Как строится работа с деформированным предложением. Работа с деформированными текстами на логопедических занятиях с младшими школьниками

1.Из слов каждой строчки составить предложение. Записать. Дать название рассказу.

_____________________

Земля, голая, промёрзла.

Вечеру, потеплело, к.

Закружились, крупные, воздухе, снежинки, в.

Больше, их, становилось, всё.

Хлопьями, снег, повалил.

2.Определить, сколько предложений в тексте. Написать, правильно обозначая начало и конец предложений.

Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетают в тёплые страны кружат над болотом журавли они прощаются на всю зиму с милой родиной.

3. Восстанови деформированный текст. Расставь номера предложений и запиши их в правильном порядке.

Вдруг пролетела муха и села на шляпу.
Котенок сидел на полу и играл с бумажным шариком.
Любе подарили котенка.
На стуле лежала шляпа.
Видны только белые лапки.
Котенок прыгнул на стул, шляпа упала и накрыла Тишку.
Вот какой шалунишка!

4.Составь предложения из слов каждой строки и запиши текст.

щенка, на, подарили, день, Петьке, рождения

подарок, это, дорогой, был, самый

о, мечтает, ведь, собаке, каждый

говорил, в, о, школе, своём, Петька, дружке, только, и, маленьком

Торопыгой, назвал, его, он

стал, откликаться, имя, на, щенок, сразу, это

в, пришлось, гости, напроситься

пакет, колбасы, кошку, я, в, и, положил, кусок, плюшевую

погоняется, ней, Торопыга, за, пусть

Спишите. Выделите орфограмму жи - ши .

Спишите. Выделите орфограмму жи - ши .

У Даши душистые ландыши. У Наташи и Гриши живут ежи и чижи. Пушистый кот Рыжик живёт у Серёжи и Алёши. Пиши, но не спеши. Пушистая снежинка лежит на шишке. У Маши и Яши машина. У Маши карандаши. У Глаши лыжи. У Серёжи были ошибки. Это наши пушистые мыши.

Спишите. Выделите орфограмму чк - чн .

Спишите. Выделите орфограмму чк - чн .

Дочка кормит птичку – синичку. На ёлочке сидит белочка. В речке плавает щучка. Зажги свечку от печки. На кочке лежит прочная бочка. Точка в конце строчки.












































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Урок русского языка в 4 классе по программе "Школа России"

Педагогические цели:

  • Организовать работу с деформированными предложениями
  • Организовать работу по повторению словарных слов, алфавита, склонения имен существительных, частей речи, членов предложения
  • Заинтересовать учащихся к работе с деформированными предложениями
  • Организовать работу по созданию текста "Март"
  • Организовать индивидуальную работу
  • Дать возможность оценить свою деятельность на уроке в устной форме
  • Создать условия для прогнозирования содержания урока
  • Создать эмоциональное и эстетическое наслаждение

Ожидаемый результат:

  • Учащиеся знают словарные слова
  • Умеют определять склонение имен существительных
  • Знают русский алфавит
  • Умеют распределять слова в алфавитном порядке
  • Знают члены предложения
  • Знают части речи
  • Знают, что такое текст
  • Умеют работать с деформированными предложениями
  • Умеют видеть и проверять изученные орфограммы
  • Умеют выступать перед одноклассниками
  • Умеют грамотно формулировать ответы
  • Умеют высказывать свое мнение
  • Умеют получить эмоциональное удовольствие

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Организационные формы обучения: фронтальная, индивидуальная

Используемая технология: технология диалогового взаимодействия

Используемое оборудование:

  • Презентация
  • Мультимедийная установка (экран, компьютер, мультимедийный проектор)
  • Магнитофон
  • Тетради
  • П.И.Чайковский "Па де де" из балета "Щелкунчик"

План урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика
Организационный момент Проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает учащихся на рабочий лад Проверяют наличие учебных принадлежностей для урока
Подготовительная работа для создания текста из деформированных предложений Проверяет знания предыдущих уроков Повторяют словарные слова, распределяют имена существительные в группы (по склонениям), распределяют фамилии писателей и поэтов в алфавитном порядке, вспоминают произведения, написанные ими, разгадывают кроссворд и сами определяют тему будущего текста и его название
Работа с деформированными предложениями Показывает презентацию Дети составляют предложения, вставляют пропущенные орфограммы, доказывают написание слов, записывают полученные предложения
Подведение итогов Предлагает прочитать полученный текст Читают полученный текст
Рефлексия Предлагает вспомнить материалы изученных уроков окружающего мира и изобразительного искусства Просматривают кадры презентации и прослушиваю отрывок из балета "Щелкунчик" П.И.Чайковского

Ход урока

1. Организационный момент

2. Объявление темы урока

Сегодня на уроке мы с вами работаем над развитие речи. Мы будем составлять текст.

Что такое текст? (предполагаемы ответы детей)

Любой текст имеет главную мысль, название. Вот мы сейчас с вам и попробуем, выполнив некоторые задания, выяснить, про что будет наш текст и его название.

3. Работа с презентацией

Номер слайда Деятельность учителя Деятельность учеников
Слайд 1-2 Ознакомление с задачами на урок
Слайд 3 Предлагает учащимся записать словарные слова, вставить безударную гласную, распределить в 3 столбика (по склонениям) Записывают словарные слова, вставляют безударную гласную, распределяют в 3 столбика (по склонениям)

Проверяют полученную таблицу

Слайд 4 Просмотр презентации
Слайд 5 Предлагает учащимся вспомнить известных поэтов и писателей русской литературы и распределить их фамилии в алфавитном порядке.

Организует проверку работы.

Помогает вспомнить, какие произведения написал каждый из них и выявить лишнюю фамилию.

Распределяют фамилии в алфавитном порядке.

Проверяют работу.

вспоминают, какие произведения написал каждый из них, и подчеркивают лишнюю фамилию (М.Зощенко - не поэт)

Слайд 6 Выдаёт приз за правильно выполненное задание Просмотр презентации
Слайд 7 Предлагает разгадать кроссворд и выяснить тему будущего текста.

Вопросы для разгадывания кроссворда:

Как называется часть речи , которая указывает на предмет, явление или признак, но не называет их?

Главный член предложения, отвечающий на вопрос что сделать?

Второстепенный член предложения, отвечающий на падежные вопросы.

Что обозначает имя прилагательное?

Какое окончание имеют имена прилагательные в форме единственного числа родительного падежа?

Какой падеж имеет вопросы кем?, чем?

Что обозначает имя существительное?

Как называется часть речи, служащая для связи однородных членов в простом предложении и для связи простых предложений в составе сложного?

Какой частью речи чаще всего употребляется определение?

Какая часть речи отвечает на вопрос как?

Разгадывают кроссворд:

Местоимение

Сказуемое

Дополнение

Признак предмета

Творительный падеж

Имя прилагательное

Слайд 8 Выдаёт приз за правильно выполненное задание Просмотр презентации
Слайд 8 Организует повторение темы "Текст" Вспоминают тему "Текст"

(основная мысль, название текста, части текста, какие бывают тексты)

Слайд 10 Выдаёт приз за правильно выполненное задание Просмотр презентации
Слайд 11 Помогает составить название текста из полученных букв Из полученных букв составляют заглавие текста. (Март)
Слайд 12-35 Организует работу над деформированным предложением по плану:

определить орфограмму

назвать проверочное слово (если возможно)

составить предложение, начиная с подчеркнутого слова.

Составляют предложения, проговаривают орфограмму, подбирают проверочные слова или доказываю написание пропущенных слов, записывают предложения
Слайд 36 Организует прочтение полученного текста Читают прочитанный текст
Слайд 37 - 41 Обобщает изменения в неживой и живой природе весной Просмотр презентации
Слайд 42-44 Знакомит с изображениями весны знаменитых художников. Просмотр презентации

4. Рефлексия

  • У кого получился текст?
  • Кому понравилось, как он работал на уроке?
  • Что было трудно?
  • Что было интересно?

5. Сдача тетрадей

Конспект логопедического занятия на тему: «Работа с деформированным предложением»

    Развить фонематические процессы.

    Укрепить навык звукослогового анализа слова.

    Упражнять согласование слов в предложении.

    Совершенствовать грамматический строй речи.

    Развить умение работать с разными видами деформированных текстов.

Наглядные пособия и раздаточный материал: карточки с заданием, картинки, музыка, компьютер.

Ход урока:

Звучат неречевые звуки (птицы, животные) – музыкальное сопровождение.

Что за звуки мы сейчас слышали – неречевые.

    Что такое речь?

    Зачем нужна человеку речь?

    Какая бывает речь?

    В чём разница?

    Из чего состоит наша речь? (слайд 2)

1. Что выражается в предложении.

Записать слоги в 2 столбика.

В 1 столбик слоги с твёрдыми согласными, во второй с мягкими.

Здо, ок, лю, вя, та, мё, азн, ри, ду.

Обозначить цветом твёрдость и мягкость согласных звуков.

Звукобуквенный анализ слова . (слайд 3, 4)

Напиши слово

Сколько всего слогов

Сколько твёрдых согл.

мягкие согл.

Сколько всего звуков

Сколько всего букв

Напиши ударный слог

Из ряда слов составить предложение (на слух)

    Дымок, идёт, труба, из

    Орехи, в, белка, прячет, дупло

    Речка, лёд, покрыт.

    Лодка, на, старый, дно, ушла

Ранней осенью.

Цветы увяли.

Кудрявая травка.

Наступила осень.

Пожелтела трава.

Гнёзда птиц.

Промочило дождём.

Замолкли птицы.

Идут дожди.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Итог:

Какими звуками мы пользовались на уроке? (речевыми и неречевыми)

Из чего состоит наша речь?

Какое задание вам наиболее запомнилось?

Какое задание вызвало наибольшее затруднение?

Напиши слово

Сколько всего слогов

Сколько твёрдых согл.

мягкие согл.

Сколько всего звуков

Сколько всего букв

Напиши ударный слог

Напиши слово

Сколько всего слогов

Сколько твёрдых согл.

мягкие согл.

Сколько всего звуков

Сколько всего букв

Напиши ударный слог

Напиши слово

Сколько всего слогов

Сколько твёрдых согл.

мягкие согл.

Сколько всего звуков

Сколько всего букв

Напиши ударный слог

Напиши слово

Сколько всего слогов

Сколько твёрдых согл.

мягкие согл.

Сколько всего звуков

Сколько всего букв

Напиши ударный слог

Напиши слово

Сколько всего слогов

Сколько твёрдых согл.

мягкие согл.

Сколько всего звуков

Сколько всего букв

Напиши ударный слог

Напиши слово

Сколько всего слогов

Сколько твёрдых согл.

мягкие согл.

Сколько всего звуков

Сколько всего букв

Напиши ударный слог

Определить законченную мысль. Обозначить границы предложения.(слайд 5)

Было жаркое лето дети пошли за грибами в лесу их застала гроза лил сильный дождь дети укрылись в шалаше.

Исправьте предложения, если в них есть ошибки. (слайд 6)

Мальчик стеклом разбил мяч. После грибов будут дожди. Брат потерял библиотеку из книги. Коза принесла девочке корм. Весной луга затопили реку. На тоненьких листьях показались ветки. Дети набрали костёр для хвороста. Снег засыпало пышным лесом.

Из двух простых предложений составить одно – сложное, используя союзы.

и, а, но. Подчеркнуть грамматическую основу предложения.

Выглянуло солнце. Дети пошли гулять.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Солнце светит ещё ярко. Звери уж готовятся к зиме.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Прокричал петух. Разом ответили ему петухи с других дворов.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Зимой солнце светит редко. Случаются и ясные дни.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Определить законченную мысль. Обозначить границы предложения.(слайд 5)

Было жаркое лето дети пошли за грибами в лесу их застала гроза лил сильный дождь дети укрылись в шалаше.

Исправьте предложения, если в них есть ошибки. (слайд 6)

Мальчик стеклом разбил мяч. После грибов будут дожди. Брат потерял библиотеку из книги. Коза принесла девочке корм. Весной луга затопили реку. На тоненьких листьях показались ветки. Дети набрали костёр для хвороста. Снег засыпало пышным лесом.

Из двух простых предложений составить одно – сложное, используя союзы.

и, а, но. Подчеркнуть грамматическую основу предложения.

Выглянуло солнце. Дети пошли гулять.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Солнце светит ещё ярко. Звери уж готовятся к зиме.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Прокричал петух. Разом ответили ему петухи с других дворов.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Зимой солнце светит редко. Случаются и ясные дни.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Определить законченную мысль. Обозначить границы предложения.(слайд 5)

Было жаркое лето дети пошли за грибами в лесу их застала гроза лил сильный дождь дети укрылись в шалаше.

Исправьте предложения, если в них есть ошибки. (слайд 6)

Мальчик стеклом разбил мяч. После грибов будут дожди. Брат потерял библиотеку из книги. Коза принесла девочке корм. Весной луга затопили реку. На тоненьких листьях показались ветки. Дети набрали костёр для хвороста. Снег засыпало пышным лесом.

Из двух простых предложений составить одно – сложное, используя союзы.

и, а, но. Подчеркнуть грамматическую основу предложения.

Выглянуло солнце. Дети пошли гулять.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Солнце светит ещё ярко. Звери уж готовятся к зиме.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Прокричал петух. Разом ответили ему петухи с других дворов.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Зимой солнце светит редко. Случаются и ясные дни.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Определить законченную мысль. Обозначить границы предложения.(слайд 5)

Было жаркое лето дети пошли за грибами в лесу их застала гроза лил сильный дождь дети укрылись в шалаше.

Исправьте предложения, если в них есть ошибки. (слайд 6)

Мальчик стеклом разбил мяч. После грибов будут дожди. Брат потерял библиотеку из книги. Коза принесла девочке корм. Весной луга затопили реку. На тоненьких листьях показались ветки. Дети набрали костёр для хвороста. Снег засыпало пышным лесом.

Из двух простых предложений составить одно – сложное, используя союзы.

и, а, но. Подчеркнуть грамматическую основу предложения.

Выглянуло солнце. Дети пошли гулять.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Солнце светит ещё ярко. Звери уж готовятся к зиме.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Прокричал петух. Разом ответили ему петухи с других дворов.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Зимой солнце светит редко. Случаются и ясные дни.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Определить законченную мысль. Обозначить границы предложения.(слайд 5)

Было жаркое лето дети пошли за грибами в лесу их застала гроза лил сильный дождь дети укрылись в шалаше.

Исправьте предложения, если в них есть ошибки. (слайд 6)

Мальчик стеклом разбил мяч. После грибов будут дожди. Брат потерял библиотеку из книги. Коза принесла девочке корм. Весной луга затопили реку. На тоненьких листьях показались ветки. Дети набрали костёр для хвороста. Снег засыпало пышным лесом.

Из двух простых предложений составить одно – сложное, используя союзы.

и, а, но. Подчеркнуть грамматическую основу предложения.

Выглянуло солнце. Дети пошли гулять.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Солнце светит ещё ярко. Звери уж готовятся к зиме.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Прокричал петух. Разом ответили ему петухи с других дворов.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Зимой солнце светит редко. Случаются и ясные дни.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Определить законченную мысль. Обозначить границы предложения.(слайд 5)

Было жаркое лето дети пошли за грибами в лесу их застала гроза лил сильный дождь дети укрылись в шалаше.

Исправьте предложения, если в них есть ошибки. (слайд 6)

Мальчик стеклом разбил мяч. После грибов будут дожди. Брат потерял библиотеку из книги. Коза принесла девочке корм. Весной луга затопили реку. На тоненьких листьях показались ветки. Дети набрали костёр для хвороста. Снег засыпало пышным лесом.

Из двух простых предложений составить одно – сложное, используя союзы.

и, а, но. Подчеркнуть грамматическую основу предложения.

Выглянуло солнце. Дети пошли гулять.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Солнце светит ещё ярко. Звери уж готовятся к зиме.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Прокричал петух. Разом ответили ему петухи с других дворов.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Зимой солнце светит редко. Случаются и ясные дни.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Конспект подгруппового занятия

В старшей группе ОНР 3 уровня.

ТЕМА: «Составление описательного рассказа «Моя улица» по опорным предметным картинкам»

ЦЕЛЬ: обучать детей составлению рассказа с опорой на предметные картинки

ЗАДАЧИ:

образовательные:

Расширять и активизировать словарь по теме

Упражнять в умении составлять распространённые предложения

Активизировать у детей словарь прилагательных и антонимов

Продолжать работу с деформированными предложениями

коррекционные:

Развивать общую моторику и координацию движений

Развивать память, логическое мышление

воспитательные:

Воспитывать самоконтроль за речью

Воспитывать чувство любви к своему городу, улице

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: решение противоречий, игра – соревнование, игры «ночь – день» , «умный мишка», «скажи, какая твоя улица»

ОБОРУДОВАНИЕ: текст стихотворения «Прогулка по городу»; большая сюжетная картина «Город»; опорные картинки с изображением домов, школы, детского сада, больницы, магазина, парка, детской площадки, почты, деревьев, клуба; воздушный шарик; игрушка мишка, клубочек с нитками

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: целевые прогулки по городу, рисование на тему «Дом, в котором я живу», аппликация «Наша улица», конструирование из строительного материала «Город», работа с родителями по изготовлению макетов домов

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Организационный момент.

Лог: Здравствуйте, ребята!

Наступил новый день.

Заниматься нам не лень!

В круг всех я приглашаю,

Новых встреч всем обещаю!

(упражнение «Здравствуйте» для развития общей моторики, чувства темпа и ритма - дети показывают движения)

Я здороваюсь везде – дома и на улице, прикладывают руки к груди, разводят в стороны

Даже «здравствуй» говорю я соседской курице. показывают крылья курицы

Здравствуй, солнце, золотое! разводят пальцы над головой, показывая лучи

Здравствуй, небо, голубое! поднимают руки вверх, смотрят на руки

Здравствуй, вольный ветерок! качаются в стороны

Здравствуй, маленький дубок! соединяют локти, как ствол дерева

Здравствуй, утро, здравствуй, день! повороты вправо - влево

Нам здороваться не лень! наклон вперед, руки в стороны

Чтение стихотворения логопедом:

В ясный день любой готов выйти на прогулку.

Сколько в городе домов, улиц, переулков,

Но того, что он большой, нечего страшиться.

Только помни адрес свой, чтоб не заблудиться.

Лог: У меня в руках клубочек, ниточку от клубка вы будете передавать друг другу,

и называть свой домашний адрес.

2. Игра «Кто больше»

В процессе игры дети вспоминают названия улиц города Альметьевск. Выигрывает тот, кто назовёт как можно больше. За правильный ответ дети получают звёздочку, затем подсчитывают количество, определяя победителя.

3. Составление распространённых предложений.

(на столах у детей предметные картинки по теме)

В нашем городе много улиц. В нашем городе много (каких?) красивых, зелёных, чистых, тихих, широких, длинных улиц.

(аналогично: много домов, парков, детских садов, школ, магазинов, больниц, детских площадок, деревьев, почт, клубов)

(картинки уносятся на панно)

4. Игра «Ночь-день» на развитие памяти.

(логопед убирает одну картинку)

Чего не стало в нашем городе? (в нашем городе не стало домов, и т.д.)

5. Игра «Назови ласково» (дети встают в круг, ловят воздушный шар, называют слово в уменьшительно-ласкательной форме)

дом магазин

дерево двор

город дорога

улица площадь

(упражнение на развитие мимических мышц лица)

Покажите, как вам нравится в городе (радость)

Там мы встретили фокусника (удивление)

Но он не стал показывать нам фокусы и быстро ушел (грусть)

(упражнение на развитие дыхания)

Вдох – погладь свой нос

От крыльев к переносице.

Выдох – и обратно

Пальцы просятся.

Пальчиком ноздрю закрой,

Подыши ноздрей другой.

Пальчик быстро поменяй,

Упражненье повторяй!

(дети выполняют упражнение стоя, дышат ровно, спокойно)

Работа с деформированным предложением.

«Распутай предложение»

дом около детский сад стоит

магазин возле школа находится

построили больница около парк

(дети составляют предложения)

Физминутка.

- по ходу стихотворения дети выполняют движения, даётся установка

на выполнение движений с правой руки:

Мы по городу шагаем, много видим, называем:

Светофоры и машины, больницы, школы, магазины.

Скверы, улицы, мосты, и деревья, и кусты.

- пальчиковая гимнастика по этому стихотворению с отработкой слоговой структуры слов.

8. Составление рассказа «Моя улица» по опорным предметным картинкам.

Методическая цель: Использование ИКТ как способа оптимизации процесса коррекции устной и письменной речи.

Цель: развитие связной речи на логопедическом занятии с использованием ИКТ.

Задачи:

Коррекционные :

  • формировать умение находить и исправлять речевые (логические) ошибки в предложениях;
  • формировать умение составлять предложения по сюжетной картинке с использованием опорных вопросов;
  • формировать умение составлять предложения, соблюдая правильный порядок слов;
  • учить детей употреблять в речи предложения различных синтаксических конструкций;
  • учить составлять предложения с однородными членами;
  • совершенствоват ь грамматический строй речи учащихся;
  • уточнить и обогатить лексику по теме «Весна»;

Развивающие :

  • развивать умение грамотно выражать свои мысли;
  • развивать интонационную выразительность речи и чёткое звукопроизношени е;
  • развивать умение формулировать ответы на вопросы;
  • развивать речевую моторику и зрительное восприятие;
  • развивать высшие психические процессы: внимание, память, логическое мышление, пространственно- временные представления;

Воспитательные:

  • воспитывать желание активно работать на занятии;
  • воспитывать самоконтроль и адекватную самооценку.

Пропедевтическая работа :

разучить с учениками скороговорки о весне;
тренировать детей в редактировании деформированных предложений.

Оборудование:

  • интерактивная доска;
  • плакат «дерево знаний»;
  • бумажные цветы;
  • индивидуальные карточки с заданием;
  • рабочие тетради;
  • ручка, простой карандаш, цветные карандаши.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Сегодня у нас необычный, праздничный день, к нам на занятие пришло много гостей. Присаживайтесь. Наше занятие я хочу начать со строк стихотворения Михаила Пляцковского, внимательно послушайте его:

Деньки стоят погожие,
На праздники похожие,
А в небе — солнце теплое,
Веселое и доброе.
Все реки разливаются,
Все почки раскрываются,
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.
Покинув страны южные,
Вернулись птицы дружные.

Ребята, о каком времени года говорится в данном стихотворении?

Давайте вспомним весенние месяцы. (Март, апрель, май)

Какие изменения в природе происходят весной?

И вот как раз сейчас нас ожидает такая прекрасная весенняя пора, когда деревья просыпаются ото сна. Посмотрите, такое пробуждающееся от сна дерево будет присутствовать и на нашем занятии. Но это не простое дерево, а дерево знаний, которое будет зацветать по мере правильного выполнения вами заданий по изучаемой теме.

Сегодня мы продолжим работу с деформированными предложениями, будем их редактировать, чтобы научиться выражать свои мысли грамотно как в письменной, так и в устной речи.

2. Работа над дикцией. (Проверка домашнего задания)

Проговаривание заученной дома скороговорки про весну, с убыстрением темпа её произнесения.

А для начала давайте проверим домашнее задание.

Что было задано? (На дом, было задано выучить скороговорки про весну)

Проверим, как вы справились:

1. Весной весенние цветы под солнцем лезут из травы.

2. Цветут весной цветы, поют весной коты.

3. «Пестренькая сойка, о весне мне спой-ка» -
Просит заинька косой – «Спой мне песню, сойка, спой!»

4. Сойка, сидя на сосне, поёт песню о весне.

5. Дождик, дождик, ты нам нужен,
Пели жабы весной в луже.

6. Громыхает весной гром, где-то в роще за бугром.

Вы отлично справились с домашним заданием, поэтому на нашем дереве знаний появляется первый весенний цветок.

3. Составление предложений с помощью вопросов.

А сейчас давайте посмотрим на интерактивную доску. Вам надо будет составить предложения, характеризующую весну, опираясь на вопросы и картинки. Итак:

1. Как? Светит какое? Что?

Кто первый составит предложение?

Ярко светит лучезарное (сверкающее, полное сиянья, блеска) ласковое, тёплое, весеннее солнышко) – картинка с солнцем.

Переходим к составлению следующего предложения:

2. Какие? Что? Что делают? На чём?

Кто догадался?

Зёлёные, ранние листочки распускаются на веточках деревьев – картинка с распускающимися листьями.

Посмотрим на третий слайд.

3. Какие? Что? Зацвели где?

Кто справился?

(Красивые, яркие, весенние, ароматные цветы зацвели на лугу, на поле, на клумбе, на деревьях) – картинка с цветами.

4. Какие? Кто? Что делают? От куда?

Кто ответит на этот раз?

(Перелётные птицы возвращаются из тёплых стран) - картинка с перелётными птицами.

Составим следующее предложение:

5.Какой? Кто? Что делает? Где?

Кто у нас ещё не отвечал?

(Озорной, маленький, шустрый воробей плещется в луже, порхает в воздухе, щебечет на дереве) – картинка с воробьём.

И остался последний слайд, смотрим на него:

6. Какой? Кто? Что делает? Когда?

- …, теперь составь предложение ты.

(Косолапый, бурый, большой мишка просыпается весной после зимней спячки) – картинка с медведем.

Молодцы, хорошо поработали. И вот наше дерево зацвело ещё одним цветком.

4. Работа над предложением и текстом.

Ребятки, вот незадача, в конвертах перепутались все слова из предложений рассказа.

Сейчас я раздам их по одному, и вы поможете мне восстановить рассказ.

Давайте раскроем конверты.

Чтобы наше дерево знаний зацвело ещё одним цветком, каждый из вас должен составить по одному предложению из данных слов вашего конверта.

Все справились?

Обратите внимание, каждый из ваших конвертов пронумерован. Цифра на конверте соответствует порядку предложений в рассказе.

А теперь, начиная с первого предложения, зачитайте их с места.

1. весна, края, окутала, наши, теплом. (Весна окутала теплом наши края.)

2. лед, солнышко, на, растопило, речке. (Солнышко растопило лёд на речке.)

3. ручейки, в, понеслись, речку, звонкие. (Звонкие ручейки понеслись в речку.)

4. вода, леса, луга, и, затопила, талая. (Талая вода затопила леса и луга.)

5. птицы, с, перелётные, юга, прилетели. (С юга прилетели перелётные птицы.)

6. Примеряют, летние, звери, шубки. (Звери примеряют летние шубки).

Прочитаем получившийся рассказ. Читает…, остальные внимательно слушают.

Давайте дадим название нашему рассказу. (Весна. Весенняя пора.)

Мы отлично справились с заданием, и на дереве появляется третий цветочек.

5. Упражнения для профилактики зрительного утомления.

А сейчас давайте дадим нашим глазкам отдохнуть:

Ах, как долго мы писали.
Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами)
Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево – вправо)
Ах, как солнце высоко! (Посмотреть вверх)
Мы глаза сейчас закроем (Закрыть глаза ладошками)
В классе радугу построим, (Мысленно нарисовать радугу перед глазами)
Вверх по радуге пойдём,
Вправо- влево повернём. (Посмотреть по дуге вверх – вправо, вверх – влево)
А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз)
Жмурься сильно, но держись! (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими).

6. Редактирование простых предложений с повторяющимися словами.

Ребята, а теперь обратимся к заметке в классной стенгазете, которую написал один мальчик.

Прочитаем её. (Чтение вслух по цепочке).

Читаем по цепочке по одному предложению, начинает…

На интерактивной доске:

«День рождения».

У Миши в марте месяце был день рождения. В кондитерской мама купила сладкие сладости. Папа пригласил на праздник клоуна. Вечером пришли друзья. Клоун был весёлым весельчаком. Мы с братом любим праздновать праздники!

Всё ли правильно в заметке мальчика? Почему? (В некоторых предложениях повторяются слова, которые обозначают одно и то же).

Найдите и прочитайте неправильные обороты речи.

На интерактивной доске:

«День рождения».

У Миши в марте месяце был день рождения. В кондитерской мама купиласладкие сладости. Папа пригласил на праздник клоуна. Вечером пришли друзья. Клоун был весёлым весельчаком. Мы с братом любим праздновать праздники!

На интерактивной доске подчёркнуты речевые ошибки ученика.

На ваших партах слева лежат карточки с данным текстом.

Заметку необходимо исправить.

Что мы для этого сделаем? (Зачеркнём повторяющиеся слова).

Сейчас … (1 ученик) прочитает отредактированну ю заметку, остальные проверяют.

На интерактивной доске:

День рождения.

У Миши в марте был день рождения. В кондитерской мама купила сладости. Папа пригласил на праздник клоуна. Вечером пришли друзья. Клоун был весельчаком. Мы с братом любим праздники!

Молодцы, вы справились с заданием, у меня получилось также. (Вешается цветок).

7. Физкультминутка.

Вы, устали?

Давайте с вами отдохнем. Встаём около своих парт, не мешая друг другу.

Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, солнцу тянется! (Потягивания – руки вверх)
Вот подул весёлый ветер,
Закачались тут же ветки, (Помахать руками из стороны в сторону)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперёд)
Вправо – влево, взад – вперёд –
Так деревья ветер гнёт. (Наклоны вправо- влево, назад – вперёд)
Он их вертит, он их крутит!
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)

Вот мы и отдохнули, присаживайтесь за свои рабочие места и с новыми силами продолжаем занятие.

8.Редактирование простых предложений с повторяющимися словами. Конструирование предложений с однородными членами.

Послушайте предложения.

Образец: Сегодня пасмурный день. Сегодня дождливый день.

Найдите повторяющиеся слова (сегодня, день).

Попробуем составить из двух предложений одно, исключив повторения.

Образец: Сегодня пасмурный и дождливый день.

Опираясь на образец, вам надо будет самостоятельно составить из двух предложений одно и записать у себя в тетрадях.

1.​ По нашей улице ходят трамваи. По нашей улице ходят автобусы.

2.​ У меня есть коллекция марок. У меня есть коллекция значков.

3.​ Мы набрали много рыжиков. Мы набрали много маслят.

4.​ В нашем лесу водятся волки. В нашем лесу водятся лисы.

5.​ Мы соберём модель катера. Мы соберём модель яхты.

6.​ Малыши любят петь. Малыши любят рисовать.

А теперь по цепочке по одному предложению, начиная с … зачитайте, что у вас получилось.

Молодцы! И на нашем деревце распускается очередной цветок.

9. Использование синонимов для исключения повторений слов. Редактирование предложений.

В ваших тетрадях вложены карточки с домашним заданием, достаньте их.

Прочитайте предложения.

1.​ У тётушки была медленная походка и медленная речь. (Неторопливый)

2.​ Среди маленьких животных своими маленькими размерами отличается маленькая птичка колибри. (Микроскопический, крошечный)

3.​ Грустные звуки грустной мелодии послышались вдали. (Печальный)

4.​ Весёлые ребята своими весёлыми шутками развеселили самых невесёлых старушек. (Рассмешить, мрачный, остроумный)

Ребята, верно ли составлены данные предложения?

Какие речевые ошибки допущены в них? (В предложениях одни и те же слова повторяются несколько раз)

Как исправить речевые ошибки? (Необходимо подобрать слова близкие по значению).

Как называются такие слова? (Синонимы)

Используя слова в скобках, отредактируем предложения.

1. У тётушки была медленная походка и неторопливая речь.

2.​ Среди маленьких животных своими микроскопическим и размерами отличается крошечная птичка колибри.

3.​ Грустные звуки печальной мелодии послышались вдали.

4.​ Весёлые ребята своими остроумными шутками рассмешили самых мрачных старушек.

Домашнее задание: запишите отредактированные предложения в тетрадь.

10. Итог занятия.

Ребята, вот мы и справились со всеми заданиями (прикрепляется последний цветок). Наше дерево преобразилось цветами ваших знаний.

Давайте подведём итог и вспомним, что делали сегодня на занятии. (Учились редактировать деформированные предложения).

Для чего? (чтобы научится грамотно выражать свои мысли как на письме, так и в связной речи).

Что больше всего понравилось?

Я хочу сказать вам спасибо за занятие.

Если вы считаете, что хорошо работали на занятии, были активны и заслужили оценку 5 — раскрасьте цветок красным карандашом;

Последние материалы раздела:

Система управления временем Б
Система управления временем Б

Бюджетный дефицит и государственный долг. Финансирование бюджетного дефицита. Управление государственным долгом.В тот момент, когда управление...

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...