Инновационные технологии на логопедических занятиях в доу. Современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда

Интерактивные технологии – это не только способ развлечь детей и обучить их чему-то в игровой форме. Это еще и отличный способ образования среды, способствующей выздоровлению людей, имеющих различные психологические и специфические заболевания и отклонения.

В частности, это касается детей, страдающих дефектами развития речи. Поэтому современные логопеды все чаще прибегают к использованию инновационных интерактивных технологий в работе с такими детьми.

Интерактивные технологии – лучший помощник любого логопеда!

Стоит помнить о том, что работа логопеда в ДОУ в соответствии с ФГОС подразумевает некоторые ограничения и обязанности, которые логопед должен соблюдать. Поэтому к программе обучения и работы с детьми, страдающими дефектами речи, стоит подходить со всей ответственностью.

К сожалению, методы, которые практикуют частные логопеды, не всегда вписываются во ФГОС, поэтому логопедам, работающим в ДОУ, приходится придумывать все новые способы работы с детьми, чтобы достичь положительных результатов.

К счастью, в помощь учителю-логопеду пришли современные технологии. В их числе и интерактивные программы, которые помогут ребенку в развлекательной форме с помощью приобретенного опыта исправить дефекты и отклонения в своей речи.

Современные технологии в работе учителя-логопеда помогают значительно ускорить процесс исправления дефектов и выздоровления ребенка. Теперь дети смогут, играя, полностью избавляться от своих проблем и стать полноценными членами общества.

В чем заключается польза интерактивных технологий в работе логопеда?

Хоть такие технологии еще и не совсем распространены в среде логопедов, однако логопед будущего будет обеспечен большим количеством самых разнообразных программ, которые помогут ему в работе и значительно облегчат достижение положительных результатов.

Интерактивные технологии и их роль в логопедической диагностике и лечении сегодня недооценены. Их польза довольно высока, так как облегчает логопеду в первую очередь работу с ребенком, превращая зачастую нужные и долгие занятия в интересную игру, которая помогает ребенку понять, как правильно произносить те или иные звуки.

Специальные интерактивные комплексы упростят работу логопеда, а детям принесут больше радости и интереса от занятий. К таким комплексам можно отнести, например:

  • Логопедический комплекс «Вундеркинд» с сенсорным экраном в несколько касаний и микрофоном. Такой комплекс не только помогает с речевым развитием ребенка, но и прививает ему навыки обращения с компьютерной техникой. Для логопедического комплекса подойдут любые программы и игры, необходимые для речевого развития ребенка.

В число программ, разработанных специально для преподавателей-логопедов, входят следующие игры:

Стоит помнить и о том, что, помимо вышеперечисленных игр, использование ИКТ в работе логопеда подразумевает использование огромного количества различных развивающих игр. Такие игры-программы позволяют сильно облегчить работу преподавателя и быстрее достигать положительных результатов.

Работа логопеда – не только работа с детьми, но и работа с родителями!

Стоит помнить, что работа логопеда закрепляется и дома. Ребенок должен дома с помощью родителей закреплять знания, полученные у логопеда. И интерактивные игры в этом случае будут хорошими помощниками не только для преподавателя, но и для родителей.

Хороший логопед всегда объяснит родителям, что для ребенка важна поддержка с их стороны, и занятия дома приблизят получение положительных результатов. Показывая родителям работу с интерактивными играми, логопед получает поддержку родных ребенка и достигает результатов быстрее, чем другие преподаватели.

Использование интерактивных игр в работе логопеда – лучший способ найти с ребенком общий язык и расширить свой опыт работы, не выходя за рамки ФГОС.

В статье изложен мой опыт внедрения инновационных технологий в собственной практической деятельности дошкольного логопункта в свете реализации ФГОС ДО с приоритетными направлениями: укрепление физического и психического здоровья детй, их эмоционального благополучия; создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными особенностями; коррекции речевых нарушений дошкольников; формирования предпосылок к учебной деятельности; формирование и развитие интеллектуальной и коммуникативной компетентности дошкольников с речевыми нарушениями.

Хороший учитель-логопед учиться должен постоянно!

Инновационный опыт в моём понимании — это «держать руку на пульсе» современной педагогики, а у моих дошколят, посещающих занятия в логопункте нашего ДОУ, особые образовательные потребности.

Владение инновационными педагогическими технологиями — это требования профессиональной квалификации педагога ХХI века!

В деятельности учителя-логопеда современные технологии приобретают всё большее значение. Они способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопеды используют в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, инновационные для неё технологии, помогающие оптимизировать работу учителя-логопеда.

Актуальность

Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких дошколят — это тяжелый труд. Использование в логопедической практике инновационных технологий служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам, разработанным в середине-конце XX века.

Значимость

Творчески варьируя сочетаемость разных технологий обучения, систематически и целенаправленно используя их на практике, в соответствии с физическими индивидуальными возможностями каждого ребенка, коррекционно — развивающий процесс становится более результативным и эффективным.

Инновационные технологиив современной логопедической практике дошкольного логопункта с введением ФГОС ДО

«Создавайте идеи и развивайте их. И тогда вас можно будет назвать современным педагогом» — отмечает доктор педагогических наук, профессор Е.Н. Смирнов.

Приятно, когда дети с радостью и желанием идут на занятия к «логопеду», в предвкушении того, что же ждёт их сегодня. А что же может их ждать? Привлекательная окружающая обстановка рабочего пространства учителя-логопеда, эстетическое оформление, игровые дидактические пособия. Только так можно ребёнка заинтересовать, пригласить к диалогу. И, конечно, улыбка! Улыбка располагает к желанию общаться, к доверию, создаёт доброжелательный эмоциональный фон.

Реализуя приоритетные направления Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, мне, как представителю молодого поколения Современной Логопедии, приходится постоянно искать пути совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей. Таким образом, процесс коррекционно-развивающей работы с детьми с речевыми нарушениями в логопункте дошкольного учреждения направлен на:

  • укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия;
  • создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными особенностями;
  • коррекции речевых нарушений дошкольников;
  • формирования предпосылок к учебной деятельности;
  • формирование и развитие интеллектуальной и коммуникативной компетентности дошкольников с речевыми нарушениями.

Инновационные технологии, применяемые мной в собственной логопедической практике, базируются на приоритетных направлениях ФГОС ДО:

  • Пальминг;
  • Технология пальцевого и кистевого массажа (с элементами самомассажа);
  • «Су — Джок» — терапия;
  • Телесно-ориентированные технологии.
  • Игровые технологии;
  • Технология наглядного моделирования;
  • Мнемотехника;
  • Информационные технологии.

Вышеперечисленные виды технологий нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы для учителя-логопеда.

Здоровьесберегающие технологии:

Для поддержания работоспособности на протяжении всего логопедического занятия (индивидуально-подгруппового или подгруппового) и снятия мышечного напряжения у детей-логопатов использую телесно-ориентированные технологии: приёмы релаксации по контрасту с напряжением в сочетании с упражнениями по профилактике нарушений зрения, снятия напряжения глазных мышц — Пальминг. Это упражнение древнее, оно принадлежит йогам. Применение кинезиологических упражнений (комплекс движений) позволяет активизировать межполушарное взаимодействие у детей с речевыми нарушениями, повышать их стрессоустойчивость, улучшать мыслительную деятельность, способствовать улучшению памяти и внимания, настроения и самочувствия. Технологии пальцевого и кистевого массажа, «Су — Джок» — терапия, расширяют представления современного специалиста по развитию мелкой моторики.

Игровые технологии:

Игровые технологии являются составной частью педагогических (образовательных) технологий: задачные, игровые, компьютерные, диалоговые, тренинговые. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Однако в системе российского образования игровые технологии по сей день остаются «инновационной технологией». Игра — является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, на её базе формируется готовность к обучению в школе. Целью использования игровой технологии в логопедической практики является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие высших психических функций.

Игрушка, как герой помогает создавать мотивацию, игровую ситуацию, сюрпризный момент. Одна из любимых игрушек детей — это мяч. Детям с речевыми нарушениями с трудом даются такие движения, как передача мяча с небольшого расстояния (перекидывание, попадание в цель — «ладошки», попытка поймать мяч), перекатывание и захват мяча. Словесные игры с мячом — отличное решение задач по закреплению речевых навыков в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность, развитию общей моторики, навыков самоконтроля при выполнении задания.

Конструирование в дошкольном периоде — это игра, на основе, которой формируются продуктивные виды деятельности. Они способствуют становлению познавательных процессов, речевому, эмоциональному, творческому развитию, самостоятельности и произвольности процессов. Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева и др.) разнообразные игровые поделки. В своей логопедической работе я с успехом применяю игру-головоломку «Танграм». Игра способствует развитию внимания, воображения, мышления, комбинаторных способностей, мелкой моторики.

Технология наглядного моделирования:

Процессы развития фонематической стороны речи (восприятия, представлений, навыков звукового анализа и синтеза) предполагают знакомство детей со структурой слова. Традиционная технология наглядного моделирования позволяет детям «видеть» звуки, слова, проводить сложные виды работ по определению позиции звука в слове, в наглядной форме представить качественную характеристику звука. Коррекционно-развивающая работа по развитию грамматической стороны речи (форм словоизменения и словообразования, предложно-падежных конструкций) с применение специальных схем и модулей словесных игр в процессе коррекции звукопроизношения развивает в детях воображение и интуитивно понятную форму преобразования слов.

Мнемотехника:

Коррекция звукопроизношения невозможна без работы над выразительностью речи, её осмысленному дублированию в таких видах деятельности, как пересказ, заучивание стихов, скороговорок. Суть мнемотехники — на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Использование приёмов символической аналогии облегчает процесс запоминания детьми. Мнемотехника использует естественные механизмы (наглядно-образной памяти) мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Информационные технологии:

ИКТ в работе современного педагога:

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями мероприятий.

3. Знакомство с периодикой, наработками других педагогов.

4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний, мастер-классов, «Круглых столов».

6. Обмен опытом: создание собственных мини-сайтов на популярных порталах, публикации материалов педагогической деятельности на различных сайтах.

Опыт внедрения инновационных технологий в практической деятельности

учителя-логопеда Троневой С. В.

в свете реализации ФГОС ДО.

Инновационный опыт в моём понимании - это «держать руку на пульсе» современной педагогики, а у моих дошколят, посещающих занятия в логопункте нашего ДОУ, особые образовательные потребности. Владение инновационными педагогическими технологиями - это требования профессиональной квалификации педагога ХХI века!

В деятельности учителя-логопеда современные технологии приобретают всё большее значение. Они способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

Актуальность

Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких дошколят - это тяжелый труд. Использование в логопедической практике инновационных технологий служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам, разработанным в середине-конце XX века.

Значимость

Творчески варьируя сочетаемость разных технологий обучения, систематически и целенаправленно используя их на практике, в соответствии с физическими индивидуальными возможностями каждого ребенка, коррекционно - развивающий процесс становится более результативным и эффективным.

Приятно, когда дети с радостью и желанием идут на занятия к «логопеду», в предвкушении того, что же ждёт их сегодня. А что же может их ждать? Привлекательная окружающая обстановка рабочего пространства учителя-логопеда, эстетическое оформление, игровые дидактические пособия. Только так можно ребёнка заинтересовать, пригласить к диалогу. И, конечно, улыбка! Улыбка располагает к желанию общаться, к доверию, создаёт доброжелательный эмоциональный фон.

Реализуя приоритетные направления Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, мне приходится постоянно искать пути совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей.

Таким образом, процесс коррекционно-развивающей работы с детьми с речевыми нарушениями в логопункте дошкольного учреждения направлен на:

укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия;

создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными особенностями;

коррекции речевых нарушений дошкольников;

формирования предпосылок к учебной деятельности;

формирование и развитие интеллектуальной и коммуникативной компетентности дошкольников с речевыми нарушениями.

Инновационные технологии, применяемые мной в собственной логопедической практике, базируются на приоритетных направлениях ФГОС ДО:

    Пальминг;

    Технология пальцевого и кистевого массажа (с элементами самомассажа);

    «Су - Джок» - терапия;

    Телесно-ориентированные технологии.

    Игровые технологии;

    Технология наглядного моделирования;

    Мнемотехника;

    Информационные технологии.

Вышеперечисленные виды технологий нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы для учителя-логопеда.

Здоровьесберегающие технологии

Для поддержания работоспособности на протяжении всего логопедического занятия (индивидуально-подгруппового или подгруппового) и снятия мышечного напряжения у детей-логопатов использую телесно-ориентированные технологии: приёмы релаксации по контрасту с напряжением в сочетании с упражнениями по профилактике нарушений зрения, снятия напряжения глазных мышц - Пальминг . Это упражнение древнее, оно принадлежит йогам. Применение кинезиологических упражнений (комплекс движений) позволяет активизировать межполушарное взаимодействие у детей с речевыми нарушениями, повышать их стрессоустойчивость, улучшать мыслительную деятельность, способствовать улучшению памяти и внимания, настроения и самочувствия. Технологии пальцевого и кистевого массажа, «Су - Джок» - терапия , расширяют представления современного специалиста по развитию мелкой моторики.

Игровые технологии.

Игровые технологии являются составной частью педагогических (образовательных) технологий: задачные, игровые, компьютерные, диалоговые, тренинговые. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Однако в системе российского образования игровые технологии по сей день остаются «инновационной технологией».

Игровые технологии в проведении артикуляционной гимнастики:

К ним относятся комплексы артикуляционной гимнастики в картинках, разработанные для постановки всех групп звуков. С любимой игрушкой - Веселым Язычком дети никогда не устают делать артикуляционную гимнастику, ведь для выполнения одного и того же упражнения можно придумать множество условно-игровых ситуаций, Например: выполняя упражнение «Блинчик»: «Сегодня мы напечём блинов для друзей Язычка, а завтра для мам и бабушек в честь 8 Марта...»

Игровое пособие «Артикуляционные кубики», на которых изображены разные виды упражнений. Ребенок бросает кубик и выполняет то упражнение, которое выпало ему.

Моё авторское пособие «Забавная фото сессия» очень нравиться детям, когда они примеряют себе различные артикуляционные уклады на палочке. Ребенок угадывает, для какого звука данный уклад, пробует повторить его и, конечно, фото на память.

Игровые технологии, применяемые на этапе автоматизации звуков:

Чтобы процесс автоматизации прошёл интересно и динамично, необходимо использовать красочный и разнообразный дидактический материал, в своей коррекционно-логопедической практике использую такой материал, как карточки со слогами на определенный звук. На каждой карточке есть инструкция, например, «…клоун Клепа учится жоглировать. Читай слоги на мячиках, чтобы они не упали, четко произнося звук (Л), или «…помоги самолетику облететь все облака. Называй слоги, четко проговаривай звук «Л ».

Многофункциональное пособие «Веселый поезд» - ребенок подбирает картинки на заданный звук и расставляет их в нужное окошко, в зависимости от положения звука в слове. Либо ребенку предлагается исправить ошибку в расстановке картинок.

Игровые технологии , применяемые на этапе дифференциации звуков :

Игра «Фонетическая рыбалка» может использоваться как для дифференциации, так и для ав томатизации различных групп звуков. При дифференциации ребенок вылавливает картинку-рыбку, говорит, какой из дифференцируемых звуков присутствует в данном слове, и кладет в «ведро» с соответствующей буквой.

Авторское пособие «Чудо – дерево» - нужно повесить снежинки (или осенние листочки, бабочки, в зависимости от времени года) на дерево с одной стороны, например картинки со звуком «Р», с другой со звуком «Л». Работать может один ребенок, либо вдвоем, выполняя каждый свое задание.

Игрушка, как герой помогает создавать мотивацию, игровую ситуацию, сюрпризный момент. Одна из любимых игрушек детей - это мяч . Детям с речевыми нарушениями с трудом даются такие движения, как передача мяча с небольшого расстояния (перекидывание, попадание в цель - «ладошки», попытка поймать мяч), перекатывание и захват мяча. Словесные игры с мячом - отличное решение задач по закреплению речевых навыков в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность, развитию общей моторики, навыков самоконтроля при выполнении задания.

Технология наглядного моделирования

Процессы развития фонематической стороны речи (восприятия, представлений, навыков звукового анализа и синтеза) предполагают знакомство детей со структурой слова. Традиционная технология наглядного моделирования позволяет детям «видеть» звуки, слова, проводить сложные виды работ по определению позиции звука в слове, в наглядной форме представить качественную характеристику звука. Коррекционно-развивающая работа по развитию грамматической стороны речи (форм словоизменения и словообразования, предложно-падежных конструкций) с применение специальных схем и модулей словесных игр в процессе коррекции звукопроизношения развивает в детях воображение и интуитивно понятную форму преобразования слов.
Мнемотехника

Коррекция звукопроизношения невозможна без работы над выразительностью речи, её осмысленному дублированию в таких видах деятельности, как пересказ, заучивание стихов, скороговорок. Суть мнемотехники - на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Использование приёмов символической аналогии облегчает процесс запоминания детьми. Мнемотехника использует естественные механизмы (наглядно-образной памяти) мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Информационные технологии


В своей практике я активно пользуюсь интернет-ресурсами, как основным источником самообразования. В целях соответствия стандарту современного специалиста зарегистрировала мини-сайты на известных порталах в сети Интернета. В практической деятельности использую презентации для детей и их родителей, коллег в рамках открытых мероприятий (занятий, совместной проектной деятельности с педагогами ДОУ).

Стандарт дошкольного образования предъявляет особые требования к деятельности учителя-логопеда. Современный логопед обязан нести позитивное настроение в общении с детьми, родителями, коллегами, позволяющее наладить коммуникативные связи, противостоять стрессовым ситуациям!

«Здоровьесберегающие технологии в обучении»

Одной из важнейших задач, стоящих перед дошкольным образованием,

является, подготовка детей к школе. Показателем готовности ребенка к

успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Любое

нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и

поведении ребенка.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе

воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество

детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них

значительную часть составляют дети старшего дошкольного возраста, не овладевшие в

нормальные сроки звуковой стороной языка. Эти дети составляют основную

группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.

Многочисленные научные исследования и практический опыт доказывает, что устранять дефекты речи у детей необходимо в дошкольном возрасте, т.к. именно в это

время нервно-психический статус детей обладает наибольшей пластичностью.

При отсутствии своевременной помощи со стороны педагогов, медиков,

родителей у большинства детей речевые проблемы осложняются

патохарактерологическим развитием личности. Возможны агрессивность,

чрезмерная расторможенность, повышенная истощаемость, наблюдается

дефицит внимания, снижаются память и работоспособность.

В наше современное время необходимо образовательную среду в дошкольном учреждении создавать здоровьесберегающей.

Использование инновационных и здоровьесберегающих

технологий в деятельности логопеда становится перспективным средством

коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Они помогают создавать психофизиологический комфорт детям во время

занятий, предусматривающий “ситуацию уверенности” их в своих силах,

организовывать занятия интереснее и разнообразнее. Эти методы работы

принадлежат к числу эффективных средств коррекции, помогающих достичь

максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие технологии применяемые в работе учителя-логопеда в ДОУ:

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

- развитие общей моторики: динамические паузы, логоритмика;

- развитие мелкой моторики: гимнастика пальчиковая, игры с массажными мячиками су-джок, шнуровки, шаблоны, раскраски, игры с камушками Марблс, игры с песком, крупой, с конструктором, с счетными палочками прищепками, бродилки, ходилки пальчиками и т.д.

- гимнастика для глаз;

- гимнастика дыхательная;

- артикуляционная гимнастика .

- самомассаж;

- точечный самомассаж;

- релаксация;

- мимическая гимнастика.

Таким образом, терапевтические возможности здоровьесберегающих

технологий в содействии с инновационными технологиями создают условия

для развития речи детей.

Если применять инновационные и здоровьесберегающие технологии

в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с

нарушениями речи, то процесс коррекции речевых расстройств будет более

успешным и быстрым.

ГБОУ «школа № 763» ДО-3, учитель-логопед Маринчева Е. В.

Логопедия, как и все современное образование не стоит на месте, она стремительно развивается. Появляются новые формы и инновационные технологии.

Логопедическая практика имеет в своем арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.

Современная логопедия находится на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, и поэтому она использует в своей практике наиболее эффективные технологии смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя-логопеда.

В логопедической практике их нельзя рассматривать как самостоятельные, они становятся частью общепринятых логопедических технологий, привнося в них новые инновационные формы и способы взаимодействия педагога и ребенка. Эти инновационные технологии служат для создания благоприятного эмоционального фона, включения в работу сохранных и нарушенных психических функций.

К таким новым инновационным технологиям относятся:

  • Нейропсихологические (психогимнастика, электронейростимуляция)
  • Кинезитеропия (логоритмика)
  • Различные виды логопедического массажа
  • Су-Джок терапия
  • Гимнастика А. Н. Стрельниковой
  • Дидактический синквейн
  • Информационно-компьютерные технологии
  • Мнемотехника
  • Метод «блисс-коммуникации»
  • Нейропсихологические методы.

Психогимнастика.Так как большинству детей с речевыми проблемами свойственны нарушения равновесия между процессами возбуждения и торможения, патологии эмоционально–волевой сферы, двигательное беспокойство, неловкость, моторная дискоординация. следовательно, развивающую и коррекционную работу нужно выстраивать в направлении от формирования более ранних в онтогенезе психических функций к более сложным, каким и является речь. А т.к. ребенок познает мир через движения и эмоции преодолеть ему патологические проблемы помогут речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики

  • Регулярные проведение таких упражнений позволит:
  • Выработать правильное речевое дыхание
  • Развивать общую мелкую и артикуляционную моторику
  • Улучшить фонематический слух
  • Формировать умение изменять модуляцию голоса
  • Улучшить ритмико-интонационную сторону речи

Эти упражнения можно использовать как элемент тематического занятия во время динамичных пауз или как отдельное занятие. Дети могут сидеть за столом или на ковре. Движения и речевой материал предварительно не разучиваются, а проводятся по подражанию синхронно с логопедом. Движения должны чередоваться: быстрые и медленные, напряженные и расслабляющие, резкие и плавные. Упражнения должны быть эмоционально насыщенны, носить игровой характер. Предлагаемые движения могут содержать воображаемый образ, перевоплощение. Перед началом упражнения логопед подходит к каждому ребенку, дотрагивается рукой до него рукой или «блестящей указкой» (волшебной палочкой) .

  • «Волшебная указка»
  • «Шарфики»
  • «Муравей»
  • «Солнце и тучка»
  • «Ракушка»

Кинезитерапия

Кинезитерапия – это лечение и коррекция нарушенных движений и речевых способностей дошкольников (так же называют методом Бубновского)

Моя система деятельности по кинезитерапии ориентирована на дидактические принципы воспитания и развития.

Она предполагает несколько направлений:

Направление «ручная терапия» , которая включает в себя массаж пальцев и ладоней. Сначала я обучила детей приемам самомассажа рук, его мы проводим ежедневно. Дети с удовольствием занимаются массажем, сопровождая его стихами, рифмовками, автоматизируя при этом проблемные звуки. Массаж выполняем с помощью предметов и без них, используя природные элементы (камушки, шишки, орехи) , дидактические материалы (пластиковые шарики, бусины, массажные мячи, шестигранные карандаши) , декоративные игрушки (деревянные ложки, матрешки) , музыкальные игрушки (маракасы, дудочки)

  • «Камушки»
  • «Шишки»
  • «Деревянные ложки»
  • «Дудочки»
  • «Маракасы»
  • «Матрешки»

Направление «пальчиковый игротренинг» . Это систематические упражнения для пальцев рук, средство повышения работоспособности головного мозга и средство активации речевых зон. Пальчиковые игры стараюсь проводить каждый день, играем с помощью разнообразных материалов: от семян растений, пуха, ракушек, проволоки, цветных шерстяных ниток, бус, мозаик до пальчикового театра БИ-БА-БО. В играх использую проблемные ситуации при помощи тактильной речи. Сначала показываю и объясняю сама, затем создают ситуацию дети и объясняют их. Дети учатся решать проблему, развивать речь.

  • «Семена растений»
  • «Мозаика»
  • «Театр Би-Ба-Бо»

Направление «терапия движением» . Это прежде всего логоритмика. В основу занятий логоритмикой я беру метод фонетической ритмики – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетается с произнесением специального речевого материала. В логоритмику включаю элементы, имеющие оздоровительную направленность: артикуляционные движения перед зеркалом, простейшие приемы массажа, пальчиковые игры, дыхательные упражнения, пропевание звуков, слов, коротких стишков. Речевой материал, использующийся на занятиях, доступен в лексическом отношении. Для обучения речи использую иллюстративный материал, загадки. Восстановлению четкой дикции способствует дыхательные, голосовые и артикуляционные упражнения, которые я провожу в игровой форме. Для этого есть пособия: трубочки, бумажные свечи, флажки, пластиковые бутылочки, полоски, невидимки.

  • «Пропевание звуков»
  • «Трубочки»
  • «Пластмассовые бутылочки»

Направление «изотерапия» - работа вместе с преподавателем по ИЗО студии «Акварелька» . Мы понимаем что, чем богаче сенсомоторные способности детей, тем более развиты центры речи.

Итогом системной работы по кинезитерапии являются следующие результаты:

  • Создана картотека массажа, пальчиковых игр, логоритмических упражнений
  • Даются на дом задания-игралочки
  • Изо-студия «Акварелька»
  • Логопедический массаж

В своей работе стала активно использовать приемы СУ-ДЖОК терапии. Это массаж специальными шариками СУ-ДЖОК, которыми можно воздействовать на пальцы, кисти, ладони ребенка, прокатывая его. В результате массажа у ребенка повышается тонус мышц, кровь приливает к конечностям, в результате этого улучшается мелкая моторика. Кроме этого провожу массаж эластичным кольцом. Пружинные кольца надеваются на пальчики ребенка и прокатываются по ним до появления ощущения тепла. Чтобы процесс массажа не показался скучным, используется стихотворный материал. Прокатывая шарик между ладонями, массируют мышцы руки, повторяют слова и выполняют упражнения с шариком.

  • «Шарик Су-Джок»
  • «Массажное кольцо»

Одновременно с массажем, развивающим мелкую моторику можно осуществлять автоматизацию поставленного звука. При работе с определенным звуком во время массажа проговаривается соответствующий этому звуку текст. Можно использовать Су-Джок шарик в совершенствовании лексико-грамматических категорий.Я использую в работе такие упражнения «Один -– много»

Качу Су-Джок шарик по столу, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительное во множественном числе.

Упражнение «Один-много»

Аналогично выполняется упражнение «Назови ласково» и «Скажи наоборот» (например тема «Ягоды» клюква-клюковка, клубника-клубничка. - - Запомнил ягоды я, наконец? Что это значит?

Дети поднимают плечи, удивляются:

Я – молодец! (Вытягивает большой палец вперед) Тема «Посуда» (дети катают Су-Джок шарик между ладонями)

При проведении звукового анализа слов используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. Ребенок показывает шарик, соответствующий обозначению звука.

В заданиях при совершенствовании навыков употребления предлогов ребенок кладет красный шарик в коробку, синий под коробку, зеленый около коробки.

Для слогового анализа слов дети выполняют упражнение «Раздели слово на слоги» . Ребенок называет слог и берет по 1 шарику из коробки, затем считает количество слогов.

По опыту работы со старшими дошкольниками с ОНР видно, что даже после занятий по коррекции речи у детей с хорошими диагностическими показателями остаются трудности, связанные со скоростью собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулировку ответа. Трудности выражаются в неумении выбирать главное, коротко и точно оформлять свои мысли.

Дидактический синквейн

Развивать способности в дошкольном возрасте поможет использование в логопедической практике дидактического синквейна («синквейн» - пять строк, с фр.) Синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Его составление требует умения выбирать из имеющейся информации существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

К основным правилам составления синквейна относятся следующие:

Первая строка включает одно слово – предмет, отражающий главную идею.

Вторая строка – два слова, слова-признаки, характеризующие предмет.

Третья строка – три слова, слова-действия, описывающие действия в рамках темы

Четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение автора к теме.

Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы. (может быть одно слово)

Примеры синквейна

Таким образом, чтобы правильно составить синквейн, важно:

Иметь достаточный словарный запас, владеть анализом, обобщением, понятиями: слово-предмет, (живой-неживой) , слово-признак, уметь подбирать синонимы, научиться правильно понимать и задавать вопросы, согласовывать слова в предложения, правильно оформлять свою мысль в виде предложения.

Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна с дошкольниками, имеющими ОНР, основывается на той части программы Филичевой Т. Б.. и Чиркиной Г.В. «Устранение ОНР у детей дошкольного возраста» , которая касается развития лексико-грамматических средств языка и связной речи. В конце первого года обучения большинство старших дошкольников постепенно овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас, работая с предложением.

Синквейн можно составлять на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Так как дети в детском саду еще не умеют писать, они могут составлять синквейн в виде устных сочинений с опорой на схему. Я иногда даю задание на дом для совместной работы ребенка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн.

Можно использовать такие варианты работы: составление краткого рассказа по готовому синквейну, синквейн по прослушанному рассказу. Лучше всего использовать синквейн на занятиях для закрепления изученной лексической темы.

Пример синквейна (лексическая тема «Игрушки» )

На занятиях по развитию связной речи: используя слова из синквейна придумать рассказ

При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается детьми как увлекательная игра.

Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении процесса усвоения понятий, расширении словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова.

Использование дидактического синквейна на занятиях позволяет логопеду сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.

Еще один новый прием работы, используемый в моей практике. Это прием мнемотехники, то есть техники, облегчающей запоминание и увеличивающей объем памяти путем образования искусственных ассоциаций

Процесс запоминания делится на 4 этапа:

  • копирование элементов информации в зрительный образ
  • сам процесс запоминания
  • запоминание последовательности информации
  • закрепление информации в памяти

У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, заменители, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание.

Опора на визуальный образ очень важна, так как при воспроизведении текста если этот образ не возникает в воображении, то ребенок не понимает этого текста. Таким образом, прием символизации – наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения (например, в чистоговорках, стихах,) Для детей достаточно схематичного изображения отдельных частей – все эти наблюдения в практике коррекционной работы с детьми подсказали необходимость выбора системы мнемотехники, позволяющей ускорять процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Основой мнемодорожек служат известные чистоговорки и стихи.

Мнемодорожки: автоматизация свистящих и шипящих звуков.

Мнемодорожки: автоматизация сонорных звуков.

По результатам логопедического мониторинга у детей была отмечена положительная динамика в овладении правильным звукопроизношением, ускорением сроком автоматизации звуков. Заметно повысился объем зрительной и вербальной памяти, улучшились распределение и устойчивость внимания, активизировалась мыслительная деятельность.

Компьютерные технологии в логопедии

Одним из новых современных средств работы с детьми является компьютер. Вопросом создания и применения компьютерной технологии в коррекции речи при различных видах стертой дизартрии, и ОНР у детей занимается Л. Р.Лизунова. Ею разработана компьютерная технология коррекции ОНР «Игры для тигры» . Автор указывает, что системное логопедическое воздействие на детей с использованием компьютерной технологии позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.

При создании компьютеризованных заданий важно учитывать современные требования к созданию и применению информационных технологий в ДОУ.

«Игры для Тигры»

В компьютерной технологии «Игры для Тигры» представлены упражнения для работы над словарем, формирования обобщающих понятий, упражнения по развитию глагольной лексики, упражнения по работе над прилагательными и словами антонимами. В упражнениях по каждому из направлений я придерживаюсь тематического подхода, используя в упражнениях слова, относящиеся к лексической теме (овощи, фрукты, ягода, инструменты, транспорт и тд) . Слова к каждому заданию подобраны в соответствии с наличием в словах звуков. Например, при формировании обобщающих понятий по теме «овощи» я выбираю категорию, к которой относится автоматизируемый звук, например [ р] .

На экране картинка с изображением овоща, фрукта или ягоды, и три корзинки (в одной овощи, в другой фрукты, в третьей ягоды) . Ребенок называет картинку, определяет к какой категории она относится, и выбирает нужную корзинку. Если ребенок правильно назвал и мышью выбрал правильную корзинку, на экране появляется следующая подписанная картинка и три корзины. При правильном выборе заключительной картинки на экране появляется улыбающийся смайлик. На каждую звуковую категорию приходится не менее 6 картинок.

Таким образом, в процессе применения подобных компьютерных заданий на индивидуальных занятиях закрепляется правильное произношение автоматизируемого звука в словах, обогащается словарь, в словаре закрепляются слова-обобщения, поддерживается положительная мотивация к посещению логопедических занятий, формируется навык работы на компьютере. Применение компьютеризированных заданий будет стимулировать правильное произношение автоматизируемого звука в слове, плюс они поддерживают желание ребенка быть активным участником коррекционного процесса.

Еще один новый интересный метод использования электронных наглядно игровых средств коррекционной работе по преодолению речевых нарушений.

Эта фоторамка Kodak Easy Share – это новое, уникальное средство, оснащенное цветным ЖК цветным дисплеем и системой управления цветов для воспроизведения видео клипов. Благодаря функции слайд-шоу фотографии меняются с разной скоростью, а динамики создают музыкальное сопровождение.

ФоторамкаKodak Easy Share

Фоторамку удобно применять на артикуляционной гимнастике. Появившееся на экране изображение нужного упражнения в речевом и музыкальном сопровождении ребенок сначала рассматривает, слушает, затем выполняет самостоятельно. Или например, при ознакомлении детей с иллюстрациями зимы используется музыка П. И. Чайковского из альбома «Времена года» .

Данное средство имеет ряд преимуществ в коррекционной работе: удобный пульт управления, множество функций, собственное слайд шоу, просмотр мультимедийных обучающих программ, возможность задать время просмотра.

Примеры электронных наглядно-игровых средств

«Вкусный сок» (поле игры представляет собой изображение зеленого яблока с расположенными на нем бутылочками с названиями разных фруктов и ягод, внутри которых светящиеся светодиоды) Взрослый спрашивает «какой сок можно приготовить из фруктов и ягод?» ребенок отвечает: из яблок можно приготовить яблочный сок. После ответа выполняется самопроверка – нахождение соответствующей цвету фрукта капельки (у лимона желтая, у сливы фиолетовая, у апельсина оранжевая) .

Правильность ответа определяется совпадением высвеченной бутылочки и капельки. Затем ребенок узнает контурные изображения фруктов (яблоки, груши, ананасы) и называет предметы, про которые можно сказать: мой, моя, мое (мой банан, моя груша, мое яблоко)

Дидактическая электронная игра «Вкусный сок»

Электронное многофункциональное пособие «Чудо книга» (формат А3, состоящий из страниц, оснащенных внутри магнитами и светодиодами) .

При работе с пособием, правая сторона книги загорается красным цветом – сигнал для мотивации, и на странице появляется сказочный персонаж, от имени которого даются задания. Затем загорается зеленым цветом левая сторона, и на ней прикрепляются соответствующие зеленые предметные картинки, по которым ребенок должен отвечать.

Ребенок самостоятельно прикрепляет изображение на страницу книги. Логопед может задавать наводящие вопросы. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями (наглядное представление информации, обеспечение обратной связи между учебной программой или ребенком, широкие возможности поощрения правильных действий) позволяет: 1. Повысить рост мотивации, заинтересовать детей в занятиях. 2.Закрепить учебный материал. 3. Индивидуализировать процесс обучения (меняется содержание, уровень сложности, темп) . 4.Снять негативизм от многократных повторений заданий. 5. Освоить приемы самоконтроля. 6. Развивать зрительно-двигательную координацию. 7. Способствует положительной динамики развития.

Компьютерно-игровые технологии лучше всего использовать на этапе повторения и закрепления учебного материала. Использование новых информационных технологий предусматривает не только обучение детей основам информатики, а создание новых, научно обоснованных доступных средств развития, преобразование предметно развивающей среды ребенка, расширение возможностей познания окружающего мира.

Последние материалы раздела:

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...

Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий
Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий

Одним из крупнейших военных конфликтов начала XX века является русско-японская война 1904-1905 гг. Ее результатом была первая, в новейшей истории,...