Краткая история беларуси. Откуда пошло название "белая русь"

Беларусь — Belarus — официальное название нашей страны с 1993 года. Термин «Белая Русь» нисколько не страдает от использования его этимологии в названии страны Беларусь.

Моя публикация посвящена не проблемам национальной самоидентификации и не разногласиям по политическим/лингвистическим спорам. Мне интересно выяснить: почему Русь именно Белая? Топоним «Белая Русь» откуда берёт своё имя?

К Белой Руси относились города и земли Полоцкой, Витебской, Могилевской областей. Как видим, Беларусь включает в себя исторические территории Белой Руси, земли белых росов. Дословный перевод Белых Рози в белорусском — Белыя Росы. Другие варианты этого имени на древних картах: Wit Русланд, Вайс Reussen, Hvite Russland, Hvítá Russland, Вайс Russland, Рутения Альба, Ruthenie Blanche и Вайс Ruthenien (Weißruthenien).

Рутения — это латинизированная версия Руси — регионы Центральной и Восточной Европы, населенной славянами — состояние 9 — 12-го века, существовавших на территории современной Беларуси, Украины, Западной России и Восточной Польши.

В словаре Фасмера упоминается дихотомия «белой земли» и предполагается, что «Белая Русь» — часть Руси, которая не подлежала татарскому владычеству. Ещё из спекуляций Фасмера бытует теория, что цвет одежды белых росов (а также цвет волос), возможно, способствовали имени «Белая Русь».

Трубачёв называет обе теории «полной фантазией» .

Название имеет свои истоки в четырёх направлениях, от старославянского использования цветов для кардинальных точек компаса.

В славянских культурах, белый — индикатор севера.

Тотем — Бог Световид — имеет четыре лица: его северное лицо было белым; западное лицо — красное; южное лицо — чёрное и восточное — зелёное. Таким образом, если есть Белая Русь, значит есть Русь Чёрная, Красная, Зелёная. Червонная Русь находится к западу от Белой Руси.

Русь / Р о θ I N я ə / географический экзоним для трансграничного региона в Центральной и Восточной Европе. Значительно отличается и даже имеет взаимоисключающие направления, в зависимости от исторического периода.

Фраза «цветная» Русь впервые появляется в западных европейских источниках в 13-14 вв., со ссылкой на Красную Русь.

Этнографически объясняется термин от старо-славянского использования цветов для четырёх координат. Древний бог Световид имеет четыре лица. Северное лицо тотема было белым (отсюда Белая Русь), западное лицо было красным (следовательно Червона Русь), южное лицо было чёрным (а значит Чорна Русь) и восточное — зелёным (отсюда Зелёный Клин).

Существовали и другие славянские люди, между которыми делалось отличие по цвету. Например, белый, красный и чёрный хорват. Белые хорваты и Белая Хорватия жили в землях современной юго-восточной Польши и Западной Украины. Красные хорваты и Красная Хорватия были расположены в современной Хорватии, современной Черногории, Боснии, Герцеговине, южной Далмации, большей части Албании, а также Старой Сербии. Рашка и Метохии, Чёрные Хорваты, проживали за пределами реки Дон.

Белые сербы — в современной восточной Германии.

Цветовое кодирование алтайских-турецких народов отличается от славянских. У них: чёрный — север, синий — восток, красный — юг, белый — запад, жёлтый (или золотой) — центр.

Летописец 16 века Guagnini писал в своей знаменитой книге Сарматы (Sarmatiae Europeae Descriptio), что Русь была разделена на три части. Под властью москвич (московского великого князя), оказалась Белая Русь. Под властью польского короля — Чёрная Русь. И остальное — Красная Русь. Великий князь московский был назван Белым царём.

Имя Белая Русь заимствована царями Московии, чтобы отличить себя от своих предшественников в Риме и Византии (на том основании, что Россия — «Третий Рим»). Rerum Moscoviticarum Commentarii Сигизмунда фон Герберштейна объясняет, что москвич (московские правители) носили белые одежды, чтобы отличить себя от фиолетового цвета римских правителей, и красного цвета византийцев.

Русский царь был, таким образом, «Белый царь»: Sunt Квай principem Moscovuiae Альба Регем nuncupant. Ego quidem causam diligenter quaerebam, CUR Regis Альби Nomine appellaretur или Weisse Reyssen Одер Weissen Khünig nennen etliche unnd damit Айн underscheid дер Reyssen MACHEN (от Rerum Moscoviticarum Commentarii).

Титул включён в число официальных титулов московского царя — «Государь всея Руси: Великой, Малой и Белой» . Это название, вместе с торжественным выражением, было в использовании до самого конца Российской империи.

В конечном счёте, этот цвет в последствии использовался контрреволюционной Белой армией, сражавшейся против Красной Армии. А присвоение различным территориям, часто довольно далеко расположенным от настоящей Беларуси, это всё исторические перемены. Например, в своё время этот термин был применён к Новгороду.

Почему ты Белая, Русь?

Существует несколько версий возникновения названия Беларусь, все они связаны с названием Белая Русь. И сразу возникает вопрос - почему Белая? По одной из версий жители этого региона носили одежду из светлой холщовой ткани, которую сами и делали. Вкупе со светлыми волосами и глазами это производило впечатление чистоты, света, поэтому и назвали эту землю Белой. По другой версии до этой земли практически не доходили татаро-монгольские завоеватели, и термин «Белая Русь» тут употреблялся в значении - свободная. По третьей версии Белой эту территорию назвали из-за распространенного тут христианства, по сравнению с языческой Черной Русью.

Это название не сразу стало употребляться для обозначения территории современной Беларуси. Сначала так назывались земли Северо-Восточной Руси, в том числе и Московское княжество. И только с 18 века термин «Белая Русь» начинает обозначать земли, на которых находится территория современной Беларуси.

Начало

История жизни на территории Беларуси начинается 35 тысяч лет назад - именно тогда сюда пришли первые люди, которых сейчас называют кроманьонцами. Они был очень похожи на современных людей. Самые старые стоянки первобытных предков белорусов археологи нашли на берегах рек Сож и Припять, рядом с деревнями Юровичи и Бердыж. Люди здесь жили 26-23 тысячи лет назад. Жизнь этих людей была нелегкой - постоянная борьба с дикими зверями, голодом, холодом. Но шло время, обитатели этих земель приобретали нужные навыки, организовывали первые общественные структуры. Сначала - первобытное человеческое стадо, потом общину, а потом и племя. Появилось имущество, а значит, стало, что делить. Начался раздел на богатых и бедных.

Легенды древнего Полоцка

Первым государственным образованием на этих землях стало овеянное легендами Полоцкое княжество. Впервые город Полоцк упоминался в летописи «Повесть временных лет» в 862 году. Выгодное местоположение - на берегу Западной Двины, которая была частью пути «из варягов в греки» - выделило этот город из ряда других. Полоцк превратился в крупный центр торговли и ремесел. Первым из полоцких князей стал Рогволод. С этим именем и с именем его дочери Рогнеды связана очень печальная история. Руки Рогнеды попросили два брата - князь киевский Ярополк и князь новгородский Владимир. Рогволод отдал предпочтение Ярополку. Владимир, чтобы отомстить, напал на Полоцк, убил Рогволода и его семью, а Рогнеду насильно заставил выйти за него замуж.

Эти события тесно связаны с приходом христианства на белорусскую землю, ведь именно Владимир, ставший потом киевским князем, крестил Русь.

Много славных имен было в роду полоцких князей, но самым известным, наверное, можно назвать князя Всеслава, которого прозвали Чародеем. При нем Полоцкое княжество достигло наибольшего расцвета. Покрыла себя славой и прекрасная представительница полоцкого княжеского рода Ефросиния. Богатой и размеренной жизни она предпочла служение Богу и ушла в монастырь. Ефросиния стала первой женщиной-книгописцем, основала два монастыря - женский и мужской. За это православная церковь объявила ее святой.

Великое княжество: легендарное начало и бесславный конец

Следующей важной вехой в истории Беларуси стало образование Великого княжества Литовского. Образование ВКЛ началось в 13 веке с подчинения ряда литовских и русских земель князем Миндовгом. Сама политическая ситуация требовала объединения этих земель, ведь с юга и востока спокойствию угрожали монголо-татары, а на западе собирали силы крестоносцы. Гедимин, Ольгерд, Витовт правили княжеством мудро и уверенно, расширяли свои территории - в 14 веке в состав ВКЛ входила Литва, часть Руси и Жемайтия. Это было независимое государство, основным языком которого был старобелорусский, а основной религией - православие.

Переломным для ВКЛ стал 1385 год - год заключения Кревской унии. Князь ВКЛ Ягайло согласно этой унии становился и королем Польши. Правда, удержать власть в княжестве он не смог и уступил ее своему двоюродному брату Витовту, во время правления которого ВКЛ достигло наибольшего расцвета. Важными вехами в истории княжества стали Статуты ВКЛ, главным из которых стал Статут 1588 года, составленный Львом Сапегой. Этот статут был написан на старобелорусском языке и регулировал законодательство ВКЛ.

16 век подарил Беларуси человека, которым гордится вся страна до сегодняшнего времени. Сын купца из Полоцка Франциск Скорина в 1517 году напечатал первую Библию на старобелорусском языке. Этот момент стал точкой отсчета в истории становления белорусского национального самосознания.

В 1569 году в результате Люблинской унии было образовано новое государство - Речь Посполитая, частью которого и стало Великое княжество. Это государственное образование просуществовало до 1791 года, когда произошел последний раздел Речи Посполитой. Могущественное некогда государство разделили между собой Российская империя, Австрия и Пруссия.

Белорусские земли попали в состав Российской империи, и обрести независимость смогли уже только в конце 20 века. Назывались они тогда Северо-Западным краем. Из-за бедственного экономического положения этого края, к которому привела губительная политика царизма, здесь стали разгораться восстания - сначала в 1830-1831 гг., а потом в 1863-1864 году. В противовес этой борьбе российские власти начали русификацию края.

В конце 19- начале 20 века на Беларуси отмечается всплеск национальной борьбы. Появление таких печатных изданий, как газеты «Наша доля» и «Наша нива», объединение вокруг них творческой думающей интеллигенции, послужило толчком к формированию национального самосознания. Братья Луцкевичи, Янка Купала, Якуб Колос, Тетка боролись за право белорусов называться белорусами.

История дней вчерашних

20 век был для Беларуси очень тяжелым - первая мировая война, насильственная коллективизация, расстрелы интеллигенции в 1937 году, Великая Отечественная война, Чернобыль. Народ все выдержал, заставил весь мир восхищаться мужеством и стойкостью в борьбе с немцами. Эта страница белорусской истории - Великая Отечественная война - одна из самых грустных: огромные потери, человеческие жертвы, сожженные города и деревни. Белорусский народ помнит о понесенных утратах: Брестская крепость, Хатынь , Буйничское поле, Курган Славы - места, которые чтит каждый житель страны.

Новейшая история Беларуси начинается в начале 90-х годов 20 века. 8 декабря 1991 года в правительственной резиденции «Вискули» в Беловежской пуще было подписано постановление о прекращении существовании СССР. С этого времени Беларусь начинает отсчет своей самостоятельной истории.

В 1994 году произошло два важных для страны события - прошли президентские выборы, на которых победил Александр Лукашенко, и была принята Конституция Республики Беларусь. После референдума 1995 года в стране было утверждено двуязычие - русский язык приобрел статус государственного наравне с белорусским. Кроме того были изменены герб и флаг. В 1997 году с территории Республики было вывезено ядерное оружие, Беларусь объявила себя безъядерной зоной.

В 2004 году из Конституции были убраны ограничения на количество президентских сроков, Александр Лукашенко получил право участвовать в выборах неограниченное количество раз. 19 марта 2006 года он был избран на третий срок, а 19 декабря 2010 - начался отсчет четвертого президентского срока Лукашенко.

Современная Беларусь - это и возведение впечатляющих архитектурных сооружений, таких как Национальная библиотека или Минск-Арена, и победы наших спортсменов на международных соревнованиях, и известный на всю Европу Славянский базар. В нашей стране сейчас действует 45 государственных и 10 частных ВУЗов, где получают образование умные и талантливые белорусские ребята. По всей стране строятся спортивные арены и развлекательные комплексы, открываются музеи и реставрируются памятники архитектуры . Беларуси есть чем гордиться, но главный повод для гордости - это ее народ.

Смотрите так же:

5 августа 1772 года состоялся первый раздел Речи Посполитой. Австрия получила Галицию, Пруссия – западную Пруссию, а Россия – Белоруссию.

Русские и белорусы признают: мы мало отличаемся друг от друга. Но всё-таки мы разные. Как формировалась Белоруссия и в чем её уникальность

История Белой Руси

Этноним «белорусы» был окончательно принят Российской империей в XVIII - XIX веках. Вместе с великороссами и малороссами, белорусы в глазах самодержавных идеологов составляли триединую общерусскую народность. В самой России термин начал использоваться при Екатерине II: после третьего раздела Польши в 1796 году, на вновь обретенных землях императрица повелела учредить Белорусскую губернию.

У историков нет единого мнения о происхождении топонимов Беларуссия, Белая Русь. Одни полагали, что Белой Русью называли земли, независимые от монголо-татар (белый – цвет свободы), другие возводили название к белому цвету одежды и волос местных жителей. Третьи противопоставляли белую христианскую Русь, черной языческой. Наиболее популярна была версия о Чёрной, Червонной и Белой Руси, где цвет сопоставлялся с определенной стороной света: чёрный - с севером, белый - с западом, червонный - с югом.

Территория Белой Руси простиралась далеко за пределы нынешней Белоруссии. С XIII века иностранцы-латиняне именовали Белой Русью (Ruthenia Alba) Северо-Восточную Русь. Западноевропейские средневековые географы в ней почти не бывали и смутно представляли себе её границы. Термин употреблялся и по отношению к Западнорусским княжествам, например, Полоцкому. В XVI – XVII веках понятие "Белая Русь" закрепилось за русскоязычными землями в Великом княжестве Литовском, а северо-восточные земли, наоборот, стали противопоставляться Белой Руси.

Присоединение Украины-Малороссии к России в 1654 году (не стоит забывать, что вместе с малороссийскими землями, были присоединены к Москве еще и часть белорусских) предоставило государственным идеологам отличную возможность выдвинуть концепцию братства трех народов – великорусского, малороссийского и белорусского.

Этнография и драники

Однако, несмотря на официальную идеологию, белорусам долгое время не находилось места в науке. Изучение их обрядов и народных обычаев только начиналось, а белорусский литературный язык делал первые шаги. Более сильные соседние народы, переживавшие период национального возрождения, в первую очередь поляки и русские, претендовали на Белую Русь в качестве прародины. Главным аргументом было то, что учёные не воспринимали белорусский язык как самостоятельный, называя его диалектом то русского, то польского языка.

Лишь в XX веке удалось выделить, что этногенез белорусов проходил на территории Верхнего Поднепровья, Среднего Подвинья и Верхнего Понеманья, то есть, на территории современной Белоруссии. Постепенно этнографы выделили самобытные стороны белорусского этноса и в частности, белорусскую кухню. Картошка в белорусских землях прижилась еще в XVIII веке (в отличие от остальной России, знавшей картофельные реформы и бунты 1840-х годов) и к концу XIX века в белорусская кухня пестрила ассортиментом блюд из картошки. Драниками, например.

Белорусы в науке

Интерес к истории белорусов, появление первых научно обоснованных концепций происхождения этноса – дело начала века XX. Одним из первых за него взялся Владимир Иванович Пичета, ученик знаменитого русского историка Василия Осиповича Ключевского. Исходя из расселения славян по "Повести Временных Лет", он предположил, что предками белорусов были кривичи, а также соседние с ними племена радимичей и дреговичей. В результате их консолидации и возник белорусский народ. Время возникновения определялось по выделению белорусского языка из древнерусского, в XIV веке.

Слабой стороной гипотезы было то, что летописные племена с середины XII столетия исчезают со страниц летописей и объяснить двухвековое молчание источников сложно. Но начало белорусской нации было положено, и не в последнюю роль из-за начавшегося систематичного изучения белорусского языка. В 1918 году преподаватель Петроградского университета Бронислав Тарашкевич подготовил первую его грамматику, впервые нормализовав орфографию. Так возникла так называемая тарашкевица – языковая норма, позднее принятая в белорусской эмиграции. Тарашкевице была противопоставлена грамматика белорусского языка 1933 года, созданная в результате языковых реформ 1930-х годов. В ней было много из русского, но она закрепилась и использовалась в Белоруссии до 2005 года, когда была проведена её частичная унификация с тарашкевицей. В качестве примечательного факта стоит отметить, что в 1920-х годах на официальном флаге БССР фраза «Пролетарии всех стран соединяйтесь!» была написана аж на четырех языках: русском, польском, идише и тарашкевице. Тарашкевицу не стоит путать с тарасянкой. Последняя – смесь русского и белорусского языков, встречается повсеместно в Белоруссии и сейчас, чаще в городах.

Белорусы от древнерусских людей

После Великой Отечественной войны национальный вопрос в СССР сильно обострился и на этой почве, для предотвращения межэтнических конфликтов в идеологии Союза стало широко использоваться новое наднациональное понятие – «советский народ». Незадолго до этого, в 1940-х, исследователи Древней Руси обосновали теорию «древнерусской народности» - единой колыбели белорусского, украинского и русского народов. Схожего между этими двумя концепциями было немного, но бросается в глаза активное их использование СССР в указанный период. Такие черты древнерусской народности, как «общность территории, экономики, права, военной организации и, особенно, общая борьба против внешних врагов с осознанием своего единства», можно смело отнести к советскому обществу конца 1940-х – 1960-х. Конечно, идеология не подчиняла историю, но структуры, которыми мыслили ученые-историки и политики-идеологи были очень похожи. Происхождение белорусов из древнерусской народности снимало слабые стороны «племенной» концепции этногенеза и подчеркивало постепенное обособление трех народов в XII – XIV веках. Впрочем, некоторые ученые продляют период формирования народности до конца XVI века.

Данная теория принята и сейчас. В 2011 году на праздновании 1150-летия Древнерусского государства её положения подтвердили историки России, Украины и Белоруссии. За это время в нее внесли данные археологии, показавшей активные связи предков белорусов с балтами и финно-уграми (отсюда родились версии балтского и финно-угорского происхождения белорусов), а также исследование ДНК, проведенное в Белоруссии в 2005 – 2010 годах, доказавшие близость трех восточнославянских народов и большие генетические различия славян и балтов по мужской линии.

Другая Русь

В Великом княжестве Литовском, в составе которого оказалась в XIII – XVI веках почти вся территория современной Белоруссии, старобелорусский язык (то есть западнорусский) был первым государственным языком – на нем велась все делопроизводство, записывали литературные произведения и законы. Развиваясь в отдельном государстве, он испытал сильное влияние польского и церковнославянского, но так и остался книжным языком. В отличие от него разговорный белорусский, испытывая те же влияния, развивался преимущественно в сельской местности и сохранился до настоящего времени. Территория формирования белорусов не так сильно пострадала от монголо-татар. Населению постоянно приходилось бороться за свою веру – православие и против иноземной культуры. В то же время, многое из западноевропейской культуры приживалось в Белоруссии быстрее и легче, чем в России. Например, книгопечатание, начатое Франциском Скориной почти на 50 лет раньше, чем в Московии. Наконец, еще одним немаловажным фактором, складывания белорусской народности стал климат, более мягкий и плодородный, чем в Средней полосе России. Именно поэтому в Белоруссии на 75 – 90 лет раньше прижилась картошка. Белорусская национальная идея сформировалась позднее, чем у других народов и стремилась разрешать вопросы без конфликтов. И в этом её сила.

На вопрос Откуда пошло название Беларусь? заданный автором Ђатьяна лучший ответ это Существует несколько версий происхождения названия Белоруссии.
Во-первых, по сторонам света называли разные районы Червоной русью, Черной Русью, Белой Русью.
Это современные территории Росии, Украины и Белоруссии, какие точно как назывались я тебе сказать не могу.
Во-вторых, до территории современной Беларуси практически не доходили татары во времена нашествий, поэтому ее называли Белой в смысле свободной.
И в третьих, белорусы носили светлую льняную одежду, были в основном светловолосые, поэтому и такая версия есть, что поэтому могли назвать эту территорию Белой Русью.
и еще в рус. -нем. словаре под ред. Карла Лейна Беларусь переведена Weißrußland (Вайсрусланд, вайс - это белый). Перевод Weißrußland мне показался чересчур механистическим, формальным, что-ли. ..а почему, собственно Белая Русь?(в 1654 году, после присоединения Украины появился титул "Царь Всея Великой и Малой и Белой Руси) .
Возможно было легендарное божество Белбог, возможно китайская символика цветов белый, значит западный, возможно какие-то подати не платили - тогда таких крестьян называли "белыми", в отличие от облагаемых податью - "чёрных".
Есть версия, что часть славянских земель контролировали викинги "белые" (норвежцы) , а часть - викинги "чёрные (датчане) .
а может на территории нынешней Беларуси строили избы с дымоходами и их в отличие от "чёрных" (без дымоходов) назвали белыми?
Источник: 🙂 моя родина, моя кровинка:)

Ответ от Вровень [активный]
Белая Русь. Это ведь логично=)


Ответ от Простреливать [активный]
От того, что в древности там жили племена с преимущественно светлыми или светло- русыми волосами вот и получилось так - Белая Русь!


Ответ от Досоветский [гуру]
Давным давно...Было несколько Россий. Малая Россия (Украина), Белая Россия (Белорусь), Великая Россия (Великороссия), Красная Россия (ныне Золотое Кольцо). Черная Рось (бывшая Черногория). И с каждым веком нас все меньше. Может пора вспомнить, что мы все РОССИЯ! Что мы Русичи или правильней в данном случае Россичи (а не россияне как обзывают нас с экранов).


Ответ от Никита К. [гуру]
от верблюда...


Ответ от Артём [активный]
Название Беларусь произошло от слов белая Русь.


Ответ от Kudec [гуру]
В древности территорию Белорусии называли ЧЕРНОЙ Русью, почему не помню но это точно.


Ответ от Маша [гуру]
а еще говорят, что на Руси, когда люди ткали полотна изо льна они были серыми и их на полях расстилали чтобы они выгорали. И вот когда А. Невский проезжал по Руси, то так и сказал: Белая Русь


Ответ от Ёерж [новичек]
Историческая "RVSSIA ALBA (Белая Русь)" располагалась прямо за Чудским озером, то есть там где находятся современные Псков, Великий Новгород, Великие Луки (Картограф: Олаф Магнус. Год издания: 1539, Венеция).
После присоединения в 1772-1795гг. восточных земель Речи Посполитой к России, создавались губернии в определённом соответствии с представлениями Екатерины II "Великой" об исторических регионах здесь. Отошедшие после первого раздела Речи Посполитой в 1772г. земли до Двины и Днепра как раз и представлялись ей как именно белорусские, образованные на них Витебская и Могилевская губернии наименовались белорусскими и объединялись в белорусское генерал-губернаторство вместе со Смоленской. Возникшие же затем Гродненская и Виленская наименовались Литовскими. Вот только в отношении Минской губернии была большая неопределенность...получалось, что она относилась ни туда, ни сюда. Лишь во время национально-освободительного восстания литвинов (совр. белорусов) против власти Российской империи в 1830-31гг. она была временно включена в юрисдикцию белорусского генерал-губернатора.
Откуда же взялось вообще деление Руси по цветам белый, черный и красный?
- Согласно традиционным представлениям монголов Золотой Орды (XIII-XV вв.), каждая из сторон света имела свой конкретный цветовой символ: белый - Запад, синий - Восток, красный - Юг, черный - Север. Соответственно сторонами света у них были названия для своих частей Орды, где Московия именовалась как Западная Орда - ”Белой Ордой”, т. е. не надо было ничего изобретать: термин “Белая” был закреплен за Московией в течение трех веков ее пребывания в Орде. В переписке с монголами Иван III себя именовал князем “Белой Орды”, в переписке с Европой – князем “Белой Руси”. С укреплением своего значения Московия "раздает" своим соседям цвета в точности по национальным нормам Орды - по цветам сторон света! С подачи Москвы появились Руси: Белая, Красная и Черная – означающие (по татарски) географически запад, север, юг и равнозначные аналогичным названиям Орд. Восточной "Синей Руси" не возникло в этом ряду просто потому, что восточнее Москвы Руси не было...


Ответ от Олег [новичек]
...После присоединения в 1772-1795гг. восточных земель Речи Посполитой к России, создавались губернии в определённом соответствии с представлениями Екатерины II "Великой" об исторических регионах здесь. Отошедшие после первого раздела Речи Посполитой в 1772г. земли до Двины и Днепра как раз и представлялись ей как именно белорусские, образованные на них Витебская и Могилевская губернии наименовались белорусскими и объединялись в белорусское генерал-губернаторство вместе со Смоленской. Возникшие же затем Гродненская и Виленская наименовались Литовскими. Вот только в отношении Минской губернии была большая неопределенность...получалось, что она относилась ни туда, ни сюда. Лишь во время национально-освободительного восстания литвинов (совр. белорусов) против власти Российской империи в 1830-31гг. она была временно включена в юрисдикцию белорусского генерал-губернатора...
Т. е. по большому счёту современным своим наименованием Республика Беларусь обязана искажённым географическим представлениям Екатерины II и её окружения. Реальная Alba Rutheinia располагалась на юге ижорских, -севере чудских и водских земель.

Происхождение названия “Беларусь.”


Дата: 29-09-10 20:58

Это название составляется из двух слов: “Белая” и “Русь.” Исторически известно, что в старину существовали названия: Червоная Русь, Галичская Русь, Холмская Русь, Черная Русь, Белая Русь, Великая Русь, Малая Русь.

Некоторой аналогией в этом отношении служат названия морей. Морская вода везде по цвету и качеству одинакова, а между тем люди называют: Белое море, Черное море, Красное море, Желтое море. Очевидно, что цвет прибрежных скал и нависших грозовых туч способствовали появлению этих названий.

Мнения в вопросе о причинах возникновения разных названий Руси существуют разные, но наиболее правдоподобными представляются те, которые высказывают следующие положения. “Белая Русь” получила свое название от шерстяной и холщовой самодельной ткани белого цвета, из которой местные жители изготавливали для себя одежды с незапамятных времен. “Черная Русь” названа от дремучих и темных лесов и пущ, покрывавших некогда огромные пространства этой области. От города Червеня, существовавшего с Х века, произошло название “Червоная Русь.”

Город Холм, основанный в ХIII веке галичским князем Даниилом Романовичем на высоком холме в лесу, дал название “Холмская Русь.” “Галичская Русь” названа от древнего стольного города Галича. Эта область названа австрийцами Галицией. “Малая Русь” как название стало известно впервые в ХIII веке, когда холмско-белжский князь Юрий Андреевич, владевший и Галичской Русью, именовал себя князем “Малой Руси.”

Отсюда это название распространилось на Волынь и Киевскую Русь. Юго-восточные области Киевской Руси уже с ХII века назывались Украиной. Название “Великая Русь” появилось с образованием Московского государства. Таким образом, все названия Руси сложились в далекие времена и имеют за собою историческую традицию.

Когда Московское государство стало называться Россией, то Беларусь назвали “Белоруссией.” Но Белая Русь или Беларусь Россией или Руссией никогда не называлась в исторические времена. “Беларусь” или “Белая Русь,” и “Белоруссия” или “Белая Россия” понятия разные и неприменимы к одной и той же стране.

Коренные жители Белой и Черной Руси искони называют свою родину “Беларусь.” Это название правильно, и его мы употребляем в настоящем труде.

Иностранцы ошибочно переводят на свои языки слово “Белая” и таким образом искажают собственное имя “Беларусь.” Так, например, поляки пишут “Бяларусь,” украинцы “Бiларусь,” немцы “Вайссруслянд,” англичане “Уайтраша,” французы “Бляншрюсс.” Однако после второй мировой войны эта ошибка исправляется по почину Организации Объединенных Наций. По примеру этой организации Беларусь в международной политике стали называть “Вiеlorussia.” Этим термином пользуются газетные репортеры и журналисты.

Некоторые белорусские националисты польско-католической ориентации пытались переименовать Беларусь в Крывию. Но это искусственное название не привилось в белорусских народных массах. Не нашло оно признания и за границей среди политиков и ученых разных европейских стран.

Где-то во второй половине ХIХ в. Беларусь была названа “Северо-Западным краем.” Такое название, данное российскими государственными властями, имело чисто национально-политический характер. Его придерживались все российские историки, которые писали о Беларуси. После первой мировой войны оно отпало само собой и совершенно забылось, оставшись только в исторической литературе на русском языке.

Коммунистическая власть, завладевшая Беларусью в 1918 году, назвала ее “Белорусская Советская Социалистическая Республика,” сокращенно “БССР.” Верховная власть этой республики находилась в Москве. После второй мировой войны советская коммунистическая власть ввела в организацию Объединенных Наций отдельного делегата от Беларуси, который стал заседать там наравне с другими делегатами этой международной организации. В такой форме Беларусь вступила на арену мировой политической жизни.

Слово “Русь.”

Происхождение этого слова точно не установлено исторической наукой. Мнения ученых расходятся в этом вопросе. Одни производят его от варяжского племени, из которого вышли первые князья на Руси: Рюрик и Олег. Это мнение находит подтверждение в старинной Ипатьевской летописи ХIV века, где говорится: “И изгнаша Варягы за море и не даша им дани и почаша в себе володети и не бе в них правды и въста род на род и быша оусобице в них и воевати сами на ся почаша и рекоша: поищем сами в собе князя иже бы володел нами и рядил по ряду, по праву. Идоша за море к Варягом к Руси, сице бо звахут ты Варягы Русь.” Здесь идет речь о псковских и новгородских славянах. Другие историки доказывают славянское происхождение слова “Русь.”

Откуда бы это слово ни произошло, но на заре исторической жизни русского народа оно уже было известно. В древнем документе времен киевского князя Олега, в договоре его с греками в 911 году, записано: “Аще оукрадет Русин что либо оу крестьянина или пакы хрестьянин оу Русина.” В договоре кн. Игоря с греками в 944 году говорится: “Аще убьет хрестеянин Русина или Русин хрестеянина... да убьют и.” (Там же.) Под “хрестеянином” или “крестьянином” подразумевается православный грек. Греки в то время были христианами, а русины находились еще в язычестве. В “Омилиях” 51 и 52 Константинопольского патриарха Фотия (878-886) сказано: “Росы - народ скифский и грубый.” Приведенные летописные свидетельства подтверждают, что слова “Русь” и “русин” возникли очень рано в жизни славянских племен, которые прозваны Русью.

Фотий был одним из образованнейших людей своего времени. Для библейской науки немалое значение имеет его энциклопедич. труд “Мириобиблион” (“Множество книг”), который содержит обзор 280-ти рукописей (в 19 в. книга была переведена на рус. яз. свящ. Надеждиным Н., но напечатан пер. не был). Среди них утраченные произведения иудейского историка Юстуса Тивериадского, современника Флавия, и ряда раннехрист. писателей (Гегезипп, святой Иустин и др.). Ф. составил катены на Псалтирь и послания апостола Павла. Кроме того в своей книге “Ответы Амфилохию” он рассмотрел множество трудных мест Библии и объяснил ряд встречающихся в ней “противоречий” библейских. “Ответы” содержат и рассуждения о литературном характере евр. и греч. текстов свящ. книг. В полемическом труде, направленном против визант. павликианства (род манихейства), Ф. указал на духовное единство Библии, которое отрицалось этими еретиками. Прим. ред.

Это название появилось сперва в Киеве с приходом сюда на княжение Олега (ум. 912). Летописное сказание приписывает ему изречение о Киеве следующего содержания: “Се буди мати градом руськым.” Из Ипатьевской летописи известно, что в дружине Олега служили: “Словены, и варязи, и прочи прозвашася Русью.” Отсюда видно, что вся разноплеменная дружина кн. Олега называлась “Русь.” Это название существовало также при его преемниках. В Лаврентьевской летописи говорится: “Иде Володимер к ляхом и зая грады их Перемышль, Червень и ины грады, иже суть и до сего дне под Русью.” Это свидетельство указывает, что слово “Русь” распространилось из Киева на все славянские племена, которые попали под власть киевских князей.

Первоначально Киевское княжество называлось Русской землей. Так, например, великий князь Мстислав Владимирович писал о себе: “Се аз Мстислав Володемер сын держа Руську землю.”

Киевское влияние особенно усилилось после крещения Руси в 988 году. Проповедь христианской православной веры была занесена во все концы обширного Великого Киевского княжества. Вместе с Христианством закреплялось название “Русь” среди славянских племен, объединенных церковным и княжеским центром в Киеве.

Название “Росия” появилось среди греков. Грекам было легче произнести слово “рос,” чем “рус.” От этого “рос” они произвели “Росия.” Греческие монахи, исправлявшие церковно-богослужебные книги в Москве в первой половине ХVII века, распространили это название по Руси. По примеру греков начали писать слово “Росия” киевские богословы ХVII в. в церковных книгах. Они же образовали название “росияне,” по образцу греческого “рос” вместо родного “русин” или “рус,” употреблявшихся с IХ века на Руси. При имп. Петре Великом “Росия” стала общеупотребительным официальным названием. С того времени это название утвердилось за Русским государством, долгое время называвшимся Московским.

В названии “Россия” принято писать сдвоенное “с.” Известный русский ученый и издатель толкового словаря В. Даль писал в своем сочинении (том Х) по этому поводу следующее: “Почему, землячок, ты пишешься Русский, а не просто Руский? Если тебя и смущают слова: Россия, российский екатерининских времен, то, во-первых, самое слово это - высокопарное сочинение любителей высокого слова взамен Руси и руского; во-вторых, сдвоенная буква “с” забрела в слово Россия из немцев... Встарь писали “руский” и поныне на всех славянских наречиях также.”

От слова “Россия” производные слова: “российский,” “россияне,” “россиянин.” Если Россия, то и “российский язык,” “российское государство,” “российский народ,” а от слова “Русь” - русский язык, русский народ, русская история и т.д. Если придерживаться названия Россия, то от него следует производить и все прочие названия.

Беларусь - название старинное

Российский академик В.И. Ламанский указывает на древность названия “Белая Русь.” Он ссылается на немецкого поэта конца ХIV - начала ХV вв. Петра Сухенвурт, который в своих поэмах упоминает о Белой Руси, называя ее “Weissen Reuzzen.”(В. И. Ламанский, “Живая Старина,” 1891, вып. III, стр. 245-250.)

Польский писатель ХIV века Ян Чарнковски, составивший интересные записки о своем времени, рассказывает о том, что литовский князь Ягайло был заключен со своей матерью “in guodam Castro Albae Russiae Polozk diсto,” т.е. в замок под арест в Белой Руси. Подобные же указания о названии Беларуси находились в письмах Витовта 1413-1442 гг. “Во всех перечисленных местах - говорит Карский - говорится о Белой Руси, как о чем-то вполне известном, всем понятном. Отсюда естественно следует заключение, что это название было общеизвестным, живым, народным, издавна употребительным выражением.” Академик Ламанский подтверждает, что с большой вероятностью можно полагать, что оно “древнее века Ольгердова и даже Гедиминова, что оно существовало уже в конце и даже в середине ХIII века.”

Витовт - сын Кейстута, великий князь Литовский, во крещении православном и втором католическом - Александр, первом католическом - Виганд (1350-1430). Участвовал в походах отца на Москву (1368 и 1372 годов), Польшу и Пруссию. По смерти Ольгерда (1377) Витовт боролся с его наследником Ягайлом, сначала (1381-82) как помощник отца, а потом самостоятельно (1382-84). Когда, не имея средств для защиты своей власти на Литве, Ягайло задумал соединить посредством брака с Ядвигою Литву с королевством польским, Витовт примирился с ним и в качестве областного князя литовского участвовал в правительственной деятельности Ягайло (1384-90). По мере упрочения положения Ягайло, ставшего польским королем и введшего Литву в состав короны польской (1386), изменялось отношение его к Витовту; вопреки обещанию, он не отдал Витовту Трок. Для построенной на литовско-националистической почве оппозиции Витовта пригодные элементы нашлись без труда. В 1390 г. Витовт при помощи Тевтонского ордена стал отвоевывать Литву. В это же время (1390) произошло сближение Витовта с Москвою: великий князь Василий I женился на его дочери Софье. В 1392 г. заключен был мир; Витовт получил все наследство отца и признан был пожизненным великим князем литовским. В 1395 г. Витовт присоединил к Литве сравнительно слабый и территориально связанный с нею Смоленск; в 1395-96 годах удачно боролся с Рязанью; в 1397-98 годах Витовт успешно воевал с татарами; в 1398 г. у него просил помощи Тохтамыш. В 1399 г., при незначительной помощи ордена и Польши, Витовт организовал большой поход против татар в степь, неудачно окончившийся 12 августа того же года битвою на реке Ворскле. В 1415-16 годах западно-русские епископии были отделены от общерусской митрополии; митрополитом был избран Григорий Цамблак. Разделение продолжалось до 1419 г., когда Витовт примирился, по-видимому, с Фотием московским. Цамблак ездил на Констанцский собор по делу соединения церквей, но безрезультатно (1418). Дружественные, а с 1423 г. покровительственные отношения к Москве, союзный договор с Тверью (3 августа 1427 г.), зависимость рязанского (1427) и других верхнеокских князей, мир с Новгородом (кроме несогласий 1412 - 14 годов и войны 1428 г.) и Псковом (кроме войны 1426 - 27 годов) - характеризуют русские отношения Витовта. На татарском Востоке Витовт усердно вмешивался в нестроения и победоносно отражал набеги (особенно в 1416, 21 и 25 годах). Вся правобережная степь до Черного моря признавала его власть. Умер 27 октября 1430 г. Прим. ред.

В начале ХVII века это название было распространено в Москве. Там жителей Беларуси называли белорусцами. Патриарх московский Филарет, возвратившийся из польского плена, говорил на московском соборе в 1620 году: “Когда я был в Польском и Литовском государстве, я видел многие церковные несогласия у самих христиан православных, которые там называются белорусцами.” У патриарха Никона, в его монастыре “Новый Иерусалим” недалеко от Москвы, находились мастеровые белорусы. В старинном описании жития этого святителя говорится: “Много пребываху иноземцев: греков, поляков, черкес, белорусцев, крещенных и некрещенных, немцев и жидов, в монашеском чину и в мирянах.”

Это название пришло в Москву из Великого Княжества Литовского. В документах ХVII века часто встречается слово “белорусцы.” В актах 1648 г., изданных в 1954 г. в Москве под названием “Отписки,” находятся следующие фразы: “Литва и белорусцы на королевство не ходят,” “белорусец Ивашко,” “о прииманье из-за рубежа белорусцев,” “ныне де в Путивле белорусцы и черкасы многия люди живут.” Эти данные указывают, что белорусов в ХVII веке называли белорусцами.

Беларусь как страна имела важное значение для русских царей. Царь Алексей Михайлович, временно занявший город Вильно в войне с Литвою в 1655 г., присоединил к своему царскому титулу слово “Беларусь.” Его титул звучал: “Самодержец Великия, Малыя и Белыя Руси.” Такой же титул имели его сыновья Иоанн и Петр Алексеевичи, восседавшие на царском престоле после своего отца. Этим титулом венчались все последующие цари, императрицы и императоры России.

Православные епископы могилевские в ХVIII-ХIХ вв. титуловались епископами белорусскими. Во время господства церковной унии в Беларуси все полоцкие униатские епископы и униатский митрополит именовались белорусскими. В императорской России один из драгунских полков назывался белорусским. Это указывает, что название “Беларусь” существовало давно и имело важное значение в те времена.

Белорусский язык

Белорусы имеют свой собственный разговорный язык. На этом языке они искони говорили в кругу своей семьи и друзей, слагали песни и былины, рассказывали сказки и легенды, писали летописи и сказания, составляли юридические акты и государственные грамоты, сочиняли стихотворения и повести. Этот язык объединял их в один народ белорусский.

В истории отмечается длинный многовековой период, когда белорусский язык был государственным в Великом Княжестве Литовском. На нем писали все акты государственного значения, административные и военные распоряжения, судебные протоколы и приговоры, дарственные грамоты, духовные завещания и торговые договоры. На нем произносили свои речи послы и сенаторы в сеймах, вели беседы и спорили между собою бояре и князья. Он был родным для них. Все слои населения, от князей до простых мещан и крестьян, говорили на своем родном белорусском языке. Великий князь литовский и весь его великокняжеский двор пользовались белорусским языком как родным. Таково историческое прошлое белорусского языка.

Исторических памятников того времени, писанных на белорусском языке, сохранилось много. Главнейшие из них: “Статут Казимера Ягеллона” 1492 г.; “Литовский статут” 1521-1529-1564-1566 и 1588 гг., “Трибунал вел. кн. литовского” 1581 г.; “Библия” Ф. Скорины 1517-1519 г., его же “Апостол” 1515 г., его же “Псалтирь” и “Акафисты” изд. 1517-1522 г.; “Хроника” Быховца, изд. Нарбутом в 1846 г.; “Летописец литовский и русский,” изд. Даниловича 1827 г.; “Летописец” Феодора Евлашевского 1546-1604 гг.; “Устав на волоки” Сигизмунда Августа 1557 г.; “Катехизис” Симона Будного и его “Оправдание грешнаго человека” 1562 г.; “Евангелие" Тяпинского 1580 г.; “Казание на осмы артыкул веры и о Антыхристу” Стефана Зизания; “Апокризис альбо отповедь на книжки о Соборе Берестейском именем людей старожитной религеи греческой” 1597 г. и др. Литература на эту тему указана в “Энциклопедическом словаре” Брокгауза и Ефрона и в “Большой Энциклопедии.”

Старый белорусский язык отличается от современного белорусского разговорного языка. Старый язык находился под влиянием церковно-славянского языка. Образцом старого белорусского языка может служить следующий отрывок из “Литовского статута” 1529 г.: “Писарь земский маеть по-руску литерами и словы рускими вси листы, выписы и позвы писати, а не иншим езыком и словы. А присягнути маеть на вряд свой писарский тыми словы: Я, н.[айме], присегаю Пану Богу, в Тройцы Единому на том, иж справедливе водле бога и того права писаного и водлуг мовенья и споров сторон, ничого не прикладаючи.”

Этот образец характеризует белорусский язык ХIV-ХVI веков.

Когда Беларусь была присоединена к Польше после Люблинской унии 1569 г., белорусский язык стали засорять польскими и латинскими словами, особенно в писании государственных актов.

Люблинская уния 28 июня 1569 года, соглашение об объединении Польши и Великого Княжества Литовского в одно государство - Речь Посполиту. Устанавливала единообразное государственное устройство, общий сейм, денежную систему. Остатки государственности Литвы (суды, казна, войско и др.) ликвидированы Третьего мая 1791 года конституцией, которая была принята Четырехлетним сеймом Речи Посполитой. Вводила наследственную монархию, укрепляла центральную власть, ликвидировала конфедерацию, либерум вето, остатки государственности Литвы. Отменена после 2-го раздела (1793) Речи Посполитой. Прим. ред.

Ополяченная шляхта переставала понимать свой белорусский язык в урядах и судах, потому что говорила только по-польски. Эта причина побудила литовско-белорусских послов в сейме в 1696 году внести предложение о замене белорусского языка польским в государственном употреблении в Беларуси. Предложение было принято всеми послами единодушно. Ни один голос не раздался в защиту белорусского языка. Таким образом, в ХVIII веке язык, бывший в Беларуси в течение четырех столетий национальным и государственным, заменен польским языком, который стал господствующим во всех государственных учреждениях и в высших слоях общества.

После раздела Польши в конце ХVIII века Беларусь была присоединена к России. На место польского пришел язык российский или русский. Во всех государственных учреждениях введен был русский язык. Скоро он занял почетное место в образованном обществе населения Беларуси. Поляки и ополяченные слои населения пользовались польским языком. Два языка - польский и русский - соперничали между собою в Беларуси. Белорусский язык остался достоянием только сельского простого люда или белорусского крестьянства, да еще некоторой части мещанства. Только после коммунистического переворота в России и создания Белорусской Советской Социалистической Республики белорусский язык был введен в школах и государственных учреждениях.

По материалам Интернет

build_links(); ?>

Последние материалы раздела:

Вузы курска Курские высшие учебные заведения государственные
Вузы курска Курские высшие учебные заведения государственные

Какую профессию можно получить, поступив в высшие учебные заведения нашего города. На этой неделе во всех школах региона прозвенит последний...

Слои атмосферы по порядку от поверхности земли
Слои атмосферы по порядку от поверхности земли

Космос наполнен энергией. Энергия наполняет пространство неравномерно. Есть места её концентрации и разряжения. Так можно оценить плотность....

Берестяная трубочка — Михаил Пришвин
Берестяная трубочка — Михаил Пришвин

Жанр: рассказГлавные герои: рассказчик - авторЛюди все меньше времени и внимания уделяют природе, а краткое содержание рассказа «Берестяная...