Грамматические ошибки.

Классификация ошибок

Грамматические ошибки (Г) – это ошибки в структуре языковой единицы: слова, словосочетания или предложения, т.е. нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.

№ п/п

Вид ошибки Примеры

Ошибочное словообразование. Ошибочное образование форм существительного, прилагательного, числительного, местоимения, глагола (личных форм глаголов, действительных и страдательных причастий, деепричастий).

Благородность , чуда техники, под черк, над смехаться; более интереснее, красивше; с пятистами рублями; жонглировал обоими руками, ихнего пафоса, вокруг его ничего нет; сколько нравственных принципов мы лишились из-за утраты духовности; им двигает чувство сострадания; ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста; вышев на сцену, певцы поклонились.

Нарушение норм согласования

Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.

Нарушение норм управления

Нужно сделать природу более красивую. Все удивлялись его силой.

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым или способа выражения сказуемого

Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художе­ственной стороне произведения . Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые.

Ошибки в построении предложения с однородными членами

Страна любила и гордилась поэтом.

В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

Читая текст , возникает такое чувство сопереживания.

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

Ошибки в построении сложного предложения

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве.

Человеку показалось то , что это сон.

Нарушение границ предложения

Его не приняли в баскетбольную команду. Потому что он был невысокого роста.

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

Пропуск члена предложения (эллипсис)

На собрании было принято (?) провести субботник.

Ошибки, связанные с употреблением частиц: отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится

Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника. В тексте всего раскрываются две проблемы.

Речевые ошибки (Р) – это ошибки не в построении предложения, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова, т. е. нарушение лексических норм. Это плеоназм, тавтология, речевые штам­пы, неуместное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; экспрессивных средств, неразличение паронимов. Ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.

№ п/п

Вид ошибки Примеры

Употребление слова в несвойственном ему значении

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Благодаря пожару, лес сгорел.

Неоправданное употребление диалектных и просторечных слов

Таким людям всегда удается объегорить других. Обломов ничем не занимался и целыми днями валял дурака.

Неудачное употребление местоимений

Текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю; У меня сразу же возникла картина в своем воображении.

Употребление слов иной стилевой окраски; смешение лексики разных эпох; неуместное употребление канцелярита, экспрессивных, эмоционально окрашенных слов, устаревшей лексики, жаргонизмов, неуместное употребление фразеологизмов

По задумке автора, герой побеждает; Молчалин работает секретарем Фамусова; В романе А.С. Пушкина имеют место лирические отступления; Автор то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. Если бы я был там, то за такое отношение к матери я бы этому кексу в грызло бы дал; Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

В таких случаях я взглядываю в словарь.

Неразличение паронимов, синонимичных слов; ошибки в употреблении антонимов при построении антитезы; разрушение образного значения фразеологизма в неудачно организованном контексте

Были приняты эффектные меры; Имя этого поэта знако­мо во многих странах; В третьей части текста не веселый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься; грампластинка не сказала еще своего последнего слова .

Нарушение лексической сочетаемости

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Молодой юноша; очень прекрасный.

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

Неоправданное повторение слова

Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного им.

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда писатель пришел в редакцию , его принял главный редактор. Когда они поговорили , писатель отправился в гостиницу.

Употребление лишних слов, лексическая избыточность

Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться, об этом позаботится книжный наш магазин.

Логические ошибки (Л). Логические ошибки связаны с нарушением логической правильности речи. Они возникают в результате нарушения законов логики, допущенного как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста.

№ п/п

Вид ошибки Примеры

Сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении, тексте

На уроке присутствовали директор, библиотекарь , а также Анна Петровна Иванова и Зоя Ивановна Петрова ; Он облокотился спиной на батарею; За хорошую учебу и воспитание детей родители обучающихся получили благодарственные письма от администрации школы.

Нарушение причинно-следственных отношений

В последние годы очень много сделано для модернизации образования, однако педагоги работают по-старому, так как вопросы модернизации образования решаются слабо .

Пропуск звена в объяснении, «логический скачок».

Людской поток через наш двор перекрыть вряд ли возможно. [?] А как хочется, чтобы двор был украшением и школы, и поселка.

Перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к сочинению или изложению)

Пора вернуть этому слову его истинный смысл! Честь... Но как это сделать?

Неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование (например, сначала от первого, затем от третьего лица)

Сопоставление логически несопоставимых понятий

Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей .

Композиционно-текстовые ошибки

Неудачный зачин

Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует, наличием указательных словоформ в первом предложении, например: В этом тексте автор…

Ошибки в основной части

а) Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении.

б) Отсутствие последовательности в изложении; бессвязность и нарушение порядка предложений.

в) Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла.

Неудачная концовка

Дублирование вывода, неоправданное повторение высказанной ранее мысли.

Фактические ошибки (Ф) - разновидность неязыковых ошибок, заключающаяся в том, что пишущий приводит факты, противоречащие действительности, дает неправильную информацию о фактических обстоятельствах, как связанных, так и не связанных с анализируемым текстом (фоновые знания)

№ п/п

Вид ошибки Примеры

Базаров был нигилист и поэтому убил старуху топором ; Ленский вернулся в свое имение из Англии; Счастьем для Обломова было одиночество и равнодушие.

Неточность в цитате. Отсутствие указания на автора цитаты. Неверно названный автор цитаты.

Книга очень много для меня значит, ведь еще Ленин сказал: «Век живи – век учись

Незнание исторических и др. фактов, в том числе временное смещение.

Великая Отечественная война 1812 года; Столица США - Нью-Йорк.

Неточности в именах, фамилиях, прозвищах литературных героев.

Искажения в названиях литературных произведений, их жанров, ошибка в указании автора.

Тургень ев; «Тарас и Бульба»; в повести Тургенева «Преступление и наказание».


Саяпина Оксана Валерьевна

Виды грамматических ошибок

Примеры ошибок

Правильный вариант/правило

Ошибки в управлении

Неправильнное употребление падежной формы существительного с предлогом

* Оплатить за проезд

Скучаю по вам

*согласно приказа,

по приезду

(кому? чему?)

Лагодаря

Согласно

По приезде , прибытии , завершении , истечении , возвращении (в П.п.)

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Смешение конструкций главного и придаточного предложений

*МГУ завершило прием

*Кресло-кровать стояла

*Пришел добрый врач Иванова.

Никто, даже отличники, не решили.

*Те , (кто опоздал), не посмотрел фильм.

Гл.слово-м.р.

Гл.слово-ср.р

Полеж.-ж.р./Сказ-ж.р.

Никто не решил

Те не посмотрели, кто опоздал.

Ошибки в построении предложения с однородными членами

1.Употребление общего з.с. при о.ч.п. , требующих разного управления

2.Неправильный порядок слов в предложении с двойными союзами

3. Употребление двойных союзов в искаженном виде

4. Избыточность союзных средств

5. Устранение не только одинаковых, но и разных предлогов

6. Несовпадение формы обобщающего слова и о.ч.п.

7. Объединение в однородном ряду «неравноправных» компонентов.

* Аспирант занимается подбором и наблюдением над фактами.

*Живые ветви не только непригодны для разведения огня, но и для его поддержания.

* Живые ветви непригодны не только для разведения огня, а также для его поддержания.

*Хозяин удивился, но, однако, тем не менее промолчал.

*Концерты проходили В театрах, парках, стадионах.

*Она вырастила пятерых детей: два мальчика и три девочки.

* Нашлась /потерявшаяся вчера/ собака и (которую разыскивали соседи)

Подбор (чего?)

Наблюдение(над чем?)

не только для разведения, но и для поддержания.

Не только, но и

Как, так и

но//тем не менее

НА стадионах

Двух мальчиков и трех девочек

Или 2 /п.о/, или 2 придаточных!!!

Ошибка в построении предложения с причастным оборотом

- разорван определяемым словом

Неправильное согласование причастия с определяемым словом

*Издалека были видны /плывущие бревна по воде/

Мы увидели бревна , плывущих по воде

Бревна, /плывущие по воде/

Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом

Деепричастие и глагол должны иметь одно действующее лицо

* Листая альбом, мне попались две фотографии

Листая альбом, я увидел две фотографии.

Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

- приложение должно стоять в Им.п. при наличии определяемого существитель-ного, а при его отсутствии – в нужном падеже.

*В романе «Капитанской дочке» Пушкин отразил события 18 века.

«Капитанская дочка» главный герой – П.Гринев.

В романе «Капитанская дочка»..

В «Капитанской дочке»…

Ошибка в построении сложного предложения

- с придаточным определительным (оно относится к последнему сущ. в главном)

-употребление составных союзов в искаженном виде

-избыточность союзных средств

* Семинар был организован профессором Матвеевым, который прошел очень интересно.

* Перед тем чтобы написать письмо, он долго искал нужные слова.

* Он спросил, что где его вещи.

* Я не знаю, что сможем ли мы найти общий язык

Профессором Матвеевым был организован семинар, который прошел очень интересно

Перед тем как

Для того чтобы

Вмето того чтобы

Прежде чем

С тех пор как

По мере того как

Подобно тому как

Виду того что

Вследствие того что несмотря на то что

Он спросил, где его вещи.

Я не знаю, сможем ли мы найти…

Косвенная речь

Прямая речь

Средство связи при замене на косвенную

Косвенная речь

Повествовательное предложение

* «Я буду ждать тебя где-нибудь поблизости,»-сказала Валя.

*Валя сказала, что она будет ждать меня поблизости.

Побудительное предложение

*Иван попросил: «Назови, Люба, всех членов штаба и охарактеризуй каждого из них».

чтобы

* Иван попросил, чтобы Люба назвала всех членов штаба и охарактеризовала каждого из них»

Вопросительное предложение

«Уж не думаешь ли ты со мною в прятки играть?»-сказал Ваня с досадой.

*Ваня сказал с досадой, не думаю ли я с ним в прятки играть.

В косвенной

Прямая речь

Примеры ошибок

Косвенная речь

Он сказал:

Он сказал, что он сделает эту работу для меня.

Он сказал: «Приходи пораньше».

Он сказал, чтобы я пришел пораньше.

Ты спрашиваешь:

Ты спрашиваешь,

Я спрашиваю: «Ты был вчера в институте?»

Я спрашиваю, был ли ты вчера в институте.

5. опускаются; выражаемые ими оттенки передаются только приблизительно другими лексическими средствами, например:

1. Если прямая речь представляет собой повествовательное предложение , то при замене ее косвенной речью используется союз что, например:

*Слуга вошел и объявил, что лошади поданы (П.). (Ср.: Слуга вошел и объявил: «Лошади поданы»).

2. Если прямая речь представляет собой побудительное предложение , то при замене ее косвенной речью используется союз чтобы, например:

*Скажите, чтоб он убирался... (Ч.). (Ср.: Скажите: «Убирайтесь...»).

3.Если прямая речь представляет собой вопросительное предложение , то при замене ее косвенной речью возможны два случая:

а) при наличии в прямой речи вопросительных местоименных слов они сохраняются в косвенной речи в роли относительных слов, например: Подъехали они к избе, спрашивают, где тут разыскать хозяйственную часть (Фурм.). (Ср.: Подъехали они к избе, спрашивают: «Где тут разыскать хозяйственную часть?»).

б) при отсутствии в прямой речи вопросительных местоименных слов косвенный вопрос выражается при помощи частицы ли в роли союза, например: Генерал осведомился, не сын ли я Андрея Петровича Гринева (П.). (Ср.: Генерал осведомился: «Вы сын Андрея Петровича Гринева?» или «Не сын ли вы Андрея Петровича Гринева?»).

4. В косвенной речи личные и притяжательные местоимения и лица глагола употребляются с точки зрения автора, а не лица говорящего, например:

Прямая речь

Примеры ошибок

Косвенная речь

Он сказал: «Я сделаю эту работу для тебя».

Он сказал, что я сделаю эту работу для тебя.

Он сказал, что сделает эту работу для меня.

Он сказал: «Приходи пораньше».

Он сказал, что приходи пораньше.

Он сказал, чтобы я пришел пораньше.

Ты спрашиваешь: «Когда ты вернешь мне мою книгу?»

Ты спрашиваешь, что когда ты вернешь мне мою книгу.

Ты спрашиваешь, когда я верну тебе твою книгу.

Я спрашиваю: «Ты был вчера в институте?»

Я спрашиваю, что ты был вчера в институте?

Я спрашиваю, был ли ты вчера в институте.

5.Обращения, междометия, эмоциональные частицы , имеющиеся в прямой речи, в косвенной речи опускаются; выражаемые ими оттенки передаются только приблизительно другими лексическими средствами, например.

1. Ошибочное словообразование

1. «Шуршавые руки» «Раздумчивый взгляд»

«Добрость»

2. Ошибки в образовании форм существительных

2. «Облаки», «пирожок с повидлой», «без носок»

3. Ошибки в образовании форм прилагательных

3. «Более интереснее» «Самый красивейший»

4. Ошибки в образовании форм местоимений

4. «Ихний», «ихи»

5. Ошибки в образовании форм глагола

5. «Ездиет», «ждя его»

6. Нарушение согласования

6. «Он никогда не видел таких глаз, наполненные тоской»

7. Нарушение управления

7. «Жажда к славе» «Мечта к свободе» «Беспокоюсь за него» «Удивляюсь его силой»

8. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

8. «Дружба с ребятами Вальком и Марусей повлияли на его жизнь»

9. Ошибки в построении предложений с деепричастным оборотом

9. «Читая книгу, в голову приходят мысли»

«Открыв окно, запахло соснами»

10. Ошибки в построении предложений с причастным оборотом

10. «Горная цепь тянется с востока на запад, состоящая из хребтов»

11. Ошибки в построении предложений с однородными членами

11. «Я хотел показать значение спорта и почему я его люблю»

12. Ошибки в построении сложноподчинённых предложений

12. «Колхоз был построен под руководством Давыдова, который превратился в крупное хозяйство»

13. Смешение прямой и косвенной речи

13. «Игорь сказал, что «Хочу свою голову положить или испить шлемом из Дона»

14. Пропуск необходимых слов

14. «Вадик прибил доску и побежал в футбол»

15. Нарушение границ предложения

15. «Охотник положил ружьё, привязал собаку. И пошёл к зверю»

16. Неудачное употребление личного или указательного местоимений

16. «Я вынула книгу из сумки и

положила её на стол» (кого её?)

17. Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм

17. «Брат сидел за столом и 1 раскрашивает картинки»: «Пугачев выходил из избы и сел в карету»

Нормы оценки сочинений

При выделении орфографических ошибок следует учитывать однотипные ошибки (на одно и то же правило).

Первые три однотипные ошибки считаются как одна, каждая последующая плюсуется. Ошибки не считаются однотипными, если для правильного написания слова, необходимо подобрать совершенно другое проверочное слово. (Например, безударные гласные в корне не относятся однотипными ошибками).

Негрубые орфографические ошибки считаются за 0,5 ошибки (1 н). К негрубым орфографическим ошибкам относятся слова- исключения из правил и трудные непроверяемые словарные слова.

Пунктуационные ошибки однотипными быть не могут!

На оценку «5» за содержание в сочинении допускается: одна незначительная неточность в содержании, т.е. 1 негрубая фактическая или 1 негрубая логическая ошибка + 1-2 речевых недочёта.

На оценку «5» за грамотность в сочинении допускается: 1 негрубая орфографическая или 1 пунктуационная или 1 грамматическая ошибка.

На оценку «4» за содержание в сочинении допускается: 2-3 фактические или логические ошибки + 3-4 речевых недочёта.

На оценку «4» за грамотность в сочинении допускается: 1-2 орфографических + 3 пунктуационных + 3 грамматических или 0 орфографических + 4 пунктуационных + 3 грамматических ошибки.

На оценку «3» за содержание в сочинении допускается: 4 фактические или логические ошибки + 5 речевых недочётов.

На оценку «3» за грамотное сочинении допускается

4 орфографических + 4 пунктуационных + 4 грамматических ошибки.

С шести фактических, или шести логических ошибок, или шести речевых недочетов начинается оценка «2» за содержание.

С пяти орфографических, или пяти пунктуационных, или пяти грамматических ошибок начинается оценка «2» за грамотность.

В 5 классе, в 1-м полугодии, допускается 6 орфографических или пунктуационных ошибок на оценку «3».

При выставлении 1-ой оценки за содержание следует учитывать не только количество фактических, логических ошибок и речевых недочетов.

Оценка «5» ставится за сочинение, которое

    глубоко и аргументированно раскрывает тему;

    свидетельствует об отличном знании текста и других литературно-критических материалов;

    стройно по композиции;

    отличается самостоятельными выводами и глубокими обобщениями;

    написано правильным литературным языком и стилистически соответствует содержанию.

На о ц енку «4» требуется то же самое, но с определением «хорошее».

На опенку «3» - с определением «удовлетворительное».

Оценка «2» ставится в том случае, если тема не раскрыта, знание текста поверхностное, нет выводов.

Соответствующие необходимые пояснения (из вышеприведённых) учитель пишет под текстом сочинения, объясняя тем самым выставленную оценку.

Оценка устных ответов учащихся

При оценке устного ответа учащихся учитывается:

      знание текста и понимание его идейно-художественного своеобразияия;

      умение объяснять взаимосвязь поступков героев;

      понимание роли художественных средств;

      знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться ими в ходе анализа;

      умение анализировать текст в соответствии с ведущими историко-философскими идеями эпохи;

      умение владеть монологической речью.

Требования к речи учащегося

При оценке устных и письменных ответов учитывается их речевое оформление.

Учащийся должен уметь:

        говорить или писать на тему, соблюдая её границы;

        отбирать наиболее существенные факты для раскрытия идей;

        излагать материал последовательно;

        делать необходимые выводы и обобщения;

        строит|> высказывание в определённом стиле;

        отвечать громко, чётко, с соблюдением логических ударений,

пауз, правил интонации.

Все названные требования и нормы оценки письменных и устных ответов следует обязательно довести до сведения учащихся и их родителей (сделать соответствующие распечатки, оформить стенд в кабинете литературы и т.д.). Только в этом случае ребята будут понимать аргументированность выставляемых оценок, а учитель сможет быть по-настоящему объективным.

Пути изучения литературного произведения в школе

Путь изучения - это своеобразный порядок анализа, ход разбора произведения.

Особенно важно правильно выбрать путь анализа при изучении крупных эпических произведений.

Существует три основных пути анализа :

          по образам (пообразный)

Пообразный путь

Логика анализа произведения подчинена логике анализа основных образов (например, 1-й урок - « Образ Евгения Онегина », потом - «Образ Татьяны», далее «Образ автора» и т.д.).

«Плюс» этого пути анализа : логика анализа понятна детям; очень эффективен в возрасте 14-15 лет, когда ребята пристально вглядываются в себя, оценивают свои и чужие черты характера => интерес их к характеристикам героев максимален; этот путь экономичен по времени.

«Минус» этого пути:

            к каждому уроку ребята должны просматривать весь текст произведения, подыскивая материал по конкретному образу;

            в художественном произведении все образы тесно переплетены, а мы «отрываем» один образ от другого;

            разрушается художественное единство произведения.

Проблемно-тематический путь

Учитель формулирует для себя круг основных проблем, который рассматривает автор в своем произведении, и каждый урок посвящается решению одной из проблем.

Например:

              «Роль народа и личности в истории» - по роману «Война и мир» (рассматривается круг проблем, связанный с образами Кутузова, Наполеона, Тушина и целого ряда других героев);

              «Патриотизм истинный и ложный» (Шерер, Ростовы, Болконские);

              «Нравственные искания лучших представителей русского дворянства» (Наташа, Болконский, Пьер).

«Плюсы» этого пути:

                позволяет глубоко и серьезно анализировать произведение;

                развивает аналитические способности учащегося;

                учит аргументировать свою точку зрения. «Минусы» этого пути:

                1. этот путь предполагает отличное знание текста и анализ на одном уроке многих образов произведения;

                  на уроке совершенно отсутствует эмоциональное восприятие текста, разговор идет в основном на логическом уровне.

Этот путь эффективен только в старших и очень сильных классах.

Учитель вместе с ребятами анализирует произведение по ходу развития сюжета, при этом берутся только ключевые главы и эпизоды.

«Плюсы» этого пути:

                    сохраняется целостность восприятия текста, так как ребята анализируют сразу и образы, и проблемы, и художественное своеобразие на изучаемом фрагменте текста;

                    сохраняется и часто усиливается эмоциональное восприятие текста.

«Минусы» этого пути:

                      целостная картина произведения становится ясной только в конце изучения =>

                      требуется максимальное количество времени по сравнению с другими путями анализа.

                      есть опасность «раствориться» в тексте. Этот метод универсален для любого возраста.

Опытный учитель умело комбинирует различные пути анализа, делая доминантным какой-либо один путь.

Приемы работы учителя и учащихся на уроках литературы в 9-11 классах

В старших классах можно использовать те же приемы, что и в 5-8 классах, но есть и особые приемы, которые наиболее эффективны именно в старших классах.

    Лекция учителя (требования к этой форме даны как самостоятельный раздел)

    Семинарское занятие

В 5-8 классах на одном уроке обычно сочетаются и слово учителя, и беседа по новому материалу. В старших классах в связи с большим объемом изучаемого материала бывает целесообразно разделить его на урок-лекцию, где говорит только учитель, и урок - семинар, где отвечают только ученики. Однако и в старших классах широко используется традиционный комбинированный урок. Вопросы и задания к семинарскому занятию даются заранее.

    урок-диспут

Требует серьезной предварительной подготовки: надо распределить учащихся на сторонников одной и другой позиции, заранее побеседовать с «лидерами» сторон и помочь им в подборе аргументов. В диспуте может принимать участие весь класс, а могут несколько человек, остальные ребята вместе с учителем выступают в роли наблюдателей и арбитров.

    Суд над литературным героем

Это своеобразный вариант диспута, но в «заостренной» форме, когда есть обвиняемый, обвинитель и адвокат. Эта форма урока, безусловно, несколько «грубовата» с эстетической точки зрения. НО!!! Эта форма обеспечивает высокую активность со стороны учащихся и становится эффективной в том классе, где ребята пассивны, с трудом читают изучаемые тексты. «Суд» над героем способен «расшевелить» такой класс.

    Составление киносценария по уже изученному произведению

Для киносценария надо выбрать основные эпизоды, отобрать текст, который будет звучать в кадре и за кадром, определить особенность операторской работы (сочетание крупного плана и панорамы), продумать музыку, художественное оформление, выбрать костюмы. Этот вид работы целесообразно проводить после анализа текста.

    Выбор актеров на роли главных героев

Важны не конкретные фамилии учеников или настоящих актеров, а образ в целом, то есть тип лица, внешний облик, черты характера, особенности темперамента и т. д. Этот прием очень похож на общую характеристику героя, но более интересен по форме.

    Заседание художественного совета театра или редколлегии литературного журнала

по вопросам выбора репертуара или публикации того или иного литературного произведения.

Например: Какие пьесы Островского целесообразно поставить в этом сезоне и почему?

После изучения творчества Бунина: Какие рассказы Бунина целесообразно включить в новое издание книги «Избранное» и почему?

    Монолог актера

по поводу того, как нужно сыграть данную роль. НО!!! Существуют негативные психологические моменты, возникающие из-за стеснительности ребят, которые хотели бы сыграть данную роль, но боятся чьих-то насмешек. Этих психологических проблем можно избежать, если предложить несколько другой вариант задания, а именно «Монолог режиссера» по поводу того, как нужно сыграть данную роль. (Эта форма снимает психологические барьеры, так как режиссер, глубоко понимая то, как нужно играть конкретного героя, не обязан соответствовать ему по внешним данным, иметь портретное сходство и т. д.)

NB!!! Названные приемы работы позволяют ребятам высказать собственное мнение, свое личное видение характеров героев, оставаясь при этом в «тени», как бы за «маской» актера, режиссера и т. д. Это связано с психологическими особенностями возраста ранней юности, когда человек уже имеет свое собственное мнение, но часто еще не готов его высказывать. Данные формы работы лучше давать в качестве домашнего задания.

    Интегрированный полифонический урок:

Это урок с участием «историка», «политика», «искусствоведа».

Этими лицами могут быть заранее подготовленные ученики или настоящие учителя истории, музыки, рисования, МХК. Их комментарии вплетаются в ход урока там, где нужно пояснить трудные для восприятия учащихся фрагменты текста.

10. Составление стихотворных композиций на определенную тему

Класс разбивается на группы по 4-6 человек. Каждая группа составляет композицию и готовит выразительное чтение стихов. Например: любовная лирика и гражданские стихи А. Ахматовой. В каждой группе есть режиссер, который отбирает стихи, помогает подготовить выразительное чтение. Перед чтением своей композиции ученики объясняют, почему они выбрали именно эти произведения. Композиция может быть литературно-музыкальной. Такое задание можно дать и всему классу, и как индивидуальное - группе учащихся.

Грамматические ошибки возникают при несоблюдении правил русского языка, что порой придает речи нелестное звучание. Мы не всегда можем донести до собеседника красиво изложенную мысль, если допускаем такие неточности в устной и письменной речи. Запоминая правила, в речевых оборотах можно избежать возникновения грамматических ошибок, чтобы говорить или писать красиво, изысканно и выразительно. Грамматическая ошибка - это наиболее слабое место в выполнении заданий по русскому языку, поэтому в данной статье мы рассмотрим их подробнее.

Немного теории

Грамматические ошибки - это ошибки в структурах языковых единиц, в структурах слов, словосочетаний, предложений. К ним также относятся нарушения той или иной грамматической нормы: морфологической, словообразовательной или синтаксической. Внизу вы можете подробно рассмотреть таблицу, где указаны варианты такого нарушения, как грамматическая ошибка. Примеры неверного употребления слов и их сочетаний изучите внимательно. Постарайтесь запомнить несложные правила, которые пригодятся в дальнейшей жизни при построении красивых диалогов.

Грамматические ошибки

№ п/п

Вид ошибки Пример
1 Ошибочные словообразования

Трудолюбимая, надсмехаешься

2 Ошибочные образования форм существительных

Разные чуда электроники, не хватило время

3 Ошибочные образования форм прилагательных

Более завлекательнее, красившее

4 Ошибочные образования форм числительных С шестистами рублями
5

Ошибочные образования форм местоимений

Ихний сосед, ихи сорванцы
6 Ошибочные образования форм глаголов Они ходют, не хочут, пиша о случившемся
7

Нарушения согласования

Он знаком с массой девушек, занимающимися рукоделием
8

Нарушения управления

Необходимо сделать свою речь более правильную. Рассказывает читателей

9 Нарушения связей между подлежащими и сказуемыми Меньшинство возражали против такой оценки его творения
10

Нарушения способов выражения сказуемых в отдельных конструкциях

Он написал роман, который эпопея
11 Ошибки в предложениях с однородными членами Команда любила и гордилась вратарем.

В письме я хотел показать значение соревнований и почему я их люблю

12

Ошибки в предложениях с деепричастными оборотами

Читая статью, возникает такое ощущение…
13

Ошибки в предложениях с причастными оборотами

Широкая дорога была покрыта проваливающимися снегом под ботинками
14

Ошибки в построении сложных предложений

Эта книга заставила меня уважать и ценить родителей, которую я прочитал ещё в юности.

Мне показалось то, что это…

15

Нарушение границ предложения

И когда герой пришел в себя. Было уже поздно.
16

Смешение косвенной и прямой речи

Автор написал, что я согласен с таким мнением рецензента

Заключение

Изучение грамматических норм языка и случаев их нарушения позволит вам сделать свою речь более точной и выразительной. Повысится ваш культурный уровень как носителя языка. Ведь действительно, красивая чистая речь с соблюдением всех правил и норм литературного языка отличается логичностью, богатством, чистотой и благозвучием. Поверьте, в разговоре и на письме грамматические ошибки (да и любые другие) выглядят не очень-то достойно, поэтому запомните несложные правила и старайтесь говорить и писать красиво!

Прилагательное

  • В составном сказуемом нельзя одновременно употреблять полную и краткую формы прилагательного. Пример ошибки: Жизненный путь героятяжёл и трагичный . вм. Жизненный путь героя тяжёл и трагичен .
  • Зависимые слова могут быть только при краткой форме прилагательного: Сюжет рассказа интересен (НЕ интересный !) во многих отношениях.
  • Нельзя соединять формы сравнительной и превосходной степени, а также простые и составные формы обеих степеней сравнения. Пример ошибки:Это произведение более худшее вм. Это произведение ещё хуже . Самый способнейший студент вм. Самый способный студент.
  • Формы на -енен в современном языке малоупотребительны, более предпочтительны формы на -ен: Его вклад в работу был существен (НЕсущественен !).

Числительное

  • При склонении составных количественных числительных должны изменяться все слова, входящие в их состав: В окружности озеро составило около четырёхсот шестидесяти пяти (НЕ четыреста шестьдесят пяти !) метров. ; при склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово: Это событие состоялось в начале тысяча восемьсот четвёртого (НЕ тысячи восьмисот четвёртого !) года.
  • Собирательные числительные (двое, трое ) и проч. не должны употребляться с существительными, обозначающими животных и лиц женского пола. Примеры ошибок: двое шахматисток вм. две шахматистки, трое зайцев вм. три зайца.
  • Недопустимо употребление формы оба с существительными женского рода (собирательное числительное оба имеет две формы: для мужского и среднего рода – оба, для женского – обе ): в обеих (НЕ вобоих !) квартирах, обеими (НЕ обоими !) подругами.

Местоимение

  • Ошибочное образование форм местоимений: ихний ребёнок вм. их ребёнок, около его вм. около него .
  • Сочетания для ней, от ней имеют архаический или просторечный характер. Примеры ошибок: Для ней нет имени вм. Для неё нет имени.
  • Местоимения 3-го лица обычно указывают на ближайшее существительное. При несоблюдении этого правила возникает двусмысленность.
    Неправильно: Когда Ниловна везла прокламации с речью Павла, её (кого – Ниловну или речь Павла?) захватила полиция.
    Правильно: Полиция схватила Ниловну , когда она везла прокламации с речью Павла.

    Неправильно: Встреча Чацкого с Фамусовым не принесла ему (кому – Чацкому или Фамусову?) ничего хорошего.
    Правильно: Встреча Чацкого с Фамусовым не принесла Александру Александровичу ничего хорошего.

  • Нельзя заменять личным местоимением 3-го лица множественного числа существительные, имеющие собирательное значение (студенчество, крестьянство, народ и проч.).
    Неправильно: чиновничество . Среди них
    Правильно: В комедии обличается провинциальное чиновничество . Среди него процветают взяточничество, беззаконие, воровство.
  • Местоимения свой и себя указывают на тех лиц, которые производят действие. Если об этом забыть, возникает двусмысленность:
    Неправильно: Тургенев приводит героя к постепенному осознанию своих (чьих – Тургенева или героя?) ошибок.
    Правильно: Тургенев приводит героя к постепенному осознанию совершённых им ошибок.

    Неправильно: Каждый из помещиков уговаривает Павла Ивановича поехать к себе. (к кому – к помещику или к самому себе?)
    Правильно: Каждый из помещиков предлагает, чтобы Павел Иванович к нему приехал.

Глагол

  • Ошибочное образование глагольных форм: ложит вм. кладет, ездиет вм. ездит.
  • У глаголов убедить, победить, ощутить, очутиться и некоторых других не употребляются формы 1-го лица единственного числа. Вместо них можно использовать конструкции с неопределенной формой этих глаголов: Я могу ощутить (а НЕ я ощущу ), я надеюсь победить (а НЕ я побежу ),я должен убедить (а НЕ я убежу ).
  • Недопустимо использование суффикса -ывова- (-ивова-) вместо -ова(-ива) : результаты подытожива лись (а НЕ подытоживова лись )
  • При употреблении возвратных глаголов возможны неточности, связанные с неразличением собственно возвратного и пассивного залогов таких глаголов: задерживаются в аудиториях (их задерживают или слушатели сами остаются?). Разрешение двусмысленности: После лекций слушателей нередко задерживают в аудиториях либо После лекций слушатели нередко остаются в аудиториях.
  • Нельзя допускать разнобой в формах времени и вида глаголов.
    Неправильно: Чуткий художник, он откликается отмечал
    Правильно: Чуткий художник, он откликается (откликался) на события окружающей жизни и отмечает (отмечал) только что зарождающиеся в ней явления.

Причастие

  • Недопустимо одновременное использование суффиксов -ова- и -ем- (-им-) : исследоваем ый процесс вм. исследуем ый процесс.
  • Нельзя опускать частицу -ся в причастиях, образованных от возвратных глаголов: В центре повести представитель нарождающегося (НЕнарождающего !) класса буржуазии.
  • Недопустимо рассогласование причастия во времени с глаголом-сказуемым или с окружающей лексикой: На совещании были представители всех районов, за исключением двух делегатов, отсутствовавших (НЕ отсутствующих !) по уважительным причинам. Роман вскрывает всю глубину социального неравенства, господствовавшего (НЕ господствующего !) в то время в России.
  • Причастный оборот не должен включать в себя определяемое существительное. Пример ошибки: отредактированнаярукопись редактором вм.отредактированная редактором рукопись или рукопись, отредактированная редактором.
  • Причастный оборот обычно примыкает к определяемому существительному непосредственно (спереди или сзади). Разносить их не следует.
    Неправильно: Горная цепь тянется с востока на запад, состоящая из множества хребтов.
    Правильно: Состоящая из множества хребтов горная цепь тянется с востока на запад . Либо: Горная цепь, состоящая из множества хребтов, тянется с востока на запад.

Деепричастие

  • Глагол-сказуемое и деепричастие не должны обозначать действия разных лиц или предметов.
    Неправильно: Выражая в песнях, сказках, былинах мечту о счастливой доле, народом были созданы
    Правильно: Выражая в песнях, сказках, былинах мечту о счастливой доле, народ создал произведения большой глубины и силы.
  • В пределах одного предложения недопустимо употребление деепричастий разного вида и времени.
    Неправильно: Читая статью и отметив
    Правильно: Читая статью и отмечая нужный материал, я всегда делаю выписки. (или Прочитав статью и отметив )
  • Недопустимо употребление деепричастий в пассивной конструкции.
    Неправильно: На картине изображён мальчик, широко расставив ноги и уперевшись руками в колени.
    Правильно: На картине изображён мальчик, широко расставивший ноги и упершийся руками в колени.

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...