасхи. На пристань в этот день совершались многолюдные крестные ходы из собора с участием духовенства едва ли не всех приходских храмов города. Процессия обходила вокруг стен крепости с чудотворной иконой Спаса Нерукотворного Образа, взятой из домика Петра I. На каждом бастионе и над каждыми воротами совершались молебны, а затем у Невских ворот - водосвятие. Как полагали, по созвучию между словами «Преполовение» и «приплывание», существовал обычай переправляться в крепость через Неву.

Петропавловский собор - усыпальница императорской фамилии

В 1731 году, еще до освящения каменного Петропавловского собора, императрица Анна Иоанновна подписала указ о придании ему статуса кафедрального храма Санкт-Петербурга. Однако с 1770-х годов Петропавловский собор стал постепенно утрачивать свое главенствующее значение - постоянных мостов через Неву тогда не существовало, храм на Заячьем острове во время ледохода и ледостава оказывался отрезанным от остальных частей города. В 1858 году кафедральным стал новый Исаакиевский собор, собор Святых Петра и Павла был передан в Придворную строительную контору Министерства императорского двора, а в 1883 вместе с причтом причислен к Придворному духовному ведомству. Придворный статус храма соответствовал его исторически сложившемуся значению как императорской усыпальницы. Отпевания и поминальные службы по усопшим членам императорской фамилии заняли важнейшее место в церковной жизни собора.

Некрополем собор стал еще до окончания строительства - при жизни Петра I здесь похоронили его детей, умерших в младенчестве, царевича Алексея Петровича и его жену принцессу Шарлотту-Христину-Софию, сестру царя Марию Алексеевну и его невестку - царицу Марфу Матвеевну, супругу сводного брата Петра, царя Федора Алексеевича. В течение XVIII-XIX веков здесь нашли упокоение многие представители царствующей династии, прежде всего, русские императоры и императрицы, за исключением лишь Петра II (похоронен в Москве) и Иоанна VI (свергнут, находился в заточении, был убит, погребен в Шлиссельбурге или Тихвине).

В 1715 году, во время похорон принцессы Шарлотты-Христины-Софии, впервые был опробован новый для России погребальный ритуал. Традиционный православный обряд отпевания дополнили светские траурные церемонии, большей частью заимствованные в протестантских немецких государствах. В новом ритуале особая роль отводилась торжественной траурной процессии, которая под звон колоколов всех церквей города и непрекращающуюся пушечную пальбу со стен Петропавловской крепости сопровождала гроб с телом усопшего в Петропавловский собор. Петропавловский собор к похоронам оформляли особым образом. К созданию траурного убранства привлекали ведущих русских художников, скульпторов и архитекторов (В. Бренна, Дж. Кваренги, К. Росси, О. Монферрана и других).

Последнее перед революцией погребение (великого князя Михаила Николаевича, сына императора Николая I) произведено в 1909 году: было принято решение в дальнейшем хоронить в соборе только императоров и императриц, а для захоронения некоронованных представителей династии Романовых предназначалась Великокняжеская усыпальница.

С 1908 по 1915 год в Великокняжеской усыпальнице были погребены 13 членов императорской фамилии, в том числе восемь захоронений перенесли из собора. В течение последующих семидесяти шести лет погребения в Усыпальнице не производились. 29 мая 1992 года в Великокняжеской усыпальнице был похоронен правнук Александра III - великий князь Владимир Кириллович. 7 марта 1995 из Кобурга перенесли прах его родителей - великого князя Кирилла Владимировича и великой княгини Виктории Федоровны.

17 июля 1998 года в Екатерининском приделе Петропавловского собора были похоронены останки последнего русского императора Николая II, его жены и детей (кроме сына Алексея и дочери Марии), в 2006 году в собор из королевской усыпальницы в Роскилле (Дания) перенесли прах императрицы Марии Федоровны, жены императора Александра III.

Гарнизон Петропавловской крепости

22 июня 1703 года в строящуюся Петропавловскую крепость были введены войска (гвардия и другие полки) и назначен первый комендант - драгунский полковник барон К.-Э. Ренне. С этого времени и до 1 октября 1926 года жизнь крепости была связана с теми или иными воинскими частями и командами.

В первые годы Северной войны крепость оставалась базовым лагерем и опорным пунктом всех войск, оборонявших дельту Невы. Собственный гарнизон в крепости появился в октябре 1703 года, когда завершилось строительство деревоземляных укреплений и на них были установлены орудия.

В начале XVIII века войска, базировавшиеся в Петропавловской крепости, активно участвовали в сражениях Северной войны. В 1710-1790-е годы гарнизон крепости был частью всего С.-Петербургского гарнизона, а должности коменданта крепости и города не были разграничены. В конце XVIII - начале XIX века формируется устойчивая структура гарнизона, закрепленная официальными документами и штатными расписаниями. Подобная структура гарнизона просуществовала вплоть до 1920-х годов, когда отпала необходимость в его существовании.

Основу гарнизона крепости составляли рота крепостной артиллерии и инвалидная команда. Рота крепостной артиллерии, единственное реальное боевое подразделение, в начале XIX века насчитывала всего 168 человек. На вооружении роты состояло 45 орудий, часть из которых была предназначена исключительно для салютационной стрельбы. Артиллерийский гарнизон принимал участие в военных учениях. Так, во время маневров Гвардейского корпуса в сентябре 1840 года он защищал Кронверк, который был «штурмован открытою силою». Существенной частью деятельности артиллеристов была салютационная и сигнальная стрельба.

Инвалидная команда несла в крепости караульную службу. В ее обязанности входила охрана Петропавловского собора, ворот крепости и арестантских помещений. У всех ворот были оборудованы кордегардии. Наружные караулы вокруг крепости обычно выставлялись от городского гарнизона, а за охрану Монетного двора отвечала специальная «монетная команда» из 80 человек. Инвалидная команда поддерживала чистоту и порядок на территории крепости.

Организацией и производством ремонтно-строительных работ занималась Инженерная команда, в состав которой входили не только военные, но и вольнонаемные, и подчиненные Инженерной команде военно-рабочие роты. В 1810 году при Инженерной команде учреждается школа, в которой готовили кондукторов и писарей Инженерного корпуса.

Все постоянно находившиеся в крепости войска были расквартированы в приспособленных под казармы казематах, в крепости имелись вещевые, дровяные и продовольственные склады, овощехранилища, хлебопекарни, кухни, столовые и пр. Так как среди солдат были не только холостые, но и семейные, для них оборудовались специальные помещения в отдельных казематах. Кроме солдат, на постоянном жительстве в крепости находилось и большинство офицеров.

«Русская Бастилия»

На протяжении двух столетий Петропавловская крепость была главной политической тюрьмой России. Недаром ее называли «Русской Бастилией». История Петропавловской крепости как царской политической тюрьмы началась со времен Петра I. Ее первыми узниками в феврале 1718 года стали царевич Алексей Петрович и другие арестованные по «царевичеву делу». В XVIII веке здесь содержались «жертвы» дворцовых переворотов и придворных интриг: кабинет-секретарь А. П. Волынский, архитектор П. И. Еропкин, генерал-фельдцейхмейстер Б.-Х. Миних, самозванка «княжна Тараканова», писатель А. Н. Радищев, руководитель Польского восстания 1794 года Т. Костюшко и его секретарь писатель Ю. Немцевич. Дважды - в 1798 и 1800 годах - узником крепости был раввин Шнеур Залман, еврейский вероучитель, один из авторитетов хасидизма.

При Павле I в Петропавловскую крепость были заключены видные военачальники А. П. Ермолов, адмирал П. В. Чичагов, атаман войска донского М. И. Платов. В год восшествия на престол Николая I - участники восстания 1825 года против самодержавной власти императора - декабристы. В XIX веке через застенки Петропавловской крепости прошли писатель Ф. М. Достоевский, видный деятель русского анархизма М. А. Бакунин, писатель Н. Г. Чернышевский, этнограф Н. Н. Миклухо-Маклай, арестованный за участие в студенческой демонстрации, участник обороны Севастополя писатель К. М. Станюкович и многие другие.

Первоначально, в начале XVIII века, заключенных размещали в крепостных казематах. Позднее в 1760-х годах на территории Алексеевского равелина был сооружен деревянный Арестантский дом. В 1797 году на его месте возвели новую тюрьму - Секретный дом (здание не сохранилось). В 1870-1872 годах по проекту военных инженеров К. П. Андреева и А. М. Пасыпкина на месте разобранных внутренних (валганговых) стен Трубецкого бастиона была построена тюрьма Трубецкого бастиона. В XIX - начале XX века ее узниками были более 1500 человек - участники российского освободительного движения, народники, социал-демократы, эсеры. Среди них - А. И. Ульянов (старший брат Ленина), писатель А. М. Горький. В 1917-1918 годах списки арестованных пополнили министры царского, а затем Временного правительств, противники советской власти. В 1921 году последними узниками стали участники Кронштадтского мятежа.

Петропавловская крепость - музей

Впервые для посетителей крепость была открыта при Александре I, когда в Петропавловском соборе стали проводиться экскурсии по императорскому некрополю. В 1922 году храм стал музеем (с 1926 года филиалом Музея Революции), а в 1927 году музейная экспозиция была открыта в тюрьме Трубецкого бастиона.

В 1954 году Петропавловский собор, Великокняжеская усыпальница и некоторые другие здания в крепости вошли в состав Государственного музея истории Ленинграда. Сразу же началась огромная работа по изучению истории фортификационных сооружений, расселению жильцов из исторических зданий и реставрации помещений для будущих экспозиций. Были отреставрированы стены бастионов и благоустроена территория крепости. В 1950-1980-х годах памятники Петропавловской крепости реставрировались под руководством И. Н. Бенуа, А. А. Кедринского и А. Л. Ротача. Был выполнен огромный объем работ по восстановлению первоначального убранства Петропавловского собора. В 1970-2000-е годы для посетителей открылись экспозиции и выставки в Комендантском и Инженерном домах, Невской куртине, Иоанновском равелине, Государевом бастионе: «История Санкт-Петербурга-Петрограда. 1830-1918», «История Петропавловской крепости», «Музей космонавтики и ракетной техники» и др.

Петропавловскую крепость ежегодно посещают тысячи туристов из многих стран мира, городов России, часто приходят сюда и петербуржцы. Сегодня Государственный музей истории Санкт-Петербурга - один из крупнейших музеев страны. В его состав помимо Петропавловской крепости входят Шлиссельбургская крепость Орешек, Музей-квартира А. А. Блока, Музей С. М. Кирова, особняк Румянцева, Музей Печати, Монумент героическим защитникам Ленинграда и Музей петербургского авангарда (Дом М. В. Матюшина).

В Петропавловской крепости. Там в граните бастионов застыла история рождения Северной столицы России, центром которой, по замыслу Петра Великого, стала цитадель, символизирующая собой мощь и неприступность созданной им державы.

Цитадель - детище Петра I

История создания Петропавловской крепости неразрывно связана с Северной войной, которую Россия и Швеция вели в период 1700-1721 гг. В результате ряда успешных военных операций, к 1703 году удалось отвоевать приневские земли, и для их защиты потребовалась надёжная крепость, построенная по всем правилам фортификационной науки тех лет. Её строительство являлось тем более необходимым, что старую крепость Ниеншанц, находившуюся на месте впадения в Неву реки Охты, посчитали недостаточно надёжной.

Из дошедших до нас документов известно, что место для новой крепости выбирал лично Пётр I. С этой целью 8 мая 1703 года он осматривал невские берега вместе с Александром Даниловичем Меншиковым и французским инженером Жозефом Гаспаром Ламбером де Гереном. Выбор государя пал на Заячий остров, находящийся в самой широкой части устья Невы, и имеющий вполне подходящие размеры - 750 м в длину и почти 360 м в ширину.

История Петропавловской крепости начинается 16 (27) мая 1703 года, со дня, когда была произведена её закладка. Несмотря на то, что строилась крепость не только по инициативе Петра I, но и по его проектам, выполненным совместно с Ламбером де Гереном, сам государь при этом историческом событии не присутствовал. Согласно хронике тех лет, он находился в Олонецкой верфи, расположенной на восточном берегу Ладожского озера, а началом работ на Заячьем острове руководил

Сегодня день, когда была заложена Петропавловская крепость, принято считать днём рождения Санкт-Петербурга, но мало кто знает, что первоначально её постройка преследовало сугубо военные цели, и основание вокруг неё новой столицы государства не предполагалось. Лишь впоследствии эти два события были связаны между собой, так что пушкинское «здесь будет город заложен» пришло в голову государю несколько позже, чем началось создание мощных крепостных бастионов.

Постройка земляной крепости

Как видно из истории строительства Петропавловской крепости, первоначально она была деревянно-земляной, однако, несмотря на это, представляла собой передовое по тем временам фортификационное сооружение, состоящее из 6 бастионов, каждый из которых являлся мощным пятисторонним укреплением, возведённым по углам крепостной ограды.

Перед соединявшими их стенами (куртинами) были возведены 2 равелина - насыпные постройки. Их назначение заключалось в прикрытии стен от артиллерийского огня противника и затруднении штурма. Был сооружён также кронверк - наружное вспомогательное укрепление, предназначенное, как для дополнительной защиты крепости, так и для создания плацдарма в случае возможных контратак.

Возводилась Петропавловская крепость руками русских солдат и пленных шведов. Кроме того, по указу царя из каждой губернии присылалось определённое количество крепостных крестьян. Тяжёлые условия работы в холодном и сыром балтийском климате становились причиной того, что сотни безвестных строителей навсегда остались лежать в могилах, покрывавших топкие невские берега. Им на смену прибывали новые партии рабочего люда, на костях которого росли стены крепости, и поднималась из тьмы лесов столица великой империи.

Высокопоставленные кураторы строительства

Архивные документы, связанные с историей Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, свидетельствуют о том, что строительство её бастионов курировал лично государь и пятеро его ближайших сподвижников, чьими именами они впоследствии и были названы. Так, до наших дней сохранились обозначения: Трубецкой бастион, Государев, Меншиков, Нарышкин, Зотов и Головкин.

Сразу следует оговориться, что Пётр I лишь принимал участие в закладке Государева бастиона, а всеми последующими работами в нём курировали его сын - царевич Алексей и А. Д. Меншиков. Весьма примечателен и тот факт, что остальные кураторы, вопреки русской традиции не только не посмели нажиться на порученном им деле, но и во многих случаях сами покрывали текущие расходы.

Хроника дальнейших событий

История Петропавловской крепости свидетельствует и о ряде просчётов, допущенных при её проектировании. Один из них выявился ещё до того, как 1 октября 1703 года была завершена работа по возведению земляных оборонительных сооружений. В результате сильного наводнения, случившегося 30 августа, вода, поднявшись на 2,5 метра, залила Заячий остров, и смыла несколько уже готовых строений. Это происшествие лишний раз доказало необходимость строительства каменной цитадели.

Летом 1703 года произошло ещё одно важное событие, о котором непременно узнает каждый, посетивший Музей истории Петербурга в Петропавловской крепости: 29 июня (12 июля) на её территории произошла торжественная закладка Петропавловского собора - тогда ещё небольшой деревянной церкви. Она дала имя возводимой цитадели, а впоследствии и городу, названному в голландском стиле - «Санкт-Питер-бурхом». Таким образом, дату 29 июня можно считать именинами города на Неве.

В том же году появился и Иоанновскй мост, связавший Заячий остров с правда, в те времена он представлял собой конструкцию из нескольких, соединённых вместе плотов. К осени на едва законченных земляных валах установили орудия. Это были чугунные и медные пушки, как трофейные, захваченные у шведов, так и отечественной отливки, изготовленные новгородскими оружейниками. Тогда же государь назначил и первого коменданта Петропавловской крепости. Эта честь была доверена одному из его ближайших сподвижников - эстляндскому дворянину, полковнику Карлу-Эвальду фон Ренне.

Начало облицовки крепости гранитом

В 1705 году начался новый этап истории Петропавловской крепости. После того как возвели все земляные укрепления, и таким образом появилась возможность отразить возможное нападение шведов, Пётр I принял решение о её перестройке в камне. Составление проекта новой цитадели и руководство работами поручили итальянцу швейцарского происхождения - выдающемуся архитектору и инженеру своего времени Доменико Андреа Трезини.

Для реализации задуманного им плана была осуществлена дополнительная намывка территории Заячьего острова, в результате чего его ширина увеличилась на 30 м. К работам приступили в начале мая 1706 года, и начали их с перестройки Меншикова бастиона, поскольку в случае штурма он мог оказаться наиболее уязвимым. В процессе строительства прежние валы были срыты, а их грунт пошёл на подсыпку острова.

Земляным, согласно новому проекту, оставался лишь кронверк - система оборонительных сооружений, в плане представляющая корону («крон» - короны, «верк» - крепость), расположенная в северной части острова и предназначенная для защиты от возможного нападения с суши. От неё пошло название Кронверского протока, отделяющего Заячий остров от Петроградской стороны.

Крепость, которой ещё не знала Россия

К 1708 году в гранит были одеты Меншиков и Головкин бастионы, а также примыкающие к ним куртины (стены) и пороховые погреба. Тогда же началось строительство казарм и Петровских ворот, созданных, согласно государеву повелению, по образцу Нарвских.

О том, сколь мощной была цитадель, возведённая на Заячьем острове, свидетельствуют документы, представленные в Музее истории Петропавловской крепости. Кратко излагая их содержание, отметим лишь, что для России подобный тип фортификационных сооружений был абсолютно нов.

Достаточно сказать, что толщина крепостных стен достигала 20 м, а высота 12 м. Для укрепления их оснований в грунт было забито 40 тыс. свай. Каждый бастион располагал огневой мощью, которую обеспечивали порядка 60 орудий. В куртинах - стенах между бастионами, помещались гарнизонные казармы, а в казематах хранился запас пороха.

Не были забыты и тайные пути сообщения с внешним миром. В частности, под наружными сооружениями прорыли подземные ходы для высадки десанта за пределами крепости, а в её стенах соорудили, так называемые патерны - места, предназначенные для внезапного появления солдат в тылу противника. Выходы из них, заложенные одним слоем кирпичей, знали лишь особо доверенные офицеры.

Крепость, ставшая ядром города

Победы, одержанные над шведами в 1709-1710 годах, вывели на иной уровень историю Петропавловской крепости. С этого времени она навсегда потеряла своё военное значение, и пушки, установленные на её бастионах, гремели лишь во дни официальных торжеств. Вокруг крепости с необычайной быстротой стал расти город, получивший статус новой столицы Российской империи, и названный Санкт-Петербургом в честь своего небесного покровителя святого апостола Петра.

Ещё до окончательного завершения Северной войны на Заячьем острове начал работу Сенат, а вскоре была создана главная политическая тюрьма России. В этом сходны истории развития Тауэра и Петропавловской крепости. Цитадель, возведённая на берегу Темзы, также успела послужить и фортификационным сооружением, и административным центром, и тюрьмой, и, наконец, музеем.

Любопытно, что первым узником «Русской Бастилии» - такое название получила она со временем, стал сын её основателя - царевич Алексей, умерший (или тайно убитый) в заключении 25 июня 1718 года. Архитектор Трезини построил на территории новой тюрьмы и специальный дом, в котором размещалась Тайная канцелярия. Им же между Нарышкиным и Трубецким бастионом был сооружён и первый Монетный двор, занявший видное место в российской истории денег. Петропавловская крепость, кроме того, стала местом, где чеканились не только монеты, но и государственные награды.

В 1731 году Нарышкин бастион увенчали Флажной башней, на которой ежедневно поднимали российский флаг, а двумя годами позже завершилось строительство каменного Петропавловского собора, ставшего со временем усыпальницей российских монархов. Как и прочие здания крепости, он был возведён по проекту и под непосредственным руководством В 30-х же годах вошло в традицию производить в полдень сигнальный выстрел с Нарышкинского бастиона, что продолжается и в наше время.

Своё музейное значение Петропавловская крепость приобрела в 1766 году, когда на её территории было построено здание для размещения в нём ботика Петра I, ставшего после смерти государя одной из реликвий русской истории. Окончательно же свой торжественный вид крепость приняла к концу 80-х годов, когда была завершена её облицовка гранитом, и построены Комендантская пристань и

Узники «Русской Бастилии»

В российскую историю Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге вошла главным образом, как политическая тюрьма. Выше упоминалось, что её первым узником стал царевич Алексей Петрович. Впоследствии его участь разделили многие из тех, кто вступал в противоречия с существовавшим режимом.

Бастионы крепости помнят знаменитую княжну Тараканову, выдававшую себя за наследницу престола, писателя Радищева и декабристов, содержавшихся в Алексеевском равелине. В их стенах побывали петрашевцы, народовольцы и нечаевцы во главе со своим бесславным руководителем. В гулких коридорах крепости раздавались шаги Н. Г. Чернышевского, Ф. М. Достоевского, М. А. Бакунина и многих других видных деятелей той эпохи.

Во время октябрьского переворота 1917 года гарнизон поддержал большевиков, о чём в советские годы не забывали упомянуть даже в краткой истории Петропавловской крепости. Подробно рассказывалось о том, что во время штурма Зимнего дворца с её стен были произведены холостые выстрелы, а после его завершения узниками казематов стали министры Временного правительства.

Менее охотно советские историки вспоминали о той роли, которую крепость сыграла в системе тюрем ВЧК, куда она вошла сразу после прихода к власти большевиков. Известно, что в 1919 году на её территории были расстреляны 4 великих князя из рода Романовых: Дмитрий Константинович, Георгий и Павел Александрович.

Особенно мрачной страницей в истории Петропавловской крепости стал период Красного террора, пик которого выпал на 1917-1921 гг. Массовые расстрелы тогда производились у крепостной стены со стороны Кронверкского пролива. В 2009 году там были обнаружены останки сотен людей, ставших жертвой человеконенавистнического режима, на долгие годы установившегося в стране.

В 1925 году история Петропавловской крепости едва не оборвалась после того, как Ленинградский совет вынес постановление о её демонтаже (разрушении), и создании на Заячьем острове стадиона. Но, к счастью, этому варварству не суждено было свершиться, и на территории крепости был создан музей. Заслуживает внимания и тот факт, что в период 1925-1933 гг. в одном из её зданий размещалась первая в России газодинамическая лаборатория, сотрудники которой положили начало отечественному ракетостроению. На её месте в 1973 году открылся Музей ракетной техники и космонавтики, существующий и поныне.

В годы Великой Отечественной войны в крепости размещалась зенитная батарея, защищавшая небо Ленинграда от вражеских самолётов, а шпиль Петропавловского собора был укрыт маскировочной сеткой. Несмотря на постоянные обстрелы и бомбёжки, которым подвергался город, попаданий в собор не было, но серьёзные повреждения получили крепостные стены.

В 1975 году в ознаменование 150-летия со дня восстания на Сенатской площади в Петербурге, у Кронверка на том месте, где в ночь на 25 июля 1826 года были казнены пятеро декабристов, установили памятный обелиск розового мрамора. На нём были выбиты имена А. Пестеля, П. Каховского, К. Рылеева, С. Муравьёва-Апостола и М. Бестужева-Рюмина.

История, не имеющая конца

В наши дни на территории некогда грозной цитадели создан Государственный музей истории Санкт-Петербурга «Петропавловская крепость». Как и в прежние времена, ежедневно в полдень с Нарышкинского бастиона раздаётся сигнальный выстрел орудия, произвести который часто предоставляют почётным гостям города. В 1991 году среди достопримечательностей крепости появилась скульптура Петра I, выполненная русско-американским скульптором М. М. Шемякиным, а в постперестроечный период на прилегающих к ней пляжах стали устраиваться всевозможные развлекательные мероприятия. В XXI веке обретает новую жизнь Петропавловская крепость Санкт-Петербурга. История, кратко изложенная в этой статье, получает своё продолжение.

Петропавловская крепость расположена на Заячьем острове и является историческим ядром города. Крепость была заложена в мае 1703 по плану, разработанному самим императором Петром I: 6 бастионов, соединённых куртинами, 2 равелина, кронверк, первоначально дерево-земляные, в 30-40-х и 80-х гг. XVIII века одеты камнем.

История крепости-тюрьмы

Петропавловская крепость была построена как оборонительное сооружение, но она ни разу за свою историю не выполняла свои основные функции. На протяжении двух веков крепость служила политической тюрьмой. Одним из первых заключенных мрачных казематов крепости стал царевич Алексей, сын Петра I. В тюрьме Петропавловской крепости была заточена знаменитая княжна Тараканова, выдававшая себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны и претендовавшая на российский престол. В бастионах Петропавловской крепости были заточены руководители и участники восстания декабристов, организаторы покушения на императора Александра II, писатели Николай Чернышевский, Максим Горький и многие другие. Тюрьма славилась тем, что из нее невозможно было бежать: за все ее историю из нее не было совершено ни одного побега.

Петропавловский собор

Ансамбль Петропавловской крепости включает Комендантский и Инженерный дома, Артиллерийский цейхгауз, Монетный двор, Главное казначейство, Ботный домик, гаупвахту и другие исторические сооружения. Особое место в ансамбле крепости занимает Петропавловский собор, построенный в 1713-1733 годах по проекту Трезини на месте деревянной церкви, заложенной во имя апостолов Петра и Павла. Соборная колокольня, состоящая из ярусов, увенчана золоченым шпилем, на верхушке которого находится ангел с крестом.

Великолепно и внутреннее убранство храма. В центре зала расположен иконостас в виде арки, изготовленный в 1722-1726 годах московскими мастерами под руководством И.П. Зарудного из липового дерева. В иконостасе сочетаются иконы и фигуры святых. В том же стиле – стиле московского барокко – выполнена и алтарная сень, располагающаяся на резных колоннах.

Заячий остров

Строительство

С истории создания Петропавловской крепости начинается история Санкт-Петербурга. С 1700 года Россия вела Северную войну со Швецией, к 1703 были отвоёваны приневские земли. Для их защиты от нападения шведов здесь было необходимо закрепиться. Существовавшую ранее крепость Ниеншанц (у впадения в Неву Охты) посчитали недостаточно пригодной для защиты Невы. Новое место 8 или 9 мая 1703 года выбирали Пётр I, Александр Данилович Меншиков и француз генерал-инженер Жозеф Гаспар Ламбер де Герен. Их выбор пал на Заячий остров.

На финских и шведских картах этот остров в длину 750 и в ширину 360 метров, назывался Енисаари (с финского - Заячий), либо Люст-гольм (со шведского - Весёлый). Сохранилась легенда о том, что когда здесь жили шведы, на острове для отдыха и развлечений был устроен сад, от чего его и назвали Весёлым.

16 (27) мая 1703 года на Заячьем острове заложили крепость Санкт-Петербург. Петра I при закладке крепости не было. "Журнал, или Подённые записки Петра I" указывает на его нахождение тогда на Олонецкой верфи. Руководил закладкой крепости Меншиков. Но первоначально создание крепости "Санкт-Питер-бурх" не подразумевало под собой основание города, тем более основание столицы. Эти события были связаны между собой уже позже, в целях политической пропаганды. В любом случае, этот день впоследствии стал считаться днём основания Петербурга.

Первоначально было решено построить фортификационные сооружения из земли и дерева. На строительство их в камне ушло бы гораздо больше времени. Чертёж первой дерево-земляной крепости нарисовал сам Пётр I. Считается, что математический расчёт плана выполнил Ламбер. Историк К. В. Малиновский в книге "Санкт-Петербург XVIII века" приводит доводы в пользу того, что автором проекта земляной крепости был военный инженер В. А. Кирхенштейн. Тот 28 июня 1704 года писал Меншикову:

"К вашему Превосходителству посылаю при сем чертёж здешней крепости Санкт Петерсбурха, и притом назначено, как кавалеру быть, такожде трёх обрасцов равелины и двух обрасцов фозсабреи. И понеже я по нынешнее время никакого подлинного указу не имею, какое вашего Превосходителства изволение есть и каким образцом те равелины, фозсабреи и кавалеры делать изволите, того ради ожидаю о том указу, как в том деле поступать, и прошу вашего Превосходителства всепослушно, чтобы мне за три летние месяцы жалованье милостиво выдать указал, что мне здесь оныя мочно получить, для того что всё лето мне прожить будет здесь" [Цит. по: 2, с. 20].

Тяжёлые условия жизни на болоте подорвали здоровье Кирхенштейна, который умер 24 июня 1705 года.

Крепость строили солдаты, пленные шведы, от каждой губернии посылались крепостные.

Строительство бастионов курировал Пётр I и его сподвижники. По кураторам назвали крепостные бастионы: Трубецкой, Нарышкин, Государев, Меншиков, Головкин, Зотов. При заложении Государева бастиона Пётр I присутствовал, а за строительством следили либо князь Меншиков, либо царевич Алексей. Сподвижники Петра не только следили за строительством бастионов, но и не редко поставляли строительный материал, финансировали работы. Земляная крепость была завершена 1 октября 1703 года. Отмечали это событие и в Москве, и на берегах Невы. Однако после сильного наводнения часть земляных валов была разрушена.

29 июня 1703 года, в день апостолов Петра и Павла, в крепости начали строить храм - Петропавловский собор , тогда ещё небольшую деревянную церковь. Этот день стал именинами крепости, которую с тех пор стали называть на голландский манер "Санкт-Питер-бурх". Её название распространилось не только на "город" как крепость, но и на город как поселение, а значит Санкт-Петербург получил своё имя 29 июня 1703 года.

Заячий остров с Городовым в 1703 году связал мост, который представлял собой связанные друг с другом плоты.

Первым комендантом Петропавловской крепости стал полковник Карл-Эвальд фон Ренне. Он вступил на должность в середине сентября 1703 года, когда на земляные валы встали медные и чугунные пушки. Это были как захваченные у шведов трофеи так и привезённые из Новгорода орудия. 19 мая 1704 года фон Ренне сменил полковник Роман Вилимович Брюс.

Несмотря на то, что валы уже были готовы, дальнейшее строительство на территории Заячьего острова продолжалось от зари до зари. 10 апреля 1704 года А. Д. Меншиков распорядился:

"Полковнику Роману Брюсу будучи в Санкт Питербурхе у городового дела чинить по сему.
1. Работным людям ко городовому делу велеть ходить на работу как после полуночи 4 часа ударит или как из пушки выстрелят и работать им до 8 часа, а со 8, ударив в барабан, велеть им отдыхать полчаса не ходя в свои таборы, где кто будет или кого тот барабанный бой застанет.
2. После того работать им до 11 часов, а как ударит и тогда ударить, чтоб с работы шли, из пушки и велеть им отдыхать 2 часа.
3. Как час после полудня ударит, тогда идтить им на работу, взяв с собою хлеба, и работать велеть до 4х часов после полуден, а как 4 часа ударит, велеть им отдыхать полчаса с барабанным о том боем.
4. После того идтить им на работу и быть на той работе покамест из пушки выстрелено будет" [Цит. по: 2, с. 19, 20].

В 1704 году через всю Петропавловскую крепость с востока на запад был прорыт канал шириной пять метров. Он был необходим для снабжения крепости водой во время возможной её осады.

Петропавловская церковь на территории крепости была не единственной. Так как в гарнизоне служило много иностранцев-лютеран, в одном из четырёх рядов домов по указу Петра I была возведена небольшая деревянная церковь святой Анны с башней и одним колоколом. Служба в ней началась в августе 1704 года с крещения младенца.

Мост из связанных плотов в 1705 году заменила плашкоутная переправа, на месте которой в последующие два года появился деревянный мост на сваях. Так как он был выкрашен в красный цвет, его назвали Красным. Позже он стал Иоанновским.

Сразу после окончания строительства дерево-земляной крепости её нужно было перестраивать в камне. Решение об этом Пётр I принял в 1705 году. 20 октября он писал У. А. Сенявину в Нарву: "А в будущий год в Санктпитербурхе мой болворк... делать станут " [Цит. по: 2, с. 54]. Так как дикого камня в этой местности крайне мало, то новые укрепления пришлось делать из кирпича. Использовался также камень, добытый после разборки крепости Ниеншанц.

В 1706 году каменное строительство возглавил Доменико Трезини , переработавший проект Кирхенштейна. К Заячьему острову стали намывать дополнительное пространство, он ушёл в Неву примерно на 30 метров.

Перестройка началась 3 мая 1706 года с бастиона Меншикова в северной части крепости, так как она считалась самой уязвимой при атаке шведских войск . Пётр I лично заложил первый камень в основание каменной стены. Крепостные земляные валы были срыты, грунт использовали для подсыпки острова.

Одновременно с этим Пётр приказал возвести земляной кронверк - земляные валы в форме короны (отсюда название, "крон" - корона, "верк" - крепость) для защиты от возможного нападения с суши. Проток к северу от крепости назвали Кронверкским.

13 мая 1708 года в праздник Воскресения, в присутствии цариц и царевен, Пётр I заложил второй каменный бастион - Трубецкой. Первый камень в его основание положил митрополит Рязанский Стефан (Яворский). Второй камень положил государь, за ним - царицы и царевны и все присутствовавшие на торжестве, завершившемся обедом в доме генерала Шаховского .

Ещё осенью 1707 года царь приказал: "В будущем 708 году ворота делать подобные Нарвским". К следующему лету в камне уже были выведены Меншиков и Головкин бастионы, куртина между ними, пороховые погреба. Началось строительство казарм. Тогда же приступили к исполнению приказа Петра о сооружении Петровских ворот .

При строительстве Петропавловской крепости был применён совершенно новый для России принцип сооружения фортификаций. Толщина стен бастионов достигла порядка 20 метров (5-6 метров кирпичной стены снаружи и изнутри, между ними земляная засыпка с толчёным кирпичом), высота стен - 12 метров. Под стены крепости было забито порядка 40 000 свай. На каждом бастионе установили по 50-60 орудий. В Стенах между бастионами (в куртинах) устроили казематы для содержания гарнизона. В казематах изначально планировалось хранить порох, однако из-за сырости пришлось от этого отказаться. Для поднятия пушек на стены в середине XVIII века построили аппарели. Изначально их соорудили деревянными, позже переделали в камень.

В Петропавловской крепости были предусмотрены подземные ходы (сортии). Они служили для высадки десанта за пределы крепостных стен. В стенах крепости существуют тайные ходы, так называемые патерны. Они также служили для внезапного появления солдат в тылу врага. Выход из них был заложен одним слоем кирпича, место выхода знали только доверенные офицеры.

Для организации масштабных строительных работ была создана Канцелярия городовых дел. Словом "город" тогда чаще называли крепость, а не город в современном понимании этого слова. Канцелярию возглавил Ульян Акимович Синявин.

После побед над шведами в 1709-1710 годах Петропавловская крепость потеряла роль оборонительного сооружения. Петербург стал расти вокруг неё, крепость оказалась в центре города. Но пушки с её бастионов гремели - это входило в ритуал официальных торжеств. Церковь святой Анны в 1710 году была перенесена из крепости на Городовой остров.

"Журнал, или Поденная записки... Петра Великого" сообщает, что "в апреле месяце приехали из Москвы в Санктпитербург генерал-фельдмаршал Шереметев и несколько сенаторских персон и с того времени Сенаторы и Сенаторское правительство началось быть в Петербурге" [Цит. по 1, с. 87]. В 1713 году Сенат окончательно переехал в Петербург и начал свою работу в стенах Петропавловской крепости.

Крепость стала не только местом работы Сената, но и политической тюрьмой. Первым заключённым здесь стал сын Петра I Алексей, который умер в заключении 25 июня 1718 года.

Алексей Петрович допрашивался в созданной в феврале 1718 года Тайной канцелярии. Позже Трезини построил для неё на территории крепости отдельное здание. Им же между Трубецким и Нарышкинским бастионами был построен Монетный двор. В 1718 году из Петропавловской крепости в собственное здание на Троицкой площади выехал Сенат. В 1722 году из крепостных стен выехала аптека, которая разместилась на Немецкой (ныне Миллионной) улице.

У восточной стены Петропавловского собора находится Комендантское кладбище. С 1720 по 1914 год здесь похоронили 18 комендантов Петропавловской крепости.

Последним в камне был выведен Нарышкин бастион (1725-1731 годы).

Между Нарышкиным бастионом и Петропавловским собором в 1743-1746 годах был построен Комендантский дом. Здесь жил комендант крепости, в доме были его квартира и канцелярия, велись допросы заключённых. Именно в Комендантском доме в 1826 году был оглашён приговор Верховного уголовного суда декабристам. Комендантский дом изначально был построен в один этаж, в 1892 году был надстроен второй.

Рядом с Комендантским домом расположено здание Гауптвахты. В XVIII веке перед ней находилась площадь со специальным местом для наказания солдат. В 1907-1908 годах к Гауптвахте пристроили четырёхколонный портик.

Слева от Петровских ворот находится инженерный дом для инженерно-строительной команды крепости, построен в 1747-1749 годах. Проект этого дома - пример типового дома для "зажиточных". По такому же проекту в городе в начале XVIII века строили общественные здания (гостиные и почтовые дворы). В конце XIX века в инженерном доме находились жилые комнаты.

В 1730-х, при Анне Иоанновне, построены равелины (укрепления к востока и запада). Между равелинами и крепостными стенами прорывается ров, уровень воды в котором мог искусственно регулироваться (засыпаны в конце XIX века). Западный равелин назван Иоанновским (в честь старшего брата Петра I Ивана Алексеевича), восточный - Алексеевский (в честь отца Петра I - Алексея Михайловича).

Первые ворота в Невской куртине с пристанью были оборудованы согласно указа Б. К. Миниха от марта 1731 года. Соответствующие работы были произведены в 1733 году. Прежние Невские ворота не имели каких-либо значимых архитектурных украшений, кои они получили лишь в 1747-1748 годах. Тогда их облицевали пудостским камнем, выложив по сторонам от входа двойные пилястры и сформировав над ними треугольный фронтон .

Строительство Петропавловской крепости полностью завершено к 1740-му году. Эта дата обозначена на Иоанновских воротах.

"Русская Бастилия"

В 1731 году на Нарышкином бастионе построили Флажную башню, на которой поднимают флаг (гюйс). Этот бастион перестраивали в камень как парадный, потому именно здесь башня и появилась. А изначально флаг поднимался на Государевом бастионе, так как тот был перестроен первым. Флаг поднимался с утренней зарёй, опускался с вечерним закатом. В советское время эту традицию выполнять не стали, в 1990-е годы возродили. Пытались как и прежде флаг поднимать и опускать, но в последствии решили постоянно его держать на мачте. Именно с Нарышкина бастиона каждый день в 12 часов раздаётся пушечный выстрел - обычай отмечать полдень с 1730-х годов. Кроме как в полдень, выстрел отмечал начало и конец рабочего дня. Начало этого действия положил указ князя Меншикова. В XVIII веке далеко не все горожане имели свои часы, и время они сверяли по солнцу и колокольному звону. Время это было приблизительным, и только ровно в 12 часов с Нарышкина бастиона был слышен выстрел пушки. Постоянно стали производить выстрел в 1873 году. В городе с тех пор появилась поговорка "точно, как из пушки". В 1934 году выстрелы прекратили, возродили традицию в 1957 году. До недавнего времени пушки делали холостой выстрел в сторону Зимнего дворца . Однако по просьбе директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, они развёрнуты, сейчас смотрят в сторону Финского залива. В XIX веке на территории крепости с 11 до 12 часов дня играл оркестр. В 2005 году во флажной башне установили рояль, время от времени сюда для игры приглашают известных музыкантов.

Нахождение Петропавловской крепости в центре города отняло у неё какое-либо военное значение. Петербургу к 1730-м годам давно уже никто не угрожал, поэтому выделение на каменное строительство колоссальных средств некоторые считали ошибкой. И. Г. Фокеродт в 1737-1738 годах писал:

"Хотя все инженеры согласны в том, что эта крепость довольно сильна и из-за её расположения весьма неприступна, но считают, что именно поэтому она не может приносить особой пользы, поскольку она не может защитить ни город Петербург, ни окружающую местность, не в состоянии ни дать убежище армии, ни тревожить вылазками победоносные войска. Ныне она служит ни чем иным, как Бастилией, где содержатся государственные узники, и поскольку она расположена как раз напротив Зимнего дворца, в нынешнее царствование её валы используются как театр иллюминаций, на котором с помощью плошек и фонарей разных цветов представляются порталы, храмы, гирлянды и другие подобные фигуры в дни рождения, именин и коронования императрицы" [Цит. по: 2, с. 59].

Ботный домик построен по проекту А. Ф. Виста в 1762-1766 годах. Изначально был деревянным, впоследствии переделан в каменный. Дом построен для ботика Петра I - "Дедушки русского флота". Судно было подарено царской семье английским посольством. Его нашёл Пётр в селе Преображенском, им лично отреставрирован, в детстве Пётр плавал на нём по Яузе. Бот перевезён сюда из Москвы в 1723 году, сразу по окончании Северной войны. Специально для его встречи была построена пристань (Комендантская) и ворота (Невские) . Сначала для судна был выстроен простой навес. Когда же был выстроен специальный дом для него, то оказалось что двери строения слишком узки чтоб пронести внутрь ботик. Пришлось тогда разобрать часть стены. Говорят после этого А. Ф. Виста навсегда выслали из России, помня ещё и об обвалившейся колокольне Андреевского собора его же постройки. В 1724 году Пётр I устроил морской парад, то есть показал "дедушке русского флота" весь имеющийся тогда русский флот. Подобное позже повторил Александр I. У Ботного домика стоял караул. Любой желающий мог под надзором офицера осмотреть ботик, таким образом здесь был организован первый в России мемориальный музей. Караульный офицер же был обязан рассказать посетителю о экспонате. В 1891 году на ботном домике появилась статуя Навигации работы Д. И. Иенсена. В 1940 году бот перенесён в Военно-Морской музей, открывшийся в здании Биржи , в Ботном домике находится его копия. Копию выполнили в 1996 году на Петрозаводе, новое судно участвовало в праздновании 300-летия Санкт-Петербурга.

В 1779-1785 годах северную часть Петропавловской крепости облицовывают гранитом. К этому времени левый берег Невы здесь уже был одет в гранит. По легенде, Екатерина II выглянув однажды в окно Зимнего дворца возмутилась "простецким видом" крепостных стен и тут же распорядилась привести их в соответствующий вид. Пожелание её конечно же выполнили, однако всё что невидно из кабинетов Зимнего дворца так и осталось красного цвета.

В 1784-1787 годах по проекту Львова был придан торжественный вид Невским воротам и Комендантской пристани. Именно с этой пристани узников, приговорённых к смерти, выводили из крепости и отвозили по Неве к месту казни. Под аркой Невских ворот оформлена "Летопись катастрофических наводнений". В ней отмечены наивысшие подъёмы воды в 1752, 1777, 1788, 1824, 1924 и 1975 годах.

В 1798-1806 годах по проекту А. Порто строится здания Монетного Двора. Монетный двор переведён из Москвы в Санкт-Петербург в 1724 году, до постройки специального здания монеты чеканили в помещениях Трубецкого и Нарышкина бастионов. До недавнего времени только здесь производились все металлические монеты, все ордена и медали (за исключением орденов ручной работы). С конца 1990-х годов монеты начали чеканить и в Москве.

В начале XIX века, в царствование Александра I, территорию Петропавловской крепости открыли для осмотра горожанами и гостями Петербурга.

Справа от Петровских ворот в 1801-1802 годах построен склад оружия (артиллерийский цейхгауз).

Петропавловская крепость не принимала непосредственного участия в военных действиях, так как почти сразу оказалась в центре самого города, который должна была защищать. С её стен не было сделано ни одного боевого выстрела. Впоследствии она стала использоваться в качестве главной политической тюрьмы России. Один из первых узников - царевич Алексей, сын Петра I. Здесь же находилась в заточении княжна Тараканова. В 1790-х годах в крепостной тюрьме содержался Радищев, автор произведения "Путешествие из Петербурга в Москву". Эта книга продавалась в Большом Гостином Дворе , один из экземпляров попал в руки Екатерины II, после чего она и повелела арестовать Радищева. Суд приговорил его к смертной казни, но императрица изменила приговор на ссылку. Вернуться в Санкт-Петербург Радищев смог только при Павле I. При Павле I на территории Алексеевского равелина строится тюрьма, почти без фундамента на 20 одиночных камер. Эту тюрьму охраняли 50 солдат которые не имели права покидать территорию равелина. Первыми известными узниками здесь были декабристы, братья Бестужевы. В этой тюрьме во время заключения Чернышевский написал свой роман "Что делать". В тюрьму Алексеевского равелина заключали без суда, только по решению царской власти. Самое длительное заключение в этой тюрьме - 20 лет. В 1870 году тюрьма была разобрана из-за ветхости. На её месте построено здание для администрации Петропавловской крепости.

Новое тюремное помещение организовали внутри Трубецкого бастиона. Для этого стену бастиона частично разобрали изнутри, от 20 метров оставили только 2-3. С отступом 1-1,5 метра от стены было построено 2х-этажное здание тюрьмы Трубецкого бастиона. Здесь организовали 69 одинаковых одиночных камер. В них содержали подследственных, дольше двух лет заключённые здесь не находились. По окончания следствия отсюда заключённых либо направляли на поселения или на каторгу, либо приводили в исполнение смертный приговор.

На территории Петропавловской крепости никогда не приводились в исполнение смертные приговоры. Приговор этот осуществлялся либо на плацу Семёновского полка, либо в Шлиссельбургской крепости.

Земляные валы кронверка были срыты в 1850-х годах. Проходящий через весь Заячий остров канал был засыпан в 1880-х годах.

Музейный и научный комплекс

С 1924 года крепость стала музеем. Во время Великой Отечественной войны на территории крепости стояли зенитные орудия. Шпиль Петропавловского собора был закрыт маскировочной сеткой. Попаданий снарядов в собор не было, однако пострадали стены самой крепости. В 1951-1953 годах на Иоанновском мосту установили перила и фонари в виде обелисков и пучков копий, по проекту А. Л. Ротач и П. В. Баженова. 25 декабря 1975 года к 150-летию со дня восстания декабристов у Кронверка был установлен обелиск из розового гранита. Здесь в 1826 году были казнены К. Рылеев, П. Пестель, С. Муравьёв-Апостол, М. Бестужев-Рюмин и П. Каховский.

На площади перед Гауптвахтой в 1991 году появился памятник Петру I работы Михаила Шемякина.


Источник Страницы Дата обращения
1) (Стр. 16-18‚ 39-49‚ 87) 22.02.2012 г. 00:07
2) 27.10.2013 г. 13:05
3) 30.06.2014 г. 07:07

Вид Петропавловской крепости с высоты птичьего полета.

Петропавловская крепость – уникальный памятник истории и архитектуры Санкт-Петербурга. Главное сооружение его архитектурного ансамбля Петропавловский собор является одним из символов города.

Стены крепости должны были стать серьезным препятствием для врага внешнего – они возводились по последнему слову фортификации начала XVIII века. Но жизнь распорядилась по-иному. Жестокую славу крепость приобрела как тюрьма для государственных преступников, где власть расправлялась с врагом внутренним…

Петропавловская крепость: историческая справка

Строительство фортификаций.

Отсюда начинался город на Неве. Датой основания Санкт-Петербурга считается 27 мая 1703 года, когда в день Святой Троицы на Заячьем острове заложили первый камень в фундамент Петропавловской крепости. По первоначальному замыслу о городе, тем более столице, речь не шла, требовалось защитить отвоеванные у шведов земли.

Разработкой плана цитадели, также как и выбором места для ее возведения, Петр I занимался лично вместе с инженером, российским генералом французского происхождения Ж. Г. Ламбером.

Солдаты, пленные шведы, крепостные работали от зари до зари под присмотром сподвижников царя. Общее руководство осуществлял близкий друг императора — А. Д. Меншиков. Петр I поселился неподалеку в летнем домике и инспектировал строительство, с самого утра объезжая остров на лодке.

Крепость повторяла шестиугольную форму острова, в вершинах углов расположились бастионы, названные в честь кураторов, каждый из которых отвечал за «свой» объект: Меншиков, Трубецкой, Головкин, Нарышкин, Зотов, Государев. Строительство Государева бастиона курировал царевич Алексей.

1 октября 1703 года крепость освятили. К этому моменту завершилась постройка земляных и деревянных укреплений небольшой деревянной церкви во имя апостолов Петра и Павла, были установлены орудия и на Государевом бастионе поднят флаг.

В 1706 году первый архитектор Петербурга, итальянец Доменико Трезини начинает строительство каменных сооружений с применением новых принципов строительства фортификационных укреплений. Стены бастионов высотой 12 метров в толщину достигают 20 метров — они образованы наружными и внутренними слоями пятиметровой кирпичной кладки, между которыми засыпан толченый кирпич, перемешанный с землей.

Бастионы соединены между собой куртинами, в которых обустроили казематы для размещения солдат и хранения оружия. Екатерининская куртина — сплошная, а Невская, Петровская, Васильевская, Кронверкская и Никольская куртины снабжены одноименными воротами. Нарядные Петровские ворота являлись главным въездом. На бастионах установили орудия, по полсотни на каждом. Для вылазки, на случай осады, были предусмотрены подземные ходы (сортии) и тайные переходы в стенах (паттерны), которые были заложены одним слоем кирпича и были известны лишь доверенным офицерам.

Позднее на месте деревянной церкви возвели Петропавловский собор (1712-1732 годы), который приобрел статус кафедрального и стал усыпальницей Дома Романовых. В фундамент заложены святые мощи Андрея Первозванного. За восточной стеной собора находится Комендантское кладбище. 18 комендантов нашли здесь покой с 1720 по 1914 годы.

Оборонительную систему замыкает земляной вал, имеющий форму короны, — кронверк.

Треугольные укрепления с моря (равелины) были построены в 1730-е годы во времена правления Анны Иоанновны, названы в честь ее отца и деда, западный – Иоанновским (в память об Иване Алексеевиче, старшем брате и формальном соправителе Петра I), а восточный – Алексеевским (в память об отце Петра I).

На Иоанновских воротах запечатлена дата завершения строительства Петропавловской крепости – 1740 год.

Русская Бастилия

После окончательной победы над шведами Петропавловская крепость утратила свою оборонительную функцию и вскоре оказалась в центре города, который разрастался вокруг нее. В самой крепости, береговую линию которой частично облицевали гранитом, велась застройка разного назначения, в XVIII–XIX веках здесь появились Монетный двор, Артиллерийский цейхгауз, Комендантский и Инженерный дома, гауптвахта, Ботный дом …

И. Г. Фоккеродт, служивший на протяжении многих лет секретарем посольства Пруссии в России, так описывал крепость в своих записках: «… Эта крепость довольно сильна и из-за ее расположения неприступна, но считают, что … она не может приносить особой пользы. Ныне она служит не чем иным, как Бастилией, где содержатся государственные узники …».

И действительно, вскоре бастионы стали местом заточения государственных преступников, а с XIX века – главной в России политической тюрьмой, куда попадали без суда по императорскому повелению…

В крепости, замученная допросами и туберкулезом погибнет и княжна Тараканова, выдававшая себя за дочь Елизаветы I и Разумовского. Здесь будет ожидать приговора Александр Радищев — автор книги «Путешествие из Петербурга в Москву», сильно прогневившей императрицу Екатерину II.

Руководители восстания декабристов были повешены на валу кронверка. Мемориальный обелиск хранит их профили и слова великого русского поэта:

«Товарищ, верь: взойдет она

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!»

Здесь Федор Достоевский был приговорен к расстрелу вместе с другими Петрашевцами, но казнь заменили каторгой в последний момент. События нашли отражение в произведении «Записки из Мертвого дома».

В камере Алексеевского равелина Николай Чернышевский, протестуя против незаконного ведения следствия, объявил голодовку, которая продолжалась 9 дней, и написал знаменитый роман «Что делать».

До 1917 года полторы тысячи политических заключенных прошли через камеры построенной в 1872 году тюрьмы Трубецкого бастиона.

Гарнизон крепости оказал поддержку большевикам — именно его пушка дала сигнал крейсеру «Аврора» в октябре 1917, а в годы «красного террора» (1917-1921 годы) здесь проводились массовые расстрелы.

Петропавловская крепость в ночное время — вид со стороны Невы.

В 1925 году Ленинградским Советом было принято постановление разрушить крепость, ставшую к тому времени музеем, и на ее месте построить стадион. Решение вскоре отменили, а в Иоанновском равелине расположили Газодинамическую лабораторию, которая являлась первым в стране КБ ракетных двигателей и находилась в его стенах до 1933 года. Через сорок лет на ее месте был открыт музей космонавтики и ракетной техники, который в наши дни носит имя В. П. Глушко – руководителя разработок систем, выводящих на орбиту космические корабли «Восток», «Восход» и «Союз».

Достопримечательности и экспозиция

Петропавловская крепость входит в состав . Экскурсия начинается со знакомства с историей Невского края и выставки, посвященной этапам строительства крепости. Среди экспонатов, расположенных в Комендантском доме интересны русские и шведские карты, макеты укреплений, коллекция инструментов, найденных при раскопках. Отдельные залы посвящены быту населения с 1703 по 1918 год.

Петропавловский собор

Осмотр достопримечательностей продолжает самое красивое сооружение крепости — Петропавловский собор. На протяжении 300 лет до постройки в 2012 году в историческом районе Рыбацкое жилого комплекса «Князь Александр Невский» оставалось самым высоким зданием в городе. Высота храма с 40 метровым шпилем, украшенным флюгером в виде золотой фигуры ангела с крестом, составляет 122,5 метра.

Петропавловский собор.

Резной иконостас внутри собора с фигурами апостолов перед ним поражает великолепием и напоминает триумфальную арку. Это не случайное сходство, а задумка Петра I сделать храм памятником в честь побед русского оружия и местом хранения ключей от взятых городов, а так же знамен побежденных шведских и турецких войск. Изготовлен иконостас в Оружейной палате Московского Кремля, доставлен был в разобранном виде и смонтирован на месте. Все элементы выполнены из дерева и покрыты позолотой: каркас изготовлен из лиственницы, для скульптуры и деталей декора использована липа.

Практика чтения проповедей в православных храмах впервые введена в петровские времена, о чем свидетельствует кафедра, установленная перед алтарем. Сам император во время богослужения занимал царское место у правой колонны, богато украшенное малиновым бархатом и символами власти.

Необычный для православных храмов стройный вытянутый силуэт здания и его внутреннее убранство привлекают посетителей в такой же степени, как и усыпальница императоров, которая была дополнена построенной в начале XIX века Великокняжеской усыпальницей, а так же замечательно отреставрированные Царские покои с чудесным образом уцелевшими реликвиями.

Расположенные в галерее перехода в усыпальницу помещения предназначались для отдыха императорской семьи при посещении собора и состояли из приемной, гостиной, курительной и дамской комнат. Экспозиция представлена в двух комнатах, частично восстановленных по архивам автора проекта – архитектора Л. Н. Бенуа. Здесь можно увидеть мраморные камины, картины с портретами царственных особ и панорамными видами Петербурга. Особую ценность представляют собой раритетные вещи: облачения священнослужителей, аналойный покров, запредельный крест.

Экспозиция «Три века над городом» познакомит экскурсантов, которые поднимутся на колокольню, с открывающейся отсюда панорамой крепости и механизмом редкостного карильона, закупленного в Голландии для курантов башни.

Петропавловский собор.

От Собора ведет улочка к маленькому скверу, где туристов ожидает встреча с необычной скульптурой Петра I работы Михаила Шемякина. Царь изображен сидящим на троне, причем пропорции тела увеличены в полтора раза, а натуральной величины голова кажется маленькой, что придает фигуре гротескный вид. Лицо выполнено на основании подлинной восковой маски, сделанной Б. К. Растрелли. Автор называл произведение «Мой мистический Петр» и утверждал, что искажение пропорций соответствует канонам православной иконописи.

Тюрьма Трубецкого бастиона

Один из самых популярных объектов в крепости – тюрьма Трубецкого бастиона. Экспозиция, посвященная истории тюрьмы Трубецкого бастиона, знакомит посетителей с условиями содержания узников, особенностями режима, судьбами арестантов. Через ее камеры прошли Александр Ульянов, Максим Горький, Лев Троцкий… Интерьеры восстановлены, а макеты надзирателей и узников создают жутковатую тюремную атмосферу разных исторических периодов, начиная с 1870 и заканчивая 1917 годом. Последними ее заключенными стали участники Кронштадтского восстания.

Конкурируют с ней только выставка «Улицы времени» в Нарышкинском бастионе и Музей космонавтики, расположенный в Иоанновском равелине.

Нарышкинский бастион

Увлекательное путешествие в прошлое Петербурга могут совершить все желающие, посетив выставку в Нарышкинском бастионе. Экспозиция «Улица Времени» длиной в три столетия проведет сначала по землям Ингерманландии на Невских берегах, затем мимо таможни петровского времени и канцелярии от строений выведет в имперскую столицу ХVIII – ХХ веков. Заглядывая в окна «домов», можно проследить, как менялся облик интерьеров и самих горожан. Зайти в швейную мастерскую и увидеть моду XIX века, «посетить» кабинет стоматолога, или окунуться в атмосферу коммунальной квартиры века XX.

Музей космонавтики

Истории освоения космоса и роли конструкторов Петербурга-Ленинграда в развитии российской космонавтики и ракетной техники посвящен музей, открытый в залах правого фаса Иоанновского равелина. Уникальные разработки сотрудников Газодинамической лаборатории, которая размещалась здесь в 30-е годы прошлого века, представлены в экспозиции:

  • ракеты на бездымном порохе, которые были применены в «Катюше»;
  • жидкостные ракетные двигатели — предвестники двигателей космических кораблей;
  • один из самых интересных экспонатов побывал в космосе и возвратился на Землю в 1974 году — это спускаемый аппарат «Союза-16».
  • перед входом в музей стоит спускаемый аппарат спутника «Комета», также совершивший космический вояж, но уже в 90-е годы.

Экспозиция фарфора

Заслуживают внимания расположенные в Петровской куртине экспозиции фарфора и коллекции мебели, относящиеся к XVIII–XX столетиям.

Выставка изделий европейских и российских стекольных и фарфоровых заводов объединяет лучшие образцы декоративно-прикладного искусства России, Англии, Дании, Франции, Германии. Среди предметов массового производства интересна коллекция агитационного фарфора. Особым вниманием посетителей пользуются мемориальные вещи, принадлежавшие А. А. Ахматовой, О. Ф. Берггольц, Д. С. Лихачеву, а также собрание памятных подарков Сталину, переданное из Музея Революции, и коллекция подарков городу к юбилейным датам.

Экспозиция мебели

Диалектика мебельного искусства нашла отражение в экспозиции, разместившейся в Никольской куртине. К наиболее ранним экземплярам относятся: стул петровской эпохи, французские комоды, русские ларцы-теремки и сундук XVIII века. Богато инкрустированные перламутром, панцирем черепахи, костью, металлом, выполненные из редкостных пород красного, черного, розового дерева образцы мебели демонстрируют различные стили и позволяют представить, как выглядели интерьеры Северной столицы на протяжении трех столетий.

Выставка средневековых орудий

Совершенно другой вид искусства представляет выставка, расположившаяся в Каретнике – бывшей конюшне, носившей в былые времена помпезное название «Службы комендантского ведомства». Выставка средневековых орудий пыток уносит нас вглубь веков и не имеет непосредственного отношения ни к комендантским службам, ни к крепости в целом. История восходит к временам инквизиции, когда папа Иннокентий IV в 1252 году узаконил статус их применения в ходе дознания. Осуществлялись они светскими властями, как и приведение в исполнение смертных приговоров. Среди целого ряда орудий наказания, очень неожиданно выглядит пояс целомудрия, который организаторы выставки причислили к той же теме.

Выставка «Историческая мозаика»

В цейхгаузе выставка «Историческая мозаика» преподносит историю Российского государства в лицах. Правители России Иван Грозный и Екатерина II, государственные деятели, знаменитые узники крепости, революционеры, писатели и другие персоны составляют ее историческое полотно. Неподражаемую атмосферу впечатляющего погружения в прошлое, со всеми перипетиями и неожиданными поворотами, создают 60 восковых фигур. Созданные мастерами Петербурга, персонажи выглядят реалистично, передают не только внешнее сходство, но и характер, настроение, эмоции. Использованы натуральные волосы, изготовленные вручную глазные протезы, оттенки кожи скорректированы театральным гримом.

Другие достопримечательности

На территории Петропавловской крепости продолжает работать одно из старейших предприятий города — Монетный двор, переведенный сюда из Москвы указом Петра I в 1724 году.

Монетный двор.

Продолжая традиции производства медальерных работ, в настоящее время является ведущим производителем наградных знаков, орденов и медалей, а также памятных монет из драгоценных металлов.

На кронверке в 60-х годах XIX века было построено здание Арсенала, выполненное в стиле средневекового зодчества. В настоящее время здесь находится , экспозиция которого располагается внутри помещения и во дворе.

Интересная скульптура «Зайчик, спасшийся от наводнения» находится возле Иоанновского моста. Есть примета: если брошенная монетка попадет на основание памятника, ушастый Арсений исполнит желание. Имя заяц унаследовал от шведского названия острова Енисари.

Ни один посетитель не пройдет мимо небольшого здания с портиком и статуей «Навигация» на крыше, расположенному слева от колокольни, потому что здесь находятся кассы и сувенирный магазин. Многие не подозревают, что – это Ботный дом, выстроенный специально для «Дедушки русского флота» — ботика Петра I.

Кроме экскурсий, мероприятий, действующих музеев в Петропавловской крепости сегодня возрождены традиции, заложенные со дня основания:

  • ежедневно с Нарышкинского бастиона ровно в полдень слышен выстрел «вестовой» пушки. Согласно указу Екатерины II пушки Петропавловки кроме полуденного выстрела должны были сигнализировать о надвигавшемся наводнении. По этому поводу Юрий Тынянов писал: «Пушки Петропавловской крепости – орудийная газета Петербурга. Они издавна вздыхают каждый полдень и каждое наводнение. Привычка эта так сильна, что, когда начинается наводнение, чиновники бросаются переводить часы».
  • снова над Нарышкинским бастионом реет Андреевский флаг – косой крест на красном фоне с белой окантовкой. Традиция восходит к петровской эпохе. По документам тех времен: «Сей флаг для того при сей крепости … ставится… что приморский город».

Вид Петропавловской крепости стороны Невы.

Кроме того, в Петропавловском соборе с 1990 года служат панихиды по усопшим императорам, а с 1999 года совершаются праздничные богослужения. Рядом со склепом Петра I в Екатерининском приделе захоронены в 1998 году останки последнего императора Николая II, его семьи и спутников, разделивших их печальную участь. К последним погребениям относится перезахоронение праха императрицы Марии Федоровны, перенесенного из Дании в 2006 году.

Когда-то в выходные и праздничные дни на территории крепости играл духовой оркестр. Различные развлекательные мероприятия проводятся на пляже крепости и в наши дни. В 2005 году был установлен рояль во флажной башне, здесь дают концерты известные пианисты.

В теплое время года по субботам в Нарышкинском бастионе можно наблюдать смену почетного караула, которая носит символический характер. Плац-парад и вынос флагов Российской Федерации и Санкт-Петербурга – наиболее яркие моменты церемониала.

Выходной день, единый для всех музеев Петропавловки, – среда. Вход на территорию крепости – бесплатный и открыт с 9:30 до 20:00.

Панорама Петропавловской крепости

Нажав и удерживая нажатой левую кнопку - покрутите мышкой в разные стороны: Вы можете осмотреться по сторонам, не сдвигаясь при этом с места. При нажатии на черный квадрат в правом верхнем углу окна панорамы Вы попадете в полноэкранный режим просмотра.

1. Панорама.

2. Панорама.

Петропавловская крепость: где находится и как добраться

Петропавловская крепость расположена в центральной части Северной столицы напротив Зимнего дворца, по адресу:

Санкт-Петербург, Заячий остров, Петропавловская крепость, 3.

  • от ближайшей станции метро «Горьковская» пройти пешком по Александровскому парку и Кронверкской набережной;
  • от станции «Спортивная» ходят 6-ой и 40-ой трамваи;
  • от «Петроградской» — 46-й автобус, маршрутки 46, 76, 183 и 223.

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....