И сусанин роль личности в истории. Когда погиб Сусанин

Фото Н.М. Бекаревича. 1895 г.

Стоящий на месте, где, по преданию,
находился дом Богдана Собинина.

Что известно нам достоверного о Сусанине? Крайне мало, почти ничего. Любопытно его прозвание, ведь “Сусанин” – это не фамилия в нашем понимании, которых в те времена у крестьян не было. Прозвание же давалось, как правило, по имени отца – вспомним, например, Кузьму Минина, прозываемого Мининым потому, что отца знаменитого нижегородца звали Миной; внук Сусанина Даниил, сын его зятя Богдана Собинина, опять-таки по отцу проходил в документах как “Данилко Богданов” и т.д. Прозвание Сусанин явно происходит от женского имени Сусанна (“белая лилия” по-дренееврейски; такое имя носила одна из жён-мироносиц). Вероятнее всего, Сусанной звали мать Ивана Сусанина, и прозвание по имени матери позволяет нам предположить, что Сусанин рос без отца, может быть, умершего, когда его сын был совсем маленьким. В литературе о Сусанине обычно сообщается его отчество – Осипович, но оно является вымышленным. В источниках XVII века ни о каком отчестве Сусанина не упоминается, и это естественно, так как официальных отчеств крестьянам тогда и не было положено: они являлись привилегией лишь бояр и дворян. Если бы отца Сусанина действительно звали Осипом (Иосифом), то тогда его прозвание было бы Осипов, а не Сусанин. а

Одним из важнейших является вопрос – кем был в домнинской вотчине Иван Сусанин? В документах XVII века об этом ничего не говорится. Историки XVIII–XIX веков обычно называли его крестьянином. Протоиерей А.Д. Домнинский, ссылаясь на бытовавшие в Домнине предания, первым указал, что Сусанин был не простым крестьянином, а вотчинным старостой. Он писал: “Что Сусанин был старостою вотчинным, это я считаю достоверным потому, что слышал об этом от двоюродного деда моего, престарелого священника села Станков Михаила Федорова, воспитанного, вместе с родным моим дедом, у деда их, а моего прапрадеда, домнинского священника Матвея Стефанова, урожденца домнинского и умершего около 1760-го года, а сей был внук домнинского священника Фотия Евсевиева – самовидца упомянутого события. Сей в дарственной грамоте от великой старицы Марфы Иоанновны в 1631-м году записан дьячком при отце своём священнике Евсевии”.23 В другом месте он вновь повторяет: “Домнинские старые крестьяне тоже говорили, что Сусанин был старостою”.24

После А.Д. Домнинского некоторые авторы стали именовать Сусанина приказчиком Марфы Ивановны, и, видимо, это соответствует действительности. Как известно, в боярских вотчинах XVI–XVII веков было два основных должностных лица: староста и приказчик. Староста являлся выборным лицом местной общины (“мира”), приказчик же (или “посельский”) назначался владельцем вотчины. Н.П. Павлов-Сильванский писал: “Управление и хозяйство господского имения обыкновенно были в руках уполномоченного господином приказчика /посельского/… Посельский заведовал собственным хозяйством господина на боярской земле, в отношении же участков, занятых крестьянами как самостоятельными хозяевами, он был только сборщиком оброков и податей, а также судьёй и управителем. Вознаграждением ему служило пользование пожалованным участком земли в особенности особые пошлины, которые он собирал с крестьян в свою пользу”.25 Историк продолжает: “Господский приказчик (…посельский) не был полновластным управителем; его власть была ограничена выборным старостой и мирскою сходкою общины”.26

Судя по всему, Сусанин был не выборным старостой, а именно приказчиком (посельским), управляющим домнинской вотчиной и живущим в Домнине при боярском дворе. Этому выводу отнюдь не противоречит то, что А.Д. Домнинский называет Сусанина “вотчинным старостой”. Во-первых, ещё в старину термин “староста” имел и значение “управитель”.27 Во-вторых, ко временам А.Д. Домнинского этот термин несколько изменил своё значение, которое он имел в XVII веке, и из обозначения выборного лица, выполнявшего ряд важных мирских функций, стал – по крайней мере, в дворянских поместьях – также синонимом слов “приказчик”, “управитель”, “бурмистр”. б

О семье Сусанина нам также известно крайне мало. Поскольку ни в документах, ни в преданиях не упоминается о его жене, то, скорее всего, к 1612–1613 гг. она уже умерла. У Сусанина была дочь Антонида , бывшая замужем за местным крестьянином Богданом Собининым.

Фото Н.М. Бекаревича. 1895 г.

Деревня Деревеньки - родина Ивана Сусанина.

О её замужестве нам известно только на 1619 год, но, судя по тому, что Собинин умер к 1631 году, а его сыновья Даниил и Константин числились на этот год хозяевами двора, 29 можно уверенно предполагать, что Антонида к 1612–1613 гг. уже была замужем и что, скорее всего, к этому времени уже появились на свет внуки Сусанина, дети Богдана и Антониды – Даниил и Константин (по крайней мере, Даниил – явно бывший старшим).

О Богдане Собинине нам известно ещё меньше, чем о его знаменитом тесте. Мы знаем, что Собинин был местным крестьянином; прозвание его, скорее всего, происходит от старинного имени “Собина” в , как, видимо, звали его отца. Как говорилось выше, на 1612–1613 гг. он, вероятно, уже был женат на дочери Сусанина. В литературе обычно пишется, что Собинин был сирота или приёмыш Сусанина, стараясь тем самым объяснить тот факт, что, судя по всему, не Антонида пошла к нему в семью, а он пошёл во двор, принадлежавший, видимо, его тестю.

Согласно преданиям, родом Сусанин был из находившейся неподалёку от Домнина деревни Деревеньки г , но сам жил в Домнине, а в Деревеньках жили Богдан и Антонида.

Фото Н.М. Бекаревича. 1895 г.


Село Спас-Хрипели. В центре - Спасо-Преображенский храм.

Деревня Деревеньки издавна относилась к церковному приходу погоста Спас-Хрипели д – он находился над речкой Шачей, тремя верстами ниже Домнина. Впервые в известных нам источниках погост упоминается в грамоте Марфы Ивановны от 1631 года, где сказано: “… сельцо Храпели, а в нём храм во имя Боголепное Преображение Господа нашего Исуса Христа, да другой храм тёплой с трапезою во имя Архистратига Михаила…”, 36 однако, безусловно, что это селение возникло задолго до начала XVII века (в одном документе 1629–1630 гг. про церковь Михаила-Архангела говорится, что она “ветха”).

По-видимому, именно погост в Спас-Хрипелях был главным религиозным центром для крестьян домнинской вотчины (Воскресенская церковь в Домнине, как мы помним, явно была усадебной), в том числе, конечно, и для Ивана Сусанина. Вероятнее всего, что именно здесь он был крещён, здесь венчался и крестил дочь Антониду; на приходском кладбище у стен Преображенского и Михайло-Архангельского храмов, конечно, похоронили его мать (которую, видимо, звали Сусанной) и неизвестную нам жену, мог быть похоронен тут и его отец. Здесь же, в погосте Спас-Хрипели над Шачей, судя по всему, был первоначально предан земле (об этом ниже) и сам Иван Сусанин.

- Куда ты завел нас, не видно ни зги!?
- Идите вы на фиг! Я сам заблудился, хотел завести вас, да с тропочки сбился!

народый Йумор

30 марта 1613 года костромской крестьянин Иван Сусанин совершил свой знаменитый подвиг.
Сусанин был воспет историками, поэтами и стал центральной фигурой одного из известнейших музыкальных произведений периода становления русской классической музыки - оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя». Время хранит, время лечит, время и стирает из памяти… но не Сусанина))) потому что подвиг его на слуху и оброс легендами и мифами, анекдотами и "фактами" в которых разобраться очень сложно, но мы попытаемся...

Согласно сложившейся трактовке, в конце зимы - начале весны 1613 года наречённый царём юный Михаил Фёдорович Романов со своей матерью инокиней Марфой Романовой находился в вотчинном селе Домнино Костромского уезда. Сюда в марте 1613 года подошёл военный польско-литовский отряд с целью разыскать молодого царя (и либо пленить его, либо убить, что представляется более вероятным для того исторического момента).

Нельзя забывать о том тяжёлом периоде Русской истории, не зря названном Смутным временем, когда на карту был поставлен вопрос о независимости и самом дальнейшем существовании Московского государства. Русь стояла на пороге национальной катастрофы: конец династии Рюриковичей, гибель семьи Годуновых, самозванцы у власти, боярская грызня за престол или за место возле него, крестьянские бунты, польско-литовская интервенция и сопутствовавший ей беспредел, чинимый интервентами, шведская интервенция и захват ключевых городов-крепостей северо-западной Руси, набеги Крымских татар…

Вот в таких исторических реалиях поляки встретили на пути к Домнину вотчинного старосту Ивана Сусанина, пытаясь выпытать у него местоположение юного царя Михаила Романова. Возвращаясь к официальной трактовке, дальнейшие события развивались следующим образом. Сусанин соглашается показать полякам дорогу к месту проживания Михаила Романова, увлекая их в противоположную сторону, одновременно отправив своего зятя Богдана Сабинина в Домнино предупредить о грозящей опасности молодого царя и его мать - инокиню Марфу.

Поляки долго шли вдоль берега. Сусанин надеялся, что ему удастся бежать, но, привязанный веревками к двум лошадям, никак не мог выбрать момент. Пока продвигались вдоль речки, лошади провалились в трясину и утонули. Началась вьюга. Отряд вошел в лес. Сусанин двигался впереди, за- ним шляхтич, державший веревку. Вдруг, старик ловким ударом посоха выбил из рук шляхтича веревку и прыгнул в кусты. Враг выстрелил, но промахнулся. На Сусанина набросились собаки, за ними подоспело несколько поляков. Первых двух врагов старик повалил дубинкой, но остальные настигли его.

— Ты обманул нас! — кричали они, окружив проводника.
— Да, из этого леса вам уже не выбраться. Здесь вы погибнете,— сказал Сусанин.

Выбившиеся из сил, окоченевшие враги просили крестьянина вывести их из леса на дорогу, обещая ему за это не только жизнь, но и все имевшееся у них награбленное золото. Но старик был непоколебим. Шляхтичи набросились на него и изрубили саблями.

К утру следующего дня метель стихла. Долго крестьяне искали Сусанина. Через некоторое время Богдан Сабинин с соседями набрел на двух убитых дубиной захватчиков, а затем обнаружили и изрубленное тело Сусанина. Других поляков видно не было, отряд не вернулся - значит утонули.

Сам же царь Михаил Фёдорович с матерью успевают бежать в Кострому и укрыться за стенами Ипатьевского монастыря.

Куда ты ведешь нас?.. не видно ни зги! —
Сусанину с сердцем вскричали враги…
Куда ты завел нас?» — Лях старый вскричал.
— «Туда, куда нужно!» — Сусанин сказал.
— «Убейте! замучьте! — моя здесь могила!
Но знайте, и рвитесь: — я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит,
И душу изменой свою не погубит»...

«Злодей!», закричали враги закипев:
«Умрешь под мечами!» — «Не страшен ваш гнев!
Кто русский по сердцу, то бодро и смело
И радостно гибнет за правое дело!
Ни казни, ни смерти и я не боюсь:
Не дрогнув, умру за царя и за Русь!» —
«Умри же!» Сарматы Герою вскричали —
И сабли над старцем, свистя, засверкали!

«Погибни, предатель! Конец твой настал!» —
И твердый Сусанин весь в язвах упал!
Снег чистый чистейшая кровь обагрила:
Она для России спасла Михаила!

Это строчки из поэмы Кондратия Рылеева "Иван Сусанин".

Первый - это насколько тесно был связан с семьёй Романовых их вотчинный староста (отсюда - мог ли он знать об избрании Михаила царём, или о том, что Михаил - претендент на царский престол; знал ли он истинное местонахождение Михаила Романова и его матери в том случае, если их не было в Домнине на момент встречи его с поляками). Если они были в Домнине, вопросов нет.

Второй - действительно ли Михаил и его мать были в Домнине, находились где-то поблизости или же были в безопасности (отсюда - целенаправленно ли он уводил их от Домнина или вёл просто в труднопроходимые и удалённые от дорог места).

Третий - где истинное место смерти - болото или само село Исупово.

Четвёртый - где находится могила Ивана Сусанина (до наших дней дошло лишь несколько версий).

Ну и, наконец, пятый вопрос - когда был совершён подвиг: в марте 1613 года или осенью 1612 года.

Историки спорят, приводят аргументы в пользу своих гипотез. Однако, сам факт свершения подвига Иваном Сусаниным остаётся неоспоримым. Даже если подвиг был совершён осенью 1612 года, когда Михаил Романов ещё не был избран царём, то, защищая своего юного барина и его мать, Сусанин всё равно спас царя, а самопожертвование по отношению к барину лишний факт, подтверждающий незыблемость патриархальных ценностей и устоев русского общества того времени и глубинного противления чуждым устоям, рубившим национальные корни.

Это же относится и к вопросу о том, где находился Михаил Романов с матерью на момент встречи Сусанина с поляками.

Поляков увели от Домнина - факт, увели в район труднопроходимого болота или села (Исупова) в противоположной стороне от Домнина и в стороне от направления Домнино-Кострома - факт.

Сусанин был зверски убит - факт, подтверждаемый царской грамотой, на пустом месте не даровавшейся.

Да и сама грамота, мало того, что подтверждала жертвенную гибель Ивана Сусанина, освобождала от податей его зятя и всех потомков, что также было большой редкостью для того времени.

В Костроме стоит памятник Ивану Сусанину, воздвигнутый в 1967 году напротив спуска к Волге. Он стал вторым в Костроме после снесённого в 1918 году памятника, воздвигнутого по проекту В.И. Демут-Малиновского.

Существует еще одна версия подвига Сусанина (которая выглядит вполне реальной и не делает поляков идиотами). Именно на ней воспитывали всех Романовых, передавая ее из уст в уста.

"В феврале 1613-го польский отряд рыскал по костромскому краю в поисках Михаила Романова и его матери, инокини Марфы.

Они намеревались пленить или уничтожить реального русского претендента на московский престол.

Будущий царь с матерью и (возможно с небольшой охраной), узнав о приближении поляков, бежал из села Домнина и оказался на выселках, в доме Сусанина. Крестьянин попотчевал их хлебом и квасом и укрыл в овинной яме, забросав её головешками и горелой ветошью.

Поляки вычислили где обрываются следы, вышли на дом Сусанина, все обыскали, но никого не нашли и принялись пытать старика. Сусанин своего царя не выдал. Найти его с собакам не удалось, т.к. головешки перебивали человеческий запах. Озверевшие враги изрубили Сусанина и ускакали в лес на поиски в направлении опасного болота. А Михаил выбрался из укрытия и, в сопровождении крестьян, отправился в Ипатьевский монастырь."

Так или иначе, но подвиг Сусанина был, хотя, конечно, спасение государя и одновременное утопление поляков выглядит более патриотично и полезно для Руси.

Сегодня один из районных центров Костромской области носит название Сусанино.

Неподалёку от этого посёлка по-прежнему стоит село Домнино, рядом, в стороне от дороги - часовня на месте бывшей деревни Деревеньки или Деревнищи, где жил герой, а на дороге рядом с Исуповским болотом - знак «Место подвига Ивана Сусанина» и памятный камень.

А в советское время у нас был ледокол, названный в его честь)))))) настоящий креатив. Он до сих пор в сторою -

Каждый россиянин знает, что именно Иван Сусанин 400 лет назад завел поляков в болота и спас царя Михаила Романова. Вопрос только, существовал ли этот герой?

Вацлав Радзивинович (Wacław Radziwinowicz)

Четвертого ноября Россия отмечала День народного единства, знаменующий годовщину изгнания из Кремля поляков. Это событие считается символическим завершением Великой смуты - периода хаоса, в который московское царство погрузилось в конце XVI века, через некоторое время после смерти в 1584 г. Ивана Грозного. На этот раз праздник имел особое звучание, поскольку этому событию исполнилось 400 лет.

Российские историки спорят, что произошло в Москве четвертого ноября 1612 г. Одни говорят, что ничего, другие доказывают, что в тот день пал не Кремль, а Китай-город, который обороняли польско-литовские отряды, черед же резиденции царей пришел чуть позже. Ученые, близкие коммунистическим позициям, утверждают, что Кремль пал седьмого ноября. Если согласиться с этим аргументом, День народного единства следовало бы перенести на эту дату, а на нее приходится годовщина переворота большевиков 1917 г., вошедшего в историю как Октябрьская революция. Но это уже невозможно, потому что восемь лет назад новый государственный праздник появился именно для того, чтобы положить начало новой традиции и заставить народ забыть про Ленина и большевиков.


Как бы там ни было с датами, кремлевский гарнизон под предводительством полковника Миколая Струся (Mikołaj Struś) отважно оборонялся от ополченцев, которых возглавляли Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.

По сообщениям российских летописцев, отрезанные от поставок продовольствия поляки не сдавались до тех пор, пока не съели всех кремлевских крыс, ремни и сделанные из свиных шкур переплеты книг из царской библиотеки. Они якобы даже выкапывали и ели разлагающиеся трупы павших товарищей. Прежде чем Миколай Струсь сдал Кремль он выпустил оттуда тех русских, кто перешел на сторону поляков и хотел видеть на троне Владислава Вазу - сына польского короля и великого князя литовского Сигизмунда III. Среди отпущенных был 16-летний Михаил Романов.

Михаил с матерью, которая тоже была в Кремле у поляков, сбежал из столицы, опасаясь, что за сношения с ляхами им пришлось бы отвечать головой. Они направились в принадлежащее им село Домнино под Костромой, оставаясь там и в начале 1613 г., когда на заседании Земского собора бояре избрали Михаила царем, положив начало династии Романовых, которая правила Россией больше трех столетий - вплоть до февральской революции 1917 г.

И именно тогда, когда 16-летний Михаил прятался в мрачных костромских лесах, на сцене появился Иван Сусанин. Известно о нем, собственно, мало. Возможно, он был простым крестьянином из деревни Деревеньки, возможно, сельским старостой, а, может быть, (уже не таким простым) управляющим домнинской вотчиной.

Вокруг владений несовершеннолетнего монарха, как описывал это потом сам царь, ходили польские и литовские люди. Они искали Михаила. Возможно, они хотели выкрасть его ради выкупа, а, возможно, были присланы убить конкурента царевича Владислава на трон. Один из таких отрядов оказался ночью в Деревеньках. Поляки потребовали, чтобы Сусанин отвел их утром к царю. Тот согласился, но послал своего зятя предостеречь Михаила, а сам надел оставленные кем-то из Романовых сапоги и, когда поляки заснули, отправился с собаками к одному из окрестных болот.

Утром он сказал, что Михаил ушел на охоту, и показал в качестве доказательства барские и собачьи следы на снегу. Интервенты, зная, что крестьяне носят лапти, поверили в это и пошли за Сусаниным. Когда в полдень солнце стало топить лед, поляки один за другим провалились в топь. Они поняли, что провожатый их обманул, и успели, прежде чем утонули в болоте, зарубить Сусанина шашками.

Эскиз декорации Ф.Ф. Федоровского к опере М. Глинки "Иван Сусанин"

Эту легенду воспроизвел Михаил Глинка в своей опере «Иван Сусанин», которая была поставлена в 1836 г. (царь Николай I велел поменять ее название на более патриотическое - «Жизнь за царя». Обожавший эту оперу Сталин вернул исходное название, но сегодня в употребление вернулся изначальный вариант).

Другая версия легенды, которой придерживается историк и автор книги «Иван Сусанин: легенды и действительность» Николай Зонтиков, гласит, что герой не заводил никуда поляков и литовцев. Они сами нашли его в Домнине, полагая, что Сусанин, будучи там управляющим, знает, где прячется новоиспеченный царь. Однако даже под пытками тот не выдал своего господина. История, однако, заканчивается так же как и у Глинки: героя зарубают шашками.

Первый документ, подтверждающий, что Сусанин существовал и на самом деле вел себе геройски, появился спустя семь лет после его смерти (если таковая была). Поздней осенью 1619 г. царь Михаил I прибыл в родные края, и здесь, как гласит предание, перед ним на колени пал зять Сусанина Богдан Сабинин, осмелившись поведать правителю о подвигах своего покойного тестя.

Через некоторое время царь велел составить грамоту, то есть своего рода заявление, в котором говорилось, что «в те поры приходили в Костромской уезд польские и литовские люди», они схватили Сусанина и «пытали великими, немереными пытками и пытали у него, где в те поры Мы, Великий Государь, Царь и Великий Князь Михайло Федорович всея Руси, были и он, Иван, ведая про нас, Великого Государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немереные пытки, про нас, Великого Государя, тем польским и литовским людям не сказал, а польские и литовские люди замучили его до смерти».

История о смерти тестя сыграла Сабинину на руку. Благодаря царской грамоте Сусанин был не только провозглашен героем и мучеником за царя, но и получил половину деревни Деревеньки. Царь освободил потомков Сусанина от податей и воинской повинности, и никаким властям не было позволено без ведома государя вмешиваться в их дела. Таких прав не было у самых выдающихся аристократических родов. Потомки Сусанина начали злоупотреблять своими привилегиями, а их деревня стала пристанищем беглых крепостных крестьян.

Царь Михаил довольно долго откладывал публичное признание заслуг Сусанина, что можно объяснить запутанной историей семьи Романовых. Царь Борис Годунов (1598-1605) видя в Федоре, отце Михаила Романова, конкурента, отправил его в монастырь, где тот стал монахом и принял имя Филарет. С 1612 г. он стал патриархом Всея Руси и поддерживал кандидатуру королевича Владислава, но когда оказалось, что притязания на трон есть и у короля Сигизмунда III, Филарет отвернулся от поддержки Речи Посполитой. Он был пленен в Мальборке, а в 1629 г. обменян на полковника Стурся.

(После кончины Гермогена в 1612 г. Филарета (Романова), ранее нареченного с 1608 г. патриархом, единодушно прочили в предстоятели Русской Церкви, и в церквах как Первоиерарха поминали «Великого Государя Филарета, Митрополита Московского и всея России». Необычными были как титуляция светская - «великим государем» (явно происходящая из отцовства по отношению к избранному в 1613 г. новому царю), так и церковная - «митрополитом Московским», указывающая на статус Филарета как нареченного предстоятеля Русской Церкви. Все дела церковные вершились уже именем Филарета (в патриаршей области за него даже надписывали антиминсы - ред.).

Царь Михаил смог объявить Сусанина героем лишь спустя семь лет после его смерти, уже не опасаясь, что ляхи из мести поступят с его отцом как с патриархом Гермогеном, которого они заморили голодом. А, может быть, все-таки, как полагают некоторые исследователи, вся история про крестьянина, пожертвовавшего жизнь за царя, была лишь выдумкой царского двора, которой нуждался в мученике для легитимизации и прославления неуверенно чувствующего себя на троне Романова?

Свои Сусанины - простаки, готовые пойти на смерть ради правителя - нужны были не только Михаилу. Историки насчитали по меньшей мере 70 героев, повторивших подвиг костромского крестьянина. Среди них — замученныхй до смерти поляками Никита Галаган, который в ходе восстания Богдана Хмельницкого (1648-54) завел польский отряд в устроенную казаками ловушку. Или уроженец села Молвитино Костромской губернии (с 1939 г. Сусанино) Осип Комиссаров, который четвертого апреля 1866 г. в Петербурге выбил пистолет из рук народовольца Дмитрия Каракозова, собиравшегося стрелять в Александра II. Комиссаров, до этого продававший на улице шапки, получил в награду от императора имение на Украине.

Свои Сусанины были и у большевиков. Ленин, например, наградил орденом Красного Знамени сибирского крестьянина Федора Гуляева, который завел в непроходимые болота белогвардейский отряд. Герой получил и новую фамилию: Гуляев-Сусанин.

Новая традиция, в соответствии с которой россияне должны забыть про Ленина и праздновать изгнание поляков из Кремля, было бы неплохо усилить религиозным аспектом. В церковном календаре четвертое ноября - это праздник Казанской иконы Божией Матери, с которой люди Минина и Пожарского осаждали захваченных ляхами Кремль. Не помешал бы и какой-нибудь святой. Разумеется, прекрасным кандидатом мог бы стать Сусанин, которого хочет канонизировать Костромская епархия РПЦ. Покойный глава Русской Православной Церкви Алексий II поддерживал эту инициативу и заявлял, что она достойна внимания.

Реальность фигуры Сусанина нужно было доказать, поэтому археологи несколько лет работали в окрестностях болот, куда тот якобы завел поляков, и обнаружили там около 400 могил. Звучали даже заявления, что там был найден череп «почти наверняка» принадлежащий героическому крестьянину, однако убедительных доказательств не появилось.

Кандидат в святые стал между тем героем множества анекдотов, его имя известно практически каждому россиянину благодаря расхожим шуткам о ненадежном провожатом. Например, таким: «Продам словарь польского мата. Иван Сусанин» или «Четвертое ноября - день Ивана Сусанина и главный праздник партии "Единая Россия". Они тоже сами понятия не имеют, куда ведут страну».

Иван Сусанин - народный герой, символ "мужицкой" преданности царю. За четыре столетия его имя и легенда о чудесном спасении первого государя из рода Романовых стали частью фольклора.

Откуда узнали?

История о подвиге Ивана Сусанина до начала XIX века передавалась его потомками из уст в уста. Широкая публика узнала о ней только в 1812 году, благодаря выходу рассказа писателя Сергея Николаевича Глинки в журнале «Русский вестник».

Позднее именно на этой публикации основывались пьеса «Иван Сусанин» и знаменитая опера Михаила Ивановича Глинки «Жизнь за царя». Глинка рассказал историю про Ивана Сусанина так.

В 1613 году изгнания поляков из Москвы, их банды мародерствовали во внутренних областях России. В феврале этого же года Земский собор в Москве провозгласил царем, и притом заочно, Михаила Федоровича Романова.

Но сам Михаил Федорович в это время находился в своей вотчине в Костромской области, и одна из польских шаек решила его погубить. Но где его искать, поляки не знали.

Приехав в село Домнино, они встретили крестьянина Ивана Сусанина и решили у него выпытать, где пребывает новоизбранный царь. Но Сусанин, смекнув, что поляки хотят погубить молодого государя, не только не сказал правды, но и повел их в противоположную сторону. По дороге он зашел в свою избу и незаметно отправил своего маленького сынишку к царю, чтобы предупредить его об опасности. Заведя ляхов в непроходимую чащу, Иван Сусанин произнес:

«Злодеи! Вот голова моя; делайте со мною, что хотите; кого вы ищете, тот вам не достанется!».

После этого, поляки зарубили саблями героя, но сами выбраться из чащи не смогли и царь был спасен.

Зять-наследник

История Ивана Сусанина спустя 200 лет обрела новые подробности литературного характера. Естественно, что предсмертные слова Ивана Сусанина выдумал сам Глинка. Многие детали он также добавил в рассказ о Сусанине «для красного словца». Но какие именно это были подробности? Что же мы реально знаем об Иване Сусанине?

Что-то можно предположить. Например, что Сусанин был вдовцом и у него была дочь, которая и наследовала ему.

В царской грамоте, данной 30 ноября 1619 года (уникальном и самом раннем источнике о существовании костромского крестьянина) зятю Ивана Сусанина Богдану Сабинину даруется половина деревни с «обелением» от всех податей и повинностей «за службу к нам и за кровь, и за терпение…».

Бесспорно, что такой документ мог быть только признанием больших заслуг семейства перед царем.

Родственники Сусанина

Некоторые предположения, что мать Сусанина звали Сусанна, а сам он был сельским старостой являются скорее домыслами. А вот отчество Сусанина – Осипович, было придумано историками уже в XIX веке и не подтверждается никакими документами.

Однако сам тот факт, что царь снизошел до простого крестьянина и еще дважды из Москвы подтверждал привилегии, освобождавшие от податей, в 1633 и 1691 годах заслуживает внимания.

В рассказе Глинки, по сравнению с текстом грамоты, есть два основных вымышленных сюжета. Первый – сын Сусанина. Как мы знаем, наследовала ему дочь Антонида (в том числе и царские привилегии), что было возможно только в отсутствие мужского потомства. Но ведь сын мог умереть и раньше? Как показывают исследования (Велижев, Лавринович) это не так.

Еще в 1731 году потомками Сусанина была сделана попытка ввести в рассказ о спасении царя еще одного родственника – будущего мужа Антониды. Его якобы послал Сусанин предупредить царя об опасности.

Однако этой выдумке не поверили и прошение (имевшее целью получить более широкие льготы) не утвердили. Таким образом, и сын и зять Сусанина не существовали и были добавлены в легенду о спасении царя позднее. То же можно сказать и о том, что Сусанин увел поляков в чащи (или болота). В документах XVII века известно только, что Сусанин не выдал местоположение царя, а романтический эпизод с глухими местами был добавлен позже.

Иван Сусанин и ДНК

В начале 2000-х годов в прессе появились несколько сообщений о находке могилы Ивана Сусанина. Археологи основывали свою гипотезу на том, что на нескольких скелетах, найденных в результатах раскопок недалеко от села Домнино, были обнаружены следы ударов холодным оружием, возможно сабли.

Однако они исходили из гипотезы, что Сусанин был похоронен, что также еще требовалось доказать.

Медики-криминалисты, изучавшие найденные останки, хотя и отметили многие сходные черты в антропометрическом строении найденных скелетов и потомков Сусанина в 8 – 15 поколениях, уклонились от однозначной идентификации наиболее вероятного скелета.

Судьбу должен был решить анализ ДНК костей, однако проведенное исследование не дало никаких надежных положительных результатов.

Иван Сусанин XX века

Тем не менее, едва ли сейчас можно сомневаться, что подвиг Ивана Сусанина был выдуман. Задокументированные примеры таких поступков хорошо известны в отечественной истории.

Самым знаменитым является подвиг крестьянина Матвея Кузьмина зимой 1942 года. В районе его деревни в Псковской области батальон немецкой 1-й горнострелковой дивизии хотел совершить обход позиций советских войск. В качестве проводника немцы выбрали 83-летнего Матвея Кузьмина. Однако тот, вызвавшись вести отряд, незаметно отправил 11-летнего внука Сергея (это не было уже выдумкой более поздних рассказчиков) в расположение советских войск и передал через него время и место засады.

В условленное время Матвей Кузьмин вывел немцев на позиции советских пулеметчиков. История эта была передана советским Информбюро, а Матвею Кузьмину посмертно было присвоено звание героя Советского Союза.

При этом, сам Матвей Кузьмин об Иване Сусанине знал едва ли – псковский охотник вероятно был неграмотным. Ну а если знал, то это тоже неудивительно. В России, как и позднее, в СССР, подвиг Ивана Сусанина широко использовался в массовой пропаганде. Опера Глинки «Жизнь за царя» сменила название на «Иван Сусанин», к патриотическому образу костромского крестьянина обращались писатели, художники, поэты на протяжении и XIX и XX веков. О реальном Иване Сусанине мы знаем очень мало, однако больше чем о любом другом крестьянине того времени. Его существование документально подтверждено, он даже своим молчанием совершил подвиг и не выдал молодого Михаила Романова, на которого охотились ляхи.

Иван Сусанин – это простой русский мужик, ставший героем в глазах всего народа после спасения Романова Михаила от поляков во время их войны с русскими.

К сожалению, о самом Иване Сусанине и его жизни известно не так много. Он был из простого крестьянского рода, родился и жил в деревне под названием Домнино. На сегодняшний день это место находится в Костромской области Сусанинском районе. В некоторых своих записях историки отмечали то, что Иван был в своей деревне старостой. По неподтвержденным данным Сусанин был вдовцом и имел взрослую дочь по имени Антонида.

О героическом поступке простого крестьянина Ивана Сусанина стало известно народу в 1613 году. В это время только что взошедший на царский престол Михаил Романов находился со своей матерью в городе Кострома. Поляки, пробравшись в город, пытались отыскать и захватить их в плен. Но на их беду у них на пути появился Иван Сусанин. Поймав крестьянина, они стали силой и пытками добиваться того, чтобы мужчина выдал им тайну местонахождения новоиспеченного царя. Но Иван оказался преданным человеком, и ни под каким предлогом не выдал им, где спрятался Михаил.

Позднее в 1619 году родственникам Ивана Сусанина выдали царскую грамоту, в которой говорилось о том, что царь дарует им во владение половину деревни и освобождает от податей и уплаты налогов. Затем по истечении еще времени такие же грамоты пыли написаны и выданы потомкам крестьянина-героя с теми же словами благодарностями и освобождением от податей.

Исторические источники и летописи 17 века мало могли рассказать о геройском поступке Ивана Сусанина. Люди создали небольшое предание и передавали его из уст в уста новому поколению. Но визит императрицы Екатерины Второй в Кострому положил начало новой правдоподобной истории о русском крестьянине Иване Сусанине.

Постепенно исторический подвиг Ивана Сусанина стал описываться в школьных учебниках по истории. Но самый большой интерес к этому подвигу возник во времена правления царя Николая Первого. Ивана Сусанина официально провозгласили героем, стали посвящать ему большое количество стихов, песен, а так же писали оперу.

Чтобы навсегда запечатлеть в памяти будущих потомков образ обычного крестьянина, настоящего героя и бесстрашного человека, в 1838 году по царскому указу было велено установить на центральной площади в Костроме памятник Ивану Сусанину.

Но были и те, кто отрицал подвиг Ивана Сусанина. Некоторые ученые историки сходились во мнении, что мужчина стал очередной жертвой разбойников, орудующих в то время вблизи Костромы.

В период октябрьской революции памятник был частично разрушен, так как Сусанин считался слугой царя. Но в 1938 году его вновь признали героем, но уже на более высоком политическом уровне. Его имя сало новым названием райцентра, в котором он проживал – Сусанин.

Вариант 2

Иван Сусанин считается русским героем, который спас Михаила Романова. Это произошло во времена войны между русскими и поляками.

О биографии Ивана Сусанина мало данных. Он был крестьянином, родом из деревни Домнино (в настоящее время это Сусанинский район, Костромской области). По некоторым историческим данным он был старостой в деревне и принадлежал ко двору Шестовых. О семейном положение тоже не указано. Известно, что была дочь Антонида. Вероятнее всего крестьянин был вдовец.

Свой геройский поступок он совершил в 1613 году. В эти времена новонареченный царь Михаил Романов и его мама Марфа укрывались в Костроме. Поляки хотели отыскать их и захватить. На пути им встретился Иван Сусанин. Они пытались выпытать где прячется царь. Вотчинного старосту жестоко пытали, но он был предан царю, и не рассказал его местонахождения.

Доказательством героического подвига крестьянина служит царская грамота от 1619 года. В ней указано о даровании родственникам крестьянина пол деревни с освобождением от податей «за службу у нам и за кровь...».

Позже еще были изданы грамоты потомкам Ивана Сусанина. Все они повторяли слова жалованной грамоты 1619 года.

В летописных книгах и других исторических источниках 17 века очень мало говорили о подвиге русского крестьянина. Лишь из рода в род рассказывались предания. А вот начиная с визита императрицы Екатерины II в Кострому было положено официальное начало упоминания Ивана Сусанина как спасителя рода Романовых.

Со временем подвиг крестьянина стал известен. О нем упоминалось в учебниках истории. Еще больший интерес о Иване Сусанине появился при царе Николае I. Подвиг получил официальный характер. Герою были посвящены стихи, литературные произведения, несколько опер, художественные произведения другое.

В качестве памяти потомкам в 1838 году был издан царский указ об установке памятника главной площади Костромы.

В истории так же были указаны случаи критики о достоверности подвига Сусанина. Многие ученые комментировали, что крестьянин всего лишь был одним из очередных жертв рук поляков. Так же подвергалось сомнению кто именно погубил крестьянина. Считалось, что в то время, вблизи Костромы могли разбойничать казаки или даже русские разбойники.

Во времена Октябрьской революции памятник подвергся разрушению. Это было связано с тем, что крестьянин попал в разряд «слуг царей». Позже, в 1938 году, Ивана Сусанина признали героем, отдавшим жизнь за царя. Это решение приняли на высшем политическом уровне. В честь героя даже были переименованы райцентр где проживал Сусанин.

3, 4, 7 класс

  • Жизнь и творчество Стефана Цвейга

    Стефан Цвейг – один из самых популярных австрийских писателей. Родился он в семье богатого фабриканта в 1881 году. Семья считалась очень процветающей и обеспеченной.

  • Эфиопия - сообщение доклад по географии 7 класс

    Эфиопия (Федеральная Демократическая Республика Эфиопия), ранее называвшаяся Абиссинией, расположена в восточной части Африки и имеет площадь приблизительно 1 127 127 кв. км

  • Жизнь и творчество Аркадия Аверченко

    Аркадий Тимофеевич Аверченко – русский писатель сатиры и юмора, родился в Севастополе, 15 марта 1880 года. Отец Аркадия, Тимофей Петрович, являлся продолжателем купеческого рода, а мама, Сусанна Павловна, была дочерью отставного офицера.

  • Приход к власти Гитлера в Германии

    После окончания Первой мировой это государство оказалось в весьма незавидном и плачевном состоянии. Согласно Версальскому договору, она ущемлялась очень во многом.

  • Доклад Признаки горной болезни (сообщение ОБЖ 6 класс)

    Горная болезнь – родственник высотной гипоксии, потому лучше уточнить о том, что представляет собой высотная болезнь. Это болезнь, возникающая на горах.

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...