Художник конюхов павел филиппович. Конюхов, павел филиппович Павел конюхов путешественник
Живущий в Воронеже родной брат известного путешественника Федора Конюхова на протяжении суток следил в интернете за тем, как его родственник пытается установить новый рекорд мира по продолжительности полета на воздушном шаре. Петр Конюхов признался РИА «Воронеж», что не сомневался в успехе брата. Он уже привык, что Федор всегда идет до победного и очень гордится его успехами.
Павел Конюхов рассказал корреспонденту РИА «Воронеж», что звонил в штаб Федора, когда знаменитый путешественник вместе с мастером спорта по воздухоплаванию Иваном Меняйло поднялся в небо.
Следил за их новостями через интернет, – объяснил Павел. – Я знал, что они побьют мировой рекорд. Единственное, за что переживал – чтобы у Федора и Ивана ноги не замерзли. Ведь нужно было сидеть в корзине шара, почти не двигаясь, при -25 градусах, а то и при -30. Еду они не взяли с собой, только бульон и чай. Отсутствие дополнительных вещей позволило взять на борт максимальное количество газовых баллонов.
Предыдущий рекорд мира по продолжительности полета на тепловом аэростате принадлежал Уильяму Басси из США. Американский пилот в январе 1993 года провел в воздушном шаре 29 часов 14 минут 35 секунд. Российские воздухоплаватели побили его рекорд: в корзине аэростата они находились более 30 часов. Федор Конюхов и Иван Меняйло стартовали в воскресенье, 24 января, в 07:55 с аэродрома в Тульской области, а приземлились на окраине города Ковров Владимирской области.
– Мировой рекорд превышен примерно на два часа. Конечно, я горжусь братом, но, если честно, уже привык к его рекордам. В марте Федор планирует перелететь на воздушном шаре с Северного полюса в Канаду, а летом отправится в кругосветное путешествие на шаре. Он планирует стартовать из Австралии и пролететь через Новую Зеландию, Аргентину, Чили, ЮАР и завершить в Австралии, – сообщил Павел Конюхов.
Иван Меняйло и Федор Конюхов
Фото — konyukhov.ruПавел – младший брат Федора Конюхова. Он так же, как его знаменитый родственник, долгое время был профессиональным путешественником. Список достижений младшего Конюхова достоин восхищения не меньше Конюхова-старшего. Павел совершил путешествие от Архангельска до села Уэлен (самый восточный населенный пункт Чукотки) по пути велопутешественника 30-х годов Глеба Травина. Вместе с напарником Павел Конюхов доехал на велосипеде до Полюса холода в Верхоянске, где была зафиксирована температура -72 градуса. В 1989 году вместе с братом Федором принял участие в советско-американском велопробеге по маршруту Находка-Москва-Ленинград. С декабря 1995 года по сентябрь 2000 года Павел совершил уникальное кругосветное велопутешествие по ста странам шести континентов.
Долгое время Павел Конюхов вместе с женой жил в приморском городе Находка. Семь лет назад супруги решили кардинально изменить жизнь и переехали в Воронеж. Черноземье они выбрали не случайно: во-первых, здесь живут родственники Конюховых, а во-вторых, теплый климат и красивая природа, что очень важно для художников.
– Моя супруга Вера Конюхова – член Союза художников России. А я увлекся живописью с 1996 года. Попросил супругу подсказать, как рисовать, а дальше она уже больше не вмешивалась. У нас с ней разные стили. Я работаю в технике пуантилизма, то есть рисую точками. Чаще всего пишу по мотивам своих путешествий. Но эти работы я на улице не продаю. За ними ко мне коллекционеры из разных городов домой приезжают. На улице я что-нибудь из простого и недорогого выставляю. Вот, например, серия про кошек. Они многим прохожим нравятся, и, соответственно, такие работы легче продать, – подытожил Павел Конюхов.
На Дальнем Востоке Павел был известным художником, участвовал в выставках в Находке, Уссурийске, Владивостоке и Хабаровске. Его работы находятся в частных коллекциях России, Австралии, Японии, Южной Кореи, а также в государственных музеях страны. В Воронеже о художнике-самоучке с мировым именем знают немногие.
– Я специально уехал из Находки, чтобы быть подальше от постоянной суеты и жизни на виду. Устал от публичности. Хочу просто спокойно жить, чтобы в меня не тыкали пальцами. Картошку сажать, грядки полоть и рисовать в тишине. Мы домик в селе купили. Пока все нам нравится здесь, переезжать не собираемся, – объяснил художник Конюхов.
Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Младший брат самого известного путешественника современности Федора Конюхова участвовал в трех десятках уникальных велоэкспедиций и проехал на велосипеде 43 страны мира. Павел семь раз пересекал Россию в разных направлениях, он - единственный, кто повторил маршрут путешественника 30-х годов XX столетия Глеба Травина вдоль Северного Ледовитого океана, дважды достигал Полюса холода зимой. Прошел пустыни Австралии и Гоби. Трижды его достижения были занесены в книгу рекордов СНГ «Диво». Член Союза фотохудожников России, действительный член Географического общества России и Украины, автор четырех книг. С 1996 года занимается живописью.
Павел Конюхов в Атманае
Общались мы с ним с ним в Атманае, что в Акимовском районе [родился Павел, как и Федор, в соседнем Приазовском районе]. В Атманай летом 2006 года, Павел Филиппович приехал погостить к родителям из далекого Приморского края вместе с женой Верой.
- Что у вас общего с Федором? - задал я первый, всю дорогу вертевшийся на языке, вопрос.
- Он мой брат. Благодаря Федору я стал путешественником. Я ведь за ним с детства следовал - хвостиком. За что он постоянно гонял меня. Вместе мы задумали и первую велоэкспедицию - в 1983 году: из Приморья, где уже жил Федор и куда вслед за ним приехал и я. Мы решили тогда домой, в Приазовский район, приехать на велосипедах. Начали готовиться к экспедиции, но Федора неожиданно пригласили поучаствовать в велогонке на Кубок Балтии. Я остался один. Но поехал... Три месяца добирался до села Чкалово, где жили родители. Это было мое первое странствие по стране. После него я заболел путешествиями. Ездил много: Сахалин проехал, Камчатку, Приморье исколесил. Вдоль западной границы прокатился - от Мурманска до Чкалово. А в 89-м понял: нужно бросать работу. И, уйдя из школы - физруком там был - стал только путешественником.
- Какой ваш маршрут - самый значимый?
- Очень долго я жил мечтой - пройти вдоль Северного Ледовитого океана. В 30-е годы этот маршрут одолел Глеб Травин, и больше никому не удавалось повторить его.
- Потому что он сложный?
- Да, очень непростой. Но и другая причина имелась: во времена Союза Север был закрыт для путешествий. А мне повезло: в свое время я служил на границе, и на нашей погранзаставе проходил службу будущий командующий погранвойсками Матросов. К нему, когда он уже был генерал-полковником, и попала моя заявка на путешествие. Наверное, вспомнив меня, генерал дал «добро» на маршрут. Кстати, часть пути с нами проехал и Федор - два месяца мы были вместе.
- Зачем на Севере велосипеды? Разве можно на них по снегу ехать?
- Можно! Кое-где по берегам Ледовитого океана имеются локальные дороги. Правда, от мыса Шмидта до Уэлена мы шли только по льду. Тяжелая экспедиция получилась! Я очень больным шел... пришлось даже к знахарке обращаться - она сама помощь предложила. "Иначе, - сказала, - ты не вернешься из экспедиции: сбудется давнее предсказание о твоей смерти на 37-м году жизни".
- Было такое?
- Цыганка мне давно-давно нагадала: если пройдешь 37-летний рубеж - будешь жить очень долго. Я и забыл об этом предсказании, а вот там, в экспедиции, вспомнить пришлось... А однажды мы набрели на охотничью избушку - года два, наверное, никто в ней не жил. Мои спутники предлагают: ты обед готовь, а мы пойдем дорогу посмотрим. И ушли. Я подметать полы взялся, вижу - бумага в углу какая-то. Развернул ее, а это портрет Федора! У меня аж слезы на глазах выступили. Федору, думаю, сейчас намного сложнее, чем мне. Он ведь в одиночку на Эверест идет! Я всегда Федора вспоминаю, когда трудно. Пытаюсь представить, как бы он поступил в моей ситуации.
- Вскоре вы снова на Севере оказались - на Полюсе холода...
- Мечта осуществилась-то! Нужно было новые цели перед собой ставить. Так и возникла идея дойти из Тынды до Полюса холода. Что мы и сделали за 41 день.
- Полюс холода - он в самом деле жутко холодный?
- Минус 63 градуса - обычная температура для тех мест.
- И что человек ощущает в такой мороз?
- Кажется, что натянуто все - включая и нервы, как струна. И тишина стоит звенящая. А нам нужно идти, нужно жить.
- И спать?
- Спать нельзя! Постоянно следовало пальцами шевелить, постоянно быть собранным. Как только кто-то храпеть начинал - будили его. Пару раз и я засыпал. Сразу сны приходили - радостные, солнечные. Но тут же голос чей-нибудь их обрывал: "Паша, Паша, не спи!"
- Хуже где - на Севере или в пустыне?
- В пустыне! Жара в 57 градусов - и полное бездорожье, при отсутствии воды. Каждый шаг отдается в мозгу: вода, вода, вода... А пить нельзя - вода тут же с потом выйдет. Пить приходится по глотку. Не пить даже - в рот воду набирать. Через полчаса - еще один глоток. И так изо дня в день... Вернувшись домой, попервости воду возле кровати на ночь оставлял - настолько исстрадался без нее.
- Зачем вам все это надо было, Павел?
- Сложно сходу ответить. Хотя вопрос этот мне часто задают. И иногда приходилось что-то выдумывать. А сейчас отвечу так, как сам понимаю. Каждый из нас желает быть счастливым. Но что такое счастье, никто не знает. Однако стоит человеку побывать на грани жизни и смерти и не погибнуть, разгадка счастья становится очевидной. Счастье -
Это возможность жить!
- А если просто сидеть на берегу и ловить рыбу - разве это не счастье?
- В таком случае ты будешь счастлив от того, что поймал рыбу, а не от того, что тебе Бог даровал жизнь. В полной мере жизнь, как счастье, можно ощутить, лишь пройдя через трудности, через испытания.
- Ну, допустим, один раз мужчина может себя испытать, но зачем дальше трудности создавать?
- Ты знаешь, Володя, мужчиной я себя как раз на маршруте и чувствую! В пути ведь все от меня зависит. Там я хозяин положения. А в обычной жизни не нахожу для себя места.
- Природа жестока сама но себе?
- Я ее не боюсь! Самое страшное в природе - это люди.
- Икону берете в дорогу?
- Меня сопровождают две иконы: Божия Матерь Порт-Артурская, подаренная архиепископом Владивостокским и Приморским Вениамином, и Казанская Божия Матерь.
- Казанская - тоже подарок?
- Вот какая история с ней приключилась. Однажды я ехал на велосипеде из Приморья в Финляндию. Под Екатеринбургом оказался часов в десять утра. И вдруг замечаю: что-то блестит на трассе. А машин вокруг - масса! Город же крупный неподалеку. Подъезжаю ближе - икона лежит посредине дороги. И ни одна машина на нее не наехала! Значит, она меня ждала! Ну и забрал ее.
- Во время странствий по миру вера укрепляется?
- Конечно! Человек в каком случае к Богу обращается? Когда ему трудно! А в путешествии всегда трудно. И я никогда не выхожу на дорогу, не прочитав молитву.
- Ваше самое долгое путешествие сколько продолжалось?
- Год, по Австралии.
- Австралийцы отличаются от нас?
- Они добрее. Не поверишь: там все на дороге приветствовали нас! Ну, если не все, то 99 из ста проезжавших! Пиво прямо на ходу иредлагали, воду.
- Полиция тамошняя как себя вела?
- За год полицейские меня четыре раза останавливали. В первый раз предупредили, что ночью будет дождь. Во второй раз посоветовали, как проехать по менее загруженной дороге. Третья остановка - перед заездом в пустыню. Полицейские вручили визитку: случится что, мол, - звоните, там по-русски понимают. Четвертая задержка возникла на скоростной магистрали, по которой запрещено движение на велосипедах. А чтобы объехать ее - 20 километров в сторону. Ну а зачем нам лишних 20 километров? Вот и решил я прикинуться: не понимаю, дескать, чего вы хотите. Полицейские показывают: туда надо! А я им: нет, сюда! Замечаю, психовать начинают. Тогда я достаю записку с английским текстом: мы, значится в ней, русские путешественники, едем вокруг Австралии, языка не знаем. Помогите с хлебом и водой. Протягиваю записку полицейским. Те прочитали... и на капот своей машины упали от хохота. И руками машут: езжайте, куда хотите.
- А на просторах СНГ как вас принимают?
- Иногда в день по пять-семь раз останавливают.
- Зачем?!
- А вдруг наркотики везу...
- И такие проверки бывают?
- Нередко. Но случается, останавливают просто поговорить. И сфотографироваться на память.
- Какие у вас, Павел, на будущее планы?
- Мечтаю проехать всю Америку - от Аляски до Огненной земли. И в Индию хочу попасть. И, конечно, по стране опять поеду. Мне нравится движение. Очень!
- Домой, в Приазовье, не тянет?
- Тянет! Возвращаться думаем. Родители здесь, сестра и брат - тоже. Федор в Москве живет. Один сын - в Донецке, второй - в Москве. А мы с женой - в Приморье. Вот и планируем рано или поздно поближе перебраться.
- К Москве или к дому?
- Не решили пока окончательно.
- Океан не возникало желание перейти - как Федор?
- Вот что я тебе на это отвечу: велосипед я выбрал именно из-за Федора. И сейчас по рейтингам в первую тройку мировых сухопутных путешественников вхожу. А за Федором я бы за всю жизнь не угнался!
- Как полагаете, нужен в Приазовье музей братьев Конюховых?
- Сейчас, может, он и не нужен. Но в будущем понадобится. И он появится - когда нас уже не будет...
Владимир ШАК
[Газета "МИГ", Запорожье]
На плече у Павла татуировка: "Сын рыбака"
Одна из книг путешественника
15 мая в главном корпусе ВГУ студенты и любознательные воронежцы встречались с путешественником, художником и писателем в одном лице Павлом КОНЮХОВЫМ. Велопутешественник рассказал о том, как покорял Север на велосипеде, ночевал в палатке при минус 60, обходился за границей без знания английского и почему впервые увидел сына через четыре месяца после его рождения.
По наказу деда
В мужчине, скромно расположившемся за столом в конференц-зале, легко было узнать брата Федора Конюхова. Такие же длинные волосы, борода и, что примечательно, светящиеся теплотой глаза. Но Павел немного младше брата, а свои километры вокруг земного шара наматывал исключительно на велосипеде.
Без лишних слов, с живостью, свойственной решительным людям, Павел Конюхов начал рассказ о своих экспедициях и путешествиях. Конечно, он не мог не сказать о том, с чего началась эта страсть: «Родился я на берегу Азовского моря. Там, где родился Егор Седов (Егор Седов – русский гидрограф, полярный исследователь. В 1912 году организовал экспедицию к Северному полюсу, во время которой погиб -прим. «P.S.-5 сов»), с которым был дружен наш дед. Когда дед умирал, он подозвал к себе моего старшего брата Федора, дал ему крестик и сказал: «Внучок, дойди с этим крестиком до Северного полюса». Так что Федор с пяти лет мечтал об этом. А я младше и всегда бегал за ним везде хвостиком. Так мы вдвоем стали путешествовать.
В 1975 году я служил на границе с Ираном, и как-то мне в руки попал журнал «Вокруг света», где было написано о Глебе Травине. Травин за три года и 14 дней, с 1928 по 1931, проехал на велосипеде вокруг Советского Союза. Я прочитал и забыл. Но когда я вернулся из армии, то стал читать про него и узнал, что в мире создано 7 клубов, повторяющих маршрут Глеба Травина. Я сразу стал переписываться с родственниками Травина и велосипедистами. Но все мне сказали: «Никто тебя не пустит на Север. Он закрыт для путешествий». Но я не остановился и решил узнать, на что способен. Я сел на велосипед и поехал в одиночку через всю страну из Находки, где я тогда жил, на родину. На это у меня ушло три месяца. В последнюю неделю я отказался от пищи, решив проверить, смогу ли я путешествовать по Северу, если вдруг закончится пища. Я терял сознание, но доехал благополучно. И после этого начал путешествовать каждый год.
На велосипеде по пути Травина
«На следующий год я проехал весь Сахалин. Затем в 1985 году проделал путь от Мурманска вдоль западной границы до Одессы. И вот в 1987 году мы решили поехать на Север, начать путь Травина. По этому поводу я потом написал книгу. Она называется «Навстречу солнцу».
Самым сложным было то, что я никогда не был на Севере и не привык к нему. Вышли мы в тундру, а там везде снег, куда бы я ни посмотрел - не за что глазу зацепиться. Я тогда подумал, что, наверное, не пройду здесь. Тем более друзья, которые шли со мной, думали, что я все знаю. Ну, я не показывал им, что я ничего не знаю. За полгода мы прошли от Архангельска до Тикси. Затем вернулись домой, чтобы готовиться к следующему этапу».
Но маршрут тогда не был пройден до конца. А причина крылась вот в чем: «В мае 1989 мы с Федором должны были ехать на велосипеде от Владивостока до Петербурга вместе с американцами. Они должны были снимать фильм. Назывался «Сибирский переход». В состав экспедиции было очень сложно попасть. Набор проходил из 3000 мужчин и 800 женщин. Федора выбрали как интересного человека, а меня взяли как проводника, потому что я уже проезжал этот маршрут. Взяли еще двух девушек из Москвы. Одна была мастером спорта, а вторая только недавно научилась ездить на велосипеде. Ее взяли, рассчитывая на то, что она сойдет с маршрута, чтобы показать, какая тяжелая дорога в России, что даже русские не могут выдержать».
Не тот полюс холода
«Когда мы ехали с американцами, они сказали: «У вас в России находится полюс холода в Оймяконе. В 1990-ом году туда дошел итальянский путешественник Яцек Палкевич, а вот вы, русские, не можете дойти». И после возвращения, зимой, в самую стужу я решаю дойти на велосипеде до полюса холода.
Я организовал конкурс в газетах «Советский спорт» и «Комсомольская правда», и мне пришло около 5000 писем от желающих попасть в команду. Я взял 7 человек с территории всего Советского Союза. Мы вышли из Тынды и за 41 день достигли полюса холода. Самая холодная температура была -63. После возвращения нас занесли в книгу рекордов «Диво». Были сложности. Одному участнику, который отморозил себе нос и ноги, врач отрезал кончик носа и большой палец на левой ноге. Операции делали в палатках.
Когда я приехал, меня пригласил в Северную Корею Ким Ир Сен по случаю своего дня рождения. Но я отказался, сказал: «Я поеду только на велосипеде». Я знал, что до этого никто подобного не делал. Но там не было такого путешествия, как у нас по стране. Там нас постоянно сопровождали машины. Но мне было приятно, что я первым проехал эту страну.
В 1992-м году я решил закончить свой маршрут по пути Глеба Травина. Только уже с новыми участниками. Прежние не смогли. Потом я снова написал об этом книгу. Называется «Мы шли рядом со смертью». Там я чуть не умер, но благодаря тому, что мои друзья были сильными, мы дошли до конца.
После возвращения нам сказали, что мы покорили не тот полюс холода. Оказывается, что он находится в Верхоянске. Средняя температура там ниже. И вот мы решили покорить два полюса холода на велосипедах. В первый же день маршрута у нас сошел 1 человек. Он воевал в Афганистане, был контужен, и у него открылись старые раны. Где-то через неделю сошел второй. И мы вдвоем дошли до Оймякона. Самой теплой погодой там было -54. Ночевали мы только в палатках. При таком морозе даже птицы не летают. В -60 градусов даже разговаривать тяжело, а водка замерзает.
В 1993-м году я возвращаюсь, а мой друг тогда занимался изучением жизни путешественника Владимира Арсеньева. Он узнал, что Арсеньев в 1912-м году ездил в Норвегию и они с нанайцами наметили маршрут от Владивостока до Северного Ледовитого океана. Но потом началась первая мировая война, потом гражданская, и они не смогли осуществить этот проект. Я загорелся идеей пройти этот маршрут и собрал команду. На это ушло 79 дней. Дошло только два человека из 25.
Потом, по возвращении, мы узнали, что такой путь собирались пройти офицеры НАТО. Мы должны были встретиться с ними, пришли в музей, но из них был только один, их начальник. Он тогда извинился: «Вы поймите, они не пришли, потому что им стыдно. Они к этому маршруту 10 лет готовились, такое снаряжение собирали, вплоть до того, что туалет должны были брать, а вы прошли на велосипедах».
В Австралию, в гости к Романовым
Во Владивостоке, в ТЮЗе Павел познакомился с князем Романовым, одним из родственников Николая II. Князь предложил ему: «Я хотел бы, чтобы ты приехал к нам в Австралию». Но Павел уже по традиции ответил: «Вы знаете, я так не поеду, я только на велосипеде».
«Он пригласил меня и моего друга. А у друга того тоже была фамилия Конюхов. В газетах тогда написали: «Конюховых много, а земной шар один». Ну а как добраться? У нас же всегда финансов мало. И нас близнецы Запашные взяли вместе с тиграми. И вот мы 25 дней шли на пароходе. Мы целый год путешествовали по Австралии, потом в Новой Зеландии, Тасмании, Южной Корее». Потом я в одиночку путешествовал по России, Европе. В Дании меня обокрали, я остался без денег, и мне пришлось возвращаться.
Раньше я во время путешествий получал справки о прохождении маршрута, ставил печати, отмечался. Потом я уже начал путешествовать в свое удовольствие, для себя. Ведь никому не будешь показывать справку с печатью, мол, я там был.
В 2001-м году мы решили пройти пустыню Гоби. Проехав Гоби, попали в Читинскую область. А там тоже интересно. Дорог нет, только направления. Вот спрашиваешь у монгола, как проехать к железной дороге, а он тебе дорогу не покажет, может показать только, где населенный пункт находится.
В 2002-м я проехал по святым местам России, по всем монастырям от Владивостока до Валаама. Потом еще в Европу. На следующий год я на Дальнем Востоке путешествовал.
Самый интересный маршрут был, когда в 2006-м году я решил отправиться из Владивостока в Италию, к мощам Николая Чудотворца. Я проехал через Россию, Финляндию, Норвегию, Данию; поехал через Европу до Италии. А там оказалось, что моя виза не пройдет. Нужно было делать итальянскую визу, а у меня была финская. И мне сказали: «Можно по горам пройти, тебя не увидят. Но если поймают, на пять лет запретят въезд и еще посадят в тюрьму». Я тогда решил так не делать, потому что ехал я к Святому Николаю Чудотворцу. Решил, не буду обманывать. И если нельзя проехать, значит, я еще грешный, значит, Бог меня не пускает туда. И я вернулся назад.
После этого мы с семьей решили переехать с Дальнего Востока в Воронеж. Первое путешествие я здесь совершил вокруг Воронежской области, чтобы посмотреть, куда же я приехал. Еще совершил маленькое путешествие на Куликово поле».
О демократии в путешествиях и о том, как найти жену, которая будет ждать
Рассказ путешественника не мог оставить слушателей равнодушными. На Павла градом посыпались вопросы.
- Вы набирали команды. Назовите три самых важных качества, которыми должен обладать ваш спутник.
Первое. Когда я отбирал людей в команду, я всегда брал тех, кому за 30. Потому что до 30 лет не все понимают, зачем они идут. Второе. Должна быть совместимость в группе – это самое главное. И третье. Физическая сила не главное, а вот психологически не каждый может выдержать месяц, два, три. У нас были ребята, чемпионы России по боксу. И они сходили, потому что это совсем другое. Были велосипедисты - мастера спорта. Они тоже сходили, потому что в обычных условиях они могут проехать, а потом вернуться домой. А здесь надо долго ехать, готовить есть, спать в палатке без печки, без всего. Когда на улице минус 60, в палатке на 15 градусов теплее. Надо выжидать до утра. Потом целый день идти. Мы питались два раза в день – утром и вечером. В обед не ели, потому что день короткий. Питались только кашей: рис и гречка.
- А как вы отбирали из 5000 участников команду?
Пришло пять тысяч писем. Там много молодежи, девочек. Некоторые писали, что хотят увидеть белого медведя. Я сразу их исключал. Я отбирал из тех, кто уже путешествовал. Переписывался с ними, узнавал, где они путешествовали. И по письмам я определял, что за человек. Потом я обратился к экстрасенсам. Затем еще к одной женщине, которая по почерку определяла. И вот мне предложили взять одного москвича, а одного из Казани убрать. Я не послушался. Парень из Казани мне помогал, а москвичей я всегда немножко недолюбливал. Они всегда высокого мнения о себе. Подумал: «Нет, я возьму того, кто из Казани». И он оказался единственным, кого сняли с маршрута. Уже оставалось 200 км. Он был дежурный. Я сказал, что утром, в 9 часов уходим. Я никого не жду. Потому что людей много, и если я начну всех ждать, затянется. Я сел и поехал. Люди быстро собираются, и за мной. И вот ребята догоняют меня и говорят, что Володю (участника из Казани) сегодня снимают с маршрута. Оказалось, он три километра проехал на машине. Он отстал и решил догнать. Всего три километра, его бы подождали. Но он подъехал. Мне жалко было, все-таки он уже столько прошел, но его сняли с маршрута.
- Во имя чего ваши путешествия?
Это самый сложный вопрос. Я читал ответы 20-30-ти путешественников, которым его задавали, и все отвечали по-разному. Я тоже разные ответы давал. Потом я понял, что каждый человек хочет быть счастливым. И я счастье нахожу только там [в путешествиях]. Я там чувствую себя человеком. А здесь, в городе, я крупинка, один из толпы. А там все зависит от меня, жизнь зависит от меня. А во-вторых, после тяжелой экспедиции я возвращаюсь домой и счастлив тому, что я живой. Две-три недели я счастливый, ничего не замечаю, я понимаю, что самое большое счастье – это жизнь, особенно когда здоровье есть. Мы здесь живем и думаем, что если деньги, продукты, хороший дом будут, то это хорошо. Нет, самое главное – здоровье. А чтобы это понять, надо через что-то пройти. Почему люди к Богу приходят? Сначала у них что-то случилось, а потом они к Богу обращаются. Так и здесь. Я тоже не такой верующий был, пока не попал в путешествия. Потом хочешь-не хочешь, но поверишь в Бога.
- Скажите, пожалуйста, где вы с Федором взяли таких жен, которые терпят ваши путешествия?
- Когда мы с женой начали встречаться и решили пожениться, я у нее спросил: «А ты будешь меня в путешествия отпускать?». Она сказала: «Конечно». Думала, что на выходные. (Смеясь)
Но самое интересное вот что. Я работал в школе вместе с женой. Когда она забеременела, я ее отправил рожать в Забайкалье. А меня из школы не отпускают, мол, надо работать. И я уволился из школы. А в то время в Советском Союзе нельзя было просто болтаться по стране. Была статья за тунеядство. Мне никто справку не дал, и я решил ехать через всю страну на велосипеде. И когда я доехал до Читы, Федор выбил мне справку, что я еду от комсомола, чтобы меня не арестовали. Из Читы поехал дальше, меня же жена ждала. Доехал до Уфы – мне сообщили, что у меня сын родился. В Куйбышев приехал, позвонил по телефону, узнал, что все хорошо. Когда доехал до конца, не мог улететь. Целый месяц мне пришлось добиваться билета. Когда прилетел в Читу, возникла другая проблема – в Чите закрыли аэропорт на три месяца. И когда я прилетел домой, сыну было уже четыре месяца.
- Как вы преодолевали страх в экстремальных условиях?
Я всегда говорил, не боится тот, кто дурак. Страх есть всегда. По России ехать очень сложно. Вот я ездил в Австралию, там страха почти не было. Там я боялся только, что меня кто-нибудь укусит или крокодил нападет. В Австралии местные русские объяснили нам, что самые опасные там пауки. Есть такие, от которых даже сыворотка не помогает. Показали фотографии, а они маленькие. Как я их от других пауков отличу, если их много бегает? А вот змей мы не боялись. Когда палатку ставили, брали палки, спокойно отгоняли ими змей. Но когда я приехал домой, то через два-три месяца из программы «В мире животных» узнал, что в мире существует 10 видов самых опасных змей, и из них 9 живет в Австралии. Вот только тогда мне стало страшно. А когда я этого не знал, мне и страшно не было. Много разных случаев было: и стреляли в меня, и при мне одному человеку уши отрезали. Но выжил.
- Как справлялись с ответственностью за команду, которую собирали?
Мне всегда ребята говорили, что из путешествия я прихожу самый вымученный. Потому что я отвечаю за всех. Прежде чем пойти спать, я должен сам посмотреть, все ли легли. Ночью просыпаюсь, прислушиваюсь, кто как сопит. Если кто-то захрапел, я его бужу. Потому что ночью полностью нельзя заснуть, иначе можно не проснуться. И все время путешествия я иду в напряжении, потому что я отвечаю за их жизни. Я отвечаю перед их женами, детьми. Всегда думаю, а что я им скажу?
В путешествиях у нас демократии нет. Как только мы выходим, она заканчивается. Я за всех отвечаю. Завхоз, врач, механик – они советуются только со мной. Я им говорю сразу: «Если не хотите, оставайтесь. Если вы не будете слушаться, я вас с маршрута сниму».
- Скажите, вы с детства были волевым человеком или вы как-то в себе это воспитывали?
Думаю, я и сейчас не такой. А вообще жизнь заставляет. Если струсил, то уже надо возвращаться, потому что там можно только на себя надеяться, никто не поможет.
Вы проехали целый свет, увидели столько стран, культур и людей. Есть ли какие-то вещи, которые вас удивили? Почему в Австралии вам было путешествовать менее страшно, чем по России?
Я проехал 53 страны, и больше всего мне понравилась Австралия. [Там] люди очень добрые. Когда мы туда приехали на пароходе, нас встретили. Зашли таможенники. Когда узнали, что мы путешественники, попросили сфотографироваться. Спросили: «Оружие, наркотики есть?». И отпустили. Выходим – все здороваются, все приветствуют, машут. За год путешествия по Австралии меня остановила полиция 4 раза. Один раз остановили и дали визитку с адресом. Сказали: «Здесь по-русски понимают. Можете позвонить - вас спасут». Второй раз была загружена дорога в выходной. Нам сказали, что есть дорога второстепенная, мол, поезжайте там, потому что здесь машин много. А когда узнали, что мы русские, один полицейский сказал, что тоже по-русски понимает и сказал: «Таня, люблю». Кто-то научил его. В третий раз предупредили, что ночью будет дождь и надо будет где-то спрятаться. И еще один раз мы ехали на велосипедах по автобану, а нельзя было, и нас полиция остановила и сказала, что надо уезжать. А чтобы уехать, надо было 25 км в сторону проехать. Ну мы дурачка включили, будто не понимаем. Говорим: «Мы русские, мы не понимаем, нам туда надо ехать». Смотрю, они уже начинают нервничать. Я достаю и показываю записку, на которой нам друзья написали по-русски и по-английски: «Мы русские путешественники. Едем вокруг Австралии. Языка не знаем. Помогите». Они на капот упали, начали смеяться и говорят нам: «Поезжайте, поезжайте».
- Как вы, путешествуя по другим странам, справляетесь в общении с людьми, говорящими на других языках?
Да, язык – это проблема. Во-первых, в школе я учил немецкий, а вы знаете, что мы немцев в то время не любили и не учили немецкий язык. А в путешествиях нужен английский в основном. Перед тем, как поехать в Австралию, мы каждый день учили слова. Я выучил где-то 500-700 слов. И так 2-3 слова по-английски, где-то по-русски. А вот когда общались с велосипедистами, было более сложно. Но у меня был друг, он лучше знал английский, и мы через него общались. Был случай в Австралии, когда мне был нужен лук. И у меня из головы вылетело, как будет «лук». Я им объясняю, показываю, что и слезы текут, но они ничего не понимают. Я потом взял и нарисовал. Они были так рады тому, что наконец поняли, что вынесли мне лук и бесплатно отдали.
- Какие путешествия, одиночные или с компанией, вам подходят больше всего?
Мне, конечно, больше нравятся одиночные, но они и более опасные. А если с компанией, то надо только с очень хорошими друзьями ехать. Когда едем с друзьями, то руководитель - я, но подчиняются не мне, а самому слабому. Если мы едем, и он говорит: «Паша, давай остановимся ночевать», значит, ему нужно, он просто так не скажет. Останавливаемся. Потому что иногда человек стесняется сказать, терпит, а потом что-то случается. Но это только с хорошими людьми. А бывают ленивые, которые через каждые 40 км хотят останавливаться.
- Как вы ночевали в диких условиях на холоде?
Надевали три-четыре комплекта шерстяного белья, потому что шерсть, даже когда она мокрая от пота, все равно греет. Потом надевали тонкий свитер и анорак, брезентовую куртку. Вечером все это нужно снять. А оно по морозу колом стоит. Анорак снимаешь на улице, привязываешь к велосипеду, чтоб не улетел. Белье я переворачивал со спины на грудь, чтобы за ночь высохло. Стельки я всегда клал на ягодицы, на голое тело, чтобы они были сухие. Сверху надеваешь пуховые брюки и куртку. За ночь все высыхает.
И, как я уже говорил, ночью на севере не спишь, а дремлешь. Заснуть нельзя, потому что можно потом не проснуться. Лежишь, чувствуешь, что рука замерзла – начинаешь ею работать. Если ноги замерзли и не отогреваются, надо вылезти и побегать вокруг палатки. Самое тяжелое предстоит утром, когда надо теплую одежду снять и надеть то, что колом стоит. Одеваешься и слышишь, как все остальные зубами стучат. Да так стучат, что едва зубы не вылетают.
- Когда вы едете в одиночку, какой обязательный набор медикаментов вы берете с собой?
Главное – от расстройства желудка. А когда на Север еду, мне жена покупает таблетки и пишет, какие от чего. Я беру и пью, и даже местных жителей лечил, хотя сам не разбираюсь.
Велосипед - это же такая вещь ненадежная. Может отскочить колесо, могут стереться или лопнуть шины, тем более в мороз. Как вы вообще с этим справлялись?
Когда я готовился к полюсу холода, мы обратились в Новосибирский институт, чтобы они дали нам одного участника-ученого. Они нам тогда сказали: «Вы не пройдете, у вас велосипеды треснут». Американцы, когда узнали, что я езжу по Северу на велосипеде, назвали меня русским самоубийцей. Федора они называли «одинокий волк». Когда на Севере идешь, в камеру заливаешь глицерин, чтобы он смягчал шины и они не лопались. Наибольшая проблема – ломающиеся педали, особенно для тех, у кого высокий рост. И все мы везли с собой: педали, цепи. Пробившуюся камеру в тепле можно поменять за 5-10 минут, а там уходит 2-3 часа. Все это нужно делать у огня и голыми руками. Пальцы сразу отмораживаешь.
-Почему вы переехали из Находки именно в Воронеж?
Я семь раз проезжал Россию. Но почему-то ни разу не проезжал Воронеж. И когда мы решили переехать с Дальнего Востока, то сначала хотели в Ростов. Там у меня друзья. А племянница у меня служит на Камчатке, но квартиру здесь [в Воронеже] получила. Она нам сказала, что Воронеж очень красивый город. У нас родители жили на Украине, Федор и наш сын в Москве, а мы решили жить посерединке. Приехали, нам понравилось. Сначала хотели квартиру в городе, но в Девице, прямо возле храма дом продавался. Мы с женой художники, у нас мастерская. Туда и переехали.
- Вы призываете молодежь быть путешественниками? Как вы к этому относитесь?
Нет, я не призываю путешествовать, я просто за здоровый образ жизни. А путешественников из тысячи или миллиона появятся один-два. Они сами поймут. Как Федор всегда мне говорил, если хочешь быть счастливым - путешествуй. Так что они сами должны дойти до этого. А чтобы путешествовать или любой другой работой заниматься, надо полностью ей отдаваться. Я прожил 60 лет, и даже если я сейчас умру, я все равно себя уже считаю счастливым, потому что я все увидел, все испытал на себе. Я жил так, как я хотел. Это самое главное.
Ольга СЕМИОХИНА
Фото Юлии УСТЬЯНЦЕВОЙ и из личного архива Павла КОНЮХОВА
13 июля российскому велопутешественнику Павлу Конюхову исполняется 61 год. Клуб активного отдыха и туризма "Робинзоны" организовал встречу с Павлом Филипповичем накануне его дня рождения. Путешественник душевно беседовал с воронежцами и презентовал свои книги «Навстречу солнцу» и «Под северным сиянием» в книжном клубе "Петровский". На встречу пришли не только поклонники писательского таланта Конюхова, но и путешественники, ищущие мудрых советов. Павел Филиппович рассказал, как ему удалось собрать деньги на первые путешествия, почему он странствовал только на велосипеде и как планировал свои маршруты.
Как стал на выбранный путь
Я родился на побережье Азовского моря, где жил Георгий Седов (организатор неудачной экспедиции к Северному полюсу, во время которой умер, не достигнув цели, – прим. автора). Мой дед дружил с Седовым. Когда он умирал, то подозвал старшего брата Федора и дал ему нательный крестик со словами: «Георгий не дошел, ты должен дойти до Северного полюса». А я, как младший, везде хвостиком за Федором бегал. Я был в семье шестым ребенком, родился больным. До трех лет и девяти месяцев не видел и не ходил. А потом прозрел. И в пять лет совершил свое первое путешествие. Мне было интересно, куда солнце садится. Я друга подговорил, и мы ушли, родители трое суток искали нас. Тогда отец ремнем отбил охоту путешествовать надолго.
Потом, когда я учился в Донецке на учителя физкультуры, Федор познакомил меня со своими друзьями: альпинистом, спелеологом, туристом. И я начал путешествовать по Дальнему Востоку, спускаться в пещеры, пока в 1987 году не поехал на велосипеде.
Почему велосипед? Из-за Федора. Так много, как сделал старший брат, я уже не смогу сделать. И чтобы не говорили, что я повторяю его маршрут, решил выбрать велосипед. Сейчас я уже отошел от путешествий по состоянию здоровья, но когда ездил, то был в тройке лучших в мире по сложности путешествия.
Как зарабатывал на путешествия
За год до первого путешествия в 1983 году я собрал деньги. Жена уехала в Читу рожать, а я поехал через страну на велосипеде. Когда приехал в Уфу , узнал, что сын родился, а когда вернулся, ему было уже четыре месяца. В дальнейшем путешествовал от горкома комсомола. Они деньги не давали, но давали бумажку, по которой нас пускали бесплатно ночевать в общежития и ремонтировали снаряжение. Тогда билет на самолет от Москвы до Владивостока стоил 134 рубля, а зарабатывал я как учитель 224 рубля. Поесть дешево можно было. Это сейчас тяжело, все дорогое.
Но когда я первый раз ехал вокруг страны, меня с работы не отпускали. И Федор сказал: «Если ты с работы не можешь уволиться, то зачем начинаешь путешествовать».
Как объехал Северную Корею
В 1991 году Ким Ир Сен, президент Северной Кореи , пригласил меня на день рождения. Мы ехали в вагоне, полностью обитом бархатом, были все удобства. На каждой остановке возлагали цветы товарищу Ким Ир Сену . Встречали нас тысяч пять корейцев, телевидение было, все торжественно. Мы хотели посмотреть страну, и нам сказали, что с нами поедут их лучшие спортсмены. Ехали по всем улицам, и везде нас встречали люди, выглядывали с балконов, приветствовали. А потом мы поехали за 70 км от города. Спереди мотоцикл и машина, две машины по бокам и две сзади нас. И весь маршрут с двух сторон стояли люди и махали нам. Я тогда удивился, думаю, как их туда завозили за 70 км?
А когда возвращались на родину, полдня ждали поезд, никого не было. Потом приехал паровоз, который уголь возит, и слышу оттуда: «Где этот Конюхов? Мне некогда!». Так мы и полезли туда, в костюмах, белых рубашках…
Как не боялся змей в Австралии
Я целый год путешествовал по Австралии . Люди там добрые: едешь, а тебе и колу , и пиво подают на ходу, чтобы не приходилось останавливаться. Все здороваются с тобой, даже неприятно было, постоянно руку поднимать. Там было очень много змей. Мы их прямо палками и отодвигали, чтобы палатку поставить. А потом, когда я домой приехал, узнал из передачи «Вокруг света», что девять из десяти самых опасных видов змей обитают в Австралии… Вот тогда мне стало страшно. А до этого – не задумывались.
Был случай, когда купались в речке с крокодилами. В Австралии жарко, помыться хочется. Вот мы свернули к реке, а там табличка висит: «Купаться запрещено. Крокодилы». Ну а куда нам отступать? Нашли место, где по колено, и купались. Один в воде, второй наблюдает.
Почему полюбил Север
Кто бывал на Севере, того снова тянет туда. Это как моряков тянет к морю. На Севере – свобода. Все зависит только от тебя. Здесь, на юге, ты один из многих, и часто можешь встретить нехороших людей. Я же семь раз Россию объезжал. Иногда на кладбищах ночевать приходилось, чтобы никто не трогал. Хотя и на Севере есть не очень хорошие люди. Они считают, что живут плохо, потому что мы, русские, у них все забираем.
Как питался во время путешествий
Когда путешествуешь по югу, вопросов нет, тут можно и в столовую заехать. А вот на Севере питались два раза в день – утром и вечером. Брали с собой только гречку и рис. Они питательные и быстро дают калории. Мясо не брали, потому что его тяжело везти. Еще делали свою колбасу: смешивали орехи, шоколад, желуди, изюм, замораживали и ели. Сыт не будешь, но энергии хватало.
Как лечился
Раньше у нас врача не было. Американцы даже прозвали меня «русским самоубийцей» - за то, что ездил без рации, без врача. Мне жена собирала аптечку, подписывала, какие таблетки когда принимать. Бывали случаи, когда чукчей лечил – смотрел, от чего какие лекарства, и давал им. А потом появился у нас Миша Тумаев из Эстонии , хороший врач. Он нас и лечил. Но знаете, когда врача нет, меньше болеют.
Как справлялся с проблемами
На Севере самая большая проблема – это сон. Мы никогда не брали печку. Перед сном одежду надо было снять, чтобы высохла. Носки я клал на живот, а стельки на ягодицы, на голое тело. До утра все высыхало. В спальник с головой забираться нельзя, лицо накрывали шарфом, и он часто примерзал к бороде. Так и ночевали: вечером поели, первые полтора-два часа поспали, а потом дремали. На Севере полностью засыпать нельзя – можно утром не проснуться. И никогда не согревались водкой. Она только сначала греет, а потом еще холоднее становится. Вечером, когда переодевались, принимали ложку спирта, чтобы телу горячо было. А если проваливались под лед – согревались молоком.
Что давало силу в безвыходных ситуациях
Я сначала думал, что Земля очень большая. А когда стал путешествовать на велосипеде, понял, что она такая маленькая. За несколько месяцев объезжал Европу , за три месяца – Россию. И знаете, безвыходных ситуаций не бывает. Вот если ты на Севере остановился – куда ты денешься? Хочешь – не хочешь, а надо выйти к людям. Был случай, на Севере рама треснула. Ни сварки, ничего нет. Привязали топор, скрутили и доехали до места, где можно заварить. В любой ситуации есть выход, только нужно не суетиться, не паниковать, а сесть и подумать.
Я помню, когда в 1994 году мы шли по океану, я сильно заболел. Врач сказал, что могу остаться без руки. Мы тогда проходили через торосы – это еще сложнее, чем идти через лес. Они как четырехэтажные здания, через которые нужно пролезать. И заметили мы у берега избушку. Остановились там, и, представляете, я нашел в углу плакат Федора Конюхова, когда он на Северный полюс шел. У меня тогда даже слезы выступили. Когда мне трудно, я часто думаю: «А как бы Федор поступил?». И вот тогда мне попался его плакат.
Как планировал свои маршруты
Чтобы начать путешествовать, главное – выйти и идти. Важно психологически настроится. Я целыми днями смотрел на карту. Прежде чем проехать маршрут, я должен был духовно его пройти. Я думал, сколько километров должен пройти, где буду останавливаться, каких людей могу встретить. И потом оставалось только тело свое пронести через этот маршрут.
В чем видит счастье
Когда меня спрашивают, зачем я путешествую, я говорю: чтобы быть счастливым. Когда проходишь такие трудности, а потом возвращаешься домой, чувствуешь себя счастливым. Еще две-три недели радуешься, что ты живой, и все люди кажутся добрыми. Кто-то тебе на ногу наступит – ты сам извинишься. Потому что счастье – это жизнь и здоровье.
А молодым я бы сказал: главное оставаться человеком в любых ситуациях.