Какие слова произносятся по слогам. Слова по слогам

>>Русский язык: Понятие слога. Деление слова на слоги. Правила переноса

Понятие слога. Деление слова на слоги. Правила переноса.
Звуки в слове объединяются в слоги для удобного произношения.

Слово может состоять из одного, двух, трёх и более слогов. В слове увековечить 5 слогов: увековечить, из которых первый состоит из одного звука, второй, третий и четвёртый - из двух, а пятый - из трёх.

Практика А

1. Продолжите предложения.

Слог - это... . Слова состоят из из... . Слоги состоят... . В слове столько слогов, ... .

2. Ребята, были ли вы на стадионе? Вспомните, какие слова скандируют* зрители? Скажите, можно ли скандировать слова Пас! Гол!

*Скандировать - громко и отчетливо произносить слова, разделяя их на слоги.

3. Прочитайте текст. Выпишите выделенные слова, разбивая на слоги.

Образец : ге-о-лог.

Выдающийся русский геолог и географакадемик Владимир Александрович Обручев каждый рабочий день делил на «три дня».

«Первый день» у него начинался утром и заканчивался к двум часам. Это были самые ценные часы, отведенные для творческой работы.

«Второй день» длился с двух часов до шести. В это Ремя учёный выполнял более лёгкую работу .

«Третий день» продолжался с шести часов до двенадцати. В этот день Обручев занимался чтением , принимал участие в заседаниях. Учёный уверял, что так он удлиняет свою жизнь втрое .
(По Л. Куземченко )

4. Выпишите из текста предыдущего задания по одному слову, состоящему из одного слога, двух, трёх, четырёх и более. Какое слово в данном тексте самое длинное? Из скольких слогов оно состоит?

5. Разгадайте шараду.

Первый слог - название ноты.

Второй слог - тоже название ноты.

Целое слово - овощ, растущий в стручках.

Придумайте свои шарады на слова семья, домино.

6. К данным слогам добавьте ещё по одному, чтобы получилось слово.

Ро-, ра-, му-, са-, се-, -атр, -ла, -ча, -ра, -ма, -ка, -ность, -цы.

Играйте

Составьте последовательность из слов таким образом: двусложное слово открывает ряд слов, в котором последний слог предыдущего является первым слогом следующего. Кто больше?

Образец: мама - Маша - шалун - лунка - ...

Теория Б

Слова при переносе с одной строки на другую можно разрывать, то есть переносить.

Слова переносятся по слогам. Однако не каждую часть слова можно перенести:

1) нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку часть слова, не образующую слога:

нельзя надо
люб-овь лю-бовь;

2) нельзя отрывать одну букву от слова или переносить её, даже если она составляет слог:

нельзя надо
о-динокий оди-нокий
арми-я ар-мия;

3) нельзя переносить на другую строку буквы й, ъ, ь :

нельзя надо
мал-ьчик маль-чик
га-йка гай-ка;

4) нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку двойные согласные:

нельзя надо
ва-нна ван-на .

Практика Б

7. Произнесите вслед за учителем слова по слогам. Затем запишите их, разбивая для переноса. Какие из данных слов перенести нельзя?

Родители, отец, ребенок, сирота, семейство, родные, мать, семья, племянник.

8. Прочитайте шуточное стихотворение. Выпишите слова, которые нельзя перенести с одной строки на другую.

Едва И получил
Я перенёс: За это «кол»*.
е-два Опять
И получил Я перенёс:
За это «два». о-пять .
Укол Теперь, надеюсь,
Я перенёс: Будет «пять»*.
у-кол (А. Шибаев )

*В России действует пятибалльная система оценок: 1, 2, 3, 4, 5. «Кол » (разговорное) - низшая школьная оценка, соответствующая одному баллу, «пять » - высшая оценка.

9. Выпишите выделенные слова, разбивая их для переноса. Объясните правила переноса в каждом случае. В каких из выписанных слов число слогов больше, чем частей слова для переноса?

Ещё когда я был маленький, мне Подарили трёхколёсный велосипед. И я на нём выучился ездить. Довольно скоро я стал делать на велосипеде разные штуки, как весёлые артисты в цирке. Например, я ездил задом наперёд или лёжа на седле и вертя педали какой угодно рукой; ездил, сидя на руле, а то зажмурясь и без рук; ездил со стаканом воды в руке. Словом, наловчился по-всякому. И ребята во дворе называли меня «чемпионом мира и его окрестностей».
(По В. Драгунскому )

Н.Ф.Баладина, К.В. Дегтярёва, С.А. Лебеденко. Русский язык 5 класс

Отослано читателями из интернет-сайтов

Открытый урок русского языка, скачать русский язык, школьный план, рефераты русского языка, всё школьнику для выполнения домашнего задания

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей

Слова делятся на слоги. Слог - это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыха-тельным толчком воздуха.

Ср.: во-да, на-у-ка.

1. В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками.

    Именно гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими.

    Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.

2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный!) или нескольких звуков (в этом случае в слоге кроме гласного есть согласный или группа согласных).

Ободок - о-бо-док; страна - стра-на; ночник - но-чник; миниатюра - ми-ни-а-тю-ра.

3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.

    Открытый слог оканчивается на гласный звук.

    Во-да, стра-на.

    Закрытый слог оканчивается на согласный звук.

    Сон, лай-нер.

    Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова.

    Ср.: но-чник (первый слог открытый, второй - закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий - закрытый).

    В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу!

    Но-чник, по-ддать, ди-ктор.

Обратите внимание!

Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изж ить [иж:ы́т’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить .
Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги!

То же самое можно проследить на примере глагола уезж ать , в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:] ; поэтому деление на слоги будет - у-е-зжать , а деление на части для переноса - уез-жать .

Особенно часто ошибки наблюдаются при выделении слогов у форм глаголов, оканчивающихся на -тся, -ться .

  • Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук [ц] .

  • При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся .

    В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные: [ j ], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’].

    Май -ка, Сонь -ка, со-лом -ка.

Обратите внимание!

При сочетании нескольких согласных в середине слова:

1) Два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу.

О-тт ечь, да-нн ый.

2) Два и более согласных обычно отходят к последующему слогу.

Ша-пк а, ра-вн ый.

Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й ).

Мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка, лай-ка.

4. Деление на слоги часто не совпадает с делением на части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) и с делением слова на части при переносе.

Например, слово рассчитанный делится на морфемы рас-счит-а-нн-ый (рас - приставка, счит - корень; а, нн - суффиксы; ый - окончание).
Это же слово при переносе членится следующим образом: рас-счи-тан-ный .
На слоги слово делится так: ра-ссчи-та-нный .

Правила переноса слов Примеры
1. Как правило, слова переносятся по слогам. Буквы ъ, ь, й от предыдущих букв не отделяются. Разъ -езд, синь -ка, мой -ка.
2. Нельзя переносить или оставлять на cтроке одну букву, даже если она обозначает слог. О бо-док ; слова осень, имя нельзя разделить для переноса.
3. При переносе нельзя отрывать от приставки конечную согласную букву. От -течь, раз -лить.
4. При переносе нельзя отрывать от корня первую согласную букву. По-к ропить, при-к репить.
5. При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строке, а другая переносится. Ран-н ий, тер-р ор, ван-н а.
6. Букву ы после приставки нельзя отрывать от корня, но не следует переносить часть слова, начинающуюся с буквы ы . Разы -скать.

См. слог I; в зн. нареч. Произнося каждый слог отдельно. Читать по слогам. Произнести слово по слогам … Словарь многих выражений

по слогам - Прочти это слово по слогам … Орфографический словарь русского языка

По Слогам - нареч. качеств. обстоят. 1. Произнося слоги раздельно; не бегло (читать, разбирать и т.п.). 2. Употребляется как несогласованное определение. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

по слогам - по слога/м (читать), нареч … Слитно. Раздельно. Через дефис.

СОЛЬМИЗАЦИЯ - (варв. лат.). Пение по изобретенным Гвидо Аретинским шести слогам: ut, re, mi, fa, sol, la. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СОЛЬМИЗАЦИЯ варв. лат. Вообще упражнение в пении, но преимущественно в… … Словарь иностранных слов русского языка

Имена советского происхождения - Имена советского происхождения личные имена, бытующие в языках народов бывшего СССР, например в русском, татарском и украинском … Википедия

Kaizen - Жанры альтернативный металл, playbeat metal, агрессив поп Годы c 2010 Страна … Википедия

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ - обучение чтению и письму Выбор способа. О.г. определяется соотношением между устной и письменной речью, между звуками и буквами Способ О.г. опирается на знания о простейших элементах речи звуках и их обозначении буквами. Обучающийся грамоте… … Российская педагогическая энциклопедия

Всемирный или международный язык - язык (большей частью искусственный, т. е. придуманный одним лицом, не сложившийся естественным путем), на котором все цивилизованные народы могли бы сноситься между собой письменно и устно. Принятием такого языка устранилась бы необходимость для… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

КОЛИ - нареч. когда, в какую пору, в какое время. Коли ты видел его? Вчера. Коли рожь, толи и мера. | союз если, когда, буде. Коли любишь, так скажи. Коли бы, если бы, когда бы. Коли нет, вост. да, конечно, разумеется. Коли нет чай, авось; или можеть… … Толковый словарь Даля

Кукрыниксы - (псевдоним по первым слогам фамилий), творческий коллектив советских графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич (р. 1903), Крылов Порфирий Никитич (р. 1902), Соколов Николай Александрович (р. 1903). Народные художники СССР (1958) … Художественная энциклопедия

Книги

  • Я читаю по слогам , Писарева Елена. Обучающий игровой тренажёр «Я читаю по слогам» – это уникальная система обучения чтению по слогам: от простого слова к сложному. Внутри вы найдёте задания: - подбери слогу пару;-составь слова… Купить за 480 руб
  • Пазлы. Учимся читать по слогам , . Слоговая система обучения чтению ребенка, развивающие карточки и пазлы. «Учимся читать по слогам» - это обучающая и развивающая игра, с помощью которой ваш ребенокнаучится читать и складывать…

Верное прочтение и произнесение отдельных слогов не всегда обеспечивает верное произнесение целых слов, так как далеко не все слова произносятся так же, как пишутся. Вместе с тем, верное прочтение слов требует еще и верной постановки ударения. Поэтому начальное обучение детей чтению слов по слогам предполагает преодоление ряда трудностей:

· Одна и та же буква на письме может фиксировать разные фонемы или разные варианты их звучания в составе слов (например, ударные и безударные гласные, беглые и чередующиеся согласные, глухие согласные в конце слов и т.д.). Например, на конце слова «побег» пишется буква «г», но при этом произносится не звонкая, а глухая фонема.

· В языке отсутствуют взаимно однозначные соответствия звучания (произношения) слов и способов их написания. При этом большое количество слов пишется не так, как произносится. Например, слова: «что», «солнце» и другие.

· Для верного прочтения слова требуется предварительное выделение ударного слога.

Поэтому слитное и верное прочтение (произнесение) слова требует предварительного выполнения ряда действий и операций: а) умения выделять лексические значения прочитываемых слов; б) выделения ударного слога в читаемом слове до его произношения.

Оба указанных умения тесно связаны. В русском языке отсутствует фиксированность постановки ударения на определенном слоге в словах. Поэтому для верной постановки ударения требуется предварительное понимание значения слова. Таким образом, верное слитное произнесение читаемого слова предполагает опережающую ориентировку в составляющих его слогах и установлении его значения . Это достаточно сложная задача, которая не может быть решена сходу. Например, у детей, достаточно хорошо умеющих читать, часто длительно сохраняется нарушение постановки ударений в словах при чтении вслух. Как правило, у таких детей параллельно наблюдаются и дефекты понимания прочитываемого. Период таких ошибок и затруднений – естественный этап в формировании и развитии навыков чтения. С целью возможно более быстрого преодоления таких затруднений необходимо:

Þ Прежде всего, не спешить с отработкой навыка быстрого чтения вслух, так как это может вести к автоматизации навыков неверного проставления ударений в словах, а также к фиксации навыка прочитывания текстов без достаточной ориентировки на значения слов.

Это требование не всегда соблюдается в начальной школе, где до сегодняшнего дня существуют нормативы быстрого чтения. Стремление учителей к достижению таких нормативов может выступать во вред формированию общего умения читать – умения извлекать смысл из прочитываемых текстов.


Формирование предварительной ориентировки в читаемом слове – достаточно сложный процесс, который проходит в своем формировании несколько этапов. Прежде всего, следует отметить, что первоначальное прочтение слов ребенком вслух по слогам является строящейся системой ориентировочных действий и операций, направленных на понимание значения слов и обеспечение последующего их верного, слитного произнесения. Те действия и операции, которые ребенок первоначально выполняет медленно, испытывая затруднения и допуская многочисленные ошибки во время обучения чтению вслух по слогам, и являются действиями развернутой и пока еще внешней ориентировки в содержании прочитываемого . И для того, чтобы судить об эффективности и качестве такой ориентировки, необходимо, чтобы ребенок научился повторно произносить каждое прочитанное по слогам слово и словосочетание, но уже без ошибок, с правильной постановкой ударений и пониманием значений и смыслов читаемого.

Таким образом, сначала ребенок ориентируется «вслух», конструируя из букв звучащие слова и устанавливая их значения, а собственно чтение заключается на этом этапе в повторном осмысленном повторении отдельных прочитанных слов и словосочетаний. Позднее, первоначальное «внешнее ориентировочное» чтение постепенно сокращается, автоматизируется, становится незаметным, внутренним и очень быстрым, а повторное произнесение, которое раньше служило как бы итогом длительной и развернутой предварительной ориентировки (чтения по слогам), приобретает характер плавного, верного и осмысленного чтения вслух.

Если первоначально ориентировка в прочитываемом тексте строится с опорой на внешнее проговаривание слогов и слов, то позднее такая ориентировка начинает выполняться с опорой на проговаривание «про себя». Еще позднее, по мере сокращения и автоматизации такого внутреннего проговаривания, ребенок переходит к выполнению ориентировки с опорой на зрительное восприятие и внутренние сокращенные мыслительные действия и операции. Для выполнения такой ориентировки перестает требоваться сначала внешнее, а позднее и внутреннее проговаривание.

Таким образом, на этапе обучения детей чтению целыми словами и предложениями можно рекомендовать:

Þ На первых этапах чтения слов по слогам предлагать ребенку повторно произносить каждое прочитанное слово слитно с верной постановкой ударения и с верным произнесением слов. На этом этапе важно добиваться того, чтобы ребенок правильно проставлял ударения в словах при их повторном произнесении, а не в момент чтения вслух по слогам.

Þ При достижении ребенком умения верно и без ошибок произносить вслух читаемые слоги с последующим объединением их в слитно и верно произносимые слова, следует переходить к предварительной ориентировке в читаемых словах «про себя». Перед ребенком ставится задача прочитывать слоги, не проговаривая их вслух, а вслед за этим сразу называть целое слово. При этом следует обращать внимание ребенка не на скорость чтения слов, а на их слитное безошибочное произнесение .

В трехсложных словах класса «сын земли» слоги с А и У гласными сочетаются в трех вариантах.

Первый вариант. Начальный слог имеет А гласный и самостоятельно означает землю, остальные два слога озна­чают «сын». В словосочетании слогов со значением «сын» начальный слог полный, с А гласным, конечный - непол­ный. В разных языках встречаются трехсложные слова с окончаниями на ман-мэн, мат-мэт, лат-лэт, сак-сэк, сан- сэн ит. п., которые теоретически имеют значение «сын». Например, сан-сен(сэн) употребляется в различных языках со множеством фонетических вариантов. На татарском от­дельно сан означает «число, численность; внимание, уваже­ние; член, часть тела». В русском сын - «ребенок, дитя муж­ского пола». В т. н. индоевропейских языках более употре­бительны варианты сон, сен, зон. В немецком сон - «ребе­нок, дитя мужского пола». В датском, норвежском сен - по­казатель фамилии. Например, Амунд-сен, Эрик-сен.

Второй вариант. В трехсложных словах первый слог -с У, второй -с А гласными. Слоги УА означают землю. Тре­тий слог со значением «сын» может иметь любой из этих гласных или вовсе не иметь их. Например, немецкое кир­ше -» вишня», татарское киртэ - «изгородь». Многие геогра­фические названия также образованы по этой модели. На­пример, Дунай, или Дунава.

В трехсложном слове первый слог - с А гласным, и он означает землю. Слоги со значением «сын» образованы глас­ными УА. Они бывают трех разновидностей.

Первая разновидность. Первый слог с У гласным. Вто­рой слог неполный, и он состоит из одного гласного А. На­пример, латинское акуа(а-куа) - «вода». В данном случае куа означает «сын». В гавайском «отец» называется маку а (ма-куа), т. е. «сын ма», иначе «муж ма». В языке урабунна «сестра» называется какуа (ка-куа), т. е. «дочь ка».

Вторая разновидность. Слоги со значением «сын земли» полнозвучны. Во многих языках слоги типа кура-кула, гу- ра-гула участвуют в образовании трехсложных «сынов зем­ли». Например, имеются топонимы: в Анголе - Какури (Ка- кури), Словакии - Секуле (Се-куле), Грузии - Батуми (Ба­туми), Заире -Фатума (Фа тума). Латинское аникула (anicula) означает «старушка». Аникула (ани-кула)- «сын матери», т. е. «мать матери». Она и есть «старушка».

Третья разновидность. Сокращенные (без инициальных согласных) и фонетически видоизмененные формы слогов типа кура-кула, слоги у л, ула-уло, улы-уле, ур, урауро, ол, оло и т. д. в значении «сын» имеются во многих языках мира. Укажем некоторые из них.

В грузинском после имени человека присоединяются слоги yp-ул, эл, которые указывают, к какому роду или племени принадлежит носитель имени. Многие тунгусские имена окан­чиваются на ул (уль). Топоним Баулы («Бавлы») в Татар­стане следует разбивать на слоги не как Бау лы, что в пере­воде означает «имеющий веревку», а как Ба-улы, «сын Ба (земли)». В Суксуиском районе Пермской области имеется татарское село Таулы (Та-улы), в Анголе есть город Таула (Та-ула). В Мали текут две реки под названием Бауле (Ба­уле). На территории Берега Слоновой Кости обитает народ, название которого бауле(бауле). По-итальянски бауле (ба­уле; baule)- «небольшой продолговатый дорожный сундук, чемодан, коробка особой круглой формы». «Язык, слово» по-уйгурски называется кайла (ка-ула). В XIII в. Корея называлась Кауле (Ка-уле), столица Южной Кореи назы­вается Сеул (Се-ул). В Чили течет река Мауле (Ма-уле), в Нидерландах есть город Хауле (Ха-уле). В бретонском языке местоимение первого лица в единственном числе «я» - эул (э-ул), в европейском «ад» - шеол (ше ол), бог ветра древ­них греков назывался Эол (Э-ол). В греческом аула (а ула)-двор, крытый передний зал; дворец; подземное царство; улей, клетка, в латинском аула (а ула; aula) - «гор­шок», на татарском аул (а ул) - «село, деревня». Добавим, что на татарском ул, улы означает «сын».

К слогам со значением «вода» («небо») могут присоеди­няться одно- и двусложные «сыновья» точно так же, как они присоединяются к слогам, означающим землю. Думается, что мы достаточно осведомлены об этом. Теперь обратим внимание только на слоги, обозначающие воду (небо). Сло­ва с такими значениями бывают двух видов.

Первый вид. Начальный слог, полный или неполный, с гласным, отдельно означает воду.(небо); конечные два слога имеют значение «сын». Например, в современном алиском «медь» называется куулы (ку-улы), монгольском озеро - нуур (ну-ур), татарском «пыль» - тузан (ту-зан).

В Западной Африке обитает народ, именующий себя диула (ди-ула). В диалекте халакка языка каннада «кукушка» на­зывается кугула (ку-гула).

Второй вид. Слоги, полные или неполные, со значением «вода» («небо») имеют гласные А-А или A-У. Конечный слог, полный или неполный, означает «сын». Например, «земля» на латинском - терра, хеттском - текан, немецком - эрде, русском - земля (произношение - земла). Названия птиц, рыб, деревьев на татарском образованы по этой же модели. Например, балык-рыба, карга - ворона.

На картах Исландии, Швеции, Финляндии находим тер­мины, имеющие по шесть-семь, даже более слогов. Что это за длинные слова? Можно ли понять их значения, не загля­дывая в словари?

Выше мы упомянули, что в названиях рек Исландии име­ются дополнительные слоги, означающие воду. В названиях озер в Швеции также имеются стандартные слоги на конце слов. Например, озера Вастенъяуре, Мавасъяуре. В этих названиях конечное яуре, по-видимому, означает «озеро». Это яуре можно разбивать двояким образом: йа-уре и йау- ре.

Который из них правильнее? Обратимся к другим при­мерам. На татарском «озеро» - кул (ку-л - «воды сын»), монгольском нуур (ну ур - «воды сын») . В Финляндии в названиях озер в конце терминов имеются слоги йар-ви. На­пример, озеро Илисуолиярви. На уровне слогов ар-ви - так­же «сын воды». И шведское йауре, по-видимому, следует расчленять в виде йау-ре. Кстати, дополнительные слоги со значением «вода» в названиях рек Исландии как раз образо­ваны по модели йау. Исландцы, как известно, являются вы­ходцами из Скандинавии.

В татарском и родственных языках на конце названий рек также имеются дополнительные слоги в виде сай, чай, шай со значением «вода». Такие же окончания в виде сай, чай… имеются и в названиях рек Юго-Восточной Азии. На­пример, река Бангсай в Таиланде, река Бангфай в Лаосе.

Дополнительные слоги с дополнительной информацией имеются и в названиях сел и городов. В Германии названия городов часто оканчиваются на стандартные дорф - «село, деревня», штадт, бург - «город».

Все это, вместо взятое, напоминает нам, что любые сло­ва, будь то географические, топонимические и иные терми­ны, могут иметь дополнительные слоги с дополнительной информацией о принадлежности слова-основы к тому или иному разряду лексем.

Лишние слоги

В современных языках не все слова являются, так ска­зать, в чистом виде «сыном земли» или «сыном воды (неба)». В одних случаях из одних слов могут выпадать отдельные элементы, а в других случаях термины могут обрастать но­выми слогами. Как мы видели выше, определять дополни­тельные слоги в топонимических терминах не так сложно. Однако к некоторым словам могут «прилипать» совершенно лишние слоги, которые в состоянии изменить до неузнавае­мости первоначальную картину. Хотя, впрочем, следует под­черкнуть, что эта мысль верна только с теоретической точки зрения. Каждое слово близко и дорого нам именно своей утвердившейся в сознании формой и содержанием, какими бы лишними или дополнительными элементами оно ни обла­дало. Татарские баш - «голова», малай - «мальчик» в русском употребляются в вице башка, малайка. Для русского башка и малайка кажутся более «правильными», чем баш и малай.

В одном из эскимосских языков, имаклинском, заимство­ванные из русского чай, сахар, палатка произносятся как сайукъ, сакъар-икъ, палаткъакъ. В этих словах конечные — укъ, -икъ, -къ - лишние. Повторяем: теоретически, а для са­мого имаклинского языка-вполне нормальные.

В татарском кук-»небо» конечное согласное к также ка­жется лишним, т. к. слог ку и так означает «небо». По пра­вилам слогового метода, ку-к- «сын неба» или «земля». Как же так? Ничего не поделаешь, так вот. Это предупреждает нас, что в каждом конкретном случае возможны и такие толкования, которые могут не соответствовать общим нор­мам. Мы еще вернемся к этому кук в другой главе этой кни­ги и постараемся подробнее объяснить, почему случилось такое.

Здесь следует вспомнить . Основа этих слов, конечно, су, а конечные -б, -в, -гъ, -й, по-видимому, лишние.

Последние материалы раздела:

Кислотные свойства аминокислот
Кислотные свойства аминокислот

Cвойства аминокислот можно разделить на две группы: химические и физические.Химические свойства аминокислотВ зависимости от соединений,...

Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков
Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков

Географические открытия русских путешественников XVIII-XIX вв. Восемнадцатый век. Российская империя широко и вольно разворачивает плечи и...

Система управления временем Б
Система управления временем Б

Бюджетный дефицит и государственный долг. Финансирование бюджетного дефицита. Управление государственным долгом.В тот момент, когда управление...