Конспекты логопедических занятий дифференциация щ с. Тема: дифференциация согласных сь, щ

1. Сформировать у учащихся умение различать согласные Сь, Щ в устной и письменной речи;

2.

3. Развитие и совершенствование грамматического строя4

4. Развитие связной речи;

5.

Оборудование: слоговая таблица, таблицы для мнемонического приема, предметные картинки: щука, сельдь, гуси, щенок, плащ; карточки с текстом.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Знакомство с новым материалом.

1. Выделение звуков из качала слов по предметным картинкам.

Кто изображен на картинках? Как называются эти рыбы? Выделите первые звуки в названиях этих рыб. Охарактеризуйте звуки.

2. Уточнение артикуляций звуков, установление сходства и различия.

3. Сопоставление звуков с их графическим изображением, Мнемонический прием.

Хватать, глотать умеют щуки Шел конь подковами звеня,

Другой не нужно им науки Как буква С следы коня.

III. Закрепление материала.

Дифференциация Сь, Щ.

1. В слогах.

а) Прочесть слоги по слоговой таблице.

ся-ща сящ щась
сё-що сещ щось
сю-щу сющ щусь
си-щи сещ щесь

б) Повторите слоги, запомните, назовите их.

ЩА-СЯ~ЩА ЩА-СЯ-ЩА-СЯ

СИ-ЩИ-СИ ЩУ-СЮ-ЩУ-СЮ

ЩУ-СЮ-ЩУ ЩЕ-СЕ-ЩЕ-СЕ

в) Запишите слоги в два столбика разными пастами:

ся, ща, щу, си, се, щё, ащ, ась, ущ, усь, ася, аща.

Прочтите слоги, .записанные в первой столбик, во второй.

2. Дифференциация Сь, Щ в словах.

а) Игра «Буква потерялась».

Гу...ёнок, по...ёлок, ...етина, ...ука, ле..., о...сина, о...ень, ...авель, о...ёл, ...енок, гу...и.

б) Запись слов в два столбика разными пастами:

Поселок, щавель, пищит, сито, щетка, щеголь, присели, щеки, прощение, осенний, осел.

Прочитайте слова обоих столбиков.



в) Вставить пропущенные буквы С или Щ.

По…екотал, …яду, тре...ит, тря...ина, …ётка, по...еял, мор…ины.

Прочтите слова.

3. Дифференциация Сь, Щ в предложениях.

а) Закончи предложения, используя картинки.

В сети попала... (ЩУКА).

На лугу пасутся... (ГУСИ).

В корзине пищит... (ЩЕНОК).

Сеня надел новый... (ПЛАЩ).

Прочтите предложения, найдите н назовите главные и второстепенные члены предложения.

б) Диктант (слуховой).

Щука хотела поймать леща. Она стала мутить воду. А тут рыбак закинул сеть. Щука не видела её в мутной воде. Она попала в сеть.

4. Дифференциация Сь, Щ в связной речи.

Работа с карточками.

Прочтите про себя текст, обратите внимание на то, каких букв больше в тексте Щ или С.

Верное средство.

Разболелся у щенка зуб, всю щеку раздуло, на поросенка стал похож. Ходит щенок по двору, воем воет, а друзья ходят за ним следом и разные советы дают.

«Я знаю верное средство, - щебечет щегол, - надо положить щенка, на щебень кверху лапами и щекотать пока не пройдет..»

«Глупости? - прервал его мышонок Мыша, - Надо взять шестнадцать щетинок и щепотку соли. Всё это смешать и съесть. Как рукой снимет!»

«Да, это средство верное, но помогает, только мышам, - серьезно сказал, поросенок Персик, - А щенкам надо вот что. Поймать щуку, - открыть щенку рот и пускай щука схватит его за больной зуб, как щипцами, и выдернет»

«Ага, и голову вместе с зубом оторвет! - хохотнула крыса Дылда. - Нет, вот я знаю средство - это да. Берется щупальце осьминога и этим самым щупальцем по больной щеке как...»

«Зубы надо чистить? - не выдержал ежонок. - Зубной щеткой. Вот это самое верное средство».

Каких букв больше встретилось в тексте С или Щ?

Ответьте на вопросы:

Что случилось со щенком?

Как друзьяхотели помочь ему?

Чье средство оказалось самым верным?

А теперь прочтите сказку по ролям.

IV. Итог занятия . Чему научились на занятии?

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 54.

ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Сь; Щ.

Цели:

1. Закрепить у учашдчея умение различать согласные Сь, Щ;

2. Развитие фонематического восприятия;

3. Развитие и совершенствование грамматического строя;

4. Развитие связной речи;

5. Развитие памяти, мышления, внимания.

Оборудование: магнитофонная запись, сигнальные карточки, перфокарты.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

С какими звуками работали на прошлом занятии? Охарактеризуйте эти звуки. В чем разница артикуляций этих звуков? В чем разница написания этих букв?

Игра «Сквозная буква»:

Гуща Осел

Пища осина

лещи осень

III. Закрепление пройденного материала.

1. Дифференциация Сь-Щ в слогах.

а) Запишите слоги в две строчки, в первую - с буквой С, во вторую - с буквой Щ.

СЕ, ЩА, ЩУ, СИ, АСЬ, ОСЬ, АЩА, АЩ, УЩ,

ЫЩ, ИЩ, СЮ, СЯ, АСЯ, АЩУ, АЩУ, АСИ

Прочтете записанные слоги.

б) Прослушайте слоги, запомните нх повторите.

ща-ся-ща-ся

щё-сё-сё-щё

щу-сю-щу-сю

си-щи-си-щи

ща-ся-ща-ся-ща-ся

ащ-ась-ащ-ась

ысь-ищ-ысь-ищ

2. Дифференциация Сь-Щ а словах.

а) Работа с сигнальными карточками: по магнитофонной записи.

Щи, борщ, сито, щегол, осень, чаща, сесть, присед, товарищ, сосиски, красить, сесть, прощение, ящик, клещи, щенок, поселок.

б) Запись слов, их графический разбор:

Сельди, посеял, чаща, щётка, ищет, сентябрь, село, роща, щипать, посёлок.

Прочтите слова, назовите количество слогов.

в) Дополните слово.

ЩИ (ищи, пищит, щипцы)

СЕЛ (осели, подсел, насел)

Чистоговорки.

УСЬ-УСЬ-УСЬ - на лугу пасется гусь.

ЩА-ЩА-ЩА - мы несем домой леща.

АЩ-АЩ-АЩ - мы наденем плащ.

3. Дифференциация СЬ-Щ в предложениях.

Предложения для анализа и записи:

Запишите предложения, разберите их графически.

На площади всегда много народа.

Костер освещал ряды сосен.

Пляшет синяя волна.

Трещит сердитый мороз.

1 предложение - Как вы написали слово НА в первом предложении? Почему, написали это слово отдельно?

2 предложение - Найдите подлежащее, сказуемое. Какую букву написали в слове ОСВЕЩАЛ после буквы В и почему?

3 предложение - Найдите подлежащее, сказуемое. Какую букву написали в слове ВОЛНА послу буквы В, почему?

4 предложение - Какую букву написали в слове МОРОЗ на конце и почему?

Логопедическая физминутка.

4. Дифференциация Сь-Щ в связной речи.

Работа с перфокартами. Вставить в слова пословиц пропущенные буквы.

Весна да о…снь - на дворе погод во…емь.

…емь раз отмерь, один раз отрежь.

…ядем рядком, да поговорим ладком.

По …екрету в...ему свету

Ранняя птичка носик прочи…ает, а поздняя глаза продирает.

Грибы и…ут - по лесу ры…ут.

Не откладывай дела в долгий я…ик.

Прочтите пословицы, объясните их значение.

IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 55

(Старшая группа)

Ход занятия:

Ребята, сегодня у нас необычный день, потому что к нам пришли гости! Посмотрите на них и поздоровайтесь!

А теперь подойдите ко мне и посмотрите, кого я вам принесла. Это игрушки Чебурашка и Щенок. Они живут в младшей группе и совсем не умеют различать звуки! Они даже не знают с какого звука начинаются слова Чебурашка и Щенок. Ребята с какого звука начинается слово Чебурашка? Правильно со звука Ч. А с какого звука начинается слово Щенок? Правильно, со звука Щ! И сегодня мы с вами будем играть с этими звуками и учиться различать их. А Чебурашка и Щенок будут смотреть, слушать и запоминать!

1-ое задание.

Нужно закончить слово, подходящим слогом ЧА или ЩА, чтобы получились слова

Добы… Встре…

Закончи слово слогом ЧУ или ЩУ

Кру… Та…

Сви… Ка…

Кри… Сту…

Молодцы, ребята. А сейчас садитесь на свои места.

2 задание .

Внимание на экран. Ребята, нужно отгадать какие слова здесь зашифрованы. Для этого выделяем первый звук в названии каждой картинке и соединяем в одно слово.

Щука, Роща, Почки, Грач.

3-е задание.

Послушайте новую скороговорку:

Щеткой чищу я щенка

Щекочу ему бока.

Ребята, в каких словах встречался звук Ч?

В каких словах вы услышали звук Щ?

А в каком слове встретились оба звука?

Кто запомнил скороговорку и сможет ее повторить?

А теперь эту скороговорку повторят только девочки.

Сейчас м ы послушаем, как эту скороговорку проговорят мальчики.

А теперь мы все вместе проговорим ее в медленном темпе.

Сейчас проговорим скороговорку в быстром темпе.

Молодцы!

4-е задание. Подойдите все ко мне и встаньте на любое свободное место на ковре. Сейчас мы будем определять, где стоят звуки Ч и Щ, в начале слова, в середине или в конце.

Если вы услышите звук ч или щ в начале слова, нужно поднять руки вверх и потянуться на носочках.

Если эти звуки будут звучать в середине слова, то нужно поставить ноги вместе, а руки развести в стороны.

Если вы услышите эти звуки в конце слова, то нужно присесть и положить руки на коленки.

Итак, слушаем слова: щетка, бабочка, бочка, щит, чайник, овощи, лещ, ящик, удочка, плащ.

Возвращаемся на свои места.

5-е задание.

И сейчас мы с вами будем определять, человек, какой профессии изображен на картинке, звук Ч или Щ встречается в названии профессии, и будем составлять предложения с этими словами.

Внимание на экран.

(Учитель, врач, часовщик, пчеловод, стекольщик, каменщик, экскаваторщик, крановщик, дрессировщик.)

https://fotki.yandex.ru/next/users/len6573/album/264161/view/1143036?page=0

Физ.минутка

Раз-подняться, потянуться.

Два-согнуться, разогнуться.

Три- в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре-руки шире,

Пять-руками помахать,

Шесть- на место сесть опять.

6-задание.

Ребята, посмотрите, у вас на столах лежат картинки, в названиях которых встречаются звуки Ч и Щ, и рядом лежит большой лист, на котором мы видим портреты Чебурашки и Щенка. Сейчас вы будете дарить эти картинки зверятам. Кто догадается, картинки с каким звуком мы подарим Чебурашке? А какие Щенку?

http://eshka-nn.ru/page/avtomatizaciya_zvuka_ch_kartinki/
http://icqprosto.ru/new/avtomatizatsiya-zvuka-shh/

Ребята, Чебурашке и Щенку очень понравилось в нашей старшей группе, они многому научились и самое главное, они никогда не будут путать звуки Ч и Щ!

Дети, какие звуки мы сегодня учились различать? Что вам сегодня понравилось больше всего? Что было самым трудным?

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №1 «Аленушка» городского округа город Октябрьский Республика Башкортостан

Конспект

организованной образовательной деятельности

учителя - логопеда

на развитие звуковой стороны речи

тема «В гости к Маше»

Подготовила и провела

учитель-логопед

Шагиева Эльвира Наиловна

Цель организованной образовательной деятельности:

Способствовать развитию фонематического слуха, умению дифференцировать звуки С - Ш в словах, фразах, стихах

Задачи образовательных областей:

Речевое развитие:

Обогащать словарный запас детей

Развивать умение связно высказывать свое мнение

Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.

Познавательное развитие:

Развивать внимание, мышление.

Социально-коммуникативное развитие:

Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность;

Побуждать умение включаться в совместную игровую и трудовую деятельности.

Физическое развитие:

Совершенствовать мелкую моторику

Коррекционные задачи:

Способствовать развитию фонематического слуха;

Способствовать дифференциации звуков С - Ш в словах и фразах

Способствовать развитию коммуникативной стороны речи;

Способствовать уточнению артикуляции дифференцируемых звуков [С-Ш];

совершенствовать фонематические процессы (звуковой анализ, позиционный анализ звуков);

Предполагаемый результат: сформированное умение дифференцировать звуки С - Ш на слух и в произношении

Образовательная область: речевое развитие.

Виды деятельности : игровая, коммуникативная

Форма образовательной деятельности : совместная деятельность взрослых и детей в организованной-образовательной деятельности

Форма организации детей : подгрупповая

Формы организации совместной деятельности: игровая мотивация, беседа, объяснение, вопросы к воспитанникам, рассказ, физкультминутка, самоанализ воспитанников.

Интеграция областей : познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Оборудование: игра «Умные доски», мнемотаблицы, картинки с чистоговорками, шишки, портативный динамик, запись песни «Вкусное варенье» из мультфильма «Маша и медведь»

Ход организованной образовательной деятельности

Организационный момент.

Сообщение темы

Сегодня мы с вами отправимся в гости к героям мультфильма. Угадайте, из какого мультфильма эта мелодия. Прослушивание песни «Про варенье» из мультфильма «Маша и медведь». Сегодня мы отправимся в гости к Маше. Из сундучка «выходит» Маша. Пока медведь спит Маша ходит в школу.

Артикуляционная гимнастика

Но прежде надо вместе с Машей подготовиться.

Утром солнышко встало и стало светить в Машино окно. Окно было закрыто белыми занавесками («Заборчик», «Бублик»). Маша одернула занавески и пошла, чистить зубы («Почистим зубки»), затем выпила чай с вареньем и блинами («Блинчик», «Вкусное варенье»), а запивала горячим чаем из глубокой чашки («Чашечка», «Ветерок»).

Сегодня Маша хочет поиграть со звуками, а чтобы узнать с какими же звуками будет играть Маша надо отгадать загадки.

Все в снегу стоят деревья,
Белый на земле ковёр,
На прогулку мы наденем
Этот головной убор. (Шапка)

Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полёт
Работяга - … (Самолёт)

В этом доме этажи
Называют полками,
Тут бельё моё лежит,
Кофточки с футболками. (Шкаф)

Ты весь мир обогреваешь,
А усталости не знаешь.
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все - … (Солнце)

2. Дифференциация звуков (артикуляционные профили звуков)

Молодцы. Назовите, пожалуйста, первые звуки в названиях этих предметов. (звуки С-Ш). Сегодня мы с Машей будем различать звуки С и Ш

Скажите, что делают губы, зубы, язык когда мы произносим звук С

Скажите, что делают губы, зубы, язык когда мы произносим звука Ш

При произнесении звука С язык опускается вниз к нижним зубам («Киска сердится»). А при произнесении звука Ш язык поднимается вверх к верхним зубам. Языка похож на чашечку.

А для чего нам необходимо уметь различать звуки? (чтобы слова звучали правильно).

Дайте характеристику звука С (согласный, твёрдый, глухой)

Дайте характеристику звука Ш (согласный, твёрдый, глухой)

Правильно, они оба согласные, твердые, глухие. Обозначение фишками.

Молодцы.

3. Следующее задание в Машиной школе для самых внимательных, нужно повторить чистоговорку, правильно проговорив все звуки. (мнемотаблицы для чистоговорок)

Ша-ша-ша - это наша Маша

Шу-шу-су - Маша видела лису

Шу-шу-шу - письмо Мише напишу

4. Игра «Умные доски»

Маша очень рада вашим успехам и предлагает поиграть в игру «Умные доски». Надо называть картинки по цепочке, картинки в названии которых слышен звук С закрыть желтой карточкой, а картинки в названии которых слышен звук Ш закрыть синей карточкой. Какая буква получилась? (На доске из фишек получается образ буквы Ш)

Физминутка «Маша». Машенька вышла погулять, наши пальцы тоже погуляют вместе с Машей

Маша шла, шла, шла (Пальцы шагают)

Маша шишку нашла

«Ах, какая шишка!» (любуемся)

Будем с шишкой мы играть,

Меж ладошками катать!

Вот немного покатали

И ничуть мы не устали.

Медведь, чтобы Маша не скучала зимой, оставил вот такого плюшевого мишку. Но у плюшевого мишки есть только шубка и шапка, поэтому Машенька отправилась в магазин, а по дороге придумала стихотворение.

Я куплю манишку мишке

Я куплю ему штанишки.

Для него спою я песни,

А потом станцую вальс.

Давайте выучим Машино стихотворение

Итог

Наше знакомство с героями мультфильма подошло к концу, скажите пожалуйста, чему вы научились за время нашего путешествия? (различать звуки [С] и [Ш])

Какое самое интересное задание было для вас? Все ли у вас получилось или какие то задания были трудными.

Елена Устинова
Логопедическое занятие в старшей группе. Тема: «Дифференциация звуков С - Щ»

Цель : Активизировать мышцы языка, губ. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков С – Щ . Продолжать учить правильно определять первый и последний звуки в слове , совершенствовать аналитико-синтетической деятельность. Упражнять в произнесении фраз с различной интонацией. Развивать моторику руки. Учить работать в командах дружно, слаженно.

Оборудование : Игрушки и предметы для определения позиции звука в слове . Схема позиции. Картинки : водичка, зубная щетка. Карточки с символами для игры «Прочитай строчку» . Картинки со звуком с , щ. Фишки. Мольберт, магнит.

Ход НОД.

1. Организационный момент.

Артикуляционная сказка на звуки с , щ.

Поспорили как-то два звука «с» и «щ» , кто из них нужнее и важнее. Так и спорят до сих пор. Что можно сделать в этой ситуации? (помирить) . Как это можно сделать? (произносить звуки во всех словах правильно, различать их).

Мы сегодня будем учиться различать эти звуки .

2. Закрепление артикуляции звуков с , щ.

Дети вспоминают артикуляцию звуков «с» , «щ» .

Звук «с» - песенка водички, звук «щ» - песенка зубной щетки.

Игра «Будь внимателен» . Инструкция : «Когда услышишь звук «с» - умывай лицо (имитация, на звук «щ» - «почисти зубки» (имитация) .

Разделиться на команды. Предлагаю выбрать название командам : первая команда выбирает название со звуком «щ» , вторая со звуком «с» . После каждого конкурса логопед подводит мини итог и выдает выигравшей команде фишку.

Задание командам. Игра «Прочитай строчку» . О – звук «с» , о – звук «щ» . Каждая команда читает свою строчку.

ООооОоооОО оооООоОооООО

3. Дифференциация звуков в словах . Развитие фонематического слуха.

Игра «Разложи картинки» .

Работа командой за столами. На столах картинки со звуками с , щ. Задание : разложить на две группы .

Игра «Где живет звук (определение позиции звука в слове ) . Для одной команды слова со звуком «с» , для другой «щ» . Дети подходят к столу, на котором лежат предметы и игрушки, определяют позицию и отмечают на схеме магнитом.

Игра «Назови первый звук в слове » . Для 1 команды слова : пенал, лось, ракета, дом, гроза, вата, банан.

Игра «Назови последний звук в слове » . Для 2 команды слова : ветер, автобус, стол, сок, альбом, карандаш, палец.

Игра «Цепочка слов» . 1 команда со слова «щенок» , 2 команда со слова «сок» .

4. Пальчиковая игра. «В гости к пальчику большому

В гости к пальчику большому

Руки согнуты перед собой, ладони направлены друг к другу, большие пальцы вверх.

Приходили прямо к дому

Соединить под углом кончики пальцев обеих рук (крыша домика) .

Указательный и средний,

Называемые пальцы поочередно соединяются с большими на двух руках одновременно.

Сам мизинчик – малышок

Пальцы в кулак, выставить вверх только мизинцы.

Постучался на порог.

Все пальцы сжаты в кулаки, постучать кончиками друг о друга.

Вместе пальчики-друзья,

Друг без друга им нельзя.

Ритмичное сгибание-разгибание пальцев на обеих руках.

5. Дифференциация звуков в предложении .

Игра «Произнеси предложение с разной интонацией» (вопросительная, восклицательная, повествовательная) .

Щавель нужен для супа.

Щенок грызет кость.

Игра «Повтори скороговорки» .

Ты нас мама не ищи, ищем щавель мы на щи.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Побеждает в этом конкурсе та команда, которая произнесет скороговорку без ошибок и в быстром темпе.

6. Подведение итогов. Поощрение.

Какие звуки поспорили ?

Как мы их мирили?

Для чего мы их учились различать?

Победила команда. Молодцы!

Никитина Н.В., учитель-логопед ГБОУ Гимназии № 1554 г. Москвы.

    • выработать четкую дифференциацию звуков [ Ч] –[ Щ] с опорой на артикуляторные, слуховые и зрительные ощущения;
    • научить соотносить их с буквами Ч и Щ;
    • совершенствовать физический и фонематический слух, звуковой анализ и синтез;
    • расширять активный и пассивный предметный и глагольный словарь;
    • работать над развитием грамматических форм речи.

    Оборудование: простые и зашумленные картинки птиц, по 6 карточек с буквами Ч и Щ, магнитофон, мяч, картинки с печатными и прописными буквами Ч и Щ, конверты с заданиями, зеркала.

    Ход занятия

      1. Орг. момент.
      2. Сядет тот, кто исправит предложение:

        Наступил ранний весна. Солнце светить ярче. Растаяла снег. Скоро прилечу перелетные птицы.

      3. Работа над ВПФ:

    О каком времени года шла речь в предложениях? Кто прилетает весной?

    О каких перелетных птицах мы говорили на прошлых занятиях? Давайте вспомним их (показ картинок; образец в приложении 1). Дети отгадывают птиц по половинкам изображений.

    (они говорят, беседуют и т. п.)

    Что бы чисто говорить, нужно зарядку для язычка повторить!

    Дети выполняют комплекс артикуляционной гимнастики.

    1. Введение в тему.
    • Вы потренировали язычок, теперь попробуем повторить четко чистоговорки:

    а) Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей.

    Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.

    Щ )

    б) Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.

    Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.

    Какой звук встретился нам чаще всех? (Ч )

    Итак, с какими звуками и буквами будем сегодня работать? (Ч и Щ)

    1. Изучение темы.
    1. Уточнение и сравнение артикуляции звуков [ч] и [щ]. Запись характеристики звуков на доске.
    • Посмотрите в зеркала и произнесите звук [ч] (обсуждение места и способа образования звука). Та же работа проводится со звуком [щ]
    • Теперь рассмотрим артикуляционные профили звуков, а затем сравним их.

    В процессе обсуждения появляется запись сравнительной характеристики звуков:

    Ч взрывной, краткий, согласный, глухой, мягкий

    Щ долгий, щелевой

    1. Задание на развитие фонематического слуха и четкую артикуляцию:

    “ Слушай, не зевай, громко повторяй!”

    Ща-ща-ча – наша каша горяча.

    Щу-чу-щу – я грибы ищу.

    Чу-щу-чу – колесо качу.

    Ча-ща-ча – пишу с буквой А.

    Ча-ча-ща - поймаю я леща.

    Чу-щу-чу – пишу с буквой У.

    3) Развитие фонемного восприятия. “Внимательные ушки”.

    • Услышите звуки Ч и Щ в слогах и словах, поднимите соответствующую букву.

    Слоги: АЩ, УЩ, ЧУ, ЧИ, ЩА, ЧЕ, ЩЕ.

    Я буду называть слова, а вы простым карандашом на листках закодируйте звуки [ч] точкой, а [щ] – чертой

    Слова: вещи, печка, щавель, луч, плащ, плач, чёлка, щёлка, помочь, помощь.

    Посчитайте, сколько [щ], а сколько [ч] было в словах? (5 и 5)

    4) Развитие фонемного анализа:

    Игра “Шифровщики”.

    Детям раздаются карточки с 2 столбиками из 5 цифровых рядов (приложение 2)

    Определите место звука в словах и зачеркните соответствующую цифру.

    • Кто прочитает получившиеся цифры 1 столбика? 2-го?
    1. Динамическая пауза.
    2. Игра с перекидыванием мяча.
  • – Измените слова-действия по образцу и скажите, какой звук [ч] или [щ] появился?

    1. Работа с буквами.

    а) Догадайтесь, о какой букве идет речь?

    На расческу Я похожа – три зубца всего? Ну что же!

    Правильно, это буква Щ.

    Вывешивается картинка с изображением расчески и печатной и прописной буквой Щ (приложение 3)

    От каких букв надо отличать Щ ? (от Ш и Ц )

    б) Раздаются карточки с рядами больших прописных букв Ш, Щ и Ц вперемешку.

    Обведите по контуру только буквы Щ . (Дети, наложив на карточку кальку, обводят букву Щ).

    • Посчитайте, сколько у каждого на кальке получилось букв? (9)

    в) А теперь о какой букве стихотворение?

    Да! Вы правильно решили:

    Букву пишем, как четыре.

    Только с цифрами, друзья,

    Буквы путать нам нельзя.

      • Молодцы! Это буква Ч.

    На доске картинка с буквой Ч и изображением чайки (приложение 4).

    От какой буквы надо отличать заглавную прописную букву Ч ? (от У )

    г) Обведите по контуру только буквы Ч. (Дается аналогичная работа на кальке).

    1. Работа на уровне слова.

    а) - Откройте тетради, запишите число 20.03.

    • Отгадайте, кто так голос подает? (включается запись). Дети называют – ГРАЧ.
    • Грач принес нам задание (к картинке с изображением грача прикреплен конверт с заданием и набором демонстрационных карточек):

    На каждой карточке написано слово с “убежавшей” буквой, прочитайте его и догадайтесь, какая буква пропущена Ч или Щ. Запишите из слов в тетради только эти буквы через запятую. Первая буква – заглавная. (Логопед демонстрирует по одной карточке).

    Карточки:

    Сколько получилось букв Щ и Ч? Напишите на полях. (5 и 5)

    б) Кто это кричит (запись)? - КУКУШКА. Задание от кукушки:

    Прочитайте слова в карточке, вставьте “убежавшие” буквы Ч или Щ.

    Карточка:

    1. Работа на уровне предложения.

    а) Включается запись с пением соловья. Дети вспоминают, кто это поет (СОЛОВЕЙ ).

    • Соловей принес нам задание:
    • Послушайте предложения, ПОДУМАЙТЕ, что неверно, повторите правильно.

    Предложения:

    Овощи чистят мальчика.

    Плащ надевает девочку.

    Удочка попалась на леща.

    Комната освещает свечу.

    В птенчиках пищит гнездо.

    За сверчком пищит печка.

    б) Вспомните, как мы пишем ЧУ-ЩУ? (через У) и ЧА-ЩА? (через А)

    Исправьте ошибки в оформлении предложения и запишите его. На доске запись:

    в чаще щебечутщеглы

    • Кто покажет, как правильно оформить предложение? (Один учащийся, комментируя, исправляет запись на доске.).

    В чаще щебечут щеглы .

    Проверьте правильность написания в тетради, четко проговаривая все слова.

    Подчеркните орфограммы на чу, щу и ча, ща.

    VIII. Итоги.

    С какими звуками работали? Что нового узнали? Чему научились?

    Какое задание больше всех понравилось?

    Вспомните и назовите по 2 слова со звуками [ч] и [щ].

    Последние материалы раздела:

    Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
    Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

    Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

    Интересные факты о физике
    Интересные факты о физике

    Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

    Дмитрий конюхов путешественник биография
    Дмитрий конюхов путешественник биография

    Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...