Конспекты логопедических занятий дифференциация щ с. Тема: дифференциация согласных сь, щ
1. Сформировать у учащихся умение различать согласные Сь, Щ в устной и письменной речи;
2.
3. Развитие и совершенствование грамматического строя4
4. Развитие связной речи;
5.
Оборудование: слоговая таблица, таблицы для мнемонического приема, предметные картинки: щука, сельдь, гуси, щенок, плащ; карточки с текстом.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
II. Знакомство с новым материалом.
1. Выделение звуков из качала слов по предметным картинкам.
Кто изображен на картинках? Как называются эти рыбы? Выделите первые звуки в названиях этих рыб. Охарактеризуйте звуки.
2. Уточнение артикуляций звуков, установление сходства и различия.
3. Сопоставление звуков с их графическим изображением, Мнемонический прием.
Хватать, глотать умеют щуки Шел конь подковами звеня,
Другой не нужно им науки Как буква С следы коня.
III. Закрепление материала.
Дифференциация Сь, Щ.
1. В слогах.
а) Прочесть слоги по слоговой таблице.
ся-ща | сящ | щась |
сё-що | сещ | щось |
сю-щу | сющ | щусь |
си-щи | сещ | щесь |
б) Повторите слоги, запомните, назовите их.
ЩА-СЯ~ЩА ЩА-СЯ-ЩА-СЯ
СИ-ЩИ-СИ ЩУ-СЮ-ЩУ-СЮ
ЩУ-СЮ-ЩУ ЩЕ-СЕ-ЩЕ-СЕ
в) Запишите слоги в два столбика разными пастами:
ся, ща, щу, си, се, щё, ащ, ась, ущ, усь, ася, аща.
Прочтите слоги, .записанные в первой столбик, во второй.
2. Дифференциация Сь, Щ в словах.
а) Игра «Буква потерялась».
Гу...ёнок, по...ёлок, ...етина, ...ука, ле..., о...сина, о...ень, ...авель, о...ёл, ...енок, гу...и.
б) Запись слов в два столбика разными пастами:
Поселок, щавель, пищит, сито, щетка, щеголь, присели, щеки, прощение, осенний, осел.
Прочитайте слова обоих столбиков.
в) Вставить пропущенные буквы С или Щ.
По…екотал, …яду, тре...ит, тря...ина, …ётка, по...еял, мор…ины.
Прочтите слова.
3. Дифференциация Сь, Щ в предложениях.
а) Закончи предложения, используя картинки.
В сети попала... (ЩУКА).
На лугу пасутся... (ГУСИ).
В корзине пищит... (ЩЕНОК).
Сеня надел новый... (ПЛАЩ).
Прочтите предложения, найдите н назовите главные и второстепенные члены предложения.
б) Диктант (слуховой).
Щука хотела поймать леща. Она стала мутить воду. А тут рыбак закинул сеть. Щука не видела её в мутной воде. Она попала в сеть.
4. Дифференциация Сь, Щ в связной речи.
Работа с карточками.
Прочтите про себя текст, обратите внимание на то, каких букв больше в тексте Щ или С.
Верное средство.
Разболелся у щенка зуб, всю щеку раздуло, на поросенка стал похож. Ходит щенок по двору, воем воет, а друзья ходят за ним следом и разные советы дают.
«Я знаю верное средство, - щебечет щегол, - надо положить щенка, на щебень кверху лапами и щекотать пока не пройдет..»
«Глупости? - прервал его мышонок Мыша, - Надо взять шестнадцать щетинок и щепотку соли. Всё это смешать и съесть. Как рукой снимет!»
«Да, это средство верное, но помогает, только мышам, - серьезно сказал, поросенок Персик, - А щенкам надо вот что. Поймать щуку, - открыть щенку рот и пускай щука схватит его за больной зуб, как щипцами, и выдернет»
«Ага, и голову вместе с зубом оторвет! - хохотнула крыса Дылда. - Нет, вот я знаю средство - это да. Берется щупальце осьминога и этим самым щупальцем по больной щеке как...»
«Зубы надо чистить? - не выдержал ежонок. - Зубной щеткой. Вот это самое верное средство».
Каких букв больше встретилось в тексте С или Щ?
Ответьте на вопросы:
Что случилось со щенком?
Как друзьяхотели помочь ему?
Чье средство оказалось самым верным?
А теперь прочтите сказку по ролям.
IV. Итог занятия . Чему научились на занятии?
ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 54.
ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Сь; Щ.
Цели:
1. Закрепить у учашдчея умение различать согласные Сь, Щ;
2. Развитие фонематического восприятия;
3. Развитие и совершенствование грамматического строя;
4. Развитие связной речи;
5. Развитие памяти, мышления, внимания.
Оборудование: магнитофонная запись, сигнальные карточки, перфокарты.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
II. Повторение пройденного материала.
С какими звуками работали на прошлом занятии? Охарактеризуйте эти звуки. В чем разница артикуляций этих звуков? В чем разница написания этих букв?
Игра «Сквозная буква»:
Гуща Осел
Пища осина
лещи осень
III. Закрепление пройденного материала.
1. Дифференциация Сь-Щ в слогах.
а) Запишите слоги в две строчки, в первую - с буквой С, во вторую - с буквой Щ.
СЕ, ЩА, ЩУ, СИ, АСЬ, ОСЬ, АЩА, АЩ, УЩ,
ЫЩ, ИЩ, СЮ, СЯ, АСЯ, АЩУ, АЩУ, АСИ
Прочтете записанные слоги.
б) Прослушайте слоги, запомните нх повторите.
ща-ся-ща-ся
щё-сё-сё-щё
щу-сю-щу-сю
си-щи-си-щи
ща-ся-ща-ся-ща-ся
ащ-ась-ащ-ась
ысь-ищ-ысь-ищ
2. Дифференциация Сь-Щ а словах.
а) Работа с сигнальными карточками: по магнитофонной записи.
Щи, борщ, сито, щегол, осень, чаща, сесть, присед, товарищ, сосиски, красить, сесть, прощение, ящик, клещи, щенок, поселок.
б) Запись слов, их графический разбор:
Сельди, посеял, чаща, щётка, ищет, сентябрь, село, роща, щипать, посёлок.
Прочтите слова, назовите количество слогов.
в) Дополните слово.
ЩИ (ищи, пищит, щипцы)
СЕЛ (осели, подсел, насел)
Чистоговорки.
УСЬ-УСЬ-УСЬ - на лугу пасется гусь.
ЩА-ЩА-ЩА - мы несем домой леща.
АЩ-АЩ-АЩ - мы наденем плащ.
3. Дифференциация СЬ-Щ в предложениях.
Предложения для анализа и записи:
Запишите предложения, разберите их графически.
На площади всегда много народа.
Костер освещал ряды сосен.
Пляшет синяя волна.
Трещит сердитый мороз.
1 предложение - Как вы написали слово НА в первом предложении? Почему, написали это слово отдельно?
2 предложение - Найдите подлежащее, сказуемое. Какую букву написали в слове ОСВЕЩАЛ после буквы В и почему?
3 предложение - Найдите подлежащее, сказуемое. Какую букву написали в слове ВОЛНА послу буквы В, почему?
4 предложение - Какую букву написали в слове МОРОЗ на конце и почему?
Логопедическая физминутка.
4. Дифференциация Сь-Щ в связной речи.
Работа с перфокартами. Вставить в слова пословиц пропущенные буквы.
Весна да о…снь - на дворе погод во…емь.
…емь раз отмерь, один раз отрежь.
…ядем рядком, да поговорим ладком.
По …екрету в...ему свету
Ранняя птичка носик прочи…ает, а поздняя глаза продирает.
Грибы и…ут - по лесу ры…ут.
Не откладывай дела в долгий я…ик.
Прочтите пословицы, объясните их значение.
IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?
ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 55
(Старшая группа)
Ход занятия:
Ребята, сегодня у нас необычный день, потому что к нам пришли гости! Посмотрите на них и поздоровайтесь!
А теперь подойдите ко мне и посмотрите, кого я вам принесла. Это игрушки Чебурашка и Щенок. Они живут в младшей группе и совсем не умеют различать звуки! Они даже не знают с какого звука начинаются слова Чебурашка и Щенок. Ребята с какого звука начинается слово Чебурашка? Правильно со звука Ч. А с какого звука начинается слово Щенок? Правильно, со звука Щ! И сегодня мы с вами будем играть с этими звуками и учиться различать их. А Чебурашка и Щенок будут смотреть, слушать и запоминать!
1-ое задание.
Нужно закончить слово, подходящим слогом ЧА или ЩА, чтобы получились слова
Добы… Встре…
Закончи слово слогом ЧУ или ЩУ
Кру… Та…
Сви… Ка…
Кри… Сту…
Молодцы, ребята. А сейчас садитесь на свои места.
2 задание .
Внимание на экран. Ребята, нужно отгадать какие слова здесь зашифрованы. Для этого выделяем первый звук в названии каждой картинке и соединяем в одно слово.
Щука, Роща, Почки, Грач.
3-е задание.
Послушайте новую скороговорку:
Щеткой чищу я щенка
Щекочу ему бока.
Ребята, в каких словах встречался звук Ч?
В каких словах вы услышали звук Щ?
А в каком слове встретились оба звука?
Кто запомнил скороговорку и сможет ее повторить?
А теперь эту скороговорку повторят только девочки.
Сейчас м ы послушаем, как эту скороговорку проговорят мальчики.
А теперь мы все вместе проговорим ее в медленном темпе.
Сейчас проговорим скороговорку в быстром темпе.
Молодцы!
4-е задание. Подойдите все ко мне и встаньте на любое свободное место на ковре. Сейчас мы будем определять, где стоят звуки Ч и Щ, в начале слова, в середине или в конце.
Если вы услышите звук ч или щ в начале слова, нужно поднять руки вверх и потянуться на носочках.
Если эти звуки будут звучать в середине слова, то нужно поставить ноги вместе, а руки развести в стороны.
Если вы услышите эти звуки в конце слова, то нужно присесть и положить руки на коленки.
Итак, слушаем слова: щетка, бабочка, бочка, щит, чайник, овощи, лещ, ящик, удочка, плащ.
Возвращаемся на свои места.
5-е задание.
И сейчас мы с вами будем определять, человек, какой профессии изображен на картинке, звук Ч или Щ встречается в названии профессии, и будем составлять предложения с этими словами.
Внимание на экран.
(Учитель, врач, часовщик, пчеловод, стекольщик, каменщик, экскаваторщик, крановщик, дрессировщик.)
https://fotki.yandex.ru/next/users/len6573/album/264161/view/1143036?page=0
Физ.минутка
Раз-подняться, потянуться.
Два-согнуться, разогнуться.
Три- в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре-руки шире,
Пять-руками помахать,
Шесть- на место сесть опять.
6-задание.
Ребята, посмотрите, у вас на столах лежат картинки, в названиях которых встречаются звуки Ч и Щ, и рядом лежит большой лист, на котором мы видим портреты Чебурашки и Щенка. Сейчас вы будете дарить эти картинки зверятам. Кто догадается, картинки с каким звуком мы подарим Чебурашке? А какие Щенку?
http://eshka-nn.ru/page/avtomatizaciya_zvuka_ch_kartinki/
http://icqprosto.ru/new/avtomatizatsiya-zvuka-shh/
Ребята, Чебурашке и Щенку очень понравилось в нашей старшей группе, они многому научились и самое главное, они никогда не будут путать звуки Ч и Щ!
Дети, какие звуки мы сегодня учились различать? Что вам сегодня понравилось больше всего? Что было самым трудным?
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №1 «Аленушка» городского округа город Октябрьский Республика Башкортостан
Конспект
организованной образовательной деятельности
учителя - логопеда
на развитие звуковой стороны речи
тема «В гости к Маше»
Подготовила и провела
учитель-логопед
Шагиева Эльвира Наиловна
Цель организованной образовательной деятельности:
Способствовать развитию фонематического слуха, умению дифференцировать звуки С - Ш в словах, фразах, стихах
Задачи образовательных областей:
Речевое развитие:
Обогащать словарный запас детей
Развивать умение связно высказывать свое мнение
Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.
Познавательное развитие:
Развивать внимание, мышление.
Социально-коммуникативное развитие:
Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность;
Побуждать умение включаться в совместную игровую и трудовую деятельности.
Физическое развитие:
Совершенствовать мелкую моторику
Коррекционные задачи:
Способствовать развитию фонематического слуха;
Способствовать дифференциации звуков С - Ш в словах и фразах
Способствовать развитию коммуникативной стороны речи;
Способствовать уточнению артикуляции дифференцируемых звуков [С-Ш];
совершенствовать фонематические процессы (звуковой анализ, позиционный анализ звуков);
Предполагаемый результат: сформированное умение дифференцировать звуки С - Ш на слух и в произношении
Образовательная область: речевое развитие.
Виды деятельности : игровая, коммуникативная
Форма образовательной деятельности : совместная деятельность взрослых и детей в организованной-образовательной деятельности
Форма организации детей : подгрупповая
Формы организации совместной деятельности: игровая мотивация, беседа, объяснение, вопросы к воспитанникам, рассказ, физкультминутка, самоанализ воспитанников.
Интеграция областей : познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Оборудование: игра «Умные доски», мнемотаблицы, картинки с чистоговорками, шишки, портативный динамик, запись песни «Вкусное варенье» из мультфильма «Маша и медведь»
Ход организованной образовательной деятельности
Организационный момент.
Сообщение темы
Сегодня мы с вами отправимся в гости к героям мультфильма. Угадайте, из какого мультфильма эта мелодия. Прослушивание песни «Про варенье» из мультфильма «Маша и медведь». Сегодня мы отправимся в гости к Маше. Из сундучка «выходит» Маша. Пока медведь спит Маша ходит в школу.
Артикуляционная гимнастика
Но прежде надо вместе с Машей подготовиться.
Утром солнышко встало и стало светить в Машино окно. Окно было закрыто белыми занавесками («Заборчик», «Бублик»). Маша одернула занавески и пошла, чистить зубы («Почистим зубки»), затем выпила чай с вареньем и блинами («Блинчик», «Вкусное варенье»), а запивала горячим чаем из глубокой чашки («Чашечка», «Ветерок»).
Сегодня Маша хочет поиграть со звуками, а чтобы узнать с какими же звуками будет играть Маша надо отгадать загадки.
Все в снегу стоят деревья,
Белый на земле ковёр,
На прогулку мы наденем
Этот головной убор. (Шапка)
Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полёт
Работяга - … (Самолёт)
В этом доме этажи
Называют полками,
Тут бельё моё лежит,
Кофточки с футболками. (Шкаф)
Ты весь мир обогреваешь,
А усталости не знаешь.
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все - … (Солнце)
2. Дифференциация звуков (артикуляционные профили звуков)
Молодцы. Назовите, пожалуйста, первые звуки в названиях этих предметов. (звуки С-Ш). Сегодня мы с Машей будем различать звуки С и Ш
Скажите, что делают губы, зубы, язык когда мы произносим звук С
Скажите, что делают губы, зубы, язык когда мы произносим звука Ш
При произнесении звука С язык опускается вниз к нижним зубам («Киска сердится»). А при произнесении звука Ш язык поднимается вверх к верхним зубам. Языка похож на чашечку.
А для чего нам необходимо уметь различать звуки? (чтобы слова звучали правильно).
Дайте характеристику звука С (согласный, твёрдый, глухой)
Дайте характеристику звука Ш (согласный, твёрдый, глухой)
Правильно, они оба согласные, твердые, глухие. Обозначение фишками.
Молодцы.
3. Следующее задание в Машиной школе для самых внимательных, нужно повторить чистоговорку, правильно проговорив все звуки. (мнемотаблицы для чистоговорок)
Ша-ша-ша - это наша Маша
Шу-шу-су - Маша видела лису
Шу-шу-шу - письмо Мише напишу
4. Игра «Умные доски»
Маша очень рада вашим успехам и предлагает поиграть в игру «Умные доски». Надо называть картинки по цепочке, картинки в названии которых слышен звук С закрыть желтой карточкой, а картинки в названии которых слышен звук Ш закрыть синей карточкой. Какая буква получилась? (На доске из фишек получается образ буквы Ш)
Физминутка «Маша». Машенька вышла погулять, наши пальцы тоже погуляют вместе с Машей
Маша шла, шла, шла (Пальцы шагают)
Маша шишку нашла
«Ах, какая шишка!» (любуемся)
Будем с шишкой мы играть,
Меж ладошками катать!
Вот немного покатали
И ничуть мы не устали.
Медведь, чтобы Маша не скучала зимой, оставил вот такого плюшевого мишку. Но у плюшевого мишки есть только шубка и шапка, поэтому Машенька отправилась в магазин, а по дороге придумала стихотворение.
Я куплю манишку мишке
Я куплю ему штанишки.
Для него спою я песни,
А потом станцую вальс.
Давайте выучим Машино стихотворение
Итог
Наше знакомство с героями мультфильма подошло к концу, скажите пожалуйста, чему вы научились за время нашего путешествия? (различать звуки [С] и [Ш])
Какое самое интересное задание было для вас? Все ли у вас получилось или какие то задания были трудными.
Елена Устинова
Логопедическое занятие в старшей группе. Тема: «Дифференциация звуков С - Щ»
Цель : Активизировать мышцы языка, губ. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков С – Щ . Продолжать учить правильно определять первый и последний звуки в слове , совершенствовать аналитико-синтетической деятельность. Упражнять в произнесении фраз с различной интонацией. Развивать моторику руки. Учить работать в командах дружно, слаженно.
Оборудование : Игрушки и предметы для определения позиции звука в слове . Схема позиции. Картинки : водичка, зубная щетка. Карточки с символами для игры «Прочитай строчку» . Картинки со звуком с , щ. Фишки. Мольберт, магнит.
Ход НОД.
1. Организационный момент.
Артикуляционная сказка на звуки с , щ.
Поспорили как-то два звука «с» и «щ» , кто из них нужнее и важнее. Так и спорят до сих пор. Что можно сделать в этой ситуации? (помирить) . Как это можно сделать? (произносить звуки во всех словах правильно, различать их).
Мы сегодня будем учиться различать эти звуки .
2. Закрепление артикуляции звуков с , щ.
Дети вспоминают артикуляцию звуков «с» , «щ» .
Звук «с» - песенка водички, звук «щ» - песенка зубной щетки.
Игра «Будь внимателен» . Инструкция : «Когда услышишь звук «с» - умывай лицо (имитация, на звук «щ» - «почисти зубки» (имитация) .
Разделиться на команды. Предлагаю выбрать название командам : первая команда выбирает название со звуком «щ» , вторая со звуком «с» . После каждого конкурса логопед подводит мини итог и выдает выигравшей команде фишку.
Задание командам. Игра «Прочитай строчку» . О – звук «с» , о – звук «щ» . Каждая команда читает свою строчку.
ООооОоооОО оооООоОооООО
3. Дифференциация звуков в словах . Развитие фонематического слуха.
Игра «Разложи картинки» .
Работа командой за столами. На столах картинки со звуками с , щ. Задание : разложить на две группы .
Игра «Где живет звук ?» (определение позиции звука в слове ) . Для одной команды слова со звуком «с» , для другой «щ» . Дети подходят к столу, на котором лежат предметы и игрушки, определяют позицию и отмечают на схеме магнитом.
Игра «Назови первый звук в слове » . Для 1 команды слова : пенал, лось, ракета, дом, гроза, вата, банан.
Игра «Назови последний звук в слове » . Для 2 команды слова : ветер, автобус, стол, сок, альбом, карандаш, палец.
Игра «Цепочка слов» . 1 команда со слова «щенок» , 2 команда со слова «сок» .
4. Пальчиковая игра. «В гости к пальчику большому
В гости к пальчику большому
Руки согнуты перед собой, ладони направлены друг к другу, большие пальцы вверх.
Приходили прямо к дому
Соединить под углом кончики пальцев обеих рук (крыша домика) .
Указательный и средний,
Называемые пальцы поочередно соединяются с большими на двух руках одновременно.
Сам мизинчик – малышок
Пальцы в кулак, выставить вверх только мизинцы.
Постучался на порог.
Все пальцы сжаты в кулаки, постучать кончиками друг о друга.
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя.
Ритмичное сгибание-разгибание пальцев на обеих руках.
5. Дифференциация звуков в предложении .
Игра «Произнеси предложение с разной интонацией» (вопросительная, восклицательная, повествовательная) .
Щавель нужен для супа.
Щенок грызет кость.
Игра «Повтори скороговорки» .
Ты нас мама не ищи, ищем щавель мы на щи.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Побеждает в этом конкурсе та команда, которая произнесет скороговорку без ошибок и в быстром темпе.
6. Подведение итогов. Поощрение.
Какие звуки поспорили ?
Как мы их мирили?
Для чего мы их учились различать?
Победила команда. Молодцы!
Никитина Н.В., учитель-логопед ГБОУ Гимназии № 1554 г. Москвы.
- выработать четкую дифференциацию звуков [ Ч] –[ Щ] с опорой на артикуляторные, слуховые и зрительные ощущения;
- научить соотносить их с буквами Ч и Щ;
- совершенствовать физический и фонематический слух, звуковой анализ и синтез;
- расширять активный и пассивный предметный и глагольный словарь;
- работать над развитием грамматических форм речи.
Оборудование: простые и зашумленные картинки птиц, по 6 карточек с буквами Ч и Щ, магнитофон, мяч, картинки с печатными и прописными буквами Ч и Щ, конверты с заданиями, зеркала.
Ход занятия
- Орг. момент.
- Работа над ВПФ:
Сядет тот, кто исправит предложение:
Наступил ранний весна. Солнце светить ярче. Растаяла снег. Скоро прилечу перелетные птицы.
О каком времени года шла речь в предложениях? Кто прилетает весной?
О каких перелетных птицах мы говорили на прошлых занятиях? Давайте вспомним их (показ картинок; образец в приложении 1). Дети отгадывают птиц по половинкам изображений.
(они говорят, беседуют и т. п.)
Что бы чисто говорить, нужно зарядку для язычка повторить!
Дети выполняют комплекс артикуляционной гимнастики.
- Введение в тему.
- Вы потренировали язычок, теперь попробуем повторить четко чистоговорки:
а) Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей.
Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.
Щ )
б) Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.
Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.
Какой звук встретился нам чаще всех? (Ч )
Итак, с какими звуками и буквами будем сегодня работать? (Ч и Щ)
- Изучение темы.
- Уточнение и сравнение артикуляции звуков [ч] и [щ]. Запись характеристики звуков на доске.
- Посмотрите в зеркала и произнесите звук [ч] (обсуждение места и способа образования звука). Та же работа проводится со звуком [щ]
- Теперь рассмотрим артикуляционные профили звуков, а затем сравним их.
В процессе обсуждения появляется запись сравнительной характеристики звуков:
Ч взрывной, краткий, согласный, глухой, мягкий
Щ долгий, щелевой
- Задание на развитие фонематического слуха и четкую артикуляцию:
“ Слушай, не зевай, громко повторяй!”
Ща-ща-ча – наша каша горяча.
Щу-чу-щу – я грибы ищу.
Чу-щу-чу – колесо качу.
Ча-ща-ча – пишу с буквой А.
Ча-ча-ща - поймаю я леща.
Чу-щу-чу – пишу с буквой У.
3) Развитие фонемного восприятия. “Внимательные ушки”.
- Услышите звуки Ч и Щ в слогах и словах, поднимите соответствующую букву.
Слоги: АЩ, УЩ, ЧУ, ЧИ, ЩА, ЧЕ, ЩЕ.
Я буду называть слова, а вы простым карандашом на листках закодируйте звуки [ч] точкой, а [щ] – чертой
Слова: вещи, печка, щавель, луч, плащ, плач, чёлка, щёлка, помочь, помощь.
Посчитайте, сколько [щ], а сколько [ч] было в словах? (5 и 5)
4) Развитие фонемного анализа:
Игра “Шифровщики”.
Детям раздаются карточки с 2 столбиками из 5 цифровых рядов (приложение 2)
Определите место звука в словах и зачеркните соответствующую цифру.
- Кто прочитает получившиеся цифры 1 столбика? 2-го?
- Динамическая пауза. Игра с перекидыванием мяча.
– Измените слова-действия по образцу и скажите, какой звук [ч] или [щ] появился?
- Работа с буквами.
а) Догадайтесь, о какой букве идет речь?
На расческу Я похожа – три зубца всего? Ну что же!
Правильно, это буква Щ.
Вывешивается картинка с изображением расчески и печатной и прописной буквой Щ (приложение 3)
От каких букв надо отличать Щ ? (от Ш и Ц )
б) Раздаются карточки с рядами больших прописных букв Ш, Щ и Ц вперемешку.
Обведите по контуру только буквы Щ . (Дети, наложив на карточку кальку, обводят букву Щ).
- Посчитайте, сколько у каждого на кальке получилось букв? (9)
в) А теперь о какой букве стихотворение?
Да! Вы правильно решили:
Букву пишем, как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
- Молодцы! Это буква Ч.
На доске картинка с буквой Ч и изображением чайки (приложение 4).
От какой буквы надо отличать заглавную прописную букву Ч ? (от У )
г) Обведите по контуру только буквы Ч. (Дается аналогичная работа на кальке).
- Работа на уровне слова.
а) - Откройте тетради, запишите число 20.03.
- Отгадайте, кто так голос подает? (включается запись). Дети называют – ГРАЧ.
- Грач принес нам задание (к картинке с изображением грача прикреплен конверт с заданием и набором демонстрационных карточек):
На каждой карточке написано слово с “убежавшей” буквой, прочитайте его и догадайтесь, какая буква пропущена Ч или Щ. Запишите из слов в тетради только эти буквы через запятую. Первая буква – заглавная. (Логопед демонстрирует по одной карточке).
Карточки:
Сколько получилось букв Щ и Ч? Напишите на полях. (5 и 5)
б) Кто это кричит (запись)? - КУКУШКА. Задание от кукушки:
Прочитайте слова в карточке, вставьте “убежавшие” буквы Ч или Щ.
Карточка:
- Работа на уровне предложения.
а) Включается запись с пением соловья. Дети вспоминают, кто это поет (СОЛОВЕЙ ).
- Соловей принес нам задание:
- Послушайте предложения, ПОДУМАЙТЕ, что неверно, повторите правильно.
Предложения:
Овощи чистят мальчика.
Плащ надевает девочку.
Удочка попалась на леща.
Комната освещает свечу.
В птенчиках пищит гнездо.
За сверчком пищит печка.
б) Вспомните, как мы пишем ЧУ-ЩУ? (через У) и ЧА-ЩА? (через А)
Исправьте ошибки в оформлении предложения и запишите его. На доске запись:
в чаще щебечутщеглы
- Кто покажет, как правильно оформить предложение? (Один учащийся, комментируя, исправляет запись на доске.).
В чаще щебечут щеглы .
Проверьте правильность написания в тетради, четко проговаривая все слова.
Подчеркните орфограммы на чу, щу и ча, ща.
VIII. Итоги.
С какими звуками работали? Что нового узнали? Чему научились?
Какое задание больше всех понравилось?
Вспомните и назовите по 2 слова со звуками [ч] и [щ].