Исчезновение группы клочкова. Пропавшие экспедиции: тайны и расследования

в продолжение статьи об опасностях самодеятельного туризма http://nikoberg.livejournal.com/347808.html

Сегодня очередная годовщина гибели в 1959 году в Уральских горах группы студентов, которая вошла в историю как «группа Дятлова». Гибель как отдельных туристов, так и целых туристических групп явление не уникальное, так только в лыжных походах в период с 1975 года по 2004 год на территории Российской Федерации погибло не менее 111 человек. Из погибших групп альпинистов самую большую известность получила так называемая группа Клочкова – пропавшая безвести в горах Памира в 1989 году и состоявшая из шести советских альпинистов.

Но известность получили только «дятловцы», что в первую очередь связано с активностью их друзей и родственников, приложивших не малые усилия для увековечивания памяти погибших, а так же до сих пор точно неустановленных обстоятельств гибели туристов.
Гибель «дятловцев» пришлась на завершаюший период существования старой системы поддержки самодеятельного туризма, имевшей организационную форму комиссий при Спорткомитетах и Союзах спортивных обществ и организаций (СССОО) территориальных образований. На предприятиях и в вузах существовали туристические секции, но как правило это были разрозненные организации, слабо взаимодействующие друг с другом. С ростом популярности туризма и в первую очередь связанного с походами, в том числе по горам, стало очевидно, что имеющаяся система не может справиться с подготовкой, обеспечением и поддержкой туристических групп и не может обеспечить достаточный уровень безопасности туризма.

В 1959 году, когда погибла группа Дятлова, количество погибших туристов не превысило 50 человек за год по стране. Но уже в следующем, 1960 году, количество погибших туристов практически удвоилось. Самой первой и естественной реакцией властей была попытка запретить самодеятельный туризм, что и было тут же сделано постановлением Секретариата ВЦСПС от 17 марта 1961 года, упразднившим Федерации и секции туризма при добровольных советах Союза спортивных обществ и организаций.
Но запретами, как известно, нашего человека не остановить. Запретный плод, как правило, сладок. Тем более сложно остановить людей, собравшихся добровольно пойти в поход по вполне доступной местности и туризм перешёл в «дикое» состояние, когда ни подготовку, ни экипировку групп уже никто не контролировал. Маршруты ни с кем не согласовывались и за контрольными сроками могли следить только друзья и близкие. Эффект последовал незамедлительно: к концу 1961 года число погибших туристов превысило 200 человек. Причем поскольку ни какая документация и учет не велись, часто не было сведений ни о численности пропавших, ни об их маршруте, что сильно осложняло поиски.
Постановлением Президиума ВЦСПС от 20 июля 1962 года «О дальнейшем развитии туризма» спортивный туризм снова получил официальное признание, его структуры были переданы в ведение ВЦСПС (профсоюзов), были созданы советы по туризму, комиссии при СССОО были упразднены, организационная работа по поддержке туризма была во многом пересмотрена и реформирована. Началось создание клубов туристов по территориальному признаку, но работа в организациях не ослабла, а усилилась благодаря появившейся широкой информационной поддержке за счёт обмена опытом самодеятельных организаций. Это позволило преодолеть кризис и обеспечить функционирование системы спортивного туризма на несколько десятилетий.

Перевод туризма в систему профсоюзов первоначально сопровождался отменой зачёта спортивных достижений туристов в виде спортивных разрядов. В системе советов по туризму была создана своя классификация спортивных достижений: вместо соответствующих разрядов были введены степени «Турист СССР 3-й, 2-й и 1-й ступени», а также звание «Мастер туризма». Данная система просуществовала недолго, и в 1965 году всё вернулось «на круги своя», туризм вновь был введён в Единую всесоюзную спортивную классификацию. Снова стали присваивать спортивные разряды, звание «Мастер спорта СССР», появился разряд «Кандидат в мастера спорта СССР». Что характерно, уровень разрядных требований не изменился, появились лишь дополнения к разрядным требованиям КМС, сократившие большой разрыв между требованиями на 1-й спортивный разряд и звание мастера спорта.



Одна из туристических групп погибших в уже далеком 1961 году была группа студентов Ленинградского сельскохозяйственного института, погибшая в марте 1961 года в горах Заполярья. Сейчас единственное, что осталось от них это мемориал на Казанском кладбище г. Пушкина.
Царскосельское Казанское кладбище является одним из старейших кладбищ г. Санкт – Петербурга и при своем возрасте, превышающем уже 220 лет продолжает быть действующим. Здесь нашли свое последнее успокоение много славных людей нашего Отечества. Памятники и надгробия на их могилах имеют большую художественную ценность.
На фоне разнообразных захоронений Казанского кладбища выделяется огромная, покрашенная в белый цвет бетонная плита с короткой эпитафией «Молодым отважным» и накладным рельефным изображением шести фигур лыжников. У подножия сооружения лежат шесть заросших толстым слоем мха плит, на которых с трудом читаются имена и возраст погибших.

На задней стороне памятника перечислены фамилии и имеется надпись: «Трагически погибшим 31-1-61 г. в Заполярье. От студентов ЛСХИ и родителей».

В 1960 – х годах, в разгар самодеятельного спортивного туризма главным местом паломничества ленинградских туристов-лыжников являлись Хибины на Кольском полуострове. Невысокие горы с максимальной высотой в 1200 метров совсем не пугали, но приезжие не знали коварства этих гор. Арктический разряженный воздух, быстрая смена погоды, высокая лавиноопасность и отсутствие всякого жилья в горах и тундре делают плохо оснащенную и неподготовленную экспедицию смертельно опасной.

В 1961 года после зимней сессии одной из студенческих туристических групп, поехавших в Хибины была группа студентов Ленинградского сельскохозяйственного института: Рудольф Бахирев, Галина Биктимирова, Ян Граудонис, Дмитрий Ильин, Нина Макарова, Маргарита Спелова, Григорий Соиспаев. К оговоренному сроку студенты не вернулись. Поиском пропавших занялись как военнослужащие и сотрудники милиции, так и городские, партийные, комсомольские, спортивные организации Ленинграда. Поисковым группам помогали сменяющиеся группы студентов и добровольцы из разных регионов страны. Первый результат был получен только через два месяца, в конце марта обнаружили тела Нины Макаровой и Рудольфа Бахирева. При этом Бахирев – инициатор похода и командир группы пытался выбраться самостоятельно и не смог до чистого воздуха преодолеть всего 30 сантиметров. Тела остальных извлекли из-под массы льда и снега только в конце июня. Шестерых погибших похоронили на Казанском кладбище, в тело Яна Граудониса было похоронено на родине в Риге.
Еще в ходе поисков пропавших студентов было возбуждено уголовное дело. При этом участия в процессе, в качестве экспертов, привлекли известных инструкторов по туризму В. Добковича и Гр. Усыскина. Последний в своей книге «Очерки истории российского туризма» писал: «Я вплотную познакомился со всеми документами похода и участвовал в составлении экспертного заключения… Окончательно выяснилось, что группа туристов торопилась скорее выйти в Мончегорск. Заканчивался контрольный срок. Не дойдя двух километров до истинного перевала Эбру-Чорр, повернула в ущелье, которое, подобно воронке, с трех сторон замыкалось крутыми заснеженными склонами. От движения цепочки людей массы снега двинулись, а затем обрушились вниз, давя и сметая все на своем пути». Отклонение от утвержденного маршрута стоило ребятам жизни. Претензии к маршрутной комиссии, осуществлявшей экспертную оценку запланированного похода, были сняты. Установить конкретную причину, помешавшую лыжникам уложиться в контрольный срок, уже невозможно. Скорее всего, в целом она кроется в несоответствии их спортивной квалификации и категории сложности выбранного маршрута.
Денежные средства на установку памятника по инициативе институтского комитета комсомола собирались несколько лет. На создание проекта был объявлен конкурс. Модель выбиралась всем коллективом института. На рельефе памятника можно увидеть портретные изображения погибших.


Памятник после реставрации 2013 года

12 таинственных и трагических исчезновений

Можно сколько угодно рассуждать на тему «маленького земного шарика» и «тесного-тесного мира», но на самом деле наша планета огромна, и на ней ещё полно белых пятен и малоизученных мест. Тайны пропавших людей, кораблей, самолётов и даже целых поселений порой так и остаются без ответа.

Группа Дятлова

Фото: wikipedia.org Целая тургруппа бесследно пропала в ночь с 1 на 2 февраля 1959 года на Северном Урале. Позже члены группы были найдены мертвыми, но причины смерти невозможно было объяснить ни холодом, ни случайно встреченными злоумышленниками, ни паникой, ни лавиной. За полвека появилось немало версий произошедшего. На перевал ходили поисковые группы, о таинственных событиях писались книги и снимались фильмы. Место происшествия позже назовут по имени руководителя группы – перевал Дятлова, а загадка так и останется неразгаданной.

Норфолкский полк

Фото: repin.info Дело было во время Первой мировой. Британская армия вела боевые действия в Турции. Норфолкский полк штурмовал позиции турок. Атака проходила через лощину, покрытую туманом. Солдаты вошли в туман – и не вышли из него. Спустя некоторое время туман рассеялся, но на открывшейся местности не было ни души. Никаких следов или достоверных сведений о том, что случилось с почти тремя сотнями человек, так и не обнаружили.

Филадельфийский эксперимент

Фото: myxnews.com Таинственное исчезновение целого эсминца – одна из самых известных загадок истории современной науки. По слухам, в рамках «Филадельфийского эксперимента» проводили тайную проверку Единой теории поля, которую разработал Эйнштейн. Проверка, вероятно, оказалась столь красноречивой, что великий физик решил унести свою последнюю научную работу с собой в могилу. В результате действия электромагнитного поля эсминец якобы исчез и мгновенно переместился на расстоянии нескольких десятков километров. А из экипажа в 181 человек невредимыми остались только 21 человек.

Рейс 370 Malaysia Airlines

Фото: beforeitsnews.com 8 марта 2014 года с Boeing 777, летевшим из Куала-Лумпура в Пекин пропала связь. Расследование установило, что после этого самолёт сильно отклонился от курса и находился в воздухе ещё не менее 7 часов. Осталась неизвестна не только причина крушения, но даже его точное место. Длительные поиски в южной части Индийского океана оказались напрасными.

Исчезновение Boeing 707 над Тихим океаном

Фото: wikipedia.org 30 января 1979 года Boeing 707 компании Varig вылетел из Токио в Рио-де-Жанейро. Самолёт вёз, кроме прочего, 153 картины известного японско-бразильского художника Манабу Мабе. Через полчаса после взлёта Boeing бесследно исчез над Тихим океаном. Ни места крушения, ни причины определить не удалось до сих пор. Поразительно то, что командиром экипажа был Жилберту Араужу да Силва, один из немногих, переживших катастрофу рейса RG-820 под Парижем шестью годами ранее. Во второй раз удача ему отказала.

Перси Фосетт

Фото: phfawcettsweb.org Этот знаменитый путешественник и исследователь в 1925 году отправился на поиски затерянного города в сельве Бразилии в компании своего старшего сына Джека и друга Рэйли Раймела. Фосетт, видимо, понимал всю опасность этого мероприятия, потому что оставил записку. В записке было написано, что если с его экспедицией что-то случится, не стоит высылать на поиски спасателей: их может ждать та же судьба, что и его самого. Фосетт таки пропал, экспедиции всё равно его искали, но никаких следов не обнаружили. Среди версий случившегося была и такая: Фосетт, мол, решил присоединиться к какому-то местному племени и даже стал у них вождём.

Гарольд Холт

Фото: theaustralian.com.au Пропажа отчаянного исследователя в джунглях – это хотя бы объяснимо. Но Холт не был исследователем. Он был, на секундочку, премьер-министром Австралии! В декабре 1967 года Гарольд отправился искупаться около курортного городка Портси в штате Виктория. Больше премьер-министра никто не видел. Спустя два дня он был признан умершим, а его пост занял Джон Мак-Ивен. Разумеется, были масштабные поиски, которые ни к чему не привели. С другой стороны, если верить документальным фильмам об Австралии, то совершенно непонятно, как там может выжить человек, который пошел искупаться.

Антуан де Сент-Экзюпери

Фото: jsbg.me Одно из самых трагичных необъяснимых исчезновений в XX веке. Знаменитый писатель, как и герой его «Маленького Принца», был лётчиком. Экзюпери бесследно исчез 31 июля 1944 года во время разведывательного полёта с острова Корсика. Только в 2003 году были обнаружены останки самолета в океане на глубине 70 метров. Самолет не имел следов обстрела, да и вообще видимых повреждений. Очень странно и то, что в кабине пилота не было найдено хотя бы маленькой косточки или любых других следов присутствия человека.

Исчезновение моряков «Святого Павла»

Фото: korabley.net В 1741 году пакетбот «Святой Павел» подошёл к берегам Северной Америки, и капитан судна решил пополнить запасы питьевой воды и разведать новую землю – нынешний архипелаг Александра у побережья Аляски. На берег был отправлен лангебот с командой. Дальше началось непонятное. К берегу они вроде бы пристали, но вернуться назад не смогли и развели сигнальные костры. На небольшой лодке им выслали помощь, которая и вовсе пропала. На следующий день от берега отчалили две неизвестные лодки, которые направились к пакетботу, но на полпути развернулись и ушли назад в бухту. Поскольку больше на пакетботе шлюпок не было, а пристать к берегу он не мог, «Святой Павел» ушёл в Петропавловск-Камчатский, так и не узнав, что случилось с пятнадцатью его матросами.

Руал Амундсен

Фото: wikipedia.org Великий полярный исследователь и путешественник пропал без вести, отправившись на поиски потерпевшей крушение над Северным полюсом экспедиции дирижабля «Италия». Его самолёт «Латам» пропал на полпути к острову Медвежий,. Оставшихся в живых членов экспедиции «Италии» спасли спустя пять дней. Поиски места крушения великого норвежца до сих пор успехом не увенчались.

Амелия Эрхарт

Фото: goldenwarrior.org Не менее печальная история Амелии Эрхарт – первой женщины-пилота, перелетевшей Атлантику. Бросив вызов сильному полу, Амелия взялась за кругосветный полет. Вылетев 20 мая 1937 года из Папуа-Новой Гвинеи, до острова Хоуленд (где её уже готовились встречать с оркестром и воздушными шариками) она так и не добрались. Самолет, который должен был появиться над островом буквально с минуты на минуты, исчез без следа. Ни останков машины, ни тел пилотов найдено не было.

Исчезновение рыбацкой деревни

Фото: arcadiadreams.com Пропажи людей, кораблей и самолётов меркнут перед исчезновением целой деревни! В ноябре 1930 года охотник Джо Лэбелл обнаружил пропажу целой рыбацкой деревни, населённой эскимосами. Придя в поселение, Джо увидел полностью опустевшие дома. Причём опустевшие совсем недавно: в одной из хижин он увидел разведённый огонь, на котором готовилась еда. Вещи, продукты и одежда в хижинах были нетронуты. Но это не всё. Полиция обнаружила, что на местном кладбище все могилы оказались совершенно пустыми. Будто бы исчезнувшие живые прихватили с собой мёртвых. Или наоборот?

Хотите получать одну интересную непрочитанную статью в день?

Наверняка каждый не раз слышал о таинственной истории, приведшей к смерти целой группы туристов в горах – трагедия на перевале Дятлова. Гибель тургруппы Дятлова по праву считается одним из самых жутких происшествий прошлого века.

Тайна истории перевала Дятлова

Зимой 1959 года группа из девяти молодых туристов собралась в поход на Северный Урал в местечко, названное в последствии «перевал Дятлова». Они планировали пройти маршрут длиной в 350 км на лыжах и приурочить прохождение съезду КПСС. Однако все пошло не по плану. Поход должен был завершиться 12 февраля, но в назначенный день туристы не вернулись. Их поиски начались только спустя четыре дня, когда друзья и родные перестали верить в возможность непредвиденных задержек в пути и забеспокоились. Только в конце февраля-начале марта после длительных поисков отряды добровольцев начали находить тела пропавших одно за другим.

Кто-то был найдет раздетым до нижнего белья, кто-то – без обуви. Вплоть до весны продолжались поиски. С исчезновением оттаявшего снега открывались новые подробности. Как установило следствие, на разбитой (по всем правилам альпинизма) палатке были обнаружены подозрительные разрезы и появилась версия об убийствах. Однако следов смертельных травм на всех телах погибших не было, поэтому версию насильственной смерти всей группы пришлось отмести.

Вскоре начали поступать странные сообщения от местных жителей неподалеку от рокового перевала. Оказывается, многие видели в начале февраля непонятные «огненные шары», а некоторые очевидцы даже смогли зарисовать это явление. Одежду и некоторые личные предметы погибших тут же направили на физико-техническую экспертизу. Однако, никаких отклонений от нормы обнаружено не было.

До сих пор, спустя более полувека история Перевала Дятлова так и осталась неразгаданной. Однако это не единственный случай в истории, когда туристы не могли победить природу и навсегда терялись в горах.

Таинственная пропажа группы Петра Клочкова

Еще одна трагическая история произошла через тридцать лет. Группа Петра Клочкова отправилась покорять горные хребты Памира. 14 июля команда из шести альпинистов достигла небольшой деревни под названием Мук и отправилась дальше, на перевал Рыжий. Их передвижения после пересечения перевала уже неизвестны. Последние следы, которые команда оставила о себе – это небольшая заброска с продуктами около Мука и записка, которую нашли в перевале. Дальнейших следов не обнаружено.

На данный момент уже спроецировано примерное развитие событий. Предполагается, что фатальная авария произошла на перевале Хадырша, либо на леднике Томаша или его окрестностях. Там, как выяснилось позже, произошел обвал, но раскопки под таким большим завалом снега оказались невозможными, поэтому однозначно сказать – там ли находятся тела четырех мужчин и двух женщин – не представляется реальным.

Бурятский «перевал Дятлова»

Ужасная история произошла в Бурятии через несколько лет, в 1993 году. Их было тогда семеро – шестеро молодых юношей и девушек вместе с руководителем отряда. Их маршрут проходил через перевал Хамар-Дабан. Вернулся только один.

Даже сейчас почти нет деталей происшествия, по которым можно восстановить картину событий. Известно только то, что находясь на привале, у одного туриста внезапно полилась кровь из ушей, у другого пошла пена изо рта. Один из ребят скончался сразу же, после чего у остальных началась паника – люди бились головами о камни, а руководительница экспедиции умерла от сердечного приступа.

Выжившая девушка смогла добраться до реки, где ей помогли другие туристы. До сих пор она отказывается комментировать произошедшее, поэтому ученым и следователям удается лишь строить догадки. Кто-то предполагает, что на путешественников так повлияли ультрозвуковые волны, кто-то считает, что никакой мистики здесь нет и ребята просто замерзли в пути, не успев добраться до жилой местности.

Экспедиция Соломона Андре

Похожая история произошла в 1896 году со шведской полярной экспедицией. После крушения самолета экипажу пришлось проделать длинный путь к земле Франца-Иосифа пешком, неся за собой спасенные припасы и снаряжение. Их тела были обнаружены лишь в 1930-м году. Среди найденных вещей были дневники, по записям в которых и пытались восстановить хронологию событий.

Официальная версия – обморожение, но она вступает в противоречие с некоторыми факторами. Температура на острове была не ниже -10 градусов, а среди вещей была теплая одежда, спички и медвежьи шкуры в достатке. Однако, если это не воздействие температуры, то что же? Отравление окисью углерода от примуса? Но примус был найден закрытым. Отравление медвежьим мясом? Однако другие экспедиции также ели мясо медведей и остались вполне здоровы. Сход лавины с ледника? Но на данном участке это невозможно. Что же, очевидно, пока эта экспедиция остается покрытой тайной.

Уже очень много написано книг и снято фильмов и программ об экспедиции Дятлова, но страсти вокруг этой истории не утихают и по сей день. Все материалы расследования засекречены до сих пор, хотя прошло уже более 50 лет. В 1988 году для служебного пользования частично был открыт доступ к документам. В 1980 году погиб автор первой книги об этом происшествии. Причем случилось это накануне издания.

Сама история эта произошла в ночь с 1 на 2 февраля 1959 года. Шесть парней и две девушки (Рустем Владимирович Слободин, 11.01.1936 г.р., выпускник механико-машиностроительного факультета, инженер комбината № 817 в Челябинске-40, Юрий Николаевич Дорошенко, 12.01.1938 г.р., студент факультета подъёмно-транспортных машин, Георгий (Юрий) Алексеевич Кривонищенко, 07.02.1935 г.р., выпускник строительного факультета, инженер комбината № 817 в Челябинске-40, Николай Владимирович Тибо-Бриньоль, 05.06.1935 г.р., выпускник строительного факультета, инженер, Семен (Александр) Алексеевич Золотарёв, 02.02.1921 г.р., инструктор Коуровской турбазы, Александр Сергеевич Колеватов, 16.11.1934, студент 4-го курса физико-технического факультета, Зинаида Алексеевна Колмогорова, 12.01.1937 г.р., студентка 4-го курса радиотехнического факультета, Людмила Александровна Дубинина, 12.05.1938 г.р., студентка 3-го курса инженерно-экономического факультета) под руководством Игоря Алексеевича Дятлова (13.01.1936 г.р., студент-пятикурсник радиотехнического факультета) отправились в турпоход, но назад не вернулись. Через месяц на склоне вершины «1079» нашли палатку. Одна из сторон была разрезана изнутри так, что туда могли пролезть люди. Возле палатки следов борьбы обнаружено не было. В 1,5 км от палатки нашли туристов, но уже не живых. Сперва нашли Дорошенко и Кривонищенко. Они лежали возле костра и были раздеты до нижнего белья. В 300 метрах от них лежало тело Дятлова, головой в сторону палатки. В 180 метров от него – Слободин, а в 150 метрах от Слободина лежала Колмогорова. Экспертиза установила, что умерли они от переохлаждения, из травм на них были только мелкие царапины и ссадины. Только у Слобрдина была трещина черепа.

Палатка погибшей группы, установленная в прокуратуре

В мае в ручье обнаружили четыре трупа. Это оказались Дубинина, Золотарев, Тибо-Бриньоль и Колеватов. Тела были изуродованы, на лицах непонятные раны, тяжелые внутренние травмы. У одной из девушек полностью отсутствовали глазные яблоки и язык. Только Колеватов был без повреждений. На них была одежда с двух трупов у костра, разрезанная. Как будто ее срезали с умерших людей. Получается, что они срезали ее, а потом сами провалились в русло и погибли. Да только трое из них были те самые, у которых нашлись травмы, несовместимые с жизнью. То есть, мало того, что они все переломанные срезали одежду с трупов у костра, так еще и добрались до русла реки. А на одном из них было трое часов и три фотоаппарата. Зачем? Тела этих четверых туристов были занесены четырехметровым слоем снега, который могли нанести только люди. Часы остановились практически в одно время: одни в 8.14, другие в 8.39.


От палатки к лесу вели следы самих туристов. Следы были от ног без обуви. В палатке обнаружили еду, спиртные напитки, горючее, а также и саму верхнюю одежду. Палатка стояла на склоне горы Халат-Сяхыл, что в переводе с мансийского означает Горы Мертвецов. Версия следствия такова: причина гибели молодых людей – стихийная сила, которую туристы не смогли преодолеть.

Конечно, один из вопросов, который мучает до сих пор, зачем же вообще они покинули палатку? Ночью, раздетые, босиком, в спешке? Первая, и пока что самая главная версия, это сход лавины. Все версии, которые были озвучены еще, были строго запрещены к печати. Считается, что именно лавина и убила половину участников группы. Но профессиональные альпинисты опровергают эту версию. Они утверждают, что палатка стояла на склоне всего 18-200 и в таком месте просто не может быть лавины. Так же, лавина сходит только в тех местах, где есть скопление снега. Но на горе Халат-Сяхыл такого быть не может, так как это обдуваемый со всех сторон склон и накопится нужное количество снега для лавины просто физически невозможно. Выдвигалась версия, что это была поземочная лавина, которая состоит из свежего снега и вызывается порывом ветра. Верхний слой сдувается и устремляется вниз, увлекая за собой все новые слои свежего снега. Но как же тогда такая лавина могла нанести столь серьезные травмы? Ведь от вершины горы до палатки было всего 150 метров и собрать столько снега поземочная лавина тоже не могла. Да и руководитель поисковой группы Масленников говорит о том, что когда он обнаружил палатку, она была совсем чуть-чуть завалена снегом. Скорее всего его нанесло в течение того месяца, пока искали группу. Сама палатка с одной стороны стояла целая, а с другой - были сорваны растяжки. Так как же могла устоять эта палатка под лавиной снега, которая переломала все кости нескольким участникам экспедиции? Да и первоначально такая версия не стояла на повестке дня: опытные спасатели никаких следов лавины и не обнаружили.



Так выглядела палатка, когда ее нашли поисковики

Не понятно, как вообще палатка оказалась на Горе Мертвецов. Группа не собиралась на нее заходить, они планировали взойти только на соседнюю гору Отыртен. Даже если они внесли изменения в свой маршрут, то все равно за один день они не могли взойти на две горы сразу. Следы лыж тоже идут в соответствии с планом, намеченным экспедицией (то есть уводит от горы Халат-Сяхыл в сторону горы Отыртен). К палатке вообще не ведут следы лыжни, есть только следы голых ног от палатки. Да и не было смысла ставить палатку в этом месте, так как там очень сильно гуляет ветер, а предыдущее место ночевки всего в 1,5 км, в лесу, где нет ветра и гарантия от лавин. Напрашивается вопрос: а точно ли группа Дятлова сама устанавливала эту палатку или это сделал кто-то другой, кто не знал точного маршрута туристов?

У трех участников группы были очень тяжелые травмы, не совместимые с жизнью. Как же они могли бежать 200 метров, если у них многочисленные переломы ребер с внутренним кровоизлиянием в сердце? Если трагедия произошла возле палатки, то тогда всего шесть человек могли бежать дальше, но следы есть всех восьмерых туристов. Донести их тоже не могли, ведь сборы были в спешке, тем более, что есть утверждение, что была лавина. Не могли же остальные во время лавины сооружать носилки, чтобы перенести товарищей. Да и следов волочение тел тоже обнаружено не было. Что еще говорит о том, что палатку установили не они? Да то, что не было следов топления железной печки и было всего одно полено дров. Естественно, на всю ночь такого горючего не хватило бы для отопления палатки. А ведь надо еще и еду приготовить. Да и странно, что палатка вообще не отапливалась, не говоря уже о еде.

Есть версия, что экспедиция наткнулась на секретный полигон в районе горы Отыртен. Их просто «зачистили», а наиболее пострадавших спрятали, надеясь на то, что найдут их попозже, когда уже разложение спрячет все следы преступления. Так как при допросе отбирают вещи, то после зачистки просто не смогли идентифицировать, что кому принадлежит. Поэтому и были найдены трупы не в своей одежде. А часы и фотоаппарат решили повесить на одного из товарищей, якобы он все забрал. Недалеко от палатки были найдены большой костер, огромный лежак, эбонитовые ножны, которые были больше похожи на спецназовские. Юдин, турист, который не пошел в поход, не узнал эти ножны. Так же были найдены следы не только босых ног, но и ног в ботинках с каблуками или сапог (но эти улики никто не взял во внимание). Сами туристы не могли сделать такой привал, так как они были раздетые, босые, без топоров или пил, в панике.

Больше всего пострадал Тибо-Бриноль. Как сказано в протоколе вскрытия, который частично стал доступен после 1988 года, «смерть его наступила в результате закрытого многооскольчатого вдавленного перелома в область свода и основания черепа». Излюбленный прием спецназа. Согласно этому же протоколу, смерть всех участников группы была насильственной. Самое интересное, следствие закрыли в 1959 году, а горы Отортен были закрыты до 1962 года. За это время могли закончиться работы и секретный объект был свернут.


Когда проходили поисковые работы, две группы должны были высадится на горах Ойко-Чакур и Отыртен и идти на встречу друг другу. Но группу, летевшую на гору Отыртен, так и не высадили там, где первоначально планировалось. Ее высадили перед долиной Лозьвы, там они и заночевали. А утром прилетел самолет и сбросил вымпел с запиской, что нашли одну из стоянок Дятлова. Такой расклад тоже подтверждает, что «дятловцы» вышли на какой-то засекреченный объект на горе Отыртен. Именно поэтому поисковую группу туда не пустили. Летчик высадил их перед Горой Мертвецов по, до сих пор, неизвестной причине.

Текущая страница: 9 (всего у книги 19 страниц)

Шрифт:

100% +

Надо понимать, что холод, переохлаждение – страшная опасность, которую многократно увеличивают такие факторы, как сильный ветер, высота, недостаточная акклиматизация и неполадки со снаряжением и жилищем. Причем с некоторой высоты (порядка 4500–5000 м) любая акклиматизация может оказаться недостаточной: это уже высотная зона временной адаптации к высоте, организм человека может нормально функционировать на такой высоте только в течение ограниченного времени и это время уменьшается в периоды непогоды. А мелкие неполадки со снаряжением и жилищем вследствие объективных факторов воздействия стихии быстро становятся крупными.

Самые глубокие причины аварий бывают заложены и в системе методической подготовки, образования и самообразования. В данном случае просматривается общий слабый уровень понимания опасности холода, переохлаждения, которая возникает в совокупности с такими факторами, как высота и непогода. Понимания того, как эти факторы объективно (!) порождают комплекс вторичных факторов: влагу, мокрую одежду, плохое жилище, гипоксию, холодовую усталость. И того, насколько быстро совокупность этих вторичных факторов складывается в критическую ситуацию, переходящую в аварию. И тогда не спасают ни знания, ни опыт, ни мастерство. На учебных сборах, семинарах, школах подготовки об этом говорится слишком мало для «правильного понимания опасности переохлаждения». А эта опасность не меньше, чем опасность камнепадов, лавин, потоков.

Острое непонимание опасности переохлаждения наблюдается даже в среде очень опытных туристов и альпинистов. Так, относительно аварии группы Э.Шатаевой (1974) на пике Ленина в книге В.Рацека «Пять высочайших вершин СССР» («Узбекистан», Ташкент, 1975) сказано следующее (стр. 107):

«На наш взгляд, на вопрос о причинах гибели группы спартаковок наиболее квалифицированно ответил альпинист-высотник, кандидат в мастера спорта СССР Г.Р.Рунг. Он считает, что процесс высотного истощения (детеризации) пришел на смену физиологической акклиматизации. Перерождение акклиматизации усугубилось влиянием непогоды, когда и без того низкое атмосферное давление еще более снизилось, и при этом как бы искусственно повысился „потолок“, возможно, до высоты 8 тыс., и более метров. В случаях „повышения потолка“, вызванного ураганным ветром, резко снижается устойчивость к холоду, резистентность к простудным факторам, что обычно приводит к тяжелейшим обморожениям, появлению ангины, воспалению легких и их отеку, имеющему смертельный исход на таких высотах».

Вывод этот, несомненно, правильный, но его надо дополнить еще одним простым заключением: ЛЮБОЙ человеческий организм имеет ограниченную устойчивость к воздействию температурных нагрузок. При определенных нагрузках он не выдерживает и ломается (как ломается любая голова от удара тяжелым камнем), и здесь не спасают хорошая акклиматизация, тренированность и многолетняя закалка в ледяных купелях. Холод – это «дубина», которая перешибет любого, самого сильного и стойкого. Для разных людей такой исход – лишь вопрос разного времени воздействия, и длительная непогода убивает всех! Хорошее снаряжение и укрытия могут быть весьма сильными защитными факторами, но и они способны предохранять человека весьма ограниченное время: они могут выйти из строя и их защитные свойства уменьшаются просто по мере снижения сопротивляемости человеческого организма.

Большие нагрузки на «конструкцию» (в данном случае, на человека, на группу) всегда возникают при воздействиях с высоким энергетическим уровнем: ударам при падениях в результате срывов, ударов камней, падения лавин, селей, оползней, потоков. Непогода также имеет очень большой энергетический заряд, она воздействует целым комплексом различных нагрузок (холод, ветер, влага, туман, снег.), мощных и трудно предсказуемых. Гипоксия же на высоте всегда ослабляет организм, даже при отличной акклиматизации. Важнейшим для увеличения «холодовой нагрузки» является фактор времени: относительно кратковременное воздействие холода человек может переносить без патологических отклонений. Видимо, немало аварий от непогоды «не состоялось» из-за кратковременности непогоды.

Многие альпинистские группы были спасены жестким, суровым приказом: «Всем вниз!» Туристам же иногда этого приказа «не хватает»: они более оторваны от баз и групп поддержки, хотя отдельные походные обстоятельства их предохраняют (меньшая высотность, большая автономность на длительные сроки.). Непогода в горах, конечно, зависит от случая. Но есть в ней и закономерности. Краткосрочный прогноз обычно дает достоверный результат по общим и местным признакам погоды, состоянию облаков, изменению ветра и т. п. Микроклимат большинства горных районов хорошо изучен, есть посты КСП и метеостанции, на которых можно получить информацию. Надо отметить, что непогода в горах обычно приходит на новолуние (видимо, как следствие приливных явлений в атмосфере). Так что во многих случаях непогоду можно спрогнозировать и тактически обойти ее «острую грань». Конечно, в этих областях требуются и знания и практический опыт.

И если уж случится в горах, на большой высоте (выше 4500) столкнуться с суровой непогодой, лучше не искушать судьбу и приспуститься, переждать. Тактическое «лекарство» от непогоды в горах простое: быстрый сброс высоты, отступление, если надо, бегство. Внизу аккуратно укрыться и согреться. Обычно сбросить высоту можно очень быстро, была бы только видимость, куда идешь на спуск. Технически снаряжение в рюкзаке должно быть хорошо защищено от намокания. Надо иметь хорошую накидку от дождя и куртку для переходов, тент для палатки. Жилище оборудовать очень тщательно, следить за вентилируемостью, обогревом, за состоянием одежды. Тактически в горах можно и нужно «поиграть» с непогодой, но делать это надо на небольшой высоте (на подходах) и не слишком долго. Надо вовремя остановиться. Дни непогоды лучше всего использовать как полудневки, искать просветы для сборов и переходов.

Можно заметить, что известны случаи тактического использования «холодовой усталости» в военных целях. Так, во время Великой Отечественной войны партизанский отряд Ковпака и Руднева, ведя бой с крупным подразделением карателей, выманил его на открытое продуваемое ветром пространство и длительно удерживал его, блокируя огнем на лютом морозе. Каратели имели летне-осеннюю форму одежды, а партизаны были одеты по-зимнему, временами отогревались у костров и принимали горячую пищу. Подразделение карателей было заморожено живьем. Война есть война, она велась и такими методами (этот случай показан в фильме «Дума о Ковпаке»).

С болью я вспоминаю и Сережу Худяева. Он был старшим инструктором туриады и за аварию группы Левина понес относительно небольшое наказание (в виде запрещения руководством туристских групп на 2 года). Мне тоже кажется, что на нем не было какой-то «особой» вины за случившееся. Но сейчас, задним числом, очень бы «хотелось», чтобы он понес большее наказание. Может быть, тогда он не пошел бы на Эльбрус в следующем, 1991 году, и не погиб на его склонах вместе со Славой Распоповым. Последний тоже руководил одной из групп туриады и был свидетелем аварии Левина. Печать злого рока! Они тоже где-то недооценили степень риска, сорвались и разбились на крутом снежно-ледовом склоне. Но это уже другая история, другая авария.

Я сохраню в памяти светлые образы своих товарищей. Сейчас нет никакого смысла говорить об их вине за случившееся. Оценка «вины» не общечеловеческая, а скорее судебная и служит лишь для определения наказания. Конечно, они не заслужили своими действиями того наказания, которое на них обрушилось. Нам, живым, своей гибелью они завещают не повторять ошибок. Каких? Может быть, мы поняли.

Еще несколько фактов, – на некоторых из них строились «версии» совершенно необоснованные, порой совсем фантастические.

Была разбита их рация. Неясно, было ли это результатом осознаных или неосознанных действий.

Пропала часть снаряжения, причем в основном наиболее редкие и дорогие вещи. Так, у Фарбштейна (я наиболее близко общался с его родными) пропал импортный зажим и регулируемые лыжные палки. Две пары таких палок я сам изготовил для них, причем пара Левина также пропала. Такие габаритные вещи трудно потерять в снегу. Может быть, снаряжение взяли и по каким-то причинам не вернули спасатели? Не хочется никого обвинять, но хочется сказать: такие факты усиливают боль близких погибших, т. к. рождают подозрение, что спасатели занимались не спасением, а сбором «барахлишка», мародерством (эти факты я опустил по причинам, изложенным в первых строчках статьи).

В группе Левина было 52 ледобурных крюка! Зачем столько? Этот факт породил фантастические версии об их «грандиозных планах» штурма и о неких «спасработах», якобы скрытых от руководства туриады! Мне понятно: тогда ледобуры были своеобразной «валютой», на которую обменивали снаряжение у иностранцев. Так, за пару ботинок отдавали 12–15 ледобуров (иностранцы делали на титане свой бизнес: наши ледобуры были легче и лучше иностранных, а титан за границей покупали на лом ювелиры за приличные деньги).

В пещере была обнаружена лужа крови. Было ли это как-то связано с раной на лице Булдакова, или кого-то от отравления вырвало с кровью, или еще что-то, так и осталось загадкой. Скорее это– следствие, а не причина аварии.

В желудке одного из погибших судебные медики обнаружили волосы другого (по словам Ольги Крупенчук). Как они туда попали? Это неизвестно.

Совсем недалеко от группы Левина, немного выше Приюта 11-ти стояла группа туристов-новичков, с самыми обычными «серебрянками». Они основательно померзли, но переждали непогоду без серьезных травм и отморожений. Почему? Это казалось странным всей туриаде. Я объясняю это другой суммой слагаемых факторов: у них по-другому вентилировалось жилище, они, возможно, уже лучше акклиматизировались, меньше намокли. Здесь все неоднозначно!

По словам Одинцова, у входа в пещеру лежал мертвый Воронин, сжимающий в руках лыжу, которой он пытался откопать вход. Сразу возникает вопрос: откуда лыжа? У них не было никаких лыж! Все просто: горные лыжи принесли японцы.

Факты понятные и непонятные. Мне все-таки кажется, что большинство непонятных фактов, так или иначе, укладываются в версию о не «вполне вменяемом» или просто невменяемом характере действий участников в момент развязки этой трагедии. Важно понимание не этих действий, а причин, которые привели их к такому состоянию.


Пик Ленина

Есть и горькое соображение по поводу аварии женской команды на пике Ленина. Подобных аварий с «чисто» мужскими командами случилось немало (сразу вспоминаются аварии на Нанга-Парбат, авария 1955 г. на пике Победы). И одну из главных причин я вижу в недооценке опасности переохлаждения на высоте. Здесь много говорят о «акклиматизации», «адаптации» к высоте, о «нарушении адаптационных механизмов», о повышении «реальной» высоты из-за падения атмосферного давления и т. п. Все это так, конечно, но. Но за этим есть недопонимание того, что волна холодной непогоды – это такое же воздействие «высоких энергий» на человеческий организм, как камнепад или лавина. От нее может не спасти никакая акклиматизация и никакое снаряжение. Она способна вывести из строя любое снаряжение. А человека травмирует сначала путем нарушения физиологических функций. Из-за этого нарушается поведение, и даже самые подготовленные люди теряют способность к сопротивлению.

Конечно, гибель женской команды морально воспринимается особенно тяжело, но надо понимать, что произошла она не оттого, что команда была «женской». Это проблема общая, проблема выживания в условиях непогоды, низких температур, ураганного ветра и большой высоты.

А отношение мужчин к женщинам, вполне естественное и понятное, тоже может быть и источником ошибок. Ну не смог старик Абалаков приказать Эльвире Шатаевой (руководительнице команды альпинисток па пике Ленина) спуститься вниз так же жестко, как руководителю-мужчине. Приказать ей, руководителю уникальной женской команды, которой еще не было нигде в мире. В этом не было его вины, и не было в этом главной причины аварии. Но это, к сожалению, было звеном в аварийной цепочке… Кстати, и с В.М.Абалаковым произошло «нечто подобное» в 1937 году, когда на спуске с Хан-Тенгри группа попала в непогоду, сильно обморозилась и чуть не погибла. Но! Поверил Абалаков Шатаевой, посчитал, что она сумеет найти правильное решение и проявит осторожность. А она недооценила опасность непогоды. Ну, «семь на семь», – семь дней на высоте семь тысяч, – могли сломать и самую сильную мужскую команду.

А что касается «экстремальности», то она всегда будет иметь место. Вопрос только, на каком уровне. Конечно же, уровень этот всегда будет разным для мужчин и женщин. Он должен быть немного разным даже при восхождениях их смешанных групп.

Думаю, надо понимать: ограничения и запрещения со стороны мужчин, – это не «джентльменские» действия, это «выкручивание рук». Я полагаю, поступать так по отношению к нашим женщинам не следует. Женщины сами определят, что им нужно.


Е.В.Буянов, 19.02.2003, в преддверии мужских и женских праздников.

Тайна исчезновения группы Клочкова
Незаконченная история одной памирской трагедии

7 августа 1989 года они не вышли в контрольный срок, и сигналы тревоги пошли от ленинграддской контрольно-спасательной службы (КСС) по телефонам спасателей между Ленинградом и Душанбе и дальше между Джиргиталем и Ляхшем. Облеты района на вертолетах начались уже 8-го августа, а 13 августа первые поисковые группы достигли ущелий Муксу и Суграна. В поисках принимало участие 54 человека. Район поиска – квадрат гор Центрального Памира со стороной около 15 км (примерно 200 кв. км), изорванный скалистыми гребнями высотой до 6000 м, глубокими ущельями и каньонами, обрывами морен и ступенями ледопадов!

В пропавшей группе было 6 участников: Петр Клочков (руководитель), Евгений Вол, Ирина Лебедева, Леонид Локшин и супруги Хрустовские – Ольга и Ростислав. Для сложной горной «пятерки» (поход пятой категории сложности) состав этот был минимальным, – меньшее количество участников запрещено. Причем в последний момент, перед выездом в горы, один из участников группы (Юрий Власов) отказался от похода и руководитель без разрешения КСС уговорил пойти в поход Женю Вола, самого молодого участника группы (19 лет). Женя не имел необходимого походного опыта: до этого он участвовал только в «двойке». Остальные участники в возрасте около 24 лет были уже достаточно опытными туристами, но в поход по Памиру и на такие высоты шли в первый раз.






Поиски велись до 9 сентября. Путеводной нитью спасателей были копия маршрутной книжки и показания участника, не ушедшего в поход. Ориентированные на начало первой и второй половины маршрута пропавшей группы, спасатели быстро установили, что группа «потерялась» на первом участке. Небольшие группы, снабженные радиосвязью, и перебрасываемые на вертолетах, обследовали ущелья Суграна, Шагазы, Вера, Бырс, Хадырша, Шапак, Шини-Бини. Активно проводились облеты, просмотры и фотографирование всех участков маршрута, на которых могла произойти авария.

Выход группы Клочкова на активную часть маршрута начался во второй половине дня 14 июля, когда она достигла высокогорного поселка Мук в ущелье реки Муксу. Взяв часть продуктов и горючего на вторую половину похода, туристы сделали радиальный выход к леднику Шагазы. Заброска была оставлена примерно в двух километрах ниже «языка» ледника. Она была обнаружена поисковой группой Королева 15 августа, уже на третий день поиска. Ее однозначно идентифицировали по упаковкам и нескольким предметам одежды и снаряжения. При обнаружении заброски круг поиска замкнулся упомянутым квадратом Памира: стало ясно, что, во-первых, группа «потерялась» на первой половине маршрута и, во-вторых, что, если с группой произошла авария, то с момента этой аварии прошло уже около 20 суток и… никаких вестей! Вероятность спасения спустя почти три недели после аварии, конечно, была очень небольшой…

Вернемся к началу маршрута. После спуска к поселку Мук группа двинулась по дороге вдоль реки Муксу, прошла поселок Девшар, еще около 3 км и, не доходя до окончания дороги у фермы, свернула на тропу к перевалу Бель-Кандоу (3330 м). Этот несложный перевал используется для выхода в ущелье Суграна в обход прижима у слияния рек Муксу и Сугрансу. После спуска с перевала группа перешла реку Сугрансу по мосту над каньоном и ее правым берегом быстро поднялась к морене ледника Бырс, язык которого перегораживает все ущелье Суграна. Осталось загадкой, делала ли группа вторую заброску продуктов, которая могла быть оставлена и на правом и на левом берегу Сугрансу и должна была предназначаться для обеспечения участка маршрута через перевалы Скалистый (2б-3а категории трудности) и ПКТ (1б) до заброски-1 ниже ледника Шагазы. Очень вероятно, что эта заброска была оставлена, но ее упорные поиски не принесли успеха спасателям. Если они ее оставили, у Клочкова было очень мал запас времени для прохождения первого участка маршрута, – до следующего выхода в ущелье Сугрансу. Какое соображение «перевесило»: идти ли с меньшим весом в рюкзаках или немного утяжелиться, но иметь больший продуктовый резерв на случай всяких неожиданностей? Ответ неизвестен, хотя наличие более короткого запасного варианта через ледник Вера на Шагазы говорит о том, что второй заброски не было, либо она была очень небольшой, на 1–2 дня. А может быть, Клочков вообще не продумал серьезно этот момент?..

Повернув влево, группа прошла вдоль ледника Бырс по морене и одолела скально-осыпной подъем на гребень отрога, отделяющего ущелье Бырс от соседних ущелий Иргай и Хадырша. Здесь, на перевале Рыжий (2б к. тр., 4500 м) группа была около 16.00 18-го июля, опережая заявленный график похода примерно на полсуток. Об этом стало известно из записки группы, которую сняли туристы из Горького (группа Курицина) 29-го июля, т. е. через 11 суток. Из той же записки известно, что группа Клочкова сняла с перевала записку, датированную предыдущим годом, т. е. до нее, похоже, в том же году перевал никем не проходился.

Кроме заброски ниже ледника Шагазы и записки на перевале Рыжий, снятой горьковчанами, никаких следов группы Клочкова обнаружено не было. В создавшейся обстановке спасатели сделали все, что смогли. Безуспешные поиски пришлось прекратить из-за перерасхода средств, моральной и физической усталости поисковых групп, делавшей дальнейшие поиски небезопасными: многие спасатели были брошены в район поиска после своих походов и с других спасательные работ (на Тянь-Шане велись поиски двух погибших ленинградцев, и часть спасателей была направлена оттуда). Это позволило им сразу, без высотной акклиматизации, с вертолета, включиться в поиск, но запас сил у людей не беспределен. По ходу поиска спасатели оказали реальную помощь двум туристским группам, находившимся в аварийной ситуации, предотвратив возможные тяжелые последствия.

В течение последующего года горная комиссия Федерации туризма Ленинграда постаралась собрать и проанализировать всю доступную информацию о пропавшей группе с тем, чтобы возобновить поиски в новом, 1990 году. Информацию о всех находившихся в районе поиска группах, фактах встречи с ленинградцами, метеорологических условиях и наблюдаемых аномальных явлениях запросили у 53-х советов по туризму и экскурсиям (письменным запросом дважды и запросами на совещании председателей горных комиссий и у групп, которые были в районе в нужное время по предварительным сведениям). Были даны сообщения в печать: статьи «Последняя записка на перевале Рыжий» (журнал «Турист», N 5-1990), и «Откроет ли тайну Памир» (газета «Советский спорт» от 23.11.89 г.). Позже вышла статья «Рыжий» пока молчит» в № 7–8 за 1992 г. журнала «Мир путешествий» (стр. 10), являющаяся журнальной редакцией данной статьи, по мнению автора не совсем удачной. Путем переписки и телефонных звонков собрали сведения у руководителей туристских групп, находившихся в районе поиска в период возможной аварии группы Клочкова.

К сожалению, полученную информацию даже по формальным признакам нельзя считать полной: из 53-х советов ответ дали только 17, а от части остальных информацию удалось получить только по личным каналам. Не удалось получить точных данных о метеоусловиях в ущелье Хадырша в период с 19 по 24 июля, хотя достоверно стало известно, что в окружающих ущельях Суграна, Шини-Бини и Бырс наблюдался период непогоды со снегопадом.

Должен заранее оговориться, что прямых фактов, указывающих однозначно, «на все 100», на место аварии, в ходе поиска найдено не было. Собранные факты носят косвенный характер и только в совокупности позволяют достаточно определенно указать это место. А то, как произошла авария, можно только предполагать. Можно указать и несколько видимых причин происшедшего, хотя «удельный вес» каждой из них пока неясен. Далее изложение пойдет уже с учетом фактов, полученных в ходе сбора информации и в ходе поисковой экспедиции 1990 года.

Продолжим мысленно путь группы за перевал Рыжий. Совершив небольшой подъем по отрогу, разделяющему ущелья Бырс и Хадырша, группа Клочкова должна была перейти на боковой отрог, разделяющий ущелья Иргай и Хадырша и пройти около километра по этому гребню, оставляя слева крутой обрыв в долину Иргая и мощные ледосбросы над верховьем ледника Тамаша – левой, боковой ветви ледника Хадырша. Затем склон позволяет относительно безопасно спуститься вправо, на пологую часть ледника Тамаша и двигаться вдоль его левого края. На этом участке группа Курицина обнаружила засыпанные снегом следы, которые потерялись перед выходом на бесснежную часть ледника. Скорее всего, это были следы группы Клочкова: как явствовало из ее записки на перевале Рыжий, предыдущая группа проходила перевал год назад. Конечно, в течение десяти дней перевал могла пройти еще одна группа, оставить следы на леднике, не снять и не оставлять записку, но такое стечение обстоятельств слишком маловероятно. Перевал труднодоступен, относительно малоизвестен, посещается достаточно редко, да и найти эту группу не удалось. Дальнейший спуск по леднику Тамаша имел два технических участка, на которых могла произойти авария. Но по отзыву руководителей всех поисковых групп, обследовавших ледник Тамаша, масштабной аварии с «накрытием» группы из шасти человек здесь произойти не могло. Такая авария могла произойти только в самом верховье ледника Тамаша выше обнаруженных следов. Туда, под мощные ледосбросы, группе идущей на спуск, подниматься было незачем. Авария произошла не здесь. Вряд ли группа спустилась с ледника Тамаша в тот же день. Скорее всего, она закончила спуск 19-го июля и в тот же день постаралась подойти по леднику Хадырша, обогнув отрог у правого края ледника Тамаша. Начать подъем на перевал Хадырша 19-го, безусловно, не удалось: штурмовать такой сложный перевал на исходе дня – совершенно безнадежная затея. Группа могла только углубиться в ледопад на подходе к перевалу или сделать часть обхода ледопада. Подъем на перевал Хадырша был начат не ранее 20-го июля.

На следующем, весьма сложном участке у группы Клочкова не было запасного варианта: она должна была пройти перевал Хадырша по очень мощному и крутому снежно-ледовому ребру, преодолев по вертикали свыше 2000 м до высоты перевала 5300 м.

Верховья ледника Турамыс, а чуть левее:

Это ребро по перепаду высот и сложности чем-то напоминает ребро Бородкина (4000–6000 м, с ледника Вальтера на Памирское фирновое плато: ПФП), хотя абсолютная высота его несколько меньше. Далее, высотным траверсом группа должна была подняться на пик Шапак (5967 м), спуститься на седловину перевала Восточный Бырс, перевалить через вершину 5622 м и сойти по гребню на перевал Шапак (5380 м). Затем – спуск по ущелью Шини-Бини с выходом в долину Суграна немного выше того места, откуда группа начала поход (ущелья Шини-Бини и Бырс – соседние правые притоки Суграна).

Отсюда были заявлены два варианта пути: основной через перевалы Скалистый и ПКТ, либо запасной – с ледника Вера через перевал Шагазы (2Б, 4680 м). Оба пути приводили к заброске ниже ледника Шагазы. Спасатели активно искали следы группы в районе перевала Скалистый и на леднике Вера. По сообщению группы из Невинномысска с перевала ПКТ в самом конце июля была снята записка, датированная прошлым годом. Каких-либо признаков пребывания группы Клочкова найдено не было. На леднике Вера был обнаружен след крупного ледового обвала. Возникло подозрение, что группа могла попасть под него…

Можно предположить, что группа дошла до ледника Вера и пошла по запасному варианту (особенно в случае опоздания). Однако в этом случае она должна была оставить свои записки на высотном траверсе (три перевала и две вершины) и, вероятно, повстречать какую-либо группу в ущельях Шини-Бини и Сугрансу. Выяснилось, что в это время – с 21 по 23 июля по Шини-Бини поднимались группы Кирсиса (Рига) и Манерного (Томск). Группу Клочкова они не встречали. Группа спасателей во главе с Олегом Пановым одолела подъем на перевал Хадырша, но записки Клочкова не обнаружила: на перевале и на вершине 5622 были записки, датированные прошлым годом.

По свидетельству других групп записки Клочкова не было ни на пике Шапак, ни на перевалах Восточный Бырс и Шапак. Быть может, наша информация и не была полной и какая-то группа сняла записку Клочкова с участка высотного траверса. Пока же напрашивается вывод: ГРУППА КЛОЧКОВА НЕ ВЫШЛА НА ПЕРЕВАЛ ХАДЫРША, т. е. авария произошла на подъеме к перевалу, либо еще раньше, на подходе. Зона поиска резко сужается.

Подход к перевалу Хадырша по леднику и моренам сначала несложный и безопасный. Но выход к подъемному ребру заперт мощным ледопадом с ледосбросом под ребром. Обход мощных разрывов возможен и слева и справа; обычно выходят справа, на уровне верхнего плато ледника Хадырша. Прохождение ледопада, особенно при не очень удачном выборе варианта и в плохую погоду может отнять сутки и более (по опыту спасателей, исследовавших ледопад). Возможность аварии? Но высота здесь относительно невелика (около 3500 м) и ветер не так опасен… Поэтому авария здесь могла произойти только вследствие достаточно мощного обвала ледопада или срыва всей группы в ледовую трещину. И то и другое возможно, но вероятность таких исходов представляется очень небольшой. В средней части ледопада есть крупный ледосброс с обвалами льда, но по этому участку ледопад обычно не проходят, это тактически нецелесообразно…

Следующий участок подъема на перевал Хадырша сложен и потенциально опасен, поскольку крут и местами, особенно в правой части, пролегает по лавинным желобам с нижней части ребра, куда группе предстояло выйти. Возможность аварии здесь в результате схода лавины, особенно в условиях жесткой непогоды, представляется весьма вероятной. Это могло случиться и при попытке выхода на ребро и при попытке отступления с ребра (например, из-за непогоды) и при неудачной установке бивака на пути схода лавины.

Период непогоды в тот момент был… Кроме того, в ночь с 19 на 20 июля и с 21 на 22 июля по данным института физики Земли имели место два несильных замлетрясенья (волна одного докатилась из Гиндукуша). На Памире такие землетрясенья не редкость, но здесь важно определенное время и сопутствующие обстоятельства. Даже несильное землетрясенье после снегопада может вызвать массовый сход лавин. Чуть позже, 24 июля в соседнем ущелье Бырс, на перевале Южный Бырс произошла авария: в результате схода снежной лавины-«доски» погиб участник одной из московских групп и для спасательных работ сюда немного позже подошла группа из Балашихи (Московская область). Уже этот случай говорит о том, что снежная обстановка в районе была очень опасной.

После выхода на ребро лавинная опасность уменьшалась, но на верхнем участке ребра она вновь возрастала. Здесь группе, не прошедшей до конца процесс высотной акклиматизации, предстоял тяжелый подъем с троплением глубокого снега, включая свежевыпавший. Непогода и ветер здесь, на большой высоте, являются очень опасными. Как показывает печальный опыт целого ряда аварий (например, аварии женской команды альпинисток в 1974 году на пике Ленина), положение группы на большой высоте в условиях суровой непогоды является очень неустойчивым, критическим. Даже через пуховки ураганный ветер способен за 1–3 часа вызвать летальное переохлаждение организма, серьезно ослабленного гипоксией (кислородным голоданием из-за высоты). Полумокрая метель опаснее леденящей!.. Не исключено, что пик непогоды застал группу уже на ребре, и ее положение быстро стало критическим, поскольку опасно было и спускаться выше, и подниматься, и останавливаться. Отсутствие видимости в «белой мгле», пронизывающий ветер, хлещущий в лицо острыми иглами или мокрыми хлопьями, глубокий снег и быстрое истощение сил… В такой обстановке роковые ошибки начинают совершать даже самые опытные туристы, если опыт и осторожность не помогли им вовремя отступить. Иногда туристы не сразу осознают, в насколько опасной ситуации они находятся. Так было с группой Сергея Левина на Эльбрусе в мае 1990 года. Эта группа, достаточно сильная и опытная, готовилась к походу по Памиру с поиском группы Клочкова и частично по его маршруту. После анализа и тщательной проработки Левин, в частности, оценивал вторую часть маршрута Клочкова как «авантюру». Большая часть группы Левина вместе с руководителем погибла в жестокую непогоду. Об этой аварии – отдельный разговор, но какое-то внутреннее чувство заставляет провести эту аналогию. Оба случая одинаково трагичны, каждый из них по-своему загадочен и есть между ними какой-то общий злой рок: поисковая экспедиция 1990 года не смогла взойти на перевал Хадырша и пройти высотный траверс (заявленный Клочковым), в частности, из-за отсутствия сильной группы Левина…

Итак, судя по всему, авария произошла на подъеме к перевалу Хадырша. Этот участок маршрута являлся очень высотным, сложным и потенциально опасным. Могла ли группа отклониться от этого участка? Руководителю похода дано право изменить маршрут, если это вызвано условиями обстановки, но такое случается нечасто. Обычно стараются выдержать маршрут, хотя бы в рамках запасных вариантов. Запасного варианта здесь, на этом участке, не было и это, похоже, было тактической ошибкой плана похода, результатом то ли недоработки, то ли недостаточного знания специфики района. Ошибка, конечно, очень небольшая, но исправить ее без нарушения графика похода было трудно. Более существенная ошибка была заложена именно в график. Пусть несколько более протяженный запасной вариант можно было спланировать: через перевал Курай-Шапак (2А, 4700 м), ледник Шапак и далее с выходом на перевал Хадырша, либо прямо на перевал Шапак и далее в ущелье Шини-Бини. Очень надежный вариант, особенно на случай непогоды и без снижения оценочной трудности «3А». Но по графику этот вариант никак не укладывался в одни сутки, отведенные на подъем к перевалу Хадырша. Одних суток было явно мало для обоих вариантов. Перевал Курай-Шапак хорошо известен, посещается достаточно часто и за 10 суток (с 19 по 29 июля) его могли пройти 1–2 группы, но о них ничего не известно… Проходившая его 29 июля группа записки на перевале не обнаружила. Предполагалась возможность еще одного отклонения группы Клочкова: в условиях тумана она могла по ошибке выйти на ребро, начинающееся у левого края ледника Хадырша. Это мощное ребро отходит от отрога, разделяющего ущелья Бырс и Хадырша. Иногда туристы используют его для преодоления (обычно, на спуск) перевала Северный Бырс. Спасатели проводили поиски в нижней части этого ребра и осмотр его с вертолета, но никаких следов не обнаружили.

Последние материалы раздела:

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...