Как найти время в противоположных направлениях. План-конспект урока по математике (4 класс) на тему: Движение в противоположных направлениях

Задача 1.

Машина и автобус выехали с автостанции одновременно в противоположных направлениях. Скорость автобуса в два раза меньше скорости автомобиля. Через сколько часов расстояние между ними будет 450 км, если скорость автомобиля 60 км/час?

    Решение:
  • 2) 60 + 30 = 90 (скорость автобуса и автомобиля вместе)
  • 3) 450: 90 = 5
  • Выражение: 450: (60: 2 + 60) = 5
  • Ответ: через 5 часов.

Задача 2.

Из города на дачу выехал велосипедист со скоростью 12 км/час. Дорога на дачу заняла 6 часов. На сколько изменилась скорость велосипедиста на обратном пути, если он затратил на него 4 часа?

    Решение:
  • 1) 12 * 6 = 72 (расстояние от города к даче)
  • 2) 72: 4 = 18 (скорость обратного пути велосипедиста)
  • 3) 18 - 12 = 6
  • Выражение: (12 * 6: 4) - 12 = 6
  • Ответ: скорость велосипедиста увеличилась на 6 км/час.

Задача 3.

Два поезда одновременно начали движение в противоположных на правлениях. Один двигался со скоростью на 30 км/час меньше, чем другой. На каком расстоянии друг от друга поезда будут через 4 часа, если скорость другого поезда 130 км/час?

    Решение:
  • 1) 130 - 30 = 100 (км/час скорсть второго поезда)
  • 2) 130 + 100 = 230 (скорость двух поездов вместе)
  • 3) 230 * 4 = 920
  • Выражение: (130 - 30 + 130) * 4 = 920
  • Ответ: расстояние между поездами через 4 часа будет 920 км.


Задача 4.

Такси двигалось со скоростью 60 км/час, автобус в 2 раза медленнее. Через сколько времени между ними будет 360 км, если они движутся в разных направлениях?

    Решение:
  • 1) 60: 2 = 30 (скорость автобуса)
  • 2) 60 + 30 = 90 (скорость автобуса и такси вместе)
  • 3) 360: 90 = 4
  • Выражение: 360: (60: 2 + 60) = 4
  • Ответ: через 4 часа.

Задача 5.

Два автомобиля выехали из автопарка одновременно в противоположных направлениях. Скорость одного 70 км/час, другого 50 км/час. Какое расстояние будет между ними через 4 часа?

Решение:

  • 1) 70 + 50 = 120 (скорость двух автомобилей вместе)
  • 2) 120 * 4 = 480
  • Выражение: (70 + 50) : 4 = 480
  • Ответ: через 4 часа между автомобилями будет 480 км.

Задача 6.

Два человека в одно и тоже время вышли из поселка в разных направлениях. Один двигался со скоростью 6 км/час, скорость другого была 5 км/час. Сколько часов понадобится чтобы расстояние между ними стало 33 км?

    Решение:
  • 1) 6 + 5 = 11 (скорость двух человек вместе)
  • 2) 33: 11 = 3
  • Выражение: 33: (6 + 5) = 3
  • Ответ: через 3 часа.

Задача 7.

Грузовой и легковой автомобили отправились от автостанции в разных направлениях. За одно и тоже время грузовик проехал 70 км, а легковой автомобиль 140 км. С какой скоростью двигался легковой автомобиль, если скорость грузовика 35 км/час?

    Решение:
  • 1) 70: 35 = 2 (часа затратил на дорогу грузовик)
  • 2) 140: 2 = 70
  • Выражение: 140: (70: 35) = 70
  • Ответ: скорость легкового автомобиля 70 км/час.


Задача 8.

Два пешехода вышли из турбазы в противоположных направлениях. Скорость одного из них 4 км/час, другого 5 км/час. Какое расстояние будет между пешеходами через 5 часов?

    Решение:
  • 1) 4 + 5 = 9 (общая скорсть пешеходов)
  • 2) 5 * 9 = 45
  • Выражение: (4 + 5) * 5 = 45
  • Ответ: через 5 часов между пешеходами будет 45 км.

Задача 9.

Два самолета одновременно вылетели в противоположных направлениях. Скорость одного из самолетов 640 км/час. Какая скорость другого самолета, если через 3 часа расстояние между ними было 3630 км?

    Решение:
  • 1) 640 * 3 = 1920 (км пролетел один самолет)
  • 2) 3630 - 1920 = 1710 (км пролетел другой самолет)
  • 3) 1710: 3 = 570
  • Выражение: (3630 - 640 * 3) : 3 = 570
  • Ответ: скорсть второго самолета 570 км/ч

Задача 10.

Два крестьянина вышли из одного поселка одновременно в противоположных направлениях. Один двигался со скоростью 3 км/час другой 6 км/час. Какое расстояние будет между крестьянами через 5 часов.

    Решение:
  • 1) 3 + 6 = 9 (скорость двух крестьян вместе)
  • 2) 5 * 9 = 45
  • Выражение: 5 * (3 + 6) = 45
  • Ответ: через 5 часов между крестьянами будет 45 км.


Задачи на встречное движение

К задачам этого вида относятся задачи, в которых рассматривается процесс движения двух тел, отправившихся одновременно из двух пунктов (точек) навстречу друг другу. В зависимости от условия задачи требуется определить расстояние между пунктами, если известно время движения до встречи и скорости тел; время движения до встречи, если известно расстояние между пунктами и скорости движения; скорости движения одного тела, если известно расстояние, время движения до встречи и скорость движения второго тела.

Алгебраическая модель: (v 1 +v 2)t= s,

Где s- расстояние между начальными точками движения, v 1 и v 2 - скорости тел, t - время движения.

Пример Из Москвы и Санкт-Петербурга навстречу друг другу вы­шли одновременно два поезда, скорости которых 56 км/ч и 72 км/ч соот­ветственно. Они встретились через 5 ч. Вычислите расстояние между го­родами.

Графическая модель задачи представлена на рисунке 1.


Чтобы определить расстояние между городами, надо узнать, сколько километров прошел до встречи первый поезд и сколько второй. К моменту встречи оба поезда вместе прошли все расстояние. Чтобы знать расстоя­ние, пройденное первым поездом до встречи со вторым, надо знать его скорость и время движения от выхода до встречи. То и другое есть в усло­вии. Для определения расстояния, пройденного вторым поездом до встре­чи, надо также знать скорость и время движения от выхода до встречи. Эти данные есть в условии.

1. 56 5 = 280 (км) - прошел первый поезд за 8 ч;

2. 72 5 = 360 (км) - прошел второй поезд за 8 ч;

3. 280 + 360 = 640 (км) - расстояние между городами.

Ответ: расстояние между городами 640 км.

Задачи на движение в одном направлении

К задачам этого вида относятся задачи, в которых рассматри­вается процесс движения двух тел, отправившихся одновременно из двух пунктов (точек) в одном направлении. В зависимости от условия задачи требуется определить, за какое время одно тело догонит другое, на каком расстоянии от данного пункта одно тело догонит другое и т. п.



Алгебраическая модель:

(v 1 - v 2)t= s,

где s - расстояние между начальными точками движения, v, и v 2 - скорости тел,t - время движения.

В данном уравнении имеются 4 обозначения величин, поэтому оно дает возможность решать четыре типа задач, в которых одна из величин является искомой, а остальные три - данными.

Примечание. По арифметическому содержанию эти задачи могут быть отнесены к задачам на нахождение неизвестных по двум разностям (см. § 3 данной главы).

Пример Два пешехода вышли одновременно в одном направле­нии из двух мест, находящихся на расстоянии 10 км одно от другого. Пер­вый шел по 3 км в час, второй - по 5 км. Через сколько часов второй дого­нит первого?

Решение. Графическая модель задачи представлена на рисунке 2.



Чтобы узнать, через сколько часов второй пешеход догонит первого, надо знать, каково первоначальное расстояние между ними (дано в усло­вии) и на сколько километров сокращается это расстояние за 1 ч. Для отве­та на второй вопрос надо знать скорость движения обоих пешеходов. Эти данные есть в условии.

Оформим решение по действиям с записью пояснений в вопроситель­ной форме.

1) На сколько километров в час больше проходил второй пешеход, чем первый?

5-3 = 2 (км/ч).

2) Через сколько часов второй пешеход догонит первого?

Ответ: второй пешеход догонит первого через 5 ч.

Задачи на движение в противоположных направлениях

К задачам этого вида относятся задачи, в которых рассматри­вается процесс движения двух тел, отправившихся одновременно из двух пунктов (точек) в разных направлениях. В зависимости от условия задачи требуется определить, за какое время тела ока­жутся на данном расстоянии друг от друга; на каком расстоянии друг от друга окажутся тела через заданное время; с какими ско­ростями должны двигаться тела, чтобы через заданное время ока­заться на требуемом расстоянии друг от друга.

Алгебраическая модель:

(v 1 +v 2)t +s =s 1

где s- расстояние между начальными точками движения, s 1 - расстояние меж­ду телами через времяt, v, иv 2 - скорости тел,t - время движения.

В данном уравнении имеются 5 обозначений величин, поэтому оно дает возможность решать пять типов задач, в которых одна из величин является искомой, а остальные четыре - данными.

Пример Два мотоциклиста одновременно выехали из города в противоположных направлениях. Их скорости 40 км/ч и 50 км/ч. На каком рас­стоянии друг от друга они будут через 4 ч после начала движения?

Решение. Графическая модель задачи представлена на рисунке 3.


Чтобы ответить на вопрос задачи, достаточно найти расстояние, кото­рое проехали первый и второй мотоциклисты за 4 ч, и полученные результаты сложить.

Запишем решение по действиям с пояснениями:

1) 40 4 = 160 (км) - проехал первый мотоциклист за 4 ч;

2) 50 4 = 200 (км) - проехал второй мотоциклист за 4 ч;

3) 160 + 200 = 360 (км) - будет между мотоциклистами через 4 ч после начала движения.

Задачу можно проверить, решив ее другим способом, воспользовавшись понятием скорости удаления:

a. 40 + 50 = 90 (км/ч) - скорость удаления мотоциклистов;

b. 90 4 = 360 (км) - расстояние между мотоциклистами через 4 ч.

Девиз :

Всегда в движении,
Всегда в пути,
Ошибки с собой,
Мой друг не бери!

  1. Повторение.
  2. Самостоятельная работа № 1.
  3. Проверка.
  4. Индивидуальная работа:
    1. а) Исправление ошибок:
      - работа с коррекционными карточками;
      - самопроверка по образцу;
      - самостоятельная работа № 2 с самопроверкой по образцу;
      б) Дополнительное задание (с самопроверкой по образцу).

  5. Подведение итогов урока.

I. Повторение.

Над какой темой мы с вами работаем?

(Решение задач на одновременное встречное движение и одновременное движение в противоположных направлениях).

1) Какие алгоритмы необходимо повторить?

2) Приготовьте сигнальные карточки.

Решить Красный Желтый Зеленый
Два велосипедиста выехали одновременно навстречу друг другу. Скорость 1-го – 12 км в час, скорость 2-го – 15 км в час. Чему равна скорость сближения? 27 км/час 185 км/час
Два лыжника вышли одновременно навстречу друг другу из 2-х поселков со скоростями 10км/час и 12 км/час и встретились через 2 часа. Каково расстояние между поселками? 4 км 44 км 24 км
От пристани одновременно в противоположных направлениях отошли две моторные лодки со скоростями 10 км/час и 14 км/час. Чему равна скорость удаления? 140 км/час
Из поселка одновременно в противоположных направлениях вышли два пешехода со скоростями 3 км/час и 4 км/час. Через сколько часов расстояние между ними будет 21 км? 5 часов 3 часа 6 часов

3) Проверка.

Подводим итог. Где ошиблись? Какой алгоритм надо повторить?

Физминутка.

Руки в стороны поставим,
Правой левую достанем.
А потом наоборот
Будет вправо поворот,
Раз – хлопок, два – хлопок,
Повернись еще разок!
Раз – два – три - четыре,
Плечи выше, руки шире!
Опускаем руки вниз
И за парты вновь садись.

Самостоятельная работа № 1 (5 минут)

Для тех, кто выполнит задание раньше, дополнительное задание учебник стр. 106 № 5 (а), (б).

По звонку колокольчика заканчиваем работать.

Задание самостоятельной работы № 1.

Из 2-х поселков одновременно навстречу друг другу вышли 2 пешехода и встретились через 2 часа. Скорость 1-го – 5 км/час, скорость 2-го – 4 км/час. Чему равно расстояние между поселками?

От пристани одновременно в противоположных направлениях отошли 2 парохода. Скорости пароходов 30 км/час и 20 км/час. Через сколько часов расстояние между ними будет 150 км?

Выполнили самостоятельную работу.

III. Проверка.

Сначала проверяем ответы, фиксируем в таблице в

Алгоритмы Коррекция

Задача № 1

№ 1 № 1 Оранжевый
№ 2 № 2 Желтый

Задача № 2

№ 3 № 3 Салатовый
№ 4 № 4 Розовый

Ставим “+”, если верно и “?”, если нет.

Ответы к самостоятельной работе № 1:

18 км
3 часа

Сигнальная карточка: зеленая – правильно, красная – ошибка.

У кого нет ошибок?

Верный ответ означает, что вы правильно решили? (Нет)

IV. Индивидуальная работа

Проверим по подробному образцу на экране.

На какие алгоритмы были задания?

Так ли рассуждали?

Где допустили ошибку и на каком этапе?

Магниты оранжевый, желтый, салатовый, розовый дети прикрепляют к тем алгоритмам, где ошиблись.

Встали, у кого нет ошибок и в подробном разборе.

Какая цель вашей работы? (Продолжить работать по дополнительному заданию)

Встали, кто допустил ошибки.

Ошибки, допущенные:

на алгоритме № 1 – оранжевая карточка,

на алгоритме № 2 – желтая карточка,

на алгоритме № 3 – салатовая карточка,

на алгоритме № 4 – розовая карточка.

Возьмите карточки.

Гимнастика для глаз.

Глазки вверх, вниз, вправо, влево.
Мы глазами водим смело.
Вниз, вверх, влево, вправо.
Это вовсе не забава.
Ты глаза зажмурь, открой.
Я задам вопрос простой.
Можно рисовать глазами?
Это мы проверим сами.
Мы квадратик нарисуем.
Змейку, только небольшую.
Треугольник тоже можно,
Только очень осторожно.

Самостоятельная работа № 2

Прочитайте задание на карточках и приступайте к выполнению.

Оранжевая карточка.

Желтая карточка.

Два велосипедиста выехали навстречу друг другу из поселков и встретились через 2 часа. Скорость сближения- 17 км/час. Чему равно расстояние между поселками?

Салатовая карточка.

Розовая карточка.

Решили, проверили, исправили свои ошибки, зафиксировали свои результаты в табличке.

Кто выполнял дополнительное задание, проверьте решение по карточкам.

У кого вообще не было ошибок (зеленый).

Кто работал с коррекционными карточками? Удалось исправить ошибку? (Зеленый).

Где нам встретятся задачи, которые решали? (В контрольной работе).

С каким результатом уйдете домой?

Домашнее задание: стр. 106 № 4.

Приложение 1

Ошибки, допущенные на алгоритме

№ 1 – оранжевая карточка

Два пешехода вышли одновременно из 2-х поселков навстречу друг другу. Скорость 1-го пешехода - 7 км/час, 2-го – 3 км/час. Чему равна скорость сближения?

7 + 3 = 10 (км/час)

Ответ: 10 км/час – скорость сближения пешеходов

№ 2 – желтая карточка

Два велосипедиста выехали навстречу друг другу из поселков и встретились через 2 часа. Скорость сближения - 17 км/час. Чему равно расстояние между поселками?

17 х 2 = 34 (км)

Ответ: 34 км – расстояние между поселками.

№ 3 – салатовая карточка

Из города одновременно в противоположных направлениях вышли 2 пешехода со скоростями 5 км/час и 3 км/час. Чему равна скорость удаления?

5 + 3 = 8 (км/час)

Ответ: 8 км/час – скорость удаления пешеходов

№ 4 – розовая карточка

Из поселка одновременно в противоположных направлениях вышли 2 лыжника. Скорость удаления равна 18 км/час. Через сколько часов расстояние между ними будет 36 км?

36 / 18 = 2 (часа)

Ответ: через 2 часа расстояние между лыжниками будет 36 км.

Дополнительное задание.

>> Урок 27. Движение в противоположных направлениях

1. Из пунктов А и В, расстояние между которыми 6 км, вышли одновременно в противоположных направлениях 2 пешехода. Скорость первого пешехода 3 км/ч, а скорость второго пешехода 5 км/ч. Как изменяется расстояние между ними за 1 час? Чему оно будет равно через 1 ч, 2 ч, 3 ч, 4 ч? Произойдет ли встреча? Закончи рисунок и заполни таблицу. Запиши формулу зависимости расстояния между пешеходами d от времени движения t.

2. Реши задачу двумя способами. Объясни, какой из них удобнее и почему?

Из двух городов, находящихся на расстоянии 65 км друг от друга, вышли одновременно в противоположных направлениях два автомобиля. Один из них шел со скоростью 80 км/ч, а другой - 110 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут автомобили через 3 часа после выезда?



3. одной пристани одновременно в противоположных направлениях отплыли 2 катера. Через 3 ч расстояние между ними стало равно 168 км. Найди скорость второго катера, если известно, что скорость первого катера составляет 25 км/ч.

4. Составь по схемам взаимно обратные задачи и реши их:



5. Придумай задачу на движение в противоположных направлениях, в которой надо найти:

а) скорость одного из движуицихся объектов;

б) первоначальное расстояние между ними; в) время движения.

6. Из двух городов, удаленных друг от друга на 1680 км, вышли одновременно навстречу друг другу 2 поезда. Первый поезд проходит все это расстояние за 21 ч, а второй поезд - за 28 ч. Через сколько часов поезда встретятся?

7. Подбери выражения, соответствующие данной задаче, и поставь рядом с ним знак "+". Остальные выражения зачеркни.

8. Реши уравнения:

а) (а 16 - 720): 30 = 400 - 392;

б) (95 - 380: b) + 35 = 16 + 94.

9. Переменные х и у связаны зависимостью: у = (х - 2) х + х 3.

х 2 3 4 5 6 7 8 9 10
у

Что ты замечаешь? Попробуй зависимость между переменными х и у выразить более простой формулой.

10. а) Расшифруй высказывание известного американского ученого и предпринимателя Томаса Эдисона, автора свыше 1000 изобретений!

б) Запиши последовательно остатки от деления данных чисел в пустые клетки - и ты узнаешь годы жизни Томаса Эдисона:

1) 76: 15 4) 322: 35 7) 19 203: 96
2) 176: 24 5) 470: 67 8) 74 429: 92
3) 148: 16 6) 609: 75

11. Ледокол 3 дня пробивал себе путь во льдах. В первый день он проплыл всего пути, во второй день - оставшегося пути, а в третий день - оставшиеся 90 км. Какой путь проплыл ледокол за 3 дня пути? Сколько километров он проплыл в первый и во второй день?

12. Составь программу действий и вычисли:

а) (600: 30 - 7) 5 - (24 - 4 4) (32: 16) + 60: 4 10;

б) 500 - (28 5 + 25 4 - 120: 2) : 6 - (28: 14 + 420: 140) 30.

13*. Старинная задача.

Одного мужика спросили, сколько у него денег. Он ответил: "Мой брат втрое богаче меня, отец втрое богаче брата, дед втрое богаче отца, а у всех нас ровно 1000 р. Вот и узнайте, сколько у меня денег ".

14*. Игра "Найди неизвестный рисунок".

Петерсон Людмила Георгиевна. Математика. 4 класс. Часть 2. - М.: Издательство "Ювента", 2005, - 64 с.: ил.

Рефераты, домашняя работа по математике скачать , учебники скатать бесплатно, онлайн уроки, вопросы и ответы

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Последние материалы раздела:

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...