Гунны войны. Кто такие Гунны

В 155 году н.э. на р. Идель появился новый народ, говоривший на тюркском языке - гунны. Через двести лет, в 370-х годах они двинулись далее на запад, покоряя и тесня всех на своём пути до самой Атлантики. Этот процесс получил название Великого переселения народов и стал причиной вытеснения германцев из Восточной Европы, а также падения Западной Римской империи .

Своего апогея государство гуннов в Европе достигло при Аттиле в V веке н.э. Однако, Аттила умер в расцвете сил во время первой брачной ночи с бургундской принцессой Ильдико в 453 году. Государство гуннов после долгого траура вступило в полосу междоусобиц, в результате которых гунны потеряли свои западноевропейские владения. Сыновья Аттилы - Ирник и Денгизих, привели гуннов в Северное Причерноморье и Северный Кавказ, остававшиеся их доменом. Им удалось сохранить государство на территориях от Волги и до Дуная, на которых в течении двухсот последующих лет (450-650-ые годы н.э.) с участием вновь прибывших из Азии родов сложился болгарский этнос, а государство стало называться Великой Болгарией.

Часть населения Великой Болгарии после смерти хана Кубрата укрепилась на Средней Волге и создала своё государство - Волжскую Болгарию. Население Волжской Болгарии стало этнической основой современного населения Республики, столицей которой является г. Казань.

Правопреемником государства гуннов была Великая Болгария. После её распада к концу 7 века, эти государственные традиции сохранили дунайские и волжские болгары.

Интересно, что многие тюркоязычные народы, позже влившиеся в состав болгар, также были потомками других ветвей хуннов, прошедших этногенез восточнее, как, например, кыпчаки. Но болгарам удалось сохранить государственность хуннов.

Почему Западная Римская империя не устояла перед гуннами? Как смог «варварский» народ покорить всю Европу? Гунны были сильнее не только в военном отношении - они были носителями хуннской имперской традиции. Государственность является результатом долгого и глубокого развития общества и народа, она не приобретается за 100-200 лет. Принципы государственности, принесённые гуннами в Европу, имели глубокие азиатские корни. Хунны оказали сильнейшее влияние на этногенез и государственное строительство большинства современных тюркских народов.

Степной пояс Евразии (Великая степь) начинается с Жёлтого моря и тянется на запад до Дуная и Альп. Издревле кочевые народы мигрировали на этих территориях в обоих направлениях, не зная границ. Хунны имели свои государственные образования в восточной части евразийского степного пояса ещё задолго до европейского триумфа. Они вели постоянные войны с другими кочевниками и с китайскими государствами.

Угроза кочевников заставила китайцев соорудить Великую стену в 3-2 веке до н.э. Император Цинь Ши-Хуанди начал постройку стены в 215 году до н.э. Великая стена показывает границу китайских государств того времени - видно, что владения кочевников доминировали и достигали Жёлтого моря. Стена проходит недалеко от Пекина, а территории севернее неё контролировались кочевниками. Кроме войн были и мирные периоды соседства, шёл взаимный процесс ассимиляции. К примеру, матерью Конфуция (ок.551-479 г.до н.э.) была девушка из тюркского народа Янь-то .

Хунны Центральной Азии и болгары Причерноморья, как и их потомки - современные тюркские народы, являются лишь отдельными частями древнейших тюркоязычных цивилизаций. Точными данными о происхождении хуннов наука пока не располагает, но до нас дошли сведения, изложенные в древних китайских источниках, ставших доступными благодаря фундаментальным работам Н.Я.Бичурина (1777-1853) .

Некоторое неудобство представляет перевод звуков китайских иероглифов, не всегда совпадающих с тюркской фонетикой.

«Ещё до времен государей Тхан (2357 году до н.э.) и Юй (2255 г. до н.э.) находились поколения Шань-жун, Хянь-юнь и Хунь-юй». Н.Я.Бичурин ссылается также на Цзинь Чжо, который писал, что хунны «во времена государя Яо назывались Хунь-юй, при династии Чжей - Хянь-юнь, при династии Цинь - Хунну» .

Н.Я.Бичурин приводит свидетельство из Исторических записок Шы-Цзи летописца Сыма Цяня о том, что предком хуннов был Шунь Вэй - сын Цзе Кхоя последнего царя первой китайской династии Хя. Цзе Кхой, потеряв власть, умер в ссылке в 1764 году до н.э., а «сын его Шунь Вэй в том же году со всем своим семейством и подданными ушёл в северные степи, и принял образ кочевой жизни». Вероятно, подданные Шунь Вэя встретили на новых землях тюркоязычное население. Китайские источники указывают на существование к 2357 году до н.э. за северной границей китайских государств тюркоязычных народов.

История хуннов восточного периода детально описана в трудах Л.Н.Гумилева, поэтому мы напомним читателям лишь основные этапы .

Хунны не были единственными в Центральной Азии, кто разговаривал на языках, ставших потом называться тюркскими. Некоторые тюркские народы не вошли в хуннский союз, как, например, енисейские кыргызы.

Не решён до конца и вопрос взаимосвязи тюркоязычных народов Великой степи со скифами, древним государством Шумер в междуречии Тигра и Евфрата, с народами майа, инками, ацтеками и некоторыми индейскими народами Северной Америки, европейскими этрусками и другими народами, в языках которых обнаружено множество тюркских слов . Многие тюркоязычные народы исповедовали тенгрианство, а слово Тенгри было известно и в шумерском языке в том же значении - Небо.

Лингвинистически кочевников степной зоны Евразии хуннского периода можно условно делить на тюркоязычных, ираноязычных, угроязычных и монголоязычных. Были и иные кочевники, например, тибетцы-кяны. Самыми многочисленными, вероятно, были тюркоязычные. Однако, при правящей роли хуннов, в их союз входили самые разные народы. Хуннские археологические комплексы VII-V вв. до н.э. считаются близкими скифским. Скифы - это собирательное греческое название кочевников. Западные историки не вдаваясь в этнические тонкости называли их общими этнонимами: скифы, гунны, болгары, тюрки, татары.

Существует несколько версии о этническом облике скифских кочевых народов Великой степи того времени - юэчжей, усуней, жунов и дунху и др. Значительная часть их была ираноязычной, но общей тенденцией этнических процессов того периода была постепенная ассимиляция и вытеснение из восточной части Великой степи в Среднюю Азию тюркоязычными народами ираноязычных, отсюда и сложность четкой этнической идентификации. Один и тот же союз народов мог сначала быть в общем ираноязычным, а потом, ввиду количественного преимущества становиться тюркоязычным.

Император хуннов назывался шаньюй, возможно, от тюркских слов шин-юй. Шин - истина, Юй - дом . Ставка шаньюев была в Бэйшане, потом у Тарбагатая .

Усиление хуннов произошло при шаньюях Тумане и Модэ (правил в 209-174 г.до.н.э.), которых в тюркских легендах называют иногда Кара-ханом и Огуз-ханом. С именем шаньюя хуннов Туманя, связано и происхождение названия воинского подразделения в 10 000 воинов - тумена. Места станов туменов получали соответствующие топонимы, дошедшие до нас: Тюмень, Тамань, Темников, Тумен-Тархан (Тьмутаракань). В русский язык слово тумен вошло и в значении «много, видимо-невидимо», возможно, отсюда такие слова как тьма, темно и туман.

В 1223 году три тумена Субедея победили русско-половецкое войско на Калке, но позже в том же году были разбиты волжскими болгарами в районе Самарской Луки .

Хуннское войсковое деление тюркских народов по сотням (юзбаши - сотник), тысячам (мэнбаши - тысяцкий), 10 тысячам - туменам (темник), сохранилось в кавалериях разных армий, например, у казаков .

Но вернёмся во II в. до н.э. - несмотря на тяжелое геополитическое положение: с запада угрожали племена юечжи, с востока - сяньбийцы, с юга Китай, шаньюй Модэ в 205 году до н.э. расширил границы государства до Тибета, и стал регулярно получать железо от тибетцев .

После 205 г до н.э. изделия из железа в хуннских захоронениях встречаются часто. Можно предположить, что именно получение металлургических знаний стало одной из причин военного превосходства хуннов.

О сохранении металлургических традиции хуннов болгарами свидетельствует и такой важный факт: первый чугун в Европе был выплавлен Волжской Болгарии в 10 веке . Европа же научилась выплавлять чугун через четыре века, а Московия еще через два - в 16 веке, только после завоевания Булгарского Юрта (Казанское Ханство, в русских летописях). Причём сталь, которую Московия экспортировала в Англию, называлась «татарской» .

Хунны также оказали большое влияние на своих южных соседей - тибетцев и индусов. Например, в биографии Будды (623-544 гг. до н.э.) указывается на его обучение в юном возрасте письменности хуннов .

Территория империи хуннов тянулась от Маньчжурии до Каспия и от Байкала до Тибета. Историческая роль Моде заключалась не только в том, что именно с его правления началась хуннская экспансия по всем направлениям, но и в том, что при нём родоплеменное общество получило черты не просто государства, а империи. Была выработана политика в отношении завоеванных народов, позволявшая последним активно участвовать в жизни государства оставлением своих автономных прав и земель. Политика же Китая в отношении покорённых была более жёсткой .

Вот как Ши-Цзи 110 и Цяньханшу, гл. 94а описывают победные войны Моде: «При Модэ Дом Хуннов чрезвычайно усилился и возвысился; покорив все кочевые племена на севере, на юге он сделался равным Срединному Двору», то есть китайским императорам... Более того, Моде в результате нескольких крупных побед даже заставил китайского императора выплачивать дань! «Впоследствии на севере (хунны) покорили владения Хуньюй, Кюеше, Динлин (занимавшие в то время территорию от Енисея до Байкала), Гэгунь и Цайли» .

В 177 году до н.э. хунны организвали поход против ираноязычных юечжи на Запад и дошли до Каспийского моря. Это была последняя победа шаньюя Модэ, умершего в 174 году до н.э. Империя юечжи перестала существовать, часть населения была покорена и ассимилирована хуннами, часть мигрировала на Запад, за Волгу .

Таким образом, хунны дошли до Каспия и теоретически нельзя отрицать и возможности их выхода к Волге ещё в 177 году до нашей эры. Факт бегства части юечжи на запад за Волгу как раз это подтверждает.

В течении 133 г. до н.э. до 90 г.н.э. войны хуннов с китайцами велись с переменным успехом, однако общим итогом было постепенное наступление Китая.

Победа в войнах 133-127 гг. до н.э. позволила китайцам вытеснить хуннов с территорий между пустыней Гоби и рекой Хуанхэ, которая, как видим, не всегда была китайской.

В войнах 124-119 годов китайцам удалось дойти до северного стана хуннского шаньюя.

В 101 г. до н.э. китайская армия разграбила уже города Ферганской долины.

В компаниях 99, 97 и 90 гг. до н.э. успех был на стороне хуннов, но война велась на их землях.

В этот период Китай был ослаблен, но китайской дипломатии удалось натравить на хуннов усуней, динлинов и дунху, бывших до этого вассальными хуннам.

В 49 г. до н. э. шаньюй хуннов Чжичжи присоединил княжество и род Вакиль (по-китайски Ху-цзе). Этот род сохранился в составе европейских гуннов и болгар. Интересно, что через 800 лет представитель этого рода - Кормисош стал ханом Дунайской Болгарии (правил 738-754 гг.). Он сменил Севара - последнего хана династии Дуло, к которой принадлежали Аттила (?-453 г.), основатель Великой Болгарии хан Кубрат (ок.605-665 гг.) и его сын, основатель Дунайской Болгарии хан Аспарух (ок.644-700 гг.).

В 71 г. до.н.э. началась междоусобица, дестабилизировавшая центральную власть шаньюя и приведшая к первому расколу государства хуннов на северных и южных в 56 г. до н.э.

Южные хунны, возглавляемые шаньюем Хуханье установили мирные отношения с Китаем, которые привели в итоге к потере независимости.

Северные хунны были вынуждены отступить к Алтаю и в Среднюю Азию на Сырдарью, но и там потерпели крупное поражение от китайской армии .

После первого раскола в 56 г. до н.э. часть северных хуннов прорвалась «между усунями и динлинами, бежала на запад к приаральским племенам Кангюя и, очевидно, здесь смешалась с древнетюркскими и ираноязычными племенами. Эти смешанные группы населения и составили затем костяк господствующего населения Кушанской империи, на рубеже н.э. простёршей свою территорию от Урала до Индийского океана» .

Объединиться на короткий срок хуннам удалось в начале эры, но в 48 г. н.э. происходит новый раскол.

После этого южане почти окончательно стали зависимы от Китая, а северные хунны были не в состоянии сопротивляться окружавшим их противникам. На востоке усиливался союз Сяньби, с юга наступал Китай, с севера угрожали кыргызы.

Род Моде пресёкся в Северной Хуннской державе в 93 году н.э., последнего шаньюя рода по китайскому написанию звали Юйчугянь. После этого династия сменилась - государство возглавили представители одного из четырех старших аристократических родов - рода Хуян. Остальные роды назывались Лань, Сюйбу и Циолинь .

Отныне именно 4 рода будут составлять аристократию тюркских государств. Например, в Крымском, Казанском, Астраханском ханствах это были роды Аргын, Ширин, Кыпчак и Барын.

Хунны вели постоянные войны с Китаем на протяжении как минимум 350-ти лет. А ведь Китай и тогда был сильнейшим государством с передовыми технологиями. Силы были слишком неравны. Огромное количество хуннов уходило в Китай и в усиливающийся на востоке сяньбийский союз. Только хуннов перешло под власть государства Сяньби в 93 г.н.э. около 100 тысяч кибиток - это примерно 300-400 тысяч человек. Точно определить процентное соотношение носителей языковых групп в государстве Сяньби сейчас рупп в государстве Сяньби сейчас сложно, но возможно, что тюркоязычная часть достигала половины и более.

В середине 2 века оба хуннских государства неуклонно ослабевали, а государство сяньби под предводительством сильного и авторитетного Таншихая (137- 181), напротив, усилилось и достигло могущества, победив всех своих соседей, в том числе и Китай.

На протяжении всей истории междоусобные войны тюркских народов ослабляли их сильнее, чем внешние враги. Именно сяньбийцы, а не китайцы вытеснили остатки независимых хуннов на запад, заняв их территории. Известно, что государство Сяньби достигло Каспия, достигнув, тем самым западной границы бывших владений хуннов, которые были вынуждены отойти еще далее на запад - к Идели (Волге). Так соперничество государств Хунну и Сяньби оказало влияние на многие глобальные события в Европе.

К середине 2 века судьба народов северного хуннского союза сложилась по разному:

1. Алтайская часть хуннов стала этнической основой кимаков и кыпчаков, захватившими контроль над западной частью Великой степи в 11-12 веках и известными русским как половцы и куманы.

2. Часть родов захватили Семиречье и Джунгарию (юго-востока современного Казахстана) и основали там государство Юэбань.

3. Часть хуннов вернулась в Китай, основав ряд государств. Их называли тюрки-шато. Потомки тюрок-шато - онгуты были в составе государства хана Чингиза в 13 веке

4. Наиболее известная европейцам часть хуннов отступила на реку Идель примерно к 155 году, а через двести лет эти хунны двинулись далее на запад и под предводительством Аттилы дошли до Атлантики. Эта часть хуннов и стала нашими предками.

Усиление хуннов в Поволжье за 200 лет могло произойти не только от союза и ассимиляции сармат и угров, но и от постоянного притока родственного тюркоязычного населения из Центральной и Средней Азии. Оппозиционные роды хуннов и других тюркоязычных народов, оставшиеся в Азии в составе государства Сяньби и других объединений могли постоянным потоком мигрировать на запад к своим независимым собратьям и обратно .

Доминирующим языком Поволжья становился тюркский. Не исключено, что эти территории входили в состав государства Аттилы и последующих государственных объединениях гуннов и болгар. Этим можно объяснить перенесение центра государственности болгар в конце 7 в.н.э после смерти хана Кубрата с Дона и Днепра именно на Каму. Возможно, территории Волжской Болгарии еще при Кубрате были областью Великой Болгарии. После поражения от хазар роды, не пожелавшие подчиниться хазарскому союзу, могли просто отступить в свои же северные провинции.

Часть гуннов оторвалась от степного мира и вступила в тесный контакт с местными финноугорскими народами, дав начало этносу чувашей.

Некоторые европейские историки указывают на присутствие гуннов в Поволжье и на Каспии и до середины 2-го века.

Например, Дионисий Галикарнасский, живший в 1 в. до н.э..

Пока нет единого мнения - объяснить это ошибками летописцев или хунны могли прийти в Европу ранее, чем считалось. Возможно, хунны действительно доходили до Идели ещё в те времена. Мы знаем о том, что они дошли до Каспия, покоряя юечжей в 177 году до.н.э.

Эратосфен Киренский (Eratosthеnes) (около 276—194 до н. э.) также указывает на сильное государство гуннов на Северном Кавказе. Клавдий Птолемей (Ptolemaios) сообщает о гуннах Северного Кавказа в середине II в.до н.э., располагая их между бастарнами и роксоланами, то есть западнее Дона.

Упоминание о хуннах есть у Дионисия Периегета (160 г.н.э) По его данным, гунны жили в местности, прилегающей к Аральскому морю .

Интересное объяснение предлагает С.Лесной. Он обращает внимание на то, что, например, Прокопий Кесарийский отчетливо и неоднократно указывает, что гунны в древности назывались киммерийцами, которые издревле обитали на Северном Кавказе и Причерноморье: «В прошлом гунны были киммерийцами, впоследствии же стали называться болгарами» .

На то, что киммерийцы могли быть тюркоязычными, указывали и другие историки. Но пока это остается версией.

Также заслуживает внимания гипотеза о возможном исходе части шумерского народа с р.Тигр на Кавказ и Прикаспий задолго до прихода хуннов с востока.

Это темы будущих исследований, а пока можем исходить из того, что к 155 году тюркоязычные хунну действительно жили на реке Ра, которую они стали называть Идель.

Их ожидало великое будущее - сокрушить алан, древнегреческое Боспорское царство в Крыму, немецкое государство Готланд на Днепре, и в итоге весь античный мир.

1. Искусственный термин "гунны" был предложен в 1926 году К.А.Иностранцевым для обозначения европейских хунну: см. Иностранцев К.А. Хунну и гунны. - Труды тюркологического семинария. т.1., 1926 г.

2. "Исторические записки"" Сыма Цяна гл. 47 "Наследственный дом Кун-цзы - Конфуция" см: КУАНГАНОВ Ш.Т. Арий-гунн сквозь века и пространство: свидетельства и топонимы.- 2-е изд.,перераб. и доп. - Астана: «Фолиант», 2001 г. с.170.

КЛЯШТОРНЫЙ С. Гл. 8. в «Истории татар с древнейших времен. Т.1. Народы степной Евразии в древности. Институт истории АН Татарстана, Казань, Изд. «Рухият», 2002. C. 333-334.

3. БИЧУРИН Никита Яковлевич (1777—1853) — уроженец села Акулева (ныне Бичурино) Свияжской округи Казанской губернии, чуваш, синолог, член-корреспондент Петербургской Академии Наук (1828). Основатель китаеведения в Росии. В 1807-1821 годах возглавлял духовную миссию в Пекине.

4. БИЧУРИН Н.Я. (Иакинф) Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. С-Пб, 1851. Репринт изд. "Жалын Баспасы" Алматы, 1998 . Т.1.с.39. (Далее - БИЧУРИН Н.Я., 1851.)

5. ГУМИЛЕВ Л.Н. Хунну. Степная трилогия. Тайм-Аут-Компасс. С-Пб., 1993.

6. КАРИМУЛЛИН А. Прототюрки и индейцы Америки. М.,1995.

СУЛЕЙМЕНОВ О. Аз и Я: Книга благонамеренного читателя. - Алма-Ата, 1975.

ЗАКИЕВ М.З. Происхождение тюрков и татар.- М.: ИНСАН, 2003.

РАХМАТИ Д. Дети Атлантиды (Очерки по истории древнейших тюрков). - Казань: Татар. кн. изд-во.1999.с.24-25.

См. статью «Доисторические тюрки» в газете «Татарские новости» № 8-9, 2006.

7. ДАНИЯРОВ К.К. История гуннов. Алматы, 2002.с.147.

8. Бэйшань - нагорье в Китае, между озером Лобнор на западе и р. Жошуй (Эдзин-Гол) на востоке. Тарбагатай - горный хребет на юге Алтая в западном Казахстане и восточном Китае.

9. ГУМИЛЕВ Л.Н. Из истории Евразии. М.1993, c.33.

10. ГОРДЕЕВ А.А. История казачества. - М.:Вече, 2006.с.44.

КАН Г. В. История Казахстана -Алматы: Аркаим, 2002, с.30-33.

11. ГУМИЛЕВ Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории. Изд. Группа "Прогресс", М, 1994., с.22-23.

12. СМИРНОВ А.П. Волжская Болгария. Гл.6. Археология СССР. Степи Евразии в эпоху средневековья. Институт археологии АН СССР. Изд. «Наука», М.,1981. с.211.

13. ЗАЛКИНД Г. М. Очерк истории горно-заводской промышленности Татарстана // Труды общества изучения Татарстана. Казань, 1930. Т. 1. — С. 51. Ссылка по книге АЛИШЕВ С.Х. Все об истории Казани. - Казань: Раннур, 2005. с.223.

14. Гл.10 книги Лалитавистара (санскрит - Lalitavistara) «Подробное описание игр Будды», одной из наиболее популярных в буддийской литературе биографий Будды.

15. АНДРЕЕВ А. История Крыма. Изд. Белый волк-Монолит-МБ, М., 2000 с.74-76.

16. БИЧУРИН Н.Я., 1851. с.47-50.

17. БИЧУРИН Н.Я., 1851. с.55.

ЗУЕВ Ю. А.Ранние тюрки: очерки истории и идеологии. - Алматы: Дайк-Пресс, 2002 -338 с. + вкл. 12 с.13-17.

18. КЛЯШТОРНЫЙ С.Г., СУЛТАНОВ Т.И. Казахстан: летопись трех тысячелетий. Изд. «Рауан», Алма-Ата, 1992.с.64.

19. ХАЛИКОВ А.Х. Татарский народ и его предки. Татарское книжное издательство, Казань, 1989.с.56.

20. ГУМИЛЕВ Л.Н. Хунну. Степная трилогия. Тайм-Аут-Компасс. С-Пб., 1993. C. 182.

21. Археология СССР. Степи Евразии в эпоху средневековья. Институт археологии АН СССР. Изд. «Наука», М.,1981.

22. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе. Собрал и издал с русским переводом В. В. Латышев. СПб., 1904. Т. I. Греческие писатели. СПб., 1893; Т. II. Латинские писатели. Т.I, c. 186. По книге: ЗАКИЕВ М.З. Происхождение тюрков и татар.- М.: ИНСАН, 2003, 496 с. С.110.

23. АРТАМОНОВ М.И. История хазар. 2-е изд.- СПб.: Филологический ф-т СпбГУ, 2002, с.68.

24. ЛЕСНОЙ (Парамонов) С. «Донское слово» 1995, по книге S.Lesnoy “The originas of the Ancient «Russians»” Winnipeg, 1964. С.152- 153.

История гуннов очень интересная. Для славянского народа она интересна тем, что есть большая вероятность того, что гунны - это Существует целый ряд исторических документов и древних писаний, достоверно подтверждающих то, что гунны и славяне являются одним народом.

Очень важно проводить постоянные исследования нашего происхождения, так как согласно существующей истории наши далекие предки до прихода Рюрика были слабой и необразованной нацией, не имевшей культуры и традиций. Согласно утверждениям некоторых ученых, дела обстояли еще хуже, так как разобщенность древних препятствовала самостоятельному управлению своими землями. Поэтому и был призван варяг Рюрик, заложивший новую династию правителей Руси.

Впервые крупное исследование гуннской культуры провел французский историк Дегинье. Оно нашел сходство между словами «гунны» и «сюнны». Сюннами называли один из самых больших народов, который жил на территории современного Китая. Но существует и другая теория, согласно которой гунны были предками славян.

Согласно первой теории гунны - это смесь двух народов, одним из которых являются угры, а вторым - хунны. Первые жили на территории нижней Волги и Урала. Хунны же являлись могучим кочевым народом.

Отношения хуннов с Китаем

Представители этого племени на протяжении многих веков проводили завоевательную политику относительно Китая и имели достаточно активный образ жизни. Они осуществляли неожиданные налеты на провинции страны и забирали все то, что им надо было для жизни. Поджигали жилища и делали рабами жителей местных деревень. Вследствие этих набегов земли были в упадке, а над землей еще долго носился запах гари и поднятый вверх пепел.

Считалось, что хунны, а несколько позже гунны - это те, что не знают ничего о жалости и сострадании. Завоеватели стремительно покидали ограбленные поселения на своих низкорослых и выносливых конях. За один день они могли преодолевать более ста верст, вступая при этом в бой. И даже Великая китайская стена не была для хуннов серьезной преградой - они легко обходили ее и осуществляли свои набеги на земли Поднебесной.

Со временем произошло их ослабление и распад, в результате которых образовались 4 ветки. Наблюдалось более активное их теснение другими, более сильными народами. Для того чтобы выжить, северные хунны в середине 2 века направились на запад. Второй раз появились гунны на территории Казахстана в 1 веке нашей эры.

Объединение хуннов и угров

Тогда когда-то сильному и огромному племени на пути встретились угры и аланы. Со вторыми отношения у них не сложились. А вот угры дали приют скитальцам. В середине 4 века возникло государство гуннов. Приоритетное положение в нем принадлежало культуре угров, тогда как военное дело было в большей части перенято от хуннов.

В те времена аланами и парфянами практиковалась так называемая сарматская тактика боя. Копье было прикреплено к туловищу животного, поэтом в удар была вложена вся сила и могущество скачущего коня. Это была весьма эффективная тактика, противостоять которой было не под силу практически никому.

Гунны - это племена, которые придумали абсолютно противоположную тактику, менее эффективную в сравнении с сарматской. Народ гунны делал акцент больше на изнурение противника. Манера ведения боя заключалась в отсутствии каких-либо активных атак или нападений. Но в то же время они не покидали поле боя. Их воины были оснащены легким вооружением, находились на значительном расстоянии от своих противников. При этом они обстреливали врагов с луков и с помощью арканов сбрасывали всадников на землю. Таким образом они изматывали противника, лишали его сил, а затем убивали.

Начало Великого переселения народов

В результате гунны покорили аланов. Таким образом, произошло образование мощного союза племен. Но в нем хуннам принадлежали далеко не доминирующие позиции. Примерно в семидесятых годах 4 века состоялось переселение гуннов через Дон. Это происшествие стало началом нового периода истории, который в наше время называется Много людей в то время покинули свои дома, смешались с другими народами и образовали совершенно новые нации и государства. Многие историки склоняются к мысли, что гунны - это те, кто должен был внести существенные изменения в мировую географию и этнографию.

Следующие жертвы гуннов - визиготы, которые обосновались в низовьях Днестра. Их также разбили, и они были вынуждены бежать к Дунаю и обратиться за помощью к императору Валентину.

Достойное сопротивление гуннам оказали остроготы. Но их ждала безжалостная расправа гуннского царя Баламбера. Вслед за всеми этими событиями в причерноморскую степь пришел мир.

Предпосылки великих завоеваний гуннов

Мир продолжался до 430 года. Этот период известен еще и приходом на историческую сцену такого человека, как Атилла. Его непосредственно связывают с великими завоеваниями гуннов, которые имели и множество других предпосылок:

  • окончание вековой засухи;
  • резкое повышение влажности в степных районах;
  • расширение лесной и лесостепной зоны и сужение степи;
  • существенное сужение жизненного ареала степных народов, которые вели кочевой образ жизни.

Но выживать как-то надо было. А компенсацию всех этих издержек можно было ждать только от богатой и сытной Римской империи. Но в 5 веке она уже не была такой могучей державой, как двести лет назад, и гуннские племена под управлением своего предводителя Ругилы легко дошли до Рейна и даже попытались наладить дипломатические отношения с Римским государством.

История говорит о Ругиле как об очень умном и дальновидном политике, который умер в 434 году. После его смерти кандидатами на престол стали два сына Мундзука, брата правителя, - Атилла и Бледа.

Период подъема гуннов

Это было начало двадцатилетнего периода, который характеризовался небывалым подъемом гуннского народа. Молодым вождям не подходила политика тонкой дипломатии. Они хотели иметь абсолютную власть, получить которую можно было только насильственным путем. Под началом этих вождей произошло объединение множества племен, к которым относились:

  • остроготы;
  • треки;
  • герулы;
  • гепиды;
  • булгары;
  • акациры;
  • турклинги.

Под гуннскими знаменами стояли также римские и греческие воины, которые достаточно негативно относились к власти Западной римской империи, считая ее корыстной и прогнившей.

Каким был Аттила?

Внешность Атиллы не была героической. Он имел узкие плечи, невысокий рост. Так как в детстве мальчик очень много времени приводил верхом на лошадях, он имел кривые ноги. Голова была настолько большой, что едва удерживалась маленькой шеей - она все время раскачивалась на ней, как маятник.

Его худощавое лицо скорее было украшено, а не испорчено глубоко посаженными глазами, заостренным подбородком и клинообразной бородой. Атилла, вождь гуннов, был достаточно умным и решительным человеком. Он умел держать себя в руках и достигать поставленных целей.

Кроме этого он был весьма любвеобильным человеком, имеющим большое количество наложниц и жен.

Больше всего на свете он ценил золото. Поэтому покоренные народы были вынуждены оплачивать ему дань исключительно этим металлом. Это же относилось и к покоренным городам. Для гуннов драгоценные камни были обыкновенными, ничего не стоящими стекляшками. А к золоту наблюдалось совершенно противоположное отношение: этот весомый драгоценный металл имел благородный блеск и символизировал бессмертную власть и богатство.

Убийство брата и захват власти

Нашествие гуннов на Балканский полуостров осуществлялось под командованием грозного вождя с его братом Бледой. Вместе они подошли к стенам Константинополя. Во время того похода было сожжено более семи десятков городов, благодаря чему варвары сказочно обогатились. Это подняло авторитет вождей на невиданную высоту. Но предводитель гуннов желал абсолютной власти. Поэтому в 445 году он убил Бледу. С того времени начинается период его единоличного правления.

В 447 году состоялось заключение договора между гуннами и Феодосием II, который был очень унизительным для Византийской империи. Согласно ему правитель империи должен был платить каждый год дань и уступить южный берег Дуная до Сингидуна.

После прихода к власти в 450 году императора Маркиана произошло расторжение этого договора. Но Атилла не стал увязываться с ним в борьбу, ведь она могла иметь затяжной характер и происходить на тех территориях, которые варвары и так уже разграбили.

Поход в Галлию

Атилла, вождь гуннов, решил совершить поход в Галлию. В то время Западная римская империя была уже практически полностью морально разложившейся, поэтому являлась лакомой добычей. Но здесь все события начали развиваться не по плану умного и хитрого вождя.

Командовал талантливый полководец Флавий Аэций, сын германца и римлянки. На его глазах мятежными легионерами был убит отец. Полководец имел сильный и волевой характер. К тому же в далекие времена изгнания они с Атиллой дружили.

Экспансия была вызвана просьбой принцессы Гонории об обручении. Появились союзники, среди которых был король Гензерих и некоторые франкские князья.

Во время похода в Галлию было разбито и сровнено с землей королевство бургундов. Затем гунны достигли Орлеана. Но взять его им не судилось. В 451 году состоялась битва на Каталаунской равнине между гуннами и войском Аэция. Она закончилась отступлением Атиллы.

В 452 году война возобновилась вторжением варваров в Италию и взятием самой сильной крепости Аквилеи. Вся долина была ограблена. Из-за недостаточного количества войск Аэций был побежден и предложил захватчикам большой выкуп за то, что они покинут территорию Италии. Поход закончился удачно.

Славянский вопрос

После того как Атилле исполнилось пятьдесят восемь лет, его здоровье серьезно подорвалось. К тому же лекарям было не под силу вылечить своего правителя. Да и справляться с народом ему уже было не так легко, как раньше. Постоянно вспыхивающие восстания подавлялись достаточно жестоко.

Старшин сын Эллак вместе с огромным войском был отправлен на разведку в сторону славянских территорий. Правитель с большим нетерпением ждал его возвращения, так как планировалось осуществление похода и завоевание территории славян.

После возвращения сына и его рассказа об обширности и богатстве этих земель предводитель гуннов принял достаточно необычное для него решение, предложив славянским князьям дружбу и покровительство. Он планировал создание их единого государства в империи гуннов. Но славяне отказались, так как очень дорожили своей свободой. После этого Атилла решает жениться на одной из дочери князя славян и таким образом закрыть вопрос о владении землями непокорного народа. Так как отец был против такого замужества своей дочери, его казнили.

Женитьба и смерть

Свадьба, как и образ жизни предводителя, имела обычный размах. Ночью Атилла с супругой удалились в свои покои. Но на следующий день он уже не вышел. Воины были обеспокоены его столь длительным отсутствием и выбили двери покоев. Там они увидели своего правителя мертвым. Причина смерти воинственного гунна неизвестна.

Современные историки предполагают, что Атилла болел гипертонией. А наличие юной темпераментной красавицы, чрезмерного количества алкоголя и повышенного артериального давления стало той гремучей смесью, которая и спровоцировала смерть.

Существует достаточно много противоречивых сведений о погребении великого воина. История гуннов говорит о том, что место погребения Атиллы - русло большой реки, которая была временно перегорожена плотиной. Кроме тела правителя в гроб положили очень много дорогих украшений и оружия, а тело засыпали золотом. После проведения похорон русло реки было восстановлено. Всех участников похоронной процессии убили для того, чтобы избежать разглашения какой-либо информации о месте захоронения великого Атиллы. Его могилу до сих пор не нашли.

Конец гуннов

После смерти Атиллы в гуннской державе началось время упадка, так как все было основано исключительно на воле и уме ее умершего предводителя. Аналогичная ситуация была с Александром Македонским, после смерти которого полностью рассыпалась его империя. Те государственные образования, которые существуют благодаря грабежам и разбоям, к тому же не имеют никаких других экономических связей, мгновенно рушатся сразу же после уничтожения всего лишь одного связующего звена.

454 год известен тем, что произошло разъединение разношерстых племен. Это привело к тому, что племена гуннов уже не могли угрожать римлянам или грекам. Это могло быть основной причиной смерти полководца Флавия Аэция, безжалостно заколотого мечом императора Западной римской империи Валентиниана во время личной аудиенции. Об этом говорят, что император отрубил себе правую руку левой.

Результат такого поступка не заставил себя ждать, так как Аэций был практически главным борцом с варварами. Вокруг него были сплочены все оставшиеся в империи патриоты. Поэтому его смерть стала началом краха. В 455 году Рим был захвачен и разграблен королем вандалов Гензерихом и его воинством. В дальнейшем Италии как страны не существовало. Она была скорее осколками государства.

Уже более 1500 лет нет грозного вождя Атиллы, но его имя известно многим современным европейцам. Его называют «бичом Божиим», который был послан людям за то, что они не верили в Христа. Но всем нам понятно, что это далеко не так. Царем гуннов был самый обычный человек, который очень хотел повелевать огромным количеством других людей.

Его смерть - это начало заката гуннского народа. В конце 5 века племя было вынуждено перейти через Дунай и просить подданство у Византии. Им была выделена земля, «территория гуннов», и на этом история этого кочевого племени заканчивается. Начинался новый исторический этап.

Нельзя полностью опровергнуть ни одну из двух теорий происхождения гуннов. Но можно точно сказать, что это племя достаточно сильно повлияло на мировую историю.

Гунны – народ, ведущий кочевой образ жизни и происходящий от кочевых племен центральной Азии (Монголия, Северный Китай). Во второй половине четвертого века, племена гуннов стали катализатором великого переселения народов.

История: расцвет и падение

Впервые племена гуннов упоминаются в китайских источниках третьего века до нашей эры. Гунны также является первым кочевым народом, создавшим обширную империю, разделившуюся в начале первого века. Постоянные войны с Китаем и сокрушительное поражение заставило гуннов двинуться на запад.
Европейские источники впервые заговорили о гуннах во втором веке нашей эры, когда они появились у берегов Каспийского моря. Но расцвет нашествия гуннов припадает на четвертый век нашей эры. В конце четвертого века племена гуннов покоряют аланов (кочевые племена на Северном Кавказе). Следующим под ударом гуннов оказалось королевство остготов во главе с Гарманарихом. Остготам не удалось устоять под натиском, и королевство пало, сам Германарих покончил жизнь самоубийство, не в силе спасти свое королевство.
Узнав об угрозе гуннов, племена вестготов были вынуждены отступить к Фракии. В самом конце четвертого века гунны опустошили одну из римских провинций на территории Сирии и Каппадокии (Турция). Затем основная орда гуннов остановилась на территории Панонии (современная Хорватия, Венгрия). В начале пятого века гунны заключили союз с Западной Римской империей и помогали в войне против германских племен. В это же время племена гуннов постоянно совершают набеги на провинции Восточной Римской империи.
К началу пятого века гунны покорили уже большое количество племен и обложили их немалой данью, среди них были: сарматы, остготы, булгаре, гепиды и другие. Все они не только были обложены данью, но и были вынуждены участвовать на стороне гуннов в военных походах.
В 422 году гунны атакуют Восточную римскую империю (Фракию), и император Феодосий был вынужден платить гуннам дань в обмен на мир. В 445 году вождем гуннов становиться легендарный Аттила – человек, который во главе гуннов потрясет весь известный тогда мир.
Всего за два года орды гуннов захватили и разграбили около 60 городов на территории Балкан. Угроза гуннов все больше росла, и уже к 450 году они обложили данью Западную и Восточную Римские империи.
Переломным моментом в нашествии гуннов стала битва на Каталаунских полях в 451 году. Объединенное войско римлян и вестготов смогло одержать победу над ордами Аттилы. Остановить гуннов удалось только благодаря таланту Флавия Аэция. Этого римского полководца называют последним из римлян.
Флавий Аэций – великий римский военачальник, который имея в своем распоряжении небольшие отряды, отбивал атаки варваров на Западную Римскую империю несколько десятилетий. Вскоре после его убийства (императором Валентенианом) Рим был полностью разграблен, а уже через двадцать лет империя была разрушена. Флавий был лучшим генералом тех времен, и не странно, что именно он сумел остановить племена гуннов.
Проиграв Аэцию, гунны предприняли вторжение в Италию и разграбили ее, но были вынуждены отступить. Аттила умер в 453 году и его смертью воспользовались германские племена, разбившие их в битве при реке Недао. Гунны были вынуждены отступить в Причерноморские степи, дальнейшие попытки вторжения на империи им не удались.
Затем племена гуннов быстро растворились в среде кочевых племен востока, разбуженных великим переселением.

Религиозные верования гуннов

Все гунны были язычниками, и главным их божеством был Тенгри-Хан (бог грома и растений). Гунны обожествляли Солнце, огонь, воду, Луну, почитали дорогу. Сильно почитали священные деревья и приносили им в жертву лошадей. Человеческих жертвоприношений у них не было.
Гунны носили различные амулеты (из золота, серебра) в виде животных. У гуннов также были и служители культов: колдуны, шаманы, знахари, чародеи.
Во время похорон они устраивали турниры, бои на мечах, стрельбы с лука, скачки на конях. Родственники умерших в знак скорби наносили себе увечья с помощью кинжала.

Образ жизни гуннов и военное дело

Весь цивилизованный мир страшился гуннских племен и считал их воплощением варварства и страха. Никакое племя варваров не внушало такого страха в сердца римлян, как гунны. Эти племена никогда не занимались земледелием и вели кочевой способ жизни.
Римляне считали гуннов даже не людьми, а настоящими демонами. Римские историки пишут о них как о крепко сложенных воинах, с мощными руками и ногами, а их вид был действительно страшен, и порой их можно было принять за двуногих зверей.
Практически вся жизнь гуннов проходила в длительных походах, из-за этого они были вовсе не прихотливыми в пище и кулинарами их точно не следует называть. В походах они даже не употребляли вареную пищу. Не в походах еду варили в больших бронзовых котлах.
Римский историк Приск наводит интересные, но не подтвержденные больше никем сведенья. Он говорит, что гунны построили большой город из качественных бревен и досок. Также он говорит, что гунны были очень учтивым народом и всем своим гостям предлагали сначала вино, а затем и мед. При прибытии гостя они сразу вставали и наполняли его кубок.
В основе социальной организации гуннского общества была большая патриархальная семья. Приск говорит о том, что у них было многоженство. Известный европейских историк Энгельс говорит о том, что по форме государственного строя, империя гуннов представляла собой военную демократию.
Особого внимания заслуживает военное дело гуннов, так как все они были чрезвычайно воинственными и посвящали свою жизнь военных налетам и походам. В бою гунны сражались в конном строю, пехоты как таковой у них было. Только Аттила, осаждая римские города, сражался в пешем строю.
Основным оружием гуннов был короткий составной лук, и его помощью можно было вести стрельбу не только в пешем строю, но и сидя верхом на коне. Несмотря на свои малые габариты, гуннский составной лук имел очень высокую убойную силу, недооценивать ее было последней ошибкой врагов гуннов. Наконечники стрел были бронзовыми, костяными и железными.
Для устрашения к стрелам гунны прикрепляли шарики с просверленными отверстиями. При полете такие стрелы издавали сильный специфический свист. Многие античные военные, полководцы и историки называли гуннский составной лук одним из самых совершенных видов оружия этого периода.
Первым римским полководцем, ставшим использовать этот составной лук, стал известный Флавий Аэций. Этот новый вид вооружения помог ему долгое время отражать атаки варварских племен на протяжении нескольких десятилетий, а затем он разбил и гуннов под предводительством Аттилы.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод что гунны – это очень воинственное кочевое племя, пришедшее из Центральной Азии. Они стали катализатором великого переселения народов. С четвертого века нашей эры они стали представлять серьезную угрозу Римской империи. На пятый век приходиться расцвет империи гуннов. Став вождем, Аттила практически разрушил Римскую империи и содрогнул поступью своих воинов весь существующий мир. Его империя пала вскоре после его смерти, и гунны ассимилировались с другими кочевыми племенами.

Осенью 376 года, народы, заселившие территории от Среднедунайской равнины до побережья Черного моря, вошли в движение. По восточным провинциям Римской империи поползли тревожные слухи о неких диких и жестоких варварах, которые едят сырое мясо, и уничтожают все на своем пути. Вскоре к римлянам явились посланцы от их вчерашних врагов остготов и вестготов, с просьбой поселиться на территории империи.

Главной причиной этого беспокойства были гуннские полчища, ворвавшиеся в Европу. Кто они и откуда пришли на тот момент не знал никто. Один из римских историков Аммиан Марцеллин полагал, что они родом с Меотийского болота, то есть с Азовского моря. Современные исследователи ассоциируют их с народом хунну, населявшим степи к северу от Китая, с 220 года до нашей эры по II век нашей. Это были первые племена, кто создал в Центральной Азии обширную кочевую империю. Впоследствии, часть их дошла до Европы, смешавшись по дороге с тюркскими, восточно-сарматскими и угорскими племенами, что образовало новый гуннский этнос.

Их нашествие считают одним из главных факторов, положивших начало великому переселению, точнее, второй его волне. На долгий путь, который привел к столь катастрофическим последствиям, их очевидно сподвигло оскудение пастбищ, что является постоянной проблемой кочевников и причиной их перманентного передвижения. Это же было причиной их постоянных конфликтов с Китаем, в результате чего была построена великая китайская стена. Однако в I веке до нашей эры, Китай воспользовался ослаблением Хуннской державы из-за междоусобиц, и нанес им сокрушительное поражение, которое подвело итог многовековым конфликтам.

Хуннская держава рухнула, и ее разрозненные части разбрелись по Азии и Европе. Часть самых отчаянных или, по словам Гумилева – пассионарии, двинулись на Запад, где прошли через Казахстан в 50-х годах II века нашей эры и вышли к берегам Волги. После 360 года, возможно опять в связи с общим похолоданием, они перешли Волгу и продолжили свой путь на Запад, где разгромили аланов и остготов. Вот как описывал это Аммиан Марцеллин: «Гунны, пройдя через земли алан, которые граничат с грейтунгами и обыкновенно называются танаитами, произвели у них страшное истребление и опустошение, а с уцелевшими заключили союз и присоединили их к себе. При их содействии они смело прорвались внезапным нападением в обширные и плодородные земли Эрманариха - короля остроготов». Вслед за ними последовали готы, которые под натиском кочевников разделились на вестготов и остготов. Гунны прочно обосновались на территориях Северного Причерноморья, вплотную подойдя к римским границам.

Последние оказались вогнутыми или даже разорванными в некоторых местах.

Некоторые германцы были допущены в границы Римской империи мирно на условии, что они помогут охранять имперские границы от иных «варварских» племён, надвигавшихся с востока или севера. В других случаях германцы силой проложили себе дорогу в римские провинции. Как те, кто пришел в качестве союзника императора, так и те, кто пришел как его враг, одинаково провозгласили контроль над оккупированными ими провинциями. Некоторое время каждое германское племя казалось находящимся в постоянном движении, надвигаясь далее и далее на юг и запад.

Следуя по стопам германцев, гунны расположились в Паннонии на среднем Дунае. Кампании Аттилы ударили как по Риму, так и по германцам. В этом водовороте большинство западных провинций Римской империи было постепенно поглощено различными германскими племенами, и в конце концов герул Одоакр захватил и сам Рим .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ ДНК гуннов спорный вопрос. Ген гуннов живет среди тюрков, монголов и славян

    ✪ Времена и воины. Гунны.

    ✪ Великое переселение народов. Рассказывает историк Валдис Клишанс

    ✪ Ученые впервые обнаружили 12 аномальных газовых пузырей на острове Белый

    ✪ Пермские археологи исследуют захоронения времен вторжения гуннов

    Субтитры

Влияние на историю народов

Международное значение гуннского вторжения отчасти определялось далеко идущими изменениями в положении анто -склавенских племён. Уничтожив могущество остготов, гунны предотвратили возможность германизации анто-склавен в Европе. Кроме того, остатки иранских племён в Восточной Европе также были ослаблены. Значительная часть аланов двинулась на запад, следуя исходу готов. В результате роль иранского элемента в жизни антских племён уменьшилась, в то время как склавенское и тюркское влияние возросло.

Эпоха гуннского вторжения является, таким образом, в определённом смысле периодом освобождения восточных протославян не только от готского , но также и от иранского контроля. Гунны привлекали анто-склавенские подразделения в свою армию и использовали их как вспомогательные во время своих кампаний .

Имя в форме «Гунны» введено в научный оборот в 1926 году историком К. А. Иностранцевым , чтобы отличать европейских хунну от азиатских . В сочинениях Приска Панийского , византийского дипломата, историка и писателя V века, участвовавшего в посольстве Византии к вождю гуннов Аттиле в его ставке, гунны упомянуты под именем «Унны» . Предположительно текстами Приска пользовался Иордан .

Происхождение

Господствующая гипотеза связывает гуннов с хунну (сюнну) - народом, который обитал на севере Китая , в излучине реки Хуанхэ . Он упоминается в китайских источниках с III века до н. э. , и это был первый народ, создавший в Центральной Азии обширную кочевую империю. В 48 году н. э. хунну разделились на две ветви, северную и южную. Потерпев поражение от сянби и Китая, объединение северных хунну распалось и его остатки мигрировали в западном направлении. Помимо созвучия имён на генетическую связь между гуннами и хунну Центральной Азии указывает ряд категорий материальной культуры , в особенности в сфере военного дела, характерной чертой которого было использование сложносоставного лука .

Палеогенетика

Исследование ДНК скелета элитного гунна из Музея естественной истории (г. Будапешт, Венгрия), датированного средней третью V века, показало, что он имел Y-хромосомную гаплогруппу L . Другие исследования показали - Q-M242, N, C-M130, и R1a1. Захоронения в Китае показали - Q-M3 и митохондриальную гаплогруппу D4j12

История

В европейских источниках первые упоминания о гуннах датируются II веком н. э. и относятся к региону в восточной области Прикаспия . Однако среди исследователей нет уверенности, касаются ли данные известия собственно гуннов, либо являются простым созвучием.

В 70-х годах IV века гунны покорили аланов на Северном Кавказе , а затем разгромили остготское государство Германариха .

Аттила перешёл от тактики кавалерии к осаде городов и к 447 году взял 60 городов и укреплённых пунктов на Балканах , территории современной Греции и в других провинциях Римской империи. В 451 году в битве на Каталаунских полях в Галлии продвижение гуннов на запад было остановлено объединённой армией римлян под началом полководца Аэция и Тулузского королевства вестготов . В 452 году гунны вторглись в Италию, разграбив Аквилею, Милан и ряд других городов, но затем отступили назад.

После смерти Аттилы в 453 году возникшими внутри империи распрями воспользовались покорённые гепиды , возглавившие восстание германских племён против гуннов. В 454 году в битве при реке Недао в Паннонии гунны были разбиты и вытеснены в Причерноморье. Попытки гуннов прорваться на Балканский полуостров в 469 году были тщетными .

Гунны быстро растворились в среде других народов, которые продолжали непрерывно прибывать с востока. Однако их имя ещё долго использовалось средневековыми авторами в качестве общего наименования всех кочевников Причерноморья, безотносительно к реальным связям таковых с бывшим гуннским союзом. Следующей волной Великого переселения народов стало появление племён огуров в 460-х гг. и савиров в начале VI века.

С начала VI века и до 1-й пол. VIII века на территории Прикаспийского Дагестана существовало политическое объединение, называемое в закавказских источниках «царством гуннов» («хонов»). Большая часть исследователей полагает, что под этим именем скрывается одно из племён савиров . По другой точке зрения, это союз местного кавказского происхождения . Его столицей был город Варачан , но большая часть населения сохраняла кочевой быт. Во 2-й пол. VII века его правитель носил тюркский титул эльтебер и признавал себя вассалом хазар , хотя на деле обладал большой долей самостоятельности, совершая походы в Закавказье . В 682 году глава гуннов Алп Илитвер принял посольство из Кавказской Албании во главе с епископом Исраэлем и вместе со знатью перешёл в христианство . О судьбе кавказских гуннов после начала VIII века ясных сведений нет.

Образ жизни и военное дело

Гунны внушали цивилизованному миру наибольший из всех варваров страх. Германцы были знакомы с земледелием, тогда как гунны являлись кочевниками. В этих всадниках с непривычной монголоидностью римляне видели не столько людей, сколько порождения демонов .

Приск отмечал, что скифский закон разрешает многожёнство. По-видимому, основу социальной организации составляла большая патриархальная семья. Социальный строй гуннов Европы охарактеризован Энгельсом как военная демократия. Аммиан писал: «Если случится рассуждать о серьёзных делах, они все сообща советуются ».

Гунны применяли дальнобойный лук . Лук гуннов был коротким так как стрельба велась с лошади. Лук имел обратный изгиб, благодаря чему при меньшем размере достигалась большая убойная сила лука. Лук делался составным, а для большей прочности и упругости его укрепляли накладками из костей или рогов животных. Стрелы употреблялись как с костяными, так и с железными или бронзовыми наконечниками. Иногда к стрелам прикреплялись костяные шарики, с просверленными в них отверстиями, издававшие в полёте устрашающий свист. Лук вкладывался в особый футляр и прикреплялся к поясу слева, а стрелы находились в колчане за спиной воина справа. «Гуннский лук», или «скифский лук» (scytycus arcus ) - по свидетельствам римлян, самое современное и эффективное оружие античности, - считался очень ценным трофеем у римлян. Флавий Аэций , римский полководец, проживший 20 лет заложником среди гуннов, поставил скифский лук на вооружение в римской армии.

Религия

Подробное описание верований кавказских гуннов VII века сохранилось в сочинении Мовсеса Каланкатваци . Для них было характерно обожествление солнца, луны, огня, воды; почитание «богов дорог». Священным деревьям и почитаемым богам жертвовали лошадей, кровь которых проливалась вокруг дерева, а голову и шкуру жертвенного животного вешали на сучья. Во время религиозных церемоний и похорон проходили состязания в борьбе и сражения на мечах, скачки на конях, игры и пляски. Существовал обычай нанесения себе ран и увечий в знак скорби по умершему.

См. также

Примечания

  1. Тенишев Э. Р. Гуннов язык // Языки мира: Тюркские языки. - М., 1997. - С. 52-53
  2. Кляшторный С. Г., Савинов Д. Г. Степные империи древней Евразии. СПб: 2005. 346 с.
  3. Бернштам А. Н. Очерк истории гуннов. Л.: ЛГУ. 1951. 256 с.
  4. Гунны в БСЭ
  5. Гавритухин И. О. Гунны // БРЭ. Т. 8. М., 2007. - С. 160.
  6. База данных JPL НАСА по малым телам Солнечной системы (1452) (англ.)
  7. Г. В. Вернадский. Древняя Русь. Глава IV. Гунно-Антский период (370-558 гг.), 1943 г.
  8. Иностранцев К. А. Хунну и Гунны, (разбор теорий о происхождении народа Хунну китайских летописей, о происхождении европейских Гуннов и о взаимных отношениях этих двух народов). - Л. : Издания Ленинградского ин-та живых восточных языков им. А. С. Енукидзе, 1926. - 152+4 с.
  9. Сказания Приска Панийского (пер. С. Дестуниса) . // Ученые записки второго отделения императорской академии наук, Книга VIII. Вып. 1. СПб. 1861
  10. Иордан. О происхождении и деяниях гетов . / Вступ. статья, пер., коммент. Е. Ч. Скржинской - СПб. : Алетейя, 1997, - с. 67.
  11. Юй Тайшан . Исследование проблем истории и этнической идентичности гуннов в китайской историографии. // Китайский институт общественных наук. Научно-исследовательский институт истории.
  12. Засецкая И. П. Культура кочевников южнорусских степей в гуннскую эпоху (конец IV-V в.). СПб., 1994.С. 151-156; её же. Гунны на Западе// История татар с древнейших времен: В 7 т, Т. I: Народы степной Евразии в древности. Казань, 2002. С. 148-152
  13. Никоноров В. П., Худяков Ю. С. «Свистящие стрелы» Маодуня и «Марсов меч» Атгилы: Военное дело азиатских хунну и европейских гуннов, - СПб /Петербургское Востоковедение, 2004; М/. Филоматис, 2004.- 320 с. (Серия «Militaria Antiqua», VI). ISBN 5-85803-278-6 («Петербургское Востоковедение»)
  14. «Sir H. H. Howorth, History of the Mongols (1876-1880); 6th Congress of Orientalists, Leiden, 1883 (Actes, part iv. pp. 177-195); de Guignes, Histoire generale des Huns, des Turcs, des Mongoles, et des autres Tartares occidentaux (1756-1758)»
  15. Peter Heather, «The Huns and the End of Roman Empire in Western Europe», The English Historical Review , Vol. 110, No. 435, February 1995, p. 5.
  16. «Europe: The Origins of the Huns» , on The History Files, based on conversations with Kemal Cemal, Turkey, 2002
  17. Кызласов И. Л. Археологический взгляд на алтайскую проблему // Тунгусо-маньчжурская проблема сегодня (Первые Шавкуновские чтения). - Владивосток, 2008. - С. 71-86.
  18. Казахстанский ДНК-проект
  19. http://dienekes.blogspot.ru/2013/09/ashg-2013-abstracts.html
  20. Томпсон Э. А . Гунны. Грозные воины степей. - М., 2008. - С. 77.
  21. Гунны в Энциклопедическом словаре
  22. Артамонов М. И. История хазар. М., 2001. -С.256; Гмыря Л. Б. «Царство гуннов» (савир) в Дагестане (IV-VII вв.) М., 1980. - С. 8-12.
  23. Гадло А. В. Этническая история Северного Кавказа IV-Х вв. Л., 1979. - С.152. Тревер К. В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании: IV в. до н. э. - VII в. н. э. М.-Л., 1959. - С.193.
  24. Гуревич А. Я. , Харитонович Д. Э. История Средних веков: Учебник для средней школы. - М.: Интерпракс, 1994. - 336 с. - ISBN 5-85235-204-7 . (2-е изд. 1995)
  25. Г. С. Дестунисъ. Сказанія Приска Панийскаго. Учёныя записки второго отд. Императорской Академии Наук кн. VII , вып. I СПб 1861 отр. 11 стр. 76
  26. Боковенко Н. А., Засецкая И. П. Происхождение котлов «гуннского типа» Восточной Европы в свете проблемы хунно-гуннских связей // Петербургский Археологический Вестник. СПб. Вып. 3. 1993
  27. Бернштам А. Н. Очерк истории гуннов // Л.: ЛГУ. 1951. 256 с. https://archive.is/20130407011054/kronk.narod.ru/library/bernshtam-an-1951-11.htm
  28. Гумилёв Л. Н.  Гунны // Советская историческая энциклопедия
  29. Артамонов М. И. История хазар. М.,2001. - С. 259-264.
  30. Потапов Л. П. Алтайский шаманизм. / Отв. ред. Р. Ф. Итс. - Л.: Наука, 1991. - 320 с.

Источники

  • Аммиан Марцеллин . Римская история / Пер. Ю. А. Кулаковского , А. И. Сонни. - СПб.: Алетейя, 1996. - 576 с. - Серия «Античная библиотека. Античная история». - ISBN 5-89329-008-9
  • Дестунис Г. С. Сказания Приска Панийского. // Учёные записки 2-го отд. Императорской Академии Наук. - Кн. VII, вып. I. - СПб., 1861.

Последние материалы раздела:

Роль Троцкого в Октябрьской революции и становлении советской власти
Роль Троцкого в Октябрьской революции и становлении советской власти

«Лента.ру»: Когда началась Февральская революция, Троцкий находился в США. Чем он там занимался и на какие деньги жил?Гусев: К началу Первой...

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...