Как правильно сделать цитирование для антиплагиата: оформление и исключение первоисточников из проверки. Требования к оформлению сочинения

Уже более 10 лет все российские ВУЗы в обязательном порядке проверяют каждую научную работу на плагиат - таково распоряжение Министерства Образования РФ. Проверка касается не только студентов (рефераты, курсовые, дипломные), но и преподавателей (диссертации, научные статьи, повышение квалификации или получение аттестации).

Если рассматривать проверку на плагиат поверхностно, но все выглядит логично: нельзя копировать чужие труды, нужно опираться только на собственные знания. Однако существует одна серьезная загвоздка - можно написать работу самостоятельно от первого и до последнего слова, но она будет признана плагиатом. Почему? Потому что автор использовал литературу, размещенную в Интернете или различных базах данных:

  • теории;
  • законы;
  • высказывания известных личностей;
  • аксиомы;
  • доказательства;
  • и т.д.

Но как отказаться от всего перечисленного, если учебные методички требуют теорию? Например, любая юридическая работа состоит из цитирования законов и особенностей их применения в той или иной ситуации. А научная работа по технической специальности не может обойтись без аксиом, доказательств теорий и т.д. Получается замкнутый круг…

Как правильно оформить заимствования

Если вы зададитесь вопросом правильного цитирования и поищите информацию в Интернете, то найдете сразу несколько советов от бывалых студентов:

  • выделять заимствования кавычками;
  • делать сноски внизу страницы (указывать источник);
  • указывать автора и публиковать информацию через двоеточие;
  • и т.д.

Думаете, что все это работает на практике? К сожалению, нам придется вас разочаровать.

На данный момент нет способов выделения цитирования, чтобы сервисы проверки не снижали процент уникальности. Вам не помогут ни кавычки, ни сноски, ни скобки! Ничего!

Хотите убедиться - можете попробовать все способы. Но мы предупреждаем, что вы лишь потратите время зря.

Есть вариант только для журналистов и копирайтеров, которые проверяют свои тексты самостоятельно, - некоторые сервисы проверки позволяют вручную исключать источники.

Но студентам и научным сотрудникам это не поможет:

  1. Сервисы проверки для ВУЗов ничего не исключают.
  2. Они автоматизированы и не допускают постороннего вмешательства.

Авторы всех популярных антиплагиатов заявляют, что они разрабатывают механизмы цитирования и в скором времени их внедрят. А некоторые уже даже запустили тестовые версии, но только забыли сказать, что пока ничего не работает - все цитаты по-прежнему отрицательно влияют на процент уникальности.

Прошло 2–3 года с момента первых заявлений о легализации цитирования, а воз и ныне там. Значит, нужно учиться обходить антиплагиат. Тем более, что в большинстве случаев это не хитрость, а скорее необходимость и восстановление справедливости.

Согласитесь, не хочется терять бюджетное место, сдавать ЕГЭ заново или служить в армии из-за некомпетентности сервисов проверки.

  1. Как снизить процент плагиата при цитировании.
  2. Как проверить научную работу на уникальность.
  3. Как гарантировано устранить заимствования.

Учимся правильно цитировать

Вы уже знаете, что все заимствования снизят итоговый процент уникальности, но без них обойтись нельзя. Значит, ваша задача - минимизировать плагиат.

Вот, важные правила:

  1. Сокращайте цитату. Оставляйте только самое главное, игнорируя вводные конструкции, «воду», дополнительные пояснения. Чем меньше вы скопируете, тем лучше.
  2. Не копируйте огромные абзацы. Почти у каждого научного определения есть несколько формулировок - выбирайте самую лаконичную.
  3. Разбавляйте заимствования уникальным текстом. Взяли цитату - дополните ее своими комментариями или размышлениями, а только потом переходите к следующей.
  4. Увеличивайте объем работы. Если в теоретической части пришлось копировать слишком большой объем текста, то «растяните» практику. Чем больше уникального контента в работе, тем выше суммарный процент оригинальности.
  5. Переносите заимствования в приложения. Некоторые преподаватели проверяют только текст, а приложения считают отдельным автономным материалом.

Порой удается добиться высокого процента уникальности только лишь соблюдением этих простых правил - пробуйте. Если не поможет, то существуют и другие способы обойти антиплагиат .

Проверяем работу

Запомните раз и навсегда: не нужно ждать проверки уникальности в ВУЗе - проверяйте предварительно своими силами. Если текст забракует ВУЗ, то на устранение замечаний останется всего несколько дней - можно просто не успеть. А если вы узнаете процент заранее, то шансы успеть все исправить куда выше.

Каждый ВУЗ работает со строго определенным сервисом проверки - нужно ориентироваться на его результаты. Но не все так просто, есть загвоздки:

  • сервис может быть недоступен для студентов;
  • за проверку нужно заплатить;
  • система не предоставляет отчет, а лишь сообщает процент;
  • нет ссылок на первоисточники;
  • можно загрузить только небольшие тексты, а объемные научные работы - нельзя;
  • и т.д.

Поэтому логичнее использовать бесплатные универсальные системы, в которых учтены алгоритмы всех современных антиплагиатов. Например, вам подойдет наш сайт.

Во-первых, все автоматизировано, и проверка займет не более минуты, если нет очереди.

Во-вторых, можно загрузить текст до 200 000 знаков или документ до 20 Мб. Поверьте, этого хватит для научной работы.

В-третьих, вы сможете дополнительно выбрать и другие системы (в том числе «закрытый» «Антиплагиат.ВУЗ»).

В-четвертых, получите подробнейший отчет, в котором будут отмечены все заимствованные фрагменты.

В-пятых, узнаете первоисточники.

Повышаем уникальность

Процент уникальности ниже нормы, а заимствований слишком много, чтобы переписывать самостоятельно? Есть 2 варианта:

  1. Кодирование.
  2. Профессиональный рерайт.

Кодирование - вмешательство в программный код документа. Вы сами указываете сервис проверки и желаемый процент оригинальности текста, а уже через 5 минут получаете уникальную работу.

Стоимость - всего 7 рублей за страницу.

Профессиональный рерайт - ручная работа наших специалистов. За 3 дня они полностью перепишут текст, и он станет уникальным для любого антиплагиата.

Стоимость - 100 рублей за страницу.

Уже 300 000 студентов воспользовались нашими услугами и успешно защитились. Обращайтесь - мы с удовольствием поможем и вам!

Здравствуйте!
Несколько своих статей я объединила одной темой:

«4 шага к написанию сочинения». Так мне хотелось донести до своих читателей мысль, что подготовительная работа при написании сочинения гораздо важнее, чем само написание текста.

Перед тем как приступить к созданию своего текста (сочинения ) надо сделать 4 шага :

1 шаг.

2 шаг.

3 шаг .

4 шаг. .

Последовательно преодолевая каждый этап, ты готовишься к созданию своего текста.
Затем, когда сочинение (или любой другой текст) уже написано в черновик, остаётся лишь переписать его набело в чистовик, но при этом не забудьте проверить сочинение. При проверке учитывайте

требования к оформлению сочинений

А они таковы:

  1. Если тема сочинения не является цитатой, то она записывается без кавычек! Если название сочинения — это цитата, то её нужно написать в кавычках. Слово «тема» не пишется!
  2. Если используете эпиграф , пишите его без кавычек в правой стороне листа. На следующей строке, под словами эпиграфа, обязательно укажите источник: фамилию автора строк, использованных в эпиграфе, можно и название произведения указать. В этом случае после фамилии автора поставьте запятую и в кавычках на этой же строке запишите название произведения. Фамилия и инициалы автора, название произведения в скобки не заключаются, точка после них не ставится.
  3. Посередине следующей строки после эпиграфа (если он есть) или после темы (если не добавляете эпиграф) пишите слово «План ». Как правильно оформить план, читайте .
  4. Следуя плану в сочинении, обязательно выделяйте абзацы .
  5. Сразу после плана, не пропуская строки, начинайте с большой буквы и с красной строки писать сочинение.
  6. Если в сочинении используете даты , их пишите цифрами: год и число — арабскими, век – римскими. Если вы сделаете запись века арабскими цифрами, это не будет считаться ошибкой и не скажется на оценке, но лучше этого не делать. Все другие числительные пишите только прописью.
  7. Используете цитаты ? Оформляйте их правильно.

как оформляются цитаты

Цитаты оформляются точно так же, как предложения с прямой или косвенной речью .

Самая распространенная форма цитаты - прямая. Это значит, что приводимое высказывание из литературного источника оформляется внутри.
Вначале пишутся «слова автора » - это та часть предложения, в которой вы говорите, кто и где, по какому поводу написал то, что вы сейчас намереваетесь процитировать. Эта часть предложения при цитировании относится к вашему собственному тексту.
Затем ставится двоеточие , открываются кавычки и с большой буквы приводится целиком авторское высказывание. После того как закроются кавычки, ставится точка.

Великий русский критик В. Г. Белинский писал: «Для истинного художника - где жизнь, там и поэзия».

Если в высказывании, которое вы цитируете, есть авторский вопрос или восклицание, т.е. вопросительный или восклицательный знак, поставленный автором высказывания, то нужно оставить эти знаки внутри кавычек. Все знаки препинания внутри цитаты должны в точности воспроизводить авторскую пунктуацию .

М. А. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» говорил: «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!»

«Язык неистощим в сочетаниях слов», - отмечал А.С. Пушкин.

«Язык, - утверждал А. П. Чехов, - должен быть прост и изящен».

Вы можете начать цитату не с начала предложения автора, а только лишь с нужной вам его части. В этом случае можно начать цитату с маленькой буквы, но предварительно поставить многоточие :

Польский поэт Адам Мицкевич писал: «…в славянской литературе и в славянских языках больше всего поражает то, как широко они распространены, - их географическая протяжённость, если можно так выразиться. С точки зрения наиболее существенной и, по общему мнению, единственно существенной - с точки зрения численности населения и протяжённости территории, - значение славянских языков может быть безмерным…»

Можно цитату встроить в собственные рассуждения:

С.И. Вавилов считал, что надо «…всеми мерами избавлять человечество от чтения плохих, ненужных книг».

Если помещаете цитату в середину своей фразы , то ставьте знаки таким образом:

Несколько редакторов читали следующий текст: «Особенно волнуют молодого читателя книги, в которых он ищет ответы на жизненно важные вопросы», и никто из них не заметил грубой логической погрешности.

В примере вы видите, что после цитаты ставится запятая , как в обычном сложном предложении. В самой цитате предполагается точка, но она не ставится. Если цитата заканчивалась бы многоточием, восклицательным или вопросительным знаком, то после нужно поставить тире .

Без кавычек и посередине страницы записываются поэтические цитаты , в которых непременно сохраняется стихотворная строка.

Когда читаешь, будь внимателен к языку, сочетаниям слов. Это обогащает речь. Очень выразительно сказал об этом известный русский поэт Валерий Брюсов:

Быть может, всё в жизни лишь средство

Правила техники цитирования весьма просты:

1. Текст цитаты должен точно соответствовать источнику, из которого она взята. В него могут быть внесены лишь небольшие изменения.

Первое допустимое отклонение от подлинника - разрешается модернизировать орфографию и пунктуацию, пользуясь современными правилами. Так, принято переводить на современную орфографию и пунктуацию цитаты из дореволюционных изданий. Сложность такого перевода в том, что надо уметь отделить особенности системы орфографии и пунктуации старого времени от индивидуальных особенностей орфографии и пунктуации автора цитируемого текста (последние нивелировать, уничтожать нельзя). Когда речь идет о ятях, о твердом знаке в конце существительных, вопрос ясен. Но вот нужно отличить интонационную, авторскую запятую от запятой, поставленной по устаревшим, принятым лишь раньше правилам пунктуации. Тут уж требуется изучить правила того времени, изучить специфические индивидуальные особенности пунктуации автора и на этой основе решать. Нельзя затрагивать и формы, характерные для эпохи.

Целесообразно осовременивать орфографию и пунктуацию также и в цитатах из послереволюционных изданий, что не всегда принято. Если при цитировании из дореволюционных изданий орфографию и пунктуацию осовременивают главным образом для того, чтобы цитата легче читалась, то при цитировании послереволюционных изданий - для того, чтобы не влиять разрушающим образом на грамотность читателя с неустановившимися орфографическими и пунктуационными навыками, не путать его, закреплять сегодняшние нормы. Если слово западноевропейский несколько раз меняло после революции свое написание от дефисного до слитного, то, конечно, будет мало пользы, если сохранять этот разнобой.

Второе допустимое отклонение от подлинника - произвольно сокращенные слова можно писать полностью. Дополненную часть слова заключают при этом в прямые скобки: "п[отому] ч[то]".

То же с описками - рядом с ними в прямых скобках разрешается ставить правильное слово. В прямые скобки заключают и слова, пропущенные автором, но необходимые для лучшего понимания цитаты.

Третье допустимое отклонение от подлинника - разрешается опускать одно или несколько слов и даже предложений, если они не нужны тому, кто цитирует, и если мысль автора цитаты никак при этом не исказится.

Читателя непременно надо поставить в известность о том, что цитата воспроизводит текст не полностью, что в том или ином месте ее опущен текст. Обозначается пропуск, как известно, многоточием. Опущены ли слова в начале цитируемого предложения, в середине его, в конце - везде взамен опущенных слов ставится многоточие.

Пропуск нескольких предложений, одного или нескольких абзацев принято обозначать многоточием в угловых скобках <...>.

Не ставится многоточие лишь в случаях, когда цитируются отдельные слова или словосочетания. Читателю и так ясно, что в тексте, из которого извлечены эти заключенные в кавычки слова, им предшествуют или за ними следуют другие слова.

2. Цитировать автора нужно только по его произведениям. Лишь в исключительных случаях, когда первоисточник совершенно недоступен или его разыскание сопряжено с огромными трудностями, разрешается цитировать автора по выдержкам из его сочинений, приводимым другим автором.

Причин для ограничения несколько. Возникает опасность неточного цитирования. Приходится рассчитывать только на тщательность того, кто цитировал первым, что проблематично. Затрудняется путь читателя к первоисточнику.

3. Нельзя, как правило, цитировать автора по старым изданиям его произведений, если есть более поздние, уточненные. Если цитируется классическое произведение, то в качестве первоисточника должно быть выбрано текстологически авторитетное издание.

Произведения основоположников марксизма-ленинизма принято цитировать по последнему изданию собрания их сочинений: произведения В. И. Ленина - по Полному собранию сочинений (5-е издание), произведения К. Маркса и Ф. Энгельса - по 2-му изданию Сочинений.

Редакционное, или редакционно-техническое, оформление цитат подчиняется следующим правилам:

1. Цитата заключается в кавычки, за исключением случаев, когда она (после текста, предупреждающего о следующей за ним цитате, и двоеточия) набирается шрифтом, отличным от шрифта основного текста по кеглю или рисунку. Типичный пример - стихотворная цитата; ее обычно набирают шрифтом более мелким, чем основной текст, и в кавычки не заключают. Шрифтовое выделение достаточно ясно показывает границы цитируемого текста и тем самым заменяет кавычки.

Не заключаются в кавычки и цитаты-эпиграфы. Они выделены положением, форматом набора (уже основного текста) и подписью - ссылкой на автора.

2. Текст цитаты должен быть разбит на абзацы точно так же, как в источнике.

3. Текст цитаты пишется с прописной буквы :

а) если цитата, стоящая после двоеточия в середине фразы, и в источнике начиналась с прописной буквы;

б) если в цитате опущены первые слова цитируемого предложения, но она начинает собой фразу, идет после точки или открывает текст.

В источнике - письме А. П. Чехова:

Если я врач, то мне нужны больные и больница; если я литератор, то мне нужно жить среди народа, а не на Малой Дмитровке, с мангусом.

В тексте с цитатой:

а) Чехов писал: "Если я врач, то мне нужны больные и больница...";

б) О том, как необходима писателю связь с народом, хорошо сказал Чехов. "...Если я литератор, то мне нужно жить среди народа, а не па Малой Дмитровке, с мангусом",- читаем мы в одном его письме.

4. Текст цитаты пишется со строчной буквы :

а) если в цитате опущены первые слова, но она не начинает собой фразу, а стоит в ее середине;

б) если в цитате-предложении первое слово не опущено, но цитата включена в синтаксический строй фразы - стоит в ее середине, но не после двоеточия; в этом случае, несмотря на то что в источнике текст цитаты написан с прописной буквы, сама цитата пишется со строчной.

В источнике - тексте С. И. Вавилова:

Необходимо всеми мерами избавлять человечество от чтения плохих, ненужных книг.

В тексте с цитатой:

а) С. И. Вавилов требовал "...всеми мерами избавлять человечество от чтения плохих, ненужных книг";

или в варианте с чеховским текстом:

а) Чехов писал: "...если я литератор, то мне нужно жить среди народа";

б) С. И. Вавилов писал о том, что "необходимо всеми мерами избавлять человечество от чтения плохих, ненужных книг".

5. Многоточие заменяет собой и все знаки препинания, которые стоят перед ним. Запятую, тире, точку с запятой, двоеточие перед опущенным словом (словами) отбрасывают. Например:

В источнике:

Вообще каждая чеховская новелла так лаконична, так густа по своей консистенции, образы в ней так многосмысленны, что если бы кто-нибудь вздумал прокомментировать любую из них, комментарии оказались бы гораздо обширнее текста, ибо иному беглому и малозаметному образу, занимающему в тексте две строки, пришлось бы посвятить пять-шесть страниц, чтобы хоть отчасти дознаться, какая идея заключается в нем (Чуковский К. Чехов.- В кн.: Чуковский К. Современники. Портреты и этюды. М., "Мол. гвардия", 1963, с. 112).

В цитате:

Правильно:

Как пишет К. Чуковский, "...каждая чеховская новелла так лаконична, так густа по своей консистенции... что если бы кто-нибудь вздумал прокомментировать любую из них, комментарии оказались бы гораздо обширнее текста..."

"...так густа по своей консистенции.., что если бы..."

"...так густа по своей консистенции..., что если бы..."

Однако если в цитате из нескольких предложений после законченного предложения следует предложение, в начале которого пропущено одно или несколько слов, то точку перед многоточием сохраняют, отделяя ее от многоточия пробелом и начиная предложение, у которого опущены первые слова, с прописной буквы. Например:

В источнике:

Толстой "колупал" свои рукописи и корректуры не потому, что добивался особого эстетического совершенства, как это делал, например, Флобер. Основная причина была в том, что он... непрерывно реагировал на все, что узнавал и видел, и постоянно приходил к новым решениям и выводам (Эйхенбаум Б. Творческие стимулы Л. Толстого.- В кн.: Эйхенбаум Б. О прозе. Сб. статей. "П., "Худож. лит.", 1969, с. 80).

В цитате:

Б. Эйхенбаум объяснял это так: "Толстой "колупал" свои рукописи и корректуры не потому, что добивался особого эстетического совершенства, как это делал, например, Флобер. ...Он... непрерывно реагировал на все, что узнавал и видел, и постоянно приходил к новым решениям и выводам" (Эйхенбаум Б. О прозе. Сб. статей. Л., "Худож. лит.", 1969, с. 80).

Сохраняется точка и перед многоточием, заключенным в угловые скобки:

Предложение. <...> Предложение.

Если в конце предложения, предшествующего большой купюре, опущено слово или несколько слов, то это обозначается многоточием независимо от многоточия в угловых скобках:

Предложение... <...> Предложение.

6. Цитату, продолжающую текст после двоеточия, рекомендуется начинать с новой строки:

а) когда она состоит из двух и более абзацев;

б) когда она представляет собой стихотворные строки;

в) когда необходимо выделить ее из текста.

В остальных случаях цитата, как правило, набирается в подбор к тексту, если, конечно, ею не начинается новый абзац. В пределах одного издания желательно придерживаться единообразных решений.

7. Цитаты большие, с текстом, разбитым на абзацы, целесообразно выделять из текста шрифтом (обычно более мелкого кегля) или втяжкой. Втяжки нежелательны, когда цитаты занимают страницу и более (выделение в этом случае малозаметно).

8. Такие авторские и редакторские примечания к цитате, как смысловые пояснения, необходимые по ходу ее чтения, указания о выделениях, сделанных цитирующим, помещаются внутри цитаты. Их принято заключать в круглые скобки, начинать со строчной буквы, заканчивать точкой, тире и выделенными шрифтом - чаще курсивом - инициалами имени и фамилии цитирующего. Например:

"В мозгу (от чтения.- К. Ч.) завелись тараканы".

"Во всем, почти во всем, что я писал, мною руководила потребность собрания мыслей, сцепленных между собою для выражения себя..." (курсив наш.- М. Ш.).

Одинаковые внутрицитатные примечания, если их много, заменяют подстрочным у первой цитаты, например:

Подстрочное примечание читателю легче отыскать, если он, читая книгу не с самого начала, захочет навести справку о том, кому принадлежат выделения в цитатах.

Если же в цитатах встречаются выделения и авторские и цитирующего, то их желательно оформлять по-разному (например, авторские - разрядкой, цитирующего - курсивом), оговаривая лишь выделения цитирующего: Везде в цитатах курсив мой .- И. И.

Таким образом, работа с цитатами требует от редактора тонкого смыслового анализа и большой технической вооруженности, без которой может пострадать культура издания.

8.1.1. Источник цитаты

Им должно быть цитируемое издание (произведение), а не издание (произведение) другого автора, где цитируемый текст приведен в качестве выдержки (об исключении см. 8.1.2).

При нескольких (многих) изданиях цитируемого произведения рекомендуется выбирать в качестве источника текстологически авторитетное издание (напр., акад. собр. соч.), если задачей текста не обусловлено цитирование другого издания (разбираемого, критикуемого и т. п.).

Папр., при цитировании «Холстомера» Л. П. Толстого лучше в качестве источника выбрать не юбилейное Полн. собр. соч. писателя, а вышедшее позже миниатюрное издание повести (М.: Книга, 1979), в котором подготавливавший ее Э. Г. Бабаев внес 21 обоснованное уточнение по сравнению с текстом в томе Полн. собр. соч., исправив вкравшиеся в его текст ошибки, порой грубые («молодчик» вместо «мальчик», «плохих лошадях» вместо «тихих лошадях», «долго» вместо «дома», «замолчал» вместо «засмеялся»).

8.1.2. Цитирование по цитате

Как правило, запрещается. Допустимо в качестве исключения, в случаях, если:

1) первоисточник недоступен или его разыскание затруднено;

2) цитируется публиковавшийся архивный документ, и воспроизведение текста по архивному первоисточнику может неправомерно придать цитированию характер архивного разыскания;

3) цитируемый текст стал известен по записи слов автора в воспоминаниях другого лица.

8.1.3. Основные условия смысловой точности цитирования

1. Цитирование логически законченного фрагмента текста, т. е. с полнотой, которая гарантировала бы неизменность передачи смысла в источнике и цитате (без произвольного обрыва цитируемого текста, без выдергивания слов и фраз из контекста источника, когда то и другое ведет к изменению смысла или оттенка смысла источника).

2. Отбрасывание ради экономии места не нужных для целей цитирования слов цитаты только в случае, когда это не влияет на ее смысл.

8.1.4. Приемы проверки смысловой точности цитирования

Для того чтобы предотвратить искажения мыслей цитируемого автора, желательно:

1. Сверяя цитату с источником, прочитывать также текст, предшествующий ей и (или) следующий за ней, и сопоставлять по смыслу широкий фрагмент текста, в который цитата входит, с самой цитатой. Напр.:

Текст с цитатой:

Выдающийся советский режиссер Г. А. Товстоногов делает весьма категорическое заявление: «Как только в театре начинают слушать слова - современный театр кончается».

Фрагмент источника, из которого извлечена цитата:

Слова в современном театре должны не слушаться, а входить в наше сознание через действие. Как только в театре начинают слушать слова - современный театр кончается. Мы не имеем права в театре отдельно слушать слова и отдельно смотреть действия. Мы должны слышать и видеть одновременно.

Ясно, что мысль Товстоногова представлена искаженно, что цитата лишь неполная часть формулируемой режиссером мысли, и суть ее становится понятной только в контексте. Вырвав из него фразу, цитирующий приписал Товстоногову то, чего в его тексте не было, хотя буквальная точность цитирования соблюдена.

Напр., автор пособия по редактированию, чтобы проиллюстрировать слова В. А. Карпинского о том, что Ленин-редактор «ограничивался минимумом необходимых поправок», привел в качестве примера часть текста из статьи В. А. Карпинского «Крестьянский съезд» до и после поправки Ленина, где действительно вставлена два раза лишь частица «не».

Между тем за процитированным текстом следовал текст Карпинского, который Ленин вычеркнул, заменив своим, и который по объему раза в три превосходил процитированный текст с двумя якобы небольшими поправками, а на самом деле менявшими смысл на прямо противоположный. Так что правка Ленина в статье Карпинского иллюстрирует не минимальность исправлений, а совсем наоборот, большой их объем. Пример выбран цитирующим неудачно, а чтобы это было незаметно, он оборвал цитату. Заметить это редактор мог, только сопоставив цитату с широким фрагментом источника, прочитав там не только процитированный текст, но и текст, за ним следующий.

2. Сопоставлять предмет мысли в источнике с предметом мысли, к которому относит цитату автор, ее цитирующий, чтобы не допустить расхождений между ними, по меньшей мере обесценивающих цитирование. Напр.:

Текст с цитатой:

Ученые считают, что правильно ориентировать движение глаз при столь продолжительном и напряженном чтении, как чтение корректуры, далеко не простая задача. К счастью, навыки чтения могут быть значительно улучшены даже у взрослых, безупречно грамотных людей. Гёте был недалек от истины, когда шутливо жаловался в беседе с Эккерманом: «Эти добрые люди не имеют представления о том, сколько времени и труда надо потратить на то, чтобы выучиться читать. Я затратил на это восемьдесят лет и все же не могу еще сказать, что достиг цели».

Здесь автор приведенного текста высказывание Гёте об умении читать как умении постигать замысел автора использовал в качестве свидетельства того, что совершенствовать техн. навыки чтения никогда не поздно. Предмет мысли в источнике и у цитирующего расходятся, и, значит, цитата неуместна.

3. Проверять, по поводу какого времени говорится в цитате и правомерно ли относить сказанное в ней к другому времени, как это делает цитирующий.

4. Сопоставлять смысл цитаты с выводами, которые из нее делает цитирующий автор, чтобы проверить, действительно ли эти выводы следуют из цитаты. Папр.:

Текст с цитатой:

Информационный взрыв, свидетелями которого мы являемся, прозорливо предвидел еще в 1844 г. молодой Энгельс. «Наука, - писал он, - движется вперед пропорционально массе знаний, унаследованных ею от предшествующих поколений». В соответствии с этой формулой каждые 10-15 лет объем печатной научно-технической информации удваивается.

Из цитируемой фразы Энгельса никак не следует вывод, сделанный после нее цитирующим автором. Во-первых, из того, что объем информации удваивается, вовсе не следует, что масса знаний увеличивается в той же пропорции. Во-вторых, о периоде, за который объем научно-техн. информации удваивается, у Энгельса вообще нет речи. Из фразы Энгельса следует лишь то, что наука движется вперед пропорционально массе унаследованных ею знаний, и ничего больше. Увеличивается масса знаний - пропорционально этому продвигается вперед наука. Выводы автора из цитаты не вытекают, и, значит, либо цитата неуместна, либо выводы нуждаются в уточнении.

8.1.5. Условия буквальной точности цитирования

Цитата должна слово в слово, буква в букву, знак препинания в знак препинания следовать источнику, за некоторыми исключениями - см. ниже, 8.1.6-8.1.9.

8.1.6. Орфография и пунктуация в цитатах

Текст цитаты, как правило, приводится в соответствии с правилами и нормами орфографии и пунктуации, действующими в момент издания. Напр.:

В источнике: В цитате:
западно-европейский западноевропейский

Допустимо также исправлять явные опечатки при условии, что исправление оговаривается в примечании, но это целесообразно делать лишь в случаях, когда цитирующему надо прокомментировать ошибку в цитате.

8.1.7. Сокращения в цитатах

Разрешается произвольно сокращенные в источнике слова, а также слова, которые сокращены в цитате, но не сокращаются в осн. тексте, писать развернуто, заключая дополненные части слов в прямые или угловые скобки и опуская точку как знак сокращения. Напр.:

т[ак] к[ак]; п[отому] ч[то]; Н. Г. Чернышевский пишет, что у него «...утвердилось мнение, заимствованное из,Отеч[ественных] записок"..».

Нри цитировании документов обычно угловыми скобками обозначается зачеркнутый текст, а прямыми скобками - развернутые цитирующим сокращенные слова.

Когда сокращенные слова легко понимаются читателем, не вызывают недоразумений при чтении и не нарушают единообразия сокращений в издании, развертывать сокращенные слова нецелесообразно. Нежелательно развертывать сокращенные слова, если сокращенное написание передает особенность произношения пишущим названия, имени и отчества и т. п.

8.1.8. Купюры в цитатах

Можно опустить одно или несколько слов или даже предложений, если мысль автора цитаты не исказится и если читатель будет оповещен о купюре многоточием на месте опущенных слов и многоточием в угловых скобках на месте опущенных предложений. См. 8.5.

8.1.9. Цитирование отдельных слов и словосочетаний

При таком цитировании многоточие допустимо не ставить, ибо читателю и без того ясно, что перед цитируемыми словами и после них опущены слова. Напр.:

Печорин говорил, что он «в напрасной борьбе» уже «истощил и жар души своей и постоянство воли»... (Эйхенбаум Б. М. О прозе. М., 1969. С. 285).

Однако пропуск слова внутри цитируемого словосочетания обозначается многоточием.

8.1.10. Изменение падежа слов в цитате против первоисточника

Такое отклонение от первоисточника возможно в случаях, когда цитируются отдельные слова и словосочетания. Напр.:

8.1.11. Дополнение знаками

В стихотворную цитату, набранную как проза внутри осн. текста в подбор с ним, вводят для обозначения стихотворных строк одинарную или двойную косую черту либо одинарную или двойную вертикальную линейку на местах, где кончается одна стихотворная строка и начинается другая.

Знак препинания перед таким знаком и прописную букву в начале строки после знака сохраняют. Напр.:

...Благодаря своей сопричастности искусству, акту поэтического творчества... («С немым торжеством на лице // Открываю грани стиха...»).

8.1.12. Выделения в цитате

При выделениях в цитате:

1. Желательно сохранять форму выделения источника. Если же по техн. причинам это невозможно, то допускается заменять такую форму иной, близкой по силе, с оговоркой один раз в примечании. Напр.:

«...В деле художественной критики Крамской есть истинный Белинский», - писал В. В. Стасов (в источнике - полужирный).

2. Выделение слов цитирующим обязательно помечают или оговаривают в сноске. Напр., примечание у первой цитаты из одного источника:

* Везде в не оговоренных случаях курсив в цитатах наш. - А. М.

3. Выделения слов, принадлежащие автору цитаты, оговаривать не требуется, за исключением случаев, когда в цитатах из одного источника лишь несколько авт. выделений и много выделений цитирующего. Тогда лучше, экономнее пометить авт. выделения, а выделения цитирующего оговорить в примечании либо применить разные формы выделения, оговорив только форму выделения слов цитирующим. Предпочтительнее по возможности разная форма выделений автором и цитирующим с указанием об этом в примечании. Напр.: Цитата (курсив- автора цитаты, полужирный - наш).

Если издание могут читать и не последовательно, целесообразнее все оговорки о выделениях помещать не в примечании, а в конце предисловия, либо на обороте тит. л., после списка сокращений, т. е. в месте, которое читатель наверняка не пропустит.

8.1.13. Выделение цитат

Выделять желательно многострочные и особенно многоабзацные цитаты, т. к. читатель нередко теряет ориентировку и тратит время на выяснение вопроса: кончилась ли уже цитата или нет.

Форма выделения цитат: а) втяжка, если цитата не превышает страницы; б) втяжка с вертикальной линейкой в ней, если цитата целиком занимает страницу; в) набор шрифтом меньшего кегля (напр., петит или боргес при корпусе) в тех случаях, что и в п. «б»; г) набор шрифтом другой гарнитуры в тех же случаях, что и в п. «б».

8.2. Употребление кавычек

8.2.1. Цитаты, заключаемые в кавычки

Набранные так же, как осн. текст, стоящие внутри него цитаты заключают в кавычки, чтобы показать границы каждой - начало и конец.

8.2.2. Цитаты, не заключаемые в кавычки

Это цитаты, графически отграниченные от осн. текста:

1. Выделенные шрифтовым или не шрифтовым способом (шрифтом другого кегля, рисунка, начертания; втяжкой; напечатанные иной. чем осн. текст, краской) или если по контексту читателю ясно, что перед ним цитата. Напр.: Пушкин писал жене: Что-то дети мои и
книги мои?

2. Взятые из стихотворных произведений с сохранением деления на стихотворные строки и набранные на более узкий, чем осн. текст, формат или шрифтом пониженного по сравнению с шрифтом осн. текста кегля. Напр.:

Вспомним пушкинские строки:

Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.

3. Цитаты-эпиграфы, если они не сопровождаются каким-либо не цитатным текстом.

8.2.3. Место кавычек

Кавычки, отграничивающие цитату, ставят только в начале и конце ее независимо от размера цитаты и числа абзацев в ней.

8.2.4. Рисунок кавычек

1. Цитаты заключаются в кавычки такого же рисунка, что и применяемые в осн. тексте в качестве основных.

2. Если внутри цитаты есть слова (словосочетания, фразы), в свою очередь заключенные в кавычки, то последние должны быть другого рисунка, чем кавычки, закрывающие и открывающие цитату (внешние кавычки - обычно елочки « », внутренние - лапки „ “).

Если по техн. причинам невозможен набор кавычек другого рисунка, кавычки одного рисунка рядом не повторяются. Напр., неправильно: ««Цыганы мои не продаются вовсе», - сетовал Пушкин. Лучше, впрочем, выделить цитаты каким-нибудь способом, сняв внешние кавычки, напр, набрать цитаты со втяжкой и с абзацного отступа.

3. Если в цитате встречаются кавычки «третьей ступени», т. е. внутри заключенных в кавычки словосочетаний цитаты есть, в свою очередь, слова, взятые в кавычки, в качестве последних рекомендуются кавычки второго рисунка, т. е. лапки.

М. М. Бахтин писал: «Тришатов рассказывает подростку о своей любви к музыке и развивает перед ним замысел оперы: „Послушайте, любите вы музыку? Я ужасно люблю... Если бы я сочинял оперу, то, знаете, я бы взял сюжет из „Фауста“. Я очень люблю эту тему“».

8.3. Абзацы при цитировании

8.3.1. Внутрицитатные абзацы

Сохраняются, как в источнике, кроме случаев, когда цитаты включают лишь незначительную часть текста обоих абзацев (напр., последнюю фразу одного и начальную фразу другого).

8.3.2. Цитаты, начинающиеся с абзацного отступа

1. Цитаты из двух и более абзацев.

2. Цитаты, значение которых хотят особо подчеркнуть.

3. Цитаты, начинающие собой абзац осн. текста.

8.4. Прописные и строчные буквы в начале цитаты

8.4.1. Цитаты, начинающиеся с прописной буквы

Это цитаты:

1. Стоящие после двоеточия в середине фразы, если и в источнике они начинались с прописной буквы (текст цитируется с начала предложения). Напр.:

2. Начинающие собой фразу и идущие после точки, завершающей предшествующее предложение осн. текста, даже если первые слова цитируемого предложения опущены. Напр.:

3. Начинающиеся с имени собственного, даже если в цитате опущены начальные слова цитируемого предложения и она идет после двоеточия. Напр.:

8.4.2. Цитаты, начинающиеся со строчной буквы

Это цитаты:

1. С опущенными первыми словами начального предложения, стоящие в середине фразы осн. текста (как после двоеточия, так и без него), начинающиеся именем нарицательным. Напр.:

2. Без опущенных первых слов начального предложения, но включенные в синтаксический строй фразы осн. текста, стоящие в ее середине или конце, не после двоеточия, с первым словом не именем собственным. Напр.:

8.5. Многоточие как знак пропуска текста в цитате

8.5.1. Замена многоточием других знаков препинания

Многоточие заменяет такие знаки препинания перед опускаемым текстом в цитате, как запятая, двоеточие, точка с запятой, тире. Недопустимо заменять одну из точек многоточия каким-либо из этих знаков или сочетать многоточие с любым из них. Напр.:

8.5.2. Сочетание многоточия с другими знаками препинания

Многоточие может сочетаться с такими знаками препинания, как точка, точка с запятой, восклицательный и вопросительный знаки, многоточие, в следующих случаях:

1. Точку с запятой ставят после многоточия, когда в тексте приводится перечень цитат, выделенных не кавычками, а каким-либо шрифтовым или нешрифтовым способом, с опущенными в конце каждой словами или с опущенными начальными словами (сочетаются многоточие цитат и точка с запятой авт. текста, в который цитаты включены). Напр.:

Не обособляются определения при личном местоимении, если определение по смыслу связано не только с подлежащим, но и со сказуемым, например: Он выходит из задних комнат уже окончательно расстроенный...; Я прихожу к вечеру усталый, голодный.
Граф Илья Андреевич... в конце января с Наташей и Соней приехал в Москву, ...Пришел Разметнов с Демкой Ушаковым.

2. Точку, восклицательный или вопросительный знак, многоточие ставят перед многоточием с отбивкой от него, когда одно предложение цитаты приводится полностью (оно и заканчивается одним из перечисленных в начале пункта знаков), а начальные слова следующего предложения цитаты опущены. Это позволяет читателю получить точное представление о структуре цитируемого текста. Напр.:

8.5.3. Многоточие в начале и в конце абзацев многоабзацной цитаты

Если в конце абзаца многоабзацной цитаты опущены слова, такой абзац заканчивается многоточием, а если при этом в начале следующего абзаца опущены слова (первое слово), то он начинается многоточием. Структура текста цитаты не меняется: она делится на абзацы так же, как в источнике. Напр.:

Первый абзац цитаты с опущенными в конце словами...

...Второй абзац цитаты с опущенным начальным словом или начальными словами.

8.5.4. Многоточие в угловых скобках

Такое многоточие, заменяющее текст из одного или нескольких предложений, опущенный при цитировании:

1. Сочетается с точкой, если предшествующее предложение цитаты приводится целиком, и с многоточием, если в конце предшествующего предложения цитаты или начале последующего предложения опущены слова. Напр.:

Полное предложение цитаты. <…> Полное предложение цитаты.

Предложение цитаты с опущенными в конце словами (последним словом)… <…> …Предложение цитаты с опущенными начальными словами (первым словом).

2. Выделяется в самостоятельный абзац, если им заменяется абзац между абзацами цитируемого текста. Напр.:

<…>

3. Ставится в начале и (или) конце абзаца цитируемого текста, если опущены предложения в начале и (или) конце этого абзаца. Напр.:

Первый абзац цитируемого текста.

<...> Второй абзац цитируемого текста с опущенным начальным и конечным предложением. <...>

Третий абзац цитируемого текста.

8.5.5. Слитное и раздельное написание многоточия с текстом

Оно подчиняется следующим правилам:

1. Многоточие в начале фразы пишется слитно с последующим словом. Напр.:

Мы вышли из сакли. …Погода прояснилась…

2. Многоточие в середине и конце фразы пишется слитно с предшествующим словом. Напр.:

Мы вышли… Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась…

В обоих случаях (п. 1 и 2), если в машинописном оригинале многоточие напечатано с пробелом перед текстом или после него, следует пометить его корректурным знаком «уничтожить пробел».

Цитата. <…> Цитата… <…> Цитата.

8.6. Примечания при цитатах

8.6.1. Смысловые пояснения и замечания цитирующего

Об их оформлении см. в 29.3.6.

8.6.2. Указания о принадлежности выделений в цитате

Указания типа Курсив мой; Разрядка моя; Выделено мною; Подчеркнуто мною оформляют так же, как смысловые пояснения и замечания цитирующего (см. 29.3.6). Напр.:

«…Мною руководила потребность собрания мыслей, сцепленных между собой для выражения себя…» (курсив наш. - М. Ш.).

8.6.3. Расшифровка местоимений, аббревиатур

Такие примечания обычно заключают в прямые скобки и помещают за словом (словосочетанием), к которому они относятся, не указывая инициалов имени и фамилии цитирующего, т. к. принадлежность примечаний ясна читателю по смыслу и прямым скобкам. Напр.:

«…Нет сомнения, что он [Пушкин] создал наш поэтический, наш литературный язык…»

8.6.4. Вопросительный или восклицательный знак как примечание

Ставится после слова или словосочетания цитаты, к которому относится, в круглых скобках без словесных помет в случаях, когда цитирующему надо высказать сомнение, иронически указать на ошибку, выразить восторг от какого-либо места в цитате. Вопросительный знак обычно имеет отрицательную окраску, восклицательный - положительную. Напр.:

«Этюд в углу зала принадлежит Репину (?)», - читаем мы там.

8.7. Знаки препинания в фразе, заканчивающейся цитатой

8.7.1. Двоеточие после слов цитирующего перед цитатой

Ставится, если слова цитирующего вводят цитату в текст, предупреждают читателя о ней. Напр.:

Не ставится:

1. Если внутри цитаты или после нее идут слова цитирующего, вводящие цитату в текст. В этом случае текст перед цитатой отделяют от нее точкой. Напр.:

2. Если цитата выступает как дополнение к тексту перед ней или как часть придаточного, начавшегося перед ней. Напр.:

С. И. Вавилов требовал «...всеми мерами избавлять человечество от чтения плохих, ненужных книг».

С. И. Вавилов считал, что надо «...всеми мерами избавлять человечество от чтения плохих, ненужных книг».

8.7.2. Точка после закрывающих цитату кавычек

Ставится:

1. Если перед закрывающими кавычками не стоит многоточие, восклицательный или вопросительный знак; при этом точка может быть перенесена за ссылку, если последняя следует непосредственно за цитатой. Напр.:

А. Н. Соколов пишет: «Непонимание есть отсутствие объединения».

«...объединения» (с. 140).

2. Если перед закрывающими кавычками стоит многоточие, восклицательный или вопросительный знак, но цитата не является самостоятельным предложением (выступает как член того предложения, в которое включена; обычно такие цитаты - часть придаточного предложения). Напр.:

Гоголь писал о Манилове, что «на взгляд он был человек видный…».

8.7.3. Отсутствие знака препинания после закрывающих цитату кавычек

Знак препинания не ставится:

1. Если перед закрывающими кавычками стоит многоточие, восклицательный или вопросительный знак, а цитата, заключенная в кавычки, является самостоятельным предложением (таковы, как правило, все цитаты после двоеточия, отделяющего их от слов цитирующего). Напр.:

Печорин писал: «Я не помню утра более голубого и свежего!»

Печорин признавался: «Я иногда себя презираю...»

Печорин спрашивает: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов?»

То же, если самостоятельным предложением заканчивается цитата, первое предложение которой начинается со строчной буквы. Напр.:

Печорин размышляет: «…зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие…»

2. Если перед закрывающими цитату кавычками стоит вопросительный или восклицательный знак, а цитата не является самостоятельным предложением и после всей фразы с цитатой должен был бы стоять вопросительный или восклицательный знак. Напр.:

Лермонтов восклицает в предисловии, что это «старая и жалкая шутка!»

8.8. Знаки препинания в фразе с цитатой посередине

8.8.1. Двоеточие перед цитатой

Ставится или не ставится по тем же правилам, что и в фразе, заканчивающейся цитатой (см. 8.7.1).

8.8.2. Запятая после закрывающих цитату кавычек

Ставится, если по условиям контекста последующий текст должен быть отделен запятой, в частности:

1) цитата входит в состав деепричастного оборота, который ею кончается, или придаточного предложения, завершающегося цитатой; напр.:

Так, девятиклассники, прочитав фразу: «Особенно зорко охраняли англичане морской путь в Индию», спрашивали себя... (цитатой заканчивается деепричастный оборот);

2) за цитатой следует вторая часть сложного предложения, а цитата с предшествующим текстом является первой его частью; напр.:

Несколько редакторов читали следующий текст: «Особенно волнуют молодого читателя книги, в которых он ищет ответы на жизненно важные вопросы», и никто из них не заметил грубой логической погрещности (текст за цитатой - второе предложение в составе сложного предложени);

3) цитата входит в состав главного предложения, а за нею идет придаточное и т. п.; напр.:

8.8.3. Тире после закрывающих цитату кавычек

Ставится:

1. Если по условиям контекста отделять последующий текст запятой не полагается (в частности, в тексте перед цитатой стоит подлежащее, а в тексте после нее сказуемое или перед цитатой находится один однородный член, а после нее присоединяемый союзом и другой). Напр.:

2. Если в конце цитаты поставлено многоточие, восклицательный или вопросительный знак. Напр.:

Когда литсотрудник подписывал ответ на вопрос читателя: «Сохраняются ли витамины в фруктовых соках?» - он, по-видимому, не был озабочен…

3. Если тире необходимо по условиям контекста (в частности, текст перед цитатой - подлежащее, выраженное неопределенной формой глагола, а текст после цитаты - сказуемое, присоединенное словом значит или также выраженное неопределенной формой глагола. Напр.:

Сказать: «чувственное представление и есть существующая вне нас действительность» - значит вернуться к юмизму…

8.8.4. Место знаков препинания после стихотворной цитаты

Если цитата воспроизводится с соблюдением стихотворных строк источника, знак препинания, относящийся ко всему тексту с цитатой, помещают в конце последней стихотворной строки, а не перед словами цитирующего. Напр.:

Здесь два мотивных поля; первое - мотив разлуки:

Расстались мы; на миг очарованьем,
На краткий миг была мне жизнь моя… -

выражает романтический максимализм.

8.9. Знаки препинания в фразе со словами цитирующего внутри цитаты

8.9.1. На месте разрыва цитаты - запятая, точка с запятой, двоеточие, тире

В этом случае, а также при отсутствии знаков препинания на месте разрыва слова цитирующего отделяют от текста цитаты с обеих сторон запятой и тире (, -). Напр.:

В источнике: В издании с цитатой:
Я стал неспособен к благородным порывам... «Я, - признается Печорин, - стал неспособен к благородным порывам...»

…Мое сердце превращается в камень, и ничто его не разогреет снова.

М. Лермонтов. Герой нашего времени

«...Мое сердце превращается в камень, - безнадежно заключает Печорин, - и ничто его не разогреет снова».

Слишком однобокий и сильный интерес чрезмерно увеличивает напряжение человеческой жизни; еще один толчок, и человек сходит с ума.

Д. Хармс

«Слишком однобокий и сильный интерес чрезмерно увеличивает напряжение человеческой жизни, - размышляет Д. Хармс, - еще один толчок, и человек сходит с ума».

Цель всякой человеческой жизни одна: бессмертие.

Д. Хармс

«Цель всякой человеческой жизни одна, - записывает в своем дневнике Д. Хармс, - бессмертие».

Подлинный интерес - это главное в нашей жизни.

Д. Хармс

«Подлинный интерес, - утверждает Д. Хармс, - это главное в нашей жизни».

8.9.2. На месте разрыва цитаты - точка

В этом случае перед словами цитирующего ставят запятую и тире (, -), а после этих слов - точку и тире (. -), начиная вторую часть с прописной буквы.

8.9.3. На месте разрыва цитаты - вопросительный или восклицательный знак

В этом случае перед словами цитирующего оставляют вопросительный или восклицательный знак и тире (? -; ! -), а после слов цитирующего ставят точку и тире (. -), начиная вторую часть цитаты с прописной буквы, или запятую и тире (, -), начиная вторую часть цитаты со строчной буквы, если в источнике текст после вопросительного (восклицательного) знака начинается со строчной буквы. Напр.:

8.9.4. На месте разрыва цитаты - многоточие

В этом случае перед словами цитирующего ставят многоточие и тире (... -), а после слов цитирующего - запятую и тире (, -), если в источнике текст после многоточия начинался со строчной буквы, и точку и тире (. -), если в источнике текст после многоточия начинался с прописной буквы. Напр.:

8.9.5. В словах цитирующего два глагола, один относится к первой части цитаты, другой - ко второй

В этом случае после первой части цитаты ставят запятую и тире (, -), точку и тире (. -), многоточие и тире (...-), восклицательный (вопросительный) знак и тире (? -; ! -) в зависимости от контекста, а после слов цитирующего - двоеточие и тире (: -). Напр.:

«Я иногда себя презираю… не оттого ли я презираю и других?.. - спрашивает Печорин и признается: - Я стал неспособен к благородным порывам» (текст в источнике см. выше).

8.10. Знаки препинания в фразе, начинающейся цитатой

8.10.1. Запятая и тире после цитаты

Ставят, если в источнике текст цитаты заканчивается точкой. Напр.:

8.10.2. Тире после цитаты

Ставят, если в источнике текст цитаты заканчивается многоточием, восклицательным или вопросительным знаком. Напр..

Что такое плагиат, пожалуй, знают все – грубо говоря, это когда кто-то ворует чужой текст и печатает его под своим именем. Но, как известно, дьявол кроется в деталях. Зачастую возникает немало споров о том, правильно ли считать текст плагиатом или нет. Однозначно и официально определенного порога, определяющего допустимый процент плагиата в научной работе нет. К тому же разные системы проверки на плагиат показывают разный уровень уникальности одного того же научного текста. А грань между цитированием и плагиатом вообще настолько тонка, что многие и вовсе не видят между ними разницы…

Разберем наиболее распространенные варианты, когда научный текст однозначно и справедливо оценивается как плагиат:

Плагиат текста научной статьи более чем на 90 %. Как ни странно, такое встречается и нередко. В основном человек просто пытается переопубликовать чужую научную статью или ее часть под своим именем. Либо «автор» берет фрагмент доступного в интернете диплома/реферата и оформляет его в качестве научной статьи. Это откровенное присвоение чужого текста и оно легко обнаруживается любыми системами проверки. Не надо пытаться выдать чужой научный текст за свой – в мире всеобщего доступа к сети интернет это даже глупо.

Плагиат законодательного/официального документа. Для студентов, обучающихся на юридическом факультете, свойственно и совершенно естественно писать научные статьи о различных законодательных актах и подобных официальных документах. Однако зачастую их научные статьи на 90 % считаются плагиатом, потому что в их научном тексте нет практически ничего, кроме непосредственного цитирования официальных документов. Системы проверки считают такие научные статьи плагиатом, и правильно. На самом деле такие тексты и плагиатом считать некорректно… Если Вы просто перепечатали текст какого-то закона, предварительно собственноручно написав всего 2-3 вводных предложения – это не научная статья. Ведь научная статья предполагает анализ описываемого объекта, а не простую констатацию его существования.

Плагиат 50 % на 50 %. Еще один распространенный вариант плагиата – это когда «автор» научной статьи компонует из двух научных текстов свой собственный. Первую половину он берет из одного научного источника, другую половину – из другого. Добавляется самостоятельно пара вводных, соединяющих предложений и объединяются два чужих куска научных текстов – вот и весь рецепт научной статьи. Подобные тексты также однозначно оцениваются как плагиат.

Плагиат 30 % + 30 % + 30 %. Более сложный и неоднозначный вариант – это научная статья, которая включает в себя цитирования из 3-х научных источников. Вполне возможен такой вариант, когда Вы вроде-как писали статью самостоятельно, не стремились просто украсть и вставить чужой текст, а добросовестно цитируете прочтенное, а система проверки на плагиат расценивает Ваш текст как не имеющий оригинальности. Уникальность научного текста – вещь специфическая, зачастую, когда мы пишем о чем-то текст, то не добавляем никаких новых знаний. Но избежать обвинений в плагиате все-же не большая проблема – просто пишите текст самостоятельно. Если Вы описываете чью-то точку зрения на исследуемый объект, то описывайте ее СВОИМИ СОБСТВЕННЫМИ СЛОВАМИ. Не нужно просто копировать и вставлять куски текста. Прочтите нужный Вам текст и опишите прочтенное в соответствии с логикой и стилем собственного научного текста.

Самоплагиат. С недавних пор в обиход вошло понятие самоплагиата. Т.е. когда Вы повторно публикуете уже опубликованный собственный текст или его часть. Постоянно публикуясь, авторы научных статей волей-неволей повторяются. Какие-то элементы текста, раз написанные, кочуют из одной научной работы в другую. Системы проверки плагиата не разбираются в том, откуда Вы позаимствовали свой текст – у соседа, или у самого себя. Если научный текст уже был опубликован ранее, система расценивает его как плагиат. Это конечно ошибка системы, считать плагиатом собственный текст автора неправильно. Однако неправильно и автору раз за разом публиковать почти неизменный текст. В научном сообществе это расценивается как неэтичный акт.

Наши советы. Если Вы действительно самостоятельно написали научный текст, ни одна система проверки на плагиат не посчитает эту работу не оригинальной. Если у Вас возникают проблемы из-за того, что Ваш текст расценивают как плагиат – вероятно, Вы что-то действительно делаете не так. Уделяйте своим научным статьям больше времени, вкладывайте в них больше труда, собственных мыслей и собственных слов.

Помните, что цитирование не может быть по объему больше оригинального текста статьи. Используйте цитаты корректно – всегда ставьте кавычки, указывайте имя цитируемого. Цитируйте только 2-3 предложения, остальное пишите своими словами. Помните, что цитаты используются только для яркого подчеркивания мысли цитируемого или самого автора научной статьи.

Если Вам нужно подробно описать чужую точку зрения на описываемый объект – не копируйте и не вставляйте текст. Прочтите и перескажите идеи этого ученого своими собственными словами. Используйте конструкции:

И.И. Иванов считает / полагает / пишет / говорит…

И.И. Иванов аргументирует свою точку зрения…

И.И. Иванов в своем исследовании выяснил, что…

И.И. Иванов в своей работе «…» показывает, что…

Как только Вы начнете писать текст самостоятельно, Вы уже не сможете просто взять и вставить в него кусок чужого текста – он просто не будет стыковаться с уже написанным и с тем, что Вы планируете написать далее. Вы будете перерабатывать чужие мысли, чтобы высказать свои. А вопрос о том, пройдет ли Ваша статья проверку на плагиат для Вас останется в прошлом.

Диссернет, проверяющий и разоблачающий ученых:

Ресурсы для проверки научного текста на плагиат:

Что пишет ВАК РФ о недобросовестных заимствованиях в диссертациях:

Согласно подпункту «г» пункта 20 Положения о присуждении ученых степеней, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. № 842, использование в диссертации заимствованного материала без ссылки на автора и (или) источник заимствования, результатов научных работ, выполненных соискателем ученой степени в соавторстве, без ссылок на соавторов, является основанием для отказа в приеме диссертации к защите.

Диссертационные советы несут ответственность за объективность и обоснованность принимаемых решений при определении соответствия диссертаций установленным критериям, включая самостоятельность выполнения диссертации, ссылки на авторов и (или) источники заимствования материалов или отдельных результатов.

Следовательно, диссертационные советы до принятия диссертации к защите обязаны осуществить проверку текста диссертаций с целью выявления заимствованного материала.

Применение системы проверки использования заимствованного материала без ссылки на автора и (или) источник заимствования осуществляется организацией, на базе которой создан диссертационный совет, в инициативном порядке. Организация вправе выбрать любую систему проверки использования заимствованного материала. Вместе с тем следует учитывать, что использование системы «Антиплагиат», иных систем, позволяющих выявить наличие текстовых совпадений в научных публикациях в автоматическом режиме, может являться лишь элементом системы поддержки принятия объективного решения и не позволяет сделать однозначный вывод о том, что текстовое совпадение является недобросовестным заимствованием.

Проверка диссертации на использование заимствованного материала осуществляется комиссией, созданной диссертационным советом , после размещения текста диссертации на официальном сайте организации, на базе которой создан диссертационный совет, в сети «Интернет» (пункт 18 Положения).

Факт нарушения авторских прав на результаты научной деятельности, воспроизведенные в трудах других лиц, может быть установлен только судебным решением , поскольку это умаляет честь, достоинство и затрагивает деловую репутацию ученого.

Последние материалы раздела:

Кто такой Клод Шеннон и чем он знаменит?
Кто такой Клод Шеннон и чем он знаменит?

Клод Элвуд Шеннон – ведущий американский учёный в сфере математики, инженерии, криптоаналитики. Он приобрёл мировую известность, благодаря своим...

Английский с носителем языка по skype Занятия английским по скайпу с носителем
Английский с носителем языка по skype Занятия английским по скайпу с носителем

Вы могли слышать о таком замечательном сайте для языкового обмена, как SharedTalk. К сожалению, он закрылся, но его создатель возродил проект в...

Исследовательская работа
Исследовательская работа " Кристаллы" Что называется кристаллом

КРИСТАЛЛЫ И КРИСТАЛЛОГРАФИЯ Кристаллом (от греч. krystallos - "прозрачный лед") вначале называли прозрачный кварц (горный хрусталь),...