Коммуникативные трудности детей с нарушениями речи презентация. Дети с тяжелыми нарушениями речи (презентация) презентация к уроку на тему






























1 из 29

Презентация на тему: Нарушения речи

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Основными причинами патологии детской речи являются:* различная внутриутробная патология; * токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др;* родовая травма и асфиксия во время родов; * заболевания в первые годы жизни ребенка.

№ слайда 3

Описание слайда:

Прогностические показатели лингвистического развития ребенка:* состояние анатомо-физиологических предпосылок развития речи;* понимание речи в сенсомоторном периоде развития, характер последовательных стадий овладения импрессивной речью;* вокальная продукция, определение возраста и этапов вокализации, репертуар согласных звуков, структура слогов, просодия (ритм и мелодика);* начатки активной речи, способность подражать звукам и словам, коммуникативные типы речевой интонации, появление первых слов и словоподобных комплексов;

№ слайда 4

Описание слайда:

* объем словаря и особенности номинации; * ранний детский синтаксис, аккомпанирующая речь; * уровень речевой инициативы, мотивированность ее действием, ситуацией или словом взрослого; * овладение фонемным строем речи - последовательное образование и дифференциация фонем по артикуляционным и акустическим признакам, характер фонетических трансформаций; * микросоциальные и педагогические условия формирования речевой деятельности.

№ слайда 5

Описание слайда:

Нарушения устной речи 1. Фонационного (внешнего) оформления высказывания, которые называют нарушениями произносительной стороны речи. 2. Структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания, которые называют системными или полиморфными нарушениями речи.

№ слайда 6

Описание слайда:

Расстройства фонационного оформления афония, дисфония – отсутствие или нарушение голоса; брадилалия - патологически замедленный темп речи; тахилалия – патологически ускоренный темп речи; заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата; дислалия – нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата; ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата; дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата.

№ слайда 7

Описание слайда:

Нарушения структурно-семантического оформления высказывания алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга; афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга

№ слайда 8

Описание слайда:

№ слайда 9

Описание слайда:

Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений I. Нарушение языковых средств общения (компонентов речи): фонетическое недоразвитие; фонетико-фонематическое недоразвитие; общее недоразвитие речи. II. Нарушения в применении языковых средств общения в процессе речевой деятельности (коммуникативный аспект): заикание; проявления речевого негативизма.

№ слайда 10

Описание слайда:

Логопедическая помощь в системе образования осуществляется в следующих типах учреждений: * ясли-сад для детей с нарушениями речи, * логопедический детский сад (ДОУ компенсирующего вида), * группы для детей с нарушениями речи при детских садах общего типа (ДОУ комбинированного вида), * дошкольный логопедический пункт, * учебно-воспитательные комплексы (УВК) для детей с нарушениями речи, * школа для детей с нарушениями речи (1-е и 2-е отделения), * логопедические пункты при общеобразовательных школах, * группы для детей с нарушениями речи при детских домах общего типа.

№ слайда 11

Описание слайда:

Отчетные документы логопеда на дошкольном логопункте: Журнал первичного обследования и консультаций. Список детей, зачисленных на занятия. Индивидуальные карты коррекционной работы с детьми. Планы индивидуальных и подгрупповых коррекционно-речевых занятий с детьми. Планы консультативно-методической работы с педагогическим коллективом дошкольного образовательного учреждения и родителями.

№ слайда 12

Описание слайда:

Логопедические пункты (кабинеты) в общеобразовательной школе(более 10,000 в стране) Основная задача – коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся. Речевые нарушения включают Общее недоразвитие речи. Сопровождается дислексией, дисграфией и специфическими трудностями в усвоении программы по русскому языку. Фонетико-фонематическое недоразвитие. Наиболее распространенная причина фонематической дислексии. Заикание разной степени. Нарушения произношения, обусловленные дефектами артикуляции.

№ слайда 13

Описание слайда:

Результативность работы логопедических пунктов при общеобразовательных школах определяется следующими положениями: на логопедических занятиях без отрыва от школьного обучения последовательно осуществляется нормализация различных видов речевой, деятельности; методом устного опережения формируется готовность к усвоению языковых закономерностей на уроках русского языка; активизируется речемыслительная деятельность и корригируются особенности психического развития, обусловленные речевым нарушением.

№ слайда 14

Описание слайда:

№ слайда 15

Описание слайда:

Направления деятельности логопеда, работающего в детской поликлинике педагогическая (логопедическая) работа по исправлению нарушений речи детей на систематических и консультативных занятиях; выявление детей с речевым недоразвитием и направление на ПМПК для последующего устройства в дошкольные и школьные учреждения или речевые стационары разного профиля; участие в комплектовании логопедических учреждений здравоохранения и образования и оформление на каждого ребенка логопедической характеристики; профилактическое обследование детей, посещающих дошкольные учреждения; санитарно-просветительская работа с родителями, педиатрами, воспитателями детских садов.

№ слайда 16

Описание слайда:

Нормативно правовые документы по коррекционной педагогике 1 Коррекционные образовательные учреждения: нормативно-правовые документы. – М.: Сфера, 2004. wwww.tc-sfera.ru Тел. 107-59-15 Адрес: г. Москва, ул. Сельскохозяйственная. д.18, корп. (м. Ботанический сад). 2.Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М.: Сфера, 2003. 33.Водоватов Ф.Ф., Бумагина Л.В. Организация деятельности коррекционных образовательных учреждений: Учебное пособие. – М.: Академия, 2000.

№ слайда 17

Описание слайда:

Нормативно правовые документы по коррекционной педагогике 4. Настольная книга логопеда: справ.-метод. пособие / авторы-составители Л.Н. Зуева, Е.Е. Шевцова. – М.: АСТ: Астрель, 2005 www.ast.ru Адрес: г. Москва, Звездный бульвар, д. 21, 7 эт. 215-53-10 5. Издательский дом «1 сентября» публикует нормативно-правовые документы http://psy.1september.ru 6. Журнал «Вестник Образования России» www.school.edu.ru 7. Официальный сайт Министерства образования и науки РФ: http://www.mon.gov.ru 8. Российское Образование Федеральный портал: www.edu.ru

Описание слайда:

№ слайда 20

Описание слайда:

*Программа обучения и воспитания детей с ФФН.(Старшая группа детского сада)Учебный комплект по логопедии Т.Б Филичева, Г.В.Чиркина – М.: МГОПИ, 1993 г.Программа предназначена для воспитателей, логопедов дошкольных групп для детей с ФФН. Предоставленый материал содержит характеристику особенностей речевого развития детей 5- летнего возраста с ФФН,методические приемы их обследования раскрывают вопросы организации и содержания коррекционного обучения по преодолению ФФН у детей. *Программа обучения и воспитания детей с ФФН.(Старшая группа детского сада).Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, М.: МГОПИ, 1998 г. *Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшей группы),Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, М.: Шк.-пресс, 2002.

Описание слайда:

№ слайда 23

Описание слайда:

Характерные признаки задержки психического развития ограниченный, не соответствующий возрасту запас знаний и представлений об окружающем низкий уровень познавательной активности недостаточная регуляция произвольной деятельности и поведения более низкая работоспособность по сравнению с нормально развивающимися детьми того же возраста к приему и переработке информации.

№ слайда 24

Описание слайда:

Наиболее типичные ошибки грамматического оформления речи детей с нарушением слуха нарушения синтаксических связей согласования и управления («ответил мальчика» - ответил мальчику; «бабочка с точке на крылышке» - бабочка с точкой на крылышке); замена, пропуск и включение лишних предлогов («снял от себя» - снял с себя, «лезет дерево» - лезет на дерево, «из школы в домой» - из школы домой); неточное употребление родовых и падежных окончаний («глаза жёлтый» - глаза жёлтые); неверное изменение типа склонения («запряженные лошадём» - запряженные лошадьми); неправильное употребление частей речи или их форм («Мы разучили стихи, песни, танцевать» - Мы разучили стихи, песни, танцы); пропуск членов предложения.

Описание слайда:

№ слайда 27

Описание слайда:

Мероприятия по первичной профилактике речевых нарушений 1. Меры по предупреждению анте- и перинатальной патологии плода и новорожденного: охрана здоровья будущих матерей и беременных, оптимальная организация наблюдения за беременными и профилактика осложнений беременности; предупреждение родового травматизма; инфицирования плода и новорожденного и т. п. 2. Меры по снижению соматической и инфекционной заболеваемости детей в первые годы жизни.

Описание слайда:

Вторичная профилактика речевых нарушений Для предупреждения нарушений чтения рекомендуется: 1. Формировать функциональный базис навыков чтения. 2. Обучать чтению с опережением. Для предупреждения нарушений письма рекомендуется: 1. Своевременное выявление группы риска. 2. Исправление фонетико-фонематических нарушений. 3. Формирование функционального базиса письма. 4. Дети из группы риска нуждаются в индивидуализации темпов и методов обучения письму.

«Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства» - 1. Гражданско-правовая 2. Административная 3. Уголовная. Административные разбирательства. Отсутствие в протоколе по делу об административном правонарушении по ст.ст. 14.9, 14.31,14.31.1 – 14.33 КоАП РФ, информации, содержащейся в решении Комиссии, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства, не является существенным нарушением при производстве по делу об административном правонарушении при наличии ссылки на данное решение (с приложением к протоколу) и обоснования вины.

«Нарушение поведения у детей» - Попробуйте заменить слово «НЕТ». Избегание неудач. Попробуйте сосредоточится на чем-то одном! «Предупреждение нарушений в поведении ребенка». Необоснованные ожидания родителей и учителей. Я разгадал(а) причину плохого поведения ребенка. Правильно проявлять внимание к ребенку! Я, уверен(а),что я не заставляю моего ребенка страдать.

«Речь 1 класс урок» - Желаем скорее стать здоровой! Мы скучаем и ждем тебя! Как пишут письма и телеграммы? Учитель: Ребята! Мониторинг успешности. Обеспечить становление умения достаточно свободно выражать свои мысли и чувства. Тема урока: «О нашей речи». В каком порядке? Стартовая диагностика. Цели: Познакомить с жанром письма Закрепить основные орфографические, речевые умения.

«Нарушение речи» - Большое количество орфографических ошибок. Обучение детей разным способам словообразования с помощью различных приставок. Согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. РЕЖЕ ПРИ ФФНР. Слитное написание предлогов. Вместе с ребенком изготовьте из пластилина колбаски примерно одинаковой толщины и длины.

«Части речи 2 класс» - Укус сущ. Лишние прил. Узнать гл. Отлов сущ.. Опасности сущ. Набор сущ. Жадный прил. Долгая прил. Смешу гл. Обошли гл. Оконных прил. Учителю сущ. Высь сущ. Ленивый прил. Жалеем гл. Ходьба сущ. Марш сущ. Водяная прил. Озеро сущ. Ручки сущ. Назвал гл. Новым прил. Надрез сущ. Юбка сущ. Напугать гл. Успокоим гл.

«Дети с нарушением слуха» - Факторы, влияющие на развитие речи ребенка, страдающего нарушением слуха: Циолковский первым разработал модель ракеты, способной полететь в космос. С 2-летнего возраста начинается целенаправленная работа по обучению слабослышащих детей грамоте (чтению и письму печатными буквами). Особенности развития мышления и речи слабослышащих детей.

1 слайд

2 слайд

Речь ребенка формируется под непосредственным влиянием речи окружающих его взрослых и зависит от речевой практики, культуры речевого окружения, от воспитания и обучения

3 слайд

4 слайд

Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.

5 слайд

психолого-педагогические особенности детей с ТНР Особенности речевой деятельности отражаются на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер.

6 слайд

Тяжёлые нарушения речи (в зависимости от нарушенного звена) подразделяются на: отсутствие или недоразвитие речи(алалия) полная или частичная утрата речи(афазия) нарушение произносительной стороны речи(дизартрия) нарушения тембра голоса и звукопроизношения(ринолалия) нарушения темпо-ритмической организации речи(заикание)

7 слайд

Нарушения звукопроизношения и интонационно-мелодической организации речи. ДИЗАРТРИЯ – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Проявления: расстройства артикуляции нарушения голосообразования изменение ритма, темпа и интонации речи Причины: органическое поражение ЦНС в результате воздействия различных неблагоприятных факторов во внутриутробном и раннем периодах развития острые и хронические инфекции кислородная недостаточность недоношенность резус-несовместимость ДЦП – 65-85% детей родовые травмы токсикоз беременности и др.

8 слайд

9 слайд

Этапы логопедического воздействия при дизартрии Подготовительный этап: Подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов Развитие слухового восприятия и сенсорных функций Формирование потребности в речевом общении Развитие и уточнение пассивного и активного словаря Коррекция дыхания Коррекция голоса На фоне: Медикаментозного воздействия Физиотерапии Лечебной физкультуры Артикуляционного массажа и артикуляционной гимнастики Логопедической ритмики Нетрадиционных форм воздействия (аромотерапия, криотерапия, арттерапия и др.)

10 слайд

Этап формирования первичных коммуникативных и произносительных навыков: Развитие речевого общения Формирование навыков звукового анализа Коррекция артикуляционных нарушений (расслабление мышц речевого аппарата, выработка контроля над положением рта, развитие артикуляционной моторики) Коррекция голоса Коррекция речевого дыхания Развитие артикуляционного праксиса Коррекция звукопроизношения

11 слайд

Нарушения звукопроизношения и интонационно-мелодической организации речи РИНОЛАЛИЯ - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Синонимы: «гнусавость» -- устаревший термин «палатолалия» Проявления: назализация (воздушная струя при звукопроизнесении попадает в полость носа и возникает носовой резонанс) искаженное произношение всех звуков речь невнятная, монотонная грубые нарушения артикуляционного аппарата (расщелина неба) РИНОФОНИЯ – если нет расщелины неба, а есть только носовой оттенок голоса.

12 слайд

Логопедическое воздействие при открытой ринолалии Задачи коррекционной работы: нормализация ротового выдоха, выработка длительной ротовой воздушной струи выработка правильной артикуляции всех звуков устранение назального оттенка голоса воспитание навыков дифференциации звуков нормализация просодических компонентов речи

13 слайд

В дооперационный период: Освобождение лицевых мышц от компенсаторных движений Подготовка правильного произношения гласных Подготовка правильной артикуляции доступных согласных

14 слайд

В послеоперационный период: Развитие подвижности мягкого неба Устранение дефектов звукопроизношения Преодоление назального оттенка голоса

15 слайд

Специфические виды работы в послеоперационном периоде: Массаж мягкого неба Гимнастика мягкого неба и задней стенки глотки Артикуляционная гимнастика Голосовые упражнения Дыхательные упражнения

16 слайд

Нарушения темпо-ритмической организации речи. ЗАИКАНИЕ – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Синонимы: логоневроз Страдают до 2% людей. Причины: речевая перегрузка патологическая раздражительность ускоренный темп речи подражание издержки воспитания психотравмы Все это является предрасполагающими факторами для заикания. Проявления: судороги в момент речи в речевом аппарате периодичность в течении связь с общим эмоциональным состоянием зависимость от внешних факторов (время года, питание, условия жизни) сопутствующие движения (развиваются постепенно) судороги в различных группах внеречевой мускулатуры: лицо, шея, конечности (зажмуривание глаз, моргание, раздувание ноздрей, откидывание головы и т.д.) эмболофразия (речевая уловка – добавление в речи стереотипных звуков «а-а-а», «э-э-э», «ну» и др. логофобия – боязнь речи в целом или произнесения отдельных звуков.

19 слайд

Обучение и воспитание детей с тяжёлыми нарушениями речи осуществляется по специальной системе в специальных детских садах или школах для детей с тяжёлыми нарушениями речи, но принципиально возможно их обучение и воспитание в семье. Прежде всего необходимо установить тесный контакт с ребенком, внимательно, бережно относиться к нему. Обучение состоит в коррекции дефекта устной речи и подготовке к усвоению грамоты. Пути компенсации зависят от природы дефекта и индивидуальных особенностей ребенка.

Презентацию выполнила
студентка группы ФСП-31
Коробейникова Оксана
ВятГГУ
Киров 2010 Органы речи, строение
Расстройства речи
Причины нарушения речи
Речевые нарушения речи:






Алалия
Дизартрия
Дислалия
Заикание
Дисграфия
Дислексия
Лечение
Патология органов речи




Заболевание полости рта
Заболевания глотки
Заболевание гортани
Исследование органов речи
Профилактика нарушений голоса и речи у
детей

Органы речи

Органы речи - это речевой,
или произносительный,
аппарат, органы человека с
различной физиологической
функцией, которые
используются и для
образования звуков речи.

Органы речи
Органы дыхания
Органы, непосредственно
участвующие в звукообразовании
Активные
органы речи
Пассивные
органы речи

Органы речи к Органы дыхания

Органы речи Органы дыхания
Органы дыхания - легкие, бронхи, трахея,
диафрагма, межреберные мышцы, создающие
необходимую для звукообразования струю
воздуха;
Все звуки речи образуются только при
выдохе. Легкие опираются на диафрагму эластичную мышцу, которая в расслабленном
состоянии имеет форму купола. Когда
диафрагма и межреберные мышцы
сокращаются, объем грудной клетки
увеличивается и происходит вдох, когда
расслабляются - выдох.

Бронхиальная система взрослого человека. Вид сзади:

1 - дыхательное горло;
2 - верхушка правого лёгкого;
3 - бронхи верхней доли;
4 - правый бронх;
5 - бронхи средней доли;
6 - основание лёгкого;
7 - бронхи нижней доли;
8 - левый бронх;
9 - бронхи нижней части нижней доли;
10 - бронхи верхней части нижней доли;
11 - верхушка левого лёгкого;
12 - бронх верхней доли.

:

Органы речи Органы,

звукообразовании:
Активные (подвижные),
способные менять объём
и форму речевого тракта
и создавать в нём
препятствия для
выдыхаемого воздуха,
Пассивные (неподвижные),
лишённые этой
способности.

Органы речи к Активные органы речи:

Органы речи Активные
органы речи:
Активные органы речи:
1) Гортань
2) Глотка
3) Язык
4) Губы
5) Нёбная занавеска
с маленьким язычком

Активные органы речи к Гортань

Активные органы речи Гортань
Гортань, состоит из перстневидного,
щитовидного и двух пирамидальных или
черпаловидных хрящей и двух пар мышечных
складок, из которых нижняя называется
истинными голосовыми связками, верхняя -
ложными.
Задний конец каждой из истинных голосовых
связок соединён с одним из черпаловидных
хрящей, передние концы сходятся во
внутреннему углу щитовидного хряща.
Благодаря колебаниям этих связок под
воздействием выдыхаемого воздуха возникает
тон, именуемый Голосом

Гортань человека (вид сзади):
1 - надгортанник;
2 - большие рога подъязычной
кости;
3 - связки между подъязычной
костью и щитовидным хрящом;
4 - черпаловидные хрящи;
5 - щитовидный хрящ;
6 - перстневидный хрящ;
7 - дыхательное горло;
8 - санториниевы хрящи.
Сагиттальный разрез через
гортань человека:
1 - надгортанник;
2 - вход в гортань;
3 - морганиев желудочек;
4 - истинная голосовая связка;
5 - полость гортани;
6 - полость дыхательного горла.

Полость гортани

А (вход в гортань); Б (вид сбоку в разрезе).
1 – голосовая щель;
2 – голосовая складка;
3 – подголосовая полость;
4 – желудочек гортани;
5 – четырехугольная мембрана;
6 – голосовая связка

Хрящи, связки и суставы гортани:

Вид сбоку, вид сзади и вид сбоку в
разрезе.
1 – щитовидный хрящ;
2 – верхний рог щитовидного хряща;
3 – подъязычная кость;
4 – щитоподъязычная связка;
5 – выступ гортани («адамово яблоко»);
6 – нижний рог щитовидного хряща;
7 – надгортанник и надгортанный хрящ;
8 – перстнещитовидный сустав;
9 – вырезка щитовидного хряща;
10 – щитонадгортанная связка;
11 – перстневидный хрящ;
12 – перстнетрахеальная связка;
13 – первый хрящ трахеи;
14 – черпаловидный хрящ;
15 – голосовой отросток;
16 – перстнечерпаловидный сустав

Активные органы речи к Глотка

Активные органы речи Глотка
Глотка, может сужаться и расширяться.

Органы речи к Органы, непосредственно участвующие в звукообразовании

Органы речи Органы,
непосредственно участвующие в
звукообразовании

Активные органы речи к Язык

Активные органы речи Язык
Язык, используется при образовании различных
звуков речи.

Язык (lingua). Вид сверху.
1-верхушка (кончик) языка;
2-спинка языка;
3-срединная борозда языка;
4-желобовидные сосочки;
5-пограничная борозда;
6-слепое отверстие;
7-корень языка (язычная миндалина);
8-латеральная язычнонадгортанниковая складка;
9-надгортанник;
10-грушевидный карман;
11-складка преддверия;
12-голосовая складка;
13-голосовая щель;
14-межчерпаловидная вырезка;
15-преднадгортанниковое углубление;
16-срединная язычно-надгортанниковая
складка;
17-грибовидные сосочки;
18-листо-видные сосочки;
19-нитевидные сосочки;

Активные органы речи к Губы

Активные органы речи Губы
Губы, способны выполнять различные артикуляции.

Активные органы речи к Нёбная занавеска

Активные органы речи Нёбная
занавеска
Нёбная занавеска с маленьким язычком, поднимаясь,
закрывает ход в нос и отделяет т. о. носовую полость от
глотки; при опускании она оставляет проход в эту полость
открытым.

Органы речи к Пассивные органы речи:

Органы речи Пассивные органы
речи:
Пассивные органы речи - зубы (верхние и нижние),
твёрдое нёбо, полость носа.
Это неподвижные органы, служащие точкой опоры
для активных органов.

Органы речи к Органы, непосредственно участвующие в звукообразовании

Органы речи Органы,
непосредственно участвующие в
звукообразовании
Все активные органы могут, сближаясь или
соприкасаясь с пассивными, а также и между собой,
создавать преграду для выдыхаемой струи воздуха. В
месте преграды создаётся источник шума,
необходимого для образования согласных.
Зубы и твёрдое нёбо являются только местом
действия активных органов (языка и верхней губы).
Полость носа служит резонатором, который, будучи
включенным, сообщает звуку носовой характер.

Органы речи

Нельзя забывать и про головной мозг, который
координирует работу органов речи и подчиняет технику
произнесения творческой воле говорящего.

Органы речи

Расстройства речи

Расстройства речи известны с глубокой
древности. Без сомнения, болезни эти
существуют так же давно, как и человеческое
слово. Это достаточно распространенное
явление и среди детей, и среди взрослых.
Греки и римляне, у которых публичное слово
играло важную общественную роль,
а обучение изящной речи входило в круг
предметов общего образования, уже имели
понятие о многих расстройствах речи.
Это отразилось в большом количестве
терминов, употреблявшихся для
их обозначения. Уже у Гиппократа
встречаются упоминания почти обо всех
известных нам формах расстройств речи:
потеря голоса, потеря речи, косноязычие,
невнятная речь, заикание и др.

Причины нарушения речи

Причинами нарушения речи могут быть различные факторы или
их сочетания:
– трудности в различении звуков на слух (при нормальном
слухе);
– повреждение во время родов речевой зоны, расположенной
на макушке;
– дефекты в строении речевых органов - губ, зубов, языка,
мягкого или твёрдого нёба. Примером могут служить короткая
уздечка языка, расщелина верхнего неба, называемая в народе
«волчьей пастью», или неправильный прикус;
– недостаточная подвижность губ и языка;
– задержка речевого развития вследствие
задержки психического развития;
– неграмотная речь в семье и др.

Что происходит?

При наиболее серьезных нарушениях речи страдает
не только произношение звуков, но и умение различать
звуки на слух. При этом ограничен активный
(используемый в речи) и пассивный (тот, который
ребенок воспринимает на слух) словарь ребенка,
возникают проблемы с построением предложений
и фраз.
Все эти нарушения, если их вовремя не исправить,
вызывают трудности общения
с окружающими. В дальнейшем они могут привести
к развитию у ребенка закомплексованности,
мешая ему учиться и в полной мере раскрывать свои
природные способности и возможности.

Речевые нарушения речи

По степени тяжести речевые нарушения можно
разделить на те, которые не являются препятствием
к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения,
требующие специального обучения. Из тяжелых
нарушений речи чаще всего встречаются алалия,
различного типа дизартрии, некоторые формы заикания
и др.

Алалия

Алалия - это полное или частичное
отсутствие речи у детей при хорошем
физическом слухе, обусловленное
недоразвитием или поражением речевых
областей головного мозга.
При сенсорной алалии ребенок плохо
понимает чужую речь, причем,
не распознает именно звуки речи: слышит,
что человек что-то говорит, но не понимает,
что именно. Это сходно с тем, как
мы не понимаем говорящих на неизвестном
нам иностранном языке.
При моторной алалии ребенок не может
овладеть языком (его звуками, словами,
грамматикой).

Дизартрия

Дизартрия (анартрия) - это
нарушение произношения, возникающее
вследствие поражения нервной
системы.
При дизартрии страдает
не произношение отдельных звуков,
а вся речь.
Ребенок с дизартрией нечетко,
смазанно произносит звуки, голос у него
тихий, слабый, или напротив, чересчур
резкий; ритм дыхания нарушен; речь
теряет свою плавность, темп речи
ненормально ускорен или чересчур
замедлен. Нередко у детей с дизартрией
нарушены мелкие движения кисти, они
неловки физически.

Дизартрия

Дети со стертыми формами дизартрии
не выделяются резко среди своих
сверстников, даже не всегда сразу обращают
на себя внимание.
Однако у них имеются некоторые
особенности. Так, эти дети нечетко говорят
и плохо едят. Обычно они не любят мясо,
хлебные корочки, морковь, твердое яблоко,
так как им трудно жевать. Немного пожевав,
ребенок может держать пищу за щекой, пока
взрослые не сделают ему замечание. Часто
родители идут малышу на уступки - дают
мягкую пищу, лишь бы поел. Тем самым они,
не желая того, способствуют задержке
у ребенка развития движений
артикуляционного аппарата.

Дислалия

Дислалия – это нарушения произношения различных
звуков, другое название этого типа нарушений речи –
косноязычие.
Виды косноязычия весьма разнообразны. Для
обозначения их обычно пользуются греческими
названиями тех звуков речи, произношение которых
нарушено: искаженное произнесение звука «р» получило
название ротацизма, звука «л» – ламбдаизма, свистящих
и шипящих звуков («с», «з», «ц», «ш», «ж», «г», «щ») –
сигмаизма (от греческих букв «ро», «ламбда», «сигма»).
Если нарушено произнесение всех согласных
и звукосочетаний за исключением «т»,
так что речь становится совсем
непонятной, то употребляют термин
«тетизм» (от греческого названия буквы
«т» (тета)).

Заикание

Заикание - это нарушение темпа,
ритма, плавности речи, вызываемое
судорогами, спазмами в различных частях
речевого аппарата. При этом у ребёнка
в речи наблюдаются вынужденные
остановки или повторения отдельных
звуков и слогов. Заикание чаще всего
возникает у детей в возрасте от двух
до пяти лет.
Очень важно не пропустить первые
признаки заикания: ребёнок вдруг внезапно
замолкает, отказывается говорить. Это
состояние может длиться до нескольких
дней. В таком случае необходимо срочно
обратиться к врачу.
Нередко причиной заикания становится
испуг или длительная психическая травма.

Дисграфия

Нарушения речи в дошкольном возрасте, при отсутствии
коррекционной работы, неминуемо приведут к проблемам в школе,
в частности, может развиться дисграфия - нарушение письма, так
называемое, косноязычие в письме. Как правило, оно проявляется,
когда ребёнок начинает учиться читать и писать.
Причиной этого нарушения является недоразвитие или нарушение
фонематического слуха. Кстати, проговаривание вслух всех операций
при написании буквы в нужной последовательности – довольно
действенное средство для обучения ребенка правильно мыслить
о действии, то есть может быть профилактикой возникновения
графических ошибок у
младших школьников.

Дислексия

В первых классах у ребенка может также проявиться
дислексия (алексия) - нарушение процесса чтения
или овладения им при поражении различных отделов
коры левого полушария (у правшей).
В зависимости от того, какие конкретно участки
поражены, выделяют различные виды алексий.

Лечение

Некоторые нарушения речи исчезают с возрастом, часть из них
может быть устранена при незначительной помощи логопеда в работе
с родителями либо на логопункте, в детской поликлинике или
в обычном садике.
Дети с тяжелыми нарушениями речи нуждаются в обязательной
длительной помощи логопеда в речевых группах логопедических
детских садов.
При этом чем раньше Вы обратились за помощью к логопеду, тем
успешнее будет проведена коррекционная работа с вашим ребенком.

Патология органов речи

Заболевание наружного носа и носовой полости




Сужение и зарастание полости носа
Повреждение носа
Инородные тела носа
Острый насморк
Заболевание полости рта




Дефекты губ и нёба
Дефекты языка
Дефекты челюстей и зубов
Нервно-мышечные нарушения
Заболевания глотки
– Аномалии развития
– Ангина
– Хронический тонзиллит
Заболевание гортани
– Аномалии развития
– Острый ларингит
– Злокачественные опухоли гортани

Заболевание наружного носа и носовой полости

Заболевание наружного носа и носовой полости

Сужение и зарастание полости носа. Наблюдается
врождённая узость носовых ходов в одной или в обеих
половинах носовой полости. В других случаях
врождённое сужение касается только входа в нос и
заключается в частичном либо полном зарастании, или
атрезии ноздрей.

Заболевание наружного носа и носовой полости

Повреждение носа. В результате повреждения
носовых костей может возникнуть деформация носа в
виде смещения его в сторону. При повреждении
носовой перегородки часто образуется подслизистое
кровоизлияние, или гематома, которая впоследствии
превращается в абсцесс.

Заболевание наружного носа и носовой полости

Инородные тела носа. Они приводят к закупорке
одной, а иногда обеих половин носовой полости и
нередко вызывают гнойное воспаление слизистой
оболочки носа. Чаще инородные тела застревают в
начальном отделе нижнего носового хода и легко
удаляются врачом под контролем зрения.

Заболевание наружного носа и носовой полости

Острый насморк. Может
наблюдаться как самостоятельное
заболевание или как одно из
проявлений общего инфекционного
заболевания (грипп, корь,
скарлатина). Причиной возникновения
острого насморка чаще является
проникновение в толщу слизистой
оболочки болезнетворных
микроорганизмов. Он возникает в
результате простуды.

Заболевание наружного носа и носовой полости

Заболевание наружного носа и носовой полости

Признаками острого насморка являются
ощущение сухости и жжения в носу и в
носоглотке, чихание, небольшое повышение
температуры. Закладывание носа приводит к
изменению тембра голоса, появляется
гнусавость, нарушается обоняние.
Воспалительный процесс может
распространиться через евстахиеву трубу в
среднее ухо.
Лечение сводится к устранению
закладывания носа посредством различных
медикаментозных средств, а также к лечению
основного заболевания, вызвавшего насморк.

Заболевание наружного носа и носовой полости

Озена – особое хроническое
заболевание, сопровождающееся резкой
атрофией слизистой оболочки носа и
нижележащих дыхательных путей. При ней
также атрофируется костный скелет
раковин, так что носовые ходы становятся
при озене ещё более широкими. В
развитии заболевания большую роль
играют факторы внешней среды, в
частности материальные и бытовые
условия. Лечение носит симптоматический
характер и сводится к механическому
удалению корок и увлажнению слизистой
оболочки промыванием носа щелочными
растворами и впусканием капель.

Заболевание полости рта

Дефекты губ и нёба. Частыми аномалиями
развития губ и нёба являются щелевые дефекты
верхней губы и нёба, возникающие вследствие
задержки слияния эмбриональных зачатков,
образующих эти части полости рта.
Бывают различные степени аномалии, более
лёгкими являются расщелины верхней губы, которые
могут быть односторонними и двусторонними.

Заболевание полости рта

Односторонняя расщелина располагается обычно на
линии, соответствующей промежутку между клыком и
боковым резцом, чаще с левой стороны.
Двусторонняя расположена чаще всего симметрично
и разделяет верхнюю губу на три части – 2 боковые и
одну среднюю.
При расщелинах губы наблюдается также аномалии
расположения и числа зубов.

Заболевание полости рта

Дефекты языка. К аномалиям развития языка
относится полное его отсутствие (аглоссия). К
врождённым дефектам развития относится также
недоразвитие языка, когда размеры его оказываются
чрезмерно малыми (микроглоссия), и ненормально
большой язык (макроглоссия), когда в результате
мышечной гипертрофии язык увеличен настолько, что
не помещается во рту и выступает наружу между
зубами.
Микроглоссия
вследствие
разделения языка
на дольки
Макроглоссия
вследствие
опухолевого
поражения

Заболевание полости рта

Дефекты челюстей и зубов. Чаще проявляются в
виде аномалий прикуса, которые имеют различные
варианты:
Прогнатия – Верхняя челюсть и верхняя зубная дуга
сильно выдвинуты вперёд, нижние передние зубы
расположены далеко позади верхних.
Прогения характеризуется значительным развитием
нижней челюсти. Передние зубы нижней челюсти
расположены впереди зубов верхней челюсти.
Открытый прикус характеризуется наличием
свободного промежутка между зубами верхней и
нижней челюстей при сомкнутом их положении.

Заболевание полости рта

Прогнатия
Открытый прикус
Прогения

Заболевание полости рта

Нервно-мышечные нарушения. Нарушения
нормальной подвижности губ и щёк наблюдаются в
результате паралича лицевого нерва. Причина
поражения лицевого нерва является воспаления
среднего уха, так как лицевой нерв проходит по
костному каналу в непосредственной близости от
барабанной перепонки.

Заболевания глотки

Аномалии развития глотки встречаются в виде
расщепления, укорочения или отсутствия мягкого нёба
и язычка;
Расщепление
неба
Расщепление
небного
язычка
Незаращение
небных дужек

Заболевания глотки

Ангина. Острое воспаление миндалин, при котором
в процесс вовлекается и окружающая слизистая
оболочка зева (нёбные дужки и мягкое нёбо). Ангина
является инфекционным заболеванием и вызывается
чаще стрептококком, реже стафилококком. Болезнь
начинается с ощущения сухости, появляются боли при
глотании, температура повышена. Лечение: постельный
режим, полоскания горла, тепло на шею,
медикаментозное лечение.
Катаральная ангина
Фуникулярная ангина
Лакунарная ангина

Заболевания глотки

Хронический тонзиллит.
Хроническое воспаление
миндалин, или хронический
тонзиллит развивается обычно
в результате повторных ангин и
является довольно частым
заболеванием.

Заболевания глотки

В ряде случаев хронический тонзиллит может
возникнуть и без предшествующих ангин. Нередко при
хроническом тонзиллите наблюдается длительное
незначительное повышение температуры по вечерам
(так называемая субфебрильная температура – 37,237,5). При осмотре отмечается небольшое
покраснение миндалин и зева. При надавливании на
миндалины из них нередко выделяются беловатые
пробки с неприятным запахом, а иногда и жидкий гной.

Заболевание гортани

Аномалии развития. Чаще всего отмечаются отклонения в
строении надгортанника. Он может быть недоразвитым и даже
совсем отсутствовать. Иногда надгортанник оказывается резко
деформированным: расщепленным на несколько долей,
свернутым в трубку. Существенного влияния на функцию голосоречеобразования дефекты надгортанника обычно не оказывают.
1 - Мягкое нёбо;
2 - Язычок;
3 - Надгортанник;
4 - Поднижнечелюстная железа;
5 - Пищевод;
6 - Трахея;
7 - Подъязычная железа;
8 - Челюстная кость;
9 - Язык;
10 - Зубы;
11 - Твердое нёбо

Заболевание гортани

Острый ларингит. Острое воспаление слизистой
оболочки гортани, или острый ларингит, развивается
чаще всего как часть разлитого поражения слизистой
оболочки дыхательных путей при гриппе и так
называемом сезонном катаре верхних дыхательных
путей. Возникновение воспалительного процесса в
гортани способствует общее и местное охлаждение, а
предрасполагающими факторами являются
перенапряжение голоса и курение.
Болезнь проявляется в ощущении сухости,
царапания в горле, затем присоединяется сухой
кашель, голос становится хриплым, а иногда совсем
беззвучным – афония.

Заболевание гортани

При осмотре гортани слизистая оболочка её
представляется покрасневшей, набухшей, ложные
голосовые связки утолщены, истинные голосовые
связки при попытке произнесения звуков не смыкаются
(отсюда хрипота и афония). Острый ларингит длится
недолго и при правильном лечении проходит в течение
7-10 суток.
Основное лечение – полный покой гортани. Больной
в течении 5-7 суток не должен говорить, нужно
исключить из пищи раздражающие вещества, а также
все чрезмерно холодное и горячее; курение должно
быть запрещено. Из лечебных процедур должно быть
питье, тепло на шею, паровые ингаляции.

Заболевание гортани

Злокачественные опухоли гортани. Рак гортани чаще
встречается у пожилых людей (старше 40 лет), хотя
может наблюдаться и в более молодом возрасте.
Саркома (разрастание соединительной ткани) может
развиваться в детском возрасте.
Мембрана
Расщепление
надгортанника
Гиперемия
Голосовых
складок
Срединная
киста шеи
Подскладочный
ларингит
(ложный круп)

Исследование органов речи

Исследование речевых органов у ребёнка с
дефектами речи начинаются с собирания анамнеза –
сведений о предшествующем общем и речевом
развитии.

Исследование органов речи

Нарушение строения и функции органов речи выявляются
посредством осмотра и функционального исследования. Вход в
нос и передний отдел носовой полости можно осмотреть
приподняв кончик носа большими пальцами и отклоняя голову
исследуемого кзади. Проходимость каждой половины носа для
воздуха определяют путём попеременного закрывания той или
иной ноздри при вдохе и выдохе с закрытым ртом. Очень удобно
при этом пользоваться ниткой (проба В.И. Воячека) или ваткой
(проба Б.С. Преображенского): нитка или ватка притягивается к
ноздре при вдохе и при выдохе.

Исследование органов речи

При осмотре полости рта и глотки для отдавливания языка
пользуются шпателем. Особое внимание обращают на строение
губ, челюстей, зубов, языка, нёба, зева (нёбных душек и
миндалин), задней стенки глотки.
Одновременно производится и функциональное исследование,
заключающееся в определении подвижности губ, языка, мягкого
нёба. Гортань и трахея могут быть осмотрены при помощи
специального инструментария.

Исследование органов речи

Для осмотра гортани врачи применяют прямую ларингоскопию с
помощью специального прибора, представляющего собой
сочетание клинка с мощным освещением.

Исследование органов речи

В настоящее время
разработаны и широко
применяются методы
эндоскопии, проводимой с
помощью волокнистой оптики
(фибероскопов). При этом можно
легко менять направление луча,
что позволяет безболезненно
производить осмотр любого лороргана.

Для предупреждения хронических заболеваний голосового
аппарата очень важно предохранять детей от частого насморка,
ангины, острого ларингита и других простудных заболеваний.
Здесь большую роль играет закаливание детского организма.

Профилактика нарушений голоса и речи у детей

Не следует приучать детей к излишнему теплу, не надо их
закутывать, так как при этом организм теряет способность
приспосабливаться к изменениям внешней температуры,
становиться чувствительным даже к небольшим её колебаниям, и
ребенок легко простужается при малейшим охлаждении или
сквозняке.

Профилактика нарушений голоса и речи у детей

Разумеется, при закаливании необходимо проявлять
осторожность: приучать тело к охлаждению следует постепенно,
процедуры по закаливанию надо начинать летом, приучая детей
ходить босиком, купаться в прохладной воде.
При любом заболевании закаливание надо прекращать и
начинать его снова лишь после полного выздоровления.

Профилактика нарушений голоса и речи у детей

Огромную роль в укреплении здоровья и
закаливании организма играют физкультура и
доступные детям виды спорта.

Профилактика нарушений голоса и речи у детей

В происхождении хронического воспаления слизистой
оболочки гортани (хронического ларингита) большое
значение имеет воздействие вредных примесей к
вдыхаемому воздуху, в частности табачного дыма. Всем
известно, как часто у привычных курильщиков голос
становится грубым и хриплым.
Особенно вредное воздействие оказывает табачный
дым на нежную слизистую оболочку детской гортани.
Поэтому борьбу с курением среди детей следует
проводить особенно настойчиво и энергично; вести её
не только посредством разъяснительной работы,
используя для этого всякий подходящий случай во
время классных занятий и внеклассных мероприятий.

Профилактика нарушений голоса и речи у детей

Как уже было сказано, при носовом дыхании воздух
очищается от механических примесей, согревается и
увлажняется. Если дыхание происходит через рот, то
устранение вредных свойств, вдыхаемого воздуха
осуществляется в меньшей степени.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ

Инструментарий артикуляционного
аппарата
1,2. Губы. Роль губ переоценить трудно, с этим
согласится каждый. Именно они несут основной
груз ответственности за "оформление"
артикуляции речи.
3-5. Зубы и альвеолы. Принимают косвенное
участие в подготовке "исполнения" звуков вкупе с
остальными мышцами в качестве препятствия
прохождению звукового потока. Те, кто учился
свистеть в сознательном возрасте, очень хорошо
должны чувствовать значение этой части
аппарата.
6-8. Твердое небо. Как и альвеолы, пассивный
компонент артикуляции, не трасформируется
визуально в процессе речи и несет похожую
функцию.
9. Мягкое небо с отростком - язычком. Тот, кто
смотрел Диснеевские мультфильмы, может
вспомнить вибрацию язычка при диких воплях
персонажей.
10-12. Надставная труба с голосовыми связками.
13-18. Мышцы языка. 3 Нижние зубы
4 Язычок
5 Язык

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Что такое нарушения речи? Вопреки расхожему мнению, нарушение речи – это не только нарушение произношения звуков Логопед - педагог, занимающийся выявлением, исправлением (коррекцией) и профилактикой речевых нарушений у детей и взрослых

3 слайд

Описание слайда:

Логопед занимается коррекцией нарушений: произношения звуков (дислалия, дизартрия, ринолалия) ритма и темпа речи (тахилалия, брадилалия, заикание) голоса (дисфония, афония) письменной речи (дисграфия, дислексия) недоразвития речи или утраты речи (алалия, афазия)

4 слайд

Описание слайда:

Причины могут быть обусловлены разными факторами: 1. Болезни, перенесённые родителями или одним из них (алкоголизм, наркомания, сифилис, туберкулёз, нервные заболевания) 2. Родовые травмы 3. Инфекционные заболевания в раннем детстве с использованием большого количества лекарств 4. Ушибы головы, сопровождающиеся потерей сознания Почему возникают речевые нарушения?

5 слайд

Описание слайда:

Необходимо участие специалистов: врача-невролога, который назначает, в случае необходимости, лечение логопеда, который непосредственно занимается коррекцией речи психолога, который проводит профилактическую работу для предупреждения вторичных отклонений Большую роль играют родители! Ваше активное участие в коррекционной работе поможет специалистам добиться хороших результатов. Как помочь ребёнку с нарушениями речи?

6 слайд

Описание слайда:

в 2 - 3 месяца у ребенка не наблюдается гуление в 6 - 7 месяцев отсутствует лепет в 1 год малыш не пытается произносить слова в 2 года отсутствуют слова и фразы в речи вашего малыша в 3 года консультация логопеда рекомендована всем без исключения детям, вне зависимости от того, есть у него дефекты речи или нет в 5 лет ребёнок испытывает трудности в построении фраз и предложений, в пересказе небольших сказок, рассказов Необходимо обратиться за помощью к логопеду если:

7 слайд

Описание слайда:

1. Как обстоят дела со звуками речи? Важно, чтобы ребенок не только произносил звуки речи правильно, но и умел различать их на слух, определял наличие или отсутствие, а также место звука в слове. Если Ваш ребенок не владеет звуковой стороной речи, то в будущем у него возникнут трудности при обучении грамоте.

8 слайд

Описание слайда:

2. Достаточен ли запас слов? Если ребёнку трудно: найти общие названия для группы однородных предметов (мебель, продукты, цветы), сложно подобрать признаки к предмету (клубника мелкая, красная, сладкая), действия к предмету (дети бегают, прыгают, резвятся), синонимы, антонимы, то необходимо обогащать словарь ребёнка!

9 слайд

Описание слайда:

3. Усвоены ли грамматические нормы языка? Мало иметь большой словарный запас, важно уметь активно пользоваться этими словами, строить из них предложения и связные высказывания. А для этого нужно уметь согласовывать слова между собой, образовывать новые слова, подбирать нужную форму слова.

10 слайд

Описание слайда:

4. Владеет ли ребенок связной речью? Часто при нарушениях речи дети не умеют "связно рассказывать" о событиях своей жизни, прочитанных сказках. Рассказ нередко представляет собой нагромождение фраз. Не закончив одной мысли, ребенок перескакивает на другую. Владение связной речью необходимо ребенку для развития письменной речи (изложения, сочинения).

11 слайд

Описание слайда:

Проявления речевых нарушений у детей, на которые родители должны своевременно обратить внимание 3. Неправильное грамматическое оформление высказывания (например: «капает апатом»-копает лопатой 4. Нарушение связного высказывания: неспособность составлять рассказы, выстраивать собственные высказывания на определенную тему 1. Нарушения звукопроизношения: неправильное произнесение звуков, пропуски, замены звуков («матик»-мальчик, «пубики»-кубики, «фапофки»-сапожки) 2. Лексические недостатки: бедный словарный запас, замены слов звукоподражаниями или жестами, пропуски слов, непонимание значения и смысла слова

12 слайд

Описание слайда:

5. Непонимание вопросов, инструкций, сказок, рассказов и т.д. 6. Нежелание слушать сказки, стихи 7. Мелодико-интонационные недостатки: отклонения в голосоподаче, нарушение силы голоса, высоты, тембра голоса, нарушение выразительных средств устной речи 8. Темпо-ритмические недостатки: ускоренный темп речи, замедленный темп речи, запинки, необоснованные остановки в речи Проявления речевых нарушений у детей, на которые родители должны своевременно обратить внимание

Последние материалы раздела:

Бактерии- древние организмы
Бактерии- древние организмы

Археология и история – это две науки, тесно переплетенные между собой. Археологические исследования дают возможность узнать о прошлом планеты,...

Реферат «Формирование орфографической зоркости у младших школьников При проведении объяснительного диктанта объяснение орфограмм, т
Реферат «Формирование орфографической зоркости у младших школьников При проведении объяснительного диктанта объяснение орфограмм, т

МОУ «ООШ с. Озёрки Духовницкого района Саратовской области » Киреевой Татьяны Константиновны 2009 – 2010 год Введение. «Грамотное письмо – не...

Презентация: Монако Презентация на тему
Презентация: Монако Презентация на тему

Религия: Католицизм: Официальная религия - католичество. Однако конституция Монако гарантирует свободу вероисповедания. В Монако есть 5...