Когда начинать подготовку к 1 сентября.

У кого-то бывает несколько высших образований – у меня так вышло со школой. Я училась в средней школе сама, потом помогала в учебе старшему сыну, а когда мои двойняшки пошли в первый класс, и я села с ними делать уроки, то шутила, что получаю "третье среднее".

Это были мои лучшие годы: в своей школе, а потом еще в двух – очень насыщенные. Опять драки из-за стирательной резинки, слезы из-за несправедливой двойки, радость от победы в спортивном турнире, истерика над задачей, которая никак не решается, и ложь в ответ на вопрос "Почему ты ушел с урока?". Разбирая с детьми все это, я не знаю, когда я была права, а когда нет, но главным образом я старалась объяснить им, что на уроках они получают нечто гораздо более важное, чем знания по алгебре и географии.

Вот что я им говорила:

1. Знания не так важны, как то, что ты научишься их добывать. Возможно, ты не вспомнишь точно дату Куликовской битвы или Шоргинского сражения, не нарисуешь с ходу модель метилциклобутана, но это и не нужно. Главное, чему ты научишься за время школы, – это искать, узнавать, утолять жажду. Именно это будет нужно тебе каждый день в твоей взрослой жизни.

2. Не бойся ошибаться и не стыдись своих ошибок. Они – более значимый индикатор прогресса, чем достижения. Достижения рождают иллюзию, что успех может достаться легко. Ошибка показывает, что путь к успеху труден. Исправляя ошибку, ты лучше понимаешь, что ты сделал не так. К тому же успех можно повторить, а ошибку, если ты не круглый дурак, – вряд ли. В этом ее ценность.

3. Бесполезных и ненужных знаний не бывает. Какой-то предмет покажется тебе скучным, какой-то преподаватель неинтересным. Прими это как вызов, как стимул добывать знания самому, искать альтернативные источники в YouTube и на образовательных сайтах. Это даст тебе возможность быть на уроке лучшим. И понять, что даже слабый преподаватель – он зачем-то тоже на своем месте. Даже если не на своем.

4. Всегда давай списывать, если тебя об этом просят. Есть две точки зрения на этот вопрос: что списывать – это плохо и что ничего страшного в этом нет. Я придерживаюсь той, что самому лучше не списывать, а вот другим надо помогать. Не жалей о времени, которое ты потратил на эту работу. Когда одноклассник будет списывать, он что-то усвоит, значит, станет лучше ориентироваться в материале. А чем выше будет уровень знаний у других учеников, тем скорее ты окажешься в более серьезной конкурентной среде. Рост других обяжет тебя расти быстрее.

5. Когда ты окончишь школу, то будешь по ней скучать. Потому что это время, когда ты абсолютно защищен. Расписанием уроков, родителями, учителем, самими стенами. Во взрослой жизни ты столкнешься с вещами агрессивными и сложными, там никто не будет тебя охранять. Цени каждый свой день в школе. Да и вообще каждый день – он никогда не повторится.

6. Относись к дружбе со своими школьными товарищами очень серьезно. Практика показывает, что самых преданных и долговечных друзей мы обретаем в школе. Может быть, потому, что дети еще не умеют лукавить и ты выбираешь себе для общения тех, кто ближе всего тебе по духу, внутреннему заряду, характеру. И жизненные ценности формируются у вас сразу общие, совместные. В дружбе это стоит дороже всего.

7. Никогда ничего не откладывай на потом. Выучить стих, решить задачу, прочитать параграф – это все надо делать сразу же, как только ты вспоминаешь о том, что тебе надо это сделать. Все неудачи и глобальные провалы в жизни начинаются там, где ты проявляешь малодушие, выбирая "не делать" или "сделать потом". Любая история неуспеха – это история невыполненных заданий. Как только ты научишься приступать к решению задачи сразу, ты увидишь, что дело будет складываться вдвое быстрее.

8. Научись испытывать удовольствие от сделанного. Это удивительное, прекрасное чувство, когда ты больше никому ничего не должен, когда ты свободен и не связан необходимостью думать о том, что висит у тебя камнем на шее. Представь: тяжесть от ощущения, когда ты что-то должен, и свободы, что ты уже все сделал – разделяют всего час-полтора. Всего-то 1/20 от общего времени, которое есть в сутках. Сделай – и почувствуй себя счастливым. Это самый короткий путь к счастью, который я знаю.

9. Участвуй во всем, так как любой опыт полезен. Театральная постановка – очень хорошо. Олимпиада – отлично. Подмести сухие листья на школьном дворе – ты всегда об этом мечтал. Ты должен проверить себя в самых разных ситуациях, чтобы понять – какие тебе нравятся, а какие не очень. И узнать, каким образом ты сможешь делать то, что тебе не нравится, как можно быстрее. Но так, чтобы это все равно было сделано качественно. И обязательно читай. Книга расскажет тебе о других людях, их чувствах, их решениях. Ты будешь знать все то, что знают они. Их опыт станет твоим.

10. Я люблю тебя. Я верю, что ты все сможешь. Я знаю, что ты умный, правильный, воспитанный человек, что ты – борец, и что в трудную минуту ты не испугаешься, не растеряешься, не сдуешься и не пойдешь на попятную. Человеку многое под силу, ты справишься. Особенно если будешь помнить о предыдущих девяти пунктах.

Летние каникулы имеют неприятное свойство — заканчиваться внезапно: еще вчера был июнь, но вот пора снова заводить будильник. Наши советы помогут избежать предучебной паники и при этом все успеть.

ПОВЕСЬТЕ НА ВИДНОМ МЕСТЕ большой лист ватмана или магнитную/пробковую доску. Тут будет «пульт управления процессами»: расписание школьных и внешкольных занятий, напоминалки, семейные планы и сообщения из школы, с которыми вы должны ознакомиться.

В МАГАЗИН ЗА ТЕТРАДКАМИ И РУЧКАМИ отправляйтесь утром, к открытию! Совет: для повышения настроения обязательно купите что-нибудь не очень нужное, но необычное: светящиеся маркеры, классный пенал или разноцветный скотч.

УСТАНОВИТЕ ДОМАШНИЕ ЧАСЫ на 10 минут вперед (но никому об этом не говорите).

ЗАЙМИТЕСЬ ЗДОРОВЬЕМ: прививки, плановые визиты к врачу, справки для спортивных секций (их, конечно, лучше взять заранее). И проверьте, кстати, не обзавелся ли ребенок вшами. Сегодня это звучит гораздо страшнее, чем есть на самом деле, а справиться с напастью можно очень легко и быстро, но вот проинспектировать голову лучше заранее, а не 1 сентября.

ПОПРОСИТЕ ДЕТЕЙ СОСТАВИТЬ СПИСОК завтраков, которые они были бы не против есть утром и носить с собой, это облегчит вам утренние сборы и поможет вдохновиться идеями.

ЗАГЛЯНИТЕ НА САЙТ ШКОЛЫ — там уже есть информация о собрании, расписание уроков или другие важные новости. Скачайте и изучите список литературы на грядущий учебный год — что-то можно уже начать читать.

ПЕРЕСМОТРИТЕ ДЕТСКИЙ ГАРДЕРОБ: школьники часто вырастают именно в последние дни августа. Одежду и обувь подпишите (используйте специальные бирки или термонаклейки).

ОБСУДИТЕ ПРАВИЛА «экранного времени»: как часто и в каком объеме детям разрешено использовать гаджеты и играть в компьютерные игры, будут ли дополнительные часы наградой за достижения (или их сокращение — наказанием).

НЕ ПОРУЧАЙТЕ РЕБЕНКУ самостоятельную уборку его комнаты: помогите ему подготовить рабочее место, выкиньте все старые тетради.

УБЕДИТЕСЬ, ЧТО ЛЕТНИЕ ПРОЕКТЫ ЗАВЕРШЕНЫ: гербарии, читательские дневники и т. д. Если нет, лучше сделать мини-версию проекта или написать отзыв о паре интересных книг, чем спешить и портить настроение себе и ребенку.

СДВИНЬТЕ ГРАФИК: если за две недели начать будить и укладывать детей спать чуть раньше, первая учебная неделя станет гораздо меньшим стрессом.

Не создавайте лишних поводов для волнения ребёнка

Конечно, мы начинаем готовиться к 1 сентября накануне. Обычно 31 августа на столе стоит красивый букет, отпаренная форма висит на плечиках, а ребёнок в сотый раз перебирает вещи, которые возьмёт завтра в школу.

Вечером 31 августа Коля беспокоен. Он достаёт пенал, пересматривает карандаши и снова убирает пенал в портфель. Эти повторяющиеся действия (в психологии это называется компульсивные действия) помогают Коле стравиться с тревогой. Но со стороны они выглядят неприглядно и только нервируют родителей. Они говорят Коле: «Убери всё в портфель и не трогай ничего, а то забудешь пенал завтра. Лучшей займись чем-нибудь полезным, порисуй или поиграй». Но Коля начинает нервничать ещё больше (а вдруг и правда забудет пенал или ещё что-нибудь) и в конце концов начинает плакать.

Действительно, Коле трудно переключиться на какую-либо другую деятельность, все мысли его сейчас заняты школой. Что же делать вечером 31 августа, когда к школе уже всё готово? Придумайте какое-то простое совместное мероприятие, которое доставит и вам, и ребёнку положительные эмоции. Например, хорошим вариантом будет поход в кино. Это отвлечёт ребёнка от навязчивых мыслей о школе и развлечёт его. Конечно, кино не панацея. Каждая семья выберет свой вариант: кто-то отправится покататься на велосипедах в парк, кто-то сходит в зоопарк. Выберите свой вариант досуга в этот день.

Мама Маши печёт торт. Ведь завтра большой праздник у дочери, и ей хочется как следует отметить этот день. Мама настоящая мастерица. Она украшает торт мастикой и лепит фигурки: тут и букварь, и цветные карандашики, и букет цветов, и сама первоклассница Маша с портфелем. В общем, не торт, а настоящее произведение искусства. Но Маша мешает маме, не дает ей готовить. Она постоянно спрашивает, скоро ли мама закончит работу. Почему Маша торопит маму? Просто Маша боится, что мама не успеет погладить ей школьную форму, которая лежит в шкафу. Мама отмахивается от Маши, несколько раз говорит, что всё успеет. Весь вечер Маша крутится около мамы, пока та не «взрывается» и не кричит на Машу: «Успокойся ты со своим платьем! Всё я тебе поглажу! Я же для тебя торт делаю!». Маша плачет. Время уже позднее и Маше пора ложится спать в слезах.

Безусловно, мама Маши очень старалась порадовать дочь. Но получилось ли это в полной мере? Мама рассчитала время и понимала, что она всё успевает. Но вот неготовность к школе очень тревожила Машу. Тревога не дала ей возможности получить удовольствие от красивого торта. Наверно, было бы лучше делать торт после того, как форма будет поглажена. Так Маше было бы спокойнее.

Дайте возможность сделать ребёнку то, что для него важно

Как выглядит типичный первоклассник? Нарядная школьная форма, букет цветов и портфель. Так выглядит первоклашка на картинке, правда?

Дима вечером собирает портфель. Укладывает туда пенал, берёт тетради, дневник, альбом для рисования, цветные карандаши, бутылку воды. Его сборы кажутся забавными: как будто в далёкое путешествие собирается (кстати, это и есть путешествие в новую взрослую жизнь). Мама пытается объяснить Диме, что всё это ему в школе не понадобится: тяжёлый портфель будет мешать на линейке, а уроков у них ещё не будет. Но Дима протестует.

Брать ли с собой портфель в школу? Формально портфель не нужен – это знают все взрослые. Но для ребёнка он важный атрибут школьного обучения. Первоклассник целое лето ждал возможности надеть ранец на плечи. Стоит ли лишать его этой радости? Сборы помогают ребёнку успокоиться (вспомните Колю, который перекладывал карандаши), настроиться на новый день. К тому же когда ребёнок собрал всё, что нужно, то он чувствует себя во всеоружии, готовым к школе. Стоит ли отбирать у ребёнка портфель, если тот является атрибутом готовности? Думаю, что не стоит.

Пригодится ли портфель 1 сентября? Отчасти да. С портфелем можно сфотографироваться. Небольшая, но польза. А ещё первоклассник на первом уроке, как правило, получает букварь. В некоторых школах ещё есть такая традиция, что все первоклашки получают в подарок книги, информационные буклеты (правила дорожного движения, расписание кружков и секций в районе и т. д.) от муниципалитета. И тогда портфель пригодится наверняка! Ведь ученик сможет сложить все подарки в портфель сам и принести их домой!

Дело, конечно, не в портфеле. Самое главное – это дать возможность ребёнку сделать то, что для него важно.

Не показывайте своё волнение

Конечно, мы, родители, тоже волнуемся. Как же не волноваться перед таким днем! Однако важно понимать, что волнение одних членов семьи передаётся другим.

Бабушка Светы – учительница на пенсии. Накануне 1 сентября ей тревожно. Она поведёт внучку в 1 класс своей школы. Школы, где она проработала 30 лет и работает до сих пор. Бабушка готовится: строгое платье наглажено и висит в её комнате. Но бабушка постоянно разговаривает со Светой, даёт последние наставления: «Света, на уроке не болтай, не крутись, сиди смирно и слушайся учительницу. Главное – хорошо учиться, на пятёрки. Чтобы мне не было за тебя стыдно». Света слушает бабушку. Она в этот момент похожа на мышонка, трясущегося перед кошкой… Ей становится страшно идти в школу. И хотя Света уже много раз слышала эти слова от бабушки, сейчас ей страшно вдвойне. Ведь в школу уже завтра.

Итак, кому страшно и у кого проблемы? Конечно, страшно бабушке. Ей, заслуженному учителю, важно, чтобы внучка оправдала её надежды, чтобы ей не было стыдно перед коллегами. Конечно, она хочет гордиться девочкой. Но стоит ли перекладывать это волнение на ребёнка? Конечно, нет. Самое главное – создать положительный настрой на школьное обучение.

Саша играет в машинки. Он сделал гоночную трассу и с грохотом спускает по ней машинки одну за другой. Ему интересно. А вот папа начинает сердиться. Он говорит маме: «Большой уже мальчик, а всё играет и играет». Потом обращается к Саше: «К школе бы лучше готовился, книжку почитал». Саша берёт книжку, но не читает. Сидит грустный и вздыхает.

И снова тревога взрослого передаётся ребёнку. Саша сам себе нашёл прекрасное занятие, был спокоен до того момента, пока папа не напомнил ему о школе так, что тревога передалась Саше.

Если вы волнуетесь, уважаемые взрослые, и вам сложно справиться со своим волнением, посмотрите, не избегаете ли вы тревоги, передавая её другим? Чтобы снизить тревогу, постарайтесь заняться чем-то интересным вместе с ребёнком: почитайте книгу, посмотрите хороший фильм, порисуйте или погуляйте.

Позаботьтесь об удобстве ребёнка

1 сентября – сложный день. Поэтому важно сделать так, чтобы ребёнку было максимально комфортно. До этого момента мы говорили о психологическом благополучии ребёнка, но нужно позаботиться и о его телесном удобстве.

Основной источник неудобств первоклассника – букет цветов. В жизни мы не ходим по часу, а то и больше, с букетами, правда? Обычно цветы приносят на праздник и вручают виновнику торжества. Но 1 сентября всё иначе. С букетом нужно дойти до школы, потом ждать линейки и ещё стоять всю линейку. Непростое испытание.

При этом родители нередко хотят удивить других и купить самый красивый, самый-самый оригинальный букет. Увы, оригинальность не всегда означает удобство.

Мама Вари всегда старается выделиться из толпы. Поэтому к 1 сентября она заказала весьма необычный букет из пряников. Ей хотелось уже 1 сентября обратить на себя внимание учительницы. Разноцветные пряничные цветы стояли в симпатичном горшочке и были красиво упакованы. Только букет приходилось держать за горшочек. Но это же мелочи, правда? Главное красота и уникальность. До школы букет несла мама. На линейке Варе было очень неудобно держать букет двумя руками, но она справилась. А вот когда к первоклассникам подошли одиннадцатиклассники, чтобы отвести их в школу, то возникла проблема. Варя взяла букет одной рукой и сломала цветы. Оригинальный подарок был испорчен…

Важно, чтобы букет школьника был лёгким, практичным, удобным и не травмоопасным.

Букет Андрея был, пожалуй, самым оригинальным в 1 «А» кассе, да и во всей школе: украшением его служили карандаши. Только стоять рядом с Андреем было неудобно, так как остро наточенные карандаши кололи соседа. Поэтому дети отодвигались от Андрея, и это было неприятно. Учительнице пришлось взять букет мальчика. Так и простоял он всю линейку без букета…

Даже если вам хочется выделиться, подумайте в первую очередь об удобстве ребёнка. Высокие букеты гладиолусов тяжелы и обычно ими «подметают» асфальт… Последнее время для украшения букетов используют яблоки, другие фрукты и даже овощи. Это оригинально, но опять же не слишком удобно для ребёнка: такие букеты достаточно тяжелые. Отдайте предпочтение простому лёгкому букету, который может быть не менее красив, чем необычный букет из яблок.

Кроме букета подумайте об одежде и обуви ребёнка. Не жмёт ли обувь? Не слишком ли большой бант? Постарайтесь дать возможность ребёнку поносить новую обувь хотя бы несколько дней, да и новую одежду можно немного поносить накануне. Некоторые дети чуть ли не пол-лета играют своим новым портфелем и пеналом. Не ругайте их за это. Вряд ли они приведут эти вещи в негодность. Но зато новый портфель уже станет удобной знакомой вещью и не будет натирать плечи. Не делайте девочке новых необычных причёсок в этот день. Лучше заплести волосы привычным способом, ведь новая причёска может расплестись или быть неудобной.

1 сентября – важный день и для ребёнка, и для родителей. Но главное – это хорошее настроение и радость от встречи со школой!

Читайте вторую часть этой статьи, в которой вы узнаете, нужно ли идти в школу всей семьёй, как отметить день поступления в школу, что подарить первокласснику.

Еще чуть-чуть – и ваш первоклассник отправится в школу. Что ему понадобится, а без чего можно обойтись? Идем за покупками!

Отправляясь за школьными товарами, возьмите с собой ребенка. Не все дети любят ходить по магазинам, но зато потом вам не придется бегать туда второй раз, чтобы обменять непонравившийся портфель или туфли, которые не подошли по размеру. Идти на шоппинг лучше с утра – после обеда народу больше и в торговых центрах, и в транспорте, это утомительно для ребенка. Зачастую перечень всего необходимого родители получают при зачислении чада в первый класс. Если же никаких указаний вам не дали, не беда. Вот список того, что нужно купить к школе.

— Школьная форма
В некоторых школах детям разрешают ходить в обычной одежде делового стиля. Мальчику потребуются несколько рубашек разных цветов, брюки с пиджаком или кардиганом. Девочке подойдут блузки, водолазки, юбка, сарафан, пиджак или кофточка. Если же форма обязательна, заранее узнайте, где она продается. Многие производители имеют фирменные магазины и не торгуют через посредников, а это значит, что в ближайшей к дому торговой точке может не оказаться нужной вам формы.

— Обувь
Про детсадовские сандалики придется забыть. Школьники ходят в туфлях или ботинках. Некоторые родители экономят и покупают сыновьям только кроссовки, в которых те и в классе сидят, и на физкультуре бегают. Если в школе не возражают, то можно поступить и так. Но иногда в учебном заведении есть дресс-код, и ходить целыми днями в кроссовках не разрешают. Также обратите внимание на подошву: темная может оставлять следы на школьном полу, и тогда придется покупать новую обувь.

— Спортивная форма
Футболка, брюки либо шорты. Уточните – в некоторых школах есть единая спортивная форма.

— Портфель
Обычно первокласснику советуют купить ранец с ортопедической спинкой. Но такие портфели весят намного больше простых рюкзачков – разница может быть в 1 кг. Да и цена на них намного выше. Ранец с жесткой спинкой стоит в среднем 3000-5000 руб. А рюкзачок вы купите и за 1500 рублей, и даже за 500 рублей. Если планируете провожать первоклассника в школу и встречать, то, скорее всего, будете сами носить этот портфель. И тогда пусть он без специальной спинки, зато вам будет намного легче его нести.

— Мешок для сменной обуви

— Обложки для тетрадей, учебников, дневника
Берите про запас, штук 30 – они быстро рвутся. Обратите внимание на обложки для учебников. Сейчас все школы учат по разным программам, в каждой свои учебники, отличающиеся в том числе и размером.

— Пенал
Лучше мягкий, на молнии, а не пластиковый или металлический, которые с трудом открываются и сильно громыхают – ребенок будет мешать учителю и одноклассникам.

— Карандаши простые (10 штук) с ластиками на концах, цветные (коробка минимум 12 цветов)
Берите больше канцелярских принадлежностей – они стоят недорого и очень быстро теряются.

— Ручки (10 штук)
Обычно первоклассникам не разрешают писать черными чернилами, так что купите синих ручек. Некоторые учителя позволяют малышам иметь ручки со стирающимися чернилами.

— Линейка (20 см)

— Точилка

— Ластик

— Тетради 12 листов в косую линейку и клетку (по 20 штук)
В некоторых школах первоклассники начинают писать в тетрадях в крупную клетку.

— Альбом для рисования (5 штук)
Возьмите разных альбомов – и 12 листов, и 30 листов. Тонкие удобно носить в школу, а в толстых можно рисовать дома.

— Пластилин (минимум 6 цветов)

— Краски : гуашь и акварель (минимум 6 цветов)

— Кисти (6 штук)
Не забудьте купить кисточки разной толщины

— Стаканчик для воды

— Клей (карандаш и канцелярский)

— Ножницы с закругленными концами

— Цветная бумага, картон
Будет неплохо, если вы купите несколько наборов – бархатную, с рисунком, плотную, тонкую. На уроках технологии первоклассники складывают оригами, клеят аппликации, так что чем богаче будет материал для творчества, тем лучше.

— Дневник
Имейте в виду, что иногда по просьбе учителя родительский комитет приобретает одинаковые дневники на весь класс.

Если в школе вас не просили, не покупайте:

— Подставку для книг
Чем меньше лишних предметов в портфеле и на парте, тем проще ребенку. Пока первоклассник достанет подставку, пока установит, пока поставит в нее учебник, глядишь, и урок закончился.

— Закладки
Они часто вываливаются из учебников, мнутся и теряются.

— Фломастеры
Обычно учителя не любят фломастеры, потому что они ими слишком легко рисовать, и рука первоклассника, которую нужно тренировать, не напрягается.


— Стеки для пластилина
Дети редко ими пользуются, руками-то удобнее.

— Папку для тетрадей
Не усложняйте жизнь первокласснику, ему и так придется нелегко – столько всего нужно быстро запомнить и сделать. Если еще тетради в папку убирать, то перемены не хватит. Переживаете, что тетради в портфеле помнутся? Посоветуйте ребенку класть их в учебники.

— Кассы цифр, слогов и т.п.
Многие учителя вообще не используют эти пособия. Если же какой-то набор понадобится, учитель предупредит детей заранее.

Остается одна проблема – где все это приобрести, чтобы не разориться. Сетевой гипермаркет типа «Ашана» или «Метро» вполне подойдет. Правда, тут может не оказаться подходящей школьной формы или обложек нужного размера. Тогда вас выручит «Детский мир» или ярмарка школьных товаров. Самая крупная московская ярмарка «От А до Я» пройдет с 17 по 25 августа на ВВЦ.

Александра Ульянова

Последние материалы раздела:

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...

Третичное образование Третичное образование
Третичное образование Третичное образование

Чешская система образования развивалась на протяжении длительного периода. Обязательное образование было введено с 1774 года. На сегодняшний день в...