Как пишется частица не с существительными. Правописание частицы "не" с именами существительными
НЕ с существительными, прилагательными, наречиями |
|||
Правило |
Примеры |
||
слитно |
1. Если слово без НЕ не употребляется |
Нез абудка нел епый неи збежно |
|
2. Слово с НЕ можно заменить синонимом |
Неп равда (ложь) неп лохой (хороший) нед алеко (близко) |
||
3. При следующих словах: абсолютно, весьма, очень, почти, крайне, слишком, совершенно |
Весьма нелёгкая задача почти незнакомо абсолютно неверно заслуги очень невелики |
||
раздельно |
1. При противопоставлении с союзом А (не НО) |
Не правда, а ложь, не плохой, а хороший, не далеко, а близко |
|
2. При следующих словах: Вовсе НЕ, ничуть НЕ, совсем НЕ, далеко НЕ, никому НЕ |
вовсе не правда, далеко не глупый, отнюдь не далеко, ничуть не сложно, никому не нужный |
||
3. При отрицании какого – либо качества, без утверждения противоположного |
Он не глуп(но умён ли?) Она не далеко и не близко |
||
4. Краткие прилагательные, наречия в роли сказуемых | |||
С краткими прилагательными НЕ пишется, как правило, так же, как и с полными |
Берег нев ысокий (берег невысок) |
||
слитно |
с неопределёнными местоимениями, а также с отрицательными без предлога |
нес колько статей, нечто новое, нечем помочь, некого спросить |
|
с отрицательными наречиями |
нег де, некуда, некогда, неоткуда, незачем |
Примеры для орфографической разминки:
Н е д отрога,н е р яха,н е в ольник,н е и стовство,н е н ависть,н е с терпимо,н е у клюже,н е р яшливо,н е ч аянно.Н е п равда (ложь ),н е п риятель (враг ),н е д руг (враг ),н е з доровье (болезнь ),н е п лохой (хороший ),н е в есёлый (грустный ),н е у мный (глупый );н е д алеко (близко ),н е п лохо (удовлетворительно ),н е м едленно (скоро, тотчас ),н е п риветливо (грубо ). Этоне правда,а ложь. Здесь нужнане опытность,а знания. Это совсемне успех (а что? ). Комнатане большая,а маленькая. Он ещене старый (а какой? ). Он совершилне хороший,а дурной поступок. От школы до домане далеко, а близко. Этодалеко не лучший выход.Ничуть не интересная книга. Этоотнюдь не полные данные.Далеко не скромно. Мненисколько не страшно. Емуотнюдь не весело. Учитьсяникогда не поздно.
Диагностический набор № 10 Правописание не с именами существительными и прилагательными.
Рабочая часть |
Контрольная часть |
|
Колонка №1 |
Колонка №2 | |
1 (не) знакомый, а чужой человек 2 доказать (не)виновность 3 (не)уклюжие выражения 4 далеко (не)красавица 5 нисколько (не)опасная болезнь 6 (не)друг 7 (не)лепость 8 (не)большая программа 9 (не)вежда 10 оказать (не)доверие |
1 (не)прерывная трансляция 2 это (не)ветер 3 (не)разумность 4 (не)счастье,а беда 5 (не)дотрога 6 ночь отнюдь (не)темная 7 (не)вежество 8 (не) красивый, а дорогой 9 (не)погода 10 выявить (не)боеспособность | |
Колонка №3 |
Колонка №4 | |
1 далеко (не)умник 2 (не)достача 3 (не)известный аппарат 4 (не)друг,а враг 5 выступление (не)интересное 6 тяжкое (не)счастье 7 к беде (не)опытность ведет 8 (не)приступная скала 9 (не)знакомец 10 книга в (не)счастье утешает |
1 никому (не)нужная встреча 2 (не)зависимый характер 3 предполагает удачу и (не)удачу 4 дом (не)новый и (не)старый 5 (не)зависимость Родины 6 (не)примиримые противоречия 7 трава (не)высокая 8 (не)винные развлечения 9 зашумело (не)погодой 10 (не)приятель взрывал мосты |
Упражнение № 1. От данных существительных образуйте все возможные части речи .
Существительные |
Прилагательные |
Наречия |
ненависть |
ненавистный |
ненавистно |
непрерывность | ||
неуклюжесть | ||
небрежность | ||
несуразность | ||
невнимательность | ||
необходимость | ||
неожиданность | ||
нелепость | ||
негодование | ||
недоверчивость | ||
независимость | ||
нерешительность |
Упражнение № 2. Образуйте при помощи приставки НЕ слова с противоположными значениями.
существительные |
прилагательные |
наречия |
||||||||||||||||||||||||||||||
понимание - |
культурный - | |||||||||||||||||||||||||||||||
равенство - |
решительный - | |||||||||||||||||||||||||||||||
здоровье - |
хороший - |
серьёзно - |
||||||||||||||||||||||||||||||
точность |
знакомый - | |||||||||||||||||||||||||||||||
верность - |
энергичный - |
медленно - |
||||||||||||||||||||||||||||||
зрелость - |
подвижно - |
|||||||||||||||||||||||||||||||
зависимость |
приятый - | |||||||||||||||||||||||||||||||
доверие - |
Цель:
Ход урокаI. Орг. момент: Надо, чтобы учиться было радостно, трепетно и победно. Б. Житков. Учитель: Когда будет от учения “радостно и победно”? Когда сможешь преодолеть себя, самостоятельно открыть что-то новое и, наверное, помочь другу. Вы правы, вам сегодня, я надеюсь, предстоит испытать радость от учения. Внимательно посмотрите на запись, спишите, вставляя пропущенные буквы: ПутЕшествие, рюКзак, прИвал, кОстер, кОтелок, воСхождение, бЕречЬ, бЕседовать, мАршрут, мЕчта, раСсвет, фотоаППарат. Объясните правописание слов. Какой единой темой объединены слова? Какое слово является ключевым? Правильно. И это не случайно. Я приглашаю вас в путешествие к новым вершинам орфографии. Итак, вперед к Орфографическому Олимпу. Каждый ряд получает определенного цвета флажок, при помощи которого будут фиксироваться достижения на всех этапах урока. II Объяснение нового материала: 1. Актуализация знаний: 1-ой ступенью нашего восхождения будет зрительный диктант. “Нет ничего та кого в нашей жизни , что не п ередать бы русс ким словом: звуча ние музыки, блеск красок, неясность сна”
Какую орфограмму не смогли объяснить? Почему? Сформулируйте тему нашего урока и цель нашего орфографического путешествия. Запись темы урока. 2. Объяснение нового материала: Рассмотрите схему. Сделайте вывод, как пишется “НЕ” с именами существительными? Когда пишется слитно, когда раздельно? Проверим свои наблюдения, прочитав § 38. Дополните наши выводы. Работая в группах, составьте алгоритм “Правописание “НЕ” с именами существительными”. Презентация алгоритмов. 3. Закрепление изученного. Замените синонимом или близким по значению словосочетанием. Горе – несчастье. Составьте и запишите предложения, в которых эти существительные с “НЕ” следует писать раздельно:
Взаимопроверка. Подведение итогов на данном этапе урока. Тернист наш путь к познанию. Устали, значит, настало время привала. Послушайте сказку:
Забавная сказка? Почему она такой получилась? Назовите слова, от которых убежала частица “НЕ”. Запишите существительные, которые без “НЕ” не употребляются. Недоумение, нелепость, неразбериха, незабудки, ненастье, неряха, недотепа, невежа, Несмеяна По лексическому значению определите слово и запишите его, объясняя правописание:
Помогите разгадать путаницу. Сидя в парке на скамейке, услышала я сказочный разговор. Ожили герои стихотворения Маршака “Кот и лодыри”. Лодыри с возмущением говорят: “Совсем кот обнаглел. Ругает нас за пропуски уроков, а сам не может ни номера на доме прочесть, ни одной буквы не знает. Полный невежа”. В чем ошиблись герои? Составьте словарную статью: Невежа – это… Спишите, раскрывая скобки. На (не)счастье себе; тень (не)доумения; (не)погода задержала, а дела; с (не)терпением ожидал; (не) годы, а болезнь состарила; говорить (не)правду; завидует (не)друг; тяжелая (не)воля. ПРИВАЛ: подведение итогов на данном этапе по результатам выполненных заданий. Физминутка - эстафета:
1 ряд - в роще 2 ряд – нет времени 3 ряд – у Анастасии Где чаще всего встречается эта орфограмма, вы узнаете, решив несколько грамматических задач. Составьте это слово из начальных букв.
Какое слово получилось? (пословицы ). Что называется пословицами? Приведите примеры пословиц. Какую роль они играют в нашем языке? Встретились ли в них слова с изучаемой орфограммой? Устно объясните их правописание. Самостоятельная работа: упражнение 219: 1 ряд – 1-2 предложение; 2 ряд – 3,4 предложение, 3 ряд – 4,5 предложение. Проверить, использовав сигнальные карточки. Работа в группах: (задание на карточках) 1. Продолжите пословицу, запишите её, обозначьте изучаемую орфограмму:
2. Найди четвертое лишнее: не правда, а ложь; не друг, а враг; не дом, а хижина; не счастье, а горе. Обоснуйте свой выбор. III. Закрепление теории и подготовка к решению тестов: в парах устная работа с алгоритмом. IV. Контроль за усвоением материала: решение теста : А1 Имя существительное пишется с НЕ раздельно:
А2 НЕ пишется слитно:
А3 Имя существительное пишется с НЕ раздельно:
А4 Слово с НЕ пишется слитно
V. Подведение итогов. Выставление и комментирование оценок. Домашнее задание: § 38, упр №217 или сочинить грамматическую сказку “Правописание “НЕ” с именами существительными. Правописание не с любой частью речи не так уж и сложно. Но со временем школьная программа забывается. Чтобы заслуженно носить репутацию грамотного и образованного человека, лучше периодически вспоминать правила орфографии и пунктуации. Слитное и раздельное написание не с существительными тоже регламентируется определенными правилами. Частица не несет особую смысловую нагрузку в русском языке . Порой ее неправильная трактовка может привести к казусным ситуациям и исказить смысл фразы. Парадоксальная русская речь допускает возможность использования не даже для построения утвердительных предложений: «А не поехать ли нам на речку в субботу?». Слитное написание не с существительнымиКогда частица преобразуется в приставку, необходимо писать не со словом вместе. Среди всех возможных вариантов следует запомнить и применять такие правила:
Раздельное написание не с существительнымиДля того чтобы избежать ряда самых распространенных ошибок в правописании не , необходимо использовать правила вдумчиво. К словам, вырванным из контекста, применяются другие правила, нежели в целом предложении. Правила раздельного написания не с существительными:
Краткая сводная таблица поможет запомнить, как пишется не в самых распространенных случаях.
Спорные ситуацииЛюбое слово в русской письменной речи нужно рассматривать с разных позиций. Иногда спорные ситуации заставляют задуматься о том, как использовать частицу не : в качестве приставки или отдельного слова. По правилам может казаться, что частицу необходимо писать слитно со словом. Но уже при написании становится ясно, что результат «режет глаз».
Примеры раздельного написания не с существительными:
Полезное видео
Подведем итогиВ целом, частица не с существительными пишется по общему правилу написания с остальными частями речи . На примере наречий и прилагательных можно увидеть следующее: некрасивый — уродец, небыстро — медленно. Это яркий пример случаев, когда слово с не можно заменить на близкое по смыслу, но без . Одновременно с этим противопоставление с союзом а также справедливо и для прилагательных: «Не глубокая, а очень мелкая речка текла вдоль домиков». Курс морфологии изучается на протяжении всей школьной программы. Запомнить все тонкости иногда не представляется возможным. В данной статье мы вспомним о том, как нужно писать «не» с существительными. Примеры и правила рассмотрим подробно. Особенности частицыБез этой важной служебной части речи нам трудно было бы отказать кому-то или придать отрицательный оттенок слову. С самого детства родители объясняют правила поведения своему ребенку, используя «не»: не трогай, не беги, не делай. С ее помощью можно выразить не только отрицание. Если использовать ее в вопросительных предложениях с восклицательной интонацией, то она вполне может выражать утверждение. Например: "И кто только не бывал в Москве?!" Кроме того, данная частица помогает выразить полноту действия: "Никак не насмотрюсь на вас!" Зачастую в разговорной речи мы используем ее, чтобы выразить оттенок безразличия: "Переживай не переживай, а легче от этого не станет". Эта может придавать утвердительную интонацию. Например: "Вы еще спрашиваете, нужно ли выполнять это задание?! Как не нужно, конечно, нужно!" «Не» с существительными слитно: примерыВ некоторых случаях данная частица может «превращаться» в приставку. В таком случае она будет писаться вместе с тем словом, с которым употребляется. Рассмотрим случаи, когда это происходит.
Данному правилу подчиняются не только «не» с существительными. Примеры прилагательных и наречий доказывают, что они пишутся с данной частицей по тому же принципу: некрасивый - уродливый, небыстро - медленно.
«Не» с существительными раздельно: примерыДля того чтобы определить, как верно писать слово с данной частицей, необходимо не просто знать правило, но и вникать в смысл контекста. Только тогда возможно отличить, когда слитно, а когда отдельно употребляют «не» с существительными. Примеры слов приведем далее. Рассмотрим случаи раздельного написания этой частицы:
Как видим, никакого союза, указывающего на противительность, в предложении нет. Однако мы понимаем, что здесь явное отрицание: человек не является врачом. Можем мысленно дополнить это предложение, тогда станет понятно, что слово пишется раздельно: "Я не доктор (а пожарный, инженер, учитель), поэтому вряд ли помогу вам". Таким образом, делаем вывод, что противопоставление может не быть явным, а лишь подразумеваться. УпражненияДля того чтобы отработать написание «не» с существительными, можно выполнить задания на данную тему.
ИтогВ данной статье мы рассмотрели все случаи правописания «не» с существительными. Примеры, приведенные в ней, помогут вам лучше понять и запомнить это правило. Главное, на что стоит обратить внимание, - это контекст, в рамках которого употребляется слово. Только в этом случае вам будет легко разобраться, когда слитно, а когда раздельно употребляется существительное с отрицательной частицей «не». Одно из орфографических правил русского языка, которое нередко вызывает затруднения – слитное либо раздельное написание частицы «не» с существительными. Выбор варианта «слитно» или «раздельно» зависит от наличия противопоставления, вспомогательных слов, от того, что подразумевает пишущий, и других условий. Чтобы понять, какой вариант написания подходит, нужно рассмотреть слово с разных позиций. Слитно: можно ли обойтись без «не»?Вот условия слитного написания:
Выбираем слитное написание, если существительное с «не» обозначает некую характеристику, качество, которое можно сравнить с качествами других явлений. Нелюди – «те, кто не является людьми, не поступает как люди», неевропейцы – «люди, не являющиеся европейцами», неспециалисты – «те, кто не является специалистами». Неспециалист не поймет тонкостей процесса . Кроме того, существительное всегда пишется слитно с «не», если это термин. Например, в химии есть понятия металлы и неметаллы , то есть «химические элементы, не обладающие свойствами металлов». Слитно или раздельно: противопоставление
Слитно или раздельно: по смыслу
Сравните эти примеры.
«Не» с существительным пишем раздельно, если есть словосочетания типа:
Итак, мы рассмотрели основные случаи, в которых частица «не» пишется слитно или раздельно с существительными. Все эти условия несложно запомнить и в дальнейшем применять на письме. Последние материалы раздела: |