Краткая история беларуси. Беларусь: происхождение термина Белая Русь

Просторы русской цивилизации, сформировавшейся в период существования Киевской Руси, были необычайно обширны. Русь являлась одним из крупнейших государственных образований в средневековой Европе. Краковский епископ Матвей в своём письме от 1153 года к известному французскому проповеднику Бернарду Клервоскому писал: «Руссия велика как бы другой мир земной, а народ русский по несчетному количеству подобен созвездиям».

Огромные размеры территории, а также специфика исторического развития обусловили деление Русской земли на несколько географических и этнографических частей; одной из таких частей была Белая Русь, имя которой ныне носит Республика Беларусь.

Происхождение названия «Белая Русь» окончательно не выяснено: одни историки связывают его с физическим признаком – цветом (речь, как правило, идёт о цвете одежды или волос местных жителей), другие исследователи полагают, что эпитет «белая» является в данном случае синонимом слов «великая», «независимая» и «свободная», третья группа историков склонна видеть в слове «белая» указание на одну из сторон света.

Для того, чтобы разобраться в этимологии названия «Белая Русь», необходимо проследить историю возникновения данного термина и распространения его на русских землях.

Историк 18 века В.Н. Татищев писал, что термин «Белая Русь» упоминался в летописях 12 века применительно к Ростово-Суздальской земле, а затем стал распространяться и на Смоленское княжество 1 . Владимирских (ростовских) князей учёный именует «белорусскими».

Другой великий русский историк Н.М. Карамзин, вопреки мнению В.Н. Татищева, нигде не находил имени «Белая Русь» («Белая Россия») до времени правления Ивана III (1462-1505 гг.). Однако Н.М. Карамзин также причислял к Белой Руси северо-восточные русские земли, а именно Великое княжество Московское. Историк приводит письмо, которое великий князь московский прислал в Рим перед своим браком с Софьей Палеолог в 1472 году. Данная грамота была подписана следующим образом: «Сиксту, первосвятителю римскому, Иоанн, великий князь Белой Руси, кланяется и просит верить его послам» 2 .

Кроме того, Н.М. Карамзин отмечает, что, «исчисляя в титуле своём все особенные владения государства Московского, Иоанн наименовал оное Белою Россиею, то есть великою или древнею, по смыслы сего слово в языках восточных» 3 .

За границей Белой Русью (Белой Россией) также называли северо-восточные русские земли. Так, на карте мира, составленной в 1459 году венецианским монахом Фра Мауро, Новгородско-Московская Русь именуется Белой Русью (Rossia Biancha). При этом территория, находящаяся в районе Днепра, названа Красной Русью (Rossia Rossa), а северо-западная часть русских земель – Чёрной Русью (Rossia Negra).

На карте средней Европы, изданной немецким учёным Николаем Кузанским в 15 веке, название «Белая Русь» относится исключительно к Московскому государству: владения московских князей именуются Кузанским Russia Alba sive Moscovia (Белая Русь или Московия) 4 .

Итальянский дворянин Александр Гваньини, служивший во второй половине 16 века военным комендантом Витебска, в своём труде «Описание Московии» причисляет к Белой Руси Московское государство и прилегающие к нему русские земли. Гваньини, в частности, пишет: «Я намерен, благосклонный читатель, описать Московию и пределы её, коими она замкнута; я полагаю, что прежде всего надлежит мне рассказать, откуда берет она свое наименование. Это – некая область в центре Белой (как говорится) Руссии, лежащая на северо-востоке, от которой получают наименование Московии и все прочие области Руссии, лежащие вокруг (хотя и названные совершенно различными именами)». Далее автор отмечает: «Московия, по-местному называемая Москвой, обширнейший город, столица и метрополия всей белой Руссии, подвластной великому князю московитов, вместе с областью или княжеством получила название от протекающей здесь местной реки, называемой Москвою» 5 .

Таким образом, в 15-16 веках Московское государство, а также некоторые другие северо-восточные русские территории именовались Белой Русью как в отечественных, так и в иностранных источниках. Важно отметить, что название «Белая Русь» означало то же самое, что и «Великая Русь», данные термины являлись взаимозаменяемыми.

Так, в 1413 году магистр Ливонского ордена пишет великому магистру в Пруссию, что Витовт сговорился против них с Псковом, Новгородом и с Великой Русью (mit den grossen Reussen). При этом великий магистр, сообщая о данном сговоре чешскому королю, пишет, что Витовт заключил союз с Псковом, Великим Новгородом и со всем русским языком (der ganzen Russchen Zunge) и что придётся воевать с Белою Русью (mit den Weissen Russen). Следовательно, то, что ливонский магистр называет Великой Русью, для магистра Пруссии есть Белая Русь. И то и другое название обозначает северо-восточные русские земли 6 .

Cимеон Суздальский в своём повествовании о Флорентийском соборе, написанном в середине 15 века, влагает в уста византийского царя просьбу подождать русское посольство, «яко восточнии земли суть Рустии и большее есть православие и высшее христианство Белые Руси, в них же есть государь великий, брат мой Василий Васильевич». При этом, рассказывая о прибытии русских иерархов, тот же автор пишет: «…а людей было много, сто с митрополитом Исидором, более всех, занеже славна бе земля та и фрязове зовут ее Великая Русь» 7 .

Итальянский путешественник Амвросий Контарини в своём трактате «Путешествие в Персию» (1474—1477) рассказывает: «Итак, 26 сентября 1476 г. мы, с пением молитвы «Тебе бога хвалим» и вознося благодарения богу, который избавил нас от множества бед и опасностей, вступили в город Москву, принадлежащий великому князю Иоанну, властителю Великой Белой Руси» 8 .

Как видим, термины «Белая Русь» и «Великая Русь» являлись тождественными. При этом большинство исследователей полагает, что название «Великая Русь» (равно как и «Малая Русь») возникло раньше имени «Белая Русь».

Разделение Руси на Великую и Малую датируется рубежом 13-14 веков, когда до тех пор единая русская митрополия начала делиться надвое ввиду политических событий.

В 1300 году митрополит Максим перенёс, после татарского набега, свою резиденцию из разорённого Киева во Владимир на Клязьме. По словам знаменитого историка Русской Церкви Е.Е. Голубинского, раньше «Киев занимал такое, так сказать, нейтральное положение, что, пока столица митрополитов оставалась на своём старом месте, они могли быть митрополитами обоих княжений или всея Руси. Но когда Максим перенёс свою столицу из Киева в стольный город владимирского великого княжения, то великое княжество галичское оказалось в церковном отношении уже не равноправным с первой частью митрополии, а только как бы некоторым к ней придатком. Совершенно естественно было, чтобы великим князьям галичским не понравилась такая церковная роль их страны и чтобы они предприняли старания о приобретении себе своего особого митрополита» 9 .

В 1305 году галицкий князь Юрий I смог добиться особой митрополии для своих областей. Новая митрополия стала официально называться Галицкою, тогда как за митрополитом во Владимире остался титул «Киевского и всея Руси». Однако галицкую митрополию, состоящую первоначально из пяти епархий, стали также называть «митрополиею Малой Руси», в отличие от «митрополии Великой Руси», сохранившей большее число епархий.

Из греческих источников ясно, что «Великою Русью» в представлении греков была некогда вся огромная Русь как единое целое. Когда же из этого целого выделилась меньшая часть (Галицкая митрополия с несколькими епархиями), то эта часть получила название «Малой», а за оставшейся, большей частью сохранилось название «Великая».

Несмотря на то, что в 1347 году церковный собор в Царьграде при патриархе Исидоре признал, что произведенное разделение Руси на две митрополии было незаконно, названия «Малая Русь» и «Великая Русь», данные греками, прижились на русской почве и стали использоваться для обозначения, соответственно, южных и северных русских земель. А со временем по отношению к Великой Руси стали применять эпитет «Белая».

Историк 20 века А.В. Соловьёв приводит список епархий разделённой русской церкви, датированный первой половиной 14 века: «Киеву (митрополии) России подчиняются эти епархии: Великий Новгород, Чернигов, Суздаль, Ростов, Великий Владимир, Переяславль Русский, Великий Белгород близ Киева, Св. Юрий на реке Роси, Полоцк, Рязань, Тверь, Сарай; а в Малой России: Галич, Володимерь, Перемышль, Луцк, Туров, Холм, Смоленск». Очевидно, что первые 12 епархий и составляли Великую Русь 10 .

Как видим, северная часть Белоруссии (Полотчина) входила в состав Великой Руси (которую, как мы выяснили, также называли «Белой»), а южная часть (туровские земли) образовывали Малую Русь.

Подтверждением этому служат данные из дошедших до нас исторических источников. Так, польский летописец Ян Чарнковский относил Полоцк к Белой Руси: в записи, датированной 1382 годом, он замечает, что литовский князь Ягайло по повелению Кейстута был заключён вместе со своей матерью в темницу в Белой Руси (in guodam Castro Albae Russiae Polozk dicto) 11 . А спустя столетие, во второй половине 15 века, другой польский историк Ян Длугош отмечает, что река Березина вытекает из болот и пустынь Великой Руси около города Полоцка (ex paludibus et desertis Russiae Maioris prope oppidum Poloczko) 12 .

Однако возникший в 14 веке термин «Великая (Белая) Русь» в 15-16 веках закрепился именно за землями Московской Руси. При этом объём данного термина был до некоторой степени неустойчивым, и Белой (Великой) Русью порой называли территории северной Руси, которые не входили в состав Великого княжества Московского, а впоследствии Русского царства.

В конце 16-17 веках происходит смещение названия «Белая Русь» в западные регионы русской цивилизации, то есть на территорию сегодняшней Республики Беларусь, а также западных и центральных областей нынешней Украины, в то время как разросшиеся к 17 столетию земли Московской Руси (Русского Царства) начинают именоваться исключительно Великой Русью. Таким образом, в рассматриваемый период термин «Белая Русь» изменяет свой прежний смысл и приобретает новую географическую локализацию.

Многие исследователи связывают перемещение названия «Белая Русь» в западнорусские регионы с принятой на Востоке системой обозначения сторон света при помощи цветов, где запад отождествляется с белым цветом.

Так или иначе, во многих отечественных и зарубежных источниках 17 века мы встречаем термины «Белая Русь» и «белорусцы» применительно именно к западнорусским землям.

В «расспросных речах» пленных в Патриаршем дворцовом приказе за 1623-24 гг. встречаются такие записи: «N женился в Могилёве, венчал Белоруский поп», «свели его в Киев, жил у Белорусца», «родина-да ся в Белой Руси в Хвастове» 13 .

Крайне любопытные данные о географическом делении Русской земли даёт посол германского императора барон Майерберг, побывавший в Москве в 1661 году. В своем «Путешествии в Московию» он пишет: «Имя России простирается далеко, потому что заключает всё пространство от гор Сарматских (Карпат – К. А.) и реки Тиры (Туга), называемой жителями Днестром, через обе Волыни к Борисфену (Днепру) и к равнинам Полоцким, сопредельное Малой Польше, древней Литве и Ливонии, даже до Финского залива, и всю страну от Карелов, Лапонцев и Северного Океана, во всю длину пределов Скифии, даже до Ногайских, Волжских и Перекопских Татар. А под названием Великой России (Magna Russia) Москвитяне разумеют то пространство, которое заключается в пределах Ливонии, Белого моря, Татар и Днепра, и обыкновенно слывёт под названием «Москвитяне». Под Малою же Россиею разумеются области: Браславская, Подольская, Галицкая, Саноцкая, Перемышльская, Львовская, Белзская с Холмскою, Волынская и Киевская, лежащие между Скифскими пустынями, реками Днепром, Припятью и Вепрем, Малою Польшею и Карпатскими горами. А под Белою – заключающиеся между Припятью, Днепром и Двиною, с городами: Новгородком, Минском, Мстиславлем, Смоленском, Витебском и Полоцком и их округами. Все это когда-то принадлежало по праву Русским, но, по военным случайностям, они уступили счастью и храбрости Поляков и Литовцев» 14 .

Как видно, барон Майерберг довольно точно описал границы великорусских, малорусских и белорусских земель, указав при этом на их историческую и этнокультурную общность.

В 17 веке русский царь Алексей Михайлович впервые назвался «Государь, царь и великий князь всея Великия и Малые и Белые Руси самодержец». Данный титул присутствует в грамоте, датированной 1654 годом, когда московские полки в ходе боевых действий захватили большую часть русских (белорусских) земель, принадлежавших Польше.

Таким образом, имя «Белая Русь» закрепилось за сегодняшними белорусскими землями в 17 веке. До этого времени земли Белоруссии, входившие в состав Великого княжества Литовского, назывались преимущественно просто Русью. Так, например, известный первопечатник 16 столетия, уроженец Полоцка Георгий (Франциск) Скорина земли своей родины определял термином «Русь» («братия моя Русь»), а перевод Священного Писания на язык своих земляков назвал «Библия руска».

В некоторых зарубежных источниках мы встречаем название «Чёрная Русь», которое применяется к землям нынешней западной Белоруссии (в частности, к верхнему Понемонью). Существует немало гипотез относительно происхождение данного термина, однако представляется очевидным, что он использовался в качестве противопоставления названию «Белая Русь» и, соответственно, появился на западнорусских землях также в 17 веке.

Одни учёные полагают, что название «Чёрная Русь» означало зависимую территорию: черный цвет рассматривается сторонниками данной концепции как символ зависимости, а белый – как символ самостоятельности. С этой точкой зрения нельзя согласиться, поскольку в период появления на западе Руси указанных терминов вся территория сегодняшней Белоруссии (и западная, и восточная части) была в равной мере зависима от Речи Посполитой. Также ошибочной представляется позиция, в соответствии с которой название «Чёрная Русь» связывается с тем, что для верхнего Понемонья якобы было характерно язычество, а для Поднепровья – христианство. Исторические факты свидетельствуют о том, что в рассматриваемый период всё население Западной Руси было христианским.

Заслуживающей внимания представляется точка зрения известного специалиста по истории Белой Руси Е.Ф. Карского, который связывал имя «Чёрная Русь» с чёрными кафтанами жителей указанной местности 15 .

Так или иначе, термин «Чёрная Русь» был очень неустойчивым, его географическая локализация определялась крайне произвольно, и в конечном счёте Чёрная Русь была поглощена Белой Русью.

В 16-17 веках происходит формирование белорусской, великорусской и малорусской народностей как относительно самобытных этнокультурных образований, составляющих при этом триединый русский народ с общим самосознанием, культурой и историческим наследием. В связи с этим термин «Белая Русь» приобретает не только географическое, но и некоторое этнографическое содержание.

После так называемых «разделов Польши» в конце 18 столетия почти все западнорусские земли были возвращены в лоно русской государственности. В 1796 году в составе Российской Империи была образована Белорусская губерния с центром в Витебске. Однако данное административно-территориальное образование просуществовало недолго, и в связи с проведённой Александром I административной реформой Белорусская губерния была разделена на Витебскую и Могилёвскую.

Свядомая интеллигенция любит повторять миф большевистского происхождения о том, что в 1840 году в связи с поражением восстания 1831 года Николай I запретил употребление названия «Белоруссия» и переименовал белорусскую землю в Северо-Западный край. Неясно, правда, по какой причине местечковые националисты-русофобы связывают имя Белой Руси с польским мятежом, но, так или иначе, утверждение о запрете названия «Белоруссия» является сознательной ложью.

Известно, что 18 июля 1840 года Николай I собственноручно начертать на одном из докладов, где упоминались белорусские и литовские губернии, что впредь они должны именоваться отдельно: Витебская, Виленская, Гродненская и т.д. Неясно, чем руководствовался Государь-Император (скорей всего, соображениями наиболее рационального административного деления Империи), но совершенно точно речь не шла о запрете имени «Белоруссия», данное название использовалось и во время правления Николая I, и при последующих российских императорах. Например, в 1855 году в типографии Третьего Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии была издана книга «Исторические сведения о примечательнейших местах в Белоруссии с присовокуплением и других сведений к ней относящихся».

Название «Белоруссия» для обозначения своей родины использовали и представители западнорусской исторической школы (М.О. Коялович, Е.Ф. Карский, А.П. Сапунов и многие другие), которые рассматривали Белую Русь в качестве самобытной части русской этнокультурной территории. Свядомые интеллектуалы не могут не знать об этих фактах, а потому их утверждение о запрете в Российской Империи названия «Белоруссия» кажутся нам злонамеренными.

Что касается термина «Северо-Западный край», то он имел сугубо административное значение и применялся к многонациональным губерниям, располагавшимся на окраине Российской Империи.

Разумеется, не было в рассматриваемый период и никаких запретов на использование этнонима «белорусы», более того, деятели западнорусизма активно способствовали национальному пробуждению белорусов и осознанию себя самобытной составляющей государствообразующего русского народа.

Примечательно, что белорусские сепаратисты не смогли пойти по пути своих украинских коллег, которые, стремясь искоренить любые напоминания о русском единстве, переименовали Малороссию и малорусов (исторические названия) в Украину и украинцев. Свядомая интеллигенция была вынуждена заимствовать этноним «белорусы» из общерусской триады великорусы-малорусы-белорусы, что, несомненно, говорит об «исторической нищете» местечкового национализма.

Однако во второй половине 19 – начале 20 века сепаратисты всё-таки предпринимали попытки переименовать белорусов в «литвинов» и, соответственно, обосновать преемственность Белоруссии по отношению к Великому княжеству Литовскому. Но, как справедливо отмечает современный белорусский учёный В.В. Шимов, «проблема литвинского мифа заключалась в том, что в тот период он являлся «панской» идеологией, т.е. региональной идеологией местных польских помещиков, чья идентичность выражалась по формуле «роду литовского, нации польской». Учитывая, что в образе «польского пана» воплощалось чуждое для белорусского «мужика» угнетающее социальное начало, перспективы усвоения белорусским крестьянством «литвинской» мифологии были, по меньшей мере, сомнительными. Кроме того, «литвинскую» мифологию активно использовал и адаптировал к своим нуждам литовский этнический национализм. «Литвинский» миф, неразрывно связанный с местной традицией католицизма, был вполне органичен как для поляков, так и для литовцев; для белорусов, несмотря на многовековое пребывание в составе ВКЛ, «литвинская» идея так и осталась чуждой» 16 .

Большевики также не поддержали экспериментов в области конструирования «литвинского мифа», и советская республика на землях Белой Руси была официально названа Белоруссией (на литературном русском языке) и Беларусью (на белорусском языке).

Однако в конце 80-ых – начале 90-ых идея «литвинизма» снова овладела умами русофобской части интеллигенции, у которой вызывает раздражение общерусский корень в словах «Белоруссия», «Беларусь» и «белорусы».

Итак, проведённое исследование позволяет сделать следующие основные выводы:

– Названия «Великая Русь» и «Белая Русь» первоначально были тождественными, и в 15-16 веках они закрепились за землями восточной части Руси, которые находились в сфере влияния Московского княжества;

– В 17 веке название «Белая Русь» перемещается в западные регионы Русской земли, находившиеся тогда под властью Польши, а восточная Русь начинает именоваться исключительно Великой Русью;

– В 16-17 столетиях происходит формирование трёх самобытных частей русского народа: белорусов, великорусов и малорусов, ввиду чего термин «Белая Русь» приобретает этнокультурное значение, появляется этноним «белорусы» («белорусцы»);

– После присоединения западнорусских земель к Российской Империи название «Белая Русь» трансформируется в термин «Белоруссия», который активно используется для обозначения территории компактного проживания белорусов, а впоследствии название «Белоруссия/Беларусь» и этноним «белорусы» официально признаются советскими властями.

1. Татищев В.Н. История Российская (т. 1, ч. 2). Москва, 1769. С. 519.

2. Карамзин Н.М. История государства Российского (т. 6, гл. 2). Москва, 2009. С. 471.

3. Карамзин Н.М. История государства Российского (т. 6, гл. 7). Москва, 2009. С. 538.

4. Ширяев Е. Е. Беларусь: Русь Белая, Русь Чёрная и Литва в картах. Минск, 1991. С. 21.

5. Александр Гваньини. Описание Московии. http://www.vostlit.info/Texts/rus5/Gwagnini/frametext1.htm

6. Соловьёв А. В. Великая, Малая и Белая Русь // Из истории русской культуры (т. 2). № 1. Москва, 2002. С. 489.

7. Путешествие Симеона Суздальского в Италию // Сказания русского народа, собранные Н. Сахаровым (т. 2, кн. 8). Санкт-Петербург, 1849. С. 84-85.

8. Амвросий Контарини. Путешествие в Персию (ч.2) http://www.vostlit.info/Texts/rus10/Kontarini/frametext2.htm

9. Голубинский Е. История русской Церкви (т. 2, ч. 1). Москва, 1900. С. 96.

10. Соловьёв А. В. Великая, Малая и Белая Русь // Из истории русской культуры (т. 2). № 1. Москва, 2002. С. 487.

11. Ламанский В.И. Белая Русь // Живая старина (вып. III) Санкт-Петербург, 1891. С. 245.

12. Ламанский В.И. Белая Русь // Живая старина (вып. III) Санкт-Петербург, 1891. С. 249.

13. Потебня А.А. Этимологические заметки // Живая старина (вып. III) Санкт-Петербург, 1891. С. 118.

14. «Путешествие в Московию барона Майерберга», русский перевод в «Чтениях в Императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете» (кн. 4). Москва, 1873. С. 119.

15. Карский Е.Ф. Белоруссы (т. 1). Варшава, 1903. С. 118.

Почему ты Белая, Русь?

Существует несколько версий возникновения названия Беларусь, все они связаны с названием Белая Русь. И сразу возникает вопрос - почему Белая? По одной из версий жители этого региона носили одежду из светлой холщовой ткани, которую сами и делали. Вкупе со светлыми волосами и глазами это производило впечатление чистоты, света, поэтому и назвали эту землю Белой. По другой версии до этой земли практически не доходили татаро-монгольские завоеватели, и термин «Белая Русь» тут употреблялся в значении - свободная. По третьей версии Белой эту территорию назвали из-за распространенного тут христианства, по сравнению с языческой Черной Русью.

Это название не сразу стало употребляться для обозначения территории современной Беларуси. Сначала так назывались земли Северо-Восточной Руси, в том числе и Московское княжество. И только с 18 века термин «Белая Русь» начинает обозначать земли, на которых находится территория современной Беларуси.

Начало

История жизни на территории Беларуси начинается 35 тысяч лет назад - именно тогда сюда пришли первые люди, которых сейчас называют кроманьонцами. Они был очень похожи на современных людей. Самые старые стоянки первобытных предков белорусов археологи нашли на берегах рек Сож и Припять, рядом с деревнями Юровичи и Бердыж. Люди здесь жили 26-23 тысячи лет назад. Жизнь этих людей была нелегкой - постоянная борьба с дикими зверями, голодом, холодом. Но шло время, обитатели этих земель приобретали нужные навыки, организовывали первые общественные структуры. Сначала - первобытное человеческое стадо, потом общину, а потом и племя. Появилось имущество, а значит, стало, что делить. Начался раздел на богатых и бедных.

Легенды древнего Полоцка

Первым государственным образованием на этих землях стало овеянное легендами Полоцкое княжество. Впервые город Полоцк упоминался в летописи «Повесть временных лет» в 862 году. Выгодное местоположение - на берегу Западной Двины, которая была частью пути «из варягов в греки» - выделило этот город из ряда других. Полоцк превратился в крупный центр торговли и ремесел. Первым из полоцких князей стал Рогволод. С этим именем и с именем его дочери Рогнеды связана очень печальная история. Руки Рогнеды попросили два брата - князь киевский Ярополк и князь новгородский Владимир. Рогволод отдал предпочтение Ярополку. Владимир, чтобы отомстить, напал на Полоцк, убил Рогволода и его семью, а Рогнеду насильно заставил выйти за него замуж.

Эти события тесно связаны с приходом христианства на белорусскую землю, ведь именно Владимир, ставший потом киевским князем, крестил Русь.

Много славных имен было в роду полоцких князей, но самым известным, наверное, можно назвать князя Всеслава, которого прозвали Чародеем. При нем Полоцкое княжество достигло наибольшего расцвета. Покрыла себя славой и прекрасная представительница полоцкого княжеского рода Ефросиния. Богатой и размеренной жизни она предпочла служение Богу и ушла в монастырь. Ефросиния стала первой женщиной-книгописцем, основала два монастыря - женский и мужской. За это православная церковь объявила ее святой.

Великое княжество: легендарное начало и бесславный конец

Следующей важной вехой в истории Беларуси стало образование Великого княжества Литовского. Образование ВКЛ началось в 13 веке с подчинения ряда литовских и русских земель князем Миндовгом. Сама политическая ситуация требовала объединения этих земель, ведь с юга и востока спокойствию угрожали монголо-татары, а на западе собирали силы крестоносцы. Гедимин, Ольгерд, Витовт правили княжеством мудро и уверенно, расширяли свои территории - в 14 веке в состав ВКЛ входила Литва, часть Руси и Жемайтия. Это было независимое государство, основным языком которого был старобелорусский, а основной религией - православие.

Переломным для ВКЛ стал 1385 год - год заключения Кревской унии. Князь ВКЛ Ягайло согласно этой унии становился и королем Польши. Правда, удержать власть в княжестве он не смог и уступил ее своему двоюродному брату Витовту, во время правления которого ВКЛ достигло наибольшего расцвета. Важными вехами в истории княжества стали Статуты ВКЛ, главным из которых стал Статут 1588 года, составленный Львом Сапегой. Этот статут был написан на старобелорусском языке и регулировал законодательство ВКЛ.

16 век подарил Беларуси человека, которым гордится вся страна до сегодняшнего времени. Сын купца из Полоцка Франциск Скорина в 1517 году напечатал первую Библию на старобелорусском языке. Этот момент стал точкой отсчета в истории становления белорусского национального самосознания.

В 1569 году в результате Люблинской унии было образовано новое государство - Речь Посполитая, частью которого и стало Великое княжество. Это государственное образование просуществовало до 1791 года, когда произошел последний раздел Речи Посполитой. Могущественное некогда государство разделили между собой Российская империя, Австрия и Пруссия.

Белорусские земли попали в состав Российской империи, и обрести независимость смогли уже только в конце 20 века. Назывались они тогда Северо-Западным краем. Из-за бедственного экономического положения этого края, к которому привела губительная политика царизма, здесь стали разгораться восстания - сначала в 1830-1831 гг., а потом в 1863-1864 году. В противовес этой борьбе российские власти начали русификацию края.

В конце 19- начале 20 века на Беларуси отмечается всплеск национальной борьбы. Появление таких печатных изданий, как газеты «Наша доля» и «Наша нива», объединение вокруг них творческой думающей интеллигенции, послужило толчком к формированию национального самосознания. Братья Луцкевичи, Янка Купала, Якуб Колос, Тетка боролись за право белорусов называться белорусами.

История дней вчерашних

20 век был для Беларуси очень тяжелым - первая мировая война, насильственная коллективизация, расстрелы интеллигенции в 1937 году, Великая Отечественная война, Чернобыль. Народ все выдержал, заставил весь мир восхищаться мужеством и стойкостью в борьбе с немцами. Эта страница белорусской истории - Великая Отечественная война - одна из самых грустных: огромные потери, человеческие жертвы, сожженные города и деревни. Белорусский народ помнит о понесенных утратах: Брестская крепость, Хатынь , Буйничское поле, Курган Славы - места, которые чтит каждый житель страны.

Новейшая история Беларуси начинается в начале 90-х годов 20 века. 8 декабря 1991 года в правительственной резиденции «Вискули» в Беловежской пуще было подписано постановление о прекращении существовании СССР. С этого времени Беларусь начинает отсчет своей самостоятельной истории.

В 1994 году произошло два важных для страны события - прошли президентские выборы, на которых победил Александр Лукашенко, и была принята Конституция Республики Беларусь. После референдума 1995 года в стране было утверждено двуязычие - русский язык приобрел статус государственного наравне с белорусским. Кроме того были изменены герб и флаг. В 1997 году с территории Республики было вывезено ядерное оружие, Беларусь объявила себя безъядерной зоной.

В 2004 году из Конституции были убраны ограничения на количество президентских сроков, Александр Лукашенко получил право участвовать в выборах неограниченное количество раз. 19 марта 2006 года он был избран на третий срок, а 19 декабря 2010 - начался отсчет четвертого президентского срока Лукашенко.

Современная Беларусь - это и возведение впечатляющих архитектурных сооружений, таких как Национальная библиотека или Минск-Арена, и победы наших спортсменов на международных соревнованиях, и известный на всю Европу Славянский базар. В нашей стране сейчас действует 45 государственных и 10 частных ВУЗов, где получают образование умные и талантливые белорусские ребята. По всей стране строятся спортивные арены и развлекательные комплексы, открываются музеи и реставрируются памятники архитектуры . Беларуси есть чем гордиться, но главный повод для гордости - это ее народ.

Смотрите так же:

Альтернативные названия страны - Республика Беларусь. До 1991 года страна была известна как Республика Беларусь, которая входила в СССР. Иногда Белоруссию еще называют Белой Русью. Это название было популярно в основном до 1918 года.

Происхождение названия страны

Название Беларусь, вероятно, происходит из средневекового географического обозначения области, как «Белая Русь». Историки и лингвисты спорят о его этимологии, но название, возможно, используется как название народного происхождения, особенно оно было распространено на северных территориях страны.

Некоторые исторические источники также упоминают красную и черную Русь в дополнение к Белой Руси. Такая маркировка вероятно применялась во времена, когда возникла Киевская Русь. Исторические источники упоминают, что в течение ХIV-ХV веков географическим названием страны было обозначение «Беларусь». Но позже название получило конкретный политический смысл.

Хотя белорусы являются доминирующей этнической группой в стране, страна включает в себя людей разных национальностей, таких как литовцев, поляков, украинцев, русских, евреев и татар. Богатство и смесь культур отражают сложность этнических взаимодействий, которые происходили в стране в течение сотен лет.

Национализация страны

Примерно в конце девятого и начале десятого веков царство Киевская Русь начинает сформировываться. У него среди прочих есть две провинции - княжество Полоцкое и княжество Туровское.

Эти два княжества занимали территории нынешней Белоруссии. В течение нескольких веков белорусские территории находились под сильным влиянием византийской культуры, в том числе православного христианства, каменного зодчества и веяний литературы. После захвата монголами Киевской Руси в середине тринадцатого века два белорусских княжества были включены в состав Великого княжества Литовского.

Столетие спустя был сформирован союз с Королевством Польским. Это новое административное и политическое положение принесли сильные западноевропейские влияния на территорию Белоруссии, в том числе была принесена католическая религия. В четырнадцатом веке на этих землях поселилось большое количество евреев.

Польско-литовская уния создала сильную политическую, экономическую и военную силу в Восточной Европе. В 1569 году Великое литовское княжество и Польское королевство соединились в многонациональное федеративное государство, оно было одним из самых богатых и могущественных во всей Европе того времени, оно называлось речью Посполитой. Государство занимало мощное положение в Европе в течение двух веков.

После раздела Речи Посполитой в 1772, 1793 и 1795 годах между Россией, Пруссией и Австрией, белорусские территории оказались в составе Российской империи. Великая бедность царила на территории Белоруссии, когда она оказалась под властью России, особенно среди евреев, что привело к массовой эмиграции людей в в девятнадцатом веке.

Вторая половина девятнадцатого века стала временем быстрого развития капитализма в Белоруссии.

Начиная с конца 1880-х годов, в Белоруссии распространялись марксистские идеи, в 1905-1907 годах произошла революция, что повлекло организацию белорусского национально-освободительного движения. Националистическая газета «Наша Нива» («Наш край») была впервые опубликована в это время.

Наиболее значительным событием в этом процессе национального пробуждения стал апрель 1917 года, когда состоялся съезд белорусских национальных партий. Его делегаты утвердили автономию Белоруссии. Однако после Октябрьской социалистической революции в Петрограде большевики захватили власть в Белоруссии.

В декабре 1917 года они распустили Всебелорусский съезд в Минске. Несмотря на действия советской оккупации, Всебелорусский конгресс и представители политических партий объявили Белоруссию Белорусской Народной Республикой 25 марта 1918 года.

Десять месяцев спустя большевики провозгласили страну Белорусской Советской Социалистической Республикой (БССР). Новая нация-государство было официально включено в состав Советского Союза (СССР) и оставалось частью советского союза до 1991 года.

27 июля 1991 года Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном суверенитете. В августе 1991 года Верховный Совет БССР упразднил Коммунистическую партию Беларуси и переименовал страну в Республику Беларусь.

В декабре 1991 года в результате распада СССР Республика Беларусь стала одним из основателей Содружества Независимых Государств (СНГ).

В марте 1994 года в Белоруссии была принята новая конституция, появилось президентство и создание 260-местного парламента. 10 июля 1994 года Александр Лукашенко был избран первым Президентом Республики Беларусь. В 1997 году был подписан Договор о Союзе Беларуси и России.

Национальная идентичность Белоруссии

Национальная идентичность символически связана с двумя значимыми моментами в истории Белоруссии. Национальный праздник официально отмечается 3 июля, в честь того дня, когда советские войска вошли в в 1944 году, тогда произошло освобождение города от немецко-фашистских войск.

Некоторыми белорусами 25 марта празднуется как неофициальный День Независимости. Дата отмечает годовщину короткого периода времени, когда Беларусь вырвалась из-под правления большевистской партии в марте 1918 года, только чтобы вновь встать под ее правление в декабре 1918 года.

Этнические отношения

На протяжении веков белорусские земли были домом для разных этнических групп, которые имеют разные религии. Мусульмане, иудеи, православные христиане, греко-католические христиане и протестанты жили вместе на территории Белоруссии на протяжении веков без серьезной конфронтации.

Белорусы, поляки, русские, евреи, литовцы, украинцы и цыгане жили в мире и согласии. Хотя двадцатый век принес много проблем, и мирное сосуществование пошатнулось. во многих смыслах является страной с терпимостью культур.

В настоящее время население в стране преобладает белорусское, но также в стране проживают русские, поляки, украинцы и евреи. Все этнические группы имеют равный статус, и нет никаких доказательств ненависти или этнически-пристрастных преступлений.

5 августа 1772 года состоялся первый раздел Речи Посполитой. Австрия получила Галицию, Пруссия – западную Пруссию, а Россия – Белоруссию.

Русские и белорусы признают: мы мало отличаемся друг от друга. Но всё-таки мы разные. Как формировалась Белоруссия и в чем её уникальность

История Белой Руси

Этноним «белорусы» был окончательно принят Российской империей в XVIII - XIX веках. Вместе с великороссами и малороссами, белорусы в глазах самодержавных идеологов составляли триединую общерусскую народность. В самой России термин начал использоваться при Екатерине II: после третьего раздела Польши в 1796 году, на вновь обретенных землях императрица повелела учредить Белорусскую губернию.

У историков нет единого мнения о происхождении топонимов Беларуссия, Белая Русь. Одни полагали, что Белой Русью называли земли, независимые от монголо-татар (белый – цвет свободы), другие возводили название к белому цвету одежды и волос местных жителей. Третьи противопоставляли белую христианскую Русь, черной языческой. Наиболее популярна была версия о Чёрной, Червонной и Белой Руси, где цвет сопоставлялся с определенной стороной света: чёрный - с севером, белый - с западом, червонный - с югом.

Территория Белой Руси простиралась далеко за пределы нынешней Белоруссии. С XIII века иностранцы-латиняне именовали Белой Русью (Ruthenia Alba) Северо-Восточную Русь. Западноевропейские средневековые географы в ней почти не бывали и смутно представляли себе её границы. Термин употреблялся и по отношению к Западнорусским княжествам, например, Полоцкому. В XVI – XVII веках понятие "Белая Русь" закрепилось за русскоязычными землями в Великом княжестве Литовском, а северо-восточные земли, наоборот, стали противопоставляться Белой Руси.

Присоединение Украины-Малороссии к России в 1654 году (не стоит забывать, что вместе с малороссийскими землями, были присоединены к Москве еще и часть белорусских) предоставило государственным идеологам отличную возможность выдвинуть концепцию братства трех народов – великорусского, малороссийского и белорусского.

Этнография и драники

Однако, несмотря на официальную идеологию, белорусам долгое время не находилось места в науке. Изучение их обрядов и народных обычаев только начиналось, а белорусский литературный язык делал первые шаги. Более сильные соседние народы, переживавшие период национального возрождения, в первую очередь поляки и русские, претендовали на Белую Русь в качестве прародины. Главным аргументом было то, что учёные не воспринимали белорусский язык как самостоятельный, называя его диалектом то русского, то польского языка.

Лишь в XX веке удалось выделить, что этногенез белорусов проходил на территории Верхнего Поднепровья, Среднего Подвинья и Верхнего Понеманья, то есть, на территории современной Белоруссии. Постепенно этнографы выделили самобытные стороны белорусского этноса и в частности, белорусскую кухню. Картошка в белорусских землях прижилась еще в XVIII веке (в отличие от остальной России, знавшей картофельные реформы и бунты 1840-х годов) и к концу XIX века в белорусская кухня пестрила ассортиментом блюд из картошки. Драниками, например.

Белорусы в науке

Интерес к истории белорусов, появление первых научно обоснованных концепций происхождения этноса – дело начала века XX. Одним из первых за него взялся Владимир Иванович Пичета, ученик знаменитого русского историка Василия Осиповича Ключевского. Исходя из расселения славян по "Повести Временных Лет", он предположил, что предками белорусов были кривичи, а также соседние с ними племена радимичей и дреговичей. В результате их консолидации и возник белорусский народ. Время возникновения определялось по выделению белорусского языка из древнерусского, в XIV веке.

Слабой стороной гипотезы было то, что летописные племена с середины XII столетия исчезают со страниц летописей и объяснить двухвековое молчание источников сложно. Но начало белорусской нации было положено, и не в последнюю роль из-за начавшегося систематичного изучения белорусского языка. В 1918 году преподаватель Петроградского университета Бронислав Тарашкевич подготовил первую его грамматику, впервые нормализовав орфографию. Так возникла так называемая тарашкевица – языковая норма, позднее принятая в белорусской эмиграции. Тарашкевице была противопоставлена грамматика белорусского языка 1933 года, созданная в результате языковых реформ 1930-х годов. В ней было много из русского, но она закрепилась и использовалась в Белоруссии до 2005 года, когда была проведена её частичная унификация с тарашкевицей. В качестве примечательного факта стоит отметить, что в 1920-х годах на официальном флаге БССР фраза «Пролетарии всех стран соединяйтесь!» была написана аж на четырех языках: русском, польском, идише и тарашкевице. Тарашкевицу не стоит путать с тарасянкой. Последняя – смесь русского и белорусского языков, встречается повсеместно в Белоруссии и сейчас, чаще в городах.

Белорусы от древнерусских людей

После Великой Отечественной войны национальный вопрос в СССР сильно обострился и на этой почве, для предотвращения межэтнических конфликтов в идеологии Союза стало широко использоваться новое наднациональное понятие – «советский народ». Незадолго до этого, в 1940-х, исследователи Древней Руси обосновали теорию «древнерусской народности» - единой колыбели белорусского, украинского и русского народов. Схожего между этими двумя концепциями было немного, но бросается в глаза активное их использование СССР в указанный период. Такие черты древнерусской народности, как «общность территории, экономики, права, военной организации и, особенно, общая борьба против внешних врагов с осознанием своего единства», можно смело отнести к советскому обществу конца 1940-х – 1960-х. Конечно, идеология не подчиняла историю, но структуры, которыми мыслили ученые-историки и политики-идеологи были очень похожи. Происхождение белорусов из древнерусской народности снимало слабые стороны «племенной» концепции этногенеза и подчеркивало постепенное обособление трех народов в XII – XIV веках. Впрочем, некоторые ученые продляют период формирования народности до конца XVI века.

Данная теория принята и сейчас. В 2011 году на праздновании 1150-летия Древнерусского государства её положения подтвердили историки России, Украины и Белоруссии. За это время в нее внесли данные археологии, показавшей активные связи предков белорусов с балтами и финно-уграми (отсюда родились версии балтского и финно-угорского происхождения белорусов), а также исследование ДНК, проведенное в Белоруссии в 2005 – 2010 годах, доказавшие близость трех восточнославянских народов и большие генетические различия славян и балтов по мужской линии.

Другая Русь

В Великом княжестве Литовском, в составе которого оказалась в XIII – XVI веках почти вся территория современной Белоруссии, старобелорусский язык (то есть западнорусский) был первым государственным языком – на нем велась все делопроизводство, записывали литературные произведения и законы. Развиваясь в отдельном государстве, он испытал сильное влияние польского и церковнославянского, но так и остался книжным языком. В отличие от него разговорный белорусский, испытывая те же влияния, развивался преимущественно в сельской местности и сохранился до настоящего времени. Территория формирования белорусов не так сильно пострадала от монголо-татар. Населению постоянно приходилось бороться за свою веру – православие и против иноземной культуры. В то же время, многое из западноевропейской культуры приживалось в Белоруссии быстрее и легче, чем в России. Например, книгопечатание, начатое Франциском Скориной почти на 50 лет раньше, чем в Московии. Наконец, еще одним немаловажным фактором, складывания белорусской народности стал климат, более мягкий и плодородный, чем в Средней полосе России. Именно поэтому в Белоруссии на 75 – 90 лет раньше прижилась картошка. Белорусская национальная идея сформировалась позднее, чем у других народов и стремилась разрешать вопросы без конфликтов. И в этом её сила.

Всем нам знаком топоним «Русь», однако не каждому известно, что она разделялась по цветам. На территории древнерусского государства располагались целых три «цветных» Руси: Белая, Черная и Червонная.

Белая Русь

Между 1255 и 1260 годами в Ирландии был составлен анонимный географический трактат, в котором впервые была упомянута Alba Rusсіa («Белая Русь»). Под ней ученые обычно понимают владения господина Великого Новгорода. Это свидетельство признано первым цветовым обозначением, которое было применено к Руси.

Позднее упоминания о Белой Руси у европейских географов встречаются чаще, и что важно – до XVII века они называют так Северо-Восточную Русь. Однако уже в XVI веке название Белая Русь постепенно переходит на западнорусские (территория современной Белоруссии) земли.

Разнобой в названиях у географов неслучаен: белый цвет имеет множество значений. Одни ученые предполагали, что он обозначает независимость (русских царей в Персидских хрониках назвали «Белыми князьями» или «Ак-Падишахами»), другие видели в нем особенности внешнего вида местного населения (светлые волосы, белая одежда), третьи – сохранение православной веры.

Николай Михайлович Карамзин считал, что название Белая Русь означает «великая» или «древняя».

Активное распространение книгопечатания и появление в Европе множества географических трактатов породило большое число локализаций Белой Руси, главными из которых были Московская Русь и земли верхнего Поднепровья и Понеманья в составе Великого княжества Литовского. В самой Московии термин Белая Русь употреблялся редко. Первое его употребление приходится на май 1654 года: тогда, в самом начале русско-польской войны 1654 – 1667 годов, царь Алексей Михайлович в дарственной грамоте боярину Бутурлину назвался как «Государь, Царь и Великий князь всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец». Сделано это было в связи с готовившимся присоединением белорусских и малороссийских земель. С этого времени, для Северо-Восточной Руси обозначение «Белая», везде заменяется на «Великая», а территории современной Белоруссии получают официальное название.

Черная Русь

Лингвисты выяснили, что белый, черный и красный являются тремя наиболее важными цветами в языках народов Земли. Слова-обозначения для них появляются раньше других. В качестве противопоставления белому обычно используется черный цвет.

Так, если географ называл Московскую Русь «Белой», то земли Великого княжества Литовского именовались «Черной Русью» - просто в качестве противопоставления.

В узком смысле Черной Русью называли территорию в верховьях Немана (в современной Белоруссии). Этот район очень долго оставался языческим, и христианские географы именовали его Черной Русью, то есть языческой.

Червонная Русь

Червонный означает «красный». Название Червонная Русь закрепилось за территориями западной Украины и юго-восточной Польши, на которых впоследствии было основано Русское воеводство.

Его происхождение не ясно. Вероятно, это связано с червенскими городами, за которые, согласно «Повести Временных Лет», успешно воевал Владимир Красное Солнышко. Потом Червенские города – Луцк, Холм, Перемышль и другие, отошли к Речи Посполитой, но название «Червонная Русь» сохранилось и упоминалось в более поздних источниках, начиная с XV века. Шла ли речь о прямой преемственности, или богатые и сильные города называли «червонными», красными, то есть красивыми, достоверно неизвестно.

Кто кроме Руси?

Кроме Руси, на карте Центральной и Восточной Европы был как минимум еще один этноним, также имевший «белое, черное и красное названия». Речь идет о хорватах. Красными хорватами называли прямых предков современных хорватов – южнославянскго племени, жившего на Балканах еще с раннего Средневековья. В то же время Белые хорваты, известные по той же Повести Временных Лет и трактату византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении империей», племя восточнославянское. Их поселения располагались на южных склонах Карпат и частично входили в состав Червонной Руси. Самыми загадочными считаются Черные хорваты. Они жили на севере Чехии и относились уже к ветви западных славян. Собственно, черными хорватами называлась только их восточная группа. Вместе с западными они образовывали большое племя чешских хорватов.

Наконец, еще одно племя с цветовым маркером, оставившее свой след в этнической истории Европы - белые сербы. Зона их расселения находилась в северной Чехии и они считаются предками современных лужицких сербов – жителей Германии и Польши.

Стороны света и их цветовые маркеры

Среди некоторых лингвистов бытует мнение, что у славян (в частности, хорватов и сербов) стороны света имели каждый свой цвет: белый - запад, чёрный - север, красный (червонный) - юг. Как мы видели выше, это действительно находит подтверждение в источниках. Однако, существует мнение, что в восточных языках схема цветов и сторон света совпадает почти полностью.

Иван Билибин

Кто здесь прав, и от какого языка пошло это сопоставление сторон света с определенными цветами, сказать невозможно. Однако, вполне вероятно, что речь идет о совпадении: те же лингвисты доказали, что в человеческих языках слова для белого, черного, красного и синего цветов появляются раньше, чем для других.

Троичное деление Руси на Белую, Черную и Червонную было призвано передать этнос и регион (реже религию). В то же время, еще одной причиной путаницы было то, что существовало геополитическое двоичное деление. В XV – XVIII веках территории Руси были разделены между двумя государствами – Московской Русью и Речью Посполитой, что сильно путало историков. Связь между понятиями Белая Русь и Великая Русь/Великая Россия была относительно устойчивой, Черной Русью называли только литовские земли, а термин Малая Русь/Малая Россия соотносился как с Черной Русью, так и с Красной Русью.

Последние материалы раздела:

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...

Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий
Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий

Одним из крупнейших военных конфликтов начала XX века является русско-японская война 1904-1905 гг. Ее результатом была первая, в новейшей истории,...

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Режим дня II
Конспект урока по окружающему миру на тему: «Режим дня II

Тема Режим дня Учебная задача Цель темы научиться планировать распорядок дня Сформировать понятие о режиме дня школьника Показать...