Как н некрасов. Основные даты жизни и творчества

Известный русский поэт - Николай Некрасов. Краткая биография литературного гения весьма неоднозначна. Он пережил трудные годы детства с отцом-тираном и юности, не имея ни гроша в кармане. Начинал, как неизвестный поэт, а умер гениальным писателем. Его всегда волновала судьба простого народа, о которой он размышлял в своих произведениях. Некрасов своими поэмами и стихотворениями внес огромный вклад в развитие русской литературы.

Известный русский писатель - Николай Алексеевич Некрасов. Краткая биография его весьма интересна и богата на различные события. Пожалуй, самым знаменитым произведением Николая Алексеевича является поэма «Кому на Руси жить хорошо», которая создавалась им с 1860 по 1877 год. Поэма «Мороз, красный нос», написанная в 1863 году, стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы» также известны всему миру.

Свои первые стихотворения маленький Николай стал записывать в тетрадку в 16 лет, а сочинять их начал в 11. Умер Некрасов в возрасте 57 лет признанным писателем. Николай Алексеевич по праву занимает почетное место в русской литературе наравне с А. А. Пушкиным и М. Ю. Лермонтовым.

Происхождение

Краткая биография Некрасова показывает, какой неординарной личностью был этот человек. Писатель родился в семье зажиточного помещика и поручика Алексея Сергеевича в городе Немирове Винницкого уезда Подольской губернии. Мать его - Елена Андреевна Закревская, была образованной женщиной, дочкой мелкого чиновника. Родители Елены были против данного брака, поэтому она вышла замуж за отца Николая Некрасова против их воли. Однако в браке Закревская была несчастна - Алексей Некрасов оказался тираном, притеснял не только крепостных, но и всю свою семью.

В семье поэта было 13 детей. Отец Николая брал сына с собой, когда решал семейные дела: выбивание долгов с крестьян, запугивание людей. Ребенок с раннего детства видел мертвых, что запало ему в душу. Кроме того, отец открыто изменял своей жене. Позже это все будет проявляться в творчестве писателя в виде образов тирана-отца и мученицы-матери. Образ матери - светлый и добрый - писатель пронес через всю жизнь, и он есть во всех его произведениях.

Необычным человеком был Некрасов, краткая биография его уникальна. В 11 лет Некрасова отправили обучаться в гимназию, где он с трудом доучился до 5 класса. С учебой у мальчика были проблемы, в частности из-за начальства ярославской гимназии. Молодого поэта не любили из-за его сатирических стишков, в которых он высмеивал вышестоящих. Именно в то время писатель стал записывать свои первые стихотворения в небольшую тетрадку. Первые произведения Николая Некрасова полны печальных нот.

Алексей Сергеевич всегда хотел, чтобы сын пошел по его стопам и стал военным, но Николай Некрасов не разделял желаний отца, поэтому в возрасте 17 лет без разрешения уехал поступать в университет в Санкт-Петербург. Не остановили юношу даже угрозы отца, что тот оставит его без гроша в кармане.

Изучая краткую биографию Некрасова, можно увидеть, насколько тяжелы были для писателя первые годы в столице. Были времена, когда он не мог нормально поесть из-за отсутствия средств. Николай Алексеевич брался за любую работу, но денег иногда не хватало даже на жилье. Очень помог поэту Белинский, который случайно обратил внимание на талантливого юношу и привел его к Панаеву - знаменитому литератору того времени.

Николай Некрасов - краткая биография писательской деятельности

Тяжелые времена остались позади, когда Некрасов стал писать небольшие статьи в журналах и газетах: «Литературная газета», «Литературное прибавление к "Русскому инвалиду"». Он также давал уроки, писал водевили. В 1840 году Некрасов выпускает свой первый сборник стихотворений - «Мечты и звуки». Однако эта книжка не пользовалась особой популярностью, а столичные критики серьезно не восприняли стихотворения из сборника. Это очень повлияло на самооценку Николая Алексеевича, он даже стал скупать с прилавков «Мечты и звуки» и уничтожать, дабы избежать позора.

Ранняя некрасовская проза была полна реалистичности, в ней упоминались бедные обманутые девушки, голодные поэты, жестокие ростовщики - все то, с чем пришлось столкнуться писателю лично во времена его тяжелой молодости. Биография Некрасова - краткое содержание его жизни - показывает все трудности, через которые пришлось пройти писателю прежде, чем он нажил приличное состояние и нашел друзей.

Журнал «Современник»

В начале 1847 года Николай Некрасов вместе с Иваном Панаевым взял в аренду у Плетнева «Современник» - популярный в то время литературный журнал, который был основан еще самим Александром Пушкиным. Товарищи стали открывателями новых талантов: именно в их журнале впервые печатался Федор Достоевский, Николай Чернышевский. Сам Некрасов в это время пишет и печатает такие произведения, как «Мертвое озеро», «Три страны света», в сотрудничестве с Головачевай-Панаевой (Станицким). Боролся изо всех сил Некрасов, краткая биография его литературной деятельности показывает, что он не жалел сил для того, чтобы журнал оставался интересным и востребованным.

Во времена правления Николая I в печати царит сильнейшая цензура, писателю нелегко с ней бороться, поэтому бреши в журнале Некрасов закрывает своими произведениями. Хотя, как замечал сам поэт, содержание «Современника» заметно потускнело, и пришлось приложить немало усилий, чтобы сохранить репутацию журнала.

Личная жизнь Николая Алексеевича

Свою первую возлюбленную Некрасов встретил в Санкт-Петербурге. По сути, можно сказать, что он отбил Авдотью Панаеву у своего друга - Ивана Панаева. Авдотья была яркой и темпераментной женщиной, которая нравилась многим, однако она предпочла Николая Алексеевича Некрасова. Краткая биография писателя показывает, что после того как поэт с возлюбленной стали жить вместе в квартире бывшего мужа Авдотьи, многие друзья и знакомые отвернулись от Николая, но ему было все равно - влюбленные были счастливы.

Следующей женщиной Некрасова стала ветреная француженка Селина Лефрен. Она относилась несерьезно к писателю, в то время как сам Николай Алексеевич Некрасов, краткая биография это показывает, был от нее без ума. Он посвящал ей стихи, восхищался этой женщиной. Но Селина потратила большую часть состояния Николая и уехала в Париж.

Последней женщиной писателя стала молодая Зинаида Николаевна, настоящее имя которой Фекла Анисимовна Викторова. Она до последних дней ухаживала за мужем. Некрасов очень нежно относился к Зинаиде и посвятил ей не одно стихотворение.

Поздние годы писателя

Писатель постоянно размышляет о судьбе народа своей родины, о чем говорит биография Некрасова. Краткое содержание знаменитого произведения "Кому на Руси жить хорошо": поэт пытается понять, так ли хорошо живется простому народу - крестьянскому мужику - после отмены крепостного права? Свобода у людей уже есть, но есть ли счастье?

В творчестве Некрасова всегда большое место занимала сатира. Особенно это можно увидеть в таком произведении, как «Современники», написанном в 1875 году. В этом же году поэт тяжело заболел, врачи поставили ему диагноз рак желудка. Из Вены был вызван хирург Бильрот, однако лечение и операция лишь ненадолго отсрочили кончину Некрасова.

В последних произведениях поэта можно увидеть грусть - Некрасов понимает, что ему отведено совсем немного времени. В некоторых произведениях он размышляет о своей жизни, о том, чего он достиг, благодарит близких друзей за то, что они были рядом.

Умер Николай Алексеевич Некрасов ранним вечером 27 декабря 1877 года. Проститься с поэтом пришла вся литературная элита того времени, а также простой народ, для которого он и писал.

Краткая биография Некрасова показывает, насколько неординарным был этот человек: пройдя с достоинством все трудности жизни, взлеты и падения, поэт никогда не забывал о своем предназначении - писать для народа и о народе.

Имя одного из ярких писателей XIX века знакомо каждому. Такие произведения, как “Кому на Руси жить хорошо” и “Дедушка Мазай и зайцы”, являются частью школьной программы каждого современного ученика. Биография Некрасова включает сведения, известные всем почитателям его творчества.

Например, он считается не только поэтом, но и публицистом. Это революционер-демократ, руководитель и редактор журналов “Отечественные записки” и “Современник”. Любитель карточных игр и охоты. Биография Некрасова знает много других интересных фактов. Им посвящена наша статья.

Кто он такой?

Родным городом будущего поэта стал украинский Немиров, в котором он появился на свет в 1821 году. Некрасов Николай Алексеевич родился в семье военнослужащего и благовоспитанной дочери состоятельного арендатора. По воспоминаниям поэта, брак родителей не был счастливым. Мать всегда представала страдалицей, переживающей свою женскую долю. Ей писатель посвятил немало произведений. Пожалуй, ее образ - единственный положительный герой мира Некрасова, который он пронесет через все свое творчество. Отец тоже станет прообразом отдельных героев, но более деспотичных.

Взросление и становление

После ухода отца в отставку Алексей Сергеевич стал исправником - так раньше называли главу полиции. Маленький Николай часто выезжал с ним по делам. В это время он видел немало смертей и бедности. Впоследствии сложности крестьянского народа в своих поэмах отразил уже писатель Некрасов.

В Ярославской гимназии он проучится до 5-го класса. Первые стихи будут написаны в специально заведенной тетрадке. Большинство ранних работ поэта насыщены печальными образами и впечатлениями. Когда ему исполнится 17 лет, его отец, мечтавший о карьере военного, отправит сына в дворянский полк.

Первым самостоятельным решением Некрасова стало желание поступить в Петербургский университет. Этому способствовало знакомство со студентами, ставшими хорошими приятелями. Экзамен он провалил, записавшись на филологический факультет в качестве вольнослушателя. В течение двух лет Некрасов посещает лекции и не забрасывает поиски работы - рассерженный Некрасов-старший отказался ему помогать материально. В этот период поэт испытывает страшные страдания, оставшись без крова, да еще голодным. В ночлежном приюте за 15 копеек он написал для кого-то прошение. Это стало первым эпизодом его жизни, когда будущая профессия принесла деньги.

Поиски своего направления

Лишения не прошли даром для писателя. Он на себе понял, что такое тяготы жизни. Жизнь Некрасова вскоре наладилась. “Литературная газета” печатала его произведения, а сам он усердно работал во всех направлениях: писал водевили, азбуки, стихи и прозу.

Первый сборник стихов “Мечты и звуки” Некрасов выпустил на собственные сбережения. Критика о книге поделилась поровну - одни считали ее похвальной, другие отзывались нелестно. Подобно Гоголю, раздосадованный Некрасов скупил, а после уничтожил почти все ее экземпляры. В наше время “Мечты и звуки” приобрели статус литературной редкости, которую найти крайне трудно.

За неудачей следует признание

Факт того, что стихи не раскупались, заставил писателя задуматься, изучить причину своего поражения. Некрасов Николай Алексеевич открыл для себя новый жанр - прозу. Он дался легче. В ней автор отражает жизненный опыт, впечатления от города, где стремится показать все его сословия. Это разносчицы, чиновники, обманутые женщины, ростовщики и бедняки. Не останавливаясь на достигнутом, Некрасов вносит юмористический подтекст, ставший основой нескольких последующих произведений.

Творческий подъем писателя приходится на выпуск собственных альманахов. Жизнь Некрасова не представляется ему без издательской деятельности, которую он связывает с арендой “Современника” в 1847 году. В журнал перешло много талантливых поэтов, включая Белинского, который всегда знакомился первым с новыми работами Некрасова и давал свои отзывы. В число тех, для кого “Современник” стал стартовой площадкой, вошли: Тургенев, Огарев, Островский, Чернышевский, Добролюбов, Салтыков-Щедрин и другие. Каждый вносил что-то свое, делая “Современник” лучшим литературным изданием. Сам Некрасов печатается в нем, оставаясь его руководителем.

Сатира - способ посмеяться над обществом

Творческий путь писателя неизменно связан не только с поиском себя, но и других направлений, в которых можно работать. Биография Некрасова не может обойти стороной любовь к сатире, которую он открыл в поздние годы творчества. В свет вышел целый ряд сатирических работ. В этом жанре писатель разоблачает социальные устои, с тонкостью описывает злободневные темы, использует методы задушевных интонаций и водевильных составляющих. Одним словом, он ловко использует богатство русского языка, применяя гротеск, сарказм, фарс и иронию.

В это время рождается “Кому на Руси жить хорошо”. Поэма крестьянской тематики затрагивает главную мысль - ощущая свободу, испытывает ли русский народ счастье? В 1875 году поэт заболевает. К нему приходят телеграммы и письма от читателей, что дает новое вдохновение для последних произведений. На похороны на Новодевичьем кладбище пришло огромное число людей. Среди них был Достоевский, назвавший Некрасова третьим писателем после Пушкина и Лермонтова. Даты жизни Некрасова - 28 ноября 1821 года (родился) - 27 декабря 1877 года (умер).

Личное счастье

Что можно сказать о человеке, который прочувствовал и воочию увидел все несчастья крестьян и рабочего класса, которым так много уделял произведений? Был ли счастлив он сам?

Разумеется, биография Некрасова приводит сведения о том, что поэт любил Авдотью Панаеву, супругу писателя Ивана Панаева. Их отношения остались в истории как одни из странных. И хотя Иван Панаев прослыл гулякой, его жена оставалась порядочной женщиной. Сперва она отвергала и Некрасова, и Достоевского, тоже в нее влюбленного. А вскоре призналась в ответных чувствах к первому. Некрасов перебрался в ее дом, образуя любовный треугольник Некрасов-Панаева-Панаев. Так они прожили 16 лет. Со смертью Панаева связано рождение сына Некрасова и его скорая смерть. Поэт впадает в депрессию, что послужило разрывом отношений по инициативе Авдотьи.

Новой избранницей писателя стала деревенская девушка Фекла Викторова. Разница в возрасте составляла 25 лет. Необразованной женщине он дал имя Зинаида. Ее он водит в театры и старается всячески просвещать.

Место в литературе

Каждый писатель оставляет свой след. Некрасов Николай Алексеевич был одним из ярких авторов XIX века, оставивший в наследие немало работ, наделенных глубиной и философией. Его имя носят библиотеки, музеи и другие культурные заведения. В честь писателя названы центральные улицы многих российских городов. Ему посвящены памятники и почтовые марки. По мнению многих литераторов, его творчество не было оценено в полной мере при его жизни. Однако эта утрата восполняется в наше время.

Список всеми узнаваемых произведений Николая Алексеевича Некрасова достаточно большой. От стихотворений «Дедушка Мазай и зайцы», «Мужичок с ноготок» до эпической поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Именно Некрасов расширил диапазон стихотворного жанра разговорной речью и народной фольклорностью. До него никто не практиковал таких сочетаний. Это нововведение оказало большое влияние на дальнейшее развитие литературы.

Некрасов первым решился на сочетание грусти, сатиры и лирики в пределах одного произведения.

Историю развития Николая Алексеевича, как поэта биографы любят делить на три периода:

Момент выхода сборника «Мечты и звуки». Это образ поэта, который был создан в лирике Пушкина, Лермонтова, Баратынского. Юноша ещё желает походить на этот образ, но уже ищет себя в своём, личном творчестве. Писатель ещё не определился со своим направлением, и пытается подражать признанным литераторам.

С 1845 года. Теперь в стихах поэт изображает уличные сценки, и это нравится, это приветствуется. Перед нами поэт нового формата, который уже знает, что он хочет сказать.

Конец 40-х - Некрасов известный поэт и успешный литератор. Он редактирует наиболее влиятельный, на тот момент литературный мир.

В начале творческого пути

Совсем юным, с большими трудами, восемнадцатилетний Некрасов добрался до Петербурга. При себе он держал тетрадку юношеских стихов. Юноша верил в свои возможности. Ему казалось, что слава поэта случится, как только люди начнут читать его стихи.

И действительно уже через год он смог издать свою первую книгу - стихи. Книга называлась «Мечты и звуки». Того успеха, на который рассчитывал автор не последовало. Это не сломило поэта.

Молодой человек стремился к образованию. Он решил вольнослушателем посещать лекции в Петербургском университете, но это тоже был очень недолгий его проект, который увенчался крахом. Отец лишил его всякой помощи, жить было не на что. Молодой человек на несколько лет отложил своё высокое прозвание и стал писать в разные журналы, газеты, став при этом литературным подёнщиком. Водевили, проза, сатирические рассказы - вот чем зарабатывал в ранние годы Николай.

К счастью, в 1845 году всё переменилось. Вместе с поэтом Иваном Панаевым молодые авторы выпустили альманах, с привлекательным названием «Физиология Петербурга». Сборник ожидал успех. Русскому читателю явились абсолютно новые герои. Это были не романтические персонажи, не дуэлянты. Это были простые жители Петербурга: дворники, шарманщики, в общем, те, кто нуждается в сочувствии.

Современник

Через год, в конце 1846 года, молодые литераторы идут ещё дальше. Они всем известный журнал «Современник» оформляют в аренду. Это тот самый журнал, который был основан в 1836 году Пушкиным.

Уже в январе 1847 года вышли первые номера «Современника».

Современник тоже имеет громкий успех. С этого журнала начинается новая русская литература. Николай Алексеевич - это новый тип редактора. Он собрал отличную команду из профессионалов литературного жанра. Вся русская литература будто сузилась до узкого кружка единомышленников. Писателю, чтобы заявить о себе, достаточно было показать свою рукопись Некрасову, Панаеву или Белинскому, понравится и напечататься в «Современнике».

Журнал стал просвещать публику в антикрепостническом и демократическом духе.

Когда в издании стали печататься Добролюбов и Чернышевский старые сотрудники начали возмущаться. Но Николай Алексеевич был уверен, что благодаря разноплановости журнала его тираж вырастет. Ставка сработала. Журнал, рассчитанный на разноплановую молодёжь, привлекал всё больше читателей.

Но в 1862 году писательскому коллективу было объявлено предупреждение, и правительство решило приостановить деятельность издания. Он был возобновлён 1863 году.

После покушения на императора Александра II, в 1866 году, журнал был закрыт навсегда.

Творческий расцвет

В средине 40-х годов, во время работы в «Современнике», к Николаю Алексеевичу приходит слава поэта. Слава эта была небесспорной. Многим стихи не нравились, казались странными, шокирующими. Для многих было мало красивых картин, пейзажности.

Своей лирикой писатель воспевает простые житейские ситуации. Многие думают, что позиция народного заступника - это только маска, а в жизни поэт совсем иной человек.

Писатель очень много сам работал над собственной биографией, создавая образ человека бедного и оттого, хорошо понимающего душу бедняков. В начале своего творческого пути он действительно ел хлеб в общественных столовых, прикрываясь от стыда газетой, какой-то период он спал в ночлежном приюте. Всё это, конечно, закалило его характер.

Когда, наконец, литератор зажил жизнью состоятельного писателя, эта жизнь перестала состыковываться с легендой, и современники сформировали встречный миф о сластолюбце, игроке, транжире.

Некрасов и сам понимает двойственность своего положения и репутации. И он кается в своих стихах.

Я за то глубоко презираю себя,
Что живу - день за днем бесполезно губя;
Что я, силы своей не пытав ни на чем,
Осудил сам себя беспощадным судом...

Самые яркие произведения

В творчестве автора случались разные периоды. Они все нашли своё отражение: классическая проза, поэзия, драматургия.

Дебютом литературного таланта можно считать стихотворение «В дороге» , написанное в 1945 году, где разговор барина и крепостного крестьянина обнажает отношение знати к простому народу. Захотели господа - взяли в дом на воспитание девочку, а после ревизии крепостных, выросшую, воспитанную девушку, взяли да и выставили из барского дома. К деревенской жизни она не приспособлена, да до этого никому нет дела.

Около десяти лет Некрасов печатается на страницах журнала, редактором которого сам же и является. Не только стихи занимают литератора. Сблизившись с писательницей Авдотьей Панаевой, влюбившись в неё, оценив её талант, Николай создаёт своеобразный тандем.

Один за другим выходят романы, написанные в соавторстве. Панаева печаталась под псевдонимом Станицкий. Самые заметные «Мёртвое озеро», «Три страны света» .

К ранним значимым произведениям можно отнести стихи: «Тройка», «Пьяница», «Псовая охота», «Родина» .

В 1856 году увидел свет его новый сборник стихов. Каждый стих был пропитан болью о народе, его тяжёлой долей в условиях полного бесправия, нищеты и безвыходности: «Школьник», «Колыбельная песня», «К временщику» .

В муках рождённое стихотворение «Размышления у парадного подъезда» в 1858. Это был обычный жизненный материал, только увиденный из окна, и тут же, разложенный на темы зла, суда и возмездия.

В зрелом творчестве поэт себе не изменял. Он описывал те трудности, с которыми столкнулись все слои общества, после отмены крепостного права.

Особое хрестоматийное место занимают такие прозвания:

Большой стих, посвящённый сестре поэта, Анне Алексеевне «Мороз, Красный нос» .

«Железная дорога» , где автор без прикрас показывает оборотную сторону медали строительства. И не стесняется говорить, что в жизни получивших вольную крепостных ничего не меняется. Их также эксплуатируют за копейки, а хозяева жизни обманным путём используют неграмотный люд.

Поэта «Русские женщины» , изначально должна была называться «Декабристки». Но автор сменил название, стараясь подчеркнуть, что любая русская женщина готова на жертвенность, и у неё хватит душевных сил, чтобы преодолеть все преграды.

Несмотря на то что поэма «Кому на Руси жить хорошо» задумывалась, как объёмное произведение, свет увидело только четыре части. Николай Алексеевич не успел закончить свой труд, но он постарался придать произведению законченный вид.

Крылатые выражения


О том насколько творчество Некрасова остаётся актуальным по сей день, можно судить по самым известным фразам. Вот только некоторые из них.

Стихотворением «Поэт и гражданин» открывался сборник 1856 года. В этом стихотворении поэт бездействует, не пишет. И тут к нему входит гражданин и призывает начать работать.

Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.

В этих двух строчках заложена такая философия, что литераторы до сих пор по-разному трактуют их.

Автор постоянно использовал евангельские мотивы. За основу стихотворения «Сеятелям», написанного в 1876 году, была взята притча о сеятеле, который сеял зерно. Иное зерно взошло, и принесло добрые плоды, а иное упало на камень и погибло. Здесь поэт восклицает:

Сеятель знанья на ниву народную!
Почву ты, что ли, находишь бесплодную,
Худы ль твои семена?

Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ…

Вывод напрашивается сам собой. Далеко не всегда и не все говорят спасибо, но сеятель сеет, выбирая плодородную почву.

А этот отрывочек, известный каждому, из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» можно считать кульминационным последним аккордом творчества Некрасова:

Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка Русь!

Русский поэт, литературный деятель.

Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года в местечке Немирове Винницкого уезда Подольской губернии (ныне на Украине), где в то время квартировал полк его отца, майора Алексея Сергеевича Некрасова (1788-1862).

Детские годы Н. А. Некрасова прошли в отцовском имении - сельце Ярославского уезда Ярославской губернии (ныне в ). В 1832-1838 годах он учился в Ярославской гимназии.

В 1838 году Н. А. Некрасов был отправлен в для определения на военную службу, но вопреки воле отца в 1839 году решил поступать в Санкт-Петербургский университет. Не выдержав вступительных экзаменов, в 1839-1840 числился в нем вольнослушателем, посещал лекции на филологическом факультете. Лишенный материальной поддержки отца, Н. А. Некрасов вел жизнь полубездомного столичного бедняка.

Первые стихотворные опыты Н. А. Некрасова появились в печати в 1838 году. В 1840 году он опубликовал сборник еще незрелых стихов «Мечты и звуки», который был встречен суровой рецензией . Большую часть тиража книги автор выкупил и уничтожил.

В 1840-х годах Н. А. Некрасов начал энергичную литературно-журнальную деятельность. Он писал рассказы, повести, пьесы, театральные обозрения, фельетоны. Написанные им под псевдонимом «Перепельский» водевили ставились на сцене Александрийского театра.

С 1841 года Н. А. Некрасов начал сотрудничать в «Литературной газете» и «Отечественных записках». В 1842-1843 годах он сблизился с и его кружком.

В 1843-1846 годах Н. А. Некрасов выпустил в свет ряд сборников: «Статейки в стихах без картинок», «Физиология », «1 апреля», «Петербургский сборник». Особенный успех имел последний, в котором была напечатан роман «Бедные люди» Ф. М. Достоевского.

Издательские дела Н. А. Некрасова пошли настолько хорошо, что в конце 1846 года он вместе с И. И. Панаевым приобрел у издателя П. А. Плетнева журнал «Современник». В этом журнале Н. А. Некрасову удалось сплотить лучшие литературные силы своего времени. В годы руководства «Современником» (1846-1866) наиболее полно раскрылся его талант редактора и организатора литературных сил.

В середине 1850-х годов Н. А. Некрасов серьезно заболел, интенсивно и довольно успешно лечился в Италии. Его выздоровление и возвращение в совпало с началом эпохи реформ , ознаменовавшейся беспрецедентным расцветом русской общественной жизни. В творчестве Н. А. Некрасова наступил период, выдвинувший его в первые ряды литературы: он стал поэтом-гражданином по преимуществу, его стихи наполнились социальным содержанием. Главными деятелями некрасовского «Современника» в это время стали Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов.

На рубеже 1860-х годов развернулось дарование Н. А. Некрасова как народного поэта и сатирика, обличителя «верхов» и заступника угнетенных. В эти годы из-под его пера вышли такие произведения, как «Поэт и гражданин», «Размышления у парадного подъезда», «Песня Еремушке», «О погоде», «Плач детей». В 1856 году вышел в свет сборник Н. А. Некрасова
«Стихотворения», воспринятый читающей публикой как манифест передовой русской литературы, открыто звавший к гражданской деятельности.

В 1859-1861 годах в поэзии Н. А. Некрасова углубляется тема деревни. Его стихи «Дума», «Похороны», «Калистрат» и поэмы «Крестьянские дети» (1861), «Коробейники» (1861), «Мороз, Красный нос» (1863) обогатили русскую литературу не только целым рядом поражающих своей жестокой правдивостью картин деревенской нищеты и горя, но и серией светлых картин из жизни крестьянства, галереей крупных, мужественных народных характеров.

В 1866 году «Современник» был закрыт. С 1868 года Н. А. Некрасов приобрел у А. А. Краевского право на издание журнала «Отечественные записки», поставленный им на такую же высоту, какую занимал «Современник». С его изданием были связаны последние десять лет жизни поэта. В эти годы он работал над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» (1866-1876), писал поэмы о декабристах и их женах «Дедушка» (1870) и «Русские женщины» (1872-1873). Н. А. Некрасов создал также серию сатирических произведений, вершиной которых стала поэма «Современники» (1875-1876).

Последние годы жизни Н. А. Некрасова, проведенные в напряженном творческом труде, заботах о журнале, в общественной деятельности, были омрачены тяжелой болезнью (рак). В это время он создал цикл стихов «Последние песни», в которых с необычайной поэтической силой подвел итоги прожитой жизни.

Н. А. Некрасов скончался в 27 декабря 1877 года (8 января 1878 года). Его похороны на кладбище петербургского Новодевичьего монастыря приобрели характер спонтанной народной демонстрации. Они стали первым в истории прецедентом всенародной отдачи последних почестей литератору.

Николай Алексеевич Некрасов родился в семье офицера 28 ноября (10 декабря) 1821 г. Через два года после рождения сына отец вышел в отставку и поселился в своем имении в селе Грешнево. Детские годы оставили тяжелые воспоминания в душе поэта. И связано это было прежде всего с деспотическим характером отца - Алексея Сергеевича. Несколько лет Некрасов обучался в Ярославской гимназии. В 1838 г., следуя воле отца, уезжает в Петербург, чтобы поступить в Дворянский полк: отставной майор желал видеть сына офицером. Но, оказавшись в Петербурге, Некрасов нарушает отцовскую волю и пытается поступить в университет. Наказание последовало весьма суровое: отец отказал сыну в материальной помощи, и Некрасов должен был сам зарабатывать себе на жизнь. Сложность заключалась и в том, что подготовка Некрасова оказалась недостаточной для поступления в университет. Мечта будущего поэта стать студентом так и не осуществилась.

Некрасов стал литературным поденщиком: он писал статьи для газет и журналов, стихи на случай, водевили для театра, фельетоны - все то, что пользовалось большим спросом. Денег это давало немного, явно недостаточно для жизни. Много позднее в своих мемуарах его современники нарисуют запомнившийся им портрет молодого Некрасова, «дрогнувшего в глубокую осень в легком пальто и ненадежных сапогах, даже в соломенной шляпе с толкучего рынка». Тяжелые годы молодости потом сказались на здоровье писателя. Но необходимость самому зарабатывать себе на жизнь оказалась сильнейшим импульсом к писательскому поприщу. Много позднее, в автобиографических заметках он так вспоминал о первых годах жизни в столице: «Уму непостижимо, сколько я работал, полагаю, не преувеличу, если скажу, что в несколько лет исполнил до двухсот печатных листов журнальной работы». Некрасов пишет в основном прозу: повести, рассказы, фельетоны. К этим же годам относятся и его драматургические опыты, прежде всего водевили.

Романтическая душа юноши, все его романтические порывы отозвались в поэтическом сборнике с характерным названием «Мечты и звуки». Он вышел в 1840 г., но не принес молодому автору ожидаемой славы. Отрицательную рецензию на него написал Белинский, и это для молодого автора было приговором. «Вы видите по его стихотворениям, - утверждал Белинский, - что в нем есть и душа, и чувство, но в то же время видите, что они и остались в авторе, а в стихи перешли только отвлеченные мысли, общие места, правильность, гладкость, и - скука». Некрасов скупил большую часть издания и уничтожил ее.

Прошло еще два года, и поэт и критик встретились. За эти два года Некрасов изменился. И.И. Панаев, будущий соредактор журнала «Современник», считал, что Белинского привлек в Некрасове «резкий, несколько ожесточенный ум». Он полюбил поэта «за те страдания, которые он испытал так рано, добиваясь куска насущного хлеба, и за тот смелый практический взгляд не по летам, которые вынес он из своей труженической и страдальческой жизни - и которому Белинский всегда мучительно завидовал». Влияние Белинского было огромным. Один из современников поэта, П.В. Анненков писал: «В 1843 году я видел, как принялся за него Белинский, раскрывая ему сущность его собственной натуры и ее силы, и как покорно слушал его поэт, говоривший: «Белинский производит меня из литературного бродяги в дворяне».

Но дело не только в собственных исканиях писателя, его собственном становлении. Начиная с 1843 г. Некрасов выступает и как издатель, ему принадлежит весьма важная роль в объединении писателей гоголевской школы. Некрасов становится инициатором издания нескольких альманахов, наиболее известным из которых является «Физиология Петербурга» (1844-1845), «едва ли не лучший из всех альманахов, которые когда-либо издавались», по утверждению Белинского. В двух частях альманаха были опубликованы четыре статьи Белинского, очерк и стихотворение Некрасова, произведения Григоровича, Панаева, Гребенки, Даля (Луганского) и др. Но еще большего успеха добивается Некрасов и как издатель, и как автор другого изданного им альманаха - «Петербургского сборника» (1846). В сборнике приняли участие Белинский и Герцен, Тургенев, Достоевский, Одоевский. Некрасов поместил в него ряд стихотворений, в том числе сразу же ставшее знаменитым «В дороге».

«Небывалый успех» (если воспользоваться словами Белинского) изданий, предпринятых Некрасовым, вдохновил писателя на осуществление новой идеи - на издание журнала. С 1847 по 1866 г. Некрасов редактирует журнал «Современник», значение которого в истории русской литературы трудно переоценить. На его страницах появились произведения Герцена («Кто виноват?», «Сорока-воровка»), И. Гончарова («Обыкновенная история»), рассказы из цикла «Записки охотника» И. Тургенева, повести Л. Толстого, статьи Белинского. Под эгидой «Современника» печатается первый сборник стихотворений Тютчева, сначала как приложение к журналу, затем - как отдельное издание. В эти годы Некрасов выступает и как прозаик, романист, автор романов «Три страны света» и «Мертвое озеро» (написаны в соавторстве с А.Я. Панаевой), «Тонкий человек», целого ряда повестей.

В 1856 г. здоровье Некрасова резко ухудшилось, и он вынужден передать редактирование журнала Чернышевскому и уехать за границу. В том же году выходит второй сборник стихотворений Некрасова, имевший колоссальный успех.

1860-е гг. относятся к самым интенсивным и напряженным годам творческой и редакторской деятельности Некрасова. В «Современник» приходят новые соредакторы - М.Е. Салтыков-Щедрин, М.А. Антонович и др. Журнал ведет ожесточенную полемику с реакционными и либеральными «Русским вестником» и «Отечественными записками». В эти годы Некрасовым написаны поэмы «Коробейники» (1861), «Железная дорога» (1864), «Мороз, Красный нос» (1863), начата работа над поэмой-эпопеей «Кому на Руси жить хорошо».

Запрещение «Современника» в 1866 г. заставило Некрасова на время отказаться от редакторской работы. Но спустя полтора года ему удалось договориться с собственником журнала «Отечественные записки» А.А. Краевским о передаче редакции этого журнала в его руки. В годы редактирования «Отечественных записок» Некрасов привлекает к журналу талантливых критиков и прозаиков. В 70-е гг. он создает поэмы «Русские женщины» (1871-1872), «Современники» (1875), главы из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» («Последыш», «Крестьянка», «Пир на весь мир»).

В 1877 г. выходит последний прижизненный сборник стихотворений Некрасова. В конце этого года Некрасов умер.

В своем проникновенном слове о Некрасове Достоевский точно и емко определил пафос его поэзии: «Это было раненое сердце, раз на всю жизнь, и не закрывавшаяся рана эта и была источником всей его поэзии, всей страстной до мучения любви этого человека ко всему, что страдает от насилия, от жестокости необузданной воли, что гнетет нашу русскую женщину, нашего ребенка в русской семье, нашего простолюдина в горькой, так часто, доле его...», - так сказал о Некрасове Ф.М. Достоевский. В этих словах, действительно, - своего рода ключ к пониманию художественного мира некрасовской поэзии, к звучанию самых задушевных его тем - темы судьбы народной, будущего народа, темы назначения поэзии и роли художника.

Последние материалы раздела:

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...