Комплекс отличника. Нужно ли быть идеальным во всем? Перфекционизм: преодолеваем комплекс отличника

«Комплекс отличника» довольно распространенное явление. Взрослые часто сами взращивают его в своих детях, заставляя ребенка быть во всем первым, лучшим. Детей с малого начинают обучать языкам, математике, музыке, рисованию и т.д., а если не все успешно получается, то на ребенка обрушивается несправедливая критика взрослых. Часто родители используют своих детей для удовлетворения своих амбиций.

Ситуация усугубляется, когда ребенок идет в школу. Он обязан быть отличником, помимо школьных предметов родители навесят на него многочисленные кружки и секции. А если еще и родители в свое время были отличниками, то вообще караул! Они будут тыкать свое чадо носом в свои красные дипломы и золотые медали, и ребенок будет лезть из кожи вон, чтобы родители были им довольны. Хорошо, если у ребенка все будет получаться, и он с удовольствие будет бежать на репетиции и тренировки, а если нет…

Мамы и папы чувствуют раздражение и донимают школьника, ругая его и ставя в пример других, более успешных. У ребенка появляется чувство вины, что он не оправдал доверия родителей, что в нем разочарованы. Успех ребенка воспринимается, как должное, а неудача становится трагедией. Ребенок становится зависимым от мнения и оценки окружающих. На протяжении всей жизни такой человек будет убежден, что любовь заслуживают только лучшие, достойные.

С одной стороны, только серьезное отношение к своей работе может привести к высокому результату, но есть и другая сторона – постоянное напряжение, связанное с зацикленностью на конечном результате. Человек не дает себе расслабиться ни на минуту, не умеет отдыхать и радоваться жизни, постоянно себя ограничивает.

По жизни «комплекс отличника» будет заставлять человека впадать в крайности, он либо достигнет больших высот и станет, к примеру, профессором, либо впадет в глубокую затяжную депрессию из-за того, что не добился желаемого. Депрессия может привести к запою.

Этим людям незнакомо чувство полного удовлетворения, они постоянно находятся в погоне за славой. «Отличник» не позволяет себе делать ошибки, он панически боится неудач. Их цель – превосходить всех окружающих, они очень болезненно переносят чужой успех.

Если «отличник по жизни» экспериментирует только над собой – это еще полбеды, хуже, если он начинает переучивать всех окружающих. Он готов каждому человеку делать замечания, тот не правильно поставил ударение, а другой – неверно мыслит. В конце концов, общение с ним превращается в пытку и люди стараются его избегать. Кому понравится, что над ним постоянно демонстрируют превосходство?

Итак, вы решили, что хотите избавиться от «комплекса отличника». Что можно предпринять, чтобы научиться не зацикливаться на идеальности выполнения поставленных задач, точнее будет сказать, не распространяйтесь на все сферы деятельности. Определите приоритеты, отдавайте все силы работе, учебе…Но не стоит быть лучшим во всех сферах деятельности, это невозможно. Позвольте себе иногда делать ошибки, вы как любой другой человек имеете на это право.

Не бойтесь взяться за дело, которое не сможете выполнить в совершенстве. Подумайте над тем - а что собственно случиться, если не все получится идеально? Убедите себя в том, что ничего страшного не случиться (применимо для большинства случаев).

Научитесь получать удовольствие от занятия любимым делом, не стоит зацикливаться только на результате. Наслаждайтесь процессом и нервозность улетучится.

Иногда нужно научиться «халтурить», выделите гораздо меньше времени на выполнение работы и постарайтесь вовремя справиться. Это позволит не выкладываться на все 100% и не внедряться во все мелкие детали.

А теперь пора научиться расслабляться. Постарайтесь хотя бы на время забывать о работе и делах. Заставляйте себя ежедневно на несколько часов «отключаться» от забот, ходите на прогулки, в театры, музеи и просто в гости. Возможно, общение с людьми даст вам возможность на время «забыться». Но есть одно условие – не умничайте, в противном случае, вы станете изгоем общества.

Пожалуйста, не забывайте, что идеальных людей просто нет. Стремиться к совершенству стоит, но не зацикливайтесь на этом. Вы достойны любви, ее вам не стоит каждый день заслуживать. Не бойтесь неудач, ошибки делают все, просто нужно иметь мужество подняться и идти дальше.

Поговорка «лучшее – враг хорошего» как нельзя более удачно подходит для перфекциониста. Стремление довести все до идеала делает человека зависимым от мнения социума и блокирует раскрытие его собственного «я».

Комплекс отличницы – зло, но его вполне можно искоренить, открывая для себя новое качество жизни и бездну возможностей.

Если человек не может заснуть, зная о незаконченном деле, и выражение «сойдет для сельской местности» – не про него, значит внутри него сидит недремлющий отличник, зорко наблюдающий за его жизнью и постоянно сравнивающий ее с некими эталонами.

И когда реальность отличается от идеала, человек либо до бесконечности правит ее, либо впадает в депрессию. Перфекционизм способен существенно испортить качество жизни и заблокировать лучшие ее возможности.

Что это такое

Подспудное стремление шлифовать себя и свою деятельность до идеального результата и мучительные переживания от любого несоответствия высоким стандартам – это проявление так называемого патологического перфекционизма, который в народе приобрел более ассоциативное название – комплекс отличницы.

Вырастают такие «отличники» из детей, усвоивших аксиому: любовь безусловной не бывает, ее нужно заслужить.

Как зарождается?

Каждый ребенок нуждается в беззаветной любви. Чувствуя нехватку тепла, малыш поначалу будет неосознанно пытаться слезами и криками обратить на себя внимание, просто так, не за красиво рассказанный стишок. А убедившись в тщетности ожиданий, он начинает искать причину в себе: не любят – значит, недостоин.

Повзрослев, он будет продолжать попытки заслужить общественное признание (и собственное), доводя свою деятельность до идеала, отметки, дающей право быть любимым.

Что порождает?

Синдром отличницы коварен. Человек, в мозгу которого засела установка «достиг – любим», начинает предъявлять завышенные требования и к другим, что взращивает новых перфекционистов среди его детей и близких.

Ведь невыполнение его требований вызывает в нем разочарование и отчуждение, отчего неуверенные в себе люди с легкостью ступают на тот же путь, пытаясь искать причину в себе и заслуживать любовь достижением необходимых для этого высот.

Симптомы

Между здоровыми амбициями и комплексом отличника иногда бывает тонкая грань. Но существуют признаки, которые помогают определить наличие болезненного перфекционизма в зародыше, причем многие из них ярко прослеживаются и у детей, и у взрослых.

Итак, в человеке можно уверенно диагностировать комплекс отличника, если он:

  • болезненно реагирует на критику и даже незначительные замечания;
  • ревниво относится к похвалам, доставшимся другому;
  • страдает самокритичностью из-за постоянного сравнивания себя с другими и не может простить себе малейших промахов;
  • подвержен скачкам самооценки, которая зависит от мнения окружающих и результатов его труда;
  • впадает в апатию после первой же неудачи;
  • не задумываясь, жертвует социальными благами и развлечениями ради достижения успеха;
  • мотивацией для достижений считает не приобретаемый опыт, а стороннюю оценку – оправдание ожиданий социума.

Чем вредит

Если здоровый перфекционизм – свойство довольно полезное, помогающее самореализации человека, то комплекс отличника – это как раз перфекционизм невротический, и он не проходит для человека бесследно:

  1. Рассредоточение внимания . Люди, страдающие этим синдромом, теряют способность направлять энергию в нужное русло. Вместо того чтобы концентрироваться на задаче, они тратят эмоциональные силы на постоянный контроль правильности выполнения каждого шага, а время – на шлифование его до блеска.
  2. Ограничение собственных возможностей . Круг перспектив «отличника» сужается, поскольку ему сложно побороть патологический страх перед новыми начинаниями: вдруг он не справится? Он не дает себе права на ошибку и часто вместо перспективных ответственных должностей, с которыми вполне бы справился, остается на простых, которые чаще дают ему возможность гарантированно выполнить работу на отлично. «Отличникам» комфортнее идеально управлять трамваем, нежели подвергать себя рискам предпринимательской работы.
  3. Сложности в личных отношениях . Предъявление высоких требований не только к себе, но и к другим осложняет отношения с противоположным полом. «Отличница» перед свиданием десять раз проиграет в уме будущий диалог, отрепетирует блестящие ответы на все случаи жизни, продумает до мелочей гардероб, но за этим парадом так и не сможет раскрыть перед собеседником свою истинную душу. В жизни перфекционистов не бывает места риску, они не умеют пускать ситуацию на самотек, стремясь контролировать ее до мелочей.
  4. Конфликтность . Стремление соответствовать выливается в перманентное раздражение. То, что для других является нормой, для перфекциониста имеет негативную окраску: вольный стиль в одежде они видят неряшливостью, наличие непопулярных хобби – праздностью, а отсутствие ярких достижений у человека вообще умаляет его значение до мизера. Указывая окружающим на их недоработки и несовершенство, «отличники» не добиваются ровным счетом ничего, кроме враждебного отношения.
  5. Проблемы со здоровьем. Постоянная самокритика и неудовлетворенность результатом приводит к ухудшению физического здоровья, поскольку частые эмоциональные расстройства – прямая дорога к сердечно-сосудистым нарушениям, бессоннице, головным болям и неврозам.
  6. Потеря себя . Комплекс отличницы приводит к тому, что человек попросту проживает чужую жизнь, постепенно теряя свое «я». Находя себе кумиров (ведь они такие идеальные!), человек копирует их манеру держаться, повторяет слова как истину в последней инстанции, полностью блокируя раскрытие собственной индивидуальности.

Комплекс отличницы

Люди, зараженные здоровым перфекционизмом, обнаруживают в жизни лидерские качества, наслаждаются процессом достижения сложных целей и, главное, не зависят от общественного мнения.

Психология патологического перфекциониста проявляется иначе: достижение идеала становится навязчивой идеей, что порождает постоянное неудовлетворение жизнью.

Так, если для первого типа «отличников» неудача – повод еще активнее взяться за дело и достичь новых высот, то вторые движутся к цели не ради удовольствия и амбиций, а из-за страха быть отвергнутыми.

Однако не всегда в развитии синдрома повинны особенности воспитания и родительской любви.

У ребенка

Комплекс отличника может быть у детей не только приобретенным, но и врожденным. Если в первом случае речь идет о комплексе неполноценности, развитом родителями, учителями и другими авторитетными для ребенка людьми, то во втором повинна генетика.

Последние исследования, проведенные в Мичиганском университете на 292 близнецах, показали, что склонность к развитию перфекционизма – фактор наследственный.

Результаты также обнаружили, что имеет большое влияние и внешняя среда: развитие комплекса определяется не только воспитанием, но и влиянием улицы, особенно в период становления детского «я».

У взрослых

Комплекс отличницы не всегда корнями уходит в детство. Его развитию у взрослых могут способствовать и жизненные ситуации. Череда последовательных неудач ломает человека, взращивая в нем мысль: если бы я был лучше, все сложилось бы по-другому.

Обычно более склонны к таким выводам чрезмерно ответственные люди, привыкшие в любой проблеме искать, прежде всего, свою вину.

И хотя это не более чем черная полоса, не зависящая от собственной идеальности, связь «несовершенство – провал» закрепляется.

Как избавиться

Не стоит дожидаться, когда организм дойдет до полного изнеможения, оттого что не удается в совершенстве сделать все намеченное. Количество часов в сутках – величина постоянная, а здоровье не безгранично. Если перфекционизм не дает полноценно жить, то необходимо лечение.

Всего несколько простых мер помогут побороть этот социально-зависимый комплекс:

  1. Дарить безусловную любовь ребенку . Для внесения корректив в сознание ребенка необходимо дать почувствовать ему, что он любим вне зависимости от обстоятельств. Необходимо объяснить ему, что оценки окружающих не должны определять его настроение, а достижения нужны всего лишь для приобретения им жизненного опыта. Однако использование этого метода затруднено тем, что часто ребенок-отличник – настоящий подарок для родителей, и они вовсе не видят в этом зла.
  2. Позволить себе быть небрежным. Психологи советуют начинать ломать стереотипы с маленьких проявлений нерадивости, удерживая себя от их исправления. Не проверить в очередной раз письмо перед отправкой, не поставить точку в конце предложения, не догладить рукав блузки. Несмотря на простоту, эта терапия нелегко дается «отличникам», но спустя время они понимают: никому до их промахов нет дела, и жизнь на этом не заканчивается!
  3. Учиться наслаждаться процессом . Хорошим способом побороть в себе перфекционизм является дробление глобальной цели на несколько мелких. И пусть они менее значимы, но радуясь их достижению, человек учится испытывать удовольствие от процесса, не гонясь за финальным результатом.
  4. Делегировать обязанности . «Отличники» привыкли все тянуть на себе. Они просто уверены, что лучше, чем они, с задачей не справится никто. Передавая мелкие обязанности другим членам семьи или коллегам и снимая с себя ответственность за их результат, можно постепенно приучить себя не ставить завышенных планок ни себе, ни окружающим.
  5. Изменить отношение к критике . Для выработки иммунитета к критике применяется практика «замены минуса на плюс». Это означает, что любой упрек следует перефразировать для себя так, чтобы подчеркнуть свои достоинства. К примеру, если «отличника» начальство укоряет в слишком длительном выполнении работы, в его переводе это должно звучать так: «Зато я тщательно взвешиваю все за и против перед принятием решения». А ведь это уже повод для гордости! Не помешает развить в себе и чувство юмора, которое помогает легко выходить из неприятных ситуаций.

И вообще, по большому секрету каждому «отличнику» стоит узнать: то, что ему кажется недостаточно хорошим, для других – верх совершенства, и таких людей подавляющее большинство!

Поэтому не стоит бояться ошибок, заниматься самобичеванием и откладывать мечты на потом. Надо просто ценить свою уникальность, и тогда совершенно чудесным образом окажется, что для любви и общественного признания достаточно быть самим собой.

Видео: Говорит психолог

Комплекс отличницы это довольно частое явление. Многие люди живут с ним всю жизнь и не пытаются от него избавиться. Другие же ищут пути, чтобы комплекс отличницы не так сильно влиял на выполнение повседневных дел и работы.

Очень многим людям знаком комплекс отличника. Нередко он мешает жить. Поэтому некоторые ищут способы минимизировать его влияние либо вовсе избавиться от него. Для этого существуют некоторые проверенные способы.

Комплекс отличницы это психологическое и физиологическое состояние, которое побуждает делать все в своей жизни идеально и лучше всех. С одной стороны такой комплекс является положительным, поскольку позволяет держать все под контролем, с другой стороны – он доставляет массу неудобств, потому как человек не может позволить себе делать ошибки и жить в удовольствие, без какого-либо напряжения.

Корни уходят в детство…

Довольно многих интересует вопрос: откуда возникает комплекс отличницы? Как это ни удивительно, но он зарождается еще в детские годы. И в большинстве случаев из-за родителей, которые уж сильно много возлагали надежд и обязанностей на своего ребенка. Он в свою очередь пытался не подвести свою мать и отца.

В результате, родители сами того не подозревая выращивают из своего чада, человека с не естественной ответственностью, который готов возложить на себя все дела и проблемы с целью разрешить их непременно в положительном ключе. Такое поведение нередко доставляет неудобства. Оно, кстати, можете привести к серьезному стрессу. В итоге потом придется посещать психологов и употреблять медикаменты, что ни есть хорошо.

Как жить с комплексом отличницы?

Те люди, которые осознают, что у них присутствует комплекс отличницы, начинают осознанно искать методики, которые помогут минимизировать его влияние на жизнь или вовсе избавиться от него. И надо заметить, что такие существуют. Они перечислены ниже.

Во-первых, необходимо осознать, что человека, у которого присутствует комплекс отличника, будут любить близкие и родственники даже в том случае, если он и не будет делать все идеально. Они примут и его победы и его неудачи. Не стоит бояться показывать близким людям свою слабость. Ведь такое качество у человека является совершенно нормальным. Не стоит строить из себя супергероя, которому все по плечу. Необходимо принять себя как обычного человека, который имеет право на ошибки.

Во-вторых, нужно устроить себе отпуск без компании. Необходимо заставить себя в него отправиться без близких и родных. При этом желательно не брать с собой сотовый телефон. Так как он будет побуждать позвонить своей семье и давать им указания, а также производить проверку того, что все ли у домочадцев идет под контролем.

Важно осознать, что даже если перфекционист уедет на несколько недель, то во время его отсутствия у близких и родных не произойдет трагедии, в их жизни не наступит хаос. Они справятся со своими проблемами сами. Поэтому следует собрать свой чемодан, оставить дома сотовый телефон и отправиться в приятное путешествие, не беспокоясь о других. Важно постараться в это время отключиться от всех своих проблем и забот.

В-третьих, необходимо найти мотивацию для того, чтобы хотя бы в некоторых моментах не допускать проявления комплекса отличницы. Следует подумать, что будет вспомнить человеку через 10-15 лет, если он кроме идеального распорядка дня и отличного выполнения своей работы делать больше ничего и не будет?

А как же романтические ужины при свечах, организованные своей второй половинке в необычном месте, спонтанные сумасшедшие поступки, танцы до упада – где же будет все это? Ведь спустя годы люди вспоминают именно такие не типичные моменты. Поэтому не нужно так тщательно контролировать свою жизнь и осуществлять все по шаблону. Нужно начать действовать с долей безумия, иначе существование превратиться в настоящую скуку, а здесь не далеко до затяжной депрессии.

В-четвертых, важно не корить себя за сделанные ошибки. Если что-то не удалось успеть или выполнить, нужно улыбнуться, а потом постараться как можно быстрее забыть об этом. Не стоит своим ошибки придавать слишком большое значение. Их человек в своей жизни совершает слишком много. При этом именно ошибки помогают нам становиться лучше и делать свой опыт более насыщение.

Более того, рекомендуется нарочно начать совершать их. Именно так будет видно, что они не являются чем-то ужасным и не приводят к концу света. Они лишь часть жизни человека, поэтому не стоит относиться к ним серьезно и тем более избегать совершать их.

В-пятых, веселый нрав и отличное настроение – это инструмент, помогающий затмить комплекс отличницы. А значит, следует проживать свою жизнь не официально и серьезно, а немного шутя. В таком состоянии дела будут получаться не хуже, при этом человек сможет в разы улучшить свое психологическое состояние. Поэтому стоит попробовать войти в него и ощутить уже вскоре позитивные перемены.

Для того чтобы жить с комплексом отличницы было легче, многие психологи рекомендуют проводить специальные аутотренинги с применением аффирмаций. Прибегать к ним следует в любое свободное время. Для их проведения необходимо использовать, например такие фразы:

  • Мой комплекс отличницы проявляется в жизни все реже и реже.
  • Комплекс отличницы для меня остался в прошлом.
  • Моя жизнь стала счастливой и веселой, так как комплекс отличницы теперь меня больше не беспокоит.

Можно оставлять и другие аффирмации, на свое усмотрение. Главное, чтобы они находили отклик в душе. Тогда эффект от них будет феноменальным. При этом совершенно не обязательно специально выделять время, для того чтобы повторять такие фразы. Их можно прокручивать у себя в голове во время поездок в транспорте, производя уборку и глажку белья, во время прогулок и так далее.

Несмотря на то, что многим может показаться, что использование аффирмаций не может дать желаемого результата на самом деле это не так. Эффект от аутотренингов с их использованием уже доказан многими психологами. Потому так важно их использовать всем тем, кто желает избавиться или минимизировать влияние комплекса отличницы. При этом важно еще и верить в их эффективность, тогда результаты будут еще лучше. А именно это и необходимо в этом деликатном и нелегком деле.

Итак, комплекс отличницы – это не слишком хорошо, следовательно, важно от него избавиться либо постараться сократить его влияние на свою жизнь. В этом помогут проверенные методики и аутотренинги.

Илья Базенков

Некоторые родители полагают, что детей,
как сосуды, можно наполнить своими
несбывшимися мечтами и стремлениями.
Майкл Николс(психолог)


Синдром отличника или комплекс отличника замечается, как правило, у взрослых, а не у детей. Иногда его еще называют комплексом отличницы, т.к. у женщин он встречается чаще. Объяснение простое. Ребенок с комплексом отличника удобен для взрослых, т.к. всеми силами пытается соответствовать их требованиям, быть всегда хорошим. Но во взрослом возрасте комплекс отличника может серьезно осложнить жизнь.

Суть синдрома (комплекса) отличника не в том, чтобы все всегда делать на отлично, а в том, что основная потребность - это получать хорошие отметки от окружающих.

Один из часто встречающихся запросов к психологам: как избавиться от комплекса отличника?

Как перестать хотеть быть для всех хорошим, чтобы получить хорошую оценку себя?

Сначала разберемся почему он возникает. Как родители и другие взрослые создают у ребенка синдром отличника.

Необходимым условием избавления от синдрома отличника является осознание его причин.

Так как же взрослые способствуют формированию этого синдрома?

Ребенок пришел из школы.

Как дела в школе?
- Я сегодня по истории четверку получил.
- Как? Почему четверку, а не пятерку? Ты меня расстраиваешь. А вот Петя только пятерки получает.

Ребенок наводил порядок у себя в комнате.

А почему эту книжку на полку не поставил? Я тобой недовольна.

Подросток вымыл посуду, но вот беда – на одной тарелке осталось пятно.

Плохо! Вся посуда должна блестеть! Ты меня очень огорчил.

А есть еще и другое.
Изо дня в день взрослые внушают ребенку, что он постоянно должен быть для всех хорошим, всегда идти навстречу другим, чтобы получить хорошую оценку себя.

Так родители и другие взрослые способствуют формированию синдрома(комплекса) отличника у детей. Причем из самых благих намерений. Они ведь хотят, чтобы ребенок вырос успешным, хорошо справлялся со своими обязанностями, все делал хорошо и был не хуже, а то и лучше других.

Исследования показывают, что предрасположенность к синдрому отличника может быть и врожденной, связанной с типом темперамента, индивидуальными психофизиологическими особенностями человека.

Но возникает он в детстве в результате общения взрослых (в первую очередь родителей) с детьми. И если в детстве и подростковом возрасте синдром отличника часто не замечается и даже приветствуется окружающими ребенка взрослыми, то в дальнейшем он приносит существенную дисгармонию в жизнь человека.

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ СИНДРОМА ОТЛИЧНИКА

Повышенная чувствительность к критике, даже если она незначительная;
- постоянные опасения неудачи, часто приводящие к отказу от какой-либо деятельности из-за страха не справиться;
- склонность часто сравнивать себя с окружающими, ревниво относиться когда хвалят не его, а другого;
- неустойчивая самооценка, сильно зависящая от мнения окружающих;
- первая же неудача может послужить причиной депрессивного настроения и отказа от дальнейших попыток продолжать что-либо делать;
- застревание на переживаниях своих неудач, даже незначительных;
- постоянная потребность оправдывать ожидания окружающих.

Разумеется, степень выраженности синдрома отличника бывает разной. В крайних патологических случаях он встречается не так уж и часто. Но даже выраженный умеренно все-равно осложняет жизнь, приводит к ограничению собственных возможностей и сложностям в отношениях.

ТИПИЧНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ СИНДРОМА ОТЛИЧНИКА

1. Часто повторяющаяся установка, что любовь необходимо заслужить хорошими поступками. И чем «более ты правильный», тем сильнее тебя будут любить.

2. Один или даже несколько близких взрослых патологических перфекционистов, стремящихся воспитать ребенка по своему образу и подобию.

3. Частое и сильное порицание ребенка за ошибки и неудачи. Подталкивание его к чрезмерной самокритичности, к стилю мышления по принципу – «если бы поступил правильно, то все было бы хорошо», «если бы постарался, то все бы получилось», «если бы хорошенько подумал, то все сложилось бы по-другому».

4. Слишком завышенные требования к ребенку. Родители ожидают от него "совершенства".

Формирование комплекса отличника происходит в детстве, а проявляться чаще всего начинает в раннем подростковом возрасте.

Иногда синдром отличника путают с умеренным перфекционизмом – стремлением к идеальному результату. Действительно, крайне выраженный перфекционизм и синдром отличника сосуществуют вместе.
Но перфекционизм, естественно, не выраженный в патологической форме, может быть вполне нормальным – человек старается все сделать хорошо, добиться наилучшего результата.

А «отличника» волнует не сам результат, а оценка, которую он получит, ему всегда по жизни необходима пятерка. И в результате происходит смещение цели с результата на оценку этого результата окружающими.

Люди, страдающие комплексом отличника, часто превращаются в задерганного невротика, которому очень не комфортно жить. Он постоянно переживает по поводу неудач, как мнимых, так и реальных. Смысл его жизни - быть отличником, получать пятерки любой ценой, бороться за них. А если есть риск получить другую оценку, то он может и не взяться за выполнение чего-либо, отказаться из-за страха неудачи от реализации своих планов, идей и даже карьерных стремлений.

Да и окружающим с ним нелегко. Как жить и общаться с человеком, который болезненно реагирует на любую критику, вплоть до впадения в депрессию? А похвала в адрес других людей вызывает у него чувство ревности.

Увы, погоня за результатами в учебе, выраженных не в знаниях, а в оценках; тщеславие родителей; настойчивость учителей в борьбе за успеваемость все это создает благодатную почву для выращивания синдрома отличника. Разумеется, далеко не все дети и подростки приобретают этот синдром, даже если окружение этому способствует. Многое зависит от врожденных свойств личности.

Ребенок с сильным типом высшей нервной деятельности более устойчив, подросток может сопротивляться через типичные подростковые реакции, да так, что окружающим взрослым «мало не покажется».
Но людей, страдающих комплексом отличника много. Даже в легкой форме он вносит дисгармонию в жизнь, как самого человека, так и его окружающих.

В обществе существует устойчивый миф, что школьные отметки являются показателем интеллекта человека и его дальнейшей профессиональной успешности. НО ЭТО НЕ ТАК!

Эти факты подтверждены сотнями исследований, проведенных в разных странах:

1.Школьная успеваемость не является показателем дальнейшей успешности человека.

2.Школьная успеваемость не является показателем интеллекта.

Недавние исследования в Высшей школе экономики показали, что профессиональная успешность выпускников не зависит от их оценок во время учебы. См. статью на нашем сайте

Выше было сказано, что предрасположенность к синдрому(комплексу) отличника может быть врожденной. Но часто родители, сами страдающие от комплекса отличника, передают его детям через воспитание, проецирую собственные страхи получить негативную оценку за своего ребенка. В этом случае у родителей комплекс отличника проявляется в опасениях не выглядеть "идеальным родителем" в глазах окружающих, в первую очередь, учителей.

Идет непрерывная борьба за успеваемость, где основное значение придается отметкам, а не собственно знаниям и интересам ребенка. Часто это касается не только школьных отметок, но и других сторон жизни. Главное - выглядеть соответствующим образом в глазах окружающих.

А бороться с приобретенным комплексом отличника тяжело, вот и живут люди под этим бременем - повышенной чувствительностью к критическим замечаниям, обидчивостью, зависимостью от мнения окружающих, все время боящихся не получить "пятерку" (и из-за этого часто отказывающихся от каких-то своих намерений и желаний).

Так стоит ли, уважаемые родители, требовать от ребенка, чтобы он всегда получал только пятерки? Всегда соответствовал во всем ожиданиям окружающих? А ведь иногда бывает, когда близкие взрослые из-за какого-то, по их мнению, неуспеха ребенка, начинают его "шантажировать" своим здоровьем. "Ах, у меня из-за твоих отметок сердце разбаливается", - говорит любящая мама или бабушка, даже не подозревая, что она этими словами формирует в ребенке.

И, в конце концов, что для вас важнее? Здоровье и психическое благополучие ребенка, гармония в отношениях с ним или количество пятерок в дневнике, тем более, что не они определяют успешность человека.

Часто родителям нравится синдром отличника, хотя они и не подозревают о его существование. Действительно, чего еще надо? Ребенок послушный, хорошо учится, искренне переживает, если у него что-то не получается. Мечта, а не ребенок! И невдомек взрослым, что самое важное для ребенка не результат его деятельности, а желание быть хорошим и «одобряемым». И формируется у него ощущение, что любят его только за «пятерки», а не его самого. Сделаешь ошибку – потеряешь любовь .

Появляется страх ошибиться, сделать неверный выбор. И закрепляется этот страх часто на всю жизнь вместе с неуверенностью в себе и опасениями «выглядеть не так», «сделать не так» и даже «подумать не так». В крайних случаях боязнь ошибиться может превратиться в настоящую фобию.

В своей жизни человек с комплексом отличника испытывает чувство неуверенности, ему трудно строить открытые отношения с другими людьми, ему часто кажется, что он может оказаться хуже ожиданий окружающих.

Человек, которому в детстве внушили, что его любят только за хорошие отметки, за послушание, за какие-то успехи и достижения, в дальнейшей жизни будет казаться, что он кому-то нужен только за то, что он соответствует ожиданиям окружающих. Отсюда заниженная или неустойчивая самооценка, ощущение, что его не любят и не ценят, не признают.

Возникает неготовность потерпеть неудачу, боязнь трудностей и неуверенность в себе.

Как избавиться от комплекса отличника у ребенка?

1. Хвалите ребенка не за отметки, а за результат.

«Очень хорошо, что ты получил пятерку».
«Очень хорошо, что ты справился с контрольной работой».
Чувствуете разницу?

2. Интересуйтесь не отметками в школе, а процессом учебы, что нового узнал, что было интересно или неинтересно, трудно или легко.

3. Никогда не связывайте оценку результатов учебы(и не только учебы) с оценкой личности.

4. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, не ставьте их ему в пример.

5. Не осуждайте ребенка за какие-либо неудачи, лучше поддержите его.

6. Если ребенок болезненно переживает из-за отметки, полученной в школе, или еще из-за чего-либо, что него не получилось, то можно постараться обесценить неудачу, показать ребенку, что это не имеет большого значения и, тем более, не влияет на ваше отношение к нему. Например: "Подумаешь тройка по математике, ну и что?" Только не надо обесценивать усилий ребенка по достижению результата, здесь, наоборот, важно ему показывать, что он молодец, даже если не выполнил все на 5+.

Вы ведь любите своего ребенка не из-за его отметок или за то, что он послушный, аккуратный, вежливый, хорошо учится и т.п.?

Как избавиться от комплекса отличника во взрослом возрасте?

1. Осознать. что ваши некоторые чувства, эмоции и поступки вызваны не реальной ситуацией, а опасениями не понравиться окружающим, не оправдать их ожидания. Комплекс отличника как бы возвращает вас в детство, и вы боитесь не соответствовать требованиям родителей или учителей.

2. Разобраться, а действительно ли окружающие вас люди ждут, что вы всегда будет действовать на "отлично"? Кстати, мы часто склонны приписывать другим то, чего они на самом деле не думают.

3. Разрешить себе право на ошибки и на то, чтобы не быть всегда идеальным человеком во всем и всегда.

4. Осознавать, когда вами управляет синдром отличника, а когда ваши действия и эмоции от него не зависят. Другими словами. поставить свой комплекс отличника под контроль сознания.

5. Перестать ожидать постоянного одобрения вас окружающими людьми, сравнивать себя с другими. На самом деле это не вы, а тот самый ребенок, у которого сформировалось чувство, что его любят только тогда, когда он делает все на отлично, должен быть лучше всех.

6. Захотеть, чтобы комплекс отличника перестал вами управлять. Начать с ним бороться, действовать.

Самое трудное в избавлении от комплекса отличника - это разрешить себе не всегда оправдывать ожидания окружающих.
Кстати, эти ожидания мы часто сами и выдумываем. Человек с синдром отличника приписывает окружающим что-то, чего они якобы от него ожидают. Он считает, что если делать всегда хорошее окружающим, то и они будут отвечать ему тем же.
Вот только в жизни так бывает далеко не всегда. Да и почему другие люди должны оправдывать ваши ожидания? Откуда растут ноги этого убеждения? Не из нашего ли детства, когда нам внушали, что надо всегда быть хорошим, причем для всех?

Человек с синдром отличника часто не может начать делать что-то новое или закончить начатое. Причина простая. Ему нужна пятерка, т.е. надо добиваться идеала. А идеал то далеко и не всегда достижим, по крайней мере, в его воображении. А рядом люди, которые с точки зрения "отличника" халтурят, но при этом чувствуют себя уверенно и добиваются успеха. Какое чувство возникает у "отличника"? Правильно, чаще всего обида и ощущение несправедливости.

А жизнь далеко не всегда справедлива, особенно, с точки зрения "отличников".

Решите, что для вас важнее: всегда добиваться результата даже во вред себе или собственные интересы.

Научитесь расставлять приоритеты, где на первом месте будут ваши личные интересы.

Добавьте в ваши действия побольше эгоизма. Без его умеренного количества жизнь не очень привлекательна, как и пища без соли.
Всем нравиться невозможно, да и зачем?

Подумайте, как вы можете использовать свой синдром отличника, чтобы он вам не только мешал жить, но иногда помогал достигать своих целей. Именно своих, а не чужих! Он может помочь что-то сделать лучше других. Но только это надо делать для себя, для реализации своих целей, а не чтобы заслужить одобрение окружающих, которые скорее всего этого не оценят. Кстати, многих людей раздражает излишний перфекционизм. особенно когда его навязывают, демонстрируют. Человек с синдромом отличника часто может раздражать окружающих, т.к. предъявляет повышенные требования и к окружающим. А кому это нравится?

Если синдром отличника контролировать, то он вполне способен не только портить жизнь, но и в чем-то помогать. Вот только полной свободы ему давать нельзя.

Как избавиться от болезненного перфекционизма? Есть женщины, которые выбирают своим жизненным девизом лозунг "Быстрее, выше, сильнее!" и действительно достигают значительных высот.

Казалось бы, презентабельная внешность, насыщенная личная жизнь и успешная карьера должны радовать обладательницу этих богатств.

Но ее редко можно увидеть в хорошем настроении. Что же заставляет "отличницу" постоянно бежать вперед?

Награда для героя

Дети редко становятся отличниками сами по себе. Как правило, хорошая учеба ребенка — это заслуга родителей. Ведь кто-то должен сказать девочке о том, что ей следует быть аккуратной, приучить ее к экономии времени и трудолюбию. В результате такого воспитания отличница привыкает к тому, что может наградить себя общением с друзьями, любимым хобби или чем-то вкусным только после того, как сделаны все дела. То есть никогда. Ведь всегда остаются какие-то нереализованные планы. Даже позволив себе ненадолго расслабиться, девушка не получает удовольствия от отдыха, чувствуя вину и досаду из-за того, что поступила безответственно.

Если вы не можете допустить, чтобы драгоценное время растрачивалось на развлечения, постарайтесь относиться к отдыху как к необходимому условию нормальной работы. Когда человек находится в состоянии цейтнота, он не способен к трудовым подвигам. Достаточное количество свободного времени, возможность отдыхать там, где хочется, — это тоже цели, к которым можно стремиться. Воспринимая свой досуг таким образом, вы перестанете испытывать напряжение, находясь за пределами офиса. 

Строгое жюри

К сожалению, комплекс отличницы касается не только работы, но и отношения к своей внешности, выбору спутника жизни и даже к воспитанию собственных детей. «Отличников» или «двоечников» из нас делает общество, давая ту или иную оценку нашим знаниям и поступкам. Не стоит забывать, что отметка — весьма относительная категория. Вспомните свои школьные годы и мальчика на последней парте, которому никогда не ставили пятерок, несмотря на правильно решенные задачи, потому что во время урока он пускал самолетики. “Отличник” же — это человек, который нуждается в одобрении со стороны других людей, и во многих ситуациях он становится заложником этого желания. Как можно сделать стрижку, если мама с детства хвалила ваши длинные густые волосы? Приходится делать питательные маски, страдать в жару и мучиться при выборе шапки, способной вместить в себя сложную прическу, чтобы не разочаровывать родителей.

Испытывая недовольство своими поступками, старайтесь ответить на вопрос: “Зачем и для кого я это делаю?” Действуя только во имя своих интересов, вы с удивлением обнаружите, что вас устроили бы и более скромные результаты.

В знаменитом фильме “Дневник Бриджит Джонс” главная героиня с восторгом говорит о том, что ее возлюбленный принимает ее такой, какая она есть. Пересмотрите эту картину и последуйте примеру очаровательной Бриджит. Если вы разглядели в себе перфекционистку, принимайте себя со всеми недостатками и достоинствами. Именно благодаря им вы уникальны: неповторимая, пусть даже рассеянная и взбалмошная, но такая замечательная в своей неидеальности. Вы не автоматическая машина, запрограммированная на определенное действие. С уважением относитесь к своим недостаткам. Позвольте себе, как Бриджит, совершать глупости и быть слегка смешной, ведь, чем больше мы боимся сделать что-то не так и выставить себя на посмешище, чем больше мы себя контролируем, тем неестественнее выглядим и тем несуразнее себя ведем.

Черное и белое

Съев лишнее пирожное, вы называете себя толстой коровой, а допустив ошибку в отчете, — бестолочью. Вы не прощаете себе малейших неудач, поэтому редко бываете по-настоящему довольны собой. Но мелкие оплошности мы совершаем по десять раз на дню, и нельзя допускать, чтобы они влияли на самооценку. Не умея любить себя вне зависимости от своих успехов и достижений, вы легко обесцениваете то, чего еще совсем недавно упорно добивались. Так, получив от работодателя отказ, вы начинаете сомневаться в своих профессиональных качествах и забываете о том, что он выбрал именно ваше резюме среди десятков других.

Нежно любя свои недостатки, относясь к ним, как к ярким чертам индивидуальности, вы сможете избавиться от постоянных перепадов настроения.

Не забывайте также о том, что женщина, стремящаяся найти безупречного мужа, идеальную работу и совершенных подруг, скорее останется безработной и одинокой, чем “хорошистка” или "троечница”.

Три волшебные фразы, которые нужно говорить себе каждый день

Если вы обнаружили в себе тревожные симптомы комплекса отличницы и твердо намерены от них избавиться, для начала используйте несколько ключевых фраз и постулатов. Повторяйте их ежедневно.

1. Для своих детей я — лучшая мать, хотя бы потому, что решилась их родить. То, что я не играю с ними, не говорит о том, что я их не люблю. Только мне решать, как их воспитывать. Мнение других о том, что я все делаю не так, ошибочно.

2. Для мужа я — идеальная жена, раз он предложил именно мне выйти за него замуж. Все мои недостатки уравновешивают его слабости. Вместе мы — семья, поэтому спокойно переживем и радость, и горе.

3. Отсутствие порядка в доме — не повод для трагедии. В любом жилье можно найти, что улучшить, но это не значит, что следует уделять домашней работе все свое свободное время.

Последние материалы раздела:

Все, что нужно знать о бактериях
Все, что нужно знать о бактериях

Бактерии представляют собой одноклеточные безъядерные микроорганизмы, относящиеся к классу прокариотов. На сегодняшний день существует более 10...

Кислотные свойства аминокислот
Кислотные свойства аминокислот

Cвойства аминокислот можно разделить на две группы: химические и физические.Химические свойства аминокислотВ зависимости от соединений,...

Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков
Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков

Географические открытия русских путешественников XVIII-XIX вв. Восемнадцатый век. Российская империя широко и вольно разворачивает плечи и...