Как разобрать предложение по членам? Разбор предложений по составу онлайн.

С первого класса школьников знакомят с различными видами лингвистического разбора. Начинается все с деления лексем на слоги и звуки. Во втором классе добавляется разбор слова по составу. Предложение - следующая единица, с которой дети должны познакомиться. Поговорим о том, как правильно выполнять синтаксический разбор и с какими трудностями тут можно столкнуться.

Грамматическая основа

Предложение - это синтаксическая единица, состоящая из связанных между собой слов. Оно передает относительно законченную мысль. Разбор предложения по составу предполагает определение ролей, которые выполняют отдельные слова.

  • Подлежащее, которое называет предмет или объект речи. Оно отвечает на вопросы именительного падежа: "Кто? Что?". Чаще всего подлежащим оказывается имя существительное (кот спит) или местоимение (я пошел). При разборе этот член предложения подчеркивается одной линией.
  • Сказуемое, рассказывающее о том, что произошло с подлежащим. Чаще всего к нему задают вопрос: "Что делает?", хотя возможны и другие варианты (Что он? Какой он?). Обычно в роли сказуемого выступает глагол, но бывают исключения (Этот человек - мой отец). Подчеркивают его двумя чертами.

В предложении могут присутствовать оба главных члена либо один из них. Например: "Зима. Светает".

Второстепенные члены

Грамматическая основа - необходимый атрибут любого предложения. А вот второстепенные члены присутствуют не всегда. Прежде чем выполнить разбор предложения по составу, вспомним их.

  • Определение описывает предмет, называя его признаки. К нему задают вопросы: "Какой/ая/ое/ие?" или "Чей?". Чаще всего эту роль выполняют прилагательные или причастия. При разборе определение принято обозначать волнистой чертой.
  • Дополнение конкретизирует информацию о предмете и отвечает на вопросы любых падежей, кроме именительного (чем? о ком? чему?). Часто им оказываются существительные. Подчеркивают дополнение пунктиром.
  • Обстоятельство рассказывает об особенностях действия: его цели, месте, причине, времени и пр. Этот член предложения отвечает на вопросы: "Как? Откуда? Где? Зачем? Когда? Куда? Почему?". Часто выражается существительными, наречием, деепричастием. Выделяется пунктирной чертой с точками.

Трудные случаи

Какие проблемы возникают у учащихся при разборе предложения по составу? Далеко не все могут четко определить роль конкретного слова. Тем более, что к некоторым членам предложения можно задать сразу два вопроса. Например: "жил (где? в чем?) в доме". В таком случае предлагается остановиться на одном варианте.

Проблемы возникают и с определением роли различных оборотов (причастного, деепричастного). В школе принято выделять их как один член предложения. Если в разбираемом высказывании присутствует прямая речь, то она считается отдельным предложением.

Много вопросов связано со служебными частями речи. С одной стороны, они не являются членами предложения. Но могут входить в состав обособленных оборотов (купающийся в речке) или сказуемых (пусть приходят, не видел). Во многих учебниках русского языка детей учат подчеркивать предлоги вместе с существительными, к которым они относятся. А вот вводные слова, обращения никак не выделяются.

Разбор предложения по составу: пример

Посмотрим, как на практике выполняется этот вид разбора. Возьмем простое предложение, которое вы можете прочесть на картинке.

  1. Находим подлежащее. Для этого используем вопрос: "Что?". В предложении говорится о солнце, подчеркиваем это слово. Сверху помечаем часть речи.
  2. Что сделало солнце? Осветило. Мы нашли сказуемое, оно выражено глаголом. Сверху рисуем стрелку, подписываем вопрос.
  3. Теперь выделяем второстепенные члены предложения. Осветило когда? Утром. Значит, перед нами обстоятельство. Подчеркиваем, подписываем часть речи - существительное, проводим стрелку от сказуемого.
  4. Осветило что? Деревню. Мы нашли дополнение, и оно тоже выражено существительным. Помечаем все это в тетради, обозначаем графически.
  5. Деревню какую? Родную. Это имя прилагательное является определением. Подчеркнем его волнистой чертой, подпишем сверху вопрос, а также часть речи.

Разбор по составу сложных предложений

В приведенном выше примере присутствовала одна грамматическая основа. Однако их может быть и несколько. Такие предложения называются сложными. Одно из них перед вами на картинке. Разберем его по членам предложения.

  1. Находим грамматические основы. Что? Листок. Это подлежащее. Что листок делает? Летит. Перед нами сказуемое. Подчеркиваем их, подписываем части речи. Читаем предложение дальше. Что? Холодок. Как видите, в предложении два подлежащих. Что холодок делает? Набегает. Вторая грамматическая основа найдена.
  2. Находим границы простых предложений, нумеруем каждую часть сверху. Можно разграничить их вертикальной чертой.
  3. Выделяем второстепенные члены сначала в одной части предложения, а затем в другой. Обозначаем их графически. Подписываем части речи.

Разбор предложения по составу - задача нелегкая. Порой профессиональные лингвисты не могут прийти к однозначному решению, определяя роль того или иного слова. Однако с практикой он будет даваться вам все легче и легче. Главное - не бояться ошибок и проявлять терпение.

Предложения, он же разбор по составу, - один из самых первых в изучении русского языка. Вопрос: «Как разобрать предложение по составу?» - поначалу вызывает множество трудностей, но на самом деле всё гораздо проще, чем кажется на первый взгляд.

Основа предложения

Начнём с того, что каждое предложение имеет основу - подлежащее и сказуемое. Обычно подлежащее, при разборе оно подчёркивается одной линией, выражает то, о чём говорится в предложении (Наступила ночь ; Они наконец-то смогли построить дом; Книга была поставлена на полку). Подлежащее всегда стоит в именительном падеже - это один из основных его признаков.

Соседствует с подлежащим сказуемое - член предложения, который описывает действия, совершённые с подлежащим, а также его состояние (Пришёл рассвет; Мост был открыт ; Ночь тиха ), подчёркивается при разборе сказуемое двумя чертами. По количеству основ разделяются простые и сложные предложения: в первом случае основа только одна (Небо застлали тёмные тучи ), а во втором - их две или более (Солнце исчезло - небо застлали тёмные тучи ).

Второстепенные члены

Для того чтобы понять, как правильно разбирать предложение по составу, сначала нужно ознакомиться со всеми его членами. С главными, подлежащим и сказуемым, мы уже разобрались. Перейдём к второстепенными.

Дополнение - это член предложения, чаще всего выраженный существительным или местоимением с предлогами и без них и отвечающий на вопросы косвенных падежей (то есть всех, кроме именительного): Посмотри (на что?) на горизонт ; Отрекись (от чего?) от этого ; Обсудим (что?) главное ; Завтра не похоже (на что?) на сегодня - то есть в качестве дополнения могут выступать разные части речи, но в своём семантическом значении они приравниваются к существительному.

Определение описывает предметы в предложении, отвечая при этом на вопросы какой? чей? Сложность их в том, что они могут быть согласованными (то есть полностью совпадать в лице, роде, числе, падеже со словом, которое они описывают) и несогласованными (представлены словосочетаниями с примыканием и управлением). Сравните: На стене висела книжная полка и На стене висела полка для книг . В обоих случаях можно задать вопрос какая?, следовательно, в обоих случаях в предложении есть согласованное и несогласованное определение соответственно.

Как разобрать предложение по составу, не зная о существовании обстоятельства? Обстоятельство отвечает на наречные вопросы, оно может описывать и образ действия, и его время, и обстоятельства - это, наверное, самый обширный член предложения: Мы встретились (где?) на площади ; (когда?) Завтра я откажусь от этого предложения; Он (как?) свободно говорил на английском; Он побледнел (почему?) от гнева ; Я пришёл (зачем?) поговорить ; Я поеду (несмотря на что?), несмотря на бурю ; Он прекрасен (как?), как летний день . Порой обстоятельство путается с дополнением, но всё же с вопросами косвенных падежей обстоятельства выглядят несколько неестественно, то ли дело вопросы наречий.

Связь второстепенных и главных

Теперь, когда мы уже знаем, какие члены предложения существуют, стоит добавить ещё то, что каждый из второстепенных связан с одним из главных. Определение, например, входит в состав подлежащего, то есть вопросы к нему задаются именно это этого главного члена предложения; что касается дополнения и обстоятельства, то они связаны со сказуемым.

Обозначение членов предложения

Ещё необходимо остановиться на том, как обозначаются при разборе те или иные члены предложения. Как уже говорилось выше, подлежащее и сказуемое подчёркиваются одной и двумя линиями соответственно.

Дополнение обозначается пунктирной линией, определение - волнистой, а обстоятельство - штрих-пунктиром (то есть пунктиром с точками). Теперь, когда мы знаем, как разбирать предложение по составу и подчеркивать его члены, попробуем попрактиковаться на конкретных примерах.

Первая практика: простое предложение

Итак, приведём следующий пример разбора предложения:

В жаркий полдень юноша в тени сада читал книгу.

Начинаем мы с основы. В этом предложении говорится о юноше, читавшем книгу, кроме того, именно этот член предложения стоит в именительном падеже, то есть перед нами подлежащее. Действия, совершаемые подлежащим, описывает глагол «читал» - значит, именно он является сказуемым. Таким образом, основа предложения юноша читал , кроме этой основы, никаких других в предложении нет, то есть предложение простое. Членов предложения, непосредственно связанных с подлежащим, нет. Переходим к поиску дополнений: читал (что?) книгу. Что касается обстоятельств, то здесь ситуация немного интереснее: читал (когда?) в (жаркий) полдень - можно воспринимать всё словосочетание как обстоятельство времени, а можно добавить ещё и определение: в полдень (какой?) жаркий. То же самое с обстоятельством места: читал (где?) в тени (сада) - также развивается до ещё одного дополнения: в тени (чего?) сада.

То есть разбор предложения по составу будет выглядеть следующим образом (в скобках указаны члены предложения): В жаркий (опр) полдень (обст) юноша (п) в тени (обст) сада (д) читал (с) книгу (д).

Задание второе: пример разбора сложного предложения

Но мы помним, что существуют простые и сложные предложения. Как же действовать во втором случае? Попробуем сначала находить основы:

С раннего утра шёл дождь, и небо было чернее вчерашнего.

В этом предложении, как видно, два предмета, о которых идёт речь, причём они не взаимосвязаны. Следовательно, здесь две основы. Рассматривая первую часть предложения, до запятой, обнаруживаем, что основа здесь шёл дождь , тогда как во втором - небо было чернее . Следующим шагом мы работает с второстепенными членами каждой части предложения: шёл (с каких пор?) с утра (обстоятельство), с утра (какого?) раннего (определение); было чернее (какого?) вчерашнего (дополнение). То есть для разбора сложного предложения мы отдельно работаем с каждой его частью.

Закрепляем разбор сложного предложения

Зная, как разобрать сложное предложение по составу, попробуем закрепить наши знания.

Во дворе стоял полк вымуштрованных солдат; дворовые девушки с восхищением глазели на них.

И снова мы видим, что в предложении есть две основы. Работаем с первой его частью: подлежащее - полк, сказуемое - стоял, то есть первая основа - полк стоял . Переходим к второстепенным членам: стоял (где?) во дворе - обстоятельство, полк (кого?) - солдат - дополнение, солдат (каких?) - вымуштрованных - определение. Переходим ко второй части: девушки - подлежащее, глазели - сказуемое: вторая основа девушки глазели . Девушки (какие?) - дворовые - определение, глазели (каким образом?) - с восхищением - обстоятельство, глазели (на кого?) - на них - дополнение.

Как разобрать предложение по составу? Выделить все его члены! То есть после синтаксического разбора предложение будет иметь следующий вид:

Во дворе (обст) стоял (с) полк (п) вымуштрованных (опр) солдат (д); дв оровые (опр) девушки (п) с восхищением (обст) глазели (с) на них ).

Заключение

Как видите, в том, как разобрать предложение по составу, нет ничего сложного. Разбор начинается с поиска главных членов - основы предложения. От них потом уже задаются вопросы к второстепенным членам предложения. В конце разбора все члены подчёркиваются определённого вида линиями, что наглядно демонстрирует их наличие в предложении.

Синтаксический разбор предложения – это детальный анализ предложения, разделенный на несколько составляющих. Благодаря данному методу учащиеся проверят знания о синтаксисе русского языка. В учебных заведениях синтаксический разбор – это последняя глава в разделе синтаксиса, поскольку здесь предоставляется возможность комплексно использовать ранее полученные знания.

Как делать разбор предложения

Синтаксический анализ – процесс логический и поэтапный. В школе используют два вида разбора : устный и письменный. Их отличие заключается в том, что в письменном — части речи помечаются схематически, а при устном проговариваются.

Пошаговый анализ:

  1. Определите, какую цель несет предложение. Если автор пытается что-то рассказать – повествовательное, спросить – вопросительное, побудить к какому-либо действию побудительное.
  2. Эмоциональный окрас на письме выражается наличием восклицательного знака. Если в конце вы видите восклицательный знак, то предложение восклицательное. Если его нет – невосклицательное.
  3. Посчитайте число грамматических основ. Одна грамматическая основа – простое, несколько – сложное.
  4. Охарактеризуйте связь между частями предложения – союзная или бессоюзная.
  5. Определите, каким образом части связываются между собой : союзами (подчинительными или сочинительными) или интонацией (знаки препинания).
  6. В зависимости от союзов охарактеризуйте тип : сложносочиненное, сложноподчиненное или бессоюзное.
  7. Проанализируйте каждую часть на следующие параметры: наличие главных и второстепенных членов, поиск усложняющих факторов (однородные члены, вводные конструкции, междометия, обращения).
  8. Составить схему предложения, графически подчеркнув составляющие.

Обратите внимание! Синтаксический разбор сложного предложения отличается от просто только числом грамматических основ. Из-за этого некоторые действия (шаг 7) выполняются повторно.

Лучшие сервисы для онлайн анализа

Lexis Res

Сайт Lexis Res – один из лучших сервисов для синтаксического разбора по членам на английском языке. Главное преимущество – подробное описание всех значений отдельно взятого слова, что поможет пользователям, изучающим английский язык.

Интерфейс состоит из двух кнопок. Команда «Analyse » запускает процесс. Результаты доступны в нижней части страницы. Функция «Random sentences » позволит ознакомиться с работой сайта на примере случайного предложения.

Плюсы :

  • Подробный синтаксический анализ.
  • Отсутствие назойливой рекламы.
  • Широкий функционал сервиса.
  • Минималистский интерфейс.
  • Обширная база слов.

Минусы :

  • Ресурс адаптирован только для английских выражений.
  • Отсутствие графических обозначений.
  • Без должных знаний иностранного языка читать подробные пояснения будет трудно.

Delph-in

Сервис Delph-in — еще один англоязычный ресурс, посвященный синтаксическому анализу. Уникальность состоит в том, что здесь используется язык программирования Linguistic Knowledge Builder, который применяет в зарубежных университетах.

Использование метода Linguistic Knowledge Builder дает преимущества в плане детальности и его составляющих. За визуализацию отвечает технология English Resource Grammar, которая также используется в иностранном образовании.

Достоинства :

  • Отлично подходит для изучения узконаправленных предложений.
  • Огромное количество инструментов для синтаксического разбора по частям речи.
  • Нет ограничений на число символов.

Недостатки :

  • Полноценно работать с сервисом смогут люди, обладающие хорошей базой английской.
  • Громоздкий интерфейс, на освоение которого придется потратить время.

MorphologyOnline

Сайт MorphologyOnline – русскоязычный ресурс, посвященный синтаксису. Интерфейс сайта умещается в одну кнопку. От пользователя требуется ввести необходимое слово, а программа проанализирует его.

Для удобства пользователей сервис провидит поэтапную проверку . В большинстве случаев процесс проверки осуществляет в три этапа: определение части речи, морфологические признаки и вероятная синтаксическая роль.

Плюсы :

  • Подробный анализ.
  • Оперативная работа сайта.
  • Отсутствие рекламы.

Минусы :

  • Разбор осуществляется в рамках одного слова.
  • Основной акцент ресурса сделан на морфологии.
  • Узкая специализация.

Грамота.ру

Грамота.ру – русскоязычный сайт, разбирающий запрашиваемое слово. Представленный сервис осуществляет проверку выбранного слова не только по синтаксическим и морфологическим признакам, но прогоняет выбранное слово по всем популярным словарям, включая словарь специализированных терминов.

Достоинства :

  • Подробный анализ слова, включающий поиск значения по словарям.
  • Приятный пользовательский интерфейс.
  • Возможность выбирать критерии.

Недостатки :

  • За раз программа разбирает одно слово.
  • Сайт больше ориентирован на морфологический разбор.

Goldlit

Сайт Goldlit — это один из лучших порталов для синтаксического разбора. Ключевое преимущество перед русскоязычными конкурентами – возможность анализировать предложения целиком.

Алгоритм действий предельно прост: пользователь вводит фразу или слово. Портал обрабатывает информацию и разбирает каждое слово в отдельности. Возле каждого члена пишется начальные формы слова, часть речи к которому оно принадлежит, а после производится грамматический анализ и склонение по падежам.

Плюсы :

  • Детальный синтаксический и грамматический разбор.
  • Нет ограничений по тематике и числу знаков.
  • Дружелюбный интерфейс.
  • Сайт прост в освоении.
  • Дополнительная информация по литературе.

Минусы :

  • Отсутствие справочников по грамматике.
  • Сервис больше направлен на литературу.

Начальная школа - светлый этап развития каждого из нас. Несмотря на это, у многих учеников возникали трудности с русским языком. И сложнее всего давались упражнения, где необходимо разобрать предложение по составу.

Порой, информации, которую давали преподаватели, было недостаточно. Тогда к решению заданий подключались мамы, папы и другие родственные души. А для того, чтобы избежать каких-либо трудностей, важно всего лишь подробно изучить состав предложения.

Подлежащее - важнейший элемент

Как правило, главный смысл фразы несёт имя существительное, которое одновременно является подлежащим. Первый признак данного члена предложения - именительный падеж. Да, здесь придётся вспомнить склонения слов. Именительный, родительный, дательный и так далее. Вспомнили? Продолжим!

Второй признак подлежащего заключается в чётком согласовании с другим словом - сказуемым. Как правило, последнее имеет форму глагола, поэтому определить их взаимосвязь достаточно легко. В качестве примеров можно привести следующие фразы: «Мама мыла окно». В данном случае, подлежащим является слово «мама», которое отвечает на вопрос «Кто?» и согласуется с рядом стоящим глаголом. Кроме того, первое слово фразы несёт первичный смысл всего предложения. Обозначается одной прямой горизонтальной линией.

Сказуемое: рядом стоящий товарищ

Для того чтобы правильно важно помнить о втором главном герое фразы - сказуемом. Данный элемент отражает действие, связанное с подлежащим. То есть в совокупности два слова могут образовать состав простого предложения. Примером является фраза: «Мальчик бежит». Подлежащим является слово «мальчик», сказуемым - «бежит». В первом слове отражается признак именительного падежа, а во втором - действие в виде глагола.

Очень редко, но всё-таки встречаются случаи, когда сказуемое имеет форму имени существительного, прилагательного или причастия. Например, «Вчера я рано встал». Словосочетание «рано встал» образует единое сказуемое. Обозначается двумя параллельными горизонтальными линиями.

Второстепенный элемент: определение

Самые простейшие предложения состоят всего лишь из двух вышеназванных составных частей. Однако богатый мир русского языка содержит и второстепенные приложения. Первым среди равных является определение.

Дополнение синтаксически зависит от главных источников фразы либо несёт уточняющий смысл. По общему правилу в качестве определения выступает имя прилагательное, однако так же, как указано выше, могут быть исключения в виде существительного. Примером этого выступает фраза «дом матери». В данном случае второе слово является определением. Если помимо подлежащего и сказуемого в словосочетании присутствует этот член предложения, то разобрать фразу по составу становится сложнее.

И особое место в этой необъятной группе относится артиклям и числительным, например, «двадцать пятое августа». Все слова, относящиеся к данной группе, обозначаются горизонтальной волнистой линией.

Указание на место: обстоятельство

Такой член предложения, как обстоятельство места, фактически не несёт смыслового дополнения. Данная тематика русского языка необходима для уточнения действия в пространственных, временных или тематических рамках. Для того чтобы выделить разобрать предложение по составу и выделить обстоятельство места, нужно мысленно задать вопрос к каждому слову: «Как?» либо «Когда?». Разумеется, никаких падежей здесь не выделяется.

У многих школьников больше всего трудностей вызывает поиск именно этого члена предложения. Обстоятельство места способно приобретать самые различные формы, и даже специалисты-филологи, порой, не могут выделить правильное словосочетание в сложном предложении. Существительные, причастия и наречия - главные «тайники» обстоятельства места, которые выделяются короткими горизонтальными чертами с точкой между ними.

Украшение фразы: дополнение

Любые простые предложения в составе сложного содержат такой элемент, как дополнение. Сущность данного члена предложения заключается в обозначении конкретного лица, события или предмета. Нередко он носит уточняющее для подлежащего или (и) сказуемого значение.

Очень часто дополнение выражено в форме существительного. Главным признаком данного члена предложения выступает косвенный падеж, то есть все склонения, кроме именительного. Подбирая слова к вопросам: «Кем?», «Чему?», «О ком?», «Чему?» и так далее, вы со стопроцентной вероятностью сможете обнаружить дополнение.

Немного реже данный член предложения скрывается в инфинитиве, то есть во фразе, которая отвечает на вопросы: «Что делать?» или «Что сделать?». Примером того является следующее словосочетание: «Я собралась уходить домой». «Уходить домой» - это дополнение, которое подчёркивается горизонтальной прерывистой линией. Как видите, разобрать предложение по составу стала одной их самых простых задач для вас и вашего ребёнка!

  1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
  2. По эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
  3. По наличию грамматических основ: простое или сложное.
  4. Затем, в зависимости от того, простое предложение или сложное:
Если простое :

5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).

6. Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое.

7. Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено.

8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Если сложное :

5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная.

6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы.

7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП).

8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца.

9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Пример синтаксического разбора простого предложения

Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся , распространённое, осложнено однородными подлежащими.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа ученики и ученицы учатся , распространенное, осложненное однородными подлежащими.

Пример разбора сложного предложения

Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что , сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что , СПП.

1-е ПП: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространенное, не осложнено.

2-е ПП: двусоставное, грамматическая основа – мы с классом поехали, распраненное, не осложнено.

Пример схемы (предложение, после него схема)


Другой вариант синтаксического разбора

Синтаксический разбор. Порядок при синтаксическом разборе.

В словосочетаниях:

  1. Выделяем из предложения нужное словосочетание.
  2. Рассматриваем строение – выделяем главное слово и зависимое. Указываем, какой частью речи является главное и зависимое слово. Далее указываем, каким синтаксическим способом связано данное словосочетание.
  3. И, наконец, обозначаем каким является его грамматическое значение.

В простом предложении:

  1. Определяем, каково предложение по цели высказывания – повествовательное, побудительное или вопросительное.
  2. Находим основу предложения, устанавливаем, что предложение простое.
  3. Далее, необходимо рассказать о том, как построено данное предложение.
    • Двусоставное оно, либо односоставное. Если односоставное, то определить тип: личное, безличное, назывное или неопределенно личное.
    • Распространённое или нераспространённое
    • Неполное или полное. Если предложение является неполным, то необходимо указать, какого члена предложения в нём не хватает.
  4. Если данное предложение чем–либо осложнено, будь то однородные члены или обособленные члены предложения, необходимо это отметить.
  5. Дальше нужно сделать разбор предложения по членам, при этом указав, какими частями речи они являются. Важно соблюдать порядок разбора. Сначала определяются сказуемое и подлежащее, затем второстепенные, которые входят в состав сначала – подлежащего, затем – сказуемого.
  6. Объясняем, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении.

Сказуемое

  1. Отмечаем, чем является сказуемое - простым глагольным или составным (именным или глагольным).
  2. Указать, чем выражено сказуемое:
    • простое - какой формой глагола;
    • составное глагольное - из чего оно состоит;
    • составное именное - какая употреблена связка, чем выражается именная часть.

В предложении, имеющем однородные члены.

Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения и каким образом связаны друг с другом. Либо посредством интонации, либо и интонации с союзами.

В предложениях с обособленными членами:

Если перед нами простое предложение, то при его разборе, нужно отметить, чем будет являться оборот. Далее, разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения.

В предложениях с обособленными членами речи:

Сначала отмечаем, что в данном предложении, есть прямая речь. Указываем прямую речь и текст автора. Разбираем, объясняем, почему так, а не иначе расставлены знаки препинания в предложении. Чертим схему предложения.

В сложносочиненном предложении:

Сначала, указываем, какое предложение по цели высказывания – вопросительное, повествовательное или побудительное. Находим в предложении простые предложения, выделяем в них грамматическую основу.

Находим союзы, с помощью которых соединяются простые предложения в сложном. Отмечаем что это за союзы – противительные, соединительные или разделительные. Определяем значение всего данного сложносочиненного предложения – противопоставление, чередование или перечисление. Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания. Затем каждое простое предложение, из которых состоит сложное, необходимо разобрать таким же образом, как разбирается простое предложение.

В сложноподчинённом предложении с придаточным (одним)

Сначала, указываем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное. Зачитываем их.

Называем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Объясняем, каким именно сложноподчинённым предложением оно является, обращаем внимание на то, как оно построено, чем соединяется придаточное к главному предложению и к чему оно относится.

Объясняем, почему именно так расставлены знаки препинания в данном предложении. Затем, придаточное и главное предложения необходимо разобрать, таким образом, как разбираются простые предложения.

В сложноподчинённом предложении с придаточными (несколькими)

Называем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Указываем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Необходимо указать, каковым является подчинение в предложении – либо это параллельное подчинение, либо последовательное, либо однородное. Если существует комбинация нескольких видов подчинения, необходимо это отметить. Объясняем, почему, таким образом, в предложении расставлены знаки препинания. И, в конце, делаем разбор придаточного и главного предложений как простых предложений.

В сложном бессоюзном предложении:

Называем, каким предложение является по цели высказывания. Находим грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит данное сложное предложение. Зачитываем их, называем количество простых предложений, входящих в состав сложного. Определяем, какими по смыслу являются отношения между простыми предложениями. Это может быть – последовательность, причина со следствием, противопоставление, одновременность, пояснение или дополнение.

Отмечаем, каковы особенности строения данного предложения, каким именно сложноподчинённым предложением оно является. Чем в данном предложении соединены простые и к чему они относятся.

Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания.

В сложном предложении, в котором присутствуют разные виды связи.

Называем, каким по цели высказывания, является данное предложение. Находим и выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Устанавливаем, что данное предложение будет являться предложением, в котором присутствуют разные виды связи. Почему? Определяем, какие связи присутствуют в данном предложении – союзная сочинительная, подчинительная или какие – либо другие.

По смыслу устанавливаем, каким образом в сложном предложении сформированы простые. Объясняем, почему именно таким образом расставлены в предложении знаки препинания. Все простые предложения, из которых составлено сложное, разбираем таким образом, как разбирается простое предложение.

Всё для учебы » Русский язык » Синтаксический разбор предложения

Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.


Ссылка: https://сайт/russkij-yazyk/sintaksicheskij-razbor

Последние материалы раздела:

«Морские» идиомы на английском языке
«Морские» идиомы на английском языке

“Попридержи коней!” – редкий случай, когда английская идиома переводится на русский слово в слово. Английские идиомы – это интересная,...

Генрих Мореплаватель: биография и интересные факты
Генрих Мореплаватель: биография и интересные факты

Португальский принц Энрике Мореплаватель совершил множество географических открытий, хотя сам выходил в море всего три раза. Он положил начало...

Последнее восстание интеллектуалов Франция 1968 год волнения студентов
Последнее восстание интеллектуалов Франция 1968 год волнения студентов

Любой революции предшествует идеологическая аргументация и подготовка. «Майская революция» 1968 года, бесспорно, не является исключением. Почему к...