Холоп царевича Алексея. Помощь искупающимся на свободу

Левко Вершинин всегда мечтал вернуться в тот "золотой век", когда Речь Посполитая владела необозримыми просторами "от можа до можа" (на самом деле - не так, но не будем вдаваться в детали). Эх, были времена! Прекрасные дамы, благородные рыцари! А тут бы и Левко пригодился! Ну, как еврея, его бы в магнатский замок или палац вряд ли пустили. Но ведь можно было бы и соврать, типа, "мама турок, папа грек, а я малороссийский человек". Валах, к примеру. Или болгарин. А что? Вполне сошел бы. И вот уже Левко прислуживает за столом самому князю Радзивиллу! Или нет... Лучше - Острожскому! А еще лучше - Вишневецкому! Подает ему блюда к столу, сапоги чистит и на запятках у кареты стоит. Пан едет - и Левко вместе с ним! Летит карета, а по обочинам дороги холопы скинув шапки стоят и кланяются в пояс. Князю кланяются, но, вроде как... ежели подумать... то и Левку тоже! Сказочная судьба для одесского нищеброда! Ну просто - предел мечтаний.

А тут еще съездил Левко в Варшаву и пообщался с важными панами... Ну, как панами. Это лет триста назад в Варшаве панами были шляхтичи-рыцари. Сейчас как-то все больше бывшие сантехники да электрики. Попадаются и бывшие карманники. Да. Но иногда. Редко. Тут врать не будем. Сантехников куда больше. Но для холопа Левко и то - великие господа. Настоящие паны! Цэ Еуропа!

И один польский пан даже снизошел до Левко, письмо ему написал! Левко пол-Валенсии обежал, всем показывал и хвастался. Но потом опомнился: а вдруг украдут?! Побежал домой и сел об этом письме пост писать.

Письмо, надо сказать, очень интересное. Польский сантехник (или все-таки электрик? впрочем, неважно) рассказал типично польскую историю. Не современную, а именно панско-шляхетских времен из первой половины XVII века, когда князья Вишневецкие владели половиной Левобережья Малороссии. Вот так это звучит в пересказе Левка:

"Весной 1639 года, через пару месяцев после бракосочетания Иеремии Вишневецкого с Гризельдой Замойской, молодая чета с первым теплом отправилась странствовать по необозримой Вишневеччине, где князь Ярема был и крулем, и Богом. К тому времени уже стало ясно, что пара идеальна: молодой супруг - идеал польского рыцарства - обожал свою юную супругу, в отличие от большинства девиц того времени, очень образованную, с "прекрасным ликом и нежной душой", она отвечала ему полной взаимностью, и один из самых влиятельных вельмож Речи Посполитой по одном ее слову готовы был "сносить горы".
https://putnik1.livejournal.com/6744301.html

Ну, я же говорю: прекрасные дамы, благородные рыцари... Правда, существовали и отдельные социальные недостатки:

"И вот случилось так, что в одном из местечек наткнулись они на неприятное зрелище: какой-то хлоп, ударивший подпанка (за что в Вишневеччине, в отличие от где-то еще, канчуками не отделывались), угодил на кол, но угодил не очень удачно: спица прошла наискосок, вышла не через рот, как полагалось бы, а где-то у ключицы, так что, бедняга никак не мог отдать душу, пребывая при этом в сознании, - и зрелище это шокировало княгинюшку. Не столько само по себе, - у папы, в Замойщине, такое тоже бывало, - сколько неэффективностью исполнения, многократно, свыше меры усилившей заслуженные мучения преступника.

"Ах, - воскликнула пани Вишневецкая, - бедный хлоп! дайте ему вина", - и спустя пару минут лично пан Ярема, для которого слово любимой было законом, собственной рукой поднес к залитым кровавой пеной устам наказанного бокал наилучшего, не всяким шляхтичем за всю жизнь попробованного бургундского. А тот, нет чтобы выпить и сказать "Спасибо!", выплюнул ароматную влагу на князя, испортив ему камзол. Как тут не разгневаться? - и рассвирепевший князь замахнулся, чтобы покарать негодяя, но не успел: "Мой дорогой, не надо! Не делайте ему больно!", - вскричала ясна пани, а ее слово для мужа было законом".
https://putnik1.livejournal.com/6744301.html

Вот такая феодальная действительность Речи Посполитой. Княгиня Гризельда потом всю ночь проплакала. Левко почему-то думает, что и у родного батюшки она на подобное насмотрелась, но, полагаю, демонстрация дочери казни холопов в педагогическую программу Замойского-старшего не входило (не на одесской "Канаве" среди мордобоя, чай, вырос), а потому княгиня от чудовищного зрелища действительно испытала шок.

Впрочем, напрасно это Левку объяснять: с хама не зробишь пана, а княгиня Гризельда у него в любом случае ничего кроме классовой ненависти не вызывает. Одесские Левки - они ведь такие. Когда социальные порядки прочны и им ничего не светит, стараются прибиться к вельможным панам и прислуживать им "верой и правдой", всем видом показывая, что с княгини Гризельды (или иной госпожи) пылинки будет сдувать. Ну, а как революция какая - тут иной коленкор, и одесские Левки мигом облачаются в кожаные тужурки, хватают наганы и волокут этих княгинь вместе с детьми к стенке, ибо "классовая борьба". А оная "классовая борьба" дает широчайшие перспективы для карьеры. Особенно Левкам из Одессы.

Но когда революции на горизонте не видать, они очень умело прячут свою "классовую ненависть" в самый потайной карман лапсердака, выражая и лицом, и глазами, сияющими восторгом пред господином, безграничную преданность пану. За примером далеко ходить не надо. Как верно и, не побоимся этого слова, самоотверженно Левко еще совсем недавно служил гетьману Януковичу и называл его не иначе, ка "САМ". Но вот гетьмана Януковича погнали другие претенденты на булаву и... он превратился для Левка в "овоща", так что теперь холоп о своем бывшем господине пишет с нескрываемым отвращением. Хотя тот лично ему ничего плохого не сделал. Ну так "классовая борьба". При случае Левко пана Януковича и расстрелял бы, да не случилось.

А к чему, собственно, было письмо Левку от польского пана? А к тому, что Левко накропал тут пост по поводу записи Маргариты Симонян в фейсбуке. Вот, мол, какая бяка, эта Марго, что сказала о своем чувстве стыда перед теми, кто беднее ее. Так с чего она плохая? Так богатая! А таких куда? К стенке!

Нет-нет, не подумайте. Не украинских богатеев к стенке и не испанских. И уж, упаси Боже, не американских! Там имущественное неравенство - вполне справедливо. Да и нет его вовсе, ибо разве может быть на благословенном Западе - имущественное неравенство? Вы с ума сошли?! Цэ Еуропа! Цэ АМЕРИКА!!!

А вот в России - это чудовищно. И то, что Маргарита Симонян имеет особняк - равносильно посажению на кол крепостного крестьянина. Ганьба, одним словом. Об этом, собственно, и написал своему ученику Левку польский наставник. И не просто написал, а объяснил, как об этом должен писать теперь Левко. Чтобы на всей Украине прочли - и содрогнулись! Вот, мол, какие москали - звери.

Мы, русские, конечно, посыпем голову пеплом и покаемся. Увы нам, имущественно неравным. Хотя...

А с какого перепуга в пример приводятся реалии Речи Посполитой? Ну да, польские паны там были господами, а малороссы - холопами. Дальше что? Причем тут Россия? Первая половина XVII века говорите? Так у нас казнь простолюдина помещиком в те времена (а в приведенном случае решение о казни принял даже не хозяин поместья, а управляющий) - немыслима. От слова "совсем". Более того, даже и в XVIII веке, когда в России окончательно оформилось крепостное право, помещик не имел права казнить крестьян. Вот не имел - и все. А польский шляхтич - очень даже имел. Ну, а магнат при желании мог и шляхтича на кол посадить. А уж ограбить, имение отнять - вообще запросто. Соберет своих гайдуков - и вперед. И полетит вон из своего маентка шляхтич. Иди вдова с сиротами - так даже и проще, опасности сопротивления вовсе нету. Очень даже распространенное явление было в Речи Посполитой, среди благородных рыцарей. И называлось интересно - "наезд". Как понимаете, не от наших бандитов словечко позаимствовано. Похоже, что очень даже наоборот.

Поэтому странно, что одесский Левко описывает совершенно заурядное для Речи Посполитой событие (если не считать, что не всякому казненному удавалось плюнуть в лицо магнату) и делает на том пример... для России!

Но это при поверхностном взгляде. А понять следует простую вещь: Левку написал пан и повелел сделать так-то и так-то! А Левко - он же холоп. Разве может он ослушаться пана? Да ни в жисть! Вот и исполняет волю господина. А вы про какого-то там Богдана Хмельницкого... Вон, века минули, Речь Посполитая пала, Российская империя пала, Советский Союз пал, и настали уж совсем иные времена...

А украинцы - все те же холопы пред поляками. Даже одесские евреи.

Холоп в неволе у господина, а господин у своих затей.

Пословица

[ Хрущов:] Так, государь отец наш. Мы твои Усердные, гонимые холопья.

Пушкин, Борис Годунов.

В зубы холопа примерного, Якова верного, походя дул каблуком. Некрасов.

« Извиняюсь, что это вы все - холоп да холоп! Какой я вам холоп? Что это за слово такое? »

Михаил Булгаков. Иван Васильевич

Оказывается картина «Иван Грозный убивает своего сына» была написана

после картин «Сын пришел пьяный», «Сын не пришел ночевать» и «Сын женился на холопке».

Холопство как качество личности – склонность пресмыкаться перед кем-либо, быть готовым на всё из раболепия, низкопоклонства.

Молодой баpин едет по поместью в коляске. Внезапно взгляд останавливается на кpестьянине в поле, котоpый как две капли воды похож на самого молодого баpина. — Тпpуууууууу! Эй, холоп! Подь сюда. А ну говоpи: — Мать твоя в поместье у моего батюшки не pаботала ли когда-то? — Да нееет, баpин, не pаботала… А вот отец мой — да! Конюхом у Вас pаботал…

Холопство будет процветать, пока в обществе много людей с рабской душой. Холопство не искоренить, оно будет существовать повсюду, если социум снисходителен к раболепию и низкопоклонству.

Приехав в Петербург, Суворов хотел видеть государя, но не имел сил ехать во дворец и просил, чтоб император удостоил его посещением. Раздраженный Павел послал вместо себя — кого? гнусного турка, Кутайсова. Суворов сильно этим обиделся. Доложили, что приехал кто- то от государя. «Просите»,- сказал Суворов; не имевший силы встать, принял его, лежа в постели. Кутайсов вошел в красном мальтийском мундире с голубою лентою через плечо. — Кто вы, сударь? — спросил у него Суворов. — Граф Кутайсов. — Граф Кутайсов? Кутайсов? Не слыхал. Есть граф Панин, граф Воронцов, граф Строганов, а о графе Кутайсове я не слыхал. Да что вы такое по службе? — Обер-шталмейстер. — А прежде чем были? — Обер-егермейстером. — А прежде? Кутайсов запнулся. — Да говорите же. — Камердинером. — То есть вы чесали и брили своего господина. — Точно так-с. — Прошка! — закричал Суворов знаменитому своему камердинеру Прокофию.- Ступай сюда, мерзавец! Вот посмотри на этого господина в красном кафтане с голубою лентой. Он был такой же холоп, фершел, как и ты, да он не турка, так он не пьяница. Вот видишь куда залетел! И к Суворову его посылают. А ты, скотина, вечно пьян, и толку от тебя не будет. Возьми с него пример, и ты будешь большим барином. Кутайсов вышел от Суворова сам не свой и, воротясь, доложил императору, что князь в беспамятстве.

В «Социальной структуре Древней Руси » холопылюди, право владения которыми у господ не было ничем ограничено (фактически они были рабами в русском феодальном обществе). Известны на Руси с 10 в. Холопы не имели своей собственности и в любой момент могли быть проданы или отданы любому лицу. За действия холопа нес ответственность господин. Вместе с тем, в отличие от рабов античных, холопы могли быть «посажены» на землю в качестве крепостных. Холопами становились в результате пленения, самопродажи, продажи за долги или за преступление, через женитьбу или замужество на холопе или холопке. В реальной жизни холопы состояли из двух категорий: слуги феодала, входившие в состав его личной челяди и дружины (из их среды выходила княжеская администрация и даже видные представители господствующего класса)); вторую категорию составляли пашенные холопы («страдники»), холопы-ремесленники. На протяжении 16 века, в связи с распространением крепостного права, роль холопов уменьшалась. С 17 века наиболее массовым становится «служилое» холопство. Часть его, получая за «службу» землю в условное держание, вливались в состав господствующего слоя, становясь как бы холопами великого князя. Другая часть в 17 – 18 вв. была «положена в тягло» (т.е. подати, натуральные налоги или повинности крестьян и посадских людей в 15 – 18 вв.), слившись с массой крепостных крестьян.

Холопство – обыдляченная часть общества, не имеющая чести, совести, долга, достоинства и желания самостоятельно думать. Господин зачастую позволяет своим холопам подворовывать из государственной казны. За это они прислуживают своему хозяину и сохраняют до поры до времени преданность. Практически холопство бесполо, ибо в его природе нет ничего ни мужского, ни женского. Писемский в «Людях сороковых годов» пишет: «Но он все-таки холоп в душе — двадцать лет (его прежней деятельности) не могли пройти для него безнаказанно: они непременно приучат его мелко думать и не совсем благородно чувствовать».

Холопство – готовность к любым унижениям, лишь бы сохранить своё место, свой статус.

Скажи ка холоп, а ты сможешь без рук съесть яблоко? -Ссссмогу! -Хорошо…отрубите ему руки!

Барин (рано утречком, в постели еще, жалобно): — Ох! Петрушка! Пе-тру-шка-а-а! Ой! Плохо мне! Давленье у меня! Холоп Петрушка (хмуро стягивая с себя штаны): — Ох, барин, женились бы Вы, что-ли.

Занимаются любовью барин с боярыню. А холоп держит свечу. Ну, у барина ничего не получается. Он холопу: — А ну, стань с этой стороны (ничего не выходит). — А ну, стань стой стороны (опять ничего). — А ну, махнемся местами (махнулись). Барин холопу (держа свечу): — Ну как? (Х)- Ох, хорошо барин. (Б)- Так отож учись холоп как свечку держать.

Жена оставила мужа с сыном дома. Звонит мужу с работы: — Как вы там, мои мужчины? — Царь спит, холоп игрушки собирает!

Холопство – талант к приспособленчеству. Приспособленчество как качество личности – склонность двурушничать, менять свои взгляды, убеждения в зависимости от конъюнктуры, обстоятельств, к которым приспособленец приспосабливается, с целью замаскировать свои порочные качества личности, свои мнения и оценки, чтобы сорвать какой-то куш, извлечь выгоду.

Сталин во время домашних вечеринок часто задавал такой вопрос: — Ну, что расстреляем Никитку к чёртовой матери или пусть гопака спляшет? Холоп Никита Хрущев, выпив стопку, принимался плясать. Так он и доплясался до верного ленинца, первого секретаря ЦК КПСС, руководителя мощной державы.

Петр Ковалев 2015 год

ХОЛОП

муж. (халупник?) крепкий земле и господину, дворовый, крепостной человек, либо купленный, раб. Холопы, холопья, холопьё ср., собир. дворня, бранное Вообще, слуга, покорный, безответный служитель, почему встарь всякий подданный в просьбах царю писался холопом. Холоп полный, обельный (т. е. облый, круглый?), докладной, Русская Правда. крепостной; холоп кабальный, там же, закабаленный, продавший себя на годы или по смерть. Неволя холопу, воля господину. Перед Богом все холопы. Пьян холоп, царю виноват. Не дай Бог попу быть в холопех, а холопу в попех! Холоп на боярина не послух (т. е. не свидетель). Холоп на холопа послух. По муже раба, и по рабе холоп (·стар. о браках вольных с крепостными). Чванится, как холоп на воеводском стуле. Старый холоп, старый пес: со двора долой либо под лавку (негоден). Сам барин, сам холоп, сам пашет, сам орет, сам с крестьян оброк берет, однодворец.

| Холоп или хлап, в картах, валет.

| Служка, васька, разувайка, род косой скамеечки для разувки сапогов.

| ·заводск. железный брус, вкладываемый при ковке якоря в проушину наковальни, для удержанья сношенных частей, при сварке. Холопка, хлапка. крепостная, дворовая женщина. Холопов и холопкин, что лично их; холопий, к ним относящийся. Холопский, холопам свойственый, что в их обычаях. Наше дело холопье, мы не вольны в себе. Холопий приказ, ·стар. ради суда между господами и их холопами. У него какая-то холопская ухваточка. Похвальба не холопское (а дворянское) дело. Холопить кому, ·стар. быть и служить холопом. А иному он и с сыном не холопили никому. Акты.

| - кого, обращать в холопы, кабалить и приписывать в крепость себе. А ныне они людей себе похолопили, присвоив. Холопенье, холопка, действие по гл. Холотеть, становиться холопом, переходить в это званье;

| принимать лакейские привычки. Холопство ср. состоянье это, рабство, крепостничество;

| собир. холопье, холопы. Все холопство собралось, лакейство. Из холопства взять - будут пересмехать. -вовать, быть или служить холопом.

| - кому, перед кем, раболепствуя холопски угождать, подличать; холопничать. -ничанье, действие по гл. Он холопничаньем в люди вышел. Холопай, -пайка, бранное слуга, служанка.

  • - см. Холоп...
  • - лицо, продавшееся в холопство с доклада и влагаемое на основали и Д. грамоты. Юридическое положение Д. холопа в древней Руси было то же, что и положение холопов полных, или обельных...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - см.: паханы дерутся - у ов чубайсы...

    Словарь русского арго

  • - ; мн. холо/пы, Р....

    Орфографический словарь русского языка

  • - муж. крепкий земле и господину, дворовый, крепостной человек, либо купленный, раб. Холопы, холопья, холопьё ср., собир...

    Толковый словарь Даля

  • - ХОЛО́П, -а, муж. 1. В Древней Руси: человек, находящийся в зависимости, близок к рабству; в крепостнической России: крепостной крестьянин, слуга. 2. перен. Человек, готовый на всё из раболепия, подхалимства, холуй...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ХОЛО́П, холопа, мн. холопы, холопов, и холопья, холопьев, а также холопи, холопей, муж. 1. В древней Руси - раб. Кабальный холоп. Полный холоп. || крепостной крестьянин, крепостной слуга...

    Толковый словарь Ушакова

  • Толковый словарь Ефремовой

  • - холо́п I м. 1. Тот, кто находился в феодальной зависимости, по форме близкой к рабству. отт. Подданный царя, находившийся в полной зависимости от него. 2. Крепостной слуга. 3. перен...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - хол"...

    Русский орфографический словарь

  • - холо́п род. п. -а, а́й "холуй", укр. холо́п, блр. холо́п, др.-русск. ъ, им. п. мн. ч. -и, род. п. мн. ч. -ей, русск...

    Этимологический словарь Фасмера

  • - раболепник, человек с скими, лакейскими взглядами, ухватками Ср. Но он все-таки в душе - двадцать лет не могли пройти для него безнаказанно: они непременно приучат его мелко думать и не совсем благородно...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - ъ раболѣпникъ, человѣкъ съ холопскими, лакейскими взглядами, ухватками...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - См. СВОЕ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Жарг. мол. Шутл. Обращение к другу, товарищу. Максимов, 463...

    Большой словарь русских поговорок

  • - ...

    Формы слова

"ХОЛОП" в книгах

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 34 автора Степанова Наталья Ивановна

Чтобы муж под женой как холоп ходил Из письма:«Мне сорок лет, я женат, и у меня к Вам большая просьба. Помогите моей жене меня обуздать, она уже измучилась, а я со своими привычками и характером не могу ничего поделать. Есть ведь, наверное, такая молитва, чтобы я ей покорялся,

Часть I Холоп на троне

Из книги Крушение царства: Историческое повествование автора Скрынников Руслан Григорьевич

Часть I Холоп на троне

8. Холоп царевича Алексея

Из книги Тайная канцелярия при Петре Великом автора Семевский Михаил Иванович

8. Холоп царевича Алексея В 1722 году проживал в Воронеже Иван Михайлович Завесин. Сын площадного подьячего, Иван Михайлович имел многочисленную родню, жившую и служившую в Воронеже, и под ее покровом записался в городскую службу - подьячим. Служба его шла плохо. Завесин

Глава 3 Холоп

Из книги Юрьев день автора Куликов Геомар Георгиевич

Глава 3 Холоп Жил Митька вовсе недалеко, верстах в трёх от родной деревеньки. Только иной раз верно говорят: близок локоть, да не укусишь.А получилось так.И прежде в доме Якова Позднева лишнего не было, однако и голодом не сидели. А в этот год к весне, что ни обед или ужин -

Чтобы муж под женой как холоп ходил

Из книги 1777 новых заговоров сибирской целительницы автора Степанова Наталья Ивановна

Чтобы муж под женой как холоп ходил Из письма: «Мне сорок лет, я женат, и у меня к Вам большая просьба. Помогите моей жене меня обуздать, она уже измучилась, а я со своими привычками и характером не могу ничего поделать. Есть ведь, наверное, такая молитва, чтобы я ей

Ты как царю челобитную подаёшь, холоп?!

автора Братута Сергей

Ты как царю челобитную подаёшь, холоп?! Необходимость дробления крупных групп на более мелкие. Касты и ранги.Расширенная иерархия группы («Полный Табель о Рангах»):Альфа (лучшие) – в свою очередь можно выделить следующие подгруппы:Альфа плюс (лучшие из лучших;

Ты как царю челобитную подаёшь, холоп?! Часть вторая.

Из книги Трактат о выживании, как его понимает обычный практик автора Братута Сергей

Ты как царю челобитную подаёшь, холоп?! Часть вторая. Вот сейчас милиция приедет, тогда и посмотрим, кто из нас холоп! К/ф «Иван Васильевич меняет профессию». Место Гамма в полном «табеле». Касты и ранги: реакция на присутствие Гамма.Расширенная иерархия группы («Полный

5.2. Истинное лицо российского “демократа”- самодовольный раб-холоп

Из книги Об искоренении глобальной угрозы «международного терроризма» автора СССР Внутренний Предиктор

5.2. Истинное лицо российского “демократа”- самодовольный раб-холоп Если понимать сказанное ранее, то выясняется, что многие наши «несгибаемые демократы», в прошлом якобы борцы за свободу от советского партийно-государственного тоталитаризма, в действительности

«Холоп» и «Неверный»

Из книги автора

«Холоп» и «Неверный» Согласен. Тема действительно очень интересная, особенно если её рассматривать не замыленным взглядом…Мне кажется, что я обязан посвятить некоторое время пояснению ещё одной важнейшей детали холопства. А именно обязательной увязке понятий «холоп»

Алла Большакова ХОЛОП АВГУСТЕЙШЕГО ДЕМОКРАТА

Из книги Газета День Литературы # 162 (2010 2) автора День Литературы Газета

Алла Большакова ХОЛОП АВГУСТЕЙШЕГО ДЕМОКРАТА Казаков В. Холопы. Роман-дурь. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009 Валерий Казаков известен читателям как автор реалистической прозы о чиновничестве всех мастей и рангов: от грозных небожителей Старой

Последние материалы раздела:

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...