Характеристика диагностического направления логопедической помощи. Технологии логопедического обследования в доу

моторики, графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики. Моторика - это совокупность двигательных реакций, свойственных детскому возрасту.

Раздел «Развитие моторики, графомоторных навыков» решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта воспитанников, развитием умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога, что является основой для формирования у детей пространственной ориентировки. Коррекционная направленность занятий предполагает также работу по укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев. Для детей с задержкой психического развития характерно наличие синкинезий, тонических движений, слабость мышц, неумение рационально распределять мышечные усилия, неловкость движений, недостаточная сформированность праксиса и т. д. Общеизвестно, что дети с двигательной недостаточностью на занятиях по рисованию с трудом осваивают технику рисования. Из-за несовершенства моторики при обучении математике испытывают затруднения в работе со счетными палочками, линейкой. Идентичные трудности проявляются в процессе ручного труда, лепке. Моторное недоразвитие тормозит овладение предметными действиями, а значит, и овладение ориентировкой в окружающем мире.

Задержка психического развития у ребенка в большинстве случаев сочетается с недостаточным развитием двигательной сферы, что отрицательно сказывается на развитии познавательной деятельности в целом.Общеизвестно, что базовые «схемы-движения» обеспечивают психофизиологические основы любого действия: видения, слышания, говорения, письма, чтения. С учетом этого положения одной из важных задач развития моторики является координация движений целостной системы тела ребенка и частных систем координации движений (рука - зрение, зрение - слух, рука - зрение - слух, слух - речь и др.), способствующих установлению связей между умениями видеть, слышать, чувствовать, двигаться, говорить.

Доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследования показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Тонкая моторика - основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь).

Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребенка.

Если сказать коротко, развитием крупной и мелкой моторики

учитель-дефектолог занимается исключительно в том объеме, который нужен для обеспечения наиболее полного познания ребенком предметов, объектов, явлений окружающего мира. При этом целенаправленное воздействие средств физической культуры на психические процессы позволяет стимулировать их созревание и повысить уровень развития, что обеспечит более успешное овладение детьми учебной программой .

У детей с задержкой психического развития наблюдается замедленное развитие двигательной сферы уже с младенческого возраста. Они позднее своих сверстников начинают тянуться к висящей перед ними игрушке, сидеть, стоять, передвигаться в пространстве. Движения зачастую неловки, плохо координированны, чрезмерно замедленны или, напротив, импульсивны (Н. П. Вайзман, В. М. Мозговой и др.).Особую сложность для таких детей, вследствие существенных отклонений у них в развитии тонкой моторики, представляет застегивание и расстегивание пуговиц, шнурование ботинок, т. е. так называемые навыки самообслуживания.

Детям с задержкой психического развития свойственны значительное запаздывание и недостатки формирования предметных действий и связанных с ними произвольных движений. Такой темп развития существенно снижает возможности ребенка при ознакомлении с окружающим предметным миром.В то же время практика работы подтверждает, что, овладевая движениями, дети совершенствуют двигательные навыки, у них развиваются мышечное чувство, пространственная ориентировка и координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус. В процессе двигательной активности в коре головного мозга у ребенка быстрее устанавливаются условно-рефлекторные связи, а значит, интенсивнее происходит его всестороннее развитие. Ведь достижение цели любого двигательного акта, например, бросание мяча в корзину, удерживание равновесия на балансире, ходьба по гимнастической скамейке и др., определяется уровнем сенсомоторного и эмоционально-волевого развития и одновременно стимулирует это развитие.

В процессе выполнения двигательных заданий дети получают знания о свойствах разных предметов и пособий (цвет, форма, качество материалов); знакомятся с особенностями передвижений в пространстве, возможными направлениями движения; определяют местоположение одних предметов по отношению к другим и к самому себе, ориентируются в схеме собственного тела и т. д. При этом познание происходит на основе восприятия разной модальности (кинетического, осязательного, зрительного, кинестетического и др.), а также речи.

В процессе выполнения различных движений формируются психические качества. Основные формы работы, используемые на занятиях по сенсорному развитию детей, - это двигательные упражнения, дидактические и подвижные (средней и малой подвижности) игры.

У детей с задержкой психического развития, как показывают исследования, без специального обучения не формируется саморегуляция - общая способность, которая необходима при выполнении любой (в том числе и учебной) деятельности.

Структура саморегуляции предполагает наличие трех обязательных этапов:

· ориентировочного (принятие и понимание инструкции),

· исполнительского (программа действий и ее реализация),

· контрольно-оценочного (оценка полученного результата).

У дошкольников наблюдается несформированность всех этих этапов.

Выполнение действий по вербальной инструкции, постепенно усложняющейся по принципу увеличения звенности, повышение сложности содержания каждого звена и требований к выполнению команд (например, действия с открытыми и закрытыми глазами) способствует решению данной проблемы. Приведем примеры усложнения предъявляемых инструкций.

1-й вариант:

Присядь, возьми мяч - выпрямись;

Присядь, возьми мяч - выпрямись, потянись вверх, подняв мяч над головой;

Присядь, возьми мяч - выпрямись, потянись вверх, подняв мяч над головой,

Опусти мяч до уровня груди, брось его в кольцо

2-й вариант:

Поставь руки на пояс - сделай один шаг вперед;

Поставь руки на пояс - сделай один шаг вперед - два шага влево;

Поставь руки на пояс - сделай один шаг вперед - два шага влево - один шаг назад;

Поставь руки на пояс - сделай один шаг вперед - два шага влево - один шаг назад - опусти руки.

Если первая инструкция (любого варианта) выполняется детьми достаточно легко, то все последующие изначально выполняются с ошибками: ребенок или «теряет» (забывает) часть инструкции, или изменяет действия, или упрощает порядок выполнения (т. е. выполняет неточно). Причем чем сложнее инструкция (большое количество звеньев, сложные движения), тем больше ошибок и неточностей допускают дети, но на этапе оценивания вычленить эти ошибки и неточности затрудняются, считая, что выполнили все правильно. Эти факты подчеркивают недостаточность саморегуляции при выполнении многозвенных инструкций. Процесс обучения целенаправленному выполнению инструкций учителя-дефектолога, а точнее сказать, произвольной регуляции движений самим ребенком, включает несколько обязательных компонентов:

Повторение инструкции не только педагогом, но и ребенком;

Объяснение (в отдельных случаях и показ) ребенком тех движений, которые предстоит выполнить

Установки педагога на точность, красоту и четкость выполнения;

По окончании выполнения - рассказ ребенка о том, какие действия он выполнил и в какой последовательности

Самооценка ребенка точности выполнения инструкции.

На результативность выполнения инструкций большое влияние оказывает положительная мотивация детей, добиться которой можно через внесение ярких и красочных физкультурных пособий и атрибутов, использование игровых (например, сказочные персонажи и др.) и соревновательных элементов. К контролю и анализу выполнения привлекаются все дети подгруппы, что способствует выработке у них внимания, зрительного сосредоточения, приучает адекватно оценивать выполнение задания другим ребенком, аргументировать свою оценку в устной речи. В итоге - сформированные действия самоконтроля на каждом этапе выполнения деятельности (ориентировочном, исполнительском, контрольно-оценочном) способствуют более полному усвоению учебного материала.

Для успешного овладения чтением, письмом и другими учебными навыками важно сформировать у детей не только зрительно-моторные, слухо-моторные координации, но и координации разных частей тела (например, поза туловища и наклон головы при письме)

Совершенствовать координацию движений помогают специальные физические упражнения; игры и упражнения с мячом: перекладывание, а затем перебрасывание мяча из руки в руку; подбрасывание мяча на разную высоту и ловля мяча двумя руками и одной. Эффективны упражнения, связанные с метанием в цель, выполняемые на ограниченной поверхности, упражнения на равновесие, упражнения с гимнастическими пособиями (мяч, обруч, кегли) и др., т. е. те упражнения, которые развивают согласованность движений разных частей тела и требует синхронности действий. Кроме того, данные виды упражнений способствуют выработке точности и четкости движений, ловкости, быстроты реакции.

Тонкая моторика является составной частью моторных способностей человека. Ее развитие базируется на основе формирования оптимальной статики тела, оптимального двигательного стереотипа локомоций и движений конечностей, музыкально-ритмических движений. Под термином «тонкая моторика» понимаются высокодифференцированные точные движения, преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных движениях - это движения пальцев руки и органов артикуляционного аппарата. Тонкую моторику необходимо развивать на основе общей моторики, в системе параллельного формирования всех основных видов моторных способностей.

Развитие моторики влияет на развитие других систем. В частности, многочисленными исследованиями (Г. А. Каше, Т. Б. Филичева, В. В. Цвынтарный и др.) доказана зависимость развития речи от степени сформированности тонких движений рук. Учеными Института физиологии детей и подростков Академии педагогических наук (Е. Н. Исенина, М. М. Кольцова и др.) подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики.

Незрелость в развитии моторных функций проявляется в скованности, неловкости движений пальцев и кистей рук; движения недостаточно четки и координированы. Это особенно заметно в таких видах деятельности , как ручной труд, рисование, лепка, работа с мелкими деталями (мозаикой, конструктором, пазлами), а также при выполнении бытовых манипуляторных действий: шнуровка, завязывание бантов, плетение косичек, застегивание кнопок, крючков, слипов и др.

Дефицит в развитии сложнокоординированных графических движений руки, значительно затрудняет овладение детьми с задержкой психического развития базисными движениями, необходимыми для формирования навыка письма. Изменение (повышение или понижение) мышечного тонуса обусловливает утомляемость кистей рук, из-за чего ребенок не может длительное время удерживать карандаш или ручку. Недостаточность деятельности нервной системы делает движения неловкими, препятствует их согласованности и плавности. Указанные нарушения обычно сочетаются с расстройствами зрительно-двигательной координации. Поэтому требуется не только специальная работа по развитию крупной и мелкой моторики, но и целенаправленная работа по формированию сложнокоординированных движений и базисных графических умений.

Для развития мелкой моторики очень полезно штриховать, закрашивать, рисовать карандашами.Штриховка помогает ребенку координировать движения, соблюдая границы контура, распределять нанесение рисунка по всему силуэту изображаемого предмета. Штриховку можно выполнять сплошной, пунктирной или волнистой линией. Но, пожалуй, самое увлекательное занятие - заштриховывать несколько предметов на одном рисунке.

Главным выразительным средством на занятиях является линия. Она наносится на бумагу различными инструментами: шариковой ручкой, цветным или простым карандашом разной твердости, фломастером, специальным угольным стержнем, восковым мелом, пастелью, твердыми материалами, беличьей или колонковой кистью при работе с гуашью, акварелью или тушью.

Работа с различными материалами позволяет не только оценить специфику их выразительных возможностей, но и корректировать работу с мышечным тонусом кисти руки, что важно для письма, когда требуется переносить длительные статические нагрузки на кисть при сохранении четкости движений. Нормализации тонуса мелких мышц также способствуют игры с холодной и горячей водой, кубиком льда, грецким орехом, маленьким массажным мячом.

Для формирования тонко координированных графических движений полезны следующие упражнения:

Штриховка в разных направлениях с различной силой нажима и амплитудой движения руки

Раскрашивание листа в разных направлениях с ограничением и без ограничения закрашиваемой поверхности;

Обведение рисунка по контуру, копирование

Рисование по опорным точкам

Дорисовывание изображений

Рисование по клеточкам и на другой ограниченной поверхности;

Разлиновка

Графический диктант.

Существуют также специальные упражнения для подготовки руки ребенка непосредственно к школьному письму, включающие элементы прописных букв.

Проблема формирования графических навыков у детей требует постоянного внимания педагога, так как это не просто двигательный акт, а сложный психофизиологический процесс, который обеспечивается совместной работой ряда анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного, кинетического и кинестетического.

Превращение зрительного образа с помощью движения руки в графический знак требует навыков организации движения в пространстве (т. е. динамической организации двигательного акта) и сформированности ряда координации - зрительно-моторных, слухо-моторных, слухо-зрительных. В связи с этим подготовка к письму имеет несколько направлений: развитие тонко координированных движений пальцев и кистей рук; ориентирование на нелинованном и линованном (сначала в клетку, а затем в линейку) листе бумаги; обучение правильной посадке и использованию письменных принадлежностей; отработка элементарных графических навыков; формирование навыков соотнесения звука и буквы.

Техническая сторона письма, несмотря на всю предварительную подготовку, сложна: от детей требуются огромные умственные, физические и волевые усилия, в связи с чем рекомендуемая продолжительность письма на этапе обучения не более 5 мин.

Развитие ручной моторики является основой формирования графических навыков. Каждое коррекционное занятие должно сопровождаться специальной пальчиковой гимнастикой, сочетающей развитие всех пальцев руки (а не только первых трех пальцев, наиболее активных в деятельности и составляющих «социальную зону руки») и движений кисти руки трех видов: на сжатие, растяжение и расслабление (примеры упражнений см. ниже).

Гимнастику следует проводить не менее двух раз по 2-3 мин на каждом коррекционном занятии; допустимо проведение коррекционных занятий (особенно в подготовительной группе), полностью посвященных развитию мелкой моторики и обучению пользованию письменными принадлежностями.

Все упражнения пальчиковой гимнастики выполняются в медленном темпе, 5-7 раз, с хорошей амплитудой движения; каждой рукой отдельно, поочередно или вместе - это зависит от направленности упражнения.

Изначально даются однотипные и одновременные движения, направленные на развитие согласованности и координации движений, и лишь по мере их освоения включаются более сложные - разнотипные движения.

Педагог следит за правильной постановкой кисти руки ребенка, точностью выполнения и переключения с одного движения на другое, при необходимости дает спокойные, четкие указания.

Особо подчеркну, что основная цель такой работы не механическая тренировка движений руки, а систематическое обучение детей новым двигательным тонко координированным действиям.

Для развития мелкой моторики полезны упражнения на сортировку бусинок, пуговок, катание между ладонями деревянных, пластмассовых, резиновых мячей с шипами, работа с мелким конструктором, пазлами и др. (примеры упражнений см. ниже). Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Кисти рук постепенно приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что облегчает овладение навыками письма.

Для проведения игр и упражнений по развитию моторики следует иметь специальное оборудование:

Разнообразные мелкие предметы (пуговицы, бусинки, камешки, зерна, орешки, скрепки канцелярские, кнопки и др.) и различные коробки, банки, лотки для их раскладывания;

Свободные катушки для наматывания на них ниток, веревочек, проволочек;

Дощечки и игрушки-шнуровки «Чудо-пуговица» с множеством отверстий для сшивания и вышивания шнуром

Различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнурки, молнии, слипы

Наборы веревочек и лент разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек, завязывания бантов;

Наборы пластмассовых или деревянных палочек, разноцветные прищепки;

Различные виды мозаики, конструкторов, пазлы.

Работа над развитием движений руки детей является одновременно и работой по формированию различных перцептивных действий и их систем, некоторых сенсорных способностей.


«Технология логопедического обследования

детей дошкольного возраста»

Цель логопедического обследования:
определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него нарушений в речевой сфере.

Задачи:
1) выявление особенностей речевого развития для последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса;
2) выявление негативных тенденций в развитии для определения необходимости последующего углубленного изучения;
3) выявление изменений в речевой деятельности для определения эффективности педагогической деятельности.
Грибова О. Е. выделяет 5 этапов логопедического обследования.

1 этап. Ориентировочный.

2 этап. Диагностический.

3 этап. Аналитический.

4 этап. Прогностический.

5 этап. Информирование родителей.

(1991) выделены следующие этапы логопедического обследования детей дошкольного возраста:
1 этап.Ориентировочный этап;
2 этап.Дифференцировочный этап;
3 этап.Основной;
4 этап.Заключительный (уточняющий этап).

Рассмотрим этапы логопедического обследовав которые предлагает

Грибова О. Е.

I этап. Ориентировочный.

Задачи первого этапа:

Сбор анамнестических данных;

Выяснение запроса родителей;

Выявление предварительных данных об индивидуально-типологических особенностях ребенка.

Решение данных задач позволяет сформировать адекватный возрастным и речевым возможностям, а также интересам ребенка пакет диагностических материалов .

Виды деятельности:

Изучение медицинской и педагогической документации;

Изучение работ ребенка;

Беседа с родителями.

Изучение медицинской и педагогической документации.

К медицинской документации относятся :

Медицинская карта ребёнка;

Выписки специалистов;

Заключения специалистов.

К педагогической документации относятся :

Педагогическая характеристика;

Логопедическая характеристика;

Психологическая характеристика.

Изучение работ ребёнка .

К данному виду документации относятся:

Рисунки;

Творческие поделки.

Беседа с родителями.

Беседу с родителями рациональнее всего начинать с выявления запроса родителей или жалоб родителей на речь ребенка.

Заполнение анкеты родителями (матерью или отцом);

II этап. Диагностический.

Диагностический этап представляет собой собственно процедуру обследования речи ребенка. При этом взаимодействие логопеда и ребенка направлено на выяснение следующих моментов:

Какие языковые средства сформированы к моменту обследования;

Какие языковые средства не сформированы к моменту обследования;

Характер несформированности языковых средств.

Таким образом, нас как логопедов будут волновать не только те недочеты, которые имеются у ребенка в речи, но и каким образом языковые средства сформированы к моменту обследования.

Кроме этого, мы должны рассмотреть:

В каких видах речевой деятельности проявляются недостатки (говорении, аудировании);

Какие факторы влияют на проявления речевого дефекта.

Методы логопедического обследования :

* педагогический эксперимент;

* беседа с ребенком;

* наблюдение за ребенком;

* игра.

Характер дидактического материала в каждом конкретном случае будет зависеть:

От возраста ребенка (чем меньше ребенок, тем реальнее и реалистичнее должны быть объекты, предъявляемые ребенку);

От уровня развития речи (чем ниже уровень развития речи ребенка, тем реалистичнее и реальнее должен быть предъявляемый материал );

От уровня психического развития ребенка;

От уровня обученности ребенка (предъявляемый материал должен быть достаточно освоенно не заученребенком ).

Обследование детей разных возрастных групп и разной степени обученности будет строиться по-разному. Однако существуют общие принципы и подходы , определяющие последовательность проведения обследования.

1.Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает, что отбор заданий, их формулировки и наполнение вербальным и невербальным материалом должны соотноситься с уровнем реального психоречевого развития ребенка и учитывать специфику его социального окружения и личностного развития.

2.Исследование рационально проводить в направлении от общего к частному . Сначала специалист выявляет проблемы в развитии речи ребенка, а затем эти проблемы рассматриваются пристальнее, подвергаются количественному и качественному анализу.

3.Внутри каждого вида тестирования предъявление материала дается от сложного к простому. Это позволяет ребенку закончить каждую пробу успешно, что создает дополнительную мотивацию и положительный эмоциональный настрой, которые, в свою очередь, повышают продуктивность и продолжительность обследования. При стандартном подходе, когда каждая проба усложняется по мере тестирования ребенка, ребенок обречен в большинстве случаев «упираться» в неуспех, что вызывает чувство негативизма, ощущение неизбежности ошибки, а это в значительной мере провоцирует снижение интереса к предъявляемому материалу и ухудшение демонстрируемых достижений.

4.От продуктивных видов речевой деятельности - к рецептивным. Исходя из данного принципа, в первую очередь обследуются такие виды речевой деятельности, как говорение.

5. Логично сначала исследовать объем и характер употребления языковых и речевых единиц, и только при наличии трудностей в их использовании переходить к выявлению особенностей пользования ими в пассиве. Таким образом, последовательность процедуры можно сформулировать как от экспрессивной языковой компетенции к импрессивной. Подобный подход позволит сократить время и силы, затрачиваемые на обследование, сделать обследование импрессивного языкового запаса целенаправленным.

Направления обследования:

Состояние связной речи;

Состояние словарного запаса;

Состояние грамматического строя речи;

Состояние звукопроизношения;

Обследование слоговой структуры слова;

Состояние артикуляционного аппарата;

Обследование фонематического восприятия;

III этап. Аналитический.

Задачей аналитического этапа является интерпретация полученных данных и заполнение речевой карты, которая является обязательным отчетным документом логопеда, независимо от его места работы.

В речевой карте, как правило, представлены разделы :

Паспортная часть, в том числе и возраст ребёнка на момент обследования;

Анамнестические данные;

Данные о физическом и психическом здоровье ребенка;

Раздел, посвященный характеристике речи;

Логопедическое заключение.

IV этап.Прогностический.

На этом этапе на основании результатов обследования дошкольника логопедом определяется прогноз дальнейшего развития ребенка, основные направления коррекционной работы с ним, составляется индивидуальный план работы.

Формы реализации индивидуальных маршрутов :

Индивидуальные занятия по индивидуальному плану;

Групповые занятия по определенной коррекционной программе;

Занятия в группе небольшой наполняемости;

Интегрированные занятия при взаимодействии со специалистами ДОУ;

Занятия дома с родителями при консультативной поддержке специалистов ДОУ.

Логопедическое заключение, направления коррекционной работы и ее организационные формы должны быть донесены до родителей и обсуждены с ними на 5 этапе обследования .

V этап. Информационный.

Информирование родителей – деликатный и сложный этап обследования ребёнка.

Он проводится в виде беседы с родителями при отсутствии ребёнка.

Требования к информированию родителей:

Беседу с родителями следует строить на доступной для них терминологии;

Беседа должна учитывать родительское чувство любви к ребенку;

Беседа должна быть построена в конструктивном направлении с целью найти союзников в лице родителей.

Рассмотрим этапы предлагают нам Г.В. Чиркиной и Т.Б. Филичевой .

I этап. Ориентировочный(на котором проводится опрос родителей, изучение специальной документации, беседа с ребенком ).

II этап. Дифференцировочный этап включающий обследование когнитивных и сенсорных процессов с целью отграничения детей с первичной речевой патологией от сходных состояний, обусловленных нарушением слуха или интеллекта .

III этап. Основной. Обследование всех компонентов языковой системы:

Звукопроизношения,

Строения артикуляционного аппарата,

Дыхательной функции,

Просодической стороны речи,

Фонематического восприятия,

Понимания слов,

Понимания предложений,

Понимания грамматических форм,

Лексического запаса,

Грамматического строя языка,

Навыков построения предложения,

Грамматических изменений слов в предложении,

Грамматического оформления на морфологическом уровне,

Связной речи.

IV этап. Заключительный (уточняющий). Включающий динамическое наблюдение за ребенком в условиях специального обучения и воспитания .

Используемые источники литературы:

1.Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие. -- М.: Айрис-пресс, 2005. - 96 с.

2.Российская Е.Н., Гаранина Л.А.Произносительная сторона речи: Практический курс. – М.: АРКТИ, 2003. - 104 с

3.http://logoportal.ru/logopedicheskie-tehnologii/.html

Ольга Целыковская
Обследование дошкольника в условиях логопедического пункта. В помощь логопедам

Я работаю в детском саду на логопедическом пункте .

При обследовании дошкольника сталкиваешься с тем , что детям скучен процесс. Именно поэтому, я разработала речевую карту обследования дошкольника в условиях логопедического пункта презентации для обследования дошкольников .

Предлагаю вашему вниманию речевую карту.

Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста в условии логопедического пункта .

Составитель учитель-логопед : Целыковская Ольга Борисовна.

Личные данные.

Фамилия, имя, отчество ребенка ___

Дата рождения ___

Телефон ___

Заключение ТПМПК___

Протокол № ___ от ___

Поступил с ___ из ___

Логопедическое обследование .

1. Состояние речевого аппарата.

Губы (тонкие, толстые) ___

Зубы (мелкие, крупные, вне дуги, отсутствуют, наклон) ___

Прикус (открытый, боковой, перекрёстный, прямой, прогения, прогнотия) ___

Нёбо (высокое, уплощённое, готическое) ___

Язык (микро-, макроглоссия, состояние подъязычной связки) ___

2. Мимическая артикуляционная мускулатура.

Движение Есть ли движение, замена, объем, точность, активность, заторможенность, мышечный тонус, синкинезии, тремор, девиация, переключаемость, истощаемость, неправильное воспроизведение.

Поднять брови

Нахмуриться

Закрыть правый глаз

Закрыть левый глаз

Щёки «пухленькие»

Щёки «худышки»

«Улыбка»

«Хоботок»

«Лопаточка»

«Иголочка»

«Чашечка»

«Горка»

«улыбка» - «хоботок»

«горочка»

При обследовании мимической артикуляционной мускулатуры используется авторская презентация, прилагаемая к речевой карте.

3. Состояние звукопроизношения.

Звук Вначале слова В середине слова В конце слова

С санки оса ананас

Сь сирень осел гусь

З зонт коза

Зь зебра корзина

Ц цыпленок мельница огурец

Ш шар машина душ

Ж жук ножи

Щ щенок ящик плащ

Ч чайник ключи мяч

Л лодка белка стул

Ль лев коляска медаль

Р рак карандаш топор

Рь рябина черепаха якорь

Экран звукопроизношения.

Условие произнесения звука

Изолированно

В начале слова

В середине слова

В конце слова

«+» -- правильное произношение;

«-» -- отсутствие звука;

«=» -- замена звука;

«иск.» -- искажение звука;

«м/з» -- межзубное произношение звука;

«горл.» -- горловое произношение звука.

При обследовании звукопроизношения используется авторский подбор иллюстраций, прилагаемые к речевой карте.

4. Дифференциация звуков.

Лак Вечер Ветер

Малина Мишка Миска

Коса Мыло Мила

Зевать Мажет Машет

Дом Каска Кашка

Удочка Бочка Почка

Башня Мишка Мышка

Год Зайка Сайка

Кора Гора Рожки Ложки

При обследовании дифференциации звуков используется авторская презентация, прилагаемая к речевой карте.

5. Языковой анализ и синтез.

Есть ли звук Р в словах : ДОМ, ТОРТ, СУМКА, ГРУША.

Какой первый звук в слове : АИСТ, ОЗЕРО, ОБЛАКО, УТКА, УХО.

Какой звук в конце слова, в начале, в середине : КОТ, СОК, КИТ.

Сколько звуков в слове : дом ___ лиса___ сумка ___

Составь слово из слогов : зи – ма, ко – ле – со, кук – ла. Составь слово из звуков : К-О-Т, Л-У-К, Л-У-Н-А, С-Т-О-Л, К-О-Т-И-К.

Заключение ___

Дата ___ подпись ___

При обследовании языкового анализа и синтеза используется авторский подбор иллюстраций, прилагаемые к речевой карте.

6. Заключение ТПМПК.

Решением ТПМПК от ___ протокол ___ оставлен (а) на повторный курс

Заключение ТПМПК ___

Члены ТПМПК (Ф. И. О., место работы)

Подпись___

Подпись___

Решением ТПМПК от ___ протокол ___

выпущен (а) в (сад, школу) с ___

Члены ТПМПК (Ф. И. О., место работы)

Подпись___

Подпись ___

Одну из этих презентаций я предлагаю вашему вниманию.

Пояснение к презентации.

Логопед называет пару слов ребенку, закрывая рот, чтобы ребенок не видел мимику логопеда . Ребенок должен повторить за логопедом . Через некоторое время на экране появляется правильный ответ.

Я использую эту презентацию не только при обследовании , но и в работе по развитию фонематического слуха. Надеюсь, вам пригодиться моя презентация в работ

Публикации по теме:

Логопедическое обследование детей с нарушениями речи в условиях введения ФГОС Хрулева Н. В., учитель – логопед МОУ ППМС ЦДК «Шанс», 2014год «Логопедическое обследование детей с нарушениями речи в условиях введения ФГОС».

Портфолио дошкольника как средство индивидуализации образовательного процесса в условиях ФГОС до Актуальность. Личностно-ориентированная модель образования ставит в центр внимания ребенка с его индивидуальными и возрастными особенностями.

Диагностическое обследование ребенка Проверьте знания ребенка! (для детей старшего возраста). Последовательно задаем вопросы, если знает ставим +, нет -. Можно предложить родителям.

Конспект логопедического занятия по развитию речи для детей старшей группы в условиях логопункта Конспект логопедического занятия по развитию речи для детей старшей группы в условиях логопункта Цели: - расширение и активизация словаря.

Конспект образовательной деятельности учителя-логопеда логопедического пункта «Мой гость-тигрёнок» Тема: Автоматизация звука Р. Цель: автоматизация звука Р в словах и предложениях. Задачи: коррекционно-образовательные: - закреплять.

Логопедическое обследование

В основе логопедического обследования должны лежать общие принципы и методы педагогического обследования: оно должно быть комплексным, целостным и динамическим, но вместе с тем оно должно иметь свое специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения.

Для каждого речевого нарушения характерен свой комплекс симптомов, причем некоторые из них оказываются основными первичными для каждого нарушения, стержневыми, другие же только дополнительными и лишь вытекающими из основного дефекта, т. е. вторичными.

Методика и приемы проведения обследования должны быть подчинены специфике его содержания.

Комплексность, целостность и динамичность обследования обеспечиваются тем, что исследуются все стороны речи и все ее компоненты, притом на фоне всей личности обследуемого, с учетом данных его развития - как общего, так и речевого - начиная с раннего возраста.

Логопедическое обследование включает следующие пункты:

1. Имя, фамилия, возраст, национальность.

2. Жалобы родителей, воспитателей, учителя.

3. Данные раннего развития: а) общего (кратко); б) речевого (подробно, по периодам).

4. Краткая характеристика ребенка в настоящее время.

5. Слух.

6. Зрение.

7. Реакция ребенка на свои речевые затруднения.

8. Интеллект.

9. Строение органов артикуляции, подвижность их.

10. Речь: а) импрессивная; б) экспрессивная - с точки зрения фонетики, словаря, грамматического строя; владеет ли раздернутой речью; в) письменная речь - чтение и письмо.

11. Заключение.

Первые три пункта заполняются со слов матери, воспитателя, учителя, сопровождающих ребенка, и на основании представляемой документации. В случаях обращения взрослого человека указанные разделы заполняются со слов обратившегося.

Краткая характеристика может быть сформулирована со слов родителей (воспитателя, учителя), может быть представлена детским учреждением, направляющим ребенка. Желательно, чтобы в ней были сведения о том, чем интересуется ребенок, как реагирует на свои речевые затруднения.

Данные обследования слуха и зрения желательно заполнить на основании представленных справок от отоларинголога и глазного врача. Если специалистов нет, то логопед должен сам проверить слух и зрение и установить (путем расспросов), в каком возрасте обследуемого отмечалось отклонение от нормы.

Состояние интеллекта - основной фактор при анализе речевого нарушения. Важно выяснить, что стоит на первом плане: тяжелое речевое нарушение, которое задерживает общее развитие ребенка, или умственная отсталость, которая задерживает и искажает речевое развитие.

Данные о строении органов артикуляции логопед получает на основании осмотра ротовой полости. Подвижность артикуляционного аппарата он устанавливает, предлагая ребенку произвести основные движения каждого из органов (губ, языка, мягкого нёба), при этом отмечается свобода и быстрота движения, его плавность и равномерность движения правой и левой стороны (языка, губ, мягкого нёба), а также легкость перехода от одного движения к другому.

Прежде всего логопед должен выявить уровень развития интеллекта ребенка и подробно проанализировать его речь. Для выяснения этих вопросов существуют специальные приемы.

Обследование начинается с беседы. Тему для беседы и пособия, которые логопед будет использовать, он обдумывает и подбирает заблаговременно, учитывая при этом возраст ребенка.

Во время беседы логопед старается установить контакт с обследуемым, а также выявляет, как понимает ребенок его речь, пользуется ли он фразой, правильно ли произносит звуки. Установление контакта и сама беседа помогают логопеду получить представление об общем умственном и речевом развитии ребенка, о некоторых особенностях его личности.

Другим методическим приемом обследования будет активное наблюдение логопеда за ребенком в процессе его деятельности, которую организует логопед, предлагая ему различный материал (игрушки, картинки) и ставя перед ним различные задания игрового и учебного плана. Большое значение имеют задания, связанные с процессами отвлечения и обобщения:

1) разложить ряд последовательных картинок, связанных между собой определенным содержанием, в порядке последовательности изображенных действий или событий; 2) классифицировать предметы (изображенные на картинках) по группам: посуда, мебель, игрушки, овощи, фрукты и т. п.; разложенные на столе картинки с изображением предметов, относящихся к разным группам, нужно рассортировать, объяснить, почему они объединены в одну группу, а затем назвать предметы одним словом.

Можно использовать и более простой прием классификации, который носит название "Четвертый лишний": из четырех предложенных картинок, одна из которых не подходит к остальным, нужно выделить и объяснить, почему она не подходит. Используются и настольные игры, например лото "Кому что надо?", или же картинки с вопросом: "Кому чего не хватает?"

В обеих задачах на классификацию ребенок с отклонением в развитии начинает группировать предметы по случайному, несущественному признаку. Так, он кладет морковь и куклу в одну группу, потому что "морковь и платье куклы красные", или объединяет нож и хлеб, так как ножом режут хлеб, и т. п.

Полноценное понимание речи - необходимая предпосылка для правильного пользования речью и для дальнейшего успешного обучения. Поэтому, приступая к обследованию ребенка, логопед изучает все стороны речи: импрессивную и экспрессивную ее стороны.

Обследуя импрессивную сторону речи (понимание речи), логопед ориентируется на то, как понимает ребенок:

а) названия различных обиходных предметов; б) обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, фрукты, овощи, транспорт и т. п.; в) фразу обиходного характера; г) небольшой рассказанный или прочитанный ему текст. При обследовании понимания речи не следует требовать от ребенка словесного ответа. Достаточно получить его с помощью жеста, отбора нужных картинок, мимикой, отдельными восклицаниями.

При обследовании экспрессивной стороны речи логопед изучает: а) словарь; б) грамматический строй; в) звукопроизношение; г) голос, его темп и плавность.

Наблюдая за речью ребенка, логопед определяет бедность или богатство его словаря. Для определения словарного запаса логопед подбирает необходимый дидактический материал, используя не только предметные картинки, но и сюжетные, которые позволят называть предметы и их действия, качество, положение в пространстве (для выявления употребления предлогов) и тд.

Обследуя словарь ребенка, следует обратить внимание на степень овладения им слоговой структурой слова (наличие сокращений слов вплоть до употребления одного слога из слова, перестановок внутри слова).

При обследовании грамматического строя выявляется характер оформления ответов, употребления фразы (короткие, элементарные, стереотипные или развернутые, свободные), особое внимание обращается на правильное согласование в глагольных и падежных окончаниях, правильность употребления предлогов. Для данного обследования логопед отбирает сюжетные картинки, ответы на которые требуют составления различных видов предложений: простого (Мальчик идет), простого распространенного - с употреблением дополнения прямого (Девочка читает книгу) или косвенного с употреблением предлогов (Книга лежит на столе). Для более глубокого анализа грамматического строя логопед может поставить перед ребенком дополнительные вопросы, требующие употребления единственного и множественного числа прилагательных.

Анализируя ответы детей, логопед обращает внимание на темп речи (слишком быстрый или слишком медленный, монотонность или выразительность речи), плавность или ее нарушение более или менее частыми и тяжелыми запинками - заиканием. При заикании могут отмечаться вспомогательные движения рук, ног, головы.

Для обследования звукопроизношения логопед подбирает предметные картинки так, чтобы в их названия входили проверяемые звуки в начале, середине и конце слов. Если ребенок неправильно произнес звук в слове, логопед предлагает произнести это слово с данным звуком по подражанию, а затем прямые и обратные слоги с этим звуком. Отмечается характер неправильного произношения звука: звук опускается, заменяется другим постоянно или только в некоторых словах, искажается. Если ребенок умеет произнести оба звука изолированно, но все же путает их, следует проверить, различает ли он их по слуху.

Для этого можно проделать следующие виды работ: а) повторить за логопедом сочетания звуков типа та-да и да-та; б) правильно назвать картинки (дом, том); в) правильно указать одну

из названных логопедом картинок, названия которых отличаются только смешиваемыми звуками (например, мишка - миска или крыса - крыша и т п) Со всей полнотой удается проверить различение сходных звуков в том случае, если ребенок знает буквы и умеет написать под диктовку слоги, слова, фразы с указанными звуками, так как нарушения устной речи (иногда даже уже преодоленные) находят то или иное отражение при обучении грамоте. Благодаря этому анализ нарушений письменной речи позволяет глубже выявить все нарушение в целом.

В случае затруднений в овладении грамотой необходимо проверить, как усваивает ребенок навыки чтения и письма в соответствии с программой.

В целях выявления наиболее характерных для каждого обследуемого сложностей в овладении письменной речью необходимо проверить не только навык письма, но и чтения. Так, в отношении чтения определить, как читает ребенок по буквам, слогам или целыми словами, правильно ли он понимает читаемый текст. Проводя письменную работу, логопед учитывает правильность списывания, письмо под диктовку и самостоятельное письмо, анализ ошибок на письме (ошибки на правила правописания, ошибки, искажающие структуру слова, и ошибки фонетического характера).

Материал для обследования письменной речи следует брать в соответствии с учетом этапа обучения ребенка.

Обследование речи логопед проводит в различных видах деятельности ребенка - игре, учебе, наблюдает его в общении с окружающими. В связи с этим удается выявить особенности личности ребенка и его поведения активный или пассивный, собранный, организованный, послушный или неорганизованный, избалованный, устойчив в игре, в работе или легко отвлекается, смелый, легко входит в контакт или боязлив, застенчив, осознает свои речевые затруднения, стесняется их или относится к ним безразлично.

В результате обследование становится всесторонним, комплексным и динамическим и дает возможность не только проанализировать нарушения речи, но и наметить план наиболее эффективной помощи.

Для проведения описанного обследования необходимо иметь хотя бы некоторый минимум пособий несколько наиболее любимых детьми игрушек (мишку, куклу, автобус, автомобиль и т. п.), 2-3 сюжетные картинки с простым, понятным содержанием, серию последовательных картинок, несколько серий предметных картинок, подобранных по различным категориям (одежда, посуда, овощи и т п.); предметные картинки, подобранные по наличию в их названиях проверяемых звуков, наборное полотно, кассу с буквами, 2-3 различных букваря, книги для чтения I, II, III классов, такие, как "Маленькие рассказы" Л Н Толстого, иллюстрированные сказки, несколько игр типа лото, домино.

Логопед должен учитывать, что неудачи школьного обучения создают у ребенка резко отрицательное отношение ко всем пособиям, применяемым в школе (буквари, книги для чтения и т. п.), и что употребление их при обследовании может вызвать отказ от выполнения предъявляемого задания. В таких случаях логопед должен уметь использовать самый разнообразный материал: литературные тексты различной трудности, букварные тексты, но оформленные в виде карточек, табличек и т п

При обследовании детских учреждений (детских садов, школ) применяется так называемое краткое, или ориентировочное, обследование. Оно помогает выявить детей, нуждающихся в логопедической помощи. При включении детей в работу должно быть проведено полное обследование.

При кратком обследовании ребенку предлагают произнести знакомое стихотворение, предложение, в котором представлены по возможности все наиболее часто неправильно произносимые звуки, например. Старая бабушка вязала шерстяные чулки или Черный щенок сидел на цепи около будки (свистящие, шипящие, звонкие, р, л).

Планирование логопедической работы

При составлении плана логопедической работы каждый пункт плана должен быть обоснован данными обследования.

1 Логопед составляет общий план работы, т. е. намечает этапы работы и раскрывает их содержание.

2. Ближайший этап работы раскрывается более подробно. устанавливаются основные разделы работы, их последовательность, их соотношение между собой

3 Определяются формы работы в виде игры, урока (в связи с возрастом, интеллектом, характером, интересами ребенка).

4. Подбирается речевой материал к каждому занятию с учетом общей характеристики ребенка, состояния его речи, основной задачи каждого занятия

Схема логопедического обследования

1. Собеседование начинается с цели посещения, жалоб; родителей и ребенка.

2. Осуществляется ознакомление с педагогической документацией.

3. Выясняется акушерский анамнез и анамнез развития ребенка (моторный, речевой, психический). При этом особое внимание обращают на:

Предречевые вокализации (гуканье, гуление);

Появление и характер лепетной речи, первых слов, фраз;

Качество первых слов, фраз (наличие нарушений слоговой структуры, аграмматизмы, неправильное звукопроизношен ие).

4. Проводится объективное исследование ребенка.

4.1. Устанавливается эмоциональный контакт с ребенком, создаются правильные отношения к обследованию: выявляются интересы ребенка, его любимые занятия, игры, особенности представлений об окружающем.

4.2. Исследуются невербальные функции: изучается психомоторика, используются тесты Озерецкого (пересчет пальцев, проба на пальцевой гнозис по подражанию, по словесной инструкции), устанавливаются наличие персевераций, застревания, соскальзывания, выраженной замедленности.

4.3. Исследуются сукцессивные способности: повтор цифрового ряда в прямом и обратном порядке, звуковых рядов по ритму, ряды по сенсорным эталонам.

4.4. Исследуется предметный гнозис (по контуру, по пунктиру, на зашумленном фоне, с недостающими элементами).

4.5. Исследуются буквенный гнозис и праксис (по контуру, по пунктиру, на зашумленном фоне, с недостающими элементами)

4.6. Исследуется мышление (расклад серии сюжетных картинок, выявление причинно-следственных связей, определение уровня смысловой целостности рассказа).

4.7. Исследуется импрессивная речь - понимание связной речи, понимание предложений, понимание различных грамматических форм (предложно-падежных конструкций, Дифференциация единственного и множественного числа существительных, глаголов, дифференциация глаголов с Различными приставками и т. п.), понимание слов (противоположных по значению, близких по значению).

4.8. Исследуются фонематические процессы. При этом проводятся:

♦ фонематический анализ - выделение звука на фон«И слова, выделение звука из слова, определение места звука в слове по отношению к другим звукам, определение количества звуков в слове, дифференциация звуков по противопоставлениям (звонкость-глухость, мягкость-твердость, 1 свистящие-шипящие и т. п.);

♦ фонематический синтез - составление слов из последовательно данных звуков, составление слов из звуков, данных в нарушенной последовательности;

♦ фонематические представления - придумать слово на определенный звук.

4.9. Исследуется экспрессивная речь. При этом проверке подлежат:

♦ строение и подвижность артикуляционного аппарата, оральный праксис. Отмечаются параметры движений - тонус, активность, объем движения, точность выполнения, длительность, замена одного движения другим, добавочные и лишние движения (синкенезии);

♦ состояние звукопроизношения - изолированный вариант, в слогах: открытых, закрытых, со стечением согласных, в словах, в речи, произношение слов различной слоговой структуры. Отмечается сокращение числа слогов, упрощение слогов, уподобление слогов, перестановка слогов;

♦ словарный состав языка - самостоятельное дополнение ребенком тематического ряда, подбор синонимов, антонимов родственных слов, выявление общих категориальных названий.

Отмечаются: соответствие словаря возрастной норме, наличие в словаре глаголов, наречий, прилагательных, местоимений, существительных, точность употребления слов.

При моторной алалии отметить разницу между активным и пассивным словарем; i

♦ грамматический строй речи. Отмечаются: характер употребляемых предложений (однословные, двусловные и более), характер употребления предложно-падежных конструкций, состояние функции словоизменения, преобразование единственного числа существительных во множественное в именительном падеже, образование формы родительного падежа существительных в единственном и множественном числе, согласование с числительными, состояние функции словообразования, образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, образование прилагательных (относительных, качественных, притяжательных), образование названий детенышей животных, образование глаголов с помощью приставок.

4.10. Исследуется состояние связной речи (воспроизведение знакомой сказки, составление рассказа по серии сюжетных картинок и др.): отмечается логическая последовательность в изложении событий, выясняется характер аграмматизма, особенности словаря.

4.11. Исследуются динамические характеристики речи (темп, интонационная выразительность; наличие скандированной речи; запинки, спотыкание, заикание) и особенности голоса (громкий, тихий, слабый, сиплый, хриплый).

5. Анализируется состояние письменной речи.

5.1. Исследуется навык письма (по представленным письменным работам в школьных тетрадях):

♦ выявляются навыки звукового анализа и синтеза;

♦ отмечаются особенности звукового анализа и синтеза;

♦ отмечаются особенности слухоречевой памяти;

♦ проверяются слуховая дифференциация фонем;

♦ проверяется состояние динамического праксиса;

♦ определяется ведущая рука (пробы А. Р. Лурия на ле-ворукость и скрытое левшество);

♦ анализируются разные виды письменной деятельности (списывание, диктант, самостоятельное письмо);

♦ отмечаются особенности почерка;

♦ отмечается характер дисграфических и орфографических ошибок.

5.2. Исследуется навык чтения:

♦ выявляется умение правильно показать печатные и прописные буквы;

♦ отмечается способность правильно называть буквы;

♦ выявляется способность чтения слогов, слов, предложений, текста и отмечается характер допускаемых ошибок (замены, искажения, пропуски, перестановки букв, семантические замены);

♦ отмечается характер чтения (побуквенное, послоговое, слитное, выразительное);

♦ выявляется понимание прочитанного;

♦ отмечается отношение ребенка к чтению (любит или не любит самостоятельно читать).

6. Составляется логопедическое заключение (речевой диагноз: степень и характер нарушения устной и письменной речи.


Последние материалы раздела:

«Морские» идиомы на английском языке
«Морские» идиомы на английском языке

“Попридержи коней!” – редкий случай, когда английская идиома переводится на русский слово в слово. Английские идиомы – это интересная,...

Генрих Мореплаватель: биография и интересные факты
Генрих Мореплаватель: биография и интересные факты

Португальский принц Энрике Мореплаватель совершил множество географических открытий, хотя сам выходил в море всего три раза. Он положил начало...

Последнее восстание интеллектуалов Франция 1968 год волнения студентов
Последнее восстание интеллектуалов Франция 1968 год волнения студентов

Любой революции предшествует идеологическая аргументация и подготовка. «Майская революция» 1968 года, бесспорно, не является исключением. Почему к...