Классный час "турнир вежливости". Классный час "вежливость на каждый день" Вежливость основа воспитанности классный час

Классный час тема: «Уроки вежливости»

Цель: Учить детей выражать чувства добрыми словами;

формировать навыки вежливого обращения;

воспитывать потребность в доброжелательном общении.

Задачи:

воспитывать доброжелательность;

умение видеть красоту в простом и обыденном;

умение дарить тепло и доброту;

способствовать развитию кругозора детей, умению мыслить и рассуждать;

развивать у учащихся эстетические и духовно - нравственные способности;

воспитывать у детей чувство талерантрости, вежливости, внимания и дружбы, умение дорожить близкими людьми.

Ресурсы: коробка ощущений с предметами (мягкая игрушка, еловая шишка), мяч, запись с музыкальным материалом.

Ход:

Доброе утро, ребята!

Доброе утро, наши дорогие гости!

Тема нашего классного часа звучит так, «Уроки вежливости»

Учитель: -Сегодня мы с вами поговорим, о вежливости, доброте и дружбе. Я не сомневаюсь в том, что вы добрые, вежливые и умеете дружить. Это моральное требование к человеку - вежливость. Вежливый человек - это тот, кто... (продолжают дети из класса по желанию).

- умеет уступать место женщине и старикам;

Приветствует друга при встрече;

Умеет прийти на помощь в нужный момент;

Не перебивает собеседника при разговоре;

Не употребляет бранных и грубых слов;

Не отмахивается от просьб друзей и старших;

Не мешает в работе другим людям;

Не опаздывает на встречи, уроки, в гости;

Поздравляет с днем рождения окружающих;

Своевременно отвечает на письма;

Не забывает возвращать взятые книги, вещи;

Умеет встречать гостей и т.д.

«Урок вежливости»

Слон муравью уступает дорогу:

Доброе утро! Спешим понемногу?

А муравей: - Ах, спасибо, спешу.

Как вы любезны! Прощенья прошу!

Жаворонок в небе

Так сказал орлу:

Вы, орёл, устали, сядьте на скалу.

А орёл ответил: - Правильно, сынок,

Много лет живу я, вот и занемог.

И тебе желаю долго жить, как я, -

Пусть тебе поможет вежливость твоя.

В небе красивый закат догорал,

Ласковый ветер с травою играл,

Суслик сказал: - Уважаемый крот,

День угасает и ночь настаёт,

Скоро взойдёт золотая луна…

Доброй вам ночи. Спокойного сна.

«Добрые слова не лень, Говорить нам целый день!

(Садятся на места) Знаете ли вы, что значит быть вежливым?
Давайте проверим.


-Какого человека вы считаете вежливым?

Учитель: -Как вы думаете, для чего всем людям нужно знать вежливые слова?

Как они помогают людям в различных ситуациях, например:

как вежливые слова помогают найти друзей: (найдите среди карточек нужное вежливое обращение) «Здравствуй, давай с тобой дружить!»

как вежливые слова помогают мирить, если я обидел друга и хочу помириться, я могу сказать «Прости пожалуйста»

как вежливые слова помогают быть гостеприимными, когда ко мне приходят гости я всегда здороваюсь с ними, говорю им «Проходите, пожалуйста»

Упражнение «Коробка ощущений» (в коробке лежат шишки, мягкая игрушка)

Учитель: Ребята, что лежит в этой коробке?

Ученики: Не видно, она закрыта.

Учитель: А как можно узнать?

Можно засунуть руки в «окошечки и потрогать» (Дети по одному находят на ощупь предметы)

Учитель: - Что вы почувствовали, расскажите свои ощущения.

Ученики: -Этот предмет мягкий, теплый.

Учитель: Мягкий, как что?

Ученики: Как облачко, мягкая игрушка, шарик.

Учитель: Что ты почувствовал, когда его гладил?

Ученики: Мне было приятно, мне, казалось, что «это», что-то доброе, хорошее.

Учитель: А у кого возникли другие ощущения

Ученики: Не знаю, что-то колючее, с иголками.

Учитель: Что же ты почувствовал?

Ученики:

Я испугался, что иголки острые, я могу пораниться, мне будет больно.

Учитель: Ребята, вот так и слова добрые и злые, их можно не только услышать и почувствовать добрые, вежливые слова приятно для каждого человека, а грубые, злые слова обижают человека, делают ему больно.

"Путешествие по городу Вежливости"

Тема: «Путешествие по городу «Вежливости».
Цель: формирование у детей нравственного представления о вежливости;
Задачи: 1) Повторить и закрепить с детьми формы вежливых обращений с людьми.
2) Обратить внимание детей на то, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками.
3) Воспитывать чувства товарищества и дружбы
Оборудование: названия станций, пословицы, ролик « Ералаш», плакат с изображением паровоза, звонок, слайды.

Для того, чтобы стать вежливым, вы должны как можно чаще пользоваться «волшебными» словами, от которых становится радостнее, теплее, светлее на сердце у других людей.

1). Стихотворение О. Дриз «Добрые слова».

Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
«С добрым утром!»- я кричу.
«Добрый день!»- кричу я вслед
Всем идущим на обед.
«Добрый вечер!»- так встречаю всех домой спешащих к чаю.
Ведущий: Не только слова, но и поступки должны быть добрыми.
Давайте вместе решим задачу:

2). По улице шли двое прохожих. Одному 62 года, а другому 8 лет. У первого в руках было несколько предметов:1 портфель, 3 книжки и 1 большой свёрток. Одна из книг упала.
- У Вас упала книга,- закричал мальчик, догоняя прохожего.
- Разве,- удивился тот.
- Конечно,- объяснил мальчик,- у Вас было 5 вещей, а осталось 4.
- Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение,- сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книгу,- однако, есть правила, которых ты ещё не усвоил.
- Какие это правила? Что должен был сделать мальчик?

Ведущий: Сейчас вы ещё младшие школьники, но уже не малыши. Каждый человек должен воспитывать в себе привычку заботиться о людях, стремиться доставлять им радость, создавать хорошее настроение, быть отзывчивыми, внимательными.

Игра «Вежливо или невежливо».
1. Мама послала вас к соседке взять в долг муки. Как вы это сделаете?
2. Вы хотите пригласить своих товарищей на день рождения. Как вы это сделаете?
3.Вы пришли в магазин, чтобы купить тетради. Как вы обратитесь к продавцу?
4. Ваши товарищи позвали вас в кино, но вы не можете с ними пойти, потому что не сделали домашнее задание. Как вы ответите на их предложение?


Ведущий: Иногда в школе ребята ведут себя хорошо, ну, а после школы…Об
этом говорит А. Л. Барто в своём стихотворении «Любочка».

Ученик: Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
Девочки на празднике
Соберутся в круг.
Как танцует Любочка!
Лучше всех подруг.
(Звучит полька. Любочка танцует под неё.)
Кружится и юбочка,
И ленточка в косе.
Все глядят на Любочку,
Радуются все.
Но если к этой Любочке
Вы придёте в дом,
Там вы эту девочку
Узнаете с трудом.
Она кричит с порога,
Объявляет на ходу:
- У меня уроков много,
Я за хлебом не пойду!
Едет Любочка в трамвае-
Она билета не берёт,
Всех локтями раздвигая,
Пробирается в перёд.
Говорит она, толкаясь:
- Фу, какая теснота!
Говорит она старушке:
- Это детские места.
- Ну, садись!- вздыхает та.
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Вот какая Любочка
Во всей своей красе.
Случается, что девочки
Бывают очень грубыми,
Хотя не обязательно
Они зовутся Любами.

Ведущий: Ребята, а почему вежливые слова называют ещё «волшебными»? А какие «волшебные» слова вы знаете? (Дети называют) Послушайте стихи об этих словах.

Добрый день.
- Добрый день!- тебе сказали.
- Добрый день!- ответил ты.
Как две ниточки связали-
Теплоты и доброты.
Доброго пути.
Нам желают: «Доброго пути!»
Будет легче ехать и идти.
Приведёт, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему- нибудь.
Здравствуйте.
- Здравствуйте!- ты скажешь человеку.
- Здравствуй!- улыбнётся он в ответ.
И, наверно не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.
Спасибо.
За что мы говорим «спасибо»?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы-
Кому сказали, сколько раз?
Простите.
Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду,
И взрослых перебивать,
И что обещал- забывать.
Но если я всё же забуду-
Простите, я больше не буду.
Пожалуйста.
Отменить, что ли, слово «пожалуйста»-
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
Добрые слова.
Эти слова всем известны давно,
Видишь- они просты и не новы.
Но я ещё повторю всё равно:
- Добрые люди, будьте здоровы!

Слова: «До свиданья!»,
«Спасибо», «Простите»,
«Пожалуйста», «Здравствуйте»-
Щедро дарите!
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым.
Вышел слон на лесную дорожку,
Наступил муравью на ножку.
И вежливо
Очень
Сказал муравью:
_Можешь и ты наступить на мою!

Ежели вы вежливы и к совести не глухи,

Вы место без протеста уступите старушке.

Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду

И ежели вы вежливы, то сидя на уроке,

Не будете с товарищем трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы, поможете вы маме,

И помощь ей предложите без просьбы - то есть сами.

И ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей,

И с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьёте....

И ежели вы вежливы, то вы в библиотеке

Некрасова и Гоголя возьмёте не на веке.

И ежели вы вежливы, вы книжечку вернёте

В опрятном, не измазанном и целом переплёте.

И ежели вы вежливы, тому, кто послабее,

Вы будете защитником, пред сильным не робея.

Знал одного ребёнка я.

Гулял он с важной нянею.

Она давала тонкое ребёнку воспитание.

Был вежлив этот мальчик

И, право, очень мил

Отняв у младших мячик,

Он их благодарил, «Спасибо!» - говорил.

Нет ежели вы вежливы, то вы благодарите,

Но мячика у мальчика без спросу не берите!

И на последок доскажите словечко:

И во Франции и в Дании на прощание говорят... (до свидания).

Спасибо за урок!

Молодцы, большинство из вас понимают, что значит быть вежливым человеком. К этому надо стремиться.

О че поговорим на следующем кл. часу?

Ребята, наш разговор подошел к концу.
вежливые, добрые люди они как солнышки, а те, кто не пользуются «волшебными словами, они ходят грустные, как эта тучка. А вы бы хотели быть солнышками или тучками?


:
- закрепить и углубить знания учащихся о вежливости, учить детей употреблять различные словесные формы вежливости;
- прививать детям этические нормы поведения.

1. Вступление «Что значит вежливый человек?» (слайд 1,2) Приложение

Вежливость – это умение деликатно, предупредительно относится к окружающим нас людям. Умение вести себя в зависимости от требований и сложившейся конкретной обстановки.

С первых лет жизни ребёнку необходимо прививать навыки вежливого поведения. Учить его доброте, умению осознавать свои поступки, различию меж тем, «что такое хорошо, и что такое плохо».

2. Представление жюри.

3. Представление команд (3 команды по 6-7 человек)

4. Урок 1. «Зачем быть вежливым?» (слайд 3)

Только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся чаще всего по-доброму.
Только такого человека все любят и уважают. И у него есть верные и надёжные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно.
А, впрочем, вежливому, хорошо воспитанному человеку и некогда скучать. Вежливый человек всегда помогает маме и бабушке приготовить завтрак и накрыть на стол, убрать в квартире, полить цветы, накормить кошку и рыб.
Вежливый человек всегда заботится о близких и друзьях, готов помочь им. И это очень правильно. Ведь если хорошо разобраться, все люди на белом свете помогают друг другу.

5. Игра-разминка «Кто знает больше вежливых слов?» (по 1 баллу за каждое слово ; команды по очереди называют слова) (слайд 4, 5)


6. Домашнее задание (макс-5 баллов ; команды заранее получают стихотворения, которые они должны обыграть)

1) Шёл трамвай 10-й номер

По бульварному кольцу,

В нём сидело и стояло

Сто пятнадцать человек.

Люди входят и выходят,

Продвигаются вперёд,

Пионеру Николаю

Ехать очень хорошо,

Он сидит на лучшем месте –

Возле самого окна.

У него коньки под мышкой,

Он собрался на каток.

Вдруг на пятой остановке,

Опираясь на клюку,

Бабка дряхлая влезает

В переполненный вагон.

Люди входят и выходят,

Продвигаются вперёд,

Николай сидит, скучает,

Бабка рядышком стоит.

Вот вагон остановился

Возле самого катка,

И из этого вагона

Вылезает пионер.

На свободное местечко

Захотелось бабке сесть.

Оглянуться не успела –

Место занято другим.

Пионеру Валентину

Ехать очень хорошо,

Он сидит на лучшем месте,

Возвращается с катка.

Люди входят и выходят,

Продвигаются вперёд,

Валентин сидит, скучает,

Бабка рядышком стоит.

Этот случай про старушку

Можно дольше продолжать,

Но давайте скажем дружно

Старость надо уважать!

Вопросы 1 команде:

Правильно ли мальчики ведут себя в трамвае? (1балл)

Почему фуражка блином?

И расстёгнут воротник?

Кто он, этот ученик?

Вопросы 2 команде:

Как можно назвать такого мальчика?

Каким должен быть внешний вид ученика?

3) Перемена, перемена,

Заливается звонок.

Первый Вова непременно

Выбегает за порог.

Неужели это Вова

Полчаса назад ни слова

У доски сказать не смог.

Не угонишься за Вовой,

Он, гляди, какой бедовый,

Он за пять минут успел

Переделать кучу дел:

Он подставил три подножки

(Ваське, Лёньке и Серёжке),

Проносился кувырком,

На перила сел верхом,

Лихо шлёпнулся с перил,

Подзатыльник получил,

Сходу дал кому-то сдачи,

Попросил списать задачи,

Словом, сделал всё, что мог,

Ну а тут…опять звонок?

Вова в класс плетётся снова,

Бедный, нет лица на нём.

«Ничего, – вздыхает Вова.

– На уроке отдохнём!»

Вопросы 3 команде:

Правильно ли Вова ведёт себя на перемене? (1балл)

Как нужно вести себя на перемене? (1 балл)

7. Игра-ситуация (задание 1-ой команде) «Вы в театре» (1 мальчик, 1 девочка)

DIV_ADBLOCK122">

вести себя в обществе.

7. Михалкова для детей «Что такое хорошо,

и что такое…»

8. Так мы благодарим человека за оказанную услугу.

9. Так нужно говорить, когда перед кем-то

извиняешься.

10. Так называют мужчину (или мальчика), который

очень внимательно относится к женщинам.

10. 1-я команда показывает игру-ситуацию «Вы в театре»

Разбор ошибок.

«Узелки на память» (слайд 6, 7, 8)

1. Пожалуйста, не забывайте здороваться со знакомыми людьми. При этом мужчина (или тот, кто младше) должен первым произнести приветственные слова. А женщина (или тот, кто старше) должна первой протянуть руку. Мужчина, приветствуя человека издали, может чуть приподнять шляпу.

2. Некрасиво, здороваясь, протягивать руку в перчатке.

3. Войдя в дом, или в кабинет к кому-нибудь, нужно поздороваться с хозяином. Войдя в помещение, мужчины (и дети) должны снимать шапки (исключение только магазины). А в кино и в театре головные уборы должны снимать и женщины.

4. В кино или в театре, когда нам требуется пройти на своё место мимо уже сидящих в нашем ряду зрителей, необходимо извиниться перед ними. И (обязательно) проходить лицом, а не спиной к ним.

5. В транспорте вежливый мужчина (если только он не инвалид или не слишком стар) обязательно уступит место женщине. Тем более пожилой.

6. В гостях, на собрании или в любом другом помещении мужчине принято садиться в том случае, когда уже сидит женщина. Чрезвычайно невежливо, когда мужчина, сидя, разговаривает со стоящей перед ним женщиной.

11. Подведение итогов конкурса рисунков.

12. Урок 2. «Как вести себя с папой, мамой, бабушкой и дедушкой» (слайд 9)

Человек недобрый не может пользоваться уважением в семье, в обществе. Человеческая доброта является первоосновой взаимоотношений между людьми, главной составляющей этикета воспитанного человека.

Говорят, если ты хочешь, чтобы к тебе хорошо относились, то и сам должен относиться к людям так, как желаешь, чтобы относились к тебе. Несложная мысль сама по себе, но очень точная. Требовать от другого можно только то, что ты способен ему дать и даешь сам. Забывать эту немудреную истину не следует нигде и никогда. К сожалению, ее забывают. Особенно дома, в отношениях с близкими родственниками, семейных отношениях.

В отношениях с родителями важно помнить: как вы сейчас относитесь к ним, так, спустя годы, к вам будут относиться ваши дети, ведь они все видят, запоминают. Хотя, конечно, предпочтение родителям во всех ситуациях отдается вне зависимости от того, есть у вас дети или нет. На торжестве за праздничным столом им уступают самое почетное место, в автомобиле отец и мать садятся сзади.

13. Игра-ситуация (задание 2-ой команде) «Пришли гости» (2 мальчика, 1 девочка)

14. Мини-конкурсы

а) вычистить ботинки (по 1 мальчику)

б) сложить вежливое слово (по 1 девочке)

15. 2-я команда показывает игру-ситуацию «Пришли гости»

Разбор ошибок.

«Азбука вежливости» (слайд 10)

1. Будь дисциплинированным и аккуратным. Не трать попусту на капризы и другие глупые дела своё время.

2. По утрам обязательно делай зарядку, чтобы стать сильным и ловким. Вдруг тебе когда-нибудь придётся защищать девочку или слабого малыша от задиры-хулигана? Для этого ты должен быть сильным.

3. Веди себя деликатно, по-доброму со всеми знакомыми и незнакомыми людьми.

4. Всегда уступай своё место в автобусе, трамвае и прочем транспорте людям, которые старше тебя, или которые, ты видишь, устали или больны.

5. Никогда не обманывай своих товарищей и взрослых. Лгут и притворяются чаще всего трусливые люди.

16. Урок 3. «Дом, в котором ты живёшь» (слайд 11)

Мы с вами живем в большой и прекрасной стране России. Мы россияне. И Россия - наша Родина, наш большой общий дом. Но у каждого человека есть свой дом, дом, где живут близ­кие родственники, семья. Надо знать, любить и беречь и общий дом Россию, и свой родной дом.

17. Игра-ситуация (задание 3-ой команде) «Сервировка стола» (2 человека)

18. Мини-конкурсы

а) чистить картошку (по 1 мальчику)

б) пришить пуговицу (по 1 девочке)

19. «Из истории…» (Откуда взялись ложка, вилка…)

Наши предки разламывали пищу и подносили ко рту руками. Но горячую, а тем более жидкую пищу руками не возьмёшь. Значит, нужна ложка. Первые похожие на ложку предметы, найденные археологами, относятся к каменному веку.

Древние египтяне пользовались ложками из камня, дерева, слоновой кости. У древних греков и римлян были бронзовые и серебряные ложки. В средние века серебряными ложками пользовались только богатые люди, а у тех, кто беднее, они были костяными, деревянными, оловянными, жестяными. Может быть, из тех времён, дошёл до нас обычай дарить ребёнку «на зубок» серебряную ложечку.

Нож очень долго был исключительно оружием. Как столовый прибор он вошёл в обиход в XVII веке, но многие и сейчас обходятся за столом без него.

Почему столовый нож имеет закруглённый конец? Ведь резать, особенно мясо, удобнее ножом с острым концом.

Столовые ножи имели острый конец до XVII века, а закруглил их знаменитый кардинал Ришелье – глава католической церкви во Франции. Однажды за столом он заметил, что один из гостей ковыряет в зубах кончиком ножа. На другой же день кардинал приказал своему мажордому отпилить острые концы у всех столовых ножей и закруглить их. Затем новую моду приняла вся Франция, а за ней и весь мир.

Первый человек, который использовал грубое подобие вилки во время еды, жил, наверное, ты­сячи лет назад. Однако вилка, которой мы поль­зуемся за обедом, изобретена совсем недавно.

В качестве вилки, чтобы есть мясо, первобытный человек использовал маленькую раздвоенную ветку. Некоторые авторитетные ученые полагают, что вилка появилась одновременно со стре­лой, и вначале ее использовали как зубочистку.
Привычные нам вилки первоначально исполь­зовались только во время приготовления пищи: ими придерживали мясо, когда его резали. Пер­вые вилки были длинными, с двумя зубцами, их делали из железа, кости, твердого дерева.
Прошло довольно много времени, прежде чем вилки стали использоваться за столом для еды. Еще 300 лет назад вилки были большой редко­стью в Европе. Мы все слыша­ли о великолепном дворе Людовика XIV и о пи­рах в его дворце. А знаете ли вы, что никто из этих элегантных придворных не пользовался вил­ками?

Когда некоторые люди начали есть вилками, остальные подшучивали над их излишней утон­ченностью. Когда одна богатая дама из Венеции в XI веке сделала себе на заказ маленькую золотую вилку, то про нее писали: «Вместо того чтобы есть, как остальные люди, ей приходится резать еду на маленькие кусочки и есть их при помощи двузубой вилки».

Прошло 500 лет, но и в XVI веке в Венеции людей, которые пользовались вилками, все еще высмеивали как чудаков: «В Венеции каждому че­ловеку подают, кроме ножа и ложки, еще и вил­ку, чтобы придерживать мясо, когда режешь его, так как они считают дурным тоном «дотрагиваться до мяса руками».

С XVII века правила поведения за столом стали соответствовать современным. Серебряные вилки распространились по всей Италии. А к концу XVIII века вилка стала просто необходимой в домах культурных людей.

20. 3-я команда показывает игру-ситуацию «Сервировка стола»

Разбор ошибок.

«Правила вежливого поведения» (слайд 12, 13, 14)

1. Ни в коем случае нельзя садиться за стол в шапке.

(Это правило относится и к прекрасному полу)

2. Не следует разговаривать с набитым ртом.

3. Для того чтобы ребёнок привык к порядку и красоте за столом, посуда должна быть всегда чистой и желательно красивой.

4. Всё, что положено на тарелку, нужно съесть. (Поэтому не следует накладывать много еды)

5. Суп едят ложкой. Правой рукой (при этом левая рука лежит на столе, а не на колене). Доедая суп, наклоняют тарелку от себя.

6. Вилкой, без ножа, держа её в правой руке, едят рубленое мясо, овощи, картошку, макаронные изделия.

7. Вилкой, держа её в левой руке, и ножом едят мясо, отрезая от него маленькие кусочки.

8. Бумажные салфетки вставляют в специальную подставку. Матерчатые салфетки кладут возле тарелок.

9. Нарезанный хлеб подаётся на стол в тарелке или хлебнице. Не принято откусывать от целого куска. Удобнее взять кусок хлеба, отломить от него столько, сколько вам требуется.

10. После еды требуется положить вилку и нож рядом в тарелку. (Оставлять недоеденную еду в тарелке неприлично)

11. Торт, пирожное и другие сладости с кремом не нужно брать руками. Их едят маленькой ложечкой.

21. «Экзамен» (слайд 15)

1. Как нужно вести себя за столом? Как пользоваться вилкой, ложкой и ножом?

2. Что нужно сделать, прежде чем войти в чей-то дом или квартиру?

3. Как и с кем нужно здороваться? Какие слова произносятся при прощании?

4. Кто кому должен уступать (в транспорте) место?

5. Нужно ли снимать шапку, когда пришёл в гости, театр или в детскую библиотеку?

6. Можно ли и когда можно разговаривать в кино, театре и других общественных местах?

22. Подведение итогов. Награждение победителей.

Ольга Кунахович
Классный час «Путешествие в страну вежливости»

Внеклассное занятие на тему :

«Путешествие в страну Вежливости »

Цель : Способствовать нравственному развитию личности учащихся.

Задачи :

Познакомить детей с понятием «вежливость » , показать необходимость употребления в речи “вежливых” слов ;

Развивать познавательный интерес, речь детей;

Воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное отношение к людям.

Оборудование : презентация, презентация - Физминутка.

Ход внеклассного занятия.

Здравствуйте, ребята. Сегодня на занятии, мы с вами совершим увлекательное путешествие в одну необычную волшебную страну , которая называется «Страна вежливости » .

Общение начинается с приветствия. Кивок головой, поклон, рукопожатие, поцелуй, простое “добрый день” и “здравствуй”.

Европейцы при приветствии приподнимают шляпу и слегка кланяются. Русские и англичане в качестве приветственного жеста пожимают друг другу руки. Молодой американец приветствует приятеля, хлопая его по спине. Латиноамериканцы обнимаются. Французы целуют друг друга в щеку. Военные отдают честь.

А как приветствуете друг друга вы, ребята?

(Высказывания детей)

И сегодня в этот час я поведу с собою вас.

За полями, за горами есть Волшебная страна .

В ней много разных испытаний и чудес она полна.

Я приглашаю вас в путешествие по волшебной стране Вежливости . Звучит песня “Маленькая страна” .

Как вы понимаете, что такое вежливость ? (ответы детей) .

Вежливость - моральное качество человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими. Она включает внимательность, проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, приветливость, деликатность, тактичность, скромность

Слово «вежливость » происходит от старославянского «веже» , то есть «знаток» . Быть вежливым - означает знать , как себя вести.

Продолжаем наше путешествие . Наш лайнер пролетает над городом Думск. Слайд 15

Сейчас мы с вами проведем игру : «Вежливо- невежливо » .

Ваша задача : если вежливо-похлопайте , если невежливо-потопайте .

Поздороваться при встрече….

Толкнуть и не извиниться…

Свистеть, кричать, шуметь в школе….

Уступить место старшим…

Не вставать на обращение учителя…

Помочь подняться по лестнице….

Попрощаться уходя…

Путешествие наше продолжается , и мы пролетаем с вами над Поэтическим морем.

Слайд 17.-23

Игра «Волшебные слова» .

Какие вежливые слова вы знаете ?

(Здравствуйте, желаю удачи, простите, будьте любезны, не стоит благодарности, очень рад, очень приятно, всего вам доброго, не стоит труда, спасибо, пожалуйста и т. д.)

Молодцы! Сколько волшебных слов вы знаете!

Для того чтобы стать вежливыми , мы должны как можно чаще пользоваться этими «волшебными словами» от которых становится теплее и радостнее. Наша поэтическая страничка продолжается . Дети читают стихи :

1 ученик :

Добрый день! – тебе сказали.

Добрый день! – ответил ты.

Как две ниточки связали теплоты и доброты.

2 ученик :

Здравствуйте! – ты скажешь человеку.

Здравствуй! – улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет.

3 ученик :

За что мы говорим “спасибо”?

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы,

Кому сказали, сколько раз.

4 ученик :

Отменить, что ли, слово “пожалуйста”?

Повторяем его поминутно.

Нет, пожалуй, что без “пожалуйста”

Нам становится неуютно.

Слайд 24 Молодцы!

Слайд25 Внимание! Пролетаем остров «Подумай-ка» .

Давайте, ребята, разберем с вами несколько ситуаций.

Слайд 26-28

Продолжается наше путешествие . Проведем с вами физминутку. И так игра «Будь внимательным» . Слайд 29-30.

Путешествие на сказочном лайнере продолжается. Проведем игру «Слово лечит, слово ранит»

Слайд 31-34.

Слайд 35. Стихотворение «Грубость» .

Слайд 36. «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть ».

Слайд 37. Наш самолет приземляется.

Слайд 38. Произносим клятву вежливости .

В заключение нашего занятия, давайте, ребята, еще раз вспомним, о чем мы сегодня говорили? (о доброте, о вежливости )

Я хочу сказать вам на прощанье.

Перед тем, как нам расстаться и уйти всем по домам,

Хочется мне попрощаться, пожелав при этом вам,

Чтобы добрыми вы были, слов волшебных не забыли,

Чтобы добрыми словами говорили вы с друзьями.

Хочу поблагодарить всех ребят за работу на занятии. Спасибо! До свидания.

, Классное руководство

Цели урока:

  • формировать у детей нравственное представление о “вежливости”.
  • воспитывать умение использовать вежливые формы обращения в общении с людьми.
  • воспитывать умение сопоставлять собственное мнение о своих качествах с мнением окружающих людей.

Метод: беседа.

Оборудование: карточки-задания, карточки-понятия.

I. Организационная часть:

1) приветствие;
2) объявление темы и целей урока.

II. Беседа:

1) Чтение рассказа “На катке” Осеевой.

а) работа по рассказу;
б) вывод о понятии “вежливость”.

2) Упражнения на развитии речевых форм вежливого обращения.

- “Исповедальная свеча”.

- “Угадай, каким меня видят”.

Цели: сопоставление самооценки с мнением других людей.

III. Итог урока.

1) обобщение о понятии “вежливость”;

2) благодарность учащихся за работу на уроке;

3) до свидания.

Ход занятия:

Здравствуйте, садитесь. Кто сегодня дежурный? Кого сегодня нет в классе? Спасибо, садитесь.

Сегодня мы с вами проведём беседу на тему: “Вежливость”. Сейчас я зачитаю рассказ, внимательно послушайте и ответьте на такой вопрос:

День был солнечный. Лёд блестел. Народу на катке было мало. Маленькая девочка, смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейки.

Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю.

Витя выделывал различные фокусы - то ехал на одной ноге, то крутился волчком.

Молодец! - крикнул ему один из мальчиков.

Витя стрелой пронёсся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку. Девочка упала. Витя испугался.

Я нечаянно.... - сказал Витя, оттряхнул с её шубки снег.

Ушиблась? Девочка улыбнулась:

Коленку.... Сзади раздался смех.

“На до мной смеются” - подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки.

Эка невидаль - Коленка! Вот плакса - крикнул он проезжая мимо школьников.

Иди к нам! - позвали они.

Витя пошёл к ним. Взявшись за руки, все трое весело заскользили по льду. А девочка сидела на скамейке, тёрла ушибленную коленку и плакала.

Вы прослушали рассказ. Кто же мне ответит на вопрос? У кого какие будут предположения.

Что вы скажете о поведении девочки?

Ребята, по каким качествам можно судить о вежливости человека (вывешиваю на доске таблички со словами).

А кто же скажет: - Что же такое вежливость?

Вежливость - это умение деликатно, предусмотрительно относиться к окружающим людям, умение вести себя в зависимости от требования и сложившейся конкретной обстановки. Умение встретить гостей в доме, уважительно относиться к старшим и к ровесникам.

Значит наше общение и наше поведение невозможно без такого качества как вежливость.

Умение владеть культурой речевого общения - это один из главных секретов доброжелательных отношений между людьми.

Ребята, назовите примеры речевой формы вежливого обращения (здравствуйте, до свидания, будьте так любезны, будьте так добры, извините).Дать слова. И сейчас мы с вами поупражняемся на речевых формах вежливого обращения. Узнаем, умеете ли вежливо обращаться друг к другу.

Я раздам карточки с заданиями. При выполнении задания вы должны использовать вежливые слова (по желанию учащегося).

№ 1 Вы хотите помочь надеть пальто своему товарищу. Как вы это сделаете? №2 К вам позвонил одноклассник, вы чувствуете, что ваш разговор затянулся. Как вы прервёте разговор?

№3 Вы решали задачу и не поняли вопроса этой задачи. Как вы обратитесь за помощью к товарищу?

№4 Вам подарили подарок завёрнутый в большую коробку с бантом, как вы на него отреагируете?

№5 Ваши товарищи позвали вас в кино, но вы не можете с ними пойти, т.к. вы не сделали домашнее задание. Как вы ответите на их предложение?

№6 Вы хотите, чтобы ваш товарищ составил вам компанию в игре в шахматы. Как вы его об этом попросите?

Ну, вот, ребята, вы поупражнялись на вежливое обращение. Ребята, по вашему мнению, кто из выступающих удачно подобрал самые вежливые слова?

Ребята, чтобы познать, на сколько вы вежливы, нужно понаблюдать за своими поступками, речью, т.е. произвести самонаблюдение. После этого, без всяких скидок дать себе самооценку с мнением других людей, но нельзя бояться и игнорировать высказывания окружающих людей к себе.

Ребята, давайте проведём игру, которая позволит вам дать самооценку. Игра называется “Исповедальная свеча”. Послушайте внимательно ход и правила игры:

Вот зажжённая свеча! Любой из вас может сейчас выйти и взять эту свечу в руки. Вы садитесь на стул, спиной к товарищам, поднимаете свечу на уровне глаз, вы будете смотреть только на свечу.

На этот стул может сесть любой, кто возьмёт на себя обязательство отвечать на вопросы откровенно. Остальные ребята будут задавать вопросы, интересующие вас, но вопросы следует задавать не случайные, а такие, которые раскрывали его качества.

Если бы у тебя была волшебная палочка, что бы ты себе изменил (изменил в мире)?

Считаешь ли ты себя вежливым и воспитанным человеком?

Какие “+” качества присуще тебе?

Какие “-” качества присуще тебе?

Были ли случаи когда ты вёл себя неуважительно (не вежливо) к окружающим людям? Много раз?

Какие “+” качества ты предпочитаешь видеть в людях?

Какие “-” качества ты не хотел бы видеть в людях (одноклассниках)?

Что бы ты хотел изменить в отношении со сверстниками, с родителями, с учителями?

Добрый ты человек и.т.д.

Итак, вы узнали многое о своих одноклассниках. Большое им спасибо за участие, за то, что они не побоялись выйти и ответить на неожиданные для них вопросы. Теперь вы можете сделать самооценку своим качествам?

Вы можете не раз сыграть в эту игру со своими родителями, друзьями.

Я хочу предложить вам сыграть ещё в одну игру. Эта игра позволит вам сопоставить самооценку с мнением окружающих. Игра называется: “Угадай, каким меня видят”.

В этой игре участвуют все. Выбирается водящий. Он выходит за дверь на 1 минуту. Водящий должен дать самооценку, т.е. записывает на листочке свои “+” и “-” качества. В это время каждый из оставшихся называет и записывает по одному из “+” или “-” качеств присущее водящему. После чего сопоставляются мнения водящего и мнения участников игры. Наибольшее совпадение позволяют сделать вывод, что человек имеет правильную самооценку.

Большое спасибо за участие в игре. Понравились вам игры?

В ходе урока мы определили насколько вы вежливые и воспитанные люди. Именно к вежливому и воспитанному человеку, окружающие люди относятся по доброму. Только такого человека люди любят и уважают, только к такому человеку тянутся люди.

Итак, попробуйте сформулировать определение: Что такое вежливость? Вежливость - это сумма поступков определяющих внутреннюю культуру человека.

Ребята, наша беседа подходит к концу. Я благодарю вас за активное участие на уроке. До свидания.

Классный час для 1 класса «Школа вежливости»

Цели : ознакомить с этическими нормами поведения; дать представление о вежливом общении; формировать привычку употреблять слова вежливости.

Оборудование: песня «Улыбка», цветик-семицветик, советы- памятки для каждого ученика, таблички с «вежливыми» словами.

Ход классного часа

Звучит песня «Улыбка». Споем ее все вместе.

Вступительное слово учителя

Учитель. Как вы думаете, почему мы начали с песни?

(Выслушиваются высказывания детей.)

А когда не звучит такая песня, помним ли мы, что к другому человеку надо всегда относиться внимательно, сердечно, по-доброму?

Ученики. Не всегда.

Учитель. Как мы называем человека, который никогда об этом не забывает, и потому всякому с ним легко и приятно?

Ученики. Такого человека можно назвать воспитанным.

Учитель. Верно, вежливым, воспитанным. Сегодня и пойдет разговор о вежливости. Ведь это одно из важнейших качеств воспитанного человека.

Вежливость в школе начинается,

Чтобы не кончаться никогда.

Она с годами закрепляется

И остается с человеком навсегда.

Учитель. До XVI века «вежа» означало «знаток», тот, кто знает правила приличия, общепринятые формы выражения доброго отношения к людям. Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Попробуем определить, какие вы знатоки правил вежливости. Для этого поиграем в игру «Вежливо-невежливо». Если вежливо - хлопайте два раза, невежливо - один.

Поздороваться при встрече -

Толкнуть и не извиниться -

Помочь подняться, поднять

упавшие вещи -

Не встать, обращаясь к учителю -

Взять билеты в автобусе -

Не уступить место в транспорте -

Не заметить недовольство мамы -

Учитель. А вы всегда ли в общении с людьми пользуетесь «волшебными» словами? Назовите такие «волшебные» слова. (Дети по очереди называют, учитель вывешивает таблички с «вежливыми» словами.)

Игра «Доскажите словечко»

Слова коротенькие эти

Повсюду слышатся с утра.

Они живут на белом свете.

Запомнить их давно пора.

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого... (спасибо).

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит:... (добрый день).

Если больше есть не в силах

Скажем маме мы... (спасибо).

Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь:... (здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости,

Говорим:... (простите, пожалуйста).

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят... (до свидания).

Нужно знать как дважды два

Все волшебные слова,

В день, пожалуй, раз до ста

Говорю... (пожалуйста).

Товарищи! Твердите

С утра по словарю:

Спасибо, извините,

Позвольте, разрешите,

Я вас благодарю.

Стихи

Что такое «здравствуй»?

Лучшее из слов,

Потому что «здравствуй»

Значит «будь здоров».

Правило запомни.

Знаешь, повтори.

Старшим это слово первым говори.

Вечером расстались,

Встретились с утра,

Значит, слово «здравствуй»

Говорить пора.

Игра «Вежливые прятки»

Выбирается водящий. Его задача - узнать по голосу говорившего. Водящему завязывают глаза. Один из учащихся произносит какое-то слово вежливости: «Здравствуй», «Добрый вечер», «Всего хорошего» и т. д. Задача водящего - узнать ученика по голосу.

Учитель. Попробуем проверить, верно ли, что есть волшебные слова. А для этого поиграем еще в одну игру, которая называется «Волшебный цветик-семицветик».

Игра «Волшебный цветик-семицветик»

Учитель берет самодельный цветок - ромашку и объясняет условия игры: «волшебник» отрывает лепесток и, делая вид, что бросает его, отдает кому-то по своему желанию со словами из известной сказки:

Лети, лети, лепесток

Через запад - на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли

Цветков можно заготовить заранее несколько.

Чтобы дети не ушли в сторону от темы, учитель начинает игру сам, давая себе такое задание. Он может подсказать на ушко первому играющему, какие слова тому или другому ученику лучше сказать. Например: «Извини, Петя, я тебя нечаянно толкнула сегодня, прости, пожалуйста»; «Катя, я была неправа, что не дала тебе сегодня карандаши. Не сердись на меня, я обязательно в следующий раз поделюсь с тобой».

Учитель. А вы заметили, как произносятся «волшебные» слова?

Ученики. Вежливо, с улыбкой.

Учитель. Почему улыбка так украшает произнесенное слово, фразу?

Давайте с вами, ребята, договоримся, что всегда всем окружающим, обращаясь к ним, будем дарить только добрые слова и улыбку. Тогда у каждого будет хорошее настроение.

Игра на внимание «Пожалуйста»

Вот условие игры: по моей просьбе вы исполняете определенные команды. Как я должна вас об этом попросить? Конечно, вежливо. А какие вежливые слова я могу сказать? Договоримся о важном условии: если я не произнесу волшебного слова, то команду вы не выполняете. (Учитель во время игры предлагает самые разные команды.)

Учитель. А теперь устроим конкурс на самого вежливого.

Конкурс «Самый вежливый»

Итак, задачи не на сложенье,

Задачи на правила уважения!

(Можно предложить обсудить ситуации в группах.)

1. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени?» и сделал 3 ошибки, назовите их. (Нельзя кричать, надо говорить спокойно. Надо обратиться к прохожему, извинившись при этом за то, что вы его побеспокоили, и употребить вежливые слова: «Извините, пожалуйста, не могли бы вы сказать, который час?»)

2. Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому -11? (Дорогу уступает тот, кто вежливее.)

Учитель. Ребята! Иногда во время перемены вы затеваете игру, но постепенно, входя в азарт, начинаете бороться. Невинная борьба часто превращается в драку.

Игру во дворе начинают опять,

Мальчишку в игру не хотят принимать.

Запомни, драчун-забияка,

Что это игра, а не драка!

Хорошее дело футбол и хоккей,

Соседей они превращают в друзей,

А в играх с друзьями мы сами

Должны оставаться друзьями.

Да здравствует вежливость и доброта,

Да здравствуют добрые лица!

И пусть тот, кто злится - стыдится!

Настанет, друзья, счастливое время

Наступят чудесные дни -

Ребята приветливы будут со всеми,

Грубить перестанут они.

Не будет мальчишек противных,

Придут золотые года,

И в чистую комнату в грязных ботинках

Не будут входить никогда.

Подует ветер свежий,

Фиалки расцветут.

Исчезнут все невежи,

Навеки пропадут.

Распустятся фиалки,

Зимой придет весна,

И в школьной раздевалке

Наступит тишина.

Пусть грубость исчезнет,

Исчезнет навеки,

Пускай по рецептам врачей

Появится в каждой, в каждой аптеке

Лекарство от грубых детей.

Ребенок вертелся на стуле,

Шумел и ко всем приставал,

Ему прописали пилюли,

Он принял и вежливым стал.

Грубить не будут дети,

Не будут грызть ногтей.

И будут все на свете

Любить таких детей.

Советы на память от волшебного цветика - семицветика

Для тебя, друг, я составил

Десять очень важных правил.

Эти правила просты,

Быстро их запомнишь ты.

Как проснулся - так вставай,

Волю лени не давай!

Лепесток роса умыла,

А тебя умоет мыло!

Понукания не жди,

В школу вовремя иди!

Прежде чем захлопнуть дверь,

Все ли взял с собой - проверь!

В школе, в классе не сори.

Сор увидишь - подбери!

Ты труд другого уважай.

Сам насорил - сам убирай!

Не таскай в кармане мела -

Это, милый мой, не дело!

Будь в одежде аккуратен:

Избегай и дыр, и пятен!

Дома близким не груби;

Малышей жалей, люби;

Знай, хорошие отметки,

Как плоды в саду на ветке;

Чтоб тобой могли гордиться,

Должен много ты трудиться!

Без вежливости человек,

Поверьте, очень мало стоит!

Будь доброжелательным,

Скромным и внимательным!

(Памятку можно отпечатать на лепестках цветка и раздать каждому.)

Учитель. Какие вы молодцы! Теперь вам можно устроить настоящий экзамен. Вы готовы?

Экзамен на вежливого человека

Такая форма для первоклассников очень интересна. Она дает им почувствовать себя большими, серьезными людьми. Вопросы к экзамену хорошо написать на карточках или открытках, по очереди вытаскивать и отвечать на вопросы. Можно придумать призы или специальные карточки или какие-либо знаки. У кого насчитают больше призов, тот и будет самым знающим правила вежливого человека. Можно придумать для награждения медали, грамоты, вымпелы, значки и т. д.

Примерные вопросы для экзамена

1. Что нужно сделать, прежде чем войти в чей- либо дом или квартиру! (Постучать или позвонить.)

2. Какие слова произносят при встрече и прощании?

3. Кто кому должен уступать (в гостях или в транспорте) место?

4. Нужно ли снимать шапку, когда пришел в гости, театр, библиотеку?

5. Если ты съел конфету, что ты сделаешь с фантиком?

6. Почему не нужно рвать цветы в лесу? Почему нельзя ловить жуков и бабочек?

7. Можно ли назвать вежливым того, кто обижает животных?

8. Почему по-настоящему вежливый человек никогда не будет лгать, хвастаться, обижать своих друзей?

Подведение итогов

Учитель. Давайте повторим слова вежливости. Я читаю вам рассказ, а вы вставляете нужное слово хором. Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицу. В трамвай вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова встал и сказал женщине: «Садитесь... (дети хором: «Пожалуйста»). Женщина обрадовалась и сказала Вове:... («Спасибо».) Вдруг трамвай неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сказал:... («Извините, пожалуйста».)

(Рассказ можно продолжить по усмотрению учителя.)

Дополнительный материал

В сказках сказочные герои тоже говорили волшебные слова, чтобы совершить то или другое волшебство. Пусть каждый из вас на время станет персонажем угаданной сказки и произнесет нужные слова.

1. С помощью каких слов можно было сварить в горшочке вкусную сладкую кашу? («Раз, два, три, горшочек, вари!»)

2. Какие слова велела Емеле произносить щука, которую он отпустил обратно в прорубь? («По щучьему веленью, по моему хотенью».)

3. Каким словам научили Буратино лиса Алиса и кот Базилио, утверждая, что они волшебные? («Крекс, фекс, пеке».)

4. С помощью каких слов можно было вызвать Сивку-бурку? («Сивка-бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой!»)

5. В книге писательницы Валентины Осеевой был мальчик по имени Павлик, который узнал волшебное слово. Что это было за слово? («Пожалуйста».)

6. В восточной сказке «Али-баба и сорок разбойников» были волшебные слова, которые могли открыть дверь в пещеру. («Сим- сим, открой дверь!»)

7. В сказке писателя В. Катаева «Дудочка и кувшинчик» волшебная дудочка помогала девочке Жене найти землянику на лесной лужайке. Что для этого надо было сказать? («Дудочка, играй!»)

8. В другой сказке В. Катаева девочке Жене подарили волшебный цветик-семицветик, у которого каждый лепесток мог выполнить любое желание. Какие слова при этом надо было произнести? («Лети-лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели!»)

Из истории слов

Спасибо . Откуда явилось это слово?

В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе Дело, говорили ему:

Спаси вас Бог!

Спаси Бог превратилось в короткое спасибо. Забывать это слово никогда не стоит. Есть даже пословица: «Своего спасиба не жалей!»

А еще говорят

Мама попросила дочку вымыть за собой посуду.

Девочка кое-как сполоснула чашку, а про блюдце и вовсе забыла.

Все? - удивилась мама. - Что ж, спасибо и на том. И принялась перемывать заново.

Да-а, - протянула капризная девочка, - все я делаю за спасибо. Хоть бы конфетку дали.

Спасибо и на том означает: сделано мало, а иногда и плохо, за что не стоит говорить «спасибо».

За спасибо означает: делать что-то за просто так, без вознаграждения. Обычно это говорят с неудовольствием.

Если словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить: «Спасибо!»

Благодарю . Откуда явилось это слово? Благодарность часто выражали и прямым словом «благодарю!».

Оно состоит из двух частей - благо и дарю. Благо, или по-старинному «болого», означало «хорошо», «добро», то есть все доброе и служащее к нашему счастью. Этим добром и желали одарить, а точнее, отдарить человека за его доброе отношение. Вот и получилось всем нам знакомое слово благодарю.

А еще говорят

Бабушка! Хочешь, я тебе нарисую усы - и ты станешь дедушкой?

Нет уж, благодарю! - рассмеялась бабушка.

В данном случае благодарю означает отказ.

Воробья позвали кошки,

Обещали чай и крошки.

Он сказал: «Благодарю!

Я уже сегодня сыт.

Как на когти посмотрю,

Так теряю аппетит!»

Последние материалы раздела:

Английский с носителем языка по skype Занятия английским по скайпу с носителем
Английский с носителем языка по skype Занятия английским по скайпу с носителем

Вы могли слышать о таком замечательном сайте для языкового обмена, как SharedTalk. К сожалению, он закрылся, но его создатель возродил проект в...

Исследовательская работа
Исследовательская работа " Кристаллы" Что называется кристаллом

КРИСТАЛЛЫ И КРИСТАЛЛОГРАФИЯ Кристаллом (от греч. krystallos - "прозрачный лед") вначале называли прозрачный кварц (горный хрусталь),...

«Морские» идиомы на английском языке
«Морские» идиомы на английском языке

“Попридержи коней!” – редкий случай, когда английская идиома переводится на русский слово в слово. Английские идиомы – это интересная,...