Изучение письменной речи. Ошибки фонематического восприятия

Тема : Звуки [з, з"]. Буквы З з.

Дидактическая цель

Тип урока

Задачи: 1. Образовательная: познакомить детей со звонкими согласными звуками согласными звуками [з, з "], буквами З з. Учить читать слоги, слова, предложения с этой буквой.

Методы

Формы проведения урока

Организационный момент .

Если хочешь много знать, Многого добиться,

Должен научиться

Просмотр содержимого документа
«конспект урока обучения грамоте "Звуки [з, з"]. Буквы З з".»

Урок обучения грамоте

Тема : Звуки [з, з"]. Буквы З з.

Дидактическая цель : сформировать у учащихся знания о звуках [з], [з"], и буквах З з.

Тип урока : урок знакомства с новыми звуками и буквой основного этапа обучения грамоте (урок усвоения новых знаний)

Задачи: 1. Образовательная: познакомить детей со звонкими согласными звуками согласными звуками [з, з "], буквами З з. Учить читать слоги, слова, предложения с этой буквой.

    Развивающая: развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания; фонематический слух, внимание, память, словесно-логическое мышление, наглядно-образное мышление, развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.

    Воспитательная: воспитывать интерес к чтению, культуре общения, умение слушать друг друга, воспитывать наблюдательность, чуткое отношение к природе.

Методы : наглядный, беседа, диалог, практический, проблемно-поисковый

Формы проведения урока : фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, учебный диалог.

Организационный момент .

Если хочешь много знать,
Многого добиться,

Должен научиться

– Приготовьте свои ушки и глазки, чтобы на уроке они могли всё слышать, видеть и запомнить. Сядем, когда услышим согласный звук [о] [у] [а] [и] [ы] [м] Докажите, что это согласный звук. А ещё какой это звук? (звонкий твёрдый)

Давайте вспомним, чем различаются буквы и звуки.

Ребята, сегодня мы продолжаем путешествовать по стране Звуков и Букв.

2. Речевая разминка

Но сначала нам нужно сделать речевую разминку.

Комар летел и протяжно звенел – “ЗЗЗЗ”.

Комар звенит: [З З З З], комарик: [з’ з’ з’ з].

Отлично.

3. Самоопределение к деятельности

Назовите 2 новых звука. Определите, с чем сегодня познакомимся? А чему надо научиться?

(познакомимся с новыми звуками и буквой, которая обозначает эти звуки; будем учиться выделять новые звуки в словах, рассказывать всё о новой букве, читать слоги, слова и предложения с этой буквой)

А как мы будем работать?

(Сначала выясним, какие это звуки, как называется новая буква. Затем будем учиться находить новые звуки в словах, читать слоги, слова и предложения с этой буквой. В конце урока проверим свои умения)

4. Работа по теме урока

Ребята, сегодня я предлагаю вам самим побыть исследователями. Вы будете работать в группах с новыми звуками и новой буквой.

Напоминаю правила работы в группе

1. Говори вежливо, не перебивай

2.Называй собеседника по имени

3.Работаем дружно

Задания группам

1. Охарактеризуйте звук[з]. Для этого произнесите его по очереди и определите какой он (гласный, согласный, звонкий, глухой, твёрдый, мягкий). Объясните, почему. Обозначьте его цветовым квадратиком

2. Придумайте слова с твёрдым согласным звуком [з]

3. Охарактеризуйте звук [з’]. Для этого произнесите его по очереди и определите какой он (гласный, согласный, звонкий, глухой, твёрдый, мягкий). Объясните, почему. Обозначьте его цветовым квадратиком

4. Придумайте слова со мягким согласным звуком [з’]

5. Как называется новая буква. На что она похожа? Сравните большую и маленькую буквы.(у учащихся на партах алфавит)

6. Составьте слоги с новой буквой. Прочитайте их.

А.у.ы.и.о.е

а. у. ы. и. о. е.

А теперь давайте послушаем результаты вашей работы

1 группа(сообщает) Каким цветом обозначим этот звук? Возьмите этот квадратик

2 группа (сообщает) А у кого в нашем классе в начале имени или фамилии этот звук? (Зверев, Зорков, Зара)

3 группа (сообщает) Каким цветом обозначим этот звук? Возьмите этот квадратик

4 группа (сообщает)

5 группа (сообщает)

Познакомимся с новой буквой, она сегодня к нам пришла(ученица рассказывает стихотворение)

Буква З на В похожа.

Голова, животик тоже.

Только слева без черты

Букву З рисуешь ты.

З – не просто завитушка,

З – пружинка, крендель, стружка.

Извиваюсь, словно змейка.

Срисовать меня сумей-ка!

Напечатаем эту букву в тетради для печатанья.

А вот такой эта буква была в старославянской азбуке. Как она называлась? (земля)

6 группа (Читает слоги)

Подведём итоги работы в группе. Почему в группе интереснее и легче работать?

Чью работу вы хотите особенно отметить и за что?

Физминутка

Только в лес мы вошли,
появились комары. (Изображаем звуком)
1 – хлопок над головой,
2 – хлопок за спиной.
Видим мы – из-за куста
Смотрит рыжая лиса.
Мы лисичку обхитрим,
На носочках убежим.

Первичное закрепление

А теперь над чем надо поработать?

зима разные заинтересовали

Зина звери заползали

зимовали узнали выползали

засыпали

Назовите двусложные, трехсложные слова. Как вы определили количество слогов в слове?

А в каком слове больше всего слогов? Сколько слогов?(7)

Слова прочитали, а теперь над чем надо поработать? Работаем с текстом.

Работа с текстом «Зоопарк».

В Азбуке на с. 91-92 прочитайте название текста.

Можно ли по названию текста определить его содержание?

Бывали ли вы в зоопарке?

Прочитайте текст самостоятельно и приготовьтесь задать вопросы по содержанию.

(Один ученик читает текст вслух)

А теперь поработайте в паре и задайте друг другу вопросы

Рефлексия

Узучив новую букву, нам надо проверить свои знания и умения.

Самостоятельная работа

1. Обозначьте первый звук в словах «зебра», «змея», «звезда», «зяблик» соответствующим квадратиком.

2. Расскажите друг другу, что вы узнали про новую букву.

Проверим себя.

(1. Выкладывают зелёный, синий, синий, зелёный квадратики)

Буква «З» обозначает 2 согласных звонких звука: твёрдый [з] и мягкий [з’]

Итог.

Итак, с чем сегодня надо было познакомиться, чему научиться?

жёлтый – Я всё понял! Я – молодец!

зелёный – Не всё понял, есть ошибки. Надо ещё поработать

красный – Мне надо ещё стараться, много ошибок!

А зачем нам всё это нужно знать и уметь?

Как думаете, чему нам предстоит научиться завтра на уроке обучения грамоте?

Наш урок подошёл к концу. Давайте его закончим стихотворением, с которого начали урок.

Если хочешь много знать,
Многого добиться,

Должен научиться

Цель занятия: изучаем букву З, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой З, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву З по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Замок (Нойшванштайн) Замок Заяц Зонт

  1. Скажи, как поет комар? (З-з-з…)
  2. Какой звук есть и в слове ЗОНТ, и в слове ЗАМОК, КОЗА?
  3. В начале, в конце или в середине звук [з] в слове ЗОНТ? — ЗАМОК? — КОЗА? — РОЗА?

Когда мы произносим звук [з], кончик языка - за нижними зубами, а зубы почти сжаты, между ними только узенькая щелочка. Повтори: ЗЗЗ. Зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [з].

  • Гласный или согласный звук [з]?
  • Звонкий или глухой этот звук?
  • Почему?
  • Какие еще звонкие согласные звуки ты знаешь?
  • А какие ты знаешь глухие согласные звуки?

Задание: печатная буква З для дошкольников

Рассмотри букву З. Нашили букву З в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Продолжи фразу

Мчится без оглядки.
Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу.
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка,
Кто же это? … (Зайка.)

Ясными ночками гуляет мама с дочками.
Дочкам не твердит она:
- Спать ложитесь, поздно!
Потому что мать - луна,
А дочурки … (звезды).

Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку.
Быстро делаю … (зарядку).

Много бед таят леса,
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка.
Как зверек зовется? … (Зайка.)

Я сижу, едва не плача,
Очень трудная … (задача).

Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой.
Двор в снегу, белы дома.
Ночью к нам пришла… (зима).

В коридоре топот ног,
То зовет всех в класс … (звонок).

Сказка про букву З

Нелетающий зонт

Гулял заяц по лесу и зонтик нашел. Вдруг видит - прямо из зарослей на него волк смотрит злющими-презлющими глазами.

3-з-западня,- затрясся заяц,- убегать поздно. Встану-ка я на пенек под зонтик, может, волк меня за г-г-гриб п-п-примет.

Так и сделал. Стоит на пеньке под зонтиком, глаза зажмурил, зубами стучит от страха, но сам не шевелится. А волк потихоньку сзади подходит…
И тут, на зайцево счастье, подул сильный ветер! Подхватил он зонтик вместе с зайцем и поднял высоко в небо.
Летит заяц над лесом, смеется, заливается, а волк внизу по земле бежит, зубами щелкает, задыхается.

Давай, давай! Нажимай! - кричит заяц.
- Зарядкой надо заниматься - быстрее бы бегал!

Плюнул волк. Видит - не догнать ему зайца. Побежал в магазин, купил у козла зонт, встал на пенек и ждет, когда же и он взлетит, как заяц. Так до самого заката простоял. Разозлился ужасно!

Ах, козел! - рычит.
- Нелетающий зонт продал!

И весь зонт зубами разорвал.

Загадки для детей на букву З

Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу.
Теплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора.
(Зима)

По полю скачет -
Ушки прячет.
Встанет столбом -
Ушки торчком.
(Заяц)

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
(Зима)

Хоть сама - и снег, и лед,
А уходит - слезы льет.
(Зима)

Когда все укрыто седыми снегами
И солнышко рано прощается с нами?
(Зимой)

Шелестя, шурша травой,
Проползает кнут живой.
Вот он встал и зашипел:
Подходи, кто очень смел.
(Змея)

Лежит веревка,
Шипит плутовка.
Брать ее опасно -
Укусит.
Ясно?
(Змея)

По земле ползает,
А к себе не подпускает.
(Змея)

Свернешь - клин,
Развернешь - блин.
(Зонт)

Гуляю я и в дождь, и в зной:
Характер у меня такой.
(Зонт)

Тридцать два молотят,
Один поворачивает.
(Зубы и язык)

У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода - кора.
(Заяц)

Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы -
Уши больше головы?
(Заяц)

Длинное ухо.
Комочек пуха,
Прыгает ловко,
Любит морковку.
(Заяц)

Кто любит морковку
И прыгает ловко.
Портит в огороде грядки,
Удирает без оглядки?
(Заяц)

Не барашек и не кот.
Носит шубу круглый год.
Шуба серая - для лета,
Шуба для зимы - другого цвета.
(Заяц)

На черный платок
Просыпано просо.
Пришел петушок,
А склевать-то не просто.
(Звезды)

Белые цветочки
Вечером расцветают,
А утром увядают.
(Звезды)

За бесчисленной отарой
Ночью шел пастух усталый,
А когда пропел петух -
Скрылись овцы и пастух.
(Звезды и месяц)

В землю теплую уйду,
К солнцу колосом взойду,
В нем таких, как я,
Будет целая семья!
(Зерно)

Что видно только ночью?
(Звезды)

Пословицы и поговорки на букву З

За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
Знайка дорожкой бежит, а Незнайка на печи лежит.
Знайка все с полуслова понимает, а Незнайка на все только рот разевает.
Земля, на которой родился,- золотая.
Зацепился за пень и стал на весь день.
Здоровье дороже богатства.
Люди с базара, а Назар - на базар.

Веселые стихи про букву З для детей

Сегодняшний завтрак
«Завтра,- думал я вчера,
- Сяду завтракать с утра.
Завтрак тут, а где же завтра?
Я сегодня сел за завтрак.
(В. Берестов)

Зайка, заинька-дружок!
Посиди со мной часок.
- Ни минуты не могу -
В гости к ежику бегу.
Он вчера меня встречал.
Есть морошку приглашал.
(Ф. Бобылев)

Зайке холодно в лесочке -
Свяжем серому носочки.
(А. Пудваль)

Зайка
Едет зайка на трамвае,
Едет зайка, рассуждает:
«Если я купил билет,
Кто я: заяц или нет».
(А. Шибаев)

Зачем у маленькой хозяйки
Зеленый зонтик взяли зайки?
Затем, чтоб прятаться от волка
Под этим зонтиком из шелка.
(Г. Сатир)

Заяц зайцу говорит:
- Мне бы волчий аппетит!
- В аппетите мало толку,
Мне бы зубы как у волка.
(В. Викторов)

Занят заклинатель змей
Звонкой музыкой своей.
А под музыку, друзья,
Затанцует и змея.
(В. Берестов)

Резиновую Зину
Купили в магазине,
Резиновую Зину
В корзине принесли.
Она была разиней.
Резиновая Зина,
Упала из корзины -
Измазалась в грязи.
(А. Барто)

Рано солнышко встает
И спешит на огород:
- Все ли, овощи, в порядке?
Как дела на вашей грядке?
Одолела вас дремота?
Шевельнуться неохота?
Всем командую: подъем!
Физзарядку проведем.
Ну-ка, делайте со мною
Упражнение такое:
Вверх, вниз,
Потянись,
Окончательно проснись.
Сбрось с себя ночную лень -
Впереди рабочий день.
Надо к вечеру успеть
Помидорам - покраснеть.
Баклажанам - посинеть,
Дыне с тыквой - пожелтеть.
Надо к ужину поспеть.
(Т. Полякова)

Зебу не знает ни снега, ни вьюги.
Он и родился, и вырос на юге.
К пальмам и к южному небу привык.
Хотя он всего только бык…
(Б. Заходер)

Земляничка
Земляничка Возле пня всем сказала:
- Нет меня!
- Оглянулась и потом
Притаилась под листом.
Солнца луч ее нашел.
Закричал:
- Нехорошо!
Обманула! Ай-ай-ай!
Земляничка, вылезай!
- Покраснела ягода и сказала:
- Ябеда…
(Л. Фадеева)

Знать бы, зачем
Залилась спозаранку
В замерзших зарослях
Крошка-зарянка?
Знать бы, зачем,
Заглядевшись в зенит,
Звонко и весело зяблик звенит?
Знать бы, зачем
Зашуршала змея?
Знать бы, зачем
Зеленеет земля?
(В. Лунин)

Хотят ко дню рождения
Мне подарить щенка,
Но я сказал: «Не надо!
Я не готов пока!»
(С. Михалков)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

Елышева Оксана Борисовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: НОЧУ СОШ "ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ "САМСОН"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект логопедического занятия на тему: Звуки [З]-[ЗЬ]. Буква З.
Дата публикации: 22.01.2018
Раздел: дошкольное образование

Конспект группового логопедического занятия для детей

подготовительной группы дошкольного отделения

Подготовила:

учитель-логопед

квалификационной

Елышева Оксана Борисовна.

Тема занятия: звуки [з]-[зь]. Буква З.

Форма занятия : групповое логопедическое занятие.

Цель занятия : дифференциация звуков [з]-[зь] в словах, обозначение на

письме буквой З.

Задачи:

Обучающие: закрепить знания о правильном произношении звуков [з]-[зь],

давать характеристику звукам, научить обозначать звуки [з]-[зь] буквой З.

Развивающие: уточнять артикуляционный уклад при произнесении звуков,

автоматизировать

правильное

произношение

чистоговорках, развивать фонематический слух, мелкую моторику пальцев

рук, зрительное и слуховое восприятие, уточнять словарный запас.

Воспитательные: воспитывать

положительную

мотивацию

занятиям,

самоконтроль за своей речью, умение слушать друг друга.

Коррекционные: научить дифференцировать твердый звук [з] и мягкий звук

[зь] в словах, обозначать мягкость и твердость звуковыми схемами.

Оборудование: настольные зеркала, игрушки, цветные звуковые схемы, две

куклы, цветные карандаши, простой карандаш, тетрадь в клеточку, мячики

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1.Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте,

здороваются)

здороваться друг с другом.

Дети: Доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет.

2.Сообщение темы занятия.

Ребята, сегодня к нам на занятие пришли две сестрички.

познакомимся.

Подскажите,

пожалуйста,

произнесем! (дети произносят первый звук) .

3. Артикуляционный уклад звуков и их характеристика.

Логопед: Правильно, конечно это звук [з]. Давайте возьмем зеркала и

произнесем этот звук. Какие губы, когда мы произносим этот звук?

находится

помощники)

разомкнуты,

нижними зубами, воздух прохладный.

характеристику

согласный

твердый или мягкий? каким цветом мы его обозначаем?

Дети: [з]- согласный,твердый, обозначается синим цветом.

Логопед: Правильно, молодцы, посмотрите у Зои даже платье синего

цвета. Ребята, Зоя пришла к нам сегодня не одна, с ней пришла ее

младшая сестричка Зина. Посмотрите и платье у нее зеленого цвета. А

вы догадались, какой любимый звук Зины? Какой первый звук в ее

Дети: Да, это звук [зь],обозначается зеленым цветом.

произнесем

посмотрим

положение губ, зубов и языка.

Отвечают

характеристику

звукам: [зь]- согласный, мягкий, обозначается зеленым цветом.

Логопед: Ребята, сегодня мы с вами будем учиться различать эти два

звука. Скажите,а чем похожи и чем отличаются звуки [з] и[зь] ?

Дети: Оба звука согласные, одинаково произносятся, но [з]-твердый

звук, обозначаем синим цветом, а [зь] мягкий, обозначаем зеленым

4. Произношение звуков з-зь в чистоговорках:

Логопед: Совершенно верно! Так обрадовались наши сестрички, что

мы с вами вместе их проговорим и сделаем нашим пальчикам массаж.

А помогут нам мячики-массажеры! Зоя любит чистоговорки с твердым

проговаривают

чистоговорки и одновременно надевают на пальцы кольца-массажеры.

За-за –за- во дворе стоит коза

Зу-зу-зу- накормлю травой козу

Зы-зы-зы- отойдите от козы.

Зи-зи-зи- сено козе отвези

Зе-зе-зе- сено я даю козе

Зя-зя-зя- козу дразнить нельзя!

Развитие

фонематического

слуха.

Игры:

1)«Светофорчик»,

2)«Подари подарки куклам».

Логопед: Ребята,

поиграем.

называется

«Светофорчик». Я сейчас назову слова, а вы определите какой первый

звук в этих словах. Если первый звук твердый [з]- вы поднимаете вверх

показываете

кружок. Слова: зелень, зубр, зигзаг, зебра, зануда, зубы, зевок, зефир,

зерно, зеркало, зайчонок. (Уточнение значений слов зигзаг,

зануда, зубр).

Логопед: Ребятки, посмотрите, наши сестрички Зоя и Зина играли с

игрушками и разбросали их вокруг. А собрать не могут, так как не

могут вспомнить, у кого какие игрушки были. Давайте поможем им!

Зое в корзинку нужно положить игрушки,в названии которых

звук [з], а Зине в корзинку положим игрушки со звуком [зь]. Дети берут

по две игрушки, называют слово и говорят, кому в корзинку надо

положить игрушку.(Игрушки: зебра, обезьяна, звезда, козел, замок,

заяц, зеркальце, зефир).

4. Физминутка. 1)Игра « Комарики», 2) Игра «Зоопарк»

1)Логопед: Делимся

комарики

твердым звуком-[з],а маленькие комарики пищат с мягким звуком-[ зь]

по моей команде. Дети сидят в кругу, чью команду называет логопед, те

дети пищат и летают вокруг.

2)Логопед: А теперь другая игра. Называется она «Зоопарк». Когда я

скажу обезьяна- вы кривляетесь, как обезьянки, когда скажу зайка-

попрыгайте, как зайки, когда скажу коза- покажите рожки, когда скажу

змея- пошипите как змейки, когда скажу медуза- изобразите руками

медузу, по моей команде. Будьте внимательными!

5. Обозначение звуков з-зь буквой з.

Логопед: Ребятки, а теперь наши героини хотят вас познакомить еще с

одной замечательной буквой. Звуки [з] и [зь] на письме обозначаются

буквой З. Посмотрите на эту букву и скажите, на что она похожа, на

какую цифру? В какую сторону направлена, куда смотрит наша буква

влево или вправо?

Дети: Буква З смотрит в левую сторону, похожа на цифру три.

Логопед: Правильно, давайте эту букву напечатаем в своих тетрадях,

чтобы запомнить эту букву. (Дети работают в тетрадях).

Наши сестренки Зоя и Зина принесли для вас интересное задание. У

каждого из вас в тетрадях есть упражнение, в котором мы видим много

букв. Найдите правильно написанные буквы З и обведите их в круг, а

неправильно написанные буквы давайте зачеркнем!

6. Итог занятия.

Логопед: Ребята, давайте вспомним, чему мы сегодня научились на

нашем занятии.

С какими звуками познакомили нас куклы?

Чем звуки похожи и чем отличаются друг от друга?

Какой буквой обозначаются звуки [з] и [зь]?

Ребята, вы такие молодцы! Нашим гостям, кукле Зое и Зине, очень

понравились ваши ответы, поэтому они приготовили вам маленькие

подарочки (детям вручаются наклейки). Сегодня занятие закончилось,

до свидания, до новых встреч!

Конспект НОД в подготовительной группе. Обучение грамоте.

Тема: Звуки [з – з`] и буква Зз.

Цель: Познакомить детей со звуками «з», «зь» и буквой «З».

Задачи:

Образовательные:

Уточнять артикуляцию звуков [з – з`];

Упражнять детей в определении места звуков [з – з`] в словах с одновременным присутствием звуков [с] и [з] ([с`] и [з`]);

Объяснять значение слов-паронимов (отличающихся одним звуком);

Знакомить с буквой Зз; закреплять образы букв.

Развивающие:

Развивать мелкую моторику.

Стимулировать речевую активность.

Воспитательные:

Воспитывать умение работать в коллективе, интерес к занятиям.

Оборудование: ИКТ, картинки на что похожа буква «Зз», панно «Домик для букв», зеркала, конверты с заданиями.

Организационный момент.

Ребята, к нам в гости пришла Белоснежка. Она просит у нас помощи. Гномы решили с ней поиграть и придумали для неё различные задания, каждое задание они положили в отдельный конверт. Посмотрите, сколько их (показываю конверты). Белоснежке одной очень трудно выполнить все эти задания. Давайте мы ей поможем.

1 конверт. I. Закрепление пройденной темы.

1. – Ребята, с какими звуками мы знакомились на прошлом занятии? (со звуками С – С`)

На экране написана цепочка букв: АБСОМСКУСДПСВС.

Задание: найти все буквы С в цепочке и определить, сколько их.(5 букв)

Игра «Не зевай – продолжай».

Ребята, сейчас вы должны по порядку называть звуки, которые записаны в цепочке соответствующими буквами, и подобрать к ним слова, начинающиеся на эти звуки. Например: А – аист, Б – банан, Б` - бизон. Вы готовы?

2 конверт. Упражнение «Измени слова». (с мячом проводится в кругу).

Слушайте задание. Тот, кто поймает мяч, должен добавить в начало слова, которое я назову звук [с] и назвать, получившееся слово, например: варить – сварить. Вам все понятно? Тогда начнем.

Ходить – сходить

Клеить – склеить

Катать – скатать

Бегать – сбегать

Клевать – склевать

Летать – слетать

Петь – спеть

3. конверт. II. Изучение новой темы.

1. - Послушайте стихотворение.

Найдем ее мы в звездочке,

И в золоте, и в розе,

В земле, в алмазе, в бирюзе,

В заре, в зиме, в морозе.

Какой звук я выделяла в словах? ([з – з`]). Вот вы и назвали звуки, с которыми нам предстоит сегодня встретиться.

2. Артикуляция звуков. (зеркала)

Как расположены губы? (Губы в улыбке.)

А зубки? (Зубы сомкнуты заборчиком и создают преграду для воздушной струи)

Что делает язычок? (Кончик языка упирается в нижние зубы, пустил ветерок, включил голосок и звонко – звонко запел: з – з – з. Получилась новая песенка – это песенка комара. Давайте все вместе позвеним з – з – з. Вот так поёт комар, когда летит и смотрит, кого бы укусить. Ну – ка, позвеним ещё. (выполняем упражнение и смотрим в зеркало)

Дети дают характеристику звукам З, Зь:

З – согласный, твердый, звонкий; обозначаем синим цветом; (забор)

Зь – согласный, мягкий, звонкий; обозначаем зеленым цветом. (зеленый)

Как вы определили, что звуки З, Зь – согласные? (Когда мы их произносим, воздушная струя встречает преграду – зубы и язычок) .

Как вы определили, что звуки З, Зь – звонкие? (Во время произнесения звуков З, Зь прикладываем руку к горлышку – оно дрожит.)

Динамическая пауза « Жили-были зайчики ».

Жили-были зайчики (три пальца в кулак, указательный и средний-ушки)
На лесной опушке. (хлопают в ладоши)
Жили-были зайчики (показывают ушки)
В маленькой избушке. (показываем домик)
Мыли свои ушки, (трут ушки)
Мыли свои лапки, (ладони моем)
Наряжались зайчики, (движения сверху-вниз по туловищу)
Надевали тапки. (показывают)

4.Конверт Игра «Найди слово».

Сейчас я назову три слова, вы должны найти из перечисленных слов те, в которых есть одновременно звуки [с] и [з], но сначала, скажите, чем эти звуки похожи и назовите их отличия.

Варианты слов: глаза, слеза , зонт; скамейка, сазан , зорька; узор, скакалка, засов ; маска, зоосад , фазан; сарафан, сервиз , казаки.

Молодцы! А теперь определите место звука [з] в найденных словах.

В слове слеза звук [з] находится в середине слова.

В слове сазан звук [з] находится в середине слова.

В слове засов звук [з] находится в начале слова.

В слове зоосад звук [з] находится в начале слова.

В слове сервиз звук [з] находится в конце слова.

5.Конверт Работа в парах по карточкам.

– Ребята, в русском языке немало слов, которые различаются на слух всего одним звуком(фонемой). Слова эти звучат очень похоже, а смысл имеют разный. Сейчас, вы будете работать в парах. Каждый из вас получит карточку, на которой написано слово. Вы должны прочитать слово и объяснить его значение своему соседу. Готовы?

Суп – зуб

Сима - зима

Коса - коза

Сахар – Захар

Лиса - Лиза

Роса – роза

Сев - Зев

1. Знакомство с буквой.

«З» - смешная завитушка.

«З» - закручена как стружка.

- Ребята, этой буквой обозначаются звуки [з] и [з , ].

Демонстрация большой и маленькой букв, из каких элементов состоят – из двух полуколец, соединённых между собой или двух неполных кругов; рассматривание картинок – на что похожа буква «З»- на цифру 3, на облачко, на рога козы, барана, на ухо, на лепестки цветов.

Размещение буквы на панно букв по адресу: Третий этаж, квартира №6.

2. Индивидуальная работа

- Ребята, посмотрите, что нарисовано на вашей картинке и закрасьте букву З рядом с каждым предметом или синим, или зеленым карандашом, в зависимости от того, какой звук она обозначает в этих словах – твердый или мягкий .

3.Дифференциация букв В и З.

Теперь посмотрите на доску. Я нарисовала на доске большую букву «В». В этой букве спрятались две буквы. Какие? Молодцы! Вы правильно подметили, в букве «В» спряталась буква «З».

4. Подведение итогов.

  1. - С какой буквой мы сегодня встретились?
  2. - Над какими звуками мы сегодня работали?
  3. - Что больше всего понравилось на сегодняшнем занятии.

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...