Как составить план выступления на митинге. Основные этапы подготовки к конкретному выступлению

/ Учебник по Html. Ступенька 13-ая.

Учебник по Html для чайников. Простейшие.

Ступенька 13-ая.

Развлекательно-познавательный урок с любителем сосисок закончен, и мы переходим к следующему уроку, в котором мы поговорим о ссылках.

Наша страничка может состоять из нескольких документов. Один из них главный (index.html) - он открывается первым и должен обязательно лежать на вашем сайте в интернете. Остальные документы вы можете называть как угодно (photos.html, about_me.html, my_pets.html, friends.html, gh516hgd.html). Они все могут лежать в одной директории (папке), а могут в разных.

При помощи ссылок мы связываем эти документы. Так с главной страницы по ссылкам мы можем перейти на страницу с фотографиями, с этой страницы мы можем перейти обратно на главную страницу, или, допустим, на страницу с нашими стихотворениями, и т.д.

Для начала создадим новый документ (в нашем примере prf.html) в той же директории (папке), где находится наш главный документ index.html. Содержание документа выдумайте сами, у вас для этого уже достаточно знаний.

Пусть prf.html - документ с вашими фотографиями. Тогда мы можем без зазрения совести фразу "посмотреть мои фотографии" сделать ссылкой на prf.html:

посмотреть мои фотографии

(1) - мои фотографии
(2) - мои фотографии
(3) - мои фотографии

В случае (1) документ лежит в той же директории (папке), что и документ, в котором мы ссылаемся на prf.html, в случае (2) документ лежит в поддиректории /photos, в случае (3) мы ссылаемся на сайт http://www.homepage.ru, где лежит нужный нам документ.

Первые два примера (1) и (2) – называют относительными путями. (3) – абсолютный, т.е. указанный полностью, включая имя сайта (в нашем случае - http://www.homepage.ru/). Абсолютный путь мы используем, когда ссылаемся на чужие странички, относительный мы используем, когда ссылаемся на документы внутри нашего сайта.

Для всех ссылок в нашем документе мы можем прописать цвета: link - цвет просто ссылки, alink - цвет активной ссылки (нажатой), vlink - цвет уже посещенной ссылки.

Как и цвет для всего текста в документе, цвета ссылок мы прописываем в . В нашем примере цвета для просто ссылки, активной и посещенной - одинаковые, но они могут быть разными – это на ваше усмотрение.



Мой первый шаг

text="#336699" bgcolor="#000000" link="#339999" alink="#339999" vlink="#339999">


Здравствуйте, это моя первая страница.



Добро пожаловать! :)

Я совсем недавно начал(а) знакомиться с виртуальной жизнью, но мне по давней традиции тоже захотелось создать свою домашнюю страничку для моих новых виртуальных друзей и знакомых, чтобы они могли посмотреть мои фотографии , почитать обо мне, черкнуть пару строчек в мою гостевую книгу.

А может и просто случайный посетитель вдруг захочет познакомится со мной, и у меня появится еще один виртуальный друг? :)

На фотографии изображен(а) я. Качество картинки не очень хорошее, к сожалению, поэтому она не четкая и разглядеть черты моего лица немного проблематично. Но в целом заметно, что я вполне ничего:)

Если ты так тоже думаешь, то давай как-нибудь встретимcя, поболтаем, чайку попьем в кафешке?:) Кто знает, может быть мы и в реальной жизни станем друзьями:)



()

Как видите, ничего сложного.

Как вы помните, мы можем задать различные цвета для разных блоков текста в нашем документе (). Для текстовых ссылок мы тоже можем задать разный цвет – это делается при помощи тэга и его атрибута color:

посмотреть мои фотографии

Обратите внимание, - прописывается внутри тэга , если вы пропишите иначе, то у вас не получится задать вашей ссылке цвет отличный от цвета других ссылок в документе.

Давайте теперь перейдем на следующую ступеньку и продолжим знакомства с ссылками.

Учебник по HTML для чайников . Автор - Алленова Наталья

От автора:

"Я писала это руководство в расчете на людей начинающих, вспоминая, как когда-то начинала сама. Это не сухое изложение всего подряд, это попытка поработать на ассоциациях, сделать все более легко запоминающимся. Мне кое-где не удалось избежать нудных моментов, но я старалась и буду страться дополняя и исправляя все написанное время от времени. "

Простейшие.
4 - "Раскрась сам. Изменяем цвет текста".
5 - "Как изменять цвет фона страницы. Немного об этике цветов".
6 - "Параграфы и DIV. Учимся выравнивать текст".
7 - "Что такое заголовки и как задавать размер буковок".
8 - "Курсив, жирный текст, подчеркнутый и другие".
9 - "Стандартные шрифты. Как прописать свой шрифт".
10 - "Что такое путь? Как вставлять картинки".
11 - "Что можно сделать с картинкой. Картинка, как фон документа, и т.д.".
12 - "О любителе сосисок и принудительном прерывании обтекания текстом картинки".
13 - "Ссылка и как с нею бороться".
14 - "Ссылка на е-майл. Подсказка к текстовой ссылке".
15 - "Может ли картинка быть ссылкой".
16 - "Куда податься, на что ссылаться. Новое окно при нажатии на ссылку".
17 - "Карты. Как часть картинки сделать ссылкой".
18 - "Карты. Как часть картинки сделать ссылкой 2".
19 - "Карты. Как часть картинки сделать ссылкой 3".
20 - "Закладка. Как сделать ссылку внутри документа".

Таблицы.
21 - "Учимся создавать таблицы".
22 - "Учимся создавать таблицы" продолжение.
23 - "Таблицы, вертикальное выравнивание (valign)".
24 - "Таблицы, учимся растягивать ячейки (rowspan, colspan)".
24-2 - "Дополнительная глава. Ответы на домашнее задание".
25 - "Таблицы, что такое cellspacing и cellpadding. Что делать с пространством".
26 - "Вложенные таблицы и некоторые нюансы".
27 - "О рамках таблиц, и брюзжание о таблицах напоследок".
28 - "Создаем простой сайт с таблицами".

Дополнительные.
29 - "Спецсимволы, или головная боль".
30 - "О линиях. Просто и полезно".
31 - "Как убрать отступы (поля) документа, topmargin, leftmargin, marginwidth, marginheight".
32 - "О списках. Неупорядоченные списки".
33 - "Упорядоченные списки. Ремарка: что такое спецификация и консорциум".
34 - "Cпецифические тэги, бегущая строка текста".

Фреймы.
35 - "Вступление. Зачем они (фреймы) нужны."
36 - "Учимся создавать фреймы".
37 - "Учимся создавать фреймы" продолжение.
38 - "Учимся создавать фреймы" продолжение.
39 - "Убираем полосу прокрутки, избавляемся от рамок, регулируем ширину полей фрейма".
40 - "При нажатии на ссылку документ открывается в другом фрейме, в полное окно".
41 - "Последняя глава о фреймах. Что такое IFrame".

1 голос

Приветствую вас, дорогие читатели! Сегодня мы поговорим о «языке гипертекстовой разметки». Почему его должен знать каждый , и как сделать в html первые шаги. Если дизайнер не знает иностранных языков, это не самое страшное. Самое страшное, когда он не владеет даже базовыми знаниями html. В таком случае он рискует навсегда остаться «иностранцем» в веб-индустрии.

Язык важен

Вы разговариваете? Представьте себе, ваш тоже!

Часто ли вы сталкивались с тем, что дизайн сайта продуман до мелочей, но в итоге результат оставляет желать лучшего? Это значит, что вы и ваш браузер говорите на разных языках. Когда с подобным сталкивается дизайнер, он начинает четко осознавать: сайт – это не набор красивых , плашек и картинок.

Качественный ресурс – это прежде всего, грамотный код. А чтобы разбираться в нём, необходимо его изучить. Существует много толковых учебников, которые помогут новичку разобраться в html, с нуля.

Все мы знаем, что учиться чему-то новому проще сразу на практике. Специально для новичков был разработан бесплатный онлайн‑курс «Базовый HTML и CSS ». Источник поможет понять основы вёрстки, ее законы, особенности и свойства кода.


Вам не придётся читать тонны занудной литературы для программистов, или идти получать высшее образование по профилю. Интерактивность курса позволяет сразу закреплять навыки, увидеть полученный результат, а наставник поможет, если возникнут трудности.

Кстати о проблемах. У новичков часто возникают ошибки в написании кода. Тут важно помнить, что учитывается всё: пробелы, точки и запятые. Лишний знак или отсутствие оного приведут к некорректному отображению информации. А потому следить за этим нужно очень внимательно.

Главное — практика

Самое приятное, что для создания сайта, вам не потребуется сложное . Можно просто обойтись . Открываем блокнот и пишем в нём:

<html > <head > <title > Моя первая страничка</ title > </ head > <body > Hello World! <br > </ body > </ html >

Моя первая страничка Hello World!
Меня зовут (имя), это моя первая страничка!

Затем, сохраните всё написанное как html документ, важно, чтобы расширение было html. Как это сделать? В документе нажимаете «файл», затем «сохранить как», в поле «имя файла» задаём: index.html . После всех этих операций остаётся сделать самое интересное! Правой клавишей жмём по нашему документу, открываем любым браузером.

Вуаля! Вы написали страничку, и это только начало!

Как вы видите, код отвечает за содержимое страницы. Другими словами – за . Как правило, за дизайн ресурса отвечает один человек, за вёрстку – другой. Но золотой серединой является то, когда один человек умеет верстать и отрисовывать картинку.

Это помогает избежать недопонимания между двумя людьми, в итоге получить тот продукт, который задумывался дизайнером.

Как и где учиться

У многих количество тегов и просто их название вызывают ужас. Словно ты попал в страну, где говорят на незнакомом языке. Без словаря не обойтись, а точнее без учебника для чайников. Курсы – это конечно хорошо, но без книги, в которой все расписано, и куда можно заглянуть в любой момент, просто не обойтись. Учебник можно скачать, а можно изучать онлайн.

Практика показывает, что онлайн-версия имеет ряд плюсов и минусов. Минус состоит в том, что для доступа к материалу, вам не обойтись без интернета. А плюсом будет в то, что онлайн-издания часто обновляют. В них можно найти всю актуальную информацию на сегодняшний день.

Алленова Наталья Вячеславовна написала толковую, подробную книгу по html (смотреть ). Структура издания позволяет двигаться постепенно, осваивая более сложные алгоритмы, основанные на простых элементах. Теория и практика приятно сочетаются и дополняют друг друга.

Здесь вы найдете ответы на конкретные вопросы: как создавать ? Как выстраивать ? Как вставить картинку? Никаких абстрактных рассуждений на тему пойди туда, не знаю куда. Многие учебники в этом проигрывают, с ними вы либо теоретик, либо практик, у которого ничего не работает. Согласитесь, это не самые радужные перспективы.

Конечно, для создания сайта, придётся изучить теги более подробно. С этим, проблем возникнуть не должно, всемирная сеть предлагает огромное количество источников справочников html. Плюсы таких справочников в том, что в поисковой строке сайта можно вписать тег, узнать его значение, как и где он применяется. Иными словами – это эдакий интерактивный словарь.

Каждому, кто хочет сделать сайт самостоятельно, не обойтись одними познаниями html. Придется , но это уже совсем другая история. Если после создания первой странички, вы захотите соорудить полноценный сайт, то рекомендую подписаться на мои обновления. Здесь вы сможете найти много полезной информации, которая поможет разобраться в веб-индустрии.

  1. Начните с приветствия. В первую очередь слушатели хотят узнать личность оратора. Если вас уже представили, то поблагодарите ведущего и организаторов мероприятия за предоставленную возможность.

    • Учитывайте возможное волнение в начале выступления и отразите этот момент в плане.
    • Если вас что-либо связывает с присутствующими или организаторами, то сообщите об этом в приветствии, особенно в ситуации, когда нужно представиться самостоятельно.
    • Например, можно сообщить: «Добрый день. Меня зовут Мария Солнцева. Последние пять лет я работаю волонтером в Обществе защиты животных Томска. Для меня честь быть приглашенной сегодня и выступить перед вами с речью о важности стерилизации питомцев».
  2. Привлеките внимание слушателей. Важно привлечь и удерживать внимание присутствующих на протяжении всей речи. Можно использовать шутку, историю из жизни или необычное наблюдение по теме выступления, которое не будет более уместным в дальнейшей речи.

    • Выбирайте подходящий прием с учетом присутствующих. Что может увлечь слушателей? Это необязательно должно казаться интересным или веселым лично вам.
    • Если вы сомневаетесь в эффективности выбранного решения, попробуйте репетировать начало в присутствии друзей или родственников, возраст и интересы которых примерно совпадают с теми, кто будет присутствовать на мероприятии.
    • Например, если вам предстоит произнести речь о стерилизации питомцев для семей из пригорода, то можно начать с юмористической отсылки к мультфильму «101 далматинец».
  3. Покажите, почему присутствующим следует прислушаться к вам. В этой части введения следует перейти от вступительной истории или шутки непосредственно к теме речи. Вполне достаточно 1–2 предложений.

    • Кратко объясните важность темы или вопроса, который будет рассмотрен.
    • В информационной речи сообщите, в чем заключается важность или актуальность вопроса для слушателей.
    • В побудительной речи объясните последствия в том случае, если рассмотренные действия не будут предприняты.
    • Например, можно сказать: «Каждый год местный приют становится пристанищем для пяти сотен котов и собак, от которых отказались хозяева. В случае поголовной стерилизации животных количество могло бы сократиться в пять раз».
  4. Изложите свой тезис. Тезис сообщает слушателям о примерных масштабах вашей речи. Обычно структура и смысловое наполнение тезиса зависит от типа речи.

    • В побудительной речи тезис должен представлять собой изложение конечной идеи, в которой вы хотите убедить слушателей с помощью информации и доказательств.
    • Например, в речи о необходимости стерилизации питомцев можно использовать такой тезис: «Стерилизация питомцев принесет пользу для всего нашего сообщества».
    • В качестве тезиса для информационной речи можно просто подытожить информацию, которую вы собираетесь изложить в своей речи.
    • В научной речи тезис должен отражать гипотезу, на которой основано ваше исследование.
  5. Докажите свой авторитет. Вы изложили свою точку зрения, но слушателям важно знать, почему они должны доверять вам. Необязательно использовать официальные подтверждения вроде вашей ученой степени или продолжительности исследования. Иногда вполне уместна история из жизни.

    • Если вы произносите речь перед классом в школе, то можно сообщить, что вы изучали предмет и проводили исследования.
    • Если у вас есть более личный интерес к теме, то вполне уместно сказать об этом.
    • В побудительной речи личная связь с темой речи может помочь повысить доверие к вам. Например, вы произносите речь о жилищной политике в вашем районе, и вы заинтересовались этой темой, когда вашей семье грозило выселение. Часто личная связь оказывается для слушателей важнее обширного профессионального опыта в данной сфере.
  6. Предварительно представьте основные пункты речи. Слушатели должны знать, о чем вы будете говорить, с какой целью и почему они должны слушать вас. Кратко изложите основные пункты в начале выступления.

    • Единого правила не существует, но обычно речь состоит из трех частей. Перечислите все части во введении в том порядке, в котором они будут представлены в речи. Порядок обычно зависит от типа речи.
    • Например, в речи о пользе стерилизации питомцев начните с преимуществ для питомцев, затем для владельцев и всего сообщества. Начинайте с малого и наращивайте масштаб.
    • В побудительной речи нужно начинать с самого убедительного аргумента и постепенно снижать эффект.
    • В информационной речи на основе исторического события можно следовать хронологическому порядку. В других случаях лучше начинать с широких вопросов и постепенно переходить к более конкретным.
    • Порядок пунктов должен быть естественным и обеспечивать плавные переходы между частями вашей речи.

Важное место в деятельности оратора занимает повседневная подготовка к выступлениям, т. е. непрерывный процесс работы над совершенствованием своего речевого мастерства, систематическое риторическое самообразование.

Что же представляет собой повседневная подготовка?

1. Приобретение новых знаний, накопление сведений из различных областей науки и техники, получение информации из периодической печати, передач радио и телевидения, чтения научной, публицистической, художественной литературы. Постоянное стремление к новым знаниям, расширение сферы своих интересов - вот что поможет оратору заложить прочную основу своей риторической культуры. Исследования биографий выдающихся людей показали, что самое большое влияние на них оказали книги.

2. Создание собственного архива. Человеку, которому приходится часто публично общаться, необходимо целенаправленно относиться ко всему, что его окружает, нахо­диться, как говорят, в состоянии мобилизационной готовности, брать на заметку интересный материал. Следует задумываться, можно ли использовать в своих выступлениях встретившийся пример, цитату, изречение и т. п. Полезными могут оказаться не только сведения (цифры, факты, характеристики), но и пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения. Богатый материал могут предоставить Интернет и телевидение. Сегодня есть возмож­ность сделать запись ярких выступлений политических и общественных деятелей государственного и местного масштаба, хозяйственных руководителей, предпринимателей и др. Все это позволяет создать собственный архив. Конечно, невозможно заготовить материал на все случаи жизни, но при четком определении круга проблем, с которыми чаще всего приходится иметь дело, систематическое накапливание материала во многом облегчит подготовительную работу и сэкономит время.

Такой архив может оказать неоценимую услугу в «трудную минуту», когда не будет необходимого времени на подготовку, не окажется возможности поработать перед выступлением в библиотеке, порыться в справочниках, почитать соответствующую литературу. Поэтому рекомендуется вырабатывать методику сбора и систематизации материала и активно создавать свой архив.

3. Овладение техникой речи. Основные элементы речевой техники - фонационное (речевое) дыхание, голос (правильные навыки голосообразования) и дикция (степень отчетливости в произношении слов, слогов, звуков).

Хорошо поставленный голос, правильное дыхание во время говорения, четкая дикция, безупречное произношение позволяют выступающему привлечь внимание аудитории, наилучшим образом донести до слушателей содержание выступления, воздействовать на их сознание, воображение, волю. Владение техникой речи помогает лучше передать смысловые связи между частями речевого высказывания. Чтобы поддерживать свой речевой аппарат в рабочем состоянии, следует выполнять рекомендованные специалистами упражнения по технике речи.

4. Повышение культуры устной и письменной речи. Забота о правильности и чистоте речи должна быть обязательной для человека, выступающего публично. Особо следует обращать внимание на культуру речевого обще­ния в быту. Важно всегда говорить правильно, точно, ясно и понятно, уметь четко формулировать мысли, образно и эмоционально выражать свое отношение к предмету речи.

Если человек, к примеру, привык неправильно ставить ударение в слове в обиходной речи, то он, скорее всего, по привычке неправильно произнесет его и на трибуне, даже если в тексте выступления в этом слове будет стоять знак ударения.

Рекомендуется активно участвовать в деловых разговорах, беседах, обсуждениях различных проблем в кругу друзей, коллег, родственников, чаще выступать на семинарских и практических занятиях, брать слово в прениях, дискуссиях, писать письма, статьи и т. д. Все это развивает человека, позволяет ему приобретать необходимые речевые навыки, повышает речевую культуру.

5. Критический анализ выступлений . Повышению ораторского мастерства способствует и критический анализ выступлений. Присутствуя на заседаниях, совещаниях, конференциях, публичных лекциях, слушая выступления ораторов по радио, телевидению, нужно обращать внимание не только на содержание речи, но и на форму преподнесения материала, языковое мастерство, ораторские приемы.

Важно попытаться четко сформулировать для себя, что нравится в выступлении того или иного оратора, что вызывает отрицательную реакцию, какие действия, приемы, слова, речевые обороты способствовали успеху выступающего, а какие, наоборот, принесли ему неудачу. Особое внимание следует обращать на то, как оратор работает в аудитории, как устанавливает контакт со слушателями, как ведет себя в непредвиденных ситуациях, возникающих в процессе речи.

С годами у человека накапливается опыт, и он может анализировать и собственные выступления, определять, в чем их достоинства и недостатки.

6. Овладение методикой публичного выступления. Оратору необходимо приобрести как теоретические, так и методические знания в области ораторского искусства. Важно знать, из каких этапов складывается деятельность оратора, как подготовиться к встрече со слушателями, как построить ораторскую речь, какие приемы управления аудиторией можно использовать и т. д.

Классическая риторика выделяла пять основных этапов разработки публичной речи: 1) нахождение, изобретение (инвенция) - систематизация содержания речей и используемых в них доказательств; 2) расположение (диспозиция) - деление речи на вступление, изложение, раз­работку (доказательство своего взгляда и опровержение противного) и заключение; 3) словесное выражение (элокуция) - отбор слов и выражений, тропов и риторических фигур; 4) запоминание; 5) произнесение.

В современных риториках рассматриваются следующие этапы подготовки к конкретному выступлению:

Выбор темы и определение целевой установки;

Подбор материалов;

Изучение и анализ отобранного материала;

Разработка плана выступления;

Работа над композицией;

Написание текста выступления;

Овладение материалом выступления. Выбор темы и определение целевой установки - один из важнейших начальных этапов подготовки публичного выступления. Следует иметь в виду, что оратору далеко не всегда приходится самому выбирать тему речи. Неред­ко ему предлагают ее организаторы мероприятия. При этом учитываются события, происходящие в стране и за рубежом, ситуация, сложившаяся в организации, цели и задачи, стоящие перед ней, и т. д. В таком случае оратору необходимо подумать о конкретизации предложенной темы, о выделении круга вопросов для освещения.

При самостоятельном же выборе темы желательно учитывать следующие рекомендации:

Выбирать надо тему, которая соответствует знаниям и интересам оратора. Лучше всего выбирать тему для публичного выступления из тех областей знания, в которых имеется теоретическая подготовка или практический опыт. Специалисты советуют придерживаться полезного правила - брать круг вопросов, подготовка по которым может дать больше знаний, чем обладают слушатели.

Выбирать необходимо уместную тему. Известно, что восприятие речи зависит от многих обстоятельств, в том числе и от конкретной обстановки, в которой произносится речь. Например, люди, собравшиеся на банкете, даже физически не способны слушать солидные выступления на серьезные темы. Наоборот, за дружеским столом легко примут то, что в аудитории может показаться некорректным, смутить, озадачить или обидеть слушателей. По­этому при выборе темы важно учитывать конкретные об­стоятельства, в которых будет произнесена речь.

Выбранная тема должна соответствовать интересам аудитории. По определению психологов, интерес - это форма проявления познавательной потребности, которая помогает личности осознать цели деятельности и способствует ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Интересы бывают общественные, профессиональные, партийные, личные и т. п. Зная, перед кем придется выступать, оратор должен учитывать, какие проблемы волнуют его слушателей в данный момент, какие проблемы для них являются приоритетными.

Когда тема выбрана, следует подумать о формулировке ее. Нельзя забывать, что удачная формулировка темы выступления определенным образом настраивает аудиторию, готовит ее к восприятию будущей речи. Название речи должно отвечать целому ряду требований. Прежде всего, тему необходимо формулировать ясно, четко и по возможности кратко. Длинные формулировки, названия, включающие незнакомые слова и выражения, отталкивают слушателей, могут вызвать отрицательное отношение к предстоящему выступлению. Следует избегать и слишком общих названий, так как они требуют освещения многих вопросов, чего не в состоянии сделать выступающий. Поэтому среди слушателей всегда найдутся недовольные, так как не получат ответа на интересующие их вопросы. Для конкретизации общей формулировки часто прибегают к подзаголовкам. Выбранная формулировка непременно должна отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей.

Необходимым условием успешной подготовки считается определение цели выступления. По мнению ученых, эффективность речи - это степень реализации ее целевой установки, отношение достигнутого результата к поставленной цели. А цель - это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть. Поэтому говорящий должен ясно представлять, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей добивается. Если выступающий не подумает о назначении речи, он не достигнет успеха в ее подготовке и произнесении.

Поль Сопер, известный американский специалист по искусству речи, рекомендует в процессе выбора темы и определения целевой установки ставить перед собой для контроля следующие вопросы:

1 Действительно ли меня интересует тема или может ли она стать интересной для меня?

2. Достаточно ли я знаю по этому вопросу и могу ли я заручиться достаточными знаниями?

3. Смогу ли я уложиться в отведенное время?

4. Если я хочу убедить, убежден ли искренне я сам?

5. Будут ли соответствовать мои тема и цель уровню знаний, интересам и установкам слушателей? Поиск материалов для выступления. Успех публичного выступления определяется в первую очередь его содержанием. Поэтому оратор должен приложить максимум усилий, чтобы собрать интересный и полезный для аудитории материал по выбранной теме.

В методической литературе определены основные источники , из которых можно черпать новые идеи, сведения, факты, примеры, иллюстрации для своей речи. К ним относятся:

Официальные документы; научная, научно-популярная литература;

Справочная литература: энциклопедии, энциклопедические словари, словари по различным отраслям знаний, лингвистические словари (толковые, иностранных слов, орфоэпические, орфографические, си­нонимов, антонимов, омонимов и др.), статистические сборники, ежегодники по различным вопросам, таблицы, библиографические указатели и т. п.;

Художественная литература;

Статьи из газет и журналов;

Передачи радио и телевидения;

Материалы, помещенные в Интернете;

Результаты социологических опросов;

Собственные знания и опыт;

Личные контакты, беседы, интервью;

Размышления и наблюдения.

Чтобы выступление получилось более содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько.

В процессе подготовки к выступлению следует подумать и о так называемом местном материале, т. е. имеющем отношение к жизни слушателей или того коллектива, организации, региона, о котором идет речь. Такой материал оживляет выступление, привлекает к нему внимание слушателей, вызывает у них интерес к выступлению.

Поиск материалов для ораторской речи требует времени, поэтому подготовку к выступлению по возможности надо начинать заранее.

Этот этап подготовки связан с работой оратора в библиотеке. Следовательно, выступающему необходимо уметь пользоваться различными каталогами (алфавитным, систематическим, предметным), библиографическими изда­ниями, справочной литературой. Большую помощь в по­иске необходимого материала может оказать компьютер. Умение пользоваться им позволит значительно сэкономить время.

Разработка плана выступления. Виды планов.

Как показывает практика, речи, написанные без предварительно составленного плана, обычно имеют существенные композиционные недостатки. Оратор, не продумавший плана выступления, нередко «уходит» от основной темы, не укладывается в отведенное для выступления время. Поэтому при подготовке к выступлению важно определить поря­док, в котором будет излагаться материал, т. е. составить план.

План - взаимное расположение частей, краткая програм­ма какого-нибудь изложения.

На разных этапах подготовки речи составляются раз­личные по цели и назначению планы: предварительный, рабочий и основной.

Виды планов :

Предварительный план;

Рабочий план;

Основной план.

Предварительный план. Его рекомендуют составлять сразу после выбора темы и определения целевой установки. Для чего он нужен? Обычно каждая тема требует решения многих вопросов. Например, в выступлении на тему об охране окружающей среды можно говорить о загрязнении воздуха, рек, морей, водоемов, об истощении почвы, об уничтожении лесов, растительности, о защите животного мира и т. д. Как видим, с этой темой связаны очень разные вопросы. Поэтому важно сразу оп­ределить, какие конкретно вопросы предполагается осветить в выступлении. Из перечисления этих вопросов и состоит предварительный план, который помогает более целенаправленно подбирать литературу и выделять фактический материал для выступления. Конечно, в процессе изучения литературы, анализа отобранного материала план может измениться, однако он способствует более эффективной работе над выступлением. Кроме того, предварительный план помогает оратору отразить собственное решение раскрытия данной темы, его личный подход к освещаемой проблеме.

Рабочий план. Он составляется после того, как изучена литература, обдумана тема, собран фактический материал. При его написании необходимо не только выделить вопросы выбранной темы, но и отобрать из них самые существенные и основные, определить, в какой последовательности они будут изложены. В рабочий план вносятся формулировки отдельных положений, указываются примеры, перечисляются факты, приводятся цифры, которые будут использованы в речи. Составление рабочего плана помогает лучше продумать структуру выступления. Когда написан рабочий план, легче определить, какие разделы оказались перегруженными фактическим материалом, какие, напротив, не имеют примеров, какие вопросы следует опустить, так как они менее существенны для раскрытия данной темы, какие включить и т„ д. Это дает возможность устранить недостатки в построении речи. Рабочий план может иметь несколько вариантов, потому что в процессе работы над выступлением он уточняется, сокращается или расширяется.

Основной план . На основе рабочего плана оратору ре­комендуется составить основной план, называющий вопросы, которые будут освещаться в выступлении. Он пишется не столько для оратора, сколько для слушателей, чтобы облегчить им процесс восприятия речи. Формули­ровки пунктов основного плана должны быть предельно четкими и ясными. Этот план сообщается слушателям после объявления темы выступления или во введении при раскрытии цели речи.

Следует, однако, иметь в виду, что план речи не всегда оглашается оратором. Это зависит от вида речи, от состава и настроя аудитории, от намерений оратора. Чаще всего основной план сообщается в лекциях, докладах, науч­ных сообщениях и т. п. Слушатели обычно во время таких выступлений ведут записи, и план помогает им следить за ходом изложения материала. В приветственных, воодушевляющих, убеждающих, призывающих речах со­общение плана неуместно.

По структуре планы бывают простыми и сложными .

При составлении плана важно соблюдать основное требование, предъявляемое к нему: он должен быть логически выдержанным, последовательным, с естественным переходом от одного пункта к другому.

Стандартных, одинаковых планов даже по одной и той же теме не существует. Каждый выступающий по-разному подходит к освещению темы и составляет свой план. Кроме того, у оратора могут быть различные варианты плана по данной теме.

7.4. Композиция публичного выступления. Для успешного публичного выступления недостаточно изучить литературу по выбранной теме, найти интересные сведения, собрать убедительные факты, цифры, примеры. Нужно подумать, как расположить этот материал, в какой последовательности его излагать. Перед оратором неизбежно возникает целый ряд вопросов: какими словами начать выступление, как продолжить разговор, чем закончить речь, как завоевать внимание слушателей и удержать его до конца. Поэтому важно уделить серьезное внимание работе над композицией речи.

Слово композиция восходит к латинскому, которое означает «составление, сочинение».

В теории ораторского искусства под композицией речи понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Для наименования этого понятия наряду со словом композиция употребляются также близкие по смыслу слова построение, структура.

Как видно из определения, когда говорится о композиции ораторской речи, то обязательно учитывается, как соотносятся между собой части выступления, какое место занимает отдельная часть по отношению ко всему выступлению. Бели соотношение частей выступления нарушается, то эффективность речи снижается, а иногда сводится к нулю.

В одном из учебных пособий по риторике приводится такой пример. Оратор выступал с информационным сообщение на тему «Зимние Олимпийские игры». Естественно, что аудитория предполагала услышать рассказ о происходящих в то время Олимпийских играх, о результатах последних соревнований, ознакомиться с именами новых чемпионов. Однако этого не произошло. В течение восьми минут оратор делал вступление говорил об истории Олимпийских игр. На изложение основной темы речи ему осталось лишь две минуты. Понятно, что сведений о состоявшихся соревнованиях ему удалось сообщить очень мало. И, хотя оратор интересно рассказал об истории Олимпийских игр, слушатели остались недовольны, так как ожидания их не оправдались. Из-за неправильного построения речи, нарушения соотношения между частями выступления оратору не удалось реализовать целевую установку, выполнить поставленную перед ним задачу.

Очень точно определил сущность композиции известный русский писатель Константин Федин: «Композиция есть логика развития темы».

Конечно, не существует универсальных правил построения публичного выступления. Композиция будет меняться в зависимости от темы, цели и задач, стоящих перед оратором, от состава слушателей. Однако есть общие принципы построения выступления, которые необходимо знать оратору и учитывать в процессе создания своей речи. Назовем основные из них.

Принцип последовательности - каждая высказанная мысль должна вытекать из предшествующей или быть с ней соотносима.

Принцип усиления - значимость, вес, убедительность аргументов и доказательств должны постепенно нарастать, самые сильные доводы, как правило, приберегаются к концу рассуждения.

Принцип органического единства - распределение материала и организация его в речи должны вытекать из самого материала и намерений оратора.

Принцип экономии - умение достигать поставленной цели наиболее простым, рациональным способом, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств.

Наиболее распространенной структурой устного выступления считается трехчастная, включающая в себя следующие элементы: вступление, главную часть и заключение.

Успех публичного выступления во многом зависит от того, как оратор начал говорить, насколько ему удалось заинтересовать аудиторию. Неудачное начало снижает интерес слушателей к теме, рассеивает внимание. Ученые многочисленными экспериментами доказали, что лучше всего усваивается и запоминается то, что дается в начале или конце сообщения.

Во вступлении подчеркивается актуальность темы, значение ее для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. Перед вступлением ораторской речи стоит важная психологи­ческая задача - подготовить слушателей к восприятию данной темы. Поэтому во введении особое внимание уделяется началу речи, первым фразам, так называемому зачину.

Какие же приемы можно использовать во вступительной части речи для привлечения внимания аудитории?

Во вступлении может быть использована цитата, которая заставляет слушателей задуматься над словами оратора, глубже осмыслить высказанное положение.

Пробуждает интерес к выступлению, помогает внимательно слушать и рассказ о каких-либо значительных событиях, имеющих отношение к данной аудитории, к теме выступления.

Эффективное средство завоевания внимания слушателей - вопросы. Они позволяют оратору втянуть аудиторию в мыслительную деятельность, активизируют слушателей. Чтобы найти интересное, оригинальное начало, необходимо много работать, думать, искать. Следует иметь в виду, что каждое выступление требует своего, особого, начала. При этом необходимо учитывать и тему, и вид речи, и состав аудитории, и степень ее подготовленности, и эмоциональный настрой самого оратора.

Главная часть речи. Методы изложения материала. Хорошо продуманное вступление еще не обеспечивает успеха выступления. Бывает, оратор оригинально начал свое выступление, заинтересовал слушателей, но постепенно их внимание ослабевает, а затем и пропадает. Перед выступающим стоит очень важная задача - не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи.

Поэтому наиболее ответственной является главная часть ораторского выступления. В главной части излагается основной материал, доказываются выдвинутые положения, слушатели подводятся к необходимым выводам.

В главной части выступления рекомендуется строго соблюдать основное правило композиции - логическую последовательность и стройность изложения материала. Продумывая структуру главной части речи, выступающий должен определить, каким методом он будет излагать материал, какие доводы возьмет для доказательства выдвинутого положения, какие ораторские приемы использует с целью привлечения внимания слушателей. Оратору необходимо умело расположить все эти компоненты, чтобы своим выступлением оказать желаемое воздействие на аудиторию.

Завершение речи. Важной композиционной частью любого выступления является заключение. Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление о речи. Напротив, неудачное заключение губит порой неплохую речь. Довольно часто мы бываем свидетелями того, как выступающий, не уложившись в регламент, просто обрывает выступление, не произносит заключительных слов.

Каким же должно быть заключение?

Известно, что в процессе восприятия ораторской речи действует «закон края», т. е. лучше запоминается то, что дается в начале и в конце сообщения. Поэтому рекомендуется в заключении повторить основную мысль, ради которой произносится речь, суммировать наиболее важные положения. В заключении подводятся итоги сказанного, делаются выводы, ставятся перед слушателями конкретные задачи, которые вытекают из содержания выступления.

Продумывая заключение, особенно тщательно надо поработать над последними словами выступления, так называемой концовкой. Если первые слова оратора должны привлечь внимание слушателей, то последние призваны усилить эффект выступления.

Последние слова оратора должны мобилизовывать слушателей, воодушевлять их, призывать к активной деятельности. Если речь заканчивается лозунгом, призывом, то она произносится высоким тоном, эмоционально.

В заключении подводятся итоги сказанного, делаются выводы, ставятся перед слушателями конкретные задачи.

Некоторые пытаются заучивать текст речи. В отдельных случаях это оправдано. Когда приходится выступать с убеждающей речью на митинге, с приветствием на торжественном мероприятии, на банкете и т. п., неловко держать перед собой текст речи, а между тем неточно сформулированная мысль, неудачная фраза, неправильное словоупотребление могут навредить оратору. Поэтому лучше произнести предварительно подготовленный и заученный текст. Если речь небольшая по объему, то это не так уж и трудно сделать, а если приходится выступать с лекцией, докладом, сообщением, то выучить текст полностью удается далеко не каждому. Этот вид овладения материалом труден для оратора, он требует от него большого напряжения и усилий воли. У оратора могут возникнуть сложности при воспроизведении текста: провал памяти, сильное волнение, неожиданный шум в зале и т. д.

Многие опытные ораторы советуют выступать с опорой на текст. Что это значит? Сначала необходимо хорошо осмыслить и освоить написанную речь. Целесообразно соответствующим образом разметить и сам текст речи, т. е. подчеркнуть основные положения речи, пронумеровать освещаемые вопросы, выделить фамилии, названия, статистические данные, начало и конец цитат, обозначить иллюстративные примеры и т. п. Таким текстом легко пользоваться во время выступления. Достаточно опустить взгляд на страницу, чтобы восстановить ход изложения мыслей, найти нужный материал. Выступление с опорой на текст создает впечатление свободного владения материалом, дает возможность оратору уверенно общаться со слушателями.

Мечтой многих ораторов остается умение выступать перед слушателями без всяких записей. Это высший класс мастерства публичного выступления. Специалисты называют следующие «стадии» работы над выступлением, которые приводят к свободному изложению материала:

1. Полный текст (не для чтения, а для пересказа своими словами).

2. Подробный конспект с основными формулировками, концовкой, цитатами, числами, именами собственными.

3. Неподробный конспект с обозначением переходов от блока к блоку, цитатами и т п.

4. План с цитатами и т.п.

5. Речь без опоры на текст.

Следует иметь в виду, что у оратора не всегда есть возможность для предварительной подготовки выступления. Иногда на заседаниях, совещаниях, собраниях, различного рода встречах приходится выступать экспромтом, т. е. создавать речь в момент ее произнесения. При этом требуется большая мобилизация памяти, энергии, воли. Импровизированные выступления, как правило, хорошо воспринимаются аудиторией. Устанавливается живой, непосредственный контакт со слушателями.

Однако оратор из-за неотработанности речи не всегда может уложиться в отведенное время, меньше успевает рассказать, некоторые вопросы остаются неосвещенными. Неизбежны какие-то отступления, вызванные новыми ассоциациями, порой неточными бывают формулировки, возможны речевые ошибки. Поэтому не случайно французы говорят, что лучший экспромт тот, который хорошо подготовлен.

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...