Кгту им туполева. Казанский национальный исследовательский технический университет имени А
Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева (тат. А. Н. Туполев исемендәге Казан милли тикшеренү техник университеты), бывший Казанский авиационный институт (КАИ) - образован в 1932 году , статус университета получил в 1992 году . 7 октября 2009 года университет получил новый официальный статус национального исследовательского университета .
История
Проверить информацию. |
В первое время в институте было два отделения: самолётостроительное и аэродинамическое, причем первое создавалось за счет перевода в институт всего контингента студентов, аспирантов и преподавателей аэродинамического отделения КГУ, а второе должно было быть сформировано за счет перевода студентов из других вузов Казани.
Временное исполнение обязанностей директора КАИ по совместительству было возложено на директора КГУ Н-Б. З. Векслина (по совместительству). Заместителем директора по учебной и научной работе стал Н. Г. Четаев , помощник по административно-хозяйственной части М. Н. Попов.
Уже на следующий день после принятия решения об организации института, то есть 6 марта , состоялось совещание руководства КАИ, на котором были намечены первоочередные мероприятия: определены помещения университета, в которых институт начнет свою работу; создана приемная комиссия по отбору кандидатов на самолетостроительное отделение из числа студентов казанских вузов; рассмотрен вопрос о возможности привлечения к работе в институте преподавателей и инженерно-технических работников из других вузов Казани; решено немедленно командировать Н. Г. Четаева в Москву для разработки совместно с Глававиапромом учебного плана и программ, а также для подбора преподавателей специальных дисциплин самолетостроительного отделения.
Помещение новому институту было выделено на углу улиц Чернышевского и Гостинодворской (ныне Кремлевской и Чернышевского).
1. В соответствии с публикацией в «Красной Татарии» от 6 марта 1932 г. постановления ОК ВКП(б), выделить из состава КГУ аэродинамическое отделение, передав его полностью в распоряжение Директора Авиа-Института Глававиапрома после распоряжения Наркомпроса РСФСР.(…) 4. Для обеспечения бесперебойной учебной работы на аэродинамическом отделении (АО) Авиа-Института передать в его пользование помещение, занимаемое АО КГУ в бывшем механическом кабинете (1-й этаж здания бывшей Ректорской квартиры), до полного размещения института в специально отведенном для него здании.
Из-за нехватки места начальнику Главного управления авиапромышленности Баранову П. И. из КАИ была отправлена докладная записка с требованием о содействии в переезде не позже 15 мая в здание бывшего Лесотехнического института на улице Карла Маркса (ныне 1-е здание КНИТУ-КАИ). 8 апреля приказано было передать в КАИ первый поток АО физмата, о чем и гласил протокол заседания при первом директоре КАИ Векслине Нансоне-Бер Залмановиче (по совместительству директор КГУ).
Первыми преподавателями КАИ в апреле 1932 года были зачислены Н. Г. Четаев, П. А. Широков, Е. И. Григорьев, Ю. А. Радциг, Б. М. Столбов, Н. И. Двинянинов, В. Г. Войдинов.
В мае 1932 года был издан приказ об организации первых кафедр института: аэродинамики, строительной механики, математики, теоретической механики, объединенной кафедры общественных дисциплин и кафедры языков.
В июне 1932 года приказом Глававиапрома выпускник Новочеркасского авиационного института С. П. Гудзик был назначен первым директором КАИ. Быстро рос контингент студентов. Если в марте занятия на первых трех курсах начали три группы аэродинамического отделения, то к июлю 1932 года в институте обучалось уже девять групп с общим количеством студентов 202 человека.
В августе 1932 года были проведены первые вступительные экзамены в институт и к 1 сентября число студентов составило около 600 человек.
Профессорско-преподавательский состав пополнялся за счет приглашенных опытных педагогов по физико-математическим и общеинженерным дисциплинам из КГУ, вузов и предприятий Казани и других городов: Н. Г. Чеботарев , Н. Н. Парфентьев, В. А. Яблоков, К. А. Архипов, Х. М. Муштари , И. Г. Малкин, К. П. Персидский, Б. М. Гагаев, А. В. Болгарский, С. Ф. Лебедев , И. Д. Адо, Б. Л. Лаптев, Л. И. Столов и другие.
В 1933 году в институте начали издаваться «Труды КАИ» - сборники научных статей. Первые защиты кандидатских диссертаций также начались в 1933 году. В период до 1941 года кандидатские и докторские диссертации защитили Г. В. Каменков (в будущем ректор ), Х. М. Муштари , И. Г. Малкин и др.
В этом же году наряду с организацией учебного процесса в институте начались работы по проектированию и изготовлению летальных аппаратов.
В 1934 году на основе самолетостроительного и аэродинамического отделений был открыт самолётостроительный факультет, первым деканом которого был К. А. Архипов.
С начала существования института в нём велись и научно-исследовательские работы. В частности Н. Г. Четаевым была создана научная школа общей механики . Развитие данного направления не осталось незамеченным и в 1940 году Четаева переводят в работу в Москву, где в 1944 году он становится директором института Механики АН СССР.
Среди конструкторских разработок можно отметить созданные в 1933-1939 годах в ОКБ КАИ одно- и двухмоторные самолеты , на которых установлены несколько официальных рекордов.
С 1939 года в КАИ функционирует моторостроительный факультет (первый декан - Чусляев А. А.). Заведующим кафедрой авиадвигателей назначили С. В. Румянцева , ставшим впоследствии ректором КАИ, а затем - заместитель министра высшего образования СССР, ректор Университета Дружбы Народов имени Патриса Лумумбы .
Главный фасад Казанской художественной школы на дореволюционной открытке. С 1941 по 2003 годы - второе здание КАИ
Во время Великой Отечественной войны КАИ принял ряд эвакуированных подразделений и лабораторий Института Физики АН СССР, ЦАГИ , (ЛИИ), Научно-исследовательского института ГВФ, а также весь состав . В период с 1941 по 1943 год в стенах КАИ вели работы ведущие учёные-аэродинамики А. А. Дородницын , С. А. Христианович , В. В. Струминский во главе с будущим президентом АН СССР М. В. Келдышем .
В 1945 году в институте была организована кафедра реактивных двигателей - единственная среди вузов страны. Заведующим кафедры был приглашён будущий академик В. П. Глушко , а в числе первых преподавателей стали С. П. Королёв , Г. С. Жирицкий .
Развитие авиации сподвигло к созданию новых факультетов: в 1951 году факультет авиационного приборостроения, (первый декан - В. В. Максимов), в 1952 году - факультет авиационной радиотехники, который вскоре стал крупнейшим в институте (первый декан - В. И. Поповкин).
В середине 1950-х годов получили всесоюзное признание такие научные школы, как устойчивость движения, прочность авиационных конструкций, оптимальные процессы, авиационное двигателестроение, прогрессивные технологические процессы и др. Как результат их работы и признание достижений явилось то, что в 1956 году в КАИ был образован Совет по присуждению учёной степени доктора наук.
С 1958 года начался выпуск новой научной серии журналов «Известия высших учебных заведений ». За направление, «Авиационная техника» отвечающее за авиацию, ответственность была возложена на институт. Выпуск журнала осуществляется и сегодня, при этом журнал распространяется в 30 странах мира, и, в частности, на английском языке издаётся в США как «Soviet Aeronautic».
Развитие информационных технологий сподвигло к открытию факультета вычислительных и управляющих систем (первый декан с 1972 года - Кожевников Ю. В.). В 1973 году институт получил имя выдающегося советского авиаконструктора А. Н. Туполева . В марте 1982 года институт награждён орденом Дружбы народов в честь 50-летнего юбилея учебного заведения.
В годы перестройки институт начал глобальные реорганизационные работы, и в 1987 году впервые в вузах города провёл выборы ректора. Первым альтернативным ректором стал профессор Г. Л. Дегтярёв - к 2012 году - Президент университета.
В 1991 году в институте основан новый факультет управления, экономики, финансов и предпринимательства (первый декан - Т. К. Сиразетдинов).
Процессы реорганизации, начатые в 1980-х годах продолжились и в 1990-х. Так в 1992 году Казанский авиационный институт преобразован в Казанский государственный технический университет (КГТУ). Став техническим университетом, КАИ начал расширять направления и специальности высшего образования. В 1992 году был создан Центр непрерывного образования (ЦНО) - первый директор А. К. Ватолин. В 1995 году в университете был сформирован гуманитарный факультет (первый декан - Д. К. Сабирова), в 2000 году - факультет физико-математической подготовки (первый декан - К. Г. Гараев), в 2003 году - факультет экономической теории и права (декан А. Ш. Хасанова) и факультет психологии и делового администрирования (декан Р. В. Габдреев).
В 1999 году на базе факультетов летательных аппаратов и двигателей летательных аппаратов образован . Первый директор - А. Ф. Дрегалин. Начато использование многоуровневой системы подготовки специалистов: специалист-инженер, бакалавр и магистр .
Дальнейшая реструктуризация привела к тому, что в 2003 году на базе радиотехнического факультета был образован , директор Г. И. Щербаков. Далее сформировались и другие институты: автоматики и электронного приборостроения, технической кибернетики и информатики, инженерно-экономический, социальных технологий, бизнеса и инновационных технологий.
2 сентября 2014 года на основе сотрудничества КНИТУ-КАИ и двух университетов Германии - Технического университета города Ильменау и Университета Отто фон Герике города Магдебург - открылся Германо-российский институт новых технологий (ГРИНТ)(англ. - German-Russian Institute of Advanced Technologies (GRIAT) .
1 сентября 2015 года на базе университета открылся Инженерный лицей КНИТУ-КАИ . Его особенностьо заключается в том, что дети с 7-го по 11-й класс помимо изучения классических школьных предметов получают начальную инженерно-техническую и физико-математическую подготовку. В январе 2016 года на базе МАОУ «Лицей № 121» (Центр образования № 178) при поддержке Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева (КНИТУ-КАИ) открылся "Лицей - инженерный центр" .
Учебные здания
Изначально институт располагался в здании бывшего Лесотехнического института на улице Карла Маркса (ныне 1-е здание КНИТУ-КАИ). Со временем КАИ стало принадлежать восемь кампусов по всей Казани.
Казанская художественная школа. С 1941 по 2003 годы - второе здание КАИ
Вид на вход во 2-е здание КАИ
3-е здание КАИ
4-е здание КАИ
5-е здание КАИ
Ту-144 на территории 6-го здания КАИ (сзади)
Главный вход в 7-е здание КАИ
8-е здание КАИ (Германо-Российский институт новых технологий)
Ректоры
Учебные подразделения
Корпоративный институт
- Институт повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров (ИППК)
- Учебно-инновационный центр «Академия информационных технологий» (УИЦ «АИТ»)
- Центр «Эксперт»
- Учебно-исследовательский центр «Технолог»
- Учебный научно-производственный центр «Энерготех»
- Учебный центр «Автомобили и автомобильное хозяйство» (УИЦ «АиАХ»)
- Учебный центр «Альбатрос»
- Учебно-методический центр «Методолог»
- Центр «Инжэкол-М»
- Учебно-методический центр «Организация производства»
- Образовательный центр «Профессионал»
- Центр дистанционных автоматизированных учебных лабораторий («ЦДАУЛ»)
Центр непрерывного образования
Центр предоставляет услуги повышения квалификации, дополнительного образования и довузовского образования.
Казанский учебно-исследовательский и методический центр (КУИМЦ) для людей с ограниченными возможностями здоровья (по слуху)
В центре люди с ограниченными возможностями здоровья по слуху могут получить образования по техническим специальностям "Радиотехника", "Материаловедение и технологии материалов", "Информатика и вычислительная техника".
Инженерный лицей-интернат КНИТУ-КАИ для одарённых детей
Образовательное учреждение для школьников 5-11 классов с фукнцией проживания на территории.
Для выпускников и их родителей пора выбора будущей профессии и поступление в высшее учебное заведение - это по-настоящему волнительный и невероятно ответственный момент. Для тех, кто так или иначе решил связать свою жизнь с авиацией, КНИТУ-КАИ имени А.Н. Туполева предоставляет широчайшие возможности для осуществления своей мечты. В этой статье мы расскажем о правилах поступления, специальностях вуза и поделимся другой полезной информацией.
О КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева
На сегодняшний день этот вуз считается одним из лучших на территории как Казани, так и всего Татарстана. Его история начинается с 1932 года. Именно тогда Главное управление авиационной промышленности решило создать институт авиации на основе отделения аэродинамики КГУ.
Университет проводит обучение по трем основным программам высшего образования: специалитет, бакалавриат и магистратура. Помимо этого, в стенах КНИТУ-КАИ можно получить еще одно высшее образование, причем одновременно с первым. Также вуз имеет возможность предоставить среднее и дополнительное профессиональное образование. Для тех, кто желает продолжить обучение в университете после окончания магистратуры, существует аспирантура. Немаловажным является и наличие военной кафедры в вузе. Формы обучения стандартные: очная, заочная и комбинированная (очно-заочная). Казанский авиационный институт аккредитирован и имеет лицензию для осуществления своей деятельности.
Образование, полученное в КНИТУ-КАИ, ценится не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Именно поэтому вуз завоевал особую популярность среди других образовательных учреждений технического направления. Чтобы стать студентом КАИ и попасть на бюджетное место, нужно как следует постараться и показать свои знания на высшем уровне. Минимальный проходной балл для поступления в данный вуз увеличивается каждый год.
Специальности
КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева предлагает широкий выбор наиболее перспективных и востребованных направлений не только технических, но и экономических, а также гуманитарных специальностей. На сегодняшний день вуз сотрудничает с авиационными и медицинскими учреждениями, сферой телекоммуникаций, предприятиями, обслуживающими бытовую технику, и некоторыми направлениями народного хозяйства. Основными техническими специальностями (всего их более 21) КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева являются:
- Авиастроение.
- Двигатели внутреннего сгорания.
- Инноватика.
- Техносферная безопасность.
- Наноинженерия.
- Информационная безопасность.
- Лазерная техника и лазерная технология.
- Приборостроение.
- Проектирование авиационных двигателей и энергетических установок.
- Техническая эксплуатация воздушных судов и радиооборудования.
- Самолето- и вертолетостроение.
- Оптические системы связи и т. д.
Правила поступления
Для того чтобы начать обучение в КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева, следует подготовить определенный перечень документов:
- оригинал и ксерокопия паспорта или удостоверения личности абитуриента;
- аттестат об образовании либо его ксерокопия (при зачислении на бюджетные места приоритетными являются абитуриенты, подавшие оригинал аттестата об образовании);
- оригинал и копии документов, являющиеся подтверждением особых прав абитуриента и его индивидуальных достижений в процессе довузовского обучения.
Для иногородних и иностранных абитуриентов
КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева рад принять не только выпускников российских школ, но и иностранных граждан. Специально для них существуют курсы для предварительной подготовки перед поступлением. Мало того, КНИТУ-КАИ оснащен семью зданиями общежитий, расположенных максимально близко к учебным корпусам. К слову, местом для проживания в общежитии обеспечиваются и иногородние студенты нашей страны. Для заселения потребуется справка о зачислении в вуз или студенческий билет, три фотографии формата 3*4, медицинская справка, содержащая информацию о прививках, флюорографии и отсутствии заболеваний. Сам процесс заселения происходит начиная с 27-28 августа.
Кроме учебы
Всем известно, что студенческая пора - одна из самых веселых и запоминающихся на всю жизнь. Потому что именно в этом возрасте можно реализовать все свои возможности благодаря невероятному потенциалу и неуемной энергии. А для того чтобы направить эту энергию в нужное русло, в КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева есть свой огромный спортивный комплекс. В него входят крытый бассейн (который является одним из лучших в Европе), футбольный стадион на полторы тысячи человек и универсальный спортзал площадью более 4000 квадратных метров. За последние несколько лет у вуза сформировались собственные команды по футболу, гандболу, баскетболу и хоккею с шайбой. Все это позволяет с уверенностью заявить, что студенты этого учебного заведения являются самыми спортивными, а потому и самыми здоровыми.
Казанский авиационный институт был образован на базе аэродинамического отделения Казанского государственного университета решением Главного управления авиационной промышленности Наркомата тяжелой промышленности 5 марта 1932 года.
В начале институт состоял из двух отделений: аэродинамического и самолетостроительного, на базе которых в 1934 году был официально открыт самолетостроительный факультет(первый декан? Архипов К. А.).
С первых дней существования института велась интенсивная научно?исследовательская работа. Ее возглавлял Николай Гурьевич Четаев, создавший в стенах института научную школу общей механики. В 1940 году Н. Г. Четаев переведен на работу в Москву на должность зам. директора (с 1944 г.- директор) института Механики АН СССР, в 1943 году был избран членом? корреспондентом АН СССР.
В 1945 году в институте была организована первая в вузах страны кафедра реактивных двигателей, на заведование которой был приглашен будущий академик В. П. Глушко — основоположник отечественного ракетного двигателестроения, в числе первых ее преподавателей были С. П. Королев, впоследствии главный конструктор ракетно — космических систем страны, профессор Г. С. Жирицкий, именем которого назван один из кратеров Луны.
В 1992 году Казанский авиационный институт преобразован в Казанский государственный технический университет (КГТУ). Став техническим университетом, КАИ значительно расширил спектр направлений и специальностей высшего образования.
КГТУ (КАИ) им. А. Н. Туполева сегодня? крупный многоотраслевой учебно — научный комплекс. В составе университета работают 11 филиалов в городах Татарстана и Поволжья: Волжске, Альметьевске, Бугульме, Зеленодольске, Елабуге, Набережных Челнах, Чистополе, Нижнекамске, Заинске, Лениногорске, Вятских Полянах. Сегодня в КГТУ(КАИ) на всех факультетах и в филиалах обучается около 15000 студентов.
В 1992 году был создан Центр Непрерывного образования (ЦНО) — первый директор Ватолин А.К. В структуре ЦНО — Институт повышения квалификации и переподготовки преподавательских кадров (создан в 1994 г., первый директор-Сабирова Д. К.), факультет предвузовской подготовки (создан в 1989г.,первый директор — Одиноков М. Ю.), 25 центров и 4 группы подготовки. Повышение квалификации ведется по 63 программам, получение второго высшего образования — по 9 программам.
В составе научно-исследовательской части университета: НИИ физико-химических процессов, НИЦ проблем прочности, НИЦ прикладной радиоэлектроники, НИИ проблем Светомузыки, более 50 научно-исследовательских лабораторий и студенческих КБ, технопарк.
На базе университета функционируют: Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан, Головной аттестационный центр по сварке для Республики Татарстан, Марий Эл, Чувашии; научно-исследовательский центр CALS-технологий и управления качеством; Региональный инновационный научный центр Республики Татарстан и отделение Агентства Республики Татарстан по поддержке малого предпринимательства; филиал Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства.
В 2001 году на ассоциативной основе был создан Открытый Технический Университет Татарстана. По мимо нашего университета в него вошли Камский политехнический институт, шесть техникумов, шесть НИИ и КБ. Такое содружество позволяет решать ряд важных задач, в частности, реализацию концепции непрерывного образования. Кроме того, у соучредителей открытого университеты более широкие возможности для переподготовки преподавателей и специалистов, повышения их квалификации, решения научно-технических проблем, вопросов трудоустройства выпускников и подбора кадров.
КГТУ-КАИ сегодня крупный учебно-научно-инновационный комплекс, уверенно занимающий место среди лучших технических университетов России.
Лицензия: Серия А № 283523, рег. №9843 от 21 января 2008 г.
Свидетельство о госакредитации: Серия А, № 001152, рег. №9843 от 7 марта 2008 г.
Казанский государственный технический университет имени А. Н. Туполева , бывший Казанский авиационный институт (КАИ) - образован в 1932 году, статус университета получил в 1992 году. 7 октября 2009 года университет получил новый официальный статус национального исследовательского университета.
Университет готовит специалистов по следующим специальностям:
- Институт авиации, наземного транспорта и энергетики
- Материаловедение и технология материалов
- Энергетика теплотехнологий
- Двигатели внутреннего сгорания
- Газотурбинные, паротурбинные установки и двигатели
- Технология машиностроения
- Оборудование и технология сварочного производства
- Конструирование и производство изделий из композиционных материалов
- Самолето- и вертолетостроение
- Авиационные двигатели и энергетические установки
- Техническая эксплуатация ЛА и двигателей
- Ракетные двигатели
- Теплофизика
- Авиационная и ракетно-космическая теплотехника
- Автомобили и автомобильное хозяйство
- Сервис транспортных и технологических машин и оборудования
- Безопасность жизнедеятельности в техносфере
- Защита в чрезвычайных ситуациях
- Менеджмент высоких технологий
- Системы автоматизированного проектирования
- Физико-математический факультет
- Физическая электроника
- Физика
- Факультет автоматики и электронного приборостроения
- Стандартизация и сертификация
- Электрооборудование автомобилей и тракторов
- Электрооборудование летательных аппаратов
- Приборы и системы ориентации, стабилизации и навигации
- Электрооборудование и электрохозяйство предприятий, организаций и учреждений
- Приборостроение
- Авиационные приборы и измерительно-вычислительные комплексы
- Биотехнические и медицинские аппараты и системы
- Оптико-электронные приборы и системы
- Управление и информатика в технических системах
- Инженерная защита окружающей среды
- Управление качеством
- Факультет технической кибернетики и информатики
- Прикладная математика и информатика
- Информационные системы (по каф. АСОиУ)
- Организация и технология защиты информации
- Комплексная защита объектов информации
- Информатика и вычислительная техника (по каф. КС)
- Вычислительные машины, комплексы, системы и сети
- Информационная безопасность телекоммуникационных систем
- Информатика и вычислительная техника (по каф. АСОиУ)
- Автоматизированные системы обработки информации и управления
- Информатика и вычислительная техника (по каф. ПМИ)
- Проектирование и технология электронных средств
- Проектирование и технология электронно-вычислительных средств
- Институт радиоэлектроники и телекоммуникаций (ИРЭТ)
- Технология и предпринимательство
- Физика и техника оптической связи
- Радиотехника
- Проектирование и технология радиоэлектронных средств
- Нанотехнологии в электронике
- Многоканальные телекоммуникационные системы
- Средства связи с подвижными объектами
- Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования
- Бытовая радиоэлектронная аппаратура
- Радиоэлектронные системы
- Инженерно-экономический институт
- Менеджмент
- Экономика
- Коммерция (торговое дело)
- Менеджмент организации
- Прикладная информатика (в экономике)
- Институт социальных технологий
- Менеджмент организации
- Связи с общественностью
- Институт бизнеса и инновационных технологий
- Юриспруденция
- Мировая экономика
- Психология
- Управление персоналом