Йотированные звуки для дошкольников. – В каких случаях гласные е, ё, ю, я состоят из двух звуков? Вопросы и задания

йотированных звуков

Проговаривать слова, чётко произнося [Й)

Ева, ела, ель. Воет, лает, моет, ноет, роет, тает, шагает.

Еж, ёжик, ёлка, ёмкость, ёрш, ёршик.

даёт, жуёт, куёт, поёт.

Юг, южный, Юля, Юра, юркий, юла, юлит.

Вою, даю, жую, кую, мою, пою, рою, сею.

Яблоко, ягода, ягодки, яд, як, Яков, якорь, яма, Яна, ярко, яркий, ясно, ясный, ястреб, ясень, ящерица, Яша.

Баян, маяк, моя, паять, рояль, стая, туя, твоя, хвоя. Йод, йогурт.

Проговаривать предложения, чётко произнося звук(Й)

Яна ест йогурт. Еж тащит яблоко. Юра заводит юлу. Юля ест ежевику. Яков удит ершей. В ящике много яблок. Волк воет на луну. Юля решает задачу. Яша поёт в хоре. Ева играет на рояле.

Проговаривать двустишия, чётко произнося звук [Й)

Ежевику ела Ева,

Кустик - справа, Ева - слева.

Ёж под ёлкою лежит

И от холода дрожит.

Юра с Юлей не играл,

Он юлу ей не давал. Яна якорь вышивала,

Молча яблоко жевала.

Выучить стихотворение, отработан произношение звука [й)

Автоматизация и дифференциация

йотированных звуков

Ялик

На якоре ялик стоял у причала,

Волна, набегая, тот ялик качала.

А ёж-капитан по причалу ходил,

Насвистывал песню и трубку курил.

Подготовить пересказ, отработан произношение звука [Й)

В САДУ

Юля и Юра работают в саду. Они белят яблони, окапывают кусты ежевики, поливают цветы.

ЕЖИХА

У ежихи нора под елью. В норе у неё ежата. Ежата маленькие и слепые. Ежиха кормит их молоком, а потом убегает на охоту. Если ей удаётся поймать юркую ящерицу, она будет сыта, и у ежат будет молоко.

ЗАЙКА

(иллюстрация 38)

Пошла Майка за старый сарай на лужайку и услышала, что

в яме у сарая кто-то тоненько плачет. Подошла Майка к яме,а там маленький зайка. Достала Майка зайку из ямы, положила на лужайку. А зайка как припустит со всех ног через лужайку в ельник!

Проговаривание слогов.

Ле-е Ля-я е-ле я-ля ле-е-ле я-ля-я лё-ё ё-лё лё-ё-лё

лю-ю ю-лю лю-ю-лю

Ляг- як Юлька - люлька

люк - юг ямка - лямка

Лель - ель Яшка - бляшка

Яша и Лида поливают яблони. Под елью Лёва увидел ёжика. Алёна поёт и танцует. Бельчата скачут с ёлки на ёлку. Юля ест малину. Алина моет лимоны. Ева отдыхает на юге. У Лили юбка на лямках. На поляне ежиха с ежатами. Я сею сельдерей.

Выучить стихотворения, отработан произношение звуков ИЮЛЕ

Солнце жарит с высоты,

Никнут травы и цветы,

даже птицы не летают,

Ёж под елью отдыхает,

Юркнет ящерка под пень,

А Егорка сядет в тень.

Дифференциация звуков (Ль),(Й)

Выучить стихотворение.

ПРОИСШЕСТВИЕ

Юля с Лялей на полянке

днём плели венок для Янки.

Их ежата напугали,

В яму девочки упали

И забыли про венок,

Побежали со всех ног.

ПО ЯГОДЫ

Лена и Яша пошли по ягоды. На опушке леса много спелой земляники. Лена большая, а Яша маленький. Лена кладёт ягоды в лукошко, а Яша ест ягоды. Потом дети отдыхают под ёлкой на поляне и возвращаются домой.

ЮЛЕНЬКА

(иллюстрация 39)

Юленька маленькая. Она лежит в коляске. Лиля гуляет с Юленькой, катает её в коляске, поёт ей колыбельную:

Люли-люли-люли,

Прилетели гули,

Колыбель качали,

Песню напевали.

Проговаривать слоги, чётко произнося звуки

ла-я я-ла я-ла-я лэ-е е-лэ е-лэ-е

ло-ё ё-ло ё-ло-ё лу-ю ю-лу ю-лу-ю

Проговаривать слова, чётко произнося звуки

як-лак юг-лук яма - лама ёж - ложь

Проговаривать предложения, чётко произнося звуки

Юра ел лук. Яна собирает ландыши. У Евы юла. Лось стоял под ёлкой. Володя поедет на юг. Мила вышивала яблоко. Волк упал в яму. У причала на якоре лодки и ялики. У Клавы яркое платье. Свёклу и лук кладут в ящики.

Выучить потешки, отработан произношение звуков.

Ёжик Ермошка

Сидел у окошка,

Булку жевал,

Песню напевал.

Мила мь ежевику,

Угощала ею Вику.

Вика ягоды хвалила

И «спасибо» говорила.

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собачка, не лай,

Белолапа, не скули,

Мою Яну не буди.

Тёмна ноченька - не спится,

Моя Яночка боится.

Ты, собачка, не лай,

Мою Яну не пугай!

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [л),(Й)

Подготовить пересказ, отработав произношение звуков

[ Л) [Й)

НА ПЛОТУ

Светит яркое солнышко, по небу плывут облака, поют птицы. Володя и Яша плывут на плоту. Володя ловит ершей, а Яша его рисует.

Отработав произношение звуков [Л)[ Й)в словах, провести подвижную игру.

ДВЕ КОЗЫ

Мимо нас поехали Бегут по кругу

Две козы с орехами. на носочках.

Ехали лужками Меняют направление,

С полными мешками, идут большими шагами.

Ехали дорожками Меняют направление,

С полными лукошками... бегут на носочках.

Козы, козы, козушки, Останавливаются,

Козы-белоногушки! ритмично прыгают.

Что же вы с орехами Потягиваются.

К нам-то не заехали? Приседают.

Проговаривать слоги, чётко произнося звуки.

ра-ря-я ря-ра-я ра-я-ря

ро-рё-ё рё-ро-ё ро-ё-рё

ру-рю-ю рю-ру-ю ру-ю-рю

рэ-ре-е ре-рэ-е рэ-е-ре

Проговаривать слова, чётко произнося звуки р,рь,й

як - рак ежи - рожи юбка рубка

Яна - рана еноты - работа южный - наружный

яма - рама ёж - рожь юлить - рулить

ясли - росли ели - смотрели

Проговаривать предложения, чётко произнося звуки.

Юра ел ягоды и увидел радугу. Ёж побежал в рожь. У Яны на пальце рана. Рак живёт в реке, а як пасётся у реки. Еноты делают свою работу - роют нору. Юра собирает ежевику. Юля варит варенье из яблок. Яша рисует ежа. Юнга - юный моряк.

Подготовить пересказ, отработан произношение звуков .

ПОД ЯБЛОНЕЙ

(иллюстрация 40)

Яна и Яша ели яблоки под яблоней. Вдруг из-под лейки выскочила ящерица. «Ой, я боюсь!» - вскрикнула Яна и уронила яблоко. Ящерица юркнула в ямку под яблоней. «Ящерица тоже боится», - засмеялся Яша.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Р)-(РЬ)-(Й)

Отработав произношение звуков в словах, провести подвижную игру.

ЯБЛОНЯ

Яблоня! Яблоня! дети идут по кругу, взявшись за руки,

Где же твои яблоки? в центре круга стоит водящий.

Заморозил их мороз? Останавливаются, на каждую строчку

Или ветер их унес? загибают по одному пальчику,

Или молния спалила? водящий отрицательно качает головой.

Или градом их побило?

Или птицы поклевали?

Куда они пропали? Пожимают плечами.

Не морозил их мороз, Опять загибают по одному пальчику.

И не ветер их унёс,

Не спалило их огнём,

Града не было с дождём,

Птицы их не поклевали.

Дети оборвали! Разбегаются, водящий бежит за ними,

(югославская песенка)


Ольга Чапорова

Конспект НОД в старшей группе

по теме: «Знакомство с буквами Я, Е, Ё, Ю»

фонетическая сказка «Путешествие в Кощеево царство»

Поскольку изучение йотированных гласных букв – один из самых трудных разделов в периоде обучения грамоте у дошкольников, то введение в данную тему мне кажется целесообразным начинать с фонетической сказки «Как гласные звуки А,О,У,Э спасли звук Й», которая позволяет в занимательной форме рассказать о двойных звуках и выявить соответствующие звукобуквенные связи.

Вид НОД: интегрированная.

Интегрируемые ОО: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».

Форма деятельности : совместная деятельность взрослых и детей.

Виды деятельности : игровая, коммуникативная, познавательная.

Программные задачи:

Образовательная: познакомить дошкольников с йотированными гласными буквами А, Е, Ё, Ю и их графическим профилем; закрепить дифференциацию звуков по твердости-мягкости, звонкости-глухости, гласный-согласный; продолжать тренировать навык звуко-буквенного анализа слов;

развивающая : продолжать развивать фонематическое восприятие, слуховое вниманияе, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, связную речь;

воспитательная: воспитание умения взаимодействовать друг с другом.

Материалы: пиктограммы эмоций; «Волшебная коробочка»; эмблемы звуков «Й», «А», «О», «У», «Э», буквы А, О, У, Э; карточка с изображениями: крокодил, арбуз, щетка, экскаватор, йог; диск, музыкальный центр; изображение Замка Кощея; цветные вязанные подушечки; два изображения цветика-семицветика, картинки с изображениями: воробей, майка, лейка, йог, балалайка, бейсболка, портной, попугай, муравей, трамвай, линейка, чайник, чайка.

Предварительная работа : знакомство с правилами дидактической игры «Отгадай звук», знакомство с артикуляционными и акустическими особенностями звука «Й», буквой Й.

Индивидуальная работа : побуждать к активной речемыслительной деятельности малоактивных детей.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент. Миогимнастика

(цель : развитие умения определять эмоциональное состояние человека и передавать их в мимике, движении).

Доброе утро, ребята! Оно, действительно, доброе? Вот такое? (демонстрирую пиктограмму «Радость»). Передай настроение по кругу.

А это какое утро? (демонстрирую пиктограмму «Грусть») (Грустное утро). Передай настроение по кругу.

(Аналогично проводится работа с пиктограммами «Злость» и «Удивление») - Покажите - какое у вас сегодня настроение

2. Основная часть.

Дидактическая игра «Отгадай звук»

(цель: развитие логического мышления, анализа, обобщения, сравнения)

Ребята, это волшебная коробочка, в которой спрятался уже знакомый вам звук. Отгадайте этот звук, и он поиграет с вами в интересные игры. Правило: на ваши вопросы я могу отвечать только словами «да» или «нет».

(Дети задают вопросы по типу: это гласный\согласный звук? Когда он поет песенку ротик образует овал\круг\улыбочку? Звуку мешает спеть песенку язычок\губы\зубы? Это твердый\мягкий звук? Чтобы построить домик-букву понадобится три палочки и «хвостик»)

Правильно – это звук «Й». (Открываю коробку ). Но где, же он? Звук «Й» пропал! Здесь лежит звуковое письмо и зашифрованная записка.

Фонетическая игра «Автограф Кощея»

(цель : развитие умения составлять слова по первым звукам названий картинок ).

Давайте прослушаем звуковое письмо.

(Включаю диск, звучит фонограмма)

Ой-ай-уй! Спасите! Помогите!

Кхе! Кхе! Ишь разойкался! Песенки он решил попеть с гласными звуками! Тоже мне певец «Фактор А»! Теперь будешь сидеть у меня в Замке и не вздумай сбегать – я сразу тебя узнаю по твоей букве с хвостиком!

Что же делать, ребята? (Надо идти выручать звук Й)

Куда идти, кто спрятал звук «Й»? Здесь есть подсказка (Демонстрирую карточку с картинками: крокодил, арбуз, щетка, экскаватор, йог).

Давайте попробуем составить слово по первым звукам картинок. (К, А, Щ, Э, Й – Кащей спрятал наш звук «Й»).

Чтобы Кощей нас не узнал – превратимся в гласные звуки и буквы: 1,2,3 – вокруг себя повернись в звук, иль букву превратись!

(Звучит «волшебная» музыка, дети одевают на руки эмблемы звуков и букв А,О,Э,У)

Звук, пожми руку своей букве, нам пора в путь!

Игра «Собери слово»

(цель: развитие умения производить звуковой анализ и синтез слов, кинестетических ощущений, обоняния, умения работать в малых группах)

Мы пришли в Царство Кощея: как здесь темно и мрачно…. Посмотрите - буквы от страха разбежались по полянке и теперь не могут собраться в слова. Поможем им?

(Дети делятся на две подгруппы, собирают слова из цветных вязаных подушечек с изображениями букв, подушечки наполнены зерновыми, бобовыми крупами, а также пропитаны аромомаслами апельсинового дерева и пихты)

Сопряженная гимнастика «Мы не дети, а цветы»

по мотивам старинной игры «Я садовником родился(цель: развитие мимических мышц лица, мелкой моторики)

Как теперь стало красиво и светло на полянке! Представьте, что вы - не дети, а цветы небывалой красоты!

Все вас ценят, все вас любят

Насекомые и люди.

Это хорошо?

Любят и животные

Особенно голодные.

Это хорошо?

Представьте, что ваши головки – это бутончики цветов

Неуклюжие жуки

Топчут наши лепестки (постукивание подушечками пальцев вокруг рта)

А прожорливые мошки

Объедают нас немножко (пощипывание)

Мухи возле нас снуют

Больно крылышками бьют (похлопывание легкое )

Паутиной как веревкой

Нас паук опутал ловко (вертикальные и горизонтальные поглаживания )

Вот как нас обидели

Разные вредители! (изображают обиду )

Но хозяюшка-пчела вредных мошек прогнала! (руками разгоняют вредителей )

Игра «Цветик-семицветик»

(цель : развитие умения выделять позицию звука)

(Работа в подгруппах: дети раскладывают на лепестки одного цветка картинки, в названии которых звук «Й» встречается в середине слова, другого – в конце слова. Дается проблемная картинка «йог». Проверка: правильный ответ – хлопаем, неверный - топаем)

Фонетическая сказка «Как гласные звуки спасли звук «Й»

(цель : знакомство с йотированными буквами, их графическим профилем)

Тише! Слышите: кто-то зовет на помощь…Мы приблизились к Кощееву Замку. Садитесь удобно, по-турецки и послушайте сказку «Как гласные звуки «А», «О», «Э», «У» спасли звук «Й».

(Демонстрирую Замок Кощея)

И так…подошли гласные звуки к замку Кощея, как мы с вами сейчас, открыли могучую дубовую дверь (открываю дверь , а за ней звук «Й» сидит, плачет.

Прыгнул на помощь в замок звук «А» (размещаю в Замке звук «А»)

Э! А как же я? Воскликнул звук «Э» (размещаю в Замке звук «Э»)

О! Как же вы справитесь без меня? Удивился звук «О» (размещаю в Замке звук «О»).

У! Загудел звук «У». Я тоже помогу! (размещаю в Замке звук «У»)

Попасть то они попали в замок, да как выбраться не знают: сидит Кощей знакомые буквы караулит.

Стали думать звуки как им Кощея обмануть и незаметно выбраться из замка… И придумали. Как вы думаете, что придумали звуки? (Ответы детей)

А придумали звуки вот какую хитрость:

Надо спрятаться 2-м звукам в одну букву и тогда Кощей не догадается, что идут не один звук, а целых два звука!

Попробуйте догадаться, в какую букву могли превратиться стоящие рядом звуки «Й» и «А». Для этого произнесите эти 2 звука быстро друг за другом: «Й» «А». Что получилось? («Й» + «А» = Я).

(Аналогично: «Й» + «О» = Ё,

«Й» + «У» = Ю,

«Й» + «Э» = Е)

Давайте проверим, действительно, ли надежно спрятались звуки. Догадайтесь, какие 2 звука спрятались в букве Я? Ё? Ю? Е?

Выбрались звуки из Замка, а Кощей их не узнал в новых буквах. Незамеченными вернулись они домой.

Дружным парам звуков так понравилось жить вместе, что они не стали расставаться, а так и остались находчивыми буквами Я,Е,Ё,Ю!

Понравилась вам сказка? Нам тоже пора возвращаться в детский сад и расколдовываться. (Звучит «волшебная» музыка, дети снимают эмблемы ). Давайте новые буквы поселим в нашей группе.

(Размещаем буквы Я,Ё,Е,Ю в кассе )

3. Рефлексия.

Волшебная палочка

(активизация полученных знаний) - Что было самым интересным? (По кругу – ответы детей)

Обучающие сказки для детей

В стране Звуков


Жили в одной волшебной стране звуки. Страна эта была совсем крохотная. И жителей в ней было всего 31. Никто их не видел, так как были они невидимками.
А вот слышать их было можно. Шесть звуков были певцами: А, У, Ы, И, Э, О. За певучесть и голосистость прозвали их гласными. Им подпевали Я, Ё, Ю,Е.
Остальные 21 тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь не умели. Вот послушайте: Б,В,Г,Д,Ж,З,Й,К,Л,М,Н,П,Р,С,Т,Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ.
Они очень дружили, во всем соглашались с гласными, любили с ними стоять рядышком. И назывались они согласными.
Вы тоже можете петь вместе с ними, но для этого нужно уметь узнавать все звуки и правильно их произносить.

«Как звуки научились превращаться в буквы»

Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной волшебной стране звуки. Были они невидимками, но зато любили петь.
Однажды в той стране появился волшебник из другого королевства. Ему так там понравилось, что он захотел поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнал, что все жители – невидимки, то очень огорчился. Но он все – таки был волшебником, причем очень добрым. И решил он каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другие. Стоило его надеть, как сразу звук становился видимым и превращался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, нарисовать, написать. Волшебник был очень доволен. Ведь теперь, прочитав или пропев ее, или прошептав, он называл звук по имени. Так они и познакомились.

Всегда вместе

Однажды не поладили гласные и согласные и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучку, хотели поговорить - , и никак…
Кашлянули:
-Кх!
Чихнули:
Пчх!
Зачем то позвали кошку:
-Кс, кс, кс!
И заскучали….
Вдруг:
-Тсс!
Показалось им, что кто –то где-то рыдает… Прислушались.
-А-а-а-а! О-о-о!- кричали гласные.
Они плакали, как малые дети:
-Уа! Уа!
Аукали:
-Ау! Ау!
И согласные крикнули им (вернее, хотели крикнуть, но у них получилось лишь невнятное бормотание):
-БДМ ВСГД ВМСТ!
И услышали радостное, но тоже невнятное:
-У-Е-Е-А-Е-Е!
Заключили они мир, снова стали рядом, внятно сказали:
-БУДЕМ ВСЕГДА ВМЕСТЕ!
И с тех пор больше никогда не разлучались.

Парад букв

Когда в волшебной стране Азбуковедения поселились два брата Ъ и Ь, жителей стало ровно 33. Каждый имел свое жилище, но не мог менять его на другое. Такие уж строгие законы там были.
Как – то раз Алфавит и королева Азбука решили устроить праздник. Все звуки надели платья, превратились в буквы и отправились на главную площадь.
Король дал команду буквам построиться и встать каждому на свое место, по номеру жилища. Вот в каком порядке стояли там буквы: А,Б,В,Г,Д,Е,Ё,Ж,З,И,Й,К,Л,М,Н,О,П,Р,С,Т,У,Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ,Ъ,Ы,Ь,Э,Ю,Я.
Королеве Азбуке очень понравился строй букв. С тех пор строй букв в данном порядке и стали называть по имени короля – АЛФАВИТ или королевы – АЗБУКА.
Каждый, кто захочет узнать тайны этой великолепной страны, должен, как король, знать наизусть порядок букв.

Ударение

Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли слова пригласить на свой совет УДАРЕНИЕ. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, Ударение вдруг выскочило и закричало:
-Что вы без меня знаете? Если захочу, возьму и изменю значения у вас!
Слова, конечно, не поверили. Вышел замОк и сказал:
-Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким – то УДАРЕНИЕМ. Ведь Ударение – это же просто черточка!
Ударение рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнего слога на первый, и исчез замОк, и возник зАмок.
Слова стали возмущаться, стыдить Ударение, а оно продолжало доказывать свою значимость. Вот уж вместо Атлас получился атлАс, вместо кАпель-капЕль, вместо дорОга-дорогА.
Видят слова, что дело плохо – не обойтись им без Ударения! Отвели ему почетное место на свое собрании и с тех пор к Ударению с большим уважением относятся.

Цели:

– упражнять в письме слов с йотированными гласными в трех позициях: в начале слова, после гласных и после согласных;
– расширять словарный запас слов, привлекая справочники;
– учить сравнивать звучание слова при произношении с его написанием и делать выводы, что они не всегда совпадают;
– продолжить работу по развитию устной и письменной речи;
– воспитывать аккуратность в работе, умение работать в группе.

Оборудование: индивидуальные карточки для тестирования, "Стол-помощник", карточка “Головоломка”, карточки для групповой работы с разноуровневыми заданиями, магнитофон (танец “Яблочко”).

Ход урока

    1. Вступление. (4-й урок темы, которая изучается в игровой форме. Класс разбит на 4 экипажа. В каждом экипаже имеется командир, который организует и направляет работу своего экипажа, и мичман, который подводит итоги работы экипажа и его членов).
    2. – На уроках русского языка мы путешествуем по морю букв и звуков. К острову каких букв мы причалили на предыдущих уроках? (е, ё, ю, я);

      – Как они называются? (йотированными);

      – Что это значит? (при произношении этих букв слышатся 2 звука [йо] [йа]…)

    3. Тестирование
    4. – Повторение того, что мы узнали об этих буквах, мы проведем через тестирование.

      Вопросы на столах. 1 ученик у дополнительной доски выбирает “Место на оценку” или “Место сомнений”.

      1. Какая буква не является йотированной?

      1. и 2. ю 3. е

      1. Йотированные гласные всегда обозначают 2 звука.
      2. Йотированные гласные могут обозначать 1 или 2 звука.
      3. Йотированные гласные всегда обозначают 1 звук.

      3. В каком из этих слов йотированная гласная обозначает 1 звук?

      Проверка: работающий у доски читает задание и объясняет свой выбор.

      Если ученик выбрал “Место на оценку”, дети оценивают его работу.

    5. Чистописание

– Мы продолжаем путешествие вокруг острова йотированных букв.

– Какая буква нас сегодня встречает?

Эта буква не скромна,
Первой хочет быть она.
Только мудрый алфавит
Встать последней в ряд велит.
2/3 Я я 1/3 Упражнение в безотрывном письме

– Отметьте точками самые красивые буквы и выберете Королеву Красоты. Оценивается каллиграфия и аккуратность.

Физкультминутка: упражнения для глаз.

IV. Работа со словами с йотированными гласными.

– Какие интересные слова вы нашли, начинающиеся с этой буквы?

На доске тоже записаны слова, в которых есть буква “я”. Прочитайте.

Ярмарка маляр боярышник столяр

– Подумайте, как можно разделить слова на 2 группы. По какому признаку можно их разделить?

– Запишите каждую группу в отдельный столбик.

"Стол-помощник".

1. Найти слова, в которых “я” обозначает [йа]

2. Найти слова, в которых “я” стоит после согласной и обозначает звук [а].

Самооценка. Оценивается правильность выполнения работы.

– В каждом из этих слов скрылось еще одно слово. Какое?

Яр – крутой обрывистый берег.

– В какой столбик вы могли бы его записать? Почему?

V. Словарная работа.

– Итак, на столах лежит листок с головоломкой. Там зашифровано слово для словарной работы.

– Какое это слово?

– Напишите транскрипцию на общем листе.

– Какая группа хочет поместить свой листок на доске?

– Попробуем записать это слово(1 ученик у доски)

ябл(о/а)чк(о/а)

– Как определить “а” или “о” писать?

Дети ищут в словаре учебника, в орфографическом словаре.

– Можно посмотреть в Толковый словарь. Здесь узнаем правописание этого слова и его значение.

После прочтения слово записывается в тетрадях.

– А вы знаете, что это слово многозначно? Какие значения этого слова знаете?

1) яблоко.
2) центр мишени “попасть в яблочко”. Сказать очень метко, угадать.
3) матросский танец.

Физкультпауза (под музыку “Яблочко” дети выполняют танцевальные движения)

VI. Работа в группах.

Творческая работа.

Наши экипажи продолжают свою работу. Сейчас командиры выберут себе маршрутные листы и в путь!

    • От каждой команды по 1 члену экипажа садятся отдельно в “сторожевые катера” и выполняют индивидуальную работу.

1. Разделить слова для переноса:

ЛОДКА, КОРАБЛЬ, ЧАЙКА, ОКУНЬ, ДЕЛЬФИН.

2. Сколько букв и звуков в слове:

ЯХТА - ....б., .... зв.

ГАВАНЬ - .... б, .... зв

3. Напиши транскрипцию слова ЯКОРЬ

Капитаны на столе заданий берут листы с заданиями и садятся на место. Задания разной сложности. (Сложность задания определяется количеством рыбок на карточке).

Для каждой группы работает “Стол-помощник”.

Расположить слова по алфавиту:

Парус, Нептун, качка, акула, море, якорь, ветер, шторм, штиль, каюта.

Подчеркнуть слова, которые нельзя перенести.

Стол-помощник: алфавит.

Строчки стихотворения В. Маяковского рассыпались. Подумайте, как их правильно расположить.

(Сточки стихотворения разрезаны)

Подчеркнуть слова, в которых йотированные буквы обозначают два звука.

“Стол – помощник”:

1. Посмотрите, какие слова рифмуются.
2. Внимательно посмотрите на знаки в конце предложений.

Списать, расшифровав слова и разделив текст на предложения. Во втором предложении подчеркнуть главные члены.

[ноч"й"у] ночь был шторм дул сильный [в’эт’ир] грозно ухали волны тревожно гудел [май"ак] к утру шторм стих.

“Стол - помощник”:

ночью ветер маяк

5 предложений

Прочитайте текст.

[й’ул’а] и [й"аша] пошли к морю. [й’ул’а] нашла на песке рачка.

Волны выбросили его на берег. Он слабо шевелил лапками. Девочка опустила рачка в воду. Он закувыркался в зелёной воде и уплыл.

Ответьте на вопросы по содержанию текста.

    1. Кто пошёл к морю?
    2. Где Юля нашла рачка?
    3. Как он оказался на берегу?
    4. Что сделала девочка?

– В каких словах йотированные гласные обозначают 2 звука?

– Какие слова нельзя перенести?
- Как определяли последовательность слов “шторм” и “штиль”?

– Что такое “шторм”?

– Читает текст

– Что такое “штиль”?

Читает текст

Что могут сказать мичманы о работе своей команды?

Оценка сотрудничества.

VII. Рефлексия.

– Наш корабль взял курс к родному берегу.

– На острове каких букв мы были?

– Вспомнив особенности йотированных букв (тест.), встретились с буквой “я”, писали слова с ней, познакомились с новым словом и выполняли творческую работу в командах.

– С каким настроением экипажи возвращаются к родным берегам?

Сигналом вашего настроения являются ваши флажки (красный флажок –“я доволен своей работой”, желтый – “я испытывал небольшие трудности”, синий – “я недоволен своей работой”). Поднимите их над головой и украсьте ими наш корабль.

Последние материалы раздела:

Все, что нужно знать о бактериях
Все, что нужно знать о бактериях

Бактерии представляют собой одноклеточные безъядерные микроорганизмы, относящиеся к классу прокариотов. На сегодняшний день существует более 10...

Кислотные свойства аминокислот
Кислотные свойства аминокислот

Cвойства аминокислот можно разделить на две группы: химические и физические.Химические свойства аминокислотВ зависимости от соединений,...

Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков
Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков

Географические открытия русских путешественников XVIII-XIX вв. Восемнадцатый век. Российская империя широко и вольно разворачивает плечи и...