«Индийский Крым», или как закончилось португальское прошлое Гоа. Португальская Индия: от путешествия Васко да Гамы до колониального Гоа

Путешествие Васко да Гамы

В 1498 Васко да Гама прибыл к берегам Индии и высадился в деревне Каликут. Долгое и отнюдь не простое плавание наконец увенчалось успехом. Монополия арабов в торговле с Индией была под угрозой — теперь Португалия могла намного проще и дешевле привозить в Европу ткани, благовония и, самое главное, специи, которые в те времена ценились едва ли не на вес золота.

План Гоа

Захват Гоа

Португальский король, тем не менее, не планировал захватывать Гоа. Это вышло скорее случайно. В 1510 его прибрал к рукам португальский адмирал Афонсу ди Албукерки. В городе на тот момент стояла армия Адиль-Шаха, но самого правителя не было. Албукерки без труда занял город, но вскоре прибыл Шах с шестидесятитысячным войском.

Португальский король не планировал завоевывать Гоа


Собор Святой Екатерины в Гоа

Католики в Гоа

Собор Святой Екатерины является самым большим католическим храмом в Индии и одним из крупнейших в Азии. В 1776 в южную башню собора ударила молния, и та обвалилась. Фасад храма так и не починили — то ли из страха перед карой божьей, то ли из лени. В середине XIX в собор принесли Чудесный Крест с горы Боа-Вишта, на котором, по поверью, в XVII веке случилось явление Христа. Местные рассказывают легенду, будто крест с каждым годом становится все больше, а еще исполняет желания.

Четверть жителей Гоа исповедуют христианство

Одним из известнейших католических соборов в Гоа считается Храм Богоматери Непорочного Зачатия в Панаджи. К белоснежному храму ведут бесчисленные ступени. В стиле католического барокко построено еще одно наследие португальского владычества: церковь Девы Марии Снежной.


Храм Богоматери Непорочного Зачатия

Католицизм — вторая по численности религия в Гоа, уступающая только индуизму. Больше четверти жителей бывшей португальской колонии — христиане, и основная часть из них — католики. Местные празднуют Рождество вместе со всем католическим миром — украшают пальмы, устанавливают возле своих домов сцены с яслями. Говорят они, тем не мене, на местном языке, а все надписи в церквях выполнены либо на английском, либо на латыни. К тому же, даже у христиан сохранялась кастовая система.

Взлеты и падения

На протяжении XVI века Португалия мечтала использовать Гоа в качестве отправной точки для завоевания всей Индии, но этим планам не суждено было сбыться. В XVII веке португальскую торговую монополию подорвали голландцы и англичане. Последние даже прибрали к рукам Гоа во время Наполеоновских войн, но затем были вынуждены вернуть.

Гоа перешел к Индии лишь в 1961 году

В начале XX века в Гоа стали появляться комитеты местного сопротивления европейскому владычеству. Индия пыталась урегулировать конфликт мирно, но Португалия не желала отдавать лакомый кусочек: она заявляла, что Гоа вовсе не является колонией. Португальскому господству в Гоа пришел конец лишь в 1961 году. Индийское правительство организовало вооруженную акцию. На протяжении 36 часов оно обстреливало штат с воды и воздуха. Гоа, спустя 451 год правления Португалии, стал частью Индии.

…Когда раджа увидел с веранды своего дворца в бухте Каликута большие чужие парусники, его поглотило любопытство. Корабли не были диковинкой для раджи. Арабские моряки и торговцы уже давно хозяйничали в его владениях, но при этом умели уживаться в нейтралитетном соседстве. Местное население не трогали, использовали порт как перевалочную базу для своих торговых путей. Раджу уважали или хоть делали вид. Несмотря на свое оружие, арабы понимали: в Индии они лишь захватчики-гости и гнев многочисленного местного народа без причины не подогревали.
Эти же корабли были другими. Пришельцы были одеты в непривычные глазу раджи одежды. Цвет кожи их был светлее всех людей, которых он видел до этого. Имя старшего было Васка да Гамма и представился он заморским званием «адмирал». На календаре прибывших европейцев был 19 день месяца мая 1497 года от Рождества Христова…

Так началась эра «открытия» Индии для европейцев. Индия к этому времени обладала богатствами, намного превосходящими богатства и португальской, и английской короны. Но жители индийских царств уступали европейцам в жестокости и воинственности. Моряки Васко да Гаммы и его последователя адмирала Кабрала, благословленные португальским королем и Римским Папой, с усердием устремились на новые земли. Перед ними стояли две задачи – захват индийских богатств и перевод язычников в христианство.

В первую очередь под португальский меч попали мусульмане. Арабские корабли горели, заложников сотнями топили и жгли живьем, отрезали носы и уши, резали животы. Та же участь вскоре постигла местных жителей. Захватив корабли индийского раджи, Васка да Гамма отрубил руки, отрезал носы и уши восьмистам индусам. А мирным послам раджи на место отрубленных ушей и носа, пришил собачьи и в таком виде отправил обратно. Португальцы разрушили все арабские укрепления-форты, стерли с лица земли старые индуистские храмы, возведя на их месте католические церкви. Моряки с хищническим задором насиловали местных индианок, убивая их мужей. С тех пор и имеют большинство современных гоанцев ярко выраженные европеоидные черты лица. Через какое-то время Папа Римский прислал в Гоа иезуитов. На площади столицы Олд Гоа ярко разгорелись костры с еретиками-индусами, в подвалах Дворца инквизиции топили, резали, кололи, жгли тысячи и тысячи местных жителей, которые не желали переходить в христианство. В итоге веселые и яркие индуистские боги отступили вглубь джунглей и вышли оттуда к людям лишь с обретением Гоа независимости в 1961 году.

Столицей своей колонии португальцы выбрали город Олд Гоа на берегу реки Мандови, который к их приходу был второй столицей индийского султана Юсуф Адил Шаха. Португальцы возвели в своей столице множество храмов, административных зданий и жилых домов, построили порт и дороги. С 1510 по 1847 год Олд Гоа был главным городом колонии. Но близость к джунглям и реке приносила постоянные эпидемии тропических болезней – холеры, малярии. Решено было перенести столицу ближе к морю. Олд Гоа же остался главным культурным и религиозным центром португальцев в Индии.

Олд Гоа. Святые и их чудеса.
В христианском мире Олд Гоа известен как место хранения мощей святого Франциска Ксаверия – миссионера-иезуита, ближайшего сподвижника св. Игнатия Лайолы и сооснователя Общества Иисуса (Орден Иезуитов). Франциск Ксаверий прибыл в Гоа в 35-летнем возрасте в 1542 году по приказу Римского Папы с миссией обращения индийцев в христианство. При помощи иезуитских средств – убеждения силой слова и оружия – он смог внести слово Христово в массы индусов. Римско-католическая церковь считает, что Франциск из всех миссионеров обратил в христианство больше всего людей. Затем поплыл дальше на восток с миссионерскими целями, где и умер в возрасте 46 лет. Его останки переправили в Гоа, где оказалось, что мощи нетленны. Миссионер был канонизирован в 1622 году и считается святым покровителем Гоа, Австралии, Китая, Японии, Новой Зеландии и Борнео.

В Гоа рассказывают сотни случаев исцеления после молитвы у святых нетленных мощей. Его правую руку отрубили и в качестве реликвии отправили в Рим, часть мощей была отослана по многим храмам Европы и Азии. Сейчас остатки мощей хранятся в Олд Гоа в богатом мавзолее базилики Бон Иесус. В алтарной части базилики под стеклом в богато украшенных шкафах лежат части тела святого - кости, ребра, пальцы… Основная часть тела с головой покоится в богатом саркофаге, украшенном золотом, серебром, драгоценными камнями. Раз в 10 лет на 6 недель саркофаг открывают и паломники под стеклом могут видеть святые мощи. В позапрошлом веке одна из фанатичных паломниц в религиозном экстазе кинулась к мощам Франциска и откусила у него палец на ноге. С тех пор мощи тщательно охраняют и доступ к телу закрыт стеклом.

Хотя базилика посвящена Иисусу Христу, интересно, что в центре алтаря стоит 3-х метровая статуя Игнатия де Лойлы - основателя Общества иезуитов. Иезуиты имели неограниченную власть в Гоа и главный храм посвятили своему основателю и духовному лидеру. Как и многие европейские святые, изображенные в Индии, Игнатий Лайола с темной кожей и похож на индийца. На небольшом пьедестале, у ног статуи Лойлы расположена статуя маленького Христа, что тоже необычно. То есть, Христос здесь фигура второстепенная. Оказывается, фигура Иисуса была добавлена позже во время гонений на представителей ордена иезуитов в Гоа. Им инкриминировали отступление от догм и моралей христианства в угоду своему ордену и накоплению богатств. Иезуиты и здесь вывернулись – просто подставили маленького Христа перед Игнатием Лайолой. Мол, «Христос для нас всегда важнее и он всегда впереди наших собственных интересов». Теперь никто не смел разрушить фигуру Отца ордена иезуитов.

А перед выходом в базилику Бом Иесус продаются необычные сувениры, аналогов которым нигде в мире нет! Пластмассовые ноги, руки, головы. Как будто кто-то разорвал игрушку-пупсика. На самом деле, эти сувениры подразумевают части тела святого Франциска Ксаверия. Очень необычно и как-то диковато.

Где-то здесь же в Олд Гоа захоронена святая покровительница Грузии – царица Кетаван. Святая Кетаван была казнена в Иране в 1624 году во время своего паломничества на Восток. Свидетели казни - португальские миссионеры – отправили ее голову и руку в Грузию, а остальные мощи в Гоа - тогдашний «Рим Азии». Грузинские власти регулярно ведут переписку с властями Индии на предмет археологического поиска останков царицы. Целенаправленные раскопки ведутся, но пока мощи не найдены.

Обычно осмотр храмов Олд Гоа начинают с кафедрального собора Се (святой Екатерины). Святую Катерину почитают в Гоа – ведь именно в ее день 25 ноября 1510 г. португальский командор Альфонсо де Альбукерке разбил войска мусульман и завоевал Гоа. Собор св. Екатерины - самый величественный храм Гоа. Он имеет 15 алтарей и 8 часовен. Собор возводился в стиле португальской готики португальскими и индийскими мастерами в течение 80 лет. Деньги на его строительство власти насобирали путем отъема имущества у всех мусульман и индусов, которые не имели наследников. Мол, богатства с собой в могилу не заберете, передать некому, поэтому они послужат на благо христианства.

Вид собора Се так же единственный в своем роде в мире. Лицевая часть собора –ассиметрична, не хватает одной колокольной башни. Дело в том, что в 1775 г. одна башня частично разрушилась из-за урагана. Заново делать ее не стали, а аккуратно разобрали – так и стоит теперь собор с одной колокольной башней. В сохранившейся башне виден знаменитый «Золотой колокол», названный так из-за добавления золота при заливке для улучшения звучания. Именно этот колокол оповещал начало иезуитских казней на площади перед собором.

Собор св. Катерины известен своим чудом – Крестом, установленным здесь в 1845 году. По легенде, этот Крест изготовил простолюдин, к которому явился Христос. Крест решили поставить внутрь деревенского храма, но пока храм возвели, крест сам… подрос и уже не проходил в ворота. В итоге крест подрезали и занеси внутрь, но он и там стал расти. Говорят, и сейчас крест растет ввысь. Верующие могут прикоснуться к чудесному кресту и попросить об исполнении желания через отверстие, проделанное в футляре, обрамляющем реликвию.

Внутри собор св. Екатерины почти лишен фресок и весь светится белизной известки. Дело в том, что во время эпидемии чумы в XIX веке службы в соборе не проводились и он пришел в упадок. При возобновлении служб, местные индийцы-католики в своей наивной простоте решили провести ремонт и «сделали красиво» - просто забелили все фрески 1510 года белой известкой. Лет 20 назад были предприняты попытки снять известку и восстановить древние фрески, но ЮНЕСКО запретило это делать, опасаясь их уничтожения.

Но не только католические храмы возводили в своей столице португальцы. Не забыли они и о человеке, которому обязаны были открытием Индии. Единственный в Гоа памятник адмиралу Васко да Гамме находиться на пути от собора св. Екатерины к парому на реке Мандови. Над дорогой выстроена величественная для тех времен Триумфальная арка. Воздвиг ее внук Васко да Гаммы – губернатор Гоа Франциско да Гамма в память о деде. На одной стороне арки барельеф с лицом мореплавателя, а на другой символичный барельеф победы португальской короны над исламом – португалец стоит над поверженным врагом-мусульманином.
Сейчас несколько десятков действующих и разрушенных храмов и монастырей Олд Гоа внесены в фонд мирового наследия ЮНЕСКО и посещаются тысячами туристов и паломников.

Самая короткая война

После того как в 1947 году Индия стала независимой государством, движение за освобождение Гоа получило официальную поддержку. Несмотря на неоднократные попытки индийских властей решить вопрос путем переговоров, правительство Португалии игнорировало все подобные предложения. В итоге премьер-министр Индии Джавахарлал Неру принял решение о применении военной силы. 17 декабря 1961 года началась двухдневная операция «Виджай» («Победа»), в ходе которой индийские войска, почти не встретив сопротивления, заняли всю территорию Гоа.
19 декабря 1961 года Гоа официально вошел в состав Республики Индия. Это в своем роде уникальная война, она началась и закончилась в течение 36 часов. Со стороны Индии в операции участвовало более 45 000 военных, португальцев же было всего 6245 человек. Официальный Лиссабон не желал видеть очевидного и приказал сражаться до последней капли крови. Несмотря на запрет из Лиссабона губернатор позволил 700 европейцам эвакуироваться на имевшемся одном корабле. Судно было рассчитано на 380 пассажиров, так что люди занимали даже туалеты. Губернатор так же получил приказ разрушить все здания не военного назначения, которые были построены португальцами. Но он не стал выполнять это поручение, сказав: «Я не могу разрушить доказательства нашего величия на Востоке». Благодаря его здравому разуму мы можем любоваться сейчас красотой храмов и португальских вилл. В 20 часов 30 минут 19 декабря 1961 года, губернатор генерал Мануэль Антонио Вассало э Силва подписал акт о капитуляции, положив конец 451 летнему португальскому владычеству в Гоа. Итог 36-часовой войны: Португалия потеряла 31 убитых, 57 были ранены, 4668 человек попало в плен. Официальные потери Индии составили 34 убитых и 51 раненых.

Португальское наследие
Сейчас многое еще напоминает о португальском владычестве, многие люди помнят жизнь при португальцах. Отношение к ним разное. Было при португальцах и плохое, и хорошее. Почти половина тысячелетия жизни с пришлой культурой, не могло не сказаться на культуре местных жителей. Оттого и тесные переплетения христианства и индуизма, внедрение одних культов в другие. Оттого и особый язык – смесь английского, португальского, конкани и хинду. Оттого и более светлая кожа гоанцев, более деловой нрав и яркие фамилии – Фернандес, Педрос, Нунес, Сальваторес. Оттого и возникновение абсолютно нового уникального стиля в архитектуре – гоанского. Такой стиль в архитектуре домов-вил, государственных зданий и католических храмов возник на основе традиционной индийской и южноевропейской архитектуры барокко.

Принесшие в Гоа христианство миссионеры выбрали тактику разрушения до основания индуистских храмов и постройки на их фундаменте храмов католической веры. Аборигены, принявшие христианство, шли на место своих бывших святынь, но проводили там уже иные обряды. Практически все католические церкви Гоа стоят на месте индийских храмов или святых индуистских мест. Индусы ставили небольшие храмики на всех выделяющихся формах рельефа - на перевалах, на мысах и больших камнях, у границы деревни, у старого дерева. Сейчас в этих же местах стоят каменные кресты.

В Гоа каменный крест является привычной и гармоничной составляющей ландшафта.
Чтобы прилечь индийцев в свою веру и быть к ним ближе, миссионеры допустили и некую трансформацию в архитектуре храма и в виде самих святых. Почти везде скульптурные изображения святых принимают темный окрас кожи и яркие индийские черты лица. Даже Божья Матерь (как здесь говорят – «Our Lady») и та иногда похожа на индианку. Индийцы поклонялись своим богам через каменные идолы – их скульптуры. Поэтому и стоят вдоль дорог и в храмах фигуры католических святых и каменные кресты, а не изображения-иконы.

Индийцы приносили своим божествам подношения - обычно это были связки ярких цветов. Точно так же сегодня на всех каменных придорожных крестах, на фигурах святых, на воротах католических храмов висят гирлянды оранжевых и желтых цветов. При входе в свой храм индусы приветствуют божество ударом руки по висящим над дверьми колокольчикам. В некоторых католических храмах со свода свисают такие же колокольчики. До них, конечно, не дотянуться и никто в них не бьет рукой, но традиция так поддерживаются.

Церкви всегда белили белой известкой и подправляли цвет каждый сезон после мансуна. Белоснежные ажурные церкви на фоне ярко-синего неба и зеленых кокосовых пальм – яркая типично гоанская картина.

Что касается пищи телесной, то и здесь сформировалась особенная гоанская кухня. Изначально индийцы были вегетарианцами. Португальцы научили их есть мясо говядины и козлятины, которое сейчас продается на местных рынках. Гоанцы стали активнее есть морепродукты и курицу. Тогда же появились и супы. Первые жидкие блюда до европейцев здесь не ели. Ведь индийцы кушают только правой рукой, пальцами, не используя столовых приборов. А супа много пальцами одной руки не наешь. Так Гоа познакомилось с жидкими блюдами и научилось есть ложкой и вилкой. До знакомства с белым человеком местные крестьяне пили ликер из кокосовых орехов и орехов кешью. Но вскоре переняли типичные португальские напитки – ром и портвейн. Сейчас известный гоанский ром «Old monk» (старый монах) и местный портвейн «Porto Vine» - любимые напитки местных жителей.

Но самое видимое наследие португальцев – это архитектура жилых домов. По всему Гоа разбросаны португальские виллы. Типичная вилла – это одно или двухэтажный дом с одной или двумя башенками-флигелями по бокам и открытым крыльцом посредине дома. Основная крыша обычно черепичная и четырехскатная, а крыши флигелей и веранды могут быть и шести и восьмискатные. К дому ведут 2-3 ступени, а крыша веранды держится на каменных или деревянных столбах. Если дом одноэтажный, то веранда выводит на обширный балкон. Здесь очень уютно посидеть теплым вечером или свежим утром в кресле за чашечкой ароматного чая или стаканом местного портвейна.

У богатых индийцев и португальцев виллы были двухэтажные, иногда рассчитанные на несколько семей одной фамилии. Такие дома могли достигать до 100 метров в длину и иметь несколько десятков комнат. Обычно эти дома-палацио по периметру опоясывает широкий балкон – «балкао».

Резные рамы окон и двери, стены пастельных тонов с контрастом черепичной крыши, располагающий к отдыху балкон и веранда – все это очень мило смотрится в окружении кокосовых пальм и банановых деревьев. На заднем дворе дома вырывали глубокий колодец и располагались хозяйственные постройки.

Перед домом всегда открытый широкий двор, огороженный невысоким каменным забором. Заборы здесь служат больше не как преграда от людей, а как изгородь для коров и других животных. Высокие ступени веранды, забор и открытый широкий двор выступали хорошей преградой и для всяких ползучих гадов. На заборных столбах часто «усаживали» фигурки каких-то каменных зверей – львов, тигров, слоников. Эти фигурки и украшали забор, и являлись неким оберегом.

К:Появились в 1510 году К:Исчезли в 1961 году

В португальскую Индию входили такие территории, как: Даман (присоединен в 1531 году); остров Салсет , Бомбей и Бассейн (присоединены в 1534 году); и Диу (присоединен в 1535 году).

Современность

В настоящее время на бывшие территории португальской Индии приходится 15 % туристов в Индии.

См. также

Напишите отзыв о статье "Португальская Индия"

Отрывок, характеризующий Португальская Индия

– Ничего не видать. Как они в своих то зажарили! Не видать; темь, братцы. Нет ли напиться?
Французы последний раз были отбиты. И опять, в совершенном мраке, орудия Тушина, как рамой окруженные гудевшею пехотой, двинулись куда то вперед.
В темноте как будто текла невидимая, мрачная река, всё в одном направлении, гудя шопотом, говором и звуками копыт и колес. В общем гуле из за всех других звуков яснее всех были стоны и голоса раненых во мраке ночи. Их стоны, казалось, наполняли собой весь этот мрак, окружавший войска. Их стоны и мрак этой ночи – это было одно и то же. Через несколько времени в движущейся толпе произошло волнение. Кто то проехал со свитой на белой лошади и что то сказал, проезжая. Что сказал? Куда теперь? Стоять, что ль? Благодарил, что ли? – послышались жадные расспросы со всех сторон, и вся движущаяся масса стала напирать сама на себя (видно, передние остановились), и пронесся слух, что велено остановиться. Все остановились, как шли, на середине грязной дороги.
Засветились огни, и слышнее стал говор. Капитан Тушин, распорядившись по роте, послал одного из солдат отыскивать перевязочный пункт или лекаря для юнкера и сел у огня, разложенного на дороге солдатами. Ростов перетащился тоже к огню. Лихорадочная дрожь от боли, холода и сырости трясла всё его тело. Сон непреодолимо клонил его, но он не мог заснуть от мучительной боли в нывшей и не находившей положения руке. Он то закрывал глаза, то взглядывал на огонь, казавшийся ему горячо красным, то на сутуловатую слабую фигуру Тушина, по турецки сидевшего подле него. Большие добрые и умные глаза Тушина с сочувствием и состраданием устремлялись на него. Он видел, что Тушин всею душой хотел и ничем не мог помочь ему.
Со всех сторон слышны были шаги и говор проходивших, проезжавших и кругом размещавшейся пехоты. Звуки голосов, шагов и переставляемых в грязи лошадиных копыт, ближний и дальний треск дров сливались в один колеблющийся гул.
Теперь уже не текла, как прежде, во мраке невидимая река, а будто после бури укладывалось и трепетало мрачное море. Ростов бессмысленно смотрел и слушал, что происходило перед ним и вокруг него. Пехотный солдат подошел к костру, присел на корточки, всунул руки в огонь и отвернул лицо.
– Ничего, ваше благородие? – сказал он, вопросительно обращаясь к Тушину. – Вот отбился от роты, ваше благородие; сам не знаю, где. Беда!
Вместе с солдатом подошел к костру пехотный офицер с подвязанной щекой и, обращаясь к Тушину, просил приказать подвинуть крошечку орудия, чтобы провезти повозку. За ротным командиром набежали на костер два солдата. Они отчаянно ругались и дрались, выдергивая друг у друга какой то сапог.
– Как же, ты поднял! Ишь, ловок, – кричал один хриплым голосом.
Потом подошел худой, бледный солдат с шеей, обвязанной окровавленною подверткой, и сердитым голосом требовал воды у артиллеристов.
– Что ж, умирать, что ли, как собаке? – говорил он.
Тушин велел дать ему воды. Потом подбежал веселый солдат, прося огоньку в пехоту.
– Огоньку горяченького в пехоту! Счастливо оставаться, землячки, благодарим за огонек, мы назад с процентой отдадим, – говорил он, унося куда то в темноту краснеющуюся головешку.
За этим солдатом четыре солдата, неся что то тяжелое на шинели, прошли мимо костра. Один из них споткнулся.

Сегодня Гоа - один из наиболее популярных индийских курортов. Кто-то едет сюда ради банального пляжного отдыха, кому-то более интересно соприкоснуться с культурой Индии, пусть и в ее «туристическом» варианте. Между тем эта территория имеет богатую на события и во многом уникальную . Ведь именно здесь португальцы в XVI веке делали попытки проникновения на полуостров Индостан, стремясь закрепиться в Южной Азии и утвердить свое господство в Индийском океане. Времена меняются. Современная Португалия представляет собой небольшую европейскую страну, не играющую существенной роли в мировой политике. Но пять столетий назад это была крупнейшая морская держава, делившая с Испанией лидирующие позиции в колониальных захватах в южных морях.

Португальская морская экспансия


Одной из причин, побудивших Португалию к экспансии в заморских землях, стала небольшая площадь государства, ограничивавшая возможности экономического и социально-демографического развития страны. Сухопутную границу Португалия имела только с более сильной Испанией, тягаться с которой в попытках расширения своей территории она просто не имела возможности. С другой стороны, аппетиты португальской политической и экономической элиты в XV-XVI вв. значительно возросли. Понимая, что единственным способом превращения страны в сильное государство, обладающее серьезными позициями в мировой политике и экономике, является морская экспансия с утверждением монополии в торговле определенными товарами и создании опорных пунктов и колоний в наиболее значимых для заморской торговли регионах, португальская элита приступила к подготовке экспедиций в поисках морского пути в Индию. Начало португальских колониальных завоеваний связывают с именем принца Энрике (1394-1460), вошедшего в историю как Генрих Мореплаватель.

При его непосредственном участии в 1415 г. была взята Сеута - важный торговый и культурный центр Северной Африки, находившийся в тот период в составе марокканского государства Ваттасидов. Победа португальских войск над марокканцами открыла страницу многовековой колониальной экспансии Португалии в южных морях. Во-первых, для Португалии завоевание Сеуты имело сакральное значение, поскольку в этой битве христианский мир, с которым олицетворял себя Лиссабон, нанес поражение мусульманам Северной Африки, еще не столь давно господствовавшим на Пиренейском полуострове. Во-вторых, появление форпоста на территории современного Марокко открыло португальскому флоту дальнейший путь в южные моря. По сути дела, именно захват Сеуты ознаменовал начало эпохи колониальных завоеваний, в которой, вслед за Португалией и Испанией, приняли участие практически все более-менее развитые европейские государства.

После взятия Сеуты началась отправка португальских экспедиций на поиск морского пути в Индию, ведущего в обход Африканского континента. С 1419 года Генрих Мореплаватель направлял португальские корабли, которые постепенно продвигались все южнее и южнее. Азорские острова, остров Мадейра, острова Зеленого Мыса - первые в списке приобретений португальской короны. На западноафриканском побережье началось создание португальских форпостов, практически сразу же открывших столь выгодную статью дохода как торговля невольниками. «Живой товар» первоначально вывозился в Европу. В 1452 г. Николай V - тогдашний римский папа - особой буллой разрешил португальской короне колониальную экспансию в Африке и торговлю рабами. Однако вплоть до конца XV века дальнейших серьезных изменений в продвижении Португалии по морскому пути в Индию не наблюдалось. Некоторому застою способствовали: во-первых - поражение под Танжером в 1437 г., которое португальские войска потерпели от армии марокканского султана, а во-вторых - смерть в 1460 году Генриха Мореплавателя, который долгое время был ключевой фигурой в организации морских экспедиций португальской короны. Тем не менее, на рубеже XV-XVI вв. португальские морские экспедиции в южных морях вновь активизировались. В 1488 г. Бартоломеу Диаш открыл мыс Доброй Надежды, первоначально названный мысом Бурь. Это стало серьезнейшим продвижением португальцев в направлении к открытию морского пути в Индию, так как спустя 9 лет - в 1497 г. - другой португальский мореплаватель Васко да Гама все же обогнул мыс Доброй Надежды.

Экспедиция Васко да Гамы нарушила существовавший уже несколько столетий торговый и политический порядок в акватории Индийского океана. К этому времени на восточноафриканском побережье, на территории современных Мозамбика, Танзании, Кении, Сомали существовали мусульманские султанаты, поддерживавшие тесные взаимоотношения с арабским миром. Осуществлялась трансокеанская торговля между восточноафриканским побережьем, портами Персидского залива и Западной Индии. Естественно, что внезапное появление здесь такого нового и весьма опасного фактора как европейские мореплаватели не вызвало позитивной реакции со стороны местных мусульманских властителей. Тем более, учитывая тот факт, что торговые пути в Индийском океане в рассматриваемый период контролировали арабские торговцы из Маската и Ормуза, которые совершенно не хотели видеть в сфере своего влияния новых соперников.

Флот Васко да Гамы подверг обстрелу из пушек селения на побережье современного Мозамбика, в районе Момбасы (современная Кения) захватила и разграбила арабское торговое судно, взяв в плен около 30 арабских моряков. Однако в городе Малинди, шейх которого находился в неприязненных отношениях с правителем Момбасы, Васко да Гама встретил хороший прием. Более того, здесь он нашел опытного арабского лоцмана, который и провел его судно через Индийский океан. 20 мая 1498 г. корабли флотилии Васко да Гамы подошли к индийскому городу Каликут на Малабарском берегу (ныне - город Кожикоде, штат Керала, Юго-Западная Индия). Первоначально Васко да Гама был встречен с почетом местным правителем, носившим титул «заморин». Заморин Каликута провел парад трехтысячного войска в честь прибывших европейцев. Однако вскоре заморин разочаровался в португальском посланнике, чему способствовали, во-первых, влияние арабских торговцев, а во-вторых - недовольство привезенными из Европы подарками и товарами на продажу. Европейский мореплаватель поступил в духе обычного пирата - отчаливая из Каликута, португальцы похитили около двадцати местных рыбаков с целью обращения их в рабство.

Каликутско-португальские войны

Тем не менее, своей цели путешествие Васко да Гамы достигло - был найден морской путь в Индию. Привезенные в Португалию товары многократно превысили стоимость расходов Лиссабона на снаряжение экспедиции. Оставалось закрепить свое влияние в Индийском океане, на чем и сосредоточило свои усилия португальское правительство в первое десятилетие XVI века. В 1500 году последовало плавание 2-й Индийской армады Португалии под командованием Педру Алвариша Кабрала. 9 марта 1500 года Кабрал во главе флотилии из 13 кораблей и 1200 моряков и солдат отплыл из Лиссабона, однако сбился с пути и достиг берегов современной Бразилии. 24 апреля 1500 г. он высадился на бразильском побережье и объявил прибрежную полосу территорией Португалии под названием «Вера Круш». Отправив одного из капитанов в Лиссабон со срочной депешей королю об открытии нового заморского владения, Кабрал возобновил морской путь в Индию. В сентябре 1500 г. флот Кабрала прибыл в Каликут. Здесь правил уже новый заморин - Манивикраман Раджа, который принял подарки португальского короля и дал разрешение на создание португальской фактории на малабарском побережье. Так появился первый португальский форпост на территории полуострова Индостан.

Однако создание португальской торговой фактории в Каликуте было крайне негативно встречено местными арабскими купцами, которые прежде контролировали всю индийскую трансокеанскую торговлю. Они приступили к использованию тактики саботажа и португальцы не смогли полностью загрузить товарами корабли для отправки в Лиссабон. В ответ 17 декабря Кабрал захватил арабский корабль со специями, собиравшийся отплывать из Каликута в Джидду. Реакция арабских купцов последовала незамедлительно - толпа из арабов и местных жителей напала на торговую факторию. Погибло от 50 до 70 (по разным данным) португальцев, остальные сумели спастись и бежали на стоявшие в порту португальские суда. В знак мести Кабрал захватил десять арабских кораблей в порту Каликута, убил всех находившихся на кораблях торговцев и моряков. Товар, находившийся на кораблях, был захвачен португальцами, а сами арабские суда сожжены. После этого португальская флотилия открыла огонь из корабельных пушек по Каликуту. Обстрел шел целый день и в результате карательной акции погибло по меньшей мере около шестисот местных мирных жителей.

24 декабря 1500 г., завершив карательную операцию в Каликуте, Кабрал отплыл в Кочин (ныне - штат Керала, Юго-Западная Индия). Здесь была создана новая португальская фактория на индийском побережье. Примечательно, что в Кочине еще с начала нашей эры существовала достаточно активная община местных кочинских евреев - потомков переселенцев с Ближнего Востока, частично ассимилировавшихся с местным населением и перешедших на особый язык «жудео-малаялам», представляющий собой иудаизированную версию дравидийского языка малаялам. Открытие на Малабарском берегу португальской торговой фактории привело к тому, что здесь появились и европейские, точнее пиренейские евреи - сефарды, спасавшиеся от преследований в Португалии и Испании. Установив контакты с местной общиной, называвшей их «парджеши» - «чужеземцы», сефарды стали также играть важную роль в морской торговле с Португалией.

За открытием фактории в Кочине последовало расширение португальской колониальной экспансии в Индийском океане. В 1502 г. португальский король Мануэл снарядил повторную экспедицию в Индию под командованием Васко да Гамы. 10 февраля 1502 г. из Лиссабона вышло 20 кораблей. В этот раз Васко да Гама действовал еще более жестко в отношении арабских купцов, поскольку перед ним стояла цель всеми возможными способами препятствовать трансокеанской торговле арабов. Португальцы основали форты в Софале и Мозамбике, подчинили эмира Килвы, а также уничтожили арабское судно с паломниками-мусульманами на борту. В октябре 1502 г. армада да Гамы прибыла в Индию. В Каннануре была заложена вторая на Малабарском берегу португальская фактория. Затем да Гама продолжил начатую Кабралом войну против заморина Каликута. Португальская флотилия обстреляла город из корабельных орудий, превратив его в развалины. Захваченные в плен индийцы были повешены на мачтах, некоторым отрубили руки, ноги и головы, отправив расчлененные тела заморину. Последний предпочел бежать из города. Собранная с помощью арабских купцов флотилия заморина была практически сразу разгромлена португальцами, корабли которых были оснащены артиллерией.

Таким образом, начало португальского присутствия в Индии сразу же ознаменовалось войной с местным государством Каликут и насилием против мирного населения. Тем не менее, соперничавшие с заморином Каликута раджи других малабарских городов предпочли сотрудничать с португальцами, разрешив им построить свои фактории и вести торговлю на территории побережья. Вместе с тем, португальцы нажили себе и могущественных врагов в лице арабских купцов, прежде имевших едва ли не монопольные позиции в трансокеанской торговле пряностями и другими дефицитными товарами, доставлявшимися с островов Малайского архипелага и из Индии в порты Персидского залива. В 1505 г. королем Португалии Мануэлом была учреждена должность вице-короля Индии. Тем самым, Португалия фактически заявила о своем праве на владение важнейшими портами западного побережья Индостана.

Первым индийским вице-королем стал Франсишку ди Алмейда (1450-1510). На его двоюродной сестре был женат Васко да Гама, а сам ди Алмейда принадлежал к знатнейшей португальской аристократической фамилии, восходившей к герцогам Кадаваль. Молодость ди Алмейды прошла в войнах с марокканцами. В марте 1505 г. он во главе флотилии из 21 корабля был направлен в Индию, вице-королем которой его назначил король Мануэл. Именно Алмейда приступил к планомерному утверждению португальского владычества на индийском побережье, создав ряд укрепленных фортов в Каннануре и Анджадиве, а также на восточноафриканском побережье - в Килве. Среди «разрушительных» акций Алмейды - артиллерийский обстрел Момбасы и Занзибара, уничтожение арабских факторий в Восточной Африке.

Португало-египетская морская война

Политика Португалии в Индии и присутствие португальцев в акватории Индийского океана способствовали росту антипортугальских настроений в мусульманском мире. Арабские купцы, чьи финансовые интересы прямо страдали вследствие действий португальских завоевателей, обращались с жалобами на поведение «франков» мусульманским властителям Ближнего Востока, обращая особое внимание на великую опасность самого факта утверждения христиан в регионе для ислама и исламского мира. С другой стороны, Османская империя и мамлюкский султанат Египта, через которые вплоть до появления португальцев в Индийском океане, проходили основные потоки торговли пряностями и иными дефицитными товарами из южных стран, также несли ощутимые убытки вследствие действий Португалии.

На стороне турок и мамлюков находилась и Венеция. Эта итальянская торговая республика, игравшая важную роль в средиземноморской торговле, также тесно контактировала с мусульманским миром и была одним из звеньев цепочки по поставкам заморских товаров из Индии в Европу через Египет и Малую Азию. Поэтому венецианские торговые круги, которые не решались идти на открытый конфликт с Португалией, тем более опасаясь ссориться с католическим миром в целом, выставляя себя сторонниками мусульман, действовали посредством скрытого влияния на турецкого и египетского султанов. Более того, Венеция оказывала финансовую и техническую помощь египетским мамлюкам в создании и оснащении военного флота.

Первыми среди мусульманских властителей Ближнего Востока на поведение португальцев отреагировали египетские мамлюки. В 1504 г. султан Кансух ал-Гаури потребовал от Папы Римского немедленно повлиять на португальскую военно-морскую и торговую деятельность в Индийском океане. В случае, если Папа Римский не окажет султану поддержки и не надавит на Лиссабон, султан обещал начать преследования коптской христианской общины в Египте, а затем и уничтожить христианские монастыри и церкви в Палестине. Для большей убедительности во главе посольства был поставлен настоятель Синайского монастыря. Одновременно в Каире побывало венецианское посольство Франческо Тельди, который советовал султану Кансуху ал-Гаури разорвать торгово-дипломатические отношения с португальцами и вступить в военный союз с индийскими правителями, пострадавшими от действий португальских армад, прежде всего - с заморином Каликута.

В следующем 1505 г. султан Кансух ал-Гаури, последовав советам венецианского посольства и арабских купцов, создал экспедиционный флот против португальцев. С помощью Османской империи и Венеции была снаряжена флотилия под командованием Амира Хусейна ал-Курди. Строительство кораблей обеспечивалось венецианскими купцами, которые поставляли лес из черноморского региона в Александрию. Затем лес перевозился караванами в Суэц, где шло строительство кораблей под руководством венецианских специалистов. Первоначально в состав флотилии входило шесть больших кораблей и шесть галер с 1500 солдатами на борту. При штабе Амира ал-Курди, который занимал пост губернатора Джидды, находился и посол заморина Каликута Мехмед Маркар. В ноябре 1505 г. флот отплыл из Суэца в Джидду, а затем - в Аден. Здесь следует отметить, что сильные в кавалерийских сражениях мамлюки никогда не отличались склонностью к мореплаванию и плохо понимали в морском деле, поэтому без привлечения венецианских советников и инженеров создание мамлюкского флота вряд ли стало бы возможным.

Тем временем, в марте 1506 г. военно-морской флот Каликута был разгромлен португальцами у порта Каннанур. После этого каликутские войска предприняли сухопутную атаку на Каннанур, однако в течение четырех месяцев так и не смогли взять город, после чего штурм был отбит с помощью подоспевшей португальской эскадры с острова Сокотра. В 1507 г. на помощь Каликуту выдвинулся мамлюкский флот Амира ал-Курди. В союзе с мамлюками выступил султан Гуджарата, обладавший крупнейшим в Западной Индии флотом, которым командовал губернатор города Диу мамлюк Малик Айяз. Причины вступления султаната Гуджарат в войну с португальцами также лежали на поверхности - султан вел основную торговлю через Египет и Османскую империю и появление в Индийском океане португальского флота снижало его финансовое благосостояние.

В марте 1508 г. в заливе Чаула флотилия Мамлюкского Египта и султаната Гуджарат вступила в бой с португальским флотом, которым командовал Лоуренсу ди Алмейда - сын первого вице-короля Индии Франсишку ди Алмейда. Крупное морское сражение длилось два дня. Поскольку мамлюки и гуджаратцы значительно превосходили португальцев по количеству кораблей, исход битвы был предрешен. Флагманский корабль португальцев, которым командовал Лоуренсу ди Алмейда, был потоплен на входе в залив Чаула. Португальцы потерпели сокрушительное поражение. Из 8 португальских кораблей, принимавших участие в морском сражении, лишь двум удалось уйти. Мамлюко-гуджаратская флотилия вернулась в порт Диу. Однако португальцы не отказались от дальнейших планов по покорению Индии. Более того - взять реванш для вице-короля Франсишку ди Алмейды стало делом чести, поскольку в битве при Чауле погиб его сын Лоуренсу.

3 февраля 1509 года у города Диу состоялось повторное морское сражение португальской армады против египетско-индийского флота Мамлюкского султаната, султаната Гуджарат и заморина Каликута. Португальским флотом командовал лично вице-король Франсишку ди Алмейда. В этот раз португальские каравеллы, оснащенные артиллерией, смогли одержать верх над египетско-индийской коалицией. Мамлюки потерпели поражение. Желая отомстить за смерть сына, Франсишку ди Алмейда распорядился повесить всех пленных из числа мамлюкских, гуджаратских и каликутских моряков. Победа в битве при Диу фактически поставила основные морские пути в Индийском океане под контроль португальского флота. Вслед за победой у берегов Индии португальцы приняли решение перейти к дальнейшим действиям по нивелированию арабского влияния в регионе.

В ноябре 1509 г. Франсишку ди Алмейда, получивший отставку с поста вице-короля и передавший полномочия новому вице-королю Афонсу ди Албукерки, отправился в Португалию. В районе современного Кейптауна у побережья Южной Африки, португальские корабли пришвартовались в бухте Столовой горы. 1 марта 1510 г. отряд во главе с ди Алмейдой отправился для пополнения запасов питьевой воды, но подвергся нападению местных туземцев - готтентотов. Шестидесятилетний первый вице-король Португальской Индии погиб во время столкновения.

Создание Португальской Индии

Афонсу ди Албукерки (1453-1515), сменивший Алмейду на посту вице-короля Португальской Индии, также был выходцем из знатного португальского рода. Его дед и прадед по отцовской линии служили доверенными секретарями португальских королей Жуана I и Дуарти I, а дед по материнской линии был адмиралом португальского флота. С ранних лет Албукерки начал службу в португальской армии и на флоте, участвовал в североафриканских походах, во взятии Танжера и Асилы. Затем он участвовал в экспедиции в Кочин, в 1506 г. принимал участие в экспедиции Триштана да Куньи. В августе 1507 г. Албукерки основал португальский форт на острове Сокотра, а затем непосредственно руководил штурмом и захватом острова Ормуз - стратегического пункта на входе в Персидский залив, господство над которым давало португальцам неограниченные возможности по установлению своего контроля над товарооборотом в Индийском океане и над торговлей между Индией и Ближним Востоком, осуществлявшейся через порты Персидского залива.

В 1510 году именно Афонсу ди Албукерки возглавил следующую крупную колониальную операцию Португалии на территории полуострова Индостан - завоевание Гоа. Гоа был крупным городом на западном побережье Индостана, значительно севернее португальских факторий на Малабарском берегу. К описываемому времени Гоа контролировался Юсуфом Адиль-Шахом, впоследствии ставшим основателем султаната Биджапур. Нападению португальцев на Гоа предшествовало обращение за помощью со стороны местных индуистов, которых не устраивало мусульманское правление в городе и регионе. Индуистские раджи издавна враждовали с мусульманскими султанами и воспринимали португальцев как желанных союзников в борьбе с давним противником.

Раджа Тиммарусу, прежде правивший в Гоа, но изгнанный оттуда мусульманскими правителями, рассчитывал вернуть свою власть над городом с помощью португальских войск. 13 февраля на совете капитанов португальского флота было принято решение о штурме Гоа и 28 февраля в устье реки Мандови зашли португальские корабли. Первым делом португальцы овладели фортом Панджим, гарнизон которого не оказал завоевателям сопротивления. После захвата Панджима мусульманское население покинуло Гоа, а индуисты встретили португальцев и торжественно вручили вице-королю Албукерки ключи от города. Комендантом Гоа был назначен адмирал Антонио ди Норонья.

Однако радость по поводу легкого и фактически бескровного завоевания столь крупного города была преждевременной. Юсуф Адиль-Шах во главе 60-тысячной мусульманской армии 17 мая подошел к Гоа. Он предложил португальцам любой другой город взамен Гоа, однако Албукерки отказался и от предложения Адиль-Шаха, и от советов своих капитанов, которые предлагали отступить на корабли. Тем не менее, вскоре выяснилось, что капитаны были правы и против 60-тысячной армии отряды Албукерки не смогут удержать Гоа. Вице-король приказал португальским войскам отступить на корабли и 30 мая уничтожил арсенал города. Одновременно были казнены 150 заложников из числа представителей мусульманского населения Гоа. На протяжении трех месяцев португальский флот стоял в бухте, так как непогода не позволяла ему выйти в море.

15 августа флот Албукерки наконец вышел из бухты Гоа. К этому времени сюда подошли 4 португальских корабля под командованием Диогу Мендеса де Васконселлоса. Чуть позже раджа Тиммарусу предложил вновь атаковать Гоа, сообщив об уходе из города войск Адиль-Шаха. Когда под началом Албукерки оказалось 14 португальских кораблей и 1500 солдат и офицеров, а также малабарские корабли и 300 солдат раджи Тиммарусу, в ноябре 1510 г. вице-король вновь принял решение о наступлении на Гоа. К этому времени Адиль-Шах действительно покинул Гоа, а в городе квартировал гарнизон из 4 000 турецких и персидских наемников. 25 ноября португальские войска предприняли атаку Гоа, разделившись на три колонны. В течение дня португальцам удалось подавить сопротивление защитников города, после чего Гоа пал.

Несмотря на то, что король Португалии Мануэл долгое время не одобрял захват Гоа, в поддержку этого поступка вице-короля Албукерки выступил совет фидальго. Для португальского присутствия в Индии завоевание Гоа имело основополагающее значение. Во-первых, Португалия не только расширила свое присутствие в Индии, но и перевела его на качественно новый уровень - вместо прежней политики создания факторий началась политика колониального завоевания. Во-вторых, Гоа как торговый и политический центр в регионе имел большое значение, что также позитивно отразилось на росте португальского влияния в Индийском океане. Наконец, именно Гоа стал административным и военным центром португальского колониального завоевания в Южной Азии. Фактически именно с захвата Гоа началась история европейской колонизации Индостана - именно колонизации, а не торгово-экономического присутствия и единичных карательных операций, которые имели место прежде, во время экспедиций Васко да Гамы и Педру Кабрала.

Гоа - «португальский рай» в Индии

Португальцами в Гоа фактически был выстроен новый город, ставший оплотом португальского и католического влияния в регионе. Помимо крепостных сооружений, здесь были построены католические храмы, школы. Португальские власти поощряли политику культурной ассимиляции местного населения, в первую очередь посредством обращения в католическую веру, но также и заключения смешанных браков. В результате, в городе образовалась значительная прослойка португало-индийских метисов. В отличие от тех же негров или мулатов в английских или французских колониях, португало-индийские метисы и принявшие католицизм индусы не подвергались в Гоа серьезной дискриминации. Они имели возможность духовной или военной карьеры, не говоря уже о занятии торговой или производственной деятельностью.

Начало массовым смешанным бракам португальцев с местными женщинами было положено вице-королем Афонсу ди Албукерки. Именно он, уничтожая мужскую часть мусульманского населения Гоа и окрестных районов (индуистов не уничтожали), отдавал вдов убитых индийских мусульман замуж за солдат португальских экспедиционных войск. При этом женщины проходили обряд крещения. Солдаты наделялись участками земли и, таким образом, в Гоа формировался слой местного населения, воспитанного в португальской культуре и исповедовавшего католицизм, но адаптированного к южноазиатским климатическим условиям и образу жизни индийского общества.

Именно в Гоа португальцы «обкатывали» те политико-административные модели, которые впоследствии применялись в других регионах Южной и Юго-Восточной Азии при создании там португальских колоний. Здесь следует отметить, что в отличие от африканских или американских колоний, в Индии португальцы столкнулись с древней и высокоразвитой цивилизацией, которая обладала собственными богатыми традициями государственного управления, уникальной религиозной культурой. Естественно, требовалась и выработка такой модели управления, которая бы позволяла сохранять португальское господство в этом дальнем регионе, в окружении многомиллионного индийского населения. Несомненным приобретением португальцев было существование налаженных на протяжении многих столетий торговых маршрутов, связывавших Гоа со странами Юго-Восточной Азии, Персидского залива и Аравийского полуострова, Восточной Африки. Соответственно, в Гоа проживало большое количество опытных и подготовленных купцов, мореплавателей, специалистов в сфере судостроения, что также не могло не использоваться португальцами при дальнейшем расширении своего колониального господства в регионе.

Длительное время португальцы не спешили отказываться от той административной системы, которая была создана еще в доколониальный период, так как она отвечала подлинным потребностям местной экономики.

Несмотря на то, что в XVII веке колониальная экспансия Португалии в Индийском океане существенно сократилась, в том числе и по причине выхода на поле боя за заморские территории и доминирование в морской торговле новых игроков - Нидерландов и Англии, ряд территорий Индии находился под управлением португальских колониальных властей несколько столетий. Гоа, Дадра и Нагар-Хавели, Даман и Диу продолжали оставаться португальскими колониями даже после того, как Британская Индия получила независимость, распавшись на два государства - Индию и Пакистан. Лишь в 1961 году эти территории были заняты индийскими войсками.

Вторжение индийских войск на территорию португальских колоний стало завершающим этапом в национально-освободительной борьбе местного населения, которая активизировалась после провозглашения независимости Индии. На протяжении 1946-1961 гг. в Гоа периодически организовывались акции протеста против португальского господства. Португалия отказывалась передать свои территории индийскому правительству, утверждая, что они являются не колониями, а частью португальского государства и были основаны тогда, когда Республики Индия не существовало как таковой. В ответ индийские активисты предпринимали вылазки против португальской администрации. В 1954 г. индийцами была фактически захвачена территория Дадру и Нагар-Хавели на гуджаратском побережье, однако контроль над Гоа португальцы смогли сохранить еще на семь лет.

Португальский диктатор Салазар не был готов уступать колонию индийскому правительству, предполагая возможность вооруженного сопротивления попыткам аннексии. В конце 1955 г. в Индии дислоцировался португальский контингент колониальных войск общей численностью в 8 тыс. военнослужащих (включая португальских, мозамбикских и индийских солдат и офицеров). В их состав входили 7 тыс. военнослужащих сухопутных войск, 250 моряков, 600 сотрудников полиции и 250 сотрудников налоговой полиции, несших службу в Гоа и Дамане и Диу. Естественно, что данный военный контингент был слишком малочисленным для оказания полноценного сопротивления действиям вооруженных сил Индии. 11 декабря 1961 г. индийская армия при поддержке ВВС и ВМС напала на Гоа. 19 декабря 1961 г. губернатор Гоа генерал Мануэль Антонио Вассала-и-Сильва подписал акт о капитуляции. Однако вплоть до 1974 г. Португалия продолжала рассматривать Гоа, Даман и Диу и Дадру и Нагар-Хавели как свои законные территории, лишь сорок лет назад окончательно признав над ними индийский суверенитет.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Если Францию по вопросу о передаче колоний Индии удалось , то в отношениях с Португалией дело дошло до настоящей "холодной войны", переросшей в декабре 1961-го в "горячую".

Государство Португальская Индия (Estado Português da Índia) к 1947-му включало территорию Гоа, анклавы Даман и Диу на побережье, и анклавы Дадра и Нагар-Авели внутри материка восточнее Дамана. Население в 1950-м составляло 547 тысяч человек, 61 % - индуисты, 37 % - христиане. При этом в Гоа, в отличие от африканских колоний Португалии, не было сколь-либо заметного количества белых колонистов. В том же 1950-м в Португальской Индии переписали всего 517 европейцев и 536 евразиатов (потомков смешанных браков).

В 1822-м жители Гоа христианского вероисповедания, удовлетворяющие условиям имущественного ценза, получили избирательное право. Всего Португальская Индия избирала 2-х депутатов в португальский парламент.
Индуисты получили право избирать в 1910-м. В то же время в Гоа возникает движение за независимость и воссоединение с Индией.
Но эта "весна" закончилась с установлением в 1928-м режима Салазара, была введена строгая цензура, многие интеллектуалы из Гоа эмигрировали в Бомбей, где создали "Национальный конгресс Гоа", представитель которого входил во Всеиндийский комитет Индийского национального конгресса.
Колониальный статут 1930-го резко ограничил права "туземцев" Гоа.

Отдельно надо отметить, что ещё с 19-го века началась активная миграция (по экономическим причинам) населения Португальской Индии в Индию Британскую, прежде всего в Бомбей, где они довольно скоро заслужили репутацию слуг и поваров. С начала 20-го столетия из-за миграции население Гоа неуклонно снижалось, к 1950-му от 180 до 200 тысяч выходцев из Гоа жили в Индии.

В 40-е годы движение за объединение резко активизируется. В мае 1946-го в Гоа приезжаект левый конгрессистский политик Рамманохар Локья, до сентября организует серии демонстраций и акций сатьяграхи в Гоа, которые были подавлены португальцами, лидеры движения высланы в метрополию.
Одновременно власти пошли и на некоторые послабления, в 1950-м в отношении Гоа был отменён Колониальный статут, в 1951-м Португальская Индия официально стала заморской провинцией Португалии, а все её жители соответственно – гражданами Португалии. На официальном уровне (вплоть до церквей) активно пропагандировался тезис об "общности судеб" Гоа и Португалии.

Причиной послаблений была позиция Индии.
В январе 1950-го, при провозглашении республики, Неру объявил, что Гоа является частью Индии и должен быть возвращён. 27 февраля правительство Индии официально обратилось к Португалии с предложением начать переговоры о возврате.
15 июля 1950-го Португалия ответила, что данный вопрос "не подлежит обсуждению". Поскольку Гоа и другие анклавы являются не колониями, а неотъемлимой частью самой Португалии.
В январе 1953-го Индия направила Португалии меморандум, где обязалась гарантировать "культурные и иные права, включая языковые, всех жителей данных территорий после передачи их Индийскому союзу". Португалия снова отказалась, после чего 11 июня 1953 г. Индия закрыла посольство в Лиссабоне.

Позиция Португалии заключалось в том, что современная Индия является наследницей (через период Раджа) империи Великих Моголов. Но вот Португальская Индия (в отличие от французских колоний) никогда не являлась её частью и возникла ещё тогда, когда основатель империи Бабур не добрался до Индии. Соответственно, претензии Индии ничем не обоснованы с исторической и юридической точек зрения, ибо Португальская Индия "совершенно иная страна", чем Индия. Отец-основатель идеологии лузотропикализма Жилберто Фрейре видел в Гоа образец лузотропикалистической цивилизации, основанной на католицизме и смешении рас.
Индийская сторона полагала свои претензии вполне обоснованными с географической и этнолингвистической точек зрения. Разумеется, при таких позициях сторон никакого диалога не получилось.

Летом 1954-го, одновременно с додавливанием , начались активные действия и против Индии Португальской.
22 июля 1954-го сотни вооружённых добровольцев "Объединённого фронта гоянцев", при поддержке подразделений , атаковали Дадру и Нагар-Авели, индийская армия перекрыла границу Дамана, не дав португальцам прийти на помощь 150 полицейским во главе с капитаном Фидалгу. Общее командование операцией осуществлял заместитель генерального инспектора ЦРП Нагарвала.
Потеряв 1-го человека убитыми, 11 августа португальцы капитулировали. Националисты объявили об освобождении территории, власть перешла в руки панчаята свободных Дадры и Нагар-Авели.

По призыву Джи.Пи.Нараяна и его Социалистической партии была предпринята попытка развёртывания сатьяграхи против собственно Гоа. 15 августа 1954-го три небольшие группы вошли в Гоа и попытались вывесить индийский флаг на форте Тиракол, но были арестованы. Около тысячи человек в Даман не пропустила уже индийская полиция.
После событий лета 1954-го в Гоа (где до этого размещалась только полиция) были переброшены три армейских батальона, в том числе "чёрные" из Мозамбика (до полутора тысяч человек).


По инициативе Португалии ситуация с Дадрой и Нагар-Авели разбиралась в Международном суде, который 12 апреля 1960-го подтвердил португальский суверенитет, но Индия это решение проигнорировала.
Португальцы в связи с этими событиями обратились за военной помощью к своему традиционному союзнику – Великобритании. Но министр иностранных дел Алек Дуглас-Хьюм разъяснил, что обязательства по НАТО не распространяются на колонии, и Португалия не может рассчитывать на что-то большее, чем посредничество.
К тому времени Гоа уже 5 лет жило в обстановке полной блокады - об этом

Последние материалы раздела:

Роль Троцкого в Октябрьской революции и становлении советской власти
Роль Троцкого в Октябрьской революции и становлении советской власти

«Лента.ру»: Когда началась Февральская революция, Троцкий находился в США. Чем он там занимался и на какие деньги жил?Гусев: К началу Первой...

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...