Конспекты занятий по грамоте буква т. НОД Образовательная деятельность «Коммуникация
Конспект НОД в подготовительной группе по теме «Звук Т, буква Т»
Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме «Звук Т, буква Т». Данный материал будет полезен воспитателям подготовительных групп. Конспект НОД направлен на подготовку детей к обучению грамоте, развитие творческих способностей, умение мыслить неординарно, умение высказывать свои мысли, делать собственные умозаключения.
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в подготовительной группе на тему «Звук Т, буква Т».
Интеграция областей «Познание», Коммуникация», «Социализация».
Цель: вызвать интерес к занятию по подготовке к обучению грамоте, способствовать умению чётко произносить звук Т в сочетании с гласными, давать характеристику звука Т, выполнять анализ буквы Т.
Задачи:
Образовательные: закреплять умение произносить звукт, т в сочетании с гласными, закреплять умение самостоятельно давать характеристику звука т, выполнять анализ буквы т, упражнять в умении определять место звука т в словах,
Речевые: упражнять в умении согласовывать существительные с числительными в роде, числе, падеже;
Развивающие: развивать творческую активность детей, умение самостоятельно задавать поисковые вопросы воспитателю,
Воспитательные: воспитывать желание отвечать на поставленные вопросы полными предложениями, умение выслушивать рассуждения сверстников, не перебивая их.
Методы и приёмы: вопросы, совет, поощрение, контроль, рассказ скороговорки.
Демонстрационный материал: «чёрный ящик, предметные картинки, игрушки, набор букв.
Раздаточный материал : пеналы с набором фишек синего, красного и зеленого цвета, предметные картинки, карточки с изображением букв,фишки, смайлы, рабочие тетради, простой карандаш, картинки с изображением детёнышей животных.
Ход НОД
1.Воспитатель . Дети входят в группу и здороваются с гостями. Затем проходят и садятся за столы. Я обращаю внимание на правильную посадку за столом. Создаю проблемную ситуацию: «В чёрном ящике я спрятала предмет. Угадайте, какой».Провожу с детьми упражнение «Чёрный ящик». Дети задают поисковые вопросы воспитателю. Например: «Это насекомое?, «Это животное?», «Оно умеет бегать?», «У него уши треугольной формы?»,«Оно любит молоко?», «Это животное мяукает?»,«Это кошка?»
Достаю игрушку кошку. «Да, это кот. Скажите, какой последний звук в слове кот? Что вы знаете о звуке т? (Звук т- согласный, глухой, тихий, бывает твёрдым и мягким.) Я вам предлагаю вспомнить скороговорку про кота. Предлагаю одному из детей выйти и рассказать её.
Скороговорка:
Вышел кот из ворот,
Кот рябой, хвост трубой
А ну-ка, попробуй повторить
И не раз, целых три.
А теперь посмотрите на доску. В этихназваниях картинок спрятан звук т. Отгадайте, где он находится в середине, начале или конце слова?» Дети определяют место звука т. Как можно назвать одним словом эти предметы? (Это посуда).
Физ. минутка:
Льётся чистая водица,
Мы умеем чисто мыться.
Пасту белую берём,
Крепко зубы щёткой трём.
Моем щёки, моем уши,
Вытираемся посуше.
2. Дети проходят и садятся за столы. «Ребята, у вас на столах лежат картинки. Поднимите картинки, в названиях которых звук т стоит в начале слова, в середине и в конце слова.(Дети контролируют ответыдругдруга.)Скажите пожалуйста, а какой буквой обозначается звук т? (Ответы детей). На что похожа буква Т?(На антенну).Из каких элементов состоит буква Т? (Горизонтальной и вертикальной линий)… Откройте тетради на странице, где напечатана буква Т. Рассмотрите картинку, которая расположена вверху. Что на ней изображено? (Ответы детей). Расположите в шкафу только те предметы, в названиях которых есть звук т.(Самостоятельная работа детей). (Контроль воспитателя за выполнением задания). В конце выполнения работы один из детей,правильно выполнивших задание, рассказывает, куда он разместил предметы. Какие предметы остались и почему.
А теперь посмотрите, что нарисовано на картинке ниже?Какая буква пропущена в этом слове? Давайте вспомним, как мы с вами печатаем букву Т? (Ответы детей). Предлагаю напечатать букву Т.
Ребята, а теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Кто больше назовёт слов со звуком т (в начале, середине, конце слова).» За каждый правильный ответ вы будете получать фишку. В конце игры мы посчитаем фишки, у кого будет больше, тот и победителю (ям) вручаются смайлы.
Звуковой анализ слова «топор». (Дети выкладывают фишки и рассказывают, почему взяли фишку именно этого цвета.)
Игра «Составим предложение со словом «топор», состоящее из двух (трёх) слов».
3. Итог занятия. «О каком мы звуке сегодня говорили? Какой это звук? О какой букве?» Воспитателем даётся оценка деятельности детей и вручаются смайлы.
Разделы: Работа с дошкольниками , Логопедия
Цель: повышение эффективности коррекционной работы.
Коррекционно-образовательные задачи:
- способствовать формированию умения употреблять имена существительные множественного числа в родительном падеже;
- содействовать умению давать акустико-артикуляционную характеристику звуков Т, Ть и различать их (различать гласные и согласные, звонкие и глухие, знать отличие буквы от звука);
Коррекционно-развивающие задачи:
- содействовать развитию навыка звукового анализа;
- содействовать развитию фонематического слуха;
- содействовать развитию общей, мелкой моторики;
- содействовать развитию навыка умения деления слов на слоги;
- способствовать формированию умения делить предложения на слова;
- содействовать развитию навыка чтения;
- содействовать развитию логического мышления, внимания, памяти, речи;
Коррекционно-воспитательная задача:
- воспитывать уважение к труду взрослых и прививать трудовые навыки, чувство сопереживания, взаимопомощи.
Оборудование: картинки со звуками Т, Ть (в начале, середине и конце слова), игрушка Баба-Яга, карточки № 11, 17, 18, 23, схема для чтения слогов, корзина с яблоками, буква Т, т, лица на ковралине: удивление (восхищение), радость, разочарование.
Раздаточный материал: птички-синички, тетради, карандаши (красный, синий, зелёный), карточки, пуговицы по 10 штук на каждого ребёнка.
Предшествующая работа:
- обучение чтению;
- деление слов на слоги;
- составление предложений, деление предложений на слова.
Методические приёмы:
- сюрпризный момент;
- дидактические игры;
- использование наглядности.
Индивидуальная работа:
- Рувим, Валерия, Настя - звуковой анализ;
- Айзат, Таня, Руслан - чтение слогов;
- Таня, Руслан, Вероника - произношение слов.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
Игра «Скажи наоборот»
Ка-ка-ка - кя-кя-кя
Ку-ку-ку - кю-кю-кю
Ко-ко-ко - кё-кё-кё
Кы-кы-кы - ки-ки-ки
II. Развитие общей, мелкой моторики. Работа по развитию дыхания и голоса
1. Развитие мелкой моторики. «Компот»
Будем мы варить компот, Левую ладошку держат
Фруктов нужно много. «ковшиком», указательным пальцем
Вот: правой «мешают».
Будем яблоки крошить, Загибаем по одному пальцу, начиная
Грушу будем мы рубить, с большого.
Отожмём лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот, Опять «варят» и «мешают».
Угостим честной народ.
(Н. Нищева)
2. Массаж лица.
По общим правилам: с воображаемыми струйками дождя (поглаживание), капельками (постукивание подушечками пальцев) и снова струйками (поглаживание).
3. Развитие мимических мышц.
Мы пришли в сад. Какие большие яблоки! Удивление .
А какие сочные груши! Восхищение .
А как их много! Радость .
Откуси кусочек яблока, а там червячок. Разочарование .
Дети разводят руки в стороны и делают вдох. Затем обхватывают себя руками делают выдох 2-3 раза. (тянут гласный звук «У», на одном выдохе).
5. Общее расслабление.
Ножками затопали,
Зашагали по полу.
Там, там, там -
Тихо сели по местам.
III. Упражнения по развитию произношения и обучения грамоте
1. Объяснения темы.
Мы сегодня побываем во фруктовом саду, а также познакомимся со звуками Т, Ть.
2. Акустико-артикуляционный образ звуков.
Проговаривание звуков Т, Ть хором и индивидуально.
Звук Т - согласный (не поётся), твёрдый, глухой (тактильно-вибрационный контроль), переднеязычный (кончик языка упирается в верхние зубы). Его младший братец звук Ть - согласный, мягкий, глухой переднеязычный.
Выберите квадрат, который обозначает твёрдый согласный звук.(карточка № 17).
Выберите квадрат, который обозначает мягкий согласный звук. (карточка № 18).
Звук Т - обозначаем синим цветом, а звук Ть - зелёным.
Сюрпризный момент:
Стук в дверь. Входит садовник.
Здравствуйте, ребята! Гости!
Дети:
Здравствуйте.
Логопед:
Ребята, кто к нам пришёл в гости? Кто ухаживает за садом?
Дети:
Садовник.
Логопед:
Правильно ребята, молодцы.
Садовник:
Так как вы у меня в гостях, я принёс вам угощение (корзина с яблоками). Только яблоки в саду и в корзине заколдованные. Их заколдовала Баба-Яга. Вон она подглядывает за нами. И чтобы расколдовать яблоки, нужно выполнить задания.
Логопед:
Вы согласны ребята, помочь садовнику?
Дети:
Да.
Садовник:
Ну, тогда я пошёл, у меня осенью во фруктовом саду много работы. До свидания.
Дети, логопед:
До свидания, садовник.
Логопед:
Ну, тогда приступаем.
3. Развитие фонематического слуха.
Игра «Повторяй за мной» Повторяйте только имена со звуком Т.
Имена: Ваня, Таня, Тома, Рома, Толя, Коля, Вася, Тася.
Игра «Топай, хлопай» (топай - если звук - Т; хлопай - Ть)
Слова: кнут, телевизор, тюль, Таня, телефон, тени, тигр, ток, кот, танк.
4. Автоматизация звука в словах.
Игра «Превращения» (заменить в слове звук Т на Ть, получится новое слово)
Шест - шесть
Брат - брать
Рулит - рулить
Дунут дунуть
Пуст - пусть
Ответ - ответь
5. Игра «Синички» На доске выставлены картинки со звуками Т, (в начале, середине и конце слова). Дети называют их и определяют место звуков в словах. (работа по карточкам - синичкам)
Слова: тыква, капуста, салат.
6. Звуковой анализ слов: Том, Тим. (работа в тетрадях)
7. Работа по карточке № 11: выбери предмет, в названии которого два слога? (ответ: груша)
Физкультминутка.
Как румян осенний сад! Лёгкие хлопки по щёкам.
Всюду яблоки висят. Руки поднять вверх.
Краснобоки, краснощёки, Руки на поясе.
На ветвях своих высоких Руки поднять вверх.
Точно солнышко горят! Соединить в круг («солнышко»).
8. Связь звуков и буквы.
Звуки Т, Ть живут в одном домике. Этот домик - буква Т. (картинка буквы Т, т.)
Буква «Т» наверняка,
Тень большого молотка,
Буква Т на стол похожа,
На ноге стоит он тоже.
9. Работа детей по карточкам. Найди и обведи букву Т.
10. Составление буквы Т из пуговиц.
11. Прописывание буквы Т в тетрадях.
12. Работа по карточкам № 23
Сколько слов в предложении? Оля играет с мишкой.
13. Чтение слогов по схеме. АТ, УТ, ИТ, ОТ, ЫТ, ЯТ, ЮТ, ЕТ, ТА, ТО, ТУ, ТИ, ТЫ, ТЯ, ТЮ, ТЕ.
IV. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи
Игра «Плодовое дерево»
Для игры необходимо картонное дерево с кармашками для картинок и несколько корзин.
Логопед достаёт из кармашков различные картинки с изображением фруктов: яблоко, груши, лимона, апельсина, мандарина, абрикоса - и спрашивает у детей: «Что это? Как называется дерево, на котором растут фрукты? (Плодовое).
Дети берут корзины и идут к дереву «собирать» урожай фруктов, при этом комментируя свои действия:
«Я собирал с дерева много груш».
«Я собрал с дерева много апельсинов». И т. д.
V. Итог занятия и оценка работы детей
Ребята, вы такие молодцы, выполнили все задания правильно и расколдовали яблоки. Наше занятие подходит к концу.
- С какими звуками познакомились?
- Дайте характеристику этим звукам.
VI. Домашнее задание. К заданию 7 (альбом 1, с. 9).
Цель: Знакомство со звуком и буквой Т, четкое произнесение звука Т.
Задачи:
- Объяснить характеристику звука Т, учить выделять звук [Т],[ТЬ], продолжать учить детей составлению предложений со словами, где есть буква Т, продолжать учить делить слова на слоги.
- Развивать психические процессы: память, внимание, мышление.
- Воспитывать соблюдение дисциплины на занятии, продолжать воспитывать умение понимать и четко выполнять инструкции.
- Развитие моторики, речевого слуха и фонематического восприятия, проводить зрительную гимнастику.
Оборудование:
- Картинки собаки Тобика и кота Татошки.
- Коробка с фишками красного и синего цвета.
- Карточки со слогами
- Яркая игрушка для зрительной гимнастики.
- Картинки с изображениями трактора, телевизора, тетради, тарелки.
- Картинки с изображением бесцветной буквы Т и буквы Т синего цвета.
- Коробочка с буквами.
- Картинка прописной и строчной буквы Т.
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте
«Звук и буква Т»
Организационный момент
Воспитатель: Дети, встали все из-за столов, выпрямились. Здравствуйте, дети. Садитесь на свои места.
Ребята, это Тобик и Татошка (воспитатель показывает картинки собаки и кота). Какой звук мы слышим в начале каждого слова? Давайте произнесем эти слова (дети вместе с воспитателем произносят сначала одно, затем другое слово, затем дети сами произносят эти слова). Итак, какой же звук мы слышим в начале каждого слова?
Дети: звук Т.
Воспитатель: Сегодня мы вместе с Тобиком и Татошкой познакомимся со звуком и буквой «Т».
- Основная часть.
Воспитатель: Что делает наш язык, когда мы произносим звук Т? (стучит по бугоркам). Вы чувствуете, как прорывается наружу воздушная струя? (дети приближают ладонь ко рту и произносят звук). Попробуем спеть звук Т. (он не поется). Как вы думаете, если он не поется то он какой? Гласный или согласный?
Дети: согласный.
Воспитатель: покажите модуль согласного звука (дети показывают модуль согласного звука). Открыли коробочку с фишками, достаньте фишку такого цвета, к которому относится звук Т (дети достают фишку синего цвета). Ребята, положите фишки обратно в коробочку, давайте немножко отдохнем.
Физкультминутка.
Тики-так, тики-так, —
Так ходики стучат.
(Дети наклоняют голову вправо-влево в такт словам).
Туки-так, туки-так, —
Так колеса стучат.
(Поочередно правой и левой рукой описывают перед собой круг).
Токи-ток, токи-ток, —
Так стучит молоток.
(Изображают кулачками молоточки).
Туки-ток, туки-ток, —
Так стучит каблучок.
(Стучат каблучками).
Садитесь на свои места.
Давайте поиграем в такую игру, открыли коробочку с фишками, достаньте фишку такого цвета, к которому относится звук Т. Какого цвета мы достали фишку? (воспитатель спрашивает каждого ребенка отдельно). Как только вы услышите звук Т, поднимаем фишку в верх.
А, Н, Т , О, Ж, С, Т, Ш, Т .
А теперь я буду называть слова, а вы, когда услышите звук Т, поднимайте фишку.
ТРАКТОР, СЛОН, МЯЧ, ТАБЛЕТКА , ЦИПЛЕНОК, ТЕЛЕВИЗОР.
Ребята, наши гости устали, давайте немножко отдохнем, давайте встанем из-за столов. Подойдите все ко мне.
Гимнастика для глаз.
Мы гимнастику для глаз
Выполняем каждый раз.
Вправо, влево, кругом, вниз,
Повторить ты не ленись.
Укрепляем мышцы глаза.
Видеть лучше будем сразу. (выполняем 2 раза)
Садимся на свои места, кто всех тише сядет? (дети садятся за столы).
Ребята, посмотрите, что принесли с собой наши гости Тобик и Татошка. (воспитатель показывает картинки).
ТРАКТОР, ТЕЛЕВИЗОР, ТЕТРАДЬ, ТАРЕЛКА.
Давайте теперь покажем нашим друзьям как мы умеем делить слова на слоги. (дети делят слова на слоги и с помощью «выбрасывания» пальцев считают сколько слогов в слове, каждую картинку ставят на полотно на котором каждый ряд обозначается цифрой, т.е. если три слога, то картинку ставят на третий ряд; после того как все картинки выставлены, воспитатель убирает какую-то картинку и спрашивает детей: «Что изменилось? Какую картинку я убрала?» дети отвечают в зависимости от того какой картинки не стало).
Молодцы! Давайте теперь поиграем с нашими пальчиками.
Пальчиковая гимнастика.
Дети, посмотрите, что еще принесли с собой наши гости: Тобик и Татошка. (воспитатель показывает картинку с изображением буквы Т). Ребята, звук Т обозначается буквой Т.
Воспитатель: Как вы думаете, каким цветом мы должны раскрасить эту букву?
Дети: синим.
Воспитатель: Почему?
Дети: потому что звук Т согласный.
Воспитатель: Почему согласный?
Дети: потому что во рту появляются преграды.
Воспитатель: Возьмите коробочки с буквами и найдите там букву Т. Обведите ее пальчиками.
Давайте напишем букву Т в воздухе и посчитаем из скольки элементов она состоит (дети рисуют в воздухе букву и считают элементы).
Посмотрите на картинку и подумайте чем отличаются эти буквы? (воспитатель показывает картинку прописной и строчной буквы)
Дети: одна буква большая, другая маленькая.
Воспитатель: Дети, давайте теперь подружим звук Т с другими звуками. (воспитатель показывает слоги на карточках и вместе с детьми читает)
ТА, ТО, ТИ, ТУ, АТ, ОТ, ИТ, УТ.
А теперь давайте с нашими гостями поиграем в игру «Добавь словечко»
- На огороде выросла большая ….(тыква)
- Мою подругу зовут ….(Таня)
- У коровы маленький ….(теленок)
- Солнце спряталось за …. (тучу)
- Я ручкой пишу в ….(тетради)
- Итог.
Воспитатель: Как вы думаете Тобику и Татошке понравилось на нашем занятии? С каким звуком мы сегодня играли? Звук Т согласный или гласный? Почему?
Давайте попрощаемся с нашими гостями. (дети прощаются). Гости дарят детям фишки и хвалят их.
Конспект НОД по подготовке обучению грамоте в подготовительной группе Разработала: воспитатель Абсеметова Г.С.
Тема : «Буква Т и звуки [т] и [т’].
Цель : знакомство с буквой Т и звуками [т] и [т’], развитие умения дифференцировать понятия «звук» и «слово» .
Задачи :
Обучающие: закрепить изученные буквы и звуки;
познакомить с буквой Т и звуками [т] и [т’];
учить выделять звуки [т] и [т’] из начала слова;
продолжать формировать понятие «согласный твердый звук» и «согласный мягкий звук» ;
закрепить понятия «звук» и «слово» ;
развивать умение дифференцировать понятия «звук» и «слово» ;
продолжать учить выделять первый и последний звук в слове.
Развивающие : развивать внимание, память, мышление, общую и мелкую моторику.
Воспитательные : продолжать воспитывать умение вслушиваться в речь говорящего.
Предварительная работа : на предыдущих занятиях детям предлагаются буквы, изготовленные из различных материалов (поролона, пластмассы и картона для развития тактильного восприятия и максимального включения в работу всех анализаторов.
Оборудование : кукла; «волшебный» мешочек; буквы, изготовленные из различных материалов; цветные магнитики (синий, зелёный, красный) картинки с изображением предметов, название которых начинается со звуков [т] и [т’], рабочая тетрадь Е.Косиновой «Пишем вместе с логопедом».
Ход занятия
1.Организационный момент
Дети, занимая свои места, видят сидящего на столе куклу с красивым мешочком. Дети интересуются, кто же это и что лежит в мешочке. Воспитатель предлагает детям познакомиться с куклой. Дети здороваются с ней и спрашивают имя.
Повторение раннее изученного .
Здравствуйте, дети! Меня зовут Таня. Я пришла к вам в гости и принесла с собой «волшебный» мешочек. Хотите узнать, что в нем лежит? Я предлагаю вам по очереди опустить руку в мешок и на ощупь определить, что же там.
Игра «Узнай букву» В «волшебном мешочке» лежат буквы, которые дети уже изучили (А,У, И,О Ы, М, Н,Х, К). Каждый ребенок по очереди опускает руку в мешочек, ощупывает одну из букв и называет её.
(За правильно названную букву ребёнок получает фишку.)
Молодцы, назвали все звуки, с которыми мы уже познакомились. Ребята,мы уже говорили на какие группы делятся все буквы и звуки?
Дети: гласные и согласные.
Воспитатель: верно, а каким цветом мы их обозначаем в схемах?
Дети отвечают (гласные – красным, согласные – синим)
Дети, а почему эти звуки называются «гласными» ? (Они называются «гласными» , потому что мы поем их голосом и во рту нет преграды; язычок, губы и зубы не мешают воздуху выходить изо рта свободно.)
Почему эти звуки называют «согласными» ? (Потому что эти звуки не умеют петь сами, они соглашаются стоять рядом с гласными.)
Правильно. При их произнесении во рту образуется преграда – язычок, губы или зубы мешают воздуху выходить свободно.
2.Основная часть .
Знакомство с буквой Т и со звуками [ т ] и [ т ’] .
Таня вспоминает, что у ней проблема и хотела сегодня просить помощи у детей. Она вынимает из мешочка букву Т, изготовленную из картона , а называть её не может.
Послушайте как я говорю:
У меня есть друг. оля.
Ты хотела сказать Толя?
Да. (кукла называет слова без звука [т], потом за детьми повторяет правильно).
Арелка. анцы
Аблица. апки
Уча. уман. анки
Умба. урист
Ачки. урник
Спасибо, что научили меня правильно говорить.
Садись, посмотри как наши ребята готовятся к школе.
Какой звук повторяется в этих словах?
Повторяется звук [т]. Где он находится?
Воспитатель предлагает детям пощупать букву и сказать, какая она на ощупь (Твердая)
А еще какая она?
Воспитатель просит проговорить букву хором.
Как образуется звук Т? Какой это звук?
Дети: согласный.
Верно, эта буква Т обозначает согласный твердый звук [т]. У него есть братец.
Воспитатель показывает детям другую букву Т, изготовленную из поролона, и дает её пощупать и сравнить с предыдущей буквой.
Какая эта буква на ощупь? (Мягкая)
Она обозначает мягкий звук [т’].
Игра закончи звуком [т’].
У девочки Насти
Собака рыжей масти.
Пришел к ней как-то в гости
С котенком мальчик Костя.
Собаке Лайке гос. (ть)
Принес большую кос. (ть) .
Открыла Лайка пас. (ть,
Схватила кос. (ть) и шас. (ть)
Под Настину крова. (ть,
Чтоб кот не смог доста. (ть) .
Собака : хрус. (ть) да хрус. (ть,
Но вдруг такая грус. (ть!-
Застряла в пасти кос. (ть)
И колет, словно гвоздь!
Котенок крикнул :"Нас. (ть!
Раскрой собаке пас. (ть!"
Схватил когтями кос. (ть)
И спас собаку гос. (ть) .
Котенок, Костя, Настя
Сияют все от счастья!
Весь день котенок Вася
Учил собаку Насти :
"Жадных, знай, никто не любит,
Жаднос. (ть, знай тебя погубит!"
Какой звук вы добавляли? Какой это звук? Где он находится?
Дети, как и м цветом мы обозначает твердый звук [т], а каким - мягкий звук [т’]?
Дети: [т] – синим, а [т’] – в зеленым .
Воспитатель крепит их на доску. Снизу отмечает их синей и зеленой фишками.(магнитиками)
Работа на листочках с заданиями.
1задание. Определите место звука Т в словах и обозначь его на схеме синим карандашом.(тыква, кот, халат, утка, танк).
В словах кот, утка, и танк назови все звуки по порядку и определи количество звуков в каждом слове.
Составить предложение со словом кот. Определить количество слов в предложении. Составить схему. (Ребенок справившийся с заданием получает фишку.)
Физкультминутка
«Медвежата в чаще жили..»
2 задание. Заштрихуй букву по образцу.
3 задание «Почини букву» (Правильно починившие букву, получают фишку)
4 задание. Подчеркни все буквы Т волнистой линией. Какую букву ты подчеркнул? Сколько их? (8шт.) (Те дети, которые подчеркнули без ошибок букву Т, получают фишку)
Пальчиковая гимнастика
Волка, зайца, рысь, лису
Движения повторяются на другой руке.
И зимой найдёшь в лесу.
О.Крупенчук
5 задание. Учимся писать(печатными буквами).
На первой строке – т, ту, то.
На второй строке – Т, Тома, Тим (воспитатель дает пояснение, что имена пишутся с заглавной буквы)
3.Итог занятия.
С какой буквой мы сегодня познакомились?
Чему научились? Что вам понравилось больше всего?
Ребята мы сегодня хорошо поработали, многому научились. Посчитайте фишки, которые вы набрали в течение всего занятия. Давайте похлопаем тем ребятам, которые набрали фишек больше всех.
Таня благодарит детей за помощь, за интересные игры и прощается.
Алена Белова
Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе по обучению грамоте «Звук [Т] и буква Т»
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе .
Тема : Звук [Т] . Буква «Т» .
Цель : Познакомить детей с буквой «Т» «т» . Научить находить букву и звук в слогах , словах, фразах и предложениях.
Задачи :
Повторение уже изученного материала;
Знакомство с буквой «Т» , соотнесение буквы и звука ;
Работа над поиском звука (в слове, фразе) ;
Совершенствование общей, мелкой и артикуляционной моторики, развитие фонематического слуха, памяти, внимания;
Дальнейшая работа по формированию и поддержанию «+» интереса к обучению , воспитание доброжелательности, умения слушать мнения одноклассников.
Оборудование :
Схемы слов, Изображение букв , картинки, прописи, цветные карандаши.
Этапы Ход занятия
1. Организа- циооный У.: Здравствуйте! Ребята, проверьте, все ли необходимые принадлежности у вас на партах.
Д.: проверяют.
У.: Ребята давайте вспомним, какие буквы мы с вами уже знаем ? По порядку называйте уже знакомые вам буквы и слова , в которых этот звук будет стоять в начале. Тот, кто скажет верно, может занять свое место .
Д.: отвечают, занимают места.
А – акула, У – утка, М – мама, Х – хлеб, О – очки, оса, С – сом, П – поезд, К – кот, Н – нос, В – ветер.
У.: Молодцы, назвали все звуки , с которыми мы уже познакомились и заняли свои места . Ребята, мы уже говорили на какие группы делятся все буквы и звуки ?
Д.: гласные и согласные.
У.: верно, а каким цветом мы их обозначаем в схемах?
Д.: отвечают.
У.: Ребята, к нам снова на урок пришел наш друг – Карандаш, вы рады его видеть?
Д.: отвечают.
У.: Карандаш решил с нами немного поиграть. Он спрятал слова в схемы, давайте подберем слова к каждой схеме?
Д.: поднимают руку, отвечают.
У.: хорошо, молодцы.
2. Основной У.: Молодцы ребята, мы вспомнили то, что уже узнали на наших уроках!
Карандашу очень нравится с вами играть, и он приготовил для вас интересные загадки. Давайте сейчас отгадаем их! Ребята, не забываем про правила поведения на уроке, покажите Карандашу, какие вы воспитанные. Если вы хотите ответить – поднимайте руку.
1. Поверну волшебный круг,
И меня услышит друг. (Телефон) (Маша отвечай, что это)
2. Чудо-ящик – в нем окно,
В том окошечке – кино. (Телевизор)
3. В огороде - желтый мяч,
Только не бежит он вскачь,
Он как полная луна,
Вкусные в нем семена (Тыква)
4. Две кожаные лодочки
Соревнуются в походочке (Туфли)
5. Меня испекут
На твой День рожденья,
С орехами, кремом
И даже вареньем (Торт)
6. Белое Покрывало
На дома упало.
И теряется народ,
Только выйдет из ворот! (Туман)
7. Нахмурится, насупится,
В слезы ударится - ничего не останется. (Туча)
Д.: дети отгадывают
У.: Ребята, что общего в словах-отгадках?
Д.: Это предметы, слова…
У.: Ребята, а какой звук встречается в этих словах чаще всего, какой звук стоит в начале ?
Д.: отвечают
У.: Хорошо, ребята, вы ответили правильно. А какие слова вы знаете еще со звуком [т] ?
Д.: Отвечают
У.: Вы уже знакомы со [т], а сегодня мы познакомимся с буквой «т» . Это согласная и в схемах она обозначается синим цветом.
У.: Ребята, а [т] можно написать, с помощью буквы «Т» . Посмотрите на доску, здесь написана печатная большая буква «Т» , а рядом печатная маленькая буква «т» , (на доске нарисовано контурное изображение большой и маленькой буквы «т» ). Ребята, посмотрите, у вас на партах лежат такие же буквы . Возьмите цветные карандаши и закрасьте букву синим цветом . Ребята, а почему мы рисуем синим карандашом?
Д.: Буква «Т» - согласная
У.: Молодцы, давайте все вместе – хором прочитаем нашу букву .
Д.: читают
У.: Ребята, а посмотрите внимательно на что похожа буква «Т» ?
Д.: на молоточек, телефон…
У.: (учитель вывешивает на доску изображение буквы в виде молоточка , телефона) молодцы, вот какая красивая и интересная буква «Т» Поднимите правую руку, указательным пальчиком правой руки в воздухе напишите букву «Т» . А теперь, поднимите левую руку, указательным пальчиком левой руки напишите букву «Т» . А теперь двумя руками одновременно. Вот какие красивые молоточки у всех получились! (выполняют)
Физкультминутка : Часы
Тик-так, тик-так -
Все часы идут вот так :
Тик-так. (Наклоните голов то к одному, то к другому плечу.)
Смотри скорей, который час :
Тик-так, тик-так, тик-так. (Раскачивайтесь в такт маятника.)
Налево - раз, направо - раз,
Мы тоже можем так. (Ноги вместе, руки на поясе. На счет «раз» голову наклоните к правому плечу, потом - к левому, как часики.)
Тик-так, тик-так.
Чтоб совсем проснуться
Чтоб совсем проснуться,
Нужно потянуться! (Руки вниз перед туловищем, пальцы сплетены. Положить руки на затылок, локти отвести, туловище выпрямить.)
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)
Спину тоже разминаем,
Взад-вперёд её сгибаем. (Наклоны вперёд-назад.)
Поворот за поворотом,
То к окну, а то к стене.
Выполняем упражненье,
Чтобы отдых дать спине. (Повороты корпуса вправо и влево.)
Отдохнули мы чудесно,
И пора нам сесть на место. (Дети садятся.)
У.: Ребята, ну как вы немного отдохнули?
Д.: отвечают!
У.: А Карандаш снова решил с нами поиграть и приготовил для вас интересное задание. Работать вы будете в парах (как сидят за партами) . Посмотрите, у вас на партах есть листы, где изображена змейка, но змейка не обычная, а на ней написаны буквы . Посмотрите внимательно и найдите все буквы «т» и закрасьте эти клеточки.
У.: хорошо, а теперь давайте посчитаем, сколько букв вы нашли ?
Д.: отвечают.
У.: Ребята, давайте подружим нашу букву с другими буквами , читайте слоги на доске по цепочке.
АТ-ОТ-УТ-ЫТ
ОТ-УТ-ЫТ-АТ
ТА-ТО-ТУ-ТЫ
УТ-ЫТ-АТ-ОТ
ТО_ТУ_ТЫ_ТА
ЫТ-АТ-ОТ-УТ
ТЫ_ТА_ТО_ТУ
ТАТ-ТОТ-ТУТ-ТИТ
ТАМ-ТУТ-ТОС-ТОП
Ребята откройте кассу букв и составьте слова с буквой «Т» , чтобы она стояла :
В начале
В середине
У.: Ребята, кто уже составил слова поднимите руку.
Д.: поднимают
У.: Маша, какие слова у тебя получились? прочитай
Саша, какие слова получились у тебя? прочитай
Катя, а что составила ты? прочитай
Д.: отвечают.
Пальчиковая гимнастика :
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.
У.: Ребята открываем ваши прописи на стр…. Карандаш предлагает нам научиться писать прописную заглавную букву «Т» и маленькую «т» . Посмотрите внимательно, в верхнем правом углу написаны прописные буквы «т» , скажите, из каких элементов состоит заглавная буква «Т»
Д.: крючки, палочка
У.: правильно, а маленькая буква «т» ?
Д.: отвечают.
У.: Сейчас будем писать отдельные элементы букв . Посмотрите, вверху страницы точками написаны частички (элементы) буквы «Т» , обведите их аккуратно и продолжите строчку до конца.
У.: Хорошо, все закончили?
Д.: отвечают.
У.: Ребята, посмотрите, сейчас на доске я напишу заглавную букву «Т» . Вот какая красивая буква получилась ! А теперь вы обведите по точкам заглавную букву «Т» в своей прописи. И допишите строчку до конца.
Теперь посмотрите внимательно, как я напишу маленькую букву «т» , она как будто стоит на 3х ножках. Обведите по точкам маленькую букву «т» и допишите строчку. Какие красивые, ровные буковки получились у вас.
У.: Ребята, обратите внимание, на странице …. Есть картинки, но художник забыл их раскрасить. Давайте исправим ошибки художника?
Возьмите цветные карандаши и раскрасьте картинки.
Д.: Раскрашивают, задают вопросы (с поднятием руки) .
У.: Молодцы, ребята, а что изображено на этих картинках?
Д.: Отвечают.
ЗОНТ, ТУЧА, АВТОБУС, ТЕЛЕФОН.
Хорошо ребята, а теперь подпишите каждое изображение, чтобы у каждой картинки было свое название.
Д.: пишут.
У.: Прочитайте, что у вас получилось. Катя ___, Оля___, Коля.
Д.: отвечают.
У.: Ребята а в этих словах есть буква «Т» ?
Д.: отвечают
У.: Подчеркните букву «Т» синим карандашом.
Составьте словосочетание с одним из слов. Какие слова у вас получились?
Д.: отвечают
Чистоговорка :
Та-та-та - у нас в доме чистота.
Ты-ты-ты - сметану съели всю коты.
То-то-то - стали мы играть в лото.
Ат-ат-ат - берем с собою самокат.
У.: Ребята, внизу на стр. ___ есть чистоговорка, прочитаем ее. ___ начинай читать.
Д.: читают.
У.: Хорошо. Ребята, дома вы вспомните, как пишутся прописная буква «т» заглавная и маленькая. Напишите по строчке каждой буквы , а также напишите слоги с буквой «Т» . И выучите чистоговорку, которую мы прочитали.
Заключительный этап У.: Ребята, наш урок заканчивается. Скажите, что мы сегодня делали?
У.: С какой буквой мы сегодня познакомились?
У.: Чему научились?
У.: Что вам понравилось больше всего?
Ребята, мы сегодня хорошо поработали, многому научились. Вам все понятно? Есть вопросы по домашнему заданию?
У.: Хорошо, урок закончен! Всем до свидания.