Из чего в древние времена делали стяги. Стяг - воинское знамя в Древней Руси в виде шеста с укреплённым на нём пучком конских волос, клином яркой ткани, фигуркой животного или другим предметом, хорошо видным издалека, что в летописях называлось чёлкой ста

На Руси флаги и знамена называли стягами, поскольку к ним стягивалось войско. При Иване Грозном стяги могли достигать трех метров в длину. Вспоминаем знамена, под которыми ходили в бой в допетровские времена.

Традиционный для Руси стяг – красный. Многие века а дружины бились под полотнищами стягов клиновидной формы, с навершиями в виде копья с перекладиной, то есть в форме креста. Святослав Великий, Дмитрий Донской, Иван Грозный вели дружины под красными флагами.

Наивна версия о том, что до второй половины XVII века в России не было флагов, и придумали их голландцы. О первых флагах на Руси мы получаем сведения уже из летописи «Повесть временных лет».

Русский Стяг

Осада Корсуня (Херсонеса) войском князя Владимира. Миниатюра из Радзивилловской летописи

На Руси вместо слов «флаг» и «знамя» употреблялось слово «стяг», т.к. под него стягивалось войско. Флаг отмечал середину огромного войска. Его охраняли богатыри - стяговники. Издалека было видно – терпит ли дружина поражение (стяг упал) или бой идет успешно (стяг «простирашася яко облацы»). По форме стяг были не прямоугольный, а в виде трапеции. Полотнище стяга могло быть с тремя, двумя, но чаще с одним треугольным клином материи.

Как правило, княжеское войско имело несколько военных стягов, собираться под которыми нужно было по звуковому сигналу. Звуковые сигналы подавались при помощи труб и бубнов. В летописном рассказе о Липицкой битве 1216 года говорится, что князь Юрий Всеволодович имел «17 стягов, и труб 40, столько же и бубнов», его брат князь Ярослав Всеволодович имел «13 стягов, а труб и бубнов 60».

Русская Хоругвь

Борис идет на печенегов. Миниатюра из Сильвестровского сборника. XIV в.

В XII веке, в знаменитом «Слове о полку Игореве», упоминается еще одно обозначение воинского знамени – хоругвь. Хоругвь становится не средством управления войском, а символом государства, власти. Теперь победа знаменуется водружением хоругви на городских стенах и воротах противника.

Из описаний знамен, приведенных в «Сказании о Мамаевом побоище», следует, что на русских воинских стягах изображались святые, о чем в более ранний период практически не упоминается. Перед одним из таких знамен, начиная битву, упал на колени князь Дмитрий Иванович Донской, чтобы помолиться о победе над татарами.

В «Сказании» это описывается очень образно: «Князь же великий, увидав свои полки достойно устроенными, сошел с коня своего и пал на колени свои прямо перед большого полка черным знаменем, на котором вышит образ владыки Господа нашего Иисуса Христа, и из глубины души стал взывать громогласно»… После молитвы перед знаменем великий князь объехал полки, обратясь к русским воинам с прочувствованной речью, в которой призывал «без смятения» стоять крепко за Русскую землю.

Русское знамя

Битва на Куликовом поле. Миниатюра. XVI в.

Знамя происходит от слова «знамение», это стяги с изображением православных ликов – Георгия, Христа, Богородицы. С древних времен великие князья ходили в походы под такими знаменами. Феодалы Западной Европы несли на своих знаменах личные гербы, эмблемы правящих родов – вполне светские символические знаки. Русь обращалась к Богу, к Пресвятой Богородице, к святым заступникам – «помощникам во бранех», так как именно благодаря православию русским удалось противостоять многовековому иноземному игу. Подобные обращения к небесным покровителям, заступникам земли Русской, несли также знамена, сопровождающие русских князей в их военных походах. И образ Всемилостивейшего Спаса, например, на знамени Дмитрия Донского не случаен.

Иисус Навин на знамени

На белом знамени великого князя Московского Василия III, отца Иван Грозного, изображался библейский полководец Иисус Навин. Спустя сто лет Иисус Навин появился на малиновом полотнище знамени князя Дмитрия Пожарского, которое хранится в Оружейной палате. Оно прямоугольное, двустороннее: на одной стороне Вседержитель – Иисус Христос, правая рука которого в благословляющем жесте, левая держит Евангелие. Образ окаймлен текстами Священного Писания. На оборотной стороне знамени Иисус Навин преклонил колени перед Архангелом Михаилом, архистратигом небесного воинства, а идущая по краю знамени надпись объясняет смысл библейского сюжета.

Великий Стяг Ивана Грозного

При Иване Грозном отношение к флагам стало не просто уважительным, а священным. За каждым из них стояла история, победы, подвиги и жизни. Про них говорили «с тем знаменем царь и великий князь всея Руси покорил в русскую державу Казанское ханство и победил многочисленные басурманские народы». Флаги создавались из дорогих тканей, с искусной вышивкой золотом или серебром по шелку. Часто знамя обшивалось каймой или бахромой. Флаги Ивана Грозного достигали в длину по 3 метра, в высоту – 1,5. Для ношения знамени назначались два-три человека. Нижний конец древка такого знамени был острым, чтобы знамя могло втыкаться в землю.

Описание великого стяга Ивна IV: «Построено» оно из китайской тафты с одним откосом. Середина лазоревая (светло-синяя), откос сахарный (белый), кайма вокруг полотнища брусничного цвета, а вокруг откоса – макового. В лазоревую середину вшит круг из темно-голубой тафты, а в круге – изображение Спасителя в белой одежде, на белом коне. По окружности круга – золотые херувимы и серафимы, левее круга и под ним – небесное воинство в белых одеждах, на белых конях. В откосе вшит круг из белой тафты, а в круге – святой архангел Михаил на золотом крылатом коне, держащий в правой руке меч, а в левой крест. И середина, и откос усыпаны золотыми звездами и крестами.

Под этим стягом в 1552 русские полки шли под ним на победоносный штурм Казани. В летописной записи об осаде Казани Иваном Грозным (1552) говорится: «и велел государь херугви христианские развертити, сиречь знамя, на них образ Господа нашего Иисуса Христа Нерукотворенный». Это знамя полтора века сопровождало русскую армию. При царице Софье Алексеевне оно побывало в Крымских походах, а при Петре I - в Азовском походе и на войне со шведами.У стяга «Всемилостивейшего Спаса» после взятия Казани был отслужен молебен, затем царь приказал воздвигнуть церковь на том месте, где во время боя стояло знамя.

Стяги по чину святых икон

В ХVII веке. Отец Петра Великого, царь Алексей Михайлович, ходил на Смоленск, Вильно и Ригу под большим знаменем из тафты багряного цвета с ликом Иисуса Христа на нем. Знамя это – настоящее произведение искусства, исполненное тончайшей вышивкой, а образ Спасителя по выразительности близок к иконописи. Подобным знаменам воздавались большие почести. Они освящались патриархом по чину святых икон.

Первый государственный флаг

Россия до царя Алексея Михайловича не имела единого государственного знамени. Флаги были государевы, даже князья и военные предводители (как Ермак) имели свои знамена, но они тоже считались государевыми и выдавались только на время участия в походе. Первый государственный флаг был создан по подобию стрелецких знамен. Флаг царя Алексея Михайловича глубоко символичен. В его основе лежит Крест. Таким образом, этот флаг указывает на миссию России во вселенной, как на последнего носителя истинной веры - Православия.

Стяг — древнерусское название воинского знамени. Представлял собой древко с укрепленным на нем каким-либо условным опознавательным предметом — клином яркой ткани, изображением животного, какого-либо символа, пучком конских волос и т.п. Служил сигналом для воинов в походе и сражении. Носителем стяга являлся стяговник — обычно физически крепкий витязь-богатырь, способный отстаивать войсковой символ.

Согласно этимологическому словарю Крылова, слово «стяг» образовано от сътягати — «стягивать». Буквально стяг означает «то, что стягивает». Выражение «поставить стяг» означало построение дружины к битве. Стяг «стягивал» витязей в боевой порядок и отмечал сердцевину войска. Вокруг стяга в боевом порядке строились войска.

Формой стяга, характерной для Древней Руси, было одноцветное или узорчатое полотнище треугольной или квадратной формы, которое прикреплялось к древку с фигурным навершием (часто копьевидным). Острый угол треугольного стяга с потивоположной от древка стороны иногда перерастатл в длинную узкую ленту из того же материала (косицу). О важном значении стяга упоминают древнерусские источники: «Выступи полкъ, и подъяша стяг» (Ипатьевская летопись).

В условиях, когда битва распадалась на несколько отдельных схваток, стяг был призван служить указателем хода боя и ориентиром для сбора войска. Если стяг простирается «яко облацы» — бой идёт успешно. Падение стяга указывало на неблагоприятный ход сражения. Если врагу удавалось прорваться к стягу и сокрушить («подсечь») его, это могло привести к бегству войска с поля битвы. Поэтому в междоусобных войнах главные усилия соперников часто были направлены на захват княжеского стяга соперника, и вокруг него разгоралась жестокая схватка. Хотя древнерусские летописи лаконичны в описаниях деталей сражений, часто в них отмечается даже потеря части стяга ((«чёлку стяговую соторгоша») и смерть знаменосца («стяговника»).

В последнее десятилетие XIV в. на стягах всё чаще стало появляться изображение Иисуса Христа («Спас Нерукотворный»): в Куликовской битве Дмитрий Донской повелел развернуть «знамя, на них образ Господа нашего Иисуса Христа» (Никоновская летопись). С этого времени до XVII века старинное слово «стяг» сосуществовало с новым термином «знамя».

Символика стяга. Реющий стяг означает победу. Королевский штандарт — место сплочения сил во время битвы. Стяг, снабженный крестом или лабарумом, в христианстве являлся символом победы над грехом, смертью и гонениями. В индуизме стяг с символом луча света обозначал победу над тьмой.

Другие значения слова. Согласно толковому словарю Ушакова, стягом на Руси называлась также очищенная мясная туша без головы и ног, которая служила единицей таможенного обложения. С 1497 г. по таможенным правилам стяг равнялся корове и представлял собой образцовую единицу для многих припасов. Так, один стяг равнялся: 10 баранам, 20 гусям, 30 утятам, 30 поросятам, 20 зайцам, 30 тетеревам, 19 горшкам масла и т.д.

Публикации в Сети:

›› Что такое стяг

›› Флаги России

›› История Российского флага

›› Что такое агора (в Древней Греции)?

›› Что такое амфитеатр?

›› Какова история Мидии?

›› Что такое шрапнель?

›› Что такое портупея?

›› Что такое инаугурация президента?

›› Кто такая Клеопатра?

›› Чем прославился Чингисхан?

›› Что такое «Книга сунны и шары мавров?»

›› Как погиб Д»Артаньян?

›› Чем известен Степан Разин?

›› Чем известен Емельян Пугачев?

›› Кто такие янычары?

›› Какова история Абвера?

›› Что такое Афганская война 1979 - 1989 гг.?

›› Что такое августовский кризис 1991 года?

Стяг - воинское знамя в Древней Руси в виде шеста с укреплённым на нём пучком конских волос, клином яркой ткани, фигуркой животного или другим предметом, хорошо видным издалека, что в летописях называлось чёлкой становой. История Русских стягов; Позднее на стягах начали крепить большие куски тканей яркого цвета в форме клина. На верхний конец стяга устанавливали металлический острожок. На ткани нашивалось изображение Животворящего Креста, под острожок подвязывалась чёлка, окрашенная яркой краской. Концы стягов, кроме клиновидной формы, могли иметь два или три хвоста, которые назывались косицы, откосы, клинцы или яловцы. Во время походов стяг снимали с древка и перевозили в обозе вместе с оружием и доспехами. Княжеская дружина охраняла стяг. Стяги надевались на древко только перед сражением. В древности стяг мог быть громадного размера и его установка требовала значительного времени. В летописях иногда встречается выражение «не поставиши стяга», что могло означать «внезапная атака противника», «быть застигнутым врасплох». Выражение «поставить стяг» означало объявить войну. Во время битвы стяг, как правило, устанавливали в центре войска, на возвышенности. Падение стяга вызывало замешательство в войске, поэтому на охрану стяга устанавливались особые воины - стяговники. Враг, напротив, бросал на стяг основные свои силы. Под стягами происходили самые жаркие схватки. Летописи при описании битвы, следят за стягом: косицы стяга «простираются яко облацы» означало успешный ход битвы; поражение описывалось как «стяг подсекоша». После появления войск, состоявших из полков нескольких удельных княжеств, размеры стягов уменьшились. Охранять стяги вместо дружинников начали дворяне. Под стягами проводились церковные службы, принималась присяга, заключались договора. В конце XIV века на русских стягах начали изображать лик Спасителя. Стяги с изображением Спасителя начали называть знамением. В XVI веке слова знамение и стяг встречаются одинаково часто. В конце XVI века слово стяг встречается всё реже, а в начале XVII века выходит из употребления. В XVI веке на стягах кроме изображения Спасителя также вышивалось изображение Богородицы и Георгия Победоносца. На белом стяге Великого князя Василия Ивановича был изображён Иисус Навин, останавливающий солнце. В царствование Ивана Васильевича в каждом полку было большое Царское знамя, в каждой сотне было своё знамя - клиновидное, одного вида с полковым знаменем, но меньшего размера из-за чего они назывались меньшими знамёнами. На знамёнах вышивали золотом, серебром и шелком, писали яркими красками иконным письмом. Сведений о знамёнах во время царствования Фёдора Ивановича почти не сохранилось. В войске Бориса Фёдоровича использовались огромные знамёна древнего типа. Они были такими большими, что их не мог удержать один человек. На службу к знамени назначалось два или три человека. Знамёна освещались патриархом по чину освящения Святых икон. При Михаиле Фёдоровиче появились первые отступления от древних образцов. На ротных знамёнах иноземных полков появляются изображения орла, грифа, льва, змеи, химеры, а также надписи и девизы на латыни. Полковые знамёна - с царским двуглавым орлом в знак того, что полк служит русскому государю. В 1614 году Войску Донскому было пожертвовано знамя с двуглавым орлом. Во второе десятилетие правления Алексея Михайловича знамёна с «житейским письмом» (то есть не со святыми ликами) появляются всё чаще. Но такие знамёна выдаются на время - основные знамёна остаются «христианскими знамениями». На ротных знамёнах изображается крест, на полковых - Спаситель, Богородица или лики угодников. Ветхие знамёна поступают в Оружейную палату, где изготовляется новое знамя. Знамя делается по образцу старого, но со временем всё чаще встречается «житейское письмо» и латинские надписи. В 1700 году Пётр I утвердил образец войскового знамени. К 1704 году знамён старого образца не осталось.

Последние материалы раздела:

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...