Календарный план онр 3 уровня. Перспективный план логопедической работы с детьми старшей группы с общим недоразвитием речи
Подготовила учитель - логопед Дерябина Екатерина Александровна
МБДОУ "Детский сад № 32"-КВ г.Стерлитамака
Индивидуальный план работы (I год обучения)
б) подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков _____________________________________________
в) уточнить артикуляцию звуков_______________________________________________________________________
в) учить различать на слух гласные и согласные звуки
г) учить различать согласные по твёрдости-мягкости;
е) учить анализу и синтезу 1-2-сложных слов.
4. Преодоление нарушений слоговой структуры слов _____________________________________________________
6. Формирование грамматического строя речи: учить правильно употреблять _________________________________
7. Развитие связной речи:
а) учить диалогической речи;
Дневник _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Индивидуальный план работы (II год обучения)
с _____________________________________________на 20___ - 20___ год
1. Развитие неречевых процессов:
а) развивать все виды восприятия, внимания, памяти, мышления;
б) развивать общую, мелкую моторику.
в) работать над речевым дыханием, темпом, ритмом, интонационной выразительностью речи.
2. Коррекционная работа по звукопроизношению:
а) путём проведения массажа, артикуляционной гимнастики добиться полноты, чёткости, переключаемости движений органов речевого аппарата.
б) подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков ________________________________________________
в) уточнить артикуляцию звуков__________________________________________________________________________
г) автоматизировать поставленные звуки во всех речевых структурах.
д) дифференцировать оппозиционные звуки.
3. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, обучение основам грамоты:
а) учить выделять звуки из ряда звуков, из состава слова;
б) учить подбирать картинки на заданный звук;
в) учить различать на слух гласные и согласные звуки;
г) учить различать согласные по твёрдости-мягкости, звонкости - глухости;
д) учить находить место звука в слове;
е) учить анализу и синтезу 1-2-3 сложных слов;
ж) обучать печатанию букв, слогов, слов и предложений.
4. Преодоление нарушений слоговой структуры слов ________________________________________________________
5. Расширение и активизация словаря.
6. Формирование грамматического строя речи: учить правильно употреблять ___________________________________
7. Развитие связной речи:
а) учить диалогической речи;
б) учить подробному пересказу.
в) учить составлению описательного рассказа, рассказа по серии сюжетных картин, по картине, рассказа по теме.
г) обучать рассказыванию с элементами творчества.
Дневник ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
План составлен в соответствии с программой Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи.» и «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Фронтальные занятия проводятся с учетом методических рекомендаций О.С. Гомзяк «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» «Говорим правильно в 5-6 лет ».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Перспективный план логопедической работы с детьми старшей группы
с общим недоразвитием речи.
2012 – 2013 учебный год
Учитель-логопед: Полянина Е.И.
Список детей:
Ф.И.О. ребенка | Дата рождения | Адрес | Речевое заключение |
|
Пояснительная записка
Настоящий план составлен в соответствии с программой Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи.» и «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Фронтальные занятия проводятся с учетом методических рекомендаций О.С. Гомзяк «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» «Говорим правильно в 5-6 лет ».
Коррекционную работу, рассчитанную на 33 недели, условно можно разделить на 3 периода:
Первый период обучения: сентябрь, октябрь, ноябрь
Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю, по формированию звукопроизношения - 1 раз в неделю.
* развитие понимания устной речи: умение вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков, понимание обобщающего значения слов;
* подготовку к овладению диалогической формой общения;
* практическое усвоение некоторых способов словообразования - с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы-);
* усвоение притяжательных местоимений «мой - моя» в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах;
* овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке
* усвоение навыка составления короткого рассказа.
* закрепление правильного произношения звуков;
Отработка звуков проводится таким образом, чтобы к моменту изучения каждого звука на фронтальном занятии (II и III период) все дети умели его правильно артикулировать. Лексический материал насыщается изучаемым звуком.
Второй период обучения - декабрь, январь, февраль, март
Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка проводятся 1 раз в неделю: по формированию звукопроизношения - 1 раз в неделю, по развитию связной речи – 1 раз в неделю.
* уточнение представления детей об основных цветах и их оттенках, овладение соответствующими обозначениями;
* практическое образование относительных прилагательных со значением соотнесенности к продуктам питания («яблочный»), растениям («дубовый»), различным материалам («кирпичный», «каменный» и т.д.);
* различение и выделение в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам «какой-какая-какое?»; формирование ориентировки на совпадение окончания вопросительного слова и прилагательного; усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе;
* упражнения в составлении сначала двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов («лежи» - «лежит» - «лежу»), изменение формы глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного (и множественного) числа: «идет» - «иду» - «идешь» - «идем»;
* употребление предлогов «на, под, в, из», обозначающих пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных; совершенствование навыка ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации);
* закрепление навыка построения предложений; распространение предложений путем введения однородных членов; первоначальное усвоение наиболее доступных конструкций сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;
* составление коротких рассказов по картине, серии картин, рассказов-описаний, пересказов.
На фронтальных занятиях по формированию звуковой стороны речи осуществляются:
* закрепление правильного произношения звуков, уточненных на индивидуальных занятиях первого периода;
* постановка и автоматизация отсутствующих и коррекция искаженно произносимых звуков;
* дальнейшее усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава;
* формирование фонематического восприятия на основе четкого различения звуков по признакам: глухость - звонкость; твердость - мягкость;
* восприятие готовности к первоначальным навыкам звукового анализа и синтеза.
Третий период - апрель, май, июнь
Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю.
* закрепление навыков употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий (»выехал» - «подъехал» - «въехал» - «съехал» и т.п.);
* закрепление навыка образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов (ов, ин, ев, ан, ян);
* образование наиболее употребительных притяжательных прилагательных («волчий», «лисий»);
* образование прилагательных, имеющих ласкательное значение, с использованием суффиксов: еньк - оньк;
* усвоение наиболее доступных антонимических отношений между словами" («добрый» - «злой» и т.п.);
* уточнение значений обобщающих слов;
* формирование практического навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже:
* расширение значения предлогов: «к» употребление с дательным, «от» - с родительным падежом, «с - со» - с винительным и творительным падежом;
* отработка словосочетаний с названными предлогами в соответствующих падежах;
* составление разных типов предложений:
а) простых распространенных из 5-7 слов с предварительной отработкой элементов структуры предложения (отдельных словосочетаний);
б) предложений с противительным союзом «а» в облегченном варианте («сначала надо нарисовать дом, а потом его раскрасить»),с противительным союзом «или»;
в) сложноподчиненных предложений с придаточными причины (потому что), с дополнительными придаточными, выражающими желательность или нежелательность действия (я. хочу, чтобы..);
* преобразование предложений путем изменения главного члена предложения, времени действия к моменту речи, залога («встретил брата» - «встретился с братом»); изменением вида глагола («мальчик писал письмо» - «мальчик написал письмо»);
* умение определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи («два» - «три» - «четыре»);
* умение выделять предлог как отдельное служебное слово;
* закрепление навыка составления рассказов по картине и серии картин с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа и т.п.).
фронтальные занятия по формированию звуковой стороны речи проводятся 1 раза в неделю:
1. усвоение звуков, в твердом и мягком звучании в прямом слоге;
2. дифференциацию звуков по участию голоса (с-з), по твердости-мягкости (л-л,), (т-т,), по месту образования (с-ш);
3. овладение навыком звукового анализа и синтеза прямого и обратного слова (ас - са), односложных слов типа «суп».
Месяц | Лексическая тема | Формирование фонетической стороны речи | Лексико-грамматический строй речи | Связная речь |
Сентябрь | Детский сад | Закрепление умения согласовывать существительные с притяжательными местоимениями мой, моя . Отработка падежных окончаний имён существительных единственного числа. | Пересказ рассказа «В раздевалке», составленного по демонстрируемым действиям. |
|
Игрушки | Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках | Отработка падежных окончаний имён существительных единственного числа. Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число. | Составление рассказа « Как мы играли» по демонстрируемым действиям. |
|
Октябрь | Осень. | Звук и буква У. | Отработка падежных окончаний и образование множественного числа существительных. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. | Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» с использованием фланелеграфа или магнитной доски |
Овощи. | Звук и буква А. | Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. Образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами –ик-, -чик-, -ечк, -очк-, -еньк-, -оньк- по теме. | Пересказ описательного рассказа об овощах с опорой на схему. |
|
Фрукты. | Звуки У-А. | Согласование существительных с притяжательными местоимениями
мой, моя, моё, мои.
Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. | Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему. |
|
Сад- огород. | Звук и буква П. | Согласование существительных с прилагательными и глаголами, закрепление употребления в речи простых предлогов: на - с, в - из. | Пересказ рассказа « Богатый урожай» с использованием серии сюжетных картин. |
|
Ноябрь | Лес. Грибы, ягоды, деревья. | Звук и буква О. | Согласование имён числительных два и пять с существительными; упражнение в употреблении формы множественного числа имён существительных в родительном падеже (яблок, чашек, платьев и т.д.) | Пересказ рассказа Я. Тайца « По ягоды» с использованием предметных картинок. |
Перелетные птицы | Звук и буква И. | Образование и употребление приставочных глаголов. Закрепление употребления в речи простых предлогов: на - с, в – из ; упражнять детей в умении образовывать уменьшительно- ласкательную форму имён существительных. | Пересказ адаптированного рассказа Л. Воронковой «Лебеди» с использованием сюжетных картин. |
|
Одежда. | Звук и буква М. | Упражнение в образовании существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами –ик-, -чик-, -ечк, -очк-, -еньк-, -оньк-; формирование умения согласовывать числительные два, две с существительными. | Составление описательного рассказа об одежде с опорой на схему. |
|
Обувь, одежда, головные уборы. | Звук и буква Н. | Формирование умения согласовывать глаголы с существительными единственного и множественного числа ( яблоко растёт, яблоки растут
); упражнение детей в умении подбирать слова противоположные по значению. | Составление рассказа «Как солнышко ботинок нашло» по серии сюжетных картинок. |
|
Ателье. | Звук и буква Т. | Учить образовывать прилагательные от существительных; закреплять умение
согласовывать числительные
два и пять
с существительными. | Пересказ адаптированного рассказа Н. Носова « Заплатка» с использованием предметных картинок. |
|
Декабрь | Зима. Зимние забавы. | Звук Ть. Буква Т | Закреплять умение употреблять предлоги движения в, из, от, по, к; учить подбирать родственные слова; учить образовывать глаголы прошедшего времени. | Пересказ рассказа « Общая горка», составленного по картине с проблемным сюжетом. |
Мебель. Части мебели. | Звук и буква К. | Развивать умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; Учить подбирать глаголы к существительным по теме; закреплять навык употребления существительных в родительном падеже. | Пересказ русской народной сказки « Три медведя» с элементами драматизации. |
|
Семья. | Звук Кь. Буква К. | Учить подбирать противоположные по значению слова; закреплять знания о родственных связях; развивать понимание логико- грамматических конструкций. | Составление рассказа « Семейный ужин» по серии сюжетных картин (с элементами творчества). |
|
Новогодний праздник | Звуки Кь - К. Буква К. | Закреплять умение подбирать прилагательные к существительным; упражнять в употреблении предлога
без
и имён существительных в различных падежах. | Составление рассказа «Новый год на пороге» по серии сюжетных картин с продолжением сюжета. |
|
Январь | Зимующие птицы. | Звук и буква Б. | Учить образовывать глаголы и закреплять знания детей о голосах птиц; учить образовывать прилагательные и существительные с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов; закреплять употребление существительных в именительном и родительном падежах множественного числа. | Составление описательного рассказа о зимних птицах с использованием схемы |
Дикие животные зимой. | Звук Бь. Буква Б. | Обучать образованию притяжательных прилагательных; закреплять практическое употребление в речи простых предлогов: на, с, под, над, за. | Пересказ рассказа Е. Чарушина « Кто как живёт: заяц, белка, волк» (пересказ близкий к тексту). |
|
Февраль | Почта | Звук и буква Э. | Закреплять умение согласовывать числительные два и пять с существительными; учить согласовывать существительные с глаголами единственного и множественного числа. | Пересказ рассказа « Как мы общаемся», составленного по сюжетным картина. |
Транспорт | Звуки Г - Гь. Буква Г. | Обучать образованию приставочных глаголов движения; закреплять умение употреблять имена существительные в форме косвенного падежа. | Пересказ рассказа Г. Цыферова «Паровозик» с использованием опорных предметных картинок. |
|
Комнатные растения. | Звук Ль. Буква Л. | Учить употреблять глаголы в прошедшем времени; закреплять умение подбирать сходные и противоположные по значению слова; учить выделять из текста однокоренные слова. | Составление рассказа по сюжетной картинке « В живом уголке». |
|
Наша армия. | Звук и буква Ы. | Обучать образованию прилагательных от существительных; закреплять умение согласовывать числительные два и пять с существительными. | Пересказ рассказа Л Кассиля « Сестра». |
|
Март | Весна. День рождения весны. | Звук и буква С. | Упражнять в образовании и практическом использовании в речи притяжательных и относительных прилагательных; учить классифицировать времена года; отрабатывать падежные окончания имён существительных единственного и множественного числа. | Составление рассказа « Заяц и морковка» по серии сюжетных картин. |
Звук Сь. Буква С. | Учить преобразовывать имена существительные мужского рода в имена существительные женского рода; упражнять в подборе родственных слов; упражнять в подборе признаков к предметам. | Составление описательного рассказа о маме по собственному рисунку. |
||
Профессии. | Звук и буква Ш | Учить называть профессии по месту работы или роду занятия; закреплять употребление существительных в творительном падеже; упражнять в образовании существительных множественного числа родительного падежа. | Составление описательного рассказа о профессиях с использованием схемы. |
|
Наша пища. | Звуки С – Ш. | Упражнять в употреблении различных форм имени существительного; закреплять навык правильного использования в речи простых и сложных предлогов. | Пересказ – инсценировка сказки « Колосок» с использованием серии сюжетных картин. |
|
Апрель | Откуда хлеб пришёл? | Звуки Х – Хь. Буква Х. | Учить подбирать синонимы и однокоренные слова; закреплять знания о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве. | Пересказ рассказа « Откуда хлеб пришёл», составленного по серии сюжетных картин. |
Посуда. | Звуки В – Вь. Буква В. | Учить подбирать антонимы к прилагательным и глаголам; упражнять в образовании прилагательных от существительных и давать понятие о материалах, из которых делают предметы посуды. | Пересказ рассказа Е. пермяка « Как Маша стала большой». |
|
Мой дом. | Звук и буква З. | Учить образовывать сложные слова; закреплять умение составлять предложения с предлогами. | Составление рассказа по сюжетной картине « Один дома» с придумыванием начала рассказа. |
|
Домашние животные и их детёныши. | Звук Зь. Буква З. | Учить образовывать сложные слова; учить образовывать притяжательные прилагательные; расширять словарь антонимов; развивать навыки словообразования и словоизменения. | Пересказ рассказа Л.Толстого « Котёнок». |
|
Май | Наша страна. Мой родной край. | Звук и буква Ж. | Познакомить детей с флагом, гимном и гербом России; учить образовывать прилагательные от существительных; развивать умение согласовывать слова в предложениях. | Составление рассказа « Граница Родины – на замке» по серии сюжетных картин. |
Человек. | Звуки З – Ж. | Учить дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида, образовывать возвратные глаголы; закреплять умение образовывать существительные с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов; развивать словарь антонимов. | Пересказ басни Л. Толстого « Старый дед и внучек». |
|
Насекомые. | Звуки Д – Дь. Буква Д. | Учить преобразовывать глаголы единственного числа в множественное число; развивать умение употреблять существительные в форме родительного падежа множественного числа. | Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы. |
|
Лето. | Звуки Ф – Фь. Буква Ф. | Учить образовывать и употреблять прилагательные в сравнительной степени; закреплять умение образовывать глаголы в прошедшем времени; развивать словарь синонимов. | Составление рассказа «Лето красное пришло» по сюжетной картине |
Список литературы:
1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи.» (М.: Минестерство образования РСФСР,1991.)
2. Гомзяк О.С. «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» «Говорим правильно в 5-6 лет ».(М.: 2009г.)
3. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей.» (М.: Альфа, 1993.)
6. Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР» (СПб.: «Детство-пресс», 2001.)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Методическая разработка организации коррекционной работы: «Примерное перспективное планирование коррекционно-развивающей деятельности с детьми 1 уровня ОНР».
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1. ОБЗОРНО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕН-НОСТЕЙ ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С 1 УРОВ-НЕМ ОНР В РАБОТАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПЕДА-ГОГОВ И ПСИХОЛОГОВ ………………......................................................4
1.1.Теоретическое обоснование, актуальность …………………………………4 1.2.Цель и задачи методической разработки ……………………………… 1.3. Речевая активность детей 1 уровня ОНР: изучение вопроса в работах отечественных и зарубежных ученых………………………….. ……………. 1.4. Психологические особенности детей 1 уровня ОНР …….........................8
РАЗДЕЛ 2. ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ………………………….. РАЗДЕЛ 3.ПЕРЕЧЕНЬ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ……………………………….. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………
ВВЕДЕНИЕ.
Образование всегда подчинено интересам государства и выполняет его социальный заказ. Интересы развития социума требуют формирования гар-монично развитой личности, умеющей свободно общаться, приобретая и реализуя полученные знания, способной самостоятельно принимать решения, реализовывать природные возможности. Для реализации поставленных об-ществом задач был принят Государственный образовательный стандарт дош-кольного образования ДНР, направленный на поддержку разнообразия дет-ства, сохранения его самоценности и уникальности, формирование компе-тентной личности, способной устанавливать гармоничные отношения с ок-ружающими людьми и миром в целом
Звук [А]
Познакомить со звуком [А] и его характеристикой с опорой на артикуляцию и понятием «гласный звук».
Формировать фонематическое восприятие и воспроизведение звука в слогах, словах
- Уточнить, расширить и активизировать предметный словарь, глагольный словари и словарь признаков по теме
- Закрепить в речи названия зимних месяцев
- Обогащать словарный запас, учить подбирать прилагательные к заданному существительному (игра «Какая?Какой?»)
- Учить подбирать слова действие (Снег (что делает?)
- Образование слова при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов
- Учить подбирать слова-родственники к заданному слову
- Образование существительных во множественном числе
- Образование родительного падежа единственного числа (игра «Есть-нет»)
Составление предложений о приметах времен года по сюжетным картинкам
Составление рассказа о приметах зимы с опорой на плен из рисунков-пиктограмм
декабрь
Город мастеров (Ремесла Южного Урала)
Звук [У]
Звук [У]
Познакомить со звуком [У] и его характеристикой с опорой на артикуляцию.
Учить выделять ударный гласный звук в начале слова.
1.уточнять, обогащать и активизировать словарь по теме
2. Учить подбирать слова действие (учитель что делает?)
- Закреплять умение употреблять существительное в форме творительного падежа (игра «Кто чем управляет?»
- Развивать грамматический строй речи, словообразование: учить пониманию и толкованию сложных слов
- Учить употреблению дательного падежа существительных, образованию относительных прилагательных (игра «Кому что нужно?»)
Учить детей составлять рассказы о различных профессиях по рисуночному плану
Декабрь
Здоровей-ка (одежда, обувь, головные уборы)
Звуки [А]-[У]
Звук [И]
Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков (АУ, УА)
Познакомить со звуком [И] и его акустико-артикуляционной характеристикой. Закрепить звук в слогах, словах, предложениях.
Закрепить понятия «слово», «гласный звук».
- Активизировать, расширять и уточнять словарный запас по теме «Одежда, обувь, головные уборы»
- Активизация словарного запаса существительных, закреплять формы винительного падежа существительных
- Активизация глагольного словаря (игра «Кто что делает?»)
- Употребление родительного падежа существительных во множественном числе
- Согласование существительных с притяжательными местоимениями
- Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов
- Образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными (игра «На швейной фабрике»)
Составление описательного рассказа по схеме
Декабрь
Новогодний калейдоскоп (зимние забавы)
Звук [И]
Звуки [А]-[У]-[И]
Закрепить звук в слогах, словах, предложениях.
Закрепить понятия «слово», «гласный звук».
Учить давать сравнительную характеристику звукам, подбирать слова (картинки) на заданный звук.
Учить выделять звук из состава слогов, слов (ударный звук в начале слогов, слов).
- Объяснить значение пословиц
- Образование мн.ч. существительных
- Закреплять умение правильно строить предложение
- Пересказ текста «Поезд»
Декабрь
Новогодний калейдоскоп (елка)
Звук [О]
(2 Занятия)
Познакомить со звуком [О] и его характеристикой с опорой на артикуляцию.
Формировать фонематическое восприятие и воспроизведение звука в слогах, словах.
Развивать умения выделять ударный гласный звук в начале слова.
- Уточнить, расширить и активизировать предметный словарь, глагольный словарь и словарь признаков по теме
- Объяснить значение пословиц
- Подбор прилагательных к существительным (игра «назови какие»
- Учить детей подбору родственных слов
- Согласование числительных с существительными
- Образование множественного числа существительных
- Образование сущ. с умен.-ласк. суф-ми.
- Учить составлять предложения
- Пересказ текста «елка»
28.12-10.01 Рождественские каникулы
Январь
В гостях у сказки (инструменты)
Звуки [А]-[У]-[И]-[О]
Звук [М]
Определение в словах первого и последнего гласных в звуков, анализ и синтез сочетаний из трех гласных (АУО, ИУО, УОА)
Закрепить понятия «твердый», «согласный»
1.Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Инструменты»
- Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
- Учить образовывать относительные прилагательные от существительных, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже
- Согласование существительных с числительными в единственном числе
- Составление рассказов-описаний инструментов по рисуночному плану
Январь
Этикет (посуда)
Звук [М’]
Звук [Н]
Познакомить со звуком и уточнить правильное произношение.
Закрепить понятие «мягкий согласный»
Развивать фонематические
процессы.
Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение.
Упражнять в анализе обратных слогов (выкладывание слоговых схем).
- Рассказать детям о названиях видов и предметов посуды, материале, из которого она изготовлена, ее необходимости в каждом доме.
- Объяснить значение пословиц, заучивание одной
- Учить подбирать антонимы
- Подбор прилагательных к существительным
- Образование относительных прилагательных
- Образование слов со значением вместилища чего-либо
- Согласование числительных с сущ. в ед.ч.
- Образование множественного числа сущ.
Пересказ текста «Мамина чашка»
Январь
Моя семья
Звук [Н’]
Звуки [М]-[Н]
Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение.
Упражнять выделять звук в начале и в конце слова.
Дифференциация звуков по месту образования в слогах, словах, предложениях.
Развитие навыков звукового анализа
(выделение заданного согласного в слове).
Развивать навык делить слова на слоги.
1. Д/и «Подбери слово» (активизация предметного словаря)
2. Д/и «Узнай по описанию» (активизация предметного словаря)
3. Д/и «Скажи наоборот» (формировать словарь антонимов)
4. Подбери к предмету нужную часть тела (закрепить названия частей тела)
Лепка человека.
5. Покажи действие.
(формирование умения употреблять слова-действия) с опорой на наглядность.
6. отгадывание загадок о частях тела человека с последующим музыкальным сопровождением (активизация словаря по данной теме)
1. Д/и «Назови ласково» (учить образовывать уменьшительно-ласкательные существительные)
2. Про что можно так сказать: «Мой, моя, мои».
(развивать умение образовывать притяжательные местоимения)
3. Д/и «Один – много» (образовывать существительные множественного числа)
4. Д/и «Два, две» (правильному употреблению числительных «два» и «две»)
5. Д/и «Расскажи о себе» с опорой на наглядность (формирование умения согласовывать слова-действия в наст. вр. с местоимениями)
6. Д/и «Что делает, а что сделал, сделала?» с опорой на наглядность (развитие умения употреблять слова-действия в наст., прош., буд. времени)
7. Д/и «Подбери предлог» (активизировать в речи применение предлогов)
8. Д/и «Сосчитай-ка» (формировать умение согласовывать сущ.+числ.)
1. Составление рассказа по серии сюжетных картин «Помощь бабушке » (развитие умения составлять связный, содержательный, законченный рассказ)
3.Чтение, поговорок, чистоговорок (развитие интонационной стороны речи)
4. Чтение худ. литературы.
5. Д/и «Подружи слова» (учить составлять целое предложение из слов)
Февраль
Быть здоровыми хотим (продукты питания)
Звук [Ы]
(2 занятия)
Познакомить со звуком [Ы] и его характеристикой с опорой на артикуляцию.
Выделять звук из ряда других звуков.
Закрепить понятия «слово», «гласный звук».
Развивать слуховое внимание и слуховую память (повторение звуковых рядов и слогов).
1. Уточнить, расширить и активизировать предметный словарь, глагольный словарь и словарь признаков по теме
2. Объяснить значение пословиц, заучивание одной
3. Учить подбирать антонимы
4. Подбор прилагательных к существительным
1. Подбор родственных слов (игра «Подбери родственников»)
2. Согласование числительных с существительными (игра «Веселый счет»)
3. Образование множественного числа существительных
4. образование притяжательных существительных
Пересказ текста
Февраль
Азбука безопасности (электроприборы)
Звук[П]
Звук[П’]
Познакомить со звуком [П] и его характеристикой с опорой на артикуляционные и акустические признаки
Познакомить с понятием «согласный» и местонахождение звука в конце слов. Учит выделять звук в открытом слоге и в конце слова.
Уточнить артикуляцию и произношение. Усвоить практически понятия Согласный «твердый», «мягкий»
Развивать слуховое внимание и слуховую память (повторить звуковые ряды и слоги, выделение заданного слога).
- расширить и уточнить словарь по теме,
- познакомить с мерами безопасности при пользовании электроприборами
- Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково»
- Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах
- Согласование существительных с числительными 1,2,5ин «один- много»
- Образование существительных в родительном падеже «Скажи со словом "нет"»
- учить составлять предложения по картинкам
- Отгадывание загадок по теме
- Составление рассказа –описания
- Чтение художественной литературы по теме
Наши защитники
Звук [Т]
Звук [Т’]
Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение.
Формировать звуковой анализ обратных слогов (выкладывание слоговых схем).
Формировать фонематическое восприятие и память
(воспроизведение слоговых рядов).
Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение.
Закрепить понятия «слог», «слово»,
«твердый», «мягкий».
Упражнять в анализе слогов.
Упражнять в выделение места звука в лове
Активизировать, обогащать и расширять словарь существительных, глагольный словарь и словарь признаков по теме.
- Подбор родственных слов (игра «Подбери родственников»)
- Согласование числительных с существительными (игра «Веселый счет»)
- Образование множественного числа существительных
Составление предложений и небольших рассказов о людях, которые служат в нашей армии с опорой на рисуночный план.
Маленькие исследователи (насекомые)
Звук [К]
Звук [К’]
Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение.
Учить преобразовывать слоги за счет изменения первого звука:
а) выделение первого звука;
б) замена первого звука на другой.
Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение.
Закрепить понятия «твердый», «мягкий»
Упражнять в преобразовании слогов за счет изменения первого звука.
Активизация, обогащение и уточнение словаря по теме «Насекомые»
- Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже
- Учить правильно употреблять существительные в форме винительного падежа единственного числа
- Учить образовывать существительные с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов
Составление рассказа-описания по схеме
Итого: 44 занятия
III период (март, апрель, май) – 12 недель (в июне – индивидуальная и подгрупповая работа)
Месяц
Дата
Тема занятия
Звуки
Развитие фонетико-фонематической стороны речи
Развитие лексики
Развитие грамматического строя речи
Развитие связной речи
Женский день
Звук [Х]
Звуки [П]-[Т]-[К]-[Х]
Познакомить с односложными и многосложными словами.
Познакомить со звуком и закрепить правильное произношение.
Развитие фонематического представления на основе фонематического восприятия – выделение звука на фоне слога – добавление звука к заданному слогу
Закрепить дифференциацию звуков по месту образованию и звонкости глухости.
Формировать навык различения слов близких по звуковому составу.
Развивать звуковой анализ в слогах
(выкладывание звуковых схем).
Активизировать, обогащать и расширять словарный запас детей