Характеристика форм и видов девиантного поведения. Причины девиантного поведения человека

Поведение человека многогранно, довольно непредсказуемо, и с помощью таких наук, как психология и социология, ученые ищут способ построить связь между поступками и возможными факторами риска для комфортного обеспечения жизнедеятельности культурной среды государства. Известно, что именно поведение и мотивы могут сыграть ключевую роль в создании культурного и развивающегося общества. Одна из форм поступков вне общественной нормы человека — девиация.

Девиантное поведение представляет из себя действия, которые не подчиняются установленным в обществе рамкам, отклоняются от нормы, предписанными традициями или законами.

Виды

  1. Антисоциальный характер человека противоречит общепринятым правилам в государстве. Часто, такие поступки носят криминальный характер. Сюда включены грабежи, нанесение тяжкого вреда человеку или его личному имуществу.
  2. Асоциальное поведение. Люди, которые входят в эту группу, обычно подвергаются пренебрежению моральных и нравственных норм. Здесь говорится о проституции, образ жизни, который подразумевает проживание на улице, попрошайничество.
  3. Диссоциальный вид. Обычно характеризуется отклонением от нормальных для здорового индивидума медицинских и психических показателей. К примеру, склонность к суициду, не адекватное проявление агрессии, чрезмерно быстрая езда на автомобиле, прием наркотических средств, чрезмерное употребление крепких алкогольных напитков.

Причины появления отклонений

Любую причину нужно искать в детстве, так как именно детская и юношеская пора является формирующим звеном в психологии человека. Зачастую, на психику подрастающего индивида влияет:

  1. Биологический мотиватор, включает в себя генетическую предрасположенность. Это те качества, та наследственность, которую дал ребенку родитель. Исключить их довольно сложно, но возможно это сделать при помощи социального окружения.
  2. Социальная обстановка несет в себе информацию всех окружающих людей, которые влияли на формирование личности: семья, друзья, родственники, соседи.

При благополучной совокупности врожденных и приобретенных данных, личности не характерно девиантная манера, его развитие произошло успешно, и если он не свяжется с отрицательным слоем общества в будущем, его духовному развитию ничего не угрожает.

При нарушении хотя бы одного фактора, есть вероятность поддаться отрицательному воздействию окружающей среды. В этом случае личность начинает противопоставлять себя обществу. Это служит самовыражением личностных качеств, которые не были замечены ранее, своеобразным протестом устоям, которые не привили человеку.

Профилактика борьбы с девиантным поведением

В случае угрозы появления отклонений у личности, обусловленные врожденными обстоятельствами, важно создать атмосферу тепла и уюта вокруг ребенка. Беречь от негативных воздействий, прививать нормы и традиции, которые сложились в определенной группе лиц. Подходит для ситуации, в которой матерью и отцом являлись неблагополучные граждане, наркоманы или алкоголики, а ребенок передан в воспитанную семью.

В любом обществе есть люди, которые нарушают нормы социума, идут против правил и моральных устоев. В этой статье мы разберемся, что значит девиантное поведение и какие причины его возникновения.

Девиантное поведение – это поведение человека, которое отклоняется от общепринятых норм социума. Такое поведение отличается от общепринятого своими мотивами, ценностями, идеалами и средствами достижения собственных целей.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

Например, такие люди могут не здороваться при встрече, иметь «интересный» внешний вид, хулиганить, предпринимать инновационные или революционные действия. Больше всего подвержены такому поведению молодые люди, святые и гении, революционеры и психически нездоровые индивиды. Поведение таких людей в той или иной степени нарушает стабильность социальных взаимоотношений в семье, на улице, в коллективе и обществе в целом.

Нужно понимать, что девиантное поведение может быть для одного общества или социальной группы нормой, а для другого – отклонением. Оно также может быть положительным и отрицательным.

Т. Парсонс выделяет два типа девиантного поведения в зависимости от отношения человека к другим людям:

  1. Первый тип личности стремится возобладать и подчинить людей. Это проявление девиантной мотивации, которая часто наблюдается в преступных группировках.
  2. Второй тип личности подчиняется другим людям, делает уступки или приспосабливается к более сильным и активным личностям. Так, к примеру, образовалось целое девиантное общество под руководством Сталина.

Существует более широкая классификация такого поведения, разработанная Мертоном. В основу типологии легло отношение человека к стандартам, своим ценностям, потребностям. Он выделил такие типы девиантного поведения:

  • Тотальный конформизм (нормальность) поведения. Это человек, который принимает нормы общества, получает образование, имеет работу, двигается вперед, тем самым реализую как собственные, так и социальные потребности.
  • Инноваторы – люди, которые соглашаются с целями своей деятельности, которые одобряются обществом, но в то же время не следуют общепринятым средствам достижения целей. Они придумывают новые и нестандартные средства достижения целей. К примеру, это люди, которые занялись приватизацией государственной собственности, построением финансовых «пирамид», «рэкетом». Это именно тот тип девиантного поведения, который часто имеет положительный окрас. Это двигатели прогресса.
  • Ритуалисты – это люди, которые доводят до абсурда нормы и принципы общества. Они требуют соблюдения всех прописных правил, часто устраивают забастовки.
  • Ретреатизм означает бегство от действительности. Это люди, которые отвергают цели и пути их достижения. Сюда относятся бомжи. Алкоголики, наркоманы, монахи.
  • Революционеры – люди, отвергающие устаревшие цели и заменяющие их на новые.

Как видно из вышесказанного, девиантное поведение имеет и положительные проявления. Благодаря революционерам и инноваторам общество отказывается от морально-устаревших ценностей и целей и движется вперед.

Психологические причины девиантного поведения

В психологии такое поведение объясняется разными типами ориентации: корыстная (правонарушения ради материальной выгоды), агрессивная (оскорбления, хулиганство, насилие, убийство), социально-пассивная (нежелание работать и учиться, уклонение от обязанностей и долга, что в следствии ведет к пьянству, наркомании, бродяжничеству, суициду).

Девиантное поведение делиться на две группы с точки зрения психологии:

  1. Поведение, которое отклоняется от норм психического здоровья. Эту группу составляют психически нездовые люди с явными или скрытыми признаками психопатологии.
  2. Поведение, проявляющееся в социальной патологии – пьянство, проституция, наркомания. Что влечет за собой различные преступления и проступки.

Любые психические расстройства имеют свои причины. Это непосильные требования в учебе или работе приводят к сильным переживаниям. Формируется комплекс неполноценности, который необходимо погасить в алкоголе или наркотиках. Также большую роль играет сексуальная неудовлетворенность, которая ведет к сексуальной озабоченности и фрустации. Особенно, в юношеском возрасте. Часто сказываются трудности переходного возраста. В этот период формируется представление о себе, о своих качествах, способностях, внешности.

  1. Социальное неравенство . Большинство людей живут в нищете, испытывают материальные трудности. Поэтому возникают проблемы в самореализации молодого поколения, которые стремятся к успеху, высокому заработку и общественному признанию. Не имея финансов на обучение или времени. Молодежь ищет нелегальные пути заработка, что и приводит к девеантному поведению.
  2. Низкая моральность, духовность общества . Ориентация только на материальное приводит человека к мысли, что все можно продать или купить. Так почему бы не продать подороже себя? Это ведет не только к проституции, но и направленности человека на постоянную гонку за статусными вещами, чтобы привлечь к себе «покупателя».
  3. Окружающая среда , которая равнодушно относится к девиантному поведению, приводит к тому, что таких людей становится все больше. Они организовываются в свои социальные группы, где такое поведение становится нормой.

Вся сложность ситуации заключается в том, что зачастую человек не может удовлетворить свои потребности ни в легальной деятельности, ни противоправной. Это ведет к саморазрушению личности, так как она не имеет возможности для достойного профессионального роста или самовыражения.

Основными причинами и факторами возникновения девиантного поведения являются неблагоприятные условия жизни, отсутствие воспитания. А также проблемы с овладением знаний, неудачи в учебе, отсутствие возможности самореализоваться. Неумение выстраивать взаимоотношения, постоянные конфликты и психологические отклонения ведут к кризису духа и потери смысла существования.

Все самое основное закладывается в подростков возрасте

Основные причины девиантного поведения закладываются в подростковом возрасте. Так как именно в этот период происходит не только осознание себя и адаптация к взрослой жизни, но и индивидуализация. Она проявляется в форме самоутверждения и желания выделиться на фоне других. Как пишет М.Ю.Кондратьев: : «Чем бы ни выделиться, лишь бы выделиться, запечатлеться в другом мире». Часто это желание приводит к героизму или преступности. Так как подросток ищет пределы допустимого и пытается обратить на себя внимание.

Поведение подростка характеризуется поиском приключений, новизны, испытание свого характера, смелости и силы духа. При этом человек часто делает необдуманные поступки, которые взрослыми воспринимаются как девиантное поведение.

Причиной девиантного поведения также являются особенности взаимоотношений. Например, изгой в классе, отвержение учителем, ярлык девианта. Будучи непризнанным в школе, подросток начинает искать другие сообщества, где он может компенсировать свои неудачи. При этом зачастую попадает в плохие компании.

Для профилактики девиантного поведения и устранения его причин, нужно помочь человеку найти группу, где его будут понимать и иметь общие интересы. Как вариант, направить в музыкальную, спортивную школу или кружок спортивного туризма. Все зависит от увлеченности и интересов личности.

Если подросток попадает в уличную среду, группу панков, рокеров или любителей экстрима, то у него формируются отрицательные интересы и стремление к взрослым формам поведения. Это влечет за собой ранний сексуальный опыт, употребление наркотиков и алкоголя.

Основной причиной таких явлений является халатность родителей, недостаточное проявление внимания к ребенку, безнадзорность. Поэтому, при первых признаках девиантного поведения, педагоги должны пообщаться с родителями и определить семейную обстановку.

В настоящее время причиной девиантного поведения является то, что подростки сильно переживают социальное расслоение, невозможность жить в достатке, получить хорошее образование. На этой почве происходит психологический сдвиг, который заканчивается упреками, скандалами, нервными расстройствами, правонарушениями и побегами из дома.

Девиантное поведение в предподростковом возрасте

Что касается младших подростков, это возраст 9-13 лет, то они находятся в мире самопоглощенности. Как пишет Д. Элкинд: «жизнь этих детей внутренне чрезвычайно напряжена: они чувствуют себя объектами постоянного, пристального внимания и оценивания живут как бы на сцене, действуют перед воображаемой аудиторией, чьи возможные реакции постоянно пытаются предугадать».

Они эмоционально неуравновешенные, конфликтны и агрессивны. Самооценка неустойчива, поэтому им присущи такие черты, как застенчивость и максимализм, склонность к риску.

Фактор девиантного поведения у подростков стал актуальной проблемой в последние годы. Это связано с ранним физическим развитием и половым созреванием, а также неграмотностью методов воспитания, как родителей, так и педагогов. Вследствие чего, у детей все чаще и в более раннем возрасте возникают стрессы и психологические травмы.

Современная жизнь предъявляет личности все более высокие требования, к которым подросток еще не успевает морально и психологически дорасти. Сюда относится чувство долга, ответственность, самоограничение, моральные и этические установки.

В итоге, психологические и социальные факторы девиантного поведения очень переплетены и связаны друг с другом:

  1. Наследственные факторы: алкоголизм, предрасположенность к нервным и психическим заболеваниям, патологическая беременность и роды;
  2. Социальные факторы: взаимоотношения в семье, школе, с ровесниками и друзьями. Также ценности личности, его статус, цели.
  3. Характер личности и темперамент, мотивации, самооценка и уровень притязаний.
  4. Правосознание человека.

Таким образом, девиантное поведение обусловлено как социальными, биологическими и психологическими факторами, которые необходимо учитывать при воспитании молодежи.

Специалисты считают, что девиантное поведение невозможно искоренить из социума, но при этом отмечают, что оно возникает в обществе на фоне кризиса, когда люди не удовлетворены качеством жизни, не востребованы. По данным социологов, около 85% населения деморализованы, падают духом и чувствуют растерянность. В результате, они становятся безразличными к средствам достижения целей, коррупции, экстремизму.

Понятие девиантного поведения рассматривается на стыке наук. Deviatio с латыни означает «отклонение». Таким образом, посредством данного понятия характеризуют отклоняющееся поведение, в результате или в процессе которого нарушаются нормы культуры и общества.

На первый взгляд, вопрос «Девиантное поведение – это благо или зло?» имеет однозначный ответ: зло. Только разве гении, творцы, религиозные деятели – норма? Нет, и их поведение тоже часто можно охарактеризовать как отклоняющееся, что и выявляется обычно при их изучении, в опросах. Я. И. Гилинский, внесший значительный вклад в изучение девиантности, поддерживает точку зрения, что существует и позитивное значение девиантного поведения для общества – повышение уровня организованности системы, устранение устаревших стандартов.

Дабы не потеряться в терминах, используем более или менее приемлемое определение, которое ограничивает понятие настолько, что препятствует расширению его до всех отклонений от нормы, но и не сужает до патологий. Девиантным поведением называют отклоняющееся от норм общества поведение личности или группы, которое может препятствовать удовлетворению от жизни или вызывать трудности в выполнении необходимых задач у самого человека или других людей, поэтому осуждается или даже преследуется в целях изменения или искоренения.

Социальные факторы

Теории девиантного поведения пытаются прояснить, какое же поведение может быть названо девиантным и почему люди принимают в нем участие. Социологический подход рассматривает влияние общества на динамику девиантного поведения. Наиболее известные социологические теории:

1. Структурная теория деформации

Причина девиантного поведения в напряженности между культурными целями и недостатком средств, которые имеются для достижения этих целей.

2. Теория ярлыков, стигмы

Девиантное поведение – продукт социального контроля, так как девиация находится не в самом действии, а лишь в реакции на него.

Навешивание ярлыка «девианта» ведет к дальнейшему повторению и распространению как ответ на реакцию социума, то есть человек начинает сам себя определять в качестве девианта и поступать в границах этой роли. Е. Лемерт ввел в употребление термин «вторичная девиантность», который отражает этот процесс.

Для того чтобы избежать проблемы вторичной девиантности, А. Шур предлагал декриминализовать «преступления без жертв». Еще одно средство для предотвращения негативного влияния стигматизации часто рассматривалось социологами – не предавать огласке дела несовершеннолетних до приговора, ввести более щадящие наказания для них. Девиантное поведение подростков не должно перечеркивать всю их последующую жизнь, учитывая, что они вообще более расположены к отклонению от нормы в поведении.

3. Дифференцированная ассоциация

Основная идея – научение девиантному поведению происходит в группах, в которых человек проводит время. Если человек ассоциирует себя с личностью или группой, которая руководствуется принципами и методами, отрицающими общественные нормы, он и сам начинает их отрицать. Такие причины часто формируют девиантное поведение подростков, так как ценность мнения группы для них высока.

Индивидуальные факторы, развитие

В психологии тоже пытаются дать ответ на то, каковы причины девиантного поведения. Выделилась целая область – психология девиантного поведения, которая изучает психические состояния, реакции человека, отклоняющиеся от норм общества, а также закономерности развития, приводящие к ним, и способы повышения качества жизни девианта.

Психология девиантного поведения включает в себя и достижения клинической психологии, и взгляды, практики и методы психиатрии. Это объясняется тем, что отклонение может быть следствием как возникшего у личности конфликта внутри или вовне, так и серьезных психических расстройств.

Приведенные ниже психологические теории помогут разглядеть факторы, приведшие к формированию отклонения. Фундаментальные положения каждой из них: индивид несет за свои поступки полную ответственность, преступления и девиации есть следствие дисфункции психических процессов.

1. Психоаналитическая теория

Зигмунд Фрейд полагал, что все люди имеют агрессивные порывы, которые подавляются культурой в процессе социализации. Проблемы в ходе социализации ведут к тому, что человек направляет свою либо внутрь, либо вовне.

2. Когнитивная теория развития

Базируется на том, что в процессе развития человек проходит через три стадии формирования моральных норм. Детальное изучение стадий проведено Кольбергом.

Первый уровень – страх наказания и желание его избежать, а также ожидание выгоды от выполнения норм. Второй – желание соответствовать близкому окружению, поддержание установленного порядка. Вторая стадия связана с тем, что человек хочет признания, власти и упорядоченности.

А третья стадия, соответствующая нравственной зрелости, – формирование собственных нравственных принципов. В поступках люди, находящиеся на этом этапе, руководствуются не принципами наказания, поощрения, власти, признания, а самоценной правильностью отдельно взятого поступка.

Застревание на какой-либо стадии может вести к девиациям. Интересным следствием теории является то, что на третьей стадии человек вполне может вести себя словно девиант, протестуя против тех норм и правил, которые не являются справедливыми.

3. Теория обучения

Перенимание паттернов взаимодействия. В социальной ситуации часто происходит наблюдение за тем, как девиантное поведение принимается группой и даже прославляется. Желая получить вознаграждение, похвалу, известность, человек начинает копировать определенный образ действий.

Кроме вознаграждения есть и фактор отсутствия наказания. Когда тот, за кем наблюдают, делает, что хочет, и получает то, чего желает, отвергая нормы, но не неся за это никакого наказания, другие повторяют за ним.

Согласно этой теории, исправление достигается через устранение поощрений, аннулирование награды. Человек не находит подкрепления и в скором времени уходит с пути нарушения общественных норм.

Структура и формы

Девиантное поведение личности отстоит далеко от нормы и представления о гармоничном развитии (плохо развиты адаптивность, самоконтроль, обучаемость). Так как существует множество особенностей контакта между личностью и средой, исследователи выделили классификации, виды и типы девиантного поведения.

Обобщающая классификация девиантного поведения дана Е. В. Змановской, которая выделяет несколько групп. По ее мнению, девиантное поведение может быть:

  • Антисоциальным. Этот тип характеризуется противоречием правовым нормам, действия человека нарушают общественный порядок.
  • Асоциальным. Человек не учитывает морально-нравственные нормы, что вредит его связям с другими людьми.
  • Направленным на разрушение себя. Люди с этой формой нарушения, как правило, ведут себя так, что наносят вред собственному здоровью.

При этом отклоняющееся поведение можно разделить на виды в зависимости от того, как именно выражается отклонение. Основные виды девиантного поведения содержат следующие отклонения:

  • Дисциплинарные.
  • Преступные или нарушающие законодательство.
  • Действия, обусловленные психическими заболеваниями.

Формы проявления девиантного поведения могут быть как устойчивыми, так и неустойчивыми, постоянными или временными, структурированными (расписанными по ролям в группе) и нет, спонтанными или запланированными, эгоистическими или альтруистическими, нарушающими границы личного пространства других людей или ведущими к саморазрушению личности девианта.

Чаще всего наблюдаются, конечно, эгоистические девиации. Краткий промежуток отклонений от норм характерен для периодов нахождения человека в группах, которые считают это поведение правильным. Направленность на удовлетворение своих желаний, получение какой-то выгоды, власти, славы или признания другими – основные мотивы девиантного поведения. Конкретные клинические формы:

  • Агрессия вовне или внутрь.
  • Наркотическая зависимость.
  • Пищевые расстройства.
  • Девиантное сексуальное поведение.
  • Сверхценные увлечения.
  • Коммуникативные девиации.
  • Безнравственность, аморальность.
  • Неэстетичное поведение.

Борьба, уход или игнорирование

По тому, как происходит взаимодействие индивида с окружающей средой, можно определить основной способ взаимодействия с реальностью у девианта. В связи с определенным характером конфликта со средой объясняется наличие формы девиации, которая органично отражает конфликт. В. Д. Менделевич выделяет четыре таких способа:

  • Противодействие.
  • Болезненное противостояние.
  • Уход.
  • Игнорирование.

На их основе рассматривают несколько специфических типов отклонений. По вопросу отношения некоторых из них к девиантности до сих пор открыты дискуссии.

1. Делинквентный

Девиантное и делинквентное поведение порой смешивают, хотя последнее скорее относится к противоправным действиям, а первое туда не попадает, но они оба относятся к отклонениям от норм. При этом делинквентное не равно криминальному. Делинквентному присущ так называемый неосознаваемый характер последствий, именно поэтому делинквенты и совершают правонарушения.

Противоправные деяния ими совершаются стихийно. Такое бывает у легкомысленных людей, склонных к . Часто злой умысел отсутствует, подростки развлекаются и балуются, что в конце концов приводит к печальным последствиям. Термин может с полным правом употребляться в тех случаях, когда налицо преступное действие, а намерения у него были невинными (по определению Е. Анчел).

2. Аддиктивный

Аддиктивный тип характеризуется уходом от реальности с помощью веществ или видов деятельности, для того чтобы поддерживать интенсивные эмоции. Эти люди воспринимают жизнь «серой и скучной», им тяжело дается методичный каждодневный труд, они не переносят рутинных обязанностей, хотя с другой стороны, показывают отличные результаты в кризисных ситуациях.

Характерной чертой является низкая самооценка, компенсирующаяся внешним подчеркиванием превосходства. Стремятся лгать и обвинять других, легко заводят контакты, но боятся строить из них что-то крепкое и брать на себя ответственность, стереотипны, зависимы и тревожны.

3. Патохарактерологический

Особенности девиантного поведения патохарактерологического типа обусловлены патологическими изменениями характера: расстройства личности, явные характера. В выборе люди, относящиеся к этому типу, часто руководствуются не реалистичными мотивами, а преувеличенными патологией стремлениями: жаждой признания, власти, доминирования. Происходит постоянная переоценка возможностей, наблюдается большая страсть к манипуляциям, восприятие окружающих людей, словно пешек на доске.

4. Психопатологический

У этого типа проблемы с поведением обусловлены симптомами психопатологий. Под ними подразумеваются галлюцинации, иллюзии, нарушения мышления и воли и др.

5. Основанный на гиперспособностях

Характеристика девиантного поведения, основанного на гиперспособностях, затруднена тем, что такой тип обычно бывает у одаренных людей, и отклонения от нормы у них зависят от тех способностей, которые развились сильно. Человек может быть неспособен правильно понимать окружающих, справляться с повседневными делами и др.

Признаки и лечение

Склонность к девиантному поведению образуют как условия в семье, так и индивидуальные особенности. У детей до 5 лет девиантное поведение не диагностируют. Существенные признаки девиантного поведения, которые приводит Википедия, не противоречащие позиции В. Д. Менделевича, таковы:

  • Отклонение от моральных/культурных норм.
  • Осуждение обществом.
  • Вред себе или другим.
  • Не представлено единичным эпизодом (периодично, серийно или постоянно).
  • Развитие социальной дезадаптации.

Особняком от всего этого стоит девиантное поведение молодежи. По сути, оно обусловлено изменениями в мозгу, которые происходят в подростковый период. Префронтальная кора, отвечающая за самоконтроль, логические умозаключения, выбор наиболее рационального способа действий, развивается медленнее тех частей мозга, в которых сосредоточены страх и возбуждение. Поэтому подростки часто отличаются повышенной тревожностью и склонностью к риску.

Успешная коррекция девиантного поведения подростков достигается через метод когнитивно-поведенческой терапии, помогающей выработать адекватные реакции на стимулы среды путем переучивания (стимул есть, негативной реакции нет – мозг в конце концов запоминает и выстраивает новую модель реакции), в совокупности с легким медицинским вмешательством (седативные препараты, антидепрессанты). Другие методы – , – позволят глубже проработать проблемы: конфликты в семье, травмы, признаки социофобии и т.д.

Профилактика девиантного поведения подростков в связи с полученными данными должна быть сосредоточена на советах и обсуждениях. Родители, психолог или значимый взрослый берут на себя функцию префронтальной коры и помогают отличить верное от неверного, ни в коем случае не допуская давления. Диагностика девиантного поведения подростков должна учитывать проявления делинквентного, агрессивного, суицидального и зависимого поведения.

Девиантное поведение детей может быть объяснено либо рано начавшимся периодом полового созревания, либо проблемами в семье, школе или со здоровьем. Ребенок, словно барометр, реагирует на любые изменения в значимых для него группах.

Коррекция девиантного поведения бывает сконцентрирована как на процессе психотерапии для гармонизации внутреннего состояния личности, так и на приеме медицинских препаратов, если источник коренится в психопатологиях. Большинство проблем в жизни человека либо решаются быстро, либо могут быть существенно упрощены, либо нуждаются в наблюдении специалистов для повышения качества жизни. Главное – не бояться обращаться за помощью, так как девиантное поведение может привести не просто к осложнению отношений с близкими, но и к разрушению личности. Автор: Екатерина Волкова

— это, с одной стороны, поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам, а с другой — социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам. Социальный контроль — механизм социальной регуляции, совокупность средств и методов социального воздействия, а также социальная практика их использования.

Понятие девиантного поведения

Под девиантным (от лат. deviatio — отклонение) поведением в современной социологии подразумевается, с одной стороны, поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в дан ном обществе нормам иди стандартам, а с другой — социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам.

Исходным для понимания девиантного поведения служит понятие социальной нормы, которая понимается как предел, мера допустимого (дозволенного или обязательного) в поведении или деятельности людей, обеспечивающие сохранение социальной системы. Отклонения от социальных норм могут быть:

  • позитивные, направленные на преодоление устаревших норм или стандартов и связанные с социальным творчеством, способствующие качественным изменениям социальной системы;
  • негативные — дисфункциональные, дезорганизующие социальную систему и ведущие ее к разрушению, приводящие к девиантному поведению.

Девиантное поведение — своего рода социальный выбор: когда цели социального поведения несоизмеримы с реальными возможностями их достижения, индивиды могут использовать иные средства, чтобы добиться своих целей. Например, некоторые индивиды в погоне за иллюзорным успехом, богатством или властью выбирают социально запрещенные средства, а иногда и противозаконные и становятся либо правонарушителями, либо преступниками. Другим видом отклонения от норм является открытое неповиновение и протест, демонстративное неприятие принятых в обществе ценностей и стандартов, свойственные революционерам, террористам, религиозным экстремистам и другим подобным группам людей, активно борющихся против общества, внутри которого находятся.

Во всех этих случаях девиация выступает результатом неспособности или нежелания индивидов адаптироваться к обществу и его требованиям, иначе говоря, свидетельствует о полном или относительном провале социализации.

Формы девиантного поведения

Девиантное поведение относительно, потому что соизмеряется только с культурными нормами данной группы. Например, преступники считают нормальным видом заработка вымогательство, однако большая часть населения считает такое поведение девиантным. Это касается и некоторых видов социального поведения: в одних обществах они считаются девиантными, в других нет. В целом к формам девиантного поведения обычно относят уголовную преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, азартные игры, психическое расстройство, самоубийство.

Одной из признанных в современной социологии является типология девиантного поведения, разработанная Р. Мертоном в русле представлений о девиации как результате аномии, т.е. процесса разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм.

Типология девиантного поведения Мертона основывается на представлениях о девиации как разрыве между культурными целями и социально одобряемыми способами их достижения. В соответствии с этим он выделяет четыре возможных типа девиации:

  • инновация , предполагающая согласие с целями общества и отрицание общепринятых способов их достижения (к «инноваторам» относятся проститутки, шантажисты, создатели «финансовых пирамид», великие ученые);
  • ритуализм , связанный с отрицанием целей данного общества и абсурдным преувеличением значения способов их достижения, например бюрократ требует, чтобы каждый документ был тщательно заполнен, дважды проверен, подшит в четырех экземплярах, но при этом забывается главное — цель;
  • ретретизм (или бегство от действительности), выражающийся в отказе и от социально одобренных целей, и от способов их достижения (пропойцы, наркоманы, бомжи и т.п.);
  • бунт , отрицающий и цели, и способы, но стремящийся к их замене на новые (революционеры, стремящиеся к коренной ломке всех общественных отношений).

Единственным типом недевиантного поведения Мертон считает конформное, выражающееся в согласии с целями и средствами их достижения. В типологии Мертона акцентируется внимание на том, что девиация не является продуктом абсолютно негативного отношения к общепринятым нормам и стандартам. Например, вор не отвергает социально одобряемую цель — материальное благополучие, он может стремиться к ней с таким же рвением, что и молодой человек, озабоченный служебной карьерой. Бюрократ не отказывается от общепринятых правил работы, но исполняет их слишком буквально, доходя до абсурда. Вместе с тем и вор, и бюрократ — девианты.

Некоторые причины девиантного поведения носят не социальный характер, а биопсихический. Например, склонность к алкоголизму, наркомании, психические расстройства могут передаваться от родителей детям. В социологии девиантного поведения выделяется несколько направлений, объясняющих причины его возникновения. Так, Мертон, используя понятие «аномия» (состояние общества, в котором старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились), причиной девиантного поведения считал несогласованность целей, выдвигаемых обществом, и средств, которое оно предлагает для их достижения. В рамках направления, базирующегося на теории конфликта, утверждается, что социальные образцы поведения являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры. Например, преступник рассматривается как носитель определенной субкультуры, конфликтной по отношению к господствующему в данном обществе типу культуры. Ряд современных отечественных социологов считает, что источниками девиации являются социальное неравенство в обществе, различия в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп.

Между различными формами девиантного поведения существуют взаимосвязи, при этом одно негативное явление усиливает другое. Например, алкоголизм способствует усилению хулиганства.

Маргинализация является одной из причин девиаций. Главным признаком маргинализации выступает разрыв социальных связей, причем в «классическом» варианте вначале рвутся экономические и социальные связи, а затем и духовные. В качестве характерной черты социального поведения маргиналов можно назвать снижение уровня социальных ожиданий и социальных потребностей. Последствием маргинализации является примитивизация отдельных сегментов общества, проявляющаяся в производстве, быту, духовной жизни.

Другая группа причин девиантного поведения связана с распространением различного рода социальных патологии , в частности ростом психических заболеваний, алкоголизма, наркомании, ухудшением генетического фонда населения.

Бродяжничество и попрошайничество , представляющие собой особый образ жизни (отказ от участия в общественно полезном труде, ориентация только на нетрудовые доходы), получили в последнее время широкое распространение среди различных видов социальных отклонений. Социальная опасность социальных девиаций этого рода состоит в том, что бродяги и попрошайки нередко выступают в роли посредников в распространении наркотиков, совершают кражи и другие преступления.

Девиантное поведение в современном обществе имеет некоторые особенности. Это поведение все больше становится рисковым и рациональным. Основное отличие девиантов, сознательно идущих на риск, от авантюристов — опора на профессионализм, вера не в судьбу и случай, а в знания и осознанный выбор. Девиантное рисковое поведение способствует самоактуализации, самореализации и самоутверждению личности.

Часто девиантное поведение связано с аддикцией, т.е. со стремлением избежать внутреннего социально-психологического дискомфорта, изменить свое социально-психическое состояние, характеризующееся внутренней борьбой, внутриличностным конфликтом. Поэтому девиантный путь выбирают прежде всего те, кто не имеет легальной возможности для самореализации в условиях сложившейся социальной иерархии, чья индивидуальность подавляется, личностные стремления блокируются. Такие люди не могут сделать карьеру, изменить свой социальный статус, используя легитимные каналы социальной мобильности, в силу чего считают неестественными и несправедливыми общепринятые нормы порядка.

Если тот или иной вид девиации приобретает устойчивый характер, становится нормой поведения для многих, общество обязано пересмотреть принципы, стимулирующие отклоняющееся поведение, или провести переоценку социальных норм. В противном случае поведение, которое считалось девиантным, может стать нормальным. Чтобы деструктивная девиация не получала широкого распространения, необходимо:

  • расширять доступ к легитимным способам достижения успеха и продвижения по социальной лестнице;
  • соблюдать социальное равенство перед законом;
  • совершенствовать законодательство, приводя его в соответствие с новыми социальными реалиями;
  • стремиться к адекватности преступления и наказания.

Девиантное и делинкветное поведение

В социальной жизни, как в реальном дорожном движении, люди часто отклоняются от правил, которым они должны следовать.

Поведение, которое не соответствует требованиям , называется девиантным (или отклоняющимся).

Противоправные действия, проступки и правонарушения принято называть делинквентным поведением. Например, к делинквентным можно отнести хулиганство, нецензурную брань в общественном месте, участие в драке и прочие действия, нарушающие правовые нормы, но еще не являющиеся серьезным уголовным преступлением. Делинквентное поведение является разновидностью девиантного.

Позитивные и негативные девиации

Девиации (отклонения), как правило, бывают негативными. Например, преступность, алкоголизм, наркомания, самоубийство, проституция, терроризм и т.д. Однако в некоторых случаях возможны и позитивные девиации, например резко индивидуализированное поведение, характерное для оригинального творческого мышления, которое может оцениваться обществом как «чудачество», отклонение от нормы, но при этом быть общественно полезным. Аскетизм, святость, гениальность, новаторство — признаки позитивных девиаций.

Негативные девиации делятся на два типа:

  • отклонения, которые направлены на причинение вреда другим (разнообразные агрессивные, противоправные, преступные действия);
  • отклонения, которые причиняют вред самой личности (алкоголизм, самоубийство, наркомания и др.).

Причины девиантного поведения

Причины девиантного поведения раньше пытались объяснить исходя из биологических особенностей нарушителей норм — специфическими физическими чертами, генетическими отклонениями; на основе психологических особенностей — умственной отсталости, различных проблем психического характера. При этом психологическим механизмом формирования большинства девиаций объявлялось аддиктивное поведение (аддикция — пагубное пристрастие), когда человек стремится убежать от сложностей реальной жизни, используя для этого алкоголь, наркотики, азартные игры. Итогом аддикции является разрушение личности.

Биологические и психологические трактовки причин девиации не нашли однозначных подтверждений в науке. Более достоверны выводы социологических теорий, рассматривающих происхождение девиации в широком общественном контексте.

Согласно концепции дезориентации, предложенной французским coциологом Эмилем Дюркгеймом (1858-1917), питательной почвой для девиаций являются социальные кризисы, когда происходит рассогласование принятых норм и жизненного опыта человека и наступает состояние аномии — отсутствия норм.

Американский социолог Роберт Мертон (1910-2003) считал, что причиной девиаций является не отсутствие норм, а невозможность им следовать. Аномия - это разрыв между предписанными культурой целями и доступностью социально одобряемых средств для их достижения.

В современной культуре ведущими целями считаются успех и богатство. Но общество не предоставляет всем людям законных средств для достижения этих целей. Поэтому человеку приходится или выбирать незаконные средства, или отказываться от цели, заменив ее иллюзиями благополучия (наркотиками, алкоголем и т.д.). Еще один вариант девиантного поведения в такой ситуации — бунт против , и установленных целей и средств.

В соответствии с теорией стигматизации (или навешивания ярлыков) все люди склонны к нарушению норм, но девиантами становятся те, на кого «наклеен» ярлык девианта. Например, бывший преступник может отказаться от своего преступного прошлого, но окружающие будут воспринимать его как преступника, избегать общения с ним, отказывать в приеме на работу и т.д. В итоге у него остается только один вариант — вернуться на криминальный путь.

Отметим, что в современном мире девиантное поведение наиболее характерно для как нестабильной и наиболее уязвимой . В нашей стране особую тревогу вызывают молодежный алкоголизм, наркомания, преступность. Для борьбы с этими и другими девиациями требуются комплексные меры .

Причины объяснения девиантного поведения

Девиантность возникает уже в процессе первичной социализации человека. Она связана с формированием мотивации, социальных ролей и статусов человека в прошлом и настоящем, которые противоречат друг другу. Например, роль школьника не совпадает с ролью ребенка. Мотивационная структура человека носит амбивалентный характер, в ней находятся как позитивные (конформные), так и негативные (девиантные) мотивы действий.

Социальные роли постоянно меняются в процессе жизни человека, усиливая или конформные, или девиантные мотивации. Причина этого — развитие общества, его ценностей и норм. То, что было девиантным, становится нормальным (конформным), и наоборот. Например, социализм, революция, большевики и т. п. мотивы и нормы были девиантными для царской России, и их носителей наказывали ссылками и тюрьмой. После победы большевиков прежние девиантные нормы были признаны нормальными. Крах советского общества превратил его нормы и ценности снова в девиантные, что стало причиной нового девиантного поведения людей в постсоветской России.

Для объяснения девиантного поведения предлагают несколько версий. В конце XIX века возникла теория итальянского врача Ламброзо о генетических предпосылках девиантного поведения. «Криминальный тип», по его мнению, является результатом деградации людей на ранних стадиях развития. Внешние признаки девиантного человека: выступающая нижняя челюсть, пониженная чувствительность к боли и т. п. В наше время к биологическим причинам девиантного поведения относят аномалии половых хромосом или дополнительные хромосомы.

Психологическими причинами девиации называют «слабоумие», «дегенеративность», «психопатию» и т. п. Например, Фрейд обнаружил тип человека с врожденным психическим влечением к разрушению. Сексуальная девиация якобы связана с глубинным страхом кастрации и т. п.

Зараженность «плохими» нормами духовной культуры представителей средних и высших слоев от низших слоев тоже считается причиной девиантного поведения. «Инфицирование» происходит во время общения «на улице», в результате случайных знакомств. Некоторые социологи (Миллер, Селлин) полагают, что низшие социальные слои обладают повышенной готовностью к риску, острым ощущениям и т. п.

Одновременно влиятельные группы обращаются с людьми низшего слоя как с девиантными, распространяя на них единичные случаи своего девиантного поведения. Например, в современной России «лиц кавказкой национальности» считают потенциальными торговцами, ворами, преступниками. Здесь можно упомянуть и влияние телевидения, назойливую демонстрацию сцен девиантного поведения.

Туманность нормативных формул мотивации , которыми руководствуются люди в сложных ситуациях — также причина девиантного поведения. Например, формулы «делай как можно лучше», «ставь интересы общества выше своих» и т. п. не позволяют достаточно адекватно мотивировать свои действия в конкретной ситуации. Активный конформист будет стремиться к амбициозным мотивам и проектам действий, пассивный — сократит свои усилия до пределов собственного спокойствия, а человек с кон- формистско-девиантной мотивацией всегда найдет лазейку для оправдания своего девиантного поведения.

Социальное неравенство - еще одна важнейшая причина девиантного поведения. Фундаментальные потребности у людей достаточно схожи, а возможности их удовлетворить у разных социальных слоев (богатых и бедных) разные. В таких условиях бедные получают «моральное право» на девиантное поведение по отношению к богатым, выражающееся в разных формах экспроприации имущества. Данная теория, в частности, легла в идеологический фундамент революционной девиации большевиков против имущих классов: «грабь награбленное», аресты имущих, принудительные работы, расстрелы, ГУЛАГ. В этой девиации налицо расхождение между неправедными целями (полное социатьное равенство) и неправедными средствами (тотальное насилие).

Конфликт между нормами культуры данной социальной группы и общества — тоже причина девиантного поведения. Субкультура студенческой или армейской группы, низшего слоя, банды существенно разнятся между собой своими интересами, целями, ценностями, с одной стороны, и возможными средствами их реализации, с другой стороны. В случае их столкновения в данном месте и в данное время — например, на отдыхе — возникает девиантное поведение по отношению к принятым в обществе культурным нормам.

Классовая сущность государства , якобы выражающая интересы экономически господствующего класса, — важная причина девиантного поведения как государства по отношению к угнетенным классам, так и последних по отношению к нему. С точки зрения этой конфликтологической теории, издаваемые в государстве законы защищают прежде всего не трудящихся, а буржуазию. Коммунисты оправдывали свое негативное отношение к буржуазному государству его угнетательской природой.

Аномия - причина девиации, предложенная Э. Дюркгеймом при анализе причин самоубийств. Она представляет девальвацию культурных норм человека, его мировоззрения, ментально- сти, совести вследствие революционного развития общества. Люди, с одной стороны, теряют ориентацию, а с другой стороны, следование прежним культурным нормам не ведет к реализации их потребностей. Так случилось с советскими нормами после распада советского общества. В одночасье миллионы советских людей стали россиянами, живущими в «джунглях дикого капитализма», где «человек человеку — волк», где действует конкуренция, объясняемая социал-дарвинизмом. В таких условиях одни (конформисты) адаптируются, другие становятся девиантами вплоть до преступников и самоубийц.

Важной причиной девиантного поведения являются социальные (в том числе воины), техногенные и природные катаклизмы. Они нарушают психику людей, усиливают социальное неравенство, вызывают дезорганизацию правоохранительных органов, что становится объективной причиной девиантного поведения многих людей. Например, можно вспомнить о последствиях нашего затянувшегося вооруженного конфликта в Чечне, Чернобыль, землетрясения.

Виды и формы девиантного поведения проявляются во вредных привычках, пагубность которых молодые люди не осознают. Одна из распространенных вредных привычек у современной молодежи - курение. К нему они приобщаются еще в подростковом возрасте из-за стремления считать себя взрослым. По мере закрепления привычки подростки уже не скрываются от родителей, курят в их присутствии, несмотря на запрет. В этом проявляется их стремление освободиться от опеки и контроля со стороны старших. Постепенно вредная привычка превращается в пристрастие. Скоро перерыв в курении вызывает психический дискомфорт, внутреннюю неудовлетворенность, может появляться чувство необоснованной тревоги. Молодым людям с раннего возраста «промывает мозги» гигантская рекламная индустрия. Курение отождествляется с мужественностью, независимостью, естественностью. Красотой, сексуальностью, благополучием. Одна из причин распространения курения среди юношей и девушек заключается в примере взрослых, которым они подражают. Курильщики становятся не только психологически зависимыми от самого процесса курения, но приобретают и физическую зависимость от содержащегося в табаке никотина. Человек с никотиновой зависимостью выкуривает по сигарете каждые полчаса. Только 2% курильщиков способны курить от случая к случаю. Никотиновый голод вызывает нервозность, беспокойство, головокружение, головную боль, усталость, запор или расстройство желудка, тошноту, потовыделение, судороги, дрожание конечностей и усиленное сердцебиение.

Можно сделать вывод, что курение вызывает очень сильную зависимость, которую чрезвычайно трудно преодолеть. Большинство курильщиков не могут отказаться от табака по собственной воле.

Алкоголизм. Это болезнь, которая возникает на основе неумеренного употребления алкоголя. Понятие «алкоголизм» включает в себя медицинский и социальный аспекты. Социальный проявляется в духовном, материальном и биологическом вреде, который наносит неумеренное употребление алкоголя как индивидууму, так и всему обществу. Медицинский аспект отражает патологические изменения в организме, непосредственно вызываемые хронической алкогольной интоксикацией и ее последствиями. Алкоголизму предшествует пьянство, антиобщественная форма поведения, болезни. Выделяют несколько степеней пьянства у молодежи: эпизодическое редкое (5-6 раз в год), эпизодическое частое и систематическое. В последние десятилетия пьянство все шире распространяется среди подростков и юношей. Многие из них рассматривают пиво и вино как обязательный атрибут культа развлечений, а сам ритуал пьянства как проявление мужественности и независимости.

Характер пьянства и клиническая картина алкогольного опьянения у молодых людей имеют свои особенности. В отличие от взрослых для них имеет механизм подражания. Процесс пьянства у них часто является бравадой, носит характер противопоставления себя окружающим, а поэтому с самого начала употребляют большие дозы крепких напитков, что приводит к тяжелому опьянению. Но даже при редком эпизодическом пьянстве и относительно небольших дозах алкоголя вследствие незрелости организма возможно развитие глубоких токсических состояний с тяжелым похмельем и амнестическими расстройствами (рвота, вегетативные нарушения и др.).

При оценке алкогольной ситуации выделяют три модели потребления алкоголя: винную, пивную и водочную. Уточнить алкогольную ситуацию можно, изучая последствия употребления алкоголя: количество преступлений, связанных с выпивкой, и их долю в общем объеме преступлений; количество и долю несчастных случаев на почве пьянства, число доставленных в медвытрезвитель, хронических алкоголиков и т.п. последствиями пьянства и алкоголизма являются экономический, материальный ущерб от преступлений и от несчастных случаев, издержки на лечение больных алкоголизмом, содержание правоохранительных органов. Не поддается материальному учету ущерб духовным и нравственным отношениям в обществе, семье.

Наркомания. В научной литературе понятие наркотизм (наркомания) понимается как разновидность девиантного поведения, выражающаяся в потреблении определенной частью населения наркотических или иных токсических средств. Наркотизм характеризуется степенью распространенности употребления наркотиков, их ассортиментов и наличием социальных проблем, связанных со злоупотреблением наркотиками или токсическими веществами. Психология объясняет наркотизм как форму «ухода» от житейских невзгод и конфликтов. В наркомании видят бегство не только от жестоких условий существования, не и от всеобщей стандартизации, регламентации, запрограммированности жизни в современном обществе. Хотя в генезисе индивидуального приобщения к наркотикам могут лежать самые различные социальные, психологические и даже биологические факторы (тип нервной системы, психические аномалии и т.п.), в конечном счете «уход» в наркотики - результат прежде всего социальной неустроенности, неблагополучия, отчуждения в бездушном обществе, утраты или отсутствия смысла жизни. Сказанное не означает оправдания наркомании, а заставляет трезво взглянуть на социальные или иные причины этого явления. Очевидно, наркотики, как и алкоголь, выполняют вполне определенные социальные и психологические функции. С их помощью снимается или ослабляется физическая боль (анестезирующее действие), преодолеваются или же ослабляются душевные волнения и тревоги (седативный эффект), усталость (психостимуляторы) и др.

Можно условно выделить пять способов употребления наркотических веществ:

  • 1) Экспериментальное употребление. Пробное применение одного или более наркотических веществ (не более десяти раз каждого). Мотивом обычно служит простое любопытство или желание испытать новые ощущения. При этом такого рода экспериментаторы совершенно уверены, что полностью контролируют свою жизнь и здоровье, за редким исключением принимают наркотик один раз в день и не склонны использовать его для снятия стрессов и ухода от личных проблем.
  • 2) Употребление в компании. Оно происходит в непринужденной обстановке среди друзей и знакомых, желающих разделить общее ощущение. Это может случаться с различной частотой, интенсивностью и продолжительностью, но обычно ни частота, ни интенсивность не выходят за те пределы, после которых они могут стать не поддающимися контролю. Как правило, такими потребителями не используются наркотики, которые могут вызвать физическую или психологическую зависимость, поэтому всегда сохраняется возможность контролировать себя.
  • 3) Ситуационно - обстоятельственное употребление. Оно мотивировано желанием достичь известного или ожидаемого эффекта (не заснуть, снять напряжение, стимулировать работоспособность и др.). Наибольшая опасность ситуационного употребления наркотиков заключается в том, что у человека может появиться привычка прибегать к ним каждый раз, когда возникает какая-либо проблема.
  • 4) Интенсивное употребление. Наркотики употребляются длительный период времени не реже одного раза в день, чтобы освободиться от груза проблем или снять стрессовую ситуацию. Человек остается социально и экономически интегрированным в общественную жизнь, однако в характере и эффективности его деятельности происходят изменения в зависимости от частоты, интенсивности и количества потребляемых наркотиков.
  • 5) Вынужденное употребление. Человек «подсел» на наркотики, употребляет их часто и интенсивно, что обусловливает развитие физиологической и психологической зависимости, а прекращение приема наркотических веществ вызывает физиологический дискомфорт и психологический стресс. Чувство физического и психологического комфорта, облегчение, которое дает доза наркотика, мотивирует продолжение его приема.

Почему молодые люди пробуют наркотики в первый раз? Подавляющее большинство - просто из любопытства, чтобы узнать, что это такое. Другие - как средство протеста и выражения неудовлетворенности традиционными нормами и системой ценностей. У некоторых превалирует желание развлечься и получить чувственное удовольствие. Они ищут ярких ощущений, удовольствия и развлечения. Наркотики для них - своеобразная увертюра перед «хорошим» сексом. Многие молодые люди считают, что «легкие» наркотики делают секс более доступным и приносящим больше наслаждения. Еще одним побудителем первой пробы наркотика может быть стремление не отставать от друзей или других представителей социальной группы.

Употребление одурманивающих веществ - лишь одна из форм отклоняющегося поведения. Для таких людей характерны пренебрежение учебой, работой, бродяжничество, мелкие (а потом и крупные) кражи, вандализм, хулиганство.

Борьбе с наркоманией могут способствовать меры социального, экономического, культурного характера, в том числе и те, которые применяются для искоренения алкоголизма. Но, учитывая специфику развития наркомании, в борьбе с этой формой отклоняющегося поведения следует использовать и специальные меры - медицинские, правовые и др.

Сексуальные отклонения. Сексопатологи выделяют патологические и непатологические девиации. Патологические девиации (извращения, перверзии, парафилии) рассматриваются как заболевания. Непатологические (сексуальные отклонения) являются понятием социально - психологическим, включающим в себя отклонения от социальных и моральных норм. Современные классификации сексуальных девиаций представляют собой перечень всех многообразных вариантов отклоняющегося сексуального поведения. Это: а) нарушения психосексуальной ориентации по объекту, т.е. замещение нормального объекта (нарциссизм, зоофилия, фетишизм, некрофилия); б) нарушения по возрасту объекта (педофилия, эфебофилия, геронтофилия); в) нарушения ориентации по полу объекта (гомосексуализм).

Гипермаскулинное поведение проявляется в утрированной мужественности, независимости, грубости, циничности. Такие молодые люди стесняются ласк и сентиментальности, избегают всего, что касается чисто «женских» дел и интересов. Главная черта такого поведения - пренебрежительное отношение к женщинам и садистские наклонности в отношениях с половым партнером. Гипермаскулинное поведение проявляется и у девушек. Еще в детстве они предпочитали находиться в компании мальчишек, вместе с ними играли в войну и лазали по заборам, не уступая в коварных выдумках и драках. Позже начинают подражать «мужской» манере поведения: курят, сквернословят, употребляют алкоголь и наркотики. Ходят они обычно в мужской одежде, стригутся «под ребят», не любят косметики, к представительницам своего пола относятся с пренебрежением или безразличием, не разделяя их интересов и увлечений. Такие девушки лишены женственности, не умеют кокетничать, трудно налаживают обычные для их возраста отношения с половым партнером. Для половых связей такие девушки обычно выбирают зрелых мужчин, так как своих сверстников в этой роли не воспринимают всерьез.

Гиперфемининное поведение проявляется подчеркнутой женственностью, мягкостью, уступчивостью, способностью прощать своему половому партнеру его цинизм и грубость. Такое поведение девушек редко привлекает к себе внимание, поскольку женственность, нежность, покорность согласуются с общепринятыми представлениями о женщине и высоко оцениваются обществом. Гиперфемининное поведение встречается и у юношей. Они отличаются послушанием, мягкостью, аккуратностью, избегают конфликтов и ситуаций, требующих проявления смелости и мужественности. Шумным играм с мальчишками они предпочитают тихое общество девочек. Такие мальчики любят заниматься музыкой и балетом, в спорте предпочитают теннис, фигурное катание и при выборе профессий специальности кулинара, парикмахера и т.д. До зрелого возраста они находятся под влиянием и опекой родителей, если эту роль не возьмет на себя властолюбивая жена.

Транзиторный фетишизм заключается в половом влечении к отдельным предметам или частям тела. В качестве фетиша обычно выступают красивые женские ноги, оголенная грудь, женское белье, фотографии, картины. Одной из разновидностей фетишизма является трансвестизм - получение полового наслаждения путем переодевания в одежду противоположного пола. К девиациям следует относить только те случаи переодевания, которые обусловлены сексуальными мотивами. Нельзя, естественно, причислять к трансвеститам шотландцев, одетых в национальную одежду, или многих девушек, одевающихся в мужской костюм, следуя современной моде.

Подростковый нарциссизм - любование собой, половое влечение к собственному телу. Название произошло от имени прекрасного греческого юноши Нарцисса, который, согласно мифу, влюбился в самого себя, увидев свое отражение в воде.

Транзиторная зоофилия (скотоложество) - сексуальное влечение к животным. Чаще всего половые связи с животными носят случайный характер, но иногда могут закрепиться в стереотип сексуального поведения.

Суицид как крайняя фаза проявления девиантности. Суицидальные намерения индивида, как правило, вызваны глобальными трансформациями в личностной структуре. Речь может идти лишь об их характере и интенсивности. Суицид (самоубийство) - это осознанное лишение себя жизни. Часто ему предшествуют суицидные покушения, попытки и проявления. К суицидным проявлениям относят мысли, высказывания, намеки, направленные на лишение себя жизни.

Почему молодые люди пытаются лишить себя жизни? Этому способствуют многие факторы. Покушения на самоубийство чаще встречаются в неблагополучных семьях, где часты конфликты между родителями, а также детьми и родителями, которые относятся к ним недоброжелательно и даже враждебно. Покушающиеся на самоубийство часто говорят, что они не чувствуют близости ни к одному из взрослых. Им часто трудно общаться и с другими значимыми для них людьми. В одном из исследований были выявлены три общие характерные особенности студентов, помышлявших о самоубийстве. У них были плохие отношения с родителями и со сверстниками, они были убеждены в своей беспомощности и считали себя неспособными повлиять на будущее.

Социальная изоляция делает молодых людей более уязвимыми при утрате объекта любви, что может послужить причиной самоубийства. Потерявшим родителей в детстве особенно тяжела потеря других членов семьи, друзей или любимых. Депрессия может быть следствием предшествовавших стрессов. Она сопровождается печалью, подавленностью, потерей интереса к жизни и отсутствием мотивации к решению насущных жизненных задач. Могут появиться такие психосоматические симптомы, как потеря аппетита, расстройство сна, усталость, снижение сексуального влечения. Часто депрессию стараются скрыть повышенной активностью, чрезмерным вниманием к мелочам или вызывающим поведением - правонарушениями, употреблением наркотиков, беспорядочными сексуальными связями. Риск самоубийства более высок среди молодых людей, увлекающихся наркотиками или алкоголем. Бывает, что смерть наступает при передозировке и является непреднамеренной. Самоубийство может быть непосредственным результатом душевной болезни. Некоторые молодые люди страдают галлюцинациями, когда чей - то голос приказывает им покончить с собой. Для подавляющего большинства совершивших самоубийство молодых людей были характерны длительные периоды неуравновешенного поведения с проявлением признаков и симптомов психического расстройства, особенно депрессии, и употребление наркотических веществ. В психологических экспериментах не раз было показано, что у некоторых людей любая неудача вызывает непроизвольные мысли о смерти. Влечение к смерти в таких случаях не что иное, как попытка избежать жизненных трудностей путем ухода из самой жизни.

Дисморфобии. Под ним понимают необоснованную убежденность в наличии у себя физических недостатков, неприятных для окружающих. Этот феномен встречается преимущественно у девушек. Нередко они находят дефекты в своем лице (крупный или тонкий нос, горбинка, слишком полные губы, некрасивая форма ушей, наличие прыщей и угрей и др.). Иногда это недостатки в фигуре. Мысли о своей воображаемой дефективности занимают центральное место в переживаниях молодого человека и определяют стереотип его поведения. Он начинает уединяться, чтобы не быть предметом обсуждений, сторонится компании сверстников. Мучительные мысли о своей некрасивости часто приводят к врачу - косметологу с просьбой устранить физический дефект. Такие молодые люди должны быть проконсультированы у психиатра.

Нарушение «пищевого поведения». Чаще это отказ от приема пищи с целью обратить на себя внимание, добиться желаемой цели. Причиной ограничения в еде или отказ от пищи бывает желание похудеть, исправить фигуру.

Сквернословие. Особенно неприятно слышать брань из уст молодых людей. Модная прическа, красивая одежда, приятные лица и вдруг, будто водопад грязи из уст - скверная, обезображенная речь. Увы, брань можно услышать на стройплощадке, на улице, даже на телевидении и радио. Сами взрослые не следят за своей речью и, не заботясь о последствиях сквернословия, «обучают» детей бранным выражениям.

К сожалению, в неблагополучных семьях - там, где родители ведут аморальный образ жизни, регулярно употребляя спиртное, - подобная лексика прочно вошла в обиход. Нередко приходится слышать от воспитателей детских садов, что у некоторых детей речь засорена настолько, что допускать их к общению с другими детьми просто опасно. Народная мудрость гласит: «Слова убеждают, а пример вдохновляет».

Совершенно очевидно, что не все юноши и девушки произнося бранные слова, испытывают при этом удовольствие. Почему же они так говорят? Просто они таким способом подчеркивают свою взрослость и как бы самоутверждаются. В результате образуется стойкая привычка к сквернословию, засорению языка жаргонными выражениями. Одним из методов профилактики является осуждение сквернословия на диспутах и собраниях, в выступлениях самодеятельных художественных коллективов. При этом нельзя забывать, что в юношеском возрасте коллектив сверстников является наиболее авторитетным и значимым, а значит, осуждение коллектива может стать важным поворотным пунктом в сознании подростка

Граффити. Термин «граффити» происходит от итальянского «граффито» и означает «нацарапанный», «проводить линии», «писать каракули». Первоначально этот термин относился лишь к древним надписям и употреблялся историками и археологами. Сейчас он обозначает всякую неразрешенную надпись, знак, рисунок. Граффити составляют неотъемлемую часть пейзажа современных городов и сел, а также внутренней обстановки общественных зданий. Их можно обнаружить на стенах домов, заборах, в транспорте, в общественных туалетах и даже на памятниках культуры. Они выполняются всевозможными способами - мелом, маркерами, краской, иногда выцарапаны или выбиты. Граффити содержат разнообразные сообщения, ругательства, изречения, рисунки и символы.

Поведение стихийных рисовальщиков колеблется между допускаемой обществом самодеятельностью в определенное время и определенных ситуациях (карнавалы, праздники) и вандализмом. Граффити относится к девиантному поведению. По сравнению с другими разновидностями вандализма (поджоги, осквернение памятников и др.) и насильственными преступлениями граффити представляют собой мелкие, незначительные, относительно безопасные его проявления, но от них недалеко и до других антиобщественных действий.

Городское пространство, насыщенное граффити, отравляет психологическую и экологическую атмосферу. Граффити, как и разбитые стекла, мусор и другие признаки неухоженности, воспринимаются как симптом деградации, вызванной ослаблением механизмов социального контроля, что порождает у людей беспокойство, чувство страха и уязвимости. Некоторые виды граффити, например порча информационных стендов и знаков, особенно предупреждающих, препятствуют функциональному воздействию дизайна. Настенные рисунки и надписи представляют собой весьма неоднородное явление - от детских каракулей до политических лозунгов. Встречаются и целые многоцветные картины большого размера, снабженные текстами.

Разнообразны граффити и в общественных туалетах учебных заведений. Здесь можно найти автографы, сексуальные предложения, скабрезные рисунки и тексты, брань, даже юмор и др. Можно, конечно, считать это своеобразной свободой самовыражения, но в действительности это проявление деградации субкультуры. Не нужно путать «туалетное» и ему подобное граффити с тем, что исполнено в подобающем месте и отражает заботы общества или его слоев.

Граффити влечет порчу общественного или частного имущества, что само по себе является нарушением социальных запретов. Многие надписи содержат агрессивные сообщения с употреблением слов и символов, которые в большинстве культур являются социальным табу. Многие надписи представляют собой обидное или грубое высказывание в адрес конкретных людей, политических, этнических и других социальных групп, их лидеров, субкультур, социальных институтов. Подобные типы граффити содержат мотивы борьбы, соперничества и символического насилия.

Последние материалы раздела:

Роль Троцкого в Октябрьской революции и становлении советской власти
Роль Троцкого в Октябрьской революции и становлении советской власти

«Лента.ру»: Когда началась Февральская революция, Троцкий находился в США. Чем он там занимался и на какие деньги жил?Гусев: К началу Первой...

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...