Компетенции логопеда в условиях инклюзивного образования. Специфика профессиональной деятельности учителя- логопеда в инклюзивном образовательном пространстве

Основной задачей инклюзивного обучения является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с ограниченными возможностями здоровья. В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Как показывает опыт, лучше всего социализация и адаптация таких детей в коллективе проходит в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кочеткова Раиса Николаевна

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ШКОЛЬНОМ ЛОГОПУНКТЕ.

Нас трое: ты, я и болезнь.

Если ты объединишься с болезнью,

то я ничего не смогу сделать для тебя.

Если же объединимся ты и я,

то вместе мы победим болезнь.

Гиппократ.

В современных социально-экономических условиях в нашей стране сложилась стойкая тенденция к росту числа детей, имеющих так называемое, особое развитие. По отношению к таким гражданам в российском законодательстве с 2007 года существует термин ОВЗ – граждане с ограниченными возможностями здоровья. Применительно к школьному обучению, мы можем рассматривать этих детей, как учащихся с особыми образовательными потребностями.

У большинства учеников с ОВЗ наблюдается снижение познавательной активности, незрелость в развитии эмоционально-волевой сферы, сниженный уровень работоспособности, некритичное отношение к дефекту, а зачастую и неумение контролировать результаты собственной деятельности.

В настоящее время общество и государство пересматривает свой подход к образованию и развитию таких детей. Если для простого обывателя термин «инклюзия» не всегда знаком, то в речи педагогов и чиновников уже прочно закрепились такие понятия, как «доступная среда» и «инклюзивное образование».

Основной задачей инклюзивного обучения является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с ограниченными возможностями здоровья. В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Как показывает опыт, лучше всего социализация и адаптация таких детей в коллективе проходит в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Немаловажную роль в этом процессе играет состояние развития устной речи таких детей. Из-за малопонятной, неразборчивой, торопливой или замедленной речи налаживание контакта у такого ребёнка с детским коллективом может осложниться. И здесь на одну из первых ролей выступает деятельность учителя-логопеда и дефектолога.

Чаще всего у детей с ОВЗ речевое недоразвитие является вторичным дефектом на фоне основного заболевания. Как правило, это обуславливает наличие дизартрического компонента различной степени выраженности. В связи с этим основным условием успешности коррекционно-логопедической работы является индивидуализация логопедических занятий. В дальнейшем, по мере освоения таким ребенком речевых навыков его постепенно необходимо вводить в групповые и подгрупповые занятия со сверстниками. Например, на этапе постановки и закрепления звука в слогах и словах занятия должны быть строго индивидуальными. А вот для дальнейшей автоматизации полезно будет выполнение заданий в парах или в группах.

К сожалению, работа с такими детьми не может сводиться только к формированию и закреплению речевых навыков. Волей-неволей логопед будет вовлечен в работу по коррекции первичного дефекта. Поэтому в логопедические занятия в обязательном порядке должны быть включены упражнения на развитие общей и мелкой моторики, координации, двигательные упражнения на развитие силы, работоспособности, мышечной выносливости. Необходимо уделить особое внимание развитию навыков самоконтроля и саморегуляции. Из-за недостатков физического и психического развития таким детям выполнение заданий часто дается нелегко. Поэтому инклюзия на логопедических занятиях предусматривает дополнительную мотивацию для закрепления положительного результата. Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать различные активные методы, приёмы и технологии обучения.

Использование здоровьесберегающих технологий. Здоровье – главный дар, который можем получить от природы. В работе с детьми с ОВЗ здоровьесбережение является основным компонентом всей системы коррекционного воздействия. Здесь перед специалистом встаёт задача не только повысить результативность коррекционно-развивающей работы, но и сохранить и укрепить здоровье воспитанников, стимулировать работоспособность, способствовать восстановлению сил, снятию психоэмоционального напряжения.

Учёт ведущей деятельности. Для ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста основным занятием, поглощающим почти всё его время, является игра. Именно в процессе игры у него возникает множество неотложных вопросов. А это значит, что наибольшую потребность в речи ребёнок испытывает во время игры. Учитывая это очень обстоятельство, работу по преодолению нарушений речи у дошкольников и младших школьников проводят в процессе игр. Ребенок включается в логопедическую игру и незаметно для себя постепенно преодолевает имеющиеся у него речевые нарушения.

Опора на сохранные звенья . У детей с ОВЗ снижен уровень слуховой памяти, внимания, восприятия. Учитывая эти моменты, работу по развитию речи нужно вести, опираясь на сохранные звенья, т.е. в данном случае на зрительный анализатор. Насыщенность наглядным материалом служит залогом успешной работы логопеда в достижении положительного результата. Примером тому могут быть карточки-картинки, игрушки, различные пособия в том числе и интерактивные и т.п.

Учёт индивидуальных особенностей ребёнка . В первую очередь, педагог должен в своей работе отталкиваться от индивидуальных возможностей ребенка. Определение «зоны ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому) в работе с такими детьми становится особенно значимым. Пошагово двигаясь к конечной цели, коррекционный специалист наблюдает за тем, насколько крепко ребенок усвоил материал и только после этого приступает к изучению и отработке следующего.

Внедрение инновационных технологий. Современные дети не мыслят своего существования без интернета и компьютера. Внедрение компьютерных технологий в коррекционно-развивающую практику – обязательное требование времени. Использование современных информационных технологий помогает идти в ногу со временем, насытить коррекционное занятие интересным и полезным материалом. Логопед имеет возможность самостоятельно создавать наглядно-игровые пособия с учетом индивидуальных возможностей ребёнка и уровня его интеллектуального и физического развития.

Воздействие на микросоциальное окружение . Важно, чтобы родители не перекладывали на плечи узких специалистов ответственность за развитие такого ребёнка. Невозможно переоценить значение семьи ребёнка с ОВЗ в формировании его речи. С первых дней необходимо вовлекать семью в логопедическую работу. Для этого стоит приглашать родителей, бабушек и т.д. на занятие. Объяснять основные моменты логопедической работы. Рекомендуется давать домашние задания для закрепления наработанных навыков. Если такое задание преподносится в форме игры, то воспринимается ребёнком не как работа, а как развлечение. Таким образом, в коррекционный процесс оказывается вовлечено все близкое окружение ребенка с ОВЗ. Однако, здесь необходимо учитывать один очень важный момент. Если логопед дает домашнее задание ребёнку, то он почти на 100% должен быть уверен, что ребёнок справится с заданным материалом, поэтому этот материал необходимо предварительно совместно проработать.

Использование мотивационных установок . Создание положительного эмоционального фона главнейший фактор, который служит залогом успеха любой педагогической деятельности. Еще Альберт Эйнштейн писал: «Большая ошибка думать, что чувство долга и принуждение могут способствовать ученику находить радость в том, чтобы смотреть и искать». Научить можно только того ученика, которому нравится учиться. Логопедическое занятие не должно вызывать у него отвращения и неприятия. Заканчивать занятие нужно в тот момент, когда ребёнок еще не понял, что он устал, чтобы у него в следующий раз было желание вновь прийти в кабинет логопеда. Различного рода занимательные, соревновательные, игровые, сюрпризные моменты помогут разрядить обстановку и сделают работу интересной даже для ребенка со сниженным уровнем развития высших психических функций.

Процесс социализации и адаптации школьника с ОВЗ в образовательной среде не может протекать стихийно. Он в обязательном порядке должен управляться педагогами и проходит через постепенное включение ребенка в учебную и развивающую деятельность. Грамотные интеграция и инклюзия детей с ОВЗ в среду сверстников обязательно принесут положительные результаты, как в образовательном, так и в коррекционном процессе.

Кочеткова Раиса Николаевна. г. Мичуринск, МБОУ СОШ № 1, учитель-логопед 1 квалификационной категории. 8 915 866 80 62


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Деятельность учителя-логопеда в системе инклюзивного образования © Фокина Лидия Петровна

2 слайд

Описание слайда:

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г ода № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Глава 1. Общие положения Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации 5. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления: 1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. © Фокина Лидия Петровна

3 слайд

Описание слайда:

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья 1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. 2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. 3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. 4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. 5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. © Фокина Лидия Петровна

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Принципы инклюзивного образования: ценность человека не зависит от его способностей и достижений; каждый человек способен чувствовать и думать; каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; все люди нуждаются друг в друге; подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут; разнообразие усиливает все стороны жизни человека. © Фокина Лидия Петровна

6 слайд

Описание слайда:

Дети, которые нуждаются в инклюзивном образовании, могут иметь или не иметь инвалидность. Но в любом случае, они имеют особые образовательные потребности, которые требуют изменения и некоторой перестройки педагогического подхода к ним, а также, возможно, вспомогательное оборудование. В Законе об образовании такие дети названы детьми с ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ). © Фокина Лидия Петровна

7 слайд

Описание слайда:

Логопедическая помощь- это частный пример внедрения инклюзии в деятельность современного образовательного учреждения. © Фокина Лидия Петровна

8 слайд

Описание слайда:

Работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования В первую очередь, прежде чем приступить к коррекционной работе, учитель-логопед путем тщательного специального обследования выясняет характер нарушения речевой деятельности ребенка при помощи специальных методик. © Фокина Лидия Петровна

9 слайд

Описание слайда:

На основе диагностики логопеда вырабатываются стратегии и меры по устранению или предотвращению причин неуспеваемости детей с особыми образовательными потребностями. Сопровождение ребенка учителем – логопедом Диагностическое определение уровня речевого ребенка; анализ полученных результатов. Коррекционно – развивающее личностно – ориентированный подход; принципы системности; учет структуры дефекта. Аналитическое выделение положительных и отрицательных сторон деятельности; отслеживание динамики развития ребенка. © Фокина Лидия Петровна

10 слайд

Описание слайда:

Специфика работы учителя-логопеда предполагает оказание помощи разным категориям детей с ОВЗ и проводится с учетом личности ребенка, как ее отрицательных сторон, так и положительных, которые используются в процессе компенсации, т.е. используется привлечение здоровых анализаторов для компенсации деятельности неполноценных. В центре внимания логопедической работы все время остается наиболее пострадавший компонент речи. (фонематические процессы, лексика, грамматика, связное высказывание). В зависимости от этапов речевого развития логопед должен изменяет свои целевые методические установки. В связи с этим использоваться модульное планирование. Например, планирование коррекционно – развивающего обучения с ОНР – III уровня, системного недоразвития речи состоит из трех модулей: формирование фонематической стороны речи, развитие навыков звуко-буквенного и звуко-слогового анализа и синтеза; совершенствование лексико-грамматических представлений; развитие связной речи. © Фокина Лидия Петровна

11 слайд

Описание слайда:

Организация, форма работы, привлекаемый материал должны соответствовать возрасту логопата: в работу со школьником включаем программный материал Основная задача занятий - максимальное развитие речевой функции с опорой на возможности ребенка. Добиться результатов в логопедической работе позволяют: тщательный отбор дидактического и наглядного материала к занятиям; оптимальное распределение времени на каждый этап занятия; компетентная, научно-обоснованная подача учебного материала; использование разнообразных форм и методов логопедического воздействия; использование компьютерных технологий. © Фокина Лидия Петровна

12 слайд

Описание слайда:

Большинство школьников с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать учащихся используются различные педагогические технологии. Педагогические технологии: Образовательная технология Способы реализации Диалоговое обучение Способствует тому, что в процессе коррекционного обучения дети учатся выражать свои мысли, отвечать на вопросы правильно построенными предложениями, а также самостоятельно задавать вопросы. ИКТ ИспользованиеИКТпозволяет повысить интерес к логопедическим занятиям, поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении новых знаний, помочь найти свою нишу в окружающем его социуме. Опережающее обучение Предполагает учет задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка. Здоровьесберегающиетехнологии Для детей, а особенно с ОВЗ, полезно включение в логопедическое занятиездоровьесберегающихтехнологий.Дополнительнымисредствами, обеспечивающимиздоровьесберегающуюнаправленность логопедического занятия, выступают:кинезиология, стимулирующая интеллектуальное развитие и моторику ребенка, межполушарноевзаимодействие © Фокина Лидия Петровна

13 слайд

Описание слайда:

Поскольку дети с ОВЗ овладевают грамотой значительно труднее, чем сверстники, учителю-логопеду необходимо вызвать и сохранить у таких детей желание совершенствовать свою письменную речь. Необходимо повышение активности ученика в процессе обучения. Это объясняется тем, что только активное усвоение знаний оказывается достаточно эффективным. Познавательная активность есть качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время. © Фокина Лидия Петровна

14 слайд

Описание слайда:

Одним из основных принципов обучения в общей и специальной педагогике является принцип сознательности и активности учащихся. Активность учеников должна быть направлена не просто на запоминание материала, а на процесс самостоятельного добывания знаний, исследования фактов, выявления ошибок, формулирование выводов. Конечно, все это должно осуществляться на доступном ученикам уровне и с помощью учителя. В полной мере это относится и к работе учителя-логопеда. © Фокина Лидия Петровна

15 слайд

Описание слайда:

Активность является одной из важнейших характеристик всех психических процессов, во многом определяющая успешность их протекания. Повышение уровня активности восприятия, памяти, мышления способствует большей эффективности познавательной деятельности в целом. Значит, повышение уровня активности учебной деятельности детей с ОВЗ будет способствовать более эффективному протеканию процесса коррекционного обучения в ходе логопедического занятия. © Фокина Лидия Петровна

16 слайд

Описание слайда:

Методы обучения работе учителя-логопеда с учащимися, имеющими ОВЗ: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля. © Фокина Лидия Петровна

17 слайд

Описание слайда:

Роль мотивации в успешном обучении трудно переоценить. Проведенные исследования мотивации обучающихся выявили интересные закономерности. Оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не работает – никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе. © Фокина Лидия Петровна

18 слайд

Описание слайда:

Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ на логопедических занятиях можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения: использование сигнальных карточек при выполнении заданий; использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д.; восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами; использование кинезиологических упражнений на логопедических занятиях; использование презентаций и фрагментов презентации по ходу логопедического занятия; использование картинного материала; рефлексия. © Фокина Лидия Петровна

19 слайд

Описание слайда:

По инициативе ЮНЕСКО было введено новое понятие ИНКЛЮЗИИ (ВКЛЮЧЕНИЯ) в то время, как термин ИНТЕГРАЦИЯ существовал. Инклюзия (в отличие от интеграции) предполагает не простое пространственное помещение ребенка с особенностями в общий класс или группу, что часто бывает именно так. Если этот ребенок не справляется с программой, что с точки зрения ИНТЕГРАЦИИ - это проблема ребенка, а с точки зрения ИНКЛЮЗИИ – проблема образовательной среды. То есть – для того, чтобы ВКЛЮЧЕНИЕ (ИНКЛЮЗИЯ) были успешными – именно СРЕДА должна быть изменена. © Фокина Лидия Петровна

20 слайд

Описание слайда:

(Из материалов статьи Н.Н. Малофеева, директора Института коррекционной педагогики Российской академии образования «Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики») « В школу любой ребенок, в том числе «инклюзированный», приходит за знаниями. Если педагог все свое внимание уделяет ребенку с ОВЗ, а такому ученику его требуется много, он теряет класс, если же приоритет за другими детьми, «включенный» не получает необходимой помощи. Сразу возникает ряд вопросов, требующих скорейшего решения. Вопрос первый. Повышение квалификации педагога, работающего в классе, где есть ученик/ученики с ОВЗ. Речь не идет о получении учителем диплома дефектолога, но минимальный курс (не менее 72 часов) он пройти обязан. Вопрос второй. В рамках инклюзии в классе может оказаться от одного до трех учеников с ОВЗ. Что из этого следует? Учителю, например, придется работать с тремя детьми, один из которых слабослышащий, другой - слепой, третий - с нарушением опорно-двигательного аппарата. Разные методики обучения, разные формы предъявления задания и т.п. И здесь столь же остро стоит вопрос о понимании педагогом проблем и затруднений каждого, владения им необходимыми (отличными друг от друга) методами обучения. Вопрос третий. Учебно-методические комплексы, план (планы) урока. Традиционная отечественная система специального образования объединяет восемь видов специальных коррекционных общеобразовательных школ, каждая из которых использует оригинальную программу и комплекты учебников. Если в класс приходят: ребенок с тяжелым нарушением речи, с нарушением слуха и с нарушением зрения, то учитель на уроке родного языка или математики будет одновременно использовать четыре различных учебника? Вопрос четвертый. Дополнительный учитель или помощник основного учителя. Подобная практика существует во многих учебных заведениях государств, успешно развивающих инклюзию, у России же она вводится в режиме эксперимента, а в непростых экономических условиях едва ли получит широкое распространение.» © Фокина Лидия Петровна

21 слайд

Описание слайда:

Выступление на совещании заместителей директоров общеобразовательных организаций

Тема: «Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ

в условиях инклюзивного образования»

Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ осуществляется в рамках психолого-медико-педагогического консилиума школы. Учитель-логопед является членом команды специалистов, реализующих психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве.

Цель деятельности учителя-логопеда - создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию устной и письменной речи, совершенствованию коммуникации обучающихся с ОВЗ для успешного усвоения академической составляющей образовательной программы.

Для достижения этой цели в процессе профессиональной
деятельности учителя-логопеда решаются следующие задачи :

Проведение логопедического обследования с целью определения
структуры и степени выраженности речевого нарушения: установление
логопедического заключения.

Разработка перспективного плана коррекционно-логопедической
работы (индивидуальной программы развития) с детьми, нуждающимися в
логопедической помощи.

Организация коррекционной работы по оказанию логопедической
помощи ребенку с ОВЗ. Определение направлений, методов и приемов
логопедической работы по коррекции нарушений речевого развития.

Комплектование групп для занятий с учетом психофизического
состояния обучающихся с ОВЗ. Проведение индивидуальных и групповых
занятий по коррекции нарушений устной и письменной речи обучающихся
(с использованием программного материала учебных дисциплин
гуманитарного цикла).

Участие в разработке адаптированных образовательных программ,
методических рекомендаций по обучению детей с ОВЗ. Определение
разнообразных методов, форм и средств обучения в рамках
государственного стандарта, повышающих усвоение учебного материала.

Проведение систематического изучения динамики речевого развития
ребенка с ОВЗ в процессе освоения образовательной программы.

Взаимодействие со специалистами психолого-педагогического
сопровождения ребенка с ОВЗ и его семьей.

Разработка предложений по повышению эффективности
диагностической, коррекционной работы. Обобщение и распространение
наиболее эффективного опыта логопедической работы.

Обеспечение и контроль за соблюдением здоровьесберегающих
условий обучения и воспитания детей с ОВЗ в общеобразовательной
организации. Совместное с учителем (дефектологом, тьютором)
проведение работы по соблюдению в классе правильного речевого режима,
по обогащению и систематизации словарного запаса обучающихся в
соответствии с учебными предметами, развитию коммуникативных
умений.

Консультативная работа по формированию психолого-педагогической
компетентности по вопросам онтогенеза детской речи, проявлений дизонтогенеза; обучение родителей специализированным приема преодоления имеющихся расстройств устной речи и подбор комплексов коррекционно-развивающих упражнений, направленных исправление недостатков письма и чтения, а также их профилактику.

Консультирование педагогических работников по использованию специальных методов и приемов оказания помощи ребенку с ОВЗ, имеющему речевые нарушения.

Исходя из задач, определяются основные направления деятельности учителя-логопеда:

Диагностическое;

коррекционно-развивающее;

организационно - методическое;

консультативно-просветительское;

профилактическое.

Диагностическое направление работы

Первичное логопедическое обследование (проводится с 1 по 15 сентября) позволяет судить об уровне речевого развития ребенка с ОВЗ, о сформированности коммуникативных и регулятивных универсальных действий и сформулировать основные направления, содержание и методы
коррекционно-логопедической работы с детьми с ОВЗ.

Промежуточное логопедическое обследование предусматривается в процессе оказания логопедической помощи, позволяющее
скорректировать имеющуюся индивидуально-ориентированную
программу коррекционно-логопедического воздействия и акцентировать
внимание на наиболее стойких проблемах речевого развития ребенка (как
в устной, так и в письменной речи).

Итоговая диагностика представляет собой углубленное логопедическое обследование, охватывающее все компоненты речевой системы и выявляющее
сформированность всех видов универсальных учебных действий.

Коррекционно-развивающее направление работы учителя-логопеда
включает в себя реализацию коррекционно-развивающих программ с
учетом возраста и особенностей развития обучающихся, структуры
дефекта, а так же оказание помощи педагогическому коллективу в

индивидуализации развития, обучения и воспитания ребенка с ОВЗ.

В содержание данного направления входят следующие аспекты:

Выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных
программ, методик и приемов обучения в соответствии с его особыми
образовательными потребностями;

Организация и проведение индивидуальных и групповых занятия по
коррекции нарушений устной и письменной речи, а также развитию
коммуникативных навыков детей с ОВЗ.

Организационно-методическое направление работы учителя-логопеда заключается:

В разработке индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ.

В помощи в составлении адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ.

В подборе дидактических и методических материалов.

В ведении документации.

Консультативно-просветительское направление работы включает:
Консультирование семьи по вопросам
речевого развития и коммуникации детей с ОВЗ, формирования
психолого-педагогической компетентности родителей (или законных
представителей) детей с ОВЗ, задействованных в инклюзивном процессе,
по вопросам онтогенеза устной и письменной речи, проявлений нарушений
речевой системы, подбора простейших приемов логопедической работы по
коррекции речевых нарушений у детей;

консультирование педагогов и других участников образовательного
процесса по вопросам речевого онтогенеза и дизонтогенеза, создания
речевой развивающей среды, возникающим проблемам, связанным с
развитием обучением и воспитанием ребенка с ОВЗ в процессе реализации
инклюзивной практики.

Профилактическое направление деятельности заключается в своевременном предупреждении у ребенка с ОВЗ возможных вторичных речевых нарушений, создании условий для их полноценного речевого развития на каждом уровне общего образования.

Для работы с детьми с ОВЗ в школе есть специализированный программно-технический комплекс.

Специализированный программно-технический комплекс для обучающихся с ОВЗ (моноблок - ПК);

Портативное устройство для чтения книг (для незрячих и слабовидящих ) - представляет собой складную камеру, подключающуюся к компьютеру. Воспроизводит речью любой текстовый материал. Читающая машина может сканировать 20 страниц в минуту. Можно контролировать темп голосового воспроизведения, задав определённую скорость;
изменить настройки для чтения на иностранных языках.

Видеоувеличитель (для слабовидящих ) - подключив к компьютеру, увеличивает текст до необходимого для прочтения размера.

Клавиатура с большими кнопками и разделяющей клавиши накладкой - съёмная накладка предотвращает одновременное нажатие 2-х клавиш.

Беспроводной ресивер.

Гарнитура (для слабослышащих) - контактные накладные наушники с микрофоном.

Система позволяет передавать голос преподавателя учащимся с нарушениями слуха (непосредственно в слуховой аппарат, кохлеарный имплант или в наушники). У детей повышается внимание и успеваемость; развиваются навыки слушания; более интенсивное развитие собственной устной речи.

Джойстик в комплекте с двумя выносными кнопками (для обучающихся с НОДА - с нарушениями опорно-двигательного аппарата) - выполняет функцию мыши. Кнопки справа и слева соответствуют правой и левой кнопкам обычной мыши. Верхняя кнопка выделяет текст или объект. Можно заменить встроенные кнопки выносными. Джойстик не требует навыков мелкой моторики; реагирует на легкие прикосновения пользователя с нарушением моторики.

Выносная кнопка большая (для обучающихся с НОДА).

Компьютерная программа для коррекции ОНР - игровые упражнения по коррекции всех компонентов речи: звукопроизношения, фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи.

Аппарат «Монолог» для коррекции заикания: в комплект входит аппарат со встроенным аккумулятором, гарнитура (наушники), зарядное устройство.

Действие аппарата на речь заикающегося проявляется в снижении выраженности судорожных проявлений дефекта (меньше становится тонических и клонических судорог) благодаря следующим приёмам:

Звукозаглушение собственной речи - выполняет роль отвлечения от речевого акта. В качестве заглушающего фона используется «Белый шум», акустически напоминающий шум прибоя.

Звукоусиление - эффект наступает благодаря изменению громкости собственной речи.

Метроном - метод ритмической стимуляции речи. Заикающимся предлагается читать и пересказывать текст под ритмические удары метронома. Исследования показали, что как только речь переходит на скандированное, метрическое произнесение, заикание проходит, так как все слова выравниваются по слоговой динамике.

Используемые интернет-ресурсы:

http :// www . inclusive - edu . ru / (сайт института проблем инклюзивного образования МГППУ)

Черноусова Анастасия Александровна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детство" "ЦРР" НСП "Кораблик"
Населённый пункт: г. Калуга
Наименование материала: статья
Тема: "Инклюзивное образование. Коррекция тяжелых нарушений речи в условиях логопункта"
Дата публикации: 28.09.2018
Раздел: дошкольное образование

УДК 373.24

Инклюзивное образование. Коррекция тяжелых нарушений речи в

условиях логопункта.

Черноусова

Анастасия

Александровна, учитель-логопед

«Детство» «ЦРР» г. Калуги НСП «Кораблик»

Аннотация.

затронуты

юридические

инклюзивного образования, подробно раскрыты цели и задачи, стоящие перед

учителем-логопедом логопедического пункта ДОО при работе с детьми с ТНР.

Выделяются и описываются характерные особенности организации работы с

ребенком

условиях

логопункта.

внимание

уделяется

нормативной

составлению

программы

особенностям

документации.

Актуальность

последние

возросло количество детей с ОВЗ и ФГОС обязывает переходить дошкольные

образовательные

организации

инклюзивному

образованию

создавать

специальные условия для обучения и воспитания.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с

тяжелыми нарушениями речи, инклюзивное образование.

Дошкольное

образование

претерпевает

значительные

изменения

момента вступления в силу Федерального государственного образовательного

от идеи интеграции (когда существуют специальные группы в ДО для детей с

тяжелыми

нарушениями

называемые

(логопедические группы) к инклюзии – совместному обучению и воспитанию

детей с различным уровнем развития. Конечно, эта идея возникла достаточно

давно, но именно в настоящее время идет активное внедрение инклюзивного

образования

образования

частности

дошкольного образования. Сейчас появилась обширная группа детей с ОВЗ и

непосредственно сюда относятся дети с ТНР.

После вступления в силу Закона об образовании система дошкольного

образования стала 1-й ступенью образования в нашей стране. Детский сад стал

образовательной

организацией.

Соответственно,

функционируют

общеобразовательные

программы,

а д ап т и в н ы е

образовательные программы, по которым дети получают образование. В эту

работу включены все специалисты и педагоги дошкольного учреждения и от их

совместной деятельности будет зависеть успешность обучения детей с ОВЗ и

интеграция их в общественную жизнь. Поэтому на сегодняшний день так важна

инклюзивного

образования.

логопунктах

занимаются

протяжении

нескольких

занимались в логопедических группах. Благодаря существующему на данный

законодательству,

преимущества

получают

используются

обучению,

применяются

вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания. Все это

нацелено на то, чтобы дети с различными особенностями и трудностями могли

находиться в группе полное время или частично, обучаясь по индивидуальному

образовательному маршруту и индивидуальной образовательной программе.

Существует нормативно-правовое обеспечение данного вопроса:

В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах

инвалидов».

Конвенции

говорится

реализации

образование

государства-участники

обеспечить

инклюзивное

образование

обучение

течении всей жизни человека.

Конституция

Российской

Федерации

закрепила

равенство

прав и свобод граждан

Согласно Закону об образовании, инклюзивное образование –

это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с

разнообразия

образовательных

потребностей

индивидуальных возможностей [ст. 2, п. 27 ФЗ №273 «Об образовании»].

Таким образом, опираясь на эту законодательную базу, любой родитель,

которого

посещает

общеобразовательную

дошкольную

организацию,

обратиться

специализированной

рассчитывать на эту помощь.

С 2011 года в России действует программа «Доступная среда»,

интеграция

инвалидов

обществом,

создание

комплексной реабилитации и абилитации инвалидов.

государственный образовательный стандарт (ФГОС). В нем говорится о

выравнивании стартовых возможностей выпускников ДОУ, в том числе и

детей с ОВЗ.

Современный

инклюзивный

образованию

опирается на определенные принципы:

индивидуального

(индивидуализация

один из основных принципов дошкольного образования)

социального

взаимодействия

партнерские

отношения между ребенком и специалистом. Важно помнить, что цель

учителя-логопеда

коррекция

звукопроизношения,

развитие

фонематических процессов, но и способствование социализации ребенка

зачастую

обладает

различными

психологическими

особенностями, затрудняющими ему интеграцию в общество

Принцип вариативности предполагает наличие вариативной

развивающей

необходимых

развивающих

дидактических

пособий, средств обучения, вариативной методической базы обучения и

воспитания

способность

использования

педагогом

разнообразных

методов и средств работы.

партнерского

взаимодействия

наиболее

актуальный принцип для учителя-логопеда, т.к. усилия, прилагаемые для

коррекции имеющихся у ребенка дефектов будут наиболее эффективны,

поддерживаться

родителями

закрепляться

домашней обстановке. Помимо этого, очень важно взаимодействие со

всеми специалистами и педагогами ДОУ

логопункта

имеющими

нарушения

произношения

отдельных

учителя-логопеда

сводилась к постановке, автоматизации и дифференциации звуков, то сейчас

правовая

предоставляет

возможность

получать

специализированную помощь в стенах общеобразовательной организации, в

функционирует

логопункт.

возникают

некоторые

трудности

реализации

специализированной

важно всегда помнить, что система обучения всегда должна подстраиваться под

Зачастую,

дополнительные особенности или нарушения в своем развитии. Нужно быть

готовым к тому, что в общеобразовательную дошкольную организацию может

поступить

сочетанными

нарушениями,

интеллектуальной

недостаточностью,

проявлениями

различными

неврологическими

синдромами.

обязанность

учителя-логопеда

специализированную

повышенными

потребностями,

нуждающиеся

образовательных

условиях:

Обучении различным формам коммуникации (вербальным и

невербальным)

Развитии всех компонентов речи

специальном

обучении

языкового

синтеза, фонематических процессов и звукопроизношения, просодики. В

связи с трудностями усвоения лексико-грамматических категорий, дети

нуждаются в развитии понимания предложно-падежных конструкций, в

целенаправленном

формировании

языковой

программы

высказывания,

лексического

наполнения

грамматического

конструирования, связной диалогической и монологической речи.

Развитии

пространственной

ориентировки,

внимания,

восприятия, памяти, мыслительных процессов

В связи с этим возросли и требования к учителю-логопеду, работающему

на логопункте ДОУ.

На сегодняшний день цель деятельности учителя-логопеда – создание

способствующих

выявлению

преодолению

нарушений

речевого

развития,

совершенствованию

коммуникации

обучающихся

успешного усвоения образовательной программы.

Реализация этой цели вытекает в решение следующих задач:

Проведение

логопедического

обследования

определения структуры и степени выраженности речевого нарушения.

Разработка

индивидуального

образовательного

маршрута

индивидуальной образовательной программы для детей, нуждающихся в

логопедической помощи.

Организация

коррекционных

оказанию

логопедической помощи ребенку с ОВЗ включает в себя разработку и

р е а л и за ц и ю

ко р р е к ц и о н н о -р а зв и ва ющ и х,

и н д и в и д у а л ь н о -

ориентированных

программ

возрастных

индивидуальных

особенностей

развития

обучающихся,

структуры

оказание

консультативной

педагогическому

коллективу.

Определение методов и приемов по преодолению нарушений речевого

развития.

Проведение

индивидуальных

групповых

коррекции нарушений речи

разработке

адаптированных

образовательных

программ.

Проведение

систематического

наблюдения

динамикой

речевого развития ребенка с ОВЗ в процессе освоения образовательной

программы

позволяет

скорректировать

имеющуюся

индивидуальную

программу коррекционного воздействия и акцентировать внимание на

наиболее стойких проблемах речевого развития.

Взаимодействие со специалистами психолого-педагогического

сопровождения ребенка с ОВЗ и его семьей.

Совершенствование

научно-методического

потенциала.

Разработка и внедрение новых технологий обучения, позволяющих при

инклюзивной практике осуществлять коррекцию нарушений у детей с

Консультирование

педагогических

работников

вопросам

организации

специальных

образовательных

ребенка с ОВЗ

направление

деятельности

учителя-логопеда

включается

единый процесс психолого-педагогического сопровождения и ориентировано не

преодоление

расстройств

социализацию и адаптацию в среде нормально развивающихся сверстников.

Чтобы полноценно работать на логопедическом пункте с детьми с ТНР,

задачей учителя-логопеда является разработка Программы для детей с ТНР,

использование специальных образовательных методов, методических пособий и

дидактических

материалов,

проведение

групповых

индивидуальных

коррекционных

Соответственно

коррекционная

инклюзивное образование должны быть направлены на оказание детям с ОВЗ

квалифицированной помощи для усвоения этой Программы, их разностороннее

развитие

возрастных

индивидуальных

особенностей

образовательных потребностей.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что совместное обучение

дошкольников

стартовыми

возможностями

наиболее

продуктивным, если в дошкольном учреждении созданы специальные условия

для воспитания и обучения.

Под специальными условиями понимаются:

Использование специальных образовательных программ и

Методов обучения и воспитания

Независимо от того, сколько детей с ОВЗ поступило на логопункт с

различными

заключениями,

выданными

соответствии

написана

отдельная

программа,

направленная

обеспечение

коррекции

недостатков

физическом,

психическом развитии и на оказание помощи детям независимо от того, какой

дефект имеет место быть. Соответственно, содержание коррекционной работы,

которая будет проводиться с каким-либо ребенком в рамках инклюзивного

образования,

программы.

официально зафиксировано и грамотно спланировано.

Дети с ТНР имеют

получать

коррекционно-развивающую

логопедическом

заставляет

специалистов

эффективного

оказания

данной помощи.

Основные направления работы педагогического коллектива ДОУ в рамках

инклюзивного образования следующие:

Диагностика индивидуальных особенностей развития каждого

Комплексная оценка ресурсов и дефицитных областей ребенка

составления

индивидуального

образовательного

маршрута

индивидуальной образовательной программы. В ИОМ прописывается,

какие специалисты должны работать с данным ребенком и направления

их работы. А в ИОП отдельно прописывается работа по каждой из пяти

областей по ФГОС. Для ребенка с ТНР проводится логопедизация всего

образовательного

процесса,

логопедические

включают

воспитатели

занятиях,

музыкальный

руководитель

инструктор по физкультуре, а также психолог.

Разработка

реализация

конкретных

овладения

индивидуальной образовательной программы ребенком с ОВЗ

Разработка

специалистом

календарных

тематических планов коррекционно-развивающей работы; планирование

образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных

потребностей детей

Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях

инклюзивной

мониторинг

инклюзивного

образовательного

процесса, создание специальных условий

разрабатывается

адаптированная

основная

общеобразовательная

программа

которая включает в себя программу коррекционной работы

Адаптированная

образовательная

программа

программа, адаптированная для обучения конкретного ребенка с ОВЗ с

учетом особенностей его психофизического развития, индивидуальных

возможностей, особых образовательных потребностей, обеспечивающая

коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию ребенка.

Адаптированная образовательная программа составляется на

Статус ребенка с ОВЗ с ТНР закрепляется ТПМПК на год. Т.е.

ребенок должен ежегодно посещать ТПМПК с целью продления этого

статуса, либо с целью его снятия

Подводя итог всему вышесказанному, можно выделить

основную и

самую главную задачу всего педагогического коллектива ДОУ – помочь детям с

ОВЗ освоить общеобразовательную программу начальной ступени обучения и

стараться

способствовать

дальнейшем

обучались в общеобразовательной школе.

Список литературы:

Инклюзивное образование. Выпуск 4. Методические рекомендации

по организации инклюзивного образовательного процесса в детском

саду [Текст] /Под редакцией Т.Н. Гусевой. – М.: Центр «Школьная

книга», 2010, - 240 с.

Инклюзивная практика в дошкольном образовании [пособие для

педагогов дошкольных учреждений] /Под редакцией Т.В Волосовец,

Е.Н Кутеповой. – Москва: Изд-во «Мозаика-Синтез», 2011. – 144 с.

Федеральный

образовании

Российской Федерации (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в

силу с 01.01.2014) // Российская газета, №303, 31.12.2012.

Федеральный

Государственный

образовательный

стандарт

дошкольного

образования

утвержден

приказом

Министерства образования и науки Российской Федерации от 17

Министерство

образования

Российской Федерации. – Москва: 2013г.

Последние материалы раздела:

Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков
Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков

Географические открытия русских путешественников XVIII-XIX вв. Восемнадцатый век. Российская империя широко и вольно разворачивает плечи и...

Система управления временем Б
Система управления временем Б

Бюджетный дефицит и государственный долг. Финансирование бюджетного дефицита. Управление государственным долгом.В тот момент, когда управление...

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....